Преображение

Поучение игумена Феофана (Крюкова) в праздник Преображения Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху», — так поет Святая Церковь в тропаре праздника, отмечая Евангельское событие, которое произошло накануне Крестных страданий Господа.
Приближались страдания, а Апостолы еще не получили благодати и уразумения того, что совершил и совершает Господь Иисус Христос. И они могли, видя предстоящие страдания Господа, поколебаться, смутиться, соблазниться и навсегда отойти от Божественного Учителя и тем самым воспрепятствовать делу спасения человека.
И вот, чтобы предотвратить это, еще до Своих Крестных страданий, Господь решил показать славу Свою, славу Своего Божества. Мы слышали в чтении Священного Евангелия, что Господь взял с Собой троих Своих учеников — Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору, и в молитве преобразился пред ними. Лицо Его просветилось, как солнце, а одежды стали белыми, как свет. И явились им Моисей и Илия, и они говорили с Господом о предстоящем Ему пути, о предстоящих страданиях. Ученики увидели Господа, разговаривающего с Боговидцами, и ужаснулись, и обрадовались, и апостол Петр вне себя сказал: «Господи! Хорошо нам здесь быть… сотворим здесь три кущи (шалаши), Тебе едину, и Моисею едину, и Илии едину». И еще он не окончил это говорить, осенило их облако, и из облака был глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте» (см. Мф. 17, 1-5; Мк. 9, 2-8). Тот же самый глас, который был и при Крещении, но с добавлением: «Его слушайте».
В страхе ученики «пали на лица свои» (Мф. 17, 6), Господь же ободрил их и сказал: «не бойтесь». Когда же сходили они с горы, Господь запретил им рассказывать об этом видении (ср. Мф. 17, 7-9; Мк. 9, 9).
Вот это величайшее событие, которое мы сегодня празднуем, нам показывает и доказывает, во-первых, что Христос не был простым человеком, Он был Богочеловеком, Сыном Божиим, засвидетельствованным Самим Богом Отцом. Он показал Свою славу прежде Своих страданий и вел беседу со Своими Пророками.
С другой стороны, братья и сестры, в этот праздник Господь и нам говорит, что мы тоже призваны к такому преображению. Ведь самая сущность христианства и Православия — это преображение, преображение всего существа человека — и души, и тела. И что мы все, верные чада Церкви, должны стремиться к этому.
Преображение Господа Иисуса Христа — это наше будущее преображение во втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю, но мы призываемся к тому, чтобы это преображение началось для нас здесь на земле. Чтобы мы могли достойно принять в сердце Господа Иисуса Христа. А для этого мы, конечно, должны очиститься от наших греховных страстей. Мы должны потрудиться. Даже Апостолы, восходя на гору Фаворскую, приняли труд восхождения и моления там. Тем более в духовной жизни требуется постоянный труд над своим сердцем.
Для этого Господь преподал нам образ молитвы, смирения, покаяния, доброделания, служения нашим ближним. Он призвал нас к этому деланию, сообщив нам заповеди и образ действия, а мы должны отозваться на этот призыв всем своим существом, всей своей жизнью. Мы должны знать божественные истины, стремиться к будущему блаженству; к которому нас призвал Господь. И мы знаем, что эти молитвы, наши стремления не остаются без внимания, а некоторые Святые даже удостаиваются еще при жизни видения нетленного, нетварного Света, Света Преображения, и могут и сами преображаться. О таком случае мы знаем из рассказа Николая Александровича Мотовилова, который вспоминает, как он беседовал с преподобным Серафимом, и вдруг от лица Старца стало исходить неизреченное блистание света, ни на что не похожее свечение. И сам Святой и бывший с ним его соратник были удостоены этой божественной славы будущего Света, которая обещана всем.
Это ключевое место во всем вероучении, отличающее Православие от других исповеданий. Мы об этом вспоминаем и празднуем во время Великого поста, отмечая память Григория Паламы, который поднял учение о благодатном свете до нужных высот понимания. И мы, имея такое сокровище, конечно, должны и в этот праздник тоже помнить, что мы не просто прихожане, мы не просто исполнители требований евангельских, а мы призваны к вечной жизни, к блаженству, когда и плоть, и душа, и дух наши просветятся вот тем светом, который показал Господь накануне Своих страданий.
Смысл нашего праздника отражен в кондаке. «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».
Каждому дается понимание по его силе, как и Апостолам было: «якоже можаху», но никто не освобождается от молитвенного труда, от призыва к очищению, просвещению, преображению. И мы в этот праздник примем призыв Господа нашего Иисуса Христа и скажем в сердце своем: «Да воссияет и нам свет Твой присносущный!» Аминь.

