Димитриевская родительская суббота

Слово митрополита Владимира (Тихоницкого) (+1959г.) в Димитриевскую субботу

Димитриевская суббота

Эта Родительская суббота называется Димитриевской субботой потому, что поминовение совершается всегда в субботу, перед днем памяти св. Димитрия Солунского, имя которого носил вел. кн. Димитрий Иванович Донской; он первый нанес поражение татарам, под игом которых находилась Россия. С благословения преп. Сергия и при его молитвенном подкреплении, он вступил в бой на Куликовском поле с татарским ханом Мамаем и одержал победу. Угодник Сергий послал двух иноков — воинов Пересвета и Осляблю, а в день боя прибыл от преп. Сергия старец Нектарий с просфорой и благословением угодника. «Бог и Св. Троица помогут тебе», сказал пр. Сергий. Во все время боя преп. Сергий молился со всею братией, и во время молитвы он видел всех тех воинов, которые падали на поле битвы, и поминал их имена, к удивлению братии. Он знал по откровению свыше, что Господь дарует вел. кн. Димитрию победу, и поэтому благословил его на эту брань. С тех пор стали в день Куликовской битвы поминать павших в этом бою воинов. Потом к ним стали присоединять и других воинов, погибших в следующих войнах. Позднее эта суббота сделалась вообще днем поминовения усопших, одной из четырех Родительских суббот в году. В наше тяжелое время мы особенно должны усиливать молитвы и не только за наших близких родных, но и за всех тех, за кого некому молиться. Сколько теперь на нашей Родине погибает сотен и тысяч людей, которых убивают, которые гибнут от голода, холода и всяких болезней! Их никто не отпевает, никто не хоронит, а бросают их грудами, как дрова, в канавы и засыпают землей, а то и просто снегом. И никто за них не молится. Кому же за них молиться, как не нам? Мы, которые находимся в таких благоприятны условиях, которых Господь не по заслугам милует, которых Он спас от этой гибели, какой гибнут наши братья на несчастной Родине нашей. Что мы можем для них сделать? Чем помочь? Мы можем только молиться, да упокоит Господь души их, имена же их, Ты, Господи, веси. А когда-нибудь и мы получим отклик на наши молитвы, потому что они, мученики земли русской, чувствуют наши молитвы, они получают облегчение, когда мы молимся за них, и они тоже молятся за нас перед престолом Всевышнего; молятся вместе со святыми угодниками о земле нашей православной и, только в этой общей молитве с ними, мы можем еще надеяться вымолить спасение нашей погибающей Родине, мы можем поддерживать мистическую связь с разрушаемой Церковью Земли Русской. Аминь.
23.10.1932.

