Неделя перед Воздвижением

Поучение протоиерея Леонида Колчева (+1944г.) в Неделю пред Воздвижением
(Ин.3:13-17)

В числе пораженных великими знамениями и чудесами Иисуса Христа был некий фарисей, один из начальников иудейских. Не желая, очевидно, оказывать высокой чести Христу на глазах у всех, а м. б. из опасения быть уличенным в том, что он открыто делается учеником Его, Никодим пришел к Нему ночью. Фарисеи не признавали Иисуса Христа за обетованного Мессию, считая Его простым человеком — сыном, Иосифа и Марии из Назарета, хотя Он творил такие дела, которые ясно показывали, что с Ним Бог (Ин. 5, 36; 10, 25-38). В виду этого у некоторых, правда немногих, неволь­но зародилась мысль, а не есть-ли в самом деле новоявленный Чудотворец действительно Сын Божий? Желая убедиться в своем тайном предположении, Никодим и пришел ко Христу, чтобы в личной беседе выяснить возникшия у него недоразумния. В беседе этой, вторая часть которой предложена ныне нам в евангельском чтении, Иисус Христос выска­зал ученике о том, что Мессия спасет людей Своими страданиями.
Фарисеи полагали, что царствия небеснаго достойны только они, как происходящие от Авраама и исполняющие предания старцев, а все другие уже осуждены Богом и потому заслуживают только презрения. Это было, конечно, совершенно не верно. Истинно — верующих, духовно возродившихся людей приведет на небо не праотец Авраам, а Тот, Кто сошел с неба и в то-же время пребывает там, т. е, Сын Божий. Таким образом нет другого лица, которое с такого очевид­ною ясностью могло-бы возвестить людям о тайнах царствия небесного. Всякое другое учение будет только человическим. Что-же касается спасения людей, в том числе и самого Авра­ама, то оно возможно только через крестныя страдания Мессии. Чтобы яснее представить эту истину, Христос указал Нико­диму на прообраз медного змия, вывешенного Моисеем в пустыне. Подобно тому, как некогда евреи, ужаленные ядовитыми змеями, взирая с верой и молитвой на медного змия, оставались живыми, так через веру в распятого на кресте Господа Иисуса люди могут получить спасение от грехов своих и даже больше того. «Там иудеи спаслись от смерти только временной, — говорит св. Иоанн Златоуст, — а здесь — вечной; там повешена медь, изображавшая подобие змия, здесь тело Владыки образовано Духом; там змий угрызал; змий врачевал; так здесь: смерть погубила, смерть и спасла».
Этим самым Христос давал разуметь, коею смертию хотя­щие умреты (Ин. 12, 32-33). На такую жертву Мессию, ради грешного человека, прельщенного диаволом чрез змия, подвигла любовь Божия, ибо тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16).
С тех пор как человек согрешил, заключились двери рая, около которых был поставлен херувим с огне­нным мечем (Быт. 3, 24). Не были решително никакой воз­можности вернуть потерянное, ибо рожденное от плоти есть плоть, т, е. все потомки наших прародителей находились в греховном состоянии. Единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, с нем­же вси согрешиша (Рим. 5, 12). А известно, что если слепой по­ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14) и, конеч­но, не грешнику спасать такого-же грешника. Необходимо было Лицо, свободное от греха, только Оно могло принести выкуп за человека, который безконечно оскорбил Бога и стал к Нему во враждебное отношение. Зане и Христос единою о гре­сех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови (1 Петр. 3, 18), и мы действительно примирились с Ним (Рим. 5, 10-11). Средством для достижения этой цели были крестныя страдания Христа, смерть и воскресение. Прияв на Себя грехи всего мира, Он, как величайший преступник, принес искупительную жертву и вновь открыл человеку до­ступ на небо. Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящихь к Сыну человеческому (Ин. 1, 51). Теперь у дверей рая нет уже херувима, возбраняющего вход в него и все истинно-верующие, оправ­данные благодатию Божией, безпрепятственно входят в царствие Христово. Аще бо единого прегрешением смерть царствова еди­нем, множае паче избыток благодати и дар правды приемлюще, в жизни водворятся единым Иисусом Христом (Рим. 5, 17). Так и Церковь Божия в день светлого Христова Воскресения радостно поет: смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного житии вечного начало, ибо Христос отверзл еси нам райские двери (Тропарь Пасхальнога канона). Эта радостная весть символически ежедневно поминается нам откры­тием царских врат на всенощной и особенно на литургии.
Итак, любовь Божия все покрыла, падшему руку помощи протянула и дала все необходимое, чтобы вновь наследовать утерянный рай сладости.
Слава Богу, благодателю нашему, во-веки и да поспешит каждый из нас воспользоваться Богодарованными средствами. Аминь.

