День памяти преподобного Сергия Радонежского

Слово протоиерея Василия Серебренникова (+1996г.) в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского

Преподобный Сергий был избран с детства к великому подвигу. Вы спросите, почему избран он, а не я или вы? Потому что разное у нас устроение. Что по силам одному, то не по си­лам другому. Преподобный Сергий трижды прокричал в утро­бе матери, особое было у него крещение, особенным образом питался, с юных лет стремился к монашеству. Ему не давалась учеба, и вот однажды на опушке леса он встретил старца, вы­сказал ему свое горе, и после этого все пошло хорошо. Еще юным он ушел с братом своим Стефаном в глухие леса и там вел уединенную подвижническую жизнь. С братом вышли раз­ногласия, и тот ушел в Москву. Преподобный Сергий остался один. А леса тогда были глухие, дремучие. Вот, например, в Оптиной пустыни сосны в три обхвата, им по 400-500 лет. Посте­пенно слава о подвигах Преподобного Сергия все более распространялась, к нему стали собираться монахи, он ввел стро­гий устав. Он был великий человек. Однажды ему и его верно­му ученику Михею была видение: множество прекрасных птиц в их монастыре, и сказано было, что место это не оскудеет мо­нахами, пока они будут соблюдать устав и правила. Так оно и было. Бывает, впрочем, так: расцвет, а потом упадок, сначала хорошо, а потом хуже. Об этом предупреждал преподобный Серафим своего друга архимандрита Антония (Медведева) — наместника обители Преподобного Сергия в прошлом веке. Иеросхимонах Захария, похороненный на Введенском (Немецком) кладбище, видел видение: Преподобный Сергий молился на коленях пред престолом Божиим. Преподобного Сергия хотели поставить митрополитом, но он отказался. Многие его ученики основали свои монастыри на Русской земле, так Лавра стала рассадни­ком благочестия.
Ну вот, мы пришли каяться. В чем? Осуждение, осуждение — и так все одно и то же, ничего не меняется. Я, как пахарь, бросаю в вас семена, а где же плоды? Вот Преподобного Сергия слуга княжеский ударил кнутом, и он стерпел, смолчал — а нас только тронь! В голове всякие помыслы, что будет, да как, вся­кая нечистота: мусорная яма, а не голова. Что же делать? Есть одна молитва, которую обычно повторяют медленно и внима­тельно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй и спаси меня, грешного». Старайтесь ее постоянно повторять и увиди­те: там время упустил, там рассеялся, а там занялся пустыми мыслями.
Впадаем в уныние, ропщем, ничего делать не хочется, только лечь — и все. Это Господь попускает, может, не покаялись в каком-то грехе. В молодости человек жизнерадостен, весел, полон сил, пока его не постигли искушения, а потом все стано­вится по-иному. Святой Иоанн Лествичних говорит, что уны­ние — самая тяжелая вещь, когда человек не способен даже помолиться. Что же делать? Бороться. Как? Вам может пока­заться странным то, что он советует: слабым надо лечь и спать, поспишь — и все потихоньку проходит. А сильным нужна горя­чая молитва.
Если видишь, что человек согрешил, надо его пожалеть — ведь ты хочешь спастись, и он тоже хочет. Бог есть любовь, и мы должны всех любить. Что такое страх Божий? Это чувство, что приближается грех, боязнь нарушить волю Божию. Волю воспитывает пост, поэтому он необходим.
Если мы заглянем в свое сердце, то увидим, что там есть обида на кого-то. Забыли мы, может, человек уже умер или еще жив, а обида сидит. Надо ее оттуда убрать, надо молиться за него: «Господи, дай ему спасение!» Обратитесь сюда (отец Василий обращает нас лицом к Распятию), посмотрите, как Господь за нас страдал, ведь он всех простил, весь мир! И мы должны прощать и каяться!
25 сентября/8 октября 1994г.

