Крещение

Проповедь священномученика Сергия Мечёва (+1942г.) на праздник Богоявления

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Днесь Владыко прииде освятити естество водное…» Так святая Церковь будет воспевать ныне на девятой песни канона. Настоящий праздник, как говорит одна из стихир предпразднества Богоявления, есть праздник славнейший по сравнению с прошедшим праздником Рождества Христова: «Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий», — и указывает дальше, почему: «он Ангела имеяше благовестника и сей Предтечу обрете предуготовителя. Он кровем изливаемым, яко бесчаден, рыдаше Вифлеем, и сей водам благословенным многочадна познавается купель. Тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец миру Тя показа…» (стихира на стиховне 2 января — предпразднство Богоявления). Если там звезда показует вертеп, то здесь Сам Отец показует Своего Сына: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3, 17).
Богоявление — это праздник откровения тайн Божиих, и не только тайн Божиих, но и тайн того мира, в котором мы живем.
Человек не может быть оторван ни от мира видимого, ни от невидимого, ибо он стоит на грани того и другого, ибо он создан от земли, из вещества, из твари видимой и тленной, но в него вложена душа, дух ангельский; как говорит один из святых отцов, это есть ангел во плоти. Человек совмещает в себе оба мира, соединяясь с одним своим видимым телом, восходя к другому через свой невидимый бессмертный дух.
Мы слышали в предпразднственной службе Рождества, что Христос идет человека, падшего на землю, снова возвести на небо.
Человек не оторван от видимой природы. Днесь открывается тайна Богоявления, а также и тайна освобождения Христом от греха не только человека, но и всего мира. Христос явился, как воспевали мы в эти предпразднственные дни, облечь человека в первую одежду, в ту одежду, в которую облечен был первый человек при творении и о которой говорит Великий канон Андрея Критского: «Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми истка Зиждитель изначала, и оттуду лежу наг». Но этого мало: «Христос явися, всю тварь хотя обновити» (тропарь Предпразднства Богоявления).
Эта неотделимость человека от твари проходит через все богослужение. Сегодня еще мы молились: «Помилуй нас и мир Твой…» Мы в христианском сознании не отделяем себя от того мира, в котором живем, и Христос явился на Иордан не только для того, чтобы восстановить падшее человеческое естество, но и обновить всю тварь через естество водное. «Ты во Иордане крещься, Спасе наш, воды освятил еси, дланию раба рукополагаемый, и страсти мира исцеляяй» (стихиры на хвалитех праздника Богоявления).
Но почему именно через воду освящается мир?
Вода с самых первых дней творения является одухотворяющим, освящающим естеством.
Еще не было мира, а Дух Божий носился над водами, как над самым чистым.
Господь создал воду для того, чтобы ее положить освящающим, очищающим, оживотворяющим естеством. Водою был потоплен грех при Ное, водою же была попалена жертва, принесенная праведником. Через воду в Ветхом Завете совершалось очищение. «И окроплю вас чистою водою, — говорит пророк Иезекииль, открывая тайну духа, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам» (Иез. 36, 25-26).
Водное естество освящается для того, чтобы через себя освятить прежде всего человека. Каждый из нас при духовном рождении освящается Иорданским крещением, ибо Иорданским освящением освящается вода для таинства Крещения.
Но этого мало. Не только человек очищается водою при рождении, но через то же водное естество освящается и вся природа.
Человек лишь венец творения, высшая точка его, и все, на что накладывает он свою греховную печать, заражается тем же грехом. Через человека находится во грехе вся природа. «Тварь с нами совоздыхает и соболезнует даже доныне» (Рим. 8, 22), — говорит апостол Павел. Поэтому Господь освятил водное естество, чтобы через него освятить и всю природу.
Мы совсем забываем, насколько тесно мы связаны с миром горним, с ангелами и святыми, забываем об этой связи, без которой нет и Церкви нашей, без которой не можем ни совершать богослужения, ни надеяться на вечную жизнь.
И с миром дольним мы также не чувствуем связи. Мы считаем, что существует отдельно человек и природа. В лучшем случае мы еще признаем, что природа живет, что живут растения и животные, так как это уже трудно отрицать. Но мы утеряли то, о чем надлежало бы знать: Бог сотворил мир, Он есть Жизнь и все, сотворенное Им, Им живет — или Бога нет вовсе. Бог в творении прежде всего является как Жизнь, и это для нас, верующих, открывается именно сегодня, когда мы предстоим здесь вместе с Иоанном Крестителем, которому воспевали, чтобы он встал с нами и запечатал бы наше пение, чтобы он снова возвел свой взор к Духу Святому и духовно соединился с нами при этом великом богослужении: «Руку твою, прикоснувшуюся пречистому верху Владычню, с нею же и перстом Того нам показал еси, воздежи о нас к Нему, Крестителю, яко дерзновение имея много, ибо болий пророк всех, от Него свидетельствован еси. Очи же твои паки, Всесвятого Духа видевшие, яко в виде голубине сошедша, воздвигни к Нему, Крестителю, и милостива к нам соделай, и прииди стани с нами, запечатлей пение и предначинаяй торжество» (навечерие Богоявления, стихира 9-го часа). Сегодня праздник не только людей, которые при крещении получают одежду нетления, но и праздник всей природы, ибо и природа «да облечется в одежду свою первую», ибо и она живет и заражается от нас нашим грехом. Если каждый из нас, имея сознание, может и должен каяться и, каясь, как верит Святая Церковь, облекается в одежду нетления, то для природы также должно быть очищение от того греха, который мы в нее вносим, и это очищение дается ей через великий праздник Крещения Господня, когда вся тварь через водное естество обновляется.
Одинаково и к горам, и к холмам, и светилам небесным, и к мраку, и инею, и к ангелам и к «человеков множеству» обращается Святая Церковь, призывая их «петь и превозносить Господа» (вечерня Великой Субботы). Но высшую ступень в этом творении занимает человек, в особенности же те, кто прославлен — преподобные и праведные и смиренные сердцем.
