Неделя 14-я по Пятидесятнице

Беседа протоиерея Димитрия Константинова (+2006г.) в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Брачный пир

Евангелие рассказывает нам притчу о том, что некий человек, будучи царем и, следовательно, в своем роде человеком известным, решил сделать брачный пир для своего сына. Естественно, что событие подобного рода празднуется довольно широко. Брачный же пир царского сына праздновался особенно торжественно. На пир было приглашено много народа и не вообще народа, а особо избранный круг людей, очевидно, люди наиболее близкие к царскому дому, и, конечно, наиболее близкие друзья. Евангельское повествование называет этих приглашенных «званными», подчеркивая, тем самым, их особое значение в данном случае.
«И послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир». Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; Прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их». (Мф. 22, 3-6).
Как видно из этого отрывка из Евангелия, приглашенные пренебрегли приглашением и вместо того, чтобы посетить брачный пир, занялись каждый своими повседневными делами. Таким образом, все те люди, на присутствие которых рассчитывал почтенный хозяин дома, проявили явное пренебрежение к его приглашению, поступили крайне невежливо, даже невоспитанно, одновременно преувеличивая значимость своих повседневных дел. Собственно говоря, не было никаких причин отказываться от приглашения, кроме желания заниматься в этот день своими обычными будничными делами. Это стремление к деловой будничной повседневности, становящейся кумиром многих людей, привело к непродуманным, легкомысленным поступкам, каким был отказ от участия в брачном пире сына человека, от которого, очевидно, они в какой то степени даже и зависели. Необдуманное несерьезное отношение к полученному приглашению привело не только к оскорблению хозяина дома, но даже и к преступлению. Ибо избиение и даже убийство рабов, принесших вторичное приглашение является уже преступлением. Но такова бывает логика тех, кто охвачен культом своей повседневности, для кого выход, хотя бы временный за рамки этой повседневности настолько труден и мучителен, что человек готов идти на все, чтобы только не отказаться даже временно от него.
Здесь даже имеется ввиду не пресловутая коммерция и нажива, связанная с ним, а тот привычный кругооборот повседневной жизни, к которой человек невероятно привыкает и который делается для него своеобразно уютным и привлекательным; привлекательным и успокоительным настолько, что он уже не хочет подняться на иную высшую ступень, ибо эта ступень требует переделки и пересмотра существующего.
Какова была реакция хозяина дома, царя, пригласившего званных? Сначала он очень терпеливо посылает вторично своих слуг повторить приглашение, полагая, что отказ был непродуман, случаен, и является плодом какого то недоразумения. Но когда он услышал об избиении и даже убийстве своих рабов, то реагировал уже на это совершенно иначе.
«Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: «брачный пир готов, а званные не были достойны; Итак пойдите на распутья и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими». (Мф. 22, 7-10).
Итак, званные оказались недостойны приглашения и были заменены людьми совершенно новыми, собранными на распутьях земных дорог. Эти люди, на первый взгляд случайно пришедшие на пир, оказались новыми званными, заменившими тех, кто должен был быть на этом пире.
Но не в этой констатации заключается жизненный смысл данной притчи. Он имеет глубокое жизненное содержание, несмотря, на внешне-историческую форму, связанную с теми социальными условиями, в которых зародилось христианство, как будто чуждую нашей современности. Но именно только «как будто». И данная притча и все Евангелие в целом находятся вне своей на первый взгляд неизбежной «исторической обусловленности» и остаются столь же жизненными сегодня, как и две тысячи лет тому назад. Это одна из величайших особенностей Евангелия, свидетельствующая о его неземном происхождении.
Притча о брачном пире говорит нам, что в нашей жизни есть нечто, что неизмеримо выше нашей земной повседневности, повседневности или чисто материальной, или не выходящей из пределов низших форм душевной жизни. Мы привыкли к ней, мы живем этой повседневностью; ее неотвратимый круг засасывает нас, и мы вертимся часто как белка в колесе, работаем, напрягаемся, устаем, выбиваемся часто из сил, хлопочем, кончаем одно, начинаем другое, кончаем другое, начинаем третье и так без конца. Этот круг жизненных мероприятий, который не имеет ни конца ни начала, за исключением естественного конца земной жизни, неизбежной для каждого человека, превращается в своеобразный и привычный для нас фетиш, постепенно настолько нас поглощающий и сращивающийся с нами, что мы уже теряем навсегда способность мыслить о возможности иного плана бытия.
И вот тут раздается голос, призывающий нас на брачный пир, говорящий одновременно о том, что мы званные, т. е. избранные для присутствия на брачном пире сына нашего царя, правителя, или, если угодно какого-то почитаемого всеми человека. Что означает быть званный и присутствовать на брачном пиру? Это означает, во-первых, что вы являетесь личностью, не потерявшей способность мыслить и жить иными категориями, чем наша повседневность, вы не потеряли возможность жить духовной жизнью, а во-вторых, вас зовут задуматься о том, что, кроме назойливой повседневности, имеются иные планы жизни, жизни духовной, ничего не имеющей общего с той жизнью, к которой мы так привыкли. Приглашение на пир означает приглашение или предложение задуматься об ином плане бытия и прикоснуться к миру иному, реально существующему, но не видному тем, кто слишком глубоко погряз в повседневности. Приглашение на брачный пир — это зов задуматься над сущностью жизни, постараться понять ее смысл и назначение. Приглашение на пир — это первая встреча человека с тем Вечным Началом, которое созидает этот мир. Приглашение на пир это временное отвлечение от прозы повседневности, отвлечение, предназначенное для того, чтобы человек, побыв на этом пиру, вошел в иной план повседневности, повседневности духовной, неразрывно связанной с глубочайшими основаниями бытия. Приглашение на пир — это избранничество, избранничество, построенное не на привычных мерках нашего материального бытия, а избранничество, утверждающееся в мире на духовной оценке человеческой личности. Но, получая это избранническое приглашение на пир, надо помнить одновременно слова, сказанные Господом, по поводу этой притчи: «много званных, а мало избранных».
Это говорит и о том, что в мире имеется много людей, имеющих потенциальную возможность приблизиться и войти в иной план бытия еще здесь на земле, но далеко не все они осуществляют на практике данные им возможности и способности. Но те, которые отказываются использовать данные им возможности, и предпочитают всю свою жизнь оставаться в низшем плане бытия, в конце концов, духовно умирают, т.е. теряют возможность не только жить, но просто прикоснуться к тем или иным формам духовной жизни здесь на земле. И такие духовно мертвые люди ходят между нас, мы с ними каждый день встречаемся и их исчезнувшее духовное начало невидимому никогда ни при каких обстоятельствах не возродится к жизни. Они навсегда остались в низшем плане земного бытия. Это те званные, которые отказались прийти на брачный пир сына, увлеченные до беспредельности затягивающим человека культом повседневности. Но всегда найдется немало новых званных, которые готовы с радостью войти на брачную вечерю Сына, призванные к ней Его Отцом.

Слово епископа Митрофана (Зноско-Боровского), Бостонского (+2002г.), в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Дорогие, в притче о званных на брачный пир царского сына говорится о том, как настойчиво звал Промыслитель сынов избранного народа для участия в брачном пире Сына Своего. Звал чрез Авраама и Моисея, звал устами царя Давида и пророков. В Сыне Царя, в Господе Иисусе Христе исполнились все Аврааму данные Богом обетования.
