Неделю 17-я по Пятидесятнице

Толкование протоиерея Александра Свирелина (+1906г.) на Евангелие в Неделю 17-ю по Пятидесятнице (Мф. 15, 21-28)

От Матфея Гл. 15, Ст. 21-22. Иисус пришел в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: Помилуй меня, Господи, сын Дави­дов, дочь моя жестоко беснуется.
Тир и Сидон были два города, лежавшие на грани­цах Галилеи, недалеко от Средиземного моря. Жили в них язычники хананеи, или, что то же, финикияне, ко­торые смешивались с туземцами и имели общение с иудеями.
Женщина, обратившаяся к Иисусу Христу с прось­бою об исцелении своей дочери, была из числа тех жи­телей. Встречаясь с иудеями, она слышала о чудесах Иисуса Христа (Мф. 4, 24) и Его милосердии к грешникам и веровала в Него, как в Мессию, потомка Да­вида и взывала: «Помилуй меня, Господи, сын Дави­дов! Дочь моя одержима бесом и страдает от него же­стоко. Я измучилась, смотря на ее страдания, — избавь ее от них».
Ст. 23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: Отпустити ее, потому что кричит за нами.
Господь, желая испытать веру жены хананеянки и, вместе с тем, показать ученикам Своим силу твердой и усердной молитвы, на прошение жены не отвечал ни слава. Жена, между тем, не переставала просить и вопияла о помощи в след Господу и ученикам Его. Наску­чив ее криками, ученики обратились к Господу и гово­рили Ему: «отпусти ее!», — т. е. или помоги ей, или от­кажи; пусть перестанет кричать.
Ст. 24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома израилева.
Господь объясняет ученикам, что Он послан к из­раильтянам, а не к язычникам, к коим принадлежит и эта женщина. Овцами погибшими Он назвал иудеев в том смысле, что они шли по ложному, неспасительно­му пути жизни от порочности и небрежности своих пастырей и учителей — от книжников и фарисеев. Что Господь послан ко овцам погибшим дома израилева — это не то значит, что Он послан для спасения их од­них, — он пришел спасти весь род человеческий и есть Агнец Божий, вземляй грехи всего мира, — но иудеям он был обещан, — их Господь избрал Себе в Свой особенный народ, — от них Он произошел по плоти, к ним прежде всех пришел с проповедью бла­говестия, среди их начал творить дела милости и чудеса, — это и значит, что Он послан только к овцам по­гибшим дома израилева.
Ст. 25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне.
По сказанию евангелиста Марка (7, 24-25), Гос­подь, после отказа жене, вошел в некоторый дом, что­бы укрыться от людей. Хананеянка нашла Его и здесь, упала к ногам Его и умоляла о помощи.
Ст. 26. Он же сказал в ответ: Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
На вторичную просьбу хананеянки, Господь объяс­няет ей, почему Он не внемлет ее просьбе, почти так же, как объяснил и ученикам Своим. Чадами Он назы­вает иудеев, ибо они суть чада Божии по преимуществу (Рим. 9, 4), а псами, применяясь к понятиям иудеев, назвал язычников, так как они без Божественного откровения вели жизнь нечистую, предаваясь грубым по­рокам. Под хлебом Он разумел Свое евангельское, но­возаветное учение и чудеса, творимые Им для оказания милости страждущему человечеству. Смысл стиха следующий: «Нехорошо, несправедливо оказать чудесную по­мощь язычнице, которая столь же мало стоить ее, как пес хлеба, когда дети Мои иудеи еще голодны». Ответ этот, по внешнему выражению довольно суровый, не означает презрения Господа к язычникам, но давал ха­нанеянке случай высказать самое глубокое смирение и самую высокую веру в Него.
Ст. 27. Она сказала: Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Действительно, и суровый на вид ответ Господа не оттолкнул хананеянку от Него. Она с новым дерзнове­нием сказала Ему: «Так, Господи, я недостойна тех ве­ликих милостей, какие Ты оказываешь иудеям; но Ты, Милосердый, так обилен благами, что можешь оказать милость и последнему из людей. Пусть иудеи пользуют­ся всем богатством любви Твоей; но и мне из бездны Твоих щедрот удели едину крупицу милостей Твоих, да­руй только исцеление моей страдающей дочери».
Ст. 28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: О, женщи­на! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию тво­ему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Вера хананеянки прошла все тягости искушения и оказалась чистою и твердою. И Господь прославил ве­ру ее и исполнил прошение ее. «О, женщина! — ска­зал Он вслух учеников. — Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее в тот же час.

