День памяти святителя Николая Чудотворца

Cлово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (+2006г.) в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В память вечную будет праведник (Пс. 111, 6).
Возлюбленные о Христе братья и сестры, други наши! Сегодня праздник великого праведника и угодника Божия святителя Николая в честь перенесения честных мощей его от града Миры Ликийские в Бар-град.
Он — велик в мире. Он велик Церковью Христовой. И память его, начиная со дня его кончины, 6 декабря 342 года, прошедшая сквозь столетия и достигшая наших дней, лучшее тому свидетельство. Ведь многие из нас своим религиозным опытом знают о нем не только по свидетельству Церкви, не только по преданию, но по живому его участию в жизни нашей. Из сонма чтимых святых немного таких, кто предстал бы нашему сознанию, как столь живое лицо.
Не изумительно ли, други наши, что недосягаемая высота жизни святителя Николая и служение его Богу не только не разделяет нас с ним, но делает его особенно близким и желанным нам. А соприкасаются с ним многие и очень многие: и верующие, и неверующие, и православные и инославные, и раньше и теперь.
В чем причина такой всеобъемлющей власти святителя на людей? Да он во всей возможной для человека полноте уподобился Подвигоположнику своему Христу, исполняя заповеди Его. А Господь сказал: Любящие Мя люблю, и ищущия Мя обрящут благодать (Притч. 8, 17).
От юности полюбил святитель Николай Бога, и Бог полюбил его. А Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовию обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню. И собственными свойствами святой души святителя Николая стали — умение любить, умение снисходить ко всякому человеку, к разным людям и дать каждому именно то, что ему нужно.
О святителе Николае, епископе небольшого малоазиатского городка Миры Ликийские почти нет достоверных письменных свидетельств. Но дивен Бог во святых Своих (Пс. 67, 36); и Он наполнил мир великой славой деяний Своего избранника святителя Николая, даже до сего дня. Сказании и предания многое сохранили из его жизни, а еще больше хранится известии о его посмертных чудесах.
Православная Церковь празднует память святителя Николая каждый четверг каждой седмицы наравне с памятью святых двенадцати апостолов. Она празднует торжественно день его преставления 6 декабря и также бережно хранит празднич-ную память о перенесении его святых мощей из Мир Ликийских в южный италийский город Бари, где они покоятся и доселе.
Дела жизни сохраняют предания. Господь же сохранил для нас неоспоримое доказательство предания и величия этой жизни в его святых и нетленных мощах, источающих святое миро и свидетельство о том, что земная жизнь, прожитая беспредельно в Боге, бессмертна.
Семьсот с лишним лет после кончины своей почивал угодник Божий в городе, где некогда служил. Но когда ликийская страна была разрушена сарацинами и храм, и сама гробница его пришли в запустение, святитель явился во сне священнику города Бари в южной Италии и повелел перенести его мощи в этот город. Не захотел святитель Христов Николай, великий ревнитель и поборник веры Христовой, пребывать святыми мощами своими среди врагов Христовых — магометан. Тайно, без торжества и пышности, но с горячей верой и любо-вью, с помощью самого угодника мощи были похищены барянами и на корабле доставлены в Бари, где бесценное сокровище встречало многочисленное духовенство и верующий народ.
И ожила память святаго в тот момент обильным излиянием его бесчисленных благодеяний в чудесах исцелений. Знаменательно то, что прибыл святитель в город Бари 9 мая 1087 года в воскресный день, день памяти святых отец Первого Вселенского Собора (который мы тоже совершаем ежегодно и совершали в минувшее воскресенье) — того Собора, на котором святитель Николай дерзновенно воинствовал против ереси безумного Ария, наставляя Святую Церковь в истинной вере.
