Пятидесятница

Слово протоиерея Димитрия Боголюбова (+1953г.) в день Святой Троицы

День Святой Троицы — великий христианский праздник, радостный для верующих. Потому на Троицу в храмах и в домах молодые березки, зеленая трава на полу; в руках у христиан разнообразные цветочные букеты… В природе праздничное ликование. По всему видно, что день Св. Троицы для христиан — день особо высокоторжественный, в который стар и млад спешат в храм.
День Св. Троицы — это день завершения строительства Христовой Церкви. С этого дня Церковь — не «малое стадо» людей, верующих в Евангелие, не запуганных фарисейской злобой и не знающих, что делать без Христа.
Церковь со дня Сошествия Св. Духа на апостолов — это христианская община, внутренно сорганизованная, облагодатствованная всеми дарами Духа, до конца понимающая домостроительство Христово о нашем спасении, такою предстала миру Церковь после сошествия на нее Св. Духа в день Пятидесятницы.
Это исповедуют православные христиане и, торжествуя, поют: «Пятдесятницу празднуим, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно. Темже вопием Ти: Содетелю всех, Господи, слава Тебе».
Православные христиане не всегда отчетливо это понимают рассудком, но сердцем трогательно переживают то, что о сошествии Св. Духа на апостолов повествует евангелист Лука. А он повествует: «При наступлении дня Пятидесятницы, все апостолы были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2, 3).
Покорные Господу, апостолы не отлучались из Иерусалима до сошествия на них Св. Духа. В день Пятидесятницы они единодушно были все вместе. Были вместе для молитвы и взаимного назидания. Это — трогательная подробность.
Апостолы чувствовали, что духовно они одиноки в мире. Как верующие во Христа, они в то же время были ненавистны иудеям. И вот они жили одной родной семьей.
И Господь был с ними. Вдруг поднялся шум от ветра. Он наполнил дом, в котором собрались апостолы. «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2, 3).
Удивительное сказание! На апостолов, которых Господь полагал в основание церковной организации, еще только складывающейся, Дух Святый сошел не тайным образом, а явно, при шуме ветра и как бы в виде огненных языков. Этому был свидетелем народ.
Это событие свидетельствует, что наступило время, в которое исполнились слова Божии: «На рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2, 18). «И будет всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 21).
«Слыша это, люди умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи, братья? Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 37-38).
В приведенных выше словах апостол указывает христианам единственный путь для спасения во Христе. Чтобы спастись, надобно пройти ряд подвигов, начиная с покаяния. Кающийся должен исповедать Богу грехи свои и заблуждения, которые он делал в жизни без Христа. Потом креститься во имя Христово, то-есть, как учит Евангелие, и, приняв Духа, стать членом Христовой Церкви.
Итак, для того, чтобы начать христианскую жизнь, надобно креститься, а по крещении принять Духа Святого. Без этого не может быть истинной Христовой Церкви. Что это так, — подтверждает Слово Божие. Вот некогда самаряне, по проповеди диакона Филиппа, крестились, но Духа Божия не приняли. «Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого; ибо Он не сходил ни на одного из них, а только они были крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян. 8, 14-17).
Таково ясное свидетельство Слова Божия. Обращение людей ко Христу через покаяние и крещение не делает их еще членами истинной Церкви Христовой. Для того им нужно непременно принять дар Св. Духа. А эти дары Господь положил в Своей Церкви.
Вывод из сказанного ясен: для спасения и выполнения заповедей евангельских верующим надобно быть членами Церкви Христовой. А она и стала существовать со дня Сошествия Св. Духа на апостолов.
1952 г.

