День памяти свт. Ионы, митрополита Московского

Слово протоиерея Сергия Модестова (+1914г.) в день святителя Ионы, митрополита Московского

Святой Иона с юных лет возлюбил уединение и труды монашеского жития. Еще в 12 лет он поступил в один из монастырей на своей родине в Костромской губернии, по­том продолжал иноческие подвиги в московском Симоно­ве монастыре. Однажды митрополит Фотий, посещая Си­монов монастырь и обходя церкви и службы монастырс­кие, нашел в пекарне Иону, спящего с кротким, величест­венным видом и заметив, что персты правой руки его сло­жены как бы для благословения, сказал окружающим, что этот юный инок будет первым святителем земли Русской. Определение Божие о высоком служении Ионы постепенно приходило в исполнение. Избранием собора иерархов, утвержденным великим князем, святой Иона был возве­ден в сан епископа Рязанского и Муромского и в 1448 го­ду был поставлен на кафедру митрополии Всероссийской.

В дни святительства Ионы Церковь и отечество наше подвергались великим опасностям: с одной стороны, осо­бенно усилились притязания папы Римского подчинить Русскую Церковь своей власти и совершенно отторгнуть от единства Церкви православной многие искони русские области, бывшие под властью польского короля, с другой — постоянную скорбь причиняли татары, с огнем и мечом проходившие внутрь страны, пользуясь слабостью и усобицами русских князей. Святой Иона, неусыпный страж православия, зорко наблюдал козни Римского папы и своими распоряжениями и посланиями старался охранить нераздельное единство Церкви православной. Он даже сам отправлялся в Литовские пределы для благоустройства дел церковных. Тем же чувством любви к православию святой Иона руководствовался в отношении православной восточной Церкви. В его время, с завоеванием турками Константинополя в 1453 году, совершилось окончательное падение Греческого царства. Православная восточная Цер­ковь, подавленная и уничтоженная дикими выходцами из Азии, поклонниками Магомета, могла находить единст­венную поддержку только в православной России. Перво­святитель русский горячо принял к сердцу скорбь право­славных Востока: он делал воззвания ко всем князьям, епископам и всему православному христианству России оказывать вещественную помощь для облегчения участи страждущих христиан Востока и выкупа плененных тур­ками. Святой Иона в самое благопотребное время под­держал готовую прерваться нить союза отечества нашего с православной восточной Церковью, который впоследствии, через ряд веков, охраняемый промыслом Божиим, послужил залогом спасения угнетенных рабством христи­ан Востока помощью и оружием России.

С истинной ревностью о поддержании православия святой Иона соединял в сердце своем глубокое чувство любви к отечеству. Он не только старался содействовать счастью и благоденствию России умиротворением и прекращением смут и междоусобий княжеских, но в тяжкие минуты ослабления нашего отечества от внешних врагов являлся как истинный пастырь, готовый положить душу за паству свою. В 1451 году, когда татары проникли до Москвы и осадили ее, великий князь выехал из нее для собрания войск, для отражения врагов. Святой Иона ос­тался в Кремле с осажденными. Татары зажгли Московс­кие посады, и святитель при зное пламени, в облаках ды­ма и под неприятельскими стрелами совершал крестные ходы по стенам осажденного Кремля для молитвенного ободрения защитников и умилостивил Бога к ниспосла­нию помощи. Молитвами святителя град был избавлен от страшной опасности. После вылазки, во время которой ободренные защитники бились до вечера, татары утром неожиданно бежали, оставив тяжелые запасы в добычу осажденным. И после сего сколько ни было случаев напа­дений татарских, Господь, по молитвам угодника, не ос­тавлял отечество наше Своей всесильной помощью. Свя­тому Ионе было открыто от Господа утешительное обетование о скором одолении татарской орды и самодержавии великих князей московских.

Совершив жизненный подвиг многотрудного служе­ния Церкви и отечеству на первосвятительском поприще, святой Иона скончался в глубокой старости в 1461 году и от небесного пастыреначальника увенчан славным венцом нетления и чудотворения от мощей его, которые и доны­не, почивая в московском Успенском соборе, служат не­молчным свидетельством Божия благоволения к право­славному отечеству нашему. Чтя священную память мо­литвенника о земле русской святого Ионы, будем подра­жать вере его и ревности к постановлениям Церкви пра­вославной, которых он был самым строгим блюстителем в дни своего святительства, так что нередко Сам Бог устами его изрекал Свой грозный суд на нарушителей долга хри­стианского повиновения церковной власти. Будем питать в сердце своем ту же неизменную любовь к отечеству сво­ему, которая одушевляла иерарха, помня, что наше отечес­тво возросло в силе и возмужало в крепости под непо­средственным осенением промысла Божия, предначертав­шего ему путь и порядок жизни государственной, который и должен быть храним как установление божественное.