Слово игумена Максима (Рыжова) в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Церковь Христова основана была для того, чтобы преобра­жать человека: из грешного, одержимого страстями превращать в милосердного, чистого, светлого, подобного Ангелам. Мы ви­дим, как многие из тех, кто приходили в Церковь, в храм Бо­жий, изменялись, с помощью Божией очищали свою душу, серд­це, чувства, помогали другим, творили чудеса. Можно сказать, что через них Господь творил чудеса. И одним из таких людей, которого Церковь необыкновенно преобразила, является препо­добный и богоносньхй отец Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец.
Скромный юноша, может быть, в жизни не так уж преуспев­ший, но решивший себя посвятить Богу, ушел в лес, который находился в его владениях. Вместе с ним пошел его брат с сы­ном, племянником Варфоломея, как тогда звали преподобного Сергия. Но жизнь в лесу оказалась очень тяжелой. Брат Варфо­ломея со своим сыном ушли в московский монастырь, не выдержав тех подвигов, которые были необходимы, чтобы жить в одиночестве, посвятить себя Богу. Преподобный Сергий остал­ся один, к нему стали собираться ученики, и здесь, в лесу он познал в совершенстве духовную жизнь. Постоянно в смоем уме как образец для подражания он имел преподобного Анто­ния Великого, преподобного Савву Освященного, преподобного Пахомия Великого и многих других подвижников первых веков. Они всегда были у него на памяти, и это укрепляло его в мно­готрудных подвигах и нелегком житии. Исполняя заповеди Божии, преподобный Сергий познал на опыте, что самое главное — это помощь ближним, любовь к Богу, к Отечеству. Помогая многим нуждающимся, исцеляя, изгоняя бесов, он видел, как страдает Русь под владычеством татаро-монголов и знал, что причина этих страданий не в набегах кочевников, а в той вражде, которая была на Руси, потому что, где вражда и междоусобица, там нет Бога. Преподобный Сергий на опыте познал, насколько благодатно мирное состояние духа, состояние любви и покоя, и стал примирять враждующих, усмирять князей, враждовавших между собой. Он понял, что возрождение Руси состоит в том, чтобы объединиться, перестать воевать друг с другом, и в этом единстве и любви состоит та великая сила, которая непобедима здесь, на земле.
Можно даже сказать, что Русь была до преподобного Сер­гия одной, а после него — другой. До него — это были мелкие враждовавшие между собой княжества, а после него Русь объ­единилась.
Со всех концов большой страны все шли к нему, спрашивая поучения, и он всех наставлял, как жить в мире и согласии. До сих пор со всех концов нашей необъятной страны люди прихо­дят к нему, обращаются за помощью, за назиданием, и он всем дает вразумление и наставление. Вместе со своими учениками преподобный Сергий основал около ста монастырей. Его мо­литвой, его наставлением, его крепостью совершилась великая победа над татарами в Куликовской битве. И после блаженной кончины он не оставлял Руси. Царь Иоанн завоевал Казанское княжество с его помощью. Просвещение татар, освобождение от поляков происходило при непосредственном участии препо­добного Сергия, который сам трижды являлся Минину побуж­дая идти на защиту Отечества. И впоследствии каждое великое событие происходило при его участии, он помогал нашему госу­дарству, нашей стране и до сих пор помогает. Мы называем себя его чадами, потому что также должны любить Бога, ближних, свое Отечество, как он, стараться творить дела мира и согласия, а не вражды и злобы, помня то, что каждый наш грех, каждое наше плохое слово или дело вредят не только нам, но и Церкви и Отечеству.
Сегодня, вспоминая память преподобного и богоносного отца нашего Сергия, дорогие братья и сестры, постараемся осознать, что мы пришли в Церковь так же, как и он, для того, чтобы на земле оставить о себе благую, добрую память, и, восприняв в себя благодать Божию, преобразуя себя с помощью благодати Божией, постараться тот мир, который мы приобретем в своей душе, в своем сердце нести нашим ближним и нашему Отече­ству. Аминь.

