Неделя 32-я по Пятидесятнице

Поучение протоиерея Александра Ветелева (+1976г.) в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

О Закхее (Лк. 19, 1-10). Первые шаги к возрождению

Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя (Лк. 19, 5).
Наступают, благочестивые слушатели, недели, подготовительные к святой Четыредесятнице, в которые святая Церковь будет подготавливать нас к ней (святой Четыредесятнице) особыми словами, как бы сигналами, располагающими к тому, чтобы мы заранее «вошли в себя», отверзли «двери» нашего сердца, для покаяния и узрели образцы этого покаяния.
В сегодняшнюю неделю, подготовительную к неделе о мытаре и фарисее, святая Церковь предлагает нашему назиданию Евангельское чтение о Закхее. Кто такой Закхей и какое назидание содержит Евангельское повествование о нем?
Закхей по своему служебному положению был начальником, главой мытарей, т. е. сборщиков податей, налогов и недоимков. Народ не любил мытарей за их грубость, жадность, несправедливость при взимании налогов, за обиды и слезы от них. Народ считал их особо грешными, нечистыми, зазорными и избегал всякого общения с ними, осуждая и тех, кто это общение поддерживал.
Среди них однако встречались люди, сознающие, что живут неправильно и тяготились этим, ища выхода из своего кризисного внутреннего состояния. В числе этих мытарей оказался и их начальник в городе Иерихоне — Закхей. Уже давно он слышал о Христе, как о Чудотворце и Учителе обновления и возрождения человека. Эти слухи еще более усилили его сомнение в правильности своего жизненного пути и вселили в него надежду, что Христос может помочь и ему. И вот, узнав, что Христос идет в его родной пород, Закхей воспылал желанием увидеть Его, чтобы узнать кто Он (3 ст.) т. е. каков Он и может ли помочь ему. Будучи мал ростом, он при входе Христа в город взбирается на ягодичину, т. е. на масляничное дерево, надеясь получше рассмотреть Его.
Христос, зная тайны сердца Закхея, его потребность в духовном возрождении, проходя мимо, говорит ему: Закхей, сойди скорее, ибо сегодня Мне надлежит быть у тебя в доме (5 ст.).
Закхей поспешил спуститься с дерева и подготовить дом свой к приему необычного Гостя. И когда Христос зашел к нему, он радостно встретил Его. И было чему радоваться: встреча со Христом произвела окончательный и полный переворот в душе Закхея. Евангельское повествование не говорит, о чем была беседа хозяина дома и его Божественного Гостя, но красноречиво говорит о ее результате: Закхей, став (после беседы), сказал Господу: «Господи! Половину имения моего отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (8 ст.).
Думал ли раньше Закхей, что Христос так решительно и властно может перевернуть его душу, изменить его сердце: из жадного и жестокого превратить в милосердного, из обидчика — в щедрого человеколюбца, из презираемого людьми мытаря — в последователя, а впоследствии и служителя Христа. По преданию Закхей впоследствии был учеником апостола Петра и поставлен им епископом Кесарии Палестинской.
Но однако чудо этих необычайных превращений действительно совершились. Оно коснулось не только его самого, но и семьи, и всего его дома, ибо Христос сказал: Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он (Закхей) сын Авраама (9 ст.).
Братие и сестры! С чудом обновления и возрождения дома Закхея связано было еще одно обстоятельство, поучительное для нас. Когда Христос вошел в дом Закхея, то все, видящие это, стали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку (7 ст.). Они осудили Христа за то, что Он зашел к грешному, т. е. недостойному человеку. Они не допускали возможности, что Христос, зайдя к Закхею, может духовно возродить его, и сам Закхей может духовно возродиться. Они не верили ни в Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшего (10 ст.), ни в возможность возрождения грешника (Закхея).
Это двойное неверие — в Бога и человека — и стало на пути их ко Христу. Господь ни к кому из них не зашел, ни на кого из них не обратил Своего нарочитого внимания. Зашел Он к тому, кто уже был близок к вере во Христа и в себе самом имел потребность в возрождении. А если чего в душе Закхея и не хватало, то было восполнено преизобильным милосердием Божиим.
Братие и сестры! Повествование о возрождении Закхея назидает нас вере в милосердие Божие. Как бы глубоко человек не погряз в своих заблуждениях, в своих грехах и пороках, как бы далеко ни ушел от людей и Бога, пути возрождения для него никогда не закрыты. На этих путях он всегда встретит милосердие Божие и помощь в возрождении. И все мы знаем, что в действительности это так и бывает. И все мы понимаем, что Господь всегда нас ждет и зовет. И однако не спешим к Нему.
Закхей научает нас, что следует не ждать, а самим выходить навстречу Господа, неся с собой боль и сокрушение о неправдах своей жизни и потребность духовного обновления. И тогда Господь Сам положит в наше сердце «мысль благу», расположит нас к примирению с ближними и общению с Ним Самим в молитвах, таинствах покаяния и причащения. Другой мытарь — из притчи о мытаре и фарисее — тоже сам пришел к Господу, пришел в храм помолиться и покаяться — и здесь обрел Господа и вышел из храма оправданным. Блудный сын как ни далеко ушел на страну далече однако кончил тем, что, одумавшись и раскаявшись, пошел обратно к Отцу Небесному и встретил объятия Отчие.
Так сделаем же и мы, братие и сестры, первый шаг ко Господу. Первый шаг часто бывает трудным, по зато и решающим, ибо в дальнейших шагах будет помощь Божия. Помолимся: Господи, помоги нам! Помоги нашему обновлению и воздержанию в наступающие дни святой Четыредесятницы, нашему единению с Тобой — Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.

Проповедь протопресвитера Петра Рождественского (+1940г.)
в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

Неделя о Закхее
(1 Тим. 4, 9-15; Лука 19, 1-10)

