Неделя 20-я по Пятидесятнице

Слово митрополита Макария (Булгакова) (+1882г.), Московского и Коломенского, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

И видев ю Господь милосердова о ней, и рече ей: не плачи (Лк. 7, 13).

В прошедшее воскресенье, братие, мы слышали из Евангелия заповедь нашего Спасителя о любви к врагам; ныне слышим другую Его заповедь о любви и милосердии к несчастным. Ту заповедь Он преподал нам словом, сказав: любите враги ваша (Лк. 6, 35); эту преподает собственным примером, показав милосердие и сострадательность к несчастной вдовице наинской, лишившейся единственного сына, и воскресив его из мертвых. Великая разность между этими двумя заповедями. Первая, — заповедь о любви ко врагам, есть исключительно христианская: ее не внушает человеку закон природы, не внушала и не внушает ни одна из вер, существовавших и существующих вне христианства, — ни языческая во всех своих видах, ни магометанская, ни даже иудейская (Мф. 5, 46-47). Напротив, заповедь о сострадательности к несчастным громко проповедует сама человеческая природа, знали и знают язычники, подробно излагает магометанство, и еще подробнее иудейство.
Но, братие, несмотря на то, что заповедь о милосердии не принадлежит к числу отличительных заповедей христианских, мы, как христиане, должны отличаться исполнением ея более всех других людей, не исповедующих нашей св. веры: потому что, кроме общих для всех побуждений к милосердию, мы имеем еще особенныя, высочайшия.
Посудите прежде всего, не мы ли сами более всех других людей пользуемся милосердием и щедротами нашего общего Господа и Владыки. Прочие люди, не-христиане, участвуют вместе с нами только в милостях Его, как Творца и Промыслителя, а мы наслаждаемся еще милостями Его, как Искупителя. Велики, неизмеримы милости к нам нашего Творца: Он даровал нам бытие единственно по своей безконечной благости, устроил наше тело с такими совершенствами, которыми превосходит оно тела всех прочих животных, оживотворил нас, и только нас одних на земле, душею разумною и бессмертною, украсил нас своим собственным образом, превознес нас над всеми земнородными, поставил нас царями и владыками природы. Столько же велики и неизмеримы милости к нам Господа, как Промыслителя: мало того, что Он посылает нам все необходимое для поддержания бытия, Он еще дает нам вся обильно в наслаждение (1 Тим. 6, 17); Он печется о каждом из нас, и с такою любовию, что даже волос с головы нашей не падает без воли Его (Мф. 10, 30); печется и о целых человеческих обществах, Сам поставляя над ними царей и управляя ими, Сам поставляя чрез царей и низшия власти для устроения счастия народов. Но что значат все эти милости Божии, все эти дары природы, доступные всем людям, сравнительно с теми чрезвычайными милостями, с теми дарами благодати, которые доступны только нам — христианам? С тех пор, как человек согрешил, он подвергся величайшим бедствиям и сделался несчастнейшим из земнородных. И вот все люди, еще неверующие во Христа, доселе остаются посреди этих несчастий, а мы не только освобождены от них, но и пользуемся величайшими благами. Прочие люди доселе блуждают во тме и сени смертней, не знают Бога истинного, не знают, как служить Ему, благоугождать Ему, не имеют верных понятий ни о мире, ни о самих себе и собственном назначении: мы, призванные в чудный свет Христов, познали Бога истинного и истинное богопочтение, для нашей веры решены все тайны мира и человека в Божественном откровении. Прочие люди доселе пребывают в рабстве греху и диаволу, — во грехах рождаются, во грехах живут и умирают, творя похоти отца своего (Ин. 8, 44), и у себя не имеют никаких средств освободиться от этого позорного рабства: мы все освободились от него еще в таинстве крещения, когда вышли из купели совершенно чистыми и невинными, и можем освобождаться каждый раз, после новых грехов, в таинстве покаяния. Прочие люди доселе, как неочищенные от грехов, остаются естеством чадами гнева Божия (Ефес. 2, 3), живут в удалении от Бога, под клятвою Его, и не знают никакой возможности примириться с Ним и воссоединиться: мы все уже примирились с Богом верою в Сына Божия, пострадавшего за нас на кресте, и соделались не только близкими к Богу, но и присными Его, сынами Его по благодати и приискренне соединяемся с Господом в таинстве евхаристии. Прочие люди, по немощам испорченной человеческой природы, при всех усилиях и стремлениях к нравственному совершенству, не в состоянии достигать его: нам дарованы нашим Искупителем вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию (2 Петр. 1, 3), пользуясь которыми мы можем возвышаться до самых высших степеней нравственного совершенства. Прочие люди, как чуждые от завет обетования христианского, переходят в мир загробный без упования вечных благ и будущего воскресения мертвых (Ефес. 2, 12): мы знаем это сладостное упование, и, если не недостойно носим имя сынов Божиих, с радостию переселяемся в вечныя обители Отца нашего небесного. После таких милостей особенных и чрезвычайных, какими посетил нас Господь, бедных и несчастных, и которыми не пользуются еще прочие люди, неведующие Христа, кто-ж, как не мы — христиане обязаны по преимуществу отличаться милосердием к бедным и несчастным? Более всех людей мы прияли и приемлем от Господа туне; не более ли всех и должны раздавать туне? Не более ли всех обязаны быть подражателями нашего премилосердного Владыки, по заповеди Спасителя: будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5, 48)?…