Слово архимандрита Клеопы (Илие) (+1998г.) в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

Рассудительность – царица добродетелей

Потому что если человек хватается за какой-нибудь подвиг со всей горячностью и при этом не имеет руководителя, то он тут же упадет.
Молитва Хананеянки и Разбойника
Будем молиться, как можем, ибо мы видели, что Спаситель не презрел и молитвы хананеянки. Она, бедняга, даже не была еврейкой. Она была финикиянкой, из пределов Тира и Сидона. Между тем, финикийцы были язычниками. Но услышала и она тоже о Спасителе, что Он совершает чудеса, и пришла. И увидев столько людей вокруг Него, стала кричать: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15, 22)!
Как женщина-язычница, научилась и она от евреев, как надо взывать. Она даже не знала, как Его зовут. «Ты зови вот так вот, женщина!» А она, бедняга, взывала как страдающая мать. Ее дочь мучили бесы уже столько лет, ведь она была бесноватая. И мать берет на себя страдания своей дочери, слышишь ведь, как она кричит: помилуй меня, Господи, ибо дочь моя жестоко беснуется! Она не кричала: «Помилуй, Господи, мою дочь!». То есть, «если сотворишь милость с дочерью моей, меня помилуешь».
Итак, она проникла в существо своей дочери и всем сердцем молилась за свою дочь. А Спаситель, дабы показать всем стойкость ее веры, делал вид, будто не слышит ее. Ты видел, что Он сказал: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Как если бы сказал: «Ты финикиянка, язычница; не для тебя Я пришел в мир!». Она тогда еще громче стала кричать. И апостолам стало жалко: отпусти ее, потому что кричит за нами. Они видели, как она кричит со слезами из глубины сердца. А Спаситель еще раз дает ей отпор: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Он с собакой сравнил ее! Ты понимаешь? Но она не рассердилась, что Он сравнивает ее с собакой. Она, в пылу своей молитвы, переступила через все. Поэтому сказала: «Да, Господи, я собака, — то есть я не из рода Израилева, я язычница, — но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». То есть, «пусть даже я и собака, но дай и мне хоть одну крошку, я ведь не протягиваю руку к столу вместе с хозяевами».
И тогда Спаситель сказал ей: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15, 23–28).
А разбойник на кресте? Ты видел, что говорит святой Ефрем в «Слове о разбойнике в Великий Пяток»? Сначала он и другой разбойник хулили Иисуса на Кресте и говорили Ему: если Ты Христос, сойди с Креста и спаси Себя и нас. Потом увидели, что Спаситель, когда Ему вбивали гвозди в руки и ноги и глумились над Ним, молился о распинавших беззлобно: Отче! прости им, ибо не знают, что делают! (ср.: Лк. 23, 39, 34).
Тогда разбойник, висевший справа, был потрясен Его кротостью и говорил: «Ты посмотри! Мы так проклинаем и браним этих распявших нас тут, а Он говорит: Отче! прости им, ибо не знают, что делают!»
И тогда он поверил в сердце своем, что Распятый рядом с ними — не пророк, а Бог.
Разбойник, который начал верить, что Спаситель — Бог, видя, что Он терпит с такой кротостью, стал смотреть на Него снизу вверх, ибо Крест Спасителя был выше их крестов, и думал: «Что плохого сделал Этот Человек? Мертвых воскрешал, больных исцелял, людей насыщал, учил словом кротости, он не был грешен, Его не коснулось ничего… Воистину Он Бог!»
Это говорит и апостол: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10). Ибо недостаточно верить в Бога в душе, а нужно и исповедовать Его устами, потому что у нас имеются две части. Душой я верю, что Он Бог, но нужно исповедовать Его и устами. Поэтому Спаситель сказал: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33). Всем существом своим нужно исповедовать Его: и словом, и сердцем, верой.
Тогда разбойник, который поверил в сердце своем, что Спаситель — Бог, что он подумал? «Простит ли Бог меня, я ведь сначала хулил, как и этот слева?» Он думал: «Этот Иисус, Который молится за тех, которые распинают Его, если Он не держит зла на тех, которые Его распяли, то насколько же скорее Он простит меня, хотя я и совершил столько разврата, и убийств, и грабежей, и сквернословий, и пьянств!»
И он вспоминал свою разбойническую жизнь и говорил сам себе: «Какое же мне теперь покаяние совершить? Если бы ноги мои были свободны, я бил бы земные поклоны, но они связаны. Если бы руки мои были свободны, я влепил бы пару пощечин тому, что слева, который хулит, и сказал бы ему: “Почему ты хулишь Этого кроткого Иисуса?” Но и руки мои тоже распяты». Он думал: «Какое же покаяние принести мне теперь, на кресте?» И Дух Святой подал ему мысль: «А знаешь, что я еще вполне могу? У меня есть язык! Он не распят. Я закричу изо всего сердца языком моим: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»
Видишь? Сначала он языком защитил Его от разбойника слева, ругавшего Спасителя, сказав ему: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, а Этот Иисус что плохого сделал? Сначала он языком укорил второго. «Я верю, что Он — Иисус! Я уже не заодно с тобой!» Укорив языком разбойника слева, он совершил покаяние; плоды покаяния, ибо только язык и раскаяние сердца у него оставались. «Я буду кричать этим языком Этому Иисусу, Который не держит зла, чтобы Он простил меня». И он закричал из глубины сердца: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И слышит Спасителя сверху, с Креста: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (ср.: Лк. 23, 40–43)!
Святой Ефрем великолепно излагает это: «Ты видел разбойническую мольбу? Ты видел мудрого разбойника? Он много успел похитить в жизни своей! Но, имея веру в сердце, сумел восхитить языком своим рай». То есть: «Разбойник! Ты грабил, крушил, убивал, причинял зло; а теперь своей верой из сердца сумел похитить языком рай». И он говорит в конце этого Слова так: «О разбойник и рая похититель! Ты похищал всё, но похитил и рай языком. О разбойник и рая похититель! О скорорастущий цветок Христа, Которому подобает слава!»
То есть самым первым цветком, выросшим из Креста Христова, была душа разбойника.
Потому он первым и вошел в рай со Спасителем, что исповедал Его с креста прежде того, как исповедал Его Богом Лонгин сотник, пронзив Его в ребро, и многие другие впоследствии. Разбойник первым исповедал Его Богом и молил отвести его в рай.
Вот что значит молитва во время беды! Когда беда нахлынет на нас, будем вопить всем сердцем, ибо Бог смотрит на наше сердце. Аминь.