Сегодня Евангельское чтение повествует о Закхее — мытаре, взысканном Иисусом Христом.
После исцеления слепого, Иисус Христос вошел в город Иерихон и проходил через него. Самое значительное население Иерихона составляли священники; а для сбора доходов с процветавшей там торговли благовонными товарами и пр. была огромная колония мытарей. Из числа главных среди них был Закхей. Он пожелал видеть Христа, так как очень много слышал о Нем великого и прекрасного и, на основании этих слухов, имел глу­бокое желание и надеялся увидеть в Нем Мессию.
Будучи мал ростом, Закхей забежал вперед по пути следо­вания Иисуса и взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его.
Обычно Господь или спрашивал о вере, или вызывал покаяние и решимость изминить жизнь. Здесь Он идет навстречу тайным движениям сердца Закхея и намерениям, которыя «целует» прежде их проявления.
Когда Господь пришел на то место, где находился Закхей, и увидел его, Он сказал ему: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня Мне надобно быть у тебя.»
Всеми презираемый, как начальник мытарей, грешников и притеснителей народа, Закхей не ожидал такого снисхождения к себе от Господа, чтобы Он заговорил с ним и пожелал быть у него в гостях. Мытари были на худшем счету у иудеев; слово «мытарь» было у них ругательным словом, потому что мытари находились на служби у ненавистной иноземной власти, и по­тому еще, что, злоупотребляя своим положением, мытари нажи­вались на чужой счет, притесняя народ.
Закхей же был не только мытарем, но начальником их, ко­торому верен был надзор за сборщиками в Иерихонском округе, в пользу Римского правительства. И вдруг у такого человека, как Закхей, Христос пожелал быть в гостях!
Это так подействовало на Закхея, что с ним совершился нравственный переворот. Он с радостью принял Господа в своем доме и дал обещание раздать половину своего имущества нищим и вознаградить обиженных вчетверо, умоляя Господа о прощении грехов его прежней жизни.
Так, милостивое слово Иисуса Христа переродило Закхея. Не напрасно Христос сказал: «потщався слези». Закхей торжествен­но обещал раздать то, чему служил всю жизнь: богатство, нажи­тое стяжанием. Искренность своего раскаяния Закхей засвидетельствовал тем, что дал обет Господу исправиться. На совести его лежало много грехов, много неправд и обид против ближних, на счет которых он наживался, притесняя их. В порыве раская­ния, он решается не только возвратить присвоенное им, но еще уплатить обиженным вчетверо против взятого и, по своей воле, отказывается от половины своего имущества в пользу бедных.
Так велико его раскаяние. Он совершенно исполнил то, чего требовал Христос от кающихся: «сотворите плод, достойный по­каяния».
Пример для нас; истинное покаяние не есть только испове­дание грехов, а, главным образом, твердая решимость не возвра­щаться к своим грехам и делание добрых дел, как это и было с Закхеем.
Тогда Господь сказал и Закхею и им, которые соблазнялись присутствием Его в доме грешника: ныне пришло спасение дому сему, ибо и он (Закхей) — сын Авраама. Сын Человеческий именно и пришел спасти погибающих.
Сколько горячей веры, сколько надежды влагают эти слава Спасителя в сердца людския! Вот где наша опора, вот где наш якорь спасения: идите ко Христу, Сыну Человеческому. Ведь сколько и ныне есть таких Закхеев, сбившихся с пути, потеряв­ших и совесть и стыд.
О, возлюбленные! Во имя Господа, не проходите равнодушно
мимо них. Если возможно, ободрите, приласкайте, помогите им…
Какие уроки мы извлекаем из настоящего Евангельского повествования?
Первый урок. Обращение Закхея учит нас, что благодать Бо­жия пользуется многоразличными средствами и случаями для спасения человека. Здесь указуется любопытство: желание Закхея лично видеть Господа подвигло его на встречу Ему. Слово Божие, история Христовой Церкви и жизнь не мало указуют подобных примеров, каково, например, сошествие Св. Духа на Апостолов, когда шум привлек много любопытных людей, к которым ап. Петр обратился с горячей речью, объясняя это событие. И они уверовали, и немедленно крестилось около трех тысяч человек.
В первые века христианства, любопытство привлекало не мало зрителей на место мучений и страданий Христа, и многие из зрителей, пораженные мужеством, благодушием и терпением Христа среди страданий, тут же объявляли себя христианами и становились мучениками (преп. Вонифатий, 19 декабря).
Вонифатий был рабом у одной знатной и богатой римлянки, Аглаиды, и состоял с нею в преступной связи. Аглаида созна­вала свой грех и думала, как загладить его. Она слышала, что тот, кто имеет у себя дома мощи св. мучеников, не будет лишен сласения, и потому она пожелала иметь их у себя. О своем желании она сказала Вонифатию, человеку доброго сердца, и он с радостью отправился на Восток. Прибыв в Тарс, в Киликию, и видя мужество христиан, с каким они шли на мучения и смерть, Вонифатий сам пожелал пострадать за Христа. Он объявил себя христианином, и был замучен (в 290 году).
Аглаида, узнав об его мученической кончине, устроила цер­ковь во имя Вонифатия и положила в ней его мощи. Она начала вести строгую жизнь, в покаянии и воздержании, и после мирна скончалась.
Впоследствии на месте храма преп. Вонифатия был построен храм во имя Св. Алексия, человека Божия, где и хранились мощи Вонифатия и Аглаиды.
Бывало, что иных увлекала красота христианского подвига. В пустыне, близ Кесарии Палестинской, жил и подвизался 18-ти­летний Мартиниан. Бесы и искушения страшно смущали его. Но он постом и молитвой побеждал их. Услыхав об его благочестивой жизни, одна распущенная женщина, по имени Зоя, сказала, что она соблазнит его своею красотой, и отправилась в пустыню, роскошно одетая.
Тогда Мартиниан раскалил горячие угли среди своей кельи и стал на них босыми ногами.
— Этот огонь горяч; говорил он себе, — а подумай, каков огонь геенский, в наказание за грехи!
Зоя была поражена его поступком и бросилась со слезами к его ногам, прося прощения и молитв его. Мартиниан послал ее в Вифлеем, в монастырь св. Павлы, где она стала вести самую строгую жизнь. Так она прожила 12 лет и мирно скончалась (Зои — 2 мая).
Некоторые, в часы досуга, из любопытства уделяли несколько минут на чтение Слова Божьяго, и иногда благодать Божия, делала их верующими, и для них Слово Божие станови­лось единственным руководством к познанию всего полезного для спасения души, как, например, в истории св. Евдокии (1 марта).
Некоторые не любят посещать Богослужения; но вот, дви­жимые любопытством, заглянут они в церковь раз и другой, и так увлекутся благолепием Богослужения, что становятся по­стоянными посетителями святого Божьего храма. Ведь не ма­лую роль сыграло любопытство в испытании веры, при принятии христианства св. князем Владимиром на Руси.
Все это — примиры доброго любопытства. Но иной раз любо­пытство может повести и к нравственному падению человика и к погибели его. Это — любопытство нездоровое: дурное товари­щество и содружество. Спаси, Господи, от такого любопытства! (Псалом 1-й «Блажен муж»).
Второй урок. Подобно тому, как Христос пожелал быть в гостях у Закхея, так Он желает быть гостем в душ каждого верующего, как в доме. «Се, стою при дверях и стучу; если кто услышит Мой голос и откроет двери, Я войду к нему и буду с ним» (Апок. 3, 20).
Какая трогательная заботливость Христа: Он не дожидается, чтобы мы приглашали Его в дом души нашей, а Сам различ­ными способами стучится и предлагает, не хотим ли мы при­нять Его к себе.