Взирая на все эти величайшия блага, которыми мы пользуемся в христианстве, можем ли не вспомнить, какою ценою они приобретены для нас? Для сего Он — сам Господь наш, богат сый в милости, нас ради обнища, да мы нищетою его обогатимся (2 Кор. 8, 9). Для сего Он, будучи Сыном Божиим, себе умалил, зрак раба приим, смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 7-8). Для сего Он, во время пребывания своего на земле, благоволил пройти весь путь бедности и нищеты. В бедности Он родился, в бедности и провождал жизнь. Бедные часто не имеют у себя крова, — и Сын человеческий не имел, где главы подклонити (Мф. 8, 20). Бедные и нищие часто нуждаются в пропитании и вообще в пособии от других, — и нашему Спасителю некоторыя благочестивыя жены служили от имений своих (Лк. 8, 3). Бедные и нищие часто терпят скорби, лишения, поношения, преследования и неповинныя страдания, — и наш Спаситель потерпел за нас на земле столько горьких скорбей, столько лишений, поношений и преследований, столько неповинных страданий, сколько не переносил их ни один человек в мире: вид его был безчестен, умален паче всех сынов человеческих (Ис. 53, 3). Что же было особенным следствием этого по отношению к бедным и нищим? Изведав на самом Себе всю тяжесть бедствий, какия несут на земле несчастные всякого рода, Господь наш столько возлюбил их, что удостоил назвать их своими меньшими братиями, а чтобы побудить своих последователей к благотворительности несчастным, Он сказал даже, что всякое милосердие, оказываемое Его меньшим братиям, оказывается Ему самому (Мф. 25, 40). Христиане! Какое же побуждение может быть для нас сильнее и трогательнее этого? Еще в ветхом завете было известно, что милуяй нища взаим дает Богови (Прит. 19, 17); а теперь мы знаем, что, подавая милостыню нищим, мы подаем ее в лице их самому нашему Спасителю, и таким образом имеем возможность, хотя отчасти, как бы воздать Ему за все то обнищание, которым Он приобрел для нас вечныя блага.
Но и этим, братие, еще не исчерпываются особенныя побуждения для нас к милосердию и благотворительности. Придет время, когда окончится на земле благодатное царство, в котором мы пользуемся столькими чрезвычайными милостями и щедротами, приобретенными для нас обнищанием нашего Спасителя; настанет суд, когда потребуют от нас отчета, как воспользовались мы этими милостями и достойны ли мы перейти в царство славы, или заслужили вечное наказание. Припомните-ж, как будет происходить этот суд, по изображению Спасителя. Тогда, говорит Он, разделит верховный Судия праведников от грешников и, поставив первых одесную Себя, а последних — ошуюю, скажет первым: приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. За что же? Взалкахся бо, и дасте ми ясти: возжадахся, и напоисте мя: странен бех, и введосте мене: наг, и одеясте мя: болен, и посетисте мене: в темнице бех, и приидосте ко мне… Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий моих меньших, мне сотвористе (Мф. 25, 34-36. 40). Вслед за тем Он речет и сущим ошуюю Его: идите от мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Взалкахся бо, и не дасте ми ясти: возжадахся, и не напоисте мене: странен бех, и не введосте мене: наг, и не одеясте мене: болен, и в темнице, и не посетисте мене…. Аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих меньших, ни мне сотвористе (Мф. 25, 41-43. 45). Нет сомнения, что на всеобщем суде будут приняты во внимание все наши дела, добрыя и злыя (2 Кор. 5, 10), и что безпристрастный Судия воздаст тогда каждому по заслугам (Рим. 2, 6). Не видите ли, что дела милосердия христианского будут иметь тогда особенное значение на весах правды Божией, и что от них-то по преимуществу будет зависеть окончательное решение нашей вечной участи?…
Благочестивые слушатели! Сама природа внушает нам любовь и сострадательность к несчастным; сама природа побуждает нас к милосердию и благотворительности. А вот — св. вера предлагает нам еще особенныя, чрезвычайныя побуждения! Последуем же этим сугубым внушениям и побуждениям, — и соделаемся милосердыми, милосердыми по-христиански. Аминь.
Сказано в Предтеченской церкви архиерейского дома 13 октября 1857 года.

