Покров Пресвятой Богородицы

Слово протоиерея Виктора Ильенко (+1989) в день Покрова Пресвятой Богородицы

Снова мы собрались ради праздника Пречистой Богоматери; снова услышим Евангелие, столь знакомое, знаемое наизусть о встрече двух обрадованных матерей — Марии и Елисаветы, снова вместе с Пречистой воскликнем: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем,» снова радостно отверзем уста наша и воспоем радуяся Тоя чудеса.
И это — чудо милости Божией, что так легко нашему сердцу открываться для песнопений Матери Божией, что мы не только не тяготимся этими частыми праздниками Пречистой, но после каждого прошедшего с нетерпением ждем следующего, и когда он приходит, то вот это одно ваше множество свидетельствует, как мы любим Ее, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим.
У сегодняшнего праздника есть свои особые черты, которыми нам он особенно дорог. Пречистая распростерла свой омофор над городом, находившимся в беде, над народом, у которого не осталось иной надежды, кроме Царицы небесной; и Она явила ему свое заступление. И вот от этого далекого исторического факта в душу христианскую вошла уверенность, что когда нет заступника, нет утешения, нет отрады, когда в сердце готова поселиться горькая мысль, что ты одинок, забыт и никому не нужен, то стоит только вспомнить, что есть у нас добрая, милосердная и сострадательная Мать, которая видит наши нужды, слышит наши воздыхания и всегда готова помочь нам, поддержать, утешить; стоит вспомнить и к Ней, Пречистой и Преблагословенной, всем сердцем своим обратиться и поплакать пред Ней, пожаловаться Ей на свою судьбу — и тогда совершится чудо: пройдет скорбь, и тихая, умиленная радость и примиренность с волей Божией поселится в душе.
Эти духовные переживания — и скорби и последующие радости — суть факты, реальности, действительность. Мы знаем, откуда приходит скорбь, что ее рождает; нам следует точно знать откуда приходит радость, чтобы не думать о ней, как о случайности, которая сама собой, от перемены душевных настроений происходит.
Разобраться нам в душе своей, увидеть источник радости помогает нам Церковь. Вот сегодня Она в кондаке укажет нам, что «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу.»
Разве может быть грустно и скорбно там, где Царица небесная распростирает свой молитвенный покров? Где люди обращаются к Ней с мольбой? Разве можно сомневаться в Ее невидимом здесь пребывании, сомневаться нам, которые две недели тому назад так явственно почувствовали присутствие блаженных сил и веяние благодати Божией в храмепамятнике, когда Пречистая Владычица своей чудотворной иконой пребывала там, вселяя радость в наши души? То была духовная действительность! Сейчас она снова повторяется здесь и степень ее напряжения зависит всецело от нас. Если мы очистим чувствия, чтобы никакое житейское пристрастие не владело нашим сердцем, то Христова радость, за молитвы Пречистой Матери, снова охватит нас и будет источником последующих духовных утешений. Аминь.