Сегодня мы совершаем великое освящение воды, совершаем не только как люди, которые собрались в этом храме для того, чтобы здесь помолиться и вспомнить когда-то происходившее, вспомнить, что когда-то Господь пришел креститься от Иоанна. Церковь снова раскрывает нашу связь со всей природой. Вот этой связи мира видимого и невидимого, между человеком и стихиями, между человеком и миром мы, грешные, скверные, не чувствуем — и оттого-то мы так одиноки, оттого-то мы не понимаем того богослужения, которое совершаем.
Разве можно говорить, что есть человек и мертвая материя, когда водою совершаем мы таинство крещения — через эту воду, через материю, как через вещество, совершается рождение вновь, духовное рождение. Эта самая обыкновенная вода получает духовные дары благодати, она освящается, и через нее мы освящаемся. Другое великое таинство — миропомазание — совершается через миро. Миро — простое благоуханное вещество, но оно, освятившись, приобретает те свойства, которые дают нам, миропомазанным, дары Святого Духа. Вот хлеб и вино — освященные и предложенные, они являются как Тело и Кровь Господа, и они нас делают Телом Христовым, когда мы ими приобщаемся, как говорит Иоанн Златоуст.
Стало быть, эта связь наша с видимой природой так тесна, потому что все, что живет, живет как создание Божие, живет своим Творцом — Истинной Жизнью.
Нам надо в этот праздник освящения водного естества помнить, что человек стоит на грани двух миров: мира невидимого, с которым он связан своей бессмертной душой, духом (этот мир возводит нас к ангелам и бесплотным духам) и мира видимого — через тело свое, которое является проводником благодати Духа Святаго в душу и которое становится таким же бессмертным, как и душа, если мы живем во Христе. Мы — малый мир — носим в себе соединение двух великих миров.
В этот величайший день Церковь верует, что Господь снова крещается и обновляет Собою водное естество, и через то обновляется вся природа и получает снова свою одежду первую, какую и мы получили в крещении, но после грязными своими падениями, а затем Господь по милости Своей, через таинства покаяния и причащения снова сотворяет ее нетленной.
Наша величайшая обязанность в этот праздник — почувствовать свою связь с обоими мирами, с миром горним и миром дольним.
Эта вода, которая живет и несет в себе освящение, истинное нетление, омывая нас «банею пакибытия» (Тит. 3, 5) в Таинстве Крещения, дает нам духовное рождение, освящает и неодушевленную и одушевленную тварь: и растения, и животных — всей природу, которую человек в своей слепоте называет мертвой.
Мы должны помнить, что мы не отдельно существуем, что мы связаны с этим миром, как его венец, и что этот мир мы должны поднять до невидимого (Григорий Богослов), должны поднять до души прежде всего через свое тело; мир, лежащий во зле, должны мы очищать и не загрязнять вновь и вновь своим грехом.
И в этот день не одиноки мы, не одни только собравшиеся здесь люди, но вся Церковь, видимая и невидимая — и человек и ангелы — славят пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слово митрополита Исидора (Никольского), Санкт-Петербургского и Новгородского (+1892г.), в день Богоявления Господня

Прииде Иисус от Назарета галилейского, и крестися от Иоанна во Иордане (Мк. 1, 9).

В первый еще раз Иоанн удостоился лицезрения своего Спасителя. Но и сия встреча, при начале своем, больше изумила его, нежели обрадовала. Посланный проповедывать сынам Израилевым приближение царствия Божия, — Иоанн призывал всех к покаянию. Грешников кающихся крестил водою. Всем однако внушал, что его крещение есть только предуготовительное: Аз крестих вы водою; грядет же креплий мене во след мене: Той крестит вы Духом Святым (Мк. 1, 7-8). Он крестит вас, — но будет ли Сам креститься, это еще не было известно.
И се, среди множества грешников, грядущих для крещения, приближается ко Иордану и сам Спаситель грешников. Иоанн узнал Его издалеча, и указал предстоящим: Се Агнец Божий (Ин. 1, 36). Но каково было изумление его, когда Иисус Христос и Сам потребовал крещения! Чувство безусловной покорности уступило место благоговейному страху. Иоанн смутился. Безгрешному креститься! Владыке от раба! Светильнику просвещать Солнце. Мне — и Кого? Человеку — Бога! И в чье имя буду крестить Тебя? Во имя ли Отца? но Отец в Тебе, и Ты во Отце. Во имя ли Сына? но Ты Сын Божий единородный. Во имя ли Духа Святого? но Он в Тебе почивает. Крести меня крестителя. Аз требую тобою креститися (Мф. 3, 14)!
Остави ныне, отвечает ему кроткий Искупитель, — не препятствуй Мне исполнить волю Отца и Мою собственную волю. Все, чего требует план домостроительства Божия о спасении человеков, — все, что было прообразовано и предсказано в ветхом завете, Мне надобно исполнить: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (ст. 15). Иоанн повиновался и крестил Господа своего.
Поистине здесь должно заключаться великое таинство. В жизни Иисуса Христа отпечатлевается судьба всей христианской Церкви. Его дела должны служить законом и образцом нашей деятельности, — единственным путем, ведущим в живот вечный, в царство Отца небесного; ибо сам Он говорит: никтоже может приити ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6). Посему, если Спаситель наш благоволил креститься, то это значит, что крещение составляет необходимую принадлежность христианства, и без него никто не может быть членом таинственного тела Христовой Церкви. Сам Господь сказал: аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие (Ин. 3, 5). Итак крещение Спасителя есть вместе и установление для целой Церкви, — установление таинственное; ибо с крещением водою нераздельно соединено крещение и Духом Святым, ниспослание на человека даров благодати.
Христиане! Мы все сподобились святого крещения, и чрез то получили ничем незаслуженное право именоваться чадами Божиими, сонаследниками, братиями Христовыми. Так важно и благодетельно для нас таинство крещения! Но чем больше дар Божий, тем осторожнее должно сберечь его, тем тягостнее и ужаснее участь тех, которые, по нерадению, его утратят. Христианам, ныне особенно, в самый день установления великого таинства крещения, должно с полным вниманием размыслить, какое основание, какая сущность и цель святого крещения? и к чему нас оно обязывает?
