День памяти праведного Иоанна Кронштадтского

Слово архиепископа Аверкия (Таушева), Сиракузского и Троицкого (+1976г.), ко дню прославления св. праведного Иоанна Кронштадтского

Церковное прославление приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского. К чему оно нас обязывает?
Итак, вожделенная радость многих и многих тысяч верующих сердец уже на пороге своего полного осуществления: в воскресенье 19-го октября (1964 г. — ред.) по нашему православному календарю (1 ноября по нов. ст.) состоится торжественное церковное прославление величайшего праведника наших времен — всероссийского пастыря, молитвенника и чудотворца приснопамятного Отца Иоанна Кронштадтского.
Радуйтесь и веселитесь православные русские люди и воздайте хвалу Богу, дивному во святых Своих!
Умолкните, все хулители Святой Руси, все противники и враги Святого Православия!
Ведь о. Иоанн — плоть от плоти и кровь от крови той Святой Руси, которая жила и дышала Святым Православием. Вместе с молоком своей простой, но благочестивой матери он от ранних младенческих лет впитал в себя дух истинного православного благочестия. Такой же простой, но благочестивый отец — дьячок, постоянно беря маленького Ваню в церковь, заложил в нем с самого раннего детства твердые основы настоящей православной церковности — любовь к храму Божию и к совершаемому в нем дивному, несравненному православному богослужению. Настоящая, духовно-здоровая, трезвенная православная молитва — молитва домашняя и молитва церковная — вот та духовная атмосфера, в которой получил свое воспитание будущий великий Кронштадтский пастырь!
Вот откуда — все величие и слава нашего дивного всероссийского праведника, сколько-нибудь подобного которому никого не являлось на Западе со времени его отпадения от Православия: вот что доставило ему мiровую известность и заставило преклоняться перед ним многих и многих иностранцев и иноверцев, испытавших на себе чудотворную силу его молитв, или только слышавших о нем от других и читавших его вдохновенные письменные творения, кои удостоились даже перевода на иностранные языки.
Дальнейшее самовоспитание и образование в духе Православия, полученное о. Иоанном в наших русских православных духовных школах — духовном училище, Архангельской Духовной Семинарии и С.-Петербургской Духовной Академии довершили дело благочестивых родителей и создали законченный облик того исключительной силы духа истинного, доброго пастыря, каким о. Иоанн с самого начала выступил на свое пастырское делание, среди, казалось бы, самых неблагоприятных условий в Кронштадте, населенном людьми, в огромном большинстве, индифферентными к вере и морально-опустившимися «подонками общества».
Отец Иоанн — наш, настоящий православный русский пастырь, настоящий православный русский «батюшка»: именно отсюда — его величие и слава, и этим-то он особенно близок и дорог нам, православным русским людям, не отрекшимся от великих духовных сокровищ нашей Св. Православной Веры и от славного прошлого нашей Родины — Святой Руси!
Потому-то так особенно светло и радостно для нас, как вторая Пасха, предстоящее великое торжество его церковного прославления!
Святый праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, как отныне мы будем именовать его в церковном богослужении, — яркое свидетельство того, что жива и действенна, исповедуемая нами св. Православная Вера, которую так любил наш великий праведник, со умилением неоднократно восклицавший: «О, чудное, животворное, божественное православие! Я вижу светлый образ твой!»…
Русский «до мозга костей», если можно так выразиться, святый праведный отец наш Иоанн, вместе с тем, в самом себе являет нам всю ни с чем более несравнимую возвышенную красоту, величие и славу той Святой Руси, отпрыском которой он был, и указывает нам единственно-правильные пути к ее возрождению.
Если мы признаем святость о. Иоанна, в которой невозможно сомневаться, ибо она засвидетельствована бесчисленными чудесами, да и вся необыкновенная жизнь его чудесна, если мы по-настоящему, нелицемерно чтим его, то мы должны с глубочайшим вниманием и благоговением относиться к его словам, к его учению.
Вот что говорил о. Иоанн о сравнительном достоинстве Православия и инославия — слова как бы прямо обращенные к современным русским «экуменистам», готовым так легко продать свою веру, променять ее на современные модные фальшивые ценности сомнительных «объединительных» религиозных течений:
«Ни одно исповедание христианской веры, кроме православнаго, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов… потому что другия исповедания неправославныя “содержат истину в неправде” (Рим. 1, 18), примешали ложь и суемудрие к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает Православная Церковь» («Мысли о Церкви» стр. 13-14).