С избранием ветхозаветного патриарха Авраама, скрепленным Союзом-Заветом (Быт. 15, 18), начался в мире решающий процесс образования народа Божия. Аврааму дано было Богом обетование, что из его благословенного рода придет Христос, в Котором и исполнятся все обетования (Гал. 3, 8-16 и дал.), и Он Сам будет основателем окончательного народа Божия, духовного потомства Авраама. Чрез Сына Своего Бог вступает в Новый Союз-Завет, Христос становится Женихом Церкви и, войдя в Церковь через веру в Иисуса Христа, благословятся в Аврааме все народы (Еф. 2, 12-13 и дал.).
Званные, — говорится в сегодняшней притче, не захотели придти на брачный пир, не захотели войти в Церковь Христову, и, по зову Апостолов, наполнилась она всеми, и добрыми и злыми. Но чтобы войти на брачный пир, чтобы войти в лоно Церкви — в состав нового народа Божьего, каждый должен был облечься в новую одежду. Это условие остается в силе и поныне для вступающих в ряды нового народа Божия: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облецытеся».
С первых дней христианства, с первых дней основания нового народа Божия, быть в Церкви означало — участвовать в Ее евхаристическом собрании со вкушением всеми Таин Тела и Крови Христовых.
Вот и мы с вами каждое воскресенье и каждый праздник собираемся на пир Царского Сына — на Литургию, собираемся для участия в таинстве Евхаристии. Это таинство, в отличие от других, является таинством соборным, ибо совершается оно пастырем с участием собрания верных, т.е. совершается всеми для всех. Что же из этого следует? Из сказанного следует, что, когда христиане идут в храм на Литургию — идут на Трапезу Господню, иначе говоря Евхаристию, то подразумевается, что все они идут для участия в Трапезе Господней. Все услышат призыв: «приимите — ядите», «пийте от нея вси» и все будут причащаться Тела и Крови Христовых, а не только присутствовать и смотреть на священника, совершающего таинство.
В наше время часто слышишь вопрос: сколько раз в году следует причащаться? Слышишь и как осуждают часто приступающих к Чаше. Что это: недоумие или постепенный отход от жизни во Христе? Первые столетия христианской эры свидетельствуют о том, что за Евхаристией причащались все собравшиеся, все члены христианской общины (ныне — прихода) принимали участие в причащении. Так св. Иустин Философ говорит: «В день воскресный в Евхаристии принимали участие все члены общины и это общее участие христиан завершалось общим причащением Тела и Крови Христовых». Обратите внимание на слова: «принимали участие все и все причащались». Здесь св. Иустин Философ подчеркивает, что все верующие, вместе с пастырем, приходя к началу, совершали Святое Приношение, т.е. Литургию, и затем — причащались.
Общее причастие было нормой жизни в древней Церкви. Не только древние памятники церковной истории, но и Вселенские и Поместные Соборы, в вопросе о причащении, говорят о необходимости не только частого, но и постоянного причащения, причащения ежелитургийного. А 9-ое Апостольское Правило угрожает отлучением от Церкви тех, кто, присутствуя на Евхаристии, сам не причащается.
Строг был к пришедшим в храм, но не приступающим ко св. Чаше и св. Григорий Двоеслов. «Кто не причащается, — говорит он, — да покинет собрание верующих». Болел душой при виде малого числа причастников из присутствовавших за Литургией и св. Иоанн Златоуст, часто резко обличавший ослабление евхаристического сознания христиан.
На Тайной Вечери Господь преподал евхаристическое Тело всем Апостолам (всей Церкви), а не некоторым. Можете ли себе представить, чтобы на Тайной Вечери кто-нибудь из Апостолов, посмотрев на преломленный и ему преподанный Христом евхаристический Хлеб, не съел Его, а причастился бы «духовно» — только своим присутствием, как это позволяет себе делать в наше время большинство присутствующих за Литургией.
Ведь, что такое причащение? Причащение не есть лишь моральное приближение к Богу, не есть лишь внешнее свидетельство нашей веры. Христианин причащается, чтобы стать, по человечеству, единою плотью со Христом, причащается, чтобы быть усыновленным Богу. Из этого и следует необходимость более частого причащения для всех. Это поможет каждому в преодолении той душевной расслабленности, которая приводит человека к выпадению из Церкви, как Тела Христова, и к страшному концу нашей жизни. Аминь.

Слово иеромонаха Никона (Париманчука) в неделю 14-ю по Пятидесятнице

О брачном пире

Во имя Отца и Сына и святого Духа.
Сегодня мы слышали слова евангельской притчи о брачном пире.
Описание пира, образ этого праздничного собрания часто используется в Священном Писании. Но описания эти разные.
Знаем мы описание пророком Даниилом пира у царя Валтасара, безумного торжества накануне бед и несчастий. Мы помним и о торжестве пиршественном, устроенном Иродом царем по случаю дня рождения своего, и все, что потом произошло. Помним и о богаче пировавшем каждый день, и о нищем Лазаре, который сидел у порога его дома.
Это все примеры торжеств нечестивых, которые по словам Священного Писания устраиваются людьми для удовольствия, на которых вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро (Екл. 10, 19). Слова «за все отвечает серебро» значат, что основа этого ликования не изобилие чувств искреннего и чистого сердца, близкого к своему Творцу, но желание угодить своему чреву, и надежда на то, что чем более этих денег, серебра будет истрачено на это угождение, тем более можно будет приобрести счастья и веселья, тем более тешится тщеславием душа устроителя гуляний.
Не о таких ли празднествах и Псалтирь говорит: Да будет трапеза их пред ними в сеть (Пс. 68, 23).
Но есть и другие примеры пира.
Одно из них и было предложено нашему духовному вниманию. Господь обращается к фарисеям, священникам, своим ученикам и к нам, говоря: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир (Мф. 22, 2-3).
Конечно, прежде всего слова этой притчи, были обращены во время оно к первосвященникам и фарисеям, т.е. к самым праведным и ревностным хранителям закона того времени. Но увлеченные самомнением и гордостью за сохранением его буквы, они перестали хранить его дух, сущность — перестали внимать словам Истины — сыну Божиему, пришедшему к ним для призвания от закона ветхого к новому, к призванию на брак, союз с Царством Небесным через принятие Его учения. Поэтому и продолжает слово Евангельское: Но они, пренебрегши [приглашение], пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их (Мф. 22-, 5-6).
Так мелочность в исполнении даже самого святого дела затмила их духовное зрение и слух и они пропустили мимо себя великое призвание единения с Богом.
А те, кто был избит за созыв на пир — это пророки и все последующие ученики и последователи Христовы, его апостолы, святые мученики, всех, благочестно хотящих проводить свою жизнь, угождая Бога.
Пойдите [говорит великий распорядитель] на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими (Мф. 22, 9-10).
Это нас, всех христиан, некогда не знавших Бога до крещения, зовет Господь на пир веры.
Созывает не на простой праздник, но брачный пир, призывает к союзу с Богом через соединение через веру с Сыном Божиим — Христом Спасителем. Поэтому и жизнь христианина, хотя бы и была полна скорбей, лишений, печалей не может быть исполнена уныния, ибо цель ее — союз с Богом, союз настолько верный, искренний и чистый, что сам Господь называет его браком. И мы стремимся к нему.
И вот мы действительно видим, как храмина, чертог царя Небесного, церкви Божии, наполнены народом, богомольцами — ибо это мы и есть, и злые и добрые, призванные для общения с Богом, вместо отвергнутых, считавшими себя праведниками. Но не будем думать что мы уже достигли желанной цели, что мы и есть те избранные, о которых говорилось в притче. Мало внешнего прихода в храм и внешнего исполнения обрядов церковных, надо в сердце своем начать служить Господу.
Но как? Через покаяние.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? (Мф. 22, 11-12.)
О какой одежде говорится?