И опять в момент перенесения святых мощей, как 762 года назад, святитель Николай дает в эти дни земной воинствующей Церкви неоспоримое доказательство и свидетельство силы Божией, изливаемой Православной Церкви через верных ее служителей. В первую ночь по перенесении святых мощей было зафиксировано 47 исцелений. На следующий день 22, в среду 29, в четверг исцелен слепой и глухонемой юноша, пять лет страдавший болезнями, в субботу исцелились 11 недужных. Исцеления продолжались и в последующее время, исцеления продолжаются и поныне.
Целил святитель Божий Николай тела и души своих современников при жизни своей, целит и врачует он и теперь всех призывающих на помощь святое имя его. Уже 1000-летие исповедует Русь веру во Христа, и 1000 лет на Руси почитается имя святителя Божия Николая. К нам на Русь он пришел одновременно с православной верой. И его святая ревность по вере и благочестию воспитывала и русский народ. Множество храмов воздвигалось его молитвой и с его именем, и каждая церковь, каждый дом хранил святыню — икону святителя, имея его своим помощником и покровителем.
Нелегок исторический путь Церкви. Трагичен путь и Русской Православной Церкви. Но нельзя нам с вами, дорогие во Христе братья и сестры, забывать, что начался-то путь Христовой Церкви с Сионской горницы, благословением ее Основоположника Христа, и почти тут же с Ним вместе вы-шла она на путь страдания. И не раз уже поднималась она на этом пути на свою Голгофу. И по тому, сколько уже пережила Церковь смертей, давно бы ей уже и не быть на лице земли, но она жива.Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18), — сказал Господь. И жива Церковь Господом и молитвами святых своих, которые, пройдя крестный путь Жизни и все претерпев, получили силу за верность свою войти в Церковь Торжествующую Небесную и стать столпами Церкви земной.
Святителю отче Николае, помогай нам, ведь ты столп нашей Церкви. Помогай нам, ведь по-прежнему дух века, дух мира сего дышит на нас, на Церковь своим смрадным дыханием, поражая нас маловерием, малодушным неверием и убий-ственной холодностью к вере. Сколько бед несет в себе наше невежество в вере и наша инертность в деле ее познания. Како и во что веруем мы? Это с одной стороны.
С другой же стороны — лжеучители и льстецы, яко волки хищные, уловляют лестью и обманом, являясь в овечьей шкуре и принося учение льстяще слуху, но противное духу истины. Лжеучителям теперь предоставляются всяческие привилегии и пособия в деле распространения их ереси. И сегодня, принимая во внимание, что память перенесения мощей святителя и чудотворца Николая совершается между днем воспоминания отцов Первого Вселенского собора и днями Свитой Троицы и Сошествия Святаго Духа на апостолов, нам нужно и необходимо, и крайне полезно оста-новить свое внимание именно на особенностях учения Западной церкви, которые разделяют ее с Восточной.
На Руси, не знающей иной веры, кроме Православия, явились теперь новоявленные просветители-католики, и им предоставляются высокие трибуны. Они вещают по телевизору и радио, они не знают стеснения материального, и они стараются в замученной атеизмом Русской земле показать себя истинными проповедниками Христова учения и ис-тинными ревнителями славы Божией.
Зададим каждый сам себе вопрос: но так ли это? По плодам их познаете их (Мф. 7, 16), — говорит Писание. А плоды это есть дела жизни. Ложное учение не может привести человека к истинной добродетельной жизни. И вот мы видим, как имену-ющие себя христианами поднимаются на святыни православных, как они вооруженной рукой отбирают православные храмы и ценой мзды неверной покупают себе в сообщники тех, для коих нет ничего святого и кто вообще не верит ни во что, кроме денег.
И если мы с вами заглянем вглубь истории, посмотрим на деяния новоявленных спасителей России — Римскую католическую церковь, то увидим, что она появлялась на горизонте у нас всякий раз, когда начинались смутные времена. Будьте рассудительны и обращайте свое внимание, смотрите в корень вещей — когда она появлялась. Цель же их была всегда одна — подчинить Русь господству Рима.