«Вне Церкви (Православной) нет спасения, нет духа благодати» (там же, стр. 8).
«Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными Божественной Истине Евангелия и учению Св. Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отец. Нельзя считать их за истинныя и спасительныя: безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведет к безверию или охлаждению к вере… строго держись единой истинной веры и Церкви!» (стр. 38).
А как ясно, хорошо, понятно и убедительно вскрывает о. Иоанн в своих замечательных «Мыслях о Церкви» ложь римского католицизма и протестантизма — это теперь особенно важно и необходимо каждому православному русскому человеку самым внимательным образом прочесть и принять к сведению.
Чрезвычайно много ценнейшего наставительного и вразумительного материала для себя найдут в словах и поучениях о. Иоанна и наши русские националисты, ревнующие о спасении и возстановлении нашей несчастной Родины — России.
Будучи действительно «пастырем добрым», о. Иоанн не переставал болеть душою и скорбеть о духовных недугах современного ему русского общества, видя, как далеко отошло оно от истинной веры в Бога, от евангельских заветов Христа-Спасителя и от своей Матери-Церкви. В этом он видел страшную угрозу для всего русского народа — и не только для частной, но и для общественной и государственной его жизни. С великой горечью многократно говорил о. Иоанн о тех русских людях, которые забывают, что «настоящая жизнь наша есть изгнанничество» и что «мы все должны усиленно стремиться чрез покаяние и дела, достойные покаяния, к своему (небесному) отечеству». Скорбел он о тех, которые предаются «удовольствиям в театре, на вечерах, когда рисуются в нарядных одеждах и уборах, когда предаются наслаждению чрева, кружатся в веселых танцах, разъезжают в великолепных экипажах и проч.» Он напоминал таким, что они находятся в «большой опасности потерять вечную жизнь», особенно если они «живут нерадиво, не творят дел, достойных покаяния». Ведь над всеми нами, учил о. Иоанн, тяготеет «гнев Божий».
«Удивительная болезнь явилась нынче», говорил он в своей беседе с сопастырями в г. Сарапуле: «это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенныя разума! А между тем, развлечения — это уже общественный порок, общественная страсть!»
Вот такая пустая, легкомысленная жизнь с исканием одних удовольствий, развлечений и наслаждений, и привела, по мысли о. Иоанна, к обезцерковлению русской жизни, к отходу русских людей от веры и Церкви, а это, в свою очередь, привело Россию и русский народ к страшной кровавой катастрофе безбожного большевизма.
«Мы имели счастие», так говорил о. Иоанн в своем слове 5 окт. 1906 г.: «родиться и креститься в Царстве Христовом — в Церкви Православной, и призваны быть наследниками Царствия Небеснаго, но множество из народа русскаго интеллигентнаго отреклись от Христа и Церкви Его, захотели управляться сами собой, жить по своей безразсудной воле… и сами стремятся и Россию влекут к гибели».
«Как хитер и лукав сатана!» — восклицает он в другом своем слове в том же году: «чтобы погубить Россию, он раздул в ней безверие и разврат чрез злонамеренных писателей и учителей, чрез русския средния и высшия школы и чрез так называемую интеллигенцию. На почве безверия, слабодушия, малодушия, безнравственности совершается распадение государства. Без насаждения веры и страха Божия в населении России она не может устоять».
И спустя год грозно прорекает:
«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению». Отчего? — «Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры…»
Множество и других мест мы находим в пламенных словах нашего великого праведника, прозорливца и чудотворца, где он, обличая русский народ за богоотступничество, за отход от Церкви Православной, предрекает надвигающуюся на него страшную кару Божию.
И вот все это, как мы видим, исполнилось!
Прозревая своими прозорливыми очами все те ужасы, которые в действительности и постигли Россию, не внявшую призывам своего великого пастыря, о. Иоанн высказывает даже мысль, что «повидимому, скоро наступит день втораго пришествия Христова, — ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры («Апостасия») (Слово на Неделю Крестопоклонную 5 марта 1906 г.). «Христос вновь придет, но придет уже не спасать, а судить изолгавшийся и обезумевший от неверия мiр и — страшен будет суд Его хулителям Его»… (30 ноября 1906 г.).