О той, о которой поет Церковь на исходе Великого поста:
Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя. (Светилен страстной седмицы.)
Под одеждой, «одеянием души» разумеются дела жизни по вере, та светлая, праздничная одежда, которая подтверждает нашу готовность на брак, верность, союз с Богом в служении и любви к Нему. Одежда, которая не будет сорвана ветром злых перемен времен и трагических обстоятельств нашей жизни.
Имеем ли мы такую одежду, чиста ли она, не осквернена ли, не запятнана ли грязью нечистых дел и скверных сердечных устремлений: превозношением над ближним, завистью, таящейся или даже открыто живущей в сердце?
Мы часто не хотим видеть своих грехов, считая себя уже окончательно искупленными и прощенными в таинстве крещения.
Правдивы ли к себе, не покрываем ли себя ложью вымышленной о себе правде, не кривим ли душой, не хотим ли казаться теми, кем не являемся, как в блестящей толпе приглашенных на праздник под приветливыми улыбками скрывается холодность души и равнодушие. действительности и нет, а есть только духовная лень.
Суетные страхи, суеверия — неразлучные спутники неверного сердца во все времена, пустые переживания, суетливость от неожиданных перемен в мире и личной жизни, не порождают ли они в нас к Богу — недоверие, а к ближнему — враждебность и гневливость.
Не преисполнено ли наше сердце обид на ближних, на весь мир, на Бога, от которых мы замыкаемся в себе от гордости упрямства и одиночества.
И сами разрываем узы духовного и кровного родства, и кажется совсем остаемся одинокими в этом мире.
И вдруг мы получаем великие приглашение — приглашение на брачный пир к Царю. Мы, все некогда разобщенные грехом, спешим на этот призыв.
Но что мы делаем по дороге на этот пир, по дороге, длиной в жизнь, которая и есть сама наша жизнь. Не отвлекаемся ли мы на суету. Не хотим ли достичь цели раньше других, опередить их, в одиночку, надеясь на свои силы получить на финише и венцы и славу и благодать?
Сами даром пользуясь милостями Отца Небесного, мы других из духовной жадности не хотим подпустить к ним, поделиться с ними светом веры, поделиться добром сердца и они эти чувства постепенно истощаются в нас и путь христианской жизни, лишенной милосердия к ближнему становится для нас утомительным и непонятным набором правил, запретов и предписаний.
Но стать достойным званым на пир Царя невозможно без смирения нашего сердца перед ближним, надо, чтобы и мы сами стали зовущими и других на торжество веры к Царю Небесному по слову Самого Христа Спасителя: «когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14, 13-14). Поделимся с ними своей радость, а не ропотом, будем стремится утешить их, христиански ободрить, и сделав это малому из сих, сделаем это самому Господу, пока не пришли дни суда Ибо много званых, а мало избранных (Лк. 14, 24).
Потому что полное торжество благодати и силы Царства Божиего, неразрушимый и совершенный союз души с Богом совершиться только при втором и страшном пришествии Господнем, как и говорит об этом Сам Христос Спаситель:
Царь, войдя посмотреть возлежащих, находившихся в собрании верующих, рассмотрит дела веры каждого.
Тогда сбудется слово из таинственного Откровения святого апостола Иоанна Богослова: — блаженны званые на брачную вечерю Агнца (Откр. 19, 9).
Тогда, в жизни будущего века, когда воцарится Господь Бог Вседержитель, судья живых и мертвых. Тогда свершится и полнота союза церкви земной, церкви всех святых, работавших Господу с Женихом Небесным. И они возрадуются и возвеселятся и воздадут Ему славу.
И все рабы Его боящиеся Его, малые и великие возрадуются и возвеселятся и воздадут ему славу.
Но что каждый из нас услышит от Владыки мира?
И горе будет нам нераскаянным, нагим и без брачных одеяний жившим. Какая бездна и мрак нечестия дел наших обличит нас, и какой смрад грехов окутает нас, не имеющих покаяния, а имеющих сердце гордое и надменное над ближним своим.
Тогда отлучат нас от торжества, и связав руки и ноги, бросят во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22, 13).
Что же делать нам? Исполнить древний и вечно новый призыв святого пророка: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1, 16-17).
Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну, т.е. как чистую овечью шерсть, убелю (Ис. 1, 18).
Но не только в примере сегодняшнего Священного чтения видим два разных пира, но и сама жизнь сегодняшняя дает нам свои образы.
Сегодня перед нами два праздника: день воскресный, малая пасха, совершаемый в храмах, и праздник — День града сего (Москвы), совершаемый на площадях и в парках.
Называя сегодняшний, внешний, праздник днем города, все ли понимают, почему именно в этот день он совершается?
Кто зовет нас на сегодняшний, городской, праздник, и в память о чем устраивается он?
Первоначально, в дни святителя Филарета, этот праздник желали совершать в весенние дни, года впервые в летописи был упомянут малой городок Москва. Но не этот день, день рождения стен и башен и первого великокняжеского пиршества, знаменовал рождение града сего.
Указом имераторской власти повелено было совершать праздник города в первый день каждого нового года. Но и это празднование не знаменовало дня его духовного рождения и было забыто со временем.
Промысл Божий устроил так, что в середине прошлого века власть, положившая целью своей искоренение самой мысли и веры в Бога, неведомо для себя выбрала для праздника день, который был связан с историей духовного становлением нашего города, его скорбями и радостями через помощь Божию. Посвятив первый нерабочий день этого первого осеннего месяца городскому празднику, мы видим что он почти всегда приходится на день памяти Собора всех московских святых, на день памяти тех, кто наиболее потрудился на духовной ниве сего града, кто созывал на духовное торжество, пиршество веры в дни радости и скорби народ православный. В списке этом более полутысячи имен, и совершая память этих святых в один день, Церковь воздает им честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество земное. Святые, среди которых одним из первых по времени, видим митрополита Петра, святителя Божиего, тогда по титулу еще Киевского митрополита, благословившего град сей и жителей его, и положивший камень в основание его дальнейшего процветания.
Но и этот праздник, как утренняя звезда перед зарей, предшествует дню большего торжества — вспоминанию встречи у городских стен чудотворной Иконы Царицы Небесной, издревле не однажды устраивавшей спасение жителям нашего города и являющейся его небесной Покровительницей.
Святители, пастыри, мученики, юродивые, исповедники и благоверные стояли верой и жизнью за народ Божий и сделали град сей тем, что он есть ныне – столицей государства Российского. Но все ли носящие имя христианское живут в нем достойно своему званию, и есть ли он столица благочестия, веры и чистоты? Не блекнет ли образ благочестия и веры во внешнем блеске и расточительной роскоши.
Будем же помнить слова сегодняшнего Евангелия: много званых, а мало избранных.
Будем благодарны Господу, за то что не презрел нашего убожества, но призвал нас к Своему общению, да сделаемся достойными этого приглашения, и получив радость этого звания на пир и других призовем к этой радости, стремясь в покаянии обрести чистые брачные одежды.
Будем просить себе помощи Божией, покрова Божией Матери и молитвенной помощи святых Московских, да просветит душу нашу и покроет ее одеждой веселия для жизни будущего века. Аминь.

Беседа святителя Николая (Велимировича), епископа Жичского (+1956г.), в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Евангелие о браке Царского Сына (Мф., 89 зач., 22:2-14)

Бог хочет, чтобы человек веровал в него больше, чем в кого бы то ни было и во что бы то ни было в мире.
Бог хочет, чтобы человек надеялся на Него больше, чем на кого бы то ни было и на что бы то ни было в мире.
Но более того: Бог хочет, чтобы человек всею своею любовью был привязан исключительно к Нему и в то же время лучами этой любви привязывался к творениям Божиим, находящимся вокруг.