Слово преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Челийского (+1978г.), на Преображение Господне

Тайна Спасителевого Преображения и тайна спасения

На Своем богочеловеческом пути в этом мире Господь Христос пронес Свое человеческое естество и через преображение как необходимое событие в Своем божественном домостроительстве спасения. Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным есть необходимое условие богочеловеческого подвига спасения мира от греха, зла и смерти. Ибо спасение невозможно без преображения человеческого естества Богом из греховного в святое, из дурного в доброе, из смертного в бессмертное. В самом деле, спасение и состоит во всестороннем преображении человеческого естества Богом.
Как и все, принадлежащее Спасителю, преображение Его имеет общечеловеческое значение, ибо, по словам святого Прокла, Он не просто преобразился, но преобразился, чтобы показать нам будущее преображение естества. Как новый родоначальник, Спаситель на Фаворе показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество на своем пути освящения, обожения, спасения. Как Новый Адам, Богочеловек Христос Своим преображением чудесным образом охватывает весь род человеческий, и в Своем человеческом естестве совершает, в принципе, преображение всего человеческого естества. Живя Господом Христом как своей непрерывной и вечной жизнью, Православная Церковь всем существом своим чувствует незаменимое значение преображения Спасителя в деле спасения рода человеческого и всей твари…
На горе Фавор Господь преобразился, осияв всю вселенную Своим светом, чтобы избавить мир от преступления. Спасителево преображение есть «бездна неприступного света» (Пр. Иоанн Дамаскин), света, который изобильно излился на Фаворе, и залил всю тварь, и в первую очередь род человеческий. Ибо, по словам святого Анастасия Антиохийского, блистание одежд Спасителя означает изменение наших тел. Потому что мы стали одеждой Спасителю, когда Он облекся в наше тело.
Между Спасителевым крещением и распятием стоит преображение, которым он явлен как Господь Ветхого и Нового Заветов и заново засвидетельствован как Сын Божий. Так незадолго до Голгофского Креста засвидетельствовано Божество Господа Иисуса, а тем самым и спасение мира, потому что только Бог может спасти мир от греха, зла и смерти. Вся жизнь Спасителя на земле, включая и святое преображение, представляет собой единый неделимый подвиг спасения рода человеческого, единую неделимую органическую целостность. В центре всего стоит Пресвятая Троица, которая и совершает спасение божественным образом. Прежде Своего крестного страдания Господь совершил все, что было необходимо в домостроительстве спасения, и на Фаворе показал таинственно образ Троицы…
Богочеловеческое есть одновременно и общее человеческое, ибо как Богочеловек Господь Христос охватывает весь род человеческий. Потому Его преображение имеет всеобщее значение. Вселенское чувство Церкви полно им: преобразившись на Фаворе, Спаситель сделал так, что естество человеческое, почерневшее от греха, снова заблистало, превратив его в славу Своего Божества. Своим преображением Господь открыл от века сокровенную тайну и показал тайну и вечную славу естества человеческого. Из-за ипостасного единства тела с Богом Логосом тело совершенно обогатилось славой невидимого Божества, ибо одна и та же слава Логоса и тела. Эта слава была невидимо присуща видимому телу Спасителя, а в момент преображения явилась ученикам. Спаситель преобразился, не добавляя Себе нечто, чего Он не имел, но проявляя то, что Он имел в Себе. Ибо одно Солнце правды, один Христос в двух нераздельно соединенных естествах.
Какая-то огромная божественная сила пронизала чудесным образом человеческое естество в момент преображения Спасителя. Состаревшееся и почерневшее в грехах человеческое естество вошло в таинственный процесс преображения и обожения, потому что его целиком охватил Фаворский свет Христова Божества: облекшись во всего Адама, Христос почерневшее издревле естество человеческое просветил, преобразив его, и обожил преображением Своего тела. Своим чудесным воплощением и славным преображением Господь обожил человеческое естество. Своим преображением Господь изменил человеческое естество, к которому некогда были обращены слова: Земля еси, и въ землю отидеши (Быт 3, 19). В день Преображения Спасителя мы славим обожение человеческого естества, изменение его на лучшее, его естественное возвышение и переход в сверхъестественное. Это Спаситель соделал Своим Божеством…
Своим преображением благий Господь преобразил образ Божий в человеке, и он заблистал в своем изначальном, божественном сиянии и красоте. Ибо смысл и цель преображения Богочеловека — вернуть человека и все человеческое к образу Божию как сущности человеческого существа; снять греховный налет с богообразной души человеческой; восстановить богообразность естества человеческого в его чарующей безгрешной красоте и всю жизнь человека подчинить богообразной сущности и силе как богоданному началу, которым самым надежным образом обеспечивается вечность. Обновленный преображением Спасителя, образ Божий в человеке засиял как солнце, а тело — как свет. В своей прасущности богообразная душа человека есть далекий отблеск божественного света, света, который в полном блеске воссиял на Фаворе сквозь пресвятое тело Богочеловека Христа. Преображением Своим Господь показал, что смысл и ценность, и нетленная божественная красота тела, вещества, материи — исполниться божественным светом, лучиться им, жить им, ибо свет есть синоним жизни и бессмертия, как тьма — синоним смерти и тления.
Искаженный и изуродованный грехом образ Божий в человеке Спаситель обливает божественным светом при Своем преображении и восстанавливает его красоту и доброту. При сотворении человека из земли, говорит святой Дамаскин, Господь почтил его Своим собственным образом и подобием, соделал его жителем Едема и другом Ангелов. Но поскольку мы подобие божественного образа помрачили и замутили тиной страсти милосердный Господь предложил нам другой способ Своего общения с нами, намного чудеснее и надежнее первого. Пребывая в величии Своего Божества, он принял участие в горшемъ, т.е. в человеческом естестве, обоготворил в Себе человеческое естество, соединил Оригинал с образом, и в нем показал на Преображение Свою собственную красоту. И сияло лицо Его как солнце, ибо по ипостаси соединено с невещественным светом, и из него блистает Солнце правды.
По неизмеримому человеколюбию Своему Бог Творец, взяв на Себя образ раба, спасает при преображении Своем этот образ от древней помраченности, просияв лицом и явив свет Божества в теле Своем. Будучи светом мира, Господь чудесным образом всегда присущ в мире светом Своим, но на Фаворе Он показал в изобилии этот Свой свет, которым Он спасает мир от греха. Желая изменить естество человеческое из дурного в доброе, из несвятого в святое, из помраченного в светлое, Господь Христос взошел на Фавор и показал ученикам Свое Божество, коим Он и спасает естество человеческое.
Преображение Спасителя есть источник неиссякающей преображающей силы, которая преображает всю тварь и все существа, почему мы и поем чудесному Спасителю: Преображается тварь ясно Твоимъ преображенiемъ, Христе.

