Неделя сыропустная

Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова в Неделю сыропустную

Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресение (Мф. 6, 14-21)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Этот воскресный день, дорогие братья и сестры, предваряет начало Великого поста. Каждый из нас с разными чувствами ожидает Великого поста: кто-то с радостью и на­деждой, предчувствуя, что, может быть, в этот период вре­мени ему удастся, наконец, вырваться из обыденной суеты житейских страстей, и подумать о вечном, о Господе; кто-то с равнодушием и безразличием, как будто предчувствуя, что и этот период его времени пройдет также бессмысленно и бесцельно, как проходит и вся предшествующая часть года, не ожидая ничего ни от себя, ни от Бога; а кто-то, может быть, даже с недовольством и раздражением, размышляя над тем, что возникнут новые трудности, новые проблемы, связанные с постным столом, с отсутствием немногих, но кажущихся необходимыми в нашей скучной обыденной жизни развлечений. Каждый из нас со своими чувствами пришел к сегод­няшнему дню.
Однако символично, чти именно это воскресенье в уставе церковном называется воскресеньем об изгнании Адама из рая. Именно это событие должны мы вспоминать сегодня, находясь в преддверии Великого поста.
Какое значение для нас, православных христиан, всту­пающих в Великий пост, имеет это событие, произошедшее еще тогда, когда не было той земли, на которой жили все пос­ледующие поколения потомков Адама? Господь создал чело­века таким, чтобы он был способен совершенствовать себя, и неслучайно из всех творений Божиих только человек был сотворен па образу и подобию Божию. Эти образ и подобие Божии особенно явно проступали в человеке тогда, когда он жил в Эдеме. Многие из нас представляют Эдем как нечто, напоминающее наш мир. Да там были реки, там были деревья, там был животный мир, там были люди, мужчина и женщина, но их жизнь, их естества очень отличались от той жизни, от того естества, которыми живем мы с вами. Мы знаем, что они не испытывали голода и болезней, что у них была какая-то удивительная способность непосредственно общаться с Богом. И животный мир был иным; не было борьбы за существование, закон пожирания друг друга еще не вошел в этот мир, даже н мир животный. Были мир и покой и возможность общаться с Богом лицом к лицу.
Но то, что человек был сотворен по образу Божию, давало человеку великую возможность добровольно любить Бога, доб­ровольно принять или ослушаться воли Божией. И это было серьезное испытание для человека, ибо Богу не нужен был тот, кто безвольно, бездумно любит Его как некая бессловес­ная тварь. Ему нужен был тот, кто бы принял Его свободна, осознанно, ибо только такая любовь, только такое приятие воли Божией, действительно, достойно того, кто сотворен по образу и подобию Божию.
Но дьявол уже тогда сопротивлялся Богу, и он выбрал самое совершенное из божественных творений, то творение, кото­рое более других напоминало Бога, для того, чтобы через это творение, то есть через человека, разрушить все мироздание, разрушить все Божие творение. Диавол очень хорошо знал, что, если он явится перед человеком в своем истинном обличии, человек отвергнет его, ибо тогда еще люди могли бояться дьявола и распознавать дьявола во всей его истинной сути. Поэтому он явился не в своем истинном облике, но в облике змия. Дьявол очень хорошо знал, что, если он призовет чело­века ослушаться воли Божией и восстать против Бога, человек не пойдет за ним, так поступают только грешные потомки Адама, живущие сейчас вокруг нас. Поэтому дьявол солгал. Он воззвал к самому лучшему, что было в человеке — к его ис­креннему желанию стать подобным Богу, стать еще ближе к Богу, и он предложил ему для того, чтобы стать еще ближе к Богу, ослушаться только один раз воли Божией и вкусить плоды от дерева познания добра и зла. Исполненный самых лучших побуждений человек решился по своему уму, по своему разумению, не исполняя воли Божией, стать таким, как Бог.
Ослушание воли Божией привело к страшным последст­виям для человека и не только для человека, но и для всего мироздания. Мы часто воспринимаем изгнание Адама из рая как наказание, данное Богам человеку за его ослушание. Но дело было не только в этом. После того, как человек ослушался воли Божией, он изменился в глубинах своего бытия, он стал другим, и пребывание в раю стало для него невыносимо, стало для него опасно, ибо, как учили святые отцы, если бы согре­шивший против Бога человек сохранил способность вечной жизни, которая была открыта для него в Эдеме, не было бы ничего страшнее для мироздания, ибо отныне и до века че­ловек и мир оказались бы вне Бога. Поэтому изгнание Адама и Евы из рая было великим благом для человека, но именно потому, что человек ослушался Бога.
