Неделя 23-я по Пятидесятнице

Проповедь протоиерея Дмитрия Сазонова в Неделю 23-я по Пятидесятнице

«Встретил Его один человек из города,
 одержимый бесами с давнего времени,
 и в одежду не одевавшийся, и живший не
в доме, а в гробах» (Лк. 8, 27).

В прочитанном сегодня евангельском отрывке говорится об исцелении бесноватого человека в стране Гадаринской. Человека обезумевшего, изгнанного содействием дьявола из людского жилища, ушедшего жить в гробах, в погребальных пещерах, в области мертвых. В области, где нет радости и любви. Он покидал пещеры мертвых лишь для того, чтобы поселить страх, боль и ужас в проходящих мимо этих мест людей и сам страдал из-за содействия духа злобы, который стал «человекоубийцей от начала и не устоял в истине» (Ин. 8, 44), и кто ходит «как рыкающий лев, ища кого поглотити» (1 Петр. 5, 8). Злые духи не только вредили этому человеку, доставляя невыразимые мучения: они основали в нем свое царство — у него помрачился ум, помрачилось сердце. Окружающие люди отозвались на его трагедию отвержением. Они сковывали бесноватого цепями, но он оказался сильнее цепей. Тогда дали ему уйти в область оставленности и одиночества, в область мрака и мертвых костей.
Как только бесноватый увидел проходившего Иисуса, злые духи, находившиеся в нем, зная, что Спаситель может изгнать их, закричали: «Что тебе до меня, Иисус, сын Бога Вышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8, 28). Казалось, кричит этот человек, умоляет не трогать его. Но Господь не спутал человека с держащим его злом. Он отделил человека — жертву от человеконенавистника дьявола, овладевшего несчастным. Христос задает вопрос: «как тебе имя? — какое имя тому полку смерти, который сделал живых людей мертвыми даже для жизни временной? «Легион» — отвечают бесы (лат. — сто тысяч) и молят Спасителя не возвращать их в страшную бездну, но оставить их жить в этом человеке до Страшного суда, где они на веки будут заключены в ад. Спаситель посылает бесов, по их просьбе, в свиное стадо. Почему же Христос не заковал их в бездне? Почему исполнил их просьбу? Отвечая на поставленный вопрос мы должны знать, что для еврейского народа свиное стадо означало скверну. По законодательству, данному еврейскому народу Богом, еврей не мог прикасаться к свинине (Лев. 11, 7). Христос показывает и дает понять всем окружающим, что бес принадлежит к скверне, к тому, к чему нельзя прикасаться. Свиное стадо, в которое вошли бесы, обезумев, бросилось с обрыва в озеро, как в бездну, и утонуло. Люди, видевшие все это могли бы понять, что тот бесноватый, которого они отвергли, прокляли и удалили от себя, был жертвой зла. Несчастной жертвой, которую надо было любовью и Божьей силой освободить. Они должны были увидеть и понять, что зло ведет в безвозвратную погибель, в бездну. Для того и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин. 3, 8).
Должны были люди возблагодарить Бога за исцеление человека, когда увидели, что тот, которого они называли бесноватым, находится в здравом уме у ног Иисуса. Но не так поступили жители этой местности — они испугались за свое имущество, они испугались Бога. Испугались вторжения Бога в тот мир зла, который сами и создали. Они не заметили спасения человека, исцеление которого не тронуло их душу, и просили Христа покинуть пределы их местности.
Этот евангельский рассказ нам говорит о том, что так часто происходит с нами, в нашем мире — когда в нашу жизнь входит Бог милующий, любящий, прощающий — зависть, злоба и страх мешают нам радоваться исцелению больного. Мешают принять любовь Бога, превышающую законы нашего мира, нами установленного порядка.
Вспомним слова Спасителя о том, что нам необходимо искать прежде Царство Всевышнего, все остальное приложится нам (Мф. 6, 33). Допустим Бога в наш безумный и беснующийся мир. Молитвой и постом разрушим власть злых духов над душами больных грехом людей (Мк. 9, 29). Сделаем это сегодня, сейчас.

Поучение схиигумена Саввы (Остапенко) (+1980г.) в Неделю 23-ю по Пятитесятнице

Об исцелении бесноватого (Лк. 8, 26-37)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные братия и сестры, мы слышали во Святом Евангелии трогательные слова, которые должны затронуть ваше сердце. Господь Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы спасти каждого человека. Однажды, когда Он пришел в страну Гадаринскую, к Нему вышел навстречу чело­век, одержимый темной бесовской силой, которая не давала ему покоя ни днем, ни ночью. Не было покоя от него и всем окрестным жителям: его связывали цепями, но он разрывал их, ходил обнаженный, кричал и бился о камни…
Господь Иисус Христос сжалился над ним и спросил у бесов, бывших в этом человеке, как их имя, то есть число их? Они сказали, что их имя легион. Это значит, что в этом человеке жил легион бесов — очень большое количество!
Господь повелел им выйти из этого человека, но бесы про­сили Его не гнать их в бездну, а позволить им войти в свиней. Господь позволил. Бесы вошли в свиней, и тогда свиное стадо, очень большое, взбесилось и потонуло в море. Пастухи испуга­лись, побежали и рассказали окрестным жителям о такой беде. Те пришли и увидели, что бесноватый спокойно сидит у ног Иисуса Христа совершенно здоровый. Исцеленный просил Господа Иисуса Христа о том, чтобы разрешил ему следовать за Ним, но Господь повелел ему идти и проповедовать всем людям о той милости, какую он получил от Бога. Он пошел и везде прославлял и благодарил Господа Иисуса Христа за свое исцеление.
Жители забыли, сколько беспокойства они имели через этого бесноватого человека, им было жаль своих свиней, они потеряли большой доход через них, поэтому вместо того, что­бы порадоваться об исцелении больного и поблагодарить Господа за такое чудесное исцеление, они просили Его отойти от пределов их страны.
Не так ли поступаем и мы, возлюбленные, ибо не благодарим Господа — Источника всяких благ, Который все подает нам в изобилии для жизни духовной и телесной. Гоним мы Его от себя своими грехами. Но, несмотря на все это, Господь любит нас и непрестанно призывает нас к покаянию. Не будем же мы, возлюбленные, подражать этим жителям, которые пожалели свиней, не отблагодарили Господа и отогнали Его от себя.
Напротив, вся наша жизнь должна быть исполнена благодарения, покаяния и любви.
Сегодня и святой Апостол нас поучает, что если мы хотим, все тело свое отдадим на растерзание, будем говорить ангельским языком, раздадим все свое имение, но не будем иметь любви — все это будет ничто и не принесет нам никакой пользы.
Святой Димитрий Ростовский нам указывает, за что мы должны благодарить Господа. Мы должны благодарить Бога за то,
1) что из небытия привел нас к бытию;
2) что почтил нас не скотскою, но человеческою душою;
3) что своею Честною Кровию искупил нас;
4) что даровал нам право быть наследниками Царствия Небесного;
5) что, много раз прогневанный и раздраженный нами, не до конца гневается на нас;
6) что, несмотря на тяжкие согрешения, не погубил нас в самом грехе нашем, но живыми сохранил нас;
7) что сохраняет нас целыми и не допускает дьяволу тот­час поглотить нас, когда мы грешим;
8) что доселе ожидает покаяния нашего и мы еще живы а не мертвы;
9) что еще не снедают черви тел наших во гробе;
10) что души наши еще не во аде, и
11) что есть еще время для нашего покаяния.
О, как мы должны благодарить Бога за все это!
Итак, будем благодарить Господа, каяться в своих грехах и нелицемерно любить ближних своих.
Истинная любовь долготерпит, милосердствует; любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинству­ет, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радует­ся неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, все переносит. Любовь никогда не пресечется, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 4-8)! Аминь.

