День памяти апостола Андрея Первозванного

Слово митрополита Сергия (Фомина), Воронежского и Лискинского,
в день памяти святого апостола Андрея Первозванного

Владыце всех, Андрее, молися мир вселенней даровати

Сердечно благодарю Вас, дорогой отец настоятель, отец Виталий, дорогие отцы, братья и сестры!
Я сердечно поздравляю вас с нашим престольным праздником в честь святого апостола Андрея Первозванного. Его памяти посвящен этот храм, и святой апостол Андрей является покровителем нашего города.
Я хотел бы вместе с вами поразмышлять о значении апостольского подвига, апостольского труда. Почему мы так любим память святых апостолов? Почему мы чтим их труды и обращаем на них особое внимание? По одной простой причине. Господь так определил и задумал спасение человека, что когда было ясно, что человечество не может дать того, что примирило бы человека с Богом, освободило бы его от греха, проклятия и смерти, воплотился Сын Человеческий, Христос Спаситель. И являясь воплощенным Богом, Логосом, вторым лицом Святой Троицы, через которого были созданы весь наш мир, солнечная система, звезды, исполнил всякую правду, живя как человек, терпя и жажду и голод и холод. Будучи искушаем от дьявола и от многих людей. Но Он как Бог принес нам Новый Закон, закон любви, который отменил Закон пророка Моисея, восполнил его и придал ему духовный смысл.
Но Христос исполнив всякую правду избрал 12, а затем еще 70 апостолов, поведав им все, что нужно было знать человеку о своем спасении. Он вместе с тем не стал заниматься устроительством Церкви на земле, а поручил это трудам апостолов. И принеся себя в жертву Крестную, восстав от мертвых, победив смерть, вознесся на небо, а апостолы получили благодать Святого Духа в день Пятидесятницы. Они, исполнившись этой благодати, стали проповедовать по всему миру слово Христово. Тем людям, которые могли воспринять это слово, образованному, цивилизованному обществу, которое тогда составляло Римскую империю. Но мы знаем, что апостол Андрей Первозванный вышел за границы этой империи и продолжал проповедовать у нас, на горах Киевских. Мы знаем, что апостол Фома тоже вышел за пределы этой империи и проповедовал и в Эфиопии, и в Индии. Мы знаем, что апостол Матфей также вышел за пределы империи и проповедовал в нынешней нашей Средней Азии на территории Узбекистана и Таджикистана. Апостолы пронесли слово Христово по всему миру. И благодаря их трудам, благодаря их самоотверженности, благодаря всему тому, что они претерпели, мы имеем с вами эту благою весть. Христом был как бы включен механизм человеческой ответственности за будущее мира, за будущее человека. Потому что Бог не стал насаждать силой Свое учение, а отдал его в руки людей, через апостолов, которые предложили это новое учение Христово всему миру.
И прошло немного времени, и христианство стало государственной религией, которая стала влиять на политическую и экономическую жизнь стран. На отношение общества, прежде всего, к женщине — ведь именно христианство освободило женщину, и все то, весь тот прогресс, который мы с вами имеем — все это результат творческой энергии Святого Духа, который действовал через просвещенный Христовым учением народ. И мы должны быть благодарны и Христу, и апостолам за это учение, которое они распространили. Учение, которое животворит нас на трудовые подвиги в нашей повседневной жизни.
Поэтому мы и чтим апостола Андрея, который первым откликнулся на призыв Христа. Который воспринял этот призыв всем сердцем и оставил все, что имел. И каждый из апостолов оставил все и пошел за Христом, видя, что Его Царство не земное, а Небесное. Они последовали за ним без сомнений и без колебаний. Дай Бог, чтобы эта апостольская миссия, которая животворит нас с вами, проникла бы и в сердце каждого из нас. Чтобы мы исполняли заповеди Христовы и вместе с тем, были бы тоже миссионерами, чтобы слово Христовой истинны, через нашу жизнь, через наши дела, через наше слово было бы востребовано окружающими нас людьми, нашими родственникам, близкими и дальним. Чтобы каждый говорил: «Вот он или она живут по заповедям Христа и смотрите — как с ними спокойно, как с ними прекрасно и замечательно. Я хочу, чтобы в моем сердце тоже жил Господь». Это главная задача нашей жизни! И мы со смирением должны стараться исполнить это, как бы трудно нам ни было, но мы должны постараться быть образцом во всем: в деле, в слове, в житии для людей, которые живут вместе с нами.
Я желаю, чтобы предстательство апостолов Христовых было нашей защитой и помощью! Чтобы взирая на их жизнь мы и свою жизнь проживали бы осмысленно и использовали это время для того, чтобы исполнять заповеди Христа, и чтобы когда мы предстанем перед Господом, Он сказал бы: «Добрый и верный рабе! Вниди в радость Господа своего!»
Храни вас Господь, с праздником!
Сказано 13 декабря 2014 г., в Андреевском храме г. Воронеж.