Слово митрополита Григория (Постникова), Новгородского и Санкт-Петербургского (+1860г.), в Неделю пред Воздвижением Честного Креста Господня

К чему обязывает нас то благодеяние Божие, что к нам послан Сын Божий

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Едино­родного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Взирая чистым оком на то, что Господь Бог сделал и делает для нас, людей, мы не можем иначе отозваться о нашем Господе Боге, как согласно со святым апостолом Иоанном: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8. 16). Ибо куда ни посмотрим —везде видим Божии благодеяния, совершенно удостоверяю­щие нас в том, что Бог преисполнен к нам любви. Все, что мы имеем, или когда-либо имели, или будем иметь, все, не исключая ничего нам принадлежащего: ни родителей, ни родственников, ни начальства, ни друзей, ни имущества, ни самой нашей жизни, — все это есть Божий дар, все это есть Божие благодеяние.
Но все Божии благодеяния, показывая Божию к нам любовь, не показывают великости этой любви в такой чрез­вычайности, в какой показывает ее ниспослание к нам Сына Божия Иисуса Христа. Пред этим Божиим благодеянием пред посланием Сына Божия Иисуса Христа в мир — все другие Божии благодеяния как бы теряют свое имя. Святой апостол Иоанн, указывая на это Божие благодеяние, говорит так, что как бы только в том любовь Божия к нам открылась… что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 9). И Сам Сын Божий, желая показать величие любви, по которой Он послан в мир от Своего Отца Бога, употребляет самый напряженный образ выражения: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16). Это Божие благодеяние так велико, что большего благодеяния Господь Бог даровать нам не может.
К чему обязывает нас это Божие благодеяние? Останавливаюсь на этом важном вопросе и хочу дать на него ответ.
Благодеяние, от кого бы оно ни было нам оказано, всегда требует от нас благодарности. Чем больше полученное нами благодеяние, тем большую мы обязаны воздавать и благодарность. На никакое благодеяние не может сравниться с тем благодеянием, что Бог послал в мир Своего Единородного Сына, Иисуса Христа. Как несчастен был бы весь человеческий род, если бы Бог не послал к нам Своего Единородного Сына! После грехопадения наших прародителей, Адама и Евы, очень скоро распространилось во всем человеческом роде величайшее развращение нравов. История постоянно свидетельствует, что во всех людях, произошедших от наших прародителей, свирепствовали зависть, гнев, злоба, мщение, сладострастие, роскошь, лесть, гордость, клевета, несострадательность — словом, бесчисленное множество самых грубых и пагубных пороков. И против такого развращения человеческого рода оставались бессильными все принятые от Господа Бога меры. Ни закон, ни пророки, ни Божии угрозы, ни страшные Божии казни не исправляли человеческого сердца. Чем больше проходило времени, тем сильнее, наглее и повсеместнее становилось зла. Что было бы с людьми теперь, если бы Сын Божий не пришел на землю? Все мы в жизни ужаснейшим образам мучили бы себя самих и друг друга, и все были бы осуждены по смерти на вечные муки, ибо бесконечное правосудие, которым Бог награждает добро и наказывает зло, не могло допустить таких людей в свое веч­ное, блаженное Царство. Как могут блаженствовать люди, у которых пылает ад в собственной груди? Наша участь была бы одинаковой с участью развратителя наших прародителей диавола. Но Бог отец не допустил нас до такого ужасного состояния: Он послал в мир Своего Возлюбленного Сына, Иисуса Христа, Бога, с тем, чтобы Он избавил нас от греха, освободил от вины и наказания за грехи, обратил наше сердце к Богу и сделал нас святыми и непорочными в любви (Еф. 1, 4). Несказанное благодеяние! За это благодеяние нам должно крайне и вечно благодарить Господа Бога. Кто оста­ется при таком Божием благодеянии без благодарности, тот недостоин даже имени человека.
Впрочем, истинная благодарность Богу за Его благодея­ния, особенно за означенное Его величайшее благодеяние, должна состоять не столько в словах, сколько в употреблении полученного благодеяния по Божией воле. Ибо если и человеку, оказавшему нам благодеяние, бывает весьма противно, когда мы пользуемся его благодеянием как-нибудь во вред себе и другим, то тем более противно Господу Богу, если мы не пользуемся этим Его величайшим благодеянием так, как угодно Ему.
Как же угодно Богу, чтобы мы пользовались Его благодеянием? Слово Божие непременно прежде всего требует от всех желающих принять участие в благах, дарованных нам в Иисусе Христе, чтобы они веровали в Иисуса Христа. Бог, — говорит Сам Сын Божий, — отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Но истинно веровать в Иисуса Христа не значит только признавать за истину то, что Он сказывал о Себе, о Своем Боге Отце, о Святом Духе, чему Он учил и чему велел учить по Своем вознесении Своим апостолам и Своей Святой Церкви, но, кроме сего, и жить по Его учению. Кто только слухом принимает учение Иисуса Христа, а не сердцем и не живет по Его учению, у того вера, как говорит святой апостол Иаков, мертва и не может спасти (Иак. 2, 14. 17). Во Христе Иисусе, гово­рит святой апостол Павел, ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Гал. 6, 15), то есть человек, преобразованный по учению Господа. И именно только над сими, сделавшимися новой тварью, как далее говорит святой Апостол, мир и милость Божия (Гал. 6, 16). Таким образом, если хотим воспользоваться величайшим благодеянием, доставленным нам в Иисусе Христе, то есть если хотим посредством Иисуса Христа спастись, то нам должна веро­вать в Иисуса Христа верой живой; Его учение всегда и везде должна служить для нас единственным правилом нашей жизни, и старание жить по этому правилу нам должно, при всех обстоятельствах нашей жизни, признавать самым важ­ным и ни в каком случае неотменяемым нашим делом.
Итак, братья, не обольщайтесь! Кто из нас не живой верой верует в Иисуса Христа, тот не будет участвовать в благах, приобретенных нам Иисусом Христом. Кто из нас не живой верой верует, для тога величайшее Божие благодея­ние — пришествие Иисуса Христа в мир, Его страдание и смерть — не на спасение, а на суд — на суд еще в здеш­ней жизни. На какой суд? Суд же состоит в том, — сказал Господь, — что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин. 3, 19). Явившийся в Иисусе Христе свет для них не только неприятен, но и нетерпим. Они нена­видят этот свет, потому что любят зло, а делать зла при свете даже и мир признает неприличным. Они ходят и любят ходить во тьме, то есть делают и любят делать зло. Что же это за состояние, если не состояние осуждения? Удаляйтесь от близкого общения с великим множеством христиан, не имеющих истинно христианской, живой веры! Оживляйте и укрепляйте свою веру в Господа и твердо держитесь веры! Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6)!
Аминь.