Еще свежа память об унии в XVII веке на Руси, а вот уже опять времена новой унии в ХХ веке. Опять Русь православная на западе захлебывается горем, а римские миссионеры ласкова проповедуют в Сибири, и на землю искони православную готовится ступить Римский Папа с визитом. Чего да не будет!
Что принесут они с собой, с чем прийдут на нашу землю? В XVII веке меч, вложенный Римам в руку самозванца, выдававшего себя за царевича Димитрия, прошел по Руси, низложил Царя, требуя предать Россию на волю польского короля, а тайные инструкции Рима повелевали, чтобы осторожно, но неуклонно вести дела подчинения Русской церкви Римскому Папе, то есть унии. Сохранились они и доныне. В тот страшный момент Россию спас ее Патриарх. Он не только не подписал грамоты о капитуляции, но по всей Руси разослал грамоты свои, открывавшие россиянам суть происходящих событий, и поднимая и вдохновляя на борьбу русское оружие. Патриарх же Гермоген принял мученическую смерть и был причислен к лику святых. Это вывод из истории России того периода.
Следующий Патриарх русский Филарет, который говорил (я все привожу вам подлинные слова этих лиц): «Латиняне… суть сквернейшие и злейшие из всех еретиков, ибо они приняли свой закон проклятой ереси всех древних эллинских, агарянских еретических вер» и подпадают под ту часть 95-го правила, в которой говорится о еретиках. Это, обратите внимание, слова не простого человека. Первого — священномученика Патриарха Гермогена, а второго — Патриарха Филарета.
ХVII век и ХХ. Времена другие, а деяния одни. И деяния открывают и приводят во свидетели всякую католическую неправду, совершаемую ими с фанатичной ненавистью, в которой католики-униаты истребляют православные храмы, православных людей, подвергая их поношению и ужас­ным надругательствам, вплоть до насильственной смерти. Это ведь неоспоримые факты нашего времени.
Други наши! А ведь до 1054 года не было раз­деления Церкви Христовой, но была Единая Все­ленская Православная Соборная и Апостольская Церковь, состоящая из пяти поместных церквей, в числе которых была и Римская церковь. И было одно тело, один дух… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над все­ми и через всех и во всех (Еф. 4, 4-6). Так пишет апостол Павел христианамЕфесской церкви.
Но что случилось? Кто вышел и кто остался? Кто прав и кто виноват? Уклонение от истины в За­падной церкви появилось еще в VII столетии, ког­да появилось неправое мудрование о том, что Дух Святый исходит не только от Отца, а «и от Сына». Это мудрование, — вопреки слову Самого Христа, Который сказал Своим ученикам; Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины (Ин. 14, 16-17), — поро­див грех, возросло в ересь.
И в назидание себе давайте проследим, как разрушительно действует грех, родившийся однажды. Вначале против нового умствования восстали неко­торые епископы Римской церкви, называя оное ере­тическим. «Кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом неправо, тот еретик». Так определил это мудрование папа Римский Дамас в своем окруж­ном послании (369г.). Но страсти человеческие разъедали души последующих преемников, и мирские выгоды, а наипаче гордость, явились источником упорства, приведшего н восстанию на решение Собора свя­тых отцов. Никакие убеждения Вселенской Право­славной Апостольской Церкви на Римскую церковь не действовали. Постановления Вселенских Собо­ров, на которых богоносные мужи составили Боже­ственный Символ православной веры, были попра­ны. Дух злобы и лжи возобладал.
Святый Василий Великий, обличая епископов Римской церкви, писал: «Истины они не знают и знать не желают. С теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь». По запове­ди апостола Павла, еретика человека, по первом ивтором наказании или увещании, отрицайся, ведый, яко развратися таковы, и согрешает, и есть самоосужден (Тит. 3, 10-11). И ересью своею отпала Римская церковь от единства Вселенской церкви.