Слово протоиерея Анатолия Малинина (+2004г.) в день Покрова Пресвятой Богородицы

Образ Божией Матери и благочестие русских женщин

Жизнь христианина можно сравнить со странствованием израяльтян из египетского плена в обетованную землю. Подобно тому как в древности израильтяне были водимы облаком, так для хрис­тиан Божия Матерь является тем чудесным облаком, которое ве­дет нас в Царство Божие. Облако, которое вело израильтян, было столь чудодейственное, что одновременно было и светлым, и темным. Оно было светлым для людей Израилевых и темным для не­верных египтян, одним — для перехода через морскую пучину, а другим — для препятствования в преследовании.
Это облако чудесно изменялось и сообразно нуждам людей из­раильских, так ночью оно было огневидным для освещения, а днем защищало от солнечного зноя. Вместе с тем оно было путеводите­лем в обетованную землю, ибо когда оно двигалась, двигались и израильтяне, когда же оно стояло, стояли и люди. Подобным об­разом и мы, новый Израиль, имеем такое облако, данное нам Богом в защиту и помощь, имеем Пресвятую и Преблагословенную Деву Марию, Которую видел блаженный Андрей вместе со своим учени­ком Епифанием в храме. Это чудесное явление Божией Матери произошло в середине десятого века в Константинополе, во Вла­хернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной по­кров и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскрен­ный день 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воз­духу Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небес­ным светом и окруженную ангелами и сонмом святых.
Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к престолу, продол­жала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со своей голо­вы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людь­ми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Вла­дычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».
Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, И ужасаюсь». Преблаго­словенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое имя и прибега­ющих к Ее заступлению. Святые Андрей и Епифаний, удостоив­шиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотре­ли на распростертое над народом покрывало и на блиставшую на­подобие молнии славу Господню, по отшествии же Ее сделало она невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Светлый покров Божией Матери, который Она простерла над народам, и сопровождающая его благодать — это светлое облако просвещает и нас Божественным светом и помра­чает наших гонителей.
Это облако светит нам в нощи греховной, как луна в нощи естественной, чтобы мы не уклонились с пути к земле обетованной в пустыню вечной погибели. Осеняет нас покровом своим во время зноя праведного гнева Божия, чтобы ярость Его не попа­лила нас. Простирает над нами Преблагословенная Матерь пречистые Свои руки с омофором на воздухе, созывая под кров крыл милости Своей, желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых, как птица обычно созывает своих птенцов, простер­ши крылья и желая сохранить их от хищников и согреть их. Гос­подь наш Иисус Христос усыновил Свою Матерь на Голгофе святому апостолу Иоанну Богослову, а в лице его всему христи­анскому роду, поэтому Она как мать и заботится о каждом хри­стианине и особенно о тех, которые страдают и призывают Ее на помощь. Личная жизнь Божией Матери была исполнена многих лишений, переживаний и страданий.
Особенно Она переживала и страдала, когда распинали Христа, Ее Сына. И когда все переживания и страдания кончились и сменились небесной радостью и славой небесной и пос­ле Ее успения Она стала Царицей Неба и земли, тогда Она, понимая все страдания человеческие и сделавшись Матерью христиан, стала помогать каждому страждущему человеку. Божия Матерь не судит род человеческий, а лишь жалеет и ста­рается Своим ходатайством умилостивлять праведный гнев Божий на грешников. Для падших, для слабых, для отчаявших­ся и всеми презренных Она оставляет Свое Небесное Царство и невидимо ходит по земле… Тот самый Андрей Блаженный, которому было чудное видение Богоматери, распростершей над молящимся народом Свой омофор, был однажды восхищен в рай, и Ангел водил его по обителям рая… Много видел он обителей разных святых и спросил наконец, почему он не ви­дит нигде Царицы небес… «Ее нет здесь, — отвечал Ангел, —­ Владычица отошла в многоприскорбный мир помогать бед­ствующим и утешать печальных»…
Величия и славы Божия Матерь достигла Своими добродетеля­ми, среди которых особенно выделяются любовь к Богу, смирение и чистота девства и чистота душевная. Она не имела никакого гре­ха. Дева Мария с юных лет возлюбила Господа Бога, особенно эта любовь укрепилась у Нее, когда Она воспитывалась при храме, где провела все Свое детство в чтении Слова Божия, в молитве и трудах. Как возлюбила Пречистая Дева Бога, сего не может изъяснить никакой язык, не может постигнуть никакой ум, ибо любовь есть одна из неведомых тайн сердечных, одному Богу известная. Любовь к Богу есть то расположение духа, в котором человек, услаждаясь Богом как высочайшим благом и совершенством, стремится уподо­биться Ему через исполнение святой воли Его и достигнуть блаженного соединения с Ним.
Господь Бог заповедал человеку любить Бога всем сердцем, всей душою, всею мыслию своею. И эта заповедь есть самая первая и большая. Божия Матерь исполнила эту заповедь. Ведь Она с малых лет возлюбила Господа и все мысли и все чувства Ее были направлены ко Господу Богу, и Она не искала проявить Свою волю в чем-либо, но всегда старалась исполнить волю Божию. Дева Мария была исполнена глубокого смирения, о котором Она сказала в беседе с праведной Елизаветой, что Господь «призрел на смирение рабы Своей». И это смирение проявлялось во всю Ее жизнь, и осо­бенно это видно в словах, которые Она сказала Архангелу Гавриилу во время Благовещения: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).
Она со смирением и кротостью служила Сыну Своему да самой голгофской смерти Его и терпеливо переносила вместе с Ним все, что и Он переносил. Святитель Димитрий Ростовский, приводя эти слова, говорит как бы от лица Божией Матери: «Я не достойна не только быть, но и называться Матерью Господа, Творца Моего, не достойна не только соцарствовать, но и предстоять Ему, не достой­на не только носить Его во утробе Моей или на руках Моих, но даже взирать на пресветлое лицо Его, на которое не смеют взирать и серафимы. Пусть Я буду одной из служащих Ему рабынь: «Се Раба Господня». О, глубина смирения! Глубина «неудобозримая и ангельскими очима!»»
Таким глубочайшим смирением Она сподобилась превысочайшей чести быть Божией Матерью и нетленного материнства. Тем же смирением Она взошла на Небеса и возведена со славлю на Престол Царствия, где пребывает смирение и откуда была низ­вержена гордыня. Божия Матерь есть Приснодева, Она до рож­дества была Девой и после рождества до самого успения осталась Девой. Святитель Амвросий говорит: «Она была Девою не толь­ко телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения… трудолю­бива, целомудренна в речи. Правилом Ея было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель».
Девство Приснодевы толкует этот святитель как явление осо­бой, Ей только свойственной благодати, как производное от дара целомудрия. «Дева Мария непостижима в Своем превосходстве над всею природою, она выше природы. В Ней было столько бла­годати, что Она не только в Себе Самой могла вызывать обнаруже­ние непорочности, но даже и в тех, на которых взирала». И мы зна­ем, что преподобные особенно молились Божией Матери, как, на­пример, преподобный Серафим Саровский в своей келье имел одну только икону Божией Матери, перед которой он молился и перед которой скончался.
Божия Матерь является образцом целомудрия, в котором нуж­даются не только девствующие, но и вдовствующие и живущие в браке. Эти три основных добродетели: любовь к Богу, смирение и целомудрие — были в совершенстве у Божией Матери. И если мы, христиане, дерзаем называть Ее своей Матерью, то мы должны и иметь эти же добродетели, подражая Ей. В настоящее время, ког­да в нашей стране происходит возрождение нравственности на ос­новании духовных ценностей, которые мы потеряли в период воинствующего безбожия, нам необходимо вспомнить Святую Русь и те святые личности, которые старались подражать Божией Матери в своей святости и самоотверженной любовью к людям.
Княгиня Евдокия, супруга князя Димитрия Донского, была вер­ной помощницей не только в хозяйственных делах и княжеских, но особенно она была помощницей в духовной жизни. Она вдохнов­ляла своего мука на битву с татарами. В народных сказаниях уве­ковечена эта пора и сложены стихи, выражающие чувства Евдокии в эти дни. С другими московскими женщинами благоверная вели­кая княгиня помогала русской рати, бившейся на Куликовом поле, своими горячими молитвами, воздвигая Небо и московских чудот­ворцев ополчиться против неверных. Рано схоронив своего мужа, Евдокия жила подвижницей в честном вдовстве, но скрывала от людей свои подвиги. Имея тело, иссохшее от поста, чтобы при­крыть свою худобу, носила на теле по несколько одежд, придавав­ших ей вид тучности, и являлась всюду в пышности своего сана.
Воспитав пятерых сыновей, княгиня приняла монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге проходили последние годы ее жизни… Однажды, незадолго до конца ее жизни, она шла в Вознесенский монастырь, один нищий слепец стал просить ее даровать ему зрение. Княгиня украдкой подала ему рукав своей одежды, которым он утер лицо и прозрел. Она, совершив свой земной путь, почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре, и затем она причислена была к лику святых.
Приведу еще один пример служения и самоотверженной любви к народу из истории нашего Отечества. Во время Смутного времени при царе Борисе Годунове в селе Лазаревском в четырех верстах от города Мурома во время страшного голода прослави­лась своим милосердием блаженная Иулиания Осоргнна, вдова-помещица. Она распродала скот и всю движимость и кормила хлебом, купленным по дорогой цене, не только свою челядь, но и всех просивших у нее милостыни. Когда великая нищета умножилась в ее доме, она собрала всех крестьян и предложила им сво­боду, и они могли разойтись, кто куда хочет. Но многие кресть­яне не захотели никуда уходить и решили быть верными рабами своей хозяйки. Оставшимся крестьянам она велела собирать тра­ву лебеду и кору с дерева вяз и из этой смеси печь хлеб, и таким хлебом она сама питалась, кормила своих детей, а также питались и оставшиеся крестьяне. И молитвою ее этот хлеб был приятна и никто не изнемогал от голода. Тем хлебом она и нищих питала и, не накормив, никого из дома не отпускала, а нищих в то врем было бесчисленное множество. Соседи говорили нищим: «Что к Юлиании в дом ходите? Она и сама-то голодает». Нищие отвеча­ли: «Много сел мы обходили и чистого хлеба собирали, а такого вкусного хлеба, как у этой доброй вдовы, мы еще нигде не вкуша­ли. И соседи для испытания посылали к ней за хлебам, ели его и дивились, что такой вкусный был хлеб, а того не разумели, что мо­литвою ее хлеб был вкусным.
Могла бы она умолить Бога, чтобы не оскудевал дом ее, но не противилась смотрению Божию, терпя благодарно и ведая, что терпением приобретается Царствие Небесное. И терпела в той нищете два года, не опечалилась, не смутилась и не изнемогла нищетою, но была еще веселее прежнего. И вообще древнерусские жен­щины, воспитанные в православной вере, отличались милосердием, всепрощением, кротостью и благочестием. Они, исполненные лю­бовью ко Господу Богу, самоотверженно служили своим семьям и всем людям, которые нуждались в их любви, их любовь вдохновля­ла на ратные подвиги мужей и зажигала сердца детей любовью ко Господу и людям. Они, подобно Божией Матери, простирали свою любовь на людей, которые нуждаются в ней.
Божия Матерь Своим Покровом простирает Свою милость над всеми христианами. Таким же образом и наши древнерусские жены простирали свою любовь и самоотверженное служение своему народу. В настоящее время, когда происходит распад семьи, обще­ства и страны, нам необходимо обратиться к Небесному Царству и идти к Нему, а Божия Матерь, подобно облаку, которое вело древний Израиль в обетованную землю, поведет и поможет нам на этом пути.