Беседа святителя Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского и Ростовского, исповедника (+1928г.), на Евангелие в Неделю Пятидесятницы (Ин. 7, 37-52; 8, 12)

В неделю восьмую после Пасхи Святая Церковь торжественно со­вершает память единственного в мире события, дивного по своему виду, бесконечно плодотворного по своему действию на род человече­ский. Событие это есть преславное сошествие Святаго Духа на апос­толов Христовых. Это великое событие, совершившееся в пятидеся­тый день по Воскресении Христовом, было предызображено Самим Иисусом Христом за полгода до Его крестных страданий и смерти, во время праздника Кущей. В половине восьмидневного праздника Ку­щей Иисус Христос пришел со Своими учениками в Иерусалим, во­шел в храм и стал учить и объяснять Писание. Фарисеи были очень не­довольны тем, что Он выступал в храме с объяснением Писания. Им казалось, что выступить с проповедью в Иерусалимском храме, где единственными распорядителями и учителями они считали самих себя, со стороны Христа была слишком большая смелость, тем более что никто из раввинов и книжников не был Его учителем в деле про­поведи. Приняв все это во внимание, они спрашивали друг друга: Как Он знает Писания, не учившись? (Ин. 7, 15). Но, однако, они чувствовали себя бессильными, чтобы воспрепятствовать Ему, и даже, по-види­мому, с терпением слушали Его проповедь. Так прошли праздничные дни и наступил последний великий день праздника (Ин. 7, 37). Этот день отличался особенной торжественностью, так как заключал собой не только праздник Кущей, но и весь круг годовых праздников еврей­ских. В этот день рано утром народ, оставив свои кущи, собирался в храм с тем, чтобы по окончании священного собрания возвратиться в свои жилища. Один из священников с золоченой кружкой выходил к Силоамскому источнику, протекавшему возле Иерусалима, черпал из него воду и нес ее в храм. Когда он с почерпнутой водой подходил к дверям храма, то Первосвященник и оставшиеся в храме священники встречали его с трубным звуком и вместе с народом пели слова проро­ка Исаии: Почерпните воду с веселием от источников спасения… Жаж­дущие, приидите на воду (Ис. 12, 3, 9). Почерпнутую воду Первосвя­щенник нес в святилище и там, смешав ее с вином, выливал на алтарь, откуда она по трубам должна выливаться в поток Кедронский. Это была самая торжественная минута в течение всего праздника, так что, по выражению раввинов, «кто не видел этой радости почерпания воды, тот не знает, что такое радость».
Излияние Силоамской воды на жертвенник служило прообразом той духовной воды, которая со времен Мессии будет изливаться на весь мир. А потому Иисус Христос, воспользовавшись этим празд­ничным обычаем, предложил ликующему народу Свое Божественное учение о благодати Святаго Духа, которую Он пошлет в мир после Своего прославления. Он встал и возгласил: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37). Христос как бы говорит: «Я источник той живой воды, той благодати, прообразом которой служит это торжество. Поэ­тому, жаждущие истины и благодати, идите ко Мне, как некогда жаж­дущие иудеи шли к скале, источавшей воду, и пейте». Но что значит приходить к Нему и пить, это раскрывает Сам Христос, говоря: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал, — замечает евангелист, — о Духе, Которого хотели принять верующие в Него (Ин. 7, 38). Следовательно, жаж­дать — значит чувствовать нужду в Спасителе и веровать в Него, быть Его учеником, быть истинным христианином. Реки живой воды озна­чают обилие благодатных даров, которые подаются верующим во Христа со времени сошествия Святаго Духа на апостолов. Как Сам Иисус Христос источает эту живую воду, так и верующий во имя Его, получив Духа, не только будет иметь эту воду у себя, в своем сердце, но и будет изливать ее на других. Слова Иисуса Христа произвели такое глубокое впечатление на слушателей, что тотчас же начались суждения и споры о лице проповедника. Простой народ, который руковод­ствовался здравым смыслом, слыша неслыханное до того времени учение, исходящее из уст Христа, и видя невиданные прежде дела, ка­кие совершал Он, приходил к убеждению, что Сей есть пророк (Ин. 7, 40). Перед пришествием Спасителя в мир ожидание великого пророка между иудеями было всеобщее. Еще Боговидец Моисей гово­рил народу израильскому в пустыне: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, его слушайте (Втор. 18, 15). Этот пророк, по народному верованию, должен был предва­рить пришествие Мессии.