Слово игумена Евсевия (Тюхлова) в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и Всея Руси, чудотворца

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня Православная Церковь чествует память святителя Ионы, митрополита Московского. Это человек Божий, который с двенадцати лет поступил в монашество и волей Божией, ему суждено было стать святителем, не просто митрополитом и первоиерархом Всероссийским, но он был подвижником благочестия, человеком, который сумел совместить высокое положение и высоту добродетельной христианской жизни.
Знаете, даже в наше время говорят, что если епископ сумел сохранить монашеский облик, значит, он уже преуспел. Не говорится о великих подвигах, потому что епископская жизнь в соотношении с государством предполагает переговоры и встречи. Соответственно, монашеская жизнь, уже падает на уровень ниже. А вот человек, память которого Православная Церковь сегодня чествует, сумел совместить свое положение и христианский подвиг. Господь даровал ему Дары Святого Духа, он стал чудотворцем и прозорливым. По его молитвам в пятнадцатом веке при нашествии иноплеменников Москва спаслась от насилия и рабства.
Мы в своем роде, тоже в какой-то степени несем ответственность за свое положение. Нельзя считать, что если мы не занимаем церковных должностей, то мы уже как бы не имеем никакой ответственности. Уже само звание христианина оно высоко и перед Богом и человеком, потому что мы носим в себе высокое имя Христа.
Часто в земной жизни мы встречаем, что если человек носит известную фамилию, Пушкина, например или Суворова, мы уже начинаем гордиться. Еще не прошло несколько столетий, да, а он уже гордится тем, что он является носителем знаменитой фамилии. Так и мы тоже, христиане, являемся носителями имени Христа. Это достаточно высоко, и мы должны ему соответствовать. Что Господь от нас требует? Требует, чтобы мы были свободные от греха, чтобы мы всецело принадлежали Богу, не отчасти и не наполовину. На самом деле положение наше гораздо тяжелее, чем нам кажется.
Святые отцы учат, что если человек хотя бы малым грехом побежден, то он уже раб греха. Это уже есть смертный грех. Мы с вами делим смертные грехи: гордость, чревоугодие, блуд и так далее. А если уже какой-нибудь малый грех, ну сказал там словечко черное, ай, отмахнулся, бывает, сказал обидное слово, человека ввел в искушение, ай, что там такое, ничего страшного. Если мы этим малым грехом побеждены, то мы уже являемся рабами греха, мы уже не христиане, не имеем права носить это имя, потому что Господь говорит, если я освободил вас, то вы истинно свободны, подразумевая свободу от греха. Мы можем быть свободны в какой-то степени от денежной недостаточности, денег хватает, беспокоиться нечего, свободны, не думаем, нет проблемы как прожить, как прокормить свою семью, не имеем недостатка ни в пище, ни в одежде, ни в других жизненно важных вещах. Если мы имеем, скажем, положение высокое, занимаем должность директоров или еще кого-то, то уже тоже считаем, что достаточно обеспечены, своего рода гарантия благополучия, не пропадет человек. Но есть другая несвобода, если он привязан к чему-либо, скажем, к деньгам, к той же самой власти, даже к детям чрезмерная привязанность, и дня мы не можем без ребенка прожить, то это уже говорит о том, что человек не свободен. Он уже не может иметь мирного, нормального, внутреннего состояния души, он все время будет скорбеть, переживать, болезновать за все. И ему будет больно каждый раз, если что-то случится против его свободы. Да, мы пережили с вами эпоху феодализма. Мы уже не знаем что такое крепостное право. Мы свободны, живем в демократическом свободном государстве, никаких проблем, работа есть, семья есть, дом есть. Вроде бы как свободны. Но в тоже время, если мы отчего либо зависимы, значит, мы тогда состоим в печальном положении и несем за это положение ответственность перед Богом. Не только в будущей жизни Господь нас спросит, как мы прожили эту земную жизнь, а уже в это настоящее время мы несем ответственность. Мы уже отвечаем за свои поступки и наш внутренний мир ¾ это, и есть зеркало нашей свободы. Если увидим какое-то существо непонятное, гневливое, раздражительное, озлобленное на все и на вся, это говорит о том, что мы не являемся образами, подражающими Христу. Это состояние души достаточно печально.