Слово архиепископа Феофана (Быстрова), Полтавского и Переяславского (+1940г.), в день Покрова Пресвятыя Богородицы

Возлюбленные о Господе братия!
В ныне прослушанном вами Апостольском чтении св. ап. Павел повествует о себе, что он был однажды восхищен в рай и слышал неизреченные глаголы, «ихже не леть есть человеку глаголати» (2 Кор. 12, 4 — чтение в 19-ую неделю по Пятидесятнице).
Не один ап. Павел удостоился такой чести.
Удостаивались ее и многие из других святых после ап. Павла. Удостоился сей чести в числе их и св. Андрей, Христа ради юродивый, с именем которого неразрывно связано установление празднования ныне празднуемого праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Жил сей святой в Х веке. Подвизался трудным подвигом юродства. Претерпевал многие скорби, лишения и озлобления. В один из самых тяжких для себя дней, когда он помышлял даже о смерти, внезапно он восхищен был на небеса. Видел здесь многоразличные обители святых и ангелов Божиих. Наслаждался их блаженством. Удостоился сначала поклониться Честному и Животворящему Кресту Господню, а потом и Самому Господу Иисусу Христу. Был благословлен Им и утешен. Но не видел только Пречистой Богоматери. И когда недоумевал о сем, то получил вразумление от Ангела: «Ты желаешь поклониться Царице Неба и земли, — сказал он ему, — Ее нет здесь. Она на земле и утешает всех страждущих, скорбящих и озлобленных на ней. — Ты увидишь Ее там».
Чудное восхищение св. Андрея кончилось. Он снова оказался на земле и здесь, действительно, удостоился видеть Богоматерь. В один из воскресных дней он был при Богослужении во Влахернском храме. И когда возвел очи свои горе, вдруг увидел необыкновенное зрелище. Увидел Богоматерь с Предтечею и Иоанном Богословом, окруженную множеством святых и ангелов Божиих, со слезами молящуюся пред Сыном Своим за весь род человеческий и простирающую над ним в знамение невидимого благодатного покрова священное свое одеяние — «мафорий».
В память этого чудесного видения св. Андрею и учрежден празднуемый ныне праздник Покрова Божией Матери.
Замечательно, что, хотя явление это было в Византии, во Влахернском храме Константинополя, праздник этот празднуется только в России. Не празднуется он ни в Византии, ни в других славянских странах. Этим русский народ выразил свою особенную веру и свою особенную любовь к Богоматери и свою веру в благодатный покров Ее над ним. И эта вера, и эта любовь русского народа к Богоматери не остались бездейственными и неоправданными. Нет ни одной более или менее значительной области в обширной Русской Земле, где бы ни было чудотворной иконы Божией Матери. И множество чудес совершается от этих чудотворных икон Ее. Но не только через чудотворные иконы проявляет Свою благодатную помощь русскому народу Богоматерь. Нередко Она является и Сама непосредственно Своим избранным святым. Так являлась Она и древним святым, так является и новым святым. Величайшим из новых святых, без сомнения, является преп. Серафим, Саровский подвижник и чудотворец. Двенадцать раз являлась Богоматерь преп. Серафиму в продолжение его жизни. Но особенно замечательным из них было последнее, бывшее незадолго до кончины Преподобного. Чудесное явление это последовало ранним утром в праздник Благовещения. Свидетельницей его, кроме преп. Серафима, была дивеевская инокиня Евдокия. По приказанию преп. Серафима инокиня Евдокия пришла к нему накануне праздника Благовещения вечером. Великий Старец встретил ее словами: «Радость моя! Я тебя давно ожидал. Какая нам с тобою готовится милость и благодать от Божией Матери в настоящий праздник! Велик этот день будет для нас! Хотя и недостойна ты, — говорил он ей, — но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь, чтобы видеть тебе эту радость. Будем молиться». И они начали молиться. Молились долго. Наконец, великий Старец воскликнул: «Не убойся, не устрашись. Благодать Божия к нам является». Поднялся шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Послышалось пение. Дверь в келлию старца открылась сама собой. Воссиял необычайный свет, и благоухание наполнило келлию. Старец упал на колена и, воздев руки к небу, воскликнул: «Се Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычица Богородица грядет к нам». И, действительно, открылось шествие небожителей. Впереди шли два ангела, держа один в правой, а другой в левой руке по ветви, украшенной цветами. За ними — св. Иоанн Предтеча и св. ап. Иоанн Богослов в белых блестящих одеждах. Далее — Сама Богоматерь и за Нею двенадцать святых дев. Когда они вошли в келлию, то озарил ее свет светлее солнечного. Инокиня Евдокия при входе небожителей в келлию от страха вне себя упала на землю и очнулась только тогда, когда Богоматерь спросила у Преподобного: «Кто это у тебя»? — Старец ответил: «Это та самая сестра, о которой я просил Тебя, Владычице, быть ей при явлении Твоем». Тогда Богоматерь подошла к Евдокии и, взяв ее за правую руку, сказала: «Встань, девица, и не бойся нас. Такие же девы, как ты, пришли сюда со Мною».
Объятая великою радостью, Евдокия встала и спросила Старца: «Где мы? кто это? я думала, что я уже не живая». Тогда Богоматерь повелела ей самой подойти ко всем явившимся небожителям и спросить их, как их имена и какая была их жизнь на земле. Сначала Евдокия подошла к ангелам и спросила их: «Кто Вы?» — Они отвечали: «Мы — ангелы Божии». Потом с таким же вопросом она обратилась к Иоанну Предтече и ап. Иоанну Богослову, и они сказали ей свое имя и свою жизнь. Затем Евдокия подошла к св. девам. Это были великомученицы Варвара и Екатерина, первомученица Фекла и великомученица Марина, великомученица Ирина и преп. Евпраксия, великомученицы Пелагия и Дорофея, преп. Макрина и муч. Иустина, великомученица Иулиания и муч. Анисия. Все эти девы на вопросы Евдокии сказывали ей свое имя, свою жизнь и подвиги мученичества за Христа и в заключение прибавили: «Не так нам Бог даровал эту славу, а за страдания и за поношения. И ты пострадаешь».
Между тем Богоматерь продолжала беседовать с преп. Серафимом и что-то много говорила ему. Но из этой беседы Евдокия могла расслышать лишь немногое. И вот, что она услышала: «Не оставь дев моих дивеевских», говорила Богоматерь. Старец ответил: «О, Владычице, я собираю их, но сам собою не могу их управить». «Я тебе, любимче Мой, во всем помогу, — сказала Богоматерь, — возложи на них послушание; если исполнят его, то будут с тобою и близ Меня, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих блаженных дев Моих; ни места, ни венца такого не будет им. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет пред Богом». Потом, обратясь к Евдокии, Богоматерь сказала: «Вот, посмотри на сих дев моих и на венцы их: иные из них оставили земное царство и богатство, возжелав Царства Вечного и Небесного, возлюбили нищету самоизвольную, возлюбили Единого Господа и за то, видишь, какой славы и чести сподобились. Как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же».
Видение кончилось тем, что Богоматерь сказала преп. Серафиму: «Скоро, любимче мой, будешь с нами». И благословила его. Простились со старцем и все святые. А Евдокии было сказано: «Это видение дано тебе ради молитв старцев Серафима, Марка, Назария и Пахомия».
Долго не могла прийти в себя после этого видения Евдокия, а когда пришла в себя, то стала просить Великого Старца, чтобы он научил ее, как жить и молиться. И это для того, чтобы не быть лишенной Покрова Богоматери. Св. Старец ответил: «Помни и говори всегда в молитве: «Господи, как мне будет умрети? как мне, Господи, ответ дать за дела мои? Царица Небесная, помоги мне»». Благословив затем сестру, Преподобный отпустил ее от себя, сказав: «Гряди, чадо, с миром».
Воистину, замечательно это явление Богоматери преп. Серафиму! Если св. Андрей удостоился видеть Богоматерь горе на воздусе, то к преп. Серафиму Она Сама благоволила прийти в его келлию, окруженная сонмом небожителей. Много поучительного Она говорила ему и присутствовавшей при явлении сестре. Но особенно примечательны сказанные Ей последние слова: «Как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же». Слова эти были сказаны непосредственно об иночествующих девах, но в своей мере приложимы и ко всем христианам последнего времени. Скорби есть преимущественный удел спасающихся последнего времени, по предречению и древних Отцов. В древнем Патерике сохранилось следующее сказание: «Св. Отцы (находившиеся в Египте) Скита пророчествовали о последнем поколении, говоря: что сделали мы? И, отвечая, один из них, великий по жизни, по имени Исхирион, сказал: мы сотворили заповеди Божии. Еще спросили: следующие за нами сделают ли что-нибудь? Он сказал: они достигнут половины нашего дела. А после них что? И сказал Исхирион: не будут иметь дел совсем люди рода оного, придет же на них искушение, и оказавшиеся достойными в оном искушении окажутся выше нас и отцев наших» (Древний Патерик, гл. 18, пар. 10).
Это древнее пророчество святых подвижников сбывается на нас, братия. Нам дано, как говорит Апостол: «Еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати» (Фил. 1, 29). «Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем. Аще терпим, с Ним и воцаримся; аще отвержемся, и Той отвержется нас» (2 Тим. 2, 11-12). Аминь.

