Новый год

Слово преподобного Макария (Глухарева), Алтайского (+1847г.), на Новый год

«Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть» (Еф. 5, 15-16).

Новый год, в который мы вступаем сего дня, истинно есть, по выражению Священного Писания, новое «лето благости» Божией. Творец времен и вечности произвел нас из ничтожества в бытие; но мы тотчас погибли бы, обратились бы в ничтожество прежнее, если бы та же сила и воля Создателя не содержала нас в существовании. Даруя жизнь, Он Сам ее и защищает, питает, возводит от возраста в возраст и сохраняет. Им мы живем, движемся и существуем.
Итак не только год, но всякий день и всякий час есть новое дарование, новое знамение, новый залог Божией благости, которого мы не заслуживаем. Будем же признательны и благодарны пред небесным Отцем и всеобщим Благодетелем! Приидите поклонимся и принесем Ему жертву хвалы о неисчетных Его щедротах и милостях, излиянных в прошедшее лето на всех человеков, праведных и неправедных; а между тем, сретая новый год, исходящий из святилища вечности, обратим внимание к слову апостольскому, которым Дух Святый наставляет нас, поучая спасительному употреблению Богом даруемого времени. «Блюдите, говорит св. Павел, како опасно ходите»; то есть: «смотрите, поступайте, как можно, верно, не как неразумные, но как мудрые, умея пользоваться временем; потому что дни злы». Вникнем, хотя кратким размышлением, в душеполезное учение небесной премудрости.
Во-первых, чтó значит апостольское изречение: «дни злы?» — То, что земная жизнь исполнена зол, бед, искушений, страданий, соблазнов, которыми христианин может быть совращен с пути истинной веры и верности Господу Иисусу Христу; то, что и внешний мир лежит во зле противных закону Божию правил, противных истине Божией умствований, противных Царствию Божию начинаний и действований, — и в нашей плоти живет и воюет грех, так что не только вне нас супостат наш диавол ходит, как лев рыкающий и ищущий кого пожрать, но и в себе самих, в самом разуме и сердце нашем, в воображении и памяти, в желаниях и навыках и во всех чувствах телесных мы имеем сокровенных врагов спасения нашего. Посему св. Павел называет неразумными тех, которые, среди безчисленных опасностей со всех сторон, ходят в безпечной рассеянности, и погубляют время в суетных увеселениях. Не подражайте им, говорит; будьте умны и мудры. Подумайте, кто, получив от царя драгоценные камни и золото, все это разбросает или отдаст за какия нибудь, ничего не стоющия, мелочи и безделки? А вы получаете от Царя и Бога вашего нечто такое, что несравненно дороже и золота и драгоценных камней: это — время. Злато и всякия драгоценности временем приобретаются; а время, потерянное в прошедшем, можешь ли возвратить и получить за богатство целого мира? И время, которого Бог не даст тебе в будущем, где и на какия сокровища купишь? Итак учитесь временем пользоваться: всякое время, в сравнении с вечностию, кратко до чрезвычайности; но, по благости Божией, кратким и малым временем можете приобрести целую вечность божественного мира и радости в небесном царствии. Как это может быть? Послушайте, чтó св. Павел говорит далее: «не будьте несмысленны, повторяет, но узнавайте, чего хощет Бог» (Еф. 5, 17). Божественное искусство пользоваться временем для приобретения вечной жизни! Воля Божия есть преизящный собор, прекрасная совокупность и полнота всех доброт и совершенств. Смотрите в зерцало совести; смотрите в чистейшее зерцало Божиих откровений в Священном Писании: всегда откроется вам в сих зерцалах, чего Бог от вас хощет. Но познавая волю Божию, уже смотрите, поступайте, как можно, верно и по крайней тонкости и точности, сообразно тому, чего Господь хощет от вас. Хощет Он, чтобы мы верою и любовию прилеплялись к