Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

Беседа священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского (+1938г.), в день празднования Владимирской иконы Богоматери

Общественное значение молитвы

Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).

В обыкновенный будничный день собрались мы, возлюбленные, в сей святой храм Божий, чтобы почтить Пресвятую Божию Матерь, ради чудотворной иконы Ея Владимирския. Оставили вы свои обыч­ные житейские дела, для иных и срочные, семейные нужды свои забы­ли и молились усердно здесь. Зачем это вы сделали? Не напрасно ли? Не повредите ли вы своему благополучию, не уменьшите ли своего со­стояния? Разве мало для вас воскресных и праздничных дней? А вы приходите еще в будничный день молиться. Если вы будете проводить время в молитвах, то кто же позаботится о ваших делах?
Не смущайтесь, возлюбленные, — не напрасно вы посетили храм Бо­жий; великую пользу именно своему благополучию приносите, посещая и в буничные дни храмы Божии. Каким же образом? Дело в том, что не­достаточно одних наших человеческих усилий для успеха всякого дела. Как бы мы ни трудились усердно, какие бы прекрасные технические средства у нас ни были, но если Господь не поможет нам, напрасны будут все наши труды. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1).
И разве это не правда? Посмотрите на крестьянина-труженика. Вот он тщательно вспахал землю, засеял ее отборным зерном. Но если Господь не пошлет дождей будет засуха, и хлеб не вырастет. Но пусть дожди пойдут, и хлеб созреет. Пошлет Господь град — и от хлеба ниче­го не останется. Трудится рабочий над устройством всевозможных машин, орудий, зданий, выстраивает города со всеми культурными удобствами. Но Господь поколебал землю — и от большого, прекрасного города остались развалины. Самая наша жизнь зависит не от нас, не от достижений научных. Что может сделать умирающему лучший профессор-врач? А Господь часто воздвигает верующих с одра смерти. Милость же Божия на все эти дела мирские, Его благословение и призывается нашими усердными к Богу молитвами. Мы молимся Богу, и Он по­сылает успех нашим делам. Здесь оправдание ежедневных и ежечас­ных молитв монахов и монахинь. Зачем так часто молятся эти монахи, почему они не занимаются другими делами, а только молитвой? Свои­ми молитвами они помогают именно нашему мирскому благополучию, ибо просят Бога обо всем мире, о его спокойствии и о благе.
Не напрасно и вы пришли сюда, но для того, чтобы помолиться Царице Небесной, нашей общей Заступнице. А она умолит Своего Сы­на возлюбленного, да дарует Он всем нам мир и благопоспешение во всех трудах наших. А если Божие благословение будет на наших делах, то они будут всегда успешными, ибо Сам Спаситель сказал: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Аминь.

Поучение протоиерея Александра Романовского в день празднования в честь Владимирской иконы Богоматери

Матерь Божия, подобно грому, устрашает врагов

«Радуйся, яко гром враги устрашающая!» (Акафист)

