Неделя по Воздвижении

Проповедь епископа Силуана (Вьюрова), Колпашевского и Стрежевского, в Неделю по Воздвижении

Не всякая вера в Бога приводит к Нему

Только что мы с вами, братья и сестры, слышали удивительные слова апостола Павла о том, что делами закона не спасается никакая плоть, а спасение совершается только верою. В связи с этим может возникнуть вопрос, а нужны ли тогда дела закона, или, иначе говоря, исполнение заповедей, творение добра, или достаточно иметь веру, и ты уже на пути спасения? Ответ на этот вопрос мы находим в Священном Писании.
Мы должны понимать, что вера бывает разная. Бывает такая вера, которая не только не приводит к Богу, но даже уводит от Него. Например, часто приходится слышать, что можно верить все равно в кого, все равно во что, лишь бы вера была в душе. Другие говорят, что нужно верить в себя. В недавнем прошлом очень модно было говорить о вере в прогресс, но подобная вера, с точки зрения слова Божия, является суетной верой, то есть суеверием. И, конечно, суеверие не только не приводит к Богу, но и уводит, поскольку ставит нас на ложный путь. Так что важно, в кого мы верим; сам предмет веры является определяющим для качества веры. Предметом и определяется наша вера. Если мы верим в ложь, то вся наша жизнь будет выстраиваться на ложном основании. Необходимо верить в Истину, то есть в Бога.
Но вера в Бога может быть различна, и не всякая вера в Бога приводит к Богу. «И бесы веруют», — говорит апостол Иаков, — «веруют и трепещут» (Иак 2, 19). Но эта вера не возвращает им утраченное ангельское достоинство, ничего не меняет в их существовании. Такую веру имеют многие из нас. Она заключается в том, что человек признает, что есть Бог, есть высшее разумное Существо. Но что эта вера меняет в нашей жизни, если мы одним только умом признаем существование Высшего Начала? Этой веры не достаточно для спасения, то есть для единения с Богом. Нужна другая вера. А какая? Об этом и говорит Слово Божие.
Сегодня мы слышали с вами об этой вере в евангельском чтении. Господь призывает человека, желающего быть Его учеником, к самоотвержению: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Необходимо взять «свой крест» и идти за Господом тем путем, которым Он прошел на земле, — путем Голгофы, путем страдания и умирания, потому что только этот путь ведет к воскресению. Самоотвержение невозможно без веры, потому что оно требует от человека самой большой жертвы – пожертвовать собой: душу свою человек должен положить за свою веру. Что есть более ценное у человека, чем его жизнь и его душа? И вот ею человек должен пожертвовать ради Бога. «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35). Самоотвержение возможно лишь на основе веры. Но здесь-то и важно понять, о какой вере идет речь.
Вера от ума не может придать нам сил для самоотвержения. Она холодная, безжизненная и слабая. Подлинная вера – это способность нашего сердца чувствовать Бога, доверять Ему, следовать за Ним, любить Его. Поэтому подлинная вера — от сердца, и она сообщает нам энергию самоотвержения, то есть энергию любви, поскольку любовь и есть самоотвержение. Сам Господь выразил совершенную Любовь через Свою крестную смерть. Крест является символом любви. Вот такой любви, началом которой является вера, и ждет от нас Господь.
Пример такой любви явил патриарх Авраам, от которого Господь потребовал принести в жертву возлюбленного им сына Исаака, сына, рождение которого он ждал многие годы, который был ему дороже собственной жизни. И Авраам, ни минуты не раздумывая, повинуясь велению Божиему, отправился в путь, который продолжался три дня, и в течение этих трех дней Авраам не дал в своем сердце места помыслам сомнения, ропота и малодушия. Как часто нам бывает легко в благородном порыве принять решение на доброе дело, но, когда это решение нужно хранить и следовать ему в продолжении длительного времени, вот тут-то для нас наступает испытание. Такое испытание было и у Авраама. И, тем не менее, он остался верен Богу во всецелом послушании Его воле. И Господь не посрамил его веры: когда, казалось, не оставалось никакой надежды, Господь послал ангела, остановившего руку патриарха с ножом, занесенную над Исааком. Вместо Исаака в жертву Бог повелел принести агнца, которого специально послал на то место. Поэтому Авраам и назван «другом Божиим» (Иак. 2, 23) и «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11), и у него мы должны учиться подлинной вере, которая заключается в совершенном самоотвержении ради Бога.
Мы должны, в первую очередь, отвергнуться всего греховного, что нам мешает служить Богу: должны отвергнуться всех страстных привязанностей, страстных желаний. Но этого мало. Мы должны отвергнуться своих мнений, подчинив Богу не только свое сердце и волю, но и свой ум, а это бывает, порой, очень трудно. Для того чтобы подчинить Господу свое сознание, мы должны, как можно чаще, обращаться к Слову Божиему, читать Священное Писание, — чтобы ум наш как бы плавал в богооткровенных истинах, чтобы они стали содержанием наших размышлений каждый день и чтобы постепенно из ума проникали в сердце, став в нем главными мотивами нашей жизни.
Вот тогда мы сможем жить по вере, и дела наши станут доказательством нашей веры. Тогда наша вера не будет мертвой, а будет делами веры и делами самоотвержения. И итогом такого самоотвержения, итогом того пути, по которому ведет нас вера вслед за Христом, является то, о чем говорит апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Человек, достигший совершенства верою, имеет те же чувства и те же святые помышления, которые были и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5).
Вот как мы должны измениться. Вот что является целью нашей веры и нашей жизни по вере. Пусть это будет критерием для каждого из нас, которым мы должны поверять свою жизнь каждый день. И если видим в себе недостаток веры, будем приносить Богу покаяние и возносить молитвы о приумножении веры, как это делал евангельский старец, приведший к Господу своего тяжело недугующего сына. «Веруешь, что Я могу исцелить его?» – спросил его Христос. И этот старец, чувствуя в себе недостаток веры, но все же имея веру, обратившись к Господу просил: «Верю, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9, 24).
Будем и мы со смирением, с кротостью, сознавая свое несовершенство, просить Господа об умножении в нас веры, чтобы она стала прочным фундаментом того здания духовной жизни, которое строить заповедовал нам Господь, чтобы затем войти в это здание и вместе с нами сотворить вечерю во Царствии Своем (Откр. 3, 20).
Аминь.
Парабель, 29.9.13

Слово архиепископа Димитрия (Муретова), Херсонского и Одесского (+1883г.), в Неделю по Воздвижении Честного и Животворящего Креста

Иже постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми (Марк. 8, 38).