Единородному Сыну Его Иисусу Христу, Спасителю всех человеков. Хощет Он, чтобы мы пребывали в духе искренняго спасения, и, видя с одной стороны бездну собственной бедности, немощи и виновности, а с другой бездну милосердия Божия, открывающуюся грешникам в язвах Иисуса Христа распятого, исповедывали Ему согрешения наши в искренности сокрушенного и смиренного сердца, и веровали, что Бог нас простит и помилует ради Христа, и что кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает совесть нашу от всех грехов. Хощет Бог, чтобы мы совершенною ненавистию возненавидели грех, боялись его паче, нежели смерти телесной, и непрестанно подвизались и ратовали против него, умерщвляя его в самых его зачатиях, то есть, в преступных помышлениях и желаниях, впрочем на себя не надеясь, а возлагая все упование на всемогущую помощь Божественного нашего Воеводы — Иисуса Христа. Хощет Бог, чтобы мы, взирая верою на Христа, Начальника и Совершителя веры, учились усвоять себе непорочность Его, долготерпение и кротость Его, пламенную любовь Его к Богу и человекам, Его преданность и послушание Богу Отцу, и смирение даже до смерти и смерти крестной. Хощет Бог, чтобы мы всегда сохраняли живую память о неотступном Его присутствии с нами; чтобы мы призывали Его в день скорби, чтобы искали Его благословения нашим трудам, и молитвою освящали наши печали и радости. Хощет Бог, чтобы мы памятию о смерти столь известной и неизвестной, о страшном суде праведного Мздовоздаятеля, о вечной муке и неугасающем пламени, о вечной радости в небесном Иерусалиме, а притом молитвою и постом, и другими благословенными подвигами, распинали плоть со страстями и похотями. Хощет Бог, чтобы праведность наша была выше и благороднее праведности фарисейской, и чтобы мы не только были порядочны и честны в наружных поступках своих, но призыванием Иисусова имени, помышлением о спасительных страданиях Иисуса, отсечением худых помыслов, искали и достигали чистоты ума и сердца, без которой никто не узрит Бога. Хощет Бог, чтобы мы, усердно последуя стопам Господа нашего Иисуса Христа, и украшая души наши святыми нравами и добродетелями, не забывали, что без помощи и благодати Христовой мы не можем ничего доброго ни в дело произвести, ни в мыслях зачать: посему хощет Бог, чтобы мы воздавали Ему благодарение и славу о всем, а себя самих почитали рабами ничего не стоющими, хотя бы и были какие успехи в исполнении заповедей.
Но когда вы узнали, чего Бог от вас хощет; то смотрите, наблюдайте за собою бодрственным оком внимания, чтобы и в самом исполнении воли Божией самолюбие не обрезывало златниц Божия повеления; чтобы оно не уменьшало веса и достоинства добродетелей ваших; чтобы диавол не похищал из сердец ваших семени слова Божия, и чтобы мрак забвения не сокрывал от сознания вашего некоторых, всегда важныхь, особенностей в требованиях Божиих; чтобы диавол между пшеницею добрых мыслей и чувствований не сеял нечистых умыслов и намерений, и чтобы ваши труды, пред человеками достославные, не оказались порочными в их источниках и началах, пред всевидящим оком испытующего сердца; но чтобы послушание воле Божией, как и терпение, оказало в вас совершенное действие, так чтобы вы были совершенны во всей полноте без всякого недостатка (Иак. 1, 4). Вот что значит это слово апостольское: смотрите, поступайте, как можно, верно, со страхом Божиим и кротостию последуя водительству провидения и благодати Божией, не опереживая ея высокомерием и своеволием, и не отставая малодушием и леностию, не прибавляя ничего от себя к заповеди Божией, которая сама по себе широка до безконечности (Псал. 118, 96), и без сомнения пространнее нашего сердца, и ничего не отемля у заповеди Божией, которая столь же свята и непреложна, как Сам Бог.
