Неделя 3-я по Пасхе

Слово протоиерея Павла Попова в неделю Жен Мироносиц

Благочестивыя жены: Мария Магдалина, Мария Иаковля и Соломия, в субботу, на рассвете, пришли ко гробу Господню, что-бы отдать последний долг Христу, возлить на пречистое тело Его, благовонныя мази. Но тела Христова оне не нашли во гробе.
Светоносный ангел, сидевший на отваленном камне, сказал им: «вы ищете Иисуса назарянина распятого, Его нет: Он восста… идите и возвестите учеником Его» (Мк. 16, 6-7).
В большой радости, но и в большом испуге оне ушли от гроба!
Вот о чем повествует нынешнее евангелие.
И не знаменательно-ли для нас то, что женщины в лице жен мироносиц, удостоились первыми узнать о воскресении Христовом и им же первым явился воскресший Христос!
Христос, — обетованное семя жены, — нисходит в ад, сокрушает главу змия, искусившего первую женщину и одновременным своим явлением женам-мироносицам, — знаменует исполнение обетования «семя жены сотрет главу змия» и снятие с жены последствий первородного греха, а вместе с тем предуказывает и мировую роль женщины в судьбах всего человечества и христианства — в частности.
И если вы верите в то, что на крови мучеников создалась церковь Христова, то несомненно и то, что в сонме христианских мучеников особым ореолом небесной славы благоухает ряд христианских мучениц!
Что может быть трогательнее любви ко Христу св. муч. Софии, воспитавшей детей своих: Веру, Надежду, Любовь в готовности принять мученический венец, но не изменить Христу!
А Варвара великомученица, за веру Христову безбоязненно отдавшая жизнь свою, усеченная мечем рукой жестокого отца своего Диоскора!
А Анастасия — узорешительница, запечатлевшая мученичеством свое самоотверженное служение заключенным в узы!
И как много, много мученичества за веру явили женщина в первые века христианства!
Женщины-христианки, с смертельной опасностью для жизни, проникали в дворцы государей, самых жестоких гонителей на христианство, языком кротости укрощали звериную ярость этих палачей и даже в самих семьях царских насаждали «семена христианства»!
Но вот церковь Христова, повидимому окрепла.
Константином Великим она признана не только свободной в своем культе, но и господствующей в государстве!…
И новыя потрясения возникли в ней… появились внутри ея брожения, появился ряд ересей, угрожавших ей распадом!…
И на защиту ея встает целый ряд величайших столпов веры!
А кому мы обязаны появлением в этот смутный период церкви таких гениальных богословских мыслителей, как Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Григорий Нисский, блаженный Августин и другие?
Имена благочестивых матерей: Нонны, Моники, Анфусы и др., воспитавших великих столпов церкви, останутся незабвенными на вечныя времена и эти имена будут вечно говорить человечеству о том, что может дать миру женщина — мать — христианка, в чем ея истинное призвание!
Такова была женщина — христианка первых веков!
Ну. А современная женщина?
Правда, — на заре христианства — на такую высоту подымали женщину необычайныя мировыя события, при коих зарождалось и крепло христианство.
То был великий подъем человеческого духа пробужденного силой света Христова к новой, светлой жизни!
Человечество в учении Христа обрело ту истину, ту правду жизни, какую затерял в своем богоотступничестве богоизбранный народ и какую безплодно искали и как бы в тумане прозревали такие величайшие умы языческого мира, как Сократ, Платон и Аристотель.
Таких сильных побуждений к подъему человеческого духа в современной жизни нет!
Но, к глубокому сожалению, человечество, вместо мирного развития церковной жизни, по мере удаления от золотого века христианской эры, начало постепенно охлаждаться в проведении правды Божией на земле, постепенно начал затмеваться самый смысл и цель человеческой жезни, нередко гранича с языческим миросозерцанием!
В общем уклоне от христианских идеалов не устояла и современная женщина.
И прежде всего — современная женщина — христианка отошла в сторону от своего призвания, предуказанного ей и Творцом и самой физической природой, — от высокого, святого призвания, — быть матерью — воспитателницей детей, как будущих граждан.
И в этом отношении как глубоко прав был Лев Толстой, когда он, не боясь потерять обаяние во мнений многочисленных своих почитателей вопрошавших его, как нового учителя жизни, — о призвании в жизни женщины, определил ея назначение словами: назначение женщины — в семье и только — в семье.
Но известно, что современная женщина в своем большинстве отвергает эту, по ея мнению, слишком скромную и узкую роль и стремится завоевать себе положение, равное мужчине.
Вопрос об эмансипации женщины был большим вопросом в нашей стране в последние полвека.
Но домогаясь путем узаконенного равноправия принять участие в государственном строительстве, она, очевидно, забывает, что для того, чтобы хорошо управлять государством, необходимо, чтобы такое государство состояло из граждан доброго воспитания, а дать такое воспитание может лищь добрая, сердечно любящая своих детей — мать!
Не дожно закрывать глаза на то, что болшинство русских детей остается вне материнского воспитания.
Дети народа, по темноте матери, в том неповинной, воспитываются улицей и природой; дети среднего сословия отдаются на воспитание в школу, которая, как известно, если и дает клочки знания, то совершенно не воспитывает, а вот великосветская мать, можно сказать, совсем отрекается от своих материнских обязанностей, отдавая детей на воспитание боннам и гувернанткам, а ея воспитание и материнския обязанности ограничиваются нередко лишь тем, что возвращаясь под утро с званного вечера, она мимоходом заглянет в детскую комнату осенит крестным знамением спящего ребенка.
Никто не сомневается в естественной любви матери к детям, чувство материнства ведь так сильно и в мире животном, но не странной-ли покажется та любовь, которая проявляется у одних лишь в заботах о питании, а у других — в заботах о костюмах, по моде сшитых, и уменьи держать себя «в гостинных».
И это оттого и потому, что мы так часто забываем ту простую, но великую истину, что мать, одна только мать может дать хороших граждан своим непосредственным любовным воспитанием и тем обусловить благоденствие страны, забываем, что государство — это мы с вами и если порочны мы, то порочно и то, что называется государством.
Отсюда вывод тот, что нет и не может быть выше и святее обязанности и долга воспитания детей, что дети для родителей, — как часть их физического и духовного бытия, — опора их старости и надежда для отечества, — дожны быть святыней и воспитание их должно совершаться и жертвенно и благоговейно.
А потому и менять матери ея святую обязанность, — развивать в ребенке образ и подобие Божие — на честолюбивое желание играть какую то неподходящую и непосильную ей роль в государственном деле, было-бы преступлением!
Мы уже говорили, что великие люди своим гением обязаны воспитанию матери.
Оне матери, — творят гениев страны!
И напротив — оскудение этими гениями говорит об оскудении и упадке воспитания!
Вот и доказательство тому.
Существует убеждение, что война родит героев, что вообще сильныя потрясения в мире или в той или иной стране, вызывают большой расцвет творческих сил человека.
Мы пережили великую мировую войну и непосредственно кровавую революцию — междоусобие!
Казалось — какое богатство впечатлений и материала для человеческого творчества!
Но что же мы видим? Кругом — безмолвная пустыня!
Война не родила нам ни одного выдающегося полководца — чуда — богатыря: нет славных имен Суворова, Кутузова, Скобелева!
Мы не слышим огненных пророчественных призывов церковного витии!
Мы не слышим чарующих звуков вдохновенного поэта!
А литература, искусство… в каком невыразимом упадке!
Как будто с физическим самоистреблением русского народа сметено и все то духовное, что когда то так любовно передавалось матерью — детям: ея творческия силы!
Как будто иссяк и самый источник, родник этих творческих сил у самой матери!
Как будто русския дети лишились кровной матери, как и все мы лишились родины — матери!
Да… лишились! Уже в первые дни революции родители и дети перестали монимать друг друга!
Достолюбезныя сестры о Христе! Евангельское повествование о женах мироносицах ежегодно призывает женщину христианку на служение великим христианским идеалам и главным образом завет оно вас к осуществлению главнейшего христианского долга вашего — воспитания детей.
В этом ваше призвание, в этом ваш подвиг, в этом и путь ваш во спасение!
Варна, Болгария, 1923 г.