Слово Святейшего Патриарха Пимена (Извекова), Московского и всея Руси (+1990г.), на предпразднство Преображения

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Преображение! Какой это замечательный праздник: он свидетельствует одуховном прообразе человека, о его духовном совершенстве.
Одна из предпраздничных стихир призывает верующих измениться лучшимизменением, чтобы достойными взойти на гору Фаворскую и видеть славуПреображения. “Но как это возможно? — спросим мы.— Можно ли за короткий срокпредпразднства настолько изменить себя?” И гора Фавор — далеко, и однимпосещением ее невозможно достичь совершенства. Церковь зовет нас, братья исестры, к духовному восхождению на гору Фаворскую, — восхождениюнравственному, восхождению сердцем и благой христианской мыслью.
Почему необходимо измениться лучшим изменением? Потому что быть наФаворе со Христом, даже мысленно, может не каждый. Потому что не каждыйдостоин видеть славу Божию.
Господь взошел на гору Фаворскую, как говорит евангелист, чтобы помолиться, ивзял с Собой только трех Своих учеников (Мф. 17, 1-2). Евангелист перечисляетпоследовательно Петра, Иакова и Иоанна. Петр был взят на Фавор, как камень веры.Господь сказал ему: …на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова неодолеют ей (Мф. 16, 18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называютАпостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовьпроповедовал: “…Любите не словом или языком, но делом и истиною” (1 Ин. 3, 18).Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял еюврагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и особенно в изгнаниина острове Патмос. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков — образецтерпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надобыть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то,что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойнымивосхождения на Фаворскую гору.
Святая Церковь, дорогие братья и сестры, зовет нас изменить свой образ жизни,и изменить в короткое время. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что никогда изнашей памяти не должен выходить образ благоразумного разбойника, который воедином часе раеви сподобился. Он смог уже на кресте изменить себя лучшимизменением. Нам же всегда содействует и помогает благодать Святого Духа, особеннов нашем стремлении к духовному совершенствованию. Поэтому, если ты жесток,стань милосердным: это будет доброе изменение. Если ты любишь только самогосебя, научись любить своего ближнего, как самого себя. Это будет достойнойпеременой. Если жизнь приносит тебе скорби и печали и ты с большим трудомпереживаешь ее бремя, то вспомни слова Господа нашего Иисуса Христа: В мирескорбни будете, но дерзайте… (Ин. 16, 33). Только дерзая, мы научимся терпению.
Если мы сумеем изменить себя лучшим изменением, то есть изменимся клучшему, то мы, несомненно, окажемся достойными мысленно взойти на Фаворскуюгору и видеть славу Преображения Господня.
Однако вы знаете, что изменения могут быть разными. О ПреобразившемсяГосподе сказано, что вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою,блистающею (Лк. 9, 29). Мы иногда полагаем, что одеть себя в хорошие одежды итак изменить свой образ — этого достаточно. А иногда, к чему особенно любятприбегать женщины, считается достаточным изменить свое лицо с помощьюкосметических средств. Несомненно, не о таком изменении говорит Святая Церковь,и не к такому изменению мы призваны. Святая Церковь зовет нас к чистоте души итела. Она призывает нас к тому, чтобы мы своим светлым лицом и добрыми очамирадовали наших ближних, находящихся, может быть, в большей скорби, чем мы сами.
Праздник Преображения Господня зовет нас прежде всего к изменению нашеговнутреннего образа. Сейчас это особенно удобно, потому что пост есть времяпокаяния. Этот пост посвящается Богородице, и Сама Пресвятая Дева Мария станетПомощницей нам в нашем духовном совершенствовании. Соделаем же себядостойными видеть Фаворский Свет через Таинство Покаяния, через очищение себяот грехов и вместе с Церковью воскликнуть: Да возсияет и нам, грешным, Свет Твойприсносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
К таким мыслям, дорогие братья и сестры, пусть устремляется ваше сердце иразум. И Господь, Преобразившийся во славе, по молитвам Пресвятой Девы Марииокажет Свою всесильную помощь в нашем духовном совершенствовании иочищении. Аминь.