Вот есть люди, которые находятся в заключении, тяжелое положение моральное, подавленное состояние человека, полностью изолирован от общества как вредный элемент. Можно его понять? Можно. Да, человек страдает, пусть даже за собственные проступки. Государство его наказало и это справедливо, и мы не считаем, что это со стороны государства несправедливо, человек понес наказание. Но если быть до конца честными и справедливыми, то мы все должны в тюрьме сидеть, потому что мы обманываем, воруем, вводим человека в искушение, ненавидим его. Что апостол Иаков говорит, что всякий человек ненавидящий, братоубийца. Как у нас наказывают убийц: на пятнадцать-двадцать лет в тюрьму садят, считают справедливым. Если ненавидим брата своего, то и мы достойны заключения. Если перечесть все наши грехи, и каждый грех привязать к какому-либо кольцу или к стене, то мы будем полностью по рукам и ногам, и языку, и глаза наши будут привязаны и не свободны. Поэтому Господь говорит, если я вас не освобожу, то никто не освободит. А если я освобожу, то вы истинно свободны. Апостол Павел сегодня в посланиях также подтверждает эти слова, что плод свободы есть вечная жизнь. Если мы уже сейчас постараемся бороться со своими недостатками и освобождать себя от зависимости, какого-либо греха, то уже будем иметь эту вечную жизнь. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Да, у нас есть недостатки и их очень много. Но если мы хотя бы один год своей жизни посвятим единственному недостатку нашей жизни, через лет пятнадцать-двадцать мы будем совершенно свободны, мы будем бесстрастны, будем лучом света и для себя и для других людей. И этот луч света будет нас греть и тогда жизнь становится полноценной, свободной, реальной, жизненной, как источник воды бьет ключом. Год, вот возьмите один недостаток, например, не злоупотреблять пищей. Я не говорю объедаться, а просто не злоупотреблять пищей. Мелочь, на одну ложку скушайте меньше. Разве это трудно? К концу года вы уже будете практически свободны от чревоугодия. А если вы возьмете какой-нибудь еще продукт питания, который мы страстно любим, например, пиво, человек только здоровье приобретет. Выпейте какой-нибудь другой напиток, нормальный, хороший, здоровый. Принесет только пользу. К концу года вы будете свободны от алкогольного напитка. И так каждый год. Самое главное, что из этой паутинной сети греха начинаем выдергивать большие грехи, меньшие сами по себе отпадают. Человек победил страсть к алкоголю, все, меньше находится в праздности, больше занимается делом, меньше в его голову входят глупые мысли и уже от десятка необдуманных поступков он себя застраховал, он свободен от них. И эта свобода, она стоит того, чтобы потрудиться. Дай Бог, чтобы каждый из нас об этом задумался. Я уверен, Господь его не оставит и поможет своей благодатью донести свой жизненный крест до конца. Аминь!
15/28 июня, 2015г.

Слово митрополита Питирима (Нечаева), Волоколамского и Юрьевского (+2003г.), в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Я хочу сегодня говорить с вами об одном из предстоятелей Русской Церкви — святителе и чудотворце митропо­лите Ионе. Ежедневно за нашим богослужением вспоминаем мы Московских святителей и чудотворцев — Петра, Алексия, Иону (память которого в нынешний воскресный день), Филип­па и Ермогена. Каждый из них отмечен особым избранием Бо­жиим, каждый из них принес в Церковь свой талант, и Святая Церковь увековечила их память.
Чем же для нас важен святитель Иона? И вот тут нам нужно углубиться в историческую действительность, когда жил и слу­жил Церкви, народу Божиему этот русский святитель.
Эта было в ХV веке. Умер святитель Иона в 1461 году. Пят­надцатый век для всей Европы был кризисным, переломным периодом. На Востоке, там, где еще недавно была могущест­венная Византийская империя, гибли одни за другим центры христианской жизни. Погибли греческие колонии в могучей и славной просвещенной Александрии в Египте, на севере Африки. Погибли греческие города в Святой Земле, в Антио­хии, в Малой Азии, колыбели нашей европейской цивилиза­ции. Под натиском полчищ турок-османов гибли один за дру­гим центры христианской жизни. И наконец от величественной и славной Византии остался лишь маленький кусочек земли на берегу Мраморного моря…
Между тем на Западе в Х столетии образовалась могущест­венная Священная Римская империя германской нации, кото­рая (как некогда Византия) считала себя наследницей Древнего Рима, его славы и его величия. Но местные феодалы пришли в такую враждебную рознь друг с другом, что ее кажущееся внешнее могущество было на самом деле весьма сомнитель­ным. Римский престол был в крайне бедственном состоянии. Ссоры из-за светской власти, из-за земель и имущества поро­дили раскол между епископом Рима (папой Римским) и свет­скими феодалами.