Потом: «умейте, — говорит Апостол, — пользоваться временем. Всякое время и всякий час приносит с собою, как некий Ангел, в одной руке Божию волю и заповедь, а в другой Божие благословение. Желаете ли получить благословение Божие? Приимите от Бога, чего Сам Бог хощет от вас, и восприимете, чего себе от Бога хощете. Поспешайте, уловляйте драгоценное время, которое уже летит, когда я говорю, а вы слышите это: поспешайте, уловляйте его. Кто вам сказал, что оно и в другой раз прийдеть? Время прийдет, но не то уже, которое приходило прежде и улетело, а другое, которое впрочем столь же непостоянно, быстро, неудержимо. Прийдеть; но кто сказал, что оно для тебя прийдет? Ах! для тебя, может статься, в то время уже не будет времени» (Апок. 10, 6)! Вы меня понимаете, слушатели; повторяю: нет ничего известнее, и нет ничего неизвестнее смерти: итак учитесь пользоваться временем, когда Бог вам даст его. Как развязный купец старается не упустить ни малейшего случая к получению прибыли и корысти: так и вы учитесь пользоваться всяким временем, усердно и ревностно исполнять всякую волю Божию, обретать милость Божию во всяком времени, и таким образом собирать некрадомое сокровище в вечности. В этом проходит вся жизнь доброго христианина. Светильник закона Господня, сияя в уме и сердце его, освещает пред ним, показует ему путь воли Божией; он же, сим путем шествуя, непрестанно вперед простирается, и, хотя обстолтельства его бывают трудны, и путь земного странствия его весьма тесен и мрачен, отношения к миру, нужды семейственного состояния, и немощи, принадлежащия естественному свойству телесного существа его, неудобосоглашаемы с требованиями воли Божией, но он умеет побеждать мир и себя самого верою в Сына Божия Иисуса Христа; умеет всякою частицею времени пользоваться для приближения к блаженной вечности и угождения Господу Богу. А когда он с таким рачением тщится угождать Богу и сокровенными подвигами молитвы и богомыслия, и открытыми трудами в служении Церкви, Царю, Отечеству, человечеству; то и Господь имеет Божественную радость в том, чтоб угождать верному рабу Своему: Он слышит его молитву; самому уготованию, расположению сердца его к молитве, уже внимает; угадывает, предваряет его желания исполнением; как зеницу ока хранит его; открывает и вверяет ему, как другу, тайны премудрости и судеб Своих; озаряет и просвещает ум его истиною; посылает ему небесный мир Свой; дарует ему радость спасения Своего; из любви к нему щадит и милует много согрешающих братий его. Таковы преимущества угождающих Богу, исполняющих волю Его во всякое время! Хотя же иногда и они согрешают по немощи человеческой и против собственного желания; однако в то же время поспешают исполнить волю Божию покаянным обращением сердца к Отцу, воззрением на распятого Иисуса, в Котором и обретают изцеление от угрызений невидимого змия. Хотя и они претерпевают многия скорби, потери, напасти, гонения в мире, но Господь с ними в скорби; а они так умеют пользоваться временем скорби, что радуются, как Апостол Павел, в страданиях. Хотя дни их подлннно злы; но они умеют, будучи наставляемы благодатию Иисуса Христа, превращать сии злые дни в дни спасения, в благоприятныя времена к обогащению себя Божиими дарованиями и добродетелями. Посему ест ли хлеб, пьет ли воду искренний христианин, или светом солнечным пользуется, чтобы видеть чудеса Божией благости, силы, премудрости и славы в творении, и удивляться, — он причащается благ Божиих с веселием чистой совести и с приятнейшими чувствами благодарения; и наслаждается в них самою благостию Того, Кто есть Любовь и Свет, по приглашению Псалмопевца: вкусите и видите, яко благ Господь. Он видит и на земли благие дни, когда другие жалуются на времена худыя. Он счастлив бывает в сердце своем; он счастлив бывает в Боге своем, когда другие, смотря на него, пожимают плечами, и думают: как он жалок! Лучше сделают, если предадут его и самих себя Христу Богу, и пожелают, чтобы сей кораблец, принадлежащий Господу Иисусу Христу, презирая свист мира и воздымающияся до небес волны житейского моря, избежав подводных камней и мелей, вошел благополучно в безопасное пристанище царства небесного, сретаемый радостными восклицаниями Ангелов.
Торжество нового года нашего, слушатели, возвышается праздником отечества в честь Великой Княгини Елены Павловны. Сотворим, по заповеди Апостола, молитву, да почиет на Ней благословение Божие. Помолимся и о себе самих, да научит нас Господь Бог познавать во всякое время святую волю Его, и пользоваться всяким временем для исполнения повелений Его. Буди, Господи, милость Твоя на нас, и буди благословенно имя славы Твоея во веки! Аминь.

Беседа святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского (+1926г.), на всенощном бдении в навечерие Нового года

Восстани, Господи, помози нам и избави нас имене Твоего ради!