Так святая церковь восхваляет между прочим Матерь Божию. И нам, братия, при воспоминании о великом Ея милосердии, явленном нашим предкам в избавлении их от нашествия страшного завоевателя Тамерлана, хана татарского, прилично ныне воспеть Ей, Матери Божией, туже похвальную песнь: «Радуйся, яко гром устрашающая!»
Известно нам из истории отечества нашего, что Россия находилась под владычеством татар более двух сот лет. В это тяжелое для России время удельные князья Русские, ослабленные непрестанными междоусобными войнами, долго не смели и думать о свержении с себя ига татарского. Но вот явился на престоле княжества московского Великий князь Дими­трий Иоаннович Донской. Заручившись союзом с некоторыми соседними князьями, он первый решился вступить в борьбу с татарским ханом Мамаем, вторгнувшимся в пределы России с многочисленным полчищем татар. Призвав на помощь Матерь Божию, Которой икона была носима в воинстве Рус­ском, и оградив себя благословением Преподобного Сергия, он одержал блистательную победу над Мамаем на поле Куликовском. Многочисленное войско татар было разбито на голову. Такая победа над та­тарами была одержана воинством Русским в конце четырнадцатого столетия, и была зарею освобождения России от владычества татар.
Понятна, что такая победа Русского князя до крайности раздражила и озлобила татар. Они пылали сильным желанием отмстить за свое поражение. Не прошло и пятнадцати лет после победы Великого князя Димит­рия, как Мамай умер. Преемник его Тамерлан, собравши многочисленное воииство, вторгнулся в пределы России и привел оную в ужас. Как страшная туча, он шел к Москве, на пути своем предавая все огню и мечу. Он вошел уже в пределы Рязанские: взял город Елец, пленил князя Елецкого, и убил многих жителей, и устремился к Москве. И Великий князь Московский, Василий Дмитриевич, с войском также подошел к Коломне и остановился на берегах Оки. Страшась грозного врага, он усердно молил Бога и Пресвятую Богородиду о помощи над врагами; призывал в своих молитвах и москов­ских чудотворцев: Петра, Алексия, Преподобного Сергия; писаниями своими убеждал митрополита Киприана и духовенство усерднее молиться Богу и Бого­родице о даровании ему победы над врагами. Просил их убеждать и всех жителей Москвы в Успенский пост усугубить свои молитвы и приносить Богу пока­яние в грехах своих. Во всех храмах Москов­ских совершались моления к Богу за князя и воин­ство Русское. А для большого пробуждения в серд­цах людей духа молитвенного Великий князь повелел из Владимира принести в Москву чудотворную икону Богоматери, по преданию написанную Евангелистом Лукою. — Митрополит, духовенство и народ возблаго­дарили Бога за такое распоряжение Великого Князя. Они надеялись, что подобно тому, как князь Андрей Боголюбский с этою чудотворною иконою некогда оде­ржал победу над Болгарами, так и Москва Ею-же будет спасена от врагов. И не напрасна была на­дежда их!
Чрез десять дней после праздника Успения Бого­родицы чудотворная икона Ея была принесена к пре­делам Московским. Все почти жители столицы вы­шли на встречу чудотворной иконе Богоматери, и уви­девши оную, в благоговейном трепете пали пред Нею и со слезами вопияли: «Матерь Божия! Спаси зе­млю Русскую!» Духовенство с крестным ходом, при безчисленном стечении народа, встретило чудотворную икону Богоматери и проводило оную в Успенский собор­. О, дивное чудо! В тот самый день и час, когда жи­тели Москвы встречали чудотворную икону и молились Матери Божией, Тамерлан заснул