Когда Бог вступил в завет с Авраамом, то постановил с обеих сторон следующия условия: возращу тя зело зело, и положу тя в народы, и царие из тебе изыдут. И дам тебе и семени твоему по тебе землю, в ней же обитаеши, всю землю Ханааню во одержание вечное, и буду им Бог. Ты же завет Мой соблюдеши, и семя твое по тебе в роды их: обрежется от вас всяк мужеск пол, и будет в знамение завета между Мною и вами (Быт. 17, 6. 8-11). Это знамение завета, по изяснению апостола Павла, служило печатию оправдания, которое Авраам получил от веры (Рим. 4, 11). Оно было также таинством в иудейской Церкви. Необрезанный не мог принадлежать к обществу избранного народа Божия, и не имел права на получение тех благ, которыя Бог обещал Аврааму. Таинство сие сохраняло силу свою до самого рождества Христова. Сам Господь исполнил сей закон; вместе с тем он, как временный, потерял свою обязательную силу. Вместо обрезания Иисус Христос установил новое таинство — крещение. Какое основание и назначание оного?
Крещение водою есть видимый знак нового завета между Богом и человеком. По силе сего завета Бог обещает человеку возвратить все, потерянное им во Адаме, — восстановить в душе его образ Божий, — отпустить все грехи его, и сверх того даровать ему все, что приобретено для рода человеческого заслугами Искупителя, — благодать Святого Духа, оживляющую, просвещающую и спасающую, благодать всыновления и все блага царствия своего. От человека Он требует только живой, сердечной веры в заслуги Искупителя, и крещения, которое бы служило печатию сей веры: Иже веру имет, и крестится, спасен будет (Мк. 16, 16).
При сем естественно могут родиться следующие два вопроса:
Первый — для чего Спаситель требует от нас видимого крещения? Ужели без оного не может крестить нас Духом Святым и сообщить нам дары благодати? — Так, христиане! Если бы мы были безплотные духи, подобные Ангелам, тогда крещение водою было бы для нас не нужно. Но мы обложены плотию. Как душа, так и тело заражены грехом. Как душа, так и тело, будучи предопределены к блаженному бессмертию и вечной славе, сделались к тому неспособны. Следственно та и другая часть существа нашего требует очищения. Для души нужно крещение Духом Святым, который, обновляя душу, освящает и самое тело. Для тела нужно крещение водою, которая, будучи освящена наитием Святого Духа, потому самому не только очищает тело, но имеет спасительное действие и на душу.
Второй вопрос: Если, для получения даров духовных в крещении, необходимым и единственным условием со стороны человека поставляется живая вера в заслуги Искупителя, то сподобляются ли даров сих младенцы, когда крестятся в таком возрасте, что неспособны ни размышлять, ни веровать? Вопрос сей тем важнее для нас, что мы обыкновенно крестимся в младенчестве.
Православная Церковь, во все времена, постоянно утверждала и утверждает, что крещение в таком возрасте столь же действительно, как и в совершеннолетии, что мдаденцы вступают в завет с Богом при посредстве своих родителей и восприемников, и вера сих последних вменяется им в правду. Такое учение имеет основание в самом Евангелии. Иисус Христос исцелил дщерь жены хананейской, по вере матери ея; при Фаворской горе исцелил бесноватого, по вере отца его; укрепил расслабленного, по вере принесших его; воскресил дочь Иаирова, по вере отца ея. Если здесь вера одного могла низводить силу благодати на другого, то и в крещении вера родителей и восприемников, без всякого сомнения, может приносить плод для младенцев. Младенец, устами восприемников, отрицается от диавола и всех дел его, от служения миру, и всего, чтó в мире, дает обет Богу жить для одного Бога. Завет заключен: с сего времени начинается тайнодействие крещения. Младенец или совершеннолетний погружается в воду, в знамение того, что он умирает для греха, мира и диавола, — спогребается Христу крещением в смерть (Рим. 6, 4), погружается троекратно в знамение тридневного пребывания Иисуса Христа во гробе. Дух Божий, как при первоначальном сотворении вселенной, носился над водами, согревал и оплодотворял еще неустроенную землю, так и здесь: носясь над водою крещения, согревает и оплодотворяет мертвенное, вливает в человека Божественную силу свою, и возрождает его в новую духовную жизнь. Изшествие из купели крещения знаменует воскресение человека со Христом, готовность ходить во обновлении жизни (Рим. 6, 4).
Итак в крещении мы примечаем два главных действия благодати Божией: она очищает нас от всякой скверны греха, и облекает в одежду чистоты и святости, в заслуги Христовы. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). И с своей стороны мы даем два главных обета: быть мертвыми греху, и живыми Богови (Рим. 6, 11). Если верно исполняем сии обеты, верно и спасение наше. Если же нарушили, и остаемся к тому равнодушными, то кто избавит нас от грядущего гнева (Лк. 3, 7)? Союз с Богом расторжен, благодать попрана, залог спасения потерян. На что надеешься, вероломный? На обетования? Бог верен своим обетованиям, но только для людей, верных своим обетам! Он поругаем не бывает (Гал. 6, 7)!
Жалеть надобно о тех христианах, которые, получив в крещении прощение грехов и дар Святого Духа, думают, что можно жить, не заботясь о будущем жребии. О, как мало понимают они и сущность крещения, и свойства своей природы, и закон, на котором основывается общение человека с Богом!