Проповедь митрополита Лавра (Шкурла), Восточно-Американского и Нью-Йоркского (+2008г.), в Неделю пред Воздвижением

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшний воскресный день по церковному уставу называется Неделей пред Воздвижением.
Первое Евангельское чтение, которое сегодня читалось, кратко говорит о том, что Сыну Человеческому, т. е. Господу нашему Иисусу Христу, подобает быть вознесенному на кресте, подобно тому, как Моисей вознес змею в пустыне.
Это имеется в виду то происшествие, которое было при Моисее, описано оно в книге Числ (в 21 главе), когда израильтяне ходили по пустыне и возроптали на Бога и на Моисея. Тогда по попущению Божию в пустыне появились змеи и их жалили, и они умирали.
Когда народ понял, что они неправильно поступают, что они согрешили пред Богом, и начал каяться в том, что ропщут, тогда Моисей, по указанию Божию, соорудил медного змея и повесил его на деревянном столбе. И когда укушенные змеей израильтяне взирали на это знамя, на медного змея, висящего на шесте, то они получали исцеление от укуса, и они оставались живы.
Этот, висевший на древе, змей прообразовал Христа Бога нашего, распятого на кресте и Своими страданиями спасшего нас — от греха, проклятия и смерти.
Святая Церковь заранее готовит нас, братие и сестры, к празднику Воздвижения Креста Господня. За сорок дней до праздника начинается пение: «Крестъ начертавъ Моисей».
Кроме того, в субботу и в воскресенье положены осыбые чтения апостольские и евангельские, посвященные Воздвижению.
Праздник Воздвижения имеет 7 дней попразднества. И суббота и воскресенье после праздника так же имеют особые чтения апостольские и евангельские, повествующие нам о Кресте Христовом, о страданиях нашего Спасителя.
Этим особым почитанием и прославлением Криста Христова Святая Церковь старается показать нам важность страданий Христовых, которыми мы сподобляемся вечного спасения.
Итак, из вышесказанного мы видим, какое важное значение придается Кресту Господню.
С детства мы с вами научены осенять себя крестным знамением; и когда мы крестимся, то про себя говорим: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Мы должны вникать в слова молитвы, осенять себя крестом неспеша, кроме того, и не ломая креста, как говорится об этом в предисловии к Св. Псалтири.
Крест ломается, когда мы крестимся механически, помашем рукой на груди. Такое наложение на себя крестного знамения считается неправильным.
Поэтому будем следить за собой, будем правильно и неспеша налагать на себя крестное знамение. Ибо только правильно налагаемое крестное знамение будет действительно, и оно отгонит от нас нечистую силу, оно нас оградит от всего злого.
Да будет Крест Господень для нас источником радости и нашего спасения!
Праздник Воздвижения Животворящаго Креста Господня будет во вторник, на наступающей седмице, постараемся придти в храм, чтобы помолиться и прославить Крест Христов и приложиться к Его пречистым язвам, которые Он восприял и претерпел ради каждого из нас и ради нашего спасения. Аминь.
Сказано в Штутгарте, Германии в 2005г.

