День памяти благоверного князя Александра Невского

Слово митрополита Леонида (Полякова), Рижского и Латвийского (+1990г.), в день святого благоверного князя Александра Невского

«Приидите, сынове Российстии… духовно свеселимся в нарочитом празднике блаженного Александра»
 (Стихира на хвалитех).

Сегодня вся Русская Православная Церковь молитвенно отмечает семьсотлетие со дня блаженной кончины родившегося в этом городе святого благоверного князя Александра Невского, вся жизнь которого была проявлением глубокой твердой веры в Бога и горячей самоотверженной любви к своему народу.
Промысел Божий воздвиг святого Александра в тяжелую годину монгольского ига. С востока из Центральной Азии страшной тучей надвинулись монгольские полчища на Русь, обессиленную внутренними княжескими раздорами. Монголы разорили Москву и, оставляя за собой развалины сел, городов и потоки русской крови, опустошили и Киев. С запада на Русь двинулись полки шведов и Ливонских рыцарей.
И встала Русь, руководимая среди других мужей князем Александром, на защиту своей Родины. Четырежды совершает благоверный князь опасный труд, путешествуя в Орду Монгольскую странником и печальником земли Русской. Двадцать раз лично князь Александр вступает в битву с врагами.
Путешествием в орду князь Александр ограждал Русь от монголов, а победами на Неве и Чудском озере от шведов и Ливонских рыцарей.
Возвращаясь из Орды, князь Александр заболел, принял схиму с именем Алексия и мирно почил о Господе 23 ноября 1263 года — семьсот лет тому назад, совершив возложенный на него Промыслом Божиим на подвиг борьбы за честь и свободу своей Отчизны, оставив нам завет беззаветной любви к Родине и вере православной.
Вера, вера безграничная, крепкая, всегда, на всех путях нашей жизни да будет охраной душ наших от зла до последнего смертного часа. Верьте, мужайтесь, стойте до конца дней своей жизни, как бы она ни была трудна, на своем посту.
Любите свою мать — нашу дорогую Родину, которую наши предки со многими усилиями, трудами, кровью и потом собирали и объединяли, которую так любили и завещали нам, их потомкам, беречь и хранить ее. Аминь.
Произнесено в Покровском храме г. Переславля-Залесского 6 декабря 1963 года.

Слово иеромонаха Гавриила (Баглая)
в день памяти святого благоверного князя Александра Невского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Днесь благодать Святого Духа собрала нас в храме Божием молитвенно почтить память святого благоверного великого князя Александра Невского. Бог даровал ему Давидову кротость, Соломонову мудрость, Иосифово целомудрие и Сампсонову храбрость. Любовь его к отчизне стала примером для поколений русичей из рода в род. Верность его святому православию, как путеводная звезда, указывала русскому народу путь уготованный ему от Бога.
Чтобы вполне уразуметь подвиг Александра Невского, обратим наш взор сквозь толщу столетий в то время, когда жил благоверный князь. Еще до рождения князя Александра, произошло два значительный события, повлиявших на судьбу всего мира. В 1206 году далеко на востоке средь монгольских степей был созван Курултай, который избрал своим предводителем хана Тэмуджина, наделив его титулом Чингисхана — Великого хана. Именно этому человеку суждено было стать правителем половины мира. Монгольское войско, ведомое в бой Чингисханом, завоевало Китай, Персию, Среднюю Азию и Кавказ; опустошив русские земли, победоносным маршем прошлось по Европе.
А за два года до Великого Курултая произошло не менее значимое событие уже в западной половине мира. В 1204 году войско крестоносцев, собранное для защиты Святой земли от мусульман, вероломно захватило Константинополь. Столица Византийской империи была разграблена. Православный патриарх был вынужден покинуть Царьград и временно поселиться в Никее — городе, в котором проходили I и VII Вселенские соборы. Папа Римский Иннокентий III поначалу осудивший нападение крестоносцев на столицу христианского государства, вскоре не только одобрил это злодеяние, но и узаконил крестовые походы против православных государств.
Когда на Руси Великим князем был Ярослав Всеволодович, а сын его Александр был посажен отцом княжить в Великом Новгороде, две беды пришли на Русь — одна с Востока, другая с Запада. С Востока монгольское войско под началом хана Батыя вторглось в 1238 году в пределы нашей земли, разорив многие русские города. Узнав об этом, римская курия приказала шведскому полководцу Биргеру выступить с Крестовым походом против схизматиков — так называли на Западе православных христиан. Князь Александр встретил войско крестоносцев на берегу Невы. «Не в силе Бог, но в правде» — с этими словами повел в бой свою дружину князь Александр. Одержав 15 июля 1240 года знаменательную победу над шведами Александр получил в народе прозвище «Невский». Доблестью соратников Александра был спасен Новгород, но угроза Руси оставалась. Тевтонские рыцари усилили натиск на Изборск, стремясь к завоеванию Пскова. 5 апреля 1242 года Александр Невский разбил немцев на берегу Чудского озера.
Не сумев покорить Русь мечом, папа Римский направил посольство к князю Александру с предложением военной помощи против татар, требуя взамен подчинения Русской Церкви Римскому Престолу. Князь Александр решительно отверг это льстивое предложение, ясно понимая последствия, которые могли бы ожидать русскую землю. Следуя словам Господа Иисуса Христа: не бояться убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28) — князь Александр предпочел подчинение своей земли монгольскому хану, нежели римскому первосвященнику. И действительно, из истории мы знаем, что татаро-монголы требовали лишь политического подчинения, не представляя никакой угрозы для самосознания русского народа. У нас татары ассоциируются с мусульманством; однако, во времена Александра Невского войско татаро-монгол состояло преимущественно из язычников, буддистов и христиан-несториан. Основным принципом Великой Монгольской Державы была широкая веротерпимость, или даже более — покровительство всем религиям. В частности, и Православная Церковь в России сохранила полную свободу своей деятельности. Стараниями князя Александра в столице Золотой Орды в 1261 году была учреждена Сарайская епископия.
Нельзя, конечно, замалчивать тот факт, что множество книг и других произведений искусства погибло от пожаров во время татаро-монгольского нашествия; но сам русский дух был не сломлен; русская культура, как птица Феникс, возродилась из-под пепелища татарского опустошения.
Совсем другая судьба ждала бы нашу Родину, если бы князь Александр Невский обратил свой взор не на Восток, а на Запад. Александр увидел в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую культурную самобытность от латинского Запада.
Два подвига увенчивают святую душу благоверного князя Александра Невского. С мечом в руке он защищал свой дом от западных интервентов. Подчинение же Александра Орде иначе не может быть оценено — как подвиг смирения. Недаром и Степенная книга говорит, что «смиренную мудрость стяжал Александр паче всех человек». Подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели одну цель: сохранение Православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром. Когда исполнились времена и сроки, когда Русь набрала сил, а Орда, наоборот — измельчала, ослабла и обессилела, тогда стала уже ненужною Александрова политика подчинения Орде. Тогда политика Александра Невского естественно должна была превратиться в политику Димитрия Донского. Поэтому без преувеличения можно сказать, что наследием подвигов благоверного князя Александра Невского явилась великая православная московская держава. Аминь.
6 декабря 2010 г.