Это сказал Господь наш Иисус Христос в ободрение тем, которых призывал Он взять крест свой и итти в след Его, которым предсказывал в мире сем скорби и печали, поношения и уничижения, гонения и страдания.
В нашем падшем и греховном мире, при всеобщем смешении добра и зла, все является, братие мои, в превратном виде. Порок и нечестие нередко торжествуют и славятся; добродетель и благочестие — в стеснении, гонении, убожестве и безчестии. Заблуждения и ложь проповедуются на кровех, сретают даже похвалу и одобрение; а св. истина принуждена бывает скрываться под спудом, чтоб не быть осмеянною и поруганною. Праведники, благоугождающие Богу исполнением Его заповедей, служащие Ему преподобием и правдою вся дни живота своего, и алчут, и жаждут, и наготуют, и страждут; а грешники, бесстрашно преступающие всесвятую волю Его, презирающие божественный закон Его, одеваются в порфиру и виссон, веселятся на вся дни светло. Соблазны и беззакония, неверие и кощунство ростут и множатся в самой Церкви Христовой, и возносят до небес главу свою; а вера и благочестие смиренно преклоняются долу и не смеют возвести очей своих, чтоб не встретить кощунственного поругания.
Как же Святый святых, пред очами коего не пребудут беззаконницы, терпит в св. царстве Своем всякую нечистоту и беззаконие? Как Правосудный и Праведный не карает и не истребляет тотчас всякое нечестие и неправду? Как всемогущий Глава Церкви терпит поругание и уничижение Своих членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейного и грешного? Этой глубочайшей тайны милосердия и долготерпения Божия не постигают, братие мои, вполне и сами св. ангелы. Возмущаясь злобою и грехами человеческими, они просят дозволения у Господа погубить нечестивых, оскорбляющих величие и святость Божию своими злыми делами, исторгнуть эти плевелы из среды живых и ввергнуть их в геенну: хощеши ли, да шедше исплевем я? Но премилосердый и долготерпеливый Господь говорит им: ни, оставите расти обоя купно до жатвы. Все святые, предстоящие престолу Божию на небе, по сказанию Тайновидца, вопиют к Богу день и нощь: доколе, Владыко святый и праведный, не мстиши крове нашея от живущих на земли? Но Господь говорит и им: почийте мало, дондеже совершатся братия ваша и клеврети ваша. Впрочем, святое Слово Божие открывает нам, братие, часть этой тайны долготерпения Божия, сколько нужно для ободрения и укрепления чад Божиих среди соблазнов и искушений мира, для вразумления и пробуждения самих грешников от безпечности их о своей вечной участи. Господь долготерпит на всех потому, что за всех человеков принесена правосудию Божию величайшая всесвятая жертва — крестная смерть Единородного Сына Божия, за всех грешников пролита божественная кровь яко Агнца непорочна и пречиста Христа; посему самая правда Божия требует не смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему. Долготерпит Господь потому, что и награды и наказания жизни будущей безконечны; посему самое правосудие требует, чтобы святый святился еще, и праведный правду да творил еще среди всех соблазнов и искушений мира, да явятся достойными той высочайшей славы, которою просветятся праведницы во Царствии Отца их; чтобы обидяй обидел еще, и скверный осквернился еще в мире сем, да будут достойны того вечного огня, который уготован диаволу и аггелом его. Господь долготерпит потому, что одному всеведению Его известно число избранных, не только тех, которые теперь, быть может, блуждают еще или в неведении истины, или в ослеплении страстей, но и тех, которые произойдут на свет от рода самых нечестивых и грешников, но которые сделаются истинными чадами Авраама по вере и благочестию; посему премудрость Божия щадит всех, чтобы, восторгающе плевелы, не восторгнуть купно с ними и недозревшую и невзошедшую еще пшеницу. Словом, безконечная любовь и милосердие Божие ожидают, доколе не взойдет и не принесет плода вся посеянная, вся сеемая и имеющая сеяться еще на ниве Божией пшеница.
Но это безконечное долготерпение Божие не может и не должно ни подавать повода к безпечности веселящимся ныне грешникам, ни повергать в уныние страждущих праведников, — да не величаются первые мнимым торжеством своим на земле, да не постыдятся последние Господа и словес Его в роде сем прелюбодейнем и грешнем. Придет пора жатвы, настанет день суда и воздаяния, когда соберут от царствия Божия вся соблазны и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненну, праведницы же просветятся, яко солнце, во Царствии Отца их. По ту сторону гроба есть другой мир и другая жизнь, где обитает вечная правда, где разлучатся на всю вечность овцы от козлищ, праведники от грешников, и идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный.
Тщетно сыны тьмы и нечестия утешают себя безумною надеждою уничтожения, тщетно хотят уверить себя и других: яко самослучайно рождени есмы, и посем будем якоже не бывше. В творении высочайшей премудрости нет и не может быть никакой случайности, недоведомой всеведению. Тут существует только то, что предусмотрено всеведением, что осуществлено всемогуществом, существует так, как предопределила высочайшая премудрость, как предуставила вечная правда, как возжелала безконечная любовь. Созданный по образу Божию дух наш не может исчезнуть и уничтожиться вопреки всемогущей воле Создавшего его. Живой закон правды и истины, составляющий, так сказать, основу разумной души нашей, сознаваемый самими беззаконниками, не изгладимый никакими ухищрениями лжи и обмана, не может не воскреснуть когда-либо во всей силе своей, как закон правды Божественной. Искупленная драгоценнейшею всего мира кровию Сына Божия душа наша и сама дороже всего мира, и, если бы исчез и уничтожился мир весь, она пребудет пред Богом жизни живою и бессмертною. Так хощет всемогущий Владыка духов и всякия плоти: аминь, аминь глаголю вам: яко грядет час, егда сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая во воскрешение суда (Иоан. 5, 28-29).
Тщетно нерадивые и безпечные о душе своей люди, по своих похотех ходяще, говорят подобно рабу лукавому: коснит Господь наш приити. Где есть обетование пришествия Его? Отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают, все так же и будет. Нет, заблуждающие и ослепленные, не коснит Господь обетования, но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Петр. 3, 4. 9). Неужели думаете, что в Царстве Всевышнего будет вечно господствовать зло и беззаконие, как господствует ныне на земле; что в Царстве Бога мира и любви пребудут навсегда вражды и зложелательства, обиды и угнетения, ненависть и злоба, как это видим теперь в наших обществах; что в Царстве Всеблагого будут вечно страдать неповинные, бедствовать добродетельные, плакать угождающие Богу, и, напротив, радоваться нечестивые, торжествовать обидящие, величаться враги Божии, как это бывает теперь в нашем мире; что в царстве Бога истины и правды будут вечно терпимы ложь и коварство, ухищрения и обманы, заблуждения и неправды, прельщения и соблазны, как все это бывает теперь между человеками? Где же закон, о котором говорит нам собственный наш разум, который составляет основание бытия вселенной, без которого невозможно самое существование мира? Где правда и воздаяние, о которых говорит наша совесть, без которых весь мир превратился бы в хаос? Ей гряду скоро, глаголет Господь: и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делом его!
