День памяти блаженной Ксении Петербургской

Проповедь игумена Силуана (Туманова) в день памяти блаженной Ксении Петербургской

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сейчас мы с вами слышали Евангелие, каждый год читаемое в пятницу тридцать четвертой недели после Пятидесятницы (Мк. 14, 3-9).
Мы слышим слова, хорошо нам знакомые. О том, как женщина-грешница, увидев, что в таком-то доме пребывает Иисус, купила на деньги, полученные в результате своего греховного промысла, драгоценный алавастр с миром.
Алавастр — это выточенный из цельного камня сосуд с тонкими стенками, очень дорогой, в который наливали самые драгоценные ароматические составы. В данном случае Евангелист уточняет: это было, нардовое миро, пистикийское, многоценное, очень дорогой ароматический состав и по современным меркам, а уж тем более в древности.
Вот такое было движение сердца, может быть, неосознанное, но очень искреннее, у этой женщины-грешницы. Она увидела Христа, раскаялась в своей греховной жизни, поняла, что самое драгоценное в жизни — это Господь Бог. Собрала все нажитые грехом деньги, большие деньги, купила этот сосуд с миром, разбила его и помазала голову, волосы Господа нашего Иисуса Христа.
И мы тут же слышим голоса: «а зачем ты это сделала? Лучше бы ты продала это миро, а деньги раздала нищим!». Вот такие же голоса мы слышим каждый день сегодня. «Зачем нам столько храмов? Зачем нам позолоченные иконы, зачем нам купола, колокола, кресты? Не лучше ли все эти деньги раздать нищим?» — каждый день спрашивают у представителей Церкви обеспокоенные о состоянии нищих граждане.
Но вот ответ, который дал тогда Христос этим вопрошающим, а по учению отцов Церкви среди них, а, возможно, и единственным из них был Иуда — предатель. И вот ответом этим вопрошающим были такие слова: «оставьте вы эту женщину! Она доброе дело сделала ради меня, потому что нищие всегда с вами, и если хотите, можете им всегда делать добро, а меня не всегда имеете с собой».
Эти слова укрепление нашей веры. Посторонним они мало что скажут. Люди, которые будут с нелюбовью к Церкви относиться, с недоверием, они будут до скончания века. Это естественно, и они не вразумлятся, пока Господь не войдет посещением Своим в их семью, в их дом, пока они не поймут, насколько важно искать в этой жизни Бога. Настолько важно, что не пожалеешь больших денег, чтобы потратить их на храм, ради Бога, ради того, чтобы прославлялось имя Господне и было благолепие храма Божьего.
Мы видим, что это движение веры Господь поддерживает и не осуждает. Действительно, нищие постоянно вокруг нас. Но что каждый из нас сделал для того, чтобы упрекать Церковь? Те, кто помогают нищим, как правило, помогают и храму, и уж в любом случае они молчат об этом, потому «Господь дал, Господь и взял, благословенно имя Его!» И те деньги, которые приходят в нашу жизнь, надо разумно и грамотно распределить не только по своим нуждам, но уделить часть и нуждающимся.
Поэтому, дорогие братья и сестры, когда будем слышать такие слова, не будем смущаться. Будем лишь молиться о людях, которые ослеплены до времени своим собственным корыстолюбием, которые думают о помощи нищим за счет кого-то, но не за счет своей жизни.
А ведь нищета может быть совершенно разная. Мы привыкли представлять нищету так: вот бомж, ему негде жить, нечего есть, нечем питаться. Несчастный живет вот как-то. Вот мы подадим ему рублик: и мы доброе дело сделали, и бомжу лучше. Но бомж за день таких рубликов насобирает столько, сколько мы за месяц, возможно, не заработаем. Но это другое дело. Гораздо важнее посмотреть вокруг себя, может кто-то из наших близких является вот таким нищим. Но только ему нужны не наши деньги, и не наша одежда или пища. Ему нужно наше внимание. И вот об этом Господь говорит: не всегда имеете Меня с собой.