Проповедь протоиерея Михаила Пономарева в Димитриевскую родительскую субботу

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Остались имена и даты на крестах у тех, кто в землю лег, и ожидает чуда; Какое имя будет на устах, когда я буду уходить отсюда»?!
Для любящих сердец, ушедший в мир иной человек как бы уехал в другой город и в новую командировку. Разум человеческий понимает, что близкий дорогой человек умер, а сердце человеческое, согласиться не может с этим. Потому что, сердце человеческое чувствует, что близкий дорогой человек не умер, но жив.
Чем познают Бога в этом мире? Чем Его видят? Разумом ли? Сердцем его видят. Вот точно так же и сердце человеческое чувствует, что наши близкие, родные, они живы, и поэтому это все заставляет нас идти и молиться Богу: просить и милости от Него, потому что Сам Бог является любовью.
Нам кажется, что граница между нами и ими поистине, как стена, или может — пропасть. Но это совсем не так. Эта граница очень условна и призрачна. Потому что если человек обладает духовным зрением, то он и чувствует и видит ту будущую жизнь и отвечает на нее. Точно также и они, видят нашу жизнь и, то же самое, беспокоятся; и, конечно же, всегда они печалятся, если мы здесь с вами ведем себя совершенно неправильно.
В духовном мире, кроме Христа и Божией Матери нет целых людей. Потому что смерть человека разрывает его на части: на душу и тело. Человек только тогда целостен, когда в нем и душа и тело. Но смерть разрывает на части и поэтому в том мире нет целых людей, кроме Божьей Матери и Спасителя. И поэтому мы всегда с вами, собираясь здесь, и молимся об этом, чтобы в будущей жизни души человеческие обрели эту полноту бытия в Боге. Мы не можем послать им какую то посылку, или, что то еще такое, но у нас есть молитва. Когда с нами случается несчастье здесь, на земле или, какая то болезнь, разве мы, наученные состраданием, бросаем этих людей, своих близких и родных? Нет, конечно: мы стараемся им помочь, исцелить их и всячески так, чтобы их тяготы немного ослабли или совершенно исчезли.
Точно так же и здесь: когда мы с вами собираемся здесь, в храме, для молитвы, то мы всегда подразумеваем то, что наши молитва поможет им в будущей жизни.
Второго Пришествия не было. Поэтому, души человеческие еще не познали полностью отверженность, или полноту счастья в Боге. Поэтому души их: наших близких и родных, живут сейчас ожиданием: или полноты бытия и радости в Боге, или вечного наказания. И вот когда мы с вами, своим близким, дорогим людям, здесь, еще на земле живущим, помогаем, то почему же мы должны отвергнуть души наших близких и родных? Если мы научены с вами добродетелям?
Не молиться о наших близких и родных, это равносильно, то же самое, что отсечь руку, выколоть глаз; то есть полностью тот орган, который мы стараемся сберечь. Мы всячески оберегаем и глаз, и руку, чтоб ничего не случилось. Печально осознавать то, что миллионы и миллионы людей не молятся о своих близких и родных, которые ушли в вечность? Это то же самое, что и отсечь и руку и выколоть глаз: то есть лишиться члена своего.
Но дело в том, что Церковь то земная и небесная одна, хотя волос, который на голове, он не видит подошвы наших ног. Правильно? Но в любом случаю, они питаются одной кровью человеческой, которая находится и течет в организме.
На одной лозе, растет множество кистей, но они соприкасаются и питаются одним соком этой лозы. Вот точно также и церковь, небесная и земная — она объединена, она одна, потому что питается от одного Источника Тела и Крови Христова.
И поэтому так важно нам с вами молиться о близких и дорогих нам людях. Потому что у них отнимается воля, но никто в Богословии еще не сказал, о том, что душа человеческая, находящаяся за гробом, лишается благодати Христовой. То есть она не лишается впитывания благодати Божией. И поэтому, если об этой душе молятся, то Бог посылает благодать этой душе. Соответственно, впитывая благодать, она берет в себя силу, и, постепенно, по молитвам здесь живущих, преображается. Соответственно еще до второго пришествия она уже будет искуплена дорогою ценою: Телом и Кровью Христовой и наследует жизнь вечную. Вот почему так важно молиться о близких и родных нам людях.
Прошло их время трудов, прошло их время забот бесконечных на земле. Но жизнь не кончилась для них и за гробом и поэтому они ожидают наших молитв, ожидают нашей любви, ожидают нашей заботы.
Поэтому, живя здесь на земле, будем помнить всегда о том, что часть их, которая называется душою, она жива, она разумна, она все понимает и слышит молитвы своих близких. Так радостно воспринимать, когда те, которых уже нет с нами, осознают, слушают и помнят, что мы не забыли и помним о них.
Молитвами Пресвятой Богородицы да дарует Господь нашим близким, их душам, вечную жизнь, благодати Божией и вечного спасения. Аминь.
Сказано после Божественной Литургии 3 ноября 2012 года. В храме Свято-Троицкой станицы Клеткой.

Слово протоиерея Сергия Ганьковского в Димитриевскую родительскую субботу

Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.
Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной… И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни… И как сказано в Евангелии: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.»
Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная…
Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой «за гранью смерти зримой», мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил…
И вот 3 ноября, в субботу, православные христиане соберутся в храмы, чтобы вместе помолиться об «усопших отцех и братиях наших». Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, — наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется «родительской». Таких родительских суббот в течение календарного года — шесть. У родительской субботы 3 ноября есть и еще одно название: «Димитриевская». Суббота названа так по имени воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно, в субботу перед 8 ноября.
В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.
В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.
Есть еще один добрый обычай в Церкви. В дни поминовения верующие приносят в храм угощение для неимущих. Это угощение освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Мы знаем и верим, что человек, получивший это угощение, перед трапезой помолится «о всех зде ныне поминаемых», и к молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва. С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.
В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка… Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).
…Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких — тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем об этом сегодня. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним и нежность и благодарность — остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?..
Подумаем об этом и помолимся о них.

Комментирование запрещено