В конце концов король Франции пленил папу и увез его на юг Франции. И появилось двоепапство: одного избирали в Риме, другого избирали в Авиньоне. Церковные люди, благочестивые люди тяжело переживали этот раскол. Созывались Соборы для того, чтобы примирить пап, чтобы один из них отказался от своих притязаний, от своих интересов, от престижных, вла­столюбивых намерений, чтобы воссоединилась Церковь… Для Церкви и для государственных образований наступил крити­ческий, очень трудный, переломный период.
Что же было в то время на Руси? Вспомним, мы совсем не­давно праздновали 600-летие победы святого князя Димитрия над татарскими полчищами на Куликовом поле. Князь Димит­рий Донской сумел преодолеть рознь, вражду, зависть местных удельных князей, объединить их на какое-то время. Но этот союз был непрочен. По-прежнему князья, забывая о пользе своей Родины, враждовали один с другим. И потому победа на Куликовом поле еще не означала решительного освобож­дения Руси от монгольского ига. Только-только стало наби­рать силу Московское государство. И в этот критический для нас период Русская Православная Церковь оставалась не толь­ко нравственным оплотом, но и единственной духовной си­лой, которая могла обеспечить будущее нашего народа, буду­щее великой России.
Вновь вернемся на запад и на юг. Константинопольский император, желая получить помощь против турок, пообе­щал римскому епископу заключить унию и войти в Католи­ческую Церковь, то есть предать интересы Православия. Он начал готовить этот процесс, подготавливая и то, чтобы на Русь послать митрополита, склонного к унии с Римом. В то время Русская Церковь была еще не самостоятельной, явля­ясь одной из епархий Константинопольского патриархата. И патриарх Константинопольский под давлением светской власти тоже стал уступать, появилась опасность, что он пре­даст Православие. Так впоследствии действительно и случи­лось. На Руси в это время умер митрополит Фотий, один из преемников святителя и чудотворца митрополита Алексия, и русские епископы, посовещавшись с князем, избрали из­вестного своей святой подвижнической жизнью рязанского епископа Иону, родом костромича, исконного русского че­ловека. Послали его в Константинополь для того, чтобы там его поставили митрополитом всея Руси. Но пока святитель Иона преодолевал долгую дорогу, из Константинополя уже направился в Москву митрополит Исидор, с тайным задани­ем уже в качестве митрополита всея Руси участвовать в пере­говорах с Римом.
В 1438 году в Ферраре, в Центральной Италии, собрался цер­ковный Собор. Целью Собора была заключение унии, привле­чение православного Востока, Константинопольского патриарха в Римскую Церковь. Трудное это было время для православных епископов. Их принуждали и физически, и материально, что­бы они уступили. И многие из них сдались. Устоял лишь один, причисленный недавно к лику святых, епископ Ефесский Марк (+1457г.). Когда папе Евгению IV принесли документы Собора, он пре­жде всего спросил: «А Марк подписал?» Ему сказали: «Нет». И тогда он отложил грамоту и воскликнул: «Итак, мы ничего не достигли!» Так мужеством одного сохранилась чистота Свя­того Православия.
Но и император, и Константинопольский патриарх постави­ли свои подписи под текстом унии. В том числе и митрополит Московский Исидор, грек, отправился победоносно в Москву в преднесении латинского креста. Когда он прибыл в Москву, то великий князь Московский посадил его в темницу, из которой тот бежал в Рим, где впоследствии стал кардиналом. Так бес­славно закончилась эта, как сейчас принято говорить, дивер­сия против Православия на Руси.
Исидор бежал, а ведь митрополита на Москве нет. И вот тог­да святитель Иона, которому патриарх Константинопольский еще до заключения унии обещал кафедру митрополита всея Руси, на основании этого обещания отправил в Константино­поль свою грамоту. Но грамота та пропала по дороге. И тогда собрались русские святители на церковный Собор и постано­вили: поскольку нормальной связи между Константинополем и Русью нет, поскольку в Константинополе уже нет Правосла­вия, а патриарх и император отдались Риму, — прекратить сношения с этой поколебавшейся Церковью и поставить са­мостоятельно митрополитом всея Руси епископа Рязанского Иону. Это совершилось 5 декабря 1448 года.