Понятно, что здесь пророческое предуказание на грядущее распятие, воскресение и вознесение. Но здесь и о другом говорится. Не всегда у нас в сердце есть стремление быть с Богом. Не всегда у нас в сердце есть это горение любви Божией. Не всегда в сердце нашем есть стремление прийти в храм Божий. Вот почему Господь и говорит: не всегда имеете Меня с собой.
Поэтому будем, дорогие братья и сестры, дорожить этими мгновениями, которые мы проводим с вами в храме Божием! Будем с вами дорожить храмом Божиим, той возможностью, которая у нас есть. Господь ведь может в любой момент отнять эту возможность. Мы знаем периоды в истории нашего государства, когда семьдесят лет запрещалось ходить в храмы и достойно исповедовать Господа Бога. Сейчас, слава Богу, есть такая возможность! Так будем же её ценить, благодарить за это Господа Бога, и молиться святой блаженной Ксении, истинной покровительнице Петербурга, чтобы она и нашу жизнь управила. Чтобы она всегда в нашем сердце возгревала эту любовь к храму, стремление посещать храмовые службы.
Что будет завтра, Один Господь знает. А сегодня, слава Богу, мы в храме, слава Богу, мы прославляем святую блаженную Ксению. И дай Бог, чтобы до конца наших дней нам иметь такую возможность её молитвами.
Святая Блаженная Ксения моли Бога о нас грешных.
Аминь!
9 февраля 2015

Слово протоиерея Александра Агейкина в день памяти св. блаженной Ксении Петербургской

Помолись о нас, святая Ксения

Как безудержно бежит время, стремительно перелистывая листы календаря, полируя камни, безжалостно изменяя города и страны, не говоря уже о человеческом сознании и его отношению к тому, что происходит вокруг. Вот совсем недавно, город на Неве для многих из нас был городом белых ночей и колыбелью революции. Белые ночи все еще привлекают в этот город тысячи туристов, а вот про колыбель революции большинство молодых людей, приезжающих в Северную столицу, уже не вспомнит, но почти все они будут искать проторенную дорожку на Смоленское кладбище — к блаженной Ксении. Быть в Питере и не заехать к св. Ксении, не поставить свечку у ее гробницы и не умудриться пристроить записочку с заветным желанием в какую-нибудь свободную трещинку на фасаде часовни? Нет, так сегодня не принято. Ведь Петербург сегодня это не только город белых ночей, каналов и величественных соборов, но это и город святой Ксении. Вот и мы с супругой когда-то прошли этой дорожкой к надгробию блаженной, а теперь в нашей семье уже совсем взрослая девушка, именуемая тем же именем и возносящая свои отроческие молитвы к своей небесной покровительнице. Некогда св. Давид взывал к Богу: «Господи, …что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8, 5). Почему имена одних людей, вынесенные на знамена и лозунги, насильственно вбиваемые в головы и умы, человек предпочитает забыть, как страшный сон, а имена других, несмотря на все запреты и угрозы, произносит с благоговением и трепетно хранит в своем сердце? Что сделала в своей жизни эта петербургская женщина, 45 лет ходившая в грязных красно-зеленых лохмотьях по улицам города св. Петра, собиравшая копеечки на папертях и стогнах столичного града и, как бесценное сокровище, получавшая от людей «досаду и укорение, биение и пхание»? Почему ее «безумие» вознаграждается Божией благодатью, а мы, такие талантливые и целеустремленные, остаемся неуслышанными Им? Может быть для того, чтобы посрамить наше самопревозношение, чтобы остановить наш безумный бег за комфортом и достатком, чтобы мы, хотя бы на мгновение, задумались о главном, о том, ради чего мы живем и к чему стремимся?