Человек стал испытывать голод и жажду, болезни и смерть, ненависть и корысть. И животный мир стал пожирать сам себя, явились страшные виды животной жизни, сведения о которых доносит нам наука, и которые были смыты с лица земли водами Всемирного потопа. Действительно, мироздание, будучи творением Божьем оказалось извращено в своих глубинах. И тем не менее Бог не забыл обетования, данного им человеку, Он не оставил его отпадшим от Себя окончательно и бесповоротно, но пришел к нему тогда, когда неимоверными трудами святых еще ветхозаветной Церкви стало возможным появление в этом мире Пресвятой Богородицы, через Кото­рую Господь вошел в этот мир.
Какое же отношение грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая имеет для всех нас?
Когда-то созданный для того, чтобы пребывать в гармонии, в единстве с Богом, человек решил испытать нечто лучшее и нечто большее, чем пребывание рядом с Богом и исполнение воли Божией. И он согрешил против Бога, и жизнь всего мира исполнилась страданий, и мы, потомки падшего Адама, еще до рождения начинаем испытывать несовершенство этого мира. Мы знаем, что такое скорбь, что такое боль, что такое страх, знаем то, чего бы никогда не знали, если бы не отпал некогда Адам. Мы не можем сейчас чувствовать иначе, чем чувство­вал отпадший Адам, и мы действительно много страдаем. Но далеко не всегда наши страдания являются искупительными. Часто мы страдаем потому, что жизнь исполнена очень боль­ших искушений и испытаний для нас. И тем не менее, нет дру­гого пути возвращения к Богу, чем путь страдания, который каждый из нас вынужден пройти, потому что мы рождены от отпадшего Адама, потому что мы несем в себе его греховность, как наследственную, заразную болезнь, которая передается из поколения в поколение. Однако первый согрешивший Адам испытал глубокие страдания, каких не испытал никто из нас, ибо он из рая попал на эту грешную землю. Но точно также первый Адам и прославился как святой праотец, потому что прошел через все эти страдания, сохранив веру в Бога. Нам в чем-то легче, нежели ему, но вместе с тем и труднее, потому что память о Боге у нас еще менее глубока и сильна, чем была у него, потому что воспоминание о том подлинном общении с Богам, которое дано человеку, у нас практически отсутству­ет. Но Церковь возвращает нас к Богу, хотя и не избавляет нас от труда прохождения через страдания. И сам Господь наш Иисус Христос — безгрешный Богочеловек добровольно обрек Себя на страдания, какие по Его безгрешному естеству не полагались бы Ему, в отличие от нас.
Однако я бы хотел обратить ваше внимание, дорогие бра­тья и сестры, на очень важный момент, который открывается нам именно Великим постом начинающимся завтра. Великим постом нам дается возможность добровольно наложить на себя малые страдания, малые испытания: ограничить себя в пище, ограничить себя в свободном времени, в досуге, в возможности осуждать, ожесточаться, ненавидеть, обманывать. Уж Великим-то постом мы все-таки будем стараться грешить меньше. Нам это трудно, но это страдание, эта испытание мы налагаем на себя добровольна, и в этом отношении мы уподобляемся Господу нашему Иисусу Христу. И в этом отно­шении Великий пост указывает нам тот единственный путь, который и приведет нас к некогда утраченному Адамом раю. Это путь страдания, которое мы сознаем, как благо, это путь страдания, которое мы добровольно берем на себя, чтобы стать лучше, это путь страдания, который не обрушивается на нас извне, со стороны, это путь такого страдания, кото­рое принимая на себя добровольно каждый из нас может сделать себя лучше.
Когда мы говорим об изгнании Адама и Евы, мы больше думаем о них, нежели о Боге. А ведь вспомним, что в тот момент Бог страдал гораздо больше, чем Адам и Ева, ибо Он был предан самыми дорогими Его детьми, которым Он дал все, даже великую возможность свободно быть с Ним. Бог страдал тогда, когда изгонял Адама и Еву из рая, Бог страдал тогда, когда пришел в этот мир и взошел на Крест, чтобы спасти нас. Мы тоже страдаем, но часто страдания вызывают в нас гнев и ропот, обиду и ненависть. Пусть же страдание Великого поста будет иным страданием, страданием, которое вызовет в нашей душе мир и терпение, покой и радость от предстоящей встречи со Христом в празднике Пасхи, в Его явлении Воскресшего для нас зримо и конкретно на этой земле в Церкви Христовой.
Будем помнить о том, что нет у Бога иного пути, чтобы вернуть нас к Себе, кроме как провести нас по пути страдания, и попытаемся пройти по этому пути Великим постом с должным смирением, с должным терпением и с должной любовью о Боге. Адам сделал нас грешными, поможем же Новому Адаму — Христу — сделать нас праведными. Аминь.