Всякое дело следует начинать молитвой
Мы оканчиваем поприще старого года и вступаем в новую стадию жизни нашей. Кто может предсказать, длинна ли будет эта стадия и где ее конец? Будет ли она последней в нашей жизни или за ней наступит новая? Кто может поручиться за себя, что после этого года ряд лет его жизни еще продолжится? Кто дерзнет отрицать ту вероят­ность, что мы с настоящего дня начинаем последний год жизни, после которого отворятся двери вечности и начнется для нас путь, с которого возврата нет и которому не будет конца? За дверью, которой мы исхо­дим в другую, загробную жизнь, лежат два пути: один — ведущий на небо, а другой — в преисподнюю. Из сего усмотреть может каждый из нас, сколь важен тот момент жизни, который мы переживаем, и сколь знаменателен для нас этот день новолетия. Если мы научены всякое новое событие в нашей жизни начинать молитвой, если мы молитвой начинаем день, молитвой и заканчиваем его, молимся, отправляясь в путь, молимся пред началам каждого нового дела, то не тем ли паче молитвой должно начать новый путь нашей жизни, который нам в начале своем страшен неизвестностью своей, в продолжении много­труден и небезопасен и кончиться может началом или вечного блажен­ства, или бесконечных мучений? Для сего — то Святая Церковь, как мать заботливая, приглашает детей своих этот знаменательный день начи­нать усиленной, коленопреклоненной молитвой.
Казалось бы, в это навечерие Нового года храмы наши должны бы быть полны молящимися. Когда пробьет час полунощный, должны бы преклонить колена все мы, которые еще не освободились от страха грозного бедствия, постигшего в истекший год наш город и округи его.
Так должно бы быть — но не то представляется взорам нашим. Где те братья наши, места которых здесь остаются незанятыми? Почему так редки сегодня ряды молящихся в этом храме? Где отсут­ствующие теперь? Почему они оставили в это навечерие новолетия торжественное собрание молящихся здесь? Не для того ли, чтобы примкнуть к собранию ликующих в эту полночь, но не тем ликованием, к какому приглашает их мать — Святая Церковь, а которое установлено духом мира сего, по действию князя власти воздушной. Там воздевают руки и сгибают колена, но не для молитвы; там поют, но не гимны в честь Царя Христа; там радуются, но не о Боге Спасителе; там пьют, но не из Чаши спасения; там приветствуют, но не тем святым приветом мира, который Церковь унаследовала от времен древних. Там раду­ются, но той радостью, после которой приходит плач, после того ликова­ния настает иногда сетование, то пение приводит часто к безотрадному рыданию, те заздравные чаши бывают смертоносны, те благожелания остаются одними звуками. После таких празднований не святых и лико­ваний не богоугодных во дни праздников и новолетий, если посетит нас Господь немилостью, как было в истекшем лете, от чего да сохранит нас Отец Небесный, осмелимся ли мы взывать к Нему дерзновенно о поми­ловании? А когда не будем услышаны, дерзнем ли сказать: для чего, Господи, отреваешь души наши, скрываешь лице Твое от нас и не внем­лешь молитвам нашим?
Правда, в дни бедствия мы вели себя безукоризненно: мы тогда и праздники чтили, и воздержание хранили, и храмы полны были молящимися. По всей вероятности, и впредь, когда нужно будет, мы изменимся: тогда опять начнем моление, сетование и воздержание. Но не поздно ли тогда будет? В истории израильского народа мы имеем поучительный пример того, что когда празднованию предшествовало или с ним соединялось нарушение закона Божия, тогда ни жертвы, ни молитвы не были Богом приемлемы. К чему Мне множество жертв ваших?.. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщет­ных: курение ваше отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть!.. Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис. 1, 11-15).
Вот видите, Господь отвращался даже от приходящих в храм Его, и притом не с пустыми руками, а с дарами и молитвой, — отвращался потому, что нечисты руки их и осквернена совесть их. Что же сказать о тех, кто, нося имя христиан, не молятся ни в церкви, ни дома; будучи с ног до головы покрыты язвами порока и струпьями греха, не сознают своих недугов и не заботятся об уврачевании их?
