Отдание Пасхи

Слово священномученика Анатолия Жураковского (+1937г.) в день отдания Пасхи

Христос воскресе!

Радостно и грустно, братья и сестры! Сегодня в последний раз звучит это приветствие. Радостно, потому что от этих слов всегда веет радостью, грустно, потому что мы знаем и помним, что это пасхальное приветствие сегодня и завтра прозвучит в последний раз и смолкнет. Уже не будет служба сопровождаться пением торжественного «Христос воскресе!» Смолкнут эти гимны до будущего года, до будущей светозарной ночи, которую мы будем ждать. Мы не знаем, все ли мы дождемся этой ночи, может быть, некоторые из нас последний раз в земной жизни слышат «Христос воскресе», может быть, некоторые из нас услышат это приветствие уже там, за гранью земного бытия, у престола Отца Небесного. Поэтому эти последние пасхальные гимны навевают на душу и радость, и грусть. Вот почему, братья и сестры, в этот праздник отдания Пасхи и праздник Вознесения Христова, который непосредственно к нему примыкает, в эти праздники мы испытываем некоторое грустное чувство. Действительно, если мы вспомним это великое событие — Вознесение Господне, то при первой мысли покажется, что как будто здесь скорее грусть, а не ликование.

В самом деле — вот ученики Спасителя. Они после Его мучительных страданий обрели Его воскресшим. И вот они наслаждаются и блаженствуют от этого нового общения с Ним. Но после сорока дней они видят Его на горе Елеонской, видят, как Он удаляется от них, как возносится на небо и исчезает у них на глазах. Он уходит от них за грань этого мира, и ученики Его остаются исполненные скорби. И действительно, в песнопениях этого богослужения говорится о скорби и даже рыданиях учеников в этот день, в эти мгновения вознесения Господа. И однако, братья и сестры, этот день святая Церковь называет не грустным днем, а праздником, и праздником великим, и говорят песнопения этого дня о радости: «Радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа». И говорит Церковь, как вы услышите завтра, не о разлуке с Господом, а, напротив, об общении, о единении с Ним. Вы услышите завтра эти бесконечно радостные слова: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Вознесение святая Церковь рассматривает не как разлуку, а как начало более тесного, более глубокого общения с Господом. Чтобы понять смысл этого великого праздника — праздника Вознесения, нужно вспомнить об его внутренней связи, об его внутреннем отношении ко всему делу Христову, ко всей Его жизни. Этот праздник — только одна из ступеней Божественного восхождения, одна из ступеней по тому Божественному пути, по которому Господь вел Своих учеников к горнему неугасимому Свету. Вы помните этих учеников в начале их ученичества, при первых встречах с Господом. (…)

Вы видите, братья и сестры, как постепенно, со ступени на ступень Господь ведет Своих учеников. Он говорит им: «Вы поверили, потому что увидели Меня. Блаженны невидевшие и уверовавшие» (см. Ин.20:29). И это иное познание откроется в День Святого Духа, после Вознесения. И вот Господь возносится от Своих учеников, удаляется от них, для того чтобы возвести опять на новую ступень Божественной, духовной жизни.

Как понимать Вознесение Господне? Некоторые понимают его тоже слишком чувственно, слишком по–земному. Они предполагают, что Вознесение является как бы простым восшествием Господа в какие‑то высшие, но все же чувственные сферы бытия. Многие сомневающиеся утверждают, что учение о Вознесении непримиримо с тем учением о мире, которое теперь известно науке. Они говорят, что наукой уже открыто единство этого мира и потому учение о восшествии Спасителя куда‑то в горние миры, в горние области связано с иным мировоззрением, в котором то небо, которое мы созерцаем, является какой‑то чувственной сферой, куда мог взойти Спаситель. Таким людям нужно сказать, что они заблуждаются, не зная Писания и силы Божией. Смысл события Вознесения Господня не в каком‑то переселении Господа из одних сфер бытия чувственного в другие. Вознесение Господне, его суть, в том, что отныне Господь не будет являться Своим ученикам в тех явлениях, в каких Он являлся в течение сорока дней, а будет открываться им в другой жизни и иными путями. То, что видели ученики, было только явлением. Это явление, через которое им была открыта Божественная тайна — тайна Восхождения Сына Человеческого. Поэтому то явление, которое увидели ученики, нельзя принимать и понимать чувственным образом.

Итак, Он взошел от них на небо, чтобы возвести их на новую ступень общения с Собою. Они тосковали, они грустили, но тоска и грусть их были растворены радостью, потому что в день Вознесения над ними занялась заря, заря Дня Пятидесятницы. Настанет день, Божественный великий День, День совершенного откровения, когда на каждом из них почиет Дух Святый в огненном языке, когда они снова обретут своего Учителя, но обретут полнее и совершеннее, чем обрели Его даже в светлое утро Воскресения. Действительно, то новое общение, которое они обретут в День Пятидесятницы, будет более совершенным и полным, чем то, которое они имели в дни Его земного существования и даже в те дни, когда Он являлся им воскресшим. Почему так? Потому что Его общение с ними в дни Его жизни и Воскресения было ограничено пространством и временем. Он жил в определенном пространстве, и, чтобы жить с Ним, они должны были быть в пределах этого пространства. Он жил в условиях времени и даже являлся в определенные времена и сроки. И хотя они видели Его Воскресшим — это были только мгновения. Они собирались и ждали Его, и вот — через закрытую дверь являлся Он и учил их, и сердца их наполнялись радостью и светом. Они говорят с Ним, видят Его, но пройдут мгновения, и Он исчезнет; в сердцах их будет радость, но радость, растворенная тоской и скорбью, потому что Его опять нет с ними. Но теперь, после явления Святаго Духа, они будут иметь Его неотступно во всех пространствах и во все времена. Куда только ни занесет их жизнь, куда только ни пойдут они с Его проповедью, Он будет с ними. (…) Вы видите, что ученики действительно обрели такое великое общение со своим Господом, какого они не имели в дни Его земной жизни. (…)

