Неделя по Просвещении

Слово игумена Никона (Воробьева) (+1963г.) в Неделю по Богоявлении и Собор св. Иоанна Крестителя

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вы сегодня в Евангелии слышали, что Господь, когда после Крещения вышел на проповедь, то первыми же словами, которые и в дальнейшем повторялись, всех призывал к чему? — к покаянию. «Покайтесь, говорил Он, ибо приблизилось Царствие Божие». Вы уже слышали, что и величайшего из рожденных женами, Иоанна Крестителя, Своего Предтечу воздвиг Господь для того, чтобы он подготовил людей покаянием к принятию Его — Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти на землю. Ибо нет иной возможности сердцу человеческому уверовать в Господа, нет другого пути в Царствие Божие, как только через покаяние.
Апостол говорит: «Все мы много согрешаем». Кто следит за собой, тот может сказать искренно, от всего сердца, что ежедневно, ежечасно, ежеминутно он не то, чем должен быть. Мы постоянно согрешаем и глазами, и ушами, и несчастным языком нашим, и помыслами, — постоянно мы во грехах. Для того же, чтобы очистить себя от грехов, есть одно только средство — это веровать в Господа Иисуса Христа и обращаться к Нему от всего сердца с просьбой, молитвой: «Господи, сознаю свои грехи, будь милостив, прости меня. Каюсь, Господи, в своих согрешениях».
И за искренне покаяние, когда человек сознает свои грехи, не оправдывается никакими обстоятельствами, а себя считает только виновным в этих грехах, сокрушается о них, болеет сердцем, что он своими грехами и Господа оскорбил, и душу свою осквернил, — когда это сознает человек и обратится с молитвой и с просьбой к Господу, тогда Господь прощает его.
Что значит быть прощенным от Господа? Это значит, что Господь снимает тяготу греховную с души, исцеляет раны, которые наносит грех, каждый грех душе человеческой.
Вот почему угодники Божии, у которых открылось внутреннее духовное зрение, которые видели душу человеческую, — утверждают, что душа грешного человека вся изранена, вся находится в грязных пятнах, издает зловоние, что она подобна телу прокаженного. И есть только одно средство очистить душу — это искренно от всего сердца покаяться, припасть пред Господом, умолять Его, чтобы Он оказал нам милость, очистил проказу души нашей, не отверг нас с нашими грехами, но освятил и сподобил войти в Царствие Божие.
Вот и Сам Господь и Иоанн Предтеча, потом и Апостолы, Господом посланные во всю землю с проповедью, призывают: покайтесь, приблизилось Царствие Божие. Нет другого пути войти в Царствие Божие, как только деланием заповедей. Но так как мы их постоянно нарушаем, то лишь глубоким, искренним, от всего сердца, покаянием можем мы открыть себе двери рая. Каждый из опыта своей жизни знает, когда мы с кем-либо поссоримся: с домашними ли, с детьми или с соседями, то как можем примириться, восстановить добрые отношения, как утишить тяготу сердечную, ту тяготу, которая всегда бывает при всех раздорах? Это возможно только в том случае, если мы смиримся и скажем от всей души тому человеку: прости меня, сознаю, что я виновен, грешен. И если мы искренно это говорим, а не языком только, то другой человек почувствует и также искренне простит и таким образом водворится мир между людьми.
Также водворится мир между грешным человеком и Богом, когда человек осознает свои грехи, восплачется пред Господом, станет умолять Его: «Господи, прости меня, будь милостив мне грешному».
Поэтому будем помнить, что если мы постоянно, не только ежедневно, а ежеминутно согрешаем, пачкаем свою душу и раним ее, то нет другого средства очистить ее, как только искренним покаянием.
Прибегнем же к этому всемогущему средству, которое дал нам Милосердный Господь, сознаем свои грехи, припадем пред Ним, будем плакать и умолять Его: «Боже, милостив будь мне грешному», прости нас и сподоби нас войти в Царствие Твое.
Аминь.