Слово священномученика Григория (Лебедева), еп. Шлиссельбургского, на день памяти преп. Сергия Радонежского

Господи, благослови!
Вам не приходило в голову, братия мои, какие вы странные люди? Вы бросили свое любимое кино, свои шумные улицы и нарядную, суетливую толпу и пришли сюда. Вы подумали, зачем? Разве вы уже не хотите вычурной музыки, то чарующей слух, то остро волнующей нервы? Или вам надоели сказочные по красоте зрелища опер, их декораций? Или перестали быть занятными причудливые ленты кинематографа? Вас не занимает уже игра и пение ваших любимцев; вам наскучил пряный дух ухаживаний или прискучила надоедливая повторяемость обыденной суеты, в которой и которой вы всегда живете и дышите? Зачем вы пришли сюда? Вы же не отказываетесь от всего своего, хотя пришли чтить того, кто есть осуждение вас и отрицание вас.
Вы пришли чтить человека, который осудил все ваше, то, чем вы живете, и ушел от вас, потому что нет правды в вашей жизни! От вашего лица поются тут песни о том, как этот человек-монах презрел все доброе мира и красное его, возлюбил и скудость, и лишения, и подвигом его стал подвиг насилия над собой и борьбы с собой и всем земным. Выходит, что вы, вкоренившиеся в землю, поете и величаете уход от земли. Вы, жизненным догматом которых стало наслаждение, холение плоти, вы поете и величаете убийство плоти. Какая странность, какое коренное противоречие! Вы оставляете свое и бежите за убогим монахом, который убежал от вас, и чествуете того, кто отрицал всю вашу жизнь! Вы никогда не задумывались над этим?
Впрочем, не вы одни совершаете эту странность. Мир всегда бежал за пустыней, город всегда тосковал о непроходимых лесах, музыка опер никогда не могла убить тяги к унисону скитских напевов, шелест шелка никогда не заглушал покоряющей прелести грубого холста, и пряная жизнь утонченной культурности не осиливала притягательных форм подвижнических келий. Мир всегда бежал за пустыней. Образованность не исключала тяготения к дурачкам, о Христе юродивым, блаженным…
Не только опытность, а можно сказать — изощренность в земном не устраняла обращения к старцам и прозорливым. Мир бежал за пустыней. Почему? Да потому, что вы в своих душах, в своей жизни — банкроты! Неужели вы до сих пор не видите, что вы кругом банкроты? Сад душ ваших разграблен, и вы своей пестротой, шумной внешней жизнью только маскируете свою пустоту. И чем пустее душа, тем шумнее ваша улица.
Душа инстинктивно ищет той атмосферы, которая удовлетворила бы ее, и потому вы в тоске по правде жизни невольно кидаетесь к признанию жизни, вас отрицающей. Конечно, громадное большинство вас не сознает разграбление сада своих душ. У людей еще остались лохмотья, в которые они драпируются, воображая, что все в порядке и прилично. Когда же эти лохмотья раскрашены и крикливо пестры, тогда люди думают, что все совсем в порядке и совсем прилично. Но из лохмотьев не создать убора, и тряпки — плохая драпировка. Когда сад души захватан тысячью рук и затоптан тысячью ног, разве могут вырасти там цветы? Когда буря вырвала и поломала в саду деревья, какой вы ищете тени? Когда оголенная душа стала из сада Божия улицей, площадью, какого вы ищете от жизни уюта и покоя?
Многие из вас думают еще более дерзко: “Пусть лохмотья, да мои, пусть не сад, но все же я хочу жизни и возьму от нее всё”. Увы! Когда сад души разграблен и из него ушел владелец его — Бог, вы — банкроты и вам не создать жизни. Если в доме гаснут огни, когда ушел владелец его, там начинается запустение и разводятся паутина и пыль. Так и в разграбленном, расхищенном саде душ ваших завелись черви, и уже нет в нем жизни — одно запустение, пустота, тоска и уныние. Нет в саду жизни и нет плодов ее. Осознайте же это!
Когда вы осознаете свое внутреннее банкротство, тогда ваше почитание монаха, отрицающего всю вашу жизнь, уже не будет странностью, не будет кричащим противоречием, потому что обездоленная вами душа будет со всей скорбью воздыхать к этому монаху: “Преподобный, я знаю, что моя жизнь вся условна, вся ложна, она полна отрицания твоего подвига. Ты в нем велик. Ты — как маяк. Помоги же мне, спаси меня!” И услышите вы из гроба этого святого: “Восстановите сад ваших душ и дайте плоды. Плоды дайте от него, и мир будет внесен в жизнь вашу”. Аминь.
Сергиевский собор, 24 сентября / 8 октября 1924 г.