Теперь от учеников Господа, непосредственно Его видевших, обратим взоры к нам. И для нас, братья, праздник Вознесения должен служить новой ступенью к восхождению. В сердце человека живут два настроения, два чувства, как бы две души — одно чувство, одно настроение влечет человека к земному. Представим себе такое состояние: в яркий летний день вы выходите в сад, сад полон благоухания и солнца, ярко зеленеет трава, только что распустившийся жасмин льет свой аромат, с неба струятся лучи солнца и тепла. И вот, вы исполняетесь радостью от этого земного великолепия, вы наполняетесь счастьем. Вы радуетесь этой земной радостью, и вы готовы сказать с поэтом: «Горе нежившим и горе отшедшим». Вас невыразимо радует эта земная красота, эта земная жизнь, это земное счастье. Это одно настроение, свойственное человеку. Но есть и другое настроение, и другое влечение в человеческой душе. Вот вы выходите в тот же сад, вы выходите ночью, когда царит безмолвие. Над вами горят звезды, над вами бесконечный загадочный небесный свод. Вы всматриваетесь туда, в эту бездну, и видите, как эта бездна открывается все дальше и дальше, ей нет конца. И странное чувство овладевает вашей душой. Чувство бесконечности и вечности заглядывает в душу вашу, и вы вспоминаете другого поэта, который говорил о душе человеческой, которую ангел нес в своих объятиях в мир, нес и пел ей песнь, небесную песнь, которая запала в эту душу. И она в пределах земли тосковала о ней, и песни земли казались ей скучными, и она всегда исполнена была тоской, тоской о вечности. Вот это другое настроение, другое влечение. Это влечение к вечности. Эти два настроения лежат в основе миропонимании. Одно миропонимание утверждает, что человек — существо земное, что он родился, чтобы жить на земле, и только на земле. На земле человек родился, здесь он умирает и ничего не найдет, кроме земного. Это миропонимание будто бы обещает радость, но на самом деле таит в себе большую печаль. Оно будто бы освобождает человека от всех жертв и обещает ему веселую жизнь, но на самом деле оно исполнено отчаяния, потому что приходит смерть и разрушает всякое земное счастье.

И есть другое мировоззрение. Это мировоззрение христианское, мировоззрение религиозное, которое утверждает, что весь этот мир есть только образ иного мира, что он только маленький уголок бесконечности. Это мировоззрение говорит, что истинное бытие — это не то, которое мы видим, ощущаем в нашем чувственном опыте, а то бытие, которое невидимо, незримо для наших очей. Все видимое — это только образ, только тень истинного бытия. В течение этих двух лет, перед моим возвращением сюда, мне пришлось жить в маленьком глухом городке, затерявшемся в глухих лесах. Там я встречал людей, которые никогда, от самого своего рождения, прожив долгую жизнь, не выходили из пределов своего городка. Они никогда не видели ни больших зданий, ни поездов, ни пароходов, ни даже Волги, которая протекала близко. И вот у этих людей был совершенно особенный кругозор, особенное мировоззрение. Им казалось, что их городок — это что‑то самое большое, самое важное и ценное в мире. Какое‑нибудь двухэтажное здание, имевшееся в этом городке, казалось им самым великолепным зданием, какое только можно себе представить. Собор их им кажется чудом архитектуры, пение там — самое лучшее, лучше которого не бывает.

И живут люди в своем маленьком мирке, и не хотят иного знать, и ничего иного себе не представляют. Но человек, который попадает туда из иных мест, из иных городов, который знает иные поля и просторы, этот человек чувствует себя и недовольным, и связанным, и ограниченным этим узким и тесным мирком. Он мечтает о других просторах, о другой жизни, о других видениях. Вот тайна человека, живущего этим миром. Этот мир — только маленький мирок, маленькая точка в бесконечности. Тот, кто не знает иного мира, кто не познал миров иных, тот, конечно, удовлетворяется этим миром, этими звуками и видениями, ему кажется, что здесь все есть. Но тот, на кого дохнула хоть раз вечность, чьего сердца хоть раз коснулась бесконечность, тот уже всегда будет тосковать и томиться в этом маленьком мирке и будет устремляться всем сердцем в миры иные, в простор бесконечности.

Вот, братья и сестры, к каким просторам бесконечности влечет нас религия, влечет нас христианство. Конечно, мы все, собравшиеся здесь, исповедуем эту веру в бесконечность. Мы далеки от мысли, что действительно жизнь может ограничиться этим маленьким мирком, может ограничиться пятью человеческими чувствами. Но вместе с тем мы должны признать, что и мы, посещающие храмы и знающие тайну бесконечности, и мы нередко поддаемся соблазну земной ограниченности и земной тленности.