Обратим внимание на обличительное слово Божие и мы, собрав­шиеся сюда на молитву. Осмотримся, не в крови ли и наши руки, простираемые на молитву? Разберем нашу жизнь. Ты, глава семейства, общества, не ходишь ли в дому твоем, среди подвластных тебе как лев рыкающий? В минуту раздражения не приводишь ли в трепет жену, детей, подвластных твоих? Не бьем ли мы пястьми (Ис. 58, 4) сми­ренного, безответного пред нами подвластного нам человека за про­ступки или неисправности, допущенные по немощи? Не караем ли мы его беспощадно отрешением от места, изгнанием из дома, лише­нием благословения без предварительной заботы об его исправлении? И ты, подвластный, не бичуешь ли начальника или домохозяина своего осуждением, злословием, проклятием (хотя бы и заочно) за то, что он был справедлив, но не чрезмерно милостив, как тебе хотелось бы, но чего ты, быть может, не заслужил?
Евангельский фарисей хотя и долго молился, но поедал домы вдо­виц и за то услышал грозное слово обличения (Мф. 23, 14; Мк. 12, 40; Лк. 20, 47). Ты, христианин, хотя, быть может, несколько человеко­любивее поступаешь с вдовицами, но не только долго, но и совсем не молишься ни в храме, ни дома. Подзаконный фарисей хотя и при­носил десятину с мяты, аниса и тмина, но оставил суд, милость и веру (Мф. 23, 23). А мы, чада свободы Христовой, быть может, и сего не делаем, и того не соблюдаем: ни десятины не даем, ни правды не соблюдаем, ни милости не творим и веру потеряли. Если фарисей не был услышан, хотя и долго молился, то мы будем ли услышаны, когда совсем не будем молиться? Или же, бывал иногда и в церкви, не будем страшиться присвоить чужую собственность, продать труды чужие: хозяин будет удерживать плату рабочего, а этот, получая плату, не ста­нет воздавать нанявшему его честным трудом? Иной, быть может, не поядает чужой собственности, но не страшится есть чужую плоть и пить людские слезы бранью, насилием и притеснением беззащит­ного и бедного сводить в могилу. Иной не отнимает насилием чужого имущества, но словами злоречия лишает его доброго имени, которое дороже золота.
Но аще беззакония назрищи, Господи, Господи, кто постоит? — взывал Израиль устами царя-пророка (Пс. 129, 3). Не то же ли следует сказать и нам: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто постоит? Но у Тебя, Господи, прощение». Да, у Него милость, многое избавление от бед. Но все это даруется тем, кто обращается к Нему с покаянием. Сего Он требует и от нас. Омойтесь, — гово­рит Он Израилю (Ис. 1, 16). Покайтесь, — говорит Он нам (Мф. 4, 17; Мк. 1, 15). Очиститесь… перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову, — говорил Он Израилю чрез Исаию (Ис. 1, 16-17). Всякий дол да наполнится: униженное да возвысятся, и всякая гора и холм да понизятся: всякая гордыня да смирится, — говорит Он нам устами Предтечи Своего (Лк. 3, 5). У кого две одежды, тот дай неиму­щему, и у кого есть пища, делай то же… Никого не обижайте, не кле­вещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3, 11, 14).
Итак, вот чем нам следует начать Новый год: молитвой, покая­нием, делами правды, милостью, верностью Богу и людям и живой верой в Евангелие, верой, от дел являемой, а не в мыслях только содер­жимой.

Новогоднее обращение протоиерея Василия Ермакова (+2007г.) к своему приходу

Новый год — это время рассуждений того, что еще один год прожит. Но никто не обращает своего внимания человеческого, каким он был для каждого из нас, каким он был в общечеловеческом масштабе мирового бытия. Каким? Сегодня много нам будут кричать: «С новым годом, с новым счастьем, с новым здоровьем». Вернемся к прошлому, уже ушедшему 2003 году. Каким он был? Как говорят не по православному, а по восточному календарю — год овцы. И все стремились, все радовались и везде пропагандировали эту скромную овечку. Но овечка нам показала. Что произошло в мире? Где не было снега — пошел снег. Где не было дождей — наводнения. Пошли неожиданные ливни, морозы. Европа поехала, Европа поскользнулась. Многие из нас россиян, забыв свой край, все рвутся отдыхать за границу. Нам Анталия показала. Турция — вода, хуже быть не может, и все, что там было хорошее для отдыхающих — все смыло, размылось, повалилось, грохнуло.