И благо тому, кто откликнется и отворит Ему дверь души своей: Он войдет в нее, особенно в тайнстве Св. Причащения, и очистит совесть кающегося, творящего плоды, достойные покаяния, подобно Закхею.
Третий урок. Почему Закхей — мытарь так переродился, стал другим человеком — сребролюбец стал нищелюбцем? Он сердце свое отдал Богу. Он стер прошлое и начал новую жизнь.
В нем проснулась совесть, совершился коренной нравствен­ный переворот, который привлек его к ногам Христа, как впо­следствии Марию Магдалину, Марию Египетскую, преподобную Евдокию и др. Совесть в жизни и деятельности человека имеет огромное значение, а потому необходимо каждому из нас хранить чистоту сердца и развивать чуткость совести.
То, что случилось с Закхеем, может случиться и с каждым из нас. Дело закона написано в сердцах людей, о чем говорит совесть их и мысли их, то обвиняющия, то оправдывающия. Со­весть чистая есть великий страж человека. Об этом говорит и Слово Божие, говорят отцы и учители Церкви, история христиан­ства, окружающая жизнь и жизнь каждого из нас.
Грешить и беззаконничать, говорит Иоанн Златоуст, можно, укрываясь от людей, но от совести укрыться невозможно.
Как усердный врач, совесть не перестает прилагать свои лекарства; пусть и не послушают ея, но она и тогда не отстанет, продолжит постоянную свою заботливость, напоминая о грехах и о вреде их, не давая гришнику забыться.
«Совесть», справедливо сравнивает один благочестивый муж, «есть зеркало, перед которым я не могу скрыть ни одного порока; обвинитель, который не дает покоя; свидетель, котором я не могу противоречить; судья, перед которым я не могу устоять».
Как счастливы люди с чистой, мирной совестью, и как несчастны имеющие совисть помраченную! «Жалок тот, в ком совесть нечиста», сказал поэт. Счастливый человек, проверяя свое прошлое, в уверениях совести находит себе утешение и силы для борьбы с тяготами жизни.
Делающему добрыя дела так знакома сладость сделанного и чувство чистоты совести. Никакия блага мира не дадут человеку этой радости.
Что же нужно для развития чуткости совести?
Христианское воспитание, жизнь во Христе и самонспытание. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Когда вечерам ложишься в по­стель, останешься одиноким, сам с собою, и никто не будет мешать тебе — тогда, перед сном, раскрой книгу твоей жизни, читай ее и испытывай, не провинился ли ты в чем-либо: в мыслях ли, в деле, в словах ли…» Если окажется, что прови­нился, то без промедления покайся и дай обещание в последу­ющее время воздерживаться от грехов, оплакивать их, как боговдохновенный псалмапевец пишет: «каждую ночь омываю ложе мое, и слезами моими омочаю постель мою.»
Это самоиспытание и будет нам порукой мирной христианской кончины и залогом доброго ответа на Страшном Судище Христовом.
В апостольском чтении, апостол, удостоверяя непреложность обетования верующим и пребывающим в благочестия, побуждает Тимофея к перенесению опасностей, чтобы он не падал духом, имея в Боге столь сильного Помощника, и все с мужеством переносил бы.
Но каким образом Бог есть Спаситель всех, а нас паче верных? Тем, что обнаруживает великую заботливость о вер­ных. Если бы не был Он Спасителем их, то ничто не воспре­пятствовало бы давно погибнуть тем, против кого все ратуют.
Разныя наставления Тимофею сводятся к двум общим: при­мерно живи и ревностно учи. Будь первообразом в жизни, являясь перед другими, как одушевленный закон, как правило и устав в жизни благой, в обычной жизни и в церковном чине, духовным настроением и даром благодати, верою правою и не колеблющеюся, любовью, объемлющею всех, как братьев и сестер (Иоанн Златоуст).
«Будь образцом для верных, в слове, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).
И тогда никто не будет пренебрегать тобою, когда ты при- казываешь, несмотря на твою молодость.
Эти слова апостола направлены против выдуманных — прав юности. Говорят, — будто юность имеет права на широкую жизнь, в развлечениях и удовольствиях: «Пусть перебесится!» Но не останутся ли семена «беса» в душе и теле навсегда?
По завету апостола Тимофею, юность есть время запаса знаний, сил, время духовного горения и подъема, а не «беснования».
Наставления ап. Павла Тимофею — «примерно живи и ревно­стно учи» — в полной мере могут быть отнесены к воспоминае­мому ныне великому учителю Церкви, свят. Григорию Богослову.
Родился он в 328 году в г. Назианзе, по молитвам матери своей, которая обещала посвятить сына Богу, и, когда родился Григорий, она все силы употребила на воспитание его в вере и благочестии. Любимым занятием его было чтение Слова Божия и молитва. Учился Григорий в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, в Александрии и в Афинах. Высшее образование он получил в Афинах, где учился вместе с Василием Великим и крепко подружился с ним. «Я изучил все науки, говорил о себе св. Григорий, с тем, чтобы ими служить Богу.»
По окончании образования в 358 году, св. Григорий остался временно в Афинах, состоя преподавателем, а затем возвратился в родительский дом. В это время отец его, бывшей уже еписко­пом, посвятил сына во священника, в качестве помощника себе (в 361 году).
В 372 году свят. Василий Великий прибыл в Назианз и, по совещании с отцом Григория, поставил его епископом города Сасимы. Город был пограничный, шумный, грешный, и св. Гри­горий, любитель тишины, отказался от него. В 374 году умер отец св. Григория. Своего друга Василия Велихого св. Григоргй Богослов пережил на 10 лет (ум. в 389 году) и, по болезни, на его погребении не был.
Когда Арианская ересь до крайности усилилась в Константи­нополе, свят. Григорий, по настойчивой просьб православных, прибыл в столицу и не нашел там ни одной православной церк­ви: все они принадлежали арианам. Сначала святитель Григорий был плохо принят из-за своей непривлекательной наружности: он был мал ростом, лысый, имел лицо высохшее от слез и под­вигов, одевался плохо; речь его была груба. Но, оказалось, в таком невзрачном теле была великая душа.
Св. Григорий устроил храм в доме своих родственников. Своей проповидью он привлек множество слушателей и назвал этот храм Анастасис — Воскресение.
Через год в столици не осталось ни одного арианского храма. По желанию императора Феодосия и народа, св. Григорий был избран архиепископом Константинопольским. В этом сане он был председателем 2-го Вселенского Собора после кончины епископа Мелетия. Но, когда на Соборе произошел раздор по поводу его избрания епископом Царьграда, столичного города, то святитель добровольно отказался от кафедры. «Я охотно следую пророку Ионе», сказал св. Григорий, слагая с себя сан.
После сего, в 381 году, свят. Григорий удалился в родной свой Назианз, где, в строгом уединении и молитве, и окончил свою жизнь в 389 году. Мощи его находятся в Рим, в базили­ки св. Петра. Хвалебныя песни в честь его написаны еписко­пом Анатолием, Космой Маиумским и Феофаном.
Св. Григорий Богослов оставил после себя много замеча­тельных сочинений. Сочинения эти пользовались в Церкви самым высоким уважением. Слова и речи Св. Григория, и по форме и по тону — в полном смысле ораторския.
Церковь почтила св. Григория высоким именем Богословом каковым она почтила, кроме него, только евангелиста Иоанна.
Пять «Слов» св. Григория о Боге Слове лучше всего по­казывают, каким он был замечательным Богословом.
Молитвами св. Григория Богослова помилуй нас, Господи!

