Неделя перед Просвещением

Слово епископа Феодора (Текучева) (+1985г.) в Неделю перед Просвещением (Богоявлением)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Мк. 1, 3) — так вопиял святой Иоанн Предтеча в пустыне, подготавливая народ к принятию грядущего за ним Христа Спасителя.
Весь дохристианский мир сидел во тме… и сени смертней (Мф. 4, 16). И святой Иоанн готовил этот мир к пришествию Грядущего Света, Христа, — покаянием. Само же явление в пустыне великого аскета и проповед­ника покаяния, святого Иоанна Предтечи, стало пред­рассветной зарей христианства, радостной вестью о приближающемся уже к нам Божественном Свете. Став сам предваряющим этот рассвет светильником, разгоня­ющим греховную тьму мира и указующим на истинный Свет, нисшедший в него, — на Христа, он возглашал: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29). Об этом пре­красно говорится и в праздничном каноне Богоявления, где святой Иоанн, этот «глас Словесе, светильник Света, денница Солнца, Предтеча в пустыни, покайтеся, всем вопиет людем, и предочиститеся: се бо предстоит Хри­стос, от тли мир избавляяй» (ирмос 6-й песни канона).
Проповедь святого Иоанна в пустыне была началом оздоровления человечества. Совершенное же оздоров­ление ему нес Грядущий за ним Христос: грядет креп­лий мене вслед мене, Емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог Его: аз убо крестих вы водою: Той же крестит вы Духом Святым (Мк. 1, 7-8). И мы зна­ем, какое оздоровление человечеству принес Христос! Многие принявшие Его спаслись, вошли в Царство Не­бесное, унаследовали жизнь вечную. Господь основал на земле Свою Святую Церковь, постоянно подающую верующим благодатные и спасительные силы к духов­ному исцелению, — в частности, в Таинстве покаяния, постоянно слагающего с нас греховные узы.
К сожалению, немало и таких, которым ни проповедь святого Иоанна Предтечи, ни пришествие Самого Хри­ста в мир, ни Церковь Христова — не принесли никако­го оздоровления… И это не потому, что та же Церковь не смогла этого сделать, а потому, что они сами не вос­хотели. Как говорил и Господь наш Христос, обраща­ясь к Иерусалиму: сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели (Мф. 23, 37)! И действительно, многие так и не приняли Христа, отвергли Его. А если где-то и при­няли, то потом забыли Его. Многими Христос и доныне не признается, и нет Его в их понятиях. Он не освеща­ет путь их жизни. Многие отступили от Христа, и вели­кое множество людей в наше время далеко отстоит от Церкви. Но «вне Церкви — нет спасения». Церковь —­ это врата, которые дал нам Господь, те врата, через ко­торые мы входим в Царство Небесное. И забвение Хри­ста, Его Церкви, естественно, не могло отступивших от Него поставить на те стези правыя, о которых вопиял святой Иоанн Предтеча. И действительно, в наше вре­мя многие храмы не уподобляются ли пустыне, а наши проповеди — гласу вопиющаго в пустыни (Мф. 3, 3)?
Но и забывшим ныне Христа, отступившим от Него, никогда не поздно вернуться к Нему, к Его Церкви, дабы вновь стать на правые пути наследования вечной жиз­ни. И стоит только кому-либо захотеть пойти этими путями, как сразу же ему начинает подаваться помощь свыше — для следования по ним. На путях к Церкви, к вечному своему спасению человек никогда не остает­ся один. Господь всегда содействует ему, ибо радость… на небеси бывает более об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Так и о возвращающемся к Церкви, к вере, ко Христу. И ныне забывшие Церковь не могут сделать более мудрого шага, как только вернуть­ся к ней.
Отошедшие от Церкви, забывшие ее, вернитесь!
Вернитесь — как к утерянному вами сокровищу — и станьте на пути правые, христианские, справедливые, по заповедям Божиим. Тогда-то и воцарится в сердцах и душах ваших мир, превосходящий всякое разумение.
Уставшие и изнемогшие душою вдали от Христа, вер­нитесь к Нему, и Он упокоит вас! Как говорил и Сам Он: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28).
Пойдемте же все в жизни нашей за Христом — по пу­тям правым, по стезям евангельским, по заповедям Бо­жиим — к миру, духовной радости, к наследованию веч­ной жизни. Аминь.