Слово священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского и Свияжского (+1937г.), в Неделю сыропустную

О посте

Ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом. Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная и облечемся во оружие света. (Рим. 13, 11-14).
Слова эти слышали мы ныне в послании апостольском, которое говорит нам: приблизилось время, когда мы должны отложить темные, худые дела свои и положить разум и душу на дело нашего спасения. В Евангелии мы слышали сегодня, как Господь говорил ученикам Своим: Когда постишься, помажь главу твою и умой лице свое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем Твоим, Который втайне (Мф. 6, 17-18).
Приступая к посту, братие, мы должны, так сказать, прочувствовать, что он есть упражнение, установленное Церковью, к совершенствованию нашему. Но в наше время многие отвергают посты и находят много оправданий для неисполнения их. Одни пищу постную считают вредной для здоровья; другие — дорогой, иные же говорят, что пища нас не поставляет пред Богом. Речи такие встречают немалое сочувствие. Я не хочу обманывать себя, зная, что слова мои относительно поста будут малоприемлемы, но, как архипастырь, я должен предупредить вас, что настанет день, когда все, не признающие постов и вообще легко относящиеся к уставам Церкви, горько пожалеют об этом. Сам Законоположитель Христос исполнял пост и указывал на него как на оружие против злого духа, говоря: Род сей изгоняется токмо молитвою и постом, то есть род диавола, все козни его предотвращаются молитвой и постом. Что же касается вреда постной пищи для здоровья, то всего лучше в неправильности этого взгляда убедиться, побывав в каком-нибудь хорошем монастыре, где посты исполняются со всякой строгостью. Там на братских кладбищах, на надгробных надписях мы читаем: этот старец прожил до 65 лет, причем 30 лет провел в монастыре; тот лет 80 и тоже лет 30 — в монастыре, а другие и дольше. Все они работали и физически, и умственно не меньше живущих в миру. Следовательно, пост расстроить здоровье не может, и эта робость пред ним есть желание оправдать себя.
У нас в народе сложилась верная поговорка: «Лучшая приправа ко всякой пище есть голод». И действительно, когда человек голоден, он ест не разбирая, чтобы напитаться; а человек, избалованный излишеством, будучи пресыщен, становится прихотлив к пище, и эта-то прихотливость делает то, что люди не могут исполнять постов. Кроме того, пост надо считать отдыхом от мелочных забот, которыми человек связывает себя, хлопоча постоянно о своей пище. Святитель Иоанн Златоуст поучал своих слушателей, которые, надо полагать, были люди достаточные, говоря: «Дай отдых повару твоему и слугам твоим в эти дни покаяния». Сама природа указывает нам, что все нуждается в отдыхе. Например, что такое зима, как не отдых для всего растущего, прекращающего на время свою жизненную деятельность. Вы должны памятовать, что мы существа духовные, разумные. И вот пост есть прекрасное упражнение к проявлению духовной силы над телом: надо уметь позабыть свое тело, отрешиться от угождения и служения ему и всячески заботиться о другой пище — пище духовной.
Но скажут некоторые, что часто люди, исполняя посты, живут не по заповедям, делают много худого и тем самым заставляют говорить о них так: «Посты соблюдают, а зло творят». Но ведь Господь не требует от нас худого поведения, и не пост понуждает людей творить зло. Но если бы все исполняли посты, то не стали бы замечать сучков в глазах ближних, желая заслонить свои собственные недочеты. Есть и теперь благочестивые семьи, исполняющие посты; но, конечно, не в нашей городской жизни, а так далеко, в захолустных уголках, куда еще не успела проникнуть услужливая в этом отношении наука, отвергающая посты.
Как свято хранили посты наши предки, братие! Все, от едва лепечущих детей до глубоких стариков, строго соблюдали посты, а между тем люди не были слабей ни нравственно, ни физически. Сейчас мне припомнилось, что в войсках отменили посты после Турецкой войны. И что же мы видим? Защитник наш от этого не стал крепче, а наоборот, в последнюю войну можно было наблюдать, что когда наши войска, казалось, должны были одержать победу, им приходилось отступать по неисповедимому Промыслу Божию. Не есть ли это — жезл Божий, указывающий нам на необходимость исполнения постов и вообще всех установлений церковных. Будем же молить Господа, да поможет Он нам всем избежать этого жезла.
Проповедь, сказанная в Казанском монастыре в Тамбове, была приведена в записи одной из молящихся. 1911г.

Слово священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского (+1937г.), в Неделю сыропустную