Проповедь архимандрита Тихона (Агрикова) (+2000г.) в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Не плачи!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Солнечный летний день. В прекрасной палестин­ской местности расположен городок Наин. Обычно он тихий, спокойный. Но сегодня там слышатся плач и вопли. Что за толпа выходит из городских ворот?
Женщина, бедная вдова, навеки прощается со сво­им единственный сыном; бедная мать хоронит свое дитя. Угасла ее единственная радость, не стало един­ственной надежды и опоры… В толпе то и дело слы­шатся вздохи и возгласы сожаления, сочувствия. А уж ей-то, матери, каково? Она осталась совсем одна, сын, молодой, сильный, уходит в могилу. Его прово­жают в последний путь… Кто в силах утешить ее в этом безысходном материнском горе?
Навстречу печальной процессии движется группа людей, и в толпе уже зашептали. То Иисус, великий Пророк, недавно появившийся в Иудее. Ходит Он по палестинским дорогам, окруженный преданными учениками, но слух о Нем облетел всю страну. Он уже стольких исцелил, утешил… Кажется, никакое горе, никакая болезнь, скорбь не могут превзойти Его бла­годатной силы. И вот Он, Утешитель плачущих и скорбных, идет навстречу. Сколько любви, сколько понимающего сочувствия в Его взоре! Он не остается безучастным к материнскому горю, готов помочь безутешной вдове. «Не плачи», — слышится Его спо­койный, кроткий голос (Лк. 7, 13).
«Не плачь! Я знаю, как тяжело тебе. Я вижу, что с сыном уходит твоя жизнь… Но не плачь, Я помогу те­бе, Я не могу тебе не помочь…» Мать стоит и чувству­ет силу Его слов, но еще не может поверить, не знает, о чем это Он… А Господь уже стоит возле гроба, уже обращается к бездыханному телу: «Юноша! тебе го­ворю, встань!» (Лк. 7, 14).
О дивное чудо! Мертвый ожил, сел и стал гово­рить (Лк. 7, 15). Мать не помнит себя от радости, а присутст­вующих охватывает изумление и невыразимый страх. Великий пророк восстал в Израиле, и Бог посе­тил народ Свой (Лк. 7, 16). Так милосердие встретилось со скорбью и погасило ее.
Дорогие мои, в утешение вам хочу сказать, что хо­тя происходило это давно, но могло быть и в наши дни. Милосердие Божие не ушло с земли. Господь и теперь пребывает между нами, изцеляя всяк недуг и всяку язю в людех (Мф. 4, 23). «… Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20) — это не пустые слова, это истинное обещание нашего Господа Спасителя. И теперь Своим благодатным утешением Он утоляет всякую скорбь, утешает во всякой печали, вселяет надежду при самых непоправимых потерях. «Не плачи, го­ворит Он тебе, потерявшей родных, любимого мужа, единственного сына, оставшейся одинокой, беспри­ютной, безутешной. — Настанет час, и вы снова уви­дитесь, насладитесь вечной общей радостью в Моих небесных селениях».
«Не плачи, — говорит Он страдающему тяжелой, неизлечимой телесной болезнью, не отчаивайся, не ропщи, твое тело тлеет, а душа обновляется для лучшей жизни на небе. Не плачи, и ты, изнемогаю­щий от тяжелой внутренней борьбы, от болезней ду­шевных, от грехов. Я вижу твои старания и твою не­мощь, ты ничего не можешь без Меня, но Я исцелю тебя Своим прощением. Я исцелял не таких, как ты, убелял самые что ни на есть почерневшие души, только ты будь бодр и верен Мне. И ты, обиженный, поруганный, оклеветанный, страдающий невинно, ты тоже не плачь. Тебе очень тяжело, но ведь Я Сам все это перенес, и тебе теперь надо бы радоваться то­му, что идешь Моим путем».
Не плачьте и вы все, дорогие мои. В нашей жизни нет места безнадежным слезам. И то правда, что скорбей у нас очень много. Так было, есть и будет, так и должно быть. Земля для нас, грешных, — место изгнания, здесь — время испытания, а мы, слабые, малодушные, унываем, плачем, порой только тогда и обращаемся к Богу, когда постигнет нас скорбь. Гос­подь милосердный всегда принимает и утешает, даже в небольших скорбях. Но по-настоящему мы должны плакать не об этих, пусть и тяжелых, но все-таки вре­менных испытаниях и лишениях. Господь ублажил плачущих о грехах своих, о неисправимости, о неспо­собности к труду, добру, о многих страстях, гнездя­щихся в сердце. Вот о чем надо плакать, потоки слез проливать! А мы об этом как раз и не плачем, и на ис­поведи-то ни слезинки нет у нас… И святые отцы за­поведали нам плач как единственный способ очище­ния души, как верную защиту от новых падений. Они и сами жизнь свою проводили в подвигах, постоян­ной слезной молитве и нам заповедали идти этим путем.
Преподобный Пимен Великий говорит: «Желаю­щий избавиться от живущих в нем грехов плачем из­бавляется от них, и желающий не впадать вновь во грехи плачем избегнет от падения в них». Это путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, кото­рые изрекли: «Плачьте, другого пути, кроме плача, нет…» Сколько же у нас причин, сколько побужде­ний для спасительного плача! Мы должны плакать о прошлых своих грехах, о нынешней греховной жизни, о неисправимости своей, плакать о своей будущей участи — будем гореть в огне гееннском, если здесь слезами не погасим свои страсти. Плакать о наших по­гибающих ближних. Эти слезы Богу дороже всего, их Он соберет в золотой сосуд и воздаст вечной радостью за эту печаль ради Бога, которая, по слову апостола, производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10).
«Сеющии слезами, радостию пожнут», — говорит древний царственный пророк (Пс. 125, 5), сам изведавший силу и пользу покаянных слез.
Так будем же, возлюбленные, пока не поздно, се­ять слезные семена спасительного покаяния и смире­ния, которое ублажает Господь. Будем меньше печалиться о земном, меньше обращать внимания на вре­менные печали, а больше заботиться о вечной пользе для своей бессмертной души. Будем просить у Госпо­да великого дара этих благодатных слез, которые очищают, облегчают грешную душу, которые Сам Господь обещал утолить и вознаградить вечной радо­стью спасения.
Юная девица много раз оскверняла землю мерзо­стью своих грехопадений, казалось бы, что и в аду нет ей места, что душа ее стала чернее черного. Но, Боже Ты наш, кто из смертных в силе изобразить Твою любовь к падшему человеку?! Кто может по­нять бездну Твоего снисхождения к любому грешни­ку?.. И вот эта грешница, которая своими скверными делами губила многие юные души и даже святыни ос­кверняла, заплакала о своих содеянных грехах. Про­шла время, милосердный Господь и ей сказал: «Не плачи, слезы твои уже очистили язвы твоих грехов… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). И кто бы мог подумать! Великая блудни­ца стала Ангелом. Во время молитвы она поднима­лась от земли и стояла на воздухе. Это была Мария Египетская.
Возлюбленные братия и сестры, и мы будем пла­кать не о земных потерях, но о своих грехах, чтобы нам не потерять вечной жизни. Аминь.