И вот теперь, слушая со вниманием и благоговением учение Хрис­та, призывавшего к Себе жаждущих, многие из народа говорили, что это именно и есть обещанный пророк. Другие же говорили, что это и есть Мессия — Христос. Но то именно, что некоторые начали откры­то говорить о Нем как пророке и Мессии, только ожесточило фарисе­ев. Эти жалкие и бездушные формалисты, следуя только своим преду­бежденыям, своим ложным и пагубным мнениям, стараются подавить здравые понятия народа и внушить ему свои заблуждения. «Какой это Христос?» — говорили они. — Разве из Галилеи Христос придет? (Ин. 7, 41). И в доказательство своего мнения они ссылаются на Свя­щенное Писание, в котором сказано, что Христос придет от семени Давидова, из Вифлеема, из того места, откуда был Давид (Ин. 7, 42). Но чем они доказывали, что Иисус Христос произошел не из рода Дави­дова и не из Вифлеема? Разве не из рода Давыдова происходила Пре­святая Дева Мария, мать Его, и Иосиф, Ее обручник? Разве не в Виф­лееме родился Он? Разве не в Вифлееме Ирод искал Его, чтобы погу­бить? Все эти обстоятельства ясно говорили о том, что Христос есть именно тот самый Мессия, о Котором говорит Писание, что Он при-дет от семени Давыдова, из Вифлеема. Но ослепленные враги Христо­вы не хотели узнавать истины, а старались затемнить ее и в себе, и в других; они думали не о том, как доказать истину, а о том, как оправ­дать свое заблуждение; они старались поддержать свою мнимую славу и уничтожить усиливающееся с каждым днем уважение народа к гали­лейскому Учителю. Такие различные мнения об Иисусе Христе дове­ли народ до распри, которая кончилась тем, что некоторые хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук (Ин. 7, 44). Посланные фарисеями взять Иисуса служители возвратились к ним, не сделав даже и попыток исполнить данное им поручение. Какой-то необъяс­нимый страх в присутствии Его связывал им руки, какая-то бесконеч­но могучая сила отнимала у них волю, подрывала решимость. Никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин. 7, 46), — вот все, что могли сказать они на вопрос первосвященников и фарисеев: Для чего вы не привели Его? (Ин. 7, 45).
Такой короткий и простой ответ простых людей достоин замеча­ния: их ответ — неопровержимая истина. Действительно, никто не го­ворил с такой премудростью, силой и благодатью, как Христос; ни один человек от начала мира не преподал такого высокого и спасите­льного учения, какое преподал Христос. Но фарисеи не вняли словам истины. Они не спрашивают посланных, что сказал и чему учил Хрис­тос, каким образом привел их в такое изумление, что они не могли схватить Его, а с бранью и гневным упреком спрашивают их: Неужели и вы прельстились? (Ин. 7, 47). Фарисеи были так убеждены в своих ложных мнениях об Иисусе Христе, что противное о Нем мнение счи­тали обманом, прельщением. «Неужели и вы прельстились, — гово­рили они возвратившимся посланным, — вы, которые должны смот­реть на нас и следовать нашему примеру? Посмотрите же, уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Одни только простаки, народ неученый, неведующий Закона Божьего, уверовали в Него. Но вы не смотрите на народ, он слепотствует, он достоин отвержения, проклятия. Этот народ невежда в Законе, проклят он (Ин. 7, 49). Вы нам должны внимать и подражать. Мы не веруем, и вы не должны ве­ровать, потому что вы не можете судить, вы не знаете Закона, а мы знаем и потому не веруем». Таково слово гордого самообольщения! Надменные фарисеи мечтали, что только они совершенно знают За­кон, что только они непогрешимы в своих суждениях. Но так ли? Под­линно ли фарисеи знали Закон? Если бы они действительно знали его, то не