Слово священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского (+1937г.), в день Покрова Пресвятой Богородицы

О молитве

Вспоминая ныне явление Богоматери, молившейся во Влахернском храме за весь род человеческий, о чем же нам и беседовать, как не о значении молитвы в нашей жизни и о необходимости молитвы для каждого человека. Если без молитвы ничего не делается на небе, то как же она нам нужна на земле. Херувимы, Серафимы, святые и преподобные, блаженствуя в раю и участвуя в славе Христа, Сына Божия, — все непрестанно молятся. Нельзя это сказать о людях, живущих на земле и предназначенных для прославления своего Создателя.
Человечество увлечено иными стремлениями и целями, созданными себе во вред и на пагубу. Есть люди, которые совсем не молятся, не чувствуют в этом необходимости, не понимают смысла молитвословия и не верят в возможность быть услышанными Богом; весьма многие люди молятся редко и всегда неохотно, с принуждением и тяготою. Таким образом, очень мало людей, живущих горячей, сильной, искренней, умной и непрестанной молитвой, по заповеди Христа и наставлениям святых апостолов. Надо полагать, что эти люди и есть те праведники, ради которых спасаются страны, города и веси.
Молитва есть дыхание Божественной жизни в человеке. Святой апостол говорит: «Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными» (Рим. 8, 26), т.е. Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Где есть хотя слабые начатки дыхания молитвенного, там есть признаки жизни, а где нет дыхания, там нет жизни. Поэтому как для жизни естественной прежде всего нужно возбудить дыхание, так для жизни духовной прежде всего надо возбудить дух молитвы. На этом основании святой апостол и писал: «молю убо прежде всех творити молитвы» (1 Тим. 2, 1). Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без этого не может совершиться никакое другое благое дело. Как без молитвы найти путь Господень и пройти его в действительности; как уразуметь истину, распять свою плоть со страстьми и похотьми, покаянием очистить себя от скверны плоти и духа; как воскреснуть посредством веры без молитвы и просветиться светом Христовым в сердце? Как может найти путь тот, кто не видит истины и не разумеет ее, или как может идти путем тот, в ком нет жизни? (митр. Филарет). Так и свт. Златоуст говорит, что, кто не молится Богу, тот мертв, бездушен, бессмыслен. Кто может быть святее того, кто беседует с Богом, кто праведнее, кто достославнее, кто премудрее? Если часто беседующие с мужами мудрыми сами становятся мудрыми, то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом?
Когда Марфа принимала Господа, а при ногах Его сидела Мария, то в обеих сестрах сказалось прекрасное усердие, однако дела их были различны. Господь одобрил обеих, но предпочел Марию. Марфа — образ деятельного служения другим; Мария — образ созерцательного предстояния Богу в молитве, но Мария благую часть избрала (Лк. 10, 42). «Если, — пишет святитель Василий Великий, — и ты хочешь быть тайником Христовым, сядь при ногах Его и пребывай в молитвенном созерцании Его!»
В древности люди всему предпочитали молитву, и святые отцы при свидании всегда спрашивали друг друга о том, как идет или действует молитва? Действие молитвы было у них признаком духовной жизни, но не всякое молитвословие и стояние на молитве они признавали за истинную молитву. Так, поклоны пред иконами и чтение по книжке, заучивание молитвы на память и слышание чтения другого они считали лишь за принадлежность молитвы. Сама молитва, по их определению, есть возникновение в сердце чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, сокрушения, покорности воле Божией и проч. Насколько легко класть поклоны и читать молитвы, настолько трудно возноситься сердцем к Богу. Полет духа требует возбуждения, а возбуждение — укрепления, дабы, как говорится, воспитать в себе молитвенный дух.
Следовательно, возлюбленные, чтобы молитва сделалась нашею необходимостию, нашею радостию, потребностью жизни и самым драгоценным даром для нас, надо воспитать в себе молитвенный дух. Из одного определения святыми отцами, что такое истинная молитва, можно понять, насколько важно это воспитание молитвенного духа. Действительно, молитва есть мать и глава всех добродетелей, ибо заимствует их из источника всех благ — Бога, с Которым молящийся пребывает в общении, а потому без молитвы нельзя сделаться добродетельным христианином. Только молитвой можно дойти до Всемогущего Бога, ибо она есть путь к Нему, и оживотвориться причащением к жизни. Святитель митрополит Филарет Московский так объясняет движение молитвенного духа: «Душа, погруженная в чувственность, рассеянная в мире, омраченная грехом, не чувствует, что по своему началу она есть дыхание из уст Божиих, но сила этого чувства без ее ведома возникает из глубины и движет сердце к Богу».
Но как воспитать в себе молитвенный дух? С чего надо начать? Всякое важное дело начинается с размышления и приготовления. Приступая к молитве, надо всегда отрезвить свои мысли, отвлечь их от земных дел и интересов и для этого покойно постоять, посидеть или походить по комнате. Затем подумать, перед кем намерен встать и к кому обратиться, дабы явилось чувство смирения и самоуничижения. После этого следует положить несколько поклонов и начать молитвы, не спеша, вникая в смысл каждого слова и доводя их до сердца. Когда читаешь, учат святые отцы, очисти ны от всякия скверны, восчувствуй скверноту свою; читаешь: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, в душе своей прости всем, а сердцем проси себе у Господа прощения и т.д. Умение молиться прежде всего необходимо для воспитания в себе молитвенного духа, и оно состоит в известном порядке мыслей на молитве. Этот порядок однажды открыл Ангел св. иноку (Леств. сл.28, гл.7). Начало молитвы должно состоять из славословия Богу, из благодарений за безчисленные благодеяния Его; потом мы должны принести Богу искреннее исповедание грехов наших в сокрушении сердца и в заключение можем высказать с великим смирением наши прошения о нуждах душевных и телесных, предоставляя благоговейно исполнение и неисполнение этих прошений Его воле. Каждое подобное молитвословие оставит в душе след молитвы; ежедневное продолжение его вкоренит молитву, а терпение, без которого нельзя ничего добиться в жизни, несомненно привьет молитвенный дух.
Однажды братия спросила авву Агафона: какая добродетель труднее всех? Он ответил: «Простите мне, я думаю, что труднее всего молиться Богу. Когда человек захочет молиться, то враги стараются отвлечь его, ибо знают, что ничто им так не противодействует, как молитва Богу. Во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, он получает после усиленного труда успокоение, а молитва до последней минуты жизни требует борьбы». И какой борьбы! Весьма трудной и сложной, с плотию — расслабевающей, с собственным двоедушием, сомнением, неверием и — кознями врага спасения. Но Господь сказал: «Вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете» (Мф. 21, 22). Следовательно, если воспросите без веры или с сомнением, — не приимете, и для получения какого-либо блага у Бога, необходимо прежде молитвы приготовить себя к несомненной, крепкой вере, ибо сомнением мы оскорбляем Бога.
О, Всемилостивая Царице Богородице! Помози нам немощным, слабым, неразумным, скверным, неисправным, печальным, унылым, скорбным, отчаянным и покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором! Даруй нам дух молитвы! Единей бо точию Тебе, Пресвятей и Пречистей Матери Божией дадеся, да всякое прошение Твое исполнится. Помози нам, Ты наша радость и веселие, Ты упование, прибежище, надежда и спасение наше во веки веков! Аминь.

