Неделя 12-я по Пятидесятнице

Слово митрополита Митрофана (Никитина), Горловского и Славянского, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, годовщину разрушения храма святого праведного Иоанна Кронштадтского

Наша сила в том, что на зло мы отвечаем добром

Я помню, как год назад во время воскресного всенощного бдения ко мне подошли священники и сказали: «Владыка, у нас случилась беда: в Кировском разрушен храм, и люди погибли». 27-го августа, в канун Успения Пресвятой Богородицы, мне удалось выехать сюда. Прихожане, которые остались в городе, собрались во временном вагончике. И во время богослужения он содрогался оттого, что где-то совсем рядом рвались снаряды.
Мы тогда молились о том, чтобы Господь дал силы восстановить разрушенное, не унывать, а в терпении преодолеть все те скорби и испытания, которые нам выпали. В тот момент мне хотелось сказать всем, что какими бы одинокими мы себя ни чувствовали, как бы ни трудно было смотреть на те разрушения и страдания, которые нам приходится терпеть, мы не одни. Потому что с нами молитва Церкви, с нами сочувствие наших верующих братьев и сестер. Святейший Патриарх Кирилл на следующий день, совершая богослужение, сказал, что возмущен тем, что происходит, и потребовал обратить самое пристальное внимание на те беззакония, которые творятся на нашей земле.
К сожалению, мы потеряли за этот год не один храм. В августе прошлого года в Горловке полностью сгорел храм Благовещения Пресвятой Богородицы, но, слава Богу, люди там успели выбежать из храма, никто не погиб. Из двадцати двух храмов в Горловке у нас есть только два, которые не были повреждены в результате боевых действий.
Я верю, что точно так же, как была построена здесь временная церковь, с Божией помощью мы отстроим и новый типовый храм. Сегодня мы собрались для того, чтобы помолиться о приснопоминаемых прихожанах этого храма, которые погибли здесь во время богослужения, и для того, чтобы засвидетельствовать Богу, что мы, православные христиане, не поступаем как язычники: мы сегодня не произносим слов проклятия и ненависти и не говорим о вражде. Мы сегодня говорим о любви, мире и прощении. Это и есть то, чем настоящие христиане отличаются от язычников и тех, кто, называя себя христианами, живут как язычники и безбожники.
Самое главное, что в наших сердцах нет ненависти и проклятия, нет осуждения и всего того, что сделало бы невозможными сегодня нашу молитву, причащение Святых Христовых Тайн, сделало бы невозможным наше будущее. Нельзя ничего построить на ненависти и вражде. Нельзя иметь никакого будущего, если в основу этого будущего закладывается яд гордыни и самоуверенности.
И именно в этом наша сила — в том, что на зло мы отвечаем добром, на ненависть мы отвечаем молитвой, на разрушения мы отвечаем своей готовностью созидать и молитвой о тех, кто разрушает — чтобы Господь их вразумил, и они поняли, что разрушают не только стены, которые будут восстановлены, но, в первую очередь, свою собственную душу, которую восстановить можно только покаянием, обращением к Богу и добрыми делами. Стены восстановить легче, потому что они никогда не противятся. Если мы положим кирпич, он будет лежать там, где мы его положили. А человек — это существо, которое в ответ на призыв может сказать и «да», и «нет».
Посмотрите, сколько людей Господь за Собой звал, и сколько людей на Его призыв ответило. Нашлось всего двенадцать рыбаков на берегу Галилейского озера, которые потом стали апостолами и проповедовали слово Божие по всей вселенной. А где же были все остальные? Фарисеи, книжники, законники, учителя народа, священники? Почему они не пошли за Христом? Ведь они первыми должны были Его узнать, первыми откликнуться на Его призыв, оставить все и последовать за Ним, как Он сказал сегодня богатому юноше, «если хочешь быть совершенным» (Мф. 19, 21). Но нашлось всего двенадцать.
Так и в сегодняшний день не все, называясь христианами, готовы следовать за Христом, исполняя Его волю и Его заповеди. Слава Богу, что сегодня этот приход, от храма которого год назад остались одни развалины, опять наполнен людьми. И именно это — залог того, что храм здесь будет отстроен. Если есть люди, которые чувствуют нужду в молитве Богу и хотят идти за Христом, подобно апостолам, и, оставив все, исполнять заповеди Божии, я верю, что благословение Божие будет на этом городе и его жителях, и на всех их делах.
Все восстановится, и мы снова будем благодарить Бога. Почему я в это верю? Потому что мы строим не на ненависти, не на вражде и беззакониях, а на том фундаменте, строить на котором нам заповедал Господь — на исполнении заповедей Божиих, любви к Богу и ближнему.
Я верю, что и кровь, которая пролилась здесь, не пролилась напрасно. Наша молитва сегодня соединяется с молитвой тех, кто пострадал в этой братоубийственной войне, кого уже нет среди нас. Дай Бог, чтобы это все стало для нас добрым фундаментом, чтобы мы свою новую жизнь не строили на прежнем старом фундаменте, чтобы она была без греха, и заповеди Божии были в ней на первом и главном месте. Христианин — это не тот, кто просто носит это название, но тот, кто следует за Христом, в чем всем нам пусть поможет Премилосердный Господь.
Сказано 10/23-го августа 2015г. на руинах храма в Кировске.

Слово митрополита Павла (Лебедя), Вышгородского и Чернобыльского, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Собирайте состояния свои в Царствии Божием