Теперь, по прошествии стольких столетий, смотря вдаль и не видя многого, нам представляется торжество Правосла­вия, великолепие наших православных храмов, святость, под­вижническая жизнь, которой мы умиляемся, на которой, увы, не подражаем. А посмотрим на это реалистичнее. Вот здесь, на краю Москвы, на Потылихе, напротив нынешнего «Мосфиль­ма», стоит небольшая церковь Святой Троицы. Это было ме­ста уединенных подвигав святителя Ионы. В повозке он мог добраться только до каких-то пределов, примерно между ны­нешним Киевским вокзалом и окружной дорогой, а дальше пересаживался верхом и по лесной тропе пробирался в это уединенное скитское место. А еще дальше для совсем уединен­ных подвигов и молитв было у него к югу от церкви в овраге излюбленное место, где стоял старый дуб и оттуда бил источ­ник. Пятьдесят лет тому назад я еще помню этот дуб. Боль­шой, с растрескавшимся стволом, с раскидистыми ветвями, во время войны он уже погиб, но я хорошо помню, так как я сам ходил туда, на этот источник, за водой.
И характерна вот еще какая деталь, братья и сестры: большинство наших рек, которые здесь протекают, носят названия не русского происхождения, а так называемого угро-финского: Яуза, Пажа, Клязьма — это все нерусские слова. А вот речка, ко­торая протекает там, называется Сетунь, что по-русски значит «печалиться, жаловаться, скорбеть, переживать». Вот на берегу этой реки и стоял скит — уединенное место для подвигов свя­тителя Ионы, и сетовал он там, и печаловался, и молился Богу о сохранении Русской Церкви в Православии и всего русского народа в трудное тогда время. Как я уже напоминал вам, еще не кончилось монгольское иго, еще была рознь между князья­ми, еще были разорение и нищета. И только Церковь одна да­вала надежду людям на будущее.
Семнадцать лет святитель Иона, с 1431 по 1448 год, был фак­тическим главой, хотя и непризнанным, Русской Православной Церкви, а с 1448 по 1461 год — тринадцать лет — он был мит­рополитом и оставил нам 38 духовных посланий, касающих­ся духовной жизни, дисциплины и порядка, а также письма, которые он направлял князьям, поучая их радеть о своем Оте­честве, и духовенству, призывая его к ревностному служению Церкви.
Его послания для нас являются драгоценным памятником не только духовной жизни, не только истории, но и замечатель­ным примером литературного творчества. Вот так, в немощи от долгих трудов, от болезней и старости, почил святитель Иона. И тело его было погребено вместе с другими первосвятителями в московском Успенском соборе. А за многие чудеса, которые он совершал тайно и явна, причислили его к лику святых.
В истории памятен такой случай, когда во время очередно­го татарского набега хана Мазовши полчища татар обступили Москву (они обычно шли из Замоскворечья), подступили с юга к Кремлю, сожгли посад. Князь пошел просить соседних кня­зей о помощи, а Москву оставил на попечение старца митро­полита. Какая у него оставалась сила? Только молитва! И вот поднял он святые иконы, собрал народ — и вышел на стену Кремля, прямо на виду у наступавших диких орд. Жара была нестерпимая от горящего посада, от Замоскворечья. И ветер дул на Кремль, все грозя испепелить… Но святитель пламенно мо­лился, и народ взывал к Богу об избавлении. И вышел ему на­встречу инок Чудова монастыря и сказал: «Не бойся, Бог услы­шал твою молитву по ходатайству Пресвятой Богородицы, и за Москву погибну я один». И в это время татарская стрела прон­зила его, и он упал. Вдруг переменился ветер и погнал этот зной, и жар, и пепел, и горящие угли на головы татар. И Москва была спасена. А ночью полчища татарские услышали как бы какой-то великий шум, надвигающийся от Кремля, и, подумав, что это не небесное войско, а великий князь пришел со своим вой­ском, бежали. Так святителю Ионе мы обязаны тем, что в оче­редной раз была спасена Москва.