Слово протоиерея Феодора Титова (+1935г.) в день св. ап. Андрея Первозванного

О «новом христианстве» и «новом пути»

Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2).

Весьма многолюдное собрание молящихся в этом храме в нынешний день красноречивее всяких слов говорит о том, с каким благоговением и как глубоко наш русский народ почитает память св. ап. Андрея Первозванного. Служителю этого храма, при виде сегодняшнего многочисленного собрания молящихся, живо припоминается другая, еще более яркая и поразительная картина. В течение весенних и летних месяцев, сюда, на эту благословенную гору, в этот св. храм собираются десятки тысяч русских людей положительно со всех концов нашего великого отечества. Сюда идут из далекой Сибири и Бессарабии, идут с берегов Невы, Волхова и северной Двины и с высот Кавказских, — идут затем, чтобы посмотреть на это священное место, поклониться святыне его и помолиться в этом храме. И нужно видеть, нужно знать, каким духовным восторгом наполняются души, какою радостию сияют лица и глаза тех благочестивых русских поклонников, которые, после долгих, утомительных, тяжких трудов путешествия, преимущественно пешего, вступают, наконец, под сень этого величественного, чудного, святого храма. От многих нам самим приходилось слышать, что теперь, побывавши и помолившись у св. ап. Андрея Первозванного, они готовы спокойно умереть…
Такую прелесть имеет для русского народа все то, что напоминает ему о начале его христианской жизни; с таким благоговением наш народ относится к святыням своей церкви. Этим он не на словах, а на самом деле красноречиво говорит, что для него — самое дорогое, великое, неоцененное сокровище — его вера христианская.
Да, для нашего народа нет и не может быть ничего дороже его веры христианской.
Нам с вами, родившимся, воспитавшимся и выросшим посреди христианских понятий, совершенно свыкшимся с ними, трудно сразу определить и сказать, в чем заключается величие и драгоценность христианства для русского народа. Как здоровый не замечает своего здоровья, как сытый не понимает чувства голода, так и мы не замечаем и с первого раза не понимаем величия христианства. Но если мы обратимся к истории, если мы перенесемся мыслью своею ко временам древним, если мы прислушаемся к голосу русских людей, бывших свидетелями того великого переворота, какой произвело христианство в русском народе, то для нас станет совершенно понятною глубокая религиозность нашего народа, его беззаветная преданность своей вере, его безпримерное благочестие. Прочтите сочинения одного из первых русских митрополитов — с Илариона, и вы увидите, вы поймете, чтó сделало христианство для русского народа. «Уже не идолослужителями именуемся мы, а христианами… Уже не капища строим, но созидаем церкви Христовы; не закалаем друг друга бесам, но Христос за нас закалается и раздробляется в жертву Богу и Отцу. Уже не кровь жертв вкушаем и погибаем; но вкушаем пречистую кровь Христову, и спасаемся. Все народы помиловал благий Бог, и нас не презрел; восхотел и спас нас и привел в познание истины. Пуста была земля наша и изсохла; зной идолослужения изсушил ее: но внезапно потек источник евангелия и напоил всю землю нашу… Тьма служения бесовского исчезла, и осветило нашу землю солнце евангелия; капища разрушены, и церкви воздвигаются, идолы низвергаются»… (Из слова о законе и благодати).