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные во Христе братия и сестры! И снова мы с вами стали свидетелями великой тайны: Богочеловек во всей полноте своей Боже­ственной и человеческой природы указал нам, что Он действительно есть тот Мессия, о Котором говорили пророки, — Бог Слово, нашего ради спасения при­нявший человеческую плоть, чтобы Своею Пречи­стою Кровию омыть грехи наши, нас с вами спасти.
…Шел уже последний год трехлетней проповеди Иисуса Христа и тридцать третий от рождения Его Пречистою Девою. Приближались крестные страда­нии Спасителя, и Он начал говорить об этом своим ученикам. Заметив в них скорбь и желая облегчить ее, а также чтобы поддержать веру в учениках Своих, ког­да они увидят Его страдающим, Господь обещал пока­зать им Свою Божественную славу, в какую Он обле­чется по Своем отшествии от них. Имев обыкновение удаляться ночью от учеников для уединенной молитвы Богу Отцу, Иисус Христос спустя шесть дней после данного обещания, взяв из учеников с Собою только Иакова, Иоанна и Петра, взошел с ними на вершину горы Фавор, чтобы помолиться, и здесь, отойдя от них на небольшое расстояние, на возвышенном холме пре­дался молитве. Три же Апостола, утомившись — ча­стью от восхождения на гору, частью от продолжитель­ной молитвы, — уснули. Во время их сна, когда близил­ся рассвет, Господь Иисус Христос преобразился, блистая неизреченною славою Своего Божества: лице Его сияло, как солнце, ризы сияли белизною снега. Апо­столы пробудились и в трепете наслаждались созерца­нием этой Божественной славы, насколько возможно это было для их телесных очей.
Почему же Иисус Христос, чтобы показать им славу Своего Божественного Преображения, из две­надцати Апостолов взял с Собою лишь троих? По­тому, что среди двенадцати был и Иуда, недостой­ный лицезреть славу Господню: Сердцеведец Господь знал злобу, ненависть и коварство его. И чтобы потом не было никаких кривотолков в народе, — что Господь относился к одним с любовью, а к другим с нена­вистью, Он из-за Иуды не взял и остальных восьми Апостолов. Те трое, что были с Ним, по чистоте сво­ей души, характеру действительно были ближе всех Спасителю: преданный Церкви и Богу Иаков, как он назывался — брат Господний по плоти; девственная чистота и святость — Иоанн, возлегший на Тайной Вечери на персях Господних и спросивший: «Кто пре­даст?»; ревностный, пламенный исповедник Петр, засвидетельствовавший, что Христос — истинный Сын Божий и что всякому человеку от этого благо­датного спасительного источника уходить не нужно, и не нужно никого другого искать. Впоследствии Иаков и Петр примут мученическую кончину. А сейчас, взирая на Божественную славу Преображе­ния Господнего, эти три громогласные свидетельные трубы возвещают нам о том, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преоб­разится тогда весь наш земной мир.
Сиянию Божественной славы Иисуса Христа были свидетелями еще двое людей: это — Пророк Илия и Моисей, говорившие с Господом о предстоящих ему вольных крестных страданиях, потому что уже при­ближалась Страстная Седмица Господня. Илия жи­вым был взят на Небо для того, чтобы снова прийти на землю перед концом света и благовестить о том, что приближается для нас, грешников, Страшный Суд, а для праведников — вечная блаженная жизнь о Госпо­де. Моисей же — свидетель от умерших, ждущий той минуты, когда Спаситель Своей пречистой Кровию искупит весь человеческий род, который находится во власти диавола, ибо, как было сказано, пока Господь не воскреснет, ни одна душа не может взойти в Гор­ний Иерусалим, поскольку дерзновенная рука Адама сама грехом своим закрыла рай.
Как же нам обрести этот вожделенный Рай — Царствие Небесное?
Евангельское чтение научает нас этому. Здесь я хочу снова подсказать всем: идя на Литургию, про­чтите еще раз те страницы Евангелия, прочтите еще раз те страницы Апостола, которые на Богослужении будет читать священник или диакон, для того чтобы вы имели полное понятие о том, что говорится на Бо­жественной службе, чему посвящена служба данного дня. Потому что тайная часть Литургии — Жертвоприношение, безкровная жертва — она уже является актом искупления человека от греха.
Итак, Евангелие повествует о том, что к Госпо­ду подошел богатый юноша с вопросом: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16). Этот юноша желал узнать верное средство к получению вечной жизни от того учителя небесной истины, Который так просла­вился Своим учением и делами. Сегодня этот вопрос звучал бы так: «Что сегодня недостает человеку, что­бы войти в Царствие Небесное?» Господь, даруя и нам животворный свет истины, указывает, открыва­ет путь ко спасению — путь Заповедей Божиих. Не­много слов, немного заповеден, а как они важны, по­тому что от них зависит жизнь вечная каждого из нас!
Но какие же это заповеди, дорогие брат и сестра? Заповеди: не убий, не прелюбы сотвори (не прелюбо­действуй), не укради, не лжесвидетельствуй, то есть десятословие, или закон о любви к Богу и ближнему. На сих заповедях основаны весь нравственный закон и все пророческие сказания.
Сегодня диавол, изощряя свои козни, установил для людей на этом свои, как бы «богоугодные», пра­вила жизни. И в результате человек сегодняшнего дня сосредоточил всего себя на деньгах, на добывании их, а на поверку — не знает, на что их тратить. Люди тра­тят сегодня деньги на заказные убийства, тратят на блудниц и блудников, проигрывают в казино и всяких игрищах, они крадут друг друга, за что после стра­дают родственники, семьи, дети. И, в конце концов, когда приходит суд, они лжесвидетельствуют на род безневинных, страдающих от безумия тех людей, которые не знают, где себя поставить и на какой пьеде­стал земной славы вознести себя.
…Юноша ответил, что он исполняет заповеди изначала, был научен родителями глубокой вере; по видимому, он был человеком из благоговейной еврей­ской семьи. И Господь говорит: «Не достает тебе еще одного, — если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое, раздай нищим и сле­дуй за Мной». Как видим, возлюбленные о Господе, Иисус Христос ограничился указанием юноше на одну часть Закона, то есть на заповедь о любви к ближнему: потому что невозможно любить ближнего чисто, искренне, не любя Бога всею крепостию духа, во всей чистоте, а равно невозможно считать истин­но любящим Бога того, кто ближнего ненавидит. «Почитай отца и мать, и люби ближнего твоего, как самого себя», — говорит Господь, ибо ме­рой любви к ближнему — всякому человеку — Спа­ситель полагает меру любви к самому себе (ведь сам себя человек любит более всего сущего на земле).
Следуй за Мной… Эти слова, мне думается, для верующего человека должны быть самыми же­ланными: услышать глас Христа, зовущий тебя к вечной, тихой, блаженной жизни в Царствии Не­бесном… Не каждому дано услышать этот глас, — только тому, кто этого жаждет. Н вот, как мы ви­дим дальше, юноша опечалился. Потому что серд­це его было прилеплено к земным благам; он стре­мился к спасению своей души, но пристрастие к бо­гатству, приверженность к своему состоянию ока­зались сильным препятствием к этому. Не случайно святые Отцы и Псалмопевец Давид говорят: «Где сердце ваше, там н вся жизнь ваша» и «от избытка сердца глаголят уста». Чем наполнено сердце сегод­няшнего человека? Оно изливает из себя на окру­жающих такое, что может либо отвратить людей от этого человека, либо они, люди, действительно последуют его примеру.