Тщетно преданные суете миролюбцы воображают себе, что Евангелие Христово угрожает судом и казнию для одного токмо страха, что страшныя картины, коими живописует Слово Божие несчастную участь греншиков, существуют в одних токмо изображениях, что откровение Божие хочет только устрашить людей, подобно как устрашают детей вымышленными рассказами и изображениями. Нет, безпечные сыны века сего, небо и земля прейдет, словеса же Господня не прейдут! Неужели воображаете, что напрасно устрашал Тот, кто за беззакония человеческия погубил в потопе всю тварь — от человека до скота, кто огнем с небесе сожег грады Содомские, кто, по предречению Своему, предал разрушению и истреблению возлюбленный прежде град и народ Свой за его неверие и нечестие? Неужели мог напрасно устрашать Тот, кто Сам горько плакал, предвещая страшную судьбу Иерусалима и чад его, кто с тяжкою скорбию возвещал горе и горе нераскаянным, кто, идя под крестом на Голгофу, говорил плакавшим о Нем женам: себе плачите и чад ваших, яко се дние грядут, егда начнут глаголати горам: падите на ны, и холмом: покрыйте ны; зане, аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет? Неужели думаете, что оскорбление высочайшей святости и любви Божией может остаться безнаказанным, что пролитая за избавление людей кровь Сына Божия, пренебрегаемая и попираемая безчувствием и неблагодарностию безпечных грешников, не возопиет к Богу об отмщении, что вечная правда Божия не потребует вечного воздаяния за неправду и нечестие? Нет, братие мои, существо Божие неизменно и все суды Его непреложны, правда Его — правда во веки и слово Его — истина! Самое существо зла и греха таково, что оно необходимо рождает из себя скорбь и болезнь, страдания и муки. Самое блаженство праведных для полноты и совершенства своего требует отлучения злых и неправедных на всю вечность.
Тщетно закосневающие во грехах слабые христиане, предавшись в волю страстей и похотей своих, утешают себя мыслию о безконечном милосердии Божием, надеются на послабление заблуждениям своим от безпредельного человеколюбия Божия, чают снисхождения мнимым немощам своим от неистощимого долготерпения Божия. Милость бо и гнев у Него. Или о богатстве благости и кротости и долготерпении Божии нерадиши, говорит Апостол: не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? Благость Божия ищет твоего спасения; а ты, как бы посмеваяся ей, говоришь: Господь благ и многомилостив, простит мои согрешения, — и продолжаешь грешить безбоязненно и нерадишь о спасении души твоей! Долготерпение Божие на покаяние тя ведет; а ты, как бы посмеваяся ему, говоришь: долготерпелив Господь, не предаст меня погибели, — и не престаешь творить злое пред очами Его и не заботишься о том, что будет с тобою в вечности! Любовь Божия говорит тебе: хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему, и потому ищет тебя на всех распутиях порока, зовет тебя гласом милосердия в Царство Свое; а ты, как бы в посмеяние ей, упорствуешь в своем заблуждении, боишься разорвать связь свою с миром прелюбодейным и грешным, не хочешь разрушить обаяние греховных сетей, которыми опутал тебя диавол, медлишь предаться всей душею и сердцем в обятия любви и милосердия Отца небесного! Не сам-ли по жестокости твоей и нераскаянному сердцу собираешь себе гнев на день гнева и откровения суда Божия? Неужели думаешь, что человеколюбие Божие пременит святость существа Его, что милосердие Его упразднит суд и правду, что долготерпение Божие обратится в потворство беззаконию? Неужели можем надеяться, что нас введут как бы невольно в царство Божие, когда мы не хотим итти туда открытым нам путем заповедей Господних, что нас примут со всеми нечистотами греховными туда, куда не входит и не внидет никогда ничтоже скверно? Нет, возлюбленнии, не преселится ко Господу всяк лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Его. Вечная милость Божия токмо на любящих Его и хранящих заповеди Его, а на грешницех почиет ярость Его! Приидет Господь во тьмах святых ангел Своих сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их, имиже нечествоваша, и о всех жестоких словесех их, яже глаголаша нань грешницы нечестивии.
Тогда-то, братие мои, откроется вся слава сынов Божиих и все посрамление нечестивых. Тогда-то узрит небо и земля, что праведника, поруганного, презираемого в мире, не бе достоин весь мир; что участь грешника, как бы ни величался он на земле, ужасна! Тогда Господь и Владыка небесе и земли призовет избранных Своих: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира! Грешники вменяли вас ни во что, почитали отребием мира, глумились над вашим благочестием, посмевались над вашею верою и упованием; но Отец Мой запечатлел вас Своим благословением: приидите благословеннии Отца Моего. Вы не имели на земле, где главу подклонити, во всю жизнь, ради Меня и Евангелия, терпели, страдали, бедствовали. В воздаяние за то Я уготовал вам вечное Царство на небе. Приидите, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Здесь обретете вы вечное упокоение, здесь ожидает вас вечное наслаждение и блаженство! Здесь все ваши скорби и слезы земныя не помянутся ктому и радость вечная над главою вашею будет!
Тогда скажет Он и грешникам: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Вы славились и величались на земле, были в чести и почтении между человеками, изобиловали всеми благами мира; но правда Отца Моего запечатлела вас печатию проклятия, Его святость и истина судила вас достойными вечного отвержения от лица Божия: идите от Мене проклятии! За наслаждение земными, тленными благами вы променяли вечное Царство, которое обещал Я и вам вместе со всеми, искупленными Моею кровию; за пустую славу мира сего, за то, чтоб не казаться странными и презренными в очах рода сего прелюбодейного и грешного, вы отреклись от славы чад Божиих, братий и сонаследников Моих в Царстве Отца Моего; но есть в возмездие вам огнь вечный: идите во огнь вечный! Вы гнушались Моим уничижением и смирением, стыдились Меня, Моего Креста и Евангелия, презирали и глумились над меньшими братиями Моими, верующими в Меня; оставайтесь же на всю вечность в сообществе диавола и аггелов его!
Иже бо постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми. Аминь.

