День памяти апостола Иоанна Богослова

Слово митрополита Антония (Храповицкого) (+1936г.), Киевского и Галицкого, на день св. апостола Иоанна Богослова

Православные слушатели! Сегодняшний праздник в честь св. апостола Иоанна Богослова считается по преимуществу семинарским праздником на Руси; потому что празднуемого ныне св. апостола церковь Христова отличила наименованием Богослова и он был и на все времена останется образцом истинно-христианского, православного богословия, которое составляет главнейший предмет семинарского образования. Потому-то многия из церквей семинарских посвящены сему св. апостолу; потому-то и мы совершаем ныне высокопоучительное торжество в честь сего небесного покровителя нашей обители наук.
Чем-же именно поучительно для нас настоящее торжество? К ясному ответу на этот вопрос послужит разяснение другого вопроса: почему именно Церковь Христова усвоила святому апостолу Иоанну отличительное наименоваие Богослова? — В Евангелии замечено о нем, как об ученике которого любил Иисус (Ин. 13, 23) преимущественно пред другими учениками. Но любовь Христова отличается от обыкновенной любви человеческой; она чужда всякого пристрастия; она любит столько, сколько предмет того заслуживает. Кто творит волю Отца Небесного, как сказал сам Спаситель, тот Ему брат и сестра и матерь (Мф. 12, 50). Значит основание преимущественной любви Христовой к апостолу Иоанну заключается в собственной его любви к Богу и посланному Им Иисусу Христу. Одушевленный сею святою любовию ученик Христов не отстал от своего возлюбленного Учителя и тогда, когда Он висел на кресте, когда все другие ученики Его разбежались от страха. Сему-то одушевлению святою любовию должно приписать ту глубину и высоту боговедения, которыя усматриваются во всех писаниях Св. Иоанна. Он писал так потому, что знал сердце Христа Спасителя, а знал это потому, что собственное сердце его исполнено было небесного чувства любви к Господу. Любовь приблизила Иоанна ко Христу Спасителю. Любовь открыла ему тайны Божественного лица Христова и Его деяний: вечное бытие, рождение от Отца и божественность Слова, соединение Его с человечеством в лице Господа Иисуса, действительность присутствия тела и крови Богочеловека под видом хлеба и вина, — эти тайны Божественного лица Христова никем не описаны с такою ясностью, как святым Иоанном. И вот почему св. Церковь отличила сего апостола любви наименованием Богослова.
Не тоже ли качество должно отличать и всякого богослова и всякого учащегося богословию? Можно знать истины веры одним умом и памятью; но как бедно и безплодно такое знание! Только святая любовь производит тесный и действительный союз человека с Богом и Христом, а вместе с тем — твердую веру и живое упование. По свидетельству самого Христа Спасителя, на любви к Богу и ближним утверждаются закон и пророки (Мф. 22, 40). Помните же, братие, что вам посвятившим себя на изучение закона, пророков и апостолов, — если это изучение не утвердит вас в любви и не утвердится вашею любовью, — помните, что вам придется дать строгий ответ на страшном суде Христовом, когда Праведный Судия всем чуждым любви к Богу и ближним скажет: Взалкахся и не дасте Ми ясти, возжадахся и не напоисте Мене, странен бех и не введосте Мене, наг и не одеясте Мене, болен и в темнице и не посетисте Мене… Идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его; понеже бо не сотвористе единому братий Моих меньших, ни Мне сотвористе. Убоимся-же, братие, этого страшного гласа, и посвятим всю свою жизнь, все свои силы и труды на служение меньшей братии Христовой, будем воспитывать в себе искреннее к ней сочувствие, чтобы на пастырском или, сначала, на учительском поприще светить миру тою-же любовью, которою светил празднуемый ныне покровитель нашей школы апостол Иоанн Богослов. Если вы теперь — в летах юности воспитаете в себе любовь к людям, то и не нужно будет устрашать вас грозным судом Божиим для возбуждения ревности; почему? а потому, отвечает апостол Иоанн, что в любви нет страха, но совершенная любовь вон изгоняет страх. Эта любовь открыла-бы вам доступ в сердца всех окружающих вас людей, и вместе с тем достойно подготовила бы вас к великому служению пастырскому; эта любовь, прибавлю еще, удобно привела бы вас к ближайшей цели вашего здесь воспитания, т. е. к изучению Божественного закона; ибо где любовь, там и богопознание. Это не мои слова, это слова нашего св. учителя Иоанна. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому-что любовь от Бога; и всяк любящий рожден от Бога, и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга; то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (см. 1 Ин. 4, 7-12). Недаром же св. Церковь ему — апостолу любви усвоила имя Богослова. Вот значит в чем тайна богословия — в любви. Эта любовь возвышает в нас веру в Бога, а последняя снова возгревает в нас любовь, и таким-то образом любовь и богопознание, укрепляя друг друга взаимно, приготовят вас к высоким подвигам пастырского служения, где любовь должна гореть ярким светильником, где любовь к людям во Христе светит миру и согревает всех верующих. Вот почему, братие, наш небесный покровитель, наш великий учитель любви, когда уже столетняя старость и недуги отняли у него ноги для хождения в церковь и замкнули его уста для продолжительных поучений, велел приносить себя в церковное собрание и только взывал: дети, любите друга друга! А когда у него спросили, зачем он повторяет всегда одно и тоже, он отвечал: «это заповедь Господня; если ее исполните во всей широте, то и весь закон Христов будет исполнен нами». И к нам ныне повторяет он известныя свои слова: возлюбленные, пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. А заповедь Божия та, чтобы веровали во Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам; он зовет нас идти со словом утешения и участия ко всем труждающимся и обремененным, скорбящим, озлобленным, унывающим, отчаявающимся и погибающим, чтобы всех оживлять любовию Христовою. Помните же, братия, что любовь открывает нам тайны богословия, что самыя высокия истины боговедения усвояются умом нашим только при чистоте сердца, как сказал Спаситель: чистии сердцем Бога узрят. Не оставляйте же, братие, готовиться к предстоящему нам служению пастырскому в духе вашего небесного покровителя, наставника люби и Богослова. Возгревайте сердца свои любовью, дабы затем светить миру боговедением, как апостол Иоанн. Тогда не напрасно вы здесь учитесь, тогда вы будете в праве сказать с апостолом Иоанном: Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (Ин. 1, 4. 16). Аминь.
Произнесено в церкви Холмской духовной семинарии 1887 г.

Слово священномученика Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского и Херсонского (+1938г.), в праздник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова к воспитанникам духовной школы

«Пишу вам, чадца, яко оставляются вам греси имене Его ради. Пишу вам, отцы, яко познасте Безначальнаго. Пишу вам, юноши, яко победисте лукаваго. Пишу вам, дети, яко познасте Отца. Писах вам, отцы, яко познасте Исконнаго. Писах вам, юноши, яко крепцы есте, и слово Божие в вас пребывает, и победисте лукаваго» (1 Ин. 2, 12-14).

Сегодня у нас, братие, двойной праздник и сугубое торжество. Вместе со всею Церковью мы празднуем день священной памяти апостола и евангелиста Христова Иоанна Богослова и к этому общецерковному празднику присоединяем и собственное годичное торжество нашей школы. И не только у нас, но и во многих других местах, служащих рассадниками духовного просвещения, нынешний день имеет такое значение. День святого апостола Иоанна Богослова есть, по преимуществу, праздник богословской науки и праздник учащегося в духовно-учебных заведениях юношества. Представители богословской науки в лице апостола Иоанна видят своего небесного Покровителя, так как ему Церковь усвоила отличительное наименование Богослова, и он, действительно, является таковым в самом точном смысле этого слова, а духовные учащиеся юноши имеют в апостоле Иоанне самого юного из лика апостолов Христовых, бывшего в момент своего призвания Спасителем их сверстником и сохранившего до глубокой старости особенную любовь к этому возрасту, как это видно из приведенных в начале слов его послания и из церковного предания о юноше, спасенном апостолом от духовной гибели. Но и вся вообще Церковь, все христиане всех времен и народов, хотя одинаково ублажают всех апостолов за их благовестнические подвиги и труды, с особенною торжественностью празднуют память святого апостола Иоанна Богослова и выказывают особенные знаки своей любви и благоговения к нему. И Церковь не может иначе поступать, ибо Сам Глава ее Богочеловек Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни, хотя всем Своим апостолам, «которых дал Ему Отец» (Ин. 17, 9), одинаково сказал: «Якоже возлюби Мя Отец, и Аз возлюбих вас» (Ин. 15, 9), но особенной и преимущественной Своей любви удостоил именно апостола Иоанна, который поэтому и называет себя учеником, «егоже любляше Иисус» (Ин. 13, 23; 21, 7, 20). Церковь в лице апостола Иоанна имеет возлюбленного ученика Христова, великого апостола любви, столпа церковного, который руководил ее жизнью дольше других апостолов, новозаветного пророка, предсказавшего ее будущую судьбу, печать апостольского века. Если воспользоваться образом, виденным самим апостолом Иоанном, когда он был в Духе и когда ему была показана Церковь в виде великого города, небесного Иерусалима, основание стены которого украшено 12-ю драгоценными камнями, символизирующими 12 апостолов, то надо сказать, что св. Иоанн Богослов является одним из драгоценнейших из этих камней со своим особенным, своеобразным блеском. На тверди церковной это будет звезда не только одна из крупнейших, но и одна из замечательнейших по издаваемым ею лучам, лучам особенной красоты и силы.