Поучение протоиерея Ростислава Ган (+1975г.) в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

В Святом Евангелии мы видим, что Господь Иисус Христос творил чудеса как-бы с нарастающей силой.
С Его первого исцления находившемся на присмертном одре сына цареводца (Ин. 4, 50), затем, воскресение только что умершей дочери начальника синагоги Иаира (Мк. 5, 42). В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали о воскрешении сына наинской вдовы, которого уже несли на погребение. (Лк. 7, 11-17). В дальнейшем будет воскресение Лазаря, мертвеца, уже начавшегося разлагаться, а затем, воскрешение и воскресение Самого Себя.
Таким образом, сила Божия проявляется постепенно, с нарастающей силой. Таким-же образом, проявляется жизнь Святой Церкви. Мы можем наблюдать в истории Церкви разные периоды гонений, которые имеют, конечно, свое очис­тительное значение для членов Церкви. С одной стороны, эти периоды гонения идут с нарастающей силой, а с другой стороны, мы видим, что победа веры бывают еще более сильнее.
Так-что, эти усиливающияся периоды как-бы унижения и падения веры, в дальнейшем, сопровождаются большим взлетом этой веры.
Так это будет продолжаться до конца мира. Перед концом будет, как-будто бы, окончательное падение веры и в то-же время, с моментом конца совпадет самое наивысшее торжество веры, т.е. открытие Царства Божия, где для этой вере не будет никакого конца.
В истории бывают то периоды гонений, то торжества веры; то периоды падений то восстаний, все время противоположеныя периоды чередуются. Смущаться этим не нужно — это так должно быть.
Периодами гонений Господь очищает Своих людей от того расслабления, которому они подвергаются, находясь в спокойном состоянии.
Всем известно, что времена мира, тишины и спокойствия не всегда бывают благоприятными для укрепления веры. Человек духовно расслабляется, у него нет утверждение, нет практики для того, чтобы свою веру исповедать.
И вот, для того, чтобы человек не пребывал постоянно в таком состоянии и для того, чтобы поддерживать горение веры, Господь и допускает гонения. Тогда и проявляют себя те, которыя, как говорится в Апокалипсисе, “не осквернили одежд своих” (Откр. 3, 4) духом этого мира. Аминь.