Слышите, возлюбленные о Господе братие и сестры, что говорил прославляемый ныне нами великий праведник! Да сомкнутся же уста тех, кто думают и утверждают иначе!
Радуясь и духовно ликуя в наступающий день торжественного церковного прославления нашего дивного прозорливого праведника, молитвенника и чудотворца, мы естественно должны приводить себе на память все то, чему учил, к чему призывал он нас, православных русских людей. И вместо того, чтобы создавать всевозможные общественные и политические организации, наивно воображая, будто они, сами по себе, принесут какую-то пользу и помогут спасти Россию, вместо того, чтобы строить разные, зачастую фантастические чисто-земные планы, вместо того, чтобы без конца ссориться и враждовать друг с другом, расходясь во взглядах или, просто (что еще хуже!) — из-за оскорбленного честолюбия или неудовлетворенного властолюбия и корыстолюбия, — подумать лучше о том, что все мы сейчас находимся на краю гибели, и наверное погибнем, если не образумимся и не последуем, хотя бы теперь, пламенному призыву о. Иоанна:
«Доколе еще не поздно, обратитесь все неверующие к вере, к покаянию, в слезах и сокрушении сердца. Не опоздал бы кто! Может быть, завтра же последует тебе, человек, суд Творца!» (Слово 15 апр. 1907 г.)
Святый праведный Отче наш Иоанне, моли Бога о нас!
1964 г.

Слово митрополита Иоанна (Снычева), Санкт-Петербургского и Ладожского (+1995г.), в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

Всечестные отцы, братия и сестры! Возлюбленные чада мои!
Сегодня Святая Церковь Православная празднует знаменательную дату, предлагая нам для назидания славное житие и чудеса великого Кронштадтского Пастыря. Воистину велик пред Богом незабвенный отец Иоанн — при жизни всероссийский молитвенник и печальник, а ныне — наш Небесный Заступник, дерзновенный пред Богом ходатай и покровитель Санкт-Петербурга. Чудесами прославившийся по всему миру, стяжавший славу и почитание даже у народов неправославных и нехристианских, своим дивным житием и Богодухновенными писаниями святой праведный отец Иоанн и ныне назидает нас, грешных, понуждая деятельно и неленостно трудиться над спасением души.
Родился отец Иоанн 19 октября/1 ноября 1829 года в семье бедного, глубоко верующего причетника села Суры Пинежского уезда Архангельской епархии. Маленький Иоанн рос тихим, ласковым мальчиком, любившим богослужение и природу. Когда ему было шесть лет, он сподобился явления Ангела Хранителя, который сказал мальчику, что Господь Бог поручил ему (Ангелу) охранять Иоанна в течение всей жизни. Девяти лет он поступил в Архангельское приходское училище, по окончании его — в семинарию. Закончив семинарию – в числе лучших учеников был зачислен в Петербургскую Духовную Академию. В 1855 году он окончил курс Академии. К тому времени открылось священническое место в Кронштадтском Андреевском соборе. Когда, после рукоположения, отец Иоанн впервые вошел в собор, он был поражен тем, что, еще будучи семинаристом, видел этот храм во сне.
С той поры имя отца Иоанна для миллионов русских православных людей неразрывно связалось с Кронштадтом. Со временем собор превратился в место паломничества безчисленного множества страждущих и болящих, жаждущих утешения и исцеления по молитвам святого пастыря. В 1882 году для приема паломников был даже основан специальный Странноприимный дом, который всегда переполняли приезжие.
Преизобильно излил Премилосердный Господь всесильную благодать Свою на смиренного кронштадтского подвижника. Пребывая в миру телом, он сердцем жил на небесах, скрывая от людского взора подвиги благочестия. Всю жизнь прожив с супругой как с сестрой, нося по временам вериги, благотворя без меры, до полного самозабвения, до нищеты, отец Иоанн стяжал неисповедимую высоту духовную, благодатные дары дерзновенной ко Господу молитвы, исцеления, прозорливости и несокрушимой, всепобеждающей веры.