И мы нередко поддаемся этим земным чувственным влечениям, поддаемся настолько, что переносим их в область религии. Так, например, мы часто хотим и ищем видимого общения с нашим Господом. Нам бы хотелось видеть Его так, как видели Его апостолы, как видела Его Мария Магдалина и Его ученики. Мы забываем о том, что можем видеть Его более близко, чем видели они. Мы забываем, что мы блаженны, что мы можем быть блаженными, потому что нам дано познание Его более полное и более совершенное. И вот праздник Вознесения зовет нас горе (…). Он говорит нам, что самое дорогое, самое ценное в жизни — это не то, что открывается нам в чувственном опыте, а сокровенное, невидимое, но ощутимое для сердца. Он говорит нам, что мы имеем более живое общение с Господом, чем даже если бы Господь был с нами в Своем земном теле, в Своих земных явлениях. Мы можем соединяться с Господом так тесно, так полно, как не можем мы соединяться ни с одним из людей, потому что между людьми всегда стоит какая‑то грань, но с Господом мы можем соединяться так тесно, так таинственно, что действительно два сердца — сердце человека и сердце Господа могут слиться как бы в единое сердце. Вот какую радость нам возвещает праздник Вознесения, радость обетования Святого Духа, потому что он говорит о Святом Духе, об этом озарении, которым он нас озарит и даст нам полноту единения с нашим Господом.

Каждый праздник обращает наши взоры к оценке нашей духовной жизни, а центр нашей христианской церковной жизни — это святой Престол, и то таинство, которое там совершается, — таинство святой Евхаристии. Каждый праздник открывает в этом таинстве какие‑то новые стороны, по–новому говорит нам об этом благодатнейшем таинстве, о том, что составляет самую сердцевину нашей церковной жизни. И праздник Вознесения тоже говорит о таинстве Евхаристии, потому что в нем мы обретаем полноту нашего единения с Господом.

(…) Бывают такие периоды летом, когда, как говорят, заря сходится с зарей. Не успевает погаснуть вечерняя заря, как уже занимается утренняя. Я помню, что как раз два года назад в Москве летом я провел не одну бессонную ночь около окна, когда я наблюдал эту встречу зари с зарей. И бывает как будто один момент, когда вы не знаете, что это — вечер или утро: еще будто бы вечер не погас, а может быть, это уже загорается утро. Это таинственный миг ночи. Вот с этим мгновением я хочу сравнить праздник Вознесения. В нем сходится заря с зарей — заря пасхальная догорает, а заря Пятидесятницы восходит. И встреча этих двух зорь, это таинственное явление — праздник прощания и праздник встречи, предчувствия ее. Да исполнятся наши сердца этим Божественным предчувствием ее и да осуществится это предчувствие в день Святого Вознесения, чтобы мы могли воспевать не только устами, но и всем сердцем эти сладостные слова, которые вы не один раз услышите завтра во время богослужения: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Аминь.
13 мая 1925 г.

Слово протоиерея Валерия Захарова в день отдания святой Пасхи

Христос воскресе!
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником отдания Светлого Христова Воскресения.
Сегодня наши сердца наполняются некоей грустью оттого, что мы расстаемся с этим светлым, всерадостным, мироспасительным праздником Пасхи Господней. Никто из нас не знает, сможем ли мы дожить до следующего года для того, чтобы вновь ликующим и радостным сердцем приветствовать друг друга пасхальным целованием. Но мы надеемся на милость Божию, на то, что Господь продлит дни и годы нашей жизни. Главное, о чем мы сегодня должны вспомнить так это то, что Господь дарует нам Свое обетование: «Аз есмь с вами и никто же на вы», то есть «Я с вами, так кто против вас?».
Завтра мы будем праздновать Вознесение Господне и вспомним, как ученики Христовы, возвращаясь с Елеонской горы в Иерусалим, не печалились от расставания со своим Божественным Учителем, а шли с радостью великой. Они твердо верили в обетование, что Господь никогда не оставит их. Будем и мы верить в это неложное обетование нашего Господа. Будем верить, что Господь с нами и не оставит нас. А если это так, то может ли быть грусть или печаль в нашем сердце?
Церковь часто напоминает нам о нашем призвании, о том, как мы должны исполнять свое жизненное делание. А мы, зная об этом, по неведомым причинам часто забываем о нашем христианском долге и обязанностях. А ведь только тогда, когда мы будем исполнять их, мы можем надеяться на то, что и в нашей жизни будет взращен добрый плод о котором говорится в Послании апостола Павла: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». (Гал. 5, 22-23). Дай Бог, чтобы эти плоды мы могли принести в нашей земной жизни.
Давайте чаще спрашивать самих себя: Что изменилось в моей жизни? Что я должен сделать для того, чтобы та Жертва, которую ради меня принес Господь, была для меня спасительна? Исполняю ли я те обеты, которые дал Богу при крещении? Если бы мы стремились жить по заповедям Господним, то многое изменилось бы в нашей жизни, в наших взаимоотношениях друг с другом. Разве допустили бы мы тогда, чтобы в наше сердце входили зависть, злоба, ненависть, раздражение?…
Будем помнить страстные дни, Пасху Господню и те 40 дней, когда мы переживали пасхальную радость. Я всем вам желаю, чтобы радость Пасхи была постоянной спутницей вашей жизни. Чтобы мы отдавали себе отчет в том, как мы должны поступать, какие слова произносить, как относиться друг к другу. Пусть Господь сохраняет вас на многие благословенные годы. Дай Бог, чтобы через год мы также имели возможность ликовать и радоваться Светлому Христову Воскресению. А радость только тогда будет наполнять наши сердца, когда мы будем стремиться исполнять заповеди Божии. Будем достойны нашего христианского звания. Господь пришел на эту землю, стал подобным нам Человеком, подъял на Себя наши грехи для того, чтобы соделать нас Своими детьми и ввести нас в Царство Своего Небесного Отца. Дай Бог, чтобы все мы были достойны этого Царства.
Я вновь сердечно вас приветствую и поздравляю вечно живым и всерадостным пасхальным приветствием: Христос воскресе!
2014г.