Поучение священника Иоанна Долинского в неделю 17-ю по Пятидесятнице

Чтенное ныне Евангелие повествует нам, слушатели, о следующем. Однажды, когда Иисус Христос пришел в страны Тирские и Сидонские, женщина хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется». Но Иисус Христос на ее просьбу не ответил ни слова. Тогда ученики Его стали просить, чтобы Он исполнил просьбу женщины, на что Господь ответил им: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Женщина сама подходит к Господу, кланяется Ему и говорит: «Господи! Помоги мне». Он же ответил ей: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». — «Господи! и псы едят крохи, которые падают со стола господ их», — сказала женщина. Тогда Господь сказал ей: «О, жена! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15, 21-29).
Сия евангельская история научает нас, слушатели, тому, как мы должны молиться, если долго не получаем просимого, а это бывает со многими из нас очень часто. Иногда мы молимся Господу Богу долго, молимся очень долго, от чистого сердца и с раскаянием в грехах — и не получаем просимого. Что нам тогда делать? Нужно продолжать молиться с большим усердием и несомненною верою во всемогущество Божие; тогда мы и получим то, о чем молимся. Примером этого служит для нас жена хананеянка. Вот она просила Господа о исцелении своей дочери, но Господь на первую ее просьбу даже и не ответил ни слова. Ходатайствуют за нее ученики Его, и тем Он отвечает, что послан только к израильтянам, а язычникам как будто бы не имеет права оказывать милости. Несмотря и на этот отказ, жена не только не предалась отчаянию, но с большим смирением и усердием стала просить Господа о помощи, которую и получила, — дочь ее выздоровела в тот же час.
Для чего же Господь так долго не исполнял просьбы жены хананеянки? Для того, чтобы испытать веру ее и через это испытание явить силу сей веры пред учениками и последователями Своими и показать им и всем нам, как велики плоды усиленной и постоянной молитвы.
Неотступная, усердная и смиренная молитва женщины хананеянки да будет для нас, слушатели, примером! Не получая долго просимого, будем молиться с большим усердием и верою в милосердие Божие; будем молиться с надеждою на получение просимого и не унывать, если долго не получим его, помня, что Господь потому иногда долго не исполняет нашей молитвы к Нему, чтобы дать нам возможность обнаружить всю силу веры нашей в Него и в назидание другим показать, как велики плоды усиленной и постоянной молитвы. Но, молясь, не будем забывать, братие, и того, что только смиренная наша молитва, как благовонный фимиам, возносится в пренебесный жертвенник, — примером чего служит для нас евангельский мытарь и упоминаемая в нынешнем Евангелии женщина хананеянка; молитва же без смирения и сознания своего недостоинства пред Богом не только не принесет нам пользы, но послужит к нашему осуждению, в чем убеждает нас евангельский фарисей (Лк. 18, 10-14). Аминь.
1900 г.