«Истинно говорю вам, — поучал некогда Господь Своих учеников, — если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20). Вера отца Иоанна действительно двигала горы. По его молитве отверзались небеса, прекращая губительную засуху, заканчивались страшные эпидемии, воскресали мертвые, исцелялись безнадежно больные, изгонялись бесы, вразумлялись и приходили к вере закоренелые безбожники-атеисты.
Велика была любовь народа к своему ревностному пастырю. Современники свидетельствуют, что даже на далеком Сахалине простые крестьяне и охотники держали в красном углу рядом с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы портрет отца Иоанна.
Поражает обилие чудес, проистекавших от его молитв. Когда после революции, в тяжелых условиях эмиграции, ревнители памяти Святого решили собрать для потомков свидетельства его чудес, они за считанные месяцы обрели материал, составивший два полновесных тома. Известны случаи, когда отец Иоанн исцелял смертельно больных (а то и воскрешал мертвых) буквально на глазах у изумленных врачей. Однажды, когда это произошло в присутствии целой врачебной комиссии, медики предложили батюшке опубликовать об этом сообщение, скрепленное их собственноручными подписями, но смиренный подвижник отказался.
Безумную ненависть вызывал отец Иоанн в среде богоборцев и христоненавистников. Еще при жизни лживая печать изливала на него потоки клеветы, а после революции даже самое имя его было запрещено к упоминанию. Богоборческие власти разорили и разграбили все места, связанные с Житием преславного праведника, надеясь стереть память о нем в душе народной. Но почитание отца Иоанна пережило все испытания и гонения. В который раз Господь посрамил порывы сатаны! Русская Православная Церковь прославила великого старца в числе Угодников Божиих, и ныне мы ликуем духовно, назидаясь его дивными деяниями и обращаясь к нему за помощью и поддержкой.
Пламенное слово отца Иоанна доныне воинствует против лжи и беззакония нашего лукавого времени. Сколь злободневно и вразумляюще звучат сегодня его пророческие слова:
«Откуда эта анархия, эти забастовки, разбои, убийства, хищения, эта общественная безнравственность, этот царящий разврат, это огульное пьянство? От неверия, от безбожия… Нынешнее состояние России служит тому явным доказательством. Как хитер и лукав сатана! Чтобы погубить Россию, он раздул в ней безверие и разврат через злонамеренных писателей и учителей…
На почве безверия, слабодушия, малодушия, безнравственности совершается распадение государства. БЕЗ НАСАЖДЕНИЯ ВЕРЫ И СТРАХА БОЖИЯ В НАСЕЛЕНИИ РОССИИ ОНА НЕ МОЖЕТ УСТОЯТЬ. Скорее с покаянием к Богу! Скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви!»
И еще возглашал святой старец, презирая наши беды и напасти на десятилетия вперед: «Вера Слову Божию, Слову Истины исчезла и заменена верою в разум человеческий, печать в большинстве изолгалась — для нее не стало ничего святого и досточтимого, кроме своего лукавого пера, нередко пропитанного ядом клеветы и насмешки. Не стало повиновения детей родителям, учащихся — учащим… Браки поруганы, семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует… все желают автономии… Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям… Враги России готовят разложение государства.
Правды нигде не стало, и Отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? Нет — полно глумиться над Богом, полно попирать Его святые законы. ОН СКОРО ПРИДЕТ, НО ПРИДЕТ СУДИТЬ МИР И ВОЗДАТЬ КАЖДОМУ ПО ДЕЛАМ… Человек, именующийся христианином, одумайся, возвратись к вере, к здравому смыслу, к Слову Божию…» «Горе тебе — лукавый, непокорный, неблагодарный человек! Все бедствия нынешние, постигшие Россию, постигли ее из-за тебя! Но смотри, скоро наступит и день твоего праведного страшного воздаяния вечного. Трясись, трепещи, человек, недостойный этого великого имени, и скоро жди праведного суда Божия».
Произнесенные много лет назад, разящие слова отца Иоанна обращены к нам, сегодняшним — обличая наши пороки и указывая путь освобождения от греховного плена:
«Мы никого не гнали и не гоним, предоставляя каждому неправославному и иноверцу жить по своей вере, а нас гонят и преследуют всячески… А в нынешнее время искренне верующие терпят гонения не только от иноверцев, НО И ОТ СВОИХ, ОТВЕРГШИХСЯ СВОЕЙ ВЕРЫ И НЕ ВЕРУЮЩИХ НИ ВО ЧТО».
«Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Отчего же, столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, Царство Русское ныне так расслабело, обезсилело, уничижилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры…»
«Обратись к Богу, Россия, — пламенно взывал отец Иоанн, согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земных — обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели. Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоцененное жизненное сокровище — Веру Православную с Церковью спасающей, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей…»
«Возвратись, Россия, — вопиет святой подвижник, — к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви — Матери своей — и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время. Полно надеяться на свой кичливый, омраченный разум. Борись со всяким злом, данным тебе от Бога, оружием святой веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью твоих сынов».
Горе нам, если мы и сегодня не прислушаемся к этим предостережениям великого Кронштадтского старца! Не бывать тогда возрожденной Святой Руси, а нам всем — строго отвечать перед нелицеприятным Божиим Судом за то, что презрели свое служение народа-богоносца, предали святыни веры и малодушно уклонились от брани духовной. Да не будет сего!
Братия и сестры! Возлюбленные! Возопием велегласно к святому праведному отцу Иоанну искренней, сердечной и горячей молитвой: «Святый отче Иоанн, моли Бога о нас! Испроси нам дерзновенно у щедрого Бога дух ревности о Богоугождении, дух трезвенного внимания, видения грехов и страстей своих, покаяния и умиления!
Да не погибнем в пустыне маловерия и малодушия нашего, но сподобимся утолять жажду духовную из источников воды живой, истекающих в стенах Церкви Православной — нашего единственного и надежного прибежища от мятежей лукавого и суетного мира. Буди нам помощником верным и заступником сильным, вразуми и научи нас на всякое добро, во славу Божию, для спасения душ наших!» Аминь.

Слово священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского (+1937г.), перед панихидой по протоиерею Иоанну Кронштадтскому

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их 
(Евр. 17, 7).

Кончину одного из таких наставников вспоминаем мы ныне — приснопамятного протоиерея Иоанна Кронштадтского. Поистине, он был наставником не только для мирян, ни и своих соработников — пастырей православных и даже святителей Божиих, ибо велика была вера отца Иоанна и славна его жизнь. Это был светильник яркий, горящий и светящий.
Мне представляется ненастный день, когда моросит дождь и всюду в природе холодно, сыро, сиртливо. Но вот выглянуло солнце, потеплело, стало веселее, вся природа ожила. Таким солнышком мира, любви, духовного горения светил более пятидесяти лет в стране нашей славный пастырь — приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский. И, когда он умер, стало всем нам так сиротливо, тяжело, уныло.
Кто был отец Иоанн Кронштадтский? По своему положению он был обыкновенный городской священник с академическим образованием. Но величайший подвиг отца Иоанна состоял в том, что, подвизаясь среди шумного житейского моря, полного всякого зла и пороков, он сам оставался чистым. Он не только сохранил чистоту веры и жизни, но и все окружающее возводил от греховности к святости, от маловерия и неверия к горячей вере в Бога, от грешной земли к светлому Небу. Уподобляясь своему Божественному Учителю, Который, оставив девяносто девять овец, пошел отыскивать сотую овцу, затерявшуюся в горах, чтобы привести её во двор, где светло и тепло, батюшка Иоанн Кронштадтский всю свою пастырскую жизнь посвятил на отыскание души человеческой, скорбящей, озлобленной, милости Божией требующей, чтобы приобщить заблудших к благодатной жизни Христовой Церкви.
Отец Иоанн Кронштадтский был сыном причетника в селе Суре Архангельской губернии. Родился младенец хилым, так что крестили его в тот же день. Ваня был мальчик очень религиозный. Идя в школу, он всегда заходил в святой храм Божий. Его односельчане нередко просили Ваню помолиться, когда случалось какое-либо горе. Наступило время, и Ваня Сергиев поступил в Духовное училище. Учение сначала не давалось Ване. Он скорбел об этом и усердно молил Бога о помощи. И вот однажды, по словам Вани, какая-то завеса спала с его очей, и он стал хорошо понимать учение, окончил училище лучшим учеником и поступил в Архангельскую Духовную семинарию. По окончании семинарии Иван Сергиев был принят в Петербургскую Духовную Академию. Здесь он увлекался чтением сочинений святого Иоанна Златоуста. Бывало, читая проповеди великого святителя, Иван Сергиев рукоплескал от восторга.