Слово святителя Иннокентия (Смирнова), епископа Пензенского (+1819г.), в день святого благоверного князя Александра Невского

Каждый человек рожден для неба и для наследия славы

Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем — (Апок. 3, 21) — вещает Христос устами возлюбленного ученика своего.
Престол Божий на небесах уготован для земных победителей. Царь славы, в образе раба совершив победу на земле и оставив знамение, с которым восходить должно к Престолу величия, удостаивает возводить с собою победителей, подобных Себе: побеждающему дам сесть со Мною… как и Я победил и сел с Отцом Моим (Апок. 3, 21).
Сей праведник, чьи останки до сих пор побеждают тление, свою победу торжествует во Христе. Ублажаемый Победителем смерти на небесах, он прославляется и нами, еще воинствующими на земле сей. Пока нужно будет ополчаться против врагов Отечества земного и небесного, сокрушать стрелы, носящие смерть временную и вечную, до тех пор образ сугубой победы св. Александра будет знамением, путеводящим сынов Церкви; до тех пор защитники Отечества будут научаться, что оружие царево не препятствует, но способствует действовать оружием Божиим, и победа над самим собою, над врагами внутренними, есть несомненное условие торжества внешнего.
Воин, готовый запечатлеть кровью любовь свою к Отечеству, пренебрегает теми обязанностями, которых требует от него мирское благоприличие, отметает те узы, которые возлагаются суетными обычаями, отрекается от вожделений, гасящих пламень ревности его и, занимаясь одними успехами оружия, не занимается самим собою. Такое состояние воина есть самоотвержение; под руководством же истинной веры есть самоотвержение евангельское. Оно, одушевляясь благословениями неба и упованием на всесильную помощь, всегда венчается успехами и истинною славою. Так, герой, вспоминаемый ныне, увенчавший оружие Отечества победами, венчается славой истинной. Так слава его, начавшись на земле, продолжается на небесах, и временное величие соединяется с величием вечным.
Слушатели благочестивые! Воинствующие под знамением Христовым, или вместе с тем и под знаменами Отечества, кто бы мы ни были, истинная слава и величие нам предназначены. Достояние сего праведника должно быть нашим достоянием, небесный Престол — нашим наследием, Бог всех — нашим стяжанием.
Происхождение каждого человека, его внутреннее величие и обеты Божий свидетельствуют о столь высоком назначении. Суетное величие да смирится пред величием истинным и временная слава да умолкнет пред славою вечною!
Происхождение человека обязывает его к стяжанию небесной славы, так как слава предков, даруя некоторые права на преимущества и уважение, служит потомству благородным побуждением соответствовать их величию.
Плоть и кровь есть древнее наследие, передаваемое нам от первого человека. Горсть, взятая от земли, преобразованная в состав телесный, человеку сообщается человеком, как орудием творящего Промысла. Мы от плоти заимствуем плоть, от костей кости; но человек не есть и не может быть творцом человека. Иов, признавая себя рожденным от жены, показал небесное свое происхождение, воскликнув: Господи! помяни, яко Ты создал мя ecu, Ты облек мя кожею и плотию (Иов.10, 9). Если эта тленная горсть, столь обыкновенная нам, столь близкая взорам и удобная разумению, не есть произведение искусства человеческого, но дело рук Творческих, то дух, живущий в нас, едва объемлемый, едва разумеваемый самим собою, не есть ли произведение небесное? Он, поскольку есть жизнь, происходит от Виновника жизни, поскольку есть дух, началом своим имеет Духа всеоживляющего: и вдунул Бог в лицо человека дыхание жизни (Быт. 2, 7).
Таким образом, от седящего на престоле царя до пресмыкающегося в пропастях земных невольника, от просвещенного эллина до грубого варвара, без различия богатства от нищеты, величия от уничижения, седины от пелен, каждый человек по происхождению своему есть небесный, духовный, Божий. Сущий в лоне Отчем, в происхождении своем по плоти указал высоту нашего происхождения и назвался сыном Авраамовым, Божиим (Лк. 3, 38).
Ежели сыну Царя одна порода дарует право на престол и обладание, то чадо неба не предназначается ли к обладанию и наследию небесному, духовный к духовному и Божий к Божественному?
Такое величие недостойным человеком может быть потеряно, но не истреблено: своеволие и страсти скроют его, но не изгладят из естества человеческого. Обращая мысленные взоры на себя самих, через многочисленные роды и века, или через все изменения пороков и страстей, всегда можем созерцать Бога — Виновником, небо — назначением нашим. Денница, произвольно отделившийся от Света, погас и падением своим произвел бездну мрака, но не погасил Света. Падший человек пусть еще глубже падает и вместо возвышения к Свету светов нисходит в мрачную область тьмы, плоти и мира, в посрамление себя самого и Бога, но судьбы Божий всегда пребудут Божиими, от сложения мира уготованное человеку достояние останется человеческим.
Потомки Адама перстного с продолжением времени, продолжая распространять племена, и с умножением племен умножать срамоту и нечестие, столько унизили и, по-видимому, извратили свое происхождение, что пришедший возродить человека Адам Небесный поразил их неслыханною истиною: отец ваш диавол (Ин. 8, 44); но между тем открыл пути к восхождению в первое достояние. Дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 13).
Мы, по большей части, унижаем эту высоту происхождения плотскою породою. Каждое состояние, каждое семейство производим от своего родоначальника. Временные отличия, нужные только во времени, предпочитаем отличиям вечным, и звание происхождения небесного предоставляем только низкому сословию людей, как единственную, впрочем, маловажную отраду в их уничижении. Но внутреннее превосходство человека, вопреки суетному величию, непрестанно напоминает как высоту общего происхождения, так и назначение к истинному величию.
Господи, Господь наш, — восклицает пророк, — Ты поставил человека над делами рук Твоих (Пс. 8, 1, 7). Земля и воздух, огонь и вода, покоренные человеку, повинуются ему, как повелителю, служат, как владыке, приносят нужную дань, как Царю своему. И кто не испытал господствования своего над землею? Где только воздвигаем стопы наши, куда только простираем руки, всюду оставляем следы владычества, так что на земле сей, в мире естественном уже видим, если можно сказать так, сотворенный нами мир искусственный. Обладателю тварей не свойственно быть обладаемым тварью. Не для того ли все покорено под ноги (Там же, ст. 8) человеку, чтобы он не покорялся своему положению? Не с тем ли твари приносят нам дань, чтобы мы не платили им нашим достоинством, попечением, унижающим нас, так как, успокаивает Евангелие, — не заботьтесь (Мф. 6, 25)? Обладание позорнее рабства, когда повелитель служит тем тварям, которые не внемлют его служению. Бесчувственный истукан имеет поклонников только бесчувственных. Несмышленные твари, какими являются серебро, золото и плоть наша, обладают только несмышленными.