Возлюбленные братия!
Сегодня — преддверие Великого поста. С сегодняшнего дня Церковь уже не празднует, не торжествует, а по преимуществу врачует. С сегодняшнего дня через церковные двери вход, главным образом, в лечебницу. Теперь здесь лечат души.
Порча души началась давно — с тех пор как человек сам исказил свою душевную природу. Как болезнь тела есть нарушение нормальных законов жизни тела, так и болезнь души пришла тогда, когда человек нарушил ее нормальную жизнь. И как болезни тела передаются по наследству, так стала наследственной и порча души. И как в жизни тела при развитии болезни идет вырождение организма, так и в жизни души от болезни и от порчи пришло ее вырождение, искажение ее природы и отмирание ее способностей. В душе появляется элемент разложения — это наследственная порча греха, живущая в нас, как микроб тления и смерти.
В молитве, которую мы должны читать ежедневно (2-я вечерняя молитва), так мы и обращаемся к Богу: «Господи! Не остави меня… не уходи от меня, потому что семя тли во мне есть», т.е. живет во мне семя тления, порчи, болезни.
Святые отцы, подвижники благочестия образно изображают искажение природы души и ее подчиненность греху. Как заботливо облегают царя в роскошные одеяния и украшения, чтобы он весь был одет в царское, так князь лукавства всю душу обволакивает грехом и не оставляет в ней свободным ни одного уголка: ни ума, ни помыслов, ни чувств — вся душа облечена им порфирою тьмы. Или иначе: похищен свет у человека и облечен человек во тьму. Враг рассыпал и разделил помыслы человека, совлек ум его с высоты и поставил над ним своих досмотрщиков — злых духов, которые понуждают его делать лукавые дела.
С болезнью пришло следствие — ее таинство и страдание от нее. Как в теле болезнь накладывает отпечаток на весь организм, подчиняя его себе, так в душе человека началось таинство греха и страсти. Страдает от него вся душа, ибо грех хозяйничает в ней. Душа уже потеряла способность желать, молиться, быть чистой. Она влечется, как безвольная жертва, не в силах правдиво желать и правдиво поступать. Все отравлено в ней и страдает: и мысль, и желание, и воля. Душа влечется, как жертва… Как будто тьма Египта сошла на нее, и закрылся для нас свет жизни.
Святые отцы образно изображают смятение и страдание души. Как в темную ночь, когда подует жестокий ветер, приходит в смятение, колеблется и колышется все живое, так и человек, будучи во тьме греха, приводится ветром греха в колебание и сотрясение. У него в смятении вся природа: помыслы, чувства, вся душа. Она вся страждет от болезни греха.
Еще один картинный образ дают нам святые отцы, изображая болезненное состояние душ, пораженных грехом. Души, плененные злом, — это пшеница, брошенная дьяволом в решето и просеиваемая им. Как пшеница в решете вскидывается и бьется, так бьются греховные души в безконечном волненье, борьбе, заботах. Сатана сотрясает души также решетом, т.е. земными делами просеивает весь грешный род человеческий. И как пшеница взбрасывается в постоянном круговерчении, так князь лукавства вскидывает всех людей, приводит их в смятение и тревогу, вселяет в них суетные помыслы, пустые пожелания, непрестанно смущая, пленяя и уловляя весь грешный род Адамов.
Братия! Вот картина больной и бедствующей души человека. Конечно, она начертана здесь крупными штрихами. Основные из них три: грех и порча души как результат ее искажения; вырождение, истребление душ и страдание больной души.
Но и эти три штриха разве не кричат о страшной болезни человека? Разве можно равнодушно пройти мимо этих показателей гибели души? У каждого из нас даже при самом ничтожном анализе своей жизни есть сотни ярких иллюстраций, обнажающих и наше падение, и нашу болезнь, и истребление души, и ее злое страдание. Где тот неразумец, что стал бы отрицать свою причастность этой болезни?
Да, братия, мир человеческих душ в тяжелой болезни! Эта болезнь так непреложна, что нет нужды вскрывать ее многими словами. Заключим ее обозначение словами преподобного Макария Великого. «Весь видимый мир, — пишет преподобный, — от царей и до низших, — весь в смятении, нестроении, борьбе… И причина та, что болезнь души — грех прившел в жизнь, как некая разумная сила, и произвел повреждение, растление души и ее страдание».
Люди часто забывают о болезни своей души, забывают, что она в плену греха и силе зла. Оторвавшись от источника жизни — Бога и поставив центром всего свое маленькое «я», люди считают все явления своего внутреннего мира законным продуктом своей жизни. Понимание же уклонения души от нормы, сознание порчи души и подчинения ее силам зла чаще всего совершенно отсутствует у людей.
Разве это не горькая правда? Разве громадное большинство людей не живет безпечно, как будто все у них в надлежащем порядке? Люди совсем не вспоминают о своем роковом недуге. Как будто и нет его! И каковы же результаты? Вы их знаете.
