Мясопустная родительская суббота

Слово архимандрита Александра (Васильева) (+1998г.) на родительскую субботу

Родительская суббота. Канун Недели Страшного Суда

«…И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца…» (Символ Веры)

Так исповедует свою веру Православная Церковь. Завтра мы услышим в Святом Евангелии о Страш­ном Суде, на который должны будут предстать все от мала до велика, дать отчет за все свои дела, слова и помышления. Во время Страшного Суда откроется наша вера и наши дела, как мы потрудились над исполнением Бо­жиих заповедей: любви к Богу и ближнему. Господь придет со всеми ангелами и святыми, которые будут с трепетом взирать на Царя Славы, пришествие Которого будет славно и торжественно.
Перед наступлением Великого поста Православная Цер­ковь установила Вселенскую родительскую субботу. Мы, живущие на земле, имеем возможность умолять Господа о прощении своих грехов, но наши умершие отцы, братия и сестры не имеют такой возможности. Для них окончилось время покаяния. Они уже прошли частный суд Божий, то есть воздушные мытарства и получили свое место, соответ­ствующее своим делам. Блаженны те души, которые перед смертию принесли искреннее покаяние и приняли Боже­ственное Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Такие души быстро возносятся к Престолу Славы, не задерживаясь на мытарствах злыми духами. Те же души, которые недоста­точно искренно покаялись, задерживаются на том или ином мытарстве и отводятся на место, где испытывают терзание совести и тяжелые душевные мучения.
Кто из нас, умирая, может сказать, что он исполнил весь закон? Никто не может сказать. Терзающиеся во аде души ничем уже себе не могут помочь. Восполнить недо­статок любви и несовершенства их сможем только мы сво­ими молитвами.
Господу угодно принимать от нас молитвы, прино­шения за наших умерших отцов, братий и сестр. Большое значение имеют общие усиленные молитвы Святой Право­славной Церкви, и Господь может изменить участь этих душ и спасти их. В этом уверяет нас Божественная Кровь Сына Божия. Уже в конце Божественной Литургии священник вы­нутые частицы из просфор опускает в чашу с Божественной Кровью Господа Иисуса Христа с такими словами: «Отмый Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Это омовение очень сильно и доставляет великую отра­ду и утешение умершим. Основание приносить жертвопри­ношения за умерших идет еще из Ветхого Завета.
Итак, да очистит Господь грехи усопших Божественного Кровию по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых. Аминь.

Слово архимандрита Авеля (Македонова) (+2006г.) в Родительскую субботу

Как поминать Великим постом

Великим постом за усопших надо молиться особенно усердно и обязательно поминать родных и близких в родительские субботы.
Существуют две Вселенские родительские субботы и родительские суб­боты на второй, третьей, четвертой неделях поста. У нас в России усопших поминают еще и на Радоницу после Пасхи и в Дмитриевскую субботу, в ко­торую особенно поминают всех убиенных воинов.
Часто спрашивают, достаточно ли заказывать за покойников панихиду, обедню?
Допустим, если дочь или сын не идут к больной матери, а она соскучи­лась и очень ждет их, вот приходит соседка и говорит: «Маша, шла я по улице, встретила твою дочь, а она передала тебе гостинец». Подумаешь — зачем гостинец, мне бы самой с ними повидаться.
Так и умершие — им лучше, когда мы сами в церкви присутствуем. Они же видят, кто пришел, кто молится. Передадут свечку помянуть, а сами что же, где в это время? Потом в эти дни пойдут на могилку, постоят у холма, ну и что?
А когда человек в церкви стоит и молится, душа умершего тоже там при­сутствует, все она видит. Самое главное то, что заказали обедню за умер­шего, батюшка вынул за него частичку. Подала и за здравие себе и комуто еще. Они как бы общаются.
Вот ты причастилась и в тебе Кровь Христова, а потом в эту Кровь ссы­паются те частички, за кого вынуты просфорочки, и говорит священник: «Отмый, Господи, грехи…». Мы это както не ценим. Главное — литургия. Панихида — это краткая молитва.
Литургия — это когда и живые, и мерт­вые неразделимы. Церковь Небесная и Церковь Земная, все вокруг Христа. Он везде невидимо присутствует. В Ча­ше то все: и тебе частицу, и мне частицу, и за родителей частицы. Все они в Крови Христовой. Как же этого не понять? Ко­нечно, священники должны объяснять все это своим прихожанам.
Если человек умер постом, его поми­нать надо в церкви, конечно, в первую очередь. Считаю глупо, кто собирает обед в угоду родственникам. Если род­ные умирали, я их так помню и поми­наю и не надо обеды собирать. Я и не пойду, потому что там разные пустые разговоры идут, пищу едят неположен­ную. Постом, если умирает человек, так люди собираются в пятницу, едят ско­ромное, пьют, пост нарушают. Вместо того чтобы пост на себя наложить, они в его память еще пост нарушают! Вооб­ще не положено на поминках пить ни­чего из спиртного.
Откуда это все пошло — поминать? Собирались все верующие на молит­ву, вся община, а так как люди все немощные, им надо было подкрепиться, вот обед. Вечером — всенощная, потом ужин, оставались в ночь, Псалтырь читали, потом шли к обедне, которую специально заказывали священнику. Все знакомые, все родные потом шли с кладбища в дом этого умершего, где им предлагали трапезу. Только подкрепиться, но никаких там пьянок.
Есть ли разница между отпеваниями праведников и грешников?
Когда хоронят праведного человека, то похороны не воспринимаются как похороны, а как праздник. Вот когда матушку Марию в Скорбящен­ском храме отпевали, это было как Пасха. Она была святой человек, но и когда светские люди благочестивые умирают…
Отпевают то всех одинаково, но чувство разное при этом. Стоишь прямо и изнываешь, когда у человека грехов много, а то прямо радостно, хоть бы еще сто молитв пропел.

