Неделя святых Богоотец

Слово священника Олега Шабалина в Неделю святых Богоотец

Там, где есть доверие Богу, никогда не бывает печали

Братья и сестры, после Рождества Христова, в эти дни мы вспоминаем особенно то, что происходило сразу же после Рождества Спасителя. Мы знаем из евангельской истории, что эти дни были непростыми как и само Рождество Христово. Помните, Христос родился не в царских палатах и даже не в какой-то комнате, Он родился в яслях, из которых вкушали пищу животные: волы, ослы… В этой пещере родился Христос — трудное, значит, было Рождество. Но и после Рождества не наступили дни благоденствия для святого семейства. Сегодня мы с вами читали во Святом Евангелии, как им сразу пришлось бежать в Египет, потому что царь Ирод желал убить Христа Спасителя.
Когда он увидел, что ему невозможно обрести именно этого Богомладенца, он решил погубить всех младенцев до двух лет. Таким образом были истреблены 14 тысяч младенцев. Страшная цифра, которая даже не укладывается в нашей голове. 14 тысяч семей получили большой урон, большие страдания, скорбь. Мы с вами имеем возможность прикоснуться к этому только чуть-чуть, когда наши дети, например, болеют, и мы тоже болеем о них. Кто-то уже к этой трагедии прикоснулся вплотную, у кого-то, может быть, погибли дети.
Но это, братья и сестры, не идет в сравнение с тем, что случилось тогда. Не одна и не две семьи потеряли детей, а целых 14 тысяч. Это много, это население целого городка или поселка. И это, конечно, сегодня с высоты истории должно стать уроком, из которого мы тоже должны извлечь многие плоды.
Что говорит Господь нам о детях? Он говорит, чтобы мы относились к ним благоговейно, как к дару Божиему. Ведь именно в детях не только продолжается род, но и есть возможность воспитания их в крепкой и твердой вере, значит, еще одна проповедь о славе Божией. Каждый вновь появившийся человек — потенциальный проповедник Божией славы. И наша задача состоит в том, чтобы воспитать такого проповедника, чтобы действительно он своей жизнью и своим сердцем исповедовал Христа Бога нашего.
Для того, чтобы так случилось, конечно, и сама семья должна жить в такой праведности. Если мы посмотрим например святых угодников Божиих, то всегда видим, что в их житиях всегда сказано, что они явились плодом благочестивых родителей. Непросто так, ниоткуда появился на свет святой, он появился именно из благочестия своих родителей. И это очень важно, именно поэтому нужно сейчас об этом задуматься. Если мы желаем, чтобы наш мир двигался ко Христу, двигался ко спасению, здесь как раз мы можем приложить особые усилия, все свое рвение, всю свою веру в воспитание своих детей.
Сегодня важно подумать и том, что несмотря на такой урок истории, детей по-прежнему продолжают убивать. Детей убивают не только на войне, не только злым отношением к ним, но еще их убивают в утробе сами матери. Они неправильно относятся к детям, не как к тому, что может привести ко спасению, но как к обузе.
Тогда происходит страшное – мать сама убивает свое дитя. Может быть, она не понимает, что это действительно человек, образ Божий, но тем не менее убийство происходит. Когда мы с вами в своих семьях начинаем воспитывать детей правильно и они растут в вере, единомыслии и любви, тогда и эти убийства прекратятся. Потому Христос непрестанно через Свое слово, через Евангелие говорит нам, чтобы мы благоговейно относились к жизни. Ничто не бывает случайным, не бывает в нашей жизни обузы или то, чего не можем понести.
Если мы вдруг ощущаем немощь в несении страстей, скорбей, страданий или просто жизненного креста, рядом сразу оказывается Христос, который всегда поможет, но для этого нужна еще вера — то, что никто, кроме нас самих, созидать не может. Поэтому нужно более всего трудиться над тем, чтобы в сердце каждого из нас росла и крепла твердая вера, тогда нам все будет под силу, потому что с нами Бог.
Это, братья и сестры, важно не только в отношении каждого из нас, но и в отношении всего нашего народа, в отношении всего человечества. Мы должны понять, что на самом-то деле в нашей жизни очень много того, что приносит в нее Бог для нашего спасения. А потому нельзя ничего отторгать, отвергать как неугодное нашему хотению. Мы должны, напротив, всегда стремится к тому, чтобы везде и всюду только исполнять волю Божию.