Видите, по словам почти современника и непосредственного очевидца крещения русского народа, христианство обновило и преобразовало решительно все стороны народной жизни: веру, нравственность, быт, общественный и государственныя строй. Положительно не осталось ни одной стихии в народной жизни, которой бы не коснулось обновляющее и преобразующее влияние христианства. И чем больше и глубже христианство проникало в сознание народное, тем сильнее выражалось это обновляющее и преобразующее влияние христианства в жизни нашего народа. Все, что есть самого высокого, доброго, прекрасного, чистого в жизни нашего народа, всем этим он обязан христианству. Возьмите благородное искусство: оно и зародилось, и развилось у нас единственно на почве христианства. Возьмите литературу и науку: оне у нас — всецело произведение христианства. Наше государство поражает всех своим величием и могуществом; но и этим русский народ обязан христианству. Не прими наш русский народ в конце X в. христианской веры, он неминуемо и безследно потонул бы в океане инородческих племен, окружавших его решительно со всех сторон и несравненно превосходивших его и своею численностью, и своим могуществом, и даже своим развитием. Наш русский народ сначала выдержал многовековую, трудную, почти непосильную, по человеческим соображениям, борьбу с польским народом, а потом двукратное столкновение с большинством народов западно-европейских, и вышел из той и другого победителем; но и этим он обязан своей православной вере. Не прими наш русский народ христианства в форме восточного православия, не стань он на правой стороне христианства, история его, несомненно, приняла-бы совершенно иной ход, подобный, быть может, истории Польши и других народов. Национальное самосознание нашего народа выросло и окрепло на почве православного христианства.
Такое значение имеет в жизни нашего народа православное христианство…
Но вот в самое последнее время стали раздаваться голоса — сначала только единичные, а потом и из среды целых обществ (впрочем, пока весьма немногочисленных), что наше христианство, наша вера отжили свой век. Нам теперь, говорят, необходимо новое христианство, новые пути для жизни единичной и общественной. «Христианство, говорят далее, слишком отдалилось от земли в сторону неба. Оно должно подойти поближе к земле. Пусть христианство спустится с высот сверхчувственного мира и подойдет поближе к человеку с его земными слабостями, страстями и нуждами». — А евангелие Христово? спросите вы. Как с ним быть? Ведь оно имеет в себе глаголы вечной жизни, содержит в себе учение Божие? — Нет, говорят новые христиане, наши новопутейцы, евангелие Христово извращено людьми, его должно исправить, очистить от человеческих измышлений. А другие из новопутейцев идут еще дальше. Говорят, что евангелие Христово не содержит в себе безусловной истины, оно само нуждается в исправлении, оно отжило свой век и должно быть преобразовано в своих основах. Историческое христианство, говорят, должно теперь уступить место христианству будущего, а это христианство должно быть обединением, примирением нашего христианства и древняго язычества. Христианство, говорят новые христиане, явилось, как результат борьбы с языческими началами жизни, но оно слишком увлеклось этою борьбою, более чем следует уклонилось от него… и вот теперь его хотят приблизить к язычеству. Поэтому новые христиане с неохотою обращаются к слову Божию и священному преданию, — этим основным источникам христианской веры и тем более к учению свв. отцев Церкви; всему этому они предпочитают мнения современных религиозных мыслителей, поэтов, часто даже древне-языческих. А если новопутейцы в своих разсуждениях коснутся и священного писания, то обращаются с ним, как с обыкновенным словом человеческим, понимают его по своему: что им нравится, то принимают, а что не нравится, то опускают. Учения обще-церковного, вселенского, как выражения самосознания всего христианского мира, новопутейцы чуждаются, так как и самую Церковь считают делом рук человеческих. Новые христиане на словах являются ревнителями полной свободы мысли и совести, но суждений иных, несогласных с их убеждениями, не хотят знать и даже слушать, клеймя их позорным именем отсталых, отживших свой век. «В мире, как творении Божием, говорят новые христиане, все прекрасно, все совершенно, все правильно. Греха в мире нет и быть его не может. Все естественное благословляется новым христианством. Христос, говорят, учил только о радости и веселье. Он Сам был воплощением веселия сердца и все, окружающие Его, были всегда веселы, как сыны брачного чертога. И мы должны радоваться радостию естественною, стихийною, плотскою. Ничего естественного мы не должны подавлять в себе, так что жизнь новых христиан должна представлять собою ничем несдерживаемый поток стихийных обнаружений природы, стихийной чувственности»…