…Господь сказал и увидел, как юноша опечалился, потому что ему было жаль расстаться со своим богат­ством. И Господь тут же указывает, что богатому очень трудно войти в Царствие Небесное: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели бо­гатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24). Од­ним из толкований понятия «верблюду пройти сквозь игольные уши» есть такое: под названием «верблюд» разумеют канат корабельный, понятно, несоразмерный по толщине своей с ушком иглы, который, однако, если истончен будет на тонкие нити, может быть протянут в игольное ушко. И в этом-то смысле более понят­ным становится слова — удобнее, потому что и богатому, если он истощает свое имение на нищих, если созидает свою душу в милосердии и праведности, посте­пенно также можно войти в Царствие Божие и там обрести обещаемое Спасителем сокровище на Небеси.
И далее Господь, отвечая ученикам на их вопрос, кто же может спастись? — раскрывает им пути спа­сения человека (Мф. 19, 25-30). На примере богатого юноши, с верою вопрошавшего Спасители, как войти в Царствие Небесное, Иисус Христос показывает, как одна страсть в человеке может повредить мно­гим добродетелям, как пристрастие к земным вещам отягчает душу, омрачает ум, связывает волю, угашает уже разгоревшееся желание благ небесных, удаляет от благодати, уже обретенной исполнением Запове­дей, разрушает надежду вечной жизни с Господом, по-видимому, не без труда и благоразумия основан­ную. Богатого юношу опечалило условие спасения, названное Господом.
Что же делать, скажете вы, неужели всем остав­лять свое состояние и становиться нищим? — Нет, не в этом дело, ибо и Христос не от всякого требовал добровольной нищеты. Ведь живущим среди мира состоящим в семьях невозможно не заботиться о своем пропитании и об удовлетворении нужд домаш­них своих. Поэтому в Священном Писании не осуж­даются ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни Давид, жившие среди изобилия благ земных, приобретая их праведными трудами и незазорным стяжанием. По­тому и нам следует иметь только то, что вызывается необходимостью и позволяет правило нашего звания, что ныне называется — статус.
Но, дорогой брат и сестра, берегись присваивать и удерживать что-нибудь сверх этого и не позволяй себе желать большего. Пользуйся богатством, законно приобретенным, но при этом не забывай правила, провозглашенного еще Псалмопевцем: «когда богатство умножается, не прилагайте к нему серд­ца» (Пс. 61, 11).
Но если ты не умеешь с сохранением богатства сохранить свою душу, то не лучше ли погубить бо­гатство, нежели чтобы оно тебя погубило? Если не можешь вдруг, сразу, то, по крайней мере, понемногу выпутывай душу свою из сетей пристрастии, дейст­вуй вопреки этим пристрастиям. Заставь себя благо творить бедному, пусть бы даже сердце твое не про­никалось к нему состраданием. Отторгай себя от дел житейских, от праздной суеты и, пускав с некоторым принуждением, поставь себя на дело благотворения и благочестия. Бог узрит эти, пусть несовершенные еще, но благонамеренные жертвы и ниспошлет тебе мудрость и силу на то, чтобы приносить их в большей чистоте и совершенстве.
Теперь, возлюбленные во Христе, давайте оста­новимся на сегодняшних проблемах жизни. Многие люди нуждаются нынче в помощи, просят нас о помощи, но и многие из нас часто отказывают им — от­казывают не потому, что не имеют, а потому, что не известно для чего собирают свое состояние. Мы от­крываем страницы Библии — Евангелия, Апокалип­сиса, где сказано, что придет время — не будет денег, но только будут спрашивать тебя, кому ты принад­лежишь — Христу или антихристу, диаволу. И вре­мя это уже при дверях! Вот тогда ты должен будешь сделать свой выбор, потому что тогда только ты смо­жешь во всей полноте увидеть свое сердце, ибо при­дется выбирать: принимать или не принимать вот эту болезненную печать антихристову, которая будет ставиться на чело и правую руку человека — об этом нам свидетельствует Апокалипсис. Н тогда никому не нужно будет это состояние. Кому тогда оно останет­ся? Оно останется только для погибели, потому что в нем и слезы людские, и страдания. Ибо честным тру­дом человек миллиарды, миллионы, сотни тысяч не может нажить, — только мошенничеством, воров­ством, обманом. Но на слезах человеческих свое сча­стье никогда не построишь — в какую-то минуту оно развеется в прах. Горе богатым, не в Бога богатею­щим! Неудобен вход во врата, ведущие к Царствию Небесному, для тех, у кого умножены прихоти, по­рождаемые богатством.
И все же богатство само по себе есть дар Божий, знамение Его благости: Господь посылает его человеку для того, чтобы он своим богатством поделил­ся с неимущим. Вспомним житие преподобного Фи­ларета Милостивого: он, уже не имея ничего, разда­вал свое имущество — отдал даже последнюю верев­ку, которой была привязана его скотина: отдал внача­ле корову, а после отдал и теленка, дабы не разлучать. И Господь послал ему царское достояние — настолько удостоил чести, настолько дал благости, что он снова, до конца жизни, мог подавать неимущим, тем самым собирая свое достояние в Царствии Небесном.
Возлюбленные о Господе брат и сестра! Я призы­ваю вас сегодня не к тому, чтобы вы отдавали свое последнее. Но чтобы вы были милосердными друг к другу; чтобы в наших сердцах была воистину хри­стианская любовь — нелицемерная; чтобы мы всегда помнили, что у нас есть нуждающиеся братья. Если ты не можешь помочь чем-то вещественным, мате­риальным — ты имеешь слова Вечной Жизни. Сло­вом проповеди Евангелия ты должен утешить, дол­жен помочь. Если это старик — поднять его на по­стели или утешить иным способом; если это мла­денец — должен наставить его на путь истинный, чтобы он не согрешил тем или иным грехом, веду­щим к погибели. ибо совершенна Церковь Христо­ва, потому что сам Господь совершен, призывающий нас быть такими, как Он Сам: «Будьте совершен­ны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) и «я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14, 11).
Поэтому, дорогой читатель, не вырывая из евангельской истории какое-либо слово, но прочитывая страницы, вдумывайся, изучай, читай мудрых святых Отцев, которые стоят сегодня у Престола и молят­ся о грешном мире Богу. Будем же их просить и мо­лить, как друзей Христовых (а Господь сказал, что Он слышит молитвы праведных — тех, кто прибли­жается к Нему с чистым сердцем, не лицемерно, а с истинно христианской душой), дабы Господь помог и нам услышать глас Его, обращенный к богатому юноше: следуй за Мной, н наследуешь вечное блажен­ство в Царствии Небесном (Мк. 10, 21).
Аминь.