Один святой твердил про себя в скорбные моменты: не как я, но как Бог. Также должно быть и у нас. Не как я хочу, но как Бог. Если Бог дает, мы не то чтобы возьмем и нехотя будем делать, а, напротив, возжелаем то, чего желает Бог. Если Он желает, чтобы у нас были дети, не один и не два, а больше, возжелаем и мы этого и постараемся приложить все усилия, чтобы таковое желание Божие было не напрасно. И будьте уверены, что там, где возникает доверие Богу, никогда не бывает печали, не бывает страданий. Всегда Бог оказывается на этом месте и помогает этому человеку.
Мы с вами как-то привыкли в нашей жизни, идя ко спасению, обращать внимание только на покаяние в своих грехах и от этого часто пребываем в неверном состоянии, а ведь Бог в этот мир принес еще и радость. Мы должны помнить, что Его Евангелие есть радость, которую Он дает нам, есть надежда и настоящая любовь, и от этого нельзя отказываться. И свою радость мы можем воплотить в своих детях.
Покаяние – это хорошо, но оно бессмысленно, когда нет радости от того, что пришел Спаситель в мир, радости о том, что Он спасает нас через обстоятельства жизни. Поэтому, братья и сестры, постараемся внимательно смотреть на свою жизнь, согласно Евангелию, согласно благой, радостной вести, которую Христос принес в этот мир. Будем помнить, что с нами Бог.
Сказано в храме во имя св. преп. Сергия Радонежского, Нижний Тагил.

Слово епископа Питирима (Творогова), Душанбинского и Таджикистанского, в Неделю по Рождестве Христовом

Теодицея

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Еще вчера, возлюбленные братья и сестры, мы с вами ра­довались и ликовали, воспевая вместе с ангелами: «Слава в Вышних Богу!»; еще вчера мы вместе с пастырями дивились, видя в яслях повитого пеленами Богомладенца; еще вчера вместе с волхвами мы следовали за таинственной звездой, указующей премудрости человеческой путь к Истине; еще вче­ра во граде Давидовом звучало радостное: «Вифлееме, весе­лися…».
А ныне: «Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утеши­тися, яко не суть» (Мф. 2, 18). Ныне Святое Семейство по пове­лению Ангела совершает свой, полный опасностей, лишений и скорбей путь в Египет, а вслед ему текут реки крови избивае­мых в Вифлееме младенцев.
Явление в мир Сына Божия, ознаменовавшееся в самом начале архангельским гласом: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» — в жизни Той, Которая стала вместилищем этого бесценного дара и неизреченной радости, сопровождалось и увенчалось невыразимыми скорбями, которые открыли душе Богоматери «многих сердец помышления» (Лк. 2, 35).
Сколь мучительными для Пречистой и Пренепорочной Богоотроковицы были унизительные обвинения иудейских ста­рейшин, заподозривших Ее в прелюбодеянии. Сколько физи­ческих мук пришлось Ей претерпеть во время путешествия из Назарета в Вифлеем. И какой душевной скорбью отозвался в Ее любящем сердце отказ жителей этого города принять Того, о Ком говорили пророки, Кого так долго ждал Израиль, но так и «не узнал времени посещения» своего (Лк. 19, 44). Ждал Вла­дыку, «Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2), а пришла бедная Отроковица, не имевшая даже платы за ночлег.
Сын Божий приходит в мир тесным и скорбным путем са­моуничижения. В то время как земные владыки появляются на свет в великолепных чертогах и повиваются драгоценны­ми пеленами, Царь вселенной рождается в убогой пещере и полагается в ясли для скота. Пока иудейские левиты приносят обильные жертвы единому Богу, Сын Божий принимает жертву от чужестранцев, чтобы не погибнуть от голода во время изгна­ния в Египет.
«Чем выше и чище, и безгрешнее существо, тем острее и мучительнее его страдания», — замечает митрополит Вениа­мин (Федченков). Ни высокие титулы и звания, ни богатство и слава, ни обожание толпы, а скорби и болезни, поношения и уничижение, оклеветание и изгнание — признаки Богоизбранности. И чем полнее человек приобщается страданиям, чем более умаляется, тем обильнее вселяется в него благодать Го­сподня, а с нею неизреченная радость и неотмирный мир. Уни­чижение и обожение, κἐνωσιϛ и ϴἐωσιϛ следуют одно за дру­гим, как причина и следствие; скорбь и радость ведут человека по жизненному пути, сохраняя от падений в пропасть отчаяния и бездну гордыни.