Всмотримся же ближе в свет этой звезды на небосклоне Христовой Церкви, попытаемся точнее и полнее определить те особенности духовного склада, те стороны духовной природы святого апостола Иоанна, которые делают его образ столь дорогим и священным для всех христиан вообще и для нашего духовно-просветительного братства в частности.
Особенности личности святого апостола Иоанна ускользают от точного определения, но они чувствуются всяким внимательным читателем его писаний и сказываются во всех известных из предания подробностях его жизни. О чем больше всего говорят писания воспоминаемого ныне апостола? Ответ ясен: о любви. Любовь — вот слово, которое чаще всего встречается у апостола Иоанна; любовь — вот основной предмет его посланий; «Возлюбленнии, возлюбим друг друга» — вот постоянное наставление в этих посланиях. Но и церковное предание характеризует нам апостола Иоанна все с той же стороны. Сохранился трогательный рассказ о том, что, когда святой апостол сделался весьма старым и не был в состоянии вести пространных бесед с учениками, он всегда и неизменно повторял лишь одно сие краткое изречение: «Детки, любите друг друга». О любви говорят и другие апостолы, например, апостол Иаков говорит о ней как о законе царском (Иак. 2, 8), апостол Петр — как о покрывающей множество грехов (1 Пет. 4, 8), апостол Павел — как о превосходнейшем пути и высочайшем даре, без которого другие духовные дарования немного значат (1 Кор. 13), но так постоянно и настойчиво, но в такой системе, в какой говорится о любви у апостола Иоанна, о ней никто из апостолов не говорил. Если любовь к Богу и ближним, по слову Самого Спасителя, есть то, на чем утверждаются весь закон и пророки (Мф. 22, 40), если по слову апостола Павла, любовь есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14), а по слову святых отцов Церкви она есть начало и конец всей добродетельной жизни (свт. Иоанн Златоуст), причина всех благ (св. Ефрем Сирин), то теперь станет понятным, что святой апостол Иоанн, уча всегда о любви, постоянно пребывал, значит, в самом святое святых христианского нравоучения и христианской жизни. Но не одну только психологию любви и ее нравственную ценность раскрывает в своих писаниях святой апостол Иоанн; он предлагает нам в них, если можно так выразиться, и метафизику любви, и ее эсхатологию. Он указывает первопричину и высочайший источник нашей любви в недомыслимой и премирной любви Божией, проявленной в творении, промышлении и искуплении нас. «Любы от Бога есть, — поучает он нас, — и всяк любяй — от Бога рожден есть и знает Бога, а не любяй не позна Бога», и дальше он изрекает слово, которое является величайшим во всем Новом Завете: «яко Бог любы есть» (1 Ин. 4, 7, 8). Особенно сказалась любовь Божия к нам в таинстве искупления и возрождения нашего. «Пишу вам, чадца, яко оставляются вам греси имене Его ради… Пишу вам, дети, яко познасте Отца» (1 Ин. 2, 12, 14). Оставление грехов, право обращаться к Богу как к своему Отцу Небесному — все эти величайшие блага, распространяющиеся на всех христиан, даются ради имени Иисуса Христа, ради Его бесконечного снисхождения. «О сем есть любы, не яко мы возлюбихом Бога, но яко Той возлюби нас, и посла Сына Своего очищение о гресех наших» (1 Ин. 4, 10). Являющаяся в ответ на бесконечную любовь Божию к нам, наша собственная любовь к Богу и Спасителю нашему, если она достигнет надлежащей степени и сил, послужит основанием и нашего дерзновения пред престолом Судии. «О сем совершается любы с нами, да дерзновение имамы в день судный» (1 Ин. 4, 17).