Слово архимандрита Александра (Васильева) (+1998г.) в день отдания Пасхи

«Отселе не имам пити от плода лознаго, дондеже Царствие Божия приидет» (Лк. 22, 18).

Возлюбленные братья и сестры! Сегодня Святая Церковь последний раз пропоет «Христос Воскресе!» Пришел конец пасхальным празднествам, которые продолжались 40 дней, в память пребывания на зем­ле Спасителя после Своего Славного Воскресения. Много­кратно за это время Иисус Христос являлся Своим ученикам и учил их тайнам Царствия Божия. Апостолы передали это учение в Церковь, которая хранит его, как в сокровищнице, целым и невредимым.
По поводу окончания пасхальных празднеств в наши сердца входит грусть от сознания того, что может быть, неко­торым из нас не придется больше слышать этих торжествен­ных песнопений. Но пусть для нас утешением послужит то, что все на земле временно. Вечной радости в Царстве Небесном от нас никто не сможет отнять, но пока живем здесь, мы должны все свои усилия прилагать, чтобы сохра­нить в себе эту бодрость духа, которую всегда имел в себе преподобный Серафим Саровский чудотворец. Он сохранял пасхальную радость всегда и каждого приходящего встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Апостол Павел нас поучает в своих посланиях: «Всегда радуйтесь. Непре­станно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 16-19).
Чему же учила нас эти 40 дней Святая Церковь?
В первый день Святого Воскресения Господь явился Своим ученикам через закрытые двери и уверил их в Своем Воскресении.
В неделю о Фоме мы слышали, как Господь вторич­но явился Своим ученикам, чтобы уверить апостола Фому в истинности Воскресения Своего. В первый день его не было, а потому, когда ученики сообщили ему радостную весть, что их учитель и Господь воскрес и явился им, он не поверил. Целую неделю апостол Фома мучился своим сомнением, но Господь утешает его, позволив Себя осязать. Фома от радости воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Это сомнение Фомы служит для нас как бы подкреплени­ем: если на нас находят сомнения, не нужно отчаяваться — Господь силен избавить нас от них и утешить, как утешил апостола Фому.
В неделю жен-мироносиц Святая Церковь нас учила тому, что хотя мы и слабы, но можем любить и делать добро, как жены-мироносицы, имена которых прославляются Цер­ковью. При жизни Иисуса Христа они служили Ему своими имениями, всегда ходили за Ним, а когда Он умер, то они позаботились купить ароматов и пойти ко гробу, чтобы пома­зать Его тело. Господь за такую любовь и усердие является по Своем Воскрешении им первым.
В неделю о расслабленном Святая Церковь поучала нас, что, если мы чувствуем свое расслабление, то должны смиряться и просить у Господа помощи, Который укрепит наше расслабленное сердце и даст силы терпеть все, что по­стигает нас в жизни.
В неделю о самаряныне Господь нас поучает, как мы должны служить Ему в Духе и Истине. Путь указан: любовь к Нему, исполнение Его заповедей, непрестанное молитвен­ное горение сердца.
И на последней неделе, неделе о слепом, Святая Цер­ковь напоминает нам, что кроме телесной есть слепота ду­шевная, которая гораздо опаснее и более достойна сожале­ния. И поучает бежать от этой слепоты, которая рождается от греховных страстей: самолюбия, самомнения и гордости, злобы, зависти и упрямства, невоздержания, блуда, уныния и отчаяния.
За этой неделей будет неделя Святых Отцов Первого Вселенского Собора. Они в 325 году в городе Никее еди­ными устами на все века утвердили догматические истины Православной веры. Эти истины они изложили в Символе Веры, который поется за каждой Божественной Литургией. В писаниях Афанасия Великого сказана, что кто прибавит или убавит в этом Символе, тот погибнет. Мы должны твер­до и непоколебимо держаться православного исповедания до конца своей жизни. Как веточка, отломленная от дерева, не может самостоятельно жить и приносить плоды, так и че­ловек, отшедший от единства истинной Православной Церк­ви, не может принести доброго духовного плода.
Завтра мы будем праздновать двунадесятый праздник Вознесения Господня. И мы, по примеру святых апостолов, получивших благословение Господне при Его Вознесении и десять дней непрестанна молившихся в Сионской горни­це о получении Святаго Духа в день Пятидесятницы, будем молиться Господу и просить благословения, чтобы Он и нас не лишил сей Благодати в день Святой Троицы, но подал бы нам Духа Святаго в той мере, сколько может вместить каж­дый из нас. Аминь.