Уходящий год запомнился радостным для всего право­славного мира и неожиданным и непонятным для всего осталь­ного мира событием: миллионы наших соотечественников явили подвиг веры в своем горячем стремлении приобщиться к великой православной святыне — Поясу Пресвятой Богоро­дицы.
Из сокровенных глубин русского духа на какой-то миг вдруг проступила, казалось бы, давно забытая и призрачная, поруганная и оболганная, загубленная и погребенная без на­дежды на воскресение Святая Русь. Оказывается, ее неслом­ленный дух живет в сердцах миллионов русских людей. Это стало открытием для нас самих, потрясением для афонских монахов, которые привезли святыню в Россию, и совершенно неожиданным и страшным ударом для врагов Православия.
Поэтому с такой силой и ненавистью они обрушились на нашу страну, которую они считали порабощенной, на наш на­род, который они цинично и методично растлевали, и на игу­мена Ватопедского монастыря, хранителя Пояса Пресвятой Богородицы, архимандрита Ефрема. И орудия борьбы с Богом у служителей тьмы остались те же, что и во все времена бого­борчества: клевета и провокация, подкуп иуд и крики толпы.
Охрипшие от злости сивиллы вновь пророчат России ока­янные дни. Фальсификаторы истории очень дурно усваивают ее уроки: Россия непобедима, даже когда проигрывает, рус­ские гнутся, но не ломаются, а кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Нас пугают войнами и голодом, кризисами и коллапсами, общественной смутой и нестроениями. Но любое, даже самое лютое время для уповающих на Бога становится благоприятным летом горячих молитв, подвигов милосердия, терпения и сострадательной любви.
«Высшее услаждение — ради Христа быть ненавидимы­ми, изгоняемыми за веру в Бога, терпеть всякое оскорбление и позор», — учит преподобный Макарий Великий. Поэтому у нас нет поводов для боязни и уныния: Господь попускает со­вершаться только такому злу, которое обратится в добро, такую скорбь, которая нам на пользу, и только такую печаль, которая непременно претворится в радость. Аминь!
Проповедь произнесена в Покровском Академическом храме за божественной литургией в Неделю по Рождестве Христовом, 8 января (Собор Пресвятой Богородицы). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012 г.

Слово митрополита Платона (Левшина), Московского и Коломенского (+1812г.), в Неделю по Рождестве Христовом

Как только родился Спаситель, мало того, что Он во своя прииде, и свои Его не прияша (Иоан. 1, 11); тотчас по рождении, еще в младенческих пеленах, злость мира сего на Него вооружается. Ищут душу Его, да погубят ю (Матф. 2, 13). Блаженная, но болезненная мать, сохраняя жизнь, и для нея, и для всего мира дражайшую, бежит во Египет, да сохранит младенца, коего в теле хранимо было все исполнение Божества (Колос. 2, 9).
Странный и неудобь понимаемый случай! Он не утвержденным в вере может послужить соблазном. Возможно ли, подумает благоверный, чтоб бренная и ничтожная тварь могла гнать Творца своего? возможно ли, чтоб явивыйся во плоти Бог искал удаленнаго места, дабы сохранить жизнь свою? Где на тот час скрылись молнии и громы, чтоб поразить и истребить гонителей? Как не возмутился воздух, и бурями своими не опроверг все? как от оснований своих не поколебалась земля, чтоб стрясти нечестивых с лица своего? Но сего сотворить не благоволил Тот, который содержит вся глаголом силы своея (Евр. 1, 3). Бежит горестная мать, кроется предвечный младенец, и вместо Его закалается, и Ему как бы в жертву приносится несколько тысячь младенцов.
Таковое событие, говорю, не утвержденным в вере может послужить соблазном. Могут слабые подумать, что не был Он Богочеловек; а был яко Един из нас; да и из нас малосильных и презренных, коих, хотя такиеж люди, но сильные и великие обыкновенно гонят, и мы, не имея защиты, принуждены только от них укрываться, и в терпении все сносить.