Откуда, спросим мы теперь, такая особенность в писаниях и в духовном складе апостола Иоанна, являющегося поистине апостолом Любви? Почему для него любовь — родная стихия, и все христианское учение излагается у него с точки зрения любви Божией и любви человеческой? Ответ на этот вопрос подсказывается уже самым воззрением апостола Иоанна на любовь. Ведь она, по нему, имеет единственный и неисчерпаемый источник — это Любовь Божественную. С лона этой премирной и в последние дни воплотившейся Любви он черпал и свою собственную любовь. Он был возлюбленнейшим учеником Господа, особенно сильно чувствовавшим на себе влияние Его небесной любви. В этом можно видеть причину того, почему все существо апостола Иоанна было проникнуто любовью. Но здесь же надо предположить, что святой Иоанн и со своей стороны отвечал на любовь Божественную Своего Учителя самою крепкою и нежною любовью верного ученика. Иначе мы в любви Господа признали бы некоторое пристрастие, то есть уподобили бы ее обыкновенной любви человеческой. Но Господь любил святого Иоанна за то, что и тот любил своего Учителя. И действительно, в часы испытаний любви апостолов ко Христу, именно с момента взятия Его под стражу, апостол Иоанн, один из апостолов, не отстал и в это время от своего Божественного Учителя и молчаливо присутствовал при крестных страданиях и смерти Его, выслушав из уст Умирающего последнюю волю Его как Сына человеческого. Любовь апостола Иоанна скорее помогла ему поверить воскресению Господа и затем узнать Его на Тивериадском озере. «Это Господь», — тихо говорит он апостолу Петру при явлении Воскресшего. Любовь к Господу Иисусу Христу сказывается и во всех писаниях апостола Иоанна. С какою подробностью он излагает важнейшие Его беседы, не приведенные у других апостолов, как постоянно Божественное Лицо воплотившегося Сына Божия стоит в центре всех его богословских построений. И последние слова последней, по крайней мере, в нашей Библии книги апостола Иоанна также выражают эту горячую любовь апостола к Господу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20).
О, если бы нам, братие, хоть в малой мере усвоить дар любви, столь отличавший апостола Иоанна! Но где — спросите — его найти? Очевидно, там, где нашел его апостол Иоанн: на лоне Любви Божественной, у сердца нашего Спасителя и Господа. Возлюбим же любовь, в деле строения нашей жизни и нашего спасения отведем ей самое главное место, ибо любовь есть сама жизнь, как говорит апостол Иоанн: «мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию» (1 Ин. 3, 14), а отсутствие ее, вражда есть смерть: «не любяй бо брата, пребывает в смерти». В любви существо и самой божественной жизни, внутренняя жизнь самого Божества. Откровением этой божественной жизни, посредником ее для нас является Сын Божий, это Слово жизни, сама Ипостасная Жизнь. «В том живот бе» (Ин. 1, 4).
Но эта, явившаяся Жизнь, есть вместе с тем и свет для людей: «и Живот бе свет человеком» (Ин. 1, 4), «Свет истинный, иже просвещает всякаго человека» (Ин. 1, 9). Таким Она была и для апостола Иоанна Богослова. По обилию своей любви к воплотившемуся Сыну Божию и по Его любви к апостолу, при природной склонности своей к созерцательности апостол Иоанн восшел на недосягаемую высоту богословия и духовного прозрения. Он поистине есть орел, парящий над миром и землею. В этой удивительной высоте богословствования апостола Иоанна, при которой ему оказались доступными самые неизреченные тайны Божественной жизни и Божественных путей, заключается другая выдающаяся и исключительная черта личности воспоминаемого ныне апостола, черта весьма важная и многозначительная для тех, кто занимается богословскою наукою. Этим последним, конечно, хорошо известно, что писания святого апостола Иоанна являются опорою самых важнейших частей нашей догматики, что тайна Божественного Лица нашего Искупителя, его предвечное бытие, рождение от Отца, Божеское достоинство, соединение с человечеством в лице Иисуса Христа, действительность присутствия Тела и Крови Богочеловека под видом хлеба и вина никем не описаны с такою ясностью, как святым апостолом Иоанном. Справедливо говорят, что святому апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, и утвердить против еретиков основной догмат христианства — воплощение Сына Божия для дарования миру вечной жизни. Он поэтому имел основание обращаться к своим ученикам с такими словами: «Пишу вам, отцы, яко познасте Безначальнаго». Под его руководством они, действительно, постигли премирные тайны Божества, ибо апостол Иоанн есть, действительно, «зритель неизреченных откровений и сказатель вышних Божиих таин», как поет ныне в честь него святая Церковь. Он поистине есть «сын Громов», как назвал его Сам Господь. Как некий небесный гром, раздаются его слова: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин. 1, 1). Идея Слова, или Логоса, есть величайшее достояние христианской мысли, и она обязана ею апостолу Иоанну Богослову. Но не одно положительное богословие апостола Иоанна является высшею и совершеннейшею формою всего богословия христианского, но и те пути, которые он указывает к изучению и познанию этого богословия, отличаются глубиною и истинностью, то есть, верностью предмету. Богопознание, духовное просвещение, по апостолу, не есть одно интеллектуальное познание, исходящее из одного разума и замыкающееся в пределах этого разума. Нет, это познание, предполагающее жизненное общение с познанным и влияющее на жизнь. Это, собственно, есть «хождение во свете» с соответствующими жизненными плодами его. Религиозная истина не есть только предмет теоретического усвоения, а она есть вместе с тем обязательно и практическая норма. «Глаголяй, яко познах Его (Бога), и заповеди Его не соблюдает, ложь есть и в сем истины несть» (1 Ин. 2, 4). Это руководящее правило при изучении христианского богословия должны близко принять к сердцу все занимающиеся этим богословием. Христианство без жизненного усвоения его есть закрытая книга, которая никогда не может быть прочитана. Без живой и одушевленной религиозности, без благодати христианское богословие немыслимо. Примем же, братие, этот завет апостола любви и великого Богослова, и пусть потеряют силу все упреки, что мы забыли путь опытного Богопознания, что мы не владеем правильным методом в области изучаемого нами богословия.