Но дух разумный, живущий в человеке, повелевает ими, а не повинуется. Древнее учение язычников предписывало, чтобы дух повелевал, а тело повиновалось. Святой учитель Церкви указывает нам более высокую степень власти, чем это (Наз., том 2) учение: что Бог в мире видимом, — говорит он, — то должен быть дух разумный в теле чувственном; что Бог — для души нашей, то она должна быть для тела. Тот, который не мог венчать нас большею честию и славою, как образом и подобием Своим, положил закон этот в основание души нашей. Глас, проповедывающий волю небесную, пробуждает дух наш от усыпления в похотях, поработивших его себе: духом умерщвляйте дела плотские (Рим. 8, 13). Дух Божий, веющий над бездной мрачных сердец, привлекая к себе дух наш, рождает в нем силы побеждать страсти и пожелания, дает власть над каждым помыслом и движением сердца, чтобы на месте царства тьмы внутри нас устроить Царство света.
Единый Бог есть закон праведнику. Его страсти, вожделения, разум, мысли управляются тем духом, который есть один дух с Господом (1Кор. 6, 17). С Богом, в нем царствующим, он царствует над самим собою. Это-то и есть истинное величие, поставляющее нас царями над нами самими. Без него все недостойно духа бессмертного, низко для его величия, бесчестно для славы истинной.
Суетный мир, зная закон духа, живущего в нас, привлекает к себе не тела, но сердца наши, и более уважает те деяния, в которых заключается больше духовного. Но, чтобы суетное величие, без явного насилия, не порабощало нас, мир осужден на то, чтобы никогда не насыщать духа нашего.
Достоинства и почести, при всей высоте, низки для духа, превышающего все земное. Обладающий возможными дарами счастья, пока не доволен самим собою, ничем не доволен. Дух его ищет непрестанного возвышения. Громкая слава, народные рукоплескания, пышные торжества немного времени занимают слух и взоры, потом оставляют пустоту в сердце, ничем не наполняемом, кроме Бога. Поэтому занятый суетной славой, испытав все мирские способы к успокоению духа бессмертного, наконец, придумывает для себя земное бессмертие, временную вечность, в памятниках, в отзывах потомства или в заблуждениях его. Прочие временные блага сам мир считает недостойными человека великого, и тех, по большей части, презирает, которые мечтают приобрести все в корысти, в насыщении плоти и в человекоугодии.
Подлинно, какое унижение, какое насилие духу бессмертному, живущему в нас, носить узы, возлагаемые тлением, рабствовать рабыне своей — плоти, быть мучеником страстей своих и чужих! Напротив, какое величие и успокоение для духа на земле этой взращивать плоды небесные, престол или хижину озарять светом Божиим, жезл или меч или перо одушевлять упованием славы вечной: мы хвалимся, — восклицал апостол, — упованием славы Божией (Рим. 5, 2).
Вечный завет Бога с человеком, возвещенный в древности пророками, а в конце дней Словом воплотившимся, ныне возвещаемый нам словом письменным, есть союз славы Божией в человеке со славою человеческою в Боге. Прославляющих Меня прославлю (1Цар. 2, 31). Человеку невинному, человеку падшему и человеку искупленному оставлено вечное субботство в Боге (Евр. 4, 9), в которое не внидет только непослушание и противление. Слово, которым до сих пор говорит к нам Бог, столько же общее, как свет видимый, всюду проповедуемое, призывает всех к славе, начинающейся на земле и не оканчивающейся на небесах.
Кто бы ты ни был: человек порочный, раб греха, осужденный миром и самим собою, внемли, ежели желаешь, Богу, тебе говорящему: Он освободил тебя от рабства тлению в свободу славы (Рим. 8, 22) Своей. Сознаешься, что не столько Богу, сколько человеку и себе угождаешь, не скрываешь сам от себя, что сердце твое, по большей части, там, где твое сокровище, где твое удовольствие, там, где честь или корысть твоя. Но Бог сердца твоего к тебе взывает: Сыне! дай Мне сердце твое; Я в тебе и ты во Мне пребудешь (Прит. 23, 26; Ин. 6, 56). Тело измождается страстями, предается нечистоте и осквернению, но голос правды взывает к тебе: или не знаешь, что тело твое уже не твое, ибо куплено дорогою ценою (1Кор. 6, 19-20) и должно быть храмом Божиим.
Такое величие, предлагаемое нам во времени, хотя превышает человеческую славу, даже соразмерную продолжению всех времен и бытию мира, есть только начало славы, которую засвидетельствует всякое колено небесных, земных и преисподних.
Царь славы обещает нам царское величие; наследуйте, — говорит, — уготованное вам царство (Мф. 25, 34). Судья веков дарует нам участие в Суде над миром: не знаете ли, что святые будут судить мир (1Кор. 6, 2)? Сидящий на Престоле величествия разделяет с телом нашим Престол Свой: дам сесть, — говорит, — со Мною, как Я воссел с Отцом Моим (Апок. 3; 21).
Боже великий! Что есть человек, что так помнишь его? Или мы — сыны человеческие, что посещаешь нас столькими обетованиями?
Бог хочет, слушатели, чтобы ни единое небесное зерно, вверенное земле, не погибло, но возросло в жизнь и славу вечную, чтобы человек смертный на земле жил для бессмертия. Вместо суетных надежд, из которых состоит вся жизнь наша и которыми ежеминутно обманываемся, Бог дает упование вечное, с которым каждый воин есть победитель, каждый судья — живой образ земного правосудия, каждый гражданин — защита Отечества, каждый человек превыше всего тленного, всего человеческого.
С упованием на славу Божию, отребия мира возобладали всем миром, безоружные воины, побеждая все ужасы мучений, наконец, покорили себе самих мучителей. На этом уповании почиют сии кости праведника.
О! Почивайте, драгоценные останки, посреди нас в утешение или обличение нашего упования! Вы некогда восстанете из гроба сего, и, может быть, часть из предстоящих возведете с собою на облака, на встречу Судии, чтобы произнести Суд над прочими, нам подобными, в неверии, в слабостях наших.
Но, праведниче Божий, Александре, продолжай еще покой останков твоих, для покоя нашего отечества и для славы монарха, соименного тебе, по твоему образу соединяющего временное величие и земной престол с величием вечным и Престолом небесным. Торжествуй с ним над врагами веры и прославленной тобою России, с ним и в нем посрами лютость нечестия, угрожающего посрамить святой прах твой!
Да почивают святые останки эти не в земле только, не в гробе, но в умах и сердцах наших, чтобы мы, памятуя, что рождены для неба и для наследия славы, подобной славе праведника, продолжили нашу ревность, верою и жизнью пред Богом и Царем нашим свидетельствовать, что мы — Христовы, чтобы, наконец, слава праведника и собственный опыт уверили нас в исполнении слов Божиих, изреченных апостолом: если вы Христовы, то мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,— все ваше (1Кор. 3, 22). Аминь.
Произнесено 30 августа 1812 года.