Далее — в нашей Отчизне. Россия. Мы начинали, слава Богу, зима была довольно сносная. Наступила весна, настало лето, жарко было, вздыхали: «И когда только кончится это палящее солнце». Наступило — пошли дожди, все поехало, урожай было трудно собрать. (Хотя грибов было много… Всех сортов, каких нравится). Опять нам напомнило об этом. Ну а ты, человек, ты не мог рассмотреть для своей жизни, что происходит? Один ответ — «Ну, это случайно. Так должно быть — природные катаклизмы, и прочее, и прочее». Разговоры бессильного, тупоумного человека, кто не привык следить за событиями мировой жизни и рассуждает как ему удобно. Ну и появились новые болячки. Тут уже опять с востока принесло. Сколько умирало с пришедшей с Китая болячки. Слава Богу, до нас не дошло. Грипп, предупреждающий… Вот смотрите в кратком взгляде на прошлый год и увидите, что это не случайно все происходит. Не от случая, природа, конечно, на нас обиделась. Природа о себе напомнила, и показала то, что с природой не надо обращаться — хуже быть не может, плевать, обижать ее, проклинать. А в этом повинен сам человек.
Таков был 2003 год. И невольно встает вопрос: «За что?». А за то. Уж очень сильно человек сегодняшнего мира провинился перед Богом. Мы видим — Бога нет, от Бога отходят, творя страшные дела беззакония, смертоубийства во имя денег. Кто не нравится из политических лидеров — заказное убийство совершается, совершается почти поголовный грабеж нас, людей маленьких. Вы сами знаете, карман, вырезают сумки, зачем, кому надо? — «А я хочу повеселиться, поднапиться и пожрать». Поголовная наркомания, бегство на дискотеки, порнуха так и прет с телевизора. А ты, человек, все впитываешь, забывая о том, что это — грех, а за грех надо платить дорогущей, не дорогой ценой. Вот так за грехи нами злесодеянные Господь нас предупреждает, говорит, удерживая — «Нельзя, не надо». Богом не забыт человек земли. Нет — «я хочу». Ну, получай.
Мы и получили по полной программе, мы лишились даже того, что не могли в гордости человеческой посадить на Марс какую-то научную штуковину. Голову ломали, рассчитали, направили, ну и просчитались. Я думаю — там есть ребята, которые сказали: «Вам рано лезть в эту атмосферу. Вам рано знать, вы хоть здесь на земле разберитесь, что вот вы представляете в своей жизни. Здесь наведите порядок, а туда лезть не надо». Так оно было. Сегодня мы вздыхаем и думаем: «От чего?». Но знайте, помните, трагедию Содома и Гоморры. Господь послал Ангела, троих, предупреждая жителей содомлян: «Ребята, чего вы там делаете?». Почитайте Библию. Тогда только Авраам стал спорить с Богом — «Господи, Ты не наказывай этот город-то. Не все виновны в этом грехе». Они проторговались и даже четырех не нашлось, кроме семьи Лота. Многие получили по заслугам. Предупреждали в христианское время также праведники — гибель Помпеи, говорили:
«Везувий взорвется, все затопит». Нет ничего. Нас предупреждали наши святые старцы — отец Иоанн Кронштадский, Серафим Саровский, да и ныне благоразумные наши отцы предупреждают, призывая россиян: «Не делайте грехов, не занимайтесь самодовольством, самомнением, самостремлением, вы ничего не получите, не надо, посмотрите. «Нет, нет, я буду». Получили. Вот такая картина, мягко говоря, нашей жизни мировой, а там и жизни российской. Наступает новолетие, наступает еще ядовитее. Уж что такое обезьяна — вы знаете. Это такая животная, она беспощадная, и будет она проявлять свой норов в природе. И опять восток нас зовет — купите, опять повиснет на вас, и забавляйтесь обезьяной. Нам она «очень нужна».