Проповедь протопресвитера Виталия Борового (+2008г.) в Неделю пред Воздвижением

О похвале плотью и похвале крестом в современной церковной жизни

Во вторник будет праздник Воздвижения честного животворящего Креста Господня. Это очень древний праздник — и сам праздник Воздвижения, и обычай по-особому отмечать субботу и воскресенье перед Воздвижением.
Как мы знаем, в жизни христианской церкви все связано, все сконцентрировано, все объединено около Креста Господ­ня, ибо Крест есть символ всего дела Господа нашего Иисуса Христа, символ всей нашей христианской Церкви, символ жизни каждого из нас. Ибо как в жизни и спасительном деле Господа Иисуса Христа, так и в жизни каждого из нас все дается через борьбу, все проходит через смену страданий и торжества, уничижения и побед, смерти и воскресения. Не бывает ничего, в жизни хорошего, выдающегося (и это мы знаем па нашему личному опыту), чего бы мы могли достигнуть без усилий, без страданий, без борьбы, без того, чтобы мы шли к этому своего рода крестным путем, страдальче­ским путем. И только тогда наш успех, наша радость, наша победа вполне осознанна, вполне для нас глубока и значима, если мы ее выстрадали, завоевали через борьбу, через стра­дания, через всякого рода препятствия. Поэтому с самого начала христианства Крест, на котором страдал и умер Гос­подь наш Иисус Христос, был для всех христиан символом не только страдания, не только жертвенной смерти Господа Иисуса Христа для искупления грехов человеческих и для спасения рода человеческого, но был также и символам по­беды, воскресения и торжества Господа нашего Иисуса Хри­ста и с Ним — торжества истины, торжества жизни, торжест­ва добра и любви над злом, над мраком, над заблуждением, над смертью.
Праздник Воздвижения связан с двумя большими эпоха­ми, большими событиями в истории христианской церкви. Первое — мы вспоминаем в этот праздник обретение честно­го животворящего креста царицей Еленой при Константине, первом христианском императоре, в 326 году в Иерусалиме. Так как обретение это случилось тогда на второй день Пасхи, то праздник и был тогда установлен на этот день. Десять лет спустя император Константин построил в Иерусалиме вели­колепный храм Воскресения Господня, крест Господень был поставлен там, и в 336 году был созван специальный собор отпраздновать это торжественное и радостное событие. И вот, так как освящение этого храма во имя Воскресения Хри­стова было совершена тогда 11 сентября, то по постановле­нию этого собора праздник Воздвижения и стал отмечаться в этот день. И так как это был храм во имя Воскресения, то­гда же возникло это чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Это было историческое, но вместе с тем и глубоко символическое соединение: соеди­нение креста, страдания, уничижения — и воскресения, тор­жества, победы.
Потом, уже в VII веке, персидский царь Хозрой, язычник, огнепоклонник и враг христиан, воевал с Византией (христианским государством, в обладании которого находился Иерусалим в то время) и завоевал Ближний Восток, Сирию, Палестину, Египет, Малую Азию. В 614 году он завоевал так­же Иерусалим, его христианское население во главе с патри­архом Захарией пленил и переселил в глубину Персии, а пречистое древо животворящего креста Господня отвез в столицу Персии, Ктесифон. Для христиан это был большой удар, большое горе. И вот византийский император Ираклий после целого ряда многочисленных походов, после многих лет борьбы, в 628 году не только победил персидского царя, не только разгромил персидскую державу, но и освободил из плена христиан, патриарха Иерусалимского и честное древо креста Господня, и сам, с одной стороны, радостно и торже­ственно, а с другой стороны, смиренно взял на свои плечи крест Господень и внес его в Иерусалим, где он был водво­рен на прежнее свое место 14 сентября. И с того времени, с VII века празднуют Воздвижение в этот именно день. А так как освящение храма во имя Воскресения при Константине в 336 году и собор, который установил этот праздник, были совершены в субботу, накануне воскресенья, то было решено отмечать перед Воздвижением особый праздник — субботу и неделю перед Воздвижением.
Дорогие братья и сестры, вот такова история и предыстория этого праздника, события которого мы сейчас с вами вспоминаем. Но для нас с вами, в условиях жизни церкви в настоящее время, этот праздник — суббота и воскресенье перед Воздвижением — имеет еще особо важное значение. Ибо в Евангелии от Иоанна, которое сегодня читалось во время литургии (Ин 3:13-17), сказано, что «никто не восхо­дил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах», — то есть Господь наш Иисус Христос. Таким образом, взойти на небо, то есть достигнуть высшей степени счастья и блаженства в вечной жизни, человек сам по себе не в состоянии из-за своей ограниченности, и только Господь наш Иисус Христос, сущий на небесах, он сошел на землю, чтобы нас, людей, возвести на неба. Только при по­мощи благодати Божией, при содействии милости и любви Божией мы можем достичь вечного спасения, вечной жизни и блаженства на небесах.
И дальше говорится: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (т.е. Господа Иисусу Христу быть вознесену на кресте), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». И дальше сказано в сегодняшнем Евангелии: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:14-18).
Дорогие братья и сестры, это не только наша великая радость, не только основание нашей надежды на спасение, но вместе с тем это очень важное утверждение для нашей с ва­ми жизни. Ибо мы, верующие, мы, ревностные чада Церкви Христовой, мы, которые посещаем церковь, молимся, стара­емся соблюдать все церковные узаконения, обычаи, обряды, посты, — мы очень часто подвержены опасности, соблазну считать, что только мы, соблюдающие эти правила церков­ные, только мы будем или можем быть спасены, а те, кто вне церкви, те, кто не знает этого, отвергает и не соблюдает это­го, — все погибнут. И мы даже молимся (очень часто я сам читаю эти записки) о погибших, о заблудших, между тем как Евангелие нам говорит, что «так возлюбил Бог мир, не нас с вами, не тех только, кто верует в Него, а мир, — что Сына Своего Единородного отдал», и Он пришел не с тем, чтобы судить мир, а чтобы спасти мир. Спасение Божие возвещено и доступно, и даровано всем людям. От них зависит — при­нять это спасение или отвергнуть, но к спасению призваны все люди, все люди искуплены бесценной кровью Господа нашего Иисуса Христа, пролитой на кресте. За всех Он был распят, за всех Он умер, для всех Он воскрес. Он естество человеческое — всех людей — вознес с Собою на небо и сел одесную Бога Отца. И вот это, дорогие братья и сестры, нам не надо забывать.
Апостол Павел в Послании к галатам (6:11-18) — этот отрывок тоже сегодня читался — говорит: «Видите, как много написал я вам своею рукою». Дело в том, что в древности письма писали специальные писцы, а автор письма дикто­вал. Так и апостолы делали: они диктовали, а писец писал. Но когда приходит момент очень важный, когда апостол хотел подчеркнуть тем, кому он пишет, что дальше будет самое важное, он тогда писал своею собственной рукой, что бы они отметили это как самое важное в его послании. И вот он здесь пишет: «видите, как много написал я вам своею рукою», что значит: смотрите, следующее — самое главное в этом послании, обратите на это внимание. И дальше он го­ворит: «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас об­резываться» (Гал. 6:12).