С духом любви и высотою созерцания у апостола Иоанна соединялись удивительная целостность и правильное, спокойное развитие его духовной природы. В его жизни нет резких переходов, в ней не было каких-либо глубоких падений и внутреннего разлада, сопровождающегося душевными страданиями. Хотя он убежденно говорит, что «аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас» (1 Ин. 1, 8), и хотя благодать Святого Духа, преобразившая всех апостолов, освободила и апостола Иоанна от некоторых резкостей в его характере и взглядах (Лк. 9, 54), но ничто из прошлой жизни не доставляло душевных страданий обновленному сердцу апостола Иоанна, как это было, например, с апостолом Павлом при воспоминании им его дохристианского образа жизни или с апостолом Петром при воспоминании им своего отречения. В этой целостности и гармоническом развитии духовной природы апостола Иоанна заключается третья отличительная особенность его. И мы дерзаем думать, что она коренится в том обстоятельстве, что апостол Иоанн был призван к апостольству во дни его юности, в те дни, когда его чистая девственная душа вся была объята пламенем веры в явившегося Мессию и любви к этому небесному Посланнику. А юность имеет удивительное свойство. Правильно проведенная, она делает человека на всю жизнь юным душой, глубоким идеалистом. Свойства этого возраста — его отзывчивость на все великое, святое, его потребность в сочувствии, симпатии — эти естественные духовные дары юности, если ими правильно воспользоваться, делают то, что вся последующая жизнь юноши-идеалиста течет ровно, спокойно, без переломов, скорбей и надрыва. Даже для праведников, бывших в начале грешниками, хотя они потом покаянием загладили свой грех, жизнь есть постоянная борьба, понуждение, покаяние и слезы. Даже в будущей жизни, сохранившие от юности свои души нерастленными, будут иметь какой-то особый дар, какого не удостоятся и величайшие подвижники, если они не сохранили себя от крещения. Святой апостол Иоанн в откровении видел, как сонм девственных, нерастленных душ пел пред престолом Божиим песнь, которой не мог научиться никто, кроме них, и как они были ближе всех к Агнцу и всюду следовали за Ним (Апок. 14, 3-5). Духовная жизнь, возженная во дни юности, отличается особенною целостностью и силою. Это свидетельствует сам апостол Иоанн, когда он, выделяя среди своих читателей юношей, говорит им: «Писах вам, юноши, яко крепцы есте, и слово Божие в вас пребывает, и победисте лукаваго» (1 Ин. 2, 14). Да, великий дар Божий — юность, и велико значение этого дара для духовной жизни, можем мы воскликнуть, стоя пред духовным образом возлюбленного ученика Христова. И блажен тот, в ком этот дар принесет такой плод, какой принесла святому Иоанну его юность, отданная Христу.
Дорогие юноши, младшие члены нашей академической семьи! Не я, а сам апостол любви, воспоминаемый нами, обращается к вам: «Пишу вам, юноши, яко победисте лукаваго». По слову апостола, вы уже победили лукавого. Вы крепки своим природным юношеским идеализмом. Не теряйте же его, а, наоборот, по примеру апостола Иоанна все больше и больше укрепляйте его, сообщая ему христианский оттенок. Вы сильны своею молодою, пробуждающеюся мыслью, стремящеюся к цельному и разумному миросозерцанию. Приступайте же с одушевленною ревностью к исследованию истины. Только «храните себе от треб идольских» (1 Ин. 5, 21). Не ослабляйте себя каким-нибудь умственным или научным сектантством. Исследуйте истину во всей ее широте и глубине — и вы свободно и радостно убедитесь, что она находится там, где нашел ее и ваш небесный Покровитель, святой апостол Иоанн — в Предвечном Логосе, Вечной Жизни, бывшей у Отца и явившейся нам. Богословская наука с ее возвышенными построениями доставит вам тогда глубокое удовлетворение, богословские вопросы станут для вас любимыми и работа в области их будет представляться вам несомненно производительной и плодотворной.
