Неделя 24-я по Пятидесятнице

Проповедь архимандрита Диодора (Дидковского) в 24-ю Неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали о двух чудесах, которые совершил наш Господь Иисус Христос. Это исцеление кровоточивой женщины, которая двенадцать лет страдала от кровотечения и воскрешение двенадцатилетней дочери Иаира, начальника еврейской синагоги.
Единственная дочь Иаира, совсем юная, была при смерти. И вот начальник подходит ко Господу и просит, чтобы он вошел к нему в дом и исцелил его дочь. Господь тотчас откликнулся на его просьбу и пошел в дом Иаира. В пути его везде сопровождал народ, теснил его, среди них была и женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, которая на врачей потратила все свои деньги, но не одним из них не была исцелена. Услышав о Иисусе Христе, женщина возимела крепкую веру в Бога, во всемогущую его силу. Она размышляла в своем сердце так: «Если я прикоснусь хотя бы к одежде Спасителя, то выздоровею». Укрепившись живой и несумненной верой, она подошла сзади и прикоснулась к краю ризы Господа. И тотчас исцелилась.
Это прикосновение и исцеление не утаилось от Спасителя, и он, оглядывая народ, спросил: «Кто прикоснулся ко мне?» Апостол Петр, который всегда был со Спасителем, который сопровождал Его везде среди народа, сказал: «Господи, народ окружает тебя и теснит и невозможно, чтобы кто-то не прикоснулся в такой сутолоке». Но Господь еще раз повторил: «Прикоснулся ко мне некто, ибо я слышал силу, которая изошла от меня». Тут женщина поняла, что она не утаилась. Трепещущи, припала к стопам Спасителя и объявила, по какой причине прикоснулась и как была исцелена. Господь сказал ей: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Иди с миром».
Дорогие братья и сестры! Вот такая вера, вера крепкая творит чудеса! Преподобный Ефрем Сирин в своем толковании на Четвероевангелие говорит, что женщина верой похитила силу Божественную, исхитила, взяла без спроса, тем не менее была одобрена Господом. Вера совершила хищение и была возвеличена. Хитростью захватила и была похвалена. В то время, как всякое хищение является позором для хищника, хищение верой силы Божией делает хищников достойными похвалы пред лицом всех.
Между тем, как только Господь исцелил женщину, пришли к Иаиру люди и доложили ему, что дочь его умерла, и чтобы он не беспокоил Учителя. Господь заметил скорбь и смущение Иаира. Сказал ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Эти слова были радостными для Иаира. Тем более, что он только что укрепился верой при исцелении кровоточивой женщины. Когда они вошли в дом Иаира, где все плакали и рыдали об умершей, Господь взял ее за руку и сказал: «Девица, встань!» И она тотчас ожила, встала, после чего Господь велел дать ей есть. Вот такие два чуда, сопровождаемые крепкой верой, были предложены для нас в сегодняшнем Евангелии.
Дорогие братья и сестры! Для верующего человека все возможно. «Верующий в меня, — говорит Господь, — дела, которые творю я и он сотворит, и больше сих сотворит». Без веры невозможно угодить Богу. Она есть основание нашей духовной жизни, на которой зиждется наше спасение о Христе Иисусе. Верой в Бога святые передвигали горы, побеждали полки чуждых, смертоносное испивали и были невредимы. Верой и мы получаем свое спасение, дорогие братья и сестры. Верой в Таинства Церкви, покаяние, причащение.
Будем укрепляться верою, дорогие братья и сестры, умножать ее в своем сердце. Верою похищать Божественную силу, Божественную благодать, как это сделала кровоточивая женщина. Чтобы и нам получить исцеление от греховных ран и воскресение души для вечной жизни в Царствии Небесном. Аминь.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Слово митрополита Трифона (Туркестанова) (+1934г.) в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

О воскрешении дочери Иаира и об исцелении кровоточивой (Лк. 39-е зач.; 8, 41-56)

В сегодняшнем Евангелии рассказывается о величайшем чуде Господа Иисуса Христа. Однажды начальник синагоги Иаир позвал Иисуса Христа к себе в дом. Он приглашал Господа, чтобы Он исцелил его единственную двенадцати­летнюю дочь. Спаситель согласился. Когда Он шел, около Него теснилось множество народа. И вот женщина, страдав­шая кровотечением, которая все свое состояние раздала вра­чам, ища облегчения, [но никто не мог вылечить ее], коснулась края одежды Иисуса и тотчас исцелилась. Тогда Спаситель обратился к народу с вопросом: Кто прикоснулся ко Мне? (Лк. 8, 45). Исцеленная женщина пала к ногам Иисуса и объя­вила [пред всем народом], что это она прикоснулась. Спаситель сказал: Дерзай, дщерь! Вера твои спасла тебя, за свою веру ты исцелилась не только от нелегкой болезни, но и от грехов.
Когда Спаситель еще говорил это, пришел некто из дома Иаира и сказал, чтобы он не утруждал Учителя, потому что девица умерла. Тем не менее Спаситель вошел в дом, удалил всех там бывших, кроме трех Своих учеников, и обратился к умершей с властными словами: Девица! встань (ст. 54). Тотчас умершая девица воскресла. Все дивились этому чуду
Какую радость, какую утешительную надежду вливают в наши сердца эти слова Святого Евангелия. Господь всегда близок к нами и готов исцелить наши болезни — не только телесные, но и душевные. Он готов исцелить душу, подобно тому, как исцелил тело кровоточивой женщины. Он готов воскресить умершую для добра душу человека, подобно тому, как воскресил дочь Иаира. Но для этого требуется одно условие — иметь такую веру, какая была у кровоточивой женщи­ны, какая была у начальника синагоги. Ведь и святой апостол говорит в одном из своих посланий: Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Верою жили все истинные христиа­не всех времен. Верою жили наши предки, верою жила и жи­вет Святая Русь. Наши предки грешили и падали, но снова возвращались на истинный путь… Когда начинает ослабевать вера христиан, начинает ослабевать жизнь христианского об­щества. И чем более слабеет вера, тем более расшатывается жизнь. Это и происходит на наших глазах.
Никогда еще не было среди людей такой ненависти, такой злобы; отец восстает на сына, сын на отца, брат на брата. Ни­когда еще не было такой большой зависти к чужой собственности, к чужому добру. Никогда не были так многочисленны разбои, грабежи. Никогда не была так ничтожна и дешева человеческая жизнь, как в настоящее время. Что же это озна­чает? А это означает, что люди умерли для веры. Но мы ве­рим, что Господь может воскресить духовно умерших — так же, как Он воскресил девицу
Будем усердно молиться за братьев наших, которые умер­ли духовно. А затем всеми силами будем беречь себя от всего дурного, что окружает нас, будем удаляться от лжеучителей, старающихся посеять в нас неверие, отторгнуть от Церкви. Будем помнить слова пророка Иезекииля: И будет рука Моя против этих пророков, видящих пустое и предвозвещающих ложь… За это уже не будете иметь пустых видений и впредь не будете предугадывать; и Я избавлю народ Мой от рук, и узнаете, что Я — Господь… И Я, Господь, буду их Богом… Я, Господь, сказал это (Иез. 13; 9, 23; 34, 24). Аминь.
25 ноября 1907 года

Беседа священномученика Онуфрия (Гагалюка),
архиепископа Курского и Обоянского (+1937г.), в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Для нашего духовного назидания Церковь Божия предлагает ныне евангельский рассказ об исцелении Христом Спасителем кровоточи­вой женщины и воскрешении Господом умершей дочери Иаира.
Господь наш Иисус Христос учил в Капернауме, окруженный учениками и множеством народа. И вот приходит к Нему начальник иудейской синагоги Иаир, падает на колени и просит войти в дом — ис­целить умирающую дочь его. Милосердный Господь идет за Иаиром. В это время к Спасителю приближается женщина и касается края Его одежды. Эта женщина страдала кровотечением двенадцать лет, лечи­лась у врачей, истратила на них все свое имущество и не получила пользы. А тут она сразу исцелилась. Господь Всеведущий спросил: кто прикоснулся ко Мне? Апостол Петр ответил: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Иисус ответил: прикоснулся ко мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Тогда женщина с трепетом подошла к Спасителю, пала пред Ним на колени и рассказала, как она прикоснулась к Его одежде и тотчас выздоровела. Господь сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. В это время приходят из дома Иаира и сообщают ему: дочь твоя умерла; не ут­руждай Учителя. Услышав это, Спаситель говорит Иаиру: не бойся, толь­ко веруй, и спасена будет.
Пришли в дом, люди плакали. Господь говорит им: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Тогда Христос Спаситель вместе с тремя учениками Своими — Петром, Иаковом и Ио­анном, с отцом и матерью умершей вошел в дом, приказал всем выйти вон и, взяв за руку умершую, сказал: девица! встань. И тотчас она вос­кресла и встала с постели. Господь велел дать ей есть. И велика была ра­дость родителей (Лк. 8, 41-56).
Обратите внимание, возлюбленные, на кровоточивую женщину: она двенадцать лет страдала, пользовалась услугами врачей, но все бо­лела. А когда прикоснулась к одежде Спасителя, тотчас исцелилась. С христианской точки зрения, лечиться — не грех. Господь умудряет врачей, даже если они и неверующие, для того, чтобы через них дела­лась милость болящим людям. И медицина много добра приносит лю­дям. Но и самые талантливые и ученые врачи бессильны пред болезня­ми неизлечимыми. Может ли медицина открыть очи слепому, дать слух глухому и речь немому? Может ли она воскресить мертвеца? Это недос­тупно человеческим силам теперь и всегда. Но то, что невозможно че­ловеку, всегда возможно Богу (Мф. 19, 26). Господь наш Иисус Христос дает зрение иерихонскому слепцу, незрячему от рождения, глухих дела­ет слышащими, немых — говорящими. Он воскрешает сына вдовы на­инской, дочь Иаира, четверодневнаго мертвеца Лазаря (Ин. 11, 1-45). Все эти и многие другие великие и преславные чудеса сотворил Гос­подь Иисус для того, чтобы ты делал различие между человеком и Бо­гом. В своих болезнях телесных не будем пренебрегать услугами меди­цины, но больше всего станем прибегать с теплой молитвой к Богу Спасителю, Врачу Всемогущему…
Кровоточивая женщина прикоснулась к ризе Спасителя и тотчас исцелилась. Здесь основание почитания святых икон Спасителя, Его Пречистой Матери и святых угодников. По милости Божией и отдель­ные вещи могут источать исцеления недугующим. Припомним из книги Деяний Апостолов, как больных выносили на улицы и клали на посте­ли, чтобы хоть тень проходящего апостола Петра осенила болящих, и они исцелялись. И когда на больных клали опоясания с тела апостола Павла, то больные выздоравливали. А сколько святые иконы Пресвя­той Богородицы и угодников Христовых источили чудес всем приходя­щим к ним с верою и любовью! И это все по благодати Божией. Всякая икона, освященная в святой Церкви Православной, есть носительница Божией милости, источник великих благодеяний для нас, лишь бы толь­ко усердна была наша молитва и крепка вера. «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, — поем мы пред святым Иверским образом Божией Матери, — исцеления и цельбы подаются обильно с верою и лю­бовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети, и душу мою по­милуй, Благая, и тело исцели, благодатию Твоею, Пречистая»!
В нынешнем Евангелии мы слышали об Иаире. Кто он был и чему мы можем у него научиться? Иаир был начальником Капернаумской синагоги. В синагоге книжники и фарисеи относились к Спасителю с завистью и презрением. В речах Спасителя они старались найти что-либо противное закону Моисееву, смеялись над Его чудесами, стреми­лись подорвать авторитет Иисуса Христа. Не таким был начальник их Иаир. На глазах всего народа этот знатный человек опустился на ко­лени пред Спасителем. Иаир твердо верит в силу Спасителя и просит исцелить умирающую дочь. Господь идет в дом Иаира. Окруженный толпою, Он движется медленно, и за это время дочь Иаира умирает! Иаир, страдая душою, молчит, но верит Господу. Он не раздражается, не приходит в гнев, не говорит Спасителю: почему Ты не поспешил, упустил время, да еще останавливался в пути, чтобы исцелить крово­точивую женщину? Ничего этого не обнаруживает Иаир, ожидая ми­лости от Господа. Сердцеведец Спаситель видел, что творится в душе Иаира и, подкрепляя его, говорил: «Не бойся, только веруй!» И вера Иаира не посрамилась: на его глазах Спаситель воскресил умершую, и великие скорби отца превратились в великую радость.
О, если бы у нас было такое смирение, такая вера и терпение, ка­кие видим у Иаира. Господь показал нам эти добродетели Иаира, что­бы мы им подражали. Не всегда Господь нам сразу подает то, о чем про­сим Его, но испытывает нас: крепко ли верим Ему, смиренно ли ждем Его милостей. И когда находит в нас и веру и терпение — с избытком дает нам то, о чем просим, ибо Он есть Всеблагий и Всемогущий Люб­веобильный отец наш Небесный!
А вот те, кто плакал над умершей дочерью Иаира. В их смятенную толпу входит не только Вестник, но и Податель воскресения, а они смеются над Его речами. Не то же мы видим и поныне? Многие с на­смешкой относятся к христианскому учению о воскресении, о загроб­ной жизни. Но от этого легкомыслия пострадают только они. Как бы люди ни относились к домостроительству Божиему — будет то, что оп­ределила рука Господня и Совет Божий. Легкомысленные люди с ужа­сом узнают в определенный Богом час, что напрасно они смеялись над Святыней Божией: они увидят Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк. 13, 28).
В сегодняшнем Евангелии замечается, что Спаситель ввел в дом, где лежала умершая, только трех апостолов, отца и мать. А всех пла­кальщиков, которые смеялись над словами Спасителя о воскресении отроковицы, Он изгнал вон. Зачем? Потому что они были недостойны видеть воскрешение дочери Иаира. Здесь — предостережение всякому легкомыслию и невниманию к святыне. Господь строг ко всем неради­вым: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7, 6). И щедр и многомилостив к тем, кто благоговейно, с трепе­том внимает святыне Божией: вот на кого Я призрю: на смиренного и сокру­шенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66, 2).
Старый Оскол. 10/23 ноября 1930 года.

Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира (Лк. 8, 41-56)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Евангельский рассказ об исцелении дочери Иаира не сможет не поражать, с одной стороны, своей глубиной, а с другой стороны, своей человечностью. Часто размышляя о Боге, нашем Спасителе, о Его силе, мы забываем о Его способности по-человечески любить людей, по-человечески воспринимать их. Для нас даже понятие «Божественная лю­бовь» представляется чем-то сверхчеловеческим, мы уже не ждем от Бога человеческих чувств по отношению к нам.
И вот сегодняшний Евангельский рассказ как раз и по­казывает нам, с одной стороны, глубину величия Божест­венной любви, а с другой, ее очень живую человечность. Очередной раз Христос проповедует, очередной раз люди пришли, чтобы что-то получить от Него, и это тоже очень по-человечески: ведь многие как тогда, так и сейчас даже не задумывались о вере в Него, как в Мессию. Спаситель был и остается необходим многим людям прежде всего как чудотворец и целитель.
Давайте, дорогие братья и сестры, представим себе опи­санное в сегодняшнем Евангелии событие, представим себе Спасителя, окруженного толпой людей, толпой людей имен­но несчастных, именно обездоленных, именно больных, ибо эти люди, подчас, первыми отзывались на слово Спасителя. Они не имели крова, они не имели богатства, они не имели здоровья, они жили в постоянной опасности от того, что с ними что-то может случиться. Эти люди, не имевшие ни­чего, не понимавшие даже часто, кто же такой этот удивительный Учитель, возвещающий Евангельское благовестие, шли к нему, если не за спасением, если не за исцелением, то хотя бы за утешением. И именно через такую толпу бедня­ков, несчастных больных людей, пробирается к Спасителю Иаир — человек, чужой в этой толпе, человек, не привыкший быть среди этих униженных и обездоленных людей. Но он приходит к Спасителю с нуждой, неожиданно сблизившей его с этими людьми: его дочь при смерти. Христос отклика­ется на его просьбу и идет к нему, но идет очень медленно, ибо толпа, окружающая Его, мешает Ему, и, наверно, в душе Иаира поднимаются очень противоречивые чувства: «Как смеют эти люди, над которыми он — начальник, он — госпо­дин, мешать Спасителю придти к Иаиру. Зачем они здесь, здоровые, когда его дочь больна?» Наверно, все это пере­живал Иаир, и это тоже было по-человечески. Спаситель знает об этом и, обратите внимание, как будто не замечает обращенного к нему вопрошания. Он продолжает говорить с другими людьми, и в это время происходит удивительное чудо: кровоточивая женщина пробравшись сквозь толпу к Спасителю и, не надеясь на то, что Он обратит на Нее взор, прикасается к Его одежде. Это очень важный эпизод. Кровоточивая женщина страдала болезнью, которая делала женщин в иудейском обществе изгоями. Женщина, страдав­шая такой болезнью, вообще не должна была находиться среди людей, она должна была подождать, пока толпа рас­сеется, и, может быть, тогда бы могла подойти к Спасителю. Но находиться среди людей с такой болезнью было недопус­тимо, и эта женщина знала, что если кто-то огласит сейчас ее болезнь, она в соответствии с требованиями Моисеева закона будет наказана, ибо Моисеев закон на кровоточивых женщин налагал очень серьезные прещения. И тем не менее, она, устремилась ко Спасителю, боясь, может быть, даже признаться Спасителю, в чем заключается ее болезнь, решив получить благодатную помощь от Спасителя незаметно даже для Него самого. Конечно, Спаситель все это знал, и, когда Он увидел то, с какой верой эта женщина прикоснулась к Не­му, Он специально решил испытать ее. Спаситель говорит, что кто-то коснулся Его, что частица силы покинула Его. Так мог бы сказать какой-нибудь экстрасенс. Но почему Спаси­тель это говорит? Потому, что вокруг люди, которые еще мало способны воспринять Его служение, Его миссию, Его, если угодно, целительство, исходящее от Святого Духа. Он говорит в понятных им категориях, сознательно обращая их внимание на эту женщину. Конечно же, Он знает, кто прикоснулся к Нему, и не частица силы, оставившая Его, обратила Его внимание на эту женщину, а сама эта женщина, которую, конечна же, Он разглядел, которой, конечно же, Он сострадает, страшная судьба которой ведома Ему и ко­торой Он уже готов помочь. Говорится это, прежде всего, для людей. Он вынуждает женщину заявить о себе. Это было очень рискованно, но она признается, что в нечисто­те пришла в эту толпу, надеясь получить исцеление, являя нам подвиг веры, который привел не только к исцелению плоти, но и к исцелению души. Перед нами уже христианка. Дальнейшая судьба ее нам неизвестна, но перед нами именно та исцеленная, которая стала христианкой. Это несомненно: заявив о своей внешней нечистоте, о своем нарушении вне­шнего Ветхозаветного Закона, она вдруг получила исцеление, и тем самым явила всем пришествие Нового Закона — закона благодатного. Эта был очень серьезный урок многим, в том числе и апостолам.
Но прежде всего это был урок для Иаира. Наверное, Иаир, когда Спаситель отвлекся от Него и стал говорить с этой женщиной, в душе вознегодовал: как же так, он, знатный человек, пришел сквозь толпу этих нищих и больных лю­дей к Учителю, а Учитель не на него обращает Свой взор, а на кого-то другого, тем более, что он-то пришел к Нему, действительно, с очень важной просьбой, с великой мольбой своей души, и Спаситель говорит не с ним, а с кровоточи­вой презренной женщиной. Наверное, эта буря поднялась в душе Иаира. Но именно, может быть, в этот момент Иаир нашел в себе силы преодолеть гнев, преодолеть возмущение и вновь исполниться надежды. И с этого момента начинается испытание веры Иаира. Ведь он мог возмутиться, мог, как начальник народа, выместить свой гнев на этой женщине, обвинив ее в том, что она нарушила закон. Он как-то забыл о законе, он по-прежнему чает благодати. И тогда Спаситель направляется и его дом.
По дороге Иаир узнает, что его дочь мертва. Каким но­вым страшным испытанием становится для него эта весть. Именно когда Учитель, наконец, идет к нему, дочь его уми­рает. А если бы Он сразу пошел в его дом, если бы Он сразу откликнулся на его просьбу, возможна, дочь была бы спасена? Опять буря переживаний, буря страстей, чисто человеческий страстей. И Спаситель это чувствует, поэтому и говорит ему: «Не бойся, только веруй».
Не знаю, как для вас, а для меня эти слова Спасителя часто звучат, наверно, потому, что часто я боюсь, и, наверно, не очень хорошо верую, но в этих словах нам дается какая-то выразительная, от Христа идущая надежда и поддержка: ничего не бойтесь, только веруйте.
Христос приходит в дом Иаира, и что же видит Иаир, который искренне, хочет уверовать в то, что все таки спасет­ся его дочь? Он видит свою семью, своих домашних в ужасе, скорби, они стенают от того, что дочь Иаира умерла. И опять его вера подвергается испытаниям. В дом, где только что умерла молодая девушка, входит Спаситель, утверждающий, что она жива. Люди в горе, и когда они слышат эти слава Спасителя, они искренне возмущаются, негодуют. Вот по­чему Спаситель говорит, чтобы все оставили его в комнате с этой умершей девушкой. И опять начинается испытание веры Иаира и всех его домашних. Гнев у них уходит, и они вновь начинают надеяться, ибо, если бы не было этой на­дежды, наверное, не было бы и воскресения дочери Иаира. И Христос совершает чуда, в результате которого умершая воскресает. И обратите внимание на то, как Он даже в этот момент милосерден, любвеобилен по отношению к людям: Он говорит о том, что она не умерла, но спит, Он пытается так или иначе дать этим людям возможность успокоиться и проявить свою веру в то, что дочь Иаира будет здорова.
А далее Спаситель приглашает их всех в горницу, Он го­ворит о том, чтобы дочь Иаира накормили, чтобы вернулись люди в свой привычный круг вещей, как это часто бывает и с нами, когда кто-то болеет у нас, а потом вдруг мы слышим, что нужно просто этого человека накормить и уложить его спать: нам кажется, что болезнь уже уходит от него. И здесь Христос, как настоящий врач, настоящий целитель не толь­ко тела, но и души, заботясь не только о спасении дочери Иаира, но и о мире в его доме, как будто возвращает всех домочадцев Иаира к мирной размеренной жизни, когда дочь его была здорова.
Христос говорит о том, чтобы никто не говорил о случившемся чуде. Почему Спаситель не единожды в Еванге­лии предупреждает о том, чтобы о чудесах Его говорили как можно меньше? Да потому, что Он очень хорошо знает, что большая часть людей действительно ищет в вере прежде всего чуда, ищет прежде всего возможности удивиться чуду, что-то получить от чуда. Большая часть людей, даже к нему идущих, не стремится просто уверовать в Него, доверить­ся Ему и пойти вслед за ним по любому пути, по которому он поведет их, даже по пути страданий. Он очень хорошо знает, как изменчив, как эгоистичен человек, и, конечно же, если многие люди узнают о том, что он исцеляет болезни, воскрешает умерших, устремятся к Нему не для того, что­бы исполнить Его слово, уверовать в Него как Спасителя, а только для того, чтобы что-то получить от Него. Он зна­ет, что такие искусительные мысли входят в сознание даже апостолов, что же говорить о других. Его чудеса — это не попытка увлечь за Собой людей, увлечь Своей способностью преодолевать законы естества, как нередко бывает в наше время. Его чудеса — это, прежде всего, проявления Его любви. А с другой стороны, это испытание нашей с вами веры — веры не только тех, кто жил тогда, но и веры тех, кто живет се­годня, кто тоже чает чудес и часто не задумывается о том, откуда исходят эти явления, нарушающие законы природы: от Бога или от дьявола.
Пусть же Иаир, такой же как мы немощный и грешный человек, также, как мы, очень часто эгоистично, наверное, подходивший к Богу, но в какой-то момент безраздельно отдавшийся Его воле, будет для нас с вами подобающим при­мером. И что бы в нашей жизни не случалось, будем, по­добно Иаиру, прибегать к помощи Божией. Будем, подобно кровоточивой женщине, не смущаясь своей немощи и скорби, не боясь обречь себя на позор со стороны окружающих лю­дей, исповедовать веру во Христа, и по нашей вере да будет нам.
Аминь.

Слово архимандрита Тихона (Агрикова) (+2000г.) в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Дерзновение веры

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братия и сестры! К Господу нашему Иисусу Христу подошел человек по имени Иаир и убедительно просил прийти в его дом и исцелить его маленькую дочь, которая была при смерти. Господь наш милосердный никогда не отказывался делать добро. Он сразу пошел в дом этого человека. Но на пути Его теснил народ. Толпа любопытных, желающих видеть чудо, шла за Ним. В этой толпе была женщина, которая двенадцать лет страдала особо тяжелой болезнью — кровотечением — и ни от кого не могла получить облегчение. Но сейчас, веря в чудесную силу Христа Спасителя, она думала, что ей достаточно будет прикоснуться хотя бы только к Его одежде и сразу же получит исцеление. Женщина приблизилась к Нему и едва коснулась Его. И тотчас же телом почувствовала, что исцелилась. Господь тоже почувствовал, что кто-то прикоснулся к Нему. Он остановился и обернулся, чтобы видеть, кто сделал это. Женщина хотела скрыться, к тому же и болезнь ее была такая, что она стеснялась. Но видя, что не может утаиться, она подошла и рассказала все. Господь сказал ей: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя, иди в мире…» (Мф. 9, 22; Мк. 5, 34).
А тем временем к Иаиру подошли посланные из дому и сказали: «Дочь твоя уже умерла, не утруждай Учителя». Но Господь, услышав это, успокоил отца: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8, 49, 50). Господь наш Иисус Христос пришел к дому, взял с Собой только родителей девочки и трех любимых учеников и вошел в комнату, где лежала умершая. Он подошел к ней и сказал: «Девица, тебе говорю, встань» (Мк. 5, 41). Девица сразу открыла глаза и села.
Возлюбленные братия и сестры! Этот евангельский рассказ научает нас при любых нуждах, при всяких болезнях душевных и телесных обращаться к небесной помощи. Бывает, что человеческая помощь бессильна, особенно в душевных недугах, тут никто из людей не поможет. Да мало ли у каждого из нас трудных обстоятельств, при которых душа порой совсем не видит отрады: и солнце не веселит, и Божий мир не радует, и сама жизнь в тягость.
И когда отвернутся люди, тогда в свои права вступает вера. Я сказал бы, что счастливы те люди, которые умеют находить разрешение всех жизненных вопросов в горячей вере в живого Бога. Наша вера, наше обращение к Богу принесут нам помощь и мир. Только надо, чтобы наше обращение было с живой верой, как у кровоточивой жены, потому что и ныне звучит евангельское слово Господа Иисуса Христа: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя, иди в мире».
Возлюбленные братия и сестры, сегодняшнее евангельское чтение еще учит нас заботиться не только о себе. Посмотрите, Иаир просит не за себя, а за свою дочь — единственную, любимую, умирающую. Начальник синагоги не побоялся прибегнуть к Господу нашему Иисусу Христу, пренебрег насмешками толпы, ее враждебным отношением к Господу; он обратился к Спасителю с просьбой, и был услышан.
Дорогие мои, для нас, людей веры, нет дела важнее, чем спасение души. Но христианская вера обязывает к еще большему — искать спасения не только своего, но и наших ближних. В нынешнее время в семьях особенно часто наблюдается разделение, когда близкие нам люди — родители, дети, братья, сестры — порой отходят от Святой Церкви и в этом своем отдалении думают найти радость и счастье.
Но истинное счастье невозможно вне Христа и Его Святой Церкви. И нам, людям веры, должно быть дорого спасение не только наше личное, но и наших ближних. И молиться надо не только за тех, кто мил и дорог сердцу, но особенно за тех, кто огорчает, не понимает, даже досаждает и обижает нас. Приходится видеть, как иной человек молится не столько за себя, сколько за дорогую потерявшуюся душу, погибающую, заблудшую, за такого, можно сказать, совсем отпавшего от Бога сына, брата или еще кого родного. В этом красота, в этом высота нашей веры. В этом обязанность нашей христианской любви, наше счастье и наша жертва. В этом обязанность родителей, тех матерей-мучениц, которым приходится годами терпеть и молить за своих детей, мужей заблудших, гибнущих, подчас неблагодарных, грубых, непокорных. Истории человечества известны многие примеры такой материнской любви, материнской молитвы, которая спасала погибающих и отчаявшихся.
Из глубокой древности известен такой случай. У одной женщины был сын. Она стремилась вложить в него все самое доброе, воспитать в духе благочестия. Сын обладал многими способностями, но связался с товарищами сомнительного поведения. И стал уходить из дому, целыми ночами пропадать, проводя время в бесчинном разгуле и разврате. Мать старалась наставить его, вразумить, говоря: «Сын мой, я все для тебя делаю, всю жизнь тебе отдаю, а ты пошел таким неверным и гибельным путем». Но он ее совсем не слушал и все больше отдавался своей разгульной жизни. Она много молилась сама, в церкви подавала, других просила молиться. И вот однажды она вышла на берег моря. Глядя на бурные волны, она заплакала, вспомнив своего сына, который погибал в волнах житейского моря. К ней подошел старец, благообразный по виду, и стал спрашивать, о чем она плачет. Женщина поведала ему о своем горе. «Не скорби, — сказал старец, — твой сын вернется. Дитя стольких слез не может погибнуть». Она усилила молитву, и молитва ее не осталась бесплодна. Однажды сын вернулся с ночной гулянки и застал мать молящейся. Она не ложилась всю ночь. И тут точно кто открыл ему глаза: он увидел, что мать совсем извелась с ним, постарела, поседела. Он схватил первую попавшуюся книгу и в волнении выбежал в сад. Пока он ходил там, ему слышались детские голоса: «Открой, читай! Открой, читай!» Он думал, что это дети играют где-то рядом. Огляделся, но никого не было.
Тогда он открыл книгу, которую держал, и первые слова, которые попались ему на глаза, были слова святого апостола Павла: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Римл. 13, 12). Эти слова Священного Писания, как огонь, обожгли его душу. Он сел на скамью, долго-долго рыдал, а затем поднялся новым человеком, ставшим впоследствии святым. Это была история блаженного Августина.
Возлюбленные братия и сестры, я привел вам пример. Он не единственный, а лишь один из многих. И в настоящий день, когда Святая Церковь вспоминает события, связанные с кровоточивой женщиной и Иаиром, будем особо обращаться к Богу в наших нуждах. Будем сугубо молиться за родных, дорогих нам людей, потому что вечная жизнь будет счастливой только с родными и близкими. И для нас теперь по-особому звучит евангельское обращение Господа: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя, иди в мире». Аминь.

Слово митрополита Владимира (Тихоницкого) (+1959г.) в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира

В минувшее воскресенье читалось евангельское повествование об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41-56).
Иаир, начальник синагоги, пришёл к Иисусу и молил Его войти в дом его и возложил руки на единородную дочь его, ибо она умирала. Христос согласился, встал и пошёл.
Пока Он шёл, народ угнетал (притеснял — ред.) Его со всех сторон. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и отдавшая всё своё состояние на лечение, но без пользы для себя, подойдя сзади, коснулась края Его одежды и тотчас же исцелилась. Иисус сказал: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8, 45). Женщина, по болезни своей, не имела права ни к кому прикасаться и потому она смутилась и, упав на колени перед Сердцеведом, с трепетом поведала перед всеми, что она прикоснулась к Его ризе и получила исцеление. А Христос успокоил её, утешил милостивыми словами: «дерзай, дщи (не «женщина», а «чадо»), вера твоя спасе тя: иди в мире» (Лк. 8, 48).
Упоминание в Евангелии о том, что больная всё имение своё издержала на врачей и пользы никакой от них не получила, наводит некоторых среди нас на мысль — зачем лечиться? И действительно, иные совсем не обращаются к врачам или обращаются уже поздно, когда болезнь до того запущена, что становится неизлечимой, и врачи уже бессильны помочь больному. Это, конечно, напрасно. Надо и лекарствами пользоваться и к врачам прибегать, ибо то и другое от Господа. Иисус Сирах сказал: «Господь созда от земли врачевания…» и потому «Почитай врача противу потреб честию его…»(Сир. 38, 1-4). Господь даёт знания и мудрость врачам, и поэтому уважай их и воздавай им честь за знания их и обращайся к ним.
Но, прежде всего, надобно помнить, что исцеление подаётся Богом и поэтому притекать нужно сперва ко Врачу Небесному, как говорит Иисус Сирах: «…в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцелит» (Сир. 38, 9). Отступи от прегрешения и от всякого греха очисти сердце твое, соверши дела любви и милосердия, принеси дар от трудов твоих на церковь Божию, а затем «…даждь место врачу; Господь бо его созда: и да не удалится от тебе, потребен бо ти есть» (Сир. 38, 12). Прежде молись усердно Богу, покайся в грехах своих, поисповедуйся, причастись, подай бедному, помолись и за врача, чтобы Господь умудрил его, тогда и врач будет полезен тебе.
А у нас, обыкновенно, об этом вспоминают на последнем месте и имеют ложное понятие, что причащать нужно только умирающих. Если заговоришь с больным о священнике, то он обычно отвечает: «Зачем мне причастие? Я умирать не собираюсь», забывая, что св. таинства имеют глубокое, исцеляющее значение, как и пишет об этом в своём послании апостол Иоаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь…» (Иак. 5, 14-15). А то у нас случается, что призовут священника, когда больной уже не может ни исповедаться, ни принять св. причастия.
Поняла кровоточивая женщина, что люди уже не могут ей помочь, с верою притекла ко Христу, коснулась края одежды Его и получила исцеление… А можем ли мы, как она, прикасаться ко Христу? Ведь Христа теперь с нами нет…. Да, можем. Христос сказал: «…Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). А св. апостол Павел пишет: «Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр. 13, 8). Как же прикасаться к Его ризе?
В храме Божием, через крест, святые иконы, таинства, пелены. «Когда приходим в храм Божий, — говорит Иоанн Златоуст, — то мы целуем жертвенник, колонны, стены, принадлежности храма и хотим даже ступеньки целовать». Господь Своею благодатью всё в храме освящает, даже стены и ступеньки. Целуя святыни, мы и получаем по вере утешение и исцеление.
Вот, до сих пор Господь подаёт нам великое утешение через благодатное обновление св. икон, не только на Родине нашей, но и здесь. О чём же это говорит? А вот, Спаситель или угодник, изображённый на иконе, говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Приходите ко мне на гробик (или к св. иконе), скажите мне всё как живому, и услышу я вас», — говорил старец преп. Серафим.
Вот где источник исцеления, вот утешение наше! Некоторые, может быть, думают: «А почему не все получают исцеление?» А Христа ведь многие окружали, однако же не все больные получали исцеление, а только одна женщина. Видно, с особой верой, с особой любовью подошла она ко Господу, и потому Господь не только исцелил её, но и ободрил, утешил перед всеми. А мы часто не имеем такой веры, равнодушно, с холодным сердцем подходим к святыням, как, например, когда подходим ко кресту и, забывая, перед Кем мы находимся, едва успеваем приложиться, заговариваем уже о другом… В храме Божием все мысли и чувства должны быть сосредоточены на тех святынях, перед которыми молимся. Тогда все мы получим утешение и исполнение нашей молитвы, как это случается со многими, посредством нашего обновлённого образа святителя Николая, свидетельства которых я продолжаю получать.
Для того ещё Христос исцелил больную женщину, чтобы укрепить веру в Него Иаира. В это время к последнему прислали сказать, что дочь его умерла… Но Спаситель обратился к нему со словами: «…не бойся, токмо веруй…» (Лк. 8, 50), и вошёл в дом.
Здесь уже собралось, по обычаю того времени, множество свирельщиков и плакальщиц, которые восхваляли добродетели или красоту, или подвиги покойника и своим плачем и шумом старались производить впечатление. Спасителю сказали: «Девица умерла». Но Он ответил: «…не умерла, но спит» (Лк. 8, 52), и, выслав всех вон, взял её за руку и сказал: «отроковице, востани» (Лк. 8, 54). И тут же она открыла глаза и стала ходить по комнате. Христос повелел дать ей пищу. Всех объял страх.
Это чудо было первым воскрешением Христом умершего человека, и, хотя Господь запретил о нём рассказывать, т.к. Он знал, что Его хотят сделать царём, слух о Нём распространился по всей стране.
«…не умерла, но спит» (Лк. 8, 52)…Во время сна сознание нас не оставляет, а продолжает работать, и на другой день мы всё вспоминаем, что накануне делали, в чём согрешили. Сон даётся нам для отдыха от дневных трудов, он не есть полная потеря сознания. Точно также и смерть есть только сон, от которого мы восстанем, а смерти — уничтожения — Бог не сотворил: «Бог же несть мертвых, но живых: вси бо Тому живи суть» (Лк. 20, 38). И, как говорит апостол:«…сеется в тление, востает в нетлении: сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе…» (1 Кор. 15, 42-44).
Придёт время, когда проснёмся от этого сна смерти и так же, как, вставая со сна, всё помним, так и после смерти, вспомним всё, что здесь делали на земле. Мы знаем из многих примеров, что, когда человек находится при смерти, его сознание до того утончается, что он вспоминает всю свою жизнь, даже то, о чём забыл; не только дела, но и помыслы и все свои немощи, и грехи, которые причиняют ему великие угрызения совести: всё, что совершил он тайно, делается явным перед всеми, и совесть его смущается. Такое состояние есть уже начало мучения.
Если бы мы помнили о сем, то больше удерживались бы от греха. Но то тяжело, что мы, когда каемся, обещаем не грешить, исправиться, а потом снова огорчаем Бога, обманываем Его: мир манит нас, и мы всё забываем. А надобно бы всегда держать в мыслях неизбежные последствия грехов и помнить, что всё будет известно, как на ладони, пред всеми явны будут все наши дела тёмные и все мысли скверные, греховные. Какой будет тогда страх и стыд перед всеми!
«…не умерла, но спит» (Лк. 8, 52), — сказал Христос, желая укрепить веру нашу в будущее воскресение, а затем возгласил:«отроковице, востани» (лк. 8, 54), показывая сим, что Он не только Сын Человеческий, но и Сын Божий, и Владыка жизни и смерти…
Вот некоторые мысли, которые являются при внимательном чтении св. Евангелия, но на которые мы, в трудах сущий, не всегда имеем время останавливаться.
Христос Сам ведь, проводя всю ночь в молитве, весь день пребывал в трудах и никому не отказывал в Своей помощи, являя пример любви и милосердия. Надобно нам помнить, что Богу ценнее всего незлобие, милосердие и смирение.
1936

Слово протоиерея Николая Голубцова (+1963г.) в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Об исцелении кровоточивой жены и о воскрешении дочери Иаира
Ев. Лк., зач. 39 (VIII, 41-56)

Двенадцать лет страдала кровотечением женщина. Услышав, что Иисус вблизи и исцеляет всех, она захотела освободиться от своего недуга. Не считая себя чистой, она не дерзнула подойти к Нему близко, а решила только коснуться края ризы Его. Коснулась и… исцелилась! Иисус сразу заметил, что из Него изошла какая-то сила, и спросил: Кто ко Мне прикоснулся? Что это за сила, которая из Него изошла? Это благодать, которая способна на все. Далее в Евангелии рассказывается о воскрешении дочери Иаира. Значит, сила благодати способна не только исцелять, но и воскрешать мертвых.
Эта сила действует и сейчас и будет изливаться на просящих ее до скончания века. Благодать дается верующим (как в нынешнем Евангелии). Просите у Господа неотступно благодатную Его помощь. Господь — помощник во всем. Не просите помощи и совета у людей. А помолитесь Богу, и Он покажет, как сделать, и Сам же пошлет людей для помощи. Молитва и любовь не знают расстояний.
Благодатная сила поддерживает в сильно болящих благодушие и терпение. Болезнь посылается Промыслом Божиим или для смирения самого болящего, или для смягчения жестокосердия окружающих. Поэтому болезнь не всегда есть результат грехов. При исцелении слепорожденного Господь сказал, что ни он, ни его родители не согрешили, но да явится сила Божия на нем. И она явилась на нем.
Старайтесь быть всегда с Богом, не прерывайте с Ним связи. Молитесь утром и вечером, перед каждым делом и после него. Храните целомудрие не только телесное, но и духовное, боритесь с малодушием, отчаянием. Целомудрие — безраздельное и полное соединение с Богом, непрерывное общение с Ним. Господи, помоги!
7/20 ноября 1960 г.

Комментирование запрещено