Вот каким новым христианством хотят заменить историческое христианство, православную веру нашего народа.
Это было возможно еще во времена древния, когда живо было еще умиравшее язычество. Но чтобы в наше время серьезно разсуждать о возстановлении язычества, о преобразовании, при его посредстве, христианства, — это говорит о своего рода нравственном одичании людей. И неудивительно, если такия колебания, такия брожения в религиозной области сопровождаются брожением в нашей общественной жизни. Неудивительно, если произвол в религии вызывает за собою произвол и в нравственной жизни. Неудивительно, если искание в религии одного только веселия, радости влечет за собою безделие, отвращение к труду, расположение к жизни на чужой счет и в общественном сознании. Нисколько неудивительно, если предявление одних только прав на свободу для себя и попрание свободы других, нежелание знать обязанностей религиозных сопровождается подобными-же печальными явлениями и в жизни общественной. Религиозное сознание общества неразрывно связано с нравственною жизнию его. Высоко стоит первое, будет чиста вторая; надает первое, понижается и вторая.
Но что нам делать при виде происходящего у нас брожения религиозного? Как нам относиться к новым христианам? Как нам смотреть на все эти искания новых путей в христианстве?
На эти вопросы давно ответил ап. Павел римским христианам, среди которых в очень давнее время происходило нечто подобное тому, чтó мы видим теперь у нас: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2).
Наши «новые христиане», наши «новопутейцы» заблуждаются, когда думают, что они представляют что-либо новое, говорят новую истину, открывают новый путь. Они повторяют то, что говорили прежде них многие и многие другие, заблуждавшиеся в вере, и иногда теми-же самыми словами и выражениями, какия слышим мы теперь. А истинное христианство все остается одним и тем-же. Как камень, как скала неприступная, стоит Церковь Христова посреди волнующегося и бушующего моря страстей, увлечений и заблуждений человеческих. Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня. Если-бы вы знали Меня, то знали-бы и Отца Моего, говорит Христос Спаситель (Иоан. 14, 6-7). Вот наш истинный, живой и вечно новый путь жизни и познания. Нам необходимо, безусловно необходимо обновление, новый путь жизни. Но источник его в учении Христа Спасителя. Не это учение мы должны преобразовывать по своему вкусу, по своим прихотям, но самих себя должны преобразовывать и усовершать по нему. В евангелии содержится неисчерпаемая глубина мудрости Божественной. И нам-ли думать о ея обновлении? Мы должны не только умом, но и сердцем и волею своею опытно познавать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная, и это познание обновит нас. Зачем нам стремиться к преобразованию евангелия и христианства, когда и мы сами не вполне его понимаем и целые миллионы нашего народа совсем не знают его? Вот о чем нам всем должно думать и заботиться: об усовершении своей нравственной жизни, о воспитании наших детей по началам христианским, а не языческим, и о просвещении нашего народа.
Христос Истинный Бог наш, обновляющий и просвещающий всякого человека, молитвами св. ап. Андрея Первозванного, да обновит и просветит светом Своей истины и нас и весь наш русский народ. Аминь.
Произнесено 30-го ноября 1903 г. в Киево-Андреевской церкви.

