Слово преподобного Макария (Глухарева), Алтайского (+1847г.), на Новый год
«Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть» (Еф. 5, 15-16).
Новый год, в который мы вступаем сего дня, истинно есть, по выражению Священного Писания, новое «лето благости» Божией. Творец времен и вечности произвел нас из ничтожества в бытие; но мы тотчас погибли бы, обратились бы в ничтожество прежнее, если бы та же сила и воля Создателя не содержала нас в существовании. Даруя жизнь, Он Сам ее и защищает, питает, возводит от возраста в возраст и сохраняет. Им мы живем, движемся и существуем.
Итак не только год, но всякий день и всякий час есть новое дарование, новое знамение, новый залог Божией благости, которого мы не заслуживаем. Будем же признательны и благодарны пред небесным Отцем и всеобщим Благодетелем! Приидите поклонимся и принесем Ему жертву хвалы о неисчетных Его щедротах и милостях, излиянных в прошедшее лето на всех человеков, праведных и неправедных; а между тем, сретая новый год, исходящий из святилища вечности, обратим внимание к слову апостольскому, которым Дух Святый наставляет нас, поучая спасительному употреблению Богом даруемого времени. «Блюдите, говорит св. Павел, како опасно ходите»; то есть: «смотрите, поступайте, как можно, верно, не как неразумные, но как мудрые, умея пользоваться временем; потому что дни злы». Вникнем, хотя кратким размышлением, в душеполезное учение небесной премудрости.
Во-первых, чтó значит апостольское изречение: «дни злы?» — То, что земная жизнь исполнена зол, бед, искушений, страданий, соблазнов, которыми христианин может быть совращен с пути истинной веры и верности Господу Иисусу Христу; то, что и внешний мир лежит во зле противных закону Божию правил, противных истине Божией умствований, противных Царствию Божию начинаний и действований, — и в нашей плоти живет и воюет грех, так что не только вне нас супостат наш диавол ходит, как лев рыкающий и ищущий кого пожрать, но и в себе самих, в самом разуме и сердце нашем, в воображении и памяти, в желаниях и навыках и во всех чувствах телесных мы имеем сокровенных врагов спасения нашего. Посему св. Павел называет неразумными тех, которые, среди безчисленных опасностей со всех сторон, ходят в безпечной рассеянности, и погубляют время в суетных увеселениях. Не подражайте им, говорит; будьте умны и мудры. Подумайте, кто, получив от царя драгоценные камни и золото, все это разбросает или отдаст за какия нибудь, ничего не стоющия, мелочи и безделки? А вы получаете от Царя и Бога вашего нечто такое, что несравненно дороже и золота и драгоценных камней: это — время. Злато и всякия драгоценности временем приобретаются; а время, потерянное в прошедшем, можешь ли возвратить и получить за богатство целого мира? И время, которого Бог не даст тебе в будущем, где и на какия сокровища купишь? Итак учитесь временем пользоваться: всякое время, в сравнении с вечностию, кратко до чрезвычайности; но, по благости Божией, кратким и малым временем можете приобрести целую вечность божественного мира и радости в небесном царствии. Как это может быть? Послушайте, чтó св. Павел говорит далее: «не будьте несмысленны, повторяет, но узнавайте, чего хощет Бог» (Еф. 5, 17). Божественное искусство пользоваться временем для приобретения вечной жизни! Воля Божия есть преизящный собор, прекрасная совокупность и полнота всех доброт и совершенств. Смотрите в зерцало совести; смотрите в чистейшее зерцало Божиих откровений в Священном Писании: всегда откроется вам в сих зерцалах, чего Бог от вас хощет. Но познавая волю Божию, уже смотрите, поступайте, как можно, верно и по крайней тонкости и точности, сообразно тому, чего Господь хощет от вас. Хощет Он, чтобы мы верою и любовию прилеплялись к