Чтоб таковый маловерных соблазн опровергнуть, а других от того предохранить, взойдем мы в разсуждение, и испытаем, колико можем, на каком основании жизнь человеческую Бог устроить благоволил.
Жизнь наша устроена премудрым Богом, чтоб не столь была жизнию, но подвигом. Мы почитаем жизнь сию, яко жизнь нашу, и столько ее себе присвоили, и к ней прилепились, что никогдаб ее оставить не хотели. Но истина Божия, и самое вещей событие велит ее почитать странствием на земли, гостинницею, путем ведущим к небеси, на краткое прохождение данною времени частицею. Что есть жизнь ваша? Свидетельствует слово Божие: пар есть, иже вмале является, и вмале изчезает (Иак. 4, 14). Но и без свидетельства истины Божия, мы сами чувствуем, видим, признаем, что жизнь сия весьма кратка есть; что ея известный предел семдесят, или восемдесят лет. Да и сего предела редкие достигают, и многие в самом юности цвете увядают.
Ежели жизнь сия, яко весьма краткая, есть странствие, то как можно ожидать, чтоб странствуя человек, без дома, на пути, при многих встречающихся затруднениях, недостатках, прискорбиях, опасностях, как можно ожидать, чтоб был совершенно спокоен? Ежели жизнь сия есть гостинница, то благоразумный захочет ли в ней располагаться, как в своем доме; и никогда из тесной гостинницы, в свой выгодный и всем снабденный дом поспешить не восхощет? Ежели жизнь сия есть путь, ведущий к небеси, то почто не желать, чтоб сей путь был, сколько возможно короче, и радоваться надеждою, что скоро окончается путь, и откроется мне предел и жилище вечное, где отбеже болезнь, печаль и воздыхание? Ежели сия жизнь есть кратчайшая времени частица, то почто мы так много заботимся, и безконечно собирать, и устроять и предпринимать охотимся, как бы дано нам жить несколько тысячь лет? Да и самая кратчайшая времени частица не зависит от власти нашей, но от Владыки лет и времен.
Когда же жизнь сия есть, и странствие, и гостинница, и путь, то уже само собою разумеется, что она есть не столько жизнь, сколько подвиг; или и жизнь, но единственно на подвиг определенная.
Что она есть подвиг един, кажется нет нужды доказывать. Сие всякой день, всякой час, каждый и сретает и видит. Я теперь не говорю о домашних каждаго заботах: о жене, о детях, о пропитании, о различных болезнях, и часто прискорбных и неверных, с другими подобными нам связях. Не говорю о сем; ибо безконечноеб было сего описание. Скажу только кратко со Апостолом; а с ним, думаю, и каждый тоже утвердит: Беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии; в трудах, подвигах, в бдениях, во алчбе и жажде, в зиме и наготе (2 Кор. 11, 26-27). Довольно сего! я бы должен теперь оплакивать таковую несчастную жизнь: но она премного и поразительно уже описана в разных духовных, даже и в светских книгах; и, кажется, они писаны не чернилом, но слезами горести человеческой.
Мы, яко духовные проповедники, должны сей нашей жизни подвиг объяснить. Коли жизнь сия есть странствие; то все и труды и намерения должны мы предпринимать не иныя, как те, кои прямо нас ведут к тому месту, куда мы дойти предприяли. Ежели жизнь есть гостинница; то не должны мы к ней, как к собственному дому, себя привязывать, и не о доме, а только о гостиннице помышлять. Ежели жизнь сия есть путь, ведущий к вечности; то не ко времени, но к вечности все обращать должно.
А посему подвиг человеческия жизни по несчастию должен разделиться. Одни подвизаются, единственно все относя к тому концу, о коем мы сказали: а другие не меньше заботятся, но все относят к тленной сей земле, к краткой жизни сей. Истинно сказано: Аще и постраждет кто, не венчается, аще незаконно мучен будет (2 Тим. 2, 5). И в другом месте: Не весте ли, яко в позорищи вси убо текут, един же приемлет почесть? (1 Кор. 9, 24). То есть, в ристаниях и борбах, все много сносят рвения и трудов; а приемлет почесть и венец един тот, который победит, или назначеннаго места достигнет.