Все ее разговоры о молитве и добрых делах, о щедрой милостыне и призрении нуждающихся, ради памяти скоропостижно скончавшегося мужа и спасении его души, воспринимались «просвещенными» родственниками и друзьями, как блажь и временное помрачение рассудка от горя. Ксения Григорьевна поняла, что никто не позволит ей сделать всего этого, если она не облечется в реальное безумие ради Христа, ради спасения своей любви. Когда Андрея Федоровича повезли на кладбище, пораженная скорбью супруга надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком виде пошла провожать гроб усопшего мужа. Увидев, что ее мнимое безумие вызывает среди родственников и друзей лишь жалость и сопереживание, не вызывая явного противодействия, новая блаженная утвердилась в своем решении отказаться не только от всего нажитого имущества, но и даже от своего собственного разума, чтобы буйством проповеди спасти многих верующих (1 Кор. 1, 21), а в первую очередь своего заблудшего мужа, умершего без покаяния. А задумывались ли мы, приезжая сегодня к святой со своими просьбами и мольбами, в чем был смысл ее духовного подвига? Для чего в «золотой век просвещения», как часто именуют XVIII век, она взяла на себя подвиг добровольного безумства? Видим ли мы в этом для себя урок супружеской верности и любви, вознагражденной Богом? Мало кто, вчитываясь в житие св. Ксении, видит за этими строками реальную трагедию человеческой жизни, сходную со множеством современных судеб, и какое духовное усилие и сила духа потребовались от этой хрупкой 26-летней вдовы, чтобы преодолеть последствия человеческой беспечности. Казалось бы, все в жизни складывалось очень удачно — выгодный брак, заметное положение при императорском дворе, собственный дом в столице, чин и денежное содержание. Жизнь придворного певчего Андрея Федоровича Петрова протекала весело и беззаботно — балы и ассамблеи, шутовские феерии и театральные постановки, красивая молодая жена и прекрасные перспективы. Ведь сумел, некогда придворный певчий и музыкант Разумовский, стать властителем судеб и фаворитом императрицы. «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19). Не эти ли слова пришли на ум молодой вдове, прихожанке храма св. апостола Матфия, стоявшей у гроба молодого и перcпективного царедворца, жизнь которого так внезапно оборвалась? А что дальше? Достойное воздаяние за безумно прожитую жизнь? Ведь только так «бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 21). «Нет, пусть Ксения умрет, а Андрей Федорович начнет новую жизнь. Пусть я погибну в глазах людей, но я вырву своего возлюбленного мужа из этих цепких рук смерти духовной, из лап греха и отца лжи и заблуждений», —пронеслась в голове Ксении спасительная мысль. Ведь сказал же некогда апостол Павел: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7, 16).
Удивительно, но на Руси именно подвиг юродства ради Христа стал наиболее популярной, поистине национальной формой подвижничества, позволявший противостоять человеческой гордости, высмеивать пороки, побеждать страсти. Сколь ни странным это может показаться, но этот духовный подвиг служит миру своеобразной проповедью, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа, действующей под личиной безумия и проявляющейся в прозорливости. Не случайно, что все юродивые обладали пророческим даром и жили, практически, уже в двух измерениях, в видимом и невидимом мире, являясь уже здесь гражданами Царства Небесного, получая, как награду за отвержение человеческого разума, дары Св. Духа — прозрение духовных очей, проникновение в высший смысл и власть над материей собственной плоти. С тех пор, в течении 45 лет, на улицах Петербургской стороны можно было встретить блаженную Ксению, одетую в придворный камзол мужа и именовавшую себя Андреем Федоровичем. Смиренно переносила она насмешки и поругания, издевательство детворы и глумление неразумных обывателей, пока не заметили люди в этой «безумной» горожанке явное действие благодати Божией и даров Св. Духа. Тогда каждый уже стремился услужить блаженной, чтобы и самому стать причастным этой изливавшейся на нее божественной благодати. Горожане стали жалеть Ксению, дорожить ее благоволением — говорили с ней ласково, угощали её, подавали милостыню. Но и в этом она являла некую странность, принимая лишь “царя на коне” — копейку, на которой отчеканен был вмч. Георгий Победоносец, поражающий дракона, подобному тому, как и она стремилась победить врага рода человеческого, посрамляя своим добровольным безумством гордость и самолюбие. Не в этих ли историях о блаженной Ксении черпал свое вдохновение Александр Сергеевич, влагая в уста своего Юродивого: «Дай, дай, дай копеечку»?