Проповедь игумена Леонтия (Козлова) в день памяти св. ап. Андрея Первозванного

Сегодня, почитая память св. ап. Андрея Первозванного, мы переносимся к самому истоку нашей веры, когда за Христом пошло всего двое, два ученика Крестителя: апостолы Андрей и Иоанн. Здесь, на берегу Тивериадского озера Господь проповедовал, здесь Его ученики внимали глаголам вечной жизни, чтобы потом сетями слова привлекать ко спасению души, не чуждые своему небесному происхождению. Здесь образовалось то малое стадо, которое наследует мир и к которому принадлежим и мы, если намерение и именование перейдет в дело и естество.
Сегодня в Евангелии мы слышали слова Господа к нам: «не бойся малое стадо, ибо Отец благоволил дать вам Царство!». Люди, эти словесные овцы, в отличие от бессловесных, рождены для большего, нежели чем пастись на земных лугах. В людях заключена бессмертная душа, царственный разум, они призваны быть сотаинниками и помощниками Богу в тварном мире, причастниками жизни вечной во всей ее полноте. Не будем смотреть на стада пасущихся по земле, дерущихся за персть небесных царей, их многочисленность не будет им оправданием. Лишь малое стадо услышало глас Христов, глас истины и добра, глас любви и совершенства, зовущий на небесные пастбища, и только небесная пища спасет нас от вечной смерти.
Далее Господь говорит о признаке этого малого стада – оно живет не землей и не для земли, а небом и для неба. Продает имение здесь и приобретает там. Продает временное и приобретает вечное, отдает из милости ценности этого мира, будь то деньги, время, удовольствия, собственный покой, чтобы стяжать вечные блага – добродетели и… Хочется сказать: и заслуги, как говорят католики. Но будем трезвее, наше добро служит, прежде всего, спасению, исцелению нашей собственной души, а не накоплению заслуг, чеков, которые можно будет обменять потом на вечные блага. Стать подобными Богу само по себе есть благо. Поскольку любит человек копить, собирать, Господь и говорит ему: тогда уж собирай на Небе, там твои накопления будут в безопасности. Если же Он говорит: продай имение твое и отдай нищим, и следуй за мной, то не о нищих и не о рациональном использовании денег печется, а о спасении нашей души, которая, навьюченная богатством, не пройдет сквозь игольное ушко, ибо тесны врата… Впрочем, в своем стремлении к Богу, прежде чем стать сынами, мы можем быть и рабами, и наемниками, но только Божиими. Одного Господа будем бояться, от Него только ждать награды и собирать со Христом.
Созданные для Неба должны жить небом, ибо «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». А сердце – это центр нашего существа, и его содержание – наша суть. Потому слова наши и будут судить и оправдывать нас в последний день, т.к. они отражают содержание сердца, то, чем оно наполнено. Если мы на молитве в храме думаем о житейском, о своих делах – это значит, что там находится наше сокровище, в суете, этим мы живем и дышим. Человек – это некое смешение добра и зла. Господь призывает нас освятиться, извергнуть из себя всякое зло, подняться выше земного и тленного, стать добрыми насквозь, до конца. Чтобы душа наша и сердце были на небе с Богом, с преподобными и святыми, и чтобы мы окончательно избрали этот путь света, любви и истины. Поэтому на земле мы должны стараться быть небесными, любить Господа и помнить о Нем.
Господь говорит, чтобы мы были готовыми по первому зову возлететь в свое Небесное Отечество, чтобы мы были препоясанными на добрые дела и имели светильники нашего сердца и ума горящими, обращенными к Богу, чтобы не угасали они от нехватки елея – благодати Божией. Сравнивая нас со слугами, ожидающими своего господина, который может придти в любое время, Господь говорит о том, что Божиими нам надо быть в любое время дня и ночи, а не по временам. Невозможно иметь в сердце иногда совершенную любовь, а иногда неприязнь, иногда сладость, а иногда горечь, или к одним быть добрыми, а к другим злыми. А еще – что помимо Второго Пришествия и даже помимо смерти, которая может быть внезапной, будут и другие экзамены и проверки. Господин приходит, часто неожиданно, в лице ближнего, в виде различных искушений, обстоятельств и испытывает нашу готовность, качество нашего сердца. Да и как мы можем быть совершенными, смиренными, святыми, если не будет искушений, если не будет условий, которые развивают в нас эту внутреннюю духовную силу. Как можно стать сильным телесно, если не трудиться? Поэтому экзамены неизбежны, скорби неизбежны, хотя бы для нашего самопознания. Господь проверяет, не дает заснуть, чтобы мы были готовы на всякое время.
Сегодня мы празднуем память святого апостола Андрея Первозванного, замечательного, можно сказать, русского апостола, который просветил наши земли, который был на месте будущего Киева и предрек, что благодать Божия здесь почиет, и будет великий город, и построено будет множество храмов. Мы знаем, что, когда татары в 1240 г. разрушили Киев, там было более 700 церквей.
Апостол Андрей одним из первых пошел за Христом, оставил все и отправился проповедовать Царствие Небесное. Будем стараться подражать ему и всем святым, стараться быть небесными, готовыми откликнуться на зов Божий, готовыми ко всем искушениям и экзаменам, чтобы после смерти «автоматом», как говорят, пройти в Царствие Небесное. Тогда исполнятся слова, сказанные в сегодняшнем Евангелии, что Господь наш препояшется и Сам будет служить нам. Ведь любовь требует выражения, приложения, сама суть любви – служить, умаляться, чтобы любимому было хорошо. А кто больше может послужить, чем Сама Любовь, Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю, чтобы послужить?! Итак, будем бодрствовать и преуспевать, чтобы, когда Он придет в последний раз, оказаться достойными Царства Отца нашего вместе с мириадами Малого Стада Христова. Аминь.
Сказано 30 ноября/13 декабря 2014г. в храме св. Марии Магдалины в Магдале.