Беседа протоиерея Николая Голубцова (+1963г.) в родительскую субботу

О поминовении усопших

День поминовения усопших — день молитвы за усопших отец и братий, о родных, близких, знаемых и незнаемых. Эти дни Великого поста выделены Святой Церковью специаль­но для молитвы об отшедших в вечность. В остальные дни Великого поста усерднее подвизайся в своем спасении, плачь о своем спасении, о своих собственных многочисленных гре­хах. Молитва об усопших полезна и спасительна им и нам, ныне еще живущим на земле и имеющим в свое время уйти в вечность. Молитесь об упокоении всех, наипаче родных. Бо­жественная таинственность родства состоит в том, что ты как бы носишь на себе грехи и добродетели ближнего своего. Если ты сам кажешься чист, то все равно не должен ослабевать в молитве о себе и ближних своих, памятуя, что Господь нака­зывает за грехи даже до четвертого колена. (См.: Исх. 20, 5; 34, 7; Чис. 14, 18; Втор. 5, 9.)
Страшитесь греха, этого страшного смертного яда для ду­ши. При желаний совершить грех представь его последствия, вторичное распятие Иисуса Христа, отражение этого греха болью в сердце твоих родителей и ближних.
Помни капли Божественной Крови, истекшей из тела Иисуса Христа на Кресте. Эти капли и доныне не перестают капать и будут изливаться непрестанным потоком до скон­чания века.
Хочешь быть причастником страданий твоего Создателя и Спасителя — приди и вкуси Тела Его и испей Божествен­ной спасительной Крови. Не отлучай себя от Причастия под предлогом многогрешности; только священник может, испо­ведуя тебя, отлучить от Причастия на год-два, чтобы ты ис- купил твой грех молитвой и постом.
Всегда иди ко Господу, зная и надеясь на Его любовь и милосердие, но с твердым намерением и решением испра­виться. Господь безграничен в Своей Божественной любви, Ему одинаково дорог любой предстоящий пред Ним человек, наипаче же Он внимает кающимся грешникам. Пусть ты по­лон скверн, но идешь к Нему: ты услышишь Его Отеческие слова: «Хоть ты скверный, но Я тебя люблю, Я пострадал за тебя, и вот ты опять пришел ко Мне: очищаю, прощаю и бла­гословляю тебя. Иди с миром.» Сколь велико милосердие Божие к грешнику! Апостол Петр, трижды отрекшись от сво­его Учителя, от Того, от Кого он своими глазами видел столько чудес, показывающих Божественность Иисуса Христа, был впоследствии прощен Господом и трикратным вопрошением его о любви к Нему был восстановлен в апостольстве. Господь вручил ему ключи от Царствия Небесного.
Приходи и ты, ныне кающийся, ко Господу, имея в душе веру и несомненную надежду на Божие милосердие. Нужно всегда иметь в себе Бога, старайся не отдаляться от Него никогда и ни в чем. Чаще читай Евангелие, эту книгу жизни, смерти —искупительной жертвы Иисуса Христа, принесенной Им за наше спасение. Читай его с великим тщанием, помни, что Гос­подь спросит ответ и отчет за всю жизнь. Он скажет: «Ты пришел ко Мне, надеясь на вечную жизнь, так почему же, живя на земле, ты не поинтересовался, Кто Я, как Я жил, чем ты обязан Мне, не хотел знать через это путей ко Мне?». Пока не поздно, читайте Святое Евангелие — эту спасительную книгу. У кого нет — помолитесь Богу, да укажет Он, где и как приобрести ее.
Будь неутомим в добрых делах. Проси у Бога крепости
в вере, да безбоязненно будешь носить Его имя в сердце и
на устах. Знамение нашего спасения — Крест — будем носить
внешне на груди, а внутренне — иметь в сердце и помнить о
Кресте, прибегать к его помощи, зная силу и могущественность крестного знамения. Чаще повторяйте и всегда творите молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Вот орудие против грешных дел и мыслей. Не смущайтесь мыслями гордыми, тщеславными, хульными, под­час охватывающими наш ум и сердце и смущающими их пе­ред самой чашей спасения. Бейте врага оружием молитвы и, не смущаясь, подходите к Причастию. Усиленно призывайте из глубины души помощь Божию Иисусовой молитвой. Про­сите у Бога помощи — и получите покой. Ощутите легкость на сердце, вы почувствуете, что с вами Господь, а в Нем — все!
1/14 марта 1953г.