Проповедь епископа Варсонофия (Столяра), Бородянского, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

О воскрешении сына наинской вдовы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Господь, обращаясь к наинской вдове, утешая ее, говорит: «Не плачь». Эти слова мы часто произносим, утешая человека в его скорбях. В нашем мире, который полон неприятностей, раздоров, всевозможных кризисов, мы друг друга также поддерживаем, говоря: «Не расстраивайся, не плачь». Сегодня Иисус Христос, Который является Творцом Вселенной, Сотворителем человека, утешает наинскую вдову, воскрешая ее единственного сына.
Вместе с наинской вдовой в похоронной процессии шли ее родственники, жители города Наина, которые утешали скорбящую вдову, но не могли утешить ее. Иисус Христос, увидев страдания матери в ее горе, сжалился над нею и, обращаясь к умершему, сказал: «Юноша! Тебе говорю, встань!» И юноша, поднявшись, сел и стал говорить.
Для чего Господь в сегодняшнем Евангелии сотворил чудо воскрешения сына наинской вдовы? Люди, которые присутствовали на похоронной процессии, также как и мы, знали из Ветхого Завета о том, что пророк Илия воскресил сына сарепской вдовы, о том, что пророк Елиссей воскресил ребенка, поэтому люди, прежде всего, подумали о том, что сына наинской вдовы воскресил один из пророков. Но Господь этим чудом показывал людям, что всем нам предстоит воскреснуть во время Второго Пришествия Иисуса Христа. Все воскреснут, и обновленное тело соединится с вечной душой. Смерть всегда ужасает, но каждому человеку суждено умереть. Даже Честнейшая Херувим, Божия Матерь, не избежала смерти. Иисус Христос по Своей человеческой плоти умер, но смертию смерть поправ, Он показал нам, что каждый человек воскреснет.
В зависимости от того, как человек проводит свою временную земную жизнь, как он исполняет заповеди Божии, заповеди Евангельских блаженств, зависит, где человек окажется — по правую сторону от Иисуса Христа во время пришествия Его, или по левую. Надо помнить, что человек имеет свободу выбора, так как Господь наделил его свободной волей, предложив при этом единственно правильный путь ко спасению — идти за Христом — нашим Пастыреначальником. Если человек стремится соблюдать каноны Православной Церкви, старается быть ревностным христианином, исполняя в своей жизни заповеди Божии, он верит в то, что воскреснет во время Второго Пришествия и сможет стать одесную Господа нашего Иисуса Христа.
Мы молимся, просим у Господа Бога, чтобы Он и нам помог вести христианский образ жизни, о том, чтобы и нам, неся посильные христианские подвиги: поста, молитвы, смирения, стяжая и другие христианские добродетели, сподобиться Царствия Небесного. И тогда мы, произнося в Символе веры слова: «…Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века», также будем верить и надеяться, что сподобимся воскреснуть и стать одесную Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
2008г.

Слово Протоиерея Вячеслава Резникова (+2011г.) в 20-ю Неделю по Пятидесятнице

О наинской вдове и царе Давиде (Лк. 7, 11-16)

Когда Господь приблизился к воротам города Наина, из них «выносили умершего, единственного сына матери, а она была вдова». Так, навстречу друг другу шли две процессии: и за Иисусом «шли многие из учеников Его, и множество народа»; и за покойником и его матерью «много народа шло… из города».
Вот эти две процессии соприкоснулись своими главами: впереди одной Иисус Христос, впереди другой — мертвец. И разве могли они просто так разминуться? Даже если бы Иисус не был Богом, а только одним из очередных учителей человечества, Он все равно не имел бы права обойти смерть, эту главнейшую проблему человеческой жизни. Он все равно должен был остановиться и сказать на эту тему хотя бы несколько слов…
Только разве бедной вдове нужно философское осмысление смерти? Ей нужен ее единственный сын!
И только Сам Бог мог его вернуть.
Иисус «подошед, прикоснулся к одру. … Несшие остановились. … И Он сказал: юноша! Тебе говорю: встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».
Но прежде чем вернуть сына, Господь потребовал от вдовы: «не плачь!»
Зачем бы это? Верни сына, и плач сам претворится в радость. Но Господь, ранее сказавший «блаженны плачущие» (Мф. 5, 4), теперь сказал «не плачь». Потому что «естественные», «природные» люди, которых Господь называет «язычниками», плачут и радуются не так, как Божьи люди. Вдова лишилась сына, и неутешно плачет.
А вот что рассказывает Писание о Божьем человеке, царе и пророке Давиде. Когда у него заболел ребенок, «молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и уединившись», лежал на земле. «На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего; как же скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое. И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали Давиду: умерло. Тогда Давид встал с земли, и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. И сказали ему слуги: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?»
Но на самом деле — как все просто: «доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2 Цар. 12, 16-23).
Секрет в том, что Давид знает, что есть Бог. А кто этого не знает, тот в оцепенении, с ужасом глядит в разинутую пасть смерти. Когда же ее челюсти смыкаются над кем-то из ближних, — предается безмерной печали. И в этом отчаянии есть нечто богохульное. Человек вопит: да будет воля моя! Не принимаю Твоей воли!.. А это пресекает возможности дальнейшего взаимодействия с Богом.
Господь же и от свидетелей других воскрешений требовал веры. И Иаиру говорил: «не бойся, только веруй!» И Марфе, перед воскрешением Лазаря: «не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11, 40).
Так что, если хотим участвовать в грядущем воскресении мертвых и принять воскресшими наших братьев во Христе, мы должны, расставаясь с ними на время, хоть в какой-то мере услышать это властное «не плачь», сказанное нашим Господом Иисусом Христом, владычествующим над живыми и мертвыми.