Слово протоиерея Анатолия Малинина (+2004г.) на Преображение Господне

Преображение Господне в Фаворском свете

Господь, преобразившись на Фаворе, явил славу и сияние, и Он снова придет таким, каким Его увидели ученики на Фаворе. Будущее Царство Небесное — Царство света, где не будет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения… ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец (Откр. 21, 23). Где свет — там и красота. Абсолютный же свет есть абсолютно прекрасное, это Сам Бог, Бог есть Любовь в ее законченности, и она делает духовно прекрасной всякую личность. Венчающий Собою любовь Отца и Сына Дух Святый есть и предмет, и орган созерцания прекрасного. Вот почему аскетику как деятельность, направленную к тому, чтобы созерцать Духом Святым свет неизреченный, святые отцы называли не наукою, и даже не нравственной работою, а «искусством из искусств», «художеством из художеств». Писал об этом и отец Павел Флоренский.
Аскетика создает не «доброго» человека, а прекрасного, и отличительная особенность святых подвижников — вовсе не их «доброта», которая бывает и у людей, не ведущих аскетический образ жизни, даже и у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности. «Прекраснее же Христа — Единого безгрешного — ничего нет». О Боге как первоисточнике красоты говорит святой Дионисий Ареопагит. Получив бытие от истинной Красоты, природа во всех своих частях носит отблеск этой Красоты. Все, что Господь создал, было «добро зело», т.е. все творение Божие было весьма красиво. Даже само слово «космос» означает «красота». Но особенно блистали неземной красотой и светом ангельский мир и первый человек. Григорий Богослов называет первым светом Бога, вторым светом — ангела, а третьим светом — человека, он говорит: «Свет есть человек, что известно и язычникам».
Сотворенный по образу Божию человек был подобен Богу и исполнен света. Но как только человек согрешил, Господь облек его в «кожаные одежды», и потерял он этот свет. «Когда человек преступил заповедь, — говорит святой Макарий Великий, — диавол всю душу его покрыл темною завесою. Посему приходит наконец благодать и совлекает все покрывало, так что душа, соделавшись уже чистою и восприяв собственную свою природу, это неукоризненное и чистое создание, всегда уже чисто и чистыми очами созерцает славу Истинного Света и Истинное Солнце Правды, воссиявшее в самом сердце. Как видимое око, будучи чистым, всегда видит солнце, так и ум, совершенно очистившись, всегда видит славу Света-Христа и с Господом пребывает день и ночь, подобно тому как Тело Господне, соединившись с Божеством, всегда сопребывает с Духом Святым. Но в сию меру не вдруг достигают люди, а только разве трудами, скорбию, великим подвигом».
Господь наш Иисус Христос как Сын Божий, приняв человеческую плоть, соединил с Собою и восставил падшего человека, положил начало новому человечеству, стал новым Родоначальником, новым Адамом. На горе Фавор во время Преображения Христос показал Своим ученикам величие и славу нового человека. Еще в Ветхом Завете Господь просветил Своим Божественным светом Моисея пророка, когда тот получал закон Божий на Синайской горе. «И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот сияет лучами лицо его, и боялись подойти к нему… и когда перестал Моисей говорить с ними, то положил на лицо свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лицо Господа, чтобы говорить с Ним, снимал покрывало, доколе не выходил. И видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисея, и Моисей опять полагал покрывало на лицо свое, пока не выходил говорить с Ним» (Исх. 34, 29-35).
В Новом Завете многие святые сподоблялись Божественного озарения. Но более всех — Божия Матерь, Которая превзошла всех святых Своей чистотою, смирением и любовию к Господу Богу. Святой Дионисий Ареопагит, современник апостолов, посещал Иерусалим и видел Деву Марию. О своем впечатлении он пишет апостолу Павлу: «Исповедаю пред Богом, о славный учитель и путеводитель наш, что мне невероятным казалось, чтобы могло быть еще существо так обильно исполненное Божественной силы и дивной благодати, кроме Самого Высшего Бога. Но я видел не только душевными, но и телесными очами то, чего никакой ум человеческий постигнуть не может. Да! Да! Я видел собственными очами Богообразную и выше всех духов небесных Святейшую Матерь Христа Иисуса нашего. …Когда Иоанн, верховный апостол… ввел меня пред лицо Богообразной и Пресвятой Девы, то меня озарил не только извне, но и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и кругом разлилось столь дивное благоухание и ароматы, что ни тело мое немощное, ни даже дух мой не могли вынести столь чудных знамений и начатков вечного блаженства».