Мы сказали, что крещение очищает нас от скверны греховной. Но что очищено, то может опять оскверниться, если опять возобладает грех. В крещении мы совлеклись ветхого человека, тлеющего в похотях прельщающих (Еф. 4, 22), но припомните слова Апостола: ветхий человек истлевает постепенно, не вдруг. Мы умерли греху, но грех оживать может, и не прежде умрет в нас совершенно эта стоглавая гидра, как с разрушением бренного состава нашего. Мы отверглись диавола, но диавол никогда не престает следить все шаги наши, всегда ищет опять завладеть нами. Благодатию крещения мы родились в новую жизнь, но и сия жизнь тогда была какбы в зародыше, или, по словам Апостола, как искра под пеплом, которую непрестанно должно возгревать (2 Тим. 1, 6). Как внешний человек истлевает постепенно, так и внутренний растет не вдруг, но, по учению Апостола, обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Он требует также свойственной ему помощи — плодов духовных: любви, радости, мира, долготерпения, веры, кротости, милосердия (Гал. 5, 22). Его силы раскрываются и укрепляются по той мере, как мы упражняем их в делах благочестия. В крещении благодать сообщила нам силу преодолевать порочныя наклонности и исполнять заповеди евангельския. Бог и теперь никому не отказывает в благодатном содействии и помощи. Нужно однако, чтобы человек и сам не предавался безпечности и праздности.
Все это ведет нас к тому заключению, что, вступив однажды в торжественный завет с Богом и запечатлев завет сей таинством крещения, мы обязываемся чрез всю жизнь тщательно исполнять условия завета, — сохранять живую веру в Господа Иисуса Христа и упражнять ее с одной стороны в умерщвлении внешнего человека, то есть, в отсечении порочных навыков сердца, в укрощении страстей, — с другой стороны — в обновлении внутреннего человека, то есть, в приобретении навыка к добрым делам, в просвещении ума светом евангельским, в образовании сердца по духу Христову, — в непрестанном стремлении к богоподобию.
Ты веруеш в Бога? Покажи мне веру твою от дел твоих, говорит апостол Иаков (2, 18). Ты веруешь, что Бог есть свет, и тмы в Нем несть ни единыя (Ин. 1, 5); зачем же искажаешь образ Его в душе твоей, — сам кладешь на нее черныя пятна? Веруешь, что Бог свят, и никто лукавнуяй не преселится к Нему (Пс. 5, 5); а между тем любишь неправду, клянешься во лжу, сплетаешь коварство и льщение, предаешься зависти и гневу, ищешь удовольствий в рассеянности. Веруешь, что Бог правосуден, истинен, всеведущ; и однако не боишься суда Его, равнодушен к прещениям, хочешь извинять себя такими предлогами, коих неосновательность видит и слабый ум человека. Веруешь, что Бог есть Творец твой, Промыслитель, Отец, непощадивший для тебя единородного своего Сына; а между тем обо всем чаще воспоминаешь, все любишь, кроме одного Бога!
И с таким сердцем, — о Боже! — с такою душею — мы однако говорим, что крестились во имя Твое, спогреблись Тебе крещением в смерть (Рим. 6,4), дали обет умереть греху, до крове подвизаться противу козней диавольских (Евр. 12, 4; Еф. 6, 11), и пребывать Тебе верными до конца!
В таинстве крещения мы облеклись во Христа. Сберегли ли сию драгоценнейшую одежду? В ней — только в ней одной позволено явиться на вечерю Агнца! Сберегли ли ее? Это знает совесть каждого. Я не намерен обличать, а только хочу напомнить святейший долг. Мы облеклись в безценныя заслуги Христовы, силою благодати привились как ветви к сей животворной лозе, дабы, питаясь ея жизнию, приносили плоды, сообразные с ея природою. Мы сделались едино со Христом. Следственно, мы обязаны и мыслить сообразно с умом Христовым, и желать того, что любит Христос, и поступать так, как учат Его пример и слово. Кто иначе мыслит и поступает, тот Духа Христова не имать. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Его (Рим. 8, 9). Источник нашей мудрости — Его Евангелие. Наша слава, наша честь, наше богатство во Христе. Наша радость и утешение, наша жизнь и блаженство в любви к сладчайшему Иисусу.
Соединившись со Христом в таинстве крещения, пребудем Ему верными до смерти, и даст нам венец живота (Апок. 2, 10). Аминь.

Слово св. праведного Алексия Мечева (+1923г.) в день Крещения

Перенесемся мыслию, дорогие, на то священное место, где совершилось Крещение Господа нашего Иисуса Христа. И вот нашему взору предстает глубоко поучительная, дивная, полная Божественного величия картина Иорданского события. Когда Иисусу Христу минуло 30 лет, Он пришел к Иордану, где Иоанн крестил народ, и сказал, что Он тоже пришел креститься. Бог открыл Иоанну, Кто был подошедший к нему, и он воскликнул: «Мне надо креститься от Тебя». Но Иисус ответил: «Не удерживай Меня, ибо так должны мы исполнить волю Божию». При этих словах Он сошел в воду, и когда Он погрузился, то открылось небо, и Святой Дух сошел на Него в виде голубя, послышался Голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Иоанн крестил народ крещением покаяния. Но неужели и у Безгрешного, Святейшего Богочеловека Иисуса Христа были грехи, были такие привычки? Разумеется, нет. У Него не было грехов. Ему не в чем было каяться… Да, у Него не было Своих личных грехов, но на Его Божественной совести тяготел мировой грех. Основатель Нового Царства, основа которого — самоотверженная любовь, по которой познаются члены этого Царства, с самого начала Своего служения дает миру образец этой любви. Как пастырь, когда пред ним кается грешник — духовный сын, берет на себя его сердечные, покаянные боли и возносит эти плачи к Господу как бы свои собственные, так и Христос, Божественный Пастырь, когда застонала Палестина покаянными воплями, Всевидящим Оком Своим видя всю пучину греховного мира, преклонил Свою Главу под руку Предтечеву, слагая под нее Свою молитву об этом покаянии и очищении мира греховного. Вот, дорогие, как надо любить ближних! Надо страдать его скорбями, болеть его болезнями. Дивное зрелище! Царь Вселенной крещается от раба, Творец морей и вод нуждается в воде крещения, Содержащий рукою всю тварь преклоняется под руку Предтечеву. И все — нас ради, человек! Бог умаляется паче всех сынов человеческих. Вот какова Христова любовь. Вот в чем закон, вот в чем правда сей любви.