Слово протоиерея Николая Потелещенко (+1981г.) на отдание праздника Пасхи

Во имя Отца н Сына н Святого Духа!
Христос Воскресе! Этим радостным восклицанием мы приветствовали друг друга в Светлый день Христова Во­скресения и в последующие дни. Свя­тая Церковь непременно начинала и заканчивала Божественную литургию в воскресные и даже в будние дни ра­достным пением: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и су­щим во гробех живот даровав», чтобы навсегда утвердить последователей Христа в непреложности обетований Спасителя нашего Иисуса Христа. В смерти и Воскресении Господа Иису­са Христа даровано всему человечест­ву спасение. Смертью Своей Христос попрал, победил смерть, разрушил державу смерти; отныне над смертью господствует Жизнь. И если смерть продолжает собирать свою жатву, уно­сить из жизни близких и дорогих наше­му сердцу людей, то теперь их могилы с крестами — не памятники победы смерти, но знаки будущего всеобщего Воскресения из мертвых, на них мож­но начертать: «Он жив! Его нет здесь? Он воскрес!», ибо непреложно обето­вание нашего Господа и Спасителя: «Я есмь Воскресение и Жизнь, верую­щий в Меня, если и умрет, оживет!» (Ин. 11, 25).
«Если Бог, — говорит святитель Иоанн 3латоуст, — сотворил сущее из несущего, то тем более может воскре­сить разрушившееся». Вера во всеоб­щее Воскресение мертвых присуща была еще ветхозаветному человеку. Мы слышим в ней из уст многострадально­го Иова, который исповедал ее в таких словах: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза дру­гого, увидят Его». (Ив. 19, 25-27). Ее вы­ражает псалмопевец Давид твердым убеждением: «Не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твое­му видети истления» (Пс. 15, 10).
В будущее Воскресение верили и предвозвещали его святые пророки Исаия, Даниил и Иезекииль: «Воскрес­нут мертвии и востанут, иже во гробех» (Ис. 26, I9); «многие из спящих в пра­хе земли пробудятся, одни для Жизни Вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2). Пророку Иезекиилю Сам Бог представил в страшном видении образ будущего Воскресения. Пророк духом был введен в долину, полную сухих костей. На вопрос Господа: «Сын человеческий! Оживут ли кости сии? — пророк отве-
чал: — Господи Боже! Ты знаешь это» (Иез. 37, 3), то есть что это выходит за пределы человеческого ведения. Тогда Господь велел ему пророчествовать над костями. И когда он пророчествовал, произошел шум, началось движение, и стали сближаться кость с костью, появились жилы, и кожа покрыла их сверху. Но для новой жизни недоставало в них духа. По новому повелению Господа пророк изрек новое пророчество о Духе, который пришел от четырех ветров, одухотворил возро­дившиеся тела, и они стали жить (Иез. 37, 1-10).
Верой в Воскресение мертвых исполнены были и большинство простых со­временников Спасителя. Веру эту выразила Марфа, сестра Лазаря, слова­ми: «Вем, яко воскреснет (брат мой) в Воскрешение, в последний день» (Ин. 11, 24).
Действительность телесного Воскре­сения Господь завещал как непрелож­ную истину: «Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Ин. 5, 28-29). «Се же есть воля Пославшаго Мя, да всяк видяй Сына и веруяй в Него имать Живот Вечный, и воскрешу его Аз в последний день (Ин. 6, 40). «Аз есмь Воскрешение и Живот, веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» (Ин. 11, 25). «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь имать Живот Вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).
Ветхозаветные люди имели твердую веру в будущее всеобщее Воскресение, но им не была открыта радость Буду­щей Жизни.
Пришедший в мир Спаситель назы­вал Себя жизнью. И жизнь — Вечную Жизнь Он обетовал Своим последова­телям, жизнь в Евангельском благо­вестии почти всегда разумеется как Вечная Жизнь — блаженство, назначенное от Бога, состояние, ради кото­рого мы вызваны из небытия.
С новой силой обетование Жизни Вечной и блаженной дает Воскресение Христово: «Воскресения день, просве­тимся людие; Пасха, Господня Пасха! от смерти бо к Жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас приведе по­бедную поющыя; Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос 6о воста, весе­лие вечное».
Сегодня Святая Церковь вновь при­звала нас в храмы Божии, чтобы мы в последний раз в нынешнем году насла­дились дивными пасхальными песно­пениями, вновь пережили радость на­шего оправдания пред Богом и надеж­ду на будущее блаженство, открытое нам воскресением Христовым. День этот на языке Церковного Устава на­зывается «Отданием Святой Пасхи».
Неужели с прекращением пасхаль­ных песнопений покинет нас радость, дарованная Воскресением Спасителя, радость, к принятию которой Святая Церковь так долго готовила нас — в течение всей Святой Четыредесятницы?
Святая Церковь призывает нас к со­хранению, утверждению радости в на­ших сердцах, к постоянной и всеохва­тывающей радости в течение всей на­шей земной жизни, хочет, чтобы ра­дость составила все существо нашей духовной жизни и наполнила наши души.
Вот почему Уставом Святой Церкви через каждые семь дней в течение года в нашей памяти возобновляется со­бытие Светлого Воскресения Христо­ва. Вот почему за всенощной под вос­кресный день непременным песнопени­ем Воскресение Христого видевше Свя­тая Церковь приглашает верных чад поклониться Христову Воскресению. Вот почему в тропаре Ангельский со­бор удивися она постоянно воскрешает в нашей памяти скорбь и последовав­шую за ней великую радость святых жен-мироносиц, пришедших ко Гробу Жизнодавца Христа, чтобы пригото­вить Его Тело к погребению, но услы­шавших от Ангела: Рыдания время преста, не плачите, воскресение же Апостолом рцыте.
Не к оставлению пасхальной радо­сти, а к ее утверждению и усвоению призваны мы. Радостью преисполнены были апостолы и ученики Христовы, принесшие проповедь Евангелия в мир. Ни скорби и лишения, ни голод и холод, ни жестокие преследования, ни муки — ничто не могло остановить их Благовестия. Последователи Христа считали первейшей обязанностью быть исполнителями Заветов Господа и Учи­теля именоваться Его Святейшим Име­нем, жить всегда в предощущении той вечной радости, которая открыта в Воскресении Христовом.
Сохраним же В себе, дорогие братья и сестры, навсегда радостное пасхаль­ное чувство. Будем жить в предощу­щении блаженства, Вечной Жизни, ко­торое даровало нам Воскресение Гос­пода нашего Иисуса Христа. Аминь.