Слово протоиерея Алексия Ладыгина в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Приучайте детей к молитве и крестному знамению!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, Святая Православная Церковь предложила нам удивительное евангель­ское чтение, продолжающее повествовать о тех чудных и славных делах, которые сотворил Господь наш Иисус Христос, проповедуя Слово Божие на земле. Господь ходил по земле и бывал в разных селениях и городах. В этот раз мы слышали о том, как он отпра­вился в страну Гадаринскую, по другую сторону Тивериадского моря, и когда он шел, то встретил его бесноватый муж, который жил во гробе и ходил абсолютно обнаженный, наводя ужас и страх на окружающих людей, потому что он кричал, рычал и имел такую силу, что его приковывали целым селением к этому гробу, но он рвал железные цепи, как нити. Никто не мог справиться с ним. И когда он увидел Иисуса Христа, то пал пред Ним и сказал громким голосом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю тебя, не мучь меня» (Лк. 8, 28). И тогда Господь повелел выйти духу злому из этого человека. Господь спросил: «Как тебе имя?» Тогда бес, видя, что Господь знает все, и, не смея Его обманывать, ответил: «Легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5, 9). То есть целый легион, а легион, мы знаем, это даже не тысяча воинов, — отряд из нескольких тысяч воинов назывался легионом. Несколько тысяч бесов было в этом человеке, и это производило в нем огромнейшую силу. И тогда Господь повелел выйти бесам из этого человека, но они стали просить Господа, чтобы Он позволил им войти в свиное стадо, которое паслось тут же на горе, и Господь им позволил. И они вошли в свиное стадо, и потопили его в водах Генисаретского озера, или, как мы еще его называем, Тивериадского моря, показывая свою злобу, желая хотя бы напоследок сотворить еще что-нибудь гадкое, чтобы показать, что ничего доброго эта сила нечистая сделать не может. Если она и выходит из одного человека, то она обязательно должна войти в другое существо и производить злобу и возмущение.
Это евангельское чтение очень многогранно. О чем мы сегодня можем и должны говорить с вами — так это о том, дорогие мои, что есть мир добра и правды, а есть мир зла; есть Царство Божие, а есть царство сатаны, которое называется царством тьмы. И в мире, как великолепно сказал наш замечательный классик Федор Достоевский, добро непрерывно борется со злом, а полем их битвы являются сердца человеческие. Мы могли бы не говорить об этом, поскольку для верующего человека это само собой разу­меющийся факт. Но в современном мире бушует безмолвный атеизм, который приучает человека не только к тому, что нет Бога, что нет Царства Света, что нет вечности, но приучает и к тому, что нет сатаны, нет никакой нечистой силы, нет никакой борьбы, нет никакого зла — есть вот только наша жизнь, от которой мы должны взять по максимуму, насладиться ею до конца, а потом — исчезнуть в небытие.
Разумеется, в таком искаженном представлении о мире истины нет и быть не может. Истина же в том, что есть мир вечный, есть добро, и Отцом и Начальником этого добра является наш Господь Иисус Христос. Но есть и зло, которое посеял Денница когда-то — один из светлейших ангелов, который возгордился и восстал против Господа, пошел против Него и сказал: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой (…), взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14, 13-I4). И был низвержен в ад, в глубины преисподней из пределов Царствия Небесного. И с тех пор эти бесплотные падшие ангелы мстят человеку, препятствуют ему в восхождении в Царствие Небесное. Кто они такие? Мы говорим, что они когда-то были также бес­плотными ангелами света, но из-за своей гордыни и из-за своего желания пойти за Денницей пали. Они бесплотны, не имеют плоти и крови, поэтому им легко войти в живое существо. Они могут тысячами вмещаться в малом пространстве, как мы сегодня видим — в одном человеке может быть не один, а несколько тысяч бесов. Мы знаем, что они очень умны, потому что были созданы таковы­ми, дабы исполнять волю Божию. Но ум их, в отличие от ума ангельского, направлен на зло, и они совершенствуются во зле вот уже многие тысячелетия. И поэтому их зло имеет особое ухищре­ние, особую тонкость, которую человек недуховный не может распознать. Люди часто думают, что какие-то события происходят в жизни сами собой, без чьего-то участия, или что какие-то темные или горделивые мысли или чувства возникают сами собой, а вовсе не по чьей-то воле. На самом деле зло исходит от дьявола, потому что он — начальник зла. Он лжец, он льстец, его задача — обмануть, прельстить человека, увести от Бога. И мы знаем, как он ухищрен­но действует.