Слово архимандрита Кирилла (Павлова) (+2017г.) в неделю 17-ю по Пятидесятнице

О силе молитвы хананеянки и об исцелении Иисусом Христом ее дочери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«О, женщина! Велика вера твоя: да будет тебе по желанию твоему», — сказал Господь жене-хананеянке в ныне чтенном Евангелии (Мф. 15, 28).
Дорогие братия и сестры, в земной нашей жизни немало бывает бед и несчастий почти у каждого из нас. То постигают нас болезни, то злые и коварные люди наносят нам какой-либо вред и чем-либо обижают нас. При всех подобных несчастьях мы глубоко скорбим и молим Бога об избавлении нас от бед и несчастий. Но бывает, и очень нередко, что Бог как будто не внемлет мольбам нашим: несчастная участь наша не только не улучшается, но иногда еще более и более ухудшается. В таком положении мы охладеваем часто к молитве, оставляем ее, иногда даже и ропщем на свою судьбу и говорим: «Да чем же мы хуже других, живущих в благоденствии и счастье?»
Но не подобает сему быть, дорогие братия и сестры! Как мы должны поступать, когда Бог, по нашим представлениям, не внемлет нашим мольбам? Хороший урок тому дает нам упоминаемая в нынешнем святом Евангелии язычница — жена хананейская (Мф. 15, 21—28). У нее была больная дочь, которую жестоко мучил вселившийся в нее бес. Глубоко скорбела, конечно, несчастная мать о страждущей своей дочери, но средств помочь горю в языческой вере своей не находила. И вот, зная о чудодейственной силе Спасителя, жена-хананеянка, когда Он на сей раз явился в их языческую страну, обратилась к Нему как к необыкновенному чудотворцу и стала просить Его об исцелении дочери своей: «Помилуй мя, Господи, сыне Давидов, дочь моя жестоко беснуется». Но Спаситель не обратил, казалось, внимания на эту мольбу ее и не отвечал ей ни слова. Женщина, однако, не отступает, идет за Спасителем и вслед Ему взывает: «Помилуй мя, Господи, сыне Давидов…» Иисус Христос отказал ей в просьбе, говоря: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Однако она не переставала просить, она неотступно просила о помощи. Чем же кончилось? Молитва матери была услышана: дочь ее немедленно выздоровела. Но не одна жена-хананеянка долго молилась, она, можно сказать, еще недолго молилась. Некоторые гораздо дольше молились: молились по десяти лет и больше и наконец получали просимое. Долго молилась Сарра, чтобы Бог даровал ей сына, — и сын дан был ей в старости. Долго молился Захария — и жена его Елисавета зачала уже в преклонных летах. Так иногда Бог долго медлит исполнить прошения молящихся. В притче о неправедном судье (Лк. 18, 1—8) Господь заповедует нам, чтобы мы не унывали и не переставали молиться, когда долго не получаем просимого. Господь желает и любит, чтобы Его просили. Чем дольше Его просят, тем Он щедрее бывает; чем дольше Он медлит, тем больше дает. В то время когда не дает нам просимого, Он как будто готовит, как будто обдумывает, как бы лучше наградить нас. Наша неотступная просьба столько же приятна Богу, сколько людям она противна: из нее Бог видит, что мы усердно желаем просимого и что мы не хотим получить этих благ ни от кого другого, кроме Бога.
Смотрите, дорогие братия и сестры, на хананеянку, поучитесь у нее и берите ее себе в пример для подражания. Иисус Христос не сразу исполнил ее просьбу, а заставил долго просить — не потому, что Он действительно считал ее недостойною, а для того, чтобы неотступность ее молитвы, дерзновение упования, твердость веры и глубину смирения показать в пример и, пожалуй, в укор как евреям, так и нам, христианам. Если хананеянка — язычница, идолопоклонница — оказалась такою молитвенницей, смиренницей, терпеливейшей, такою непоколебимо верующей и надеющейся, то нам, считающим себя истинно верующими и православными христианами, стыдно не быть такими и на деле, и в нашей жизни. Нам тем более надо отличаться великодушным перенесением скорбей, обид, напастей, твердым упованием на милосердие Божие и усердною пламенною молитвою.