Слово архиепископа Павла (Павлова), Сиднейского и Австралийско-Новозеландского (+1995г.), в Неделю по Просвещении

Слово о пользе покаяния

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы познакомились с той проповедью, с которой Господь обратился к народу, говоря о том, что приблизилось Царствие Небесное. Он тут же призывал людей к покаянию, как необходимому условию для того, чтобы это Царствие Божие принять в свое сердце, или войти в него.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17). Царство Небесное, или Царство Божие, дорогие братья и сестры, — это есть ничто иное, как союз, блаженство человека в его союзе с Богом. Когда человек находится в союзе со своим Творцом, тогда он обретает в своем сердце и в своей душе тишину, радость, мир — то, что мы называем блаженством.
Было время, когда люди наслаждались этим блаженством в полноте. Это было тогда, когда наши прародители жили в раю и исполняли заповедь Божию, данную им Самим Творцом. Тогда Господь обитал в их сердцах и радость блаженства была у них совершенна. Но по зависти диавольской люди нарушили заповедь Божию и в мир через это вошел грех. Грех прервал связь между человеком и Богом. И вместо радости и блаженства человек стал переносить постоянно всевозможные горести, бедствия и несчастия, которые являются ни чем иным, как последствием греха. Но Господь, как наш милостивый Отец и Создатель, не мог видеть страдания рода человеческого. Поэтому Он посылает в мир Своего Единородного Сына — Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, для того чтобы вернуть роду человеческому это блаженство, эту радость, это счастье; для того чтобы восстановить прерванный союз человека с Богом.
Господь принес нам на землю и мир, и счастье, вновь восстановив связь между Богом и человеком. Но Он не только возвратил человеку прежнее блаженство, Он дал еще и нечто гораздо большее: вместо земного рая, вместо земных радостей и утех, Господь уготовал для человека место радости и блаженства в Царствии Небесном. Вот потому и говорил Сам Господь, что приблизилось Царствие Небесное. Приблизилось оно потому, что на землю сошел Примиритель, явился Искупитель, Избавитель — Сам Бог и Господь Иисус Христос.
Мы, здесь живущие на земле, все призваны к тому, чтобы быть участниками этой радости и этого блаженства. Но для того, чтобы их почувствовать, чтобы они стали нашим достоянием, нужно себя к этому готовить уже здесь на земле. Нужно очищать свое сердце, нужно приготавливать в нем место, для того чтобы Царствие Божие вошла бы в нас и пребывало в нас.
Господь говорит, что Царствие Божие внутри нас есть. И вот, нужно нам очистить свои сердца, приготовить свои души, чтобы это Царствие вошло бы и обитало в нас и мы были бы его обитателями и участниками.
Если же мы не приготовим себя, не очистим свои сердца, то будем недостойны даров Царствия Божия. Подвиг Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, совершенный Им ради искупления рода человеческого, для такого человека будет втуне, будет совершенно напрасным. Нам нужно готовиться и для приготовления к этому дана человеку вся его жизнь. Всю жизнь мы должны подвизаться и трудиться. Главной целью своей деятельности мы должны поставить ни что иное, как приготовление себя к Царству Небесному.
Для этого Господь учредил Свою Церковь здесь на
земле и снабдил Ее таинствами, благодатными действиями, которые низводят на душу человеческую благодать Божию, снабжают ее дарами Божиими, вооружают ее и укрепляют на борьбу с грехом, одухотворяют ее и делают ее вновь «живой душею».
Эти все таинства пребывают в Церкви. Поэтому так важно быть нам чадами Христовыми и постоянно посещать храм Божий, а также быть участниками всех тех священнодействий, которые в храме Божием совершаются.
Мы в храме Божием возрождаемся вновь для новой жизни в таинстве покаяния через исповедь. Здесь мы причащаемся Тела и Крови Христовой. В таинстве миропомазания мы получаем все дары Духа Святого. И в каждом таинстве, в каждом священнодействии мы получаем от щедрот Божиих Его великие и богатые милости.
И как это бывает несовместимо с нашей верой и с
нашими знаниями, когда мы, вместо того, чтобы устремиться в храм Божий, время праздников и воскресных дней проводим где-то на стороне.
Раньше священнослужители призывали людей войти в Царствие Божие и следовать за Христом, а ныне наши пастыри вынуждены, обращаясь с призывом к своим чадам, говорить: «не убегайте из храма Божия».
Мы садимся в автомобили и со скоростью сто километров в час летим как можно скорее и как можно дальше от храма, от богослужения, где нам дается столько добра и помощи, где столько целительного действия изливается на нашу страждущую и измученную душу!
Будем же, дорогие братья и сестры, любить свой храм, его богослужения, устремляться к ним, и через это уже здесь на земле приуготовлять себя к Царствию Небесному. Аминь.