Толкование святителя Феофана (Говорова), Вышинского затворника (+1894г.), на апостольское чтение в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Истина Воскресения Христова несомненна (1Кор. 15, 1-11)

В истине воскресения Христова в числе уверовавших коринфян никто не сомневался. Святой Павел и не усиливается доказывать ее, а только напоминает о ней, воспроизводя, как он их самих оглашал верою. Оглашение первое всегда и начиналось так: умер Христос и воскрес, и вознесся на небо, откуда и придет судить живых и мертвых. Так было и в Коринфе, и так они уверовали. Об этом напоминает им Апостол, чтобы, как замечает святой Златоуст, когда после станет он выводить отсюда истину воскресения мертвых, им нельзя уже было не верить, ибо это значило бы не верить самим себе и себя самих предавать осуждению.
Ст. 1, 2. Сказую же вам, братие, благовествование, еже благовестих вам, еже и приясте, в немже и стоите, имже и спасаетеся, кацем словом благовестих вам, аще содержите, разве аще не всуе веровасте.
«Сказую же вам» — γνωριζω, — даю знать; но как они знали об этом, то Апостол хочет этим сказать: возбуждаю ваше знание, восстановляю в вашем сознании, напоминаю. Так все наши толковники. Феодорит: «Намереваюсь напомнить вам». Феофилакт и Экумений: «напоминаю». Святой Златоуст: «Внушает, что не преподает ничего нового, а напоминает о том, что уже было известно им». — Можно так: припомните, братие, «благовествование, еже благовестих вам». Цель Апостола — напомнить, как шло у них благовестие, с чего началось, на чем утверждалось, как видно из слов: «кацем словом благовестих»; но здесь вообще говорит о том, — в той мысли однако ж, что и это напомнит им, около чего преимущественно вращалось благовестие. «Сущность благовестия состоит в том, что Бог сделался человеком, был распят и воскрес» (святой Златоуст). Это и было всегда первым словом благовестия; об этом и хочет напомнить святой Павел.
«Еже и приясте». Я благовестил, а вы приняли. Если б я только благовестил, а вы не приняли, может быть, вы затруднились бы припомнить; а как приняли, то вам трудно не помнить, ибо то, что напоминаю, составляет основу веры, есть причина того, что вы приняли. «В немже и стоите». Не только приняли, но и стоите в благовестии. Εστηκατε, — стали, установились, утвердились, или утверждены есте. Принять можно иную вещь и сложить ее в сокровищницу, но благовестие не таково: если принято, то уже составляет дух жизни; таково оно и у вас, оно у вас в действии, им живете и дышите. Никакого нет труда припомнить о том, что всегда на глазах. — «Имже и спасаетеся». Погибали прежде, а теперь спасаетеся, видите и сознаете, что вышли из бездны пагубы и находитесь на пути спасительном, в уверенности, что, пребыв до конца на пути, улучите и вечное спасение. Следовательно, благовестие такой предмет, который должен быть дорог, как дорога жизнь, и жизнь вечная, — как не помнить?
«Кацем словом благовестих вам». Итак, припомните, каким словом я благовестил вам. Ниже, с 3-го стиха он сам сказывает, каким словом благовестил, то есть что говорил о смерти Господа, а потом о Его воскресении. Нельзя было не говорить о смерти, ибо на ней стоит наше спасение; но сказать о смерти и не сказать о воскресении значит подсекать веру в самом ее зародыше. Проповедь Евангелия всегда и состояла в этом: умер Господь грех ради наших, потом воскрес, вознесся на небо, и взяв бразды правления, всех к Себе ведет, чтобы с Собою облаженствовать в вечном царстве Своем. Итак, говоря: припомните, каким словом я благовестил вам, — об этом слове напоминает святой Павел. Главное здесь — воскресение. Оно светом божественным освещает крест и вводит во вседержительство Христово. На нем и благовестие стоит. «Кацем словом»: прямо восстановляло в сознании слово о воскресении. Святой Златоуст и определяет смысл сего слова так: «Каким образом я проповедовал вам действительность воскресения».
«Аще содержите». — Если содержите в памяти. Это обычный оборот: припомните, если не забыли. — Но он был уверен, что не забыли, а содержат, что доказывают все предыдущие слова. Он хочет этим выразить, что если б забыли, то это было бы ни на что не похоже. Некоторые переставляют эти слова с предыдущими так: «аще содержите, кацем словом благовестих вам» — и всю эту речь сочетавают с: «имже и спасаетеся», в такой мысли: спасаетесь, если содержите, как я благовестил вам. — Никакой нет нужды в такой перестановке; речь Апостола и без того течет плавно. Не было у него в цели выставлять условия спасения, а напомнить лишь, на чем стояло благовестие, каким словом образовалась вера их. «Кацем словом» — зависит от: «сказую», напоминаю, или припомните.
«Разве аще не всуе веровасте». Если только вы не попусту уверовали, не легкомысленно приняли веру, а установясь наперед на твердом основании веры. Основание же веры есть воскресение Христово. Он говорит: если только вы разумно уверовали, то должны держать постоянно в мысли истину воскресения Христова. ««Аще содержите». Содержите же конечно, — «разве аще не всуе веровасте», то есть если только не тщетно именуетесь христианами. Ибо всецелость христианства держится на догмате о воскресении Христовом» (Феодорит). «Этим показывает, что зло касается главного предмета, что дело идет не о чем-нибудь маловажном, но о целой вере» (святой Златоуст).
Ст. 3. Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по Писанием.
То их приглашал припомнить, а теперь и сам повторяет, как было дело, то есть кацем словом благовестил он; это было благовестие о смерти и воскресении Господа. С первых слов моих к вам речь началась об этом. Это смысл слова: «исперва» — εν πρωτοις. Но в этом слове могло скрываться для них особое некое внушение: «указывает на время и внушает, что крайне постыдно изменять вере после того, как верили столь долгое время, и не только это, но и то, что объясняемый догмат необходим, потому он и преподан между первыми и в самом начале» (святой Златоуст).
«Предах, еже и приях». Ничего не вводил от своего ума; истина сошла с неба и расходится по земле; мы — передатчики. «Внушает, что в благовестие ничего не должно вводить от себя, и показывает, что из догматов нет ни одного человеческого» (святой Златоуст). «Не сам я изобрел проповедь, и не человеческим последовал рассуждениям, но от Владыки Христа приял учение о сем. Что же приял ты? — «Яко Христос умре грех ради наших по Писанием». Сие предсказали и пророки, и Исаия взывает: «Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша» (Ис. 53: 5)» (Феодорит).
Язычники с укором всегда обращались к христианам: вы в Распятого веруете. Апостолы знали, что убеждение веровать в Распятаго само себя разрушает — но однако ж с этого всегда начинали слово, не прикрываясь и говоря истину, как она есть. Был на земле человек — Иисус; и распят: веруйте в Него и спасетесь. Что в Коринфе так было, прежде поминал уже об этом святой Павел, говоря: «не судих что ведети в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята» (1Кор. 2: 2). А между тем вера все росла и росла и обняла всю вселенную. Чем прикреплялась она к сердцам? — Тем убеждением, что Христос Иисус «умер грех ради наших». Никто не мог скрывать от себя, что он грешен, и что грешнику нет спасения. Слух о смерти, подъятой ради грехов наших, отверзал дверь спасения. В нее и потекли все. Надлежало только уверение возыметь, что смерть та не именуется только смертию грех ради наших, но и действительно такова есть. А что она такова, об этом свидетельствовало воскресение Умершаго. Вот златая цепь спасительных истин и убеждений! Вот почему и слово о смерти смело было, и вера в Него дерзновенна!