1954 г.

Поучение протоиерея Иоанна Поспелова (+1910г.) в Неделю пред Просвещением

Наставление Предтечи фарисеям, мытарям, воинам и нам

Пред явлением Христа Спасителя в мир с проповедью Своего божественного учения, явился на реке Иордане посланник Божий, чудный Иоанн Предтеча. К нему, как пророку Божию, как к мужу самой строгой и святой жизни, стеклось на Иордан множество народа, чтобы услышать его проповедь и креститься в Иордане. Проповедь его была такая: покайтесь, царство небесное близко. Приготовьтесь же достойно встретить Христа Спасителя, покайтесь во грехах своих, очиститесь от них, потому что оскверненным грехами нельзя быть в царстве Христовом.
Между приходящими к Иоанну было много и гордых фарисеев, думающих, что они потомки Авраама, что в их услугах будет нуждаться Спаситель и сделает их самыми высокими людьми в устрояемом Им Царстве своем; приходили к Крестителю Господню неверующие и развратные саддукеи. Грозное слово сказал Предтеча Господен Иоанн фарисеям и саддукеям: порождения ехидны! кто внушил вам бежать от будущего гнева (Мф. 3, 7)? Если вы раскаяваетесь во грехах своих; то принесите плоды достойные покаяния; за то, что вы обижали других, или были горды, или думали угодить Богу одними наружными обрядами, окажите искреннюю любовь и помощь ближним, будьте глубого преданы Богу, будьте смиренны пред Богом и пред людьми; не будьте благочестивы и набожны только наружно, пред людьми; нет, будьте благочестивы в сердце, имейте полное благоговение и усердие в молитве и другим добрым делам пред всевидящим Господом Богом. И не мечтайте о себе, говоря: отец у нас Авраам; говорю я вам, Бог может вот и из этих камней сотворить детей Аврааму. Покайтесь же и исправьтесь, иначе горе будет вам. Вот, уже секира лежит у корней дерев; всякое дерево, которое не приносит доброго плода, срубают и бросают в огонь; так поступят и с вами, если вы не исправитесь. Чтоже нам делать? спрашивали они великого и грозного пророка Божия. А прежде всего окажите полную любовь и милосердие тем, кого вы презирали, нищим. У кого есть только две одежды, тот дай одну из них неимущему; у кого есть пища, сделай тоже, поделись ею с теми, кто не имеет пищи.
Пришли также креститься к Иоанну и мытари; это были сборщики податей, люди болшею частью жестокосердые, бравшие податей более, чем сколько следовало, и делавшие это иногда с большими притеснениями и с обидою для других, особенно для бедных. Учитель! что нам делать? спрашивали они св. Крестителя (Лк. 3, 12). Не берите податей больше надлежащего, отвечал им праведник. Самый первый и всего чаще повторяющийся с вами грех, — это обида других при сборе податей, оставьте этот грех.
Приходили к пророку Божию и воины и спрашивали его: а нам что делать? Никого не обижайте, не клевещите и будьто довольны своим жалованьем, отвечал им св. Иоанн (Лк. 3, 14).
Если бы, слушатели, мы пришли к Предтече Господню и спросили его: пророче Божий! а нам что делать? Конечно, он ответил бы нам: любите свою небесную, свою спасительную веру Христову, веру православную, изучайте ее, ведь вы ее плохо знаете; да не слушайте никакого другого учения, противного святой вере вашей; а особенно не слушайте непризванных, ложных учителей и наставников раскольнических, которые проповедуют вам не учение Христово, заключающееся в св. Евангелии, а учение начальников того или другого толка, учение противное евангельскому, учение даже нигде непечатанное, учение темное, душепагубное. Иные соблазнаются учением раскольников именно потому, что не знают учения Христова, что остаются людьми темными. Постарайтесь же узнать св. учение евангельское, учение св. Веры православной, и не соблазнить вас никакой расколоучитель. Да постарайтесь не узнать только свою св. веру, а и исполнять то, что велит вам спасительная вера ваша. Но посмотрите на себя, живете ли вы по св. заповедям Божиим? Посмотрите, что иные из вас делают в святки, — эти святые дни? Суеверное и греховное гаданье, грубое и неприличное ряженье, объядение и пьянство, дела обычныя в святки. Именем Божиим повелеваю вам, оставьте эти и другие пороки, покайтесь и исправьтесь; вы ведь не знаете, как долго пробудете в этом земном царстве Христовом, когда можно загладить, очистить свои грехи благодатью Божиею в таинстве покаяния. Покайтесь, да принесите плоды достойные покаяния. Что, если Господь пошлет срубить безплодное дерево! ведь такое дерево бросят в огонь… Будьте же кротки, смиренны пред Богом и людьми; не только никого не обижайте, но и всячески помогайте ближним…
Вам, христолюбивые воины, конечно сказал бы Креститель Господень: вы слуги великого Государя, вы защитники святой Руси; будьте же преданы своему православному, своему милостивому Царю; будьте вполне защитниками каждого ближнего на святой Руси. Боже вас сохрани обидеть кого либо не только делом но и словом. Дорожите честью доброго воина, не унижайте своего высокого пред Богом и людьми служения недобрыми, греховными делами, и благодать Господня будет с вами и избавит вас Господь в день лют.