Некоторые даже посмеиваются и говорят: «Вот, нет дьявола, ничего в этой жизни нет». Да есть! Вспомним беседу преподобно­го Серафима Саровского с Мотовиловым. Помните, как Мотови­лов говорит: «Батюшка, как бы я хотел побороться с бесами!» Отпрянул даже от него преподобный Серафим и говорит: «Что вы, что вы, ваше боголюбие! Вы не знаете, что вы говорите. Знали бы вы, что малейший из них своим когтем может перевернуть всю землю, так не вызывались бы на борьбу с ними!» Но он не властен, как мы сегодня видим, даже войти в свиней, он спрашивает у Господа разрешения, то есть его воля связана. И Господь только разрешает ему искушать нас в меру наших сил и в пользу нашего духовного роста. Но если бы у него была полная власть над нами, поверьте — не было бы ни земли, не было бы нас. Он очень жестоко и безжалостно расправляется с человеком. Даже тот человек, который хочет поиграться с ним, получает немало. Но если Господь попускает ему войти в человека, то он издевается над таким человеком по полной программе.
Вспомним бесноватого из Евангелия. Привели к Господу бес­новатого юношу, когда Господь сошел с горы Фаворской. Помни­те, как бес его то кидал в воду, желая потопить его, то возжелал, чтобы он прыгнул в огонь, чтобы сжечь его. Власть и задача врага рода человеческого — погубить человека. Может, сначала что-то ему и открыть, потешить его гордыню, обмануть и прельстить его. Сколько на этом ловится людей, сколько экстрасенсов, колдунов! Вы видели недавно по телевизору Джуну? Какое лицо, только рогов не хватает! Бес во плоти! Озлобленная, потому что она занимается дьявольскими делами. А сколько таких людей, которые занимались экстрасенсорикой, и потом враг посмеялся над ними. А знаете, как посмеялся? Как можно насмеяться над человеком, чтобы он стал скотинкой? Знаете? Отнять у него разум. И очень много людей, которые в 90-е годы занимались астрологи­ей, экстрасенсорикой, занимались в различных академиях цели­тельства, сходили с ума и оказывались в психических больницах, потому что враг рода человеческого, уловив однажды, ни за что не отпустит человека.
А книгу последнюю читали «Несвятые святые», которую напи­сал архимандрит Тихон Шевкунов? Он рассказывает, как они, будучи студентами ВГИКа, увлекались вызыванием разных духов: то духа одного человека, то другого. И бес им многое открывал, даже предсказав, что Горбачев будет правителем. Шевкунов вспоминает: «Мы смотрели в Политбюро и не видели его». Но чем же закончилось это дела, помните? Тем, что он начал их призы­вать выброситься из окна, чтобы навсегда погубили свои души. На они опомнились, бежали в храмы Божии и приняли святое Крещение, потому что Господь неотступно блюдет и дает только меру дьяволу и врагу рода человеческого.
Буквально в пятницу была у меня одна женщина, и мы с ней просто сидели и беседовали, и она говорила о своем покойном сыне, воспоминая о том, что, когда ему было 14 лет, его отец рассказал ему об Ангелах добра и ангелах зла. А тот рос в совет­ское время, время безбожия и атеизма, говорит: «А я не верю, папа. Вот бы я хотел с бесом поиграться!» И говорит, после этих разговоров они с отцом пошли на дачу чинить крышу, и отец ему привязал страховку, будучи моряком, завязав ее на морской узел. Мы знаем, что морской узел никогда не развязывается, легче порваться веревке, нежели развязаться этому узлу. И вот, когда он залез, этот парнишка, на крышу своего дома, а высота была большая — второй этаж, то он увидел, как этот узелочек сам начал развязываться, развязался до конца, и он стал падать. При падении мальчик уцепился за подоконник, рассказывает мать, а потом они подскочили и успели его схватить, чтобы он не разбился насмерть. Наступил вечер, потом ночь. Он лег, но так как был неверующим ребенком, то не осенил себя крестным знамением, просто лег спать. Закрывает глаза, слышит шаги, и кровать его начинает трястись. Господь попустил врагу рода человеческого с ним поиграться. Он от страха подпрыгивает, бежит к родителям, возвращается назад. Только опять ложится, глаза закрывает, кровать опять трясется, и он на ней подпрыгивает. Так продолжа­лось до тех пор, пока родители не осенили все вокруг крестным знамением и не окропили комнату святой водой. Вот с этим злом и приходится нам, дорогие мои, сталкиваться. Порой мы чувствуем, как в нас идет эта противостояние и борьба. И многие люди, которые не ходят в храм Божий, которые оставляют душу свою пустой, привлекают к себе врага рода человеческого. Потому что он поселяется в душах тех людей, которые никогда не исповеду­ются, не причащаются, не соблюдают пост и не ходят в храм Божий.
Почему мы видим так много злых людей в нашей жизни? По­тому что люди, ушедшие от Бога, начинают служить врагу рода человеческого. Почему мы видим матерщинников и курильщиков, которые не могут отстать от сигарет? Почему так много пьяниц и наркоманов? Почему много воровства, убийства, лжи и неправды? Потому что во многих людях, которые живут без Бога, живет враг рода человеческого, который приносит немалый вред и этим людям, и всему обществу, и даже Церкви Божьей. Мы знаем, сколько людей стремится навредить Церкви, бросая бутылки с зажигательными смесями в сторону храма. Казалось 6ы, ну какое отношение храм имеет к неверующему человеку? Или священник, или монашествующий, который ходит по этой земле — они тоже никакого отношения не имеют к неверующим людям. Но неве­рующий человек, видя храм, священника, икону, монашествующе­го, возмущается огромной злобой! Сколько ваших неверующих сродников хулят Церковь! Казалось бы, что им сделала Церковь? Ничего. Почему же тогда? А потому что в них живет дьявол, ему не нравится все святое, ему не нравитесь вы, потому что ходите в храм Божий. И тогда враг рода человеческого через ваших бесноватых ближних начинает вам чинить немалые козни. Все эта является основанием хотя бы того, чтобы человек помнил: если он живет с Богом, то благодать Божия живет в нем. И тогда враг рода человеческого хочет ему причинить вред по злобе своей, но не может, потому что он связан этой благодатью Божьей.
Бывает, что люди изгоняют врага рода человеческого из своей души, из своего сердца, когда начинают ездить к богоносным старцам, в Троице-Сергиеву Лавру, и просить, чтобы их отчитали, чтобы старцы за них помолились. За таких людей молятся, их отчитывают, соборуют и причащают; бес уходит из такого человека, тот возвращается домой, и что вы думаете, он идет в церковь? Нет! Он продолжает жить своей обыденной жизнью. И тогда, как говорит нам Священное Писание, бес сначала ходит по безводным и пустынным местам, а потом думает: «Дай-ка я посмотрю то место, где мне так хорошо жилось». Приходит и видит, что дом его чист, и убран, и пуст. И тогда он возвращается, но приводит с собой семь более злых бесов. И тогда этому человеку последнее хуже первого.
Но многие из вас спросят: «А как же тогда нам спасаться от этой нечистой силы?» Ответ нужно искать опять-таки в Священ­ном Писании и помнить о том, что всякое искушение бесовское побеждается следующими средствами. Самое первое и высокое средство, которое мы имеем, это Иисусова молитва, или призыва­ние сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа. Сам Господь сказал: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16, 17). В том месте, где произносится имя Божие, нет места всякой нечистоте. Второе великое средство — это крестное знамение. Кто может себя вовремя осенить крестным знамением, тот может быть и спасен, потому что бесы не могут взирать на силу Животворяще­го Креста, они боятся его, трепещут бо, говорит нам Святая Церковь, не в силах взирать на силу Животворящего Креста.
Один раз преподобному Симеону Столпнику было такое виде­ние: дьявол в виде светоносного ангела приехал к нему на колес­нице и говорит: «Симеон! Меня прислал Господь за тобою, чтобы ты был на колеснице восхищен на Небо живым, как Илья-пророк». Соблазнился преподобный Симеон, но прежде чем сделать шаг, он всегда крестился. Он осенил себя крестным знамением, и тут же исчез и бес, и его колесница. Великим средством против нечистой силы является пост и молитва. Всякая нечистота, сказал Сам Господь, побеждается постом и молитвой. Конечно же, мы должны иметь и рассуждение, и размышление, должны иметь смирение, потому что смирением побеждается враг рода человече­ского. Сам будучи гордецом, он так возгордился, что хотел подняться выше Господа, поставить престол и быть равным Самому Творцу, будучи Его творением. Конечно же, он побежда­ется смирением.
К одному подвижнику явился враг рода человеческого и гово­рит ему: «Я — Архангел Гавриил. Хочу благовествовать тебе волю Божию». Подвижник поднял свои глаза и говорит: «Ты случайно не ошибся? Ты, наверно, не ко мне был послан. Я-то человек грешный. Может, тебе в пустыне поискать другого подвижника?» И от этих слов враг рода человеческого исчез, потому что ему не удалось смутить подвижника. Мы обязательно должны рассуж­дать, размышлять. Некоторых очень сильно прельщают, нашепты­вая им: «Какой у тебя пронзительный взгляд! Какие у тебя руки, они источают божественную энергию. Ты своими руками можешь лечить любого человека…». И люди на это ловятся. Конечно, все это ложь и обман. Так прельщаются многие. Таким образом, враг рода человеческого может прельстить человека. Но мы должны быть мудрыми людьми, зная свое недостоинство, постоянно приучая себя к тому, что мы должны творить молитву и непре­станно себя осенять крестным знамением. Тогда мы сможем победить врага рода человеческого. Ну, а самое главное, дорогие мои, мы должны воцерковляться и воцерковлять своих детей. И когда мы их видим непослушными, когда мы видим их гулящими, курящими, пьющими и колющими наркотики, — мы должны понимать, что мы не дали им ничего духовного, а бес уже успел в тех юных сердцах и душах сотворить себе жилище. И тогда приходится нам усиленно молиться. Поэтому похвала тем родите­лям, которые с детства приводят детей и воспитывают в ценностях церковной христианской жизни. И, конечно, многие скорби будут у тех родителей, которые нежат и лелеют своих детей, не спасая их, не приучая их к молитве, к посту, к осенению себя крестным знамением, — такие дети остаются беззащитны. Будем помнить об этом, будем призывать сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, с которым будет победа во веки. Аминь.

Слово епископа Феодора (Текучева) (+1985г.) в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Об исцелении гадаринского беcноватого и об очищении от страстей

Во имя отца и Сына и Святаго духа!
Возлюбленные братие и сестры!
Сегодняшнее евангельское чтение из Евангелия свя­того апостола и евангелиста Луки посвящено исцелению гадаринского или, что то же, гергесинского бесноватого, о котором (как одном из двух) говорится и в Евангелии от Матфея (8, 28-34).
Приплыв по Геннисаретскому озеру в страну Гада­ринскую, лежашую против Галилеи (Лк. 8, 26), Господь наш Иисус Христос повстречал там несчастного бесноватого, пребывавшего в таком состоянии в течение многих лет, и чей образ жизни был ужасен. Он был полураздет, жил в пещерных гробницах, порой его — в периоды особого беснования — связывали железными узами. Но и их он, гонимый бесами, ухитрялся разрывать, устремляясь за­тем в пустыню.
И вот Господь исцеляет этого несчастного человека, изгоняя из него бесов, — и как он тут же изменяется! Он становится спокоен, оболчен (то есть одет) и смыс­лящ, садясь при ногу Иисусову (Лк. 8, 35).
В определенном смысле этот бесноватый является, по сути, образом скопления страстей, которыми быва­ет порой охвачен человек, становясь тем самым тоже как бы бесноватым — немирным, неспокойным, а то и раздражительным, гневным или даже буйным. Страсти разрывают человеческую душу — подобно бесам, и че­ловек тогда не находит себе покоя, и вид его становится тоже неблагообразен.
И здесь необходимы и становятся целительными только смирение, покаяние в этих страстях и грехах, желание освободиться от них: стоит такому грешнику только искренне исповедаться в них и отказаться от своих греховных пристрастий, — и вот он уже стано­вится и кроток, и смирен, и покоен душой. И тогда он уже оказывается способен без конца сидеть у ног Иису­совых, слушая Его вечные глаголы и питая себя, свою душу, Его живительными словами, заживляющими, по­добно бальзаму, все наши душевные раны.
Можно сказать, что такой человек становится совсем иным — настолько разительная происходит в нем пере­мена, когда он нагоняет из души свои страсти: он исце­ляется, подобно гадаринскому бесноватому, тоже ведь ставшему совершенно другим человеком. Он готов уже быть вечно со Христом.
И именно об отсутствии у многих такого сопребыва­ния со Христом скорбел преподобный Серафим Саров­ский, восклицая: «Ну почему же человек не может все время служить Господу, как Ангелы?»
Ведь это же факт, что даже мы, русские люди, принадлежащие к народу, который некоторыми писателями на­зывается народом-Богоносцем, народом-Богоискателем, не рвемся все как один в храм Божий, и раскольники наши не устремляются к Истинной Церкви-Матери, а, напротив, многие отходят от храма Божия, от благодати спасительной нашей Церкви, от благодатной веры во Христа, Господа нашего? Это показывает, что слишком, слишком многие из нас охвачены страстями и креп­ко связаны ими, как узами, подобными тем, которыми был связан несчастный бесноватый в земле Гадарин­ской.
Но кто же может разорвать эти узы наших стра­стей? Только опять же Господь Иисус Христос, изгнав­ший целый легион бесов из гадаринского бесновато­го. Ведь и тогда никто, кроме Господа, не мог изгнать их — только Господь. И даже если впоследствии бесов изгоняли и святые апостолы, говоря: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем (Лк. 10, 17), а также и дру­гие угодники Божии совершали это — вплоть да отца Иоанна Кронштадтского, то и они это делали лишь си­лою Божией.
И наши собственные страсти ныне также может из­гнать только Господь Иисус Христос, и очиститься от них мы можем только при помощи Божией. Пред Гос­подом бесы бессильны. И в случае с гадаринским бес­новатым они лишь просили Иисуса не повелеть пойти им в бездну, но войти хотя бы в стадо свиное, пасшее­ся поблизости в горах. И вот, по повелению Господню, они вошли в это стадо, которое, взбесившись от этого, бросилось с крутизны в море, где и утонуло. И неда­ром здесь свиньи — как общепринятый образ нечи­стоты — являются, по сути, тоже образом страстей человеческих.
О, если бы и из человека все страсти вот так же бы выходили и погибали? Тогда бы и он, очистившись от них, подобно гадаринскому бесноватому, начал бы при­ходить в себя и, опамятовавшись, стал бы спрашивать себя: «Что же я делал? В страстях своих был я, как скот несмысленный, и уподобился им» (ср.: Пс 48, 13). Он стал бы умиротворяться и успокаиваться — как ребенок на руках матери.
Но почему же человек не ищет такого успокоения? По­тому что страсти пленили и крепко держат его крепче цепей. Потому что он соделался рабом и служителем своих же страстей. У курильщика — папироска, у пьяни­цы — алкоголь, и они держат каждого такого их узника пуще кандалов. И всякая страсть содержит человека в неволе, в духовном рабстве. И как только пожелает он освободиться, как только приступит к этому, так тут же почувствует всю связанность своими страстями и всю трудность победы над ними. Тогда-то ему и понадобит­ся всесильная помощь Божия, единственно с которой он и окажется способен преуспеть в деле достижения духовной свободы.
Будем же стремиться к ней в течение всей своей жиз­ни, будем искать освобождения от наших страстей с по­мощью Божией, с помощью Христовой. Помощь же эту мы можем получить только в Церкви Его.
Несмотря на то что Церковь переживает сейчас тяже­лый период существования, она не потеряла своей силы, своей Истины. Она и сегодня обладает, как и ранее, всей необходимой для нашего спасения благодатью, доселе обладает Истиной Христовой, — и верим, что Церковь Божия соблюдет ее до скончания века и во веки оста­нется непоколебима, по слову Господа, обещавшего нам, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18)!
Но почему же тем не менее Церковь духовно пережи­вает ныне столь тяжкий период своего вечного существования?
Это зависит уже от нас, и только мы сами виноваты в этом. Что мы наблюдаем сегодня в мире? Мы видим значительный отход от Церкви, видим забвение Церк­ви слепотствующим народом, видим нарушение ее обы­чаев и охлаждение к ней, видим идущие в ней от этого расколы и разделения.
И как некогда легион бесов пребывал некогда в га­даринском бесноватом, точно так же заполоняют они и сегодня человеческие души: толпы их так и ходят среди сегодняшнего несчастного мира, так и шныряют сре­ди нас, чтобы отвратить от вечного спасения, от Церк­ви Божией, насажденной в мире Господом нашим. Цель их — сделать бесплодным в наших душах великий подвиг Господа Иисуса Христа, который подъял Он на Себя ради нашей вечной жизни, сделать бесплодным пролитие Его крови ради нас и нашего ради спасения, крови Безгрешного Агнца, принесенной в жертву ради Искупления всего человеческого рода! И потому осо­бенно приложимы к современному миру слова, сказан­ные некогда святым апостолом Петром: диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8).
И действительно, диавол ныне успел уловить многих в свои смертельные сети. Прежде всего, он старается поколебать саму веру сомнениями, чтобы затем и от­странить от нее слабых духом, лишив их вечной бла­женной жизни. Старается отстранить от Церкви, этого единственного источника благодати, молитвы и силы, старается представить саму веру как дело маловажное, ничтожное, незначительное и неинтересное, старается отвести человечество от спасения.
И вот, когда он порой успевает в этом страшном деле, когда он отстраняет какого-либо человека от главного в его духовной жизни, то может на время даже и отсту­пить от него, оставить его в кажущемся покое, — ибо он уже преуспел в главном: без веры и Церкви спасение такого отпадшего от них человека становится невоз­можным!
На людей же, ревностно относящихся к вере Христо­вой, с любовию работающих вере и Церкви, стремящихся к христианским добродетелям, он нападает с особенной силой, и противостоять ему можно только силою Божией. В битве с диаволом единственная помощь нам — благо­дать Божия, приобретаемая только глубокой верой и жизнью в Церкви.
Будем же молить Христа Бога о даровании нам этой Его благодати, будем просить всадить в наши сердца еще большую ревность о Его Церкви и еще более возгреть в душе каждого из нас драгоценный огонь веры и любви к Нему, Спасителю и Господу нашему, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
25 ноября 1948 г.

Слово святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского (+1950г.), в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

О действии бесовской силы в нашей жизни

Святая Церковь ныне за литургией предлагала нам в назидание евангельское повествование об исцелении Господом гадаринскаго бесноватаго (Лук. 8, 26-37). Всякое евангельское повествование содержит в себе источник великаго утешения для нас немощных, унывающих людей, обремененных многими грехами и скорбями. Можно сказать даже больше. Каждое слово евангельское есть благая, утешительная весть для нашего сердца. И сколько было примеров в Православной Церкви от апостольскаго времени до наших дней, когда люди, под влиянием слов Евангелия, перерождались, а некоторые из них делались величайшими светилами мира, как это было с преподобными Антонием Великим, Ефремом Сириным, преподобномученицей Евдокией и многими другими угодниками Божиими.
С таким сознанием спасительнаго значения для нас Евангелия, остановим свое внимание, возлюбленные о Христе братия и сестры, на тех словах из нынешняго евангельскаго чтения, где бесы просят Иисуса Христа позволить им войти в стадо свиней. Господь позволил, все стадо свиней погибло и жители Гадаринской страны потерпели большой материальный ущерб.
Какой же мы можем отсюда извлечь для себя, возлюбленные, спасительный урок? Прежде всего, эти слова Евангелия внушают нам, чтобы мы не боялись бесовской силы, ибо, как видим, бесы без позволения Господа не могут коснуться не только людей, но даже и животных. Поэтому не будем бояться бесов, когда они нападают на нас и причиняют нам или непосредственно, или через злых людей всевозможныя несчастья. Так без боязни относились к бесам и их злокозненным напастям святые люди, например, преподобные Антоний Великий, Иоанн Рыльский и Серафим Саровский. Им бесы являлись явно, избивали их почти до смерти, оставляя их в страшных ранах. Но они всегда памятовали слова Христа: сей же род (т. е. бесовский) не исходит, токмо молитвою и постом (Матф. 17, 21; ср.: Марк. 9, 29). Поэтому бесовския козни им были не страшны и они, через постоянную молитву и воздержание, выходили победителями из тяжкой борьбы с бесами.
Правда, на нас так явно и свирепо не нападают бесы. Св. Серафим говорит, что самый вид бесов для нас мог бы оказаться смертельным. Зато они вооружаются на нас, главным образом, внутренно, через страсти, а именно; через гордость, тщеславие, злобу, осуждение, зависть, сребролюбие, невоздержание, блуд, печаль и уныние. Здесь демоны так вредят нам, что большинство людей не выдерживает их нападений и погибает навеки. Следует нам, подобно святым, бороться с этими бесовскими напастями постоянной молитвой и постом и памятовать, что бесы без позволения Божьяго не посмеют коснуться нас, что они сильны лишь только нашею слабостью, точнее, нашим нежеланием бороться с ними.
Св. отцы учат, что демоны больше всего боятся трех вещей: Тела и Крови Христа, богоявленской воды и крестнаго знамения. Поэтому будем чаще причащаться, но причащаться достойно, т. е. в истинном покаянии, будем чаще пить св. богоявленскую воду и кропить себя ею и, наконец, будем всегда молиться с сокрушением сердца и осенять себя крестным знамением. Тогда не мы будем бояться бесов, а бесы будут бояться нас, ибо, находясь в благодатном единении со Христом, мы будем иметь в себе источник несокрушимой силы и божественной радости.
Есть, возлюбленные о Христе братия и сестры, и другое спасительное для нас назидание в данных евангельских словах. Если без воли Божией демоны не могли войти в свиней и погубить их, то ясно, что когда они причиняют несчастия людям, то на это бывает соизволение Божие. Господь, в благих целях Своего божественнаго промысла, попускает, чтобы в нашей жизни происходили от бесов или непосредственно, или через злых людей всевозможныя искушения и напасти. Бог попустил испытать эти напасти даже Своему Единородному Сыну во время Его искушения в пустыне от диавола, а также, когда книжники и фарисеи вооружались на Него диавольскою злобою, хотели побить камнями и, наконец, распяли Его. Но все эти напасти завершились воскресением Христа — полным поражением диавола.
С такою же благою целью Господь попускал и попускает нападения диавола и в жизни Своих истинных учеников: Апостолов, мучеников и всех святых. Чем более они терпели от диавола зла, тем более получали от Бога благодати и увенчевались неувядаемою славою.
Попускает Господь диаволу нападать и на нас грешных людей через всевозможныя скорби и несчастия, но опять же с благою целью — очистить нас от грехов, ниспослать нам еще на земле Свою неизреченную милость и удостоить за гробом Своего Небеснаго Царства. Поэтому не будем почитать себя оставленными Богом, когда Он посылает нам скорби. Напротив, будем считать себя несчастными, когда Господь оставляет нас без наказания, памятуя слова Божии: егоже бо любит Господь, наказует (Прит. 3, 12).
Впрочем, такое отношение к нашим личным несчастиям у нас появится только тогда, когда мы будем подражать святым в перенесении ими всевозможных бедствий, которых так много было в их жизни. Обычно виновниками всех наших бед мы считаем людей. Благодаря такому отношению к своим скорбям, мы наживаем себе врагов, скорби наши еще более увеличиваются и жизнь наша превращается в безпрерывную муку. Не так поступали угодники Божии. Не людей обвиняли они в своих скорбях, а бесов. А лучше сказать, они и бесов не обвиняли во всех напастях от них, а только лишь самих себя, и считали, что все прискорбное посылается им от Бога за их собственные грехи. Поэтому они всегда молились, всегда сокрушались и плакали. За это самоосуждение, за это смирение Господь утешал их Своею дивною благодатию и прославлял Своею славою.
Так будем поступать и мы во всех наших бедствиях, полагая, что причиною их являются наши собственные грехи. Тогда и мы получим от Бога благодать и великое заступление.
Итак, вот какие назидательные уроки содержатся в разсмотренных нами евангельских словах. Памятуя эти слова, не будем, возлюбленныя о Христе чада мои, бояться бесовской силы, которая тщится отторгнуть нас скорбями от Бога и погубить навеки. Будем только всегда пребывать в молитве, посте и покаянии и пользоваться всеми благодатными средствами, которыя предлагает нам св. Церковь к нашему спасению. Будем всегда помнить, что все несчастия случаются с нами по воле Божией для нашего блага. Не будем никогда за них обвинять своих ближних, а будем винить и осуждать только самих себя, и тогда над нами исполнятся слова Христа: смиряяйся вознесется (Матф. 23, 12; Лук. 14, 11). Господь вознесет нас за наше смирение до радостнаго общения с Собою, освободит нас от власти бесовской еще в земной нашей жизни, а также при воздушных мытарствах после смерти и сделает нас участниками Своего Царства со всем его неизреченным блаженством. Сего да сподобит Господь достигнуть каждаго из нас молитвами Богородицы, ныне празднуемаго св. великомученика Димитрия Солунскаго и всех святых. Аминь.
Произнесено в Русском Посольском храме св. Николая г. Софии
26 октября 1931 г.