Проповедь протоиерея Александра Глебова в родительскую субботу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня родительская суббота — день особой сугубой молитвы за тех людей, которые ушли из этого мира в мир иной.
То, что мы называем смертью, не является прекращением человеческого бытия. Смерть это не уничтожение человеческой личности. Смерть это переход человека из одного состояния в другое состояние. Что из себя представляет тот мир, мы не знаем, и даже не можем себе этого представить. Поскольку не обладаем для этого ни знанием, ни опытом пребывания в другом сверхчувственном духовном мире. Как не обладает знанием и опытом пребывания в этом мире ребенок, находящийся во чреве матери своей.
Он не знает и представить себе не может, что есть солнечный свет, что есть этот мир, который во всей своей красоте и многообразии несоизмеримо лучше, чем материнская утроба. Но пока ребенок сам не появится на этот свет и не увидит его, для него само рождение будет означать только одно — смерть. Смерть для того мира, в котором он какое-то время жил, и который он больше никогда не увидит, и в который он никогда не вернется.
Для него рождение это уход в неизвестность. А это значит, что каждый из нас уже переживал на своем собственном опыте уход из одного мира, смерть для него, и рождение в более совершенный и прекрасный мир, в тот самый мир, в котором мы сейчас и живем.
И абсолютно каждому из нас предстоит еще раз в жизни перейти эту грань миров. Умереть для этого, материального мира и оставить в нем то, что делает нас сопричастным физическому миру, то есть свое тело, и войти или родиться в мир духовный, в вечность. И входит в тот мир то, что делает человека сопричастным духовному миру, его душа.
И как не может ребенок, находясь во чреве матери, представить себе жизнь этого мира, пока он не родится в него, и сам не станет его частью, так и мы, живя в этом мире, не можем представить себе жизнь вечную. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу. Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю», — говорит апостол Павел. Это значит, что все наши попытки узнать что-либо о жизни будущего века тщетны, потому что та жизнь до времени от нас сокрыта. Мы смотрим на нее как бы через тусклое стекло, через которое практически ничего не видно, а если и видно, то изображение мутное и сильно искажено.
А потому мы и начинаем гадать, то есть свои собственные представления и фантазии переносим на загробную жизнь. Но это, конечно, совсем не значит, что если мы так думаем, что если нам так кажется, то так оно и есть на самом деле. Каждый из нас войдет когда-то в вечную жизнь, сам станет частью духовного мира, увидит его, как говорит апостол, лицом к лицу. И только тогда, наверное, мы поймем, насколько наши земные представления о вечности далеки от реальности.
Но все-таки отчасти мы имеем знание о жизни человеческого духа после физической смерти. Это знание нам даровал Господь, Который как Бог одновременно присутствует и в том и в этом мире. Он сказал нам о вечной жизни столько, сколько человеку необходимо о ней знать и в той степени, в какой человек может это воспринять и понять.
Но главное, Господь объяснил, что надо делать, чтобы та жизнь была счастливой, чтобы человек обладал вечным блаженством. Из слов Христа, из Его притч мы можем понять, что та вечная жизнь, которая ожидает каждого из нас, далеко не для всех будет одинакова.
Для кого-то она явится блаженством, а для кого-то скорбью. Конечно, и степень блаженства и степень скорби для каждого человека разные. За время своей земной жизни человек должен подготовить свой внутренний духовный мир к дальнейшей жизни, к жизни без тела.
Почему Господь в Евангелии призывает проявлять заботу в первую очередь о душе, не повредить ей. «Что пользы, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит?» — говорит Он. Ибо именно от состояния нашего духовного внутреннего мира зависит и образ нашей вечности. Что посеет человек, то и пожнет. «Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, пожнет жизнь вечную», — говорит апостол Павел.
И это действительно так, ведь каждый знает, что человеческое тело, человеческая плоть не живет вечно, оно тленно. И сеющий в нее, то есть человек, приоритетом жизни которого является потребность тела, зов плоти, такой человек, лишившись, в конечном итоге, этого тела переступит порог вечности ни с чем.
Ведь вся жизнь была связана только с потребностями тела, которое уже разлагается в земле. Получается, что жизнь была прожита ради тления. И конечно, такого человека смерть пугает. Ведь смерть это встреча человека с Богом. Вне зависимости от того, верит человек или нет. Там вера больше не нужна, потому что Бога человек уже видит.
Если он не обогатил свой внутренний мир за время земной жизни, если нет ничего общего между его миром и миром Божиим, то как же тогда можно быть вместе? Ну а если на протяжении земной жизни человек созидал свой духовный мир, обогащал его, как говорит апостол, «сеял в дух», то он, конечно, пожнет плоды вечности. Смерть не страшит его. Более того, из опыта святых людей мы знаем, с какой радостью они встречали свой последний час, ибо для них это было в первую очередь рождение в новую вечную жизнь, это встреча со Христом, это обретение Того, к Кому стремился.
Апостол Павел свой взгляд на смерть выразил следующим образом: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Имею желание разрешиться (разрешиться, это значит, умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Но вот что еще очень важно понимать.
Да, вечная жизнь человеческого духа зависит от тех усилий, которые были вложены в развитие этого духа во время земной жизни человека. А таковыми усилиями являются исполнение заповедей Божиих, молитва, доброделание, то есть вот то, к чему призывает нас Господь в Евангелии. Но ведь безгрешных-то людей не бывает, как гласит заупокойная молитва: «Нет человека, который бы жил и не согрешил». Каждому из нас будет за что постыдиться, встав перед лицом правды Божией.
А потому для человека, ушедшего в вечность, очень важна поддержка и помощь. И эта поддержка и помощь выражает себя в молитве церкви за усопшего, о прощении его человеческих прегрешений, о вечном упокоении. И Господь слышит такую молитву.
Потому что если мы молимся за другого, то делаем это не потому что это надо нам, а потому что это надо ему. А когда мы проблему другого человека воспринимаем, как свою собственную, то это именуется любовью к ближнему, то есть исполнением основной заповеди Божией. И мы верим, что в ответ на нашу молитву, с которой мы обращаемся к Богу с верою и любовью, Господь дарует тем, за кого мы молимся, вечное упокоение. Аминь.