Слово митрополита Питирима (Нечаева), Волоколамского и Юрьевского (+2003г.), в Неделю по Просвящении

Святые дни

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы сейчас, братья и сестры, находимся в днях попразднства Крещения Господня. Каждый великий праздник в честь Господа Бога и событий евангельских, в честь особых событии в жизни Пресвятой Девы Марии, Матери Божией, отмечается особо церковным Уставом днем предпразднства и днями по­празднства. Таким образом, и праздник Крещения, и незадолго до того бывший праздник Рождества Христова — это не один день, а ряд дней; этот период обычно исчисляется девятью или восемью днями. И потому в древнем русском обычае эти дни все, от праздника Рождества до праздника Крещения, называ­лись святками, то есть днями святыми, днями освященными, днями, посвященными Господу Богу.
Чем мы можем освятить эти дни и посвятить их Богу? Каж­дый из нас знает — добрыми и совершенными, благими мыс­лями, совершением добрых дел и молитв. И мы действитель­но посещали храм, и сколько Господь, надеюсь, нам помогал, совершали какие-то добрые поступки. Но вот на том, о чем следовало нам размышлять в эти дни, я и хотел бы задержать ваше внимание коротким словом.
Итак, мы празднуем Крещение Господне. В Евангелии по­дробно говорится об этом. Как пришел Господь на Иордан, где уже до того проповедовал Его Предтеча, Его предшественник Иоанн Креститель; как приходили к пророку Иоанну Предте­че люди разных сословий и званий и спрашивали: «Что нам делать?» И он говорил: покайтесь в грехах (Мф. 3, 2) и омойтесь в Иордане. И как пришел Иисус из Назарета. И как Иоанн, движимый Духом, препятствовал Ему: мне ли Тебя крестить, я должен от Тебя принять крещение (Мф. 3, 14). Но Господь оста­новил его, сказав: так надлежит нам исполнить заповеданную Богом правду (Мф. 3, 15).
Все это мы слышим в Евангелии и все это нам знакомо мно­го и много лет. Но ведь, братья и сестры, мы должны постоян­но держать в своем духовном зрении и то крещение, которое прошел каждый из нас, многие в еще неосознанном возрасте — во младенчестве, а многие, и особенно в наши дни, уже взрос­лыми, когда сознательно избирали для себя путь веры, путь христианской жизни. И вот тут-то и хотелось бы мне остано­виться на глубокой и сокровенной мудрости нашего русского богословского мышления, которое присуще, пожалуй, только русским из всех славян, а не всем славянским народам. Боль­шим трудом достается этот образ мыслей, хотя для нас он со­вершенно естественный. Что такое крещение? Я не случайно сказал, что приходили древние иудеи к Иоанну Предтече и омывались в водах Иор­данских. Обряд омовения, обряд очищения входил во многие древние религиозные обряды. Что нового дало нам, людям, людям всей земли, крещение Господне? Мы входим все глуб­же и глубже в непостижимую тайну бытия Духа.
Напомню вам слова одной из первых глав Евангелия от Иоанна — из беседы Господа с Никодимом. Дух, — сказал Гос­подь Никодиму, ученому иудейскому фарисею, — дышит, где хочет, и не знаешь, откуда приходит и куда идет (Ин. 3, 8). Дух Бо­жий совершал творение мира, ибо сказано в первых страницах Книги Бытия: «земля была безвидна и неустроенна, и Дух Бо­жий носился над ней» (см.: Быт. 1, 2), преобразуя хаос в устро­енную материю. И вот, когда прошли многие творческие цик­лы, и первые люди согрешили после своего райского бытия в раю, и человечество все глубже и глубже погружалось в без­дну греховную, в бесчувствие, когда само понятие нравов из­вратило свой смысл, когда долготерпение Божие уже пришло к своему пределу, — Господь сказал: не может Дух Мой пребы­вать в людях сих, потому что они только плоть (см.: Быт. 6, 3), и страшное бедствие постигло человечество — разразился по­топ, в котором погибли и люди, и животные; и старцы, и бес­сознательные, казалось бы, безвинные младенцы — все живое было уничтожено, кроме семьи праведного Ноя и тех живых существ, которых он взял с собой в ковчег.