в шатре своем и увидел страшный сон. Ему представилась великая гора, с которой сходили многие святители с золоты­ми жезлами в руках, а над ними в лучезарном сиянии явилась Жена, величия неописанного, окруженная множеством молниеобразных воинов, грозно идущих на Тамерлана. Величественная Жена повелевала ему оставить пределы Русские, если нежелает погибели се­бе и войску. Тамерлан от страха затрепетал и прос­нулся. Созванные им вельможи, которым расказал о своем сновидении, желая понять значение виденного, ответили ему: «Это Богоматерь, защитница христиан!» — ­«И так мы неодолеем их», сказал Тамерлан; — и тотчас повел войскам своим идти в обратный путь, и ушел из пределов России.
Можете себе представить, братия, как велика была радость Россиян при получении известия об удалении страшного врага из отечества нашего! Тогда не только жители Москвы, но и все Россияне, как бы едиными устами и единым сердцем в восторги духовной ра­дости восхваляла Матерь Божию, и, в чувстве величай­шего к Ней благодарения, воспевали: «Радуйся, Матерь Божия, яко гром враги устрашающая!»
Что бы память об этом славном событии не оста­лась забвенною в потомстве, в наставление нам, их потомкам, предки наши основали монастырь на том месте, где была встречена ими чудотворная икона Бо­гоматери, и положили ежегодно совершать в оном торжественное моление после крестного хода из Успен­ского Собора.
Вот какое славное и отрадное для сердца событие воспоминается ныне Св. Церковью! Подлинно радостна воспоминать о великом милосердии Царицы Небесной к людям грешным, о чудном и могущественном Ея заступлении за них пред Божиим правосудием. Кто бы нас избавил от толиких бед, которыя мы своими грехами на себя привлекаем! Ктоже бы сохранил, аще не бы Ты, Владычице мира, предстояла молящи Бога за нас!
Так, братия! Видно велика была вера в заступление Богоматери у наших предков; видно пламенна была их молитва к Царице Небесной, когда Она яви­ла им столь великое знамение Своего милосердия! Но кто пробудил столь великую веру в жителях Моск­вы? Кто вселил в них столь богоугодный дух мо­литвенный? Пример Великого Князя Московского, Василия Дмитриевича! Он первый всем своим подданным явил пример великой веры и благочестия. Он не тайно только, но и явно совершал во храме Бо­жием свои сердечныя моления к Богу и Богородице; он с великую ревностью побуждал и духовенство и народ усугубить пост и молитву во время поста Ус­пенского; Ему принадлежала первая мысль перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Богома­тери. И Бог за его веру и благочестие даровал ему победу над страшным врагом России. Подлинно счастливо было Московское княжество, имевшее столь благочестивого князя!
Счастливы и мы, братия, имющие столь благочестивых царей! И мы; в минувшую войну с турками, чем другим привлекли к себе помощь от Бога и Богородицы, как не живою верою в Бога и благочестием нашего Царя! С усердною молитвою к Богу и Богородице Он и начал и продолжал войну. И не напрасна была Его вера в помощь Божию и заступле­ние Богородицы. Ему настолько Бог даровал славную победу над страшными врагами, но и Его Самого не одии раз видимо защищал от убийственных рук злодеев и чудесно отвращал от Него повидимому верно расчитанные смертельные удары!
В чувстве сердечного благодарения за милосердое заступление Царицы Небесной воспоем и мы Ей хвалебную песнь: «Радуйся, яко гром враги устрашающая!» Аминь.
26 августа, 1881 г. Церковь св. Василия Кесарийского, на Тверской, в Москве