Вот так, братья и сестры, не от высоких духовных рассужде­ний и мыслей, а переходя к нашей действительности в про­шлом, к той, которую каждый из нас может ощутить, прикоснув­шись к священной Московской земле, прикоснувшись к камням наших храмов, подумав о том, где мы живем и кто были наши предки, мы учимся тому, какое великое значение имеют для нас Святая Православная Церковь и ее первостоятели, пастыри наши. Петр, молитвами своими укрепивший Москву. Алексий, воспитавший князя Димитрия и приуготовивший победу на Куликовом поле, не дожив до нее всего двух лет. Иона, сохра­нивший Православие, поучая Церковь благочестию и в немо­щи старческой отдавший душу Богу; святитель Филипп, про­тивоставший безумной жестокости царя Ивана IV; святитель Ермоген, своим патриотическим служением прославивший себя и Русскую Церковь в Смутное время.
Вот те великие мужи и духовные светильники, братья и сест­ры, кому мы обязаны тем, что мы сейчас православные люди. Мы благодарим Бога, что стольких мужественных поборников веры Он даровал нам в прошлом. И каковы же должны быть наши усердие и любовь к Святой Православной Церкви, что­бы быть достойными наших славных предшественников! Какой благодарной молитвой должна быть наша молитва и в храме, и дома всякий раз, когда мы вспоминаем наших древних свя­тителей и чудотворцев!..
Да будет же милость Божия на нас по молитвам святите­ля Московского, всея России чудотворца Ионы, митрополита. Аминь.
Слово сказано в храме Воскресения Словущего, 26 июля 1987 года.

Слово Святейшего Патриарха Алексия II (Ридигера), Московского и всея Руси (+2008г.), после молебна в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца 



Дорогие собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Вчера завершились рабочие заседания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который в течение четырех дней обсуждал важнейшие вопросы церковной жизни и пути служения Церкви на грядущие годы. Только что мы молитвенно возблагодарили Господа за Его милости, ниспосланные всем нам, за дух братской любви и единомыслие, за Его всесильную помощь нашим соборным деяниям.
По образцу подвижнической жизни наших святителей, начиная с первого святителя Михаила, митрополита Киевского, и заканчивая святителем Тихоном, Патриархом Московским, а также тех святителей, которые покоятся в этом соборе митрополитов Петра, Феогноста, Фотия, Киприана, Ионы, Макария и Филиппа; Патриархов Иова и Гермогена, — мы осознаем ответственность, возложенную на всех нас за будущее Церкви Христовой. Одно из главных забот святителей была забота о единстве Церкви. Все они стояли выше каких либо человеческих разделений своего времени. Для них Церковь была едина, независимо от всяческих границ, разделявших паству. Каждый из них дал нам пример исполнения призыва Апостола Павла: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16, 13)
В Дни празднования 1020-летия крещения Руси мы вновь и вновь мысленно обозреваем путь, пройденный нашей Церковью за эти века. Этот путь бы священ жизнью святых подвижников, пропитан кровью мучеников, исполнен свидетельств Божьего благословения и действий Святого Духа, это был голгофский путь сораспятия Христу, но и Пасхальной радости, утверждающей Торжество Православия.
Сегодня, в день памяти святителя Ионы, мы вспоминаем многотрудное служение Первоиерарха нашей Церкви по объединению своей паствы. Он ясно осознавал всю опасность, которую несла Флорентийская уния, угрожавшая единству и самому вероучению Православной Церкви.
В историю нашей Церкви святитель Иона вошел как архипастырь, до конца исполнивший свой святительский долг, верный канонам и преданиям, лежащим в основании православной церковности со времен святого равноапостольного князя Владимира.
По молитвам святителя Ионы и всех Первосвятителей нашей Церкви, Господь да благословит всех нас миром, соединит в любви и согласии, наполнит сердца наши радостью и милосердием, укрепит наши силы и подаст разумение хранить заповеданный нам великий дар — единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3) во славу Его всесвятого Имени и на благо Святой Церкви.
15/28 июня 2008г.

Проповедь Священника Сергия Протасова в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского

«Как послушание, дети мои есть жизнь,
так преслушание — смерть».
Святой митрополит Иона.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие во Христе братья и сестры! Мы совершаем память святителя Ионы, митрополита Московского, который первым был поставлен во главе автокефальной Русской Церкви. С поставлением митрополита Ионы прекратилась непосредственная зависимость от Константинопольского Патриарха, ибо по воле Церкви Вселенской Русская Православная Церковь обрела свою автокефалию, свою самостоятельность.
Святитель Иона родился в последней четверти XIV в. недалеко от Солигалича в Костромской земле. С ранних лет стремясь к иночеству, в двенадцатилетнем возрасте он принял монашество в одном из галичских монастырей, а затем перешел в Симонов монастырь в Москве.
