Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца

Слово митрополита Иосифа (Чернова), Алма-Атинского и Казахстанского (+1975г.), в день святителя и чудотворца Николая

Святитель Николай очень почитаемый, и ему Гос­подь дал чудес море. Великий чудотворец — чудес море! Где только Николай — там чудеса, где толь­ко Николай — там и милость, где только Нико­лай — там и исцеление, и охранение! Тот Николай, которого вы знаете, — великий чудотворец! Вся вселенная стала его почитать, любить Николая чудот­ворца, молитвы его просить, портреты его рисовать, и от портретов его чудеса пошли, и появились чудот­ворные иконы.
Так вот, братья и сестры, сегодня мне навеяна такая мысль, такой маленький очерк вашему вни­манию преподнести о тяжелых минутах собора, о тяжелых минутах Благочестивого Константина и об очень тяжелых минутах жизни святого Нико­лая, который знал, что за свою ревность, за прав­ду Божию он потеряет священный сан, но бросился на Ария чисто по-гречески, чисто горячий, чис­то невоздержанный ради Христа.
Я приветствую вас, братья и сестры, с завтрашним праздником храмовым Николая чудотворца, и я пре­поднес вам то, что мне очень нравится в Николае. Я ему служу всю жизнь: в Таганроге собор Николь­ский, в Ростове Никольская церковь, в Петропав­ловске Никольский придел, а здесь всечестной храм. Так я под сенью Николая и под его омофором всегда был с раннего возраста до того времени, когда и сам получил высокую честь — носить, как Николай, то, что Божия Матерь свысока показала во Влахернском храме, — этот священный омофор.
И нас, святитель, не оставляй; и нас, святитель Николай, у Престола Святыя Троицы поминай, нис­ходя к нашим слабостям, но учитывая нашу любовь к тебе, учитывая, хотя и холодную, нашу веру Гос­поду Богу, за которую ты сана чуть не лишился. Мы любим Господа, мы веруем в Господа, в Троице пок­лоняемого Отца, Сына и Святого Духа, ибо без Тро­ицы нет ни Церкви, ни Таинств.
Прими же, Николае Чудотворче, наши уверения, прими наши просьбы, приими наши молитвы, полю­би нас, твоих детей. Аминь.
Алма-Ата, Свято-Никольский Кафедральный собор

Слово протоиерея Михаила Труханова (+2006г.) о пастырях

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Некогда Христос говорил о пастырях, душу свою полагающих за овцы, и говорил о наемниках, кото­рые, видя волков, приближающихся к стаду, не забо­тятся о спасении овец, но оставляют стадо волкам на растерзание, а сами убегают, спасая собственную шкуру.
У пророка Иезекииля читаем слова Господни, об­ращенные к пастырю: «Когда Я скажу беззаконнику: «Беззаконник! Ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от путей его, то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез. 33, 8). — Вот, какая страшная расплата постигает пастыря, который не вразумляет, не обличает беззаконника!
Да, священнослужители должны вразумлять творя­щих беззакония и, говоря о пагубности беззаконной жизни, призывать к покаянию, к исправлению, к ста­новлению на путь жизни праведной, христианской.
Мы, священнослужители, часто, к сожалению, чрез­мерно увлекаемся заботами об устроении личного материального достатка в жизни и пренебрегаем при этом своим пастырским долгом. — «Не стадо ли долж­ны пасти пастыри?» (Иез. 34, 8), а мы — увы! — чаще все­го пасем самих себя (Ср.: Иез. 34, 2), и потому подвер­гаемся грозному обличению слова Господня…
Конечно, с точки зрения мирского благополучия нам удобнее ограничивать свой пастырский долг установившимися рамками формально исполняемого (и сокраща­емого!) служения в храме и всегда тороплива совершае­мых треб… Практически, это значит, спокойно почивать на перинах сложившегося земного благополучия, быть пастырем, «который о погибающих не заботится, поте­рявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет» (Зах. 11, 16). Так происходит, когда в нашем присутствии ложь выдается за правду и поно­сится истина Божия (а истина только и может быть Бо­жия, потому что Бог есть истина — непреходящая, живая, вечная Истина), а мы не возвышаем голоса за Правду, не выступаем в защиту поруганной Истины и, «уходя в кусты», молчим… Молчим, потому что боимся, как бы и нам не оказаться в поношении, не пострадать от тех, кто поносит Истину… И когда мы видим людей, благо­получно живущих в нечестии и, прямо скажем, процве­тающих, несмотря на явное умножение беззаконий, — и не обличаем их, не вразумляем их, то, по слову Божию, их ожидает погибель, а с нас, недостойных стражей и па­стырей словесных овец, взыщется Богом кровь их — души их. Именно а таких недостойных стражах и пастырях го­ворит Господь через пророка Исайю: «Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать». «И это псы, жадные душою, не знающие сытости; и это пастыри бессмыслен­ные, все смотрят на свою дорогу, каждый до последне­го, на свою корысть» (Ис. 56, 10-11).
Нам стало трудно проповедовать Евангелие, потому что мы сами не живем по-христиански. Как мне призы­вать вас к непрестанной молитве, к соблюдению устав­ного поста, когда я сам не имею навыка непрестанной молитвы и сам нарушаю посты?! И если я буду утверж­дать, что не должно помнить зла, а между тем буду при­чинять другому зла и быть злопамятным, то как могу привлечь вас к добродетели словами, когда отгоняю ее своими злыми делами?! Не потому ли мы, призванные Богом трудиться над исправлением других, не видим успеха в этом, — оттого, что много говорим, а мало дела­ем, ибо о добром говорим, а злое делаем.
Христос говорит о пастыре, который выводит своих овец на обильные пастбища и «идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10, 4). Пастырь дол­жен служить примером — быть образцом для овец стада Христова. На священнических крестах с обратной сторо­ны вырезаются слова из Послания ап. Павла к Тимофею: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). — Слышите, ка­кой образец христианской жизни должен собою являть перед вами каждый священнослужитель! — Слышите?!
И горе нам, если мы не таковы… Горе нам, если мы не служим для вас образцом христианской жизни! И если ап. Павел говорил: «Горе мне, если я не благовествую» (1 Кор. 9, 16), то что остается говорить нам, когда мы не проповедуем Евангелия своей жизнью, не обличаем беззакония, не призываем ко спасению… О, горе нам, — двойное горе нам! — когда мы превращаемся в офици­ально чествуемых наемников, молчаливо наблюдающих изо дня в день умножающуюся гибель овец Христовых!
«Горе пастырям…, которые пасли себя самих! Не ста­до ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною оде­вались, откормленных овец закопали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвраща­ли, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью…» (Иез. 34, 24). «Овцы Мои, — говорит Го­сподь, — оставлены на расхищение и сделались пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пас­ли» (Ср.: Иез. 34, 8).
«Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взы­щу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя» (Иез. 34, 10); «Я сделаю вас презренными и униженными перед всем на­родом, так как вы не соблюдаете путей Моих» (Мал. 2, 9).
Святой ап. Павел просил христиан — своих современ­ников — молиться за него, молиться за то, чтобы Бог от­верз двери для проповедуемого им Евангелия (Ср.: Кол. 4, 3; 1 Фес. 5, 25; Флп. 1, 19; Фил. 22; 2 Кор. 1, 11; Рим. 15, 30-31). Тем более нам, священнослужителям, надлежит просить вас, христиан, помолиться за нас, многогрешных, дабы Господь по вашим молитвам укрепил нас в намерении препровождать жизнь в благочестии и чистоте и тем са­мым сподобил бы осуществлять высокий образец жизни пастыря Церкви Христовой.
Сподоби, Господи Иисусе Христе, нам всем посту­пать, как Ты поступал, все и всегда делая во славу Твою. Аминь.

Слово митрополита Иоанна (Разумова), Псковского и Порховского (+1990г.), в день перенесения мощей святителя Николая Мирликийского

Дорогие братья и сестры! Ныне пред нами на середине храма, ря­дом с праздничной иконой Вознесения Господня, стоит другой праздничный образ — верного слуги Христова Святителя Николая Чудотворца. Говоря изречениями Господа Спасителя, «свет благодати Николая, угодника Божия, просветился пред человека­ми во всех концах Земли», и мы видим добрые дела его и прослав­ляем за них Отца Небесного (Мф. 5, 16).
До нашего времени не дошли словесные поучения Мирликийско­го Святителя. Несмотря на это, память о бесчисленных делах его милосердия в миллионах людских сердец образует своего рода неветшающие книги с золотыми письменами Св. Духа. Более полутора тысяч лет тому назад потухла лампада телесной жизни Николая Чудотворца. Но любовь его благодатной души к Богу и людям пред всем лицом поныне горит и согревает многих своей теплотой, ибо истинная любовь, по Апостолу, никогда не преста­ет (I Кор. 13, 8).
Святитель Николай и теперь жив своим бессмертным ду­хом. Он предстоит престолу Божию и по дару Христову является, как и во дни своей земной жизни, для живущих на земле прежним милостивцем, врачом больных, утешителем скорбных и ходатаем за кающихся пред Богом. С высоты небесной, во свете Лица Бо­жии, ему видим весь земной мир, видимы также наш храм, и каж­дый из нас. Слышит он молитвы к нему, обращенные из наших сердец, горячо любящих его, возносит их на память пред Богом и ходатайствует о нас.
Его дерзновенные ходатайства о людях Господь слушает и исполняет. Вот почему вся поднебесная церковь Христова име­нует Николая Чудотворца теплым заступником и — по Боге и Пресвятой Богородице — всем нашим упованием. Уверенность в Христоподражательной любви его к людям охватывает не только сердца православных христиан, но досягает до сердец мусульмане, арабов, татар, китайцев и разных язычников. Один православ­ный русский архиерей, состоящий в общении с Московской Па­триархией и ныне здравствующий, в свою бытность на кафедре в Манчжурии слышал лично от китайского солдата-язычника та­кой рассказ о чуде над ним Святителя Николая. «Я, — передавал китаец, — в Харбинском вокзале не раз видал образ святого русского Николая, изображенного во весь рост, и от китайцев-христиан слыхал, что он великий помощник людям в бедствиях жизни. Однажды с наступлением заморозков я в Харбине должен был пере­правляться на другой берег реки в составе китайских военных частей. Когда человеческая масса плотными рядами двинулась по льду, вдруг лед под тяжестью войска стал опускаться на дно. Кто не мог долго держаться на поверхности ледяной воды, стали то­нуть. Выбившись из сил, начал утопать и я. Пред лицом смерти я вспомнил о святителе Николае и в чувстве близкой гибели закри­чал: «Русский Бог Николай, помогай мне, спасай меня от смерти!» и в это самое мгновение, откуда ни возьмись, около меня всплыло из речной глубины массивное бревно. Ухватившись за него коче­неющими руками и мало-помалу направляя его, я благополучно достиг берега. Отныне русского Святого Николая я считаю своим спасителем от потопления».
Подобные случаи благодатной помощи Николая Чудотвор­ца бесчисленны. На всем земном шаре, где только призывается его имя в молитвах, благодать Божия действует поразительно. Учащиеся получают от него помощь в усвоении наук и при сдаче экзаменов, как, например, о себе рассказывал в свое время из­вестный юрист Плевако. Отцы и матери по святительским мо­литвам удостаиваются особого благословения свыше, отрады и согреяния сердец. И нет никого из людей с искрой веры, коих не услышал бы величайший Мирликийский Печальник о Церк­ви и не вывел бы из безысходных нужд и скорбей. Поморов он и теперь спасает от потопления; блуждающих в лесах и степях выводит на верный путь; замерзающим в зимние бураны дает со­греяние и мудро располагает разные жизненные обстоятельства у верующих его дерзновению пред Господом.
Вспоминая ныне дела милости Николая Чудотворца во все­ленской Церкви, нельзя не видеть каждому из нас того, что мы тем ближе к нему и Богу, чем ближе душой друг к другу, и тем способнее пребывать в обществе небожителей святых, чем на земле способнее жить в любви со всеми. Удаляясь же сердечно от ближних, удаляемся вместе и от Бога. Поэтому так необходимо нам со своей стороны быть и к окружающим возможно состра­дательнее, заботливее, снисходительнее и доверчивее. Итак, про­славляя ныне святителя и чудотворца Николая, поведаем ему в эти минуты молитвенно все свои душевные и телесные нужды, потребности и томления, да изольет он нам от Бога благодатную помощь каждому по его потребности.
Аминь.
9/22 мая 1947 г.

Cлово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (+2006г.) в день перенесения мощей святителя и Чудотворца Николая

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В память вечную будет праведник (Пс. 111, 6).

Возлюбленные о Христе братья и сестры, други наши! Сегодня праздник великого праведника и угодника Божия святителя Николая в честь перенесения честных мощей его от града Миры Ликийские в Бар-град.
Он — велик в мире. Он велик Церковью Христовой. И память его, начиная со дня его кончины, 6 декабря 342 года, прошедшая сквозь столетия и достигшая наших дней, лучшее тому свидетельство. Ведь многие из нас своим религиозным опытом знают о нем не только по свидетельству Церкви, не только по преданию, но по живому его участию в жизни нашей. Из сонма чтимых святых немного таких, кто предстал бы нашему сознанию, как столь живое лицо.
Не изумительно ли, други наши, что недосягаемая высота жизни святителя Николая и служение его Богу не только не разделяет нас с ним, но делает его особенно близким и желанным нам. А соприкасаются с ним многие и очень многие: и верующие, и неверующие, и православные и инославные, и раньше и теперь.
В чем причина такой всеобъемлющей власти святителя на людей? Да он во всей возможной для человека полноте уподобился Подвигоположнику своему Христу, исполняя заповеди Его. А Господь сказал: Любящие Мя люблю, и ищущия Мя обрящут благодать (Притч. 8, 17).
От юности полюбил святитель Николай Бога, и Бог полюбил его. А Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовию обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню. И собственными свойствами святой души святителя Николая стали — умение любить, умение снисходить ко всякому человеку, к разным людям и дать каждому именно то, что ему нужно.
О святителе Николае, епископе небольшого малоазиатского городка Миры Ликийские почти нет достоверных письменных свидетельств. Но дивен Бог во святых Своих (Пс. 67, 36); и Он наполнил мир великой славой деяний Своего избранника святителя Николая, даже до сего дня. Сказании и предания многое сохранили из его жизни, а еще больше хранится известии о его посмертных чудесах.
Православная Церковь празднует память святителя Николая каждый четверг каждой седмицы наравне с памятью святых двенадцати апостолов. Она празднует торжественно день его преставления 6 декабря и также бережно хранит празднич-ную память о перенесении его святых мощей из Мир Ликийских в южный италийский город Бари, где они покоятся и доселе.
Дела жизни сохраняют предания. Господь же сохранил для нас неоспоримое доказательство предания и величия этой жизни в его святых и нетленных мощах, источающих святое миро и свидетельство о том, что земная жизнь, прожитая беспредельно в Боге, бессмертна.
Семьсот с лишним лет после кончины своей почивал угодник Божий в городе, где некогда служил. Но когда ликийская страна была разрушена сарацинами и храм, и сама гробница его пришли в запустение, святитель явился во сне священнику города Бари в южной Италии и повелел перенести его мощи в этот город. Не захотел святитель Христов Николай, великий ревнитель и поборник веры Христовой, пребывать святыми мощами своими среди врагов Христовых — магометан. Тайно, без торжества и пышности, но с горячей верой и любо-вью, с помощью самого угодника мощи были похищены барянами и на корабле доставлены в Бари, где бесценное сокровище встречало многочисленное духовенство и верующий народ.
И ожила память святаго в тот момент обильным излиянием его бесчисленных благодеяний в чудесах исцелений. Знаменательно то, что прибыл святитель в город Бари 9 мая 1087 года в воскресный день, день памяти святых отец Первого Вселенского Собора (который мы тоже совершаем ежегодно и совершали в минувшее воскресенье) — того Собора, на котором святитель Николай дерзновенно воинствовал против ереси безумного Ария, наставляя Святую Церковь в истинной вере.
И опять в момент перенесения святых мощей, как 762 года назад, святитель Николай дает в эти дни земной воинствующей Церкви неоспоримое доказательство и свидетельство силы Божией, изливаемой Православной Церкви через верных ее служителей. В первую ночь по перенесении святых мощей было зафиксировано 47 исцелений. На следующий день 22, в среду 29, в четверг исцелен слепой и глухонемой юноша, пять лет страдавший болезнями, в субботу исцелились 11 недужных. Исцеления продолжались и в последующее время, исцеления продолжаются и поныне.
Целил святитель Божий Николай тела и души своих современников при жизни своей, целит и врачует он и теперь всех призывающих на помощь святое имя его. Уже 1000-летие исповедует Русь веру во Христа, и 1000 лет на Руси почитается имя святителя Божия Николая. К нам на Русь он пришел одновременно с православной верой. И его святая ревность по вере и благочестию воспитывала и русский народ. Множество храмов воздвигалось его молитвой и с его именем, и каждая церковь, каждый дом хранил святыню — икону святителя, имея его своим помощником и покровителем.
Нелегок исторический путь Церкви. Трагичен путь и Русской Православной Церкви. Но нельзя нам с вами, дорогие во Христе братья и сестры, забывать, что начался-то путь Христовой Церкви с Сионской горницы, благословением ее Основоположника Христа, и почти тут же с Ним вместе вы-шла она на путь страдания. И не раз уже поднималась она на этом пути на свою Голгофу. И по тому, сколько уже пережила Церковь смертей, давно бы ей уже и не быть на лице земли, но она жива.Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18), — сказал Господь. И жива Церковь Господом и молитвами святых своих, которые, пройдя крестный путь Жизни и все претерпев, получили силу за верность свою войти в Церковь Торжествующую Небесную и стать столпами Церкви земной.
Святителю отче Николае, помогай нам, ведь ты столп нашей Церкви. Помогай нам, ведь по-прежнему дух века, дух мира сего дышит на нас, на Церковь своим смрадным дыханием, поражая нас маловерием, малодушным неверием и убий-ственной холодностью к вере. Сколько бед несет в себе наше невежество в вере и наша инертность в деле ее познания. Како и во что веруем мы? Это с одной стороны.
С другой же стороны — лжеучители и льстецы, яко волки хищные, уловляют лестью и обманом, являясь в овечьей шкуре и принося учение льстяще слуху, но противное духу истины. Лжеучителям теперь предоставляются всяческие привилегии и пособия в деле распространения их ереси. И сегодня, принимая во внимание, что память перенесения мощей святителя и чудотворца Николая совершается между днем воспоминания отцов Первого Вселенского собора и днями Свитой Троицы и Сошествия Святаго Духа на апостолов, нам нужно и необходимо, и крайне полезно оста-новить свое внимание именно на особенностях учения Западной церкви, которые разделяют ее с Восточной.
На Руси, не знающей иной веры, кроме Православия, явились теперь новоявленные просветители-католики, и им предоставляются высокие трибуны. Они вещают по телевизору и радио, они не знают стеснения материального, и они стараются в замученной атеизмом Русской земле показать себя истинными проповедниками Христова учения и ис-тинными ревнителями славы Божией.
Зададим каждый сам себе вопрос: но так ли это? По плодам их познаете их (Мф. 7, 16), — говорит Писание. А плоды это есть дела жизни. Ложное учение не может привести человека к истинной добродетельной жизни. И вот мы видим, как имену-ющие себя христианами поднимаются на святыни православных, как они вооруженной рукой отбирают православные храмы и ценой мзды неверной покупают себе в сообщники тех, для коих нет ничего святого и кто вообще не верит ни во что, кроме денег.
И если мы с вами заглянем вглубь истории, посмотрим на деяния новоявленных спасителей России — Римскую католическую церковь, то увидим, что она появлялась на горизонте у нас всякий раз, когда начинались смутные времена. Будьте рассудительны и обращайте свое внимание, смотрите в корень вещей — когда она появлялась. Цель же их была всегда одна — подчинить Русь господству Рима.
Еще свежа память об унии в XVII веке на Руси, а вот уже опять времена новой унии в ХХ веке. Опять Русь православная на западе захлебывается горем, а римские миссионеры ласкова проповедуют в Сибири, и на землю искони православную готовится ступить Римский Папа с визитом. Чего да не будет!
Что принесут они с собой, с чем прийдут на нашу землю? В XVII веке меч, вложенный Римам в руку самозванца, выдававшего себя за царевича Димитрия, прошел по Руси, низложил Царя, требуя предать Россию на волю польского короля, а тайные инструкции Рима повелевали, чтобы осторожно, но неуклонно вести дела подчинения Русской церкви Римскому Папе, то есть унии. Сохранились они и доныне. В тот страшный момент Россию спас ее Патриарх. Он не только не подписал грамоты о капитуляции, но по всей Руси разослал грамоты свои, открывавшие россиянам суть происходящих событий, и поднимая и вдохновляя на борьбу русское оружие. Патриарх же Гермоген принял мученическую смерть и был причислен к лику святых. Это вывод из истории России того периода.
Следующий Патриарх русский Филарет, который говорил (я все привожу вам подлинные слова этих лиц): «Латиняне… суть сквернейшие и злейшие из всех еретиков, ибо они приняли свой закон проклятой ереси всех древних эллинских, агарянских еретических вер» и подпадают под ту часть 95-го правила, в которой говорится о еретиках. Это, обратите внимание, слова не простого человека. Первого — священномученика Патриарха Гермогена, а второго — Патриарха Филарета.
ХVII век и ХХ. Времена другие, а деяния одни. И деяния открывают и приводят во свидетели всякую католическую неправду, совершаемую ими с фанатичной ненавистью, в которой католики-униаты истребляют православные храмы, православных людей, подвергая их поношению и ужас­ным надругательствам, вплоть до насильственной смерти. Это ведь неоспоримые факты нашего времени.
Други наши! А ведь до 1054 года не было раз­деления Церкви Христовой, но была Единая Все­ленская Православная Соборная и Апостольская Церковь, состоящая из пяти поместных церквей, в числе которых была и Римская церковь. И было одно тело, один дух… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над все­ми и через всех и во всех (Еф. 4, 4-6). Так пишет апостол Павел христианамЕфесской церкви.
Но что случилось? Кто вышел и кто остался? Кто прав и кто виноват? Уклонение от истины в За­падной церкви появилось еще в VII столетии, ког­да появилось неправое мудрование о том, что Дух Святый исходит не только от Отца, а «и от Сына». Это мудрование, — вопреки слову Самого Христа, Который сказал Своим ученикам; Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины (Ин. 14, 16-17), — поро­див грех, возросло в ересь.
И в назидание себе давайте проследим, как разрушительно действует грех, родившийся однажды. Вначале против нового умствования восстали неко­торые епископы Римской церкви, называя оное ере­тическим. «Кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом неправо, тот еретик». Так определил это мудрование папа Римский Дамас в своем окруж­ном послании (369г.). Но страсти человеческие разъедали души последующих преемников, и мирские выгоды, а наипаче гордость, явились источником упорства, приведшего н восстанию на решение Собора свя­тых отцов. Никакие убеждения Вселенской Право­славной Апостольской Церкви на Римскую церковь не действовали. Постановления Вселенских Собо­ров, на которых богоносные мужи составили Боже­ственный Символ православной веры, были попра­ны. Дух злобы и лжи возобладал.
Святый Василий Великий, обличая епископов Римской церкви, писал: «Истины они не знают и знать не желают. С теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь». По запове­ди апостола Павла, еретика человека, по первом ивтором наказании или увещании, отрицайся, ведый, яко развратися таковы, и согрешает, и есть самоосужден (Тит. 3, 10-11). И ересью своею отпала Римская церковь от единства Вселенской церкви.
Отвергнув православный догмат об исхождении Святаго Духа от Отца, отвергли они и деяния седь­ми Вселенских Соборов, отвергли слова Самого Го­спода и, закоснев в ереси, они порождали со злом еще большее зло. Они отняли у мирян Божествен­ную Чашу, причащая их только под видом хле­ба, вместо квасного хлеба употребляя на Литур­гии опресноки, ни во что вменяя слова апостола Павла: Елиждыбо ясти хлеб сей и чашу сию пие­те, смерть Господню возвещаете, дондеже придет(1 Кор. 11, 26), как пишет он христианам Коринф­ской церкви. Они исключили из Божественной ли­тургии призывание Всесвятаго Животворящаго Всесовершающаго Духа, Того Духа, Которого Го­сподь послал Своим ученикам и Который есть Духжизни. Когда же приидет Он, дух истины, то на­ставит вас на всякую истину (Ин. 16, 13). Рим­ская церковь, отвергнув Духа Божия, приняла духа лести (Ср.: 1 Ин. 4, 2, 6; 1 Тим. 4, 1).
Многое и другое изобрело человеческое мудро­вание, водимое духом тьмы. Восстав однажды на Святаго Духа, они последовательно восстали и на Главу Церкви Христа (Ср.: Еф. 5, 23), обещавшего всем верным чадам Своей Церкви: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Католики ставят ради мирского преобладания над братьями своего Папу наместником Бога на земле, объявив его непогрешимым, забыв, что нет человека, иже жив будет и не согрешит. И упразднился из Католической церкви Христос, Тот, Кто воинствует с на­чалами, властями, миродержателями тьмы века сего, с духами злобы поднебесной (Ср.:Еф. 6, 12). И обнажились отпавшие от силы Божией, и остались без Главы — Христа. А велиар воюет с ними всею силою своего коварства и всех держит в своей пре­лести и погибели.
Католики выдумали новую главу Церкви, уни­зив единую истинную Главу Церкви — Христа. И Церкви нет у них, ибо союз с Главою прерван. Рим­ские епископы как начали гордостью, гордостью и оканчивают.
Вот куда поведут католики своих последовате­лей: надо забыть Христа и истинное учение, забыть святых отцев, подвизавшихся за веру, отцев древ­них, святителя Николая, святителя Спиридона, святителя Патриарха Гермогена, священномуче­ника, и сонмы других отцев, святых нашего време­ни — святаго праведнаго ИоаннаКронштадтска­го, святаго Патриарха исповедника Тихона, забыть Святую Православную Церковь, от времен Христа жившую Им, выживающую Им и по обетованию Его имеющую быть до скончания века. Да не будет этого с нами!
Будем же помнить и приводить всегда на па­мять потрясающие мысли святаго праведнаго Ио­анна Кронштадтскаго чудотворца, обращенные к нам. Внимательно прослушайте и запомните их внутренний глубокий смысл. «Множество суще­ствует отдельных вероисповедании христианства с различным устройствам, внешними и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко про­тивными Божественной истине Евангелия и уче­ния святых апостолов, Вселенских и поместныхСоборов и святых отец. Нельзя считать их все за истинное и спасительное: безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спаситель­ную ведет к безверию или охлаждению в вере, к не­радению об исполнении правил и установок веры, к охлаждению христиан друг ко другу, — это под­линные слова праведнаго Иоанна Кронштадтска­го. — Симоне, Симоне, се, сатана просит вас, дабы сеял, якопшеницу (Лк. 22, 31). Это он, сатана, и сделал, и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держись единой, истинной веры и Церкви: едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех (Еф. 4, 5-6)».
А для этого борись со всяким злом, немедленно гаси его, воюй с ним данным тебе от Бога оружи­ем святой веры, Божественной мудрости и прав­ды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью. Будем все всегда пом­нить и сознательно исповедовать Символ святой Православной веры, будем в Боге и с Богом.
Мы с вами, дорогие наши, — чада Святой Пра­вославной Церкви не по праву нашему, но по люб­ви Божией к нам. И любовь эта безгранична, она не зависит от времени, но всегда имеет силу. И лю­бовь эта сохранит нас во все дни до скончаниявека (Мф. 28, 20).
Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.
9 (22) мая 1991 года.

Слово митрополита Николая (Ярушевича), Крутицкого и Коломенского (+1961г.), в день святителя Николая

Милосердие

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (Мф. 5. 7.)

Какую великую награду обещает Господь Иисус Христос милостивым? О какой святой добродетели говорит Спаситель в этих словах?
Эта добродетель любви и милосердия во всей красоте и силе олицетворяется, дорогие мои, в том, кого мы сегодня своим верующим, благоговейным сердцем прославляем: в лице «питателя сирот», утешителя скорбящих, предстателя и молитвенника обо всех, ищущих помощи Божией и милостей Божиих, святителя и чудотворца Николая. В славе своей любви он сияет на небе церковном, и свет этой славы покрывает всю землю.
Добродетель милосердия — высшая в ряду других. Кто исполняет заповедь Христову о любви и милосердии, тот исполняет весь христианский закон. Это не наше, человеческое, рассуждение. Это — учение слова Божия.
Говорит святой апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. <…> И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13. 1, 3).
И какие чудные плоды приносит эта святейшая и величайшая добродетель, завещанная нам нашим Господом Спасителем!
В течение всей своей земной жизни мы обращаемся ко Господу с просьбами и мольбами о прощении наших грехов. Мы хотим искупать наши согрешения, какие оплакиваем при раскаянии в них. Слово Божие указывает нам милостынями искупать свои грехи (см.: Дан. 4. 24; Прем. 10. 12; Ис. 1. 17—18).
Видите, мои дорогие, делами милостыни, добродетелью милосердия, плодами любви мы можем искупить свои грехопадения, в которых каемся перед лицом нашего Небесного Отца. Какое это утешение для нашего грешного сердца!
Было бы для нас счастьем, чтобы милость Божия снисходила на всю нашу жизнь, на наши труды. Так совершайте дела любви и милосердия! Слово Божие говорит нам: «…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9. 6).
Желаете вы испросить себе милосердие Божие на последнем и Страшном суде Христовом? Украшайте свою душу делами милосердия. Скажет Господь на Своем последнем суде: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня… был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… <…> Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 35-36, 40).
Стремитесь вы к тому, чтобы благословение Божие почивало на ваших детях, на вашем потомстве, чтобы Господь не лишал вас и вашей семьи Своего Божественного попечения? Будьте сострадательны и милосердны. В слове Божием сказано святым пророком: «Я… не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36. 25—26).
Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. То, что мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся, то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его, привлекает благословение Божие к нам. Сказано в слове Божием: «Милуяй нища взаим дает Богови…» (Притч. 19. 17). А Господь воздает всегда щедрым Своим Отеческим воздаянием.
Кто из нас не хочет, чтобы в дни скорбей, болезней, испытаний был милостив к нам Господь, призрел бы на наши скорби и воздыхания Своим любвеобильным Отеческим взором? К этому ведет путь милосердия. Слово Божие говорит: «Блажен, кто помышляет о бедном!.. В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь… <…> Господь укрепит его на одре болезни» (Пс. 40. 1—4).
Вот каковы плоды этой добродетели, этой священной заповеди нашего христианского закона о любви и милосердии, преподанной всем нам к неуклонному исполнению в жизни земной нашим Господом Спасителем!
Наш Господь Бог, в Которого мы веруем, называется в слове Божием Отцом сирот и убогих. И чем мы больше можем заслужить благоволение своего Небесного Отца, как не своим милосердием к нищему, убогому, плачущему, скорбящему, ко всем требующим и жаждущим от нас нашего сострадания, утешения, нашей помощи?
А тот, кто оскорбляет нищего, убогого, просящего о нашем сострадании, кто закрывает свое сердце к горю брата своего, тот оскорбляет Самого Господа Бога в лице меньшего брата своего. И о чем стал бы просить жестокий человек Господа Бога своего? Каких милостей стал бы ожидать тот, кто сам не оказывает милости, не проявляет любви и милосердия к брату своему?
Он встал бы на молитву, стал бы просить у Господа милости, а как бы рядом с ним встанет тот, кого он оттолкнул от себя. И такой, отверженный нами, скажет Господу: «Не подавай ему милости, ибо он мне не оказал милости».
И если человек жестокий, человек, сердце которого не имеет сострадания, стал бы просить себе у Господа в минуты своих скорбей и испытаний помощи Божией, ответил бы ему Господь Своими Божественными словами: «…суд без милости не оказавшему милости…» (Иак. 2. 13).
Если Господь попускает быть на земле и нищим, и плачущим, и скорбящим, голодным и унывающим, то это не только для того, чтобы испытать терпение и любовь к Богу тех, кого Он посещает этими испытаниями, но и для того, чтобы наше сердце расположить к делам любви и милосердия.
Оттого и стучится в дверь твоего дома нищий, чтобы ты милостыней искупал свои грехи. И оттого и встречаются на твоем пути плачущие и скорбящие, больные, ищущие проявления твоей любви, братской любви и милосердия, чтобы ты исполнил эту Божественную заповедь нашего Господа Иисуса Христа.
А мы, дорогие мои, должны не только не упускать ни одного случая помочь тому, кто ждет от нас духовной или телесной помощи, но и искать таких случаев, чтобы сердце наше обогащалось делами добра, чтобы наша жизнь светилась ими, согласно слову Христову: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 16).
Малым мы ведь приобретаем великое. Временным мы приобретаем вечное. Тленным мы приобретаем нетленное.
За дела любви и милосердия Господь обещает милостивым самую великую награду, какую только может получить христианская душа, — помилование. Ведь Он всегда верен Своему Божественному слову: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
И мы, дорогие мои, в лице великого святителя и чудотворца Николая, святое имя которого мы сегодня, в день его праздника, с особым чувством благоговения призываем со всею Православною Церковью, чествуя этого величайшего и святейшего святителя Церкви Христовой, мы имеем такой яркий пример, такой благоухающий небесным духовным ароматом образец любви и милосердия!
Вся его земная жизнь была соткана из дел любви. И вся его посмертная жизнь, какой он живет в Царстве вечной славы, посвящена этому подвигу служения людям, ибо нет такой воздыхающей перед ним души, которая не встретила бы отклика в его любвеобильном сердце. О бесчисленных подтверждениях этого знает каждая православная душа.
Его святыми милостями, его святым примером пусть вдохновляется и каждый из нас, идущий по пути к своему вечному спасению!
Пусть жизнь каждого из нас обогащается изо дня в день теми делами добра, которые привлекают любящий взор Небесного Отца, которые составляют украшение человеческой жизни! Эти наши дела принесут и нам, грешникам, бесценное счастье, ни с чем не сравнимую радость, не земную, не скоро проходящую, а радость вечную — быть помилованными Господом и с Ним в бесконечных веках наслаждаться радостью вечного общения.
Этой радости, молитвами святителя Николая, всех нас да сподобит Господь!
Черкизовская Ильинская церквь г. Москвы, 1955г.