Вот несколько тем я назвал вам, связанных с проявлением Духа Божия. Дух Божий — эта творческая сила. Дух Божий дышит, где хочет, Сам проявляет Свою Божественную силу и волю. Но Дух Божий не может жить там, где человеческий дух, где душа человека, его сознание, его добрая воля теряют свой смысл и извращаются и человек превращается в бессмыс­ленное, плотское, плотяное существо. Есть только один предел для Духа — это бессознательная человеческая и сопротивля­ющаяся Ему жизнь. И вот в том-то и величие, и сила, и тайна Рождества Христова, воплощение Сына Божия и крещение Его от Иоанна в водах Иордана, что Господь Своей благой и премудрой и доброй волей вновь возвратил Дух Божий человеку. И всякий, кто принимает крещение, кто проходит через ку­пель христианского крещения, как бы вновь прививается к тому благодатному древу, которое насадил Господь в раю в первой че­ловеческой жизни. И апостол Павел, премудрый учитель веры, восклицает: Уже не живу я, но живет во мне Христос! (Гал. 2, 20). Вот так, кто крестился во Христа, тот облекся в Него. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27), — поем мы и в праздник Рождества, и в праздник Крещения. И в этом-то и состоит сила и радость нашего святочного периода меж­ду праздником Рождества Христова и праздником Крещения, и в эти попразднственные дни, когда Церковь еще и еще раз многократно в храме за богослужением своими священными благословениями возвращает нас к мысли о том, что мы вновь обрели Духа Божия, что мы, как бы ни были слабы, грешны, непоследовательны в своих поступках, вновь привиты к благо­датному корню, когда дерево из дикого становится благород­ным, когда его бесплодные ветви приносят плоды, когда душа наша украшается добродетелями. И вот тут-то я и остановлю наше внимание на том, что сказал немножко раньше: как имен­но наш русский, славянский богословский разум постиг глуби­ну этого священного благодатного действия Духа Божия.
Во многих языках мира, в том числе и в изначальном для нашего богословия греческом, то, что мы называем крещени­ем, имеет другое название — «погружение», «омовение», рас­крывая тем самым как бы внешнюю сторону этого священно­го действия. А у нас принято другое слово. Не погружение, не омовение, а крещение. Уже не о воде идет речь и не о по­гружении в воду, а о том, что сказал Христос: чашу Мою буде­те пить, и крещением, которым Я крещусь, будете крестить­ея (Мф. 20, 23). И это принадлежит только русскому языку. И в этом-то и проявилась та глубокая духовная сущность на­шего русского подвижнического, аскетического богословско­го мышления, что наши древние учители и последующие бо­гословы и подвижники смотрели в суть, в самый корень этого события, духовного явления. Не вода омывает душу человека, а готовность идти за Христом, пить из одной с Ним чаши тер­пения и нести крест, ибо сказал Господь: не может быть тот Моим учеником, который не идет за Мной и не несет креста сво­его (Мф. 10, 38; 16, 24).
Не по имени христианин, а по действиям. Вспомним еван­гельские слова, сколько есть образов, и притч, и призывов Господа, где Он говорит, что путь труден, врата узки и не каж­дый их находит; что не только пройти в них можно, но и найти не каждый их может… Но при этом Господь, утешая, говорит: иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 30); и там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20); и когда двое или трое согласятся просить о всяком деле, то, чего бы ни по­просили, будет им от Отца Небесного (Мф. 18, 19).
Таким образом, в одном этом действии крещения, как бы в единой точке, собираются великие благодеяния Божии, ми­лость Божия и скорбь человеческая и радость. Вспомним вновь слова Господа Иисуса Христа: в мире будете иметь скорбь; но му­жайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33); когда вы восплачете и возры­даете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в ра­дость будет (Ин. 16, 20), и радости вашей уже никто не отнимет (Ин. 16, 22). И все это, братья и сестры, все это плоды одного и тогоже действия — крещения, которое каждый из нас спо­добился пройти в своей жизни. Один в начале, другой позже, третьи, может быть, еще придут.
Много можно говорить об этом, много можно и размыш­лять, но главное, братья и сестры, действовать и жить. Апо­стол Павел говорит: хочу проповедовать одного только Хри­ста, не суесловие человеческой мудрости, а Христа Распятого, ибо в этом и красота, и величие (см.: 1 Кор. 1, 23; 2, 2). Один из наших поэтов сказал как-то:

Одна есть в мире красота
— Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
3а нас распятого Христа.
(Бальмонт К. Д. «Одна есть в мире красота ». 1893 г.)

Итак, братья и сестры, в эти святые, священные дни, когда мы вспоминаем Крещение Господне, Господь наш Иисус Хри­стос через подвиг уничиженья и воплощенья в крещении Своем соединился со всем человечеством, с миром, и каждому из нас явил этот подвиг! И вновь я напомню слова евангельские: Он пришел в мир к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1, 11); а тем, ко­торые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хoтения мужа, но от Бога родились (Ин. 1, 12). Праздник Креще­ния — это праздник рождения каждого христианина, празд­ник каждого из нас, праздник радости, праздник победившего терпения, праздник нашей веры, праздник святости и благоче­стия. И мы уходим из храма, унося с собой чистый, прозрач­ный сосуд со святого водой для того, чтобы она была в доме для нас залогом нашего спасения.
Сегодня мы молились о всех, кто освящает эту воду, и ею кропит, и принимает ее, — в утишение страстей, в приобще­ние вечной жизни. Эту крещенскую святую воду мы храним дома и благоговейно принимаем ее в особенные, может быть, трудные дни нашей жизни. И все это, братья и сестры, все дано нам в едином слове крещение, ибо те, кто во Христа крести­лись, во Христа и облеклись. И Господь сказал: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 40). И еще раз повторяю: радость, которую дает Христос, дана нам в воде крещальной, в воде кре­щенской, через которую прошел каждый пришедший на зем­лю христианин.
Да поможет нам Господь и в эти, и в последующие дни чаще и чаще, братья и сестры, напоминать себе о том, какое великое сокровище мы несем в своей душе, как в благодатном сосуде. Не в образе воды, а в тех незримых дарованиях благодати Свя­того Духа, которые уже теперь никогда не отступят, которые всегда с нами. Ибо Дух Божий дышит, где хочет (см.: Ин. 3, 8), приходит Сам и утешает и наставляет. Вспомним апостола Пав­ла, который в Послании к Галатам говорит: плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Они выше законов. На таковых нет за­кона (Гал. 5, 23), ибо они уже победили все, что может унизить, уничтожить человеческий дух.
Да будет, братья и сестры, над всеми нами благослове­ние Божие и радость праздника Крещения! И благодать его, и святыня его пусть постоянно обновляется в сердцах наших. Аминь.
Сказано в храме Воскресения Словущего, 25 января 1987 года.

Слово архимандрита Исаакия (Виноградова) (+1981г.) в Неделю по Просвещении

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Чадолюбивая наша Матерь-Церковь в предыдущие праздничные дни дала нам возможность и насладиться прекрасными, торжественными церковными службами, и напитать тело свое, отменив всякий пост, и дать ему отдых, упразднив поклоны, чтобы дать нам возможность со свежими силами вступить на путь будничного нашего труда. Ведь праздники в нашей земной жизни не могут быть постоянными. Они, как светлые окна в комнате, посылают нам с неба свет и радость для того, чтобы этим светом озарить все уголки нашей души и нашей жизни, нашего, повторяю, будничнаго делания. Едва лишь отзвучали рождественские песнопения, и еще продолжают звучать напевы дней Богоявления — а Церковь уже зовет нас к труду над самим собой.
В сегодняшнем Евангелии говорится, как Господь наш Иисус Христос после Своего Крещения и сорокадневного поста в пустыне и борьбы с диаволом возвратился в силе Духа в Галилею. К этому времени Предтеча Его был уже схвачен Иродом и посажен в темницу, и на смену ему выступает со Своею проповедью Господь Иисус Христос. Происходя из царского рода Давидова, Он мог бы начать эту проповедь с центра духовной жизни страны — с города Иерусалима, где еще в двенадцатилетнем возрасте Он изумил всех книжников Своим знанием Священного Писания. Но Он идет не туда, а на окраину страны, в Галилею, которая была презираема истыми иудеями и за малую ученость ее обитателей, и за своеобразное наречие их, и за общение с соседними языческими народами. Про Галилею говорили, что она находится в «сени смертной», то есть как бы забыта Богом.
Почему же Господь так поступил, а не начал Свою проповедь с Иерусалима? — По глубокому смирению Своему и желанию и нам подать пример этой добродетели. Он, родившийся в пещере Вифлеемской и положенный в яслях, испытавший все горести изгнания на чужбину еще в раннем детстве, работавший плотником вместе со Своим нареченным отцом Иосифом, начинает Свою проповедь скромно в отдаленной от Иерусалима Галилее. И идет Он не в тот город Назарет, где протекало Его детство, зная, что нет пророка в своем отечестве, а в торговый, богатый, шумный, мы бы сказали — «грешный», город Капернаум, находящийся на берегу Галилейского озера. Около этого озера и были произнесены первые слова Его проповеди, и внимавшие ей рыбаки, земледельцы и другие простые люди, оставив по слову Его все свои привычные занятия, и рыболовные снасти, и семью, отдали Ему всю душу, всю свою жизнь, а впоследствии приняли мученическую кончину за Его учение.
Какие же первые слова произнес Господь? — Такие же, как и Его Предтеча. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» Что значит «покаяться»? — Окидывая взором здесь стоящих, я вижу преимущественно женщин, именно домохозяек. Вы отлично знаете, в чем заключается ваша будничная работа. Вы утром выметаете всякий мусор из своего жилища: щепки, оставшиеся после топки печей, всякую пыль. Вы перемываете посуду, чтобы принять потом из нее пищу с пользой для себя. То же надо делать и в отношении души. Надо омыть слезами покаяния наши грехи, выбросить далеко весь мусор наших дурных привычек, чтобы в очищенное сердце принять затем Жениха душ наших, Самого Господа в его Святых Тайнах Тела и Крови. Ведь уже совсем скоро услышите вы в храме песнопение: «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче»…
Нельзя сказать, чтобы мы редко приступали к Таинствам Исповеди и Причащения. Но значит ли это, что мы умеем каяться? Боюсь, что нет. Как часто вместо исповеди своих грехов перечисляет человек чужие трехи, содеянные и несодеянные; видит сучок в глазе брата своего, а бревна в своем собственном глазу не чувствует! Трудно видеть свои грехи. Так в темной комнате мы не видим носящихся в воздухе пылинок. Но стоит солнечному лучу пробиться сквозь небольшую дырочку в ставне, и сразу запляшут в свете этого луча тысячи пылинок. Так и истинное покаяние, направляя внимание человека на свою собственную душу, всегда обнаружит в свете его тысячи грехов, обычно нами не замечаемых. Это и есть уже начало того Царства Небесного, которое рождается незаметно в душе человека еще на земле, а в полной мере раскроется в Царстве Славы после Страшного Суда и всеобщего Воскресения. Сотворим же, по слову Крестителя Господня Иоанна, плоды достойные покаяния. Аминь.
10 января / 23 января 1955 г.