«По Писанием». «Крест был всем известен, потому что Христос распят в глазах всех, а причина не всем была известна; что Он умер, это все знали, а что Он претерпел смерть за грехи вселенной, этого многие не знали, посему Апостол и приводит свидетельство из Писаний» (святой Златоуст). Указывает на Писание, определяя им значение смерти Христовой. «Не станем исчислять порознь всех мест Писания, из которых одни прямыми словами, а другие прообразованиями, в них заключающимися, доказывают, что Христос умер плотию, и что Он умер за грехи наши. «Ради беззаконий», говорится в Писании, «людей Моих ведеся на смерть»; и: «Господь предаде Его грех ради наших»; и еще: «язвен бысть за грехи наша» (Ис. 53: 5-6,8)» (святой Златоуст). Слово: «по Писанием» показывает, что так издревле предречено; а древле предречено потому, что Бог так внушал предречь; а Бог так внушал предречь, потому что так положено в предвечном совете. Таким образом, вот куда возводило одно это слово. Дела идут во времени, а определение о них предначертано в вечности. Такое помышление тем паче необходимо было при слове о спасительной смерти Господа Иисуса Христа, умершего яко человек.
Ст. 4. И яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по Писанием.
«И яко погребен бысть». «Желая показать, что смерть была истинная, а не кажущаяся, как думали некоторые еретики, Апостол прибавил и это слово: «и яко погребен бысть». Погребение есть подтверждение действительности смерти» (Экумений). «И яко воста в третий день». И это, говорит, я вам предал; и как вслед за сим приводит многие свидетельства о Его воскресении, то показывает тем, что в этом и проповедь его главным образом состояла, и теперь он поминает о том с тою особенно мыслию, чтоб они преимущественно этот предмет восстановили в сознании. — «По Писанием» относится и к: «погребен» и к: «воста в третий день», и сказано не в доказательство истины погребения и воскресения, а в показание значения их, что это все случилось не просто, а по предначертанию предвечному и требует не веры только, но и благоговения, и углубления в созерцание всеобъятного значения сих событий.
Святой Златоуст говорит: «Где же сказано в Писании, что Христос будет погребен и в третий день воскреснет? — В прообразе Ионы, на который указывает Сам Христос, когда говорит: «якоже бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи»; в прообразе купины в пустыне: как она горела и не сгорала, так и тело Христово было мертво, но не удержано смертию навсегда; в прообразе змия, бывшего при Данииле: как он, приняв пищу, данную ему пророком, расселся, так и ад, приняв тело Христово, распался, потому что оно расторгло чрево его и воскресло. Если же ты хочешь и в словах слышать то, что видишь в прообразах, то послушай Исаию, который говорит: «яко вземлется от земли живот Его» (Ис. 53: 8) (то есть Он погребается); и еще: «Господь хощет очистити Его от язвы и явити Ему свет» (то есть воскресить) (1Кор. 15: 10-11); также Давида, который еще прежде (Исаии) сказал: «не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Пс. 15: 10). Посему и Павел отсылает тебя к Писаниям, дабы ты знал, что это совершилось не просто и не без причины. Ибо могло ли быть так, если столь многие пророки преднаписали и предвозвестили это».
Ст. 5. И яко явися Кифе, таже единонадесятим.
О явлении Господа святому Петру в Евангелии (Лк. 24: 34) упоминается; и нет сомнения, что оно было. Святой Павел мог слышать о том от самого Петра. Святой Златоуст говорит: «В Евангелии говорится, что Христос прежде всех явился Марии; но из мужей — прежде всех Петру, который особенно желал видеть Его. Кто первый сподобился видеть Господа, тому нужна была великая вера, чтобы не смутиться от необычного видения. Посему Христос явился прежде всех Петру. Кто первый исповедал его Христом, тот справедливо первый удостоился видеть и воскресение Его. И не поэтому только Христос явился прежде всех одному Петру, но и потому, что Петр отрекся Его; дабы совершенно утешить его и показать, что он не отвергнут, Христос удостоил его Своего явления прежде других».
«Кифа достаточное для свидетельства лицо, но оно одно. Посему Апостол прибавил: «таже единонадесятим»» (Феодорит). У святого Златоуста и всех других наших толковников стоит не одиннадцать, а двенадцать, — δωδεκα. Так обычно Писанию именовать все собрание Апостолов, по первоначальному числу их, хотя из числа их и пал Иуда; почему и Фома назван у Евангелиста Иоанна одним «из обоюнадесяте» (1Кор. 20: 24). Собранию Апостолов явился Господь вечером в самый день Воскресения и в осьмый день спустя после того, а может быть и еще когда, хотя не записано. Когда же явился Апостолу Петру? — Если принять, что святой Павел в перечислении явлений соблюдает порядок времени, то надо полагать, в самый день воскресения.
Ст. 6. Потом же явися боле пяти сот братиям единою, от нихже множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша.
После упоминания о явлении Господа двенадцати, — «чтобы не стал кто подозревать, будто бы они о любимом учителе проповедали воскресение, которого не было, Апостол помянул и о явлении более чем пятистам братий, — не порознь, а всем вкупе. Свидетельство такого числа людей неподозрительно. И, чтобы не подумал кто, что он сам говорит, чего не было, прибавил, что из них многие живы доселе. Кому угодно, может дознать об этом от них самих» (Феодорит). «Хотя я, говорит, повествую о прошедших событиях, но имею свидетелей еще живущих. «Нецыи же и почиша»; не сказал умерли, но: «почиша», утверждая и этим выражением истину воскресения» (святой Златоуст).
Ст. 7. Потом же явися Иакову, таже Апостолом всем.
«Иакову» — «мне кажется, брату Своему; его, говорят, Он сам рукоположил и поставил первым епископом в Иерусалим» (святой Златоуст). «Это было лицо значительное не по одному родству, так как назывался братом Господним, но и по собственной своей добродетели, так как наречен был праведным» (Феодорит).
«Таже Апостолом всем». «Ибо были и другие Апостолы (кроме 12-ти), именно семьдесят» (святой Златоуст). «Апостолами назвал здесь святой Павел не опять тех же двенадцать, ибо о них упоминал, но всех, приявших такое рукоположение» (Феодорит). «Были и другие Апостолы из учеников Господа по подражанию двенадцати, каковы например Варнава, Фаддей» (Экумений). Не избраны ли были они Самим Господом из числа уверовавших по воскресении?!