сказали бы таких ужасных слов, что народ невежда в Законе, про­клят он. Они знали бы, что «проклят, — по слову законодавца Мои­сея, — всякий человек, кто не исполнит всех слов Закона и не будет по­ступать по ним (Втор. 27, 26). Закон проклинает того, кто не тверд в Законе, кто не исполняет того, что он повелевает. А таковы-то и были сами говорившие фарисеи. Они, зная, как Закон учил о Моисее, и видя его исполнение на Иисусе Христе, снедаемые завистью, забыли о Законе и не уверовали в Христа. Следовательно, проклятие фарисе­ев скорее обращается на головы самих проклинавших, чем на про­стой, но верующий народ. Затем, правду ли говорили фарисеи, что будто никто из начальников и фарисеев не уверовал во Христа? Нет, и из начальников многие уверовали в Него, — как говорит евангелист Иоанн, — но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученны­ми от синагоги (Ин. 12, 42). Даже здесь, между ними, фарисеями, нахо­дился один, который не только не сочувствовал пристрастным и пре­зрительным отзывам их о Христе, но и признавал Его за пророка и даже видел в Нем обетованного Мессию. Это был Никодим, тот са­мый Никодим, который во время первой Пасхи приходил ко Христу ночью, чтобы сблизиться с Ним, чтобы поучиться у Него. Тогда Нико­дим приходил ко Христу ночью, тайно, боясь преследования со сторо­ны своих собратий, членов синедриона, теперь он выступает с реши­тельным намерением защищать перед всеми Того, Кого так презира­ли и преследовали первосвященники и фарисеи. Судит ли Закон наш человека, — говорит Никодим, — если прежде не выслушают его и не уз­нают, что он делает (Ин. 7, 51). Фарисеи сослались на Закон, но суди­ли о Христе не по закону, а по страсти слепой ненависти и вражды. Никодим также указывает Закон, на основании которого требует справедливости, беспристрастного рассмотрения дела, прежде чем произносить суд, поэтому он спокойно, без пристрастия, руководст­вуясь здравым смыслом и правилом закона, спрашивает своих собра­тий: «Вы говорите, что народ не знает Закона и потому проклят, но по­ступаете ли вы сами, как того требует Закон? Не предписывает ли он прежде всего выслушать обвиняемого, а потом уже судить?» Речь Ни­кодима сильно поразила синедрион. Все чувствовали справедливость этих слов, все в душе были согласны с Никодимам, но не все хотели сознаваться в этом. В глазах фарисеев всякий защитник Иисуса, равно как и приверженец Его, одинаково заслуживал наказания и презре­ния, как и Он Сам; поэтому, чувствуя со стороны Никодима горький упрек себе и не находя, что можно было бы возразить ему, они с на­смешкой говорят: И ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк (Ин. 7, 52). Веровать в Иисуса они считали делам, свойственным только необразованным галилеянам, только они, по ложному патриотизму, могут думать, что Иисус галилей­ский — Мессия, потому что из Галилеи не только Мессия, но и про­стой пророк не приходит.
Но это была совершенная неправда. Страсть до того ослепила за­конников, что они в помрачении ума своего забыли, что из Галилеи происходили Исаия, Иона, Наум, как свидетельствует Писание; Ели­сей, Амос, Осия, как говорит Предание. Что отвечал на укоризны фа­рисеев Никодим, Евангелие не передает, вероятно, он замолчал. От­вечать насмешкой на насмешку Никодим считал ниже своего досто­инства, а серьезный ответ едва ли принес бы пользу не хотевшим слу­шать истину и рассуждать. Тем не менее, Никодим достиг своей цели: намерение врагов Христовых схватить Его не исполнилось, служите­ли не послушали их. Среди себя они встретили обличителя неправды, синедрион разделился на партии, и, не достигнув согласия, все разо­шлись по домам (Ин. 7, 53).