Слово протоиерея Тихона Пелых (+1983г.) в родительскую субботу

Сокровища на кладбищах

Кладбище — таинственное место. Тут лежат безвозвратно отшедшие: у кого родители, у кого дети, у кого муж или жена — словом, дорогие для сердца близкие люди. Здесь — сокровища сердца. По слову евангельскому, идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). На кладбищах всюду можно увидеть плачущих, каждый стоит над могилкой и изливает в слезах душу. Так люди оплакивают самое для них дорогое.
Можно сказать, что сокрытый в могиле прах дороже всех сокровищ! Что значат золото, серебро, блестящие каменья? Все это — бездушная земля. А прах, лежащий в могиле, — чудный, таинственный, священный! Для этого праха — мир сотворен, для этого праха Сын Божий страдал, умер и воскрес! Для этого праха приготовлен рай небесный, устроено Царство Божие! Этот прах был живым существом, носил в себе образ Божий, прославлял Бога и поклонялся Ему. Этот прах был омыт крестильной водой, запечатлен печатью мира Духа Святаго, напитан был Божественным Телом и напоен животворящей Кровью. Этот прах в самой смерти бессмертен, потому что он таинственно соединен с Богом.
Кончится мир, потускнеет блеск земных сокровищ, померкнет солнце, а прах этот воскреснет и явится новым человеком, духовным, нетленным, чистым, как ангел, светлым, как солнце, и будет жить вечно! И снова будет славословить Бога. Вот почему Святая Церковь так торжественно, со свечами и песнопениями, погребает в недра земли эту персть — труп человеческий… Погребальным торжеством Святая Церковь показывает нам, что покойник — не простая земля, а сокровище будущего века, драгоценность для славного Царства Божия.
Дорогие братья и сестры! Сколько слез проливается по покойникам неразумно. Вот и вспомним здесь слова апостола: «Не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования». Христианская скорбь изливается в молитвах. Будем плакать в молитвах о прощении грехов усопших, и такой плач будет разумный и спасительный. Капли слез, изливаемые нами пред Богом в молитве веры и любви, помогут нашим умершим родным и близким вселиться в райские светлые обители Царства Небесного. Аминь.
1970 г.

Толкование святителя Феофана (Говорова), затворника Вышенского (+1894г.), на Апостол в субботу родительскую

Учение о втором пришествии Христовом (I Солунянам 4, 13-18)