Слово cвятого Праведного Иоанна (Сергиева), Кронштадтского чуд. (+1908г.), в Неделю по Воздвижении

Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, 
и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8, 34)
В нынешнее воскресенье, называемое в на церковном порядке Неделею по Воздвижении Креста, положено уставом церковным читать Евангелие о самоотвержении и крестоношении, требуемых Евангелием от всякого желающего следовать за Христом (см.: Мк. 8, 34-38). Итак, об этом и побеседуем теперь во славу Христа и в наше просвещение и спасение.
Кто хочет идти за Мною, говорит Господь, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Господь никого не принуждает идти за Ним, но оставляет на добрую волю каждого — следовать или не следовать за Ним, для Него ли жить, для правды и святыни, для вечного с Ним соцарствия, — или — для себя, для плоти и для угождения своим страстям, миру прелюбодейному и грешному и — диаволу, и для вечной срамоты и муки. Господь оставляет нашу свободную волю неприкосновенною; ибо хочет, чтобы мы добровольно, по убеждению сердца любили Его, исполняли заповеди Его и отвращались нелепых, пагубных страстей, а не как рабы, по принуждению и подневольно. Но как не следовать за Тобою, сладчайший Иисусе, вечный Живот наш, дыхание наше, Свет наш, Радость и блаженство наше! Кто последует за Тобою невозвратно, тот и здесь предвкушает блаженство небесное, и непременно наследует вечное блаженство с Тобою. Это истина непреложная, всерадостная, бросающаяся, так сказать, в глаза всякому своею очевидностью.
Так за Христом последовали с радостию апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые древних и новых времен; они охотно пожертвовали для Господа всеми благами мира, самою жизнью своею, — и не погрешили в своем уповании, не обманулись в своей надежде, наследовали непоколебимое, вечное Царство. Отчего же большая часть людей не следует за Христом? По неверию или маловерию, по пристрастию к временной жизни и ее скоропреходящим благам, по гордости и кичению образования мирского, не просвещаемого благодатию, — по нечистоте страстного сердца и по утвердившейся наклонности воли к преследованию только земных целей; по духовному невежеству; по неразвитию вкуса к духовным благам, которые требуют подготовки, упражнения мысли и сердца в предметах духовных, как то: в молитве, богомыслии, чтении Слова Божия и в делах любви и милосердия христианского и обучении плоти — воздержанию. Но чего лишается, каких чудных благ, какого мира, какой сладости духовной, какого духовного света, какого блаженства, человек, не следующий за Христом, а следующий только своим греховным пожеланиям, привычкам, страстям, наклонностям? Что в мире может заменить Христа, бессмертного Живота? Ничто. Никакие сокровища, никакие наслаждения и утехи. Отвергнись себя, говорит далее Господь, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Отвергнись себя, это значит — отвергнись своей грешной воли, своих порочных наклонностей, поползновений, страстей, словом сказать, — всякого греха, в тебе живущего, действующего, вяжущего тебя, омрачающего, оскверняющего, унижающего и бесчестящего тебя, препятствующего тебе идти за Христом на небо, — стремиться к истинному покаянию, к чистой добродетели и совершенству христианскому, и делающего тебя рабом тления и смерти: извращающего твою природу, созданную по Богу в правде и святости, — уготовляющего тебе вечную разлуку с Богом и вечную муку.
Да, братия и сестры! Отвергнуться себя нужно непременно. Если мы беспристрастно, по чистой совести вникнем в себя, в нашу совесть, в наше сердце, в наши дела, в наше безделье и во всю суетную жизнь нашу, то сейчас найдем, что мы большею частью и мыслим, и желаем, и говорим, и делаем не то, что существенно нам необходимо; не по намерению и воле нашего всеблагого и премудрого Творца и Господа: а противное Его намерениям, по своей превратной, порочной воле. Вникните тщательно в свое сердце. Чем оно занято? Что оно любит? К чему оно влечется? К Творцу ли своему, к добру ли, к правде ли и святости, к истинному ли благополучию и блаженству, к взаимной ли любви и помощи? Нет. Сердца заняты большею частью собою, проникнуты эгоизмом. Сколько страстей в одном сердце! Сколько источников смерти! Каждая страсть — источник смерти: ибо каждая может убить человека навеки, если он не раскается и не переменится, не бросит ее. Итак, человек, отвергнись себя. Но это тяжело; страсти сделались твоею второю природою. Что делать! И отсечение членов тела бывает очень болезненно, но, когда оно необходимо, то дают на отсечение и руку и ногу и даже глаз на исторжение. То же надо делать и со своими страстями. Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя (Мф. 5, 30), то есть не руку тела, а страсть, которая в душе твоей сделалась как бы рукою твоею, то есть как бы природным членом твоим; это будет для тебя болезненно, как бы распинание на кресте, но зато спасительно и приведет тебя к вечной жизни; ты избавишься от всегубительного яда — греха, от власти диавола, от огня адского. Возьми крест свой и следуй за Христом (ср.: Мк. 8, 34), то есть исполняй Его волю, Его заповеди, уставы, советы. И воины на войне следуют твердо указаниям полководца, чтобы одержать победу, и — побеждают; победишь и ты, если будешь следовать за Своим всемогущим Вождем — Христом. Ибо кто хочет душу свою сберечь, говорит Господь, тот потеряет ее (Мк. 8, 35). Что здесь значит беречь душу свою? Значит не трогать страстей души, оставлять их в покое, давать им жить и крепнуть и владеть нашим умом и нашим сердцем и нашей волей, словом — душой и телом; жить нераскаянно, не помышляя о смерти и о Суде вечном. Беречь себя, таким образом, значит — вечно губить душу свою, терять ее.
Надо заметить, что Господь, говоря это, разумел преимущественно время гонений за веру в Него и случаи исповедания имени Его пред гонителями: ибо были некоторые из христиан и такие, которые для сохранения временной жизни, богатства, почестей, отрекались от Христа и от христианской веры и тем теряли душу свою, погибали чрез свое отречение, чрез пристрастие к земным благам. Но и теперь есть многие, которые, чрезмерно любя временную жизнь и ее блага и жизнь плотскую, — отрекаются следовать за Христом, исполнять Его заповеди, живут противно обязанностям своего звания и не каются в том — и таким образом теряют свою душу для вечности. А кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, говорит Господь в сегодняшнем Евангелии, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Здесь опять преимущественно разумеются случаи с мучениками, которые для Христа, для сохранения веры в Него и любви к Нему добровольно лишались имущества, чинов, родных и самой жизни своей, и таким образом сберегали жизнь свою для вечности, для Христа и Его вечного Царства. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8, 36-37). Это сказано в пояснение предыдущей мысли, то есть что лучше лишиться всех богатств, почестей, родных, самой жизни по плоти, чем погубить навеки душу свою чрез отречение от Бога, для сохранения временной жизни и временных выгод, скоро покидающих нас. Душа несравненно дороже всего мира, как созданная по образу Божию и предназначенная к бессмертию, — и ее нельзя ничем искупить от вечных мучений, если здесь не искупим ее верою в заслуги Искупителя, в искупительную Кровь, мужественным исповеданием имени Его и доброю жизнью. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, говорит Господь, в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). Здесь говорится о необходимости дерзновения или смелости и мужества при исповедании Христа, Сына Божия, о непощадении жизни своей для Христа и о последовании Его воле, потому что если кто здесь почтет за стыд следовать Ему, исполнять заповеди Его, или постыдится следовать постановлениям Церкви Его, ради угождения миру, плоти и диаволу, — того не признает своим и Сын Божий во Второе Пришествие Свое и на Страшном Суде Своем.
Страшное слово, братия и сестры! Отбросим же ложный стыд и леность к благочестию, к посещению Богослужения, леность к чтению Слова Божия и поучению в нем, отвержемся себя, отбросим угождение многострастной плоти, во зле лежащему миру и миродержцу — диаволу, — возьмем крест свой и последуем за Христом, Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира, за нашим Царем и Господом, уготовавшим нам Царство на небеси от сложения мира. Аминь.