Перед окончанием академии он видел сон: он служит священником в благолепном соборе. Скоро пришло в академию предложение занять место священника в кронштадтском Андреевском соборе, и Иван Сергиев согласился занять это место. Когда он, уже в сане священника, вошел в кронштадтский собор, он был поражен: это был тот храм, который привиделся ему во сне в академии. Так Господь привел Своего избранника в благолепный Андреевский собор, столь известный и любимый многими верующими, посещавшими отца Иоанна Кронштадьского.
Что особенно замечательно было в отце Иоанне Кронштадтском? Его горячая молитва к Богу, пламенная усердная, настойчивая. С первых же шагов своего пастырства отец Иоанн поставил себе в закон относиться к молитве не механически, а всей душой. И действительно, он весь отдавался молитве. Особенно усердно отец Иоанн молился в храме Божием, как он и писал в своем дневнике: «Люблю я молиться в храме Божием, особенно в святом алтаре, у престола или у жертвенника Божия, ибо чудно изменяюсь я в храме благодатию Божией: в молитве покаяния и умиления спадают с души моей терния, узы страстей, и мне становится так легко; все обаяние, вся прелесть страстей исчезают, я как бы умираю для мира, и мир для меня, со всеми своими благами, и оживаю в Боге и для Бога, для Единого Бога, и весь Им проникаюсь, и бываю един Дух с Ним; я делаюсь как дитя, утешаемое на коленях матери. Сердце мое тогда полно пренебесного сладкого мира; душа просвещается светом небесным, все светло видишь, на все смотришь правильно, ко всему чувствуешь дружество и любовь, к самым врагам, и охотно их извиняешь и прощаешь. О, как блаженна душа с Богом! Церковь истинно земной рай!»
Дело молитвы отец Иоанн всегда ставил выше всего. Когда многочисленные посетители приходили к отцу Иоанну со своими нуждами, а он стоял на молитве, он не прекращал молитвы, но говорил, чтобы его обождали, пока не кончит своей молитвы.
Дело молитвы он ставил выше всего. Когда многочисленные посететели приходили к отцу Иоанну со своими нуждами, а он стоял на молитве, он не прекращал ее, но говорил, чтобы его обождали, пока он не окончит своей молитвы.
Молился отец Иоанн всегда с горячей верой в получение просимого. Он говорил, что нужно Богу молиться как дитя молит и просит свою мать: просит, пока не получит. И за такую усердную, пламенную молитву, за глубокую веру отец Иоанн Кронштадтский получил от Господа дар исцеления. Об этом отец Иоанн так говорил своим сопастырям: «У вас, братие мои сопастыри, несомненно является в душе вопрос, как я имею дерзновение молиться за столь многих, кто просит моей молитвы. Быть может, кто-нибудь назовет это дерзостью… Но я не решился бы, братие, на такое великое дело, если бы не был зван к этому свыше… Дело было так: кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка (родом костромичка), которую я давно знал… Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански… Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, что я тогда почти испугался: как я могу, думал я, иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я, исповедуя перед Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления… И Господь послал ему милость Свою — он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз, по моей молитве, исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уж усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога — молиться за тех, кто будет сего просить. И теперь я сам знаю, и другие передают, что исцеления по моей молитве совершаются».
Другой особенностью служения отца Иоанна Кронштадтского было то, что он очень часто, почти каждый день совершал Божественную литургию и причащался Пречистых Таин Христовых. Он придавал большое значение Божественной литургии. «Кто постигнет великие благодеяния, подаваемые нам Господом нашим Иисусом в таинстве Евхаристии или Причащения? Вполне — никто, даже ум ангельский! Ибо благодеяние это беспредельно, как и Сам Бог, Его Благость, Премудрость и Всемогущество. Какая любовь в нам, грешным, ежедневно сказуется в Литургии. Какая близость Божия к нам. Вот Он тут на Престоле ежедневно, существенно всем Божеством и человечеством предлагается и вкушается верными или вносится иереем в домы верных и предлагается болящим… Какое чудное общение, какое растворение Божества с нашим падшим, немощным, греховным человечеством, — но не с грехом, который сжигается огнем Благодати! Какое счастье — блаженство нашей природы, приемлющей в себя Божество и Человечество Христа Бога и соединяющейся с Ним! В этом принятии внутрь себя с верою Святых Таин — наше очищение, освящение, избавление от грехов и врагов наших, обновление наше, сила наша, утверждение сердца нашего, мир наш, свобода наша, слава наша, жизнь наша и бессмертие наше. О, сколько благодеяний подается нам от Бога через Литургию!» Отец Иоанн говорил о себе, что через причащение Тела и Крови Христовых он является бодрым, терпеливым на всякий подвиг и способным на терпение клеветы от людей.
Когда отец Иоанн совершал Божественную литургию, он забывал все на свете. С великим благоговением и любовью он лобызал Святую чашу и дискос. Лицо его тогда становилось светлым, как у ангела, из очей лились слезы умиления.
Испытывая великую духовную радость от частого причащения Пречистых Таин Христовых, отец Иоанн призывал и всех верующих возможно чаще причащаться Тела и Крови Христовых, предварительно очистив свою душу в таинстве покаяния. И со всех мест нашей страны приходили к отцу Иоанну Кронштадтскому верующие для очищения своей души и причащения Христовых Таин.
И тут была особенность у отца Иоанна — общая исповедь. Сильную картину представляла эта общая исповедь. Отец Иоанн обыкновенно начинал исповедь о наших грехах: как мы не исполняем заповедей Божиих, как низко мы падаем в своих грехах, и призывал всех к покаянию. И тут все, кто ни был, вслух каялись в своих прегрешениях, и старцы, и молодые, и богатые, и бедные… потом отец Иоанн говорил о величии Божественной любви к людям, о безграничном милосердии Бога ко всякому созданию человеческому, и разрешал от всех грехов. Утешенные и умиленные люди подходили к Святой чаше, чтобы уже больше не грешить и не отступать от Христа Спасителя своего.
Глубокая любовь отца Иоанна Кронштадтского к людям, его апостольская ревность о спасении душ человеческих сделали то, что с течением времени он как бы вышел из пределов своего прихода и стал общенародным пастырем. Чаще всего он ездил в ближайшую столицу — Петербург, где так много было людей, ищущих совета духовного. Всех отец Иоанн утешал, ободрял, а беднякам отдавал все, что ему дарили. Приезд в какой-либо город или прибытие в чей-либо дом было истинным праздником для верующих душ. Обыкновенно отец Иоанн быстро входил в дом, служил молебен с водоосвящением и молился вместе с предстоящими самой искренней молитвой.
Грешный мир не любит праведников. Сколько вражды, злобы и зависти сплелось вокруг имени доброго пастыря! Отца Иоанна обвиняли в корыстолюбии, в безнравственной жизни. Можно ли было подумать, а не то что сказать об этом чистом и смиренном пастыре Божием? Отец Иоанн, правда, ходил иногда в шелковых рясах, но на них смотрел так же, как и на рогожку, и потому лишь надевал, чтобы не обидеть своих жертвователей. Через руки его проходили для бедняков сотни тысяч рублей в год, но он никогда не имел и копейки. О его доброй нравственности есть свидетельства у людей внешних.
Но чем ожесточеннее была борьба около доброго пастыря, тем ярче сиял его кроткий лик. Особенно много горя перенес отец Иоанн от некоторых неумеренных своих почитателей, так называемой секты “иоаннонитов”. Они возвели на смиренного пастыря ужасную клевету, будто бы он есть Сам Спаситель мира Христос Бог наш. Отец Иоанн боролся с этим злом и публично анафематствовал этих тонких слуг сатаны.
Скончался отец Иоанн, но память о незабвенном пастыре не умрет в русском православном народе и духовенстве.
Светлый образ приснопамятного и дорогого батюшки зовет и всех нас быть такими же самоотверженными тружениками на ниве Божией: любить прежде всего и главным образом Бога, в Троице славимого, и служить Ему всею жизнью своею, а также любить и всех людей, в большинстве слабых, больных, так нуждающихся в помощи материальной и еще более духовной.
Дай, Боже, чтобы никогда не переводились на нашей земле такие яркие светильники веры и благочестия, каким был приснопамятный протоиерей Иоанн Кронштадтский. Аминь.
Ново-Троицкая церковь г. Харькова, 20 декабря 1924г. / 2 января 1925 г.

Комментирование запрещено