Единородному Сыну Его Иисусу Христу, Спасителю всех человеков. Хощет Он, чтобы мы пребывали в духе искренняго спасения, и, видя с одной стороны бездну собственной бедности, немощи и виновности, а с другой бездну милосердия Божия, открывающуюся грешникам в язвах Иисуса Христа распятого, исповедывали Ему согрешения наши в искренности сокрушенного и смиренного сердца, и веровали, что Бог нас простит и помилует ради Христа, и что кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает совесть нашу от всех грехов. Хощет Бог, чтобы мы совершенною ненавистию возненавидели грех, боялись его паче, нежели смерти телесной, и непрестанно подвизались и ратовали против него, умерщвляя его в самых его зачатиях, то есть, в преступных помышлениях и желаниях, впрочем на себя не надеясь, а возлагая все упование на всемогущую помощь Божественного нашего Воеводы — Иисуса Христа. Хощет Бог, чтобы мы, взирая верою на Христа, Начальника и Совершителя веры, учились усвоять себе непорочность Его, долготерпение и кротость Его, пламенную любовь Его к Богу и человекам, Его преданность и послушание Богу Отцу, и смирение даже до смерти и смерти крестной. Хощет Бог, чтобы мы всегда сохраняли живую память о неотступном Его присутствии с нами; чтобы мы призывали Его в день скорби, чтобы искали Его благословения нашим трудам, и молитвою освящали наши печали и радости. Хощет Бог, чтобы мы памятию о смерти столь известной и неизвестной, о страшном суде праведного Мздовоздаятеля, о вечной муке и неугасающем пламени, о вечной радости в небесном Иерусалиме, а притом молитвою и постом, и другими благословенными подвигами, распинали плоть со страстями и похотями. Хощет Бог, чтобы праведность наша была выше и благороднее праведности фарисейской, и чтобы мы не только были порядочны и честны в наружных поступках своих, но призыванием Иисусова имени, помышлением о спасительных страданиях Иисуса, отсечением худых помыслов, искали и достигали чистоты ума и сердца, без которой никто не узрит Бога. Хощет Бог, чтобы мы, усердно последуя стопам Господа нашего Иисуса Христа, и украшая души наши святыми нравами и добродетелями, не забывали, что без помощи и благодати Христовой мы не можем ничего доброго ни в дело произвести, ни в мыслях зачать: посему хощет Бог, чтобы мы воздавали Ему благодарение и славу о всем, а себя самих почитали рабами ничего не стоющими, хотя бы и были какие успехи в исполнении заповедей.
Но когда вы узнали, чего Бог от вас хощет; то смотрите, наблюдайте за собою бодрственным оком внимания, чтобы и в самом исполнении воли Божией самолюбие не обрезывало златниц Божия повеления; чтобы оно не уменьшало веса и достоинства добродетелей ваших; чтобы диавол не похищал из сердец ваших семени слова Божия, и чтобы мрак забвения не сокрывал от сознания вашего некоторых, всегда важныхь, особенностей в требованиях Божиих; чтобы диавол между пшеницею добрых мыслей и чувствований не сеял нечистых умыслов и намерений, и чтобы ваши труды, пред человеками достославные, не оказались порочными в их источниках и началах, пред всевидящим оком испытующего сердца; но чтобы послушание воле Божией, как и терпение, оказало в вас совершенное действие, так чтобы вы были совершенны во всей полноте без всякого недостатка (Иак. 1, 4). Вот что значит это слово апостольское: смотрите, поступайте, как можно, верно, со страхом Божиим и кротостию последуя водительству провидения и благодати Божией, не опереживая ея высокомерием и своеволием, и не отставая малодушием и леностию, не прибавляя ничего от себя к заповеди Божией, которая сама по себе широка до безконечности (Псал. 118, 96), и без сомнения пространнее нашего сердца, и ничего не отемля у заповеди Божией, которая столь же свята и непреложна, как Сам Бог.