Подвижники веры Христовой, исполненные Духа Святого, были озарены Божественным светом. Вот некоторые примеры. «Был авва, именем Памво, о котором рассказывают, что он три года молился Богу и говорил: «Подай мне славу на земле». Но Бог так прославил его, что никто не мог смотреть на лицо его по причине блеска, который он имел на лице своем. Говорили об авве Памво, что как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его, так и у аввы Памво лицо сияло, как молния, и он был, как царь, сидящий на престоле своем. Такой же был и авва Силуан, и авва Сисой».
«Рассказывали об авве Сисое. Перед смертью его, когда сидели около него отцы, лицо его просияло, как солнце. И он говорит отцам: «Вот пришел лик Пророков». И лицо его заблистало еще сильнее. Потом он сказал: «Вот вижу лик Апостолов». Свет лица его удвоился, и он с кем-то разговаривал. Тогда отцы стали спрашивать его: «С кем ты, отец, беседуешь?» Он отвечал: «Вот пришли ангелы взять меня. А я прошу, чтобы на несколько времени оставили меня для покаяния». Старцы сказали ему: «Ты, отец, не имеешь нужды в покаянии. Он отвечал им: «Нет, я уверен, что еще не начинал покаяния». А все знали, что он совершен. Вдруг опять лицо его заблистало, подобно солнцу. Все пришли в ужас, а он говорит им: «Несите ко Мне избранный сосуд пустыни», — и тотчас предал дух и был светел, как молния. Вся храмина исполнилась благоухания».
«Один из отцев рассказывал: некто встретился с аввою Силуаном и, увидев, что он лицом и телом светел, как ангел, пал на лицо свое. И говорил при сем, что и некоторые другие старцы имели сей дар».
«Один брат, пришедши в скит, к келье аввы Арсения, посмотрел в дверь и видит: старец весь как бы огненный. Брат сей достоин был видения. Когда он постучался, старец вышел и, видя брата как бы в ужасе, спросил его: «Долго ли ты стучался? Не видел ли чего здесь?» Брат сказал ему: «Нет». Побеседовав, старец отпустил его».
Все эти примеры взяты из жизни древних христианских подвижников, которые жили в Египте в начале IV века. В течение двухтысячелетней истории христианства многие подвижники сподоблялись такого светлого озарения, среди русских подвижников наиболее известен этим преподобный Серафим Саровский. Один из учеников преподобного Серафима Н.А. Мотовилов спросил его о цели человеческой жизни. Святой объяснял ученику, что вся цель христианской жизни и всех подвигов христианских состоит в стяжании Духа Святого. Мотовилов недоумевал, как же узнать, что находишься в Духе Святом. В своих воспоминаниях он рассказывает: «Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою! Что же ты не смотришь на меня?» Я отвечаю: «Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз Ваших молнии сыпятся. Лицо Ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..» Отец Серафим сказал: «Не устрашайтесь, Ваше боголюбие, и Вы теперь сами так же светлы, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе Вам нельзя было бы и меня таким видеть»».
Здесь нужно заметить: для того, чтобы видеть Божественное озарение, хотя бы и у святого, нужно иметь очищенную душу. Мотовилов увидел Божественное озарение благодаря молитвам преподобного Серафима. Господь сказал: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Только те, кто имеет чистое сердце, чистые душевные глаза, могут видеть и созерцать Бога и Его Божественный свет.
Вернемся опять к рассказу Мотовилова. После того как он увидел ослепительный свет, исходящий от преподобного, и этим светом была озарена вся лесная полянка, где происходила беседа, преподобный Серафим спросил у своего собеседника: «Что же чувствуете вы теперь?» Мотовилов ответил: «Необыкновенно хорошо! Я чувствую такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу. Чувствую необыкновенную сладость, радость во всем сердце и необыкновенную теплоту».