Любить ближнего можно не иначе и не прежде, чем в нашем сердце будет попрано всякое самолюбие, всякая гордость. Тот, кто не умеет смиряться перед рабом своим ради спасения ближнего, кто не умеет забывать своей личности, когда дело идет о благе ближнего, тот не имеет в себе духа истинного смирения, а где нет смирения, не может быть никакой добродетели. А тут, как бы желая усилить страдания Иисуса Христа, Сам Бог Отец вещает с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих», а Дух Святой нисходит в виде Голубине. И Сей-то Истинный Сын Божий, полнота Духа Святаго смиряется, научая и всех нас этому смирению. Идем, дорогие, да узрим Христа Избавителя от Предтечи крещаемого в струях Иорданских; придите, встретим явившегося Владыку. Аминь.
1915 г., январь.

Слово святителя Иоанна (Максимовича) (+1966г.), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, на Богоявление

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Празднуя Богоявление, мы вспоминаем и что Бог открылся людям как Троица, и что Иисус явился людям как Христос. Где явился Христос? Где начал Свое дело? Пошел ли в великий град и там явился в Своей славе? Или взошел на высокую гору, а многотысячная толпа стояла внизу и смотрела на Него, как на некое диво? Нет! Христос пошел в пустыню, на реку Иордан, где Иоанн крестил народ. Проповедовал Иоанн покаяние и звал грешников, в знак покаяния, креститься в Иордане. А вот, как грешник, приходит и Христос и просит крещения. Он, не имеющий греха. Убоялся Иоанн: «Ты должен меня крестить». Оставь теперь, — отвечает Иисус, — ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф З, 15). Адам согрешил гордостью, хотел возвыситься, сделаться таким, как Бог. А Христос пришел исполнить правду Божию, грех Адамовой гордости загладить смирением. Адам хотел возвыситься перед Богом, а Бог смиряется перед человеком. Христос сошел в воду и принял крещение от Своего раба. Трепеща, Иоанн положил руку на своего Владыку и Бога, а Христос смиренно преклонил перед ним Свою главу. Это смирение Христово отверзло небо. Разверзлись тогда небеса, и послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф 3, 17). Сей есть Сын Мой, Который смирил Себя, чтобы исполнить Мою волю, истинный Мой Сын, Который унижается, чтобы возвысить человека». А Дух Святой сошел с неба на Иисуса, подтверждая слова Отца. Так смирением Христос отверз небо и открыл людям тайну Троичности Божества.
Но почему Он то совершил именно на водах, а не на каком-нибудь другом месте? Вспомним, как Бог сотворял мир. Когда Бог сотворил небо и землю, то земля была безвидна и пуста… и Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). После разделил Бог землю и воду, но так, что все-таки вода осталась во всяком месте и необходима каждому творению. Не может человек жить без воды, не может и никакое животное; есть вода (влажность) в воздухе; возьмем где бы то ни было горсть земли — и там есть вода; есть вода и в камне; если нам и кажется, что там ее нет, однако есть она и там, и когда Бог хочет, может ее из него извести, как и совершил это во время Моисея. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть, — говорит Псалмопевец (Пс 23, 1-2). «Небеса и земля были издревле из воды и водою составлены Божиим словом, — пишет апостол Петр. — Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою» (см.: 2 Пет 3, 5-6).
Когда человек согрешил, он навлек гнев Божий не только на себя, но и на всю природу. Человек — венец Божия творения; он был поставлен царем природы. А когда царь сделался врагом другому Царю, тем и все его царство сделалось вражиим царством. Наказание было определено не только человеку, но и всей твари. Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим 8, 22). Но тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее (Рим 8, 20). Поэтому прощение виновника освобождает и тварь от рабства тлению. Уничтожена будет эта тленная природа и претворится в новое небо и новую землю, где правда живет (см.: 2 Пет 3, 12-13). Чтобы сделать возможным это изменение, чтобы подготовить природу к нетлению, которое настанет после страшного дня, пришел Христос на иорданские воды.
Погрузившись в Иордан, Христос освятил не только воды Иордана, но и все водное естество, как и восклицает Церковь в своих песнях: «Христос явися во Иордане освятити воды» (тропарь предпразднства), «днесь вод освящается естество» (тропарь при ходе на Иордан). А так как вода находится всюду, то, освятивши воды, Христос этим освятил всю тварь, всю вселенную. Христос приготовил природу, чтобы и она испытала благие последствия от жертвы, которую Он пришел принести. Но не только это. Он дал водам силу омывать человеческие грехи. Крещение Иоанново было только знаком покаяния. Крещение христианское есть новое рождение, прощение всех грехов. Водою наказал Бог грехи первого мира и погубил его водою в потопе. Водою теперь спасает Бог людей в Таинстве крещения.
Так Христос сокрушил на иорданских водах главу змея, как это поется в церковных песнях, главу того змея, который обманул Адама и Еву, но был побежден смирением Иисуса; открыл людям, что Бог — Троица, освятил воды, а с водою и всю тварь приготовил к приятию слова прощения и к нетлению. И тогда, выдержав еще одну борьбу с диаволом в пустыне, пошел Христос приготовлять людей к будущему Царству и начал Свою проповедь словами: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4, 17), или, как говорится в другом Евангелии: исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк 1, 15).
До сих пор Иоанн Креститель проповедовал покаяние, уготовлял путь Господу. Теперь Сам Господь вопиет людям: «Покайтесь!» Этот голос обращен не только к людям, которые жили в время Христа, но с этими словами обратился Христос ко всем людям всех времен и веков. Слышали и мы эти слова в Евангелии. Когда еще не умолкли праздничные песни Богоявления, они нам напоминают, что приближается время покаяния.
Будем внимательны! То не слова пророка или Ангела, но Самого Господа. Покаемся и в пост, который подходит, будем стараться победить наши страсти и получить прощение грехов, чтобы в будущем веке войти в нетленное Царство, которое уготовил [нам] Господь. Аминь.
Битола (Сербия), 1928 г.