Отвергнув православный догмат об исхождении Святаго Духа от Отца, отвергли они и деяния седь­ми Вселенских Соборов, отвергли слова Самого Го­спода и, закоснев в ереси, они порождали со злом еще большее зло. Они отняли у мирян Божествен­ную Чашу, причащая их только под видом хле­ба, вместо квасного хлеба употребляя на Литур­гии опресноки, ни во что вменяя слова апостола Павла: Елиждыбо ясти хлеб сей и чашу сию пие­те, смерть Господню возвещаете, дондеже придет(1 Кор. 11, 26), как пишет он христианам Коринф­ской церкви. Они исключили из Божественной ли­тургии призывание Всесвятаго Животворящаго Всесовершающаго Духа, Того Духа, Которого Го­сподь послал Своим ученикам и Который есть Духжизни. Когда же приидет Он, дух истины, то на­ставит вас на всякую истину (Ин. 16, 13). Рим­ская церковь, отвергнув Духа Божия, приняла духа лести (Ср.: 1 Ин. 4, 2, 6; 1 Тим. 4, 1).
Многое и другое изобрело человеческое мудро­вание, водимое духом тьмы. Восстав однажды на Святаго Духа, они последовательно восстали и на Главу Церкви Христа (Ср.: Еф. 5, 23), обещавшего всем верным чадам Своей Церкви: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Католики ставят ради мирского преобладания над братьями своего Папу наместником Бога на земле, объявив его непогрешимым, забыв, что нет человека, иже жив будет и не согрешит. И упразднился из Католической церкви Христос, Тот, Кто воинствует с на­чалами, властями, миродержателями тьмы века сего, с духами злобы поднебесной (Ср.:Еф. 6, 12). И обнажились отпавшие от силы Божией, и остались без Главы — Христа. А велиар воюет с ними всею силою своего коварства и всех держит в своей пре­лести и погибели.
Католики выдумали новую главу Церкви, уни­зив единую истинную Главу Церкви — Христа. И Церкви нет у них, ибо союз с Главою прерван. Рим­ские епископы как начали гордостью, гордостью и оканчивают.
Вот куда поведут католики своих последовате­лей: надо забыть Христа и истинное учение, забыть святых отцев, подвизавшихся за веру, отцев древ­них, святителя Николая, святителя Спиридона, святителя Патриарха Гермогена, священномуче­ника, и сонмы других отцев, святых нашего време­ни — святаго праведнаго ИоаннаКронштадтска­го, святаго Патриарха исповедника Тихона, забыть Святую Православную Церковь, от времен Христа жившую Им, выживающую Им и по обетованию Его имеющую быть до скончания века. Да не будет этого с нами!
Будем же помнить и приводить всегда на па­мять потрясающие мысли святаго праведнаго Ио­анна Кронштадтскаго чудотворца, обращенные к нам. Внимательно прослушайте и запомните их внутренний глубокий смысл. «Множество суще­ствует отдельных вероисповедании христианства с различным устройствам, внешними и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко про­тивными Божественной истине Евангелия и уче­ния святых апостолов, Вселенских и поместныхСоборов и святых отец. Нельзя считать их все за истинное и спасительное: безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спаситель­ную ведет к безверию или охлаждению в вере, к не­радению об исполнении правил и установок веры, к охлаждению христиан друг ко другу, — это под­линные слова праведнаго Иоанна Кронштадтска­го. — Симоне, Симоне, се, сатана просит вас, дабы сеял, якопшеницу (Лк. 22, 31). Это он, сатана, и сделал, и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держись единой, истинной веры и Церкви: едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех (Еф. 4, 5-6)».
А для этого борись со всяким злом, немедленно гаси его, воюй с ним данным тебе от Бога оружи­ем святой веры, Божественной мудрости и прав­ды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью. Будем все всегда пом­нить и сознательно исповедовать Символ святой Православной веры, будем в Боге и с Богом.