В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви святой Иона был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии.
В 1432 г. был избран в митрополиты всея Руси. Когда новоизбранный митрополит отправился к патриарху Иосифу II в Константинополь, чтобы принять постановление на митрополию, то оказалось, что незадолго до этого уже был посвящен на русскую митрополию зломудренный Исидор. Недолго пробыв в Киеве и Москве Исидор отправился на Флорентийский Собор, где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского патриарха Григория III впервые совершено русскими архиереями в Москве 15 декабря 1448 г. Святитель Иона, вступив на митрополию, с архипастырской ревностью стал заботиться о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы, рассылая учительные грамоты. Любвеобильный и строгий воспитатель народа Божия, в многочисленных своих посланиях святой Иона призывает паству к чистоте жизни и благочестию, благоговению перед святынею и спасительному страху Божию, к миру и послушанию. Гимном Милосердию Всевышнего к кающимся грешникам звучат слова святителя: Как сладко, дети мои, покаяние! Оно — корень жизни. Сладчайший и Незлобивый, Благий и Щедрый, Человеколюбивый Бог и Строитель спасения нашего веселится о слезах кающихся и радуется исповеди нашей, Он с великим терпением ожидает обращения нашего и не оставляет самого последнего, умоляя, призывая каждого из нас, чтобы обратились к нему от дел неприязненных.
Во время осады Москвы ногайскими татарами в 1451 г. святитель Иона совершил крестный ход по стенам Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана.
За свою святую жизнь получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Получив извещение о своей кончине, мирно почил 31 марта 1461 г. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. Нетленные мощи его были обретены 27 мая 1472 г. и положены в Успенском соборе Кремля.
Церковное предание говорит, что во время Отечественной войны 1812 г. страшное видение у гробницы святителя Ионы ужаснуло французов: чудотворец был обретен с поднятой, как бы грозящей рукой. Поэтому его серебряная рака и подсвечник при ней остались неприкосновенными, тогда как все остальные ценности были похищены.
Празднуя память святителя Ионы, митрополита Московского, который жизнь свою отдавал Церкви нашей, духовному воспитанию народа нашего, преклоняясь пред подвигом его личной благочестивой жизни и его беспорочного святительского служения, ныне обратимся к нему с горячей молитвой о Церкви нашей, об исторической Руси, о современной России, дабы Господь умудрил всех нас, обострил наше внутреннее зрение, способность проникать в суть вещей.
Дай Бог, чтобы молитвами святителя Ионы Господь приклонил милость ко всем нам, вразумил тех, кто принимает ответственные решения, вдохновил тех, кто их исполняет, дал силу и разумение народу понять, где корень зла. И тогда непременно по милости Божией справимся и со скорбями нашими, и с болезнями нашими, и станем законопослушным, мирным обществом.
Строгим и милосердным явился святитель Московский Иона, и ныне его уроки должны исцелять нас от нравственной порчи, душевной распущенности, от пагубного и богомерзкого всепрощения по отношению к своим грехам. Святой чудотворец Иона поучает нас твердо следовать заповедям Божиим и Уставам Церковным, быть во всем послушными своим духовным отцам, чтобы милостив был к нам Отец Небесный. Высотою и чистотою своего жития святой угодник Божий Иона напоминает нам: Пречистый Бог требует от верных своих чистоты и высоты дел и промыслов.
Хорошо, дети мои, слушаться Писания Божественного, — так из глубины веков и из блаженной вечности говорит нам святитель Иона. Последуем же его благодатному призыву: чтобы во Христе обогатиться нам всем, всяким словом и всяким познанием, — и чтобы нам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 1, 5, 8). Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и Всея Руси, чдотворца

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство! Досточтимые братия! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником для города Москвы, для всей нашей Церкви! Мы совершаем память святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. Это был первый митрополит, поставленный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, с чего и началась автокефальная история нашей Русской Церкви.
Поставлению митрополита Ионы предшествовали очень печальные обстоятельства, связанные с нестроениями в семье Православных Церквей. То было тяжелое время испытаний для Церкви Константинопольской, потому что велика была опасность оккупации Константинополя, его захвата турками, и естественно, что христиане Константинополя возлагали надежду на своих братьев-христиан. Чтобы защитить город и православную Византийскую империю, они взывали к христианской солидарности. Но в ответ им были предъявлены определенные условия. Помощь могла прийти только на тех условиях, которые предлагала Римская Церковь: требовалось принятие особенностей этой Церкви, ее вероучительных и канонических принципов. Мы знаем, что именно с этим был связан так называемый Флорентийский собор, когда православные подписали унию с Римом. Подписал ее и Московский митрополит Исидор.