Потом: «умейте, — говорит Апостол, — пользоваться временем. Всякое время и всякий час приносит с собою, как некий Ангел, в одной руке Божию волю и заповедь, а в другой Божие благословение. Желаете ли получить благословение Божие? Приимите от Бога, чего Сам Бог хощет от вас, и восприимете, чего себе от Бога хощете. Поспешайте, уловляйте драгоценное время, которое уже летит, когда я говорю, а вы слышите это: поспешайте, уловляйте его. Кто вам сказал, что оно и в другой раз прийдеть? Время прийдет, но не то уже, которое приходило прежде и улетело, а другое, которое впрочем столь же непостоянно, быстро, неудержимо. Прийдеть; но кто сказал, что оно для тебя прийдет? Ах! для тебя, может статься, в то время уже не будет времени» (Апок. 10, 6)! Вы меня понимаете, слушатели; повторяю: нет ничего известнее, и нет ничего неизвестнее смерти: итак учитесь пользоваться временем, когда Бог вам даст его. Как развязный купец старается не упустить ни малейшего случая к получению прибыли и корысти: так и вы учитесь пользоваться всяким временем, усердно и ревностно исполнять всякую волю Божию, обретать милость Божию во всяком времени, и таким образом собирать некрадомое сокровище в вечности. В этом проходит вся жизнь доброго христианина. Светильник закона Господня, сияя в уме и сердце его, освещает пред ним, показует ему путь воли Божией; он же, сим путем шествуя, непрестанно вперед простирается, и, хотя обстолтельства его бывают трудны, и путь земного странствия его весьма тесен и мрачен, отношения к миру, нужды семейственного состояния, и немощи, принадлежащия естественному свойству телесного существа его, неудобосоглашаемы с требованиями воли Божией, но он умеет побеждать мир и себя самого верою в Сына Божия Иисуса Христа; умеет всякою частицею времени пользоваться для приближения к блаженной вечности и угождения Господу Богу. А когда он с таким рачением тщится угождать Богу и сокровенными подвигами молитвы и богомыслия, и открытыми трудами в служении Церкви, Царю, Отечеству, человечеству; то и Господь имеет Божественную радость в том, чтоб угождать верному рабу Своему: Он слышит его молитву; самому уготованию, расположению сердца его к молитве, уже внимает; угадывает, предваряет его желания исполнением; как зеницу ока хранит его; открывает и вверяет ему, как другу, тайны премудрости и судеб Своих; озаряет и просвещает ум его истиною; посылает ему небесный мир Свой; дарует ему радость спасения Своего; из любви к нему щадит и милует много согрешающих братий его. Таковы преимущества угождающих Богу, исполняющих волю Его во всякое время! Хотя же иногда и они согрешают по немощи человеческой и против собственного желания; однако в то же время поспешают исполнить волю Божию покаянным обращением сердца к Отцу, воззрением на распятого Иисуса, в Котором и обретают изцеление от угрызений невидимого змия. Хотя и они претерпевают многия скорби, потери, напасти, гонения в мире, но Господь с ними в скорби; а они так умеют пользоваться временем скорби, что радуются, как Апостол Павел, в страданиях. Хотя дни их подлннно злы; но они умеют, будучи наставляемы благодатию Иисуса Христа, превращать сии злые дни в дни спасения, в благоприятныя времена к обогащению себя Божиими дарованиями и добродетелями. Посему ест ли хлеб, пьет ли воду искренний христианин, или светом солнечным пользуется, чтобы видеть чудеса Божией благости, силы, премудрости и славы в творении, и удивляться, — он причащается благ Божиих с веселием чистой совести и с приятнейшими чувствами благодарения; и наслаждается в них самою благостию Того, Кто есть Любовь и Свет, по приглашению Псалмопевца: вкусите и видите, яко благ Господь. Он видит и на земли благие дни, когда другие жалуются на времена худыя. Он счастлив бывает в сердце своем; он счастлив бывает в Боге своем, когда другие, смотря на него, пожимают плечами, и думают: как он жалок! Лучше сделают, если предадут его и самих себя Христу Богу, и пожелают, чтобы сей кораблец, принадлежащий Господу Иисусу Христу, презирая свист мира и воздымающияся до небес волны житейского моря, избежав подводных камней и мелей, вошел благополучно в безопасное пристанище царства небесного, сретаемый радостными восклицаниями Ангелов.
Торжество нового года нашего, слушатели, возвышается праздником отечества в честь Великой Княгини Елены Павловны. Сотворим, по заповеди Апостола, молитву, да почиет на Ней благословение Божие. Помолимся и о себе самих, да научит нас Господь Бог познавать во всякое время святую волю Его, и пользоваться всяким временем для исполнения повелений Его. Буди, Господи, милость Твоя на нас, и буди благословенно имя славы Твоея во веки! Аминь.