Слово игумена Никона (Воробьева) (+1963г.) на Крещение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святая Церковь, святые отцы всячески наставляют, понуждают и просят священ—ников напоминать верующим о великом таинстве Крещения. Когда же лучше всего вспоминать о нем, как не сегодня, в день празднования Крещения Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Господь Сам не нуждался в крещении, но повелел Иоанну Предтече крестить Его, чтобы исполнить всякую правду. Тем самым Господь указал нам на необходимость крещения. Однажды ночью, беседуя с Никодимом, одним из уверовавших фарисеев, Господь разъяснил ему, что если человек не родится водою и духом, то он не войдет в Царствие Божие. Если человек верует в Бога, желает войти в Царствие Божие, то он обязательно должен принять таинство Крещения. Ибо оно есть необходимое условие для вхождения человека в общество духовное, в Церковь, и через него только он может иметь надежду достичь Царствия Божия. «Аще кто уверует и крестится, — говорит Господь, — спасется, а кто не уверует и не крестится — осужден будет». Всякий, кто уверует и хочет спастись, каждый христианин, должен сам принять таинство Крещения и своих детей крестить.
Что же происходит в таинстве Крещения? В нем наступает смерть ветхого, греховного человека. Поэтому если человек во взрослом состоянии с верою и покаянием принимает таинство Крещения, то прощаются ему и первородный грех, и его собственные грехи. Человек из купели выходит как Ангел Божий. Есть множество примеров, когда действие таинства Крещения на окружающих и самого крестившагося было очевидным. Иногда крестившийся блистал как солнце, весь он изменялся даже с внешней стороны, а внутри переживал блаженство как в Царствии Божием. Принявший таинство Крещения возрождается Духом Святым, облекается Самим Господом, ибо Господь входит внутрь его сердца. Сегодня мы слышали: «Елицы во Христа Крестистеся, во Христа облекостеся». Это означает, что Господь входит в их сердца.
Однако, если человек после Крещения будет жить не по-христиански, а по-язычески, оскорбляя Господа всякими грехами и не каясь, в них, если не будет очищать душу свою от грехов, он окажется подобен некрещенному. Вот почему часто слышим со стороны неверующих: «Вот вы — верующие, крещенные, а вы хуже нас». Так и Слово Божие говорит: вами, христианами, хулится имя Божие, ибо вы живете хуже, чем язычники.
Господь дал свободу человеку, и он может идти или к Богу, или к дьяволу. Третьего пути нет. Нет среднего состояния. Поэтому мы, христиане, должны идти к Богу, стремиться к Нему, веровать Ему, принимать таинства, исполнять заповеди Божии, а если что не исполнили, то сознавать это и не оправдываться, а оплакивать свои грехи пред Ним, просить прощения, чтобы Он милосердный Господь простил и очистил нашу душу. Кто же сознательно грешит, оправдывается в своих грехах, не кается в них, тот противится Господу, делается врагом Божиим и идет к дьяволу.
Без таинства Крещения, повторяю вам, человек не может войти в Царствие Божие. «Аще, говорит Господь, — кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие». Вот почему враг нашего спасения, дьявол, так воюет против таинства Крещения, всячески старается умалить его значение, препятствует его совершению. Поэтому если не крещен кто младенцем, то должен креститься во взрослом состоянии, предварительно покаявшись в грехах своих и дав обещание Богу жить по-христиански.
Чтобы переплыть море, нужен корабль, — вплавь море не переплывешь. Чтобы переплыть море житейское и достигнуть Царствия Божия, нужно войти в церковный корабль, войти в Церковь, ибо только на корабле церковном можно переплыть бурное житейское море и достигнуть Царствия Божия. Войти же в Церковь можно только через таинство Крещения. И если человек, став членом Церкви, продолжает по немощи впадать в грех, но все же стремится к Господу, кается, то хотя своими грехами он и отпадает от Церкви, однако при искреннем раскаянии очищается и вновь соединяется с Церковью. Так при исповеди священник читает молитву: «Примири этого грешника и соедини Святой Твоей Церкви», а затем читает разрешительную молитву и разрешает его от грехов.
Мы все должны знать, что без таинства Крещения никто не спасается. Поэтому мы должны крестить своих детей. Если они не могли быть крещены в детстве, завещайте им при последнем своем издыхании свое желание: «Дети, вот моя просьба, если вы сколько-нибудь жалеете и любите меня, если хотите меня утешить, дайте обещание, что вы в свое время примете таинство Крещения.
Всеми средствами Господь старается спасти каждого человека, «Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся». Всяческая помощь и от Господа, и от угодников Божиих, и от Ангелов приходит тому человеку, который искренне всеми силами старается угодить Господу, исполнить Его Святые заповеди и кается в каждом своем грехе. Пусть не много человек знает о вере, пусть он мало верующий, пусть он сомневается, но пусть он свои сомнения скажет Господу: «Господи, верую, хочу веровать, но помоги моему неверию. Неверие терзает мою душу. Господи, верую, но и сомневаюсь, будь милостив, помоги мне. Господи, даруй и мне принять таинство Крещения и войти в Церковь Христову!»
Какие бы препятствия ни были, нужно человеку креститься, потому что нет иного пути в Царствие Божие. Но, крестившись, мы должны жить так, как Господь указывает, а не так, как говорит наш лживый испорченный разум и наше искаженное, полное всяких грехов, сердце, которое подсказывает: живи как знаешь. Господь вводит нас в Царствие Божие, Господь требует, чтобы мы шли тем путем, какой Он указывает. А путь этот — изучение Евангельских заповедей, заповедей Божиих, жизнь по этим заповедям, покаяние, молитва ко Господу, чтобы Он не оставил нас, а имиже весть судьбами: скорбями ли, болезнями ли, благополучием, — но спас нас, не лишил нас Царствия Божия.
Но повторяю, нет туда иного пути, как через таинство Крещения. Будем же стараться читать Слово Божие, особенно Евангелие, где написаны и жизнь Господа, и Его страдания ради нашего спасения, Его заповеди, Его учение.
Будем проникаться Духом Божиим, стараясь исполнять Его святые заповеди, будем каяться в нарушениях и умолять, чтобы Господь сподобил нас после смерти быть участниками Своего Царствия.
Аминь.