Сие зовется единством человека с Богом. Сие зовется браком души со Христом. Все другое есть прелюбодеяние и блуд. Лишь подобная тесная связь души со Христом, лучшим образом которой на земле является брак, делает душу богатой и плодоносной. При всякой другой столь тесной связи душа порождает терния и волчцы и остается совершенно бесплодной ко всякому благу. Если этого не знают и не могут знать люди, находящиеся вне Церкви Христовой, то христиане знать обязаны, а особенно вы, православные, имеющие дух и традицию осознания всей глубины, высоты и широты Божия откровения чрез Господа нашего Иисуса Христа и более правильного понимания вечности, чем у народов Востока, и времени — чем у народов Запада.
С чем душа человеческая теснее всего связана любовью, с тем она и состоит в браке — живое ли это существо или мертвая вещь, тело или одежда, сребро или злато, или какое-нибудь земное имущество, или какая-нибудь земная слава и честь, или страсть к чему-либо в сотворенном мире: драгоценностям, пище, питию, игре, природе или чему-то в природе. Всякий подобный брак души человеческой незаконен и навлекает на нее и в этой, и будущей жизни бесконечное несчастье, схожее, но несравненно большее производимого незаконной связью мужчины и женщины, которая означает беду и горечь не только для них двоих, но и для их нежеланных детей.
Нельзя скрывать то, о чем сказано в Священном Писании: Бог Живый есть Бог ревнитель (Исх.20:5; Втор.4:24). Но ревность Божия не относится ни к чему в мире, кроме души человеческой. Бог хочет, чтобы душа человеческая принадлежала только Ему и была Ему верна безупречно и нелицемерно. Бог хочет этого ради блага самой души. Ибо Он по Своей всеобъемлющей мудрости знает, и мы после пришествия Христова должны знать: если душа ослабевает в верности своему Творцу и любовью привязывается к чему бы то ни было или кому бы то ни было другому в сотворенном мире, она постепенно становится служанкой, затем рабой, затем темной и безнадежной тенью и, наконец, печальной картиной плача и скрежета зубов.
Лишь пламенная любовь души к Богу есть законный брак души. Всякая другая любовь, не в Боге, вне Бога или против Бога, есть идолопоклонство. Так любовью к телу человек творит из тела ложного бога, или идола; любовью к земному имуществу или драгоценностям человек творит из имущества или драгоценностей идолов; любовью к чему угодно и к кому угодно человек творит себе идолов. А это значит: любовь, принадлежащую исключительно Богу, человек направляет в другую сторону, на нечто низшее, чем Бог, на нечто, менее достойное любви. Во что бы человек ни верил больше, чем в Бога; на что бы человек ни надеялся больше, чем на Бога; что бы человек ни любил больше, чем Бога, — это занимает место Бога и становится для человека идолом, ложным богом лживой души. А всякое идолопоклонство великие пророки называют прелюбодеянием и блудодеянием (Иер.3; Иез.23:37).
Но страшнее всего то, что идолопоклонники становятся одним со своими идолами. Ибо при всякой любви человек постепенно растворяется в предмете своей любви. То, о чем человек больше всего думает, что больше всего любит и чего ревностнее всего желает, постепенно становится его истинной сущностью, пища ли это или питие, сребро или злато, драгоценности или одежда, дом или поле, честь или власть. Как сказано в Священном Писании: и пошли вслед суеты и осуетились (4Цар.17:15). Конечно, исключением не является и похоть мужчины к женщине или женщины к мужчине. Ибо и она является отпадением от Бога — и в наиболее ярко выраженном виде — и превращением себя в ничтожество. Страшные слова говорит об этом апостол Павел: или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1Кор.6:16)? Человек становится тем, на что направлена его любовь: если на Бога — богом, если на прах — прахом. Человека в этой жизни спасает или губит его любовь. Есть только одна любовь, которая спасает; это любовь к Богу. Всякая другая любовь губит. Есть лишь один законный и спасительный брак души — это ее брак с Богом. Всякий другой брак, не имеющий своим началом сего брака, — как луч имеет своим началом солнце — есть проклятие и пагуба.
Сегодняшнее Евангельское чтение образно представляет нам предивную тайну: как человеческая душа, подобная верной невесте, венчается с Богом и как душа, в ослеплении предавая Бога и изменяя Ему, падает и гибнет во мраке, волчцах и зле идолопоклонства.
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. Как обычно бывает в притчах Христовых, так и в сей охвачена вся история человечества от начала до конца. Ученые люди трудятся над написанием огромных и труднопонимаемых книг, пытаясь разъяснить историю человечества: и вместо того еще больше запутывают нити, рвут ткань и смешивают понятия. А Христос одною простою и краткою притчей сказал все, ясно и понятно. Воистину, никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7:46).
Царство Небесное не может быть выражено словами — его можно лишь уподобить чему-либо, существующему в сей жизни. Кроме всего прочего, его можно уподобить и брачному пиру. Свадьба является для людей радостным событием, а Царство Небесное есть сама радость. Потому Царство Небесное и уподобляется свадьбе. Человек царь есть Сам Бог, а сын Его — Господь наш Иисус Христос. Женихом Его назвал еще Иоанн Креститель (Ин.3:29), и Сам Господь это подтвердил (Мф.9:15). Вся история человеческая от изгнания Адама из рая до пришествия Христова есть приготовление человеческих душ к брачному пиру Сына Божия; приход Христа в мир есть истинное начало свадебного веселия; и все время от Его пришествия до конца времен есть продолжение в мире этой свадьбы. Но свадебная радость достигает своего совершенства только в иной жизни. Приход Христа в мир — самое радостное событие для человечества в целом и для каждой души в отдельности, как приход обрученного к своей невесте. Из всех народов на земле радостнее всех приветствовать приход Жениха Христа должен был народ иудейский, ибо народ сей был больше всего подготовлен Богом к встрече с Ним. Перед этим народом стояла задача первыми выйти в сретение Христу, первыми узнать и принять Его, а затем благовестить всем народам и племенам на земле радость и спасение. Потому в оригинале Евангелия и говорится во множественном числе: сделал брачные пиры для сына своего. Ибо пришел ожидаемый Жених к ветхозаветной церкви иудейской; и пришел Жених ко всякой душе человеческой, ищущей спасение, жизнь и радость; и пришел Жених ко всему сотворенному роду человеческому, ко всем народам и племенам. Но сколь велика любовь Божия к людям, столь велики и ослепление и злоба грешников на земле. Ибо сказано: Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин.1:11). Сначала, таким образом, Он пришел к тем, кого больше и дольше всего готовил в невесты Себе, — к народу иудейскому.
Но народ сей Его не познал, не признал, презрел и отверг: И послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Сперва, подготавливая свадебное торжество для Своего Сына, Бог в течение долгих веков посылал пророков, извещая о приближении этого торжества и призывая народ иудейский подготовиться к встрече Жениха Христа. Это были первые рабы, коих Бог послал звать званых. А когда Христос уже пришел в мир, послан был Иоанн Предтеча как вестник, чтобы возвещать, вопиять и взывать. Но как малое число избранных послушало древних пророков, так столь же малое число их послушало и пустынного трубача Иоанна Предтечу. И не хотели придти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Другие рабы суть апостолы и их помощники. А званые все еще на некоторое время остаются те же — иудеи. Ибо сам Господь сначала сказал: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф.15:24), и апостолам Своим прежде всего повелел: идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф.10:6). Это было прежде Его страдания и прославления. А когда Он был отвержен иудеями, выведен злыми виноградарями вон из виноградника народа иудейского и убит, тогда только Он, после Своего воскресения, дал другое повеление: Итак идите, научите все народы (Мф.28:19). Бог остался верен Своему завету, а иудеи его попрали. Бог остался верен Своей невесте, избраннице Своей, церкви ветхозаветной, верен до конца, но невеста изменила своему Жениху и вступила в бесчисленные незаконные браки с идолами и ложными богами и не желает с ними расстаться, чтобы возвратиться к законному Обручнику.