Мысли в Неделю по Просвещении архиепископа Аверкия (Таушева), Сиракузского и Троицкого (+1976г.)

Окамененное нечувствие нашего времени

«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия,
и окамененнаго нечувствия».
(Из молитв на сон грядущим).

Всем ли современным христианам известно это знаменательное прошение великаго Златоуста из молитв «на сон грядущим»?
Увы! наверное, очень немногим. А, между тем, оно так ярко объясняет нам очень многое из того, что происходит в современном мире. Зло современнаго мира развивается и углубляется все больше и больше именно в такой последовательности: сначала «неведение», потом — «забвение», затем — «малодушие» и, наконец — ужасное состояние души — «окамененное нечувствие», в котором находится большинство современных людей, далеко отошедших от Бога, от Христа, от Его истинной Церкви и, вследствие этого, все более и более погружающихся в разверзшуюся перед ними адскую бездну, где уже нет спасения.
Начинается все с «неведения» — незнания Закона Божия, упорнаго нежелания знать и исполнять все то, что заповедал Сам Господь Бог в Своем Божественном Откровении. Вот почему все современные богоборцы, претендующие быть руководителями душ человеческих, так ополчаются на обучение детей молитве и на преподавание Закона Божия, борются против открытой честной проповеди Слова Божия, стремясь погасить в сердцах людей Свет Христов, который просвещает всех, преследуют искренних честных пастырей, всеми способами заграждая им уста и стараясь пресечь их влияние на пасомых.
Этим и объясняется то «неведение» — поразительное духовное невежество, в котором пребывает большинство современных людей, даже считающихся оффициально и формально «христианами». Не знают они ни молитв церковных, ни основных догматов своей веры, ни заповедей Божиих, ни священной и церковной истории. И в то же время с необыкновенной самоуверенностью и апломбом любят судить и рядить обо всем, касающемся нашей веры и Церкви, чего они вовсе не знают и не понимают.
Сколько зла приносят такие люди и самим себе и окружающим.
Сколько, порою, церковных смут и нестроений они вызывают!
Но еще ужаснее, если таким «неведением» страдают сами же пастыри, неосмотрительно, без должной подготовки и без необходимаго испытания, поставленные на высоте этого звания — «на свещнице, да светят всем». Как могут они «светить», если они сами лишены Света Христова и погружены во тьму неведения?!
Следующая стадия — «забвение». Кто знает, тот, как огня, должен бояться забвения закона Божия, забвения заповедей Божиих и уставов Св. Церкви. Он должен постоянно обновлять в своей памяти, в своем сознании все, чему учит Господь в Своем Откровении: читать и перечитывать Слово Божие, читать и глубже вникать в возвышенное учение Святых Отцев, назидаться и духовно окормляться высокими примерами истинно-христианской жизни из Житий Святых, которыя когда-то были любимейшим чтением наших благочестивых предков, но теперь совсем заброшены и заменены чтением глупейших и развратных романов, в привлекательном виде рисующих человеческия греховныя страсти, или политических статей в газетах и журналах, в большинстве случаев, как в кривом зеркале представляющих происходящия в мире события и превратно толкующих в выгодном для себя освещении их смысл. Современное политиканство с его отталкиванием от истинной веры и Церкви столь явно ведет человечество к воцарению среди него врага Христова — Антихриста, что только духовно-слепой может этого не видеть.
А духовно-слепыми, которых легко завербовать на службу Антихристу, как раз и становятся те, кто страдают «неведением» или «забвением»!