Но в то время как фарисеи, присвоившие себе ведение Закона и руководство народа, не хотели признавать Иисуса Христа за пророка, презирали и осмеивали тех, кто веровал в Него, Он Сам изрекает сви­детельство о Себе. Он яснее, чем прежде, излагает народу иудейскому Свои права на Божественное достоинство. На другой день Господь опять пришел в храм и там, в одном из притворов, желая обратить на Себя все внимание народа, возгласил: Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Как при излиянии Первосвященником силоамской воды Он говорил: Кто жаждет, иди ко Мне и пей, — так и теперь, быть мо­жет, указывая на золотые подсвечники, на вершине которых в про­должение праздника горели лампы, разливая свет на весь город, и ко­торые теперь стояли в храме незажженными, Он свидетельствует о Себе, что Он есть истинный свет. «Я свет миру, — говорит Христос, — что солнце для земных существ, то и Я для мира духовного и рода че­ловеческого. Как без света и теплоты солнца не может жить ни живот­ное, ни растение, так и без Меня, без Моего света, не может иметь жизни ни ангел, ни человек. Кто последует за Мной, верует в Меня, соблюдает Мои заповеди, тот не будет ходить во тьме заблуждения, но будет иметь истинную жизнь, будет иметь любовь, радость и мир в Святом Духе: в этом состоит свет жизни!..»
Так говорил Христос Своим слушателям, а в лице их и нам. И мы, по великой благости Божией, озарены лучами света Христова: свет евангельского учения светит пред нами и указывает нам путь к жизни и блаженству. Христос Спаситель и к нам простирает Свой голос: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37). Чем же мы можем утолить жажду души своей? Согласно Своему обещанию, Иисус Христос ниспослал от Отца Святаго Духа на апостолов и на всех верующих в Него, да бу­дет с нами вовек (Ин. 14, 16). Дух Святый, сошедший на апостолов, доныне присущ Церкви Христовой, и многоразличные Дары Его со­общаются всем истинно верующим чрез учение Христово, молитву и спасительные Таинства. Учение Господа нашего Иисуса Христа пол­но духа и силы. Кто с верою и любовью принимает учение Господа, тот получает и силу Духа Святаго, содействующую к исполнению Бо­жественного учения. Слова, которые Я говорю вам, — учит Христос, — суть дух и жизнь. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти к жизнь (Ин. 5, 24).
Так совершенно и спасительно учение Христово. Не столько этот видимый свет важен и необходим для нас, сколько важно и необходи­мо учение Господа Иисуса Христа. Как без этого видимого света и солнечной теплоты не могут во время своего бытия и растения, и жи­вотные, так без света и спасительной силы учения Христова не может жить наша душа, не может она ни приобретать, ни сохранять даров благодати, необходимых для нашего спасения. Без света и силы спа­сительного учения душа мертва, потому что не может знать истины, не может спасительно действовать и блуждает во мраке неведения, в удалении от Бога, источника света и жизни. Поэтому, чтобы удовлет­ворить нашу жаждущую душу, нужно внимательно слушать учение Христово, читать самим и назидать друг друга благочестивыми бесе­дами о Христе Спасителе и Его благодатном учении.
Другим верным средством к получению благодати Святаго Духа есть молитва к Нему, чтобы ох пришел и вселился в нас и очистил нас от всякой скверны. образец такой молитвы известен каждому из нас: он находится во главе всех прочих молитв, им начинается всякое бого­служение, почти каждое молитвословие: «Царю Небесный, Утешите­лю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прийди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Молись так, христианин, мо­лись как можно чаще, молись так во всякое время. Только молись с ве­рой, без всякого сомнения, молись усердно и неотступно, и молитва твоя будет услышана. Ты почувствуешь в себе присутствие Духа Бо­жия в мире и спокойствии совести, в самой чистой, неизъяснимой ра­дости, которая наполнит твою душу.
Но самым главным и действительным средством к получению бла­годати Святаго Духа служат Святые Таинства Православной Церкви. В Святых Таинствах открыты нам неиссякающие источники живой воды, текущей в жизнь вечную. Они освящают наше тело и душу, ожи­вотворяют все существо наше и сообщают нам во всей полноте дары Святаго Духа. Итак, благоверные слушатели, если мы будем жить по воле Божией и по закону Христову, если будем возноситься в молитве умом и сердцем к Богу с твердою верою, если с полным благоговением будем участвовать в Святых Таинствах, то утолим жажду души своей, и благодать Святаго Духа всегда пребудет с нами.
Сказано в Томской духовной семинарии. 1888 г.