Господи, помоги нам свято исполнить учение пророка Твоего. Пророче Божий! помолись за нас. Аминь.
1885г.

Поучение архиепископа Симона (Виноградова), Пекинского и Китайского (+1933г.), в Неделю перед Богоявлением

Окончился праздник Рождества Христова. Через 90 дней бу­дет Пасха. Эти 90 дней мы должны употребить на приготавление к тому, чтобы достойно поклониться Христу в Светлый праздник Его Воскресения и сподобиться благодатных дарований Святого Духа.
Первое, что требуется от приступающих ко Христу и чающих благодати Святого Духа, это покаяние.
Через три недели мы будем петь “Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче”, т.е. в богослужении начнется приготовление к Великому посту. Но уже и ныне мы имеем повод говорить о по­каянии.
Ныне — воскресенье пред праздником Богоявления и в Еван­гельском чтении мы слышали повествование о явлении Иоанна Крести­теля и его проповеди покаяния.
“И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордана, исповедуя грехи свои” (Мк. 1, 5). Покаяния требовал Иоанн, и люди богобоязненные испове­дывали грехи свои.
“Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: по­рождения ехидны, кто внушил вам бежать от будущего гнева. Сотво­рите же достойные плоды покаяния. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бро­сают в огонь” (Лук. 3, 7-9). Дерзновенно говорил Иоанн о гряду­щем гневе Божием. Он не предсказывал каких нибудь определен­ных бедствий, а указывал только закон, что всякое преступление и непослушание получает праведное воздаяние. (Евр. 2, 2).
И люди, которые отозвались на проповедь Иоанна и приходили к нему креститься, исповедуя грехи свои, каялись не просто по страху грядущего гнева Божия, о котором говорил Иоанн, а потому, что грозный голос Иоанна пробуждал в них совесть и они начинали видеть свои уклонения от закона Божия.
А бывает, что люди и видят дивныя чудеса, и имеют пред собою поразительныя знамения, но не обращаются от беззаконных дел своих. За такое нечувствие укорял Господь города, в которых наиболее явлено было сил Его. “Горе тебе, Хоразин, горе тебе, Виф­саида, ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленныя в вас, то давно бы они во вретище и пепле, покаялись. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Ка­пернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если в Со­дом явлены были силы, явленныя в тебе, то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». (Мф. 11, 20-24).
Что говорил Господь о Палестинских городах: Хоразине, Виф-­саиде и Капернауме, с дерзнивением можно сказать о русском народе. Главный грех, общий грех нашего времени есть отступление от закона и мысль, будто нужно закон приспособлять к требованиям жизни, а не жизнь исправлять по закону. И покаяние, необходимое не только для вечного спасения, но и для временного благополучия, должно начаться с отказа от этой злой, пагубной мысли и должно состоят в принудительном соблюдении закона — в подвиге ради послушания заповеди.
Что это так, видно из примера Ниневитян. Когда пророк Иона возвестил грядущий на Ниневию гнев Божий, Ниневитяне поверили Богу н объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. И царь Неневии встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, оделся во вретище и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ннневии от имени царя и вель­мож его, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были врети­щем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обра­тился от злого пути своего и от насилия рук своих (Иона 3, 5-8).
Вот Ниневитяне постились и каялись все — по царскому повелению — не те только, кто сам почувствовал нужду в покаянии, но и малые дети н скот. “И пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел” (Иона 3, 10).