Слово архимандрита Алипия (Воронова) (+1975г.) в Неделю по Воздвижении

О крестоношении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангелии Господь Иисус Христос предлагает нам такое учение: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). И еще добавляет: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мр. 8, 38). И дальше Господь продолжает учить: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и, остальное, все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Вот мы крестимся, то есть открыто исповедуем, что Господь за наши грехи был распят на Кресте, пострадал, и умер, и воскрес, и этим примирил нас с Богом Отцом, сокрушил силу дьявола и открыл нам вход в Царствие Небесное, которое до страдания Господа было закрыто для людей — люди находились под проклятием за грехопадение Адама и все после смерти шли в ад. Мы крестимся в храме, дома, но в каком-нибудь общественном месте, например в столовой, не многие из нас крестятся. Они стыдятся открыто исповедать веру в распятого за нас Господа. Стыдятся это сделать во славу Божию и во свое спасение. Берегитесь такие люди, как бы Господь не отвернул от вас Своего лица в день пришествия Своего.
Господь безгрешный нес неизмеримо тяжелый крест за нас. Он дал и нам, каждому, свой посильный крест. Кто посильнее духом, тому Господь дал крест потяжелее, а кто послабее — тому полегче, каждому по силам. Выше сил Господь никому не дал креста. Некоторые приходят в отчаяние и говорят, что жить им больше невозможно, так тяжел их крест. Нет, с помощью Божией каждый может нести свой крест и молиться Господу так: «Ты, Господи, дал мне крест, помоги мне и нести его до конца». И Господь поможет. Отчаиваться нельзя — это большой грех, который приводит зачастую к самоубийству и вечной погибели. Настоящий истинный христианин должен возвышаться над всеми своею кротостью, миролюбием, любовью к врагам и этим светить как светильник всем, чтобы все, видя такую жизнь христиан, прославляли Отца Небесного, как в древнее время язычники обращались от своих заблуждений к истинному Богу, видя самоотверженную любовь христиан.
Не словом и языком мы должны проповедовать, но делами. Где бы мы ни работали: на фабрике, на заводе, в каком-либо учереждении, или дома, или в другом каком месте — везде христианин должен быть выше на голову других по своим делам для славы Божией. Он должен служить хорошим примером для других. Если кто оскорбил, оклеветал тебя справедливо или несправедливо — прости ему, если кто взял в долг и не отдал — не требуй назад. Не мсти никому, не воздавай злом за зло, а делай добро всем и молись за своих врагов, чтобы и они стали добрыми и спасли свои души.
Почему с нами часто случаются неприятности, скорби, несчастья, разочарования? Все это с нами случается потому, что мы не поступаем по воле Божией, а творим свою волю. Мы не советуемся, не спрашиваем у Господа, что нам делать, как нам поступить. Например, мы задумали продать или купить дом, или поехать в дальнюю дорогу, или выйти замуж. Нужно это делать или не нужно, мы не спрашиваем у Господа, а делаем по-своему, как задумали, так и делаем. И что же получается впоследствии — одно разочарование, раскаяние в своих необдуманных поступках. А Господь обязательно откроет Свою волю тому, кто отдал Ему все свое сердце. Такой человек помолится Господу, и Он откроет, как ему поступить; и если он поступит по воле Божией, то с ним не случится никакой беды, никакого разочарования.
Господь Иисус Христос сказал во святом Евангелии: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все остальное приложится вам». Враг же рода человеческого хочет погубить нас суетой, это сильное оружие в его руках. Человек, который очень много суетится, уже не надеется на Бога, а надеется на себя, а за то, что он надеется только на себя, Господь лишает его Своего Промысла, Своей помощи. Конечно, никто не должен быть тунеядцем, жить за чужой счет, а каждый должен трудиться во славу Божию и есть свой хлеб, честно заработанный.
Но главная наша забота должна быть о своей бессмертной душе. Только она будет вечно жить, а не плоть наша. Вечная жизнь принадлежит нашему внутреннему человеку, а внешний истлеет, будет пищей червей после нашей смерти. Мы должны оставить наши суетные дела в праздничные дни и ходить на общую молитву в храм Божий, должны молиться и дома, уделять время для посещения больных, страждущих и праздничные дни проводить не в пьянстве и сквернословии, но в служении Богу молитвой, благочестивыми делами и разговорами. Так, никто из людей, ищущих прежде всего Царствия Божия и правды Его, то есть которые заботятся главным образом о своей бессмертной душе, никто из таких людей не ходит раздетым, необутым, голодным — все они имеют необходимое для своего тела и имеют что уделить другим бедным от своего достатка.
Чтобы мы надеялись только на Бога, а не на себя, Господь приводит нам в пример птиц небесных, которые не сеют, не жнут, но Отец Небесный питает их. Приводит в пример цветы — полевые лилии, которые Господь одевает так прекрасно, как не одевался Соломон во всей славе своей.
Итак, каждый понесет свой посильный крест во славу Божию, понесем же и мы без ропота, с любовью, будем больше всего заботиться о своей бессмертной душе, не будем стыдиться исповедовать имя Божие открыто, будем служить примером любви, кротости, милосердия к врагам и ко всем людям. Тогда Господь признает нас истинными Своими последователями и удостоит Царствия Своего Небесного. Аминь.
1960 г.