Слово митрополита Трифона (Туркестанова) (+1934г.) в день памяти святителя Николая Чудотворца

Христос Воскресе!
Нынешний праздник объединяет вокруг имени святителя и чудотворца Николая, можно сказать, все народы. Не только православные христиане, но даже неверующие, даже магометане и даже языческие народы, чему я сам был свидетелем, почитают святителя Николая и преклоняются пред святителем Божиим. И вот почему мне особенно было дорого совершить сегодня литургию именно в этом святом храме — чего я давно желал, — в сем храме, принадлежащем родственному по духу нам эллинскому народу.
Почему же святитель Божий пользуется таким уважением среди всех народов?
Да потому, что он является выразителем христианской любви. Несомненно, что и другие святые достигали, совершенствуясь, этой христианской добродетели, но ни у кого она не выразилась так явно, как у святителя Николая. В его житии мы видим, что он явно показывает: любовь есть основной закон жизни. В самом деле, он всю жизнь горел пламенною любовью, он выражал ее в делах, ни один день не обходился у него без любви: то он исцелял больных, то помогал бедным, то спасал во время бури, то спасал девиц, то ходатайствовал за виновных; одним словом, можно сказать, каждый день его жизни был посвящен любви к Богу и ближним.
Можно сказать, законы естественные, законы природы и те подчинялись ему: он даже прекращал бурю. А что всего дороже и редко можно встретить — под влиянием его заочного внушения смягчалась людская злоба и ненависть…
Да послужит любовь святителя примером и нам! Хотя мы знаем, что мир во зле лежит; но часто мы видим, что зло побеждается силою добра, что заповедь, данная людям в Ветхом Завете, была нарушена и что грех внес заразу во всех людей, тем не менее мы видим, что любовь побеждает нередко, что ради этой любви многие отказывались от наслаждений, что эта любовь заставляла идти на смерть, спасать ближних. Будем и мы, возлюбленные братие, утверждаться в христианской любви! Она возможна только такому человеку, который взирает на Господа Иисуса Христа, который устремляет взор свой на Голгофу; он утверждается в любви, потому что он вспоминает, что Христос Спаситель ради всех нас, грешных и недостойных, пролил Свою Кровь на кресте; ведь если каждый будет гак говорить: «Божественный Страдалец ведь за тебя пролил кровь, ведь за тебя Он претерпел страдания», — то он будет утверждаться подобно вчера празднуемому евангелисту Иоанну Богослову и святителю Николаю в этой любви.
Что мешает нам побеждать любовью? Наша холодность. Кто, что мешает оказывать нам столько христианской любви, чтобы побеждать злобу? Наше несовершенство… Если мы будем стремиться к совершенству, то мы непременно достигаем христианской любви. В чем и да поможет нам святитель Божий Николай, исполненный христианской любви и милосердия.
9 мая 1907 г.
В Греческом монастыре в Москве.

Комментирование запрещено