Это состояние, которое испытывал Мотовилов, будучи озаряем Божественным светом, — вкушение Небесного блага, уготованного Богом любящим Его. Такое состояние и испытывали трое апостолов, которые были на Фаворе во время Преображения Господня, когда Петр воскликнул: Господи! Хорошо нам здесь быть!(Мф. 17, 4).
Об озарении Божественным светом много говорит преподобный Симеон Новый Богослов. В его 86-м Слове описывается, как молодой послушник удостоился озарения, и говорится о его духовном состоянии. Возможно, что этот послушник был сам преподобный Симеон. Вот его рассказ: «Вошедши туда, где имел я обыкновение молиться, и, начав «Святый Боже» и вспомнив о словах святого («Знай, чадо, что ни постом, ни бдением, ни телесным трудом, ни каким-нибудь другим из правых действий Бог не радуется и является лишь смиренной и нелюбопытной и благой душе и сердцу»), я вдруг заплакал и в такие пришел слезы, и в такой пламень к Богу, что не мог выразить того словом, ни той радости и сладостного утешения, какие были тогда во мне. Падши затем лицом наземь, я увидел нечто дивное, ибо се — воссиял мысленно во мне великий свет и взял к себе весь мой ум и всю душу. Изумился я такому чуду внезапному и стал как бы вне себя, забыв и место, в котором стоял, и что такое я, и где я, — вопиял только: «Господи, помилуй!», как догадался, когда пришел в себя. Впрочем, отче мой, кто был тот, кто говорил во мне и приводил в движение язык мой, не ведаю, Бог то весть. Не ведаю ни того, как соединился я с тем светом, в теле ли был или вне тела. Ведает сие тот самый свет, который изгнал из души моей всю тьму и всякое земное мудрование, отъял от меня всю вещественность и тяжесть тела и произвел в членах моих великое расслабление и изнеможение.
Это изнеможение и расслабление членов моих и нервов было так сильно, от крайнего напряжения, что мне казалось, будто я слагаю с себя бремя тления. В душе же моей он произвел радость великую, чувство умное и сладость, высшую всякой сладости чувственной. Сверх того он даровал мне дивно свободу и забвение всех помыслов, кои в мире, и открыл самый способ исхождения из настоящей жизни, потому что все чувства ума и души моей прилеплены были тогда к единому неизреченному веселию и радости от того света. Но когда безмерный тот явившийся свет мало-помалу умалился и наконец совсем стал невидим, тогда я пришел в чувство и познал, какие дивности внезапно произвела во мне сила того света. Почему, испытав удаление его и видя, что он оставил меня одного в этой жизни, я столь много опечалился и душа моя так сильно возболезновала о том, что не могу выразить».
Божественное озарение, которое испытывали святые, — есть проявление Святого Духа. Святые, видевшие Божественный свет, подобны апостолам, узревшим преобразившегося Господа на Фаворе, поэтому и свет, которым были озаряемы святые, называют Фаворским светом. В XIV веке в Византийской Церкви происходили споры относительно этого света. Рационалистические богословы во главе с Варлаамом и Акиндином считали все эти озарения проявлением тварного света, «ниспровергая свет и блаженство праведных в Царствии Отца Небесного, силу и действие Триипостасного Божества». И вообще своим арианствующим учением эти рационалисты грозили поколебать самые основы христианского вероучения, подвижничества и нравственности. Святитель Григорий Палама и его сподвижники афонские учили и доказывали самой жизнью, что не путем философских рассуждений, но постоянным очищением души, совершенным безмолвием чувств и помыслов, непрестанным упражнением в богомыслии и молитве умной, или умным деланием, человек может достигнуть озарения свыше, которого сподоблялись святые.
В 1341 году в Константинополе был созван Поместный Собор, на котором была осуждена ересь Варлаама и Акиндина, а учение святителя Григория Паламы признано истинно православным. И в память этого было установлено совершать память святителя Григория Паламы во второе воскресенье Великого поста, когда человек особенно должен потрудиться в духовном делании, в посте и молитве, в покаянии, чтобы очистить свою душу и сподобиться духовного озарения.
1996г.