Слово святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского (+1867г.), в Неделю по Воздвижении

Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем; и сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы Святыми. Марк. VIII, 38.
Отец Небесный не судит никому, но весь суд отдал Сыну Своему. Смотрите, как дивен суд Его. Как он точен и строг! Ибо наказание с преступлением измеряется одною и тою же мерою. Если человек постыдится Христа; вот преступление: — и Христос постыдится человека; — вот наказание. Но как вместе и снисходителен суд сей! Сколько дерзновенный раб захочет унизить пред очами своими Господа славы: столько, а не более, Господь славы хочет унизить пред Собою раба дерзновеннаго:иже аще постыдится Мене: и Сын человеческий постыдится его.
Но каким бы в сем случае ни являлся нам Верховный Судия, строгим ли, дабы устрашить нас, и страхом спасти от преступления и осуждения, снисходительным ли, дабы устыдить нас, и стыдом спасительным предупредить стыд законопреступный, самое преступление, на которое произносится суд, кажется, может возбудить в нас весь ужас отвращения, и все внимание осторожности. Как? Будут люди, которые подумают, что Сын человеческий и словеса Его, то есть, Христос и Христианство, делают им стыд? — К сожалению невозможно в сем сомневаться. Будет то, что предсказывает Истина. Всеведущий Судия не провозглашал бы наказания, если бы не предвидел преступления.
Чтобы некогда Господь наш не постыдился нас, Христиане, нужно нам, в предосторожность нашу, внимательно размыслить, что значит постыдиться Сына человеческаго и словес Его, и как можно впасть в сие преступление.
Иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем: и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми.
Стыдятся обыкновенно нечистаго, низкаго, презреннаго. Как же можно постыдиться Иисуса Христа всечистаго, превознесеннаго, препрославленнаго? Что значит в сем случае постыдиться?
Дабы определить разум сего слова в устах Иисуса Христа, надлежит вспомнить, что пред тем говорил Он о кресте. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Но что был крест в очах людей, прежде нежели крестная смерть и воскресение Спасителя нашего, представили оный и по внутреннему знаменованию величественным, и чрез то купно и по внешнему знаменованию священным? Он был орудие смерти для осужденных, и между осужденными для рабов, или для людей, признаваемых достойными вместе и наказания и поругания. Посему вероятно, что люди, привыкшие ценить вещи ценою народнаго мнения, услышав учение о кресте, тотчас подумали, как трудно последовать Учителю, Который готовится и готовит учеников своих к такому необыкновенному позору; вероятно, что люди отличной образованности и изящнаго вкуса по своему времени, стыдились даже стоять между слушателями такого Учителя, Который преподает столь странное учение. На сии помышления и чувствования испытующий сердца Учитель ответствует: иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем: и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми. Из сего можно заключить, что стыдиться Сына человеческаго определительно значит стыдиться Иисуса Христа, яко распятаго; и что стыдиться словес Его значит стыдиться учения о кресте. Предостережение против сего стыда очевидно нужно было для времен, в которыя господствовало Иудейство и язычество, и в которыя для опровержения Христианской веры, и для осмеяния Христиан, как безумных, довольным почитали сказать, что они веруют в Распятаго; — как безумных, говорю я; ибо точно сие говорит Апостол: слово крестное погибающим юродство есть; — мы проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие (1 Кор. I, 18. 23); и посему тот же Апостол, вместо того, чтобы объявить себя приемлющим учение Христово, верующим ему, благоговеющим пред ним, почел довольным сказать, что не стыдится онаго: не стыждуся благовествованием Христовым; сила бо Божия есть во спасение всякому верующему (Рим. I, 16).
Должно заметить, что то же преступление, которое Иисус Христос называет стыдом имени Его и учения, иначе называет Он отвержением Его, или отречением от Него: иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех. Стыдиться Христа есть начало, а отречься от Него есть совершение одного и того же преступления. Как сердцем веруется в правду; усты же исповедуется во спасение (Рим. X, 10): так сердцем стыдятся Христа в осуждение, чувствуют тягость и затруднение от Его учения, как несообразнаго с понятиями гордаго разума, с похотями плоти, с обычаями века сего; и в следствие таковых внутренних расположений, устами, делами и всею жизнию отрекаются от Него к погибели.
Нет сомнения, что каждый благомыслящий Христианин чувствует важность сего преступления, разсматриваемаго во всем его пространстве: и может быть, некоторые думают, что самая тяжесть онаго избавляет их от опасения, чтобы не впасть в оное. Не удивляюсь, если благонамеренные, но не опытные в Христианстве, так думают. Так думал Апостол Петр, когда на предсказание Иисуса Христа, что все Апостолы соблазнятся о Нем в следующую ночь, сказал Господу:аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогда же соблазнюся (Матф. XXVI, 33). И еще на предсказание о его троекратном отречении от Христа: аще ми есть и умрети с Тобою, не отвергуся Тебе. Так и все Апостолы думали: такожде и вси ученицы реша (35). Но известно, что было в следующую ночь: тогда ученицы вси оставльше Его, бежаша (56). И Петр, который менее всех опасался падения, пал бедственнее всех прочих. Отчего же сие случилось? От того наиболее, что Петр не опасался пасть так глубоко; а того еще не изведал, как древний человекоубийца тростием и изгребием закрывает пропасти, чтобы навести на них и низринуть неосторожнаго. Если бы кто из явных и сильных врагов Христовых напал на Петра: он увидел бы опасность, и вооружился бы мужеством. Если бы прямо сказали ему: отрекись от Христа: он ужаснулся бы сего преступления, и, может быть, подлинно решился бы в ту же минуту, до смерти стоять в исповедании осуждаемаго на смерть