Вот постигла тебя беда большая — а без бед никто не проживает, — и ты молишься Богу об избавлении, но, не видя скорого избавления, покидаешь молитву, начинаешь безнадежно унывать, роптать, отчаиваться в милости Божией и дерзаешь говорить: зачем молиться Богу, когда Он не милует? А посмотри, как хананеянка неотвязчиво просила Бога об исцелении своей дочери и добилась своей цели. Вот так поступай и ты. Как бы долго и тяжко ты ни бедствовал, ни под каким видом не теряй надежды на Бога и не только не переставай молиться, но еще больше и усерднее молись, вздыхай, плачь. Чем дольше Бог не дает, тем неотступнее просите. Если Он, вместо того чтобы дать просимое благо, подвергнет вас несчастиям, и тогда не отступайте от Него. Если увидишь Бога, посылающего тебе меч, если ощутишь в сердце этот меч, то и тогда не отступай от Него, и тогда ожидай просимой милости. Когда гневается на нас человек, тогда всего безопаснее бежать от него, а когда гневается на нас Бог, тогда всего лучше и надежнее стоять пред Ним. Так уповай — и не посрамишься. Это и любит Он, за это и изливает на нас Свои великие и богатые милости.
В молитве мы должны быть постоянны и молиться должны с верою и усердием. «Сомневающийся человек не тверд во всех путях своих, и такой человек да не думает, что получит что-нибудь от Господа», — говорит святой апостол Иаков (см.: Иак. 1, 6—8). Рассказывают о преподобном Псое Фивейском. Однажды ходил он на гору Синайскую. Когда возвращался оттуда, встретился с ним брат и сказал со вздохом: «Авва, мы страдаем от бездождия». Старец говорит ему: «Почему же вы не молитесь и не просите Бога?» Брат отвечал: «И молимся, и просим, а дождя все нет». Старец говорит: «Верно, неусердно молитесь. Хочешь ли знать, что это так?» И, простерши руки к небу, начал молиться. Тотчас пошел дождь. Брат, видя, ужаснулся, упал на землю и прославил Бога.
Наконец, при горячем нашем усердии, молиться мы должны со смирением, с сердечным незлобием, с сознанием своего недостоинства и окаянства.
Мы часто на словах называем себя грешниками, а на деле оказывается, что истинного смирения и сознания своего недостоинства не имеем. Прекрасный пример в этом случае подает жена-хананеянка. Господь ее сравнил с псом. Какое оскорбительное для всякого сравнение, особенно при людях! Как мы бываем невыносливы при оскорблениях и обидчивы! Нас часто возмущает на гнев заочная брань, насмешка, укоризна, сплетня, часто невинная, но неосторожная шутка. А оскорби нас в глаза, мы и публично тогда готовы вдвое отомстить обидчику и сильно раздражаемся. Но не так поступила хананеянка, когда ее Господь приравнял к псам. «Так, Господи, — сказала она без всякого гнева, — я точно не лучше собаки». Она не обиделась, за что и удостоена от Господа такой похвалы и милости. Так, дорогие, поэтому необходимо стремиться к достижению терпения. Упрекнет кто тебя — смолчи или лучше скажи: да, я таков на самом деле. И обидчик твой будет обезоружен.
Терпеливое перенесение оскорблений есть величайший подвиг самоотвержения и любви к ближнему. Так, читаем в Патерике: если кто услышит оскорбительную речь и, имея возможность сам сделать подобное, подвизается понести труд стерпеть и не сказать ничего, или кто, будучи оскорблен на деле, сделает себе принуждение и не отплатит тем же огорчившему, такой человек полагает душу свою за ближнего своего. А больше сей любви не может быть.
Итак, дорогие братия и сестры, будем усердно подражать хананеянке в ее великой вере, надежде и глубоком смирении, терпении и неотступной молитве. Будем и мы по примеру жены-хананеянки с верою и с сознанием своего недостоинства умолять милосердного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы услышать нам от Него вожделеннейший глас: «Чадо, велия вера твоя; да будет тебе по желанию твоему, иди с миром». Аминь.
16 (29) сентября 1963 г.