Поучение протоиерея Леонида Колчева (+1944г.) в день св. Пятидесятницы

Еще до начала крестных страданий Иисус Христос не­однократно говорил своим ученикам о ниспаслании им ино­го наставника — Духа Святаго, от Отца исходящего, а после воскресения, явившись им в последний раз, в день Своего вознесения, Он заповедал им не уходить из Иерусалима до тех пор, пока они не облекутся силою свыше. Через десять дней после того, в праздник иудейской пятидесятницы, когда все апостолы, по преданию, вместе с Божиею Матерью, едино­душно пребывали на молитве в Сионской горнице, вдруг око­ло дома того послышался какой-то необыкновенный шум, как-­бы от сильного ветра, но деревья не качались и даже листья не дрожали. В тоже время над головою каждего из присут­ствующих появился огонь в виде языка. Это была видимым знаком сошествия на них Духа Святаго, и они тотчас-же почувствовали себя как-бы переродившимися. Все, чему учил их Иисус Христос, они теперь отчетливо припомнили и ясно уразумели. Дотоле робкие и загнанные, страха ради Иудейска запиравшие за собою двери, отныне они стали смело и бодро выступать с проповедью о воскресшем Христе и, хотя были простыми не книжными рыбаками, заговорили с такой силой и убедительностью, что им не могли противостоять даже учен­нейшие мужи того времени. При этом они получили дар го­ворить иными языками, которые раньше не знали.
Этот Дух Святый, впервые тогда сошедший на Апосто­лов, ради крестных заслуг Иисуса Христа, пребыает и ны­не в церкви и преподается верующим в семи Богом уста­новленных таинствах.
В крещении человек как-бы умирает для жизни плотской — греховной и возрождается в новую духовную жизнь. Таким образом таинство крещения есть своего рода второе рождение, вводящее верующего в церковь Христову. Но как новорожденным нуждаетсвя в пище, так новокрещенному в таинстве мипропомазания преподается благодать, укрепляющая его в новой духовной жнзни. Получив самостоятельное существование, эта ветвь может принести плод только при условии, если она будет на лозе (Иоан. 15, 4-5), и вот в таинстве Святаго Причащении христианин входит в теснейшее общение с Иисусом Христом и получает залог вечной жизни. Безконечно счастлив был-бы человек, оставаясь в таком положении, но увы? имея неискоренимую наклонность ко греху, он часто падает и, как сломленная ветвь, далеко уносится ветром. Церковь, как чадолюбивая мать, и здесь спешит на помощь своему заблуждшему чаду. В тaинстве покаяния каю­щийся получает прощение всех своих грехов и вновь ста­новится чадом Божиим.
Эти четыре таинства необходимы каждому христианину для спасения. Что-же касается священства, брака и елеосвящения, то оне, нужныя для церкви, не обязательны для каждего человека в отдельности.
В священстве, правильно избранный, получает благодать для совершения таинств и наставления людей в вере и благо­честии. Таковы епископы, священники и их сослужители — диа­коны. В таинстве брака освящается супружеский союз жени­ха и невесты для взаимной помощи в деле спасения и благо­словенного рождения и христианского воспитания детей. Нако­нец в таинстве елеосвящения болящий получает благодать, исцеляющую немощи душевныя, а иногда и телесныя.
Итак, если церковь Христову справедливо сравнивают с кораблем, то, в изобилии заготовленный, провиант на нем можно будет уподобить таинствам, которые «пассажиры» ко­рабля получают не ради каких-либо заслуг своих, но ис­ключительно по милости кормчего — Христа.
Да освятит-же нас Господь Бог силою Своей благодати, украсив дарами Святаго Духа, подобно тому, как природа, с наступлением весны, одевается зеленью, убирается цветами, в знак чего у нас и существует обычай украшать храмы в день Св. Троицы зеленью и цветами.
Слава Тебе, Царю Небесный, ниспославый нам Духа Тво­его Святаго; слава Тебе от всякия скверны нас очищающий и в новую — святую жизнь вводящий; слава Тебе, вся полезная и яже к животу и благочестию необходимая нам подающий (2 Петр. 1, 3); слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней. Аминь.