Иисуса. Вместо того, приступи к нему едина рабыня: чего тут опасаться? Она ничего не говорит, и вероятно, ничего не понимает, ни о вере во Христа, ни о исповедании Его; а только любопытствует о том, кого видали с Ним вместе: и ты был еси со Иисусом Галилейским. Петр подумал, может быть, что не стоит труда входить в разговор о Христе с людьми, которые так далеки от Его тайн, и что сие значило бы метать бисер пред свиниями. По видимому, он старался только прекратить речь. Не вем, что глаголеши, сказал он; я тебя не понимаю: и не сведал, как постыдный для Апостола стыд Сына человеческаго прокрался в сердце Апостола. Нападение повторено сильнее прежняго: ибо другая рабыня указала его сущим тамо. Надлежало усилить отпор: и Петр сказал с клятвою, яко не знаю человека. Таким образом уклонение от разговора о Иисусе не приметно превратилось в отречение от Его лица. Еще нападение и улика, — и Петр начат ротитися и клятися, яко не знаю человека, то есть, всеми силами отрицаться от Него. Сие нечаянное и глубокое падение Петра, горько им оплаканное, попущено Провидением Божиим не для его только испытания, но и в наставление всем нам, Христиане. Он преткнулся, дабы мы научились осторожно ступать по пути спасения. Мняйся стояти да блюдется, да не падет (1 Кор. X, 12). Если мы думаем, что решились бы пожертвовать жизнию за Христа, когда бы то нужно было: то дабы сим приятным уверением, подобно Петру, не обмануть самих себя, мы должны тщательно смотреть за собою, как поступаем в тех случаях, когда для неизменнаго исповедания Христа нужно пожертвовать чем либо гораздо менее важным, нежели жизнь.
Подходит рабыня суетных приличий, и ни на чем добром не основанных обычаев, называемая в мире образованностию или людскостию (как будто без нея люди и людьми бы не были, и образа не имели), и говорит человеку, желающему быть последователем распятаго Иисуса: не ужели подлинно ты хочешь оставить путь столь многих людей разумных, разборчивых, сильных, богатых, почитаемых, любезных, которых образ жизни столько же приятен для них самих, сколько и всеми одобряем? Не ужели откажешь себе в удовольствиях и некоторых вольностях, которыя почти у всех почитаются невинными? Не ужели решишься быть странным в очах света и притчею общества? Не ужели будешь мучить себя подвигами, убивать постом, изнурять строгостями, которыя в самых отшельниках суть действие излишней, может быть, и не разсудительной ревности? До кого из желающих итти путем Христовым не доходят такия речи? К кому не приходят иногда такие помыслы? Что же скажем на сие, Христиане? Кажется, здесь дело идет не о том, чтобы отречься от Христа; нас хотят только пристыдить подозрением, не были ль мы со Иисусом Галилейским, или не хотим ли вместо светскаго вечера, быть с Ним на всенощном бдении Его в саду Гефсиманском, где и Сам Он был с тугою и скорбию с болезненным, хотя притом совершенно свободным и охотным пожертвованием Своея воли. Нет, — говорят иные в тайных помыслах, я совсем не понимаю, что значит быть в саду Гефсиманском; я знаю, и хочу знать только такое Христианство, которое утешает, а не такое, которое учит лишаться, страдать, и каким-то непонятным образом умирать самому себе: не вем, что глаголеши. Ах! Поберегись, желающий спасти душу свою! Если так говоришь ты: то уже ты последователь не Иисуса, возставляющаго падших, но Петра падающаго. Если ты сказал теперь об отречении от мира и от самого себя, о участии в страданиях Христовых и о крестном слове: не вем, что глаголеши: можно ли быть уверену, что не скажешь вскоре о Самом Христе: не знаю человека?
Войдем в какое нибудь из обыкновенных собраний, в доме или на преддвории; поищем Христиан между сынами века сего; вслушаемся в разговоры. Тотчас услышим ласкательство, злоречие, голос тщеславия, корысти, смех легкомыслия, вопли нетерпеливости, суждения о всем, что знают, и чего не разумеют. Но скоро ли найдем беседу, и в беседе человека, который бы свободно произносил слово, солию мудрости Евангельской растворенное, разсуждал с чадами плоти о душе, и сынам века сего напоминал о вечности? От чего же так редко говорят Христиане языком Христианским? — Они боятся, чтобы их не узнали, как Христиан, и за то не поругались им сыны века сего; чтобы им не сказали: беседа твоя яве тя творит. И так они таятся и молчат; — и не примечают, что стыдятся Сына человеческаго, и что их молчание иногда довольно внятно говорит миру о Иисусе: не знаю человека!
По сим примерам каждый может указать сам себе многие случаи в жизни, в которых мы более или менее приближаемся к опасности постыдиться Сына человеческаго, или совсем отречься от Него. Будь осмотрителен, Христианин, старайся благовременно примечать, где враг спасения твоего ставит тебе ковы на пути последования Иисусу Христу, дабы или осторожно миновать оные, или мужественно разрушать. Или пусть бы не входил Петр во двор Архиереев на столь близкую опасность; или, вошедши, уже не отступал бы так далеко назад от Того, Которому хотел так близко последовать. И ты, Христианин, или не приближайся, если можно, к людям, которые имеют безстыдство стыдить тебя тем, что составляет твою славу: или, если необходимо приближиться к ним, глаголи о свидениях Христовых пред кем бы то ни было, и не стыдися. Не являй своего дела благочестия, не провозглашай своего слова о спасении, когда не призывает тебя к сему никакая обязанность, и не вызывает на то слава твоего Спасителя, чтобы тебе не впасть в лицемерие или тщеславие: но не оставляй Богоугоднаго дела потому, что миру кажется оно странным; и когда захотят отлучить тебя от участия в скорбях, страданиях и поношениях распятаго Иисуса, скажи с благородною твердостию:знаю человека, и желаю с Ним жить и умереть, чтоб и по смерти жить с Ним как с моим Спасителем и Богом. Не постыдись, когда крестом Христовым хочет стыдить тебя род прелюбодейный и грешный, да не будешь постыжденпред Ангелами Святыми, пред Сыном человеческим во славе Его, и пред Отцем Его небесным, но да внидешь во славу Того, Которому подобает слава во веки. Аминь.
1824г.