Слово иеромонаха Гавриила (Баглая) в день памяти святого апостола Андрея Первозванного

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Как сравнительно мало мы знаем о жизни апостолов Христовых. Как звёзды не видны на небосклоне, пока его озаряет солнечный свет, так и деяния апостолов сокрыты от людского взора при ярком свете дел Христовых. Но как только Солнце Правды зашло во Гроб, как только Иосиф с Никодимом запечатали двери Гроба Господня – пред нашим взором открывается жизнь апостольской общины. Сперва мы видим смятение апостолов: их горечь при утрате Божественного Учителя, их страх пред злобой иудейских первосвященников, их недоумение при виде Воскресшего Христа, их неизглаголанную радость, когда они удостоверились в истине Христова Воскресения. Эта радость, казалось бы, померкла, когда они расставались со своим Учителем на горе Елеон, при Вознесении Христа на Небо; но в день Пятидесятницы, исполнившись Духа святого, апостолы Спасовы, исполняя проречение Давида: во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс.18: 5) – озарили светом Христова учения сперва град Иерусалим, затем Иудею и, наконец, всю Римскую империю. Но слово апостольское, утвержденное благодатью Всесвятого Духа, способное вместиться в сердце хотящего благочестно жити человека, не могло ограничиться ни временем, ни пространством. Апостолы и их последователи несли Евангельский свет во все уголки нашей планеты.
Нельзя взвесить на весах человеческих труды подъятые апостолами в деле распространения Христовой веры. Но невозможное человеку – возможно суть Богу; и Сердцеведец Господь обетовал апостолам за их ревность следующую награду, сказав им: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на Престоле Славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф. 19: 28). Такова награда Всещедрого Бога за ревность проявленную апостолами при благовестии наступления Царствия Божия на земле. Того Царства, которое не приходит приметным образом, когда говорят: вот оно здесь, или вот – там; но того Царствия, которое внутрь есть человека (Лк. 17: 20).
Одним из таких избранных сосудов Божиих, вместивших в себя и пронесших свет Христовой веры был чéствуемый нами апостол Христов Андрей Первозванный. В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали рассказ о призвании Андрея, который был сперва учеником Иоанна Предтечи, в лик апостолов Христовых. После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. земля, на которой позднее образовалась Русь.
Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. “Верьте мне, – сказал апостол своим ученикам, – что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей”. Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.
После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патра, расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя. Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязали ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти.
Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе. Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года по Рождестве Христове.
Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России, а ныне в церковном календаре эта дата обведена красными чернилами. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, под сенью которого русские одержали множество побед.
Будем же и мы молиться просветителю земли нашей апостолу Андрею о даровании нам побед в нашей духовной брани против мiроправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. А для того, последуем по стопам апостола Андрея, препоясав чресла наши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмем щит веры, которым возможем угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмем, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6: 12-17). Аминь.
2010г.

Слово святого праведного Иоанна (Сергиева), Кронштадтского чуд. (+1908г.), в день святого всехвального апостола Андрея Первозванного

Яко ничтоже имуще, а вся содержаще (2 Кор. 6, 10).