Предполагается, что Солуняне, услышав от Апостола проповедь о втором пришествии Господа, вообразили, что оно совершится непременно в пределах их жизни и что причастниками благ его будут только те, которые будут живы в тот момент. Из этой мысли раждался вопрос: чтоже будет с умершими уже, а от незнания, как решить его — безпокойство об участи их, вместе же с тем и о своей, потому что всякий мог умереть раньше. Апостол пишет применительно к сему: придет Господь, но царство Его будет не на земле. Он снидет с неба; к Нему в сретение восхищены будут и живые и умершие, кои для того воскреснут прежде, — и там всегда пребудут с Господом. Этим уяснялась оставшаяся темною для Солунян сторона втораго пришествия и разгонялось всякое безпокойство об умерших. Но само пришествие не представлялось в полной картине, чего Апостол и не имел в виду; здесь указаны только два момента его — начало и конец. Средины производства суда — не коснулся Апостол. И сказаннаго достаточно было для успокоения безпокоившихся.
Ст. 13. Не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования.
Не хощу не ведети — обычный св. Павлу оборот речи, когда он хочет обратить особое внимание своих читателей на какой либо предмет, вновь ли он разсуждает о нем, или только напоминает.
Не хощу не ведети; следовательно хочу, чтоб вы знали, хочу преподать вам точное понятие о положении умерших для вашего успокоения. В бытность свою у них, он не успел преподать им всего о сем предмете. Теперь дополняет недостающее, приводившее в смущение Солунян. Пояснением дела Апостол хочет доставить им утешение.
Не ведети о умерших; — относительно умерших, кои названы здесь (с греч.) усопшими, как и прилично назвать их, пиша к верующим в воскресение, о коем здесь начинается речь. Под умершими, по ходу речи, разумеет здесь Апостол верующих, христиан, хотя, конечно, он учил повсюду, что все люди, — не христиане только, но и Иудеи и язычники, — не только безсмертны по душе, но имеют воскреснуть и с телом, чтоб принять должное воздаяние за все, что с телом наделали, доброе ли то, или злое (2 Кор. 5, 10). Не о всех же здесь речь, а только о верующих, потому что до других не было дела в этом случае.
Да не скорбите. Желание расположить Солунян благодушно переносить смерть близких заставило писать Апостола. Цель у него устранить неумеренную скорбь об умерших, в какую повергало Солунян неведение о том, как умершие сделаются причастниками вечнаго во Христе блаженства. Он как бы говорит: я поясню это, — и вам нечего будет скорбеть. «Ибо, как говорит Златоуст, многие предметы повергают в скорбь потому только, что мы не знаем их, но когда хорошо узнаем их, отлагаем скорбь.» Неведения, или неверия о воскресении не видно у Солунян; и Апостол «говорит с ними так не потому, что они не верили в воскресение, но потому что, не смотря на сие, оплакивали умерших» (Злат.).
Якоже прочии, не имущии упования. Эти прочие, — и из Иудеев часть, потому что и между ними Саддукеи отвергали воскресение мертвых, — и все язычники, кои и понятия не имели о воскресении, самую же загробную жизнь загромождали безобразными мечтами, подавшими повод многим и совсем отвергать безсмертие. Почему Апостол именует их упования не имущими (Еф. 2, 12). Их писатели говорят: надежды — удел живых, умершие же безнадежны (Феокрит). Солнце заходит и восходит; нам же, коль скоро однажды померкнет луч жизни, предлежит непробудно спать вечную ночь (Катул). Никто еще не возвращался из тех, коих однажды охватила хладная пауза жизни (Лукреций). — Таким свойственно оплакивать умерших, «потому что все умершие для них ничто» (Злат.). Христианам, чающим по смерти лучшаго образа бытия, не скорбеть, а радоваться должно об отходящих, что совершили течение и идут получать уготованный венец (2 Тим. 4, 8).
Какая мысль у Апостола в этом сравнении: якоже прочии?… Хочет ли он устранить всякую скорбь, говоря: чтоб вы совсем не скорбели, как скорбят не имущии упования; или говорит только: да не скорбите в такой степени и в таком духе, как скорбят те. Блаж. Феодорит принимает последнее: «Апостол не вовсе запрещает печалиться, но отвергает неумеренность скорби и утешает упованием воскресения. Ибо неимеющим сего упования извинительно предаваться неумеренной печали. Посему-то не сказал: об умерших, но об усопших, — в самом наименовании заключая утешение: ибо за сном следует пробуждение.» — Св. Златоуст настаивает на первом: «Скорбеть об умерших свойственно неимеющим упования. И подлинно, душа, совершенно незнающая о воскресении и эту смерть почитающая смертию (т.-е. уничтожением), естественно скорбит об умерших, как о погибших, сетует и безутешно плачет; а ты, чающий воскресения, чего плачешь?»
По духу веры и упования христианскаго, последнее уместнее для христиан; ибо для них смерть потеряла свое жало. И кто ясно с убеждением созерцает, что ожидает христиан по смерти, тот плакать об умерших не станет. Первое — поблажливее немощам нашим. Можно так: начинай с умеренной скорби и восходи к благодушию пред лицем смерти, провожая умерших, как провожают отправляющихся в иную страну на лучшую жизнь.
Ст. 14. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним.
Скорбь об умерших производит во первых разлука с ними, во вторых неизвестность что с ними будет. Первую причину скорби обезсиливает Апостол в настоящем стихе, говоря, что когда явится Господь, Бог приведет умерших опять к нам во взаимо-общение; вторую — в последующих стихах, говоря, что они, воскресши вместе с живыми, восхищены будут на облаках в сретение Господу и там всегда с Ним пребудут.
Цель у Апостола в этом стихе — не доказать воскресение умерших, а только привесть на память всю истину и яснее ее представить, чтоб само собою вышло: так чего же вам скорбеть-то? — Уяснение и оживление в сознании сей истины производит он поставлением ея в связи с воскресением Господа и кратким изречением, как молниею освещает всю область жизни и смерти. Воскресение мертвых не здесь только, но и везде поставляет св. Павел в зависимости от воскресения Иисуса Христа (Рим. 8, 11; 1 Кор. 15, 12—23; 6, 14; 2 Кор. 4, 14). Христос воскресший есть Начаток (1 Кор. 15, 20). Его воскресение есть задаток воскресения всех. Страхом смерти содержимые чрез веру в Господа воскресшаго возникают к надежде воскресения и жизни вечной. «Если Христово воскресение кажется нам достойным веры, то нельзя не веровать, что и мы улучим воскресение; потому что для нас домостроительствуется тайна вочеловечения» (Феод.). Но воскресение Христово есть не основание только веры в воскресение всех, а и причина самаго воскресения. Ибо Христос Господь и все верующие в Него составляют единое тело, живо сочетанное. Где глава, там и члены; Глава воскрес, Он привлечет к Себе и члены. Только всякий в своем чине: начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествие Его (1 Кор. 15, 23). «Он всех людей воскресил Своею плотию (положил основание сему воскресению), почему и называется перворожденным из мертвых (Кол. 1, 18)» — (Дамаскин).