Вот, я приготовил обед мой. Все, что потребно душе, все, что ее питает и веселит, готово. Истина питает душу — вся истина открыта, как богатейшая царская трапеза. Победа над злыми духами, победа над болезнями и заботами, победа над природой — все эти победы, питающие и веселящие отчаявшуюся душу человеческую, одержаны — придите же! Небо прежде было словно свинцом запечатано от людей, и души человеческие были подобны печальным невестам, заключенным в холодную темницу. Теперь небо распахнуто настежь: Сам Бог пришел на землю, ангелы спускались с небес, мертвые оживали, достоинство человека возвышено до Бога. О, что за сладкие яства! О, что за роскошная трапеза — придите! Но, вместо того чтобы отозваться на брачный призыв, ослепшие в темничном мраке души совершили ужасное преступление, убив своего Спасителя, своего Жениха. Однако даже этим долготерпение Божие не было исчерпано. Величайшее преступление Бог обратил в глубочайший источник сладости и радости. Тело и Кровь распятого Господа, несравненно сладчайшие откормленных тельцов, вынесены на царскую трапезу. Придите и причаститесь сладости, коей и ангелы могут позавидовать! Благодатные струи Духа Святаго, Духа Всемогущего и Животворящего, широко изливаются. Все готово — все! Все, чтобы запачкавшая себя невеста омылась, и алчущая — напиталась, и израненная — исцелилась, и обнаженная — облачилась, и околдованная — пришла в себя, и опьяненная — отрезвилась, и умерщвленная — ожила. Здесь крещение водой, здесь и крещение огнем и Духом; здесь облегчение посредством поста; здесь окрыление молитвой; здесь елей; здесь хлеб и вино; здесь царственное священство для руководства; здесь Церковь святости и любви. Все сии дары принес Жених невесте Своей, и все их поставил на царскую трапезу. Придите же! Придите на брачный пир!
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Бесполезно призывать закоренелую блудницу к законному браку! Она пренебрегает своим законным Женихом. Она слишком привыкла к идолам, чтобы отречься от них. Для одних блудных душ идолом является поле, для других — торговля, для третьих — что-нибудь еще. Поле означает тело с его страстями, а торговля — сребролюбие, прибыль и обогащение тленными вещами мира сего. Итак, все пошли к своим идолам, о Женихе же и слушать никто не захотел. А остальные, досадуя и на само приглашение, схватили царских рабов, оскорбили их и убили. Так вскоре после Голгофы оскорбляли и мучили апостолов Петра и Иоанна (Деян.4:2-3), затем убили архидиакона Стефана и апостола Иакова, а потом и многих других.
Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Царь сей есть Бог; гнев Его — исчерпанное, наконец, терпение и обращение милости в правосудие; войска суть войска римские; убийцы — иудеи, а город их — Иерусалим. Неизмеримо Божие долготерпение. Бог не хотел карать иудеев сразу после убийства Господа нашего Иисуса Христа, но ждал еще сорок лет. Как некогда Господь Сам на Себя наложил сорокадневный пост, так Сотворитель человека налагает на Себя после Голгофы сорокалетний пост терпения. Он не спешит наказать людей за преступление, совершенное против Него Самого, чтобы они не сказали: «Вот, Бог мстителен, давайте и мы будем мстительны!» Нет; но лишь спустя сорок лет Бог наказывает иудейский народ, и делает это из-за преступлений вождей сего народа против Божиих рабов. Дабы и мы из этого научились не мстить людям за неправды, причиненные нам самим, и быть ревностными до последнего предела в исправлении неправедных. Почему Бог называет римские войска своими? Потому что Бог использовал их, чтобы наказать Свою неверную избранницу. Так же, как некогда использовал Бог языческие войска, ассирийские, египетские и вавилонские, чтобы наказать и вразумить народ израильский, использует Он наконец языческие римские войска, чтобы свершить последнюю казнь над этим неблагодарным народом. Римские императоры, Веспасиан и Тит, один за другим, захватили и сожгли Иерусалим, истребили огромное число иудеев, а остаток рассеяли по всему миру. Когда один властитель попросил христианских богословов привести чрезвычайно убедительное доказательство истинности христианской веры, те ответили: судьба иудейского народа (Фридрих Великий)! То, что Господь наш Иисус Христос предрек об иудеях в сей притче о свадебном пире Царского Сына, дословно исполнилось. Но посмотрим, что сотворил человек царь после того, как казнил и отверг иудеев:
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. Сие говорит Бог новым рабам Своим. Брачный пир готов, то есть: с Моей стороны сделано и приготовлено все потребное. Но прежние званые не были достойны, потому и не смогли прийти. Они смотрели и не видели, потому и не возликовали; они слушали и не слышали, потому и не отозвались. Они более возлюбили идолов тела и маммоны-богатства, потому и пренебрегли приглашением. Цепями рабства они были прикованы к низшему, потому и дерзнули поднять руку на Высшее. И теперь пойдите на распутия и зовите всякого, кого найдете. Израиль был подобен винограднику огражденному; но раз он оказался бесплоден, выйдите вон из сего виноградника в неогражденные поля язычников, и позовите их. Израиль был подобен рыборазводне огражденной, но вот, в ней расплодились змеи; плывите же на широкие просторы и закидывайте сети по всему морю человечества. Израиль был подобен питомнику на краю нивы Божией, откуда должно было рассадить племенные фрукты по всей ниве человечества; но питомник перестал приносить плоды; поэтому пойдите по всей ниве, сейте и сажайте племенной посев. Это означает и последующую заповедь Христову: Итак идите, научите все народы. Распутия означают языческий мир, где скрещивались и переплетались пути добра и зла, стремнины и утесы, места каменистые и заросшие терниями, где семя Божие было подвержено всяческим опасностям. На этот пространный и многочисленный мир смотрел Бог с тою же отеческою заботой, с какою смотрел Он и на Израиль, и промышлял о нем — только другим образом. Ибо, в то время как Он руководил израильским народом через откровения, пророков и знамения, Он руководил и остальными народами, давая им внутреннюю силу совести и разума. Спаслись многие и в народе израильском — а именно те, что были верны и послушны; спаслись многие и среди народов языческих — а именно те, что были совестливы и разумны. А теперь, когда Сын Божий пришел на землю и был отвержен первым народом, Бог широко открыл один и тот же доступ к Себе для всех и для каждого.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Сие есть Церковь Божия на земле. Сие есть новый союз Бога с людьми во имя Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа. Он собирает на лоне Своем всех детей Божиих, от Востока и Запада, от Севера и Юга, от всех народов и племен на земле, от всех языков и всех сословий. Сие есть новый богоизбранный народ, новый Израиль, новое племя праведного Авраама. Ветхий Израиль изменил и утратил свою избранническую роль в истории человечества, и Бог создал новое русло человеческого спасения, Новый Израиль. Уходя от народа иудейского к язычникам, апостолы Павел и Варнава говорят: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам (Деян.13:46). Так положено начало новому избранию нового человечества, новой истории, нового спасения чрез апостолов и их последователей, как ветхозаветное избрание было начато и осуществлено чрез праотцев, Моисея и пророков. Но Церковь Божия наполнилась и злыми, и добрыми, ибо позваны были и те, и другие. Ветхозаветная Церковь делила человечество на иудеев и неиудеев, а новозаветная делит всех людей на земле на добрых и злых. Итак, и те, и другие являются зваными, но не все, чрез таинство крещения вошедшие в Церковь, спасутся. И в новозаветной Церкви, как и в ветхозаветной, Всемилостивый Бог являет Свое долготерпение. Мудрый домовладыка повелевает рабам не сразу выбирать плевелы из пшеницы, но оставлять расти вместе то и другое до жатвы. Пространный невод Церкви захватывает и хороших, и худых рыб, но мудрый рыбак терпеливо тянет сеть, вытаскивает ее на берег и, лишь когда вытащит, отделяет добрых от злых. У евангелиста Луки приказание человека царя дополняется словами: и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. Таковыми иудеи считали все народы на земле, кроме себя. И действительно, таковыми являются все люди и народы на земле, пока они не познают Христа и не сядут за богатейшую трапезу Его даров, которыми Он одаривал и одаривает мир. И все мы без Христа нищие, все увечные, все хромые, все слепые. Только Господь наш Иисус Христос может обогатить нас истинным и таинственным богатством; только Он может исцелить нас от всех недугов и направить руки наши на добрые дела и ноги наши на путь истины и правды. Только Он может отверзть нам очи духовные и дать возможность увидеть наше бессмертное Отечество, исполненное всех свадебных даров и радостей.