Беседа святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского (+1926г.), на всенощном бдении в навечерие Нового года
Восстани, Господи, помози нам и избави нас имене Твоего ради!
Всякое дело следует начинать молитвой
Мы оканчиваем поприще старого года и вступаем в новую стадию жизни нашей. Кто может предсказать, длинна ли будет эта стадия и где ее конец? Будет ли она последней в нашей жизни или за ней наступит новая? Кто может поручиться за себя, что после этого года ряд лет его жизни еще продолжится? Кто дерзнет отрицать ту вероятность, что мы с настоящего дня начинаем последний год жизни, после которого отворятся двери вечности и начнется для нас путь, с которого возврата нет и которому не будет конца? За дверью, которой мы исходим в другую, загробную жизнь, лежат два пути: один — ведущий на небо, а другой — в преисподнюю. Из сего усмотреть может каждый из нас, сколь важен тот момент жизни, который мы переживаем, и сколь знаменателен для нас этот день новолетия. Если мы научены всякое новое событие в нашей жизни начинать молитвой, если мы молитвой начинаем день, молитвой и заканчиваем его, молимся, отправляясь в путь, молимся пред началам каждого нового дела, то не тем ли паче молитвой должно начать новый путь нашей жизни, который нам в начале своем страшен неизвестностью своей, в продолжении многотруден и небезопасен и кончиться может началом или вечного блаженства, или бесконечных мучений? Для сего — то Святая Церковь, как мать заботливая, приглашает детей своих этот знаменательный день начинать усиленной, коленопреклоненной молитвой.
Казалось бы, в это навечерие Нового года храмы наши должны бы быть полны молящимися. Когда пробьет час полунощный, должны бы преклонить колена все мы, которые еще не освободились от страха грозного бедствия, постигшего в истекший год наш город и округи его.
Так должно бы быть — но не то представляется взорам нашим. Где те братья наши, места которых здесь остаются незанятыми? Почему так редки сегодня ряды молящихся в этом храме? Где отсутствующие теперь? Почему они оставили в это навечерие новолетия торжественное собрание молящихся здесь? Не для того ли, чтобы примкнуть к собранию ликующих в эту полночь, но не тем ликованием, к какому приглашает их мать — Святая Церковь, а которое установлено духом мира сего, по действию князя власти воздушной. Там воздевают руки и сгибают колена, но не для молитвы; там поют, но не гимны в честь Царя Христа; там радуются, но не о Боге Спасителе; там пьют, но не из Чаши спасения; там приветствуют, но не тем святым приветом мира, который Церковь унаследовала от времен древних. Там радуются, но той радостью, после которой приходит плач, после того ликования настает иногда сетование, то пение приводит часто к безотрадному рыданию, те заздравные чаши бывают смертоносны, те благожелания остаются одними звуками. После таких празднований не святых и ликований не богоугодных во дни праздников и новолетий, если посетит нас Господь немилостью, как было в истекшем лете, от чего да сохранит нас Отец Небесный, осмелимся ли мы взывать к Нему дерзновенно о помиловании? А когда не будем услышаны, дерзнем ли сказать: для чего, Господи, отреваешь души наши, скрываешь лице Твое от нас и не внемлешь молитвам нашим?
Правда, в дни бедствия мы вели себя безукоризненно: мы тогда и праздники чтили, и воздержание хранили, и храмы полны были молящимися. По всей вероятности, и впредь, когда нужно будет, мы изменимся: тогда опять начнем моление, сетование и воздержание. Но не поздно ли тогда будет? В истории израильского народа мы имеем поучительный пример того, что когда празднованию предшествовало или с ним соединялось нарушение закона Божия, тогда ни жертвы, ни молитвы не были Богом приемлемы. К чему Мне множество жертв ваших?.. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение ваше отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть!.. Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис. 1, 11-15).
Вот видите, Господь отвращался даже от приходящих в храм Его, и притом не с пустыми руками, а с дарами и молитвой, — отвращался потому, что нечисты руки их и осквернена совесть их. Что же сказать о тех, кто, нося имя христиан, не молятся ни в церкви, ни дома; будучи с ног до головы покрыты язвами порока и струпьями греха, не сознают своих недугов и не заботятся об уврачевании их?