Так давайте помолимся семейной молитвой, чтобы Господь нам даровал в том же составе, с теми же людьми также помолиться, испросить, чтобы Господь отвратил от нас свой гнев, праведно на нас движимый. Чтобы нам даровал и солнце не горячее, дожди плодородные, ветерок спокойный, ровный, не тот страшный, который валит все направо и налево, чтобы Нева наша не поднималась, чтобы нас не затопило. А это все в наших силах. Мы можем и имеем право здесь на земле пред Богом, умолить милосердие Господне, чтобы с нами это не приключилось, чтобы Он нас сохранил, помиловал, не вспомнил наших грехов прошлого. Ради нас, ради милосердия, детей наших. Но чтобы мы были яркими христианами наших дней и нашего времени. Чтобы мы не повторяли тех грехов, которые так изобильно совершаются в нашей России. Чтобы мы не кричали, не расшатывали наше основание — матери России. Что, ах, как трудно, что надо к Западу обращаться, пусть они нам помогут. У нас есть все свое. Все. Мы — Святая Русь, мы — Богом званный народ, мы — за нашу тысячелетнюю историю видим практическое проявление, что Бог нас не оставляет.
Была революция, была война, была голодовка — за нашу веру мы вышли победителями в этой жестокой схватке — «быть или не быть». МЫ вышли крепкими духовно, верующими людьми. Когда после войны победоносной народ начал уничтожаться нашими же русскими людьми, коммунистами, которые сказали в лице Никиты Сергеевича: «последнего попа я вам покажу в 80-м году». Вот безумие человека, вот отношение той власти безбожных народов. Мы были для них рабочим материалом, для удовольствия их страсти. Это была не забота о том, как бы поднять Россию. И мы после войны могли бы далеко шагнуть. Они убивали нашу душу, убивали наше тело, как и сегодня, стремятся телесно нас убить и духовно с Запада.
Поэтому Бог нас не оставляет ни на минуту, всем скажите в лицо — Бог, смотрите, нас хранит. А что вы хотите своей распущенностью, своей греховной жизнью, что вы хотите жить как вам удобно, на нашем горбу въезжая в Царствие Небесное? Не пойдет. И напоминать — о том, что мы русские должны хранить веру православную и надо заботиться о благосостоянии нашей отчизны, очищать ее не физически, а молитвами от всей той нечисти, от того греха, которого мы так много накопили, и почему-то стремимся сделать грех, а не добро. Никто не учит вас быть наркоманами, пьяницами, гулящими. Нет — «я хочу, я буду». Так нечего кричать — как там Бог.
Поэтому, мои дорогие, я начну с нашего прихода, вы у меня — мужественные, вы у меня — крепко подкованные, в деле благочестия, вы любите, как я, Мать — Россию, россиян. Вы понимаете, что это боль России, боль русского тела, и пусть Господь нам дарует в нашей молитве на сегодня — крепости, здравия и укрепления в вере, и пусть не будет наказывать нас, русских во зле нами содеянном, а по милосердию своему, по любви Отцовской, заступницы нашей усердной покровом хранит нашу Россию и дарует нам всем пройти легко, свободно этот год «обезьяны» с Богом, с Христом и дойти также до следующего года. Крепости, благополучия.
Аминь.
Сейчас мы дадим вам крест, а вы, дорогие мои, подчеркиваю дорогие хозяюшки, это самое родное слово для хозяйки дома, пойдете, стол накройте. Слава Богу, чтобы было, есть что поставить, кого-то любимого сердцу пригласить. Но по Солженицыну, как сказала его Наташа, супруга — в 85 лет к нему пришли все отметить, она сказала открытым текстом — у нас пост Рождественский, ограничимся рыбой. Так и мы, у нас пост Рождественский, мы христиане верующие — только рыбу, никаких мясных яств не надо.
Потому что кто-то пойдет из вас — идите, но не предавайте.. Не надо угождать тем, кто так ехидно, так ядовито на нас смотрит — как они христиане. А лучше на будущее вообще не ходить — это семейный праздник детей не отправляйте великовозрастных. В какую-то компанию они пойдут. Поймите, я очень боюсь в это злое время — стрельнут, бросят, скажут, насыпят… Горе рядом стоит за этими столиками, где собираются сегодня наше молодые, неокрепшие в вере. Поберегите, чтобы потом вам не оплакивать своими материнскими слезами и отцовскими — что произошло. А вы сами знаете… Хулиганства очень много.
31 декабря 2003 г. Храм преп. Серафима Саровского. Санкт-Петербург.

Комментирование запрещено