Одновременно с блаженной Ксенией, юродствовавшей на улицах столичного града, в императорском дворце и на царской военной службе, спасался мнимым юродством от человеческой злобы и зависти, еще один герой духа — генералиссимус Александр Суворов. Встречались ли они с блаженной Ксенией на улицах Петербурга, история умалчивает, но несомненно, что оба они получали утешение и благодатную помощь от Христа Спасителя. Земная жизнь блаженной подходила к завершению. Ее духовный подвиг был исполнен, многие люди возносили свои молитвы о бедном Андрее Федоровиче, а грядущим поколениям об этом уже напоминало название улицы, где когда-то жили супруги Петровы, ведь благодаря блаженной подвижнице, эту улицу теперь именовали именем Андрея Петрова и каждый готов был рассказать незнакомцам о тех чудесах, что здесь когда-то совершались. Святая Ксения отошла ко Господу в самом начале XIX века. Есть мнение, что она скончалась около 1803 года. Погребена была угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время тайными ночными бдениями и трудами помогала строить церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Смоленская», а в начале XX столетия над ее могилой возвели небольшую часовню, к которой уже более двух веков не иссякает поток верующих людей, стремящихся выполнить завет святой, который был начертан на ее надгробии: «Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души». По всему же лицу христианского мира сегодня воздвигнуто уже более 50-ти храмов и часовен, освященных в честь святой подвижницы и молитвенницы за род человеческий!

Проповедь священника Даниила Сысоева (+2009г.) в день св. Ксении Петербургской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас всех с воскресным днем. Сегодня память святой блаженной матери Ксении Петербургской. Одна из самых почитаемых русских святых, прославленная хотя и недавно, в 1988 году, но почитаемая в течение всех тех лет, которые прошли со дня ее кончины. Она скончалась в конце XVIII века. В день ее памяти стоит подумать, что такое подвиг юродства. Многие люди, когда узнают, не понимают, что это такое, начинают соблазняться, а многие начинают юродствовать ради себя, а не ради Христа. Дело в том, что христианин должен помнить, что, если касаться его разума, есть вещи, которые более высокие, чем разум. Современная наша человеческая культура, наша цивилизация, начиная с XVII века, делает целый культ разума. При французской революции, революционеры вместо храмов Божиих ставили статуи богинь разума. Считалось, что разум выше всех у человека. Юродивый (особый святой, буквально — сумасшедший ради Христа человек) говорит, что разум не самая высшая вещь человека. Он говорит, что готов ради Бога пренебречь своим разумом, своей рациональностью, для того чтобы достигнуть божественной жизни. Зачем это нужно? Христианство утверждает, что Бог есть сверхразум. И познать Его пути человечество до конца не в состоянии. Его пути бесконечны, разум не может постичь бесконечное до конца, только отчасти. И наступает такой момент, когда человек, чтобы познать больше, становится скован какими-то своими внутренними предрассудками.
Есть такое понятие «здравый смысл», у человека он работает, но бывают такие случаи, когда здравый смысл начинает противоречить со словом Божиим. Здравый смысл требует убить ребенка, чтобы пожить «для себя». Это на самом деле является болезнью разума, которая мешает узнать откровение Божие. Таких примеров болезни разума очень много. Например, когда разговариваешь со свидетелями Иеговы, которые ко всем пристают, они вам скажут, что не могу признать учение о Святой Троицы, потому что это противоречит моему разуму. Получается, что мой разум не доверяет откровениям Божиим. В такой ситуации нужно сказать: «От такого разума нужно отказываться!» Чтобы показать, что светский разум ничто по сравнению с Божиим, появляется такой разряд святых, которые называются Христа ради юродивыми. Это люди, которые были вполне разумными, они не были душевно больными, вполне вменяемыми, вполне здравомыслящими людьми, но они ради Христа притворяются сумасшедшими. С какой целью? Чтобы скрыть те величайшие дары Святаго Духа (мы знаем, что практически все Христа ради юродивые обладали даром пророчества). И многие древние пророки вели себя как юродивые, как сумасшедшие, чтобы открыть тайну Божию. Они скрывали данные от Бога таланты под сумасшествием, чтобы не быть охваченным страстью гордыни, тщеславием, которое может пожрать любого человека, чем больше дары, тем сильнее эта страсть действует на человека.