Слово святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского (+1966г.), в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

Закхей

Иисус вошел в Иерихон, и проходил чрез него. И вот некто Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он. Но не мог за народом, потому что мал был ростом. И забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все видя то, начали роптать и говорить, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же став, сказал Господу: «Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо». Иисус сказал: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он — сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 1-10).

Кто такой Закхей?
Он начальник мытарей — «старейшина мытарем». Привычное противопоставление смиренного мытаря и гордого фарисея часто заслоняет в нашем сознании действительные очертания этих двух образов. Между тем, чтобы правильно понимать Евангелие, надо их ясно представлять.
Фарисеи действительно были праведниками. Если в наших устах наименование «фарисей» звучит как осуждение, то во дни Христовы и в первые десятилетия христианства это было не так. Наоборот, Апостол Павел торжественно исповедует себя пред иудеями: «я — фарисей и сын фарисея» (Деян. 23, 6). А потом христианам, своим чадам духовным, он же пишет: «Я из рода Израилева, из колена Вениаминова, еврей из евреев, по учению фарисей» (Флп. 3, 5). И кроме св. апостола Павла многие фарисеи стали христианами: Иосиф, Никодим, Гамалиил.
Фарисеи (по-древнееврейски — перусим, по-арамейски — ферисим, что значит «иные» — отделенные, иноки) были ревнителями Божьего закона. Они «почили на Законе», т.е, непрестанно о нем думали, любили его, стремились точно исполнять его, проповедовали, истолковывали его. И смысл Господних обличении против фарисеев заключается в том, что Господь предупреждает их, что весь свой подвиг, все свои действительно добрые старания они обесценивают в Божиих глазах, обращают в ничто, и приобретают себе от Господа осуждение, а не благословение своим превозношением совершаемыми ими делами праведности, гордым самовозвеличением, и главное, осуждением ближних, яркий пример чего дает приточный фарисей, говорящий: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что я не таков, как прочие человеки» (Лк. 18, 11).
Наоборот, мытари — это действительно грешники, нарушители основных законов Господних.
Мытари — это сборщики податей с евреев в пользу римлян. Надо помнить, что евреи, хорошо сознававшие свое исключительное положение Богоизбранничества, славились тем, что «мы — семя Авраамово, и не были рабами никому никогда» (Ин. 8, 33). А тут в результате известных исторических событий, они оказались в подчинении, в порабощении у гордого и грубого «железного» народа, язычников, римлян. И ярмо этого порабощения затягивалось все туже и туже и делалось все более и более чувствительным.
Самым ощутительным, наглядным знаком порабощения и подчинения евреев римлянам была уплата евреями своим поработителям всевозможных видов налогов — дани. Принесение дани для евреев, как и для всех древних народов было по преимуществу символом подчинения. А римляне ни мало не стесняясь с покоренным народом, грубо и решительно взыскивали с них и положенные и дополнительные налоги. Конечно, евреи платили с ненавистью и отвращением. Недаром, желая скомпрометировать Господа в глазах своего народа, книжники спрашивали Его: «Позволительно ли давать дань Кесарю?» (Мф. 22, 17). Они знали, что если Христос скажет, что давать дани Кесарю нельзя, то Его легко будет обвинить перед римлянами, а если Он скажет, что платить дань нужно, то Он будет безнадежно скомпрометирован в глазах народа.
Пока римляне правили Иудеей посредством местных царьков, в роде Ирода, Архелая, Агриппы и др., эта порабощенность Риму, и в частности необходимость платить налоги смягчалась для иудеев тем, что они непосредственно подчинялись и платили дань своим царям, а уже те подчинялись и платили Риму.
Но как раз незадолго до начала проповеди Христа Спасителя произошло изменение в системе управления Иудеей. Связанная с событием Рождества Христова всеобщая перепись была первым шагом к установлению подушного налога на всех римских подданных этой местности. В 6 или 7 гг. по Р. Х. после смещения Архелая, когда введена была персональная подать на всех жителей Палестины, иудеи ответили на это восстаниями фарисея Садока и Иуды Галилеянина (см. Деян. 5, 37), и лишь с большим трудом удалось первосвященнику Иазару успокоить тогда народ.
Взамен местных царьков, правителями Иудеи и смежных областей были назначены римские прокураторы. Для более успешного взимания налогов римлянами был тогда же введен институт мытарей, существовавший в Риме уже с давних времен. Но в то время, как в Риме и во всей Италии мытари вербовались из почтенного всаднического сословия, в Иудее римлянам приходилось набирать мытарей из моральных отверженцев, из иудеев, согласившихся перейти на службу к ним и принуждать своих собратьев к уплате дани.
Принятие такой должности было связано с глубочайшим нравственным падением. С ним связывалось не только национальное, но прежде всего религиозное предательство: чтобы стать орудием порабощения Богоизбранного народа грубыми язычниками, надо было отречься от надежды Израилевой, от его святынь, от его чаяний, тем более что римляне с душевными переживаниями своих агентов не считались: вступая на службу, мытари должны были приносить языческую клятву верности императору и совершать языческое жертвоприношение его духу (гению императора).
Конечно, не только интересы Рима соблюдали мытари, взимая налоги со своих соплеменников. Но преследуя свои корыстные цели, обогащаясь за счет своих порабощенных собратьев, они делали ярмо римского гнета еще более чувствительным, еще более непереносимо тяжелым.