Не видя в себе болезни греха и не принимая никаких мер против этой болезни, души продолжают быть разъедаемы этой болезнью. От поколения к поколению душевные силы приходят все в больший упадок; растет болезненность и хилость душ; их наследственная порча доходит до угрожающих размеров, до истребления последних остатков богатства и красоты души.
Вы знаете также, братия, что над душами, истребленными злом, висит бич последствий данной болезни — страдание, которого не становится меньше, даже если люди думают, что они здоровы и нормальны. Страдание, как роковая печать греха, неустранимо остается в душах, и как бы люди ни пытались не считаться с ним или выйти из него, оно, как незримая тень, скользит за человеком, и нет у человека возможности освободиться от его терзающих когтей.
Таково человеческое большинство. Оно кружится, забывая о своей прогрессирующей болезни. Но есть другие люди, об этом помнящие. Это люди просвещенные христианством. Они видят уродство своих израненных душ и понимают, что их страдания — результат зла и их душевных ранений. Однако и эти, видящие, остаются в своей прежней болезненности, потому что у них нет сил скинуть наследственное ярмо греха. Они делают попытки освободиться от болезни, но у них нет сил встать на верный путь жизни, и, бедные, они по гроб своей жизни барахтаются в безсильных попытках подняться и залечить свои раны.
В результате получается, братия, что болезненность душ, их вырождение и вся расстроенность жизни остаются неустранимыми фактами каждого дня. Гибнут человеческие души, гибнут… Где же выход?
Безпросветность, угнетающее уныние, тоска до отчаяния и поиски смерти были бы уделом человека, если бы он не имел выхода в своей роковой обреченности. Как при болезни человека вся сила его устремляется на освобождение от болезни, как физически больной человек хватается за малейшую надежду на возвращение здоровья и крепости, так напрягается видящая душа в тоске по своей утраченной неповрежденности.
Конечно, степень тоски и напряженности души различны в зависимости от ее духовности и сознания своего повреждения. Но и на самой низшей ступени духовности человек порой томится от груза неправд жизни и хочет облегчить душу какой-то ванной очищения. Даже при слабой духовности человек переживает расслабление души, как смрад, как облипшую его нечисть, которую надо сбросить, чтобы дать доступ в душу свету и чистоте, чтобы свободней и радостней было жить и дышать. Человеку нужен выход… нужен выход из тесноты греха на простор чистой и светлой жизни.
Братия! Этот выход дается теперь Церковью. Она всегда его дает, а сейчас, в дни наступающего поста, Церковь становится по преимуществу врачебницей душ. Больные, безсильные, усталые, слабые, загрязненные, жаждущие очищения и тоскующие о свете жизни, приходите! Церковь даст вам целение и вольет бальзам обновления. Как совершится это?
Прежде всего должно произойти ваше примирение с жизнью, исковерканной вами, ибо своими падениями вы испортили чистую жизнь и виновны перед нею и перед Творцом ее — Богом. Произошел разрыв между вами и неповрежденной жизнью. Поэтому и необходимо восстановить оборванную связь и получить примирение с жизнью и Богом. Примирение же достигается сознанием вины и болезни души и отречением от них. Это необходимо! Как же может быть обезпечено человеку здоровье, если он оставил в себе заразу разложения?
Когда будет восстановлена правда жизни, тогда Начальник жизни отсекает ее искажение и не вменяет в грех оставленной позади неправды. Теперь душе, освобожденной от груза греха, надо утвердиться в Свете. Милосердие Божие и здесь протягивает руку человеку и дарит ему силу — это сила Божией благодати — твердо стать в правоте и идти по просторной дороге чистоты и радости. Вот выход! Вот избавление от болезни! И оно творится Господом через Церковь, которая устроена Христом как Его земное орудие.
Идите же к Ней, братия, и получите целенье. Теперь, в дни очищения, Церковь по преимуществу устраняет болезни. Идите же, обнажайте больные души, вскрывайте гнойники, показывайте раны, плачьте о нечистоте, болезни и падении, и вы возненавидите свою болезнь и свою больную душу и отречетесь от смрада греха. Исповедайте Богу свои преступления и убегите от них, не оставляя в себе ни одного микроба заразы!
Церковь, велением и силой Бога, даст оправдание вашим угнетенным растлением душам, вольет бодрость в ваши надломленные силы и даст свежие силы вновь жить в оправдании. Поднимитесь же в радости, чтобы найти снова утраченную жизнь Света! Вступите в дни очищения — двери здравницы душ открыты. Риньтесь в них прочь от болезни! Ищите целения у Бога и вы получите его. Аминь.