Обозрев все сии явления, святой Златоуст наводит: «Христос не вдруг всем явился по воскресении, но сначала являлся порознь, дабы посеять предварительно семена веры в немногих и чрез них приготовить к вере и всех. Ибо кто первый увидел Его и совершенно удостоверился, тот сказал о том другим; потом сказанное распространялось, производило в слышавших ожидание великого чуда и пролагало путь вере в явление. Посему Христос явился не вдруг всем вместе и немногим в начале. Те, которые увидели после того, как видели другие и когда уже слышали от них, в свидетельстве их имели немалое пособие, располагающее к вере и предуготовляющее душу. Прежде всех явился Он одному только верховному. После Петра являлся и другим порознь, и вместе, — немногим и многим, дабы он сделались друг для друга свидетелями и учителями в этом деле. Так шло дело. Достовернейшие же свидетели и проповедники воскресения суть, без сомнения, Апостолы».
Ст. 8. Последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне.
Выслушав все сказанное доселе, мог иной подумать: ты все говоришь по слухам. Слух — не верный свидетель. Чтоб этого кто не сказал, или чтобы кто-либо сам себя не смутил такими мыслями, святой Апостол выставляет и себя очевидцем и свидетелем воскресения Господня, придав словам своим обычную ему скромность в образе мыслей (Феодорит). «Изверг» — не злодей, а выкидыш. «Уподобляет себя выкинутому зародышу, который не включается и в число людей» (Феодорит). «Что хочет он сказать здесь такими смиренномудрыми словами, и по какому поводу? Если он хочет показать себя достоверным и причислить себя к свидетелям воскресения, то следовало бы сделать противное, следовало бы превознести и возвеличить себя, как он делает во многих местах, когда требуют обстоятельства. Но здесь он унижает себя потому, что намеревается сделать то же самое, только не вдруг, а с свойственным ему благоразумием. Ибо, уничижив наперед себя и высказав на себя много укоризн, он потом возвеличивает дела свои. Для чего? — Для того, чтобы когда он скажет о себе великое и высокое изречение: «паче всех потрудихся», слова его были несомненными и приняты, как бы сказанные по ходу речи. Кто говорит что-нибудь великое о других, тот говорит смело и дерзновенно, а кто принужден хвалить самого себя, особенно когда представляет себя в свидетели, тот стыдится и краснеет. Потому и этот блаженный муж наперед уничижает, а потом возвеличивает себя. Он делает это как для того, чтобы смягчить неприятность самохваления, так и для того, чтобы сделать чрез то достоверными следующие слова свои; ибо, сказав неложно о том, что достойно осуждения, и не скрыв ничего такого, например что он гнал Церковь, что истреблял веру, он делает чрез то несомненными и достохвальными дела свои. И смотри, как велико его смиренномудрие. Сказав: «последи же всех явися и мне», он не удовольствовался этим, — ибо «мнози будут», говорит Господь, «последни первии и перви последнии» (Мф. 19: 30), — но присовокупляет: «яко некоему извергу»; и на этом не останавливается, но присоединяет собственное осуждение, и приводит причину» (святой Златоуст).
Ст. 9. Аз бо есмь мний Апостолов, иже несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних церковь Божию.
Перечисление очевидцев-свидетелей воскресения кончено. Их так много, что не верить воскресению Господню будет то же, что называть день ночью. Следовало бы теперь сказать только то, что сказал чрез два стиха: так проповедуем, и так вы уверовали. Но, коснувшись себя и своего призвания, Апостол не мог удержаться, чтобы не остановиться на этом и по своему чувству смирения и благодарности, и по цели, с какою приводил свидетельства воскресения. «Гоних церковь», говорит, и потому Апостолом не стою именоваться. Сильное выражение смирения; но между тем, если прежде гнал Церковь, а теперь стал проповедником веры, основанием которой служит воскресение Христово, то для всякого отсюда выходило наведение: верно, этот гонитель имел поразительное удостоверение в воскресении, когда из гонителя сделался проповедником веры. Это наведение придавало свидетельству святого Павла о воскресении Христовом высшую цену пред всеми другими; оно и их всех возвышало и венчало собою. Святой Златоуст говорит на это: ««Аз есмь», говорит, «мний Апостолов». Не сказал: «только двенадцати», но и всех прочих (в Еф. 3:8 — и всех святых). Все это он говорит как по смирению, так и с тем намерением, дабы расположить слушателей к скорейшему принятию последующих слов. Ибо если бы он вместо этого сказал: вы должны верить мне, что Христос воскрес, потому что я видел Его, и я достовернее всех, — свидетелей, потому что потрудился более всех: то мог бы такими словами оскорбить слушателей. А теперь, изображая наперед обстоятельства, служащие к его уничижению и осуждению, он и смягчает речь свою, и пролагает путь к вере в его свидетельство».
Ст. 10. Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною.
Опять то же, и обнаружение смиренномудрия, и возвышение своего свидетельства до несомненности, заграждающей уста всякому пререканию. «Благодатию Божиею есмь еже есмь», а он есть Апостол языков, огласивший до того времени всю Малую Азию, Македонию, Грецию и некоторые острова. После этого он мог сказать, что благодать Божия, избравшая его, не тща бысть в нем, что она не напрасно его избрала, что она чрез него успешно делает, что преднамерила сделать. Потому хотя и указывает на то, что потрудился больше всех Апостолов, но видит в этом не плод своего усердия, а тоже дело благодати. Ибо не достало бы у его собственного духа силы возгревать так напряженно это усердие, и у его воли энергии к продолжению таких неимоверных трудов. Это искреннее исповедание: «не аз, но благодать яже со мною». Сведите теперь воедино: «благодатию Божиею есмь, еже есмь, — благодать во мне не тща бысть, благодатию Божиею потрудихся», и вы должны убедиться, что это есть лицо, носящее благодать и носимое благодатию. Если так, то что есть в устах его свидетельство о воскресении, если не то же, что свидетельство свыше, от Самого Бога? Таким образом, обнаружение смирения стало непреоборимым удостоверением в несомненности свидетельства о воскресении Христа Господа.
Ст. 11. Аще убо аз, аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте.
Сводит все сказанное. Припомните, говорит, каким словом благовестил я у вас Евангелие. Я говорил вам, что Христос Господь умер грех ради наших, потом погребен и воскрес в третий день, свидетели чему бесчисленны, — не одни Апостолы, но и множество верующих, которые доселе живы, наконец и я сам. И вот слово, которым мы оглашаем всех, которым оглашены и вы, и которому поверили. Это значило: если вы верующие, то несомненно стоите на твердом камне веры в воскресение Христа Господа. Апостолом очень достаточно сказано для того, чтобы возобновить в сознании коринфян истину воскресения Господня и оживить убеждение в ней. Экумений пишет: ««аще аз, аще ли они, тако проповедуем». Мы согласны, говорит, в проповеди, — согласны все и проповедуем так не где-либо в углу, а открыто, всем всюду. Так и вы уверовали вместе со всеми. Эту самую веру их призывает теперь Апостол в свидетели истины (воскресения). Ибо говоря: веровасте, дает разуметь, что они не обманчивыми и лживыми словами были увлечены, а убеждены верными доказательствами в истине проповеди, и потому поверили».