Вот чем были мытари. Вот почему были они окружены обоснованными ненавистью и презрением, как предатели своего народа, предавшие не рядовую народность, но богоизбранную, Божие орудие в мире, тот народ, через который единственно могло придти человечеству возрождение и спасение.
Все сказанное относится к Закхею в сугубой степени, потому что он был не рядовым мытарем, но начальником мытарей — архителонис. Без сомнения все совершил он: принес языческую жертву и языческую клятву, безжалостно взимал налоги со своих собратьев, увеличивая их в свою пользу. И стал он, как свидетельствует Евангелие, человеком богатым.
Конечно, Закхей ясно понимал, что для него потеряны надежды Израилевы. Все провозглашенное пророками, с детства любимое, от чего радостно трепетала каждая «ведущая воскликновение» (см. Пс. 88, 16), верующая ветхозаветная душа — не для него. Он изменник, предатель, отверженный. Ему нет части в Израиле.
И вот до него доходят слухи, что Святый Израилев, провозглашенный пророками Мессия, уже явился в мир и вместе с небольшой группой учеников проходит по полям Галилеи и Иудеи, проповедуя евангелие Царствия и совершая великие чудеса. В верующих сердцах трепетно загораются радостные надежды.
Как отнесется к этому Закхей?
Для него лично пришествие Мессии — катастрофа. Власти римлян должен придти конец, и торжествующий Израиль, конечно, отомстит ему за понесенный от него ущерб, за причиненные им обиды и притеснения. Но даже если это и не так, ибо Мессия, по свидетельству пророка, «идет праведный, спасающий — кроткий» (Зах. 9, 9), то все же торжество Мессии должно принести ему — Закхею, только величайшее посрамление и лишение всего того богатства и положения, которые приобрел он страшной ценой своей измены Богу, родному народу и всем надеждам Израилевым.
Но может быть это еще и не так. Может быть, новый проповедник совсем не Мессия. Не все веруют в Него. Главные неприятели мытарей, и в частности его — Закхея, фарисеи и книжники не верят Ему. Может быть, все это — только пустая народная молва. Тогда можно продолжать спокойно жить, как доселе.
Но Закхей не хочет утверждаться в таких мыслях. Он хочет видеть Иисуса, чтобы узнать — твердо узнать: кто Он? И Закхей хочет, чтобы идущий мимо Проповедник был воистину Мессия Христос. Ему хочется сказать с пророками: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» пусть это даже связано с гибельной катастрофой для него — Закхея. Есть, оказывается, в его душе такие глубины, которых он и сам в себе доселе не ощущал, есть в нем горящая, пламенная, палящая, совершенно бескорыстная любовь к «Чаянию языков», к начертанному пророками образу кроткого Мессии, который «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53, 4). И при появлении возможности увидеть Его, Закхей не мыслит о себе.
В торжестве Мессии для него лично, для Закхея — катастрофа и гибель. Но он не думает об этом. Он хочет только хоть краем глаза увидеть Того, о Ком предвозвестили Моисей и пророки. И вот Христос проходит мимо. Он окружен толпой. Закхей не может Его увидеть, так как мал ростом. Но жажда, совершенно бескорыстная, предельно самоотверженная жажда Закхея, хоть издалека увидеть Христа, так безгранична, так непреодолима, что он — человек богатый, облеченный положением, чиновник Римской империи, среди враждебной, ненавидящей и презирающей его толпы, ни на что не обращая внимания, поглощенный только горячим желанием видеть Христа, нарушает для того все условности, все внешние приличия, и залезает на дерево, на смоковницу — сикомору, растущую при пути.
И глаза тяжкого грешника — начальника изменников и предателей, встретились с глазами Святого Израилева — Христа-Мессии — Сына Божия.
Любовь видит то, что недоступно равнодушному или враждебному взгляду. Самоотверженно любя образ Мессии, Закхей смог тотчас же узнать в проходящем Галилейском Учителе Христа Господа, а Господь, полный Божественной и человеческой любовью, увидел в этом смотрящем на Него с ветвей сикоморы Закхее те душевные глубины, которые были неведомы дотоле и самому Закхею: Господь увидел, что ни мало не затемненная какой-либо корыстностью, горящая любовь к Святому Израилеву в этом сердце изменника может его возродить и обновить.
Прозвучал Божественный голос: «Закхей! Сойди скорей, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5).
И нравственное возрождение, спасение, обновление пришло к Закхею и ко всему его дому. Сын Человеческий воистину пришел взыскать и спасти погибшее.
Господи, Господи, и мы, как некогда Закхей, изменили Тебе и делу Твоему, лишили себя части в Израиле, предали свое упование! Но пусть, хотя бы и в посрамление нам и подобным нам, да приидет Царствие Твое, Твоя победа и Твое торжество! Да не глумятся враги Твои над наследием Твоим! Даже, если заслуженно, по грехам нашим, Твое пришествие принесет нам гибель и осуждение, гряди Господи, гряди скорее! Но дай нам, хотя издали, увидеть торжество Твоей правды, даже если мы не сможем быть его участниками. И помилуй нас, паче надежды, как помиловал некогда Закхея!
(Святой Климент Римский свидетельствует, что Закхей впоследствии стал спутником св. апостола Петра, и вместе со святым Первоверховным апостолом проповедовал в Риме, где и принял при Нероне мученическую кончину за Христа. По христиански: величайшим добром заплатил он римлянам за чуть-чуть было не совершенное ими ему величайшее зло. В гордую столицу некогда соблазнивших и поработивших его римлян, заставивших его отречься от всей святыни души своей, приходит он, освобожденный и возрожденный благодатью Человеколюбца Господа нашего, и приносит Риму не проклятие, а благовествование, отдавая за то и самую жизнь свою.)