Слово митрополита Филарета (Вознесенского), Восточно-Американского и Нью-Йоркского (+1985г.), в день преподобного Сергия Радонежского

Празднуем мы с вами ныне здесь, в этом святом храме его престольный праздник, в честь преподобнаго отца нашего Сергия, игумена Радонежскаго, — одного из величайших подвижников Русской Земли и Русской Церкви, и вообще Церкви Вселенской.
Преподобный Сергий, избравший для себя смиреннейший образ жизни, уклонившись от людей, стал потом духовным наставником, руководителем всего русскаго народа, который потянулся к нему. Часто обвиняют таких отшельников в том, что они уходят, говоря: «О себе только думают! Спасают только свою душу!» А посмотрите, каков результат!.. Когда эти необыкновенные люди уходят от мира и там, наедине с Богом, собирают свое духовное богатство, то мир потом туда тянется! Чада мира чувствуют, что этот отшельник нашел ту правду, о которой его душа тужит и тоскует, но которую она не имеет, а человеческая душа тянется к этой высшей правде!
Всегда и везде у нас на Руси так бывало, что как только уйдет человек в уединенье, чтобы там наедине Богу молиться, узнают о нем быстро и к нему «не заростет народная тропа». Таким был, в особенности, преподобный Сергий Радонежский, котораго Господь послал русскому народу в страшный период татарскаго ига — одним подкреплением был Бог и Его Святыня для русских людей. Вспомните нашу славную русскую историю, как князь-храбрец, богатырь Димитрий Донской, за укреплением к преподобному Сергию пошел и смиренный Сергий благословил его, предрек ему победу и дал ему двух богатырей-бойцов.
Господь послал Русской Земле, в позднее уже время, когда надвинулись на нее другия опасности, когда всякия развращающия влияния поползли, как яд, как ядовитый туман с запада, — тогда Господь послал преподобнаго Серафима Саровскаго, такого же великаго подвижника, как преподобный Сергий, к которому также «не заростет народная тропа».
Эти люди учат нас тому, для чего надо жить, что жить надо для Бога, и жить нужно по Божьи. О, если бы мир это увидел и понял! Если бы он переключился на христианский жизненный путь, совсем бы иное получилось на земле! Ибо этот кошмар, который вы видите ясно и от котораго мы сами задыхаемся, вот тем и порожден, что мир все больше отходит от христианских начал и погружается в бездну грязи, лжи и зла. Пусть же этот облик преподобнаго Сергия светит нам добрым примером. Так подвизаться, как он, не многим дано, это— избранники Божии, но подражать ему в верности Богу может каждый, ведь преподобный Сергий был такой же человек, как и мы с вами, боролся с теми же соблазнами, преодолевая их. И если он достиг такой святости, то и мы с вами можем уповать, что с помощью Божьей благодати, можем пройти свой жизненный путь по христиански, укрепляясь и ободряясь такими святыми примерами, как прекрасное и благоуханное житие преподобнаго Сергия. Аминь.