Мы с вами, дорогие наши, — чада Святой Пра­вославной Церкви не по праву нашему, но по люб­ви Божией к нам. И любовь эта безгранична, она не зависит от времени, но всегда имеет силу. И лю­бовь эта сохранит нас во все дни до скончаниявека (Мф. 28, 20).
Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.
9 (22) мая 1991 года

Слово митрополита Николая (Ярушевича), Крутицкого и Коломенского (+1961г.), в день святителя Николая

Милосердие

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (Мф. 5. 7.)

Какую великую награду обещает Господь Иисус Христос милостивым? О какой святой добродетели говорит Спаситель в этих словах?
Эта добродетель любви и милосердия во всей красоте и силе олицетворяется, дорогие мои, в том, кого мы сегодня своим верующим, благоговейным сердцем прославляем: в лице «питателя сирот», утешителя скорбящих, предстателя и молитвенника обо всех, ищущих помощи Божией и милостей Божиих, святителя и чудотворца Николая. В славе своей любви он сияет на небе церковном, и свет этой славы покрывает всю землю.
Добродетель милосердия — высшая в ряду других. Кто исполняет заповедь Христову о любви и милосердии, тот исполняет весь христианский закон. Это не наше, человеческое, рассуждение. Это — учение слова Божия.
Говорит святой апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. <…> И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13. 1, 3).
И какие чудные плоды приносит эта святейшая и величайшая добродетель, завещанная нам нашим Господом Спасителем!
В течение всей своей земной жизни мы обращаемся ко Господу с просьбами и мольбами о прощении наших грехов. Мы хотим искупать наши согрешения, какие оплакиваем при раскаянии в них. Слово Божие указывает нам милостынями искупать свои грехи (см.: Дан. 4. 24; Прем. 10. 12; Ис. 1. 17—18).
Видите, мои дорогие, делами милостыни, добродетелью милосердия, плодами любви мы можем искупить свои грехопадения, в которых каемся перед лицом нашего Небесного Отца. Какое это утешение для нашего грешного сердца!
Было бы для нас счастьем, чтобы милость Божия снисходила на всю нашу жизнь, на наши труды. Так совершайте дела любви и милосердия! Слово Божие говорит нам: «…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9. 6).
Желаете вы испросить себе милосердие Божие на последнем и Страшном суде Христовом? Украшайте свою душу делами милосердия. Скажет Господь на Своем последнем суде: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня… был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… <…> Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 35-36, 40).
Стремитесь вы к тому, чтобы благословение Божие почивало на ваших детях, на вашем потомстве, чтобы Господь не лишал вас и вашей семьи Своего Божественного попечения? Будьте сострадательны и милосердны. В слове Божием сказано святым пророком: «Я… не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36. 25—26).
Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. То, что мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся, то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его, привлекает благословение Божие к нам. Сказано в слове Божием: «Милуяй нища взаим дает Богови…» (Притч. 19. 17). А Господь воздает всегда щедрым Своим Отеческим воздаянием.
Кто из нас не хочет, чтобы в дни скорбей, болезней, испытаний был милостив к нам Господь, призрел бы на наши скорби и воздыхания Своим любвеобильным Отеческим взором? К этому ведет путь милосердия. Слово Божие говорит: «Блажен, кто помышляет о бедном!.. В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь… <…> Господь укрепит его на одре болезни» (Пс. 40. 1—4).
Вот каковы плоды этой добродетели, этой священной заповеди нашего христианского закона о любви и милосердии, преподанной всем нам к неуклонному исполнению в жизни земной нашим Господом Спасителем!
Наш Господь Бог, в Которого мы веруем, называется в слове Божием Отцом сирот и убогих. И чем мы больше можем заслужить благоволение своего Небесного Отца, как не своим милосердием к нищему, убогому, плачущему, скорбящему, ко всем требующим и жаждущим от нас нашего сострадания, утешения, нашей помощи?