Слово архиепископа Саввы (Раевского), Сиднейского и Австралийского (+1976г.), в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы с особенной любовию и проникновенностью праздновал когда-то весь русский народ. Все храмы были полны православным людом.
Начиная уже с XIII века праздник Покрова Пресвятой Богородицы был одним из излюбленнейших праздников русского народа. Этот праздник глубоко вошел в душу и в сознание русского народа. По своей значимости для русского человека он уступает лишь Благовещению, Рождеству Христову и Светлому Христову Воскресению. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — это русский национальный праздник. Кроме привлекательности основной идеи праздника Покрова, заключающейся в том, что Богородица беспрерывно оберегает христианский мир, защищает его, покровительствует ему, на распространение его в России несомненно повлияли духовные и душевные особенности русского народа, необыкновенно глубоко восприявшего почитание Божией Матери. Внешней же причиной, способствовавшей распространению праздника Покрова среди русского народа, является установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы именно у нас, на Святой Руси. Это — наш русский праздник.
Чудесное событие, послужившее основанием для установления праздника Покрова, произошло в Византии, в Константинополе, но Греческая церковь не знает о празднике Покрова, в греческих богослужебных книгах службы в честь Покрова Пресвятой Богородицы не положено.
Итак, что же послужило основанием для установления праздника Покрова Пресвятой Богородицы, какое чудесное событие вспоминается в этот день Церковью?
В конце IX и в начале X века в Константинополе жил св. Андрей Юродивый. Когда ему было семнадцать лет, его купил в числе других рабов византийский вельможа, стоявший во главе телохранителей императора Византии. По происхождению Андрей был скифом или славянином, согласно славянскому переводу его жития. Возможно, и даже вероятно, что он был русским, ибо Скифией называлась когда-то южная Россия. В доме византийского вельможи Андрей прошел курс наук того времени и благодаря своим дарованиям скоро сделался секретарем вельможи. Однако, в этом положении Андрей долго не оставался. Под впечатлением житий святых и под влиянием своего духовного отца священника церкви Св. Софии Никифора, Андрей решил принять на себя один из тягчайших подвигов христианских, подвиг юродства, чтобы под видом безумного показать безумие мудрых и разумных мира сего. С этого времени началась подвижническая жизнь святого Андрея: он бегал по улицам столицы, одетый в лохмотья, спал под открытым небом, произносил безумные слова. Неразумные и праздные люди часто его били; много страдал Андрей и от непогоды, мороза и жары. Так, в лишениях и страданиях проходила его жизнь. Св. Андрей был удостоен дара предсказания, совершал чудеса и многих отвратил от порочной жизни. Андрей Юродивый имел ученика, происходившего из аристократической семьи, по имени Епифаний, который позже стал константинопольским патриархом под именем Полиевкта.
Андрей Юродивый часто бывал в знаменитом Влахернском храме, известном не только своими большими размерами, красотой и блеском, возвышавшемся подобно акрополю в царском городе, но и своими святынями и реликвиями, восторженно почитавшимися греческим народом. С пятницы на субботу в этом храме совершалось торжественное богослужение — всенощное бдение, продолжавшееся всю ночь. Во время одного из таких богослужений, уже под конец своей жизни, св. Андрей Юродивый, вместе с учеником Епифанием, был удостоен чудесного видения Пресвятой Богородицы. В четвертом часу ночи св. Андрей ясным взором, как наяву, увидел Богородицу шедшей от западных дверей в грозном окружении, в составе которого были честный Предтеча Иоанн и св. евангелист Иоанн Богослов, поддерживавшие Божию Матерь со стороны своими руками. Другие святые в белых одеждах шли впереди Богоматери, некоторые же шли сзади, воспевая гимны и песни духовные. Когда Богородица приблизилась к амвону, подошел св. Андрей к своему ученику Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный, и ужасаюся», ответил Епифаний. И когда они смотрели, Богородица стала на колени и долго молилась, обливая слезами свое боговидное и пречистое лицо. Закончив молитву, Богородица сняла с себя подобное молнии покрывало, которое имела на своей пречистой главе, и держа его торжественно своими пречистыми руками, простерла его над народом, находившимся в церкви. Дивные мужи сии Андрей и Епифаний долго смотрели на этот над народом распростертый покров и сияющую как молния славу Господню, и пока там была Пречистая, был виден покров. Когда же она удалилась, не стало видно и покрова. Она, заканчивает составитель жития, взяла его с собою, а благодать оставила тем, кто был в храме.
Вот это видение Андрею Юродивому, которому Пречистая Богородица явилась во Влахернском храме с распростертым над народом омофором, как символ Ее покровительства и защиты рода человеческого, и составляет предмет празднования Покрова.
Греческая Церковь не установила у себя праздника в память явления Пресвятой Богородицы во Влахернском храме. Видимо, Греческая Церковь не видела в том особой необходимости. Почитание Богородицы и без того было весьма развито в Византии. В одном Константинополе было в X веке свыше 90 храмов, посвященных Пресвятой Богородице, не считая монастырей и храмов частных лиц, воздвигнутых позднее также в честь Богородицы.
Когда житие св. Андрея Юродивого было переведено на славянский язык и стало распространяться на Руси, то там было обращено внимание на чудесное явление Богоматери во Влахернском храме, и в память этого явления этот праздник и был установлен именно у нас, на Руси.
В славянских списках древнего славянского Пролога-месяцеслова, из которых многие относятся к XIII и XIV векам, в сказании об установлении праздника Покрова имеется одно очень интересное место. Житие св. Андрея Юродивого, видимо, читалось какому-то высокопоставленному благочестивому человеку. Прослушав о страшном и чудесном видении св. Андрея и Епифания, этот благочестивый муж воскликнул: «Как страшное и милосердное видение это могло остаться без праздника?..» И восхотел, да не без праздника останется Покров Божией Матери.
Кто же был этот благочестивый человек, которому принадлежит инициатива установления праздника Покрова?
Некоторые думают, что этот праздник был установлен на Руси по инициативе и предложению знаменитого русского князя Андрея Боголюбского.