Проповедь архимандрита Тихона (Агрикова) (+2000г.) в день преставления преподобного Сергия Радонежского

Наш отец

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братия и сестры! Нынешний день памяти Преподобного Сергия мы встречаем здесь, в его святой обители. Преподобный Сергий сам собрал нас сюда на это торжество, чтобы мы почтили его, прославили… А еще он позвал нас спросить, как мы живем, как спасаемся, как переносим различные жизненные трудности?
Когда Преподобный Сергий подвизался на этой земле, вся Русь шла к нему за советом, за благословением, все искали возможности его увидеть, поговорить, получить от него назидание и отеческую ласку. И мы тоже собрались с разных концов, притекли за помощью и благословением, и нас так много, что все мы не сможем подойти к нему, приложиться к его святым мощам. Не скорбите об этом, дорогие мои. В прошлые времена в этот день народ собирался здесь тысячами, так что не только в храмах, но и во дворе было тесно, и люди стояли за монастырскими стенами, заполняя все кругом. И вот тогда далеко от Лавры, внизу, остановился старичок. Он пришел из дальних мест, в лапотках, с котомкой за плечами, встал и начал молиться. Кто-то сказал ему: «Дедушка, ты напрасно трудился, шел… Столько народу, что тебе ни за что не подойти к Преподобному, не увидать его». — «Нет, голубчик, — отвечал старичок со слезами, — я не напрасно пришел, если я не вижу Преподобного, это не беда, главное, что он-то, Преподобный Сергий, меня видит», — и старичок залился снова слезами радости и умиления.
Возлюбленные братия и сестры, к нашему утешению я должен сказать, что Преподобный нас не только видит, но и читает наши мысли. Ведь в глубине души каждого из нас столько скрыто, таится столько всяких неприятностей, огорчений и скорбей личных и семейных, служебных и общественных, и Преподобный Сергий все это знает, видит и помогает нам. Он — Игумен всей России, и не только в Лавре слышит нас, но и везде, где бы мы ни были, — в самом дальнем месте, в Сибири или в Донбассе, — он всем близок, и память его жива в народе, о чем свидетельствует священная рака с его нетленными мощами, оставленная нам как залог его пребывания с нами, как неиссякающий источник исцелений и утешения, к которому людской поток не остановим. Если спросить нас, зачем мы пришли сюда? Ведь Сергий-то Радонежский давно умер. Как это так, что к мертвому из года в год, из поколения в поколение идут тысячи, миллионы людей? Зачем?
Дорогие мои! К нашему утешению я должен сказать с этого священного места, что Преподобный никогда не умирал. Когда умирает великий человек, ему устраивают пышные похороны, но проходит год, проходят десять лет, и его забывают, самое имя его стирается из памяти людей, и никто уже не придет на его могилку. А Преподобный Сергий был скромный, смиренный инок. Шесть столетий протекло со времени его кончины, а народ, как волны, все идет и идет к нему.
Писание говорит, что праведники вовек живут (См.: Пс. 36, 29). В том-то и отрада наша, что мы пришли к нему не к мертвому, а к живому и он нас принимает, слышит и покрывает во всех наших трудностях. И когда вы будете подходить, когда приклонитесь пред его святыми мощами, шепните ему, шепните ему о самом важном, о том, что наболело у вас на душе.
Русский народ издавна искал себе у старцев подкрепления, назидания, благословения и разрешения всех жизненных вопросов. И мы с вами пришли к нашему старцу, к нашему отцу, Преподобному Сергию, и он нас принимает и молится о нас, воздев свои руки к престолу Божию. И где бы вы ни были, возлюбленные братия и сестры, призывайте его на помощь в своих скорбях и трудностях. Благодать великого угодника покроет нас во всем и всегда. И с его помощью и благословением мы пойдем дальше по жизненному пути.
О, прости нас святая Лавра! Мы пришли из далеких краев, чтобы помолиться тебе, отче. Прости нас, Сергий Преподобный, что мы, грешные, непослушные твои духовные дети, докучаем тебе своими скорбями и болезнями. Простите нас, святые ученики Сергиевы, и вам мы своими скорбями не даем покоя. Куда же нам идти, как ни сюда — в дом Святой Троицы, кто пожалеет нас, беззащитных, в эти дни скорбей и искушений?
Отче Сергие! Ты наш отец. Прибегая к мощам твоим, «яко тебе живу суща, припадаем и молимся… Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получить вся благая от благосердия Владыки… Ему же слава и держава во веки веков». Аминь.