Обратим внимание на обличительное слово Божие и мы, собравшиеся сюда на молитву. Осмотримся, не в крови ли и наши руки, простираемые на молитву? Разберем нашу жизнь. Ты, глава семейства, общества, не ходишь ли в дому твоем, среди подвластных тебе как лев рыкающий? В минуту раздражения не приводишь ли в трепет жену, детей, подвластных твоих? Не бьем ли мы пястьми (Ис. 58, 4) смиренного, безответного пред нами подвластного нам человека за проступки или неисправности, допущенные по немощи? Не караем ли мы его беспощадно отрешением от места, изгнанием из дома, лишением благословения без предварительной заботы об его исправлении? И ты, подвластный, не бичуешь ли начальника или домохозяина своего осуждением, злословием, проклятием (хотя бы и заочно) за то, что он был справедлив, но не чрезмерно милостив, как тебе хотелось бы, но чего ты, быть может, не заслужил?
Евангельский фарисей хотя и долго молился, но поедал домы вдовиц и за то услышал грозное слово обличения (Мф. 23, 14; Мк. 12, 40; Лк. 20, 47). Ты, христианин, хотя, быть может, несколько человеколюбивее поступаешь с вдовицами, но не только долго, но и совсем не молишься ни в храме, ни дома. Подзаконный фарисей хотя и приносил десятину с мяты, аниса и тмина, но оставил суд, милость и веру (Мф. 23, 23). А мы, чада свободы Христовой, быть может, и сего не делаем, и того не соблюдаем: ни десятины не даем, ни правды не соблюдаем, ни милости не творим и веру потеряли. Если фарисей не был услышан, хотя и долго молился, то мы будем ли услышаны, когда совсем не будем молиться? Или же, бывал иногда и в церкви, не будем страшиться присвоить чужую собственность, продать труды чужие: хозяин будет удерживать плату рабочего, а этот, получая плату, не станет воздавать нанявшему его честным трудом? Иной, быть может, не поядает чужой собственности, но не страшится есть чужую плоть и пить людские слезы бранью, насилием и притеснением беззащитного и бедного сводить в могилу. Иной не отнимает насилием чужого имущества, но словами злоречия лишает его доброго имени, которое дороже золота.
Но аще беззакония назрищи, Господи, Господи, кто постоит? — взывал Израиль устами царя-пророка (Пс. 129, 3). Не то же ли следует сказать и нам: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто постоит? Но у Тебя, Господи, прощение». Да, у Него милость, многое избавление от бед. Но все это даруется тем, кто обращается к Нему с покаянием. Сего Он требует и от нас. Омойтесь, — говорит Он Израилю (Ис. 1, 16). Покайтесь, — говорит Он нам (Мф. 4, 17; Мк. 1, 15). Очиститесь… перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову, — говорил Он Израилю чрез Исаию (Ис. 1, 16-17). Всякий дол да наполнится: униженное да возвысятся, и всякая гора и холм да понизятся: всякая гордыня да смирится, — говорит Он нам устами Предтечи Своего (Лк. 3, 5). У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же… Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3, 11, 14).
Итак, вот чем нам следует начать Новый год: молитвой, покаянием, делами правды, милостью, верностью Богу и людям и живой верой в Евангелие, верой, от дел являемой, а не в мыслях только содержимой.
Новогоднее обращение протоиерея Василия Ермакова (+2007г.) к своему приходу
Новый год — это время рассуждений того, что еще один год прожит. Но никто не обращает своего внимания человеческого, каким он был для каждого из нас, каким он был в общечеловеческом масштабе мирового бытия. Каким? Сегодня много нам будут кричать: «С новым годом, с новым счастьем, с новым здоровьем». Вернемся к прошлому, уже ушедшему 2003 году. Каким он был? Как говорят не по православному, а по восточному календарю — год овцы. И все стремились, все радовались и везде пропагандировали эту скромную овечку. Но овечка нам показала. Что произошло в мире? Где не было снега — пошел снег. Где не было дождей — наводнения. Пошли неожиданные ливни, морозы. Европа поехала, Европа поскользнулась. Многие из нас россиян, забыв свой край, все рвутся отдыхать за границу. Нам Анталия показала. Турция — вода, хуже быть не может, и все, что там было хорошее для отдыхающих — все смыло, размылось, повалилось, грохнуло.