Дело в том, что христианство возникло в среде богоизбранного народа израильского, у людей обрезанных, но христианство было Новым Заветом Бога с людьми, благо­вестием истины Божьей и спасения всем людям, а не толь­ко богоизбранному народу израильскому. Этого не могли, не хотели понять обрезанные люди того времени, еврейский народ. Они думали, что только чрез них, только у них спасение, и всякий, кто хочет спастись, должен достигать этого спасения через них — обрезаться, принять все прави­ла ветхозаветной религии и только тогда он может быть спасен, только тогда благая весть и дело Господа Иисуса Христа будут по отношению к этому человеку действитель­ны. И вот возникло внутри первохристианской общины страшнейшее напряжение, страшнейший спор: касается благая весть христианства, дело Господа Иисуса Христа всех людей или в первую очередь касается народа богоиз­бранного, ветхозаветного, и значит все, кто хочет спастись, должны принять обрезание, принять Ветхий Завет и только тогда становиться христианами?
Апостол говорит: я пишу вам собственной рукой (а он пи­сал тем, которые из других народностей стали христианами, но не были обрезанными, не соблюдали закон Моисеев): те кто принуждают вас обрезываться — т.е. принимать эти обычаи, этот ветхозаветный уклад жизни — те желают по­хвалиться вашей плотью, т.е. по человеческой слабости, по человеческой гордыне желают польстить себе, желают по­хвалиться тем, что все стали такими, как они, и только тогда может быть достигнуто спасение. Они хотели испытать эту радость, что весь род человеческий должен стать в точности как они, соблюдать те же самые обряды, те же самые обы­чаи, жить так, как они живут, и только тогда, мол, спасетесь, только тогда истина воссияет, только тогда спасительное дело Господа Иисуса Хрисга для вас будет спасительным. Но, — говорит дальше апостол, — они сами не соблюдают закона, они только требуют этого от вас, а сами его не в со­стоянии соблюдать.
Дорогие братья и сестры? Разве не случается этого с на­ми, когда мы заставляем как бы обрезываться всех людей, которые приходят к нам и не знают ни обрядов, ни обыча­ев, ни молитв, ни уставов наших, не знают уклада нашей жизни и не живут так, как мы, и не могут даже жить, как мы, потому что они живут в совершенно другой, мирской среде, где просто нельзя соблюдать эти уставы и обряды, но они стараются верить в Господа Иисуса Христа, ибо Дух Святой пробуждает у них интерес. Как тогда заставляли обрезываться, соблюдать все старые обычаи и обряды вет­хозаветной религии, так и мы их сейчас заставляем соблю­дать все наши обычаи, все обряды, установления, и если они их не знают и не соблюдают, мы их попрекаем, мы их гоним вон, мы им говорим: вы не так молитесь, не так стоите, не так креститесь, вы не так одеты, вы не соблюдае­те ни наши обычаи, ни посты, ни молитвы, и потому вы — идолослужители, вы плохие.
Дорогие братья и сестры! А разве это не то, что было, ко­гда апостол писал: «Они желают похвалиться в вашей пло­ти?» Ведь это мы с вами желаем испытать эту гордость, что вот мы знаем, мы все умеем, а вот вы, приходящие со сторо­ны, вы не умеете, вы не знаете, мы, мол, для вас учители — мы желаем хвалиться в плоти вашей.
А между тем, апостол дальше говорит: «А я не желаю хва­литься, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Хри­ста, которым для меня мир распят и я для мира» (Гал 6:14). Таким образом, единственная наша похвала и радость — это не наши обычаи, не наши обряды, не наш уклад жизни, а единственная наша радость, похвала и гордость — это Крест Господа нашего Иисуса Христа, т.е. Его крестные страдания, Его Воскресение, Его победа над смертью. Вот для нас похвала, единственная похвала — Крест Господа нашего Иису­са Христа, которым, — апостол говорит, — я распят для ми­ра, и мир для меня распят. Что это значит? Это значит, что мир я воспринимаю чрез Крест Господа нашего Иисуса Христа, что мир я воспринимаю крестным путем, так что иду через страдание к победе. И мир распят для меня, мир тоже идет своего рода крестным путем от зла к добру, от смерти — к жизни вечной, от страдания — к радости и победе. Вот только этим можно и нужно хвалиться!
И дальше апостол говорит: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». Что это значит? Во Христе Иисусе не важно — такой обряд или другой обряд, будешь ли соблюдать то, что раньше было, или будешь соблюдать что-то новое. Во Христе Иисусе важна только новая тварь. Мы должны быть новыми людьми — вот это важно! Христианство — это благовестие новой жизни, не новых обрядов, не какого-то нового уклада жизни и обыча­ев, но новой, нравственной, святой, совершенной жизни. Человек должен в христианстве как бы заново родиться. Вот это обновление человека во Христе Иисусе — единственное, что важно. И апостол говорит: вот, кто так живет, — тому милость и мир от Бога.
И дальше самое важное и последнее, дорогие братья и се­стры. Апостол здесь говорит: «Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Это значит, что я жизнью своей участвую в страдании Господа Иисуса Христа. Я тоже страдаю, поэтому пусть меня никто не упрекает, не утруждает в том или в другом. Самое важное, что я жизнью своей участвую в страдании Господа нашего Иисуса Христа, а значит, буду участвовать и в воскресении Его, и в победе Его.
Это очень важно в двух отношениях. Те, кто к нам прихо­дит, хотя и не являются такими истовыми, традиционными, уставными православными христианами, те, чья душа тя­нется к Богу, но они не знают и не соблюдают предписаний церковных, те очень часто могут сказать нам (и перед Богом это истинно): вы что нас упрекаете? Мы язвы Господа наше­го Иисуса Христа на теле нашем носим. Они так не скажут, потому что слов этих не знают, но оно так и есть, ибо они за свою веру в Господа Иисуса Христа идут на риск. Они часто страдают за это, не так как мы. Мы что? — Пришли, помоли­лись и ушли. Какой нам риск от этого? Никакого. Только облегчение, только радость на душе у нас. Ибо мы уже здесь двадцать, тридцать и пятьдесят лет. Весь мир привык, что мы здесь, мы своего рода профессионалы от религии. А ведь они только приходят, они приходят оттуда, и они подверже­ны всякого рода… присмотру, всякого рода возможным последствиям. Вот они могут сказать: что вы затрудняете нас — мы язвы Господа нашего Иисуса Христа на теле носим, мы страдаем за Него, не так, как вы.
И последнее, дорогие братья и сестры. Это может сказать вся наша святая Православная церковь, которая на протя­жении всей истории, от Господа Иисуса Христа до конца ми­ра, до второго Пришествия, идет и будет идти крестным пу­тем, путем лишений, путем страданий от мира сего, путем всевозможного рода борьбы. Мы, верующие, мы, народ Бо­жий, народ святой, мы, тело Церкви, мы можем сказать о себе всем, кто нас упрекает, всем, кто говорит, что мы сла­бые, что мы ничего не делаем, что другие лучше делают, другие энергичнее, сильнее борются с грехом, там, на За­паде, там, на Севере, там, на Востоке, — мы можем им ска­зать смело: «Впрочем, кто нас упрекает? Мы язвы Господа нашего Иисуса Христа на теле нашем носим? Да — на теле организма Церкви язвы Господа Иисуса Христа!»
И вот это, дорогие братья и сестры, есть залог нашей по­беды. Как Господь победил на кресте — через жертву, через смерть — к Воскресению и прославлению, так и Церковь Христова, так и мы с вами вместе со Христом и Церковью через страдание, через язвы — победим, ибо победа, побе­дившая мир, есть вера наша! Аминь.
25.09.1977 г.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, Московского и всея Руси, в Неделю Пред Воздвижением