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Что это за брачная одежда? Брачная одежда души есть прежде всего чистота. Апостол Павел пишет верным: потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2Кор.11:2). Девственная непорочность и чистота души есть первое и главное ее одеяние. А затем тот же апостол снова говорит другим верным, во что они должны облечься: Итак облекитесь… в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол.3:12-14). Сие есть брачная одежда души, венчающейся с бессмертным Христом. Из всех земнородных величайшее совершенство чистоты душевной показала Пресвятая Пречистая Богородица и Приснодева, Которая из тела Своего дала тело Господу и Спасителю нашему. Никто из нас не может носить Христа в сердце своем без великой сердечной чистоты, без нераздельной Ему преданности. Ибо как чистая дева питает в сердце своем только одну любовь к своему жениху, так и у души человеческой, понимающей, в чем путь спасения, есть лишь одна любовь — любовь к Господу. Это ее златотканый свадебный наряд. Но чистота и любовь порождают все остальные добродетели, упомянутые и не упомянутые апостолом. Особенно они плодоносны добрыми делами. Добрые дела суть драгоценности и украшения белого платья чистоты и златотканого платья любви. («Под брачной одеждой понимай благодать Святаго Духа. Кто не удостоился облечься в нее, тот не может быть участником небесного брака и духовной вечери». Св. Макарий. О любви, гл.75). Но когда Царь вышел посмотреть на гостей, то увидел одного из них без сей свадебной одежды. Друг! — обращается к нему Царь. Почему Царь называет его другом? Во-первых, чтобы показать как высоко Он, Бог, ценит достоинство человека; а во-вторых, потому что Бог есть воистину друг всякому без исключения человеку, пока сам человек совершенно не удалит от себя сию Божию дружбу собственной испорченностью. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам, — сказал Господь своим апостолам (Ин.15:14). О, несказанное снисхождение и милосердие Божие к людям! Он, Всемогущий Творец и Владыка всех миров, называет слабых людей Своими друзьями! Но при условии — если они исполняют то, что Бог заповедует. Однако сей необлаченный гость не выполнял волю Божию, иначе он не был бы лишен брачной одежды; почему же и его Бог называет другом? Потому что он крещен и, таким образом, причислен к верным и вошел в число Божиих друзей. Называя его другом, Царь и Бог именно этим его и упрекает за предательство в дружеском союзе — ведь дружбе изменил он, а не Бог. Он же молчал. Ибо что он мог сказать? Вероятно, что не мог купить одежду? Или что не сумел скроить и сшить? Все напрасно: Бог чрез Господа нашего Иисуса Христа дал даром всякому званому гостю готовое платье. С его стороны нужна была лишь добрая воля, чтобы сбросить с себя старую и грязную одежду греха и облечься в ризу спасения, в златотканое одеяние брачное. Но он сего не сделал и вынужден был молчать.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Он уже сам себе связал руки грехом, творя злые дела, и ноги свои сам связал, ходя путями беззакония; и сам он еще в этой жизни выбрал тьму вместо света, а плач и скрежет зубов — вместо вечной радости. Он, так сказать, сам себя осудил на гибель, и Бог лишь изрек праведный приговор. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится (Притч.5:22). Уловленный и связанный грехами своими, грешник в ином мире будет еще более крепко уловлен и связан. Там нет покаяния; связанные руки и ноги означают, что там нет более ни покаяния, ни возможности творить какие-либо добрые дела для своего спасения и входа в Царство.
Всю сию величественную и пророческую притчу Господь завершает словами: ибо много званых, а мало избранных. Это относится и к иудеям, и к христианам. Мало было избранных среди иудеев, мало их и среди христиан. Все мы, крещеные, позваны на царскую трапезу, но Единому Богу известно, кто суть Его избранные. Горе тому из нас, кому Царь Всевышний пред всеми ангелами и святыми скажет: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Какой стыд, и стыд бесполезный! Какой ужас, и ужас непоправимый! Какая гибель, и гибель безвозвратная! Но на самом деле сии слова говорит нам Господь и теперь, каждый раз, когда мы приступаем принять Святое Причастие и душою своею соединиться с Женихом Христом: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Прислушаемся сердцем своим и совестью своею, когда подходим ко Святой Чаше — и мы услышим этот вопрос и этот укор. Разве что сии слова Божии не влекут за собой плач и скрежет зубов во тьме внешней, как будет тогда, когда Бог скажет нам их в последний раз. А кто из вас может поручиться, что Бог не сегодня говорит ему это последний раз в земной жизни? Кто может поручиться, что уже сею ночью его душа, одетая в грязную одежду греха, не окажется в блистательном собрании небесном вокруг царской трапезы? Ах, кто из смертных может знать, не является ли сей день судьбоносным для всей его вечности! Всего лишь несколько минут решили судьбу двух распятых разбойников. Эти несколько минут один из них не сумел использовать и отошел во тьму внешнюю; в то время как другой сии несколько минут благоразумно использовал, покаялся, исповедал Сына Божия и помолился Ему о своем спасении: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И в то же мгновение старая одежда греха спала с его души, и душа его облеклась в блистающий брачный наряд. И покаявшийся разбойник с достоинством избранного сел в раю за царскую трапезу.
Не будем же и мы откладывать покаяние ни на единый час, ибо каждый следующий час может уже не застать нас среди живущих в мире сем. Примемся скорее мыть и чистить свою душу, хотя бы столько, сколько чистим и моем свое тело, которое не сегодня-завтра будет пищей червей. Очистимся покаянием и слезами, омоемся постом и молитвой и облечемся в одеяние, сотканное из чистоты и любви, украшенное всеми добрыми делами, наипаче делами прощения и милосердия. Сделаем то малое, чего ждет от нас Бог, — остальное Он сделает Сам. Когда дитя пожалуется матери на нечистоту своего тела, мать его быстро чистит, моет и переодевает. О, насколько милостивее Отец Небесный к чадам Своим чем любая мать! В действительности душа всякого человека настолько нечиста, что своими силами никогда не сможет очиститься и удостоиться присутствия Божия. Но пусть всякий человек увидит свою душевную нечистоту, пусть возненавидит ее от всего сердца, пусть сделает то малое, что от него требуется, и, самое главное, пусть возопит к Богу, чтобы Бог Своим огнем и Духом его очистил. А Бог стоит и ожидает таких воплей от Своих покаявшихся чад, держа в руках роскошнейшие ангельские одежды, всегда готовый очистить, омыть, укрепить, осветить, облагоухать и облачить всех, взывающих к Нему в покаянии. Всемилостивому Богу нашему честь и слава. Честь и слава Небесному Жениху души нашей, Господу Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Слово архимандрита Симеона (Нарбекова) (+1969г.) в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Брачная одежда

«Друг мой! как ты вошел сюда не в брачной одежде», спросил царь человека, бывшаго на пиру не в праздничном одеянии. Да, но, быть может, этот человек был беден, и ему не на что было купить нарядной одежды? На это нужно сказать, что в ту пору на Востоке цари обыкновенно жаловали брачныя одежды тем, кого они приглашали на свои брачные царские пиры. Таким образом, тот человек, о котором говорит притча, вошел в чертог не в царском жалованном платье, а в своем собственном, считая его вполне нарядным и достойным, чтобы быть в нем на браке сына царева.