Сия истина заставляет оплакивать тех, кои много трудятся, заботятся, мучатся; но понеже все то и предпринимают, и сносят для тела, для земли, для жизни сея, то весь их труд тщетен, и жалости достоин. Сеяй, говорит Апостол, тление, и пожнет тление (2 Кор. 9, 6). То есть, все приобретенное земное и для земли или истлеет, или другим, да еще иногда и врагам твоим, достанется; а тебе из того пользы никакой не будет. Хотя и страждешь, но не венчаешися. В сию нощь душу твою истяжут от тебе; а яже уготовал еси, кому будут? (Лук. 12, 20). Так не в себя Евангелие велит богатеть, но богатеть в Бога.
Подвиг убо таковой тщетен, и сожаления и слез достоин. Но подвиг для неба, для вечности, для Бога, есть подвиг свят и достохвален. Подвизающиеся для земли, и для жизни сей, а подвиг святой пренебрегающие, хотяб могли извиниться тем, что подвиг для неба есть гораздо тягостнее, нежели подвиг мирской. Но сего сказать едва ли по справедливости можно. Ибо известно, какими суетами и бедствиями жизнь сия преисполнена. По свету живущие люди колико несут попечений о доме и о семье, колико опасностей от клевет, колико утеснений от сильных людей, колико от превратностей века сего! Я часто помышлял, что живущии в уединении и в отшельничестве хотя, кажется, на большие идут труды и скорби; но едва ли их состояние не есть облегчительнее, нежели живущих в мире, и плавающих в бури житейских попечений. Размышляя, часто молил Бога, чтоб помог им безбедственно преплыть сию пучину, и облегчить их тягостное состояние. Апостол Павел не повелевая, а советуя девице не обязываться бременем мирскаго жития, к тем, кои не восхотели бы послушать его совета, а восхотят привязаться к миру, говорит: Скорбь плоти имети будут таковии: аз же вы щажду (1 Кор. 7, 28). То есть, таковые много понесут мирских забот, скорбей и печалей; а мне вас жаль. Аз же вы щажду.
Но положим, что подвиг мирской для земли есть легче, нежели духовный для неба: но в мирском подвиге нет никого, ни руководителя ни помощника; а в духовном есть и руководитель и помощник, и самый сильный и надежный. В мирском подвиге кто есть руководитель? Одни страсти. Какой от них ожидать помощи? Они только что мысли смутят, и бремя, и без того тяжкое, отяготят; а искуситель мира сего только что будет прельщать, приманивая различными уловками, с тем только, чтоб после открыть горестное окончание, и опровергнуть в бездну погибели. Но подвижник духовной имеет в подвиге своем и предводителя вернаго, и помощника сильнаго. Предводитель его и помощник Бог. Кто его вернее, кто сильнее? Подкрепляет его терпение, утешает удовольствием совести, и различные подает способы к преодолению козней диавольских, или искушения его выдержать неослабно.
Се, говорит Пророк Исаия, работающии ми ясти будут, вы же взалчете. Се работающии ми пити будут, вы же возжаждете. Се работающии ми возрадуются, вы же посрамитеся. Се работающии ми возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего, и от сокрушения духа восплачетеся (Исаии 65, 13-14). Сею-то помощию ободряемый, оный великий подвижник, в пространстве своего духа, мог изречь: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Филип. 4, 13). И так легок сей подвиг, когда он таковаго имеет руководителя и помощника.
Теперь следует разрешить общия всех сумнения, почему бы милосердый наш Промыслитель жизнь нашу устроил быть только подвигом; да и подвигом толико тягостным, так что жизнь сия кажется уже не столь вожделенною, сколько отвратительною и страшною. Ничего не можем мы в сем учреждении видеть, как только одну премудрость, и великую к нам благость и промышление о нас пречудное. Ведет Он нас к блаженству вечному, чтоб с Ним царствовать вкупе, и быть обоженными, быть, яко другими богами, обладающими небом и землею. Мог бы Он дать нам сию превосходную честь и славу, по единому Своему милосердому изволению; но чтож бы было тогда? Мы бы все то получили туне, по единой благости Его, а сами по себе должныб были почитаться ничего не заслужившими. Всяб была честь и слава единому Богу, а нам ничто; хвалились бы только милостию Божиею, а своим ни чем. Премудрый и преснисходительный Бог соблаговолил, так сказать, Свою честь разделить с нами. Определил подвиг, чтоб мы сражалися с миром, плотию и диаволом, и победив их с помощию Его, получилиб награду и увенчание, яко бы уже не по единой только милости Его, но и за свои заслуги и мужественные подвиги. А чрез сие бы и милость Его прославилась, да и сохраненоб было правосудие. Венчает Господь; но подвижников, славных воинов своих, врага мужественно победивших. И для того Апостол сей награды венец называет венцем правды; и Евангелие утверждает, что Он воздаст комуждо по делам его. Сия-то есть мудрая и человеколюбивая и чудная причина, для чего Бог определил быть подвигом жизни нашей.