А тот, кто оскорбляет нищего, убогого, просящего о нашем сострадании, кто закрывает свое сердце к горю брата своего, тот оскорбляет Самого Господа Бога в лице меньшего брата своего. И о чем стал бы просить жестокий человек Господа Бога своего? Каких милостей стал бы ожидать тот, кто сам не оказывает милости, не проявляет любви и милосердия к брату своему?
Он встал бы на молитву, стал бы просить у Господа милости, а как бы рядом с ним встанет тот, кого он оттолкнул от себя. И такой, отверженный нами, скажет Господу: «Не подавай ему милости, ибо он мне не оказал милости».
И если человек жестокий, человек, сердце которого не имеет сострадания, стал бы просить себе у Господа в минуты своих скорбей и испытаний помощи Божией, ответил бы ему Господь Своими Божественными словами: «…суд без милости не оказавшему милости…» (Иак. 2. 13).
Если Господь попускает быть на земле и нищим, и плачущим, и скорбящим, голодным и унывающим, то это не только для того, чтобы испытать терпение и любовь к Богу тех, кого Он посещает этими испытаниями, но и для того, чтобы наше сердце расположить к делам любви и милосердия.
Оттого и стучится в дверь твоего дома нищий, чтобы ты милостыней искупал свои грехи. И оттого и встречаются на твоем пути плачущие и скорбящие, больные, ищущие проявления твоей любви, братской любви и милосердия, чтобы ты исполнил эту Божественную заповедь нашего Господа Иисуса Христа.
А мы, дорогие мои, должны не только не упускать ни одного случая помочь тому, кто ждет от нас духовной или телесной помощи, но и искать таких случаев, чтобы сердце наше обогащалось делами добра, чтобы наша жизнь светилась ими, согласно слову Христову: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 16).
Малым мы ведь приобретаем великое. Временным мы приобретаем вечное. Тленным мы приобретаем нетленное.
За дела любви и милосердия Господь обещает милостивым самую великую награду, какую только может получить христианская душа, — помилование. Ведь Он всегда верен Своему Божественному слову: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
И мы, дорогие мои, в лице великого святителя и чудотворца Николая, святое имя которого мы сегодня, в день его праздника, с особым чувством благоговения призываем со всею Православною Церковью, чествуя этого величайшего и святейшего святителя Церкви Христовой, мы имеем такой яркий пример, такой благоухающий небесным духовным ароматом образец любви и милосердия!
Вся его земная жизнь была соткана из дел любви. И вся его посмертная жизнь, какой он живет в Царстве вечной славы, посвящена этому подвигу служения людям, ибо нет такой воздыхающей перед ним души, которая не встретила бы отклика в его любвеобильном сердце. О бесчисленных подтверждениях этого знает каждая православная душа.
Его святыми милостями, его святым примером пусть вдохновляется и каждый из нас, идущий по пути к своему вечному спасению!
Пусть жизнь каждого из нас обогащается изо дня в день теми делами добра, которые привлекают любящий взор Небесного Отца, которые составляют украшение человеческой жизни! Эти наши дела принесут и нам, грешникам, бесценное счастье, ни с чем не сравнимую радость, не земную, не скоро проходящую, а радость вечную — быть помилованными Господом и с Ним в бесконечных веках наслаждаться радостью вечного общения.
Этой радости, молитвами святителя Николая, всех нас да сподобит Господь!
Черкизовская Ильинская церквь г. Москвы, 1955г.

Слово митрополита Трифона (Туркестанова) (+1934г.) в день памяти святителя Николая Чудотворца

Христос Воскресе!
Нынешний праздник объединяет вокруг имени святителя и чудотворца Николая, можно сказать, все народы. Не только православные христиане, но даже неверующие, даже магометане и даже языческие народы, чему я сам был свидетелем, почитают святителя Николая и преклоняются пред святителем Божиим. И вот почему мне особенно было дорого совершить сегодня литургию именно в этом святом храме — чего я давно желал, — в сем храме, принадлежащем родственному по духу нам эллинскому народу.