Дальнейшая стадия, от которой молим мы Бога нас избавить, это — «малодушие». Скольких людей низвергло оно с их моральной высоты, отняло у них их человеческое достоинство! Втоптало в грязь, сравняло с самыми низкими преступниками! Начнем с Понтия Пилата. Ведь как защищал он Господа от нападков неистовых иудеев, требовавших распятия Спасителя мира, пришедшаго в мир спасти человека. Но под конец поддался пагубному малодушию и предал на крестную смерть Того, Кого он сам считал «праведником» (Матф. 27, 24). Он мог прославить свое имя, даже войти в историю с светлым ореолом мученика за Христа, если бы до конца защитил Его от безумной ярости иудейских первосвященников и старейшин, но малодушие его погубило, и он оказался в числе палачей Господа.
Сколько неисчислимаго зла причиняет малодушие людям, и ему поддающимся и их окружающим, и до настоящаго времени! Сколько на почве малодушия совершалось преступлений, измен и предательств! Малодушный — человек неустойчивый, ненадежный во всех отношениях, на котораго нельзя опереться, на слово котораго невозможно положиться. Сегодня он — одно, завтра — другое! Да что говорить! Малейшее влияние со стороны, когда он видит опасность какого-то ущерба для себя, может коренным образом заставить его перемениться во мгновение ока: он готов тогда пойти даже против собственных своих убеждений и может решиться на шаг, котораго никто от него не ожидал. В основе этого лежит незаконное самолюбие, в жертву которому он способен принести все на свете: и интересы, и здоровие, и жизнь множества других людей, от него так или иначе зависящих, и все святое, которому он прежде сам покланялся, но которое готов теперь оплевать и попрать своими ногами, что он и делает, всячески оправдывая себя перед другими, как-будто даже без зазрения совести.
Но Суд Божий не дремлет и рано или поздно не замедлит совершиться над таким безумным самолюбцем, чему много примеров в истории..
Все эти пороки — и «неведение», и «забвение», и «малодушие», как нельзя более, процветают в наше время, даже среди людей, считающих себя «христианами», и потому естественно пораждают то всеобщее «окамененное нечувствие», которое так характерно для нашего злокозненнаго времени.
Как это хорошо сказано: «окамененное нечувствие»!
Это такое состояние, когда человек становится как бы безчувственным, нечувствительным ко всему, как камень. А особенно — безчувственным к Слову Божию, к Истине Божией, к Правде церковной, ко всему подлинно-возвышенному и святому, ради чего стоит в мире жить и трудиться и пострадать, если нужно, и жизнь свою отдать.
Увы! в наше время большинство людей вообще ничем не трогается, если только не задеваются их личные эгоистические интересы. «Их ничем не прошибешь», как говаривали у нас прежде: «они, как камень бездушный». И даже добро другим творят только тогда, когда видят в этом какую-либо личную для себя выгоду: или прославиться, или стяжать популярность, или взамен что-нибудь для себя приобрести. Безкорыстнаго добра не жди от них: они на это неспособны.
Особенно ужасно и губительно для души, когда овладевает человеком окамененное нечувствие к Закону Божию, к Истине церковной, и он легко становится тогда изменником и предателем истинной веры и Церкви, принося все это в жертву своему личному эгоистическому благополучию, хотя бы и под прикрытием разных высоких благовидных лозунгов.
Примеров этого мы много видим в наше время на каждом шагу, а особенно ужасно, когда такие примеры дают нам некоторые пастыри и даже весьма высоко стоящие на свещнице церковной.
Вот почему, начиная Свою проповедь человеческому роду, который Он пришел спасти, Воплотившийся Единородный Сын Божий обратился прежде всего с призывом:
«Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17). Вот почему и святые Отцы Церкви утверждали, что «без покаяния нет спасения».
А покаяние это есть не что иное, как совершенное, полное и коренное изменение своего внутренняго «я» от худшаго к лучшему, от зла к добру, а этому больше всего мешает «окамененное нечувствие». Окаменевшия сердца неспособны по-настоящему покаяться. Потому-то св. Церковь и учит нас ежедневно молить Бога: «Господи, избави мя всякаго неведения, и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия!»