Слово митрополита Владимира (Тихоницкого) (+1959г) в Неделю по Воздвижении

В праздник Воздвижения и всю последующую седмицу св. Церковь прославляет Честной Крест Господень; сегодня же день отдания этого праздника.
Прославляя вещественный Крест Господень, Церковь напоминает нам и о кресте внутреннем, духовном, о котором мы слышали сегодня в евангельском чтении. Христос Спаситель сказал: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8, 34).
А что такое крест духовный — вы знаете: это скорби, болезни, лишения, несчастья. Они нам посылаются для нашего спасения, для того, чтоб мы были ближе к Богу, больше вспоминали о Нём и чаще обращались к Нему за помощью; а потому не избегать их нужно, но учиться терпеливо их переносить.
Без креста нет пути в Царство Небесное. Господь проложил для нас на небо путь Крестом: тем же Крестом и мы должны идти туда. «Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие». «…узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7, 14).
Отчего же, можем мы подумать, путь в Царствие Небесное узкий, а не широкий, просторный, лёгкий, доступный, так, чтобы многие могли спастись?
Если б путь в Царствие Небесное, был широкий, тогда, конечно, многие вошли бы в него без труда — столько же много, сколько теперь идут в ад! Но думать так, значит не знать сущности дела, не знать себя, не знать, что такое Царство Небесное. Тесный или что тоже — крестный, скорбный путь в Царство Небесное потому, что мы все грешны и очень грешны. Во грехах мы рождаемся, во грехах и живём, грехом пропитаны, с грехом едим и пьём, с грехом беседуем, грехи в храм Божий несём и о греховном думаем, стоя в церкви; даже и в добрых делах грешим, совершая их на показ, с тщеславием.
Бог сотворил нас праведными и святыми, человек же произвольно впал в грех, с коим мы рождаемся, а своими грехами ещё больше себя скверним. Бог есть совершенная Святыня: «Свят Господь Бог наш», поэтому Его святость не терпит ничего тёмного, скверного, не может не гнушаться всяким грехом, всяким беззаконием: «мерзок для Него и один помысл неправедный», «…ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоими…» (Пс. 5, 5-6); «ничто мерзкое и нечистое не войдет в Царствие Небесное».
Быть в Царствии Небесном значит быть принятым в общение с Богом и святыми Его («наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1, 3). Стало быть, чтоб войти в Царство Небесное или быть принятыми в общение с Богом, непременно прежде надо очиститься от грехов, от всякой скверны. А очистить сердце от скверны греховных дел не легко; надо очищаться постепенно, в продолжение всей жизни, ибо грех врос в наше сердце, сделался как бы второю природою. Мы любим грех, часто соуслаждаемся, вместо того, чтоб бороться с ним. А когда начинают мучить нашу совесть страсти наши, мы каемся, обещаемся исправиться и потом снова то же творим.
Побеждать страсти надо противоположными им добродетелями: чревоугодие — воздержанием; сребролюбие и скупость — милосердием; лень — трудолюбием; празднословие и злословие — молчанием благоразумным. Главная же страсть и корень всех страстей наших — есть гордость наша, её надо преодолевать смирением. Обычно мы не терпим ни малейшего замечания от других, тотчас же вспыхиваем, обижаемся, возмущаемся. А надо отвечать на обиду молчанием, ибо огнём огонь не тушат; должно со смирением принимать даже несправедливость, памятуя, что мы, может быть, за что-нибудь другое терпим испытание, ибо сколько других грехов нам было безнаказанно оставлено Богом!
Господь не хочет смерти грешника, но хочет всем спастися и в разум истины прийти (1 Тим. 2, 4). И вот, дабы вразумить нас и вывести из бездны греховной, Он и посылает испытания, скорби, болезни, неудачи; попускает с этою же целью и врагу нашего спасения искушать нас. Эти скорби, испытания — суть голос Божий, призывающий нас к вразумлению, к исправлению, очищению. Да, трудное это дело, но необходимое для нашего спасения. «Добрые дела трудом стяжеваются, и болезнью исправляются». Ведь если даже в нашей обычной земной жизни мы считаем зазорным даром есть незаслуженный хлеб, без труда жить на содержании других, то тем более не можем надеяться без труда заслужить небесную пищу — Царство Небесное. «Царствие Божие нудится», т.е. с усилием, трудом достигается, борьбой с греховными привычками, страстями и искушениями. Таким узким, тесным, крестным путём шли и все святые — патриархи, пророки, апостолы, мученики, преподобные и достигли Царствия Небесного.
Не будем и мы унывать, роптать, когда по грехам нашим подвергаемся разным скорбям, а будем безропотно, терпеливо нести ниспосылаемый нам крест, распинать плоть свою с её страстями и похотями и усердно молиться о помощи Спасителю нашему, проложившему Своим Крестом нам путь в Царствие Небесное, егоже да сподобит всех нас. Аминь.
1936.

Комментирование запрещено