Но Церковь наша не приняла унии, потому что люди ясно понимали, что дело это — не Божие, что под всем этим скрывается большой обман и политические факторы довлеют над церковным сознанием. И когда после подписания унии митрополит Исидор захотел вернуться в Москву и войти в сей кафедральный собор, Церковь его не приняла — он был изгнан из Москвы, а Предстоятелем Русской Православной Церкви был избран митрополит Иона.
Мы знаем, что святитель Иона был человек святой жизни, и знаком его святости являются нетленные мощи, которые пребывают в этом соборе. Только что мы совершили перед ними молитву, призвав митрополита Иону, святителя и чудотворца, в помощь всем нам на путях христианской жизни, и верим, что по его молитвам Господь будет хранить и Церковь Русскую, и народ наш.
Но что есть путь христианской жизни? Сегодня мы слышали замечательные слова Спасителя из Евангелия от Иоанна: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9). Что означает этот образ? В каком смысле Господь говорит о Себе как о двери? Дверь — это некий символ начала пути. И Господь есть дверь для всей нашей жизни. Мы должны входить через Него. Но куда входить? Что это за пространство, куда Господь предлагает нам войти? Этим пространством является сотворенный Им мир, и Господь предлагает нам войти через Него в этот мир. Он предлагает нам начать путь — путь нашей жизни — через Него.
А что же это все означает для нас, современных людей? В каком смысле Христос может быть для нас дверью? В каком смысле Он может быть для нас началом пути? Его слово — истина, Им провозглашенная, — должно быть критерием, который каждый из нас в любых жизненных обстоятельствах будет прилагать к тем проблемам, с которыми нам приходится сталкиваться.
Мы знаем, что в современном обществе существует множество критериев. Люди отказываются от самого понятия истины, заменяя его плюрализмом человеческих взглядов и убеждений. Нас убеждают в том, что истины вообще не существует, что нет универсального критерия различения добра от зла, а имеется множество человеческих истин. Но если существует множество истин, значит, истины нет вообще. И для того, чтобы мы не соблазнялись — ни вчера, ни сегодня, ни завтра — нам и говорит Господь: «Я есмь дверь». Не та дверь, что справа или слева, а единственная Божественная дверь, и только тот, кто пройдет этой дверью, спасется.
Эти слова поражают сознание своей удивительной силой и бескомпромиссностью. Вопреки всем лжеучителям, которые сегодня говорят нам о существовании многих истин. Господь утверждает, что Он есть дверь ко спасению. Но мало войти, встать на путь — по этому пути нужно идти, а на каждом пути много трудностей. И вот здесь нужно не только памятовать о двери, через которую ты прошел, не только хранить истину — нужно уметь прилагать эту истину ко всем обстоятельствам жизни. Поэтому Господь и сказал не только «Я есмь дверь», но и «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11). На этом жизненном пути Он как пастырь ведет нас, помогает нам прилагать истину в качестве универсального критерия, способного помочь каждому отличить добро от зла.
И еще в этом Евангелии содержатся удивительные слова о том, что у Пастыря — Спасителя — естьмного овец. Эти овцы принадлежат к разным дворам, но всех их нужно привести в Царство Небесное. И Господь говорит, что есть только один Пастырь — это Он, и у Него будет едино стадо (см.: Ин. 10,16).
Когда мы сегодня задумываемся о множественности различных традиций, существующих в христианстве, о разделениях, которые присутствуют в христианской среде, мы, конечно, оплакиваем все эти разделения, которые ослабляют единое стадо Христово. Но вместе с тем мы возлагаем надежду на то, что слова Спасителя осуществятся в истории. Мы еще не знаем, как это произойдет: у нас нет видения, нет опыта жизни в едином стаде; но верим, что Господь таинственно, но реально ведет людей к этой цели, — чтобы вокруг Него было собрано единое стадо — то самое стадо, что будет хранить истину, без которой не может существовать род человеческий. Все это требует от каждого христианина мудрости, мужества, глубокой веры. И сегодня мы молились святителю Ионе, чтобы он укреплял нашу веру, укреплял наше мужество, помогал нам идти тем путем, началом которого является Христос.
15/28 июня 2010 г.

Комментирование запрещено