Слово архиепископа Никона (Рклицкого), Вашингтонского и Флоридского (+1976г.), в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

Путь к Воскресению

«Аще кто благочестив и боголюбив, да внидет в радость Господа своего»
Эти слова св. Иоанна Златоустаго мы услышим в церкви в Пасхальную ночь и блаженны те из нас, у кого оне отзовутся в сердцах, озарив нашу душу Пасхальной радостью, преддверием веселия вечнаго.
Войти в радость Господа своего можно только через церковныя двери, через двери истинной Христовой Церкви. Он Сам сказал: «Многие поищут войти и не возмогут» (Лук. 14, 23). Св. Церковь и указывает нам путь восхождения к воскресению, предлагает нам духовную лествицу, подымаясь по которой на гору высокую, мы можем узреть Солнце правды и в лучах Его благодатнаго света опытно постигнуть тайну Царствия Божия. Эту таинственную лествицу когда-то в древности видел во сне патриарх Иаков. Своим основанием она стояла на земле, а вершиной восходила в небо. На ея вершине стоял Господь Вседержитель и ангелы Божии восходили и нисходили по ней (Быт. 28, 12). Лествица эта изображает собой Божию Матерь, через Которую снизшел на землю Господь Иисус. Но и наша св. Церковь может быть подразумеваема под этой таинственной лествицей, а ангелы Божии — наши святые подвижники, которые по этой лествице восходят в горнее Царство света и радости и зовут нас последовать за ними.
Восхождение в духовное Царство совершается через деятельное участие в жизни Церкви.
Сегодня заканчивается наш годичный богослужебный круг чтением воскреснаго евангелия о Закхее, а с будущаго воскресенья начнется время Постной триоди, по которой сначала следуют три подготовительныя воскресения к Великому посту, подводя нас к дверям покаяния.
Первое воскресение — мытаря и фарисея. Оно показывает нам, что ключ, которым открываются двери духовной жизни — смирение. Истинное понятие об этой могучей силе в нашем земном мире хранит только Христова Церковь и никто более, так как весь мир опутан сетями гордости и духовной прелести. Всякое отклонение от истинной Церкви ниспровергает у нас смирение и ввергает отклонившихся в сети гордости, обычно прикрываемой каким-то благовидным предлогом. Это легко можно проверить на истории всех ересей и расколов. «Смирение есть риза Божества» по святоотеческому выражению и одеяние истинных чад истинной Церкви.
Во второе воскресение читается притча о блудном сыне. Этим повествованием Церковь зовет нас «придти в себя». Обычно в мире мы живем вне себя, потому что все наши мирские интересы лежат вне нашей души. Св. Церковь говорит нам: — опомнись, бедный человек, приди в себя и ты увидишь свой жизненный путь, как блудный сын пришел в себя, вспомнил о своем отце и возвратился к нему с покаянием «и был принят в объятия отча».
В третье воскресение Церковь напоминает о нашей неотвратимой и неизбежной ответственности за нашу жизнь. Помни, что на Страшном суде все содержание твоей души станет ясным, как день. Ты будешь там с тем, что собрал и накопил в этой жизни. Это неизменный закон бытия, который ты можешь нарушать, но ты не в силах его отменить.
После этих трех подготовительных воскресений наступает время покаяния — весна духовной жизни. Это то время, когда моя душа легко может пробудиться от сна. «Душе моя, возстани, что спиши, конец приближается…» Ты может быть сейчас молод и здоров, полон энергии и сил, ты надеешься еще прожить многие десятки лет; допустим, что ты доживешь до ста лет. Но они промчатся как мгновение. «Все время от создания мира и до сегодняшняго дня прошло как один миг», говорит преп. Исаак Сирин. «Душе моя, возстани, что спиши…» и Церковь предлагает проснувшейся душе безпредельное море покаянных и молитвенных чувств, возвышающих, очищающих и облагораживающих душу. Эти чувства заключены в молитвословиях Постной триоди, в которой воскресные дни выделяются для особых напоминаний.
В первое воскресение Великаго поста напоминается о непобедимости Православия. Оно торжествовало и будет торжествовать над всеми заблуждениями и злой воли и помраченнаго ума. Бывали такия времена, когда Православие хранили отдельные подвижники, как, например, Максим Исповедник, во времена монофелитов, или, например, Григорий Богослов, имел во всем Царьграде только одну часовню «Анастасии», но победить Православие невозможно.
Во второе воскресение вспоминается св. Григорий Фессалонникийский, проповедник благодати Божией, обильно подаваемой чадам Церкви в дни Великаго поста.
В третье воскресение выносится верующим наш путеводитель ко спасению — крест Христов «хранитель всея вселенныя, красота Церкви, царей держава, ангелов слава и демонов язва».
В четвертое воскресение вспоминается преп. Иоанн Лествичник, указавший постепенность духовнаго восхождения через свою тридцати-ступенчатую лествицу.
В пятое воскресение вспоминается преп. Мария Египетская, давшая образец покаяния для всех времен и народов.
В шестое воскресение — Вход Господень в Иерусалим, уверяющий нас в том, что Иисус Христос открыл чадам Его Церкви вход в Царство Его вечной славы. И, наконец, в Страстную седмицу переживаются события Крестных страданий нашего Спасителя.
Если мы вместе с Церковью, и под ея богомудрым руководством, пройдем по этому пути и при этом через очистительный пост возвысим свою душу, то воистину войдем в радость Господа Своего и в день Его Светлаго Воскресению обильно насладимся Пасхальной радостью.
Но для того, чтобы сознательно вступить на этот путь и вместе с Церковью переживать великия события ея жизни, чтобы твердо пойти по этому далеко нелегкому церковному пути, нужно, чтобы в душе нашей родилось желание духовной жизни, сильная жажда ея. «Блаженни алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся». Такая жажда составляет природную способность души, так как она по природе своей христианка. Но грехом, пороком и злом, царствующим в этом мире, ея истинная природа искажена настолько, что часто душа бывает мертва для жизни духовной, хотя живет жизнью душевной. И вот св. Церковь в преддверии духовной весны, в преддверии времени, специально предназначеннаго и установленнаго для очищения и роста души, показывает нам, как назидательный пример для подражания, как проснулась душа у погибшаго грешника, презреннаго мытаря Закхея. Услышав об Иисусе, о Котором он раньше вероятно знал из пророческих книг и ветхозаветных обетований, он настолько возжелал увидеть Его своими глазами, что не постеснялся насмешек своих соплеменников, но поспешно побежал вперед, влез на дерево и за свою ревность удостоился принять в своем доме Того, Кого хотели видеть многие цари и пророки и не могли видеть. Лицезрение Господа Иисуса настолько просветило грешную душу Закхея, что он немедленно принес плоды покаяния: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук. 19, 8). И тотчас услышал сладчайшия слова: «Ныне спасение дому сему бысть» (Лук. 19, 9), «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19, 10).
Последуем же и мы за Закхеем: несмотря на наш малый духовный рост, всеми силами, через Церковь — это древо жизни, постараемся увидеть своими духовными глазами Христа Спасителя, тогда нам нетрудно и радостно будет пройти и все поприще Великаго поста для того, чтобы войти в радость Господа Своего и в светозарную и спасительную ночь Воскресения вкусить Пасхальнаго Агнца и насладиться веселия вечнаго.
Произнесено в Св.-Отеческой церкви в г. Нью-Иорке в воскресение 24 янв./6 фев. 1949г.