Беседа архиепископа Аверкия (Таушева), Сиракузского и Троицкого (+1976г.), в день св. благовернаго великаго князя Александра Невского

Идеал Русской Православной государственности

«Не в силе Бог, а в правде». Многим известно это замечательное изречение, ставшее давно как бы поговоркой, но мало кто знает, кому оно принадлежит. Принадлежит оно святому благоверному великому князю Александру Невскому, память котораго Российская Церковь празднует 23 ноября по ст. ст. (день его отпевания) и вторично — 30 августа по ст. ст. (день перенесения его св. мощей из г. Владимира в царствующий град св. Петра).
Святый благоверный великий князь Александр Невский — подлинное воплощение русской православно-христианской государственности. Это — светлый образ возвышенной, благородной, детски-чистой души народнаго вождя-правителя, мужественно-обнажающаго свой меч в защиту поругаемой веры. Это — безстрашный исповедник истинной веры Христовой, самоотверженный и доблестный защитник Православной Церкви от грубаго насилия иноплеменников иноверцев.
«Не в силе Бог, а в правде» — так, твердо веровал святый князь, а потому защищая только правду, всегда побеждал, даже тогда, когда по человеческим соображениям, нельзя было надеяться на победу. Призванный управлять народом по воле Божией, он во всей своей государственной деятельности руководился только правдой Божией, а потому Бог был с ним. Он не обнажал меча, не проливал крови зря, подобно многим диким своим современникам — иноверным правителям. Поэтому Бог был с ним и тогда, когда он одержал славную победу при реке Неве над шведами, желавшими поработить русский народ римскому папскому престолу (в 1240 г.), и тогда, когда он отбил нашествие немецких ливонских рыцарей на льду Чудского озера (в 1242 г.), и тогда, когда уничтожил грабительския рати диких литовцев (в 1245 г.).
Радостно встречали своего князя-победителя преданные ему русские люди, как доблестнаго защитника веры своей от покушений папских полчищ, стремившихся огнем и мечом подчинить русский народ папе. Слышались восторженныя восклицания: «Господь, пособивший кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за веру православную, за «Дом Пресвятыя Богородицы», как благоговейно именовала себя Святая Русь.
Много страдала в то время русская земля от тяжкаго монгольскаго ига, но не решались русские люди, ни сам благоверный киязь Александр бороться со столь сильным врагом, так ужасно опустошившим во время Батыева нашествия русские города и селения. И вот, римские папы, видя безуспешность своих попыток силою оружия подчинить себе русский народ, задумали лестию взять его. Один из них Иннокентий IV прислал св. князю Александру (в 1251 г.) двух ученых кардиналов-проповедников и с ними свое послание. Начав послание ложью, будто отец Александра князь Ярослав «обещал повиновение Римской церкви», папа, убеждая св. князя «вступить под сень римскаго престола», писал: «просьба наша обещает тебе выгоды. Мы заступаем место Бога на земле. В повиновении нам нет никакого унижения для чести государя: напротив этим путем возрастает временная и вечная свобода. Мы будем считать тебя самым знаменитым между всеми католическими князьями, и всегда будем с особой заботливостью стараться об увеличении твоей славы.» В заключение папа обещал св. князю за подчинение себе помощь против татар, тишину и спокойствие для всей земли Русской.
Но не соблазнился этим льстивым предложением ревнитель истинной веры — веры православной св. благоверный князь Александр.
«Мы знаем истинное учение Церкви», отвечал он папе: «а вашего не приемлем». Папе было послано православное изложение веры.
Слухи о мужественном князе и его славных победах дошли до татарскаго хана. После татарскаго нашествия и страшнаго погрома, который они учинили, все русские князья ездили в Золотую Орду на поклон хану, но св. Александр долгое время там не был, пока сам Батый не пожелал его видеть. Понимая, что борьба с таким грозным завоевателем невозможна, св. кн. Александр, подкрепившись молитвою и напутствием Новгородскаго святителя, отправился в Орду, и тут показал свое безстрашие в исповедании истинной веры. Волхвы и жрецы идольские потребовали от св. князя, чтобы он, прежде чем предстать пред очи хана, по обычаю татарскому, поклонился солнцу и пройдя чрез очистительный огонь, поклонился войлочным идолам и изображением ханских предков. Св. Александр решительно отказался сделать это, и, не боясь смертной кары, мужественно заявил: «Я — Христианин: не подобает мне кланяться твари — поклоняюсь я Богу Единому, в Троице славимому». Ответ этот он повторил и перед самим ханом, и мужество исповедника победило гордость жестокаго властителя: хан не причинил ему никакого вреда и с честью отпустил его.
Любвеобильный и милостивый князь, видя бедствия своего народа, страждущаго под тяжким игом тататар, неоднократно потом ездил в Золотую Орду к хану, перенося все трудности дальняго и опаснаго пути, холод, голод и зной, подвергаясь смертной опасности — ездил для того, чтобы умилостивлять гнев хана и уговаривать его быть милосердным к порабощенному русскому народу.
Все эти многотрудные подвиги, совершенныя для блага отечества, рано истощили телесныя силы святого князя. Однажды, возвращаясь из Орды, он тяжко занемог, принял пострижение в великую схиму с именем Алексия и скончался, всего на 45-м году своей жизни.
«Чада моя милая, разумейте, яко зайде солнце земли русския» — «закатилось солнце земли русской» — в таких словах объявил народу о кончине всеми горячо любимаго князя Митрополит Кирилл. Народ не понял или, вернее, не хотел понять всего мрачнаго значения этих слов, и только, когда сокрушенный скорбью святитель добавил: «Благоверный Великий Князь Александр ныне преставился», разразился неописуемыми рыданиями. Послышались вопли: «мы погибаем!»
За десять верст вышел весь Владимир встретить погребальное шествие с телом «печальника земли Русской». И к утешению осиротевших русских людей при отпевании его Господь показал великое знамение. Когда Митрополит Кирилл в конце отпевания подошел к усопшему, чтобы вложить в его руку разрешительную грамоту, блаженный князь сам простер свою руку, принял хартию и сложил опять крестообразно свои руки. Благоговейный ужас объял при этом сердца присутствующих. Это было 23 ноября 1263 года.