Да не подумает кто нибудь, что пример Ниневитян у нас устарел. Нет, в покаянии Ниневитян и помиловании их нам изображен вечный закон. Нет иного пути ко спасению, кроме того, какой указан в этом образе, записанном в Священном Писании для нашего назидания.
Конечно, сущность этого образа не во внешних формах покаяния, не во вретище, не в пепле, а в вере, в страхе и в надежде на милосердие Божие. Поверили Ниневитяне Богу, т.е. слову пророка от имени Божия, и изменили свою жизнь, изменили сурово, безпощадно. А у нас не верят слову Божию, не верят правилу церковному, и да­же дерзко возражают против тех правил и законов, которые обли­чают вкравшияся в жизнь беззакония.
Ниневитяне, только услышав о грядущем на них гневе Божием, немедленно обратились от злых дел своих, обратились все, как один человек, и даже заставили поститься и детей своих, и скот. Мы же, и вразумляемые уже бедствиями, не спешим обратиться от растленных обычаев, а сначала хотим возвращения прежнего благо­получия, и тогда мечтаем устроить жизнь свою благочестиво. “Может быть Бог умилосердится… и мы не погибнем”, говорили Ниневитяне, постясь и молясь Богу. А мы самонадеянно говорим: Россия не погиб­нет, мы еще сильны. Надеемся на себя, а милосердия Божия не просим.
Народ слышавший проповедь Иоанна, спрашивал: что же нам делать? — Дай Бог, чтобы вопрос этот повторялся у нас не устами только, а и сердцем: это было бы надежным залогом спасительного покаяния ибо, свидетельствовало бы, что мы признаем свою неправоту пред Богом и изъявляем готовность и усердие творить Его святую волю, а не свою греховную.
2/15 Января 1928 г.

Слово святого праведного Иоанна Кронштадтского (+1908г.) в Неделю перед Просвещением

Воскресенье нынешнее называется, возлюбленные братия и сестры, неделею пред Просвещением или — все равно — пред Богоявлением, пред Крещением. Из Евангелия сегодня положено читать от Марка первую главу, с 1-го до 9-го стиха. В евангелии приведены пророчества или предсказания пророков Господних Малахии и Исаии о том, что пред самым пришествием Господа на землю во плоти, т. е. пред первым, а не вторым пришествием, — послан будет Предтеча, который приготовит Ему путь; у Малахии пророка, которому и память сегодня празднуется, этот Предтеча назван Ангелом (Малах. 3, 1) Божиим, по ангельской, святой, безстрастной жизни Иоанна Крестителя; а у другаго пророка — Исаии — он назван гласом вопиющаго в пустыне, т. е. Иорданской, гласившим: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Исаии 40, 3). В Евангелии сказано далее, что эти пророчества исполнились, ибо действительно, пред самым явлением Спасителя миру, явился великий пророк и Предтеча Господень Иоанн, крестя в пустыне, и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему все жители страны Иудейской и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои (Марк. 1, 4. 5). Далее описывается образ жизни Иоанна, его возвышенный, божественный характер, его совершенное безпристрастие ко всему, чем прельщаемся, к чему страстно прилепляемся мы грешные; — говорится, что он носил самую простую, грубую, суровую, а не мягкую и тонкую одежду — из верблюжьяго волоса и пояс кожанный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед, т. е. растительность подручную в сыром виде, и мед диких, не домашних пчел. А проповедывал он народу вот что: идет за мною Сильнейший меня, у Котораго я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым (Марк. 1, 7. 8). Вот все Евангелие нынешняго воскреснаго дня. Вникнем, да поразсудим об нем для общей нашей душевной пользы и обратим внимание на предсказания двух пророков о Иоанне Предтече, что они об нем предсказали о должности его в царстве Христовом. Он, говорят они, приготовит путь Господу, будет громко вопиять к народу: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; так он и сделал, так и готовил народ к принятию Господа. Слова весьма важныя, надо их выразуметь, растолковать хорошенько, чтобы понять их смысл и делать по ним дело. Смысл их такой: я, Предтеча Христов, проповедую всем вам, великим и малым, людям всякаго звания и состояния, пола и возраста, — вот пришел на землю Царь небесный, Сын Божий единородный, Христос Бог, во всем уподобившийся нам по человечеству, кроме только греха, коему Он ни мало не причастен; пришел Он для спасения каждаго из нас, и к каждому хочет войти в дом душевный, в сердце, где должен быть Ему престол, как Царю нашему и Богу; но вы, люди, не готовы принять