А теперь все мы, присутствующие здесь, и ученые и неученые, и старцы и юноши, едиными устами воскликнем к воспоминаемому ныне апостолу Христову: «Богослове, девствениче, учениче возлюбленне Спасов, молитвами твоими нас спасай, молимся, от всякаго вреда: яко твое есмы стадо» (стих на стиховне на малой веч. 26 сентября). Аминь.
Настоящая проповедь произнесена священномучеником Анатолием 26 сентября 1909 г. 
в бытность его иеромонахом и доцентом Киевской Духовной Академии.

Слово митрополита Владимира (Тихоницкого) (+1959г.) в день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Сегодня, в праздник св. апостола Любви, будем особенно просить у него этого дара любви к Богу и к ближнему.
Любовь есть самая главная, великая, совершенная добродетель. Без любви нет спасения. «Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы» (I Кор. 13, 13).
Эту любовь Иоанн имел и проповедовал всем во всю свою жизнь, проявляя ее даже к врагам, к разбойнику. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий… если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожигение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (I Кор. 13, 1-3).
У нас этого дара любви нет или очень мало, но зато много злобы, вражды, и в семье и в обществе, и среди стран и народов. Отсюда, как мы видим, такие бедствия, войны, несчастья.
А для того, чтобы иметь, приобрести сей дар любви, надо просить его у Бога в молитве, мы обычно просим лишь о благах земных, о хлебе насущном, но надо прежде всего молиться о даровании духовных благ, особенно же дара святой любви. Для того хорошо бы нам чаще, не только во дни поста, а и всегда повторять молитвенное прошение: «дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему». Просить сего дара и у апостола Любви, и не только просить, но чаще читать, как его св. Евангелие, так и трогательные Соборные Послания, заполненные этим учением о любви:
“…ибо не любящи брата своего, которого видит, как может любитъ Бога, Которого не видит?” (I Ин. 4, 20). Без любви к ближнему невозможна любовь к Богу.
Памятуя сие, будем стремиться окаявать и осуждать лишь себя самих, а к недостаткам других относиться со снисхождением, покрывать их любовью, ибо у всех есть свои недостатки…
Молитвами св. апостола Иоанна да утвердит нас Господь в любви к Нему и друг к другу, и да научит любить всех не словом и языком, а делом и истиною (I Ин. 3, 18). Аминь.
26 сентября / 9 октября 1940

Слово архимандрита Романа (Красовского) в день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Ей гряди, Господи Иисусе!

Священное Писание непреложно свидетельствует, что наш мир, некогда не существующй и созданный Словом Божиим, предлежит Последнему Суду и Страшному Концу.
Провозвестником Начала и Конца, перваго и второго Пришествия Господа Иисуса Христа не случайно называют Апостола Иоанна Богослова.
«В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Иоанн, 1, 1) — вот начало Евангельскаго благовестия, открывающее великое таинство благочестия: «Был Свет истинный, Который просвещает всякаго человека, приходящаго в мир» (Иоанн, 1, 4-5, 9).
В своем Первом Соборном послании св. Евангелист Иоанн Богослов — любимый ученик Господа нашего Иисуса Христа, на Тайной Вечере возлежавший на груди Иисуса, — указывает, что он благовествует не случайно, понаслышке, что он пишет о Том, Кого знал лично: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что разсматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни… » (I Иоан. 1, 1).
И вот этот очевидец передает нам слова верныя и истинныя: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (I Иоан. 1, 5) и призывает всех верных ходить во свете и истине, ибо наибольшая радость для апостола и учителя видеть детей своих, ходящих во истине (3 Иоан. 4).
Но что есть истина? — Некогда, стоя перед Пилатом на судилище, Господь сказал ему: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». (Иоан. 18, 37). В ответ Пилат, великий прагматик, спросил его: «Что есть истина?».
Апостол Иоанн Богослов отвечает на этот вопрос: истина — это правда. Она проста и безхитростна. Правда — это веровать, что Иисус есть Христос, и любить друг друга, как Он заповедал нам. Вот черты истиннаго христианина: искренняя вера, любовь, милосердие, правдивость, простота и безхитростность. Такой образ истиннаго христианина рисует нам св. Евангелист в лице апостола Нафанаила: «Иисус, увидев идущаго к нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Истина — это Христос. «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего». (I Иоан. 3, 10). А всякия интриги, хитросплетения, коварство, лукавство, нашептывание, клевета, ненависть — от диавола, ибо он был человекоубийца искони.