В 1380 году, когда благоверный великий князь Димитрий, прозванный позже Донским, готовился к решительной битве с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле, благоговейный инок молился ночью в храме Рождественской обители, где погребено было тело блаженнаго князя Александра. И вот он видит: у гроба его сами собой зажглись свечи, ко гробу подошли два святолепных старца и говорили святому князю: «Возстань, Александр, поспеши на помощь сроднику своему великому князю Димитрию, ибо его одолевают иноплеменники.» Св. Александр встал, и все стали невидимы. Смиренный инок, пораженный страхом, умолчал было о видении. Но когда оказалось, что видение было именно в самую ночь славной Куликовской битвы, он разсказал обо всем Митрополиту. Святитель возвестил о том великому князю и распорядился открыть гробницу святаго. Тело оказалось нетленным, хотя прошло целых 117 лет. Тогда с честью положили св. тело в раке поверх земли. Множество дивных чудес совершилось от новоявленных св. мощей: слепые прозирали, разслабленные укреплялись, бесноватые освобождались от мучивших их духов нечистых.
Так увенчал Правосудный Господь мужественнаго поборника Правды Своей нетленным венцом святости, и даровал русскому народу в лице его новаго заступника и молитвенника перед престолом Божиим!
Нетленныя мощи его при Императоре Петре I (30 августа 1724 года) были торжественно перенесены из г. Владимира в царствующий град С. Петербург и помещены в Александро-Невской лавре.
«Не в силе Бог, а в правде» — вот великий завет, который оставил нам наш дивный печальник св. благоверный великий князь Александр Невский, и до тех пор, пока верен был русский народ этому великому завету, ширилась и росла Русь могучая православная, процветал и благоденствовал народ русский. Попрана была Правда Божия, и величайшия бедствия обрушились на головы несчастных заблудившихся русских людей, потоки крови и слез потекли по Русской Земле.
Правда Божия, а не преступное безразличие, индиферентность, безпринципность и искание только своей личной корысти, своих собственных узко-эгоистических, карьерных и материалистических интересов, — вот что должно быть положено в основу строительства не только нашей личной и семейной, но и общественной и государственной жизни будущей России, если только суждено ей Богом воскреснуть. Только тогда вновь станет она Святою Русью, а без этого никакая будущая Россия не будет настоящей Россией, в которой отрадно, легко и радостно будет жить настоящему русскому человеку.
Прежде всего — Правда Божия, а потом уже — все остальное.
Так было — так должно быть, или России никакой не будет.
Многие теперь понимают, что без Святой Руси, руководимой Правдой Божией, не будет и мира в мире, о чем сейчас так усердно, одни искренно, а другие лицемерно, хлопочут. Но сколь многие, продавшие душу свою сатане, все силы свои прилагают, чтобы Святая Русь не воскресла, стремясь похоронить ее навсегда. Таких в наше время больше, и в их руках — все средства «мира сего, во зле лежащаго»: власть и капитал.
Вместо Правды Божией, ложь воцарилась в мере. Это господство лжи именно в переживаемое время замечательно хорошо отметил наш выдающийся государственный деятель К. П. Победоносцев. За это и возненавидели его так все служители и поборники лжи. Вот его весьма глубокомысленныя слова:
«С тех пор как пало человечество, ложь водворилась в мире, в словах людских, в делах, в отношениях и учреждениях. Но никогда еще, кажется, отец лжи не изобретал такого сплетения лжей всякаго рода, как в наше смутное время, когда столько слышится отовсюду лживых речей о правде. По мере того, как усложняются формы быта общественнаго, возникают новыя лживыя отношения и целыя учреждения, насквозь пропитанныя ложью. На всяком шагу встречаем великолепное здание, на фронтоне коего написано: «Здесь истина». Входишь, и ничего не видишь кроме лжи. Выходишь, и когда пытаешься разсказывать о лжи, которою душа возмущалась, — люди негодуют, и велят верить и проповедывать, что это — истина, вне всякаго сомнения» («Московский Сборник» — «Печать» стр. 60).
Поистине гениально-сказанныя слова, так ярко и сильно характеризующия господство лжи в современном мире. Если так было в конце прошлаго XIX столетия, то во сколько раз больше приложимы эти замечательныя слова правды к переживаемым нами дням, когда это ужасающее торжество лжи достигло, кажется уже своего апогея.
Правды сейчас многие не любят и даже слышать ея не хотят, а с ложью так свыклись, что охотно принимают ее за истину.
Самое ужасное, конечно, в том, что ложь господствует теперь даже там, где ей казалось бы, совсем не должно быть места — в религиозной жизни людей, а в последнее время, после крушения нашей Родины, как Святой Руси, даже в Православной Церкви. Мы имеем в виду современное направление церковной жизни и высказывания многих видных иерархов разных поместных Православных Церквей.
Разве не величайшая и не отвратительнейшая ложь — мирное сосуществование с явными безбожниками и богоборцами, гонителями веры и Церкви, и даже полное сотрудничество с ними и поддержка, оказываемая им пред лицом всего света?
Разве не величайшая ложь сокрыта в современном так называемом «экуменизме», который хочет соединить несоединимое — Истину с ложью?
Разве не величайшая ложь и лицемерие во всех этих объятиях и лобзаниях «Вселенскаго Патриарха» с Папой Римским, в этих постоянных встречах и совместных съездах и конференциях православных с неправославными, во время которых говорится очень много и очень красноречиво и трогательно о чем угодно, но только — не о самом главном: не об Истине Православия и о необходимости для спасения всем вступить в Православную Церковь?
А нам, православным русским людям, давно пора понять, что от этой именно диавольской лжи рухнула наша несчастная Родина-Россия, которая была носительницей и оплотом истинной Христовой веры в мире, и потому мешала всем служителям лжи: Святую Русь надо было уничтожить для того, чтобы диавольская ложь скорее и безпрепятственнее могла разлиться по всему миру.
И вот теперь эта торжествующая победу ложь подтачивает основы существования и всего остального мира, который уже весь погряз во лжи, и отравленный ложью, воображая, что идет к какому-то «прогрессу», быстро стремится в бездну к своей окончательной погибели, которая не дремлет.
Нам, православным русским людям, имеющим такой богатый духовный опыт в нашем великом историческом прошлом пора также понять, что безплоден всякий национализм и всякий патриотизм там, где нет речи о Правде Божией — где Правда Божия отсутствует. После всего нами пережитаго необходимо отдать себе в этом ясный отчет и окончательно убедиться в непререкаемой истине великаго завета, оставленнаго нам нашим св. благоверным великим князем Александром Невским: «Не в силе Бог, а в Правде.» Аминь.