Слово митрополита Филарета (Вознесенского), Нью-Йоркского и Восточно-Американского (+1985г.), в Неделю сыропустную перед обрядом прощения

Во всем церковном богослужебном году сегодняшний вечер является одним из самых светлых и радостных моментов, ибо, по порядку, укоренившемуся в нашей Православной Церкви, верующие, вступая в Великий пост и испрашивают друг у друга прощенья в вольных и невольных обидах, для того, чтобы примирившись, вступить в поприще святой четыредесятницы. Понятно, почему это так. В Великом посту большинство чад Церкви Православной говеет; хотя есть такие, которые говеют часто, и не только в Великом Посту.
И вот, готовясь принести Богу покаяние и помня слова Спасителя о том, что Отцом Небесным будут отпущены грехи только тому, кто сам прощает грехи ближнему своему, верующие люди стараются примириться друг с другом. Таким образом, при вступлении в поприще поста и покаяния, Церковь как бы ставит нам условие при входе: ты в двери покаяния не войдешь, если, прежде чем просить у Господа милости и прощения, не примиришься с ближними своими. Ибо говорит слово Апостольское (Иак. 2, 13), что «суд без милости, не сотворшему милости» и поэтому, если только человек не примирился с ближними своими, пусть он и не надеется получить от Господа милость.
В житиях святых есть поразительный пример того, как опасно не прощать своих ближних. Когда-то, в Киево-Печерской обители в числе монашествующих жили два больших друга: Пресвитер (иеромонах) Тит и иеродиакон Евагрий. Долгая и тесная и глубокая дружба связывала этих двух иноков, но случилось вражье искушение и дружба превратилась во вражду. Долго враждовали они, не поддаваясь ни на какие уговоры братии прекратить вражду примирением. Но вот, один из них, иеромонах Тит, тяжко заболел. И после бывшаго ему видения в этой болезни, чувствуя, что он умирает, стал упрашивать братию, чтобы они привели к нему Евагрия, т. к. ему необходимо с ним примириться. Братия пошли. Евагрий сопротивлялся и не хотел приходить. Его привели насильно. Когда Тит увидел своего прежняго друга, и несмотря на то, что он ослабел от смертельнаго недуга, собрал свои последния силы, сказал: «брат, прости меня Христа ради», поднялся с постели и поклонился Евагрию. Евагрий в ответ воскликнул: «не примирюсь с ним ни в этом веке, ни в будущем». Сказавши это, как повествуется в житиях святых, он отчаянно рванулся из рук братии, вырвался и упал на землю мертвым. А пресвитер Тит встал здоровым, как будто совсем и не болел. Потом он поведал братии, что когда Евагрий в ответ на его призыв к примирению ответил злобным отказом, то говорил преп. Тит, «я увидел ангела, который огненным копьем ударил Евагрия, и он упал мертвым, а мне этот ангел подал руку, поднял меня и я сразу почувствовал себя здоровым».
Трогательный обряд сегодняшняго дня, конечно, человека умиляет, и настраивает добрым образом. Но помните то, что мы говорили в прошлом году, а теперь снова напоминаем. К сожалению, часто бывает так, что люди приходят в церковь, соблюдая этот благочестивый обычай, с поклонами просят друг у друга прощения, но сплошь и рядом это делают те, кто почти никогда не встречались, а иногда и совсем незнакомые друг с другом. В этом плохого, конечно, нет ничего, это чисто христианский поступок, тем более, что мы часто и не знаем, когда мы можем обидеть своего ближняго совершенно не подозревая того, если не словом, то чем-нибудь другим. Но печально бывает, когда, кланяясь в церкви тому, с кем у него нет, как говорится «счетов», человек отходит и уклоняется от примирения с тем, с кем у него действительно «испорчены отношения» и нет взаимной любви. А вот тут-то и надо исполнить долг любви христианской. Именно здесь. И если есть у тебя, брат или сестра, кто-либо, с кем у тебя нет добрых отношений, непременно переломи свое самолюбие и сделай шаг примирения. Если ты не встретишь ответнаго шага, то ты исполнил заповедь Христову, а тот, кто не хочет мириться, ответит за это пред Господом, ибо, повторяю, священное писание говорит: «суд без милости не сотворшему милости». Поэтому — необходимо все усилия приложить к тому, чтобы призывом к миру, любви и прощению прекратить всякия недобрыя, неудачно сложившияся отношения.
И вот прежде всего, сами мы, служители престола Божия, обращаемся к вам с просьбой о прощении нас. В Св. Евангелии говорится: кому много дано, с того много и спросится. Одно дело мирянин, хотя бы и благочестивый, другое дело служитель Престола Божия. Чем виднее человек, тем заметнее его недостатки. Чем выше то положение, которое он занимает в Церкви, тем больше эти недостатки и промахи бросаются людям в глаза. Поэтому я прежде всего, конечно от себя, а также и от собратий своих и сослужителей, усердно прошу у вас прощения: покройте любовию наши промахи и недостатки. Нам, которые являемся такими же немощными людьми как и вы — понятны и знакомы все искушения и слабости, которым все люди подвержены, ибо ничто человеческое нам, служителям Престола, не чуждо. Но у нас, помимо искушений общих с вами, есть и свои, если так можно выразиться, специальныя искушения, которыя знакомы только тем, кто проходит путь служения Божию алтарю и престолу. Быть может погрешили мы против вас невнимательностью, несправедливостью, недостатком любви, небрежным поведением при совершении Божией службы, или другим чем-либо, что, конечно, бросается верующим в глаза. Часто бывало так, что люди, у которых вера колебалась и была слаба, резко отходили от Церкви, увидевши что-нибудь соблазнительное или какую-нибудь небрежность у священнослужителя. Сознавая глубочайшее наше недостоинство, и всецелую грешность, повторяю, мы просим у вашей любви прощения и благоснисхождения. Господь наш Иисус Христос своим Апостолам, а через них и всем своим служителям говорил: «даже если исполните вся повеленная вам», и то говорите смиренно «мы рабы ничего не стоящие, потому что исполнили только то, что должны были исполнить». (Лк. 17, 10). А мы, конечно, и не исполнили того, что должны были исполнить как следует и чувствуем себя в этом отношении виноватыми и просим у вашей любви — и снисхождения и прощения. Простите нас грешных. Аминь.

Поучение епископа Иустина (Полянского), Уфимского и Мензелинского (+1903г.), в Неделю сыропустную