Беседа архиепископа Серафима (Иванова), Чикагского и Детройтского (+1987г.), на Преображение Господне

Да воссият и нам, грешным, свет Твой присносущный!

6/19 августа Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник — праздник Преображения Господня на горе Фаворской, находящейся ныне на территории Израиля. Подобает посему побеседовать сегодня об этом празднике.
Господь наш Иисус Христос преобразился только перед своими наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном за 40 дней до Своего распятия, которое было 30 марта по ст. календарю. Следовательно, Преображение произошло во второй половине февраля. Это время великаго поста. Поэтому святые отцы, еще в глубокой древности, перенесли этот праздник. 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в каковой день вторично совершается воспоминание крестных страданий Христа Спасителя.
Вот, святые отцы отсчитали от этого праздника назад 40 дней и установили, чтобы 6 августа праздновался праздник Преображения Господня, — праздник торжества преображенной плоти человеческой. Богочеловек явился своим ученикам таким, каким Он стал после Своего возстания из мертвых, и таким, какими будут тела праведников после всеобщаго воскресения.
Мы знаем из святого Евангелия, что Тело Воскресшаго Господа светилось, было способно быстро преодолевать пространство, проходить безпрепятственно через закрытыя двери, делаться мгновенно невидимым. Вместе с тем оно обладало качествами наших нынешних человеческих тел: Воскресший Христос вкушал земную пищу — хлеб, печеную рыбу и мед, и это пред всеми апостолами, шел довольно долгое время, как все люди ходят, с Лукой и Клеопой в Эммаус, благословлял и преломлял хлеб и т. п.
Все это очень трудно вместить нашему человеческому уму, живущему в трехмерном мире. Но, ведь, что невозможно человекам, возможно Богу, как учит нас Священное Писание.
Нам, христианам, в том числе и нынешним, дана высокая задача, при помощи церковных таинств, поста и молитвы, преображать здесь на земле, свои души и тела, что и творится святыми угодниками Божиими, праведниками и просто хорошими христианами.
По их отзывам это святое делание рано или поздно приносит такие прекрасные духовные плоды, такую радость и удовлетворение, что с ними совершенно несравнимы все житейския радости и утешения, за которыми так гоняются большинство людей.
Дал бы Господь всем нам хоть начать преображение душ и телес наших, дабы сподобиться вкусить хоть крупинку этой преднебесной радости!
Господь хочет помочь нам в этом святом делании. Он стоит у дверей нашего сердца и стучится в них, чтобы войти в наши души и помогать их преображению.
Об этом хорошо сказано в известном стихотворении великаго князя Константина Константиновича. Вот оно:

Стучася у двери твоей я стою:
Впусти меня в келью свою!
Я немощен, наг, утомлен и убог,
И труден мой путь и далек.
Скитаюсь я по миру беден и нищ,
Стучуся у многих жилищ:
Кто глас Мой услышит, кто дверь отопрет,
К себе кто Меня призовет, —
К тому я войду и того возлюблю
И вечерю с ним разделю.
Ты слаб, изнемог ты в труде и борьбе, —
Я силы прибавлю тебе;
Ты плачешь, — последния слезы с очей
Сотру Я рукой Моей.
И буду в печали тебя утешать
И сяду с тобой вечерять…
Стучася у двери твоей Я стою,
Впусти меня в келью свою.

Слово архиепископа Никона (Рклицкого), Вашингтонского и Флоридского (+1976г.), на Преображение Господне

(Мф. 17, 1-9; Марк. 9, 1-9; Лук. 9, 28-36)

В праздник Преображения св. Церковь вспоминает событие Преображения Господня и указывает нам путь нашего собственнаго преображения.
Господь преобразился перед избранными Своими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном для того, чтобы укрепить их веру в то, что Он — истинный Бог и что Он добровольно принимает крестныя страдания для нашего спасения, и для того, чтобы через этих трех учеников сделать эту веру достоянием Своей Церкви. В то же время Своим Преображением Господь подал нам пример для нашего личнаго преображения, необходимаго для вхождения в Его Царство.
Божий закон преображения действует во всем мире — как в мире физическом, так и в мире духовном.
Вот тот виноград и фруктовые плоды, которые мы освящаем в праздник Преображения — это преображение бездушной природы. Из земли, из смрадных удобрений солнечные лучи, вода и воздух, из семян, при некотором участии человеческаго труда, действием Св. Духа произрастают плоды для нашего питания и наслаждения.
Св. Дух так же совершает преображение и нашей души из зловонной страстями в благоухающую добродетелями. Однако, так как мы существа сознательныя и свободныя, то для того, чтобы преодолеть наше земное порабощение, мы должны участвовать в преображении и своими собственными силами, чему нас научил Христос Спаситель в Своем Преображении.
Прежде всего Он для преображения совершил подвиг восхождения на высокую Фаворскую гору. И мы должны принуждать себя к физическому и духовному восхождению от земных долин на небесную высоту. Он взял с Собой трех учеников — Петра, потому что он исповедывал Его Сыном Божиим, Иакова, потому что надлежало быть первым из апостолов мучеником за исповедание Его божества и Иоанна, потому что он был благовестником Иисусова божества.
Затем, Господь перед преображением пребывал в долгой молитве. Восхождение на Фавор, вероятно, было вечером в конце дня, а преображение — в конце ночи, так как они сходили с горы, как повествует Евангелист Лука (9, 37), на другой день после преображения. Таким образом Господь, как и в других случаях, пребывал всю ночь в молитве. Вероятно, Он молился о преображении Своих учеников и Своей будущей Церкви, т. е. о нашем преображении. Этим Господь указал, что и для нашего преображения требуется от нас усердная и долгая молитва.
Наконец, во время Своего преображения Господь беседовал с явившимися к Нему пророками — Моисеем и Илией и получил свидетельство от Отца Небеснаго: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Так и мы для нашего преображения должны беседовать с Господом Богом и Его угодниками. Мы не можем надеяться на то, что мы услышим голос Божий и что нам явятся для беседы пророки, апостолы и святые. Однако, мы весьма удобно молжем беседовать с ними через молитву и через чтение Священнаго Писания, в котором запечатлено все, что необходимо для нашего преображения и спасения. При этом мы должны не только читать Священное Писание, по изследовать его по слову Господню: «изследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5, 39). Если мы будем изследовать Священныя Писания благоговейно и усердно, тогда можем удостоиться и таинственных наставлений со стороны угодников Божиих, как наставлял св. ап. Павел святителя Иоанна Златоустаго при писании им толкований на творения ап. Павла, как об этом засвидетельствовал его послушник св. Прокл.
Пусть же в этот великий и светлый праздник свет Преображения Христова озарит нашу душу и сделает ее способною к подвигу преображения.
Париж. 12/25 августа 1970 г.

Комментирование запрещено