Слово архиепископа Никона (Рождественского), Вологодского и Тотемского (+1918г.), в день святаго благовернаго князя Александра Невского

Небесный покровитель русских царей

Познай свою братию, Российский Иосифе, не в Египте, но на небеси царствующий!.. (Тропарь св. Князю Александру Невскому).
Кто сей избранник Божий, котораго св. Церковь именует Российским Иосифом? — Это св. благоверный великий князь Александр Невский. Он подобен был древнему оному Иосифу прекрасному и красотою телесной, и разумом, и всеми прекрасными свойствами своей святой души. Чем был Иосиф для своих братьев в чужом для них Египте, под властью фараонов, тем был Александр для народа русскаго в родной своей земле под владычеством татар.
Он был еще юношей, когда русскую землю посетил великий гнев Божий — страшный голод: сначала люди ели мох, древесную кору, потом стали есть всякую нечисть; родители продавали детей в рабство, чтобы только добыть себе хлеба; брат брату, отец сыну, мать дочери отказывали в куске хлеба. Люди обращались в голодных зверей: обезумев от голода и отчаяния, несчастные не гнушались есть человеческие трупы, а некоторые доходили до такого неистовства, что нападали на живых людей, резали и пожирали их… И вот, в сие-то ужасное время юный Александр Ярославич научился быть «сиротам и вдовицам заступником, безпомощным помощником», не жалел себя, чтобы облегчить чужия страдания, и «не изыде из дому его тогда никтоже тощь», подобно тому, как никто не уходил и от ветхозаветнаго Иосифа без хлеба во время семилетняго голода.
Страшна была сила татарская для бедной Руси того времени; нечего было и думать бороться с ней тогда. И лучше всех своих современников понимал это наш благоверный Александр: он не стал раздражать грозных завоевателей безполезным сопротивлением, напротив: своею мудростью, своим смирением и покорностью, своим ласковым обращением и богатыми подарками достиг того, что Россия сохранила власть своих князей, что ей оставлены были ея родные законы, что татары оставили в покое св. Церковь Православную — это заветное сокровище русской земли, и князья русские удержали право войны и мира без всякаго посредства ханов и их сановников. Пять раз на своем недолгом веку побывал св. князь-труженик в Золотой Орде, которая находилась в глубине Азии, у истоков Амура; нельзя и представить себе, сколько трудов стоили тогда эти путешествия, продолжавшияся иногда по целому году. Несколько тысяч верст нужно было переезжать — то по болотам непроходимым, то по странам, разоренным татарами, то по степям, населенным дикими кочевниками, или же покрытым сыпучими песками. И каждый раз надобно было прощаться с родною землей, с родною семьей, прощаться навсегда, предавая их и себя в руки Божии… Не так трудно было ветхозаветному Иосифу ходатайствовать за братьев своих пред фараоном египетским, как нашему родному российскому Иосифу великому князю Александру Ярославичу отстаивать родную землю русскую пред могущественными тогда ханами татарскими.
Но с одними ли татарами приходилось ему иметь дело? Нет; не раз защищал он землю русскую от литовцев и разных финских племен, не раз смирял он и гордых, упрямых новгородцев. А кто не знает о его славной победе над шведами на берегах Невы, о той победе, за которую благодарное потомство усвоило ему прозвание Невскаго? А знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере, когда наш Александр Ярославич разбил на голову немецких рыцарей? Ведь эти славныя победы и одоления, одержанныя им при помощи небесной, надолго избавили русскую землю от дерзких покушений римскаго папы и его слуг, которые покушались совратить русских людей в веру латинскую. Ведь не будь этих побед — кто знает? может быть русская земля заразилась бы тем же тлетворным духом латинства, который загубил ея родную сестру — Польшу, а это было бы таким великим несчастием, в сравнении с которым самое иго татарское есть милость Божия… Вот почему летописцы, современники Александра Невскаго, говорят о нем с восторгом и глубоким благоговением «Как я, недостойный и многогрешный, дерзну написать повесть об умном, кротком, смысленном и храбром великом князе Александре Ярославиче!» восклицают они. — Даже иностранцы, посещавшие тогда Россию, не могли не отдать дани уважения ея славному князю: «прешед многи страны и языки, говорит один из них, и видех многи цари и князи, и нигде же таковаго красотою и мужеством не обретох, ни в царех царя, ни в князех князя, якоже великий князь Александр»…