Его по грехам своим, по нечистотам своим душевным: у иного путь в сердце загражден невежеством или неверием; у другаго злобою, завистию, гордостию; у этого — корыстолюбием, скупостию, жестокосердием к ближним и немилосердием; у другаго — сладострастием и блудною нечистотою; у иного — невоздержанием, пьянством, сквернословием; иному — неправильная, затуманенная страстями, предразсудками ложная ученость препятствует уверовать и принять Господа искренним сердцем, — ученость, о которой сказано Богом чрез пророка; погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну (Исаии 29, 14); иному зрелища, игры препятствуют принять в свой душевный дом Господа, потому что иные люди пристрастились к ним и у них нет места в сердце для небеснаго Посетителя и Спасителя душ наших; вообще разныя страсти и суеты житейския сильно препятствуют нам принять к себе и водворить у себя Господа. Приготовьте же путь Господу: — во первых сердечно уверуйте в Него, во вторых сердечно покайтесь и совершенно отбросьте ваши грехи, ваши страсти, грешныя привычки, наклонности, злыя похотения, очиститесь, омойтесь, исправьтесь, украсьте ваши души добродетелию — простотою, кротостию, смирением, незлобием, воздержанием, чистотою, милосердием, взаимною общительностию, дружелюбием, гостеприимством и странноприимством, правдою, верною службою, честною торговлею, честною работою, повиновением родителям, царю, начальству, добрым учением, прилежанием, благонравием. Вот смысл слов пророческих и проповеди Иоанна Предтечи. — Мой долг к вам обратиться с теми же словами: вот пришел к нам на землю Христос, Царь небесный, и хочет войти в душевный дом каждаго из нас. Приготовимся же немедленно принять Его: покаемся искренно, оставим грехи — зло, зависть, гордость, невоздержание, пьянство, сквернословие, блудную нечистоту, жестокосердие и скупость и украсим души наши верою, любовию, кротостию, милосердием, воздержанием, правдою, послушанием, взаимною почтительностию и общением: — и Господь придет к нам уготованным нами путем, прямыми стезями, — и вселится в нас и будет жить и ходить в нас, как написано у апостола: вселюсь в них, и буду ходить в них; и буду им Богом, а они будут Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 16. 18; ср. Лев. 26, 12) Аминь.

Слово святителя Феофана (Говорова), затворника Вышенского (+1894г.), в Неделю перед Крещением

Ныне Неделя (церк.-слав. — воскресенье; иногда означает и целую седмицу) пред Просвещением или Крещением (Праздник Крещения (Богоявления) Господня отмечается Церковью 6/19 января); следующая Неделя именуется Неделею по Просвещении или Крещении; в средине их стоит Крещение Господне. Все три, держа внимание наше на Святом Крещении, о нем и рассуждать располагают. Будем же рассуждать о Святом Крещении!
Прошлый раз, на Новый год, ища нового, мы в своем лице нашли единственную новость — новотварность, пакибытие, или возрождение, в Господе Иисусе Христе, благодатью Святого Духа, чрез Святое Крещение. Ныне потому не непоследовательно будет объяснить, что это за новое рождение и в чем оно состоит?
Святой апостол Павел, рассуждая о Святом Таинстве Крещения, сокровенную силу его сравнивает со смертью и Воскресением Господа. Погружаясь, говорит, в купель, мы умираем, а выходя из купели, воскресаем, умираем в купели для жизни плотской и греховной, а воскресаем из купели для жизни духовной, святой, богоугодной, или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да яко же воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем… ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху (Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху.) (Рим. 6, 3, 4, 6).
Как светл воскресший Господь, так светло бывает естество наше, обновляясь в бане пакибытия (банею возрождения, (ср.: Тит. 3, 5)) благодатью Святого Духа. Но не подумайте, братие, что тут все производит одна благодать и производит только внешне или как-нибудь механически. Нет. Спасительное действие сие совершается незримо внутри; причем наитствующая (сходящая) в Крещении благодать Духа запечатлевает собою ряд-внутренних изменений сердца и движений духа и из них образует нового в нас потаенного сердца человека. Почему святой апостол Петр Крещение именует совести благи вопрошением у Бога (…обещание Богу доброй совести (1 Пет. 3, 21)), чем означается образование особенного, благодатью крепкого, нравственного характера. Что и как здесь бывает и быть должно, я поясню вам несколькими мыслями.