Апостол Иоанн Богослов боговдохновенными глаголами описывает не только первое, но и второе Пришествие Господне. За исповедание Господа Иисуса Христа находился он в изгнании на острове Патмос, и было ему в день воскресный Откровение от Господа и явление Ангелов, и открыл ему Господь все, что будет в конце времен. Книга эта, называемая Откровение Святого Иоанна Богослова, или Апокалипсис, не читается за богослужением, и нужно быть очень осторожным при чтении ея и, особенно, при толковании содержащихся в ней страшных и таинственных пророчеств. Но все же заканчивается она на светлой, радостной ноте, ибо увидел Апостол «новое небо и новую землю, … и святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба» (Откр. 21, 1, 2). Где ночи не будет, ибо Слава Божия освещает город, и светильник его — Агнец. «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, кто написаны у Агнца в книге жизни» (21, 27). «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (22, 21).
За 2000 лет существования Христианства много раз обращались люди к Откровению Святого Иоанна Богослова: при страшных гонениях первых веков, и при завоевании христианских государств агарянами, и в 20-м веке, во время гонений, страшнейших, чем Нероновы и Диоклетиановы. И во все времена оставшиеся верными Христу многократно думали: «Вот, настали последния времена, сбываются пророчества, так не убоимся убивающих тело, души же не могущих убить. Потерпим немного. Господь грядет. Ей, гряди, Господи Иисусе!»
В наши дни нет открытых гонений. Но нужно помнить, что конец света для каждаго из нас может наступить в любой момент — это наша кончина. И потому нужно помышлять не только об общем конце света и апокалипсисе, но главное — о чистоте собственной души. И если у нас будет чистая душа, то тогда со спокойной совестью мы сможем сказать: «Ей, гряди, Господи Иисусе!».
Джорданвилль, Нью-Йорк, 2005 г.

Проповедь митрополита Иоанна (Снычева), Санкт-Петербургского и Ладожского (+1995г.), в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы с вами, возлюбленные братья и сестры во Христе, молитвенно и торжественно отмечаем память св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, наперсника и друга Христова.
Он именуется Св. Церковью апостолом любви. И поистине, дела его, и жизнь его, и писание его свидетельствуют о том, что ему присуща именно любовь.
Родился апостол Иоанн Богослов в городе Вифсаиде, расположенном на берегу Генисаретского озера. Родители его, Зеведей и Саломия, были простыми людьми. Они занимались рыболовством. В этом промысле помогал им и св. Иоанн.
В молодые годы он был призван Спасителем к апостольству. В то время, когда Господь вышел на проповедь Евангелия и проходил мимо Генисаретского озера, то увидел рыбарей, которые закидывали сети и ловили рыбу. Это были отец Иоанна Богослова Зеведей, брат Иаков и сам Иоанн, помогавшие своему отцу. Спаситель призвал Иоанна и Иакова к высокому служению, повелев им идти за Ним. И они оставили отца своего и сети и последовали вслед за Христом. Св. Иоанну тогда было, как свидетельствует церковное предание, не более 20 лет. А в эти годы, как нам известно, сердце человеческое пылает горячностью. Оно проникается необычайною ревностью о Боге Вседержителе. Оно проникается любовью к Тому, Кто говорит глаголы вечной жизни. И апостол евангелист Иоанн Богослов неотступно следует вслед за Господом нашим Иисусом Христом, воспринимая все то, что вещают уста Божии. Он был возлюбленным, именно возлюбленным, учеником Спасителя, о чем сам апостол свидетельствует: «Его же любляше», т. е. ученик, которого любил Господь.
И он (ап. Иоанн Богослов) оправдал ту любовь, которую излил на него Спаситель мира Господь наш Иисус Христос.
Господь открывал ему величайшие тайны Своей Божественной жизни, Своего Божественного Промысла, когда еще жил на земле. Все, что важное совершалось в земной жизни Спасителя мира, при всем этом присутствовал апостол Иоанн Богослов.
При воскрешении дочери Иаира он присутствовал с апостолом Иаковом и Петром. Было ли Преображение на горе Фаворской, он присутствовал и видел славу Христа Спасителя. Было ли воскрешение Лазаря четверодневного, он присутствовал и видел это величайшее чудо. В то время, когда Господь пред Своими страданиями устанавливал великое таинство св. Евхаристии, один он, апостол-девственник, апостол любви, на которого изливалась Божественная любовь, один только он дерзнул возлечь на перси Христовы и своим ухом и сердцем слышать, как бьется сердце Христа Спасителя. Слышать то, что оно вещает, слышать то, что оно переживает в данный момент и к чему приготавливало Спасителя мира. Один он дерзнул вопросить Спасителя: «Господи, ну кто же Тебя предаст?» И только ему одному возвестил Спаситель: «Тот, кому Я, омочив кусок хлеба в солиле, подам, тот и есть предающий Меня».