Не напрасно помянул св. Павел и о смерти Господа. Смерть Его входит в состав надежды. Он умер за грехи наши, кои очищаются верою в крестную смерть Его. Это и красит благими надеждами веру в будущую жизнь. Жизнь эту мрачит страх наказания за грехи; смерть же Господа отревает сей страх. Смерть Господа не случайна, а необходима, как и воскресение. Тою и другим дух настроивается к надежде и стоит в ней.
После слов: аще веруем следовало бы ожидать: должны веровать, что и Бог и проч. Но св. Павел говорит прямо: так и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним. По несомненной уверенности в этом он не говорит, что должны веровать или надеяться, а выставляет самое дело надеемое и веруемое. Ему нужно было вывесть не веру из веры, а дело из дела. Умер Господь Иисус и воскрес; умерли уверовавшие в Него, — и воскреснут. Но о Господе говорит, что Он умре и воскресе— Сам: умер Своею волею и воскрес Своею силою; верующие будут воскрешены силою Божиею. Почему и говорит:тако и Бог приведет их.
Приведет — или в круг живых: нет их теперь, отошли от нас, а тогда Бог опять приведет их к нам и увидимся. «Слова:приведет с Ним, дают разуметь, что они будут собраны из многих мест» (Златоуст). Или — приведет в царствие Господа Иисуса, да будут с Ним там, где и Он, как причастники благ, стяжанных Им для верующих в Него Своею смертию и воскресением. Сопоставляя же сие слово с предыдущим, нельзя не видеть, что оно стоит вместо —воскресит; приведет чрез воскресение, или воскресивши прежде. «Приведет или пред Свое лицо, или к воскресению» (Экум.). Слова нашего перевода: умершия в Иисусе, по греч. стоят — чрез Иисуса. Объясняя это выражение, древние наши толковники, вслед за св. Златоустом, слова (прим. греческие) — соединяют или с умершия, в смысле: умершия в Иисусе, т.-е. в вере в Иисуса Христа, — или с приведет, в той мысли, что Бог умерших приведет к жизни с телом чрез Иисуса Христа; ибо «Сын есть виновник воскресения и того, что мы узрим Отца» (Экум.); «Он будет посредником воскресения умерших и представит их пред лице Отца» (Феоф.). Св. Златоуст, приведши это двоякое объяснение, дает, кажется, преимущество первому; ибо, минуя последнее, останавливается вниманием только на первом, говоря: «как же верные умирают во Иисусе? Очевидно, имея Христа в себе.» — Оно согласнее с строем речи в этом тексте, а подобозначащее себе выражение имеет ниже в 16 ст.: мертвые о Христе.
Слова Апостола, что Бог приведет умерших во Христе, подают повод вопросу: что же будет с умершими не в Иисусе, или с неверующими? Экумений решает его так: «что же, скажет кто, разве не всеобщее будет воскресение, как будто неверующие не воскреснут? Нет не то, — а что не все приведутся. Ибо приведену быть означает восхищение на облаках и приведение пред лице Судии. Верные, не ложно носящие сие имя, восхищены будут на облацех в сретение Христа, а неверные долу будут ожидать прибытия Его, не будучи достойны сретить Его.» Мысль эту заимствовал он у св. Златоуста, который пишет: «Апостол говорит здесь не о воскресении только, но о воскресении и чести, какою будут окружены верующие в состоянии прославления. В воскресении, говорит, будут учавствовать все, но в славе не все, а только усопшие во Христе. И так как он хочет утешить их, то утешает не только говоря о воскресении, ибо они уже знали о нем, но и о великой чести и скорости, с какою последует воскресение.»
Ст. 15. Сие 6о вам глаголем словом Господним, яко мы живущии и оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших.
Сказал Апостол, что умершие во Христе введены будут опять в круг жизни с телом — во взаимообщении со всеми: теперь показывает, как это совершится, ст. 15 и 16. Но объясняя это, открывает новыя черты в явлениях последних дней, какия доселе были неведомы. Господь сказал, что в свое время избранные будут собраны со всех концев мира, чтоб блаженствовать с Ним (Мф. 24, 31; Мар. 13, 27), но что будет с теми, коих застигнет второе пришествие Господне живыми, не было сказано нигде. Это открывает Апостол теперь, говоря не от себя, а от лица Господа словами Его: Сие бо вам глаголем словом Господним, — словом, от Господа слышанным, — говорим так, как повелел Господь.
Какое это слово Господне? Одни полагают, что это тоже слово, которым Сам Господь живописал Свое второе пришествие, как значится в Евангелии. Но там ничего не говорится об обстоятельствах, о которых пишет Апостол здесь. Другие — под словом Господним разумеют слово от Господа изшедшее, но не сохраненное в Евангелии, подобно:блаженнее есть паче даяти нежели приимати (Деян. 20, 35). На этом, конечно, можно было бы остановиться, еслиб не было из уст самого Апостола известно, что он получал от Господа непосредственныя откровения (1 Кор. 11, 23; 2 Кор. 12, 1; Гал. 1, 12). Это последнее и должно признать единственно верным истолкованием слов: словом Господним. И это тем более обязательно, что Апостол сам указывает на соприкосновенное сему же событию обстоятельство, как на откровение. Се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся (1 Кор. 15, 51). Тайну же как иначе знать, как не по откровению?! Св. Златоуст пишет: «намереваясь сказать нечто необычайное, присовокупил удостоверение: мы говорим не сами от себя, но узнавши от Христа. Пророки, желая показать достоверность того, о чем намеревались говорить, прежде всего инаго говорят: видение, еже виде Исаия (Ис. 13, 1); или слово Господне, еже бысть ко Иеремии(Иер. 1, 1); и еще: тако глаголет Господь (Ис. 8, 11). Многие видели и Самого Бога, седящаго на престоле (Ис. 6, 1), насколько возможно было им видеть Его. Но Павел, который не сидящаго видел, а имел в себе самом Христа глаголющаго, вместо того, чтоб сказать: тако глаголет Господь, говорил: понеже искушения ищете глаголющаго во мне Христа (2 Кор. 13, 3), и еще: Павел, посланник Иисус Христов (2 Кор. 1, 1), и чрез это показывал, что он ничего не говорит от себя, потому что посланник передает только слово пославшаго. И еще: мнюся 6о и аз Духа Божия имети (1 Кор. 7, 40). Так все вещал он по внушению Духа. Но то, что говорит теперь, он слышал от Бога, (вещавшаго к нему раздельными словами).»
Мы живущии оставшии в пришествие Господне. Слова сии подают повод думать, будто Апостол был убежден, что он и все верующие, в его время, доживут до втораго пришествия Господня, что оно совершится при их жизни на земле. Но такого убеждения в нем предполагать нельзя; ибо это значило бы определять время пришествия Господня, а он сам говорит, что времени сего определять не следует. Таким образом он был бы в противоречии самому себе. Почему некоторые слово: оставшии разумеют так, как бы стояло: оставшись, в случае если останемся, если доживем до втораго пришествия Господня. Строй греческой речи не мешает такому переводу. И св. Отцы, видя, что пришествие Господне не совершилось в пределах жизни Апостола, полагают, что, говоря так, «он не о своем лице говорил, а о людях, имевших дожить до того времени» (Феод.). «Употребив выражение: мы, он имел в виду не себя, но разумел верных» (Злат.). «Поелику говорил о живых (которые живы будут в пришествие Господне) и сам еще был жив; то и употребил общеобычное слово: мы живущии» (Дамаскин). Другие не допускают условия и видят у Апостола положение решительное, безусловное. И на это можно согласиться. Господь сказал: бдите, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет. Потому что час неизвестен, никто не мог его определить; но потому же самому всякий должен ожидать его, быть наготове, так себя иметь, как бы сию минуту имел застигнуть его последний день, и думать о себе и говорить, как о застигаемом сим днем, как бы о присущем уже пришествию Господа. В этом смысле и Апостол говорит о себе и о всех верующих, как о застигаемых пришествием Господним. Как тогда Апостол с тогдашними верующими, так и во всякое время все верующие должны себя иметь в сердце своем таковыми же. Вот-вот придет Господь, — и с нами, оставшимися в пришествие Господне, будет то и то. — Что доселе, ни при каких верующих не случилось сего, не следует, что оно не сбудется при нашей жизни, и наш долг — в сердце иметь себя застигаемыми пришествием Господним, от этого не теряет своей обязательной силы. В этом смысле в Новом Завете последний день всюду представляется наступающим (1 Кор. 15, 51. 52; 1 Петр. 4, 7; 1 Иоан. 2, 18; Иак. 5, 8).
Не имамы предварити, — не упредим, чтобы скорее, полнее их вкусить блаженной жизни с Господом, как бывает на ристалищах, где перегнавший других и скорее их достигший до положеннаго знака получает премию с исключением из участия в ней других.
Ст. 16. Яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее.
Что оставшиеся живыми в пришествие Господне не предварят умерших, это доказывает Апостол, представляя главные моменты того великаго последняго события: явится Господь, воскреснут умершие, они и оставшиеся живыми восхищены будут на облаках в сретение Господу. В этом, самом дорогом преимуществе верующих, живые не будут предпочтены никакою особенностию пред умершими.
Яко Сам Господь. — Лице, в коем сосредоточиваются все стремления и надежды христиан — начало и совершительпакибытия, решитель окончательной участи всех.
В повелении, во гласе Архангелове, в трубе Божии. В этом, или представляются только стороны и черты величия, благолепия и славы явления Господня в последний день, в противоположность смиренному сошествию Его для воплощения и в соответствие явлению Бога на Синае, или изображаются разныя действия Божеския в возустроении всяческих в новом виде. В повелении, коим Бог, в Троице покланяемый, изречет определение, что время кончилось, настал момент, да воскреснут мертвые и все да явится в обновленном виде. Во гласе Архангелове. Божие повеление принято будет первым Архангелом, конечно, Михаилом, блюстителем народа Божия, — прежде Израиля, потом христиан (Дан. 9, 21; 10, 5. 13. 21; 12, 1). Принятое повеление будет возвещено гласом Архангела — прочим воинствам небесным, которыя посредством труб Божиих разгласят повеление Божие во все концы земли. Под трубою здесь разумеется не одна труба, «труб будет много; Господь же снидет по последней трубе» (Златоуст). Божиею называется она, как передающая Божие повеление, с силою Божиею действующая. Труба будет проводником силы Божией, все проникающей и всеоживляющей; она возбудит умерших и соберет их вместе с живыми во едино. Труба и в Ветхом Завете была органом созывания народа Божия для выслушания воли Божией и исполнения ея (Лев. 25, 9; Числ. 10, 2; 31, 6).
И мертвии о Христе воскреснут первее. Тоже и в другом месте говорит Апостол: вострубит и мертвии востанут нетленни (1 Кор. 15, 52). Слово: первее не то значит, что прежде воскреснут умершие о Христе, т.-е. верующие христиане, а потом и нехристиане, как бы оставался между тем и другим воскресением какой промежуток времени, который иные расширяют даже на тысячу лет: на что никакого здесь нет намека. Апостол хочет сказать только, что прежде мертвые воскреснут, потом последует восхищение их вместе с живыми на облаках. О неверующих здесь не поминается, потому что их не касалась речь; слово Апостола к верующим было только о воскресении верующих. Но этим не исключается общее всех воскресение.
Фотий у Экумения говорит: «Господь снидет при Своем повелении, Архангеловом воззвании и возглашении труб. Повелевает Господь, Владычнее повеление провозглашает Архангел, передают его, как эхо, все чины небесные. Господь велит, Архангел передаст повеление Владыки тем, кои под Ним, а те прозвучат его во все концы мира. — И мертвии возстанут и соберутся со всей вселенной. Так подробно изображает он воскресение мертвых, чтобы глубже напечатлеть их в душах христиан. Голос Архангела повелит собраться всем Ангелам и всех приготовить к принятию Судии, готоваго явиться. Чтобы земля отдала принятых ею изменившимися в нетление, это совершит повеление Христово; а чтоб собрать во едино разсеянных до последних земли, это сделают Ангелы, по гласу Архангела, посредством трубы Божией. Прообразом этих труб служили трубы Синайския. И когда приближается Царь, трубят в трубы.» Св. Златоуст: «какое значение имеет глас Архангела? Такое же как и то, что сказано о девах: востаните, прииде жених. Се Жених грядет, исходите во сретение Его (Матф. 25, 6). Или об этом он здесь говорит, или о том, что тогда, когда Ангелы будут служить при воскресении, совершится нечто подобное тому, что бывает при царе. Именно, Бог скажет: да воскреснут мертвии! И это будет приведено в исполнение не силою Ангелов, а силою Его слова: как еслиб царь повелел и сказал: пусть выйдут заключенные, и пусть слуги изведут их, то сии последние исполнили бы это не своею властию, а вследствие повеления царскаго. Об этом и в другом месте говорит Христос: послет Ангели Своя с трубным гласом велиим и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их (Матф. 24, 31). — И повсюду узришь Ангелов, поспешающих исполнить повеление Божие. Воскресить есть дело Всемогущаго Бога, повелевающаго земле возвратить вверенное, безо всякаго содействия слуг, подобно тому, как было и тогда, когда Господь воззвал к Лазарю:Лазаре, гряди вон! (Иоан. 11, 43); а привести воскресших будет дело слуг.» Феодорит: «Сам Господь всяческих прежде всего явится сходящим с небес и повелит Архангелу возопить и воскресить мертвых. Трубы же будут повсюду звучать нечто великое и дивное. — Если при звуке, какой на горе Синайской соразмерен был с слухом живших тогда, народ не перенес чрезмерности страха, но сказал великому Моисею: глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем (Исх. 20, 19); то кто перенесет глас, который тогда прозвучит? — И мертвии о Христе воскреснут первее: мертвыми называет Апостол верных, не только уверовавших во Евангелие, но и просиявших под законом и до закона.»