Поучение протоиерея Леонида Колчева (+1944г.) в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

Евангелие от Луки, зач. 94 (19, 1-10)

Когда в той или другой местности появляется так называемая «знаменитость», то народ, не жалея средств, не жалея времени, с напряжением спешит посмотреть на нее. Так было и со Христом. Слух о Его великих знамениях и чудесах широкой волной разлился по всей Палестине, особенно к концу Его общественной деятельности. И стоило только Христу придти в Иерихон, при входе в который Он исцелил слепого нищаго, как сейчас-же около Него собралась громадная толпа народа. В рядах ея, как мы слышали в ныне прочитанном евангелии, был и всеми презираемый некий начальник мытарей, ио имени Закхей, человек очень богатый. Похоже на то, что в сердце его заговорила совесть, ибо богатство его было нажито путями неправыми. Может быть даже в этой толпе было не мало таких, которых он, в погоне за лихвой, не раз доводил до слез. И вот теперь Закхей, пользуясь случаем, хотел видеть Христа, только видеть. Можно думать, что не одно любопытство побуждало его к тому, не одними глазами, но и сердцем жаждал он видеть Христа, жаждал и не мог, потому что был мал ростом. Не долго думая, он, забывая свои годы, свое положение, забегает вперед по пути следования Христа и быстро, как простой уличный мальчик, взбирается на дерево. Оттуда глазам его, на ярко пестром фоне восточных одежд, ясно открылась скромная и в тоже время величественная фигура Христа, овеяннаго каким-то святым обаянием. Замер Закхей, погруженный в созерцание этой картины. Мысли, одна за другой, роем неслись в его голове… А Христос подходил все ближе и ближе и, поровнявшись с деревом, вдруг поднял голову и сказал: «Закхей, сойди скорей, ибо сегодня Мне надобно быть у тебя в доме». Кто может изобразить радость его, где взять такия слова, какия нужны краски? Неожиданность, восторг, благодарность, а главное — полный переворот в душе; все темное — греховное вдруг как-то сгорело и от прежняго осталась только низкорослость да внешность, и та преображенная. «Господи, половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», — сказал Закхей, встречая небеснаго Гостя у дверей своего дома. Не о роскошном приеме, не об угощении думал он, нет, он знал, что ценно в очах Божиих. Вот он, этот бриллиант чистой воды, засверкавший всеми цветами радуги; вот она, эта драгоценная жемчужина души человеческой! Не так посмотрела на это древняя слепая толпа народа. Она начала роптать, зачем Христос заходит к этому явному грешнику? Как-бы в ответ на это Христос сказал: ныне пришло спасение дому сему, ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Есть предание, что Закхей потом принял христианство и был первым епископом церкви Кесарии Палестинской.
А что, братие, если-бы я вас спросил: хотите вы видеть Христа? О, да, конечно, раздалось-бы со всех сторон, но… это невозможно. Да так-ли? Правда, телесными очами мы не можем видеть Христа, хотя-бы потому, что мы недостойны, ибо едва-ли кто из нас решился-бы на то, что сделал Закхей. Но мы можем придти ко Христу Богу нашему чрез разсматривание видимой природы. В самом деле, взгляните на голубую даль небес, откуда сияет всеоживляющее солнце, на эту луну, которая светит ночью, на эти безчисленныя звезды, мерцающия на недоступной для ума человеческаго высоте, — воистину «небеса поведают славу Божию, творение-же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 1). Опустись на землю, взгляни на это дивное царство растительное, на эти целесообразныя смены явлений, наконец, на царя вселенной — человека. Кто же, вместе с псалмопевцем, не воскликнет: «дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24). Ясно, что действие не может быть без причины, творение — без Творца, законы — без законодателя. Потому-то Слово Божие и говорит: «вся Тем быша, без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Иоан. 1, 3). Но может быть великая книга природы тебе не понятна, углубись в Божественное Откровение, в чтение святой Библии — книги, не знающей ошибок, и ты ясно увидишь Христа Бога нашего. «Аз есмь свет миру», — говорит Христос, — «ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный» (Иоан. 8, 12), ибо Он «просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» (Иоан. 1, 9). Но может быть ты скажешь, что у тебя нет Библии, или наоборот, читая, нашел много невразумительнаго, ходи чаще в церковь и здесь в молитвословиях, песнопениях и священнодействиях символически выясняется вся земная жизнь Христа, а во святых таинствах ты получишь новую духовную жизнь и, открывая двери сердца твоего, около которых стоит и стучит Сам Христос (Апокал. 3, 20), ты примешь Его в дом тела твоего. Таким образом не один только раз, как Закхей, а ежедневно, ежечасно ты можешь быть со Христом, «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», сказал Господь (Матф. 28, 20). Да, наконец, Он сейчас здесь — вонмем: «иде же бо еста два или трие во имя Мое», — говорит Христос, — «ту есмь посреде их» (Матф. 18, 20).
Итак, христианин, умились сердцем и воскликни: Господи, хочу видеть Тебя, хочу быть с Тобой, хотя я и недостоин. Хочешь? Недостоин? Успокойся, именно, ради таких Он и приходил. И как только воззовешь, сейчас-же тебе будет ответ: ныне пришло тебе спасение, ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Аминь.

Слово священномученика Иоанна Восторгова (+1918г.) в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

Нравственность и экономика

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лук. XIX, 10).