Когда Господь в Гефсиманском саду изливал кровавый пот, когда Он молился о том, чтобы Господь пронес бы чашу страданий мимо Него, предавая всецело волю Свою в волю Бога Отца, он (ап. Иоанн) присутствовал при этих страданиях вместе с двумя апостолами, Иаковом и Петром. И когда Господь был предан первосвященникам Анне и Каиафе, то он присутствовал и при этом зле. Апостол был в претории Пилата, следовал с господом на Голгофу, и только он один из всех апостолов остался на Голгофе стоять у креста в то время, когда Господь изливал Свою пречистую кровь за мир и спасение людей. Он не устрашился гнусных ужасов, которые раскрывались пред очами человечества. Не устрашился гнусных воинов римских, которые были приставлены к кресту Господню. В то время, как бежали другие апостолы с Голгофы, св. Иоанн стоял вместе с Пречистой Девой Марией и сердцем льнул к Спасителю мира, к Его страданиям. Он зрел и своими очами и своим сердцем воспринимал все то, что совершалось на кресте.
И Господь, вознаграждая его любовь, которую он питал к своему Божественному Учителю, поручает его Пречистой Деве Марии: «Се сын Твой», — обращается к Своей Матери Христос, а затем к возлюбленному ученику: «Се Мати твоя». Апостол Иоанн, как повествует Евангелие, взял к себе Пречистую Деву Марию и заботился о Ней до конца Ее жизни.
Он опередил апостола Петра, когда Мария Магдалина возвестила, что нет Господа во гробе. Ап. Иоанн пришел ко гробу и уверовал, не зная еще о том, что Ему надлежало воскреснуть. И когда Господь излил Свою Божественную благодать, то он пошел на проповедь Евангелия с горячим сердцем и пребывал сначала в Иерусалиме, а затем, по кончине Божией Матери, поселился в Ефесе, где основал Церковь. Здесь он принял множество страданий за имя Христово, здесь же и был погребен.
Вот, братья и сестры, какова жизнь, труды и любовь, которую возымел в своем сердце ап. Иоанн Богослов, память которого мы с вами сегодня благочестно воспоминаем. Он, как мы с вами уже сказали, именуется апостолом любви. И поистине, вся его жизнь была насыщена этой любовью, горячей любовью и к Богу и к людям. В своих посланиях он больше всего останавливается на том, или вернее на той заповеди, которую передал Господь: «Любите друг друга». Если кто говорит, что он любит Бога, а ближнего ненавидит, тот лжец. Ибо тот, кто не любит ближнего своего, не любит и Бога. Вот какую истину возвещает апостол евангелист Иоанн Богослов.
Он своей жизнью показал, что любовь не ищет своего, не раздражается, не имеет зла, любовь радуется о истине, любовь никогда не отпадает.
Как опасно, братья и сестры, допускать действия, противоположные любви, об этом свидетельствует один пример, который мы с вами сейчас разберем.
Некто подвижник Исаакий надумал свести счеты со своим братом-иноком, но внезапно почувствовал внутри себя нарушение душевного мира. Он питал в своем сердце обиду на своего брата и не мог никак успокоиться, хотя он и стремился подавить гнев, закравшийся в его душу, в сердце. И долго бедный мучился и не находил покоя. Так прошло недели три. А он все никак не мог простить своему брату, который его огорчил. Но вот однажды, когда он размышлял об обиде, нанесенной ему братом, неожиданно вошел к нему юноша и сказал ему: «Исаак, предайся мне, и я успокою тебя». Тогда понял Исаакий, что это не простой юноша. В образе юноши предстал пред ним падший демон. «Иди от меня, — возвестил Исаакий, — я раб Божий». Тогда юноша сказал ему: «Нет, ты не Божий раб, ты имеешь гнев на брата своего и не прощаешь ему уже третью неделю, а тот, кто гневается, принадлежит мне, а не Богу».
Испугался Исаакий и пришел в сердечное сокрушение. Он оставил свою келью и бежал к брату своему просить у него прощения и мира. И едва только он поклонился ему и испросил у него прощение, как почувствовал, что душевная тяжесть, появившаяся у него на сердце, спала, и он ощутил в себе благодатный Божий мир.
Когда он возвратился в келью, то увидел, что вся его келья была изрублена падшим ангелом, пришедшим в образе юноши.
Видите, братья и сестры, как опасно допускать действие, противоположное любви. Да сохранит нас Господь от этого. В сегодняшний день мы и постараемся не иметь ни на кого злобы или раздражения. Это будет от нас величайший дар апостолу любви, который помолится за нас и укрепит в добрых намерениях. Аминь.

Комментирование запрещено