Как яркий светильник горел в нем явно для всех дар Божий — печать Божия избрания, и этим-то даром Божиим все любовались в нем. Он был славой русскаго народа, его надеждой, его утехой и похвалой. «Братие мои, зашло солнце земли русской!» воскликнул первосвятитель, возвещая его кончину, и весь народ зарыдал по нем, все оплакивали его как своего земнаго ангела-хранителя. Зависть и злоба, эти самыя горькия отравы жизни, никогда не находили места в его чистом сердце, исполненном доброты, кротости, сострадания, всепрощения.
Дивный, озаренный лучами святости, образ истинно-русскаго человека из глубины минувших веков встает пред нами в лице св. Александра: светлый, практический ум, широта взгляда, могучая воля, беззаветная преданность своей родине, искренность и задушевность чувства, благородство и великодушие, неизменно-бодрое и трезвенное настроение духа, безпредельная любовь к Богу — вот те светлыя черты, которыми изображается сей наш российский Иосиф — благоверный князь Александр Ярославич! Вот почему благоговейно чтит его наш православный народ, вот почему наши благочестивые Цари издревле почитают его своим небесным покровителем и молитвенником! Великий Петр, основав свою Невскую столицу на берегах той реки, имя которой на веки стало связано с именем св. Александра, перенес в нее, как бы в залог Божия благословения к новому стольному граду русской земли, св. мощи Александра и, поручая свой град его молитвам, основал славную лавру Невскую, как место достойнаго покоища для великой святыни его нетленных мощей. И с тех пор все наши благочестивые Цари во всех обстоятельствах своей жизни, и скорбных, и радостных, притекают в эту Лавру, к св. мощам своего небеснаго заступника, и вот уже третий Император носит славное имя Александра, свидетельствуя тем, что в этом древнем русском князе наши Цари видят и для себя, и для своего народа, высочайший образец любви к Богу и к родной русской земле.
И кто не скажет, кто не сознается, что светлый образ князя-подвижника отображается на венценосных носителях его святаго имени?.. Не будем говорить теперь о достославных Императорах — Александре Благословенном и Александре Освободителе, в вечность отшедших; для нас, сыны великой русской земли, довольно сегодня произнести одно превожделенное для нашего сердца имя — имя ныне царствующаго Государя Императора Александра Александровича, чтобы с глубоким благоговением пред благостными судьбами Божиими, с трепетом истинно по-русски любящаго сердца сказать: воистинну жив среди нас дивный образ древнерусскаго великаго князя подвижника в лице нашего боговенчаннаго Царя! Не сомневаюсь, братие, что когда я изображал пред вами в кратких чертах светлый нравственный облик Александра Ярославича, многие из вас с любовью обращали свой мысленный взор на тезоименитаго ему благочестивейшаго нашего Государя Императора. Но черты сходства идут далее душевных свойств их. Вспомним, что наш возлюбленный Государь вступил на праотеческий престол по смерти старшаго брата своего, который умер во цвете лет, оставив обрученную ему невесту и уготованный ему царский престол…
То же самое мы читаем в житии св. Александра Невскаго: не думал он о чести великокняжеской, у него был любимый старший брат Феодор, который был уже и с невестою обручен: «свадьба пристроена, меды изварены, невеста приведена, князи позвани, и бысть в веселия место плач и сетование»: Феодор Ярославич умирает… И Александр Ярославич становится законным наследником престола великокняжескаго.
Припомните недавний голод, по грехам нашим посетивший многия области нашего Отечества: кто мощною рукою подал хлеб алчущим миллионам сынов родной земли? Наш возлюбленный, благочестивейший Государь Император. Он явился подражателем своего небеснаго покровителя и молитвенника. Не другому кому, а ему именно привел Бог положить начало и тому великому железному пути, который достигнет пределов отдаленных степей Монголии, куда ходил некогда Невский герой на поклон ханам ордынским, а теперь этот путь, даст Бог, понесет туда плоды христианскаго просвещения и будет полудиким народам говорить о славе имени Христова и могуществе Царя Православнаго… И что говорили иностранцы о св. Князе Невском, то не повторяют ли и теперь все народы о нашем благочестивейшем Государе? Не гремит ли имя его во всех концах мира, как имя миротворца, мудраго Царя, пред которым невольно склоняются главы завистников, как Сам Он смиренно и добровольно приклоняет свою вечную главу пред Царем Царствующих…
Возблагодарим же Господа, братие мои, в сей светлый день Царев, за то великое, несказанное счастье, какое мы имеем в лице своего Богохранимаго Царя, и помолимся, да почивает выну Божие благословение на нем и на всем Царственном Семействе Его, по молитвам Его небеснаго заступника и покровителя, св. благовернаго князя Александра Невскаго. Аминь.
Слово, сказанное в Сергиевой Лавре 1894г.