Всемилостивый Господь, сотворив человека по образу и по подобию Своему, указал ему тем последнюю цель во внутреннейшем общении с Собою, оградив ее и известными, подручными человеку условиями. Путь к достижению сей цели Бог положил в ревностном исполнении святой воли Его, которую напечатлел в чистой и непорочной совести человека; но не связал его в направлении своей деятельности, а одарил его свободою — действовать как хочет, по своему усмотрению, для того, чтоб он сам себя, произвольно и самоохотно, определял на неуклонное хождение в ведомой воле Божией. Для того же, чтоб человек имел возможность совладеть со своей свободой, Он в том же духе, в коем обитает свобода, внедрил страх Божий, или чувство всесторонней зависимости от Бога, Вседержителя, Всепромыслителя и Всевоздаятеля. Вот все стихии нашей по первоначальному устроению духовной жизни. Соединяясь в одно, они образовывают единое нравственно-духовное лицо, жизнь которого должна была строиться и совершаться так, чтоб оно в чувстве всесторонней зависимости своей от Бога само себя — самоохотно — определяло на неуклонное хождение в святой воле Божией, истолковываемой совестью, — в уверенности, что за это пребывать будет во внутреннейшем общении с Богом — Источником жизни и блаженствовать в Нем. К сему предназначен человек, и так бы шла жизнь его всегда, как сим образом идет она постоянно у Ангелов святых, если б не падение.
Падение расстроило внутренний порядок духовной жизни. Отпал от Бога человек, и общение с Ним непосредственное прекратилось; чувство зависимости от Него замерло или ослабело, и не стало у человека сил совладать со своей свободой, устремившейся уже не вслед воли Божией, — тем более, что и совесть или совсем перестала истолковывать волю Божию, или стала толковать ее криво. Так распались стихии жизни духовной — и жизни духовной не стало.
Между тем природа человека осталась та же, и назначение его пребыло то же. Почему и восстановление его могло совершиться не иначе, как чрез восстановление первоначальных духовных сил его и возведение их в предопределенное взаимное отношение. Сие-то и совершает Таинство Крещения по предварительном приготовлении к тому рядом внутренних изменений.
Приведу вам в пояснение сего один пример! Святой апостол Петр проповедует в день Пятидесятницы (День Пятидесятницы, или Святой Троицы, празднуется Церковью на 50-й день после Пасхи (см.: Деян. 2, 14-36)). Слушавшие, прослушав проповедь, воскликнули: Что же нам делать? Святой апостол отвечал: Покайтеся; и в другом месте: Покайтеся и веруйте во Евангелие (Ср.: Мк. 1, 15) … и да крестится кийждо вас (…каждый из вас (Деян. 2, 38)) во имя Иисуса Христа и приимет дар Святаго Духа. Разберите, что здесь? Проповедь просветила совесть, просвещенная совесть воскресила чувство зависимости от Бога или страх Божий — и вот из сердца вопль: что же делать? Покаяться, уверовать, принять благодать чрез Крещение. Покаяться — это значит решиться оставить дела богопротивные и обратиться к Богу, или, что то же, — определить свободу свою опять на хождение в воле Его, как определено первоначально. Кающийся и готов бы на это, но как приступить к сему, когда он чувствует в себе, с одной стороны, своенравственное бессилие, а с другой, немирность с Богом, Которого всегда прогневлял, и со своей совестью, которую всегда оскорблял. Во исцеление сих главных немощей и подается ему благодать Духа как опора нравственной крепости и вера в Господа Иисуса Христа как единое средство к умиротворению совести и воссоединению с Богом. Замечаете ли, как здесь, в новом благодатном устроении, все прежние стихии и силы духовной жизни, ослабленные и распавшиеся в падении, возводятся опять к своему значению и союзу! Чувство зависимости от Бога воскресает в покаянии, совесть просвещается словом Божиим, свобода укрепляется благодатью, общение с Богом посредствует чрез веру в Господа Иисуса Христа, Единого Ходатая Бога и человеков (См.: 1 Тим. 2, 5). Так все стихии, каждая своим особым и живительным врачевством, оживают.