Слово протоиерея Николая Потелещенко (+1981г.) в Неделю Св. Пятидесятницы

Всеосвящающая сила Святого Духа

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Воплотившийся Господь наш Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти человека от греха и отчуждения, и, смертию смерть поправ, разрушил державу диавола и примирил человечество с Богом.
Воскресением Иисуса Христа сообщена всему человечеству неизреченная радость всепрощения и оправдания, и в знак этого послан в мир Святой Дух Утешитель (Ин. 15, 26; Лк. 24, 49).
К прославлению Духа Святого, третьей Ипостаси Живоначальной Троицы, приглашает нас сегодня Святая Церковь и призывает к молитве о том, чтобы Дух правды и истины, Дух всё исполняющий и всех утешающий, Дух Животворящий и оправдывающий, Дух спасающий и освящающий пришел и вселился в нас.
Радуется о Духе Святом Православная Церковь, покланяется и молится Духу Святому, о Котором Архангел благовествовал Пресвятой Богородице: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; темже и Раждаемое Свято наречется Сын Божий» (Лк. 1, 35).
Этот Дух наполнил душу праведной Елисаветы такой радостью, что Младенец взыграл в ее чреве, и она исповедала Деву Марию Благословенной между женами (Лк. 1, 41-42).
Исполнившись Святого Духа, праведный Захария, отец святого Иоанна Предтечи, пророчествовал о Сыне Божием: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк. 1, 68), — а праведному Симеону Тем же Духом Святым было дано обетование не увидеть смерти, до тех пор, пока не увидит Христа Господня (Лк. 2, 26).
Святой Иоанн, Предтеча и Креститель Христов, был исполнен Духа Святого от чрева своей матери (Лк. 1, 15). Духом Святым он прозрел и исповедал Господа Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира (Ин. 1, 29).
Дух Святой в виде голубя снисшел на Спасителя во время Крещения во свидетельство Его Божественного посланничества.
О Святом Духе Господь наш Иисус Христос говорит как о Животворящей Силе, возрождающей человека и вводящей его в Царствие Божие: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
Господь обещал своим верным ученикам и апостолам Духа истины, наставляющего на всякую истину (Ин. 16, 13), Который научит всему и напомнит Его учение (Ин. 14, 26), обличит мир о грехе, о правде и о суде (Ин. 16, 8) и пребудет с последователями Христа во век (Ин. 14, 16).
Всесовершенную, спасительную и просветляющую силу Святого Духа апостолы получили в день Пятидесятницы, когда все пребывали в единодушной молитве.
Апостолы «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 4). Каждый из них говорил о великих делах Божиих на языке того народа, к которому была обращена его проповедь о Воскресшем Учителе. О поразительном успехе апостольской проповеди святой евангелист Лука засвидетельствовал: «Итак охотно принявшие его (Петра) слово крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41).
Облагодатствованные Духом Святым, апостолы воистину творили дела, которые Господь творил (Ин. 14, 12), совершали множество знамений и чудес (Деян. 2, 43; 5, 12; 5, 16). Они были людьми простыми и некнижными (Деян. 4, 13), но обнаружили такую силу слова и дерзновение, что заграждали уста многоученых иудейских учителей.
Благодатию Духа Святого и именем Иисуса Христа апостол Петр исцелил хромого от рождения, которому было уже сорок лет (Деян. 3, 2-16), а уличенных во лжи Ананию и Сапфиру, солгавших Духу Святому, поразил смертью (Деян. 5, 1-10).
Духовная благодать, излившаяся на святых апостолов, была столь обильна, что даже тень проходившего апостола Петра исцеляла больных (Деян. 5, 15), ибо Святым Духом всяка душа живится.
А великий апостол язычников Павел в своем благовестии пред всем миром свидетельствовал, что его слово и проповедь были «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы» (1 Кор. 2, 4).
Он же заповедал нам не оскорблять Духа Святаго Божия, Которым мы запечатлены в день искупления (Еф. 4, 30), помнить, что каждый из нас является храмом Божиим, в котором живет Святой Дух (1 Кор. 3, 16), и стяжать Его плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23), ибо «плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5, 9).