Андрей Боголюбский был одним из первых русских князей, приступившим к созиданию из отдельных разрозненных княжеств единого русского государства с сильной центральной властью. Его политический, государственный и национальный идеал был настолько широк и всеобъемлющ, что потребовались целые века для его осуществления московскими князьями и царями, а позднее русскими императорами. В то же время Великий князь Андрей Боголюбский был глубоко религиозным человеком, христианином, высоко ценившим Православную Церковь. После победы над болгарами, в знак воспоминания о дивных знамениях, которых он был удостоен во время борьбы с ними, Андрей Боголюбский, по соглашению с Византийскою Церковью и русской иерархией, установил праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, празднующийся 1-го августа. Ничего не может быть удивительного и в том, что этот знаменитый князь, о котором так мало, а часто и неверно говорилось в наших учебниках по русской истории, мог установить и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Едва ли многие из нас слышали в школе, что Андрей Боголюбский был причислен Церковью к лику святых. А между тем в русских старых месяцесловах память его празднуется 2-го октября, т.е. на другой день после праздника Покрова. Обычно в нашей Церкви, на другой день после больших праздников, празднуется лицо, участвовавшее в событии праздника. Так, 7-го января, на другой день Богоявления празднуется св. Иоанн Креститель. 25-го марта празднуется праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, а 26-го — собор св. архангела Гавриила. Очень возможно, что и св. Андрей Боголюбский внесен под 2-е октября как основатель праздника Покрова.
Св. Андрей Боголюбский построил одну из древнейших церквей в честь Покрова на реке Нерли, недалеко от ее впадения в реку Клязьму, в полутора верстах от города Боголюбова. На том месте, где ныне находится гор. Боголюбов, как известно, Андрею Боголюбскому во сне явилась Пресвятая Богородица.
В 1155 году князь Андрей двинулся из южной России из гор. Вышгорода в Суздальскую землю, взяв с собою икону Пресвятой Богородицы, посланную ему из Византии. Пройдя город Владимир, в 10 верстах от него, лошади, которые везли икону Божией Матери, стали, и никакие усилия не могли их заставить двинуться далее. Вот тогда-то ночью во сне явилась князю Андрею Пресвятая Богородица. Она запретила ему везти икону в Ростов, куда он направлялся, и приказала оставить ее во Владимире; на месте же, где остановились лошади, везшие икону, построить в честь Ее Рождества храм и обитель; кроме того, Богородица повелела Андрею Боголюбскому изобразить Ее лик на иконе в том виде, как Она явилась ему. На этом месте князь Андрей построил храм и обитель, и основал город, названный Боголюбовым. Икона Божией Матери, которая была написана позже, по его указанию, получила название Боголюбской. В полутора верстах от Боголюбова князь Андрей построил каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в знак благодарности за то покровительство, которое ему оказала Божия Матерь.
Однако, как показывает более строгое исследование истории праздника Покрова, этот праздник мог быть установлен и ранее Андрея Боголюбского, в начале XII века, и притом на юге России, вероятно, в Киеве. Иными словами, праздник Покрова мог быть установлен раньше, чем Андрей Боголюбский сделался великим князем Владимирским, и даже в то время, когда он был удельным князем в Вышгороде, в 15 верстах от Киева.
Следует полагать, что праздник Покрова был установлен другим знаменитым русским князем, которого летописец называет «чудным князем», «милостивым паче меры», — т. е. Владимиром Мономахом (1113 — 1125). Великий же князь Андрей Боголюбский, великий почитатель Божией Матери, построивший ряд храмов в Ее честь, способствовал тому, чтобы праздник Покрова Пресвятой Богородицы утвердился и распространился на Руси, особенно в северной ее части.
Благодаря Андрею Боголюбскому, как выдающемуся представителю русской государственной власти, работавшей в его время рука об руку с властью церковной, праздник Покрова сделался всероссийским государственным праздником, всенародной святыней, которую вся Россия за таковую признавала и единым сердцем почитала и праздновала. Даже иноверцы, как напр. татары, башкиры, калмыки и прочие, чтили этот день, как праздник, и по примеру русских воздерживались от повседневных работ.
Праздник Покрова оказал влияние на быт и уклад жизни русского народа. В народном быту праздник Покрова считался покровителем свадеб, и потому сельские девушки молились в этот день о скорейшем выходе замуж. С этой целью они считали для себя непременным долгом побывать на праздник Покрова в церкви.
С именем праздника Покрова сложились многие поговорки. «Покров, Пресвятая Богородица, — приговаривают девицы, — покрой мою бедную голову жемчужным кокошником». «Святопокровенька, покрой мою головеньку». Если вспомним, что невеста шла в России под венец покрытая фатой, то станет очевидным, по сходству покрывала праздничного с покрывалом-омофором Богородицы, что русский народ усвоил празднику Покрова покровительство над браком.
Праздник Покрова Божией Матери имел важное значение в народном быту и как срочный день новых работ и занятий. Поселянин говорил о наймах «от Покрова до Егорья», «от Покрова до Крещенья».
Так праздник Покрова Пресвятой Богородицы сделался центральным праздником в честь Божией Матери, когда к Ней, к Пречистой, русский народ направлял все свои мысли и чувства. Русский праздник Покрова сделался продолжением того дивного почитания Богоматери, которое существовало в Византии и центром которого был знаменитый Влахернский храм.
Явление Пресвятой Богородицы св. Андрею Юродивому во Влахернском храме было следствием не только его молитвенного экстаза и духовного восхищения, но и ответом на те непрерывные моления, которые возносил греческий народ Пресвятой Богородице во все ответственные моменты своей истории. Раздираемый внутренними распрями, подвергаясь нападению внешних врагов, греческий народ непрестанно обращался с горячей молитвой к Пресвятой Богородице и никогда не выходил посрамленным из своего тяжелого положения.
И вот, ныне, когда весь мир и в особенности наш русский народ переживают поистине трагическое время, когда начала и миродержатели тьмы века сего завладели сердцами смятенного человечества, да обратим наши взоры к Пресвятой Богородице, да будем молить Ее от всего нашего сердца, чтобы Она защитила Русь Православную, сократила дни страданий всего христианского мира и покрыла нас всех честным своим Омофором.
«Воззрим на Нее», как говорил молитвенник Земли Русской приснопамятный протоиерей о. Иоанн Кронштадтский, «сердечными очами в Духе Святом, везде сущем и вся исполняющем и простом, воззрим как бы у самого сердца нашего находящуюся и воззовем к Ней: Скорая Заступница, Госпоже Богородице Марие, спаси нас и народ наш русский многострадальный от врагов, распинающих его. Изгони бурю вражды и злобы из сердца нашего и из отчизны нашей. Матерь Христа-Мира, возревнуй и помолись перед Владыкой мира о мире всего мира, особенно всех христиан».
Если молитвы наши слабы, если мы недостойны умолить Тебя, Пресвятая Богородице, то помоги нам по молитвам тех, которые угодили Тебе, которые веками славили Тебя и которым Ты оказывала свою помощь. Помоги нам по молитвам страстотерпцев и мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, по молитвам печальника и ходатая за Землю Русскую св. благоверного князя Александра Невского. Помоги по молитве Твоего пламенного почитателя и мученика за Русь Святую и сильную св. князя Андрея.
Мы верим, что русский народ, который свыше 900 лет прибегает к покровительству Пресвятой Богородицы, прославляя Ее в многочисленных храмах, переживет настоящее безвременье, сбросит с себя оковы неверия, выгонит злую сатанинскую силу из своего сердца и, покаявшись в богоотступничестве и богохульстве, снова обратится к Богу и восстановит православное государство Российское.
Мы верим, что по молитвам Пресвятой Богородицы так будет. Веруем, Господи, помоги нашему неверию. Аминь.
Белград — 1943 г.

Поучение священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского (+1937г.), в праздник Покрова Пресвятыя Богородицы

Небесный Покров над нами

Ныне вспоминаем мы о дивном видении в церкви Влахернской в Константинополе в начале X века. В то время сарацыны напали на Византию, разоряли и грабили ее. В церкви Влахернской, которую преславила Богоматерь дивными чудесами, в которой хранились риза Ее и пояс, за воскресным всенощным бдением молился великий подвижник Христов, св. Андрей Христа ради юродивый. И вот представилось Ему дивное видение: он увидел Богоматерь в воздухе, сопровождаемую Предтечею Господним, ап. Иоанном Богословом, ликами Ангелов и святых. Она молилась со слезами за народ, потом вошла в алтарь, представ пред престолом Сына Своего и Бога. Выйдя из алтаря, Божия матерь распростерла над молящими свой омофор (головное покрывало), блиставший светом, и сделалась невидимою. Опасаясь, не было ли это видение вражеским обманом, св. Андрей спросил стоявшего рядом ученика своего Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу всех, молящихся за мир?» И получил ответ: «Вижу, отче, и ужасаюсь». Так ради удостоверения в истинности видение имело двух свидетелей. Истинность видения подтвердилась и последующими событиями: сарацыны были побеждены.
В этом видении было открыто то, что всегда происходит в Церкви Небесной: она непрестанно молится за Церковь земную. За нас молятся Ангелы, святые, и прежде всего Богоматерь. Видение св. Андрея было в начале X века, а о распростертом над миром Покрове Богоматери открыто было людям с дней глубокой древности. Так уже ветхозаветный патриарх Иаков видел таинственную лестницу, восходившую от земли до небес, по которой нисходили и восходили Ангелы Божии, а на вершине ее был Сам Господь.
Кого могла означать эта лестница, как не Богоматерь, Которая соединила Бога Вышнего с живущими на земле через воплощение от Нее Сына Божия? Ангелы Божии восходили и нисходили по лестнице не для того ли, чтобы исполнять волю Божию о спасении людей, как говорит св. апостол, «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1, 14). Или как говорил о том еще Давид псалмопевец: «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их!» Но открыто ли было блаженному Андрею то же, что видел уже патриарх Иаков, — небожители служат спасению людей, как ополчение Божие, около их ополчащееся (Быт. 32, 1-2; Пс. 33, 8), и прежде всего служит этому спасению таинственная Лестница, Богоматерь, как бы помогающая Ангелам восходить и нисходить для служения спасению человеческому.
Законодатель народа еврейского Моисей получил от Бога повеление устроить ковчег завета, верхняя крышка которого была осеняема Херувимами. И опять кого означал ковчег завета, как не Богоматерь, «одушевленный кивот» святыни? В ковчеге все напоминало о великой тайне Боговоплощения, которой послужила Богоматерь. Хранившаяся в нем стамна (Сосуд, в котором в ветхозаветном храме в ковчеге завета хранилась манна, которую посылал Господь евреям в пустыне.) с манной — образ Богоматери, вместившей в Себе «хлеб жизни, сходящий с небес» (Ин. 6, 51), который есть плоть Христова, восприятая от Богоматери. Жезл Ааронов процветший знаменовал то, что из неплодного корня человечества произрастет жезл — Богоматерь, из Нее же Цвет жизни Христос, плодами духовной жизни обогативший вселенную. Скрижали Завета тоже предуказывали «Слово жизни во утробе Вместившую». Ковчег был главною святынею, над которой возносились моления. Пред ковчегом, сокрытым завесою, совершал каждение священник, а народ призывали: «Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ног Его, яко свято есть» (Пс. 98, 5). На крышку ковчега кропил жертвенною кровию первосвященник, однажды в год, в день очищения входя во святое святых.
Если же ковчег был главной ветхозаветной святыней при возношении молений людских к Богу, то не ясно ли предуказывало это, что такое посредство в Новом Завете будет принадлежать одушевленному Ковчегу, Богоматери? Осенение крышки ковчега Херувимами не свидетельствовало ли, что небожители будут сопредстоящими и сослужащими при этом вознесении молений от Ковчега Нового Завета? Блаженный Андрей видел Богоматерь, сопровождаемою Иоанном Предтечею и Иоанном Богословом, — взамен Ангелов бесплотных явились люди, достигшие достоинства ангельского.
Кроме этих образов было и прямое дивное пророческое слово о молитвенном предстательстве Богоматери: «предста Царица одесную Тебе» (Пс. 44, 10). Кому предстала Она? Какому престолу? Об этом сказано в псалме выше: «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царства Твоего… посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44, 7-8).
Какая же Царица могла предстать Престолу Небесного Царя Христа? Не одна ли Богоматерь? И для чего предстояла Она, как не для того, чтобы, войдя в царственную Славу, возносить ходатайственные моления о грехах людских, как сказано в том же псалме: «богатейшие из народа будут умолять Лице Твое» (Пс. 44, 13).
Если Сам Христос предстал Престолу Отца Своего Небесного «во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение… сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5, 7-9), то не становится ли понятным, что и Богоматерь должна была предстать Престолу Сына Своего со слезами, как то и видел святой Андрей?