Проповедь митрополита Антония (Храповицкого), Киевского и Галицкого (+1936г.), на день памяти преподобнаго Сергия, игумена Радонежского, всея России Чудотворца

Подобно есть царствие небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем, еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастает, более всех зелий есть и бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на ветвех его (Матф. XIII, 31 — 32).
Эти слова Господни исполнились, братие, на жизни угодника Его, преподобнаго Сергия, в славную обитель котораго собрал нас день его пятисотлетней памяти. Святая обитель сия стала древом многоветвистым, под сень котораго собираются обитатели земли русской со всех концов ея, и при том не ради телеснаго питания и упокоения, но ради насыщения духа — памятью о подвигах Святого, покаянием во грехах и примирением с Богом и с житейскими скорбями. Видела ли ты, русская земля, такия несметныя толпы народа на праздниках мирских, на зрелищах или торжищах? Нет, поистине горчишное семя царствия Божия, положенное одним преподобным отшельником на сем месте, оказалось древом большим всех зелий земли — большим и несокрушимо твердым, в противоположность скоропреходящим увлечениям жизнью мира. А если мы к сегодняшнему сонму собравшихся богомольцев мысленно присоединим всех тех, которые притекали в обитель преподобнаго Сергия в продолжение сего лета и прошлаго и целых пятисот лет; если к ним еще приложим имена всех православных, хотя и не бывших здесь, но в других храмах и домах призывающих и призывавших имя Преподобнаго или поклонявшихся его святым иконам: то ум наш затрепещет от этих тысячей тысяч и тьмы тем мужей и жен, старцев и детей, ученых и простых, вельмож и земледельцев, праведников и грешников, которых объединяло одно имя, которых делал братьями один отец. Вот праведник, ослабевающий в подвигах и скорбях за имя Божие, взирая на икону Святаго, находит в воспоминании о нем как бы надежный якорь; вот грешник, гордец или жестокосердый ненавистник, услышав беседу о чудесах и обличениях Святого, проникается покаянием и обращается ко Христу; вот скорбящая мать или осиротелая вдова, вспоминая о любви преподобнаго Сергия к угнетенным и страдающим, вновь примиряется с жизнью; вот умирающий в предсмертном ужасе находит отраду, слушая церковную песнь в честь Угодника; а вот и лишившияся было спасения, сущия в муках адских, грешныя, но не ожесточенныя до конца души чрез предстательство Святого получают облегчение и, наконец, прощение от Бога. — Так многочисленны и разнообразны дарования, что равно объемлют собою разделенных веками и тысячами верст, соединяя всех в единый несметный лик празднующих. — О, великий сонм! о, священное братство! Поистине ты лучше всякаго братства по плоти и прочнее всякаго кровнаго союза, ибо, хотя ныне мы все, любовию молящиеся Преподобному, не знаем друг друга, но некогда узнаем и увидим, и тогда-то достойно оценим силу той любви, которая собрала вместе концы земли, слила во едино века и в разнообразные умы и сердца вселила единый дух — дух смиреннаго покаяния и чистой любви.
Итак, братие, мы, во многих тысячах собравшиеся сюда, составляем лишь малую часть всех живых и усопших, воспевающих славу преподобнаго Сергия. Поистине, на нем открылась слава Божия, слава Церкви Божией, которой он служил. Поистине, только в ней может созидаться обширное братство и прочный союз душ, котораго так чужда жизнь земная. Смотрите, великие герои мира — мудрецы, поэты, ораторы или могучие завоеватели всем жертвуют, на все решаются, чтобы создать прочное единство народов, упрочить надолго какое-либо учение, усвоить порядки общежития. И что же? Всесокрушающее время скоро посмевается их замыслам: царства их рушатся, мысли их забываются, даже память о них остается только в книгах. И чем важнейшими и поразительнейшими событиями ознаменовали они свои деяния, чем высочайшие построили памятники своего могущества, тем ужаснейшее разрушение ожидает их, тем безлюднейшая пустыня является наследницею прежней славы. Не такова участь подвижиика истинной Церкви, празднуемаго днесь нами. Здесь, напротив, пустыня создает собою населенный град; убежище отшельника является дорогим пристанищем для миллионов; строгий постник и неусыпный труженик — утешителем семейств и народов; умерщвляемое при жизни тело — нетленным поклонением для царей и святителей.