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, дорогие отцы, братия и сестры, мы празднуем особое воскресенье, которое называется воскресеньем перед Воздвижением. Послезавтра, 27 сентября, — великий двунадесятый праздник Воздвижения Креста Христова, и в это воскресенье верующим людям предлагаются особые евангельское и апостольское чтения — чтения, которые говорят о Кресте Христовом (Гал. 6:11-18; Ин. 3:13-17).
Сегодня мы слышим такие слова из Евангелия от Иоанна: «Не для того послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него». Эти слова помогают нам понять смысл первого пришествия Спасителя. Он воплотился и пришел в мир не для того, чтобы выносить суд миру. Суд — это Его второе пришествие, это особая миссия в конце истории. Но через воплощение Сын Божий приходит в род человеческий только для одного — чтобы спасти мир.
В каком-то смысле эти слова могут вызывать недоумение даже у верующих людей. Ведь каждый знает, что Бог наказывает за грехи, и может возникнуть вопрос: если Сын Человеческий пришел в мир не для того, чтобы судить, что же тогда означает Божие наказание? Это что, Божий произвол? Ведь суд являет правду — как же может быть наказание без суда?
Для того чтобы проникнуть в смысл этих особо значимых слов Евангелия от Иоанна, нам и предлагается сегодня чтение из Послания апостола Павла к Галатам, в котором говорится: «Я не желаю хвалиться ничем, кроме Креста — Креста Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят». Что это означает? О каком распятии мира на Кресте говорит апостол Павел? Ведь на Кресте был распят Спаситель. Действительно, Он был распят за грехи рода человеческого, за грехи мира, — но был распят Он, а не мир. В каком смысле эти слова свидетельствуют об особой миссии Спасителя — миссии искупления?
Эти слова апостола Павла помогают нам понять то, что произошло на Голгофе. По правую и по левую сторону от Креста Христова висели разбойники — преступники, которые были наказаны по справедливости. Перед лицом закона и человеческого суда они оба были повинны смерти. Но что происходит с ними на Голгофе, рядом с Распятием Спасителя? Один из преступников осуждается Богом, ибо хулит Бога. А тот, что справа, — такой же разбойник, с точки зрения закона и человеческого суда ничем не лучше того, кто висит с левой стороны, — вдруг неведомым и непостижимым для человеческого разума и тем более суда образом свидетельствует о Христе как о Сыне Божием, Который вступит в Свое Царство; и этот разбойник, осужденный человеческим судом, оправдывается Господом: «Ныне со Мною будешь в раю» (см. Лк. 23:43).
Крест Христов явился мерилом правды, мерилом истины, сокрытым от всякой человеческой мудрости и от человеческого суда. И наш русский православный крест изображает эту истину через особую символику: нижняя перекладина правой своей стороной поднята кверху, а левой опущена книзу — это символ весов, символ справедливости, символ суда. Крест Христов, являясь мерилом правды, и дает возможность суда Божиего — не того суда, когда Бог определяет, кто прав, а кто виноват, но того, когда сам человек своими мыслями, своими делами судит себя, поставляя по правую или по левую сторону от Бога. Вот почему апостол и говорит, что для него мир распят на кресте, — потому что крест дает это мерило правды. Крест отделяет добро от зла. Крест — мерило истины.
Конечно, у этих слов есть и иное толкование. Но давайте задержим свое внимание именно на этом, потому что сегодняшнее Евангелие говорит, что Христос пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир. Он дает нам крест, мерило истины и правды, и каждый человек, который принимает на себя крест во имя Божие, обретает ведение того, что есть правда и что ложь, что есть добро и что есть зло.
Крест — это символ страданий. Разве отсутствует страдание в роде человеческом? Отнюдь. Каждый человек проходит через муки, через страдания, через скорбь. А через какие муки и страдания проходит род человеческий — и особенно в наше просвещенное время, когда развиты науки, когда человек достиг огромной высоты знаний и великого могущества над природой? В это самое время умножаются страдания рода человеческого, которые становятся еще более зримыми на фоне некоего внешнего благополучия, — и мы видим страдания личности, общества, целых народов.
Страдания привели разбойников к тому, что один из них хулил Спасителя, а другой прославил Его. Через страдания род человеческий сам себя судит. Не Бог есть источник страданий — источником страданий являются люди, и эти страдания судят людей. Каждый человек, проходящий через скорбь душевную и муку, может обрести спасение, у него могут открыться глаза и ведение, он может почувствовать Божие присутствие и понять истину, — и каждый человек, испытывающий страдания, может закостенеть в грехе, возыметь ропот на Бога, отвергнуть Его и погибнуть.
Не Сын Человеческий судит мир, но люди сами судят себя — судят через страдания и скорбь, и мерилом этого суда может быть только Крест Христов. И если мы принимаем Сына Божиего в свое сердце, если мы верим в исцеляющую силу крестных страданий, то наши страдания, суд, творимый нами над самими собой, будут во спасение, и, проходя через человеческую скорбь, мы будем обретать жизнь вечную.
Да поможет всем нам Господь уразуметь эти великие Божественные мысли, что даются нам в Откровении, понять смысл Креста и человеческих страданий, вспомнить о разбойниках, один из которых хулил, а другой прославлял Распятого, и понять великие слова, преподанные нам в Евангелии от Иоанна: «Не для того пришел Сын Человеческий, чтобы судить мир, но чтобы мир спасся через Него». Аминь.
2011г.