Пост, братия мои и сестры, — завтра Великий пост! Как это слово падает на ваши души и сердца? Знаю, что одни радуются наступлению поста, и говорят: Слава Тебе, Господи, пришло время заняться спасением души! Другие смущаются постом, и думают: как велик этот пост, и как провести его спасительно, — трудно! Третьи и совсем не думают о посте: сии давно уже порешили, что пост для них не нужен и вреден, и не постятся никак. Всех разномыслящих о посте призываю в наступающий пост поговеть вместе со мною и поучиться говению — в пост.
Что такое говение? Говение вообще есть бодренное, возбужденное состояние души, со всем вниманием занимающейся известным предметом или делом. Говение христианское — постовое — есть такое же бодренное, возбужденное состояние души, со всем вниманием и усердием занимающейся, во время поста, постоянным хождением в церковь, молитвою, пощением, познанием своей греховности, сокрушением о грехах, покаянием — исповедию и причащением Св. Таин, одним словом: спасением души, очищением совести от грехов и утверждением в жизни добродетельной. Как видите, в постовом говении мы должны заняться делом самым необходимым, полезным и спасительным для нас, делом святым. Отсюда уже понятно, какое внимание и усердие к этому делу требуется от нас: совершим его, при помощи Божией, как следует, — получим спасение; а если отнесемся к этому делу небрежно, — приложим грехи ко грехам, сделаемся еще более грешными. Займемся же, мои возлюбленные, займемся этим великим делом со всею любовию, со всем вниманием и усердием, особенно в первую седьмицу Великаго поста.
Во-первых, будем неленостно ходить ко всем службам церковным, — ходить к началу служб и выходить по окончании их, чтобы не пропустить никаких чтений и пений церковных. Трудно это будет для некоторых? Что делать? Потрудимся. Ведь это необходимо, и необходимо не для кого-либо и не для чего-либо, а для нас самих необходимо, — необходимо для нашего спасения. Отгоним же всякую леность, все отговорки, все предлоги, и будем ходить к началу каждой службы.
Во-вторых, всеми мерами позаботимся расположить себя к самой усердной и теплой молитве ко Господу Богу, и дома и здесь — во храме. Неослабно будем понуждать себя к этой молитве, чрез всю неделю говения нашего. Без горячей молитвы говение наше будет безплодно и нисколько не полезно. И напрасно будем трудиться говеть. Молитва составляет душу и жизнь говения. Трудно неослабно молиться, и молиться с усердием? Но что же делать: зато плоды молитвы будут самые вожделенные.
В-третьих, постараемся держать, во время говения, самый строгий пост, — такой пост, какого требует от нас св. Церковь, — пост телесный: воздержание от запрещенной скоромной пищи и умеренность в самой постной пище; пост и духовный — воздержание от всех страстей и порочных наклонностей. Пост сей необходим для ослабления нашей греховной жизни и для оживления жизни святой — богоугодной. Пост, соединенный с молитвою, — это два крыла, которыми только и можно возлететь на высоту добродетели. Без молитвы и поста мы всегда будем валяться в бездне греховной.
В-четвертых, необходимо нам, во время говения, заняться познанием самих себя, разобрать подробно и определить верно: кто мы таковы. Похожи ли на христиан истинных? Твердо ли содержим веру Христову и стараемся ли всегда поступать по закону Евангельскому? Или же только называемся христианами, а живем вовсе не по-христиански, и таким образом никак не принадлежим к царству Христову, а составляем собственность врага Христова и человеческаго? Об этом крепко нужно нам подумать в настоящие дни говения и решить окончательно, к какой области мы принадлежим: к области света или тьмы. Без этого покаяние нам будет не в покаяние, а в большее осуждение.
В-пятых, нужно нам будет дать подробную исповедь грехов своих пред духовником нашим. Следовательно, нужно нам, во время говения, припомнить все наши грехи и прегрешения — и против Бога, и против ближних наших, и против самих себя, — припомнить и исповедать все грехи, какие мы сделали от юности нашей до настоящаго времени, или же, по крайней мере, от прошедшей нашей исповеди до настоящей. Ибо если не исповедуем грехов наших, то они останутся неразрешенными, хотя бы духовник наш почему-либо и дал нам разрешение. При этом грехи наши удвоятся на нас, потому что ко всем грехам нашим мы присоединяем еще ложь и обман, свою безпечность и нерадение крайнее: обманем и себя, и духовника, и Самого Бога, и останемся рабами греха непотребными.
В-шестых, нам нужно будет приобщиться Св. Христовых Таин — Тела и Крови Христовых. О, братие мои возлюбленные, это такое великое дело, о котором нужно думать не только во время говения, но и во всю жизнь и в целую вечность. В надлежащем причащении Св. Таин — жизнь вечная и блаженство; в недостойном — суд, осуждение и страшная смерть вечная. В причащении Св. Таин Тела и Крови Христовой решается наша участь на целую вечность: мы причастимся или в жизнь вечную, или в осуждение вечное; об этом стоит подумать, над этим крепко нужно задуматься!
Вот предметы, которые должны занять все наше внимание во время наступающаго Великаго поста и нашего говения. Это — хождение в церковь, молитва, пост, покаяние, исповедь и причащение. Предметов не много, но они слишком велики и существенно необходимы для нашего спасения, начало котораго мы надеемся положить в предстоящем нашем говении, в наступающем посте. Будем же выслушивать все постовыя службы в церкви, будем молиться и поститься, будем каяться, исповедуемся и Св. Таин причастимся, — будем ежедневно здесь поучаться сему; и Господь не оставит нас Своею милостию. Но прежде всего этого нам нужно друг другу простить согрешения, по наставлению Господа и Спасителя нашего. Если вы будете прощать людям согрешения их, — учит нас Спаситель, — то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших(Матф. 6, 14-15). Видите, что необходимо всем прощать обиды, если хотим и сами получить прощение от Бога. Значит, без прощения друг другу обид и оскорблений, все наши постовые подвиги, все говение наше не принесет нам никакой пользы. Итак, начнем наше богоугодное говение взаимным всепрощением. Господи благослови! Простите меня недостойнаго, в чем согрешил пред вами, яко человек, делом, или словом, или помышлением! Да простит Господь Бог и вас всех, да помилует и спасет Своею милостию и человеколюбием! Аминь.