И ныне мы слышим и видим заботы, и усиленныя заботы, по крайней мере на словах, о спасении погибших и погибающих.
Если прислушаться к современным разговорам и разсуждениям в печати, в обществе, в так называемых политических партиях и вообще в среде большинства людей, будь то лица частныя, или государственные деятели, — то выносишь ясное и непререкаемое впечатление: все упования счастья и спасения народов возлагаются теперь на их богатство, общее материальное обезпечение и на так-называемое экономическое соотношение сил. Не одни последователи крайних учений, как, например, социалисты и коммунисты, стоят на этой точке зрения. Не одни даже люди прогрессивнаго направления исповедуют материалистически-животный взгляд на основу человеческаго благосостояния. У них такой взгляд проводится только резче и определеннее, прямее и последовательнее, — настолько прямолинейно и безпощадно, что, по их мнению, следует только отнять все у имущих классов народа, все поделить поровну, принудительно отобрать землю и имущество, сделать общим достоянием дома, фабрики, заводы, продукты земли и проч. — и счастье, довольство людей обезпечено. Но и те благоразумные общественные и государственные деятели, и те писатели, которые признают ценность и необходимость духовно-нравственных основ для человечества, — и они, когда заходит речь о подробностях устроения и упорядочения жизни государственной, подчиняясь безсознательно общему, со стороны навеянному и глубоко вкоренившемуся современному мировоззрению, незаметно переходят на ту же материалистическую точку зрения. Оттого нередко можно слышать от людей, по своей деятельности и воззрениям согласных с правилами святой веры, такия разсуждения, например, что «все зависит от желудка», что «первое благо — экономическое благосостояние», «задача наша — обезпечить людям хлеб и кров и все необходимое для жизни», — подразумевается, конечно, жизни материальной. Оттого и в высших государственных учреждениях на наших глазах месяцами и годами занимаются, спорят до безконечности, дробятся на партии, волнуются и горячатся, главньм образом, если не исключительно, только по вопросам распределения денег и материальных средств народа и государства.
Иным воззрением, иным духом веет от евангельских наставлений и сказаний. Сегодня в евангельском чтении мы видим Закхея, старейшину сборщиков податей, человека весьма богатаго. Он сам, по собственному побуждению, идет навстречу Иисусу Христу и, чтобы видеть Его, залезает на придорожное дерево, он рискует при этом показаться смешным в глазах народа, подвергнуться преследованиям и издевательствам толпы, наконец, не боится унизиться на виду у всех, выходя с такою жаждою увидеть Учителя, не признаннаго властными и почетными руководителями народа.
Итак, пред Иисусом Христом — богач, глава сборщиков податей, мало того, — это человек, и по его собственному признанию, и по роду своих занятий мытаря, при условиях тогдашняго времени, человек грешный, неправедно наживший свое богатство. Невольно приходит на мысль: что, по мнению современных нам новомодных учителей жизни, что сказал бы Закхею и что сделал бы в этом случае Иисус Христос? Уже многие такие учители, увлекающиеся современным новым идолом социализма, не раз объявляли, что Иисус Христос был социалистом и учил социализму. Следовательно, Он обратившемуся Закхею должен был указать одно: все раздай всем поровну и себе возьми такую же часть, какая достанется и другим… И один ли Иисус Христос представляется в очах современных лжесловесников только общественным реформатором и учителем новой хозяйственной и экономической системы? Нынешний день, 27-го января, воскресный праздник совпадает с памятью святителя Иоанна Златоуста. Тысячу пятьсот лет чтила его святая Церковь, верные услаждаются его творениями, давшими «неизглаголанную ясность Божественному Слову» (см. канон святому), т.-е. учению Священнаго Писания, и никогда никто не находил в его златословесных поучениях проповеди социализма. Но вот ныне даже в книгах мнимо-богословских и под покровом богословских школ проповедуется такая безстыдная и сознательная ложь…
Но возвратимся к Закхею. Что же повелел ему сделать Спаситель? Он только одно имел в виду: ласковым словом привета и любви, посещением дома всеми признаннаго грешника довести Закхея до сознания греховности, возбудить в нем желание исправиться и загладить грех и вместе с тем внушить надежду и уверенность, что Бог примет покаяние грешника. И видим: под влиянием посещения Господа в душе грешника произошел полный переворот: стал Закхей пред Господом и сказал: «се пол имения, Господи, дам нищим, и если кого чем обидел, возвращу вчетверо». Что же Спаситель? Поучать стал о вреде и греховности всякаго богатства? Разрешал вопрос: можно ли собирать подать и сколько с кого брать? Стал разсчитывать, достаточно ли дать половину имения и вчетверо за обиду и убытки, меньше нужно или больше? Нет и нет. Спаситель сказал только одно: «Ныне спасение дому сему бысть»… «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшаго». Слышите ли? Не беднаго и не богатаго пришел Он спасти, а погибшаго нравственно. Он и средства спасения предлагает именно нравственныя. Не говорит: отдай Мне твое богатство, а говорит: дай Мне твое сердце.
Ибо неразумно, в самом деле, смешно и наивно думать, что с разделением поровну всех имений и вообще с разрешением всех имущественных и экономических отношений сразу воцарится счастье среди людей, прекратятся всякия их страдания и кончится необходимостъ нравственнаго развития. В тысяче тысяч случаев проявятся и тогда человеческия любовь и злоба, высота духовная и низость. В тысяче тысяч случаев люди могут отравлять жизнь друг другу, или ей помогать во благое. В тысяче тысяч случаев, при равенстве имуществ и при полном материальном довольстве, проявятся и зависть, и несправедливость, и преследование, и гнев, и недоброжелательство. И не богатство было худо в Закхее, а неправедные пути его приобретения, жестокость и себялюбие в пользовании им. Так и Златоуст поучает богача: «Ты богат? Не осуждаю тебя. Но ты жесток? Порицаю тебя». И не самый сбор податей был преступен в Закхее. Потому мытари считались грешниками, что они вымогали подати в свою пользу, брали гораздо более, чем было положено; содержа на откупе подать целых городов и селений, они увеличивали ее тем, что давали в долг, сами отсрочивали взносы, и потом брали вдвое и втрое, разоряя народ. Значит, не самый сбор податей, а злоупотребление им было греховно. Иоанн Креститель сборщикам податей говорил только одно: «ничего не требуйте более определеннаго вам» (Лук. III, 13). Да и Сам Спаситель повелел апостолу Петру внести за Себя и за Петра статир в подать на храм (Матф. XVII, 27). И апостолы учили (Рим. ХIII, 6, 7) христиан безпрекословно отдавать подати и всем — должное.
Христос Спаситель не приносил на землю какого-либо новаго научнаго учения, какой-либо новой общественной, государственной, хозяйственной или экономической системы. Он говорил векам, и о том, что вечно, вечное же не стареет, оно всегда ново. А вечно в человеке не тело, а дух, не насыщение благами материальными, гибнущими и умирающими, а вечными сокровищами души; вечно в человеке стремление к Богу и к нравственному уподоблению Богу в добродетели и святости. Такого стремления в человеке ничем не уничтожишь, оно сродно его духу и необходимо ему, как питание и дыхание сродно и необходимо телу. И чем выше и сильнее такое стремление, тем ближе человек к тому, чем должен быть человек, тем больше он внесет счастья, мира, покоя и порядка в жизнь общечеловеческую. Такое-то стремление к Богу и желание ввести Бога в душу и нас с вами в эти минуты привело сюда в храм. Если это есть, — все прочее придет, как пришло у Закхея. Господь вошел в его дом, а он в душу свою сам ввел Его своим святым порывом, и вот он уже изъявляет желание служить ближним и своим имением. Если же этого ничего нет, то не только уравнение имуществ и разрешение экономическаго вопроса, но и самыя благия на вид стремления и желания принесут людям только гибель, вражду, кровь, убийства. Разве не видим очевидных тому доказательств у последователей современных модных учений без Христа и вне Христа? Их громкия слова о братстве, равенстве и свободе на деле приносят только рабство, унижение и величайшия насилия. В далекой от нас, но христианской стране на-днях зверски убит на улице король и его наследник и ранен другой сын короля. Кто гнусные убийцы? Убийцы были люди, проповедующие громко свободу и любовь, родные братья по убеждениям и действиям нашим социалистам, революционерам и проповедникам народной свободы. На словах же все они против смертных казней преступников и против всякаго принуждения со стороны власти и государства. Вот что значит быть без Христа и стоять не на нравственной почве, не на нравственном учении, а на мирском, экономическом. «По плодам их узнаете их. Не снимают с терновника винограду. Берегитесь же лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. VII, 15-16).
Спасти погибшее и погибающее может только развитие и совершенствование нравственное, в духе веры Христовой, а не экономическое, в духе современных проповедников насилия и материализма! Аминь.

Комментирование запрещено