Толкование протоиерея Александра Свирелина (+1906г.) на евангелия в Неделю пред Воздвижением (Ин. 3, 13-17)

От Иоанна, Глава 3-я, Ст. 13. Сказал Господь: никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах.
Это чтение из евангелия взято из беседы Господа с Никодимом о вступлении в царство Мессии посредством возрождения, или христианскаго таинства крещения. Объяснивши это учение Никодиму предметами, хотя высокими, но земными, доступными человеческому разумению, Господь восхотел сообщить ему истины небесныя — о искуплении людей крестною смертию Своею. И сказал, что только Он, сошедший с небес на землю в образе человеческом, называемый потому Сыном человеческим, может знать эти истины и сообщить их людям; ибо Он и в образе человеческом есть вместе с тем Бог, пребывающий на небесах, сущий в недре Отца небеснаго (Иоан. 1, 18). До такой близости к Отцу небесному никто не восходил не только из людей, но и из чистых Ангельских Духов.
Ст. 14—15. И как Моисей вознес змию в пустыне; так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Сказав небесную истину о единосущии Мессии — Христа с Отцем небесным, Господь открывает Никодиму другую Божественную истину о том, что Мессии надлежит пострадать и умереть, чтобы примирить дюдей с Богом, избавить их от вечной погибели и даровать им вечную жизнь. Чтобы довести Никодима до сознания этой истины, Господь приводит ему пример из ветхозаветной истории о медном змие, бывшем при Моисее. Евреи, ужаленные змеями, исцелялись и избавлялись от смерти, когда взирали на меднаго змия, сделаннаго Моисеем и повешеннаго на шесте. (Числ. XXI, 9). Так и все верующие в Сына человеческаго, яко Господа Мессию, вознесеннаго на крест и распятаго на нем, избавятся от вечной погибели и наследуют вечную жизнь в небесном царстве Божием.
Ст. 16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единороднаго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел вечную жизнь.
Господь объясняет здесь, почему сделалась необходимою крестная смерть Мессии для спасения людей: любовь Божия к миру вообще и в частности к людям виною тому. Правда Божия требовала за грехи наказания людей и вечнаго их осуждения. Чтобы снова примирить человека грешника с Богом, оправдать его и избавить от вечнаго осуждения, нужно было принести такую жертву, которою было бы вполне удовлетворено разгневанное грехами правосудие Божие. Такою многоценною жертвою пред Богом могли быть только страдания и смерть Мессии — Бога и человека, совершенно безгрешнаго и невиннаго. И любовь Божия не пощадила и Сына Своего (Рим. VIII, 32) и отдала Его во спасение всех. «Его плата (страданиями и смертию), говорит Св. Златоуст, в сравнении с нашим долгом (нашею греховностию) тоже, что безмерное море в сравнении с малою каплею». И так как страдания и смерть Мессии — Богочеловека могут быть спасительны только под условием веры в Него; то Господь повторяет и здесь то, что сказал выше сего: дабы всякий верующий в Него, будет ли он иудей или язычник, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ст. 17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Сказав выше, что все верующие в Сына Божия, из какого бы народа они ни происходили, получат вечную жизнь, Господь с новою силою подтверждает эту истину и опровергает ложное мнение иудеев, будто они одни только будут наследниками царства Мессии, а другие народы, напр. язычники, будут в пришествие Его наказаны и осуждены. Бог Отец не послал Сына Своего судить мир, т. е. чтобы одних иудеев осыпать всеми благами земными и небесными, а прочих людей осудить на бедствия и несчастия. Его любовь желает спасения всему миру, а не одним иудеям. У Него нет особенных любимцев; и все верующие в Сына Божия из иудеев или язычников равно соделаются наследниками спасения и участниками в благах благодатнаго царства Мессии на земле — и вечнаго, славнаго — на небе.