Теперь объяснив сие, видим, что на краткость жизни нашея жаловаться мы не можем. Слава Его милосердию, что сократил многотрудный подвиг наш. Мы и сей краткий подвиг сносим или с унынием, или и с роптанием; что? ежелиб он продолжился тысячу и больше лет, мы едва ли бы его снести могли, а изнемогли и пали бы под сим бременем. Все Бог строит и премудро и промыслительно для нас.
По объяснении всего сего, не забудем, для чего же Спаситель наш, быв Бог и человек, с самаго младенчества своего начал гонение, чрез всю жизнь страдал, и окончал оную мучительным распятия крестом. Все общество избранных Божиих на лице земли составляло, и составляет един корпус, или едино тело. Каждый особенно един другому член, но все вкупе соединяются во единый священный состав. Сие Божественное тело не есть безобразно или уродливо, чтоб не иметь ему своей главы. Тело благообразно, и глава величественна. Сия святейшая глава святаго тела избранных, или святыя Церкви своея, есть единая глава, Спаситель наш, Господь Иисус Христос. Сия глава есть нераздельно и существенно соединена с таинственным телом своим. Ни глава без тела, ни тело без главы быть не могут. Се Аз с вами есмь, рек Он Церкви своей, во вся дни до скончания века (Матф. 28, 20). Глава оживотворяет члены; члены Ея управлением и помощию, всяк свое действие отправляют.
Подвиг, как видели мы, для всех членов назначен. Как же бы могла остаться глава без участия в том подвиге, без всякаго действия и содействия? Она должна предначинать не только, яко глава, неразлучно соединенная с членами, но и членам предшествовать, и их ободрять, и ослабевающих подкреплять. Сия должность для главы есть необходимая, и члены от главы своей сего требовать должны. Они предлежащий подвиг текут не иначе, как взирающе на Него, яко на главу, яко на начальника веры и совершителя Иисуса. И для того-то Он жизнь начал с гонения; для того-то бежит во Египет, и другия все сносит страдания, дабы в своей священной особе явить пример, каковый должен быть подвиг членов Его.
Возставайте воины, вооружайтесь во вся оружия Божия. Се Военачальник предшествует вам не только повелением, но и собственным примером особы своей! Мужайтеся, укрепляйтесь, глава ваша есть непобедима. От нея верою будете не разрывны; ибо сия есть победа, победившая мир, вера ваша (1 Иоан. 5, 4). Аминь.
Говорено в Вифании 1805 года.

Слово епископа Феодора (Текучева) (+1985г.) в Неделю по Рождестве Христовом
(Мф, зач. 4)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братие и сестры!
В сегодняшнем Евангелии мы с вами слышали о бегстве Божией Матери и Иосифа с Богомладенцем, Господом нашим Иисусом Христом, в Египет от Ирода, который искал Его погубить. Как мы знаем, по отшествии волхвов Ангел явился Иосифу и повелел ему взять Младенца и Матерь Его и бежать в Египет от Ирода.
Ирод же с тех пор стал образом всего греховного, жестокого, от которого следует бежать и всем нам.
И вот, когда Ирод узнал, что он поруган от волхвов, не возвратившихся к нему, чтобы поведать о Младенце — «даре чудесном», которого искал убить, то послал воинов, чтобы избить всех невинных младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже. От жестокости Ирода и бежал Господь наш Иисус Христос. И точно так же от него — как образа всего греховного и злобного — надо бежать и всякому человеку-христианину. Удаляться же от всего этого он может лишь при помощи Христовой Церкви, будучи в ней укрепляем на борьбу со злом — причем, в первую очередь, не с каким-то злом внешним, а в самом себе — лишь благодатию Божией.