Слово священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого (+1918г.), в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

О воскресении тел

Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; 
и отдал его Иисус матери его
 (Лк. 7, 15).

Рассказанное в нынешнем Евангелии чудо воскресения сына Наинской вдовы есть прообраз того великого чуда, которое имеет сотворить Иисус при конце мира. Как этого юношу Господь возродил к жизни Своим всесильным словом, так и в тот последний день все люди, которые когда-либо жили на земле, будут воскрешены: одни — для вечной жизни, а другие — для вечных мук, смотря по тому, какую они вели жизнь на земле, благочестивую или нечестивую. Ни одна из истин нашего православного христианского вероучения не подвергалась и не подвергается так часто сомнениям и отрицанию, как эта истина о воскресении наших тел. Еще недавно пришлось мне беседовать об этом предмете с одним из образованных членов нашей Церкви, который, признаваясь в таковом сомнении, просил меня объяснить это с церковной кафедры, что я сейчас и исполняю.
Сомневаться в будущем воскресении мы тогда только имели бы право, если бы могли доказать, что Бог или не в силах, или не хочет совершить этого чуда. Но ни того, ни другого доказать никто не может.
Конечно, после смерти с телом нашим произойдет великая перемена. Оно превратится в персть, и в конце концов от него больше ничего не останется, как один прах, который смешается с землей. Но отсюда отнюдь не следует, что Бог Всемогущий не может этот прах снова собрать и оживить. Если Он из ничего мог вызвать к бытию целый мир, а с ним и человеческое тело, то почему Он не может рассеянный прах нашего тела снова собрать и облечь в форму человеческого организма и снова вдохнуть в него жизнь? Ужели может недоставать такой силы у Того, Который, по свидетельству истории, так часто совершал это, Который действительно многих воскресил из мертвых? Не Он ли пробудил от вечного сна, по молитве слуги своего Илии, сына вдовы Сарептской? Не Он ли возвратил к жизни того мертвеца, который брошен был в гроб пророка Елисея и ожил, как только коснулся костей этого пророка? Не Он ли душу дочери Иаира воззвал из загробной жизни и снова соединил ее с умершим было телом? Не Он ли обрадовал вдову Наинскую, о коей повествует нынешнее Евангелие, воскрешением ее сына и сестер Лазаря воскрешением последнего в то время, когда он уже начал разлагаться? Не Им ли воскрешены Евтихий юноша (Деян. 20, 9-12), Тавифа (Деян. 9, 40) и другие? Не творил ли Он подобных чудес ежедневно в царстве природы? Взгляните на деревья, растения и плоды. Как всем нам известно, они произрастают из одного семенного зерна. Но как произрастают? Сначала это зерно сеется в землю и там разлагается, умирает, и из этого умершего зерна развивается затем новое растение, новый плод. Если же Бог имеет силу производить из разложившегося семени столь чудные, разнообразные растения и плоды, то почему не может Он и из нашего умершего тела произвести прекрасное и, как говорит Апостол (1 Кор. 15, 36-44), бессмертное, нетленное тело?
Следовательно, у Бога никто не может отрицать силу пробудить наши тела; таковое воскрешение вполне отвечает и Его мудрости и справедливости. В самом деле, не служит ли тело, так сказать, орудием, посредством которого душа осуществляет свои дела и намерения? Что делает она на земле доброго, при чем тело не являлось бы ее верным помощником и участником? Хочет ли она заняться рассмотрением сотворенного, чтобы чрез это зажечь в себе огонь любви и благодарности к всемогущему и всеблагому Творцу, то здесь орудием ее бывают глаза, которыми она воспринимает впечатления от этих поучительных предметов. Хочет ли сделать шаг вперед в учении о божественном домостроительстве и усовершенствоваться в познании истин христианского вероучения и нравственности, то этого достигает она не иначе, как посредством ушей, которые служат орудием для восприятия этих уроков. Хочет ли защитить религию от нападающих на нее насмешников и клеветников, взять под свое покровительство задеваемую честь ближнего, вступиться за угнетаемых со стороны сильных, наставить несведущих или заблуждающихся, исправить порочных — то это она может сделать и делает не иначе, как при посредстве языка. Хочет ли подать милостыню бедняку, оказать помощь больному, исполнить долг своей службы, защитить Отечество, то при этом ей необходимы бывают руки, которыми она оказывает человечеству эту полезную услугу.
С другой стороны — что делает здесь душа дурного, при чем тело не являлось бы ее деятельным помощником и сотрудником? Если воображение полно бывает нечистых, вредных мыслей и представлений, порождающих дурные, греховные пожелания, то всё это не что другое, как впечатления от тех предметов, которые она прежде или видела своими глазами, или слышала своими ушами. Если она обнаруживает вражду против Бога и Его Церкви или из зависти и ненависти клевещет на ближнего, то не пользуется ли для этого главным образом языком? Если желает причинить убыток имуществу ближнего путем воровства, похищения или хочет отнять у ближнего самое дорогое его земное благо — жизнь его, то не употребляет ли для осуществления такого беззакония руки?