Если все это было открыто людям ветхозаветным, то могло ли быть скрыто от новозаветного тайнозрителя Иоанна? Действительно, изображая грядущие на вселенную бедствия, он видит и то, как явится на небо Ковчег Завета в Храме небесном. Что это за Ковчег и откуда он, если уже во втором храме Иерусалимском, который построен был по возвращении евреев из плена Вавилонского, ковчега завета не было? Время прообраза прошло, и стала на месте его Истина, вместо рукотворного ковчега явился Ковчег одушевленный, Богоматерь, бесконечно превосходившая Свой прообраз. Не явилась ли ап. Иоанну в образе Ковчега Богоматерь на небе, чтобы отводить, смягчать громы и молнии бед, грядущих на мир? И тайнозритель, как бы объясняя видение Ковчега, продолжает: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе венец из двенадцати звезд» (Апок. 12, 1). Кто эта жена, как не Богоматерь, облеченная в Солнце правды Христа, вошедшая в Его Божественную Славу? Луна под ногами Ее не образ ли попираемой Ею земной славы, преходящей, являющейся лишь отблеском Света истинного, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9)? Венец на 12 звезд на главе Ее не апостолы ли Христовы, лучший венец, украшение Церкви, Матери всех чад, от Бога родившихся, усыновленных Христом со Креста Богоматери, Которая, как Матерь жизни, явилась началом Церкви? И не для того ли явилась на небе Жена, облеченная в Солнце, чтобы ходатайствовать за усыновленных чад Своих, которые должны были пройти через муки рождения, чтобы найти себе истинный покой у Престола Божия (Апок. 12, 2-5)?
Вот сколько, кроме видения св. Андрея и Епифания, свидетельств о Покрове Богоматери, заключающихся в Самом Слове Божием Ветхого и Нового Заветов! Облако свидетелей небесных, притом столь древних, не должно ли усиливать нашу радостную уверенность в вековечной истине светлорадостного видения, бывшего блаженному Андрею и Епифанию? Как отрадно для верующего сердца то, что во мрак стеснивших человека отовсюду скорбей и бед жизни, часто кажущихся безысходными, всегда может проникнуть луч радостного света с небес! Молитвы и ходатайства немощных духовно людей бывают иногда бессильны рассеять этот мрак, но неужели напрасно ходатайство Богоматери, пред Которою Сам Божественный Сын Ее является как бы Должником?
Ее ходатайство сильно облегчит скорбь и беды нашей жизни. Если же они необходимы, как спасительное горькое врачевство против самых опасных болезней греховных, то Божия Матерь облегчит нам перенесение горестей жизни, поможет им оказать свое целительное действие. Ее ходатайство может умалить меру назначенных нам скорбей жизни, озарить ее лучами небесной, необманчивой радости.
Пусть Небесный Покров незрим, но и незримое может быть ощутимо. Присмотревшись внимательнее к своей жизни, мы увидели бы среди скольких бед и смертей мы ходим, и они каким-то чудесным образом нас минуют.
Иногда промелькнет в сознании неведомо откуда пришедшая спасительная мысль и поможет найти выход из стеснивших отовсюду бед. Иногда наши желания наталкиваются на неожиданные препятствия, и мы готовы бываем роптать, раздражаться, а потом с крайним удивлением замечаем, что какая-то неведомая рука через эти препятствия отвела нас от большой беды. Иногда неожиданные встречи, обстоятельства жизни как бы случайно расстраивают давно составленные нами планы действий, и мы, вдруг осознав пагубность своих планов, готовы бываем говорить: «Человек предполагает, а Бог располагает». И сколько еще можем мы приметить случаев незримого водительства нашею жизнью, узреть очами веры распростирающийся над нею Небесный Покров!
Надо нам хранить и оживлять в сердцах своих веру в этот Покров, без которой потеряем мы светоч жизни, останемся беспомощными среди людей и обстоятельств, враждебных нам, потому что каждый кругом заботится о себе самом, тогда как небожители заботятся не о себе, а о братии меньшей, бедствующей в плавании житейском, терпящей постоянно кораблекрушения в жизни, не могущей никак достигнуть спасительной пристани.
К небожителям будем чаще и с большею верою взывать. Будем молить Богоматерь: «Покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Своего, Христа Бога нашего». (Тропарь праздника Покрова Божией Матери.)
Тверь. 1 октября 1928 года.

Проповедь архиепископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского), Зелонского (+1979г.), в праздник Покров Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сказание о видении Пресвятой Богородицы, осеняющей Своим покровом молящихся в храме, видении, которое удостоились увидеть блаженный Христа ради юродивый Андрей и друг его, русский народ воспринял как знамение о помощи Пречистой всему страждущему миру.
Не раз различные учители церкви указывали, что не следует понимать заступничество Богородицы, как заступничество или даже защиту от Бога, Который бесконечно милосерд, благ и справедлив. Любовь, милосердие Пресвятой Девы это дар Божий, который Она взыскала и обрела так, как могут и должны обрести его все люди.
Нельзя никак противопоставлять милосердие Матери Божией милосердию Бога. И, несмотря на это, Она все же справедливо именуется нашей Заступницей и нашим Покровом.
Кое-кто из церковных писателей указывает, что покров Божией Матери ограждает нас от слишком яркого для нас, грешных, нестерпимого света Божественной славы. Не было бы этого легкого покрова, мы бы сгорели от обращенного на нас пресветлого Божьего Ока, от лучей Его правды и любви. А покров Владычицы дает нам возможность воспринимать этот свет каждому в меру его сил, постепенно приучая нас к восприятию все большего и большего света.
Мысль эта глубокая. Ведь нельзя забыть, что это Богородица исткала плоть для Сына Божия вочеловечившегося и тем дала возможность видеть и слышать Самого Бога, и даже вкушать Его Пречистое Тело и Кровь. Это все верно.
Но есть и другая особая милость Божия в дарованной нам возможности обращаться к Пресвятой Богородице, просить Ее покровительства. В обращении к Богородице, в любви и в доверии к Ней находит свое не только завершение, но преображение любовь к матери, любовь к родимой.
Слово мать свято для каждого человека. Но именование Божией Матери еще святее. Мать порождает нас к жизни земной, от нее обретаем мы великий дар жизни. А через Божию Матерь открывалась нам всем и даруется жизнь вечная — Христос. И мы вправе обращаться к Ней как к Матери. Сам Господь усыновил нас Ей в лице любимого ученика Своего Иоанна в тот страшный час, когда Она расставалась с Ним, как со Своим Сыном, Единственным данным Ей.
Но тогда и совершилось чудо. Расставшись с Ним, как с земным Своим Чадом, самым любезным из всех любезных, Она обрела всех верующих в Него, как чад Своих, стала новой Евой, Матерью всех живущих.

Комментирование запрещено