Далее — в нашей Отчизне. Россия. Мы начинали, слава Богу, зима была довольно сносная. Наступила весна, настало лето, жарко было, вздыхали: «И когда только кончится это палящее солнце». Наступило — пошли дожди, все поехало, урожай было трудно собрать. (Хотя грибов было много… Всех сортов, каких нравится). Опять нам напомнило об этом. Ну а ты, человек, ты не мог рассмотреть для своей жизни, что происходит? Один ответ — «Ну, это случайно. Так должно быть — природные катаклизмы, и прочее, и прочее». Разговоры бессильного, тупоумного человека, кто не привык следить за событиями мировой жизни и рассуждает как ему удобно. Ну и появились новые болячки. Тут уже опять с востока принесло. Сколько умирало с пришедшей с Китая болячки. Слава Богу, до нас не дошло. Грипп, предупреждающий… Вот смотрите в кратком взгляде на прошлый год и увидите, что это не случайно все происходит. Не от случая, природа, конечно, на нас обиделась. Природа о себе напомнила, и показала то, что с природой не надо обращаться — хуже быть не может, плевать, обижать ее, проклинать. А в этом повинен сам человек.
Таков был 2003 год. И невольно встает вопрос: «За что?». А за то. Уж очень сильно человек сегодняшнего мира провинился перед Богом. Мы видим — Бога нет, от Бога отходят, творя страшные дела беззакония, смертоубийства во имя денег. Кто не нравится из политических лидеров — заказное убийство совершается, совершается почти поголовный грабеж нас, людей маленьких. Вы сами знаете, карман, вырезают сумки, зачем, кому надо? — «А я хочу повеселиться, поднапиться и пожрать». Поголовная наркомания, бегство на дискотеки, порнуха так и прет с телевизора. А ты, человек, все впитываешь, забывая о том, что это — грех, а за грех надо платить дорогущей, не дорогой ценой. Вот так за грехи нами злесодеянные Господь нас предупреждает, говорит, удерживая — «Нельзя, не надо». Богом не забыт человек земли. Нет — «я хочу». Ну, получай.
Мы и получили по полной программе, мы лишились даже того, что не могли в гордости человеческой посадить на Марс какую-то научную штуковину. Голову ломали, рассчитали, направили, ну и просчитались. Я думаю — там есть ребята, которые сказали: «Вам рано лезть в эту атмосферу. Вам рано знать, вы хоть здесь на земле разберитесь, что вот вы представляете в своей жизни. Здесь наведите порядок, а туда лезть не надо». Так оно было. Сегодня мы вздыхаем и думаем: «От чего?». Но знайте, помните, трагедию Содома и Гоморры. Господь послал Ангела, троих, предупреждая жителей содомлян: «Ребята, чего вы там делаете?». Почитайте Библию. Тогда только Авраам стал спорить с Богом — «Господи, Ты не наказывай этот город-то. Не все виновны в этом грехе». Они проторговались и даже четырех не нашлось, кроме семьи Лота. Многие получили по заслугам. Предупреждали в христианское время также праведники — гибель Помпеи, говорили:
«Везувий взорвется, все затопит». Нет ничего. Нас предупреждали наши святые старцы — отец Иоанн Кронштадский, Серафим Саровский, да и ныне благоразумные наши отцы предупреждают, призывая россиян: «Не делайте грехов, не занимайтесь самодовольством, самомнением, самостремлением, вы ничего не получите, не надо, посмотрите. «Нет, нет, я буду». Получили. Вот такая картина, мягко говоря, нашей жизни мировой, а там и жизни российской. Наступает новолетие, наступает еще ядовитее. Уж что такое обезьяна — вы знаете. Это такая животная, она беспощадная, и будет она проявлять свой норов в природе. И опять восток нас зовет — купите, опять повиснет на вас, и забавляйтесь обезьяной. Нам она «очень нужна».