Беседа святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского (+1857г.), на Богоявление

Слышали мы, братие, в прошедшей беседе, с какою Божественною силою Предтеча Господень начал проповедовать покаяние и возвещать иудеям приближившееся Царствие Небесное; как на глас его, облеченный всемогущим действием Духа Святаго, безчисленное множество израильтян из градов и сел стекались к нему в пустыню и по глаголу его крестились во Иордане, исповедуя грехи свои. Сверхъестественная сила проповеди его и ангелоподобная святость его жизни такое произвели в народе впечатление, что израильтяне начали думать, не сам ли это Христос, обещанный отцам их и в сие время всеми ожиданный.
Чающим же людем, говорит Евангелист, и помышляющим всем в сердцах своих о Иоанне: еда той есть Христос? Отвещаваше Иоанн всем, глаголя: аз убо водою крещаю вы в покаяние, грядет же креплий мене, Емуже несмь достоин, преклонся, разрешити ремень сапог Его, и понести я; Той вы крестит Духом Святым и огнем (Лк. 3, 15-16; Мф. 3, 11; Мк. 1, 7).
Ответ Иоанна достоин истинного посланника Божия, который не своей чести ищет, но единственно творит волю пославшего его. Величайший из всех рожденных женами, в то время когда народ иудейский готов был признать его Христом, считает себя не достойным быть самым последним Его рабом, не достойным, преклонившись на землю, развязывать ремень сапог Его и носить их. Как верный Предтеча Христа, посланный возвестить скорое Его пришествие и приготовить людей к достойному сретению и принятию Его, с чистым и непорочным сердцем излагает им и свое служение яко человека, и всемогущие действие Иисуса Христа яко Бога. Я, говорит он иудеям, как человек, посланный от Бога, по Его повелению крещаю вас водою в знамение того, что в грядущее Царствие Небесное никто не очищенный от скверн греховных покаянием не может внити; я сам в себе никакой не имею силы ни очищать души ваши от грехов, ни сообщить вам даров Духа Святаго. Но идет вслед за мною креплий мене, Сам Господь сил и Податель всякой благодати; Он вас крестит Духом Святым и очистит души ваши от скверн греховных так, как огнем очищаются все вещества, и таковым крещением соделает вас святыми, достойными жителями Царствия Небесного, сожителями чистейших ангельских духов.
Емуже лопата в руку Его, продолжает Предтеча, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, плевы же сожжет огнем негасающим (Лк. 3, 17).
Предтеча благодати Иоанн сказал, что идет вслед за ним Иисус Христос, Единородный Сын Божий, идет с неистощимым сокровищем даров Духа Святаго, чтобы излить их на всех людей, которых Он пришел спасти. Но дабы не подумали, что в Небесное Царство Христово можно входить без разбору всем, и беззаконникам, проповедник истины говорит, что Христос не только есть милосердый Спаситель истинно кающихся и верующих в Него грешников, но вместе правосудный Судия и нераскаянных, и неверных. Сего нелицемерного Судию Предтеча представляет под образом земледельца, который, держа в руках своих лопату, веет собранный в гумно хлеб, дабы очистить его, и очищенные зерна пшеницы собирает в житницу для употребления, а плевы, которые посредством веяния отделяются от зерен, как негодные, бросает в огонь. Так точно Иисус Христос, Сын Божий, Которому Отец отдал весь суд (Ин. 5, 22) над родом человеческим, в скончание века приидет судить живых и мертвых и судом своим отделит на всю вечность избранных и верных рабов Своих от неверных и нераскаянных беззаконников. Первых введет с торжеством ангельских чинов в Царствие Свое и Отца Своего, в блаженную жизнь и славу, а последних, как негодных и не способных иметь общение со святыми, ввержет во огнь вечный, никогда не угасаемый.
Многа же убо и ина, говорит Евангелист, утешая, благовествоваше людем (Лк. 3, 18).
В течение шести месяцев до явления Иисуса Христа Предтеча Его Иоанн проповедал во Иудее скорое Его пришествие, возвещал народу всякую истину, обращал его к Богу покаянием, научал истинной вере во грядущего Спасителя, которая должна сопровождаема быть добрым житием и богоугодными делами; нелицеприятно и безтрепетно обличал всякую неправду и беззаконие, нераскаянным угрожал неминуемым судом Божиим, а кающихся утешал милосердием Отца Небесного.
Бысть же в онех днех, егда крестишася вси людие, прииде Иисус от Назарета Галилейскаго на Иордан ко Иоанну, креститися от него (Мк. 1, 9; Лк. 3, 21; Мф. 3, 13).
По прошествии шести месяцев от начала проповеди и крещения Иоаннова, когда все приходящие к нему всякого возраста и состояния люди крестились, пришел к нему из Назарета креститься Иисус Христос среди всего народа. Но для чего безгрешный приходит креститься во Иордане вместе с грешниками? Источник и Податель всякой чистоты и святости имел ли нужду в очищении Себя водою? — Не для Своего очищения и освящения приходит Спаситель креститься в воде, но чтоб Собою освятить воду и соделать ее очистительною от скверн греховных для всех грешников в спасительном таинстве крещения; чтобы как крещению Иоаннову, так и крещению всех служителей Церкви Божией до скончания века сообщить Божественную силу крещения не только водою, но и Духом Святым, очищающим, подобно огню, души крещаемых от всякого греха и дарующим им новую благодатную жизнь. Ибо по силе крещения Самого Иисуса Христа во Иордане все христиане, когда крестятся, крестятся Духом Святым.
Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? (Мф. 3, 14)
Предтеча Господень с самого младенчества своего до пришествия к нему на Иордан Спасителя не видел Его и не знал, живя в пустыне, как сам о себе говорит у Евангелиста Иоанна: и аз не ведех Его (Ин. 1, 33). Но при первом воззрении на Господа и Спасителя своего тотчас Его узнал по внутреннему откровению Духа Святаго, которым он будучи исполнен еще во чреве матери своей, взыграл на глас приветствия Преблагословенной Девы Марии к Елисавете. И с каким чувством трепетной радости и глубокого уничижения пред Господом своим, признает он свое недостоинство? Я, говорит, имею нужду креститься от Тебя Духом Святым, и Ты ли, Податель Его и Господь мой, идеши к последнему рабу?