Слово протоиерея Феодора Титова (+1935г.) в день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны и в Неделю св. жен мироносиц

О призвании и общественном служении женщины-христианки

И жены некия, яже бяху исцелены от духов злых и недуг… служаху Ему от имений своих (Лк. 8, 2-3).
И изшедше скоро от гроба со страхом и радостию велиею, текосте возвестити учеником Его (Мф. 28, 8).

Знаменательно для нас, православных русских людей, совпадение в нынешний день двух празднеств: церковного и гражданского. Как чада Церкви православной, мы ныне чтим память святых жен мироносиц; как члены великого государства русского, мы торжественно и радостно празднуем ныне день тезоименитства Благочестивейшей Государыни нашей Императрицы Александры Феодоровны.
В лице жен мироносиц мы почитаем память первых святых жен христианских, свято исполнивших и осуществивших в своей жизни и деятельности высокое и чистое христианское учение о призвании и обшественном служении жеищины; в лице Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны мы чтим живой образ истинно христианской женщины, первой Жены и Матери нашего отечества, — образ, которому должны подражать и, действительно, подражают наши лучшия русския христианския женщины.
По свидетельству евангельскому, святыя жены мироносицы были те еврейския женщины, которыя, будучи облагодетельствованы нашим Спасителем, исцелившим их от различных недугов, уверовали в Него и, уверовав, предались Ему с искреннею и горячею любовию, постоянно ходили вслед Него и от имений своих служаху Ему и всему обществу первых христиан (Лк. 8, 2-3). Женам мироносицам первым явился Спаситель, по воскресении Своем, и оне первыя с радостию велиею возвестили об этом Апостолам (Мф. 28, 8). По вознесении Господнем на небо, оне постоянно пребывали с Апостолами и другими христианами в молитве и молении (Дн. 1, 14) и помогали им в проповеди Евангелия. По церковному преданию, святая мироносица Мария Магдалина с проповедию евангельскою доходила даже до Рима и здесь, дерзновенно явившись римскому императору и подавая ему красное яйцо, как символ Воскресения Христова и возрождения всего мира человеческого посредством учения Христова, приветствовала его пасхальным ангельским приветствием: Христос воскресе!
Таким образом, благотворение и просвещение в широком смысле сих слов составили подвиг и служение, которым посвятили всю свою жизнь и деятельность первыя святыя христианския жены мироносицы. Благотворение и просветительная деятельность и навсегда должны служить теми поприщами, на которых могут прилагать свои силы и способности, дарованныя от Бога, все христианския женщины, или самым своим положением в обществе призываемыя, или же добровольно желающия и стремящияся внести долю своего труда в жизнь общественную.
По учению апостольскому, женам, посвящающим себя благочестию, прилично украшать себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами (1 Тим. 2, 10). Сострадание несчастным, помощь слабым и бедным, участие и уход за страждущими суть такия добрыя дела, которыя наиболее соответствуют и самой природе женской.
Высокие примеры истинно христианской благотворительности и служения обществу посредством сей благотворительности мы видим в лице Августейших женских Особ нашего Царского дома. История наша знает уже несколько русских Государынь Императриц и других Августейших Особ, которыя с безпримерным самоотвержением предавали себя святому делу помощи и благотворения всем страждущим, бедным и слабым. Нам, киевлянам, подобная самоотверженная, смиренная, плодотворная, истинно христианская деятельность Августейших Благотворительниц особенно близко известна и дорога.
В лице Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны мы видим самый чистый и светлый образ истинно христианского служения всем нуждающимся и слабым посредством широкой, щедрой и разумной благотворительности. Можно сказать, с первых же дней Своего пребывания среди народа русского Благочестивейшей Государыни нашей Императрицы, Она самоотверженно предалась делу благотворения и помощи бедным и слабым. В течение пяти лет Ея благословенной Богом жизни среди нас русский народ уже неоднократно, особенно в годины общественных бедствий, испытал на себе Ея благодеющую, щедро благотворящую, заботливую, истинно материнскую руку помощи и сострадания. В сравнительно короткий промежуток времени заботами нашей Царицы-Благотворительницы создан у нас уже целый ряд благотворительных обществ и учреждений, имеющих своею целию придти на помощь всем нуждающимся, больным и слабым. Какой высокий, чистый, живой и поучительный пример для всех русских христианских женщин, или самым своим общественным положением призываемых, или же добровольно желающих и стремящихся принять деятельное участие в жизни общества!
Просветительная деятельность составляет второе высокое и ответственное поприще общественного служения женщины-христианки, освященное примером первых святых христианских жен. Как важно воспитать и с детских лет подготовить истинного христианина и доброго гражданина! И это невозможно без участия женщины-матери. Нежность, терпение, внимательная заботливость, без которых немыслимо доброе воспитание дитяти, присущи самой природе женской. Потому лучшия воспитательницы детей суть женщины-матери христианския.
Кто, например, обратил в христианство блаж. Августина? Мать. Кто воспитал св. Иоанна Златоуста? Мать. Кто спас св. Василия Великого? Тоже мать. Мать есть лучшая воспитательница своего дитяти в детских летах его, верный страж чистоты и невинности его в юношеском возрасте его и надежнейший друг и советник его в зрелых летах его жизни.
Высокие образы общественного служения женщины-христианки на поприще воспитания и просвещения мы видим в лице первых жен нашего отечества — Государынь Императриц и других Августейших Женских Особ нашего Царского дома, заботами которых у нас создан многочисленный ряд просветительных и воспитательных учреждений, в которых дети русского народа получают правильное воспитание и образование. Выразительный пример подобного же общественного служения женшины-христианки посредством воспитательно-просветительной деятельности являет нам и Благочестивейшая Государыня Императрица Александра Феодоровна. Заботами Ея созданы многие приюты и учреждения, в которых дети подготовляются к честной трудовой жизни и деятельности. Под Ея милостивым покровительством состоят многочисленныя русския просветительныя заведения. В самую благотворительную деятельность Ея, по Ея же указаниям, вводится идея просветительно-образовательная.
Но особенно поучительный для всех образ женщины-христианки, первой и лучшей воспитательницы своих детей, являет нам Благочестивейшая Государыня Императрица Александра Феодоровна на примере воспитания Своих Августейших Детей в тесном единении с православною Церковью и в близком общении с народом русским. Еще так недавно весь русский народ с благоговейным умилением следил за тем, как его Царь и его Царица с Детьми Своими спешили «провести дни страстной недели, удостоиться приобщения Святых Таин и встретить праздников праздник в Москве, среди величайших народных святынь, под сенью многовекового Кремля» и — что самое важное — «в молитвенном общении с народом Своим». Вот истинно великий образ жены христианской, помощницы своему мужу! Вот образ истинно христианской матери, воспитательницы своих детей!
В чувствах благоговейной радости, любви и преданности своему Царю и своей Царице, день тезоименитства Которой мы ныне празднуем, вознесем усердныя наши молитвы к Престолу Всевышнего; да услышит Он прошение всего народа русского, молящегося ныне за свою Царицу Благотворительницу! Да благословит Он добрым успехом все благия намерения, начинания и действия нашей Царицы на пользу страждущих, бедных, слабых и всех непросвещенных! Да пробавит Он, Милосердный, Свою неизреченную благость над Тою, Которая явила столько милости к народу русскому! Да услышит Он, Царь Небесный, молитву нашего Царя земного, еще так недавно молившегося всенародно Господу, «да подкрепит Он верующих, удержит колеблющихся, да воссоединит отторгнувшихся и да благословит Российскую державу, прочно покоющуюся на незыблемой истине православия, свято хранящего вселенскую правду любви и мира. Аминь.
23 апреля 1900 года

Проповедь епископа Силуана (Вьюрова), Колпаковского и Стрежевского, в Неделю Жен-мироносиц

«Кто больше любит, тот в большей славе будет у Бога»

Сегодня Святая Церковь предлагает нам вспомнить тех, кто с одной стороны всегда находился как бы в тени ближайших учеников Спасителя; а с другой стороны, своей верностью, своей любовью превзошел меру святых апостолов. Мы называем их женами-мироносицами. И удивительно то, что этими людьми, чьи сердца были исполнены наиболее горячей любовью к своему Божественному Учителю, были женщины, которых апостол Павел исполненными Духа Святого устами, называет «немощнейшим сосудом».
И эти, казалось бы, наиболее немощные существа, боязливые, слабые — оказались первыми у Гроба Спасителя, хотя там была стража, хотя вся ненависть иудеев и римлян была направлена против Господа, а значит, и против Его учеников. Ни о чем не думали святые жены, когда, движимые своей безграничной любовью к Господу, устремились, как только появилась первая возможность, ко гробу Того, Кто был им дорог более всего на свете.
Любовь святой апостол Павел именует совокупностью совершенств. И поразительно, парадоксально, что в немощнейших сосудах является духовное совершенство. Но такова наша вера, такова наша жизнь в Боге — она вся парадоксальна. В ней совершаются непостижимые и неожиданные таинства. И таким таинством является таинство любви, которое исполняет духовной силой даже самых немощных, самых слабых. «Сила Моя, — говорит Господь, — в немощи совершается«.
Но не всякая немощь становится вместилищем силы Божией. Бывает такая немощь, которая совершенно противоположна любви. Это немощь страстей греховных, немощь привязанности к земному паче меры, немощь подверженности влиянию духов злобы, немощь неверия, немощь гордыни, немощь самолюбия, немощь самомнения и высокоумия. Все это в глазах мира сего кажется великим, но перед Богом это — немощь и ничтожество человека.
А бывает и другая немощь, та, которая именуется словом Божиим «нищетой духовной» и которую Господь называет блаженной. Те, кто имеет такую нищету, призваны к Царству Небесному. Поэтому, когда человек, — а мы все без исключения с вами немощны, ограничены, слабы, — сознает свою немощь и повергает ее пред Богом с твердым упованием, что Господь может исполнить духовной силой его расслабленное сердце, тогда по вере такого человека и бывает ему. Когда человек, хотя и чувствует свое несовершенство, но это не становится для него поводом к самооправданию, к нерадению, к лености, а, напротив, становится причиной, углубляющей его покаяние, удесятеряющей силу его молитвы, разжигающей его духовную жажду Бога, тогда в такой немощи и совершается сила Божия.
Такой была жена-блудница, которая не видела, чем может оправдаться перед Богом. Но будучи убеждена в том, что достойна всякого осуждения, она тем не менее берет сосуд с миром, идет в тот дом, в котором возлежит со Своими учениками Господь, и в молчании уст возливает на Его главу и тело драгоценное миро, отирает своими власами, растворяет благоуханный состав своими слезами и, ничего не говоря, являет тем способом, которым может, свое покаяние, свою веру и свою любовь. Точно так же и все мы, хотя бы и видели свое несовершенство, хотя бы и сознавали множество своих грехов, хотя бы и не видели особого духовного преуспеяния, не должны давать в своем сердце место греховной немощи лености, нерадения, малодушия и неверия. А, напротив, из глубины своей нищеты, от всего сердца взывать к Господу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». И чем глубже будет наша молитва, чем более она будет исполнена духовной жажды и тоски по Богу, тем будет она плодоносней, тем большие чудеса будет она совершать в нашей душе; подобно тому, как совершила эта духовная жажда великое преображение немощнейших сосудов — жен мироносиц, ставших, по мысли Святой Церкви, апостолами для самих апостолов.
Господь почитает великой славой не тех, кто больше молится или больше трудится, а тех, кто больше Его любит. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, в Царствии Божием каждый будет прославлен в меру своей любви. И кто больше любит, тот в большей славе будет у Бога. Пусть же и наша молитва, и наши посты, и наши добрые дела будут исполнены духа любви, и во имя любви к Богу будут они совершаемы, потому что, если не будет любви к Богу, если мы не будем на этом сосредотачивать все свои силы, то все остальное тщетно: и знание, и вера, и нестяжание и даже мученический подвиг, по слову апостола Павла. Аминь.
Томский Богородице-Алексиевский монастырь, 2015г.

Поучение епископа Виссариона (Нечаева), Костромского (+1905), в Неделю 3-ю по Пасхе

Храм гроба Господня в Иерусалиме

И будет покой Его честь (Ис. 11, 10).

Сии слова входят в состав одной из пророческих речей Исаии, относящихся к Мессии. В сей речи говорится о Мессии, что Он произойдет из племени Иессея, иначе из царственнаго рода Давида, в то время, когда этот род утратит свою славу и возвратится в то уничиженное состояние, в каком находился отец Давида Иессей, то-есть сравняется с незнатными родами. На сем потомке Иессея почиет Дух Божий всею полнотою даров Своих. Он водворит на земле истинное богопочтение, правду и мир. Под Его владычеством наступит золотой век, когда волк будет жить вместе с ягненком, барс будет лежать вместе с козленком, когда теленок и молодой лев и вол будут вместе, и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Этими образными чертами пророк изображает имеющее наступить в царстве Мессии такое блаженное время, когда между людьми повсюду водворятся мирныя отношения, когда в христианском обществе уже не будут попадаться люди с зверскими свойствами, когда все сделаются кроткими доброжелательными друг к другу, когда сильные не будут обижать слабых. Далее о Мессии говорится у Пророка, что к Нему обратятся язычники, Его духовное царство, то есть Церковь распространится по всей вселенной. Не только имя Его будет повсюду славно, как имя Царя и Бога, искупившаго нас своею крестною смертью, но и самый покой Его будет честь, то-есть самое место погребения Его будет предметом чествования. Христос умер на кресте, потерпел казнь, к которой были приговариваемы величайшие злодеи. Смерть Его была позорна, была предметом поруганий и глумлений, зато погребение Его было честно. В погребении Его принимали участие два иудейских сановника, Иосиф и Никодим, бывшие тайными учениками Его во время земной Его жизни. Тогда как трупы распятых на кресте преступников оставляемы были на растерзание зверям и хищным птицам, для пречистого тела Христова уступлена была Иосифом особая усыпальница, недавно выдолбленная в скал Иосифом для погребения его самого, в которой еще никто не был положен. Погребатели покрыли тело Христово драгоценными благовонными веществами и чистым полотном. К пещер гроба Господня привален был камень для сохранения тела Христова от вторжения людей и животных. Недолго почивал в ней Христос, на третий день Он воскрес, пещера опустела, но несмотря на сие она сделалась предметом всемирного чествования. В первые три века христианства христиане до разрушения Иерусалима не могли безопасно посещать ее страха ради иудейска. Когда же разрушен был Иерусалим римлянами, тогда подверглись поруганию все памятники страдания, смерти и воскресения Христова. Пещера гроба Господня засыпана была мусором. Поверх ея, как и на Голгофе, поставлены были языческие идолы. Христиане после этого даже не могли указать точно место погребения Христова. Но с четвертого века обстоятельства переменялись. Христианская вера при равноапостольном царе Константине сделалась господствующею во всех римских владениях. Заботами матери его царицы Елены открыто места погребения Христова. С тех пор ни одна святыня в мире не чествуется с таким усердием, как гроб Господень в Иерусалиме. Для чествования гроба Христова стекаются в Иерусалим христиане со всего света, так что в зтом отношении буквально исполняются слова церковной песни, взятыя из пророчеств Исаии (60, 4; 49, 12): Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки. И как спасительно это путешествие к святому месту гроба Господня! Сколько слез радости и покаяния пролито на этом живоносном гробе! Сколько грехов омыто этими слезами! Сколько совестей умиротворено! Сколько благочестивых обетов дано перед сим гробом! В высшей степени знаменательно, что гроб Господен является местом единения православных христиан, рассеянных по всему миру. Люди, принадлежащее к разным народностям, к разным государствам, говорящее на разных языках, у гроба Господня забывают эти разности, единым сердцем и едиными устами славословят распятого, погребеннаго и воскресшаго Христа. Только здесь, у этого гроба наглядным образом выражается истина апостольских слов: во Христе Иисусе нет различия между иудеем и эллином, варваром и скифом (Рим. 10, 12; Кол. 3, 4), все православные суть едино о Христе Иисусе; их объединяет общая вера в Него, принадлежность к единой Церкви Его, которая есть тело Его. Нигде с такою живостью не проявляется сознание, что Церковь Христова есть вселенская. Вот причина, почему оказывается полезным и желательным для многих путешествие в Иерусалим для поклонения.
Немногим впрочем выпадает на долю это счастие, хотя в последнее время, благодаря удобствам путей сообщения и особенно заботам Палестинского общества, путешествие в Иерусалим значительно облегчена. Справедливо ли во всяком случае считать великим лишением совсем не бывать в Иерусалим и завидовать тому, кому удается быть там и прикасаться к величайшей святыне гроба Господня? Нет, путешествие вообще к святым местам отнюдь ни для кого необязательно. Господь Иисус Христос, основатель Церкви, не указал никакого средоточия, куда бы должны были стекаться все члены ея. Такое стечение было бы даже физически невозможно, потому что члены Церкви Христовой разсеяны по всему свету. Если для одних удобна собираться в одно известное место по близости к нему, то это неудобно для других, живущих за десятки тысяч верст от него. Во времена ветхозаветныя был только один храм истинному Богу во всем мире, и только в нем одном позволено было собираться в праздники для принесения жертв, для общественного богослужения. Но эти собрания не могли быть обременительны, потому что принадлежащее к ветхозаветной Церкви занимали небольшое пространство на земном шаре и жили недалеко от своего единственнаго храма. Что касается до новозаветных верующих, разсеянных по всему лицу земли, им дана полная свобода совершать общественное богослужение на всяком месте. Вместо одного храма существуют безчисленные храмы, куда собираются христиане для общественного богослужения, ибо каждый храм есть такое же священное место для христиан, каким был единственный храм для избранного народа. Еслибы для единения верующих со Христом и между собою понадобилось одно какое-либо центральное место, куда бы они должны были собираться, то такое единение не могло быть прочным в случае, еслибы это место было опустошено и отнята у христиан врагами Церкви. Почему у евреев нет общественного богослужения, подобного тому, какое было при существовании у них храма? Потому что этот храм разрушен римлянами, а в другом месте собираться для общественнаго богослужения, состоявшаго преимущественно в жертвоприношениях, не было позволена законом. Религиозного средоточия у них не стало. Подобная опасность грозила бы и христианам, еслибы необходимым условием для их единения служило одно какое-либо средоточное место для их собрания. Посему когда в беседе Господа Иисуса с самарянкою зашла речь а том, где лучше поклоняться Богу, в Иерусалиме, или на горе Самарийской, Иисус сказал: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу». Почему же? Потому что «Бог есть дух и поклоняющееся Ему должны поклоняться в духе и истине». А таковое поклонение, духовное и согласное с истинною верою, возможно на всяком месте. Поэтому на всяком месте можно устроять храм и в каком бы храме ни совершалось богослужение, оно имеет одинаковую силу, как и то, которое совершается на самом гробе Господнем. В ряду священнодействий самое важное и спасительное есть священнодействие таинства тела и крови Христовой. Но благодать, присущая этому таинству, одинаково спасительна, где бы оно ни совершалась, в какой-нибудь бедной приходской церкви русского царства, или в Иерусалимском храме гроба Господня. Самая трапеза алтаря, на которой священнодействуется святейшее таинство, так же священна, как и гроб Господень: она имеет значение Гроба Господня, как это открывается из того, что при каждении ея пред началом литургии читается стих, прославляющий гроб Христов: «во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог». Тот же стих произносится священнодействующим после великого входа при поставлении святых даров на святую трапезу. В силу тогоже значения этой трапезы, на самом антиминсе, покрывающем ее, изображено положение Господа во гроб. Если же так, то и самый алтарь, вмещающий в себе священную трапезу, имеет значение пещеры гроба Господня. Правда, впечатления, производимыя на душу верующего присутствием на самом месте гроба Господня, живее впечатлений, производимых воспоминанием о нем вдали от него. Но дело не во внешних впечатлениях, а в прилеплении ко Христу верою и любовию, независимо от внешних впечатлений. Кто прилепляется ко Христу верою и любовию, присутствуя при совершении безкровной жертвы и приступая к принятию святых таин, к тому близок Христос во всяком храме. Но можно быть и вдали от Христа, присутствуя на самом месте погребения Его, ибо дело не в месте, а в духовном общении со Христом, которое доступно верующим и любящим Его везде, где бы он ни поклонялся Ему, в Иерусалиме ли при гробе Его, или вдали от сего гроба за несколько тысяч верст от него. Христос не привязал своего присутствия к одному какому-либо месту на земле именно для того, чтобы нам дать свободу общения с Ним повсюду. Дорожа сим общением, мы не должны смущаться тем, что места, освященныя страданием, смертью и воскресением Его, до сих пор находятся во власти неверных, и самые ключи от храма гроба Господня хранятся в их руках. Мы должны утешать себя тем, что живем в православном государстве под сенью православных царей, первых сынов и покровителей Церкви, и что в наших святых храмах не видим тех возмутительных безобразий, зрелищем которых в храме гроба Господня оскорбляется благоговение к святыне этого храма благочестивых поклонников. Волей-неволей им приходится быть свидетелями не только присутствия в сем храме и кощунственного поведения в нем врагов христианства, чтителей лжепророка, но и вражды, доходящей иногда до кровопролития в самом храме гроба Господня, господствующей между представителями разных христианских вероисповеданий. Будем благодарить Бога, что живем вдали от подобных зрелищ и можем спокойно удовлетворять свои религиозныя потребности в наших русских храмах, не встречая тех соблазнов, подобные которым встречаются в храме гроба Господня. Благо тем, которые несмотря на эти соблазны, сподобляются посетить святыя места и насладиться прикосновением к святыне гроба Господня; но нет причины скорбеть и тем, которые не сподобились сего, ибо, не уходя за пределы отечества, все мы имеем возможность вкушать радость общения со Христом во всяком храме, как место присутствия в нем Христа.

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 3-ю по Пасхе

Об Иосифе Аримафейском и Никодиме

Христос воскресе!
Второе воскресенье после Светлой Седмицы — память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, которые более всех прикоснулись к тайне смерти Христовой, сохранив верность Господу до конца.
Вчера на всенощной снова звучало ликование пасхальное. Мы видим победу жизни над смертью. Жизнь присутствует среди смерти победоносно. И среди жизни победоносной мы видим смерть. Память о смерти, которая всегда хранится Господом для нас, чтобы мы, как и в прошлое воскресенье, когда Господь через апостола Фому являл нам знаки Своей победы, раны на руках и ногах, прободенное ребро, видели всегда среди радости и ликования пасхального присутствие смерти Христовой и нашей, и знали, что совершается с нами, какой путь мы проходим.
Церковь прославляет святых праведных Иосифа и Никодима. Мы знаем, что это были тайные ученики Христовы. Никодим ночью тайно приходит ко Христу под покровом темноты и говорит с Ним о Царстве Божием, о том, как может человек родиться для истинной жизни (Ин. 3, 2—21). И когда иудеи в злобе искали обвинения на Христа, чтобы предать Его смерти, Никодим сказал им прямо в лицо: «Разве закон наш судит человека прежде, чем выслушает его?» (Ин. 7, 51).
А что мы знаем об Иосифе Аримафейском? Самое главное то, что он дал Господу свою гробницу, тот каменный гроб, высеченный в скале, который он приготовил для себя (Мф. 27, 60). Эта гробница, в которой было положено Тело Спасителя, принадлежала Иосифу. И нам есть и здесь о чем задуматься. Авраам, когда он был в земле Ханаанской, ничего не имел, но у него было место погребения. А у Спасителя нашего не было и того.
А с другой стороны, мы видим, что Иосиф отдает свою гробницу — то есть, место, которое он приготовил для своей собственной смерти. Перед нами человек, который всегда имеет память о смерти. Это только редкие святые, подвижники, пустынники имели гроб постоянно в сенях своей келлии, чтобы видеть ясней, чем кончается жизнь человеческая и чем все определяется в жизни. Святой праведный Иосиф имел эту память постоянно, у него был гроб, приготовленный для себя. И оттого что он отдал свой гроб Христу Богу, его смерть уже заранее соединилась со смертью Христа Бога. Она заранее освящена новою жизнью, которую Христос принес всем людям.
Об этой гробнице сказано, что она была новой, что никто никогда не был положен в нее, как это обычно бывало у иудеев (Лк. 23, 53). И мы говорили в Великую Субботу, что в этом был тоже великий смысл, потому что Господь, умирающий как всякий человек, в то же время проходит совершенно новый путь смерти, открывая новый путь смерти для каждого человека. И все должно быть новым.
И в том, что эта гробница была высечена в скале, Святая Церковь видит тоже великую тайну. Христос умер, чтобы гроб каждого человека стал убежищем, надежною защитою для всех, кто верен своему Господу, для всех Его святых. Смерть самое драгоценное приобретение, как говорит апостол Павел (Флп. 1, 21), потому что через нее открывается та истинная жизнь, для которой человек приходит в мир.
Что еще мы знаем о святом Иосифе Аримафейском? В Евангелии сегодня сказано, что это был знаменитый член совета, который ожидал Царствия Божия. То есть, он был видной личностью благодаря своим выдающимся качествам. И он был членом великого синедриона, который выносил смертельный приговор нашему Господу. Может быть, от него Церковь имеет все сведения об этом суде над судом, как говорят святые отцы, который совершался тогда, потому что никто из учеников, естественно, не мог присутствовать на нем.
Но об Иосифе сказано в Евангелии нечто несравненно более драгоценное: он ожидал Царствия Божия. Те, кто ждут Царствия Божия и хотят быть его причастниками, должны засвидетельствовать готовность стоять за дело Христово. И этого человека Бог воздвиг для особого служения, которое никто из Его учеников не мог и не осмелился исполнить: он дерзнул войти к Пилату и просить Тела Иисусова. Хотя он знал, что это вызовет ярость первосвященников, он смело вошел к Пилату. Когда он видел живого Христа, который проповедовал о приближении Царствия Божия, его сердце влеклось ко Господу, но он не решался идти дальше, он был тайным учеником Христовым. Но когда он увидел распятие Христа — может быть, он тоже был среди тех, кто стояли около этого Креста Господня — его сердце было сокрушено любовью Господней. Мы видим, что с самого начала сотник, потом Иосиф с Никодимом и другие люди являются свидетелями исполнения слова Христова: когда Он будет вознесен от земли, Он всех привлечет к Себе.
Некоторые говорят, что Иосиф Аримафейский дал Христу гробницу после того, как Христос умер, но он не сделал ничего, чтобы заступиться за Него при жизни. И в этом есть, может быть, некая правда — та, которую мы должны увидеть, каждый из нас, по отношению, прежде всего, к самим себе. Так бывает и так должны мы увидеть свою собственную жизнь, что мы не сотворили ничего достойного для Господа нашего, но только смерть Христова открыла нам глаза на все, что происходит в нашей жизни. И только смерть Христова способна нас изменить по-настоящему.
И сейчас, когда в мире идет неслыханное поругание Церкви Христовой, которая уже все более возводится на крест, когда все большему осмеянию подвергается истина Божия, мы должны быть способны сказать вместе с псалмопевцем: «Время сотворити Господеви, разориша закон Твой». Время Господу действовать, потому что никто ничего не может, и разорили уже закон Твой, и нечестивые торжествуют. И далее: «сего ради я возлюбил Твои заповеди паче злата и топазия» (Пс. 118, 126—127). Только тогда, когда я увидел такое поругание правды Божией, всех заповедей Божиих, достоинства человеческого и Божественного, я понял, что заповедь Божия для меня дороже всего на свете. И я буду хранить ее ценою жизни и смерти. Вот о каком все решающем выборе, который совершил святой праведный Иосиф Аримафейский, напоминает нам сегодня Церковь.
В человеке вера может быть слишком слабой, чтобы он открыто мог исповедать Христа. Так было в годы недавних гонений, и сейчас все больше люди стыдятся открыто исповедать веру, боясь насмешек. Но не может человек все время скрывать свою веру. Рано или поздно она должна быть выражена внешне. Или она вообще должна перестать быть. Вот о чем говорит нам святой праведный Иосиф Аримафейский.
И о нем сказано еще, что он помазал благоуханным миром бездыханное тело Спасителя, обвив его чистою плащаницею. Так велико было количество этого мира, — «литр сто», что слова Писания «се, одежды Твои благоухают миром и алоем» исполнились буквально (Пс. 44, 9). И смерть Христа даже во внешнем, видимом, буквальном ее проявлении была приношением и жертвой Богу, благоуханием приятным, как говорит Писание (Еф. 5, 2).
Мы видим далее других людей — жен-мироносиц, которые несмотря на это, снова идут с миром. Что это значит? Неужели недостаточно мира было принесено для Господа? Они купили ароматы, чтобы помазать тело Господа. Это говорит о том, что поклонение, которое оказывают другие люди имени Христову, любовь, которую они приносят Ему, не может препятствовать нам приносить наше поклонение Господу.
Сегодняшний праздник показывает нам, что в моменты особых испытаний слабые часто становятся сильными, и наоборот. Потому что Бог Сердцеведец знает людей глубже, чем мы судим о них своим поверхностным судом человеческим.
Мы видим мужество и верность не со стороны двенадцати ближайших учеников, но со стороны слабых женщин. У Креста Христова стояли кроме Божией Матери и возлюбленного Его ученика, кроме святых праведных Иосифа и Никодима, жены-мироносицы. Они стояли там, потому что души их были помазаны бессмертною любовью Христа Бога. Они были до края наполнены благоуханием веры и любви. По этой причине взяли в руки благоуханное миро, чтобы помазать Тело Христово.
И от слов Евангелия, которые мы слышим сегодня — «еще сущей тьме» они идут — ощущение рождения нового мира и нового человека. Мы видим почти физически, как исчезает тьма, и воспринимаем духовно, как мрак смерти уступает место свету нового дня, когда идут жены-мироносицы ко гробу. Мы поистине видим утро творения нового мира, о котором возвещает Ангел. Как будто, говоря о солнце воссиявшем, слово Божие возвещает нам не столько о физическом солнце, сколько о Солнце правды, Христе, о первом дне нового творения, который становится нашим воскресением, присутствует во всей нашей жизни. «Сей день егоже сотвори Господь». День Господень. Эта заря новой жизни соединена с любовью святых жен-мироносиц.
Обратим сегодня внимание на простую единственную тайну. Когда все ученики разбежались, Иосиф Аримафейский и Никодим отбросили всякий страх, открыто показав себя учениками Христовыми. И жены-мироносицы точно так же явили любовь, которая не страшится ничего.
Они полны забот и страхов. Кто отвалит им камень от дверей гроба? Потому что этот камень очень велик. Они не знают, как поведет себя стража, которая поставлена Пилатом у гроба. Но жены-мироносицы, так же как Иосиф Аримафейский и Никодим, забывают о собственной безопасности, чтобы исполнить последний долг по отношению к Умершему, принести Ему последний дар своей любви.
Что может значить это приношение перед лицом смерти, что может оно изменить, какой смысл в таком риске? Им даже помазать Тело Христово не было дано, но они были помазаны благодатью Божией, любовью Христовой за эту свою решимость. В тех обстоятельствах это было для них единственной возможностью отдать Господу все, что у них есть. И это все, что нужно Господу от каждого человека. Это достаточно было Господу, как всегда будет достаточно, чтобы свет новой жизни воссиял для нас. Вот тайна Воскресения Христова и человека, который рождается во Христе Воскресшем.
Жизнь человеческая не имеет никакого смысла, кроме такой любви, кроме того, чтобы мы рано или поздно научились так прикоснуться ко Господу, как во многие грехи впавшая жена, ощутившая Божество Спасителя, прикоснулась к Нему накануне Его Страстных дней; как кровоточивая женщина прикоснулась к краю Его одежды и получила исцеление; как апостол Фома прикоснулся к ранам воскресшего Господа; как святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим прикоснулись к бездыханному Телу своего Спасителя. Как разбойник благоразумный словами «помяни мя, Господи» прикоснулся в полноте к тайне распятия Христова, как все святые. Как преподобномученица Великая Княгиня Елизавета и священномученик архидиакон Стефан прикоснулись ко Господу распятому и воскресшему Его молитвою о убивающих их «прости им, Господи, не знают, что творят».
Как мы призываемся, каждый из нас, прикоснуться к нашему Господу своею жизнью и смертью, словами, которые мы произносим в конце каждого дня и которые надеемся произнести в последний час нашей жизни вместе со Христом: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». С тем, чтобы Крест Христов, который будет над нашей могилой, наш крест, которым увенчивается вся наша жизнь, соединился до конца с Крестом Христовым, чтобы гроб, в который мы будем положены, стал яко живоносец, яко рая краснейший и воистину чертога всякаго царского светлейший, чтобы новая жизнь Воскресения Христова открылась нам, как наше собственное воскресение, и мы узнали, что этот единственный смысл жизни — любовь, которая у Господа одного есть — нам принадлежит.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! Аминь.

Беседа святителя Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского (+1866), в Неделю Жен-мироносиц в Хорошевской женской обители

И время беседования — неделя св. жен мироносиц, и место беседования — обитель жен, посвятивших себя Господу, показывают, что весьма прилично теперь беседовать о женах мироносицах к назиданию слушающих.
Минувши субботе, Мария Магдалина и Мария Ияковля и Соломия купиша ароматы (Марк. 16, 1). Кто такия жены были Мироносицы? Св. Марк, между блаженными Мироносицами, указывает прежде всего Марию Магдалину, т. е. урожденную, из галилейскаго городка Магдалы, ту самую, из которой, по его же повествованию, Иисус изгнал седмь бесов (Марк. 16, 9). Итак Мария Магдалина удостоилась особенной благодати от Господа; но она же, по известию евангельскому, платила за благодеяние особенною любовию Господу. Мария Ияковля, вторая мироносица, была, по словам евангелиста, мать Иакова и Иосии, или по выражению св. Марка была материю Иакова малаго и Иосии (Марк. 15, 40). Она вместе с Мариею Магдалиною следовала за Спасителем до самаго гроба (Матф. 27, 56). В повествовании об этом подвиге ея у св. Иоанна называется она Мариею Клеоповою, сестрою матери Иисусовой, — Клеоповою по супругу, который иначе назывался Алфеем: «Иаков малый, сын ея, один из 12 апостолов, называется Иаковом Алфеевым (Матф. 10, 3; Марк. 5, 18)». Саломия, указываемая св. Марком между мироносицами, в повествовании евангелистов оказывается материю сынов Зеведеевых, апостолов Иоанна и Иакова (Матф. 10, 2), знаменитых сынов громовых. По словам св. Марка (15, 40) на распятаго Спасителя смотрела вместе с Мариею Магдалиною Саломия, а по словам св. Матфея (27, 56), то была мать сынов Зеведеевых. Кроме Марии Магдалины и Марии Ияковлевой св. Лука указывает между мироносицами Иоанну и еще других, не называемых по имени. Бяше же, говорит он, Магдалина Мария, и Иоанна и Мария Ияковля и прочия с ними (Лук. 24, 10). Кто была эта Иоанна? Св. Лука пишет что за Спасителем, обходившим города с проповедию и чудесами, следовали не только апостолы, но и жены некия, яже бяху исцелены от духов злых и недуг: Мария, нарицаемая Магдалина, из нея же бесов седмь изыде, и Иоанна, жена Хузаня приставника Иродова и Сусанна и ины многи, яже служаху Ему от имений своих (Лук. 8; 1-3). Итак Иоанна была жена Хузы; домоправителя Иродова, человека богатаго и почетнаго и она же была из числа жен, исцеленных Господом; она также, как Магдалина, сопутствовала Спасителю во время проповеди Его и будучи столько же признательною, сколько и богатою, охотно употребляла свое имущество на служение Господу. По словам св. Луки не можем сомневаться, что Сусанна, бывшая в числе последовательниц Господа, была и в числе мироносиц, тем более, что, по словам св. Марка (15, 40-41), жены, ходившия за Иисусом в Галилеи и служившия Ему, т. е. те самыя о которых говорит св. Лука, были в Иерусалиме во время распятия Спасителя и с скорбию любви смотрели на распятаго Благодетеля и учителя своего. Затем между прочими мироносицами с полною вероятностию можем поставить Марию и Марфу, сестер Лазаревых, столько любивших Господа. Итак, вот мироносицы, указываемыя евангелистами: Мария Магдалина, Мария Ияковля, Саломия, Иоанна, Сусанна, Мария и Марфа сестры Лазаревы.
Какая общая черта и черта высокая открывается в сих женах еще прежде, чем принесли оне дорогое миро Спасителю своему! Конечно не малое значило и то, что оне, по словам евангелистов, следовали за Спасителем по Галилеи. Но за великим чудотворцем следовали и толпы народа и о некоторых из следовавших за Ним сказал Он Сам: аминь глаголю вам, ищите Мене, не яко видесте знамение, но яко яли есте хлебы (Иоан. 6, 26).
Другое дело, когда видим тех же жен при кресте Спасителя, там, где позор и ужас смерти сокрыли от взора людей божественную славу небеснаго посланника. Пастырь поражен, в ужасе разсееваются ученики Его; самый Петр, который обещался умереть с Иисусом, три раза отрекся от Него. Но благоговейныя жены не оставили Иисуса и среди ужасов смерти. Оне следовали за Ним на Голгофу, орошая путь Его слезами сострадания, Оне были с Ним и на Голгофе, не сводили глаз с возлюбленнаго Учителя; иныя издали измеряли страдания Его чувством сострадательным, другия стояли у самаго креста. Ни неистовство черни, ни злоба книжников и фарисеев, ни дерзости воинов не могли удалить их от божественнаго Учителя. Оне смотрели потом, где Его полагаху (Марк. 15, 47) и сидели насупротив гроба (Матф. 27, 61).
Жены-подражательницы мироносиц! нежность любви, верность любви — преимущественная принадлежность вашего пола. Посвящай-те же Господу отличие вашего пола, по примеру мироносиц. Не дозволяйте унижать сердца вашего предметами недостойными любви. Будьте верными в любви к Господу. Не волнуйтесь помыслами малодушия при встрече с искушениями: болезнь ли посетит кого из вас, непрывычныя ли перемены быта встретят вас: будьте душею с Господом, которому вы уневестились. Храните сердце ваше обетами, данными Ему; не уклоняйтесь ни мыслями, ни желаниями, тем более делами, от служения, покорности, самоотречения, чистоты, которыя обещались вы сохранять до гроба.
Купиша ароматы, да помажут тело Иисуса, или, по повествованию св. Луки, уготоваша ароматы и миро, — приготовили ароматы — сухия благовония, и миро — благовонную масть, то и другое весьма дорогой цены и на какое употребление? да помажут тело Иисуса, чтобы отдать почесть возлюбленному Учителю и Господу своему. Вот для кого надобно жертвовать всем дорогим. Жены мира! учитесь у мироносиц, на что вам надобно делать дорогия издержки. Благовония, дорогия масти, дорогия украшения полезны душе, когда оне употребляются для славы Господа. Иначе чего ждут себе жены, когда благовония их отзываются зловонием страстей и дорогой убор открывает только безобразие души? Чего ждут себе, когда соблазнами губят души невинныя, искупленныя Господом? Пусть помнят, что сказал Господь о подобных женах Сиона: понеже исходиша с высокою выею и помазанием очес и ступанием ног, купно ризы влекущия и ногами купно играющия: Господь открыет срамоту их. И будет вместо вони доброй смрад и вместо пояса ужем (веревкою) препояшешися (Ис. 3, 16. 17.23).
Обетныя девы! не спросите ли, как можете вы подражать мироносицам, когда у вас нет ни ароматов, ни мира? Приносите плоды трудов ваших в храм Господний для поддержания и украшения его; оказывайте сострадание к больным и нищим, в лице которых является вам Христос; наконец приносите слезы сокрушения о грехах своих, отнимающих у вас те сокровища духовныя, которыя могли бы вы приносить в дар Господу. Вот приношения, каких ожидает от вас Господь.
И зело заутра, во едину от суббот приидоша на гроб, возсиявшу солнцу (Марк. 16, 2).
Жены мироносицы столько были заняты заботою отдать почесть возлюбленному Учителю своему, что эта забота не давала им сна. Зело заутра и оне уже идут на гроб. Самая бдительная из них даже не раз приходит ко гробу. Св. Матфей говорит: свитающи во едину от суббот, т. е. на разсвете перваго дня недели, когда мрак ночи только что уступал место свету, когда природа едва только пробуждалась от глубокаго сна, св. жены уже спешат на святое дело хвалы Господу. Так бдительны были мироносицы для прославления Господа!
Как прилично, как полезно возвещать хвалы Господу в глубокое утро! Что такое человек? Он — царь, он глава видимой природы. — Прилично ли спать царю тогда, когда низшие его уже совершают должную службу пред Царем царей. Не должен ли он предначинать хвалебную песнь Творцу, прежде чем начнет ее покорная ему тварь? И как легко молиться в полночь и утро! Мысли тогда чисты, ощущения живы, душа свободна от впечатлений тяжелой земли, покоющаяся природа не занимает и не развлекает собою, человек весь с собою и Господом. В полунощи возстах исповедатися о судьбах правды Твоея, говорит Давид пред Господом (Псал. 118, 62). В полунощи же Павел и Сила молящеся, пояху Бога, говорит книга Деяний апостольских (Деян. 16, 25). Бе обнощь в молитве, повествует евангелие о самом Господе Иисусе (Лук. 6, 12). И св. Церковь назначает для молитвы полночь и утро. И как опасно для каждаго предаваться сну беззаботному! «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, его же обрящет бдяща, недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, да не сном отяготишися, да не смерти предана будеши и царствия вне затворишися».
А что бывает у нынешних христиан? Да, иные, удивительно, как бодры на целую ночь, но для чего? Проводят время как язычники. И помину нет и мысли нет в голове, что вот-вот откроется суд для того или другаго из них. О! несчастные! Взойдите в храм в утреннее молитвословие церкви: кого вы найдете там? Одних служителей церкви. Боюсь за посвятивших себя здесь служению Господу.
Сестры о Господе! видит Бог: страшно мне за вас. Вы дали обет посвящать время ваше молитве. Как же вы исполняете его? С чем явитесь вы на суд Господа? Как? Во время утрени и у вас храм пустой! Кто вы? Зачем вы в ограде святой? Или думаете вы, что можете безнаказанно смеяться жизнию своею над обителию молитвы? А вы смеетесь над нею, вы позорите ее, когда претворяете ее из обители молитвы в обитель служения прихотям плоти. «Как быть? говорят. Нужны же пища и одежда, нужно время для приобретения той и другой». А кто дал вам устав заботливых Марф? Что мешает предоставить двум-трем из вас совершать из послушания службы Марфы, чтобы всем прочим оставаться блаженными Мариями? Или били вы только воздух, когда давали обеты исполнять правила общежития и молитвы? Придите в себя, устрашитесь положения своего, подумайте, что ожидает нарушителей данных Богу обетов. Боже мой! что за ослепление? Нравится всегда быть в услугах у своих прихотей. Кому же ад, как не рабам плоти и своеволия? Меняют беседу с Господом на беседу с мелочными предметами суеты. И еще думают быть близкими к Господу. Сжальтесь над собою. Будете взывать: Господи-Господи, отверзи нам двери, а Господь скажет: не вем вас.
И вшедше во гроб, видеша юношу, — одеянна во одежду белу и ужасошася. Он же глагола им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятаго: возста, несть зде, се место, идеже положиша Его(Марк. 16, 4-8).
Верная любовь св. мироносиц не оставлена без награды. Оне первыя услышали весть о воскресении Господа; небесный вестник, озаренный славою чистоты духовной, явился им и открыл, что возлюбленный Учитель их, Котораго распяли враги, уже не в числе мертвых. В повествовании св. Матфея видим еще более. Когда мироносицы шли передать ученикам слова ангела: «се Иисус встретил их и сказал: радуйтеся! Оне приступили, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус. не бойтесь; подите, возвестите братиям Моим, чтоб они шли в Галилею: там они увидят Меня» (Матф. 28, 8-10).
Господи! Тебе все возможно, — Тебе возможно оживить хладныя сердца наши любовию верною и бдительною. Недостойны мы благодати Твоей: но по великой милости Твоей не лиши нас милости, да и мы встретим Тебя с избранными Твоими во славе Твоей. Аминь.

Комментирование запрещено