Толкование архиепископа Никанора (Каменского), Казанского и Свияжского (+1910г.), на апостол в день св. благовернаго князя Александра Невского
(Гал. 5:22-6:2)

Глава 5-я:
22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23. кротость, воздержание. На таковых нет закона.

Дела духа называются плодами Святого Духа. «Злые дела, — говорит святой Иоанн Златоуст, — происходят от вас одних, потому апостол и называет их делами плоти, а добрые требуют не только нашего старания, но и человеколюбия Божия (т.е. благодати Духа)». По мысли преосвященного Феофана, «и здесь два рода, как и там. Против раздражения с его порождениями ставит апостол несколько доброхотных расположений, а против всех дел похоти — одно воздержание». Так как из дел духа прежде всего указывается любовь, то блаженный Иероним восклицает: «И какой из добродетелей прилично держать первенство между плодами духа, как не любви, без которой прочие добродетели не считаются добродетелями, от которой рождаются все блага? И в законе, и в Евангелии ей предоставлено главенство» (см. Втор. 6:5; Мф. 22:37). А святой Иоанн Златоуст говорит: «Кто может научить того, кто сам в себе имеет все и совершеннейшим учителем мудрости — любовь? Как кроткие кони, и сами по себе делающие все, не имеют нужды в биче, так и душа, делающая добро действием духа, не имеет нужды в предписаниях закона. Итак, апостол и здесь с удивительной мудростью отвергает закон — не потому, чтобы он был худ, но потому, что он ниже мудрости, подаваемой духом».
24. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Когда говорится распяша плоть, то под этим разумеется тот нравственный переворот, в котором приступающий ко Господу дает обет не поддаваться греху до положения живота, на что и сила дается в Крещении. «Вся жизнь христианина есть распинание плоти греха». «Чем же распяли, как не страхом Божиим, чистым, пребывающим во век века (см. Пс 18: 10), в котором боимся оскорбить Того, Кого всем сердцем, всей душой и всем помьшлением любим. Распинаем же страх на том кресте, о котором говорит Господь: возьми крест свой и следуй за Мной (Мф. 16:24)». Аще живем духом, духом и да ходим. Это вывод из всего предыдущего. Апостол как бы говорит: «Итак, если живем духом, т.е. оставили мы стихийное благоугождение, свергли иго закона, то и ходить нам надлежит духом, т.е. с требованиями его сообразовать свой образ мыслей, чувств, расположений, слов, дел, поведения». «Совершеннейшим же и руководящим апостол говорит: не тщеславьтесь» . «Может быть, твердые в вере, непрестанно осуждая поколебавшихся, возбуждали споры. Их-то и увещевает апостол подать руку тем, которые преклонились закону», — говорит блаженный Феодорит.
Глава 6-я:
1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Указав прежде на любовь как основное духовно-нравственное начало, которым должно быть проникнуто все поведение христианина, апостол теперь указывает некоторые примеры того, как должна обнаруживаться любовь в разных отдельных событиях. Так, он указывает, как христиане должны относиться к впадающим во грех, а именно: исправлять таковых мерами кроткими, как прилично людям, руководствующимся духовными началами, а не внешними материальными, причем внушается, прежде всего, каждому заботиться о себе, т.е. чтобы не впасть в грех, а потом содействовать исправлению других, терпеливо перенося те неприятности и тягости, которые происходят от впадения в грех немощных братий, так как только взаимной помощью и содействием друг другу можно достигнуть возможной полноты и совершенства в исполнении закона Христова. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Не сказал: наказывайте, или: осуждайте, но: исправляйте. Однако и на этом не останавливается, но, желая показать, что им должно быть крайне снисходительными к согрешающим, прибавляет: духом кротости. Сказав: исправляйте духом кротости, апостол внушает, чтобы не думал кто-либо, что исправляет, как должно, когда без жалости истязует грешника, насмехается над ним, с гордостью отвращается от него как будто от неисправимого. Поэтому и прибавляет: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Ибо ничто так не располагает к милосердию, как ведение собственной своей опасности. Что ни скажешь ты в духе огорченного, то будет нападка наказующего, а не любовь исправляющего. Люби и говори, что хочешь». «Ты переноси его недостаток, а он пусть перенесет твой. Таким образом исполнится закон любви. Ибо любовь назвал апостол законом Христовым. Христовы эти слова: заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13:34)». «Тяготы — грехи суть, как свидетельствует псалмопевец, подобно тяжелому бремени отяготели на мне (Пс. 37:5). Это бремя понес за нас Спаситель, Своим примером научая нас, как и мы должны поступать. Он неправды наши носит, по нас болезнует (см. Ис. 53:4) и обремененных грехами призывает под легкое бремя добродетели (см. Мф. 11:30). Итак, кто, не отчаиваясь в спасении брата, подает ему руку потребной помощи и, сколько может, плачет с плачущим и своими почитает чужие грехи, тот через такую любовь исполняет закон Христов».

Комментирование запрещено