Этот человек, он — образ того, кто в чувстве религиознаго самомнения считает для себя вполне возможным без царственнаго дара Божьей благодати достичь идеала нравственнаго совершенства. Этот человек, он — образ того, кто в религиозном упоении своими нравственными заслугами, считает себя в силу их достойным быть в светлом Божьем чертоге, на радостном пиру веры и любви. Евангелие строго осуждает самомнение. Злые — замечает Евангелие — покрыв свою злость царственным одеянием милости Божией, останутся в Божьем чертоге, а человека, полнаго религиознаго самодовольства, ждет кромешная тьма ночи, рыдание, скрежет зубовный изгнания и позора. В образе этого человека Евангелие осуждает всякие счеты с Богом, осуждает взгляд на спасенье, как на накопление каких-то должных и даже сверхдолжных заслуг перед Богом. Путь к Богу — любовь! А в любви не может быть своекорыстных разсчетов, не может быть и мысли о каких либо заслугах пред объектом любви. Своекорыстие в любви есть ея оскорбление, отрицание, есть духовное святотатство. В чувстве любви устремляясь к Чертогу Господню, христианин может лишь смиренно взывать: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь! просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!»

Беседа архиепископа Николая (Зиорова), Варшавского и Привисленского (+1915г.), в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

В ныне чтенной притче, братие, раскрывается история домостроительства Божия о спасении людей, а точно также и история отношений человечества к этому «смотрению Божию»… Таким образом, притча эта имеет прежде всего историческое значение; но далее, при внимательном разсмотрении ея содержания, нельзя не видеть, что она имеет значение и для настоящаго времени, для всех людей, уже призванных в Царство Христово, — уясняя нам и будущую судьбу этих людей… Вникнем же глубже в ея содержание…
Уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему…
Уподобися… Христос Спаситель любит употреблять в своих беседах приточную речь, т. е. брать подобия, сравнения, образы из видимой природы, — особенно из сельской жизни. Это Он делал для того, чтобы простой человек, не всегда способный к отвлеченному мышлению, мог с большею легкостью запоминать Его учение, яснее себе представлять дело… Уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему…, т. е., другими словами: царство небесное, по своему характеру, — как высшее блаженство, как духовный пир в невечернем свете славы Божией, — и его устроение подобны тому брачному пиру, который устрояет один царь по случаю бракосочетания своего сына… Царство Божие — на земле в св. Церкви, а на небе, в месте вечнаго блаженнаго состояния душ, состоящее в вечных духовных благах, как, например, мире и радости о Дусе Святе, — еще прежде век было уготовано для людей; но, к сожалению, люди чрез грехопадение прародителей своих утратили было права свои на это царство Божие; Сын Божий, Второе Лице Св. Троицы, Своими искупительными заслугами стяжал для нас снова это наследие… Но получить его мы можем не иначе, как доказавши свои права на это наследие — первее всего крещением, а затем и чрез жизнь по вере в Иисуса Христа… Кто веру имет и крестится, и кто затем содержит ризу крещения чистою, неоскверненною от грехов, — тот спасен будет, т. е. получит уготованное ему царство от сложения мира…
И посла рабы своя призвати званныя на браки: и не хотяху приити… В этих словах раскрывается нам история промыслительнаго действия Божия о народе израильском… Этот народ был избран из числа всех прочих быть носителем идеи о Спасителе мира, — ему даны были закон и пророки, его сам Господь уготовлял к принятию Мессии… Для сей цели Господь воздвигал в разное время нарочитых мужей, которые, являясь к народу Божию, возвещали ему Его волю: это были пророки Божии по преимуществу. Но чтож? как принимали этих глашатаев воли Божией те, к кому они посылались? — Увы! очень не хорошо: инии убиени быша, другие же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею, камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех и козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени (Евр. 11, 35-37)…
Паки посла ины рабы, глаголя: рцыте званным: се обед мой уготовах, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова: приидите на браки. — Вторично, — и уже во время пришествия самого Спасителя мира, были посланы Иоанн Креститель и св. Апостолы… Они возвещали, что Царствие Божие уже приблизилось, что настало время покаяния, а вместе с тем и спасения… — Они же, т. е. Иудеи, небрегше отъидоша, ов убо на село свое, ов же на купли своя, т. е., остались глухи к этой проповеди, отдавшись каждый своим земным интересам, своим личным делам, не думая о высших, духовных интересах; — прочии же поступили еще хуже: емше рабов его, досадиша им и убиша их. Так это было с апостолами: их сажали в темницу и били, а Иоанна Предтечу и св. Апостола Иакова Праведнаго — тех и просто убили…
Итак, народ Божий, для котораго были посланы рабы с приглашением на брак, — этот народ в нравственной слепоте своей отверг это предложение, нанесши еще великое оскорбление Тому, Кто его звал на пир духовный.
И слышав царь той, разгневася: и послав воя своя, погубити убийцы оны и град их зажже… Это и сбылось над Иудеей и Иерусалимом во времена императоров Веспасиана и Тита, когда совершились судьбы Божии над сим градом и сим народом… Нельзя без содрогания читать описания всех тех бедствий и ужасов, какия постигли народ Божий за совершенное им преступление; довольно сказать, что от величественнаго града и великолепнейшаго храма, которому удивлялись все современники, воистину не осталось камня на камне, — а вся Иудея, некогда цветущая страна, обратилась после того в пустыню и с тех пор никогда уже не поправлялась, хотя со стороны людей и были попытки возстановить ее из развалин… Таким образом, то, что предвещал еще пророк Моисей своему народу за уклонение от стезей Божиих (см. XXVIII гл. Второзакония), — сбылось с буквальною точностию.