Так давайте помолимся семейной молитвой, чтобы Господь нам даровал в том же составе, с теми же людьми также помолиться, испросить, чтобы Господь отвратил от нас свой гнев, праведно на нас движимый. Чтобы нам даровал и солнце не горячее, дожди плодородные, ветерок спокойный, ровный, не тот страшный, который валит все направо и налево, чтобы Нева наша не поднималась, чтобы нас не затопило. А это все в наших силах. Мы можем и имеем право здесь на земле пред Богом, умолить милосердие Господне, чтобы с нами это не приключилось, чтобы Он нас сохранил, помиловал, не вспомнил наших грехов прошлого. Ради нас, ради милосердия, детей наших. Но чтобы мы были яркими христианами наших дней и нашего времени. Чтобы мы не повторяли тех грехов, которые так изобильно совершаются в нашей России. Чтобы мы не кричали, не расшатывали наше основание — матери России. Что, ах, как трудно, что надо к Западу обращаться, пусть они нам помогут. У нас есть все свое. Все. Мы — Святая Русь, мы — Богом званный народ, мы — за нашу тысячелетнюю историю видим практическое проявление, что Бог нас не оставляет.
Была революция, была война, была голодовка — за нашу веру мы вышли победителями в этой жестокой схватке — «быть или не быть». МЫ вышли крепкими духовно, верующими людьми. Когда после войны победоносной народ начал уничтожаться нашими же русскими людьми, коммунистами, которые сказали в лице Никиты Сергеевича: «последнего попа я вам покажу в 80-м году». Вот безумие человека, вот отношение той власти безбожных народов. Мы были для них рабочим материалом, для удовольствия их страсти. Это была не забота о том, как бы поднять Россию. И мы после войны могли бы далеко шагнуть. Они убивали нашу душу, убивали наше тело, как и сегодня, стремятся телесно нас убить и духовно с Запада.
Поэтому Бог нас не оставляет ни на минуту, всем скажите в лицо — Бог, смотрите, нас хранит. А что вы хотите своей распущенностью, своей греховной жизнью, что вы хотите жить как вам удобно, на нашем горбу въезжая в Царствие Небесное? Не пойдет. И напоминать — о том, что мы русские должны хранить веру православную и надо заботиться о благосостоянии нашей отчизны, очищать ее не физически, а молитвами от всей той нечисти, от того греха, которого мы так много накопили, и почему-то стремимся сделать грех, а не добро. Никто не учит вас быть наркоманами, пьяницами, гулящими. Нет — «я хочу, я буду». Так нечего кричать — как там Бог.
Поэтому, мои дорогие, я начну с нашего прихода, вы у меня — мужественные, вы у меня — крепко подкованные, в деле благочестия, вы любите, как я, Мать — Россию, россиян. Вы понимаете, что это боль России, боль русского тела, и пусть Господь нам дарует в нашей молитве на сегодня — крепости, здравия и укрепления в вере, и пусть не будет наказывать нас, русских во зле нами содеянном, а по милосердию своему, по любви Отцовской, заступницы нашей усердной покровом хранит нашу Россию и дарует нам всем пройти легко, свободно этот год «обезьяны» с Богом, с Христом и дойти также до следующего года. Крепости, благополучия.
Аминь.
Сейчас мы дадим вам крест, а вы, дорогие мои, подчеркиваю дорогие хозяюшки, это самое родное слово для хозяйки дома, пойдете, стол накройте. Слава Богу, чтобы было, есть что поставить, кого-то любимого сердцу пригласить. Но по Солженицыну, как сказала его Наташа, супруга — в 85 лет к нему пришли все отметить, она сказала открытым текстом — у нас пост Рождественский, ограничимся рыбой. Так и мы, у нас пост Рождественский, мы христиане верующие — только рыбу, никаких мясных яств не надо.
Потому что кто-то пойдет из вас — идите, но не предавайте.. Не надо угождать тем, кто так ехидно, так ядовито на нас смотрит — как они христиане. А лучше на будущее вообще не ходить — это семейный праздник детей не отправляйте великовозрастных. В какую-то компанию они пойдут. Поймите, я очень боюсь в это злое время — стрельнут, бросят, скажут, насыпят… Горе рядом стоит за этими столиками, где собираются сегодня наше молодые, неокрепшие в вере. Поберегите, чтобы потом вам не оплакивать своими материнскими слезами и отцовскими — что произошло. А вы сами знаете… Хулиганства очень много.
31 декабря 2003 г. Храм преп. Серафима Саровского. Санкт-Петербург.