И для того, чтобы обличить таким образом безумие мира. Апостол Павел говорит: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1, 22-24). В древнем мире не понимали, как может грязная плоть принять высшее начало? Это же невозможно, это сумасшествие. Но как раз слово Божие говорит обратное. У Бога был замысел спасти людей от греха этим безумием, потому что человек делает то, что кажется противоречащим здравому смыслу, кажется, нет мельчайшего здравого смысла. Это было угодно Богу. Этим спасти верующих. А для остальных уверовавших мы проповедуем Христа распятого, Божию премудрость, Божию силу, потому что кажется не мудрым у Бога, мудрее человека, то, что кажется немощным у Бога, оно сильнее человека.
Этот аспект христианства подчеркивают Христа ради юродивых. Они показывают, что наш здравый смысл не охватывает мира, он не способен просто охватить мир. Есть больший разум, чем наш разум. Иногда кажется, то, что говорит этот разум, неразумным. Кажется нам чем-то сумасшедшим. А что нам кажется сумасшествием, на самом деле является глубочайшей милостью, и это связано не с тем, что христианство разум отрицает, оно просто ставит его на место. Разум хорош, замечателен, но он подчинен откровению. Подчинен тому, что является источником разума, тому, кто является причиной всякого разума. Как раз это показывают Христа ради юродивые. Они еще показывают, что христианство не сводимо к внешним нормам нравственности. Очень часто они делают такие вещи, которые кажутся нам выходящими за рамки приличия и за рамки нравственности.
Василий Блаженный голый ходит по Москве, садится на паперть и по пятницам кушает мясо. Но тем не менее мы видим, что он делает это не случайно, а руководим Духом Божиим. Почему он это делает? Потому что он хочет показать нам одну простую вещь, что суть христианства в любви между Богом и человеком. Не просто в наборе правил, к которым многие пытаются свести христианство, очень часто людям хочется, чтобы им дали свод правил, который бы они выполнили и Бог от них бы отстал. А юродивый говорит, что не выйдет. Бог не отстанет, и христианство к своду правил не сведешь. По какому правилу надо ходить в камзоле синем? По какому правилу Василий Блаженный мясо ест? Да не по какому правилу. Он делает это, чтобы его не хвалили, чтобы не считали его святым, чтобы ругали и оплевывали. Он хочет этого, потому что он знает, что тщеславие украдет у него благодать Божию. Он знает, что жизнь Божия покинет его, если он будет гордиться, превозноситься. А плевок, который ему в лицо дадут, он пойдет ему на пользу. Это вещи, которые не сводимы к здравому смыслу, они и показывают, что христианство есть нечто большее, чем сведение к рационализму.
Сколько раз пытались к закону сводить христианство? И иудеи-христиане первого века говорили, что надо закон выполнить и спасен. Фарисеи говорили, что им достаточно закона для спасения. Потом приходили старообрядцы, говорили, что устав выполнишь и все, спасен. Но христианство не сводимо к закону. Христианство — живое общение Бога и человека, в котором есть много вещей, которые не влезают в обычные рамки. Как говорит апостол Павел, «закон положен для грешников» (1 Тим. 1, 9), для блудников, прелюбодеев, мужеложников, убийц, хищников, воров, злодеев, для всех тех, кто не повинуется славному благовестию Бога. Он нужен для того, чтобы человек вырвался из этих обычных смертных грехов. Для этого мира закон необходим, христианство не отбрасывает закон, оно не поступает как некоторые сектанты, которые говорят, что никакой нравственности нет. Нравственность есть, это способ научиться самым азам. Действительно, если человек начнет юродствовать, не научившись ни грубить, ни воровать, ни убивать, он вместо того, чтобы Богу служить, будет служить дьяволу. Эти подпорочки нужны, чтобы человек ходить научился. Когда человек только родился, он лежит в кровати и даже поворачиваться сам не может. Подрастает, начинает ползать, потом ему ходунки дают. Ходунки эти и есть закон, то делай, то не делай. Хорошо, правильный закон. «Заповедь свята и правильна» (Рим. 7, 12) — как говорит апостол Павел. Но если человек на ходунках остановится, я подозреваю, что далеко он не уйдет. Как раз ходунки нужны для того, пока человек не научился ходить.