Мы ныне с вами празднуем последний день рождественских праздников. Сегодня у нас устраивается елка для детей. И это напоминает нам: а не должны ли и мы всячески удалять детей наших от всего злого и греховного на их пути? Как же это сделать? Как сделать их добрыми, хорошими христианами?
Младенец Христос бежал от Ирода в Египет. Нам же от всего греховного надо бежать в Церковь — ко Христу. Церковь — вот наша спасительница. Христос — вот наш Спаситель. Здесь — наше спасение. Посему уже сегодня нужно воспитывать в христианской вере наших детей, научать их любить Церковь, которая потом их или удержит от многого, или научит многому, которая впоследствии для многих из них или даже для всех явится якорем спасения, якорем веры и надежды, утешением, отрадою или даже всем смыслом жизни.
Припомним здесь только один случай. То, как отец Иоанн Кронштадтский, великий молитвенник Русской земли, о котором даже только вспоминать — уже доставляет духовное удовольствие, будучи верующим мальчиком, своей чистой детской молитвой испросил себе «свет разума». Ему не давалась наука в детстве. Он об этом очень скорбел, считая, что не сможет из-за этого помогать в дальнейшем своим родителям. И вот однажды ночью он встал с этой скорбью на молитву. «Не знаю, — рассказывал он, — долго ли я пробыл так на молитве, но вдруг меня точно всего потрясло, точно пелена какая-то спала с головы». Едва рассвело, вскочил он с постели, взялся за книгу — «и, о радость, все понимаю. Вспомнился даже урок, о чем говорил учитель». В классе ему уже сиделось не так, как раньше: теперь он прекрасно все понимал. Стал подвигаться в учении, и семинарию кончил первым и поступил в Духовную академию!
Господь наш Иисус Христос говорил о детях Своим апостолам: не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф 19, 14).
Не лишайте и вы, отцы и матери, ваших детей религиозного христианского православного воспитания, этого клада, который так пригодится им в жизни, — утешит, ободрит, подкрепит и спасет. Не препятствуйте детям приходить в церковь, но сами ведите их в нее — напитаться церковным благодатным духом. И быть может потом они еще скажут вам великое спасибо.
Но известно, что человек не может дать другому того, чего сам не имеет. Поэтому и самим надо себя воспитывать, и самим возрастать в христианском духе и любви к Православной Церкви.
С Рождеством Христовым вас и с детскою елкой, — с лучшими пожеланиями всем детям в возрастании их во Христе Иисусе, Спасителе нашем. Аминь.
11 января 1952 г.

Поучение святого праведного Иоанна Кронштадтского (+1908г.) в Неделю по Рождестве Христове

Ирод видев, яко поруган бысть от волхвов, разгневася зело, и послав изби вся дети сущыя в Вифлееме и во всех пределех его. Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком глаголющим: глас в Раме слышан бысть, плачь, и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть. (Матф. 2, 16-18). (Иерем. 31, 15).
Вот, возлюбленные братия, главное содержание ныне чтеннаго евангелия. Зверонравный и честолюбивый Ирод, искавший смерти родившагося Спасителя мира, увидев, что волхвы насмеялись над его лукавством, — не известили его, по сделанному с ним условию, о месте рождения нашего Спасителя, — в ярости на них и на божественнаго Младенца, послал палачей своих избить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, от двух лет и ниже по времени, которое выведал от волхвов, надеясь в том числе убить и Христа; — и вообразите — невинные младенцы, числом до 14-ти тысяч, были безчеловечно убиты. Домы и улицы огласились плачем и рыданием и пронзающим душу воплем отцов и матерей, лишившихся внезапно своих дражайших сердцу младенцев. — Вот какое кровавое, ужасное зрелище воспоминает в нынешнюю неделю св. Церковь: воспоминает насильственную смерть 14-ти тысяч младенцев-мучеников за Христа, сочувствует жалобному плачу и рыданию матерей и отцев. — Казалось бы, что верныя чада Церкви Христовой также будут сочувствовать в настоящие дни этому неслыханному в истории рода человеческаго бедствию подобных себе людей и не будут проводить время в легкомысленных играх и забавах и в необузданном смехе, во исполнение заповеди апостольской:плакати с плачущими (Рим. 12, 15). Но на самом деле что мы видим? В эти-то дни особенно, по какому то диавольскому действию у нас предаются