Слово архиепископа Павла (Павлова), Сиднейского и Австралийского (+1995г.), в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Нам, возлюбленные братья и сестры, воспитанных с детства в христианской вере, известна притча о талантах. Таланты,— это сила Божия, которая дается каждому человеку в помощь, для того чтобы он мог в жизни своей исполнять заповеди Господни, в особенности заповедь любви к Богу и ближнему. В сегодняшнем Евангельском чтении показывается, как на деле, в жизни, мы должны употребить этот талант. Каждый из нас получил этот талант и каждый в своей жизни должен этот талант преумножить и вернуть его Господу Богу, Своему Господину, умноженным во много раз. Но грех мешает нам на этом поприще. Мы вступаем во внутреннюю духовную борьбу. Ареной этой борьбы является наше сердце и наша душа. И в этой борьбе человек или получает навыки и привыкает к добродетелям, или привыкает ко всему тому, что противно Богу, то есть ко греху. Одним из таких навыков, качеств Христовых, является смирение. Глубину этого смирения показала нам в сегодняшнем Евангельском чтении жена хананеянка. Она глубоко страдала за свою дочь и не знала уже где и от кого ей искать помощи и спасения. Вдруг услышала о Христе и стала идти в след за Ним, прося исцелить ее дочь. Она говорила: „Помилуй меня, Сыне Давидов. Дочь моя жестоко беснуется». Но Господь шел, как-бы не слыша ея прошения. Он испытывал ее. Испытание, которому она была подвергнута, было тяжелое. Но она продолжала просить, так что ученики стали просить за нее своего Учителя. Но Господь не только не обратил внимание на просьбу своих учеников, но как-будто бы даже прогнал эту женщину такими словами: „Аз, — говорит Господь, — послан к овцам погибшим дому израилева». Не так ли часто случается с нами? Мы просим Господа и как-будто бы Он не слышит нашей молитвы и как будто бы Господь даже прогоняет нас. И как многие из нас прекращают свою молитву и не обращаются больше за помощью к своему Спасителю.
Но не так было с женщиной-хананеянкой. Она продолжала с надеждою взывать к Нему и подойдя говорит: „Господи, помоги мне.» Но тут она подверглась еще более сильному испытанию. Господь ей говорит: „Не хорошо отнять хлеб от детей и отдать его псам». Ниже отвержения и унижения человеческого достоинства казалось и быть не могло. И что же женщина-хананейка? Она соглашается с этим. Она говорит: „Так, Господи. Но ведь и псы ядят от тех крошек, которые падают со стола их господ». Здесь она показала свое глубочайшее смирение и тут произошла победа смирения. Рухнула та призрачная стена, стоявшая между Христом и нею, между Богом и человеческою душою. „О женщина, воскликнул Господь, велика вера твоя, пусть будет тебе так, как ты хочешь!» И дочь ея исцелилась в то же мгновение. Так слова, выявившие ее смирение, победили Самого Христа Спасителя!
Прошли века… И слова хананейской женщины дошли до сегодняшнего дня и мы слышали их вновь. Эти слова дают надежду всем отчаявшимся. Что же нужно? Нужно смириться. Найдется ли в нас такое смирение, какое было в хананейской женщине?! Нам дан талант, то есть сила Божия. Будем же употреблять ее, поучаясь сегодня у простой женщины-хананеянки, говоря: „Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас». Аминь.

Комментирование запрещено