Слово митрополита Зиновия (Корзинкина), Саранского и Мордовского, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Кто приобретает жизнь вечную?

У пророка Исайи сказано: «Многие люди родились напрасно». Что это значит? Они не использовали время земной жизни для того, чтобы просветить свою душу духом истины и познания Бога. Душа человеческая своими способностями значительно превосходит земное бытие, в котором мы с вами живем. Наша душа становится воистину красивой, когда она возвышается над земными страстями, влечениями и привязанностями. Мы говорим, что такой человек возвышенный, что он прекрасен. И наоборот — если кто порабощается чувствами, ведущими к удовлетворению плоти и крови, к насыщению своих земных алчбы и всяких пристрастий, мы говорим — это низменный человек.

Сегодня в Евангельском чтении мы слышим слова: «Кто приобретает жизнь вечную?» Жизнь вечную приобретают те, кто познают небесного Бога Отца и Сына и Святого Духа. Если люди ищут познания Бога, Бог открывает им Себя. И душа становится носительницей этого познания, душа наполняется Божественной благодатью, в которой она становится освященной, способной войти в жизнь вечную, в лоно Небесного Отца.
Многие живущие на земле хульно повторяют за духами зла всевозможные ругательные эпитеты и наименования, они хулят христиан, следующих за Словом Истины. Но при этом что приобретают они? Рабство.
Мы видим, как сложно оторваться от пагубных страстей. Человек, впавший в жадность, служит только приобретению земных, временных ценностей. Человек, впавший в блуд, уже не мыслит целомудрия, он разрушает свою семью и разрушает свое тело, являющееся храмом Божиим. Человек, подверженный порокам пьянства и наркомании, полностью губит и растлевает себя. И мы видим, как эти растления унижают человеческое достоинство. И наоборот — человек, способный воздержаться от этих пороков, становится воистину достойным носителем образа и подобия Бога. Желаю всем вам каждый день взирать в свое будущее и помнить, что есть одна глобальная цель — это совершенство человека, чистота и красота нашей души в Боге. Есть цель познания Бога. И ступенями, ведущими к этой цели, является каждая Воскресная служба. Потому что вочеловечившийся Бог для того и пришел в этот мир, чтобы создать Свою Церковь, в которой мы могли бы в Таинствах встречаться с Ним, возносить Ему молитвы, преображаться и освящаться, из плотских и телесных становиться духовными. В этой Церкви Господь Бог обетовал пребывать до скончания века и Он пребывает. Я желаю, чтобы каждая Воскресная служба, как малая Пасха, наполняла сердца ваши благодатью и истиной. Чтобы каждое причастие Святых Тайн Христовых было полным единением с Богом и еще одной ступенью небесной лествицы на пути к Царствию Небесному.
Приходя в храм Божий, пред лице Бога, мы должны со страхом и благоговением готовиться к встрече. Тот, кто приходит пред Богом предстать в окамененности, в безразличии своих чувств, или того хуже — в дерзости, уподобляется падшим духам. Душа такого человека не воскресла еще: получив Крещение, человек не оживил себя духом благодати. Я желаю, чтобы мы соблюдали благоговейное, во страхе Божием, предстояние перед Богом, потому что это страх, ведущий к свободе. Страх согрешать останавливает человека от греха, он дает свободу от смерти и от порока. Желаю всем наблюдать за своими мыслями и чувствами и не позволять греховных мыслей и чувств.
Тем, кто готовится к пречистым Тайнам Христовым, нужно очень внимательно исследовать свою душу, помнить, что мы обещали Богу в прежние наши причастия, взирать на то, как мы живем, и иметь намерения возрастать от силы в силу в благодати Божией.
Храни всех Господи!

Слово архиепископа Саввы (Раевского), Сиднейского и Австралийского (+1976г.), в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

«Учитель благий, что мне нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
(Матф. 19:16-22)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
С таким вопросом, возлюбленные братья и сестры, как говорится в сегодняшнем Евангелии, обратился богатый и знатный юноша к Иисусу Христу. Юноша, как видно из Евангелия, принадлежал к числу людей с высшими духовными запросами, к числу людей, алчущих и жаждущих правды Божией. Поэтому он и обращался со своим вопросом к Источнику самой правды и истины Иисусу Христу, Который Сам сказал о Себе: «Я есмь путь, истина и жизнь». Богатство и знатность не заглушили в юноше высших и светлых порывов его души. Суета и тина жизни не засосала его. Он не уподобился тем людям, которые утрачивают высший духовный инстинкт, а весь свой умственный кругозор, все свои стремления и интересы ограничивают одним только видимым и земным.
Не такой был евангельский юноша. Вопрос о спасении души выдвигался у него на первый план. Он думает о вечной жизни, о Царстве Божием, стремится к этому царству и ищет путей к нему. Им уже было много сделано в этом отношении. Он исполнил закон и соблюдал заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй и др. и, судя по-человечески, он высоко поднялся по лестнице нравственного совершенствования. Но подняться на вершину этой лестницы он не смог.
«Если хочешь быть совершенным, — сказал Спаситель юноше, — пойди, продай имение твое и раздай нищим… и приходи, и следуй за Мною» (Матф. 19:21).
Услышав это слово, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал Своим ученикам: «Истинно, истинно говорю Вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (ст. 22-23).
Случай с евангельским юношей, его разговор со Спасителем, описанный в нынешнем евангельском чтении, как нельзя лучше объясняет нам значение нашей сегодняшней молитвы и смысл нашего сегодняшнего торжества.
Сегодня мы, монашествующие, и вы, боголюбивые светские люди, обращаем взор к небу, чтобы вознести нашу совместную молитву Господу сил и испросить Его благословение на дальнейшее созидание и укрепление мужской обители «во имя Всех Святых»…
Устроен еще один православный жертвенник, на котором приносится Бескровная Жертва Христова за весь мир. Зажжена еще одна свеча перед ликом Спасителя. И сегодня мы пригласили вас, дорогие братья и сестры, чтобы совместно, соборне вознести нашу молитву и тем укрепить наше намерение довести начатое дело без всякого препятствия до благополучного конца, ибо создание монастыря, как духовного центра, есть дело не только иноков, но и каждого православного христианина, проживающего в нашей епархии; дело всего православного народа; дело, в успехе которого должен быть заинтересован каждый верующий в Иисуса Христа, кто стремится к спасению своей души.
Спасение души есть главное, основное, самое важное и дорогое для верующего человека. Человек, который не думает и не заботится о спасении своей души, не может быть вообще назван религиозным, а тем более православным христианином. Человек, не заботящийся о своей душе, не может понять смысл и значение христианского делания и еще менее участвовать в нем. Имея душу, прожженную грехом, человек не в состоянии оказать духовную помощь другому. А современный человек, занятый угождением тела, удовлетворением материальных потребностей, как раз об этом-то, о спасении души и забывает…
Выдающийся архипастырь, Архиепископ Томский и Алтайский, а позже Митрополит Московский Макарий, так говорит о душе человеческой: «И голодно этой душе, и ходит она в безобразной одежде пороков и страстей». Не даром один мудрый человек сказал: «Если бы до явления в этом мире меня спросили, чем бы желал быть здесь, то я сказал бы: менее всего пожелал бы быть душой человеческой. Почему? Потому что о душе человек менее всего заботится».
Не правда ли, братья и сестры, что мы меньше всего заботимся об удовлетворении потребностей нашей души?
«Душе нужно знание, — говорит святитель Макарий, — нужна истина, а мы оставляем ее в невежестве, питаем ее ложью, обманами. Ей нужна любовь, а мы подносим ей ненависть, вражду и озлобление против всех. Душе нужно, чтобы мы поступали по совести, по закону, в нее вложенному Богом, а мы постоянно попираем голос совести. Душа произошла от Бога и стремится к Богу, как дитя к своей матери, а мы не допускаем ее до Бога и не пускаем к ней Бога. И выходит то, что в крепком, красиво одетом, накормленном, напоенном теле, душе и голодно и холодно, и тревожно от упреков совести. И жалуется душа Богу: изведи меня из этой темницы, чтобы исповедаться, прославлять имя Твое там, где мне будет и светло, и тепло, и уютно».
Что же делать человеку, чтобы успокоить свою душу, удовлетворять ее потребности и тем спасти ее от смерти и вечной гибели?
Нужно, братья и сестры, прежде всего помнить, что у нас кроме тела есть душа. Нужно помнить, что для души нашей нужны пища и одежда. Об этом должны помнить и те, кто живет в миру, и особенно те, кто по указанию, деланному Господом богатому юноше, продает имение, раздает нищим и следует за Христом. К последней категории людей, смело и самоотверженно идущих за Христом, принадлежат иноки, монахи, которые оставляют мир и все житейские попечения, чтобы исключительно посвятить себя Богу. Иноки удаляются от мира, чтобы в уединении беспрепятственнее трудиться над своим нравственным совершенствованием. Иноки идут в монастырь по своей свободной воле, чтобы постоянно исполнять те строгие и многотрудные обеты, которые составляют отличительный характер иноческой жизни: обет глубочайшего смирения, отречения от собственной воли и послушания; обет всецелой нестяжательности, бессребренности и нищеты; обет постоянного умерщвления собственной плоти, всегдашнего целомудрия и чистоты телесной и духовной.
Вот она — главная цель, для которой существуют в Церкви Христовой монастыри.
Однако, уходя от мира, иноки не оставляют мира. Они, подобно часовым, стоящим на сторожевых башнях, стоят на страже нравственного благополучия этого мира, благополучия своего народа и той среды, из которой они вышли. Они молятся о мире. И душа их пламенеет, как постоянно горящая лампада, зажженная миром перед Богом. Их молитвенный подвиг есть жертва, добровольная жертва Богу за мир и от мира.
Оттого мир и тянется к монастырю. Верующие люди идут в монастырь, чтобы в монастырском уединении помолиться вместе с иноками, испросить у них духовного совета, а главное, посмотреть на их образ жизни, на их подвиги и поучиться от них, как благоугождать Богу. И чем возвышеннее образ жизни иноков, тем сильнее тяготение мира к ним. Отдаленнейшие монастыри на Руси были часто наиболее посещаемыми. В удаленнейший Соловецкий монастырь шли пешком через северные тундры тысячи богомольцев со всех концов необъятной Руси. Жители далекой Костромы и Владимира стремились к пещерам Киево-Печерской Лавры. В монастыри люди несли свое горе и свои радости. Туда шли и сермяжные крестьяне, и богатые помещики, и купцы, туда шли и простые и необразованные люди, шли и ученые профессора и студенты.
Оптина пустынь, где сосредоточилось наше старчество, сделалась притягательным центром для людей глубокой мысли и больших литературных талантов. Там часто бывали Гоголь, Достоевский, известные славянофилы братья Киреевские, Самарин, философ и писатель Константин Леонтьев и многие другие. Благодаря тесному взаимообщению оптинских старцев и лучших представителей русской общественности, которая не оторвалась от Церкви и не сошла с исторического пути России, могло осуществиться такое большое начинание, как издание Добротолюбия, в котором собрано все лучшее, глубокое, что дал православный Восток. А за стеной Оптиной пустыни устроялись дома семейных людей, которые хотели жить около монастыря.
Кто не мог посетить монастырь, те писали письма с просьбой дать совет, указание или помолиться о здравии, спасении или исцелении. Так, например, Гоголь писал оптинским старцам: «Ради Самого Господа молитесь обо мне, о. Филарет. Просите Вашего достойнейшего настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усердне молится, просите молитв обо мне. Путь мой труден, дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи Божией не может двинуться мое перо, и силы мои не только ничтожны, но их нет без осветления Свыше. Ради Христа, молитесь обо мне».
Молились иноки о мирянах, молились и миряне об иноках и помогали им. Вот что писал некто В. Аскочинский Архимандриту Моисею, настоятелю Оптиной пустыни: «Прошу усерднейше, Ваше Высокопреподобие, не беспокоиться: взявшись за дело раз, я уже не отказываюсь от дела ни под каким предлогом. Пред врагами Святого Евангелия и Церкви Православной не преклоняюсь ни за какие блага мира, ни для какого страха ради иудейского… О, помогайте мне святыми молитвами вашими, да не найдет на меня страх уныния».
Таково было взаимообщение верующего народа и православных монастырей на Руси.
Мы не просим и не ищем ваших похвал. Это было бы во вред нашему иноческому смирению. Человеческая похвала там, где все делается во имя и во славу Божию, могла бы оказаться вредом. Вот почему и Говорит Господь: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лука 8:26).
Будем по примеру наших предков и великих устроителей иноческого жития в тайне молиться друг о друге, помогая друг другу, помня слова Апостола Павла: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Аминь.
Произнесено 16 сентября 1956г. в мужском монастыре во имя Всех святых в Кентлине, Австралия.