Остается только слить их воедино, собрать, как лучи, в один фокус. Это и совершается в купели Крещения, которое в сем отношении есть как бы благодатное горнило, где из восстановленных таким образом предварительно стихий духовной жизни вседейственной благодатью созидается новая тварь о Христе Иисусе, образуется потаенный сердца человек (Ср.: 2 Кор. 5, 17; ср.: 1 Пет. 3, 4). Из купели мы выходим новыми в таком именно смысле, чувствуем себя так новыми, такую именно вкусившими новую жизнь — и начинаем блаженствовать. Вот смотрите, что говорится о тех, кои обратились проповедью святого апостола Петра. Приявши слово, говорится в книге Деяний святых апостол, крестились, и тут же прибавляется: начали пребывать в учении, общении, молитве — все были вместе, все у них было общее, как бы одна душа и одно тело, единодушно пребывали в церкви, непрестанно хвалили Бога в радости и простоте сердца (Ср.: Деян. 2, 41, 42, 44, 45, 47). Как только окрестились, так и начали жить новой жизнью. Сия новая жизнь сознается всеми крещаемыми и есть их удел и наследие. Собрав теперь в одну мысль все начала духовно-благодатной жизни соответственно первоначальному их устройству, мы видим, что крещеные по внутреннему своему настроению таковы. По вере в Господа Иисуса Христа, примирившись с Богом и приняв от Него благодатную силу, христиане чувствуют себя определенными и сильными к неуклонному хождению в воле Божией, о чем и ревнуют они с готовностью на всякие труды и пожертвования, ощущая радость богообщения — временную — еще здесь, предвкушая и нескончаемую, имеющую, быть в вечности.
В сем-то и состоит совести благи вопрошение, или образование христианского нравственного характера. Привожу вам сие затем, чтоб не забыли вы, что сила Крещения состоит не в одном благодатном обновлении естественных сил духа, но и в нравственном изменении характера — в том и другом вместе. По Божию устроению, сначала происходят в духе человека нравственные изменения, а потом благодать, вселяясь в человека чрез Таинство, запечатлевает их в нем и тем обновляет самое естество его. В христианине уже не одно естество, а и благодать. На вид внешний он то же, что и все нехристиане, а на деле он есть растворение и смешение естества и благодати. Медь, например, одна — издает звук глухой, а в соединении с серебром звучит чище и звончее, хотя на вид разности и незаметно в той и другой. Медь одна — это естество наше; медь в соединении с серебром — это то же естество, облагодатствованное в Крещении. Возьмите яблоко с дикой яблони и яблоко садовое. На вид они, может быть, совершенно похожи, а внутреннее достоинство того и другого совсем не то. Так христианин и нехристианин — на вид будто одинаковы; но внутренний их не характер только, но как бы и состав неодинаковы. Вся слава христианина внутрь. Сами же христиане не могут не сознавать сего отличия и изменения, не в ущерб своему смирению, а в воздаяние славы Богу, спасающему их. Не все гибнет в человеке падшем. Следы прежней красоты остаются на всех силах его, только силы сии у него разрознились и распались. Это то же, что разбитое зеркало. Когда же восстановляется внутренний мир жизни духовной, тогда это бывает то же, что зеркало цельное, которое ясно отражает все черты и части лица смотрящего (Ср.: 2 Кор. 3, 18). Обращаясь внутрь себя, ибо внутрь себя живет, христианин может ли не сознавать в себе сей дарованной ему целости? Употреблю другое сравнение. До Крещения человек то же, что расслабленный в членах своих: ни стать, ни двинуться не может. По Крещении он то же, что расслабленный исцеленный, о котором говорит Евангелие, что он ходил скача и радуясь (См.: Деян. 3, 2-8). Так чувство бодрости и крепости сил, присущее христианину, облагодатствованному в Крещении, может ли не свидетельствоваться в сознании? Вот и еще один образ! Зрительные трубки имеют три состава. Когда вдвинут сии составы один в другой, трубки не показывают вещей как следует, а когда они раздвинуты по соразмерности, все тогда видно в них хорошо. Трубка есть образ нашей трисоставности — из духа, души и тела. В падении дух подчинился душе, а душа и дух телу, и чрез то стали дурно видеть свои отношения, дурно держать себя в них. В получившем новое благодатное рождение дух возводится в свое право — держать душу в своем чине, а чрез нее и тело. Человек тогда получает предопределенный строй частей естества, ясно сознает свое отношение к небу и земле и достойно себя держит в сих отношениях. Такое возустроение может ли укрыться от очей ума и совести?