Слово митрополита Владимира (Икима), Омского и Таврического, на отдание Пасхи

О ревностном служении Богу

Он был наставлен в начатках пути Господня и,
горя духом, говорил и учил о Господе правильно… (Деян. 18, 25)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Христос воскресе!

Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян. 18, 22-28) повествует нам о путях благовестия апостола Павла и его ближайших учеников. Мы слышали о том, что Павел, побыв в Кесарии… приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
Кесария, в которой пребывал апостол, являлась приморским городом Палестины. Именно сюда высадился Павел после переезда через море. Очевидно, в Кесарии верный воин Христов подвизался в проповеднических трудах и благовестии Святого Евангелия. Затем он отправился в Иерусалим, но, судя по описанию, пребывал там недолго, не проявляя особой апостольской деятельности из опасения возбудить и без того сильно раздраженных на него иудеев. Апостол не боялся пострадать за Христа и даже принять мученическую кончину. Он уже много претерпел в жизни и еще был готов претерпеть. Но Павел знал, что впереди его ждало очень важное поприще проповеди слова Божия. Апостол собирался отправиться в новое путешествие в языческие страны, дабы многих людей, ищущих Божественную истину, обратить к Господу. Вот почему здесь, в Иерусалиме, он не имел права вызывать на себя огонь иудейского негодования и злобы, не мог рисковать во имя будущего.
Но Павел, как духовный наставник, не планировал покинуть Иерусалим просто так, без общения с любимыми собратьями во Христе. Как пишет апостол Лука, он приветствовал церковь, укрепил дорогих его сердцу людей в вере и благочестии и только после этого отошел в Антиохию.
Апостол направлялся в Антиохию Сирскую. Павел очень любил этот город, в котором много трудился во благо Церкви Христовой. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Он питал к этому городу особенную любовь — это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании».
В Антиохии апостол Павел пробыл, как свидетельствует автор Деяний, несколько времени. Вероятно, данного срока было достаточно, чтобы проповедать учение Христово, поддержать паству, наставить на путь спасения. Сразу же за этим пребыванием начинается третье апостольское путешествие Павла. Мы слышали в Апостольском чтении, что он вышел из Антиохии, укрепившись духом и жизненной силой, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
Целью посещения названных стран было просвещение людей светом Христовой истины, обращение к Господу нашему Иисусу Христу человеческих сердец, организация новых церковных общин. Утверждая учеников, апостол Павел наставлял их в вере и христианской жизни, призывал к совершению дел любви, добра и милосердия. Книга Деяний не говорит нам конкретно о том, кто именно сопровождал апостола в этом нелегком проповедническом пути. Хотя в дальнейшем станет очевидно, что апостол Павел путешествовал не один, с ним были верные Тимофей и Ераст.
Далее апостольское чтение рассказывает нам о том, что: Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. По национальности иудей, происхождением из Александрии Египетской, бывшего центра обширной торговли и иудейско-эллинского образования, Аполлос выделялся дарованиями и обширным кругозором. Известно, что в те времена Александрия славилась своими знаниями. Аполлос, или Аполлониос, Аполлоний, так его по-разному называли, стал видным деятелем по распространению христианства в Коринфе. Он очень хорошо знал Священное Писание, был широко и разносторонне образован, обладал многими способностями, в том числе красноречием, даром слова. Книга Деяний говорит о том, что на тот момент Аполлос был только наставлен в начатках пути Господня и знал лишь крещение Иоанново. Но это не помешало ему гореть духом и искренне подвизаться в делах благочестия.
Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа было преуготовано ревностным служением святого Иоанна Предтечи, который проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому (Деян. 13, 24). Как мы знаем, к Иоанну Крестителю на Иордан приходило много различных людей. Большинство даже почитали именно его за обещанного Богом Мессию. Но святой Иоанн говорил на это: я не тот: но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах (Деян. 13, 25). От Иоанна Аполлос был наставлен в Божественной правде. И теперь он начал смело говорить в синагоге. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу восклицает: «Вот и ученые мужи начинают проповедовать!.. Видишь ли успех проповеди!»
Аполлос провозглашал жизнь по заповедям Господним. Он и сам строго следовал тому, ведя праведную и благочестивую жизнь, не впадая ни в какие крайности, которых много было в современном ему мире. Но одного благочестия для спасения было мало. Хотя неполнота знания и учения Аполлоса не мешали ему говорить о Господе правильно. Да он и сам был готов вместить всем сердцем учение Христово во всей полноте. Потому, услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. Перед Аполлосом открылось более полное и обстоятельное познание об учении и делах Господа нашего Иисуса Христа. Хотя здесь конкретно не указано, но, скорее всего, именно тогда, просветившись до глубины души светом Христовым, Аполлос принял Таинство Святого Крещения, и на него сошла благодать Святого Духа. Теперь он стал действительным проповедником Христовым.
Как свидетельствует сегодняшнее Апостольское чтение, когда Аполлос вознамерился идти в Ахаию, то братия послали его к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью; ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Деятельность Аполлоса в Ахаии была очень плодотворной. Об этом, в частности, говорил апостол Павел в Послании к коринфянам: Я насадил, Аполлос поливал (1 Кор. 3, 6). Его проповеди пользовались огромным успехом, потому что помимо красноречия и вдохновения, он обладал и хорошим знанием Священного Писания, мог цитировать большие отрывки из Библии, давал толкования на ветхозаветных пророков, доказывая исполнение их пророчеств в Господе нашем Иисусе Христе. Аполлос не боялся выступать против вождей иудейских, отстаивая Божественную правду. Впоследствии, как мы знаем из церковной истории, он был епископом в Смирне, в Малой Азии, и много потрудился в распространении христианской веры в этом регионе.
Характеризуя деятельность Аполлоса, святитель Иоанн Златоуст пишет: «В том, что он опровергал всенародно, явилось его дерзновение; в том, что твердо, открывалась сила; в том, что доказывал Божественными Писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само в себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, а сила — без дерзновения».
Аполлос всенародно доказывал, что именно Иисус есть Христос, обещанный Богом Мессия, что Сын Божий понес на Себе грехи мира, пострадал за род человеческий, был распят на Кресте, претерпел позор, унижения, страшные мучения и Крестную смерть, но истинно воскрес в третий день, как было указано в Писании.
Потому нет большего утешения для людей, чем явление в мир Христа Спасителя. Среди нас нет безгрешных, даже самые праведные и возвеличенные святостью не освобождены от козней диавольских, от греховных соблазнов и искушений. Мы падаем в греховную бездну, низвергаемся в пучину беззаконий, но вновь и вновь поднимаемся, обновляясь покаянием. Нас мучает совесть, мы всей душой осознаем свои неудачи, поражения, свою вину пред Богом. Но в Спасителе нашем имеем возможность обрести не только Божественное сострадание и помощь, но и неизреченную благодать прощения грехов. Иисус Христос снял с человечества проклятие смерти, примирил людей с Отцом Небесным, возродил радость Богообщения.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Апостольское чтение свидетельствует нам о тех трудах проповеднических, которые нес апостол Павел и его ученики. Благая весть, возвещаемая миру, одним давала крылья надежды, других же повергала в злобу и отрицание очевидного. Много было таких людей, которые категорически отказывались верить в Воскресение Господа, распространяя ложь, что ученики украли тело Божественного Учителя. Очевидцы всего произошедшего, они видели и знали Христа, не раз слушали Его проповеди, были непосредственными свидетелями совершенных чудес. Но это не помешало им выбрать ложь. Когда человека захватывают гордыня и корыстолюбие, у него нет желания размышлять о Царствии Небесном.
Мы, братья и сестры, знаем, что невозможно одновременно исполнять свою волю и волю Божию. Господь поучает: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Только добрыми делами, которые всегда имеют Божественное происхождение, питаются чистотою сердца и несомненной верой, человек уподобляется Всещедрому Господу, являя в себе свет образа Божиего, обладающего истинной красотой и величием. Господь управляет всеми дорогами человеческими. Куда бы мы ни устремлялись, без воли Божией нам до конца не дойти. Бог направлял в проповеднических трудах, как мы слышали ныне, апостола Павла и всех его учеников. Небесный Отец заботливо следит за каждым из нас, братья и сестры, и видит все, совершаемое нами в жизни. От Бога не скроешь ни поступков, ни мыслей, ни желаний! И потому, раз уж мы просвещены светом христианской истины, надо стремиться жить по учению Христову, созидать дела любви и милосердия, подкреплять свою веру благочестивыми деяниями.
Почему остались в церковной истории имена апостола Павла, других апостолов, а также Аполлоса, Прискиллы, Акилы и еще многих, о которых мы слышали или читали? Потому что они ревностно и самоотверженно служили Богу и ближним, подвизались в проповеднической деятельности, помогали людям узнать Божественную истину. Вот и мы должны учиться не только хорошо и вдохновенно говорить, но и действовать, способствовать распространению христианского учения, утверждая правоту его примером собственной праведной жизни.
Это нелегко, потому что всегда подразумевает борьбу. Непрестанное сражение с грехом, с соблазнами и искушениями мира, со своими страстями и пороками, от которых, конечно же, мы не избавлены. Но с помощью Божией на этом благом пути все преодолимо.
Святитель Василий Великий говорит: «Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам». Для совершения добрых дел не существует ограничений, везде и всегда удобно поступать по отзывчивости душевной. Господь награждает каждого человека особыми дарованиями и ждет, когда духовно созревший на ниве благочестия преподнесет Богу данные ему таланты, сподобится радости послужить Отцу Небесному.
Бог призывает всех верных. Как призывал когда-то на служение апостола Павла, призвал упомянутого сегодня в Апостольском чтении Аполлоса, призвал великое множество других последователей Христовых. Бог призывает сегодня и всех нас, братья и сестры! Только готовы ли мы услышать благословенный Божественный призыв, не преобладают ли в нас земные привязанности и греховные страсти, желаем ли мы проводить жизнь в добродетели?!
А что такое, по мнению святых отцов Церкви, христианская добродетель? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что добродетель «есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим». Стало быть, добродетель служит показателем уровня нашей духовности. Насколько преисполнен человек Божественной воли, настолько гармонична в нем и христианская добродетель.
Добродетельный человек является победителем, прежде всего, самого себя, своей греховной натуры. Он гордость побеждает смирением, гнев и раздражение — терпением, злобу греховного мира — благим расположением сердца, ненависть — любовью и так далее. По словам апостола Павла: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21). И нужно при этом всегда помнить, что, как наставлял преподобный Марк Подвижник, «начало всякой добродетели — Бог». А «вершина добродетелей, — по словам преподобного аввы Исаии, — любовь».
Если мы научимся любить Бога всей душой и всем сердцем, по мере сил своих, то ради этой любви сумеем все отдать и посвятить Господу. Тогда то, что ранее волновало нас или представляло определенный интерес — слава, богатство, положение в обществе, материальные блага, искушения мира сего — все это покажется таким мелким, ничтожным, недостойным внимания.
Святитель Григорий Богослов говорит: «Боголюбивой душе свойственно подчинять Божеству все человеческое». И это очень верные слова. Любовь к Богу, вошедшая в верующее и искреннее сердце, неизменно преображает всю последующую жизнь, потому что по сути своей это благоговейное чувство есть дар Божий в человеке, который, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), приготовил себя «для принятия этого дара чистотой сердца, ума и тела». Аминь.
Христос воскресе!

Слово архимандрита Симеона (Нарбекова) (+1969г.) в отдание Пасхи

Последний день Пасхи

Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!
О если бы это «Воистину» было ответом не только уст наших, но и нашего сердца, если бы оно было ответом всего нашего нравственнаго духовнаго существа! «Мы созданы для того — говорит Слово Божие — чтобы смертное в нас было поглощено жизнью» (2 Кор. 5, 4, 5), той жизнью, залогом которой в нас является жизнь нашего духа. И вот это-то поглощение смерти жизнью и совершено Воскресением Христа. «Христос, говорит Апостол Павел — воскресши, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6, 9). Христос — «первенец из умерших» (1 Кор. 15, 20). Он не говорит нам, что мы безсмертны, но Он говорит нам, что мы воскреснем, хотя мы и умрем. Мы умрем, чтобы по воскресении жить всею полнотою божественной жизни нашего духа. Тогда все, чем мы теперь живем здесь на земле, все, что мы считаем таким важным, таким нужным, к чему мы так привязаны, пристрастны, все, что здесь разделяет нас между собою, все, что придает кажущуюся действительность нашим интересам, тогда все это станет для нас чуждо, и та божественная жизнь духа, которая здесь на земле теплится в нас, лишь как маленькая искра, по воскресении разгорится в нас во всеобъемлющее пламя. И в этом будет для нас наше вечное блаженство, начатки котораго мы переживаем и теперь в молитве, в самоотречении, в любви, переживаем среди гонений и страданий, переживаем под тяжестью креста жизни, и под благим игом заповедей Христовых. Для нас начнется блаженство вечной радости о Святом Духе, той радости, которую верующее сердце предчувствует и теперь в этих ликующих возгласах церковных: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Слово Святейшаго Патриарха Пимена (Извекова), Московского и всея Руси (+1990г.), в день отдания Пасхи

Приветствую Вас, дорогие братья и сестры, с праздником!
Сегодня мы собрались в святой храм, чтобы попрощаться с назидательными и утешительными пасхальными песнопениями до будущего года.
Нам не ведомо, как сложится у каждого из нас последующая жизнь. Сподобит ли нас Господь дожить до будущей Пасхи? Но пусть это никого не огорчает, ибо Христос Спаситель Своим Воскресением попрал смерть и всем нам жизнь даровал. Обратим внимание, что каждый воскресный день на всенощном бдении поется Пасхальное песнопение: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим…»
«Воскресение Христово видевше» — так Святая Церковь изобразила перед нашим внутренним взором страдания, которые принял и победил Господь и Спаситель ради нас, человеков, и ради нашего спасения. Святая Церковь изобразила в своих песнопениях и великие страдания Пресвятой Девы Марии, Которая была первой мироносицей и первая, конечно, среди жен-мироносиц шла к погребенному Телу Христа Спасителя. Лишь по Ее великому смирению святые апостолы об этом не упоминают, но мы верим, что иначе быть не могло. И Святая Церковь поэтому поет:
«Ангел вопияше Благодатней, Чистая Лево, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от Гроба…»
Святая Церковь верит в то, что первой не Марии Магдалине, а Богоматери сказал Ангел о Воскресении Ее Сына и Бога. Святая Церковь сосредоточивает наше внимание и на повествовании о великих страданиях, которые перенесла Дева Мария, о Ее волнениях в продолжение жизни Ее Божественного Сына и, в особенности, в дни Его страданий, в дни Голгофы. Святой Церковью написан и читается перед Плащаницей канон, который называется «Плач Пресвятой Богородицы». Церковь выражает в нем, как страдает Дева Мария и как Она рыдает:
«О Сыне Мой Возлюбленный, куда же Ты идешь и на кого Меня оставляешь?»
Дорогие братья и сестры, когда мы слышим слова: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…», мы должны воспринимать сердцем все те события — и Голгофские, и Воскресение Христа Спасителя, и душевное состояние Богоматери.
«Воскресл Иисус от Гроба, яко же прорече, даде нам Живот Вечный и велию милость», — так поет Святая Церковь, напоминая, что Воскресший Господь через воскрешение нашей души даровал нам великую Свою милость — Вечную Жизнь. Сейчас мы готовимся встретить другой великий праздник, когда Господь сказал, что Он дарует всем Свое благословение, и на Елеонской горе, во время Вознесения, это благословение Он всем ниспослал. Таким образом, все мы будем воспоминать события Воскресения Господа и Его Вознесение, а также Его слова о том, что Он будет с нами «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
Будем же непрестанно молиться первой Мироносице — Пресвятой Деве Марии, дабы Она возносила Свои молитвы о каждом из нас, помогала нам идти добродетельным христианским путем. Аминь!

Комментирование запрещено