И Христа ради юродивые говорят, что есть путь, который ведет дальше закона, путь, которым должен ходить каждый человек — путь прямого личного общения с Богом. И пока человек все делает по правилам, он от этого личного пути Богообщения будет далек. Это очень важно помнить и именно поэтому Господь давал Христа ради юродивым великие дары: чудотворения и исцеления. Сколько помощи оказывали Ксения блаженная, блаженная Матрона. Хотя жизнь их не вписывалась в обычные рамки, именно по той причине, что они любили Бога. Эта любовь действительно становилась сердцевиной их жизни. Блаженный Августин говорил, что есть очень простой принцип, «возлюби Бога и делай что хочешь». Но сначала возлюби Бога, а чтоб полюбить, сначала научись делать закон, и начни общаться с живым Богом. Живой человек общается с живым Богом, своим Небесным Отцом. И тогда, общаясь с Ним, он может делать действительно все, что хочет, потому что греха он делать не будет. Конечно, он не будет нарушать нормы закона, но из обычных правил будет выдаваться.
Давайте помнить о той цели, к которой мы призваны. И помнить, что наша задача — стать живыми людьми, не какими-то компьютерными, программированными на определенную программу, а живыми людьми, которые общаются с живыми силами Небесного Отца нашего. Но есть и обратная вещь. Есть примеры самовольного юродства, когда люди начинают брать на себя самовольно то, что им не дано. Не научившись соблюдать заповеди Божии, начинают пытаться подражать, имитировать из себя юродивого. Такие люди находятся в состоянии самой большой прелести. Здесь происходит обратное, вместо того, чтобы бороться с гордыней, человек начинает гордыню выкармливать. Возникает такой как бы мазохизм. Некоторые люди говорят, что нужно самим на неприятности нарываться, потому что это по-христиански. Это ложное юродство, как принято называть среди священников — «себя ради юродивые», которые юродствует не для того, чтобы убежать от славы, а чтобы получить славу. Как сказал один из духовников XX века, отец Никон Беляев, «сейчас стать старцем очень легко, проползи один раз на коленках вокруг храма, начни бормотать непонятные вещи и просфорку всем раздавать, сразу будешь старцем». А если ты еще при этом без благословения архиерея начнешь отчитывать, ты будешь великим старцем, к тебе сразу толпы пойдут. Это пример лжеюродства, когда человек ищет славы себе при помощи ложных дел.
Чем отличается истинный юродивый от ложного? Истинный юродивый ищет славы Богу и старается славу свою вообще отбросить полностью. Ложный юродивый ищет славы себе, а Бог для него уже как следствие. Поэтому надо уметь различать одно от другого, потому что ложь от истины отличаются небольшим расстоянием. Но эта маленькая добавка лжи извращает все. Если столовую ложку цианистого калия высыпать в бочонок меда, то спокойно можно отравиться. Точно так же и человек, если он начнет искать славы себе, а не Богу, то он отравит очень многих вокруг себя. Давайте помнить, что наша задача научиться превзойти закон — сначала научиться, потом превзойти. Не ограничиваться им, но и не отбрасывать его. Потому что Бог хочет, чтобы мы были перед ним непорочными и чистыми. Не искали славы себе, а искали славы Ему. И тогда Он сам прославит, как Он прославил блаженную Ксению. Да поможет нам Бог в этом прекрасном пути богообщения.
Храни вас Бог!

Комментирование запрещено