Можно ли после этого говорить о какой-нибудь несправедливости в том, что и тело наше, которое здесь на земле было постоянным соучастником души, которое помогало ей во всех добрых и дурных поступках, будет некогда воскрешено и примет свою часть в награде или наказании?..
Сказанное до сих пор слово должно убедить нас, что Бог силен снова воскресить наши тела и что это воскрешение вполне отвечает Его мудрости и правосудию. Уже из этого мы вправе заключить, что Он действительно и воскресит нас. Но этому заключению находим мы подтверждения и во многих недвусмысленных изречениях Священного Писания. Не дает ли нам Бог уже в Ветхом Завете несомненное удостоверение будущего воскресения? Не уверяет ли Он нас чрез пророка Исаию, что мертвые снова оживут (Ис. 26, 19)? Не показывает ли Он пророку Иезекиилю в видении, как кости всех умерших из его народа собраны были вместе в свои тела и снова оживлены (Иез. 37, 1-14)? Не говорит ли чрез пророка Даниила: многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12, 2)?
Еще более определенное уверение в нашем будущем воскресении находим мы в Новом Завете. Что говорит об этом прежде всего Спаситель, Который убедил нас в этом как чрез Свои бесчисленные чудеса воскрешения мертвых, один из примеров которого мы видим в нынешнем Евангелии, так и чрез Свое собственное воскресение? Наступает время,говорит Он, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28-29). Далее: Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день (Ин. 6, 39). Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25).
Так учит Иисус, и Его учение часто повторяется Его учениками. Так например, святой апостол Павел в первом Послании к Коринфянам подробно излагает следующие мысли: в евангелии, которое благовествовал вам, которое и вы приняли, я показал вам, что Христос воскрес из мертвых и что и мы тоже воскреснем. Но есть некоторые из вас, которые отвергают будущее воскресение. Таковым я говорю, что если мы не воскреснем, если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, и, следовательно, фальшива наша проповедь и суетна наша вера. Но Христос несомненно воскрес из мертвых, а потому и мы воскреснем. Он именно воскрес, как первенец всех умерших, как первообраз нашего воскресения и как неопровержимое доказательство, что и мы воскреснем для бессмертной жизни. Но, скажет кто-нибудь, как же воскреснут мертвые, в каком теле они придут, возможно ли, чтобы наши тела, превратившиеся в прах, снова ожили? Такому я отвечаю: Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Так и с нашим воскресением: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… И это произойдет вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (сделаемся нетленными). Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 36, 42-44, 52, 54-55). А в Апокалипсисе пишет святой Иоанн: увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом… и судимы были мертвые по написанному в книгах (Откр. 20, 12).
Какая высокая и утешительная истина! Она убеждает, что наши тела некогда воскреснут, так как Всемогущий Бог силен воскресить их, и что это соответствует Его мудрости и правосудию, и что, наконец, Он решительно заверяет нас, что Он это сделает. Но не для всех это воскресение будет радостным и утешительным. По учению Господа, только праведные воскреснут для вечной жизни, а нечестивые — для строгого осуждения и вечного мучения. Как же мы должны пользоваться телом, чтобы оно воскресло для верной жизни? Для этого нет надобности мучить и безмерно изнурять наше тело, но мы не должны и изнеживать его и потворствовать ему удовлетворением всех его желаний, как это делают некоторые неразумные матери в отношении детей своих. Так например, нашим глазам хочется иногда смотреть на тот предмет или читать такие книги, которые способны в наших сердцах порождать нечистые пожелания и склонять к таким действиям, чрез которые мы можем погрешать пред Богом и людьми. Нашим ушам хочется часто слушать такие речи, которыми оскорбляется святость и унижается достоинство религии или сквернится честь ближнего. Нашему языку хочется иногда изрыгать хулу на имя Божие, изрыгать неприличные и бранные слова и наветы, наполненные лжи и клеветы на ближних, и нередко случается, что такими речами подается повод и соблазн к греху. Даже очень нередко хочется нам употреблять язык собственно для того, чтобы склонить и уговорить другого к дурному поступку. Наша гортань способна бывает переступить меру в пище и питье и предаться сластолюбию, а наша рука к тому, чтобы захватить чужую собственность или нанести оскорбление своему собрату. При таких и подобных влечениях и порывах уступчивость и потачка были бы совершенно греховны и пагубны. Такое потворство завело бы нас в бездну такой нравственной распущенности и таких беззаконий, которые лишили бы нашу душу и тело вечного блаженства.