Слово священномученика Григория (Лебедева), Епископа Шлиссельбургского (+1937г.), в 12-ю Неделю по Пятидесятнице

Возлюбленные братия! Сегодняшнее Евангелие уж очень значительно. Богатый юноша спрашивает Христа, что надо делать, чтобы спастись, и Господь ему отвечает, что надо. Значит, в сегодняшнем Евангелии затрагивается основной вопрос нашей жизни: как же надо жить?
Братия, разве для всех вас это не главный вопрос жизни? Сознательно живущие, конечно, знают, что это — первый и часто мучительный вопрос. И вот, Сам Господь открывает нам, как нам надо жить, чтобы оправдать жизнь, стать Божиими детьми и войти в Небесное Царство.
Со смиренным умом, с открытым сердцем, с ревностью к правде и жизни, подбежим ко Христу, припадем душою к Его стопам, как подбежал к Нему и пал на колени богатый юноша (Мк. 10, 17). И выслушаем Божественные слова. И пусть слова Бога останутся в нас словами жизни.
Господь указывает юноше два этапа жизни. Первый этап — исполнение заповедей: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», — говорит Христос (Мф. 19, 17) и перечисляет заповеди закона: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19, 18-19). Исполнение заповедей, конечно, приблизит к Богу, и об этом свидетельствует евангельский рассказ.
Когда юноша на призыв Христа соблюдать заповеди, ответил Ему: «Все это сохранил я от юности моей» (Мф. 19, 20), Господь, передает евангелист Марк, «взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10, 21). Очевидно, исполнением закона юноша заслужил расположение Господа и даже вошел в любовь Его — Господь, «взглянув… полюбил его».
Но исполнение заповедей — не конец… Понимаете? Исполнение заповедей, даже исполнение всех заповедей — не конец. Не обольщайтесь! Даже если вы исполнили весь закон, — это не обеспечивает спасения. Господь ревнив, Его любовь требует большего. Вы, даже исполнивши весь закон, в отношении к Господу еще не сыны, не дети; вы еще, может быть, рабы… Вот почему Господь сказал в другой раз: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).
Правда, в беседе с юношей Господь не сказал ему прямо, что, исполнив заповеди, он все же не войдет в Небесное Царство, но мысль о недостаточности одних заповедей выражена ясно. Христос определенно указывает юноше: «Еще одного недостает тебе» (Лк. 18, 22). «Недостает» … Чего «недостает»? Не очевидно ли, что недостает того, чтобы наследовать жизнь вечную, чем интересуется юноша и о чем он спрашивает. Следовательно, без этого «одного» наследование Божия Царства не обеспечено.
Впрочем, для требующих большего уверения мы приведем еще одно слово Христа, когда Господь высказался по тому же вопросу о значимости исполнения заповедей для наследования спасения. Это было, когда один законник, выслушав ответ Христа о любви к Богу и ближнему, как двух основных заповедях, на которых утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 35-40), с горячностью свидетельствовал, как хорош этот ответ Христа, и повторил, что «любить Его (Бога) всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12, 32-33).
Господь, видя эту стремительность и искренность души законника и даже, может быть, провидя его праведную жизнь по этим заповедям закона, не сказал ему однако: «Поступай так — и ты спасешься», а говорит другое: «Недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12, 34), т.е. исполнением закона ты подошел к Божию Царству, и все же ты — вне его. Значит, для входа в Царство надо пройти второй этап пути. Его указывает Господь в сегодняшней беседе с юношей.
Второй этап: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21), «взяв крест» (Мк. 10, 21). Чтобы понять весь глубокий, исключительно значительный смысл этих слов, надо разобраться: в чем же сущность этого второго этапа пути ко Христу? Какую задачу ставит теперь Христос человеку, идущему к Нему? В чем должен быть центр всех устремлений человека?
Конечно, центральными в ответе Христа являются слова: » Будешь иметь сокровище на небесах». Ради этого и указывается: «Пойди, продай… раздай», дабы только через это иметь «сокровище на небесах».
Вот новая задача, которая ставится юноше и всякому последователю Господа — переместить свою устремленность, бросить заинтересованность одним, — бросить одни ценности и отдаться новым ценностям. Такими ценностями указывается Небо, Бог.
Господь требует, чтобы человеком была оставлена земная устремленность, связывающая человека, и чтобы центром всех стремлений человека стал Бог, Небо. Пусть будут брошены и будут забыты все сокровища, все привязанности земли, и лишь одно сокровище пусть теперь притягивает человека — Небо, Бог!
Так как у евангельского юноши была, очевидно, крепкая связь с земным сокровищем, его богатством, то Господь и повелевает ему: «Пойди, продай… раздай», т.е. оборви связи с землей, цепко держащие тебя за нее, и тогда перенесешь свою устремленность на небо.
Мысль Господа и Его требования понятны. Для большего уточнения надо добавить: само собой разумеется, что Господь, отвечая юноше, имеет в виду не только связи богатства, а любую связь с землей, цепляющую человека за землю. Перед Христом стоял человек, связанный богатством, и Господь говорит ему: отцепись от богатства! Стояли бы пред Ним люди, связанные любым увлечением, сделавшие из него ценность своей жизни, Господь и таковым бы сказал: оставьте земные цепи, имейте свое сокровище только на небесах…
Богатство — не исключение из всего земного. Зачем его делать исключением? Имущество само по себе — не зло, зло — цепи его. Господь именно так уточняет свою мысль о вреде богатства, когда ученикам, недоумевающим, почему же богатый не может спастись, поясняет: «Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие» (Мк. 10, 23), т.е. Он указывает, что осуждает не богатство, а душевное состояние людей, связавших себя богатством. Богатство отрицается, когда оно делается целью, сковавшей душу.
Если злы цепи богатства, то одинаково злы цепи все, связывающие во всяком земном увлечении, в любой страсти и похоти, во всяком даже, казалось бы, безобидном увлечении — нарядами, обстановкой, лошадьми, собачками, театрами, концертами и пр. Любое сковывание души неправильною земною привязанностью, богатством или чем другим, становится злом, препятствующим спасению души. И не может потому богатство осуждаться, а прочие цепи оставляться, как законные.
Вот почему Господь сейчас же по уходе опечаленного юноши, когда стал определять, кто же из Его последователей будет с Ним и наследует Небесное Царство, называет не только оставивших богатство, свое имущество, свои дома, но также оставивших земли, братьев, сестер, отца, мать, жену, детей. «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29).
Не очевидно ли, что заповедуется оставлять не только дома и имущество, но оборвать все связи, связывавшие душу земным; не только греховные связи, но самые, казалось бы, естественные, природные: связи с родством и даже со своей семьей! Кто не порвет таких привязанностей, «тот недостоин Меня».
Невероятное требование! Сверхчеловеческое! Как понятно, что ученики «ужаснулись от слов Его» (Мк. 10, 24). Пусть ужаснется и наша душа, она замрет в трепете перед великостью Божьей задачи, возлагаемой на нас! Склоните до земли ваши головы и отдайте Христу ваши мысли и сердце…
Божие слово, как оно ни строго, как ни возвышенно-недоступно, останется одной истиной жизни. Смиренно подклоните ему ваши души и с силой любви примите его: только оно поправит жизнь и оправдает ее. Как же понять это Божие слово? Как понять это требование Господа?
Контекст беседы с юношей объясняет его. Если центром всех стремлений человека должно быть «сокровище на небесах», то всякие другие сокровища, отвлекающие от небесного, должны быть уничтожены. Пусть сами «сокровища», земные ценности не осуждаются: они безгрешны. Осуждается внутренняя спаянность с ними, когда эти «сокровища» — цепи, связывающие душу, — утверждались в жизни как ее обязательный идеал, за которым уже не видно ничего высшего и действительно ценного. Такова мысль Христа. Ею не отрицается ни богатство, ни какая-либо другая земная ценность, как не отрицается почитание отца, матери, связь с семьей, хотя и предлагается оставить отца, и жену, и детей.
Не мог же Христос противоречить Себе! Почитание отца и матери обязательно по прямому повелению Бога: «чти отца твоего», и отношение к семье благословлено тем же Божиим законом. Не говорил ли Христос про Себя, что Он пришел «не нарушить закон, а исполнить»?
Значит, повелением «оставить» не отрицается ни брак, ни связь с женой и детьми, ни почитание отца, как не отрицается само по себе имущество и другая земная ценность, а осуждается такое отношение к домам, деньгам, имениям, землям, отцам, женам, детям, когда они стали самодовлеющею ценностью жизни, когда отношение к ним загородило в жизни Самого Бога, когда они уж так наполнили собой душу человека, что Бог остается в душе только как хороший придаток, а человек всецело живет своею привязанностью и ценностью, и она заполнила у него буквально все, все: мысли, чувства, волю; дни, ночи, месяцы, годы. Ею он живет, работает, вдохновляется, страдает, радуется.
Вот что осуждается и что надо оставить — «нового бога», образовавшегося в душе, спутанной цепями своей неправильной привязанности. При этом требовании Господа как же мыслятся отношения к земному? Человек, конечно, остается на земле и остается земным, весь в своих земных отношениях к отцу, семье, родным, нужным вещам, нужным заботам, отдыху, развлечениям. Совершенно естественно для человека иметь тесную связь с людьми, особенно своими. Естественно чтить отца, мать, любить жену, детей, и совершенно естественно иметь деньги и заботиться о вещах: о квартире, о пище, об одежде. Все это неминуемо нужно, и нет греха иметь все это.
И совершенно естественно для человека заботиться о своих душевных потребностях и дать пищу своим душевным силам в хорошей книге, музыке, хорошем театре. Пусть даже будет у человека своя земная устремленность: любовь ли к другому, увлечение ли трудом или увлечение искусством, книгой, наукой, общественной деятельностью — все это допустимо и совсем не отрицается Господом. Но все это не должно заменить в душе Бога. Пусть Господь и следование за Ним останутся одной единственной и всепоглощающей целью жизни, а все другое, все земное подчинится одному началу жизни, каким должен быть и пусть будет только Бог.
В отношении этого одного начала жизни и одной цели пусть все другое имеет только подчиненную, служебную роль, т.е. все человеческие привязанности, стремления, интересы, занятия, — все они будут не целью жизни сами по себе, а только средством, орудием — в них и через них исполнить Божью волю о жизни, оправдать жизнь, прийти к Богу и стать Его истинным сыном. Тогда завершится второй этап пути к Богу. Человек станет «своим» Богу. «А тем, которые приняли Его,… дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Стать «сыном Божиим» по благодати — разве это не светлый венец жизни? Достойный конец достойного пути!
Братия, вы, быть может, в смущении искренней растерянности. Господи, да как же приступить к такому пути и как совершить его? Это же путь отречения от вещей ради Тебя. Очень слаб человек и ничтожны его душевные силы. И очень он обмотался вещами и интересами земли и запутался в них. Как ему выйти из круга вещей и жить не земным, а только Тобою, наш Господь?
Да, да, путь строг и ответственен! Не будем обольщать себя — только таков путь к Богу.
Апостолы, когда им открылся смысл слов Христа, были в полной растерянности и полном недоумении. Евангелист не скрывает их человеческих чувств: «Они же чрезвычайно изумлялись», — говорит он (Мк. 10, 26), т.е. их изумление, о котором он сказал раньше, теперь достигло крайнего предела. Растерянные ученики, пораженные строгостью требования, недоуменно смотрели друг на друга и только говорили — не Учителю говорили (не решались сказать), а друг другу: «кто же может спастись?» (Мк. 10, 26). И Господь не делает уступки, не указывает какой-нибудь обходной путь, житейский компромисс, возможность половинчатого служения Ему или земле и вещам. Он оставляет в неприкосновенности Свою непреложную истину, беспощадную для учеников, подчеркивает ее жизненную суровость: «Человекам это невозможно» (Мф. 19, 26). Для человека, опутанного земным, невозможно порвать с земным и уйти к Богу. Невозможно!
Сказавши это суровое слово, Господь сейчас же утверждает непреложность Своей истины, дополняет ее тут же другим, небесным словом: человек не сам спасает себя, его спасает Бог, Божья сила — «все возможно Богу» (Мк. 10, 27).
Братия, это и для нас последнее слово, руководственное и вместе утешительное. Не мы сами спасем себя и приведем свои души ко Христу. Только тогда возможно возрождение бедного человека и поднятие его до Божества, когда ты, человек, признаешь свое ничтожество, отречешься от иллюзорной ценности земли и отдашься Богу. Он спасет! Преклонитесь же до земли Божьей истине, преклоните умы, отдайте ей сердца, не сейчас только, в этот миг. Сохраните ее в себе вечным словом жизни!
И идите к спасению, отдайтесь Богу! Аминь.

Комментирование запрещено