Слово протоиерея Димитрия Константинова (+2006г.) в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Гадаринцы

Переплыв на лодке Геннисаретское озеро, Господь вместе со своими учениками прибыли в страну Гадаринскую, расположенную против Галилеи. Когда они вышли на берег, то увидели, что им навстречу вышел человек, которого Евангелие называет бесноватым. Это слово бесноватый можно было бы заменить современным словом — сумасшедший. В одном из Евангелий, в частности у евангелиста Матфея, мы имеем указание, что Иисуса, по прибытии Его в страну Гадаринскую, встретили не один, а два бесноватых. Это были буйные, сумасшедшие, поведение которых было опасно для людей, живших поблизости. Их неоднократно пытались связать, приковать цепями, но все эти попытки оканчивались неудачей. Они разрывали путы и цели и неизменно оказывались на свободе.
Евангелие называет этих несчастных, безумных людей бесноватыми или одержимыми бесами. Этим самым Евангелие подчеркивает связь между душевными болезнями человека и тем его духовным состоянием, при котором данная болезнь всецело овладевает человеком. Современная медицина тоже указывает на несомненную связь душевных заболеваний с духовным состоянием человека. Вообще в наши дни медицинская наука все больше и больше придает значения духовной жизни человека и ее влиянию на течение болезни и на возможность выздоровления. Евангелие более определенно в этом отношении. Оно совершенно ясно указывает на то, что душевное заболевание, сумасшествие, нервные болезни могут быть результатом действия темных сил, овладевших человеком, помрачивших его духовную и душевную жизнь. Такое положение может быть не всегда, но часть болезней указанного рода несомненно связана и часто очень тесно связана с тем «духовным наполнением» человека, которое у него в данное время имеется.
Господь исцеляет бесноватых. Но это исцеление сопровождается явлениями не совсем, быть может, понятными обыденному сознанию, лишенному часто возможности приобрести необходимые познания в области различных явлений религиозной жизни. Исцеление бесноватых сопровождается явлениями, напоминающими выход какой то страшной темной энергии из этих людей. Точно какие то невидимые волны, неимоверной силы пронеслись над землей и обрушились по изволению Господа на стадо свиней, пасшееся недалеко от берега на склоне горы. Обезумевшие свиньи кинулись в озеро и утонули. Евангелист Марк, например, указывает, что стадо свиней состояло из двух тысяч голов. Это огромное количество животных оказалось объятым одновременно каким то страшным безумием, перешедшим к ним от бесноватых, заставившим их броситься в воду на верную смерть.
Пастухи, пасшие стадо, объятые ужасом, побежали в ближайший город, жителям которого принадлежало стадо и рассказали о случившемся. Жители вышли из города посмотреть и лично убедиться что случилось и застали на берегу озера Иисуса с Его учениками и рядом с ними мирно сидящих обоих бесноватых, разумно беседующих со Спасителем и Его учениками.
Но реакция жителей города страны Гадаринской была совершенно необычна. Вместо того, чтобы увидев случившееся, просить Иисуса и Его учеников посетить город и остаться в нем некоторое время, как это имело место во многих других иудейских городах, они вдруг просят Спасителя немедленно покинуть страну и уйти от них. Почему же получилась такая странная реакция на явное чудо, сотворенное Спасителем? Это случилось по многим причинам.
Всякое чудо, подлинное чудо привлекает одних людей, а других часто и отталкивает. Отталкивает тех, кто духовно неподготовлен к восприятию подлинного чуда. И именно поэтому так мало случается чудес в той среде, которая духовно чужда для восприятия подлинного чуда. Чудо заставляет и даже обязывает человека верить, а вера в свою очередь обязывает человека тоже ко многому. Ибо, если я верю, то я обязан в жизни поступать по своей вере. А это влечет за собой изменение почти всей жизни. Вот это изменение привычного, устоявшегося образа жизни, которое грозило им со стороны Назаретского Проповедника, в том случае, если они примут его благовестие, и заставило жителей страны Гадаринской просить Его поскорее оставить пределы их.
Но были и другие причины, заставившие их просить Христа отойти от них. Две тысячи утонувших свиней было чувствительным убытком для жителей ближайшего города, которым принадлежало стадо. Разведение свиней, мясо которых было запрещено для употребления иудеями, согласно их религии, представляло чрезвычайно выгодное занятие. Сбыт свинины, нарушителям религиозного закона давал жителям страны Гадаринской немалые торговые доходы. И неожиданная гибель огромного свиного стада не только несла за собой весьма чувствительные убытки, но и явно свидетельствовала о неправомерности подобного рода коммерческой деятельности. Господь, допустив гибель свиного стада, хотел, чтобы гадарницы задумались над тем, что они делали. Но этого не произошло. Вместо раскаяния, гадаринцы, огорчившись своей потерей, испугавшись за свое дальнейшее материальное благополучие, — решают за благо для себя поскорее отделаться от этого назаретского проповедника.
И единственным человеком, духовно принявшим Иисуса и пожелавшим с Ним остаться, оказался исцеленный им бесноватый.
«И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтоб быть с Ним.
Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя» (Марк, 5, 18-19).
Так было две тысячи лет тому назад. Но рассказ о поступке жителей страны Гадаринской не только не устарел, а приобретает в наши дни совершенно особую актуальность. Современный мир наполнен гадаринцами, предпочитающими свое благополучие, предпочитающими свиное стадо вечным словам святого Евангелия. А разве сегодня мало гадаринцев, гонящих в наши дни Церковь, издевающихся над верующими, заточающих честных пастырей Церкви в психиатрические больницы! Часть из них гонит Христа и Его Церковь потому что убеждены в своей атеистической правоте. Но таких в общем немного. Большинство же гонит Христа и Его Церковь именно по тем же причинам, по которым жители страны Гадаринской просили Христа отойти от их пределов. Ибо всякое признание Христа для многих живущих, например, в Советском Союзе означает не только нарушение привычного образа жизни, но и крупные неприятности, неудобства, нарушение какого то материального благополучия, лишение ряда возможностей и многое другое. И эти люди, или гонят Христа или стараются пройти мимо Него, не заметив Его, для того, чтобы уподобиться гадаринцам, променявшим Христа на свиней.
Но человек, не умерший духовно, остающийся человеком, а не только мыслящим животным, всегда будет чувствовать неутолимую жажду, жажду духовную, стремление приобщиться еще в этой жизни к высшим духовным ценностям, наполняющим вселенную. И эта духовная жажда, всегда в любое время, при любых обстоятельствах, заставит его прикоснуться к вечным вопросам, волнующим миллионы людей и среди этих вопросов возникнет неумолимая проблема выбора между свиным стадом и Христом. Между чисто материальными интересами и жизнью духа. Но «не хлебом одним будет жить человек…» Это пророчество Священного Писания полностью уже оправдалось за тысячелетия существования разумного человека. Это пророчество Священного Писания полностью оправдывается и в современной жизни нашей родины. Ибо не могут многие милионы людей уподобиться евангельским гадаринцам. И на нашей родине среди миллионов гадаринцев и миллионов бесноватых, ждущих исцеления от Христа, имеется немало людей, которым Христос дороже свиного стада материальных ценностей, дороже привычного и удобного образа жизни, дороже всех тех эфемерных целей, которые преподносятся властью народу, для того, чтобы на место вечных ценностей люди поставили грубые суррогаты, которые должны их заменить.
Но Свет Истинный, пришедший в мир никогда не погаснет и будет попрежнему светить людям, ищущим духа. Он будет светить и пастухам свиного стада. Он будет светить и современным жителям гадаринского города. Он будет светить всем до конца жизни нашей планеты и ничто не уничтожит Его.