Почему же святитель Божий пользуется таким уважением среди всех народов?
Да потому, что он является выразителем христианской любви. Несомненно, что и другие святые достигали, совершенствуясь, этой христианской добродетели, но ни у кого она не выразилась так явно, как у святителя Николая. В его житии мы видим, что он явно показывает: любовь есть основной закон жизни. В самом деле, он всю жизнь горел пламенною любовью, он выражал ее в делах, ни один день не обходился у него без любви: то он исцелял больных, то помогал бедным, то спасал во время бури, то спасал девиц, то ходатайствовал за виновных; одним словом, можно сказать, каждый день его жизни был посвящен любви к Богу и ближним.
Можно сказать, законы естественные, законы природы и те подчинялись ему: он даже прекращал бурю. А что всего дороже и редко можно встретить — под влиянием его заочного внушения смягчалась людская злоба и ненависть…
Да послужит любовь святителя примером и нам! Хотя мы знаем, что мир во зле лежит; но часто мы видим, что зло побеждается силою добра, что заповедь, данная людям в Ветхом Завете, была нарушена и что грех внес заразу во всех людей, тем не менее мы видим, что любовь побеждает нередко, что ради этой любви многие отказывались от наслаждений, что эта любовь заставляла идти на смерть, спасать ближних. Будем и мы, возлюбленные братие, утверждаться в христианской любви! Она возможна только такому человеку, который взирает на Господа Иисуса Христа, который устремляет взор свой на Голгофу; он утверждается в любви, потому что он вспоминает, что Христос Спаситель ради всех нас, грешных и недостойных, пролил Свою Кровь на кресте; ведь если каждый будет гак говорить: «Божественный Страдалец ведь за тебя пролил кровь, ведь за тебя Он претерпел страдания», — то он будет утверждаться подобно вчера празднуемому евангелисту Иоанну Богослову и святителю Николаю в этой любви.
Что мешает нам побеждать любовью? Наша холодность. Кто, что мешает оказывать нам столько христианской любви, чтобы побеждать злобу? Наше несовершенство… Если мы будем стремиться к совершенству, то мы непременно достигаем христианской любви. В чем и да поможет нам святитель Божий Николай, исполненный христианской любви и милосердия.
9 мая 1907 г. в Греческом монастыре в Москве

Слово архиепископа Никона (Рождественского), Вологодского и Тотемского (+1918г.), в день свт. Николая Чудотворца

Отеческая любовь святителя Николая Чудотворца

Святителю Божий, Николае Чудотворце! Не в Мирах Ликийских только, но и во всем мире, во всей вселенной имя Твое, как миро излиянное, повсюду благоухает ароматами полных любви деяний Твоих, и красуется Тобою Церковь Божия, яко великим светильником благодати, всех озаряющим светом и теплотою любви Христовой. Знают Тебя как великого и теплого пред Богом заступника не только народы христианские, но и язычники нашей далекой Сибири, и поклонники лжепророка Магомета, и прибегают к Тебе в нуждах своих, и — о дивное дело — Ты не отказываешь им, Ты помогаешь им в их нуждах, тем самым привлекая их к вере Христовой! А в мире христианском Ты непрестанно чудодействуешь, Ты незримо пребываешь среди верующих, откликаешься на все их молитвенные прошения, как отец чадолюбивый. И взывают к Тебе, просят Твоей помощи с верою и горячею к Тебе любовию все скорбящие и обремененные, все утешения Христова чающие; но и этого мало для любви Твоей: Ты внемлешь неразумному лепету младенцев, не отвергаешь, по-видимому, пустых, недостойных Тебя молитв о таких вещах, которыми, говоря по-человечески, и докучать Тебе не подобало бы. Для Твоего любвеобильного сердца нет таких просьб, в которых Ты отказал бы: лишь бы была вера просящего, было бы произволение получить то, что не противно воле Божией. Ты и ныне, как при жизни Твоей на земле, готов быть всем вся, как говорит Апостол Христов, дабы Твоею любовию ко всем всех привлекать ко Христу…
На сии мысли навело меня письмо из Ярославля, поведавшее об одном деянии великого милостивца святителя Николая для бедного мальчика, который с верою обратился к нему с своим детским горем. Рассказ записан со слов ярославского купца, ныне покойного В. Я. Кузнецова. Передаю его в том виде, как он записан.