легкомысленным играм и забавам и смехотворству; в нынешние дни особенно, как бы какая повальная болезнь, свирепствует игра искуственными лицами: какия-то самодвижущияся статуи, истые истуканы по наружности, да конечно и по душе, ходят из дома в дом на подобие Иродовых палачей, вторгавшихся в домы несчастных Вифлеемских родителей для умерщвления невинных младенцев, — возбуждают праздное, и следовательно греховное любопытство праздных людей, необузданный смех, а в невинных детях и страх; говорят несвязныя и безумныя слова искуственным, обманчивым голосом, как настоящие идолы, и святые праздники Господни превращают в истые сатанинские праздники. — Это ли христиане, народ святой, люди обновленные? Для того ли Церковь приготовляла нас к этому великому празднику сорокадневным постом, чтобы ея чада так дерзко и святотатственно посмевались над таинством воплощения Сына Божия? — Для того ли повествуется в нынешнем евангелии о бегстве Спасителя во Египет от рук кровожаднаго Ирода, чтобы одни христиане праздно и легкомысленно в образе идолов перебегали из дома в дом, а другие с удовольствием принимали к себе этих идолов? — Ужаснитеся, возлюбленные братия, диавольских дел своих. Говорю: диавольских, потому что этими личинами хулится природный лик человека, хулится человеческий лик божественнаго нашего Спасителя, воспринятый Им на Себя нашего ради спасения. Для того ли Сын Божий, Творец человека, Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек (Филип. 2, 7), — чтобы именующиеся христианами обезображивали свой природный, богосозданный лик искусственными лицами и употребляли их для обмана, празднаго любопытства и смехотворства? Для того ли идольская прелесть упразднися Христом, чтобы христианин позднейших времен снова возстановил ее, и притом в такие святые дни?
Братия христиане! Не вы ли сами называете эти великие и святые дни — святками? Как же дерзаете проводить их не только не свято, но в избытке греховном? — Не замечаете ли, что вы служите диаволу, посмевающемуся над святыми днями, чрез ваше легкомыслие? О! кто достаточно оплачет это легкомыслие и безумие христиан, — как некогда отцы и матери Вифлеемские оплакивали своих младенцев, избитых палачами Ирода? Но тогда невинные младенцы кропились своею кровию и соделались наследниками царства небеснаго. — А нынешние беззаконные христиане убиты духовно диаволом и влекутся им в бездну ада. О тех плакали отцы и матери. Об этих болезнует и плачет Церковь; об этих скорбят и плачут Ангелы и святые. Братия! бросим жизнь языческую, будем христианами не по одному имени, которое не принесет нам никакой пользы, а по делам; оставим свое идолоделание и идолопоклонство. Иначе увы — мы будем осуждены не только как идолопоклонники, но гораздо хуже, как христиане, уничижившие Христа и поправшие христианскую свою веру, которой нет ничего честнее и дороже на свете. Аминь.

Слово Иеромонаха Мефодия (Йогеля) (+1940г.) в Неделю Святых Богоотец

Евангельское чтение нынешняго воскреснаго дня посвящено воспоминанию о первых мучениках за имя Христово, о убиенных царем Иродом четынардцати тысячах младенцев.
Только что явилась в мир Божественная Правда — Христос.
Только что положено начало победы над царствующими в мире враждою и злобой.
И как раз в этот момент неправда выступает во внешнем своем торжестве… Невинные младенцы падают жертвами кровожаднаго и злочестиваго Ирода.
«Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иерем. 31, 75).
И в этой скорби, явившейся в первые дни земной жизни Христа Жизнодавца, открывается смысл христианской победы над миром, подлиннаго христианскаго торжества.
Ибо в просиявшем христианском уповании не трусливое бегство от скорби и страдания, а преодоление их в сладчайшем имени Христа Господня.
Христианин не боится скорби, не боится никаких страданий, даже самой смерти своей. Он не отгоняет от себя этих мыслей и не возмущается, когда о них напоминают ему. Он принимает жизнь таковой, какова она есть, и преодолевает ужас ея в живом служении живому Христу.
Не мир принес Господь на землю, но меч.
Не мир, но разделение.
Разделение добра и зла, света и тьмы, истины и лжи. Но кто от добра, истины и света, тому не страшны ни скорби, ни искушения.
«В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 16, 33).
28 декабря 1938 г.

Комментирование запрещено