Проповедь митрополита Григория (Постникова), Новгородского и Санкт-Петербургского (+1860г.), в день празднования Владимирской иконы Божией Матери

Наше главное дело есть спасение души

Едино есть на потребу. (Лк. 10, 42)

Что едино на потребу? — Попечение о спасении души. Из всех наших дел на земле, какие бы они ни были, нет важнее и нужнее попечения о спасении нашей души.
Так ли? Несомненно так. Ибо Господь ясна сказал: Ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Не сказал бы Он таких слов, если бы старание о приобре­тении Царства Божия и правды Его или, что то же, старание о спасении души для нас не было делом самым первым и, сле­довательно, самым важным и нужным. А Господь есть истина (Откр. 3, 14): что Он сказал, то несомненно истинно.
Но как несомненно истинно, что самое нужное и важ­ное наше дело на земле есть попечение о спасении нашей души, то сама собой разумеется, что очень многие дела, назы­ваемые и почитаемые от некоторых людей делами важными и нужными, отнюдь не суть дела самые важные и нужные. Например: дело приобретения в настоящей жизни богатства, почтения, уважения, здоровья, многими почитаемое в мире за самое важное дело, отнюдь не есть дело самое важное. Ибо люди удобна могут спастись даже самые бедные, боль­ные и презренные. Ни для кого из них вечное блаженство не заперто. Лазарь, лежавший при вратах богатого, веселив­шегося на вся дни светло (Лк. 16, 19), был весьма беден, болен, презрен — и по смерти отнесен на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Посему не велико для людей несчастье, если они на земле, в этой кратковременной жизни, бедны, больны, пре­зираемы, но спасутся и во всю вечность будут блаженство­вать. Равно не велико для людей и счастье, если они на земле достаточны, почтенны, здоровы, но не спасутся и во всю веч­ность будут мучиться в геенне.
Поскольку же самое важное и самое нужное наше дело на сей земле есть спасение нашей души, то всякому из нас неусыпно и всемерно должно стараться спасать и спасти свою душу.
Братья! Как много люди употребляют трудов, чтобы приобрести что-нибудь полезное просто только для земного, временного, плотского удобства или даже для прихоти в жизни! Не гораздо ли больше должно трудиться для спасе­ния своей души? Как много у людей бывает забот, чтобы сохранить телесное здоровье, спасти телесную жизнь! Чего они не предпринимают в сем отношении и чего не переносят! Не гораздо ли больше нам должно заботиться о спасении нашей души? Если в настоящей жизни страдает тело, то его страдания, как бы они ни были продолжительны, окончатся, по крайней мере, смертью; но если по смерти подвергнется мучениям душа, то муки ее будут самые ужасные и мукам ее не будет конца.
Православные христиане! Особенно нам должно ста­раться о спасении своей души, потому что особенно нам Бог даровал много благодати ко спасению. Он благоволил нам родиться в недрах Своей Святой Церкви; мы в ней возроди­лись святым Крещением; в ней узнали и непрестанно более узнаем истину; в ней мы узнали и непрестанна более узнаем путь спасения; в ней мы многократно получали и теперь получаем побуждения идти этим путем спасения; в ней уже многократно Бог прощал наши грехи при Таинстве Покая­ния; в ней уже многократно Он питал нас Божественной Плотью и Кровью Своего Единородного Сына в Таинстве Причащения. Таким образом, Господь Бог гораздо с боль­шим правом может сказать о нас то, что Он некогда сказал о древнем Израиле: Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему? — то есть: «Что еще Мне можно было сделать для этих людей, чего Мною для них уже не сделано?» (Ис. 5, 4).
Весьма жалок тот из нас, кто не пользуется столь многими Божьими благодеяниями! Тот своей бездействен­ностью и беспечностью сделает для себя смерть весьма горького, потому что при смерти для него будет ясно, что жизнь уже прошла, что он имел все способы к своему спасе­нию и, несмотря ни на что, презрел предложенные ему спо­собы, не старался о своем спасении и — потерял спасение! О том, что последует с ним по смерти, и вспоминать страшно.
Как драгоценна и радостна бывает милость для боль­ного, когда он, несмотря на то что врач уже отчаялся в его жизни, вдруг получает облегчение и надежду жить долее! Если он еще не забыл Бога, то от всего сердца благодарит Его, чувствуя себя обязанным за свое выздоровление только Ему одному. Так и всякому из нас должно ценить продол­жение нашей жизни, потому что всякий из нас своими гре­хами уже давно заслужил, чтобы жизнь была у него отнята и он брошен был в вечный огонь. Весьма бесчувствен тот из нас, кто не благодарит Бога за продолжение своей жизни употреблением ее для спасения своей души. Кому дорого спасение своей души, тот должен неутомимо трудиться над ее спасением, тому не должно опускать бездейственно ни одного дня. Земная жизнь не есть собственно жизнь, а только приготовление к жизни. В здешней жизни делаемся мы только годными или не годными к истинной жизни. Истинная наша жизнь будет в вечности. И для чего иначе бывает продолжение нынешней жизни, если не для приго­товления к жизни истинной — для спасения души! Господь Бог молитвами Пресвятой Богородицы да даст о сем разум всем людям.
Аминь.
Сказано Вышневолочковского уезда в селе Березке, в имении его превосходительства Николая Логиновича Манзе, при обозрении Тверской епархии.

Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в день празднования Владимирской иконы Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Владимирская икона Божией Матери написана, по церковному Преданию, евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произ­несла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу и была поставлена в девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого, святой Андрей Боголюбский, в 1155 го­ду принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаме­нитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Визан­тии и Руси — через Киев, Владимир и Москву.
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднования бы­вают несколько раз в году (21 мая, 23 июня н 26 августа). Наи­более торжественное празднование совершается 26 августа, уста­новленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан достиг пределов Рязанских, взял город Елец и, направ­ляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Ва­силий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он усердно молился святителям Московским Петру и Алексию и преподобному Сергию об избавлении отечества и на­писал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы на­ступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о по­миловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенства. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчислен­ное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую». В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась величавая Жена. Она по­велела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Та­мерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияю­щая Жена есть Матерь Божия, великая защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного из­бавления Русской земли от Тамерлана, на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери. Пред Владимирской иконой Матери Божией совершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы, предстоятеля автокефальной Русской церкви; святителя Иова — первого патриарха Московского и всея Руси; святейшего патриарха Тихона. В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация святейшего патриарха Пимена — 21 мая/3 июня 1971 года.
Дорогие братья и сестры, прославляя царицу Небесную за дарованную нам великую святыню — чудотворную икону Владимир­скую, будем верными чадами Святой Православной Церкви, будем усердно чтить Ее святую икону и молиться Ей, тогда никакая печаль мира сего не сможет нарушить мир и покой нашей души, никакая грусть не в состоянии будет лишить нас небесной радости. Аминь.

Комментирование запрещено