«Я отдан был родителями моими для обучения торговому делу в мальчики к хозяину и раз был вместе с другими приказчиками и мальчиками послан им сопровождать возы с товаром на ярмарку. Дело было зимой. Железных дорог в той местности тогда еще не было, ехали на лошадях. Хозяин дал мне на дорогу старый меховой картуз и строго приказал беречь его. Долго мы ехали; сидя на возу, я задремал и сладко заснул. Вдруг чувствую, что голове холодно, просыпаюсь, а картуза-то и нет: видно, дорогой свалился с головы, упал и потерялся. Страшно я перепугался тогда: и не то было мне страшно, что голова зябнет, а то, что скажу я хозяину и как он меня накажет… И заплакал я горькими слезами тогда. А едем мы мимо какого-то монастыря. Спрашиваю: какой это монастырь? Говорят: Николо-Бабаевский. Тогда я стал в снегу на колени и молюсь со слезами: «Святителю отче Николае, помоги, избавь от беды: я Тебе заслужу». Смотрю, а в снегу какой-то комочек темный лежит. Беру в руки и с удивлением вижу, что это — совсем новенькая котиковая шапка. С радостью надел я ее: как будто на меня шита, и поехал дальше. Но надо покаяться: много лет прошло с тех пор, а я запамятовал свое обещание, данное святителю Николаю. Я был уже богатым торговцем, почетным гражданином, известным благотворителем, много жертвовал в разные обители и церкви, только в Бабаевский монастырь ничего не делал, хотя и бывал там нередко. Вот однажды был я в Бабаевском монастыре с женою и родными; после обедни напились мы чаю и пошли гулять в монастырскую рощу, было очень жарко, и я снял свою дорогую шляпу-панаму и повесил на дерево. Посидели мы, отдохнули и решили направиться к пристани, куда скоро и пароход должен был подойти. Хватился я, а шляпы-то моей и нет…
Никто мимо не проходил, взять никто не мог, а шляпа пропала. Вот тут-то я вспомнил, что еще не исполнил обещания, данного в юности святителю Христову. Тотчас же пошел я к о. архимандриту и говорю ему: «Скажите, ради Бога, не нужно ли вам что-нибудь для монастыря: я ведь должник святителя Николая, дайте мне возможность услужить ему». О. архимандрит говорит мне: «Право, не знаю, что нам нужнее. Разве вот не поновите ли живопись в теплой церкви». Конечно, я с радостью обещал ему это сделать и благодарил святителя, что он милостиво напомнил мне мое обещание. А в Ярославль я поехал уже в шляпе, данной мне монахами».
Читаешь подобные рассказы о милостях великого милостивца, святителя Христова Николая, и сердцем умиляешься,— так все это «по-нашему», по-человечески совершается, будто сам угодник ее подкинул ему. Надо же было ему остановиться, сойти с воза на снег именно на том месте, где кто-то обронил шапку. Но вот облагодетельствованный мальчик забыл оказанную ему милость, проходит много лет, он забыл обещание свое, и святитель напоминает ему новою потерею, исчезновением его шляпы, и обет вспоминается с благодарностью, и приводится в исполнение так, как, конечно, мальчик не мог бы исполнить, и живопись в храме является памятником попечения угодника Божия о благотворителе его обители. И конечно, покойный Василий Яковлевич не раз поведал добрым людям это обстоятельство и тем научил многих обращаться к святителю с теплою молитвою в своих нуждах.
Радуйся, Николае, великий и преславный чудотворче!

Комментирование запрещено