Ст. 17. Потом же мы живущии оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем.
Потом же мы живущии… Умершие воскреснут, что же будет с живыми, в соответствие воскресению тех, об этом не говорит здесь Апостол, поспешая сказать, что с теми и с другими будет вместе. В послании к Коринфянам пишет Апостол, что в то время как умершие воскреснут, живые изменятся в тот же образ бытия, какой восприимут воскресшие.Се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся: вскоре, во мгновение ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся (1 Кор. 15, 51. 52). После того, как одни воскреснут, другие изменятся, и все собраны будут во едино, — последует суд и разделение добрых от злых. Апостол не касается сего; ибо это не входило в его цели, и поскорее переносит внимание на последний, утешительнейший для верующих момент сего страшнаго последняго события — на сретение Господа и всегдашнее с Ним пребывание. Сравнявшись в образе бытия с умершими, живые равно с ними будут иметь преимущество сретить Господа на облаках.
Купно с ними — равно с ними, ничего лишняго пред теми не достанется нам. Восхищени будем — подымемся в сродное воскресшим в обновленном естестве место. Так сказано, чтоб означить быстроту движения, соответственно стремлению и неудержимому желанию любящих Господа быть с Ним. Восхищени на облаках. На облаках Господь вознесся (Деян. 1, 9), и опять приидет на облаках же (Деян. 1, 11; Мф. 24, 30); на облаках и верующих сподобит сретить Его. «Как Сам Владыка вознесся на светлом облаке, так уверовавшие в Него, как воскрешенные из мертвых, так и живые еще, носимые на облаках, сретят Судию вселенной и с Ним пребудут в безконечные веки» (Феод.). В сретение Господне. Господь снидет с неба — взять Своих; а они потекут с земли в сретение Ему, как девы в притче (Мф. 25, 1. 6). Место сретения и возможно только на воздусе, на верху, в высших сферах атмосферы, при переходе в небесныя жилища. Но здесь только сретятся, а не пребудут. С Господом будут но не на воздухе, а там, где и Он. Он одесную Отца, а они окрест Его, или о страну Его, всякий в своем чине. И так всегда с Господем будем — причастниками Его славы и блаженства. Сретившись с Господом, став близ, лицем к лицу, в блаженном обращении, уже не разлучимся с Ним. Это верх чаяний, воодушевляющих христиан! — Так обетовал Сам Господь: прииду и поиму вы к себе, да идеже есмь Аз, и вы будете(Иоан. 14, 3). О сем молился Он к Отцу: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят славу Мою, юже дал еси Мне (Иоан. 17, 24). Этим утешал верующих в скорбях их ради веры Св. Апостол: аще чада и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу: понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся. Непщую бо, яко недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 17. 18, — подобно — Кол. 3, 3. 4; 2 Тим. 2, 12). Св. Златоуст пишет: «Если Господь намерен сойти, то для чего мы будем восхищены? — Чести ради. Ибо и тогда, когда царь въезжает в город, то почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают Судию; и тогда, когда возвращается нежный отец, дети и те, которые заслуживают название детей, выезжают на колеснице к нему навстречу, чтобы видеть и приветствовать его, а те из домочадцев, которые оскорбили его, остаются дома. — Мы понесемся на колеснице Отца. Ибо как Он (Отец) подъял Самого (Господа) на облаках (Деян. 1, 9), так и мы восхищены будем на облаках. Видишь, какая нас ожидает честь! Мы встретим Сходящаго и, что всего радостнее, так с Ним будем. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его (Пс. 105, 2)? Каких благ удостоил Он род человеческий! Прежде воскреснут умершие и так. обр. вместе все встретят Его. Авель, умерший прежде всех, выйдет тогда навстречу вместе с оставшимися в живых, так что они при этом не будут иметь никакого преимущества; но истлевший, столько лет лежавший в земле, встретит Его вместе с живыми, равно как и все прочие.»
Фотий у Экумения решает естественно рождающийся при сем вопрос, почему Апостол говорит только об участи верующих в последний день, не поминая об участи неверов и злых. «Замечаешь ли, что, описывая воскресение, Апостол не упоминает об имеющих воскреснуть для наказания и мук? — Это делает он, как думаю, по трем причинам. — Во первых, он пишет к Солунянам о воскресении в утешение им. Пишущему же с целию утешения неуместно было поминать о вещах горьких и прискорбных. Чрез это он более увеличил бы скорбь, а не доставил утешения. Во вторых, он писал о воскресении к верующим, — и прилично не упоминал о тех, кои имеют быть отведены в муку. Ибо верующие, по заповедям Господним живущие, не будут подлежать никакому наказанию, но будут пребывать в вечной радости и вечном блаженстве. Почему не было нужды поминать о мучениях сторонних лиц, пиша к верующим о славе, блаженстве и радостях, уготованных верным. В третьих, самое воскресение он истолковывает здесь, как оно есть само в себе и для чего есть. Воскресению же Бог определил быть во спасение людей, чтоб они вкушали вечныя блага в неизреченной славе; а ад Он уготовал для диавола и аггелов его, как говорится в Евангелии, а не для людей. Если иные своими неправдами вместо уготованных им благ избирают то, что уготовано для диавола, то это бывает помимо желания человеколюбиваго Владыки. Почему св. Павел, пиша о самом существе воскресения и о том, чего ради определил его Создатель всех, справедливо умалчивает о тех, кои пойдут в муку вечную.»
Ст. 18. Темже утешайте друг друга в словесех сих.
Вот цель, по которой св. Павел коснулся воскресения верующих и их блаженной участи по воскресении! Утешайте друг друга; чтоб не скорбеть об умерших, как прочии неимеющие упования. Утешайте друг друга, — менее смущенные и более спокойные, передавая другим слова веры о воскресении, повторяя их пред ними с сердечным убеждением, разсевайте мрак скорби у других. Утешайте в словесех сих — этими словами, которыя я вам передал, этим учением, этим изображением светлой участи воскресших верных, говоря друг другу: вот что будет! Прилично ли нам скорбеть? — Утешать себя этим можно не только в скорби об умерших, но и во всякой другой скорби. Ибо ничто не сильно так растворять горечь скорбей, как уверенность, что здешняя жизнь не есть окончательная, что будет другая, в которой воздано будет скорбным здесь неизъяснимым блаженством, коль скоро скорбящие искренни в правой вере и правы в жизни. Особенно это утешительно терпящим напраслины.

Комментирование запрещено