Сегодня празднуем, возлюбленные, праздник памяти Святого Андрея Первозванного, названного так потому, что он позван Иисусом Христом к апостольскому званию первым. Было так. Вскоре после крещения Господа от Иоанна в Иордане, Иоанн стоял на берегу с двумя учениками своими Иоанном и Андреем, и, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: равви – что значит учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа, по нашему счислению около четырех часов вечера. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона, т. е. Петра, и говорит ему, – мы нашли Мессию, что значит Христос, – и привел его к Иисусу.
В другой раз Иисус, проходя близь моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков, и они, тотчас оставивши свои сети, последовали за Ним. Вот сказание Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Евангелиста Марка о призвании Апостола Андрея (Иоан. 1, 35-41; Марк. 1, 16-18).
Пробыв со Христом один день и услышав от Него словеса Божественной премудрости и домостроительства нашего спасения, Апостол Андрей оставил все, что имел в мире, дом, родных, рыбный промысл и все небольшое состояние, сделался ничтожеимущим, стяжав самое драгое, незаменимое и вечно-жизненное сокровище – веру во Христа, – и безвозвратно и усердно последовав за Ним до конца жизни своей.
Отчего в России некоторые храмы воздвигнуты в честь и память Св. Апостола Андрея? Потому что он, по преимуществу, наш российский Апостол, как это известно из несомненных сказаний – предания и истории и, между прочим, из сказания нашего российского летописца преподобного Нестора Печерского. Он говорит, что Апостол Андрей, плыв со своими учениками по реке Днепру, достиг гор Киева, вышел с ними на берег, поднялся на гору, тогда еще пустынную, поставил деревянный крест и сказал ученикам своим в пророческом духе: видите ли горы сия? На них воссияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути. По достоверному преданию, он обошел с проповедью многие места нынешней России, которые тогда еще не назывались Россиею, потому что еще не было тогда Российского Государства, а назывались Скифией, а народ – русью. Итак, Апостол Андрей – по преимуществу русский апостол, и ему посвящен храм в Киеве; есть храм в Петербурге во имя его, и у нас в Кронштадте, и в разных местах России. В честь его установлен высший орден Андрея Первозванного, составляющий неотъемлемую принадлежность лиц Царствующего Дома и жалуемый самым высокопоставленным заслуженным лицам.
Приведя это предварительное сказание, теперь побеседуем по поводу приведенных в начале слов, которые сказал Св. Апостол Павел об апостолах вообще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще, то есть мы ничего не имеем, а всем обладаем.
Что значит: ничего не иметь, и в тоже время всем обладать? Значит – не иметь достояния или имения земного: ни дома, ни денег, ни лишней одежды, ни мирских связей, ни мирских друзей, или помощников и заступников, ни учителей мирских, ни врачей на случай болезни, словом — никакого земного обеспечения; не иметь ни малейшего пристрастия ни к кому и ни к чему земному, даже к отцу и матери – ни к чему, что прельщает и привязывает к земле обыкновенных, мирских людей. Что значит: всем обладать? Значит – обладать, прежде всего, благодатью Божиею и всякими дарованиями Божиими: даром благодатного всепобеждающего и всепокоряющего Слова, даром веры, даром совершенной любви к Богу и ближнему, даром мира Божия в душе, даром жизни горней на земле, беспечальной, полной совершенного упования во всем на Бога, даром чудес всяческих: исцелять всякие болезни, прогонять бесов, воскрешать мертвых, презирать всякие бедствия и скорби земные и самую жизнь, как преходящую и имеющую смениться жизнью вечною. Вот что значит всем обладать. И апостолы, действительно, не имея ничего на земле и ни малейшего пристрастия к чему либо земному, обладали всем – всяким богатством духовным, всякою силою духовною; всяким утешением духовным; все же земное считали за сор, за прах, за дым исчезающий, потому что имели живущего в себе Самого Бога, совершавшего чрез них бесчисленные чудеса и спасшего чрез них бесчисленное множество людей. Они обладали всем миром и повелевали всей твари: бесов прогоняли, всякие болезни исцеляли, смерть попирали, воскрешали мертвых, как бы пробуждая их от сна; вся природа преклонялась пред ними по воле и заповеди Господа, Которому они были искренними слугами, хотя потом и сами вкусили насильственную смерть от людей, подобно Господу своему, благоволившему принять смерть от рук беззаконных и злонравных Евреев, – и Своею смертью сокрушившему жало смерти всего рода человеческого.
Так, возлюбленные, и все искренно верующие в Бога и ради Его отвергшиеся всякого мирского пристрастия, – не имея ничего и никакого пристрастия житейского, – всем обладают, всякою благодатью Божию, так как имеют в сердце своем Самого Бога, и богаты Богом, миром Божиим, истинною свободою духовною, потому что совершенно свободны от рабства страстям плоти и духа; богаты животом вечным, в них пребывающим и, живя телом на земле, духом пребывают на небесах, и говорят: наше житие на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 20-21). Аминь.
1898 год.

Комментирование запрещено