Беседа священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и Обоянского (+1938г.), в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

В стране Гадаринской, около Галилейского озера жил бесноватый. Легион бесов обитал в несчастном. Милостивый Господь Иисус Христос, придя в пределы Гадаринские и увидев бедного страдальца, сжалился над ним и исцелил его, приказав бесам выйти из него. Тогда бесы испросили у Спасителя разрешения войти в стадо свиное, которое тут же паслось. Господь позволил, они вошли в стадо, и оно потонуло в озере. Пастухи побежали в селение и сообщили об этом. Пришли жители гадаринские и увидели бесноватого, кротко сидящего у ног Иисусовых, в здравом уме. И что же они? Предложили Спасителю удалиться из их пределов: Он вошел в лодку и возвратился. Исцеленный испросил разрешения у Господа следовать за Ним. Но Спаситель оставил его в той же местности, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк. 8, 26-39).
Не только люди неверующие, но даже многие верующие сомневаются в бытии бесов. Кто такие бесы? Это ангелы, но злые. Бесы при сотворении их Богом были ангелами добрыми. Но вместе с денницей — лучшим из ангелов, который возгордился и захотел быть равным Богу, отпали от Бога, низвергнуты с неба и пребывают во аде. Сам Спаситель беседует с диаволом. Здесь, при исцелении гадаринского бесноватого, легион бесов обращается к Господу с просьбою… Значит, диавол и бесы, злые духи, существуют реально. Господь не лишил их — диавола и злых бесов — их свойства, и теперь все свои духовные силы они направили на погибель людей. И если бы мы сами боролись с диаволом, то он уничтожил бы нас. Но власть бесов над людьми ограничена Богом. Они только искушают нас. И если мы боремся с ними при помощи Божией, то побеждаем их. Покоритесь Богу, говорит апостол, противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4, 7).
На ограниченность злых духов указывает нам и нынешнее Евангелие. Бесы просят у Спасителя позволения войти в стадо свиное, и только после Божьего попущения они входят в него. Здесь для нас великое утешение. Хотя мы слабы и немощны, но с нами Бог, и ничто нам не страшно.
Спаситель исцелил несчастного бесноватого. Какую великую милость получил страдалец! Вот он теперь здравый, мирный, кроткий! Что же его соседи, жители гадаринские, обрадовались этому? Нет, их души заняты земными интересами. Вместо того чтобы возблагодарить Господа, они изгоняют Спасителя из своих пределов. Для гадаринских жителей свиньи, видите ли, дороже человека. Пусть несчастный бесноватый мучится всю жизнь, лишь бы их свиньи были целы.
Здесь мы имеем дело с материализмом, крайним душевным ожесточением. Ведь на свете нет ничего дороже из созданного, чем человек. Вся прекрасная природа, сады, города, дворцы, внешняя культура, весь живой мир — все для человека. И при мировой катастрофе все это уничтожится, а люди будут жить вечно и за гробом.
Иисус Христос кротко, не возражая, сел в лодку и удалился из гадаринской страны. Исцеленный попросил Господа взять его с собой, но Спаситель не согласился, а, оставив среди жителей гадаринских, велел проповедовать то, что «сотворил ему Бог». В этих словах Спаситель назвал Себя Богом. Зачем Он приказал исцеленному проповедовать о чуде? В других случаях Спаситель, напротив, велел молчать о Своих чудесах. Господь оставил исцеленного, чтобы он вещал гадаринским жителям о милости Божией к несчастным людям. Иди, говори и не умолкай пред своими соотечественниками, что есть истинный Бог, что Он многомилостив, что человек дороже всех творений, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Господь лишил гадаринских жителей части земных благ, но дал им неизмеримо больше: исцелил бесноватого, возгрел в нем веру в Бога и через него привлекал к святой вере других для их вечного спасения!

Комментирование запрещено