Проповедь протоиерея Бориса Старка (+1996г.) в Неделю перед Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня (Гал. 6:1-18; Ин. 3:13-17)

Подобно величайшим праздникам Рождества Христова и Богоявления, и праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня имеет не только предпразднство и попразднство, но и особые подготовительные дни: субботы и воскресенья (Недели) перед и после Воздвижения.
Сегодня, в Неделю перед Воздвижением, Святая Церковь предлагает нам особые чтения Апостола и Евангелия, подготовляющие нас к великому празднику.
Как мы слышали, апостол Павел, обращаясь к галатам, говорит: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6:14). Что же такое этот Крест Господень, которым одним желает хвалиться такой мудрейший и благочестивый муж, как апостол Павел? В те времена крест был орудием не только самой мучительной, но и самой позорной казни, как в наше время виселица. В Ветхом Завете было даже написано: Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве (Втор. 21:23). А вот теперь апостол Павел пишет, что хочет хвалиться этим деревом как чем-то несравненно большим всякой другой ценности…
Если в свое время ветхий Адам, прельстившись деревом, потерял рай и оказался лишенным вечного блаженства, то ныне новый Адам — Христос — деревом же искупает грех не только нашего праотца, но и всего человечества. Этим новым деревом, Древом крестным, Он отверзает закрытые райские врата. Так из орудия казни крест делается орудием спасения всего мира.
В одной церкви я видел старинную икону, на которой было изображено Крестное Древо с висящим на нем Спасителем. Во все стороны от дерева тянулись ветви со свежими зелеными листьями. Крест как бы превратился в цветущее дерево, обвитое прекрасной листвой. Аллегория иконы вполне понятна. Эта цветущая зелень, это прекрасное дерево — Святая Церковь, выросшая из Креста Господня и дающая несметные плоды и свежие побеги, напоенная Божественною кровью Иисусовой. А каждый из нас — маленький листик на этом Божественном церковном дереве. Пока лист находится на ветвях дерева, он свеж и жив, но если он оторвется от дерева и ветер понесет его по воздуху, потом он упадет и завянет, так как не сможет жить, оторвавшись от своего корня. Так и душа христианина: пока крепко держится за корешок и не теряет связи с деревом, живет, но вот по какой-либо причине наша душа отрывается от ветки — Святой Церкви — и летит, влекомая различными ветрами, и потом, падая, умирает. Как не погибнуть, как сделать, чтобы душа не завяла? Есть пословица, что утопающий хватается за соломинку… Нам не надо искать соломинки. Пусть носимся мы по морю житейскому и подвержены всяким соблазнам, греховным побуждениям, но перед нами, как спасительный якорь, — Крест Господень, и, пока мы держимся за него, уповаем на него, нам ничего не грозит. Недаром в сегодняшнем евангельском чтении Христос напоминает историю из Ветхого Завета о медном змие: Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:14-15). Моисей с еврейским народом блуждал по пустыне в поисках земли обетованной и однажды попал в ущелье, которое кишело змеями. Они стали нападать на людей и смертельно жалить их. Тогда Моисей по указанию Божию поставил высокий столб, на котором было прикреплено изображение змеи из меди, и сказал, что всякий, кто посмотрит на этого змия, будет неуязвимым для змей (см.: Чис. 21:6-9). Так и Христос будет вознесен на Древе крестном, и всякий, смотрящий на Него и на Его Крест с упованием и верою, будет спасен. И Христос прибавил: Ибо так возлюбил Бог мир (то есть всех нас, грешных и немощных. — Б. С), что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, по чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3:16-17). Вот видите, дорогие братья и сестры, как светел удел христианина. Своей Кровью Христос искупает наши грехи, Своим Крестом Он ограждает нас от всякого зла. Он не хочет судить нас по грехам нашим, хотя мы этого и заслуживаем, но Он хочет нас спасти… Для этого будем держаться за Его Пречестный Крест, будем держать Крест всегда перед собой, держать его в своей памяти, и мы достигнем райских обителей, будем сопричастны к райскому блаженству. Вот какое значение имеет для нас, для всего человечества Святой и Животворящий Крест Господень. Взирайте на него — и спасетесь, уповайте на него — и избавитесь от волн житейского моря, стремящихся погубить нас. Укрепляйтесь Святым Животворящим Крестом, и, как сказал нам сегодня апостол Павел в своем послании, благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим (Гал. 6:18). Аминь!
Феодоровский кафедральный собор г. Ярославля, 23 сентября 1973 г.

Комментирование запрещено