Слово святителя Николая (Велимировича), епископа Жичского (+1956г.), в Неделю сыропустную

Покаяние

«Вот наступило светлое время поста» — так поется в церковных стихирах в начале Честнаго Поста. Почему «светлое» время? Потому что пост естественно влечет человека к молитве и милосердию.
Почему пост этот называется Честным? Потому что пост этот влечет нас к честному Кресту Христову, к Честным страданиям Сына Божия — за чужие грехи, за грехи наши, не Свои. Ибо из трех крестов на Голгофе только один был Честным Крестом. И потому еще именуется этот пост Честным, что внушает он людям покаяние, зовет к исправлению — чрез очищение человеческой честности, разными грехами загрязненной, — и к вознесению из мутных вод греха к красоте сынов Божиих. Сербский народный клич: «За Честный Крест» значит: «За Христа, за Христову истину и правду».
И врачи предписывают пост. Называют они это диэтой. Почему же никто не скажет «Честная Диэта», а про Христов Крест говорят: «Честный Крест»? Потому что диэта прописывается ради тела, для телеснаго оздоровления, и проводится она вне всякой связи с душой и Богом. А Церковь предписывает пост ради Господа и души. И как бы строго ни соблюдалась диэта, как бы бережно ни соблюдалось тело, оно все равно должно распасться, как истлевшая телега, а душа переживает тело и продолжает жить в другом мире. Вот тема для глубокаго размышления в Честный Пост.
Первое дело, которое сотворил Господь, нам в пример: это Его 40-дневный пост. И первая заповедь, которая нам была Им дана, это: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Если постимся мы только, и не каемся, то без плода остается наш пост. А люди с большей охотой постятся, чем каются. В три подготовительныя «недели» к Честному Посту Церковь предлагает народу три Евангелия о покаянии: первое о кающемся Закхее, второе — о покаянной молитве мытаря и третье — о кающемся блудном сыне. И в течение всего Поста будет и говориться и читаться в церкви о покаянии с примерами покаявшихся грешников и грешниц, истинным покаянием просветившихся и просиявших как солнце в истории Христианства.
Покаяние с признанием своих грехов практикуется даже у народов нехристианских, не знающих Евангелия и руководящихся только своей совестью. В феврале 1936 г. в японской армии взбунтовался полк, и было пролито много крови. Бунтари убили несколько старших офицеров и гражданских чиновников и разорили несколько государственных учреждений. Когда бунт стих, военный министр генерал Кавашима сделал такое необычайное заявление: «Я — единственный виновник этого несчастнаго происшествия и один несу полную ответственность». С семью другими генералами он подал в отставку, и они сами подвергли себя казни. Какой поучительный пример многим христианам, которые и будучи виновны стремятся вину переложить на других. Такие люди не имеют ни христианской просветленности, ни японской совестливости. И не походят они на своих христианских предков, которые каялись пред Богом и готовы были все сделать, только бы Господь их простил. Краль Драгутин, каясь в своих грехах, построил семь монастырей и принял монашество. Карагеоргий покаялся открыто пред народом в том зле, которое учинил своему отцу, а князь Милош воздвиг храм «Покаянный» за зло, которое причинил Карагеоргию. В православном календаре значатся имена не только тех, кто никогда не грешил — если бы такие даже и были! — но и тех, кто были великими грешниками и грешницами, но покаялись.
Так покаемся же, вступая в Честный Пост. Покаемся не только на словах, но и духом и истиной и добрыми делами.
Поспешим с покаянием, ибо и время спешит. «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное» — кому Царство, а кому и ад! Се наступает светлое время Поста для сынов и дщерей Света.
1956 г.

Слово архиепископа Алипия (Гамановича), Чикагского и Средне-Американского, в Неделю сыропустную

«Если вы будете прощать людям прегрешения их…»

Господь сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небес­ный: а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согршений ваших» (Мф. 6, 14-15).
Наступает Великий Пост — время усиленной мо­литвы и покаяния, в это время мы должны напряч все наши духовныя силы испрашивая прощения наших грехов у Бога.
Но, чтобы было успешно наше покаяние, мы сами должны примириться с нашими ближними.
Какой наглядный признак примирения? Когда мы просим у нашего ближнего прощение. В воскресение, в канун Великого Поста Св. Церковь установила обычай испрашивать прощение друг у друга. В просторечии этот день называется «прощенное воскресенье». От кого должна исходить инициатива примирения, если налицо есть какая-то вражда между людьми? Повидимому, каждый скажет: от виновного. И невиновный с этим согласится, он скажет: «он меня обидел, он первый начал, поэтому он должен у меня попросить прощение. В сердце своем я его прощаю, но не вижу, почему я должен просить прощение у него».
В каждом конфликте между людьми, если даже по принципу права нужна признать одну сторону винов­ной, а другую невиновной, по принципу морали, или лучше сказать, исходя из духовного ведения вещей, невиновная сторона в какой-то мере тоже виновата, потому что невиновный мог допустить зло раньше, и оно бумерангом обрушилось на него сейчас.
И если мы посмотрим с психологической стороны, то получается: когда невиновный первый попросит у виновного прощение за происшедший конфликт, то ви­новный будет этим растроган и поспешит примириться.
Невиновному даже легче попросить прощение, так как виновный скорее склонен к самооправданию, что­бы в какой-то мере смягчить свою вину и не показаться пред людьми плохим человеком.
Поэтому для примирения не имеет значения от кого будет исходить инициатива: от виновного или от не­виновного.
Поэтому то Господь и говорит: когда ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, — не только, когда ты обидел кого-то, но даже, — когда кто-то имеет что-нибудь против тебя, оставь свой дар, пойди и примирись сначала со своим ближним, и только тогда уже приноси свой дар Богу (Мф. 5, 23-24) .
А пред Богом мы всегда виноваты. Попросив прощение, мы этим открываем двери для милосердия Божия к нам.
Неужели нам самолюбие дороже милости Божией! Давайте подумаем об этом. Аминь.
Сказано 1 марта 1981г.

 

Комментирование запрещено