Тогда глагола рабом своим: брак убо готов есть, званнии же не быша достойни: идите убо на исходища путей, и елицех аще обрящете, призовите на браки… Званный народ оказался недостойным призвания, и Сам Господь, отвергая его, призывает других… Это, по изъяснению св. Апостола Павла, были язычники… Язычники, до сего времени предоставленные самим себе, действительно блуждали по распутиям мира сего, и ко времени Христа Спасителя чуть не дошли до совершеннаго отчаяния… Разложение, умственное и нравственное, в греко-римском мире было полное… И вот, в это самое время, Господь, не хотящий никому погибели, но хотящий всем спастися и в разум истины приити, призывает и их ко спасению… И исшедша рабы оны, т. е. апостолы, пастыри и учители церкви, — на распутия, собраша всех, елицех обретоша, злых же и добрых, и исполнися брак возлежащих… В Церковь Христову обращались и злые идобрые. Злых влекли туда свои расчеты, например: жить на чужой счет, без труда, — так как первые христиане имели все общее, разнаго рода привилегии для христиан, особенно со времени Константина Великаго, объявившаго христианскую религию господствующею в империи и предоставившаго христианам разнаго рода гражданския привилегии… Таким образом, Церковь Христова наполнилась не только добрым, но и злыми, — людьми своекорыстными и расчетливыми… Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное. И глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна; он же умолча. В этом вхождении царя в пиршественную залу можно видеть суд Божий, который постигнет всех людей — во первых, при кончине каждаго непосредственно, а во вторых, во время всеобщаго и страшнаго суда… Когда Христос явится каждому из нас при кончине нашей, а затем всем при кончине мира, тогда объявятся не только все дела наши, но даже и все помышления наши, — тогда каждый предстанет пред Него, своего Судью и Мздовоздаятеля, со всем, яже соделал в жизни своей; тогда будет видно, кто в какой одежде… Каждому, входящему в царство Божие на земле, или — в церковь, дается светлая одежда по выходе из купели крещения, как символ очищения от грехов, подобно тому, как по восточному обычаю, всякому гостю царскому, приглашенному на пир, выдавалась, если он не имел своей собственной праздничной одежды, парадная одежда царская из царских хранилищ, и всякий, кто не имел своей приличной одежды, если бы не взял царской, считался бы оскорбителем царскаго величества; так точно будет и в царстве Христове: кто явится не в брачной одежде, т. е., без добрых дел, без чистой веры, а в скверне греховной, тот будет считаться оскорбителем чистоты и святости места, оскорбителем величества Божия, — словом, недостойным того наследия, на какое он предъявляет свои притязания…
Тогда рече царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом. — Лишение света полагается великим наказанием человеку грешнику; почему? — а потому, что при отсутствии света, человек не может получать впечатления из видимаго мира чрез зрение, — для него закрывается целая область жизни духовной: это тоже, что голод телесный… Как без пищи тело мучится, страдает, так без света душа страдает, истаявает, ибо лишается притока свежих впечатлений. Как в природе растение без света блекнет и погибает, а животное растет болезненно и бывает худосочно и недолговечно, — так точно гибельно и для человека лишение духовнаго света в царстве славы… Тогда будет действительно плач и скрежет зубом!
Мнози бо суть звани, мало же избранных! — Так заключил Господь Свою притчу, т. е., хотя искупительныя заслуги Христа Спасителя простираются на весь мир, на все человечество в прошедшем, настоящем и будущем, тем не менее не все спасутся, — и это не по воле Божией, а по воле самих же людей… Значит, может случиться, братие, что в число малоизбранных можем мы с вами и не попасть, — значит, может случиться, что и нас ввергнут во тьму кромешнюю… Когда и при каких обстоятельствах это может случиться? — Это может случиться со всяким из нас, кто нося имя христианина, да притом еще и православнаго, живет, однакоже, не по христиански, не по православному, кто, дав обеты крещения, не старается их соблюдать, — кто, отрекшись от диавола и ангелов его и сочетавшись Христу, следует, однакоже, не по заповедям Христа, а по влечению своей греховной плоти, по внушениям диавола… О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою, — говорит Христос Спаситель; больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя, — любяй заповеди Его соблюдает…
Не в укоризну, а только в напоминание скажу вам, что я, как вестник Божий, глашал неоднократно вас сюда в храм, призывал к таинству покаяния и приобщения св. Таин в посты Петровский и Спасов, — умножал для сего число служб недельных и пр. Чтож?! все ли послушали моего гласа? — Увы! из многих званных немного, однакоже, явилось избранных: вероятно, всякаго рода «злобы дня» удержали от этого… А между тем, кто поручится и в одном дне своей жизни… Не откладывайте же, братие, никогда надолго того, что можно сейчас сделать, ибо не весте ни дне, ни часа, в онь же Сын Человеческий приидет… Имеяй уши слышати, да слышит. — Аминь.
1893 года, 24-го августа, г. Чикаго.

Поучение протоиерея Иоанна Поспелова (+1910г.) в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Притча о званных на брачный пир (Матф. 22, 1-14). Кто званные?
 Как Господь зовет нас на пир — в Царство Небесное?

Сегодня мы слышали христиане, из св. евангелия притчу о царе, который сделал брачный пир для сына своего и позвал на брак званных. Но званные не хотели придти. Царь опять послал других рабов сказать званным, что пиршество готово и чтобы они не медля приходили на пир; к удивлению званные принебрегли зовом и пошли кто куда, иный на поле, другой торговать; этого мало, иные были так дерзки, что наругались над рабами царя и убили их. Разгневался государь и истребил званных, а город их сожег; на брак же созвал других и пир наполнился. На пир как-то попался одетый неприлично; царь велел выбросить его во тьму кромешную.
Притчу эту говорил Господь Иудеям, которые и были в древнее время званными; они были народ избранный Богом и одни только знали истиннаго Бога; другие народы были язычники и покланялись идолам. Для этого-то народа избраннаго Господь и приготовил пиршество, это св. церковь Христову, полную благодати на земле, приготовил великое несказанное блаженство, вечное, славное пиршество на небе. Посылал Господь к Евреям рабов своих, пророков, звать на это пиршество; пророки обличали народ за пороки, иногда за отступление от самого Бога, учили Евреев жить праведно, свято, чтобы они оправдали высокое свое призвание, быть народом Божиим, жили именно как дети Божии и таким образом могли достигнуть великаго пиршества на небе. Но пренебрегли многие званные проповедью пророков и иных из них даже предали смерти. И вот, Господь посылает других рабов, св. апостолов, звать на пир не только Евреев, но и язычников; язычники уверовали в Господа Иисуса Христа, сделались достойнее неверных Иудеев, прежде званных, и наполнили пиршество Господне.
По милости Божией и мы, слушатели, званы на брачный великий, вечный пир в царстве Христовом, и нас постоянно зовут туда. Как зовут и когда?
Зовут нас в храме Божием, когда учат, чтобы мы знали одного только Господа Бога, Ему одному служили, Его одного всем сердцем любили. Зовут нас и вне храма Божия; зовут самыя обстоятельства нашей жизни. Господь посылает нам счастие, это зов Божий к нам, это Господь заставляет нас счастием возблагодарить Его, Царя небеснаго, за дарованное Им нам благо и делать другим добро. Встречается с нами горе; и это посещение Божие; Господь говорит нам чрез то: образумьтесь, оставьте свои грехи, чтобы вам не потерпеть большаго наказания в будущей жизни. Приходит к нам болезнь, видимое внушение, что жизнь наша здесь не вечна, что истинное житие наше на небе, что туда мы и должны готовиться. А мы готовимся туда? мы слушаем зова Господня? Боже, Боже наш! Как часто мы совсем невнимательны к Твоему зову! Мы слышим в праздник Господень звон, это призыв служить Царю небесному, и часто идем на работу, иной на торговлю свою. Мы слышим в храме Божием слова самого Господа, которыя поучают нас оставить греховную жизнь я жить трезвенно, свято; и не слушаем мы этого божественнаго наставления, живем в неправдах и беззакониях.
Други мои! не думайте, что мы, как христиане, так уже непременно и попадем на великий пир небесный. Нет; если мы будем пренебрегать зовом Божиим, если мы вознерадим о спасении своем и не оденемся в чистыя одежды добрых дел, или не омоем греховных скверн слезами чистосердечнаго раскаяния; то нас, как непотребных рабов, возьмут, свяжут и выбросят во тьму кромешную, где будет плачь и скрежет зубов. Пощади нас, милосердый Господи! Аминь.
1885 г.

Комментирование запрещено