День памяти преподобного Силуана Афонского

Проповедь игумена Леонтия (Козлова) на день памяти прп. Силуана Афонского
(печатается по случаю 150-летия со дня рождения преподобного)

Держи ум твой во аде и не отчаивайся

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и памятью преподобного Силуана Афонского!
Сегодня в Евангелии повествуется о том, как фарисеи подошли к Спасителю и спрашивали, какою властью Он изгоняет из дома Божия торговцев и творит чудеса. Но Господь не отвечает им прямо, а задает Свой вопрос: какой властью крестил Иоанн Креститель? Фарисеи хотели уловить Его в слове, чтобы обвинить перед народом в богохульстве или перед властями в заговоре, но теперь они в замешательстве. Видя их лукавство, Господь ставит их в такое же неудобное положение: если не признают, что Иоанн действует от Бога, народ побьет их камнями, потому что все считали его великим пророком, а если признают, почему тогда не верят в него сами и не идут креститься?! Когда же они лукаво уклонились от ответа, сославшись на неведение, Господь не стал с ними больше говорить, как с недостойными беседы.
Лукавый человек перестает видеть окружающий мир адекватно, он смотрит на него глазами своих страстей. Все измеряется вредностью или полезностью для эгоиста и достижения им поставленных ложных целей. Лукавый человек не может действовать несвоекорыстно: смотрит, чтобы осудить, действует, чтобы создать впечатление, говорит, чтобы обмануть или уловить в слове. Часто великий дар разумности и словесности человек обращает не на пользу себе, и тогда слово становится орудием убийства, инструментом достижения неблаговидных целей.
Фарисеи пришли в такое состояние, потому что гнались за ложными благами, любили власть, богатство и земные удовольствия. Из своего сердца они сделали вместилище страстей, а из ума – их жалкого раба и прислужника. Стремясь возвыситься и обустроиться в этом мире, духовно они потеряли все, погубив свои души. Истинный же путь к величию, напротив, заключается в смирении и простоте. «Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 12).
Преподобный Силуан Афонский как раз является воплощением, с одной стороны, этой простоты и смирения, а с другой – глубины и подлинного величия. Мы знаем, что это великий святой, на котором почивал Дух Святой, и к этому величию Преподобный пришел через смирение. Будучи простым крестьянином, он с детства стремился к Богу, желая стать монахом. В какой-то момент грехи молодости взяли над ним верх, но Матерь Божия явилась ему во сне и призвала к чистоте. Решившись идти на Афон, юный подвижник просил святого праведного Иоанна Кронштадтского помолиться, чтобы мир отпустил его, и всю дорогу до гавани спасения его сопровождал только одному ему слышный гул как бы адского пламени.
В первые годы подвигов на Афоне Господь дал ему великую благодать, пламенную любовь и радость, так что он как бы пребывал на небе. Но потом Господь отнял у него это сокровище, и Преподобный больше пятнадцати лет страдал в поисках Бога. Потому что душа, которая познала истинные блага: подлинную радость и любовь, полноту жизни в Духе Святом – не может удовлетворяться, тешиться тем, чем живет обычный мир. Подвижник недоумевал, почему он и постится, и молится, и поклоны кладет, и не хочет ничего другого, но Господь не открывается ему. Но вот, после многих лет таких страданий, когда он вопрошал Господа и в отчаянии думал, что невозможно спастись, невозможно умолить Господа, ему было откровение от Бога: «держи ум свой во аде и не отчаивайся».
И вот когда он начал на практике проходить такое состояние, считать себя хуже всех, тонкая гордость ушла, а благодать вернулась. Как мы знаем из житий святых, из патериков, великие святые потому стали великими, что имели великие помыслы, которые обычным людям не под силу. Например, что я хуже всех живших на земле, что все спасутся, а я один погибну. Тяжелые, едва переносимые для человека, такие помыслы оказываются убийственными для грехов, страстей, для эгоизма и всего того, что не дает нам духовно преуспевать.
Разочарование в себе и своих силах, видение своей греховности и, в то же время, упование на Бога сделали Преподобного жилищем благодати. Дух Святой открывал ему тайны бытия, и он, пребывая в состоянии бесконечного изумления, говорил: какой же у нас Господь, как Он всех любит и нам, грешным, ни за что дает Свою благодать.
Оказывается, что не просто надо отказаться от поиска тех ложных благ, к которым стремится мир, и обратиться внутрь себя, постигая духовные законы. Не просто удаляться от сложности и многопопечительности даже в добрых делах и стремиться к простоте и цельности жизни по заповедям. Нужно, по большому счету, как следует научиться одному только состоянию, качеству души – глубокому смирению и понять, что мы ничем не лучше ни одного из живущих на земле.
Чтобы достичь этого состояния, могут потребоваться годы упорных подвигов, много страданий и слез, но если человек погрузился на эту глубину, в нем уже не может удержаться никакой эгоизм, никакое лукавство, ничего из того, что принадлежит князю века сего. Благодать Святого Духа поселяется в сердце смиренного и устраивает в его душе рай. Такой человек начинает печалиться о других людях, не знающих Бога и тех благ, которые дает Господь. Он начинает молиться о мире и плакать о других, как о себе, и эти слезы сладки и утешительны, потому что источает их любовь. Благодаря таким святым, которых всегда было немного, и держится еще мир.
Будем помнить о том, что глубина богатства Божия открывается только через смирение, через умаление себя, отвержение всякого тщеславия и осуждения, отказ от постоянного сопоставления себя с другими. Это великое искусство святых – видеть свои грехи, но при этом не отчаиваться в своем спасении, уповая на Бога. Как врач знает, какое употребить лекарство, как горшечник помнит, когда нужно вытащить горшок из печи, чтобы он не перекалился, так и Господь, когда нужно, утешит и не попустит искушения выше меры. Такое состояние должно стать нашим мироощущением, качеством души, из умозрительной идеи перейти в чувство сердца и утвердиться годами практики. Тогда только земля нашего сердца будет способна принести обильный плод подлинных добродетелей, и мы, оказавшись верными делателями Царства Небесного на земле, наследуем и райские наделы в небесных обителях. Аминь.
Сказано в четверток семнадцатый по Пятидесятнице, 24 сентября 2015 в Троицком соборе в Иерусалиме

Комментирование запрещено