Конечно, велик дух преподобнаго Сергия; но один дух даже лучшаго из смертных людей не мог бы произвести сего чуднаго превращения, еслиб он не подвизался в приискреннем единении с Духом Божиим, который живет на земле только в Церкви Христовой и может вся, как вечный, всемогущий и пресвятый. Ушел преподобный от людей, но не хотел уходить от Бога и от Церкви: в ней он искал Бога, в ея священных уставах монашеской жизни искал постепеннаго возрастания во Христа и общения с Духом Божиим, и Бог был с ним и привлек к нему в пустыню сие множество чад духовных, во исполнение слов Писания о славе Церкви, которыя теперь оправдались на преподобном Сергии: На тебе явится Господь и слава Его на тебе узрится. И пойдут царие светом твоим и языцы светлостию твоею. Возведи окрест очи твои и виждь собраная чада твоя: се приидоша вси сынове твои издалеча и дщери твои на рамех возмутся. Тогда узриши и ужаснешися сердцем, яко приложится к тебе богатство морское, и языков и людей… И положу тя в радость вечную, веселие родом родов (Ис. LX, 2 — 6. 15). Роды родов духовно веселятся пред тобою, отче Сергие! Твоя слава, выросшая из смирения, научает нас, в чем должно полагать цель жизни. Здесь, пред святым твоим гробом, сыны Церкви уразумевают ея силу, ея преимущество, пред всякою земною целию, ея прочность, ея могущество, ея вечную жизнь: только она открывает путь к Богу и к вечному, только в ней можно приобрести ту силу духа, которая созидает братство людей.
«О, чада светообразная церковная!» Не нова истина, открываемая нам сегодняшним праздником, но сей праздник открывает нам ее с неотразимою ясностью. Воспоминайте о нем, воспоминайте о славе преподобнаго Сергия и побеждайте ею искушения суеты житейской. Ты, юноша, избирающий себе путь жизни, поучайся, что не внешние успехи, а смиренное созидание внутренняго человека откроет тебе доступ к благотворной деятельности; ты, уполномоченный деятель общества, знай, что не лесть людям или хлопоты о славе упрочат твое дело, а неуклонное послушание воле Божией; ты, мудрец, изследывающий науку о добродетели и ищущий пути совершенства, научись от славы преподобнаго Сергия, что только в Церкви дух наш приближается к ангельской святости, только Церковь соединяет людей в истинное братство; и ты, всякий христианин, не гонись за счастьем жизни, не ослабевай в исполнении воли Божией, опасаясь мира: видишь ли, что Бог не оставляет ищущих Его; не сразу Он дает утешение и венец подвизающимся, но за то обильно вознаграждает за претерпенныя лишения; скажи вместе с ветхозаветным праведником: от Тебе победа и от Тебе премудрость, и аз раб Твой (2 Ездр. IV, 59).
Такими уроками жизни обогатила нас слава преподобнаго Сергия, пережившая века и охватившая концы мира. Вспомним же, братие, что мы стали причастниками сего научения не по своим заслугам, а по милости Божией, данной нашему народу и сокрытой от других народов, не слышавших о Христе и во тьме пребывающих. Вспомним, что тот свет жизни, который ныне так ярко горит пред нашими очами, есть дар благодати, и оценим милость Господню к нам, открывающуюся в том, что, по молитвам Его Угодника, народ наш не отступил от истинной Церкви, и примем к сердцу своему слова Пророка: Се Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся, елика суть на ней: обаче отцы ваши произволи Господь любити их и избра семя их по них вас, паче всех язык в день сей. Господа Бога твоего да убоишися и Тому Единому послужиши и именем Его клянешися. Той хвала твоя и Той Бог твой, иже сотвори тебе великая и славная сия, яже видесте очи твои (Второз. X, 14, 15, 20, 21). Аминь.
1892г.

Комментирование запрещено