Видите теперь, какова сила Святого Крещения и как от нас самих не могут укрыться спасительные действия его в нас? Войдите теперь в себя и сами для себя решите, есть ли там то, что дает Святое Крещение, или нет?
Если есть, возблагодарим Господа без самовозношения, однако ж, ибо все от Него; а если нет, обличим себя, и укорим, и поспешим восполнить лишение сие чрез Таинство Покаяния, в коем вновь крестятся грешащие, не в купели, а в слезах, хотя жизнь новую получают такую же, какая дается в купели. Аминь.
5 января 1864 г.

Слово епископа Митрофана (Зноско-Боровского), Бостонскаго (+2002г.), в Неделю пред Просвещением

Вступили мы в Новый год. Все эти дни звучала в сердцах наших дивная песнь: «Слава в вышних Богу» и мы всем существом нашим прославляли Промыслителя Бога, во Христе Иисусе открывшаго нам Свою любовь к человеку. Но за прославлением Всевышняго следуют слова: «и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).
Вот сегодня, когда стоим мы на пороге дня Просвещения, т.е. Богоявления, и хочется мне всем пожелать — мира, от отсутствия котораго тяжко страдает каждый. Где же обрести этот мир? Есть ли он на земле? Да, дорогие, этот мир есть на земле со дня явления в мир Начальника мира — Иисуса Христа. Не тот мир, который получаем мы от во зле лежащаго мира. Мир духовно созидающий, благословенный и благодатный дает нам Христос. От Него получаем мы этот мир.
Когда Апостолы восприняли этот мир Христов, они уже не боялись никаких утрат, угроз, гонений — ибо сознавали и чувствовали, что с ними был Сам Христос — мир наш. И христиане первых веков, именно Христовым миром одушевленные, жили вместе, «как одна душа и одно сердце». С молитвой за врагов и с радостью в сердце шли на страдания мученики и мученицы, — ибо в сердцах их был мир, благодатный мир Христов.
Да и теперь, на нашей, марксовым интернационалом полоненной, Родине, многие, многие наши братья твердо среди гонений держатся Христа, радостно идут в ссылку и на казнь, друг друга поддерживая и друг другу помогая. Разве не слышали мы, как недавние Савлы — гонители и хулители Христа — становятся Павлами, открыто исповедуют Христа — Божия Сына, в виде странников странствуют по весям и городам, ободряя и поддерживая верующих. Кто они — эти странники? Это люди, воспринявшие — с верою во Христа, Сына Божия — мир Христов благодатный, и никакия, самыя тяжелыя обстоятельства жизни, не в силах нарушить в них этот мир; ни злоба, ни обиды не существуют для воспринявшаго мир Христов — ему ни по чем все это — имея в себе мир Христов, он и не чувствует их, они не находят отклика в сердце его, и подходит такой человек ко всем дружелюбно и с лаской. Таким был, недавно бывший среди нас, раб Божий Николай Сергеевич Арсеньев. И если кто скажет, что рядовому человеку невозможно в наше время стяжать мир Христов, он скажет неправду, ибо Христос «вчера, днесь, тойже и во веки» (Евр. 13, 8). Он каждому доступен, как Начальник и Источник мира. Кто со Христом, не словом и пустословием, а делом, жизнью — с тем и Христос.
Какими же средствами получить этот мир благодатный? К твоей вере в Сына Божия и к твоей любви к Нему приложи молитву, совершаемую в сознании твоего пред Богом недостоинства, приложи смирение и спокойствие сердца. Чрез сознание твоего недостоинства, смирение и молитву — вселится в тебя мир Христов, и ничто этот мир не отнимет от тебя, ничто его не смутит, разве лишь немощи телесныя, поскольку живем мы в теле смертном.
«Мир Мой даю вам, мир оставляю вам» (Ин. 14, 27) — сказал и говорит Господь Своим ученикам. Мы с вами — Его ученики. Да даст нам Всевышний мудрость и силы к стяжанию благословеннаго мира Христова. Аминь.

Комментирование запрещено