Отвещав же Иисус, рече к нему: остави ныне; тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его (Мф. 3, 15).
Велико было смирение Иоанна яко человека, по святостисвоей величайшего из всех рожденных женами; но безпредельно велико смирение Иисуса Христа яко Богочеловека. И смирение Предтечи долженствовало уступить смирению Самого Господа Искупителя. Остави ныне, говорит Он Крестителю. Не препятствуй Мне креститься от тебя вместе с грешниками, которых Я пришел спасти. Тако бо подобает нам исполнити всяку правду. С таким смиренным повиновением Отцу Небесному надлежит и тебе, и Мне исполнить всю волю Его для спасения грешников. Так начинает Спаситель дело спасения нашего, уничижая Себя пред рабом, Господь сый всех! Так Он и совершит сие дело: Иже во образе Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим… смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 6-8).
Тогда крестися Иисус от Иоанна во Иордане, и взыде абие от воды. И се, молящуся, отверзошася Ему небеса, и виде Иоанн Духа Божия, сходяща телесным образом, яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с небесе бысть, глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Мф. 3, 16-17; Мк. 1, 10—11; Лк. 3, 21-22; Ин. 1, 32).
Безгрешный, подобно грешникам, приемлет от Иоанна крещение, дабы соделать его спасительным для грешников. Погружается во Иордане пречистым телом Своим — и водному естеству от Себя сообщает силу очищения грехов наших и освящения в святом таинстве крещения, которое Он в сие время установил Своим примером для всех, вступающих в святую Церковь Его. По погружении тотчас выходит из воды — и первое Его по крещении действие есть ходатайственная о нас грешниках молитва к Отцу Небесному. И какая, братие, всемогущая молитва любвеобильного Спасителя нашего! Она первая отверзает небеса, бывшие несколько тысяч лет затворенными для всех человеков со времени преступления прародителями в раю заповеди Божией. И се, молящуся, отверзошася Ему небеса. Молитва Спасителя отверзла небеса, заключенные грехом прародителей, и открыла для всех человеков вход в Небесное Царство. Ради Его всесильной молитвы Отец Небесный слышит и приемлет возсылаемые к Нему молебные вопли и от нас, недостойных грешников, верующих в Него. На Его всесвятую молитву из отверстых небес от Бога Отца сходит Дух Святый и почивает на Нем. Отец Небесный ниспосылает Ему все сокровища даров Духа Святаго для раздаяния оных во спасение грешникам. Сходит Дух Святый в виде голубя, в знамение чистоты своей и презельной (все превосходящей.—Ред.) любви к человекам; в знамение примирения человеков с Богом, земли — с небом, подобно как по окончании всемирного потопа голубица с масличною во устах ветвию возвестила Ною прекращение гнева Божия и наводнения (См.: Быт. 8, 8-11). На ходатайственную о нас молитву Иисуса Христа Отец Небесный ответствует в слух Иоанна Крестителя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих! Все благоволение Отца Небесного вечно почивает на Единородном Сыне Его, Господе нашем Иисусе Христе, и ради Его Божественных заслуг Отец милосердия благоволит к грешному роду человеческому; ради Его вочеловечения продолжает Он и бытие мира, сияет солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5, 45), ради Его вечного о нас ходатайства у престола правды Божией ниспосылает нам и временные, и вечные блага. Так началось дело спасения рода человеческого явлением и действием всея Святыя Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа!
Христиане братия! крещение Иисуса Христа есть образ и нашего крещения. Когда святая Церковь Его приемлет нас от плотского рождения в матерния недра свои и чрез служителей своих крещает водою во имя Отца и Сына и Святаго Духа, тогда на ходатайственные ее о нас молитвы и нам, возрождаемым верою духовным рождением, отверзается вход в Царствие Небесное. Ради Божественных заслуг Иисуса Христа и на нас от Отца Небесного посылаются дары Духа Святаго, очищающего души наши от грехов, с которыми мы рождаемся, и дарующего нам новую жизнь и благодатные силы для добродетельного и святого жития. Отец Небесный ради возлюбленного Единородного Сына Своего и нас всыновляет Себе и обращает к нам Отеческое благоволение Свое. И блажен тот, кто сохранит великий крещения дар непорочен и чист святым и добродетельным житием своим! — Таковый обрящет отверстую дверь Царствия Небесного и, будучи облечен в брачную одежду, внидет в Божественный чертог и во светлости святых возрадуется неизглаголанною радостию блаженства и славы.
Но увы! кто из нас похвалится, что он сохранил во всей чистоте небесный сей дар, не осквернил грехами своими светлую ризу Божественного крещения? И грехи наши не заключили ли паки для нас входа в Небесное Царствие, в которое, по непреложному слову Божию, ничтоже внидет скверно (Апок. 21, 27)? Но сокровища милосердия Божия неистощимы. Для возвращения потерянной грехами благодати крещения Господь Иисус Христос оставил нам, грешным, верное средство — слезное покаяние. Грешник, потерявший безценное сокровище благодати крещения, подобен купцу, который в волнующемся море претерпел кораблекрушение и лишился всего своего богатства; осталась для него единая дска (доска.— Ред.) от корабля, за которую он ухватившись, может сохранить жизнь свою и достигнуть пристанища. Сия дска есть слезное покаяние.
Емлемся, братие, за сию спасительную дску всею силою веры и сокрушения нашего о прошедших грехах. Безпредельно милосердый Отец наш услышит вопли кающихся сердец наших и паки отверзет нам вход в Царствие Свое.
Се ныне время благоприятно — время святого поста и покаяния; не вознерадим о спасении нашем, да не будем подобны плевам, влающеся (волнуемым.— Ред.) ветром непостоянства и разсеянности мирской, отделяемым от пшеницы, но, утвердившись верою и благочестием, сподобимся внити в блаженные обители Царствия Небесного, благостию и милосердием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же купно со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Комментирование запрещено