Но мы не должны довольствоваться только тем, чтобы не употреблять наше тело для дурных поступков, но должны пользоваться им как орудием для совершения добрых дел, для чего оно и сотворено. Представьте себе, сколько добра мы можем сделать при посредстве его и его органов! Своими глазами можем созерцать красоты природы как чудное произведение всемогущества и премудрости Бога. Своими ушами можем слушать слово Божие и таким образом побуждать себя к верному исполнению своего долга. Своими устами мы можем славословить нашего Творца и Господа, способствовать защите и распространению святой веры, можем оказывать пользу нашим собратьям посредством наставлений, предостережений и увещаний в отношении спасения души, преподавать утешение страждущим и оказывать им великую услугу в бедствиях и превратности их судьбы. Своими руками мы можем очень много делать во благо человеческого общества — подавать, например, милостыню бедным, утолять их голод и жажду, одевать их наготу, врачевать их недуги, вообще оказывать ближнему услуги своей любовью и благожелательством. При всем этом, мы не должны, впрочем, забывать того, что всё это не есть дело нашего произволения, но наш непременный долг. По крайней мере Спаситель, будущий Судия наш, говорит: изыдут в воскресение живота не те, которые ничего не сделали дурного, но те, которые делали доброе (Ин. 5, 29).
Но здесь могут спросить меня: а что же будет с теми, у которых нет одного или нескольких органов и которые, следовательно, не могут делать из них свободного употребления? Конечно, есть между нами немало слепых, глухих, немых или без других каких-нибудь органов, но и у этих, однако, есть средство и возможность собирать для себя сокровища для неба и вечности путем покорного и беспорочного перенесения своего телесного бедствия. И им, как и другим всем, не чужда надежда на будущее воскресение. Да, и они некогда восстанут из гробов, но не с тем уже изуродованным и искалеченным телом, в которое они, так сказать, заключены теперь. Их глаза, которые теперь не могут видеть дневного света, тогда откроются, и они увидят Царя славы во всем Его величии. Их уста, не восприимчивые теперь ни для какого звука, с восторгом воспоют тогда чудные хвалебные песни, коими ангельские хоры воспевают своего Господа и Бога. Их язык, который лишен теперь способности говорить, будет чувственно славословить виновника своего бытия; их телесные органы, которые теперь парализованы и повреждены, получат новую силу и красоту. Словом, всё их тело, по слову Апостола, сделается не только бессмертным, но и совершенно свободным от всяких недостатков: сеется оно, говорит он, в немощи, а восстает в силе (1 Кор. 15, 44).
Таким образом, нас всех ожидает будущее воскресение, и — если мы умрем в вере и надежде — славное воскресение. Отсюда ясно, с каким чувством должны мы относиться к смерти. Представь себе, возлюбленный собрат, что ты обладаешь очень ветхим, близким к разрушению домом, и вот твой искренний друг делает тебе предложение оставить эту развалину и перейти в новый — великолепный, очень красивый и прочный дом. Ужели ты отказался бы от такого предложения? Конечно нет. Скорее принял бы его с радостью и восторгом. Не то же ли самое делает Бог с твоим телом, что делает тот же друг с твоим домом? Ведь и твое тело, которое есть населяемый твоею душою дом, также очень непрочно. Вспомни только, сколько требуется забот и хлопот для того, чтобы хоть несколько лет просуществовала в нем душа твоя, как в своем жилище. То нужно насыщать его пищею, то уделять ему отдых и покой, чтобы накопить новых сил. Вспомни далее о различных болезнях и недугах, которые постигают то этот, то другой член, а то целое тело. И никогда не свободен этот дом от опасности разрушения, ни на один момент нельзя поручиться за то, не разрушит ли его какой-нибудь удар, например молния, или другое какое-нибудь несчастье.
Но совсем не таков будет этот дом души твоей, когда ты снова получишь его в последний день из руки Сына Божия. Тогда твое тело будет похоже на новый, великолепный, прочно устроенный дом, который никогда не будет подлежать ни разрушению, ни уничтожению. По учению Апостола, сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе (1 Кор. 15, 42-43). Умер поэтому, возлюбленный, твой страх, с которым ты встречаешь смертный час; не скорби при мысли, что этот столь непрочный дом души твоей скоро разрушится, — позаботься лучше о том, чтобы смерть застала тебя в брачной одежде спасающей благодати, и ты, несомненно, восстанешь из своей могилы во славе. Не скорби чрезмерно и о своих присных, сошедших в могилу. И для них, где бы и в каком бы виде ни находился прах их, наступит некогда воскресение.

Комментирование запрещено