Святая Церковь, приглашая своих верных чад к прославлению Животворящего Духа Святого, за каждой Божественной литургией радостно восклицает: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную. Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть».
Да умножит в нас Дух Утешитель благодатные дарования Свои. Аминь.

Слово священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого (+1918г.), в день Пятидесятницы

Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк. 12, 49).
О каком это огне говорит здесь Господь наш? Ответ на этот вопрос дает нам нынешний праздник Пятидесятницы. Когда ученики Иисуса в пятидесятый день по Воскресении Христовом собрались в Иерусалиме в Сионской горнице, на них сошел обещанный Утешитель — Дух Святый в виде огненных языков, то есть потоков. Почему он явился им в виде огня? — Потому что действия Духа Святого подобны действию огня. С огненной силой объял Он учеников Христовых, огненную ревность о Царствии Божием зажег Он в сердцах их; с огненной силой лилась речь, которую они возвещали о великих делах Господних; как огонь, жгла эта проповедь сердца слушателей. Вот усиливается огонь этот, проникает сквозь сердца слушателей, и они, по слову Иоанна, крестятся духом Святым и огнем. Огонь распространяется, и напрасно книжники, первосвященники и старейшины народа усиливаются положить ему преграду — он расторгает узы, разламывает темницы и проторгается чрез гроб Стефана. Вот охватывает он Павла, и этот последний разрушает стену Закона, и падают границы Ветхого Завета; неудержимо распространяется он в странах языческого мира, и куда ни проникает — всюду падают идольские капища, всюду, как заря, восходит и начинается новая жизнь в умершем мире, и народы, доселе ненавистные друг другу, соединяются в одной братской любви. Таково свойство Святого Духа, которое Господь называет огнем. Он действительно подобен огню. Как огонь, очищает Он сердца верующих. Когда благодать Святого Духа охватывает человека и начинает в нем свое дело, тогда душа этого человека делается подобной золоту, которое очищает плавильщик в горниле. Ум его просветляется, мысли исправляются, сердце очищается от накопившихся осадков нравственной нечистоты, греха и порока, воля закаляется в добре, и пламенная ревность о славе имени Божия делается ее внутренней потребностью. Как загорается любящее сердце, когда чувствует приближение своего друга, так горело оно в учениках Христовых на пути в Эммаус, когда Господь говорил с ними и изъяснял им Писание. И как те, узнавши Господа, до тех пор не хотели успокоиться, пока не поведали эту радостную весть своим братьям во Иерусалиме, так и теперь пламенная ревность о славе имени Иисуса побуждает учеников Его идти в мир, чтобы благовествовать о Нем братии. Они веруют, а потому и проповедуют, — в них загорелся свет и жизнь. Вот разделяются души, как некогда в день Пятидесятницы; отделяются плевелы от пшеницы, грязь и нечистая примесь от золота. Одни приходят в негодование и смеются, а другие с верой принимают это слово жизни и делаются счастливыми. Какая радость, какой восторг, когда от этого огня исчезает ледяное покрывало неверия и самолюбия, каким окутано было человеческое сердце, — и юная, теплая весенняя жизнь, как заря, занялась в новорожденных сердцах, согретых, загоревшихся пламенем первой христианской любви! Не страшны теперь и козни князя мира сего. Какие бы ни употреблял он усилия к распространению своего огня ненависти и греховных страстей, ему не погасить уже сего святого огня. Кто отлучит христианина от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Но все сие он преодолевает силою Возлюбившего его (Рим. 8, 35, 37).
Вот тот огонь, о котором говорит Господь в приведенном нами тексте. Для возжжения этого огня Он и приходил на землю, для этого и сделался послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Вот почему к словам Своим:Огонь пришел Я низвести на землю, Он присоединяет Свое горячее желание: и как желал бы, говорит Он, чтобы он уже возгорелся! Он не загорался еще, огонь этот, в то время, когда Спаситель говорил слова эти. Хотя там и здесь и западала в восприимчивые сердца искорка его жизни, хотя несколько и вспыхивала она в сердцах учеников Его, но ей трудно было бороться против огня нечестивых страстей и себялюбия. И как легко она могла быть погашаема, