Память пророка Илии

Слово святителя Филарета (Дроздова), Московского и Коломенского (+1868г.), в день св. пророка Илии

И иде в крепости яди тоя четыредесять дней, и четыредесять нощей до горы Божия Хорив. И вниде тамо в пещеру, и вселися в ней, и се глагол Господень к нему (3 Цар. 19, 8-9).

Во многих церквах, как здесь, память Святаго Пророка Илии совершается по особенному Церковному чину. Усердствующие собираются в первенствующий храм места, и, с предношением священных знамений веры, с пением духовных песней, путешествуют в другой храм, особенно посвященный памяти Пророка, и здесь уже совершается торжественное Богослужение. Что была за мысль Богомудрых Отцев наших в сем учреждении, каковаго для многих других Святых, и даже для многих Господних праздников, не сделано?

Чтобы с основанием отвечать на сей вопрос, заметим общее правило Святыя Церкви: представлять видимые образы и подобия того, что воспоминается или созерцается духовно в ея праздниках. Так, воспоминая Крещение Господа, она ведет вас на реку и совершает молитвы над водою; торжествуя Воскресение Господне, она пробуждает вас в полночь, и преизобильным светом светильников во храме изображает день вечныя жизни в горнем Иерусалиме, где светильник Агнец, где солнце не нужно, где нощи не будет.

По сему правилу, по сим примерам, догадываться можно, что наше крестное хождение в день Илии Пророка есть для назидания нашего представленный, уменьшенный образ многих его хождений, по истине крестных, то-есть, соединенных с подвигом и страданием ради Бога и благочестия, и в особенности образ великаго и чудеснаго путешествия его в гору Хорив, где он сподобился созерцать торжественное явление Божества.

И так, с благоговейным вниманием приведем себе на память хождение Пророка Илии во время бездождия и глада к потоку Хорафову и здесь его чудесное препитание служением вранов; потом его хождение в Сарепту, и там чудеса неоскудевающей горсти муки, неизсякающаго елея, воскресения сына вдовицы; обратное хождение в землю Израильскую, и чудеса низведения дождя на землю, и огня небеснаго на жертву; бежание пред Ахаавом во Иезреель, может быть, с желанием и нечестивую Иезавель обратить к Богу силою совершившихся чудес, и обратное отшествие души ради своея, не потому, чтобы подвизающийся для неба дорожил земною жизнию, но потому, что не хотел доставить торжества нечестию, в предосуждение благочестию; наконец великое, как я сказал, путешествие, к которому Ангел приготовляет Пророка двукратным сряду обедом, без сомнения, потому, что постник не хотел вкусить довольно, тогда как сие нужно было для его укрепления на долгий путь, — чудесно трудное путешествие в продолжение четыредесяти дней и четыредесяти нощей без пищи, впрочем достаточно награжденное беседою с Богом и непостижимым для нас блаженным ощущением: тамо Господь. Не буду говорить о последнем путешествии Пророка из Галгал в Вефиль, из Вефиля в Иерихон, из Иерихона за Иордан, при чем Илия старался скрыть себя и славу своего вознесения от Елисея. С нашими еще очень земными движениями ума и сердца не догнать нам путешественника, поспешающаго на небо.

Особенно меня останавливает вопрос о Хоривском путешествии Пророка, подобный вопросу о нынешнем нашем крестном хождении: что была за мысль послать его в столь дальний и необыкновенный путь? Еслибы спросили: за чем послан он был во время бездождия на поток Хорафов; ответ не труден: там еще сохранялось естественно хотя одно из средств жизни, вода. За чем в Сарепту? — За тем, что в Хорафе воды не стало, а в Сарепте нашлась верующая женщина, которая достойна была и сама быть сохранена от глада чудесно, и послужить сохранению человека Божия. Но за чем в Хорив? Для беседы с Богом? Для явления Божия? Но не беседовал ли Бог с Илиею и в Хорафе, и в Сарепте? Не равно ли для Вездесущаго явиться в пустыне Иудейской, или Аравийской? Не обвините меня по сим вопросам в любопытстве или дерзости. Внимайте спокойно; я ищу наставления.

Подлинно Бог везде может беседовать с верующим; везде может дать узреть Себя чистому сердцем. Однако из сего не можно заключить, что Илии не нужно было идти в Хорив: ибо идти туда повелел ему Бог, а Бог не может повелеть что-либо излишнее или безполезное. Благодатное общение всегда готово для человека со стороны Бога; но человек с своей стороны не всегда готов для общения с Богом, и требует большаго или меньшаго приготовления, смотря по тому, в каком состоянии обыкновенно находится, и к чему приготовляется. Очисти я днесь и утре: и да исперут ризы: и да будут готовы в день третий (Исх. 19, 10-11). Сим повелением сам Бог очевидно приготовлял Евреев к великому откровению на горе Синайской. Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди Твоя (Пс. 118, 60), говорит к Богу Псалмопевец: и тем дает разуметь, что если для исполнения заповедей Божиих в порядке, без смущения, нужно приготовление, кольми паче для принятия благодатных общений и духовных откровений. Чем особеннее общение, к которому Бог призывал Пророка Илию, тем особеннее требовалось к оному приготовление, которое и заключалось в его четыредесятидневном крестном ходе.

Ход Илии был в мире, но от мира к Богу; во плоти, но от плоти к духу; по земли, но от земли к небу.

Ход его был от мира: потому что час от часа далее оставлял он за собою и невразумимое безумие Ахаава, и неукротимую злобу Иезавели, и мерзости лжепророков, и бедственное ослепление Израильскаго народа. Как луна от тумана и облаков, душа Пророка освобождалась от темных, печальных и нечистых воспоминаний мирской суеты, порока и нечестия; возвышалась в светлости, в спокойствии, в чистоте, и силою уподобления, более и более открывала себя Богу, Который есть свет и мир.

Ход Илии был от плоти к духу: ибо хотя он и прежде сего не покорялся плоти, а предстоял Богу духом, почему и был способен слышать глас Его, и принимать Его повеления; но когда надлежало ему вступить в ближайшее, и после сокровеннаго в открытое некоторым образом общение с Богом, тогда потребовалось крайнее очищение и утончение внешняго человека, дабы сей бренный сосуд не распался от прикосновения высочайшей духовной силы. Больной глаз не может сносить обыкновеннаго света, который приятен оку здравому: но чтобы смотреть безопасно на солнце, потребно зрение орлиное. Так плотский, грехом зараженный человек, не способен к благодатным ощущениям даже низшей степени: но чтобы откровенным лицем взирать на славу Божию, или хотя под покрывалом предстоять ей вблизи, для сего и очистившийся от скверн плоти, и причастившийся духа, требует новаго возведения. Посему, как Синайскому с Богом общению Моисея сопутствовал четыредесятидневный пост: так и Хоривскому с Богом общению Илии предшествовало четыредесятидневное путешествие, в котором он не питался ничем другим, как только помышлением о Боге и молитвою.

Ход Илии был к небу и к Богу: ибо хотя он, вероятно, не знал предварительно, что будет с ним в Хориве; но идучи на сию гору, которая сопредельна и в основании своем есть одна с Синаем, почему и названа горою Божиею, без сомнения, вспоминал славное Богоявление Синайское, и сим благоговейным воспоминанием не только приступал к горе осязаемей, и разгоревшемуся огню, и облаку, и сумраку, и буре, и трубному звуку, и гласу глагол небесных, но, как созерцатель, и к самому Глаголателю небесному, Егоже глас землю тогда поколеба (Евр. 12, 18-19, 26), и таким образом, когда ноги Илиины текли все по земли, дух Илиин все восходил к небу, и приготовлялся к высокому общению с Богом.

Таков, братия, великий крестный ход Илии; таков его святый праздник, в который он нимало не работал плоти, нимало не занимался миром, точно праздновал единому Богу. По сему можно судить, каков должен быть и наш, хотя малый, крестный ход, и наш, хотя не столь совершенный, духовный праздник.

Когда в священном шествии ведут тебя от одного святаго места в другое для протяженнаго молебствия и торжественнаго Богослужения: помышляй, что и тебя хотят приготовить к общению с Богом, елико можно, чистому, елико можно, близкому. А если ты внимателен: то и всякий обыкновенный твой путь из дома во храм Господень совершай по возможности, как деятельное приготовление к общению с Богом. Еще же лучше, да будет и вся жизнь твоя, по примеру Святых, не иное что, как непрерывный крестный, крестом Христовым предваряемый, управляемый и охраняемый, кресту Христову последовательный ход, от плоти к духу, от земли к небу, от мира к Богу. Да будет твоим праздником не только то, чтобы ты был празден от тяжких рабских дел, но то наипаче, чтобы ты был свободен от приятной работы чреву, разсеянию, тщеславию, суетам разнаго рода. Соделывай всемерно ум твой, сердце твое и самыя чувства твои праздными от всякой твари, прельщающей, озабочивающей, смущающей, да возможешь принять Бога в уме, в сердце, во внутреннем чувстве, созерцанием, желанием, ощущением, чрез духовное учение, чрез чистую молитву, чрез дела благия и святыя.

После сего что сказать о тех, которые без благоговения, без размышления, без внимания идут на праздник Церковный, как на мирское зрелище, на место святое, как на место увеселения чувственнаго? Да сохранит их Бог, чтобы они не приобщились к праздникам Ахаава и Иезавели: но чтобы они участвовали в празднике Илии Пророка, того конечно сказать о них не можно.

Щедрый стяжатель даров духовных, не отказавший Елисею в недовольно скромном домогательстве иметь вдвое более тебя! Не откажи и нам дерзновенно просящим: ходатайствуй пред Богом твоим и нашим о усугублении благодати празднующим день твой вместе с тобою молитвою и воздержанием, или, с препитавшею тебя вдовицею, делами человеколюбия и милосердия. Но и на тех, которые не постигают еще высоты и чистоты твоего праздника, низведи от благопослушливаго тебе неба не огнь гнева пожирающий, но свет благодати просвещающий, да и сии наконец путем истины и правды приидут в гору Божию святую, и вселятся в ней во веки. Аминь.

Говоренное в храме св. пророка Илии, что на Воронцовом поле, июля 20 дня 1830 года.

Поучение протоиерея Леонида Колчева (+1944г.) в день святого пророка Божия Илии

Ныне мы творим молитвенную память в честь одного из величайших пророков древности Илии Фесвитянина (из города Фесвы).
Принято у нас думать, что пророками называются люди, которые предсказывают будущее. Далеко не точно. Пророки — это благочестивые, Богом избранные люди, которые учили народ вере, людей нечестивых смело обличали, угрожая им наказаниями от Бога, людей благочестивых, наоборот, утешали надеждой на пришествие в мир обетованного Спасителя, а в доказательство того, что они посланы от Бога, Господь дал им силу творить чудеса и предсказывать будущее. При этом они усердно и не редко с дерзновением молились Царю небе­сному о коснеющих в беззакониях грешниках. Таков, именно, и был Илия славный, названный церковью ангелом во плоти за свой суровый, полный всяких лишений, образ жизни и вечно устремленные к Богу ум и сердце.
Он явился во дни нечестивого царя Израильского Ахава и его злобной жены Иезавели, когда почти весь народ, забыв истинного Бога, утопал в беззакониях. Уж не действовало грозное вразумление, нужна было какое-то другое, более сильное средство. И вот Илия явился к Ахаву и возгремел пред ним: «жив Господь Богь израилев! не будет в сии годы ни росы ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17, 1).
Заключилось небо, земля иссохла и глад великий наступил в стране той. Видя такое бедствие, народ понял, что это наказание от Бога и мало-по-малу начал раскаиваться. Один только Ахав со своею Иезавелию все еще не смирился и всюду искал Илию, которого он считал виновником случившагося. Как это похоже на нас! Когда нам указывают на какой-либо дурной поступок, мы не об испрвлении думаем, а прежде всего докапываемся, кто-бы мог это открыть; дать нам сюда человека сего, чтобы с ним разделаться!…
Наконец Илия явился к Ахаву, все еще покланяюшемуся, вместе с женою своею и многочисленными жрецами, идолам и предложил показать пред всем народом силу Бога истинного. Для этого было приготовлено два жертвенника с жертва­ми — одна в честь Ваала, другая Богу, Которому покланялся Илия. И вот всенародно было решено, кто ниспошлет огонь с неба на свою жертву — Тот и будет считаться истинным Богом.
Долго с иступлением молились жрецы Ваала и, конечно, напрасно, помолился Илия и тотчас-же небесный огонь попалил жертву и иссушил всю воду, обильно налитую кругом. И тогда весь народ, пораженный таким чудом, воскликнул: «Иегова, Которому покланяется Илия, — истинный Бог» (3 Цар.18, 39). В тот-же день, по слову Илии, полил дождь, которого не было уже три года и шесть месяцев.
Еще ранее того Господь не раз внимал прошению раба Своего. Известно, что по молитвам Илии горсть муки и неболь­шое количество масла, оказавшияся у одной благочестивой вдовы Сарепты Сидонской, были достаточным, чтобы прокормить несколько человек во дни бывшего тогда страшного голода. Ко­гда-же у этой вдовы помер сын ея, то Илия помолился и мертвец воскрес. Такова сила молитвы!
Но может быть кто-нибудь скажет: то был пророк ве­ликий. Да, это верно. Вот потому-то Церковь и призывает нас подражать ему, что вполне возможно, так-как Илия был человек подобный нам (Иак. 5, 17). Ведь не одним только пророкам и апостолам сказал Христос: «просите и дано будет вам» (Лк. 11, 9), а вообще всем истинным Его последователям. Слышите: «дано будет вам», лишь-бы только мы молились настойчиво, с верою глубокой, а предмет нашего прошения не был противен премудрости и благости Божией и благу самого молящагося. К сожалению в большинстве случаев мы ограничиваемся одною внешнею молитвой. В самом деле: две-­три заученных молитвы, крестное знамение с поклоном — вот и все. Скользнем, так сказать, по поверхности и дума­ем, что мы уже помолились. Нет, это только подготовка к действенной молитве. Представьте себе холодную не топленную комнату. Вот вы положили в печку дрова, ярко горят оне, а в комнате тепла еще нет. Желаемая температура будет только потом, когда дрова прогорят и печку закроют. Нечто подобное бывает и с молитвой. Известными тебе святыми словами, словно дровами какими, согревай душу твою и доводи ее до градуса кипения. Тогда, и только тогда, чтение обычных молитв может прекратиться, душа заговорит сама, а из глаз польются слезы радости. О, какое это блаженное состоя­ние!… Не долго оно продолжается и, конечно, редко бывает, но стоит только испытать хоть раз и непременно захочется по­вторений. Вот, именно, такая молитва способна бывает прекло­нить небеса и милостию Божией совершать великия знамения и даже чудеса…
Святый прориче Божий, Илие славный, ты силен был молитвою твоею заключить небеса и огонь и воду с неба низво­дить, помоги нам грешным зажечь сердца наши молитвою пламенной и слезы покаяния пролить, дабы Господь удостоил нас быть вместе с тобою…
Святый Илие славный, моли Бога о нас! Аминь.

Слово святителя Николая (Могилевского), исповедника, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского (+1955г.), в день святого пророка Божия Илии

Ильин день

Поздравляю вас, боголюбивые, с днем памяти свя­того славного Пророка Божия Илии. Он жил на земле в древнее время и смело обличал нечестие. Не боялся ни нечестивого царя Ахаза, ни еще более нечестивой царицы Иезавели, ни жрецов Вааловых. За свою ревность к славе Божией удостоился он необычайной кон­чины: живым был взят на небо на огненной колеснице. Русский народ полюбил пророка Илию за его смелость, за его горячую любовь к Богу, за его строгость: он и те­перь карает людей за богохульство, за непочитание праздников, установленных Церковью. Он ниспосы­лает дождь на наши посевы, он может наказать нас и за­сухой. Каждый год в день его праздника собирается на­род в храмы в большом количестве. И сегодня вас здесь много не только потому, что день воскресный, но главным образом потому, что чествуем мы святого Проро­ка Илию. Но он не только грозный обличитель нечес­тия и неправды — он в то же время милостив к бедным и нуждающимся. Вспомните, как питал он бедную вдо­ву в Сарепте Сидонской! Я знал одну бедную женщину, у которой не было других образов, кроме небольшой иконочки Пророка Илии. Соседки говорили: «Какая маленькая у тебя икона!» — «Но зато великий Пророк Илия на ней изображен, и он часто помогает мне», — отвечала она. Один раз она была в большом затрудне­нии: у нее совсем не было денег и не предвиделось, от­куда бы они могли явиться. По своему обыкновению она обратилась с горячею молитвою о помощи к Про­року Илии перед своей иконой. Едва успела она закон­чить эту молитву, как в дверь постучались. Отворяет она, видит — старушка вроде нея. Входит она, садит­ся и говорит: «Еще очень давно занял мой муж у ва­шего мужа 25 рублей. Я все собиралась отдать вам, да все что-то мешало или денег свободных не было. Се­годня же я почувствовала, что непременно надо это сделать». И передает 25 рублей. Тогда это были боль­шие деньги. Ну, скажите, други мои, разве это не чудо? И это — не единственный случай. Обращайтесь же сме­ло к Пророку Илии, и он никогда не откажет вам в по­мощи, если вы стараетесь жить благочестиво и соб­людать закон Божий. Молитвами святого и славного Пророка Илии да поможет нам всем Господь до конца дней своих сохранить в чистоте веру нашу? Аминь.
Вы знаете, что ждет Пророк Илия только пове­ления Господня, чтобы снова появиться на земле, об­личить нечестие и самого антихриста, затем постра­дать от него, быть убиту и в третий день воскреснуть. Это будет перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа. Ну а теперь — с миром изыдем!
20.VII/2.VIII 1953 г.

Слово схиархимандрита Авраама (Рейдмана) в день памяти святого пророка Илии

Об искреннем принятии истины

Когда Господь наш Иисус Христос проповедовал в синагоге, то все иудеи «дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк. 4, 22). Спаситель проповедовал в Назарете, Своем родном городе, в котором Он жил с детских лет и в котором был всем известен. Иудеи изумлялись, как этот человек — сын обыкновенного плотника, может говорить столь мудрые слова, поскольку заключенная в них благодать была очевидна даже для тех, кто относился к Господу неприязненно или безразлично. Им казалось, что сын простого небогатого человека не может знать столь необычайных вещей, не может так прекрасно и мудро говорить. Иудеи не обращали внимания на то, что Иосиф был праведной жизни и происходил из рода царя Давида, совсем не желали думать о святости и смирении Пресвятой Девы, которые были очевидны для всех. Смиренный человек не ищет себе славы, и некоторые бесстыдные и грешные люди пользуется этим для того, чтобы уничижать ближнего и вовсе не вспоминать о его добродетелях.
Господь наш Иисус Христос был вынужден напоминанием событий из Священного Писания обличить иудеев не только в том, что они теперь Им пренебрегают, несмотря на Его слова, всеми признаваемые мудрыми, несмотря на чудеса, какие Он творил в иных местах, но каких не мог совершать в Назарете из-за неверия сограждан, — но и в том, что они вообще никогда не принимали праведников и посылаемых Богом пророков.
«Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4, 23–24). Не так легко принять пророка и чудотворца, если он обличает грехи своих соотечественников. Спаситель приводит в пример пророка Илию. «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле» (Лк. 4, 25). Для того чтобы израильский народ покаялся, по молитвам пророка Илии наступило бездождие: три с половиной года на землю не выпадало ни одной капли дождя. В эти годы от возникшего голода люди сильно бедствовали, были даже случаи людоедства. И, конечно же, было много женщин и вдов, нуждавшихся в помощи, но пророк Илия ни к одной из этих израильских вдов, принадлежавших к Ветхозаветной Церкви, не был послан, «а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк. 4, 26). Сарепта Сидонская — это город, где жили финикийцы — язычники, пребывавшие в глубочайшем заблуждении. Израильтянам по прибытии в землю обетованную повелено было истребить всех финикийцев, однако они не исполнили этой заповеди Божией, и впоследствии отвратительные языческие культы поклонения мнимым богам, а в сущности демонам, стали распространяться и в Израиле. Именно в наказание за поклонение израильтян Ваалу и был наведен пророком Илией этот голод.
Этих развращенных, глубоко заблуждающихся людей в лице вдовицы сидонской Господь приводит израильтянам в пример. Пророк Илия пришел в страну, где поклонялись Ваалу, но именно к этой вдовице, ибо она, несмотря на языческие заблуждения, была чиста душой и сердцем и более расположена к принятию истины, чем с детства воспитанные в правоверии израильтяне. Господь взирает не на внешнее, как мы, а на сердце. Сердце же ее было более готово к принятию истины, чем сердца людей, наученных религиозным истинам, однако уклоняющихся от правой веры к языческим заблуждениям.
В разные времена представления о так называемом «здравом смысле» меняются: во времена язычества здравым считалось многобожие, во времена атеизма — отрицание всякого духовного начала, полное безбожие. Никому не приходило в голову, что в разные эпохи люди всегда апеллируют к здравому смыслу, но на самом деле «здравым» нередко считается отрицание истины под любым предлогом.
Израильтяне во время проповеди пророка Илии были исполнены этого «здравого смысла», как впоследствии были исполнены им и современники Спасителя. Поэтому Он и сравнивает иудеев с древними израильтянами, отвергшими пророка Илию, который был вынужден спасать свою жизнь в Сарепте Сидонской среди язычников. Из многочисленного сарептского народа ему была указана только одна женщина, к которой он и направился, поскольку поток, у которого он жил и где ворон чудесным образом питал его мясом и хлебом, иссох от засухи, и пить стало нечего. В Сарепте же Сидонской, расположенной на средиземноморском побережье, прохлада с моря несколько облегчала страдания от невыносимой жары, наступившей вследствие засухи.
Вдовица отдала ему последнюю еду, имевшуюся в доме, не зная еще того, что он может чудесно ее напитать. Ради такой ее доброты и самоотвержения, которых не было у израильтян, пророк сотворил чудо: в сосудах вдовицы во все время голода никогда не иссякали мука и елей (см. 3 Цар. 17, 8–16). В правоверном Израиле многие голодающие, поправ всякую нравственность, вместо обращения к покаянию продолжали поклоняться Ваалу и совершали самые страшные преступления, отвратительнее и ужаснее которых быть не может (имею в виду людоедство), а в языческой Сарепте эта женщина служила Божию пророку, который, конечно, не мог не научить ее поклонению Единому Богу. Второе великое чудо состояло в том, что пророк воскресил умершего сына этой женщины (см. 3 Цар. 17, 17–23). Этими чудесами Илия показал, что сила Божия превыше естественных законов, ибо и голод был преодолен, и смерть побеждена по его молитве.
Продолжая обличать иудеев в синагоге, Спаситель говорит: «Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк. 4, 27–30). Вот какая ненависть была у израильтян к тем, кто их обличал. Она подобна ненависти древних израильтян к пророку Илие. Царь Ахав дважды посылал воинов погубить пророка, и только Божественная сила спасала его от смерти, так что он был даже ею восхищен на небеса. Во время своих страданий из-за гонений он также взывал к Богу и говорил: «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков твоих убили мечом… и моей души ищут» (3 Цар. 19, 10). Пророк Илия — величайший из пророков, сотворивший великие чудеса, открывавший будущее — был гоним и презираем в своем народе. Господь наш Иисус Христос, сотворивший бесчисленные чудеса перед иудеями, каких никто и никогда с сотворения мира не совершал, тоже был презираем и отвергаем. Сделаем из этого вывод: не должно оправдывать себя тем, будто для принятия веры недостаточно одного учения, но нужно еще его подтверждение какими-либо сверхъестественными событиями и чудесами. Нет, мы видим, что это зависит не столько от чудес и сверхъестественных Божественных доказательств, сколько от нашего произволения. Обратите внимание: Илия еще не сотворил никакого чуда, когда вдовица приняла его в дом и отдала свою последнюю пищу, хотя у нее был сын, о котором она должна была заботиться. Следовательно, человек принимает истину не из-за ее внешней убедительности, не из-за чудес, а из-за того, что сердце его расположено к ее принятию. Мы не должны оправдывать свое нерадение отсутствием в нашей жизни чудесных явлений, которые заставили бы нас стать ревностными последователями истины и по-настоящему позаботиться о своем спасении, но должны стараться принять учение Спасителя подобно тому, как приняла Илию пророка вдовица из Сарепты Сидонской. Если же станем искать особенных доказательств, может быть, не чудес, но, например, особенных наставников или условий для своего спасения, то уподобимся тем иудеям, которые и пророка Илию отвергли, и Самого Господа изгнали.
Спаситель упрекает своих соотечественников: «Конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». Разве мы не уподобляемся этим иудеям, когда подобно им говорим: мало ли что про Тебя, Господи, в Евангелии рассказывается, мало ли что святые отцы говорят о спасении, пусть все это произойдет со мной лично, и вот тогда-то я поверю, вот тогда-то я и стану ревностным христианином. Но мы говорим так не потому, что желаем окончательно убедиться в том, что стоим на пути спасения и что нам нужно ревностно исполнять какую-либо добродетель, а для самооправдания. Вдовица из Сарепты Сидонской не требовала никаких доказательств, и, несмотря на это, она их получила. Те же из нас, которые ищут чего-то особенного, якобы желая в чем-то убедиться, на самом деле стараются избежать необходимых трудов для своего спасения. Чтобы не уподобляться тем иудеям, будем помнить о том, что не только такого великого пророка не захотели принять люди неверующие, но и Самого Господа Иисуса Христа отвергли лукавые иудеи. Будем внимать учению Евангелия, учению святых отцов, наставлениям наших духовных руководителей, не оправдывая своего нерадения тем, что с нами не происходит никаких чудес и что мы находимся как будто бы в самых заурядных обстоятельствах, в окружении обыкновенных людей. Был ли в Сарепте Сидонской более простой и заурядный человек, чем упомянутая вдовица? Однако именно к ней пришел Илия и совершил великие чудеса, доказывая, что перед Богом нет человека ничтожного или великого, а есть люди искренние или лукавые.

Комментирование запрещено