Слово протоиерея Валентина Мордасова (+1998г.) в Неделю по Просвящении

Царство Божие в самом человеке

С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Так, как вы, братие, слышали в нынешнем евангельском чтении, начал свою проповедь Господь наш Иисус Христос. Также и Иоанн Креститель, обращаясь к иудейскому народу, который приходил к нему на берега реки Иордан, чтобы послушать его проповедь, говорил: «Покайтеся, приблизилось Царствие Божие» (см.: Мф. 3, 2). «Приблизилось Царствие Божие», — говорили и те двенадцать апостолов, которых Иисус Христос послал с проповедью в еврейские селения (см.: Мф. 10, 7). Значит, тогда не было еще среди людей Царства Божия; оно только приближалось. С тех пор прошло уже много времени, но наступило ли для нас Царство Божие или только близится? К прискорбию нашему, и для некоторых из нас оно только близится, для многих только желательно, и очень редко кем было достигнуто во всей полноте. Мы ведь теперь продолжаем молиться: «Да приидет Царствие Твое».
Каково же это Царствие Божие, к которому призывает людей Господь Бог и которого мы сами так сильно желаем?
О нем Иисус Христос говорил: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), а святой апостол добавляет, что Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). Итак, о Царстве Божием нельзя сказать: вот оно, внутри нас, в Душе нашей, в совести нашей, и потому может быть чувствуемо и сознаваемо только нами самими.
Первый признак этого Царства Божия — правда. Для того чтобы быть нам в Царстве Божием, для того чтобы нашим Царем был Бог, мы должны быть любящими правду и справедливость, ненавидящими ложь и обман и стремящимися получить от Господа Бога оправдание, то есть прощение своих грехов, ежедневно нами совершаемых.
Второй признак того, что Царствие Божие в нас, что мы действительно служим Богу и это наше служение угодно Ему, есть МИР, то есть спокойствие нашей совести, умиротворенность нашей души. Может ли быть спокоен душою и совестью человек, живущий обманом и ложью; не должен ли он всегда бояться и безпокоиться за раскрытие своего обмана, за изобличение своего преступления? Конечно, не может. Спокойствие и мир пребывают и как бы царствуют в душе только того, кто поступает справедливо, честно, искренне, кому не грозят ни обличения, ни суд, ни наказания. Таковой поистине в Царствии Божием, а в нем — Сам Бог, Царь, Своим законом, благодатию и милостию.
Вспомним Каина, озлобленного по причине греха братоубийства; вспомним Иуду предателя, повесившегося из-за угрызения совести. Посему-то в слове Божием мы слышим постоянный и настойчивый призыв к миру: Мирись с соперником твоим скорее (Мф. 5, 25); гневаясь, не согрешайте, солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26); если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18).
Третий признак Царствия Божия есть радость во Святом Духе. Именно бывает так, что избегающий лжи и поступающий по правде, кающийся во грехах и получающий прощение их в Таинстве покаяния наслаждается тихою внутреннею радостию умиротворения, сознания и ощущения внутри себя человека такого, что согревает душу, как бы освещает ее, ободряет и укрепляет.
Поэтому во Святом Духе радуется тот, кто верит, что везде и во всем действует Святой Дух, утешает и учит; кто надеется, что милосерд Господь Бог, что Он действительно дарует нам спасение и дарует все средства для его достижения. Всего чаще мы можем испытать его на себе после Таинства причащения. Поэтому не унывайте, все молящиеся: «Да приидет Царствие Твое», — ибо пока это Царствие и не пришло во всей своей полноте и силе, а лишь отчасти для некоторых из нас; но все-таки для них оно пришло и так или иначе чувствуется в сердцах. И нами ведь иногда чувствуется, что и в нас живет и управляет всеблагой и всемогущий Царь правды, правды и радости Господь Бог.
Но если вы, братие, пожелаете более осязательно для себя участвовать в Царствии Божием, более ясно ощущать в себе присутствие Царя Господа Бога, с Его благодатию и милостию, то поступайте в своей жизни так, чтобы ваша воля покорялась исключительно воле Божественной, соделайте так, чтобы «не царствовал грех в смертном вашем теле, чтобы вам не повиноваться ему в похотях его» (см.: Рим. 6, 12). Всегда памятуйте заповедь Иисуса Христа: Ищите прежде Царствия Божия и правды его (Мф. 6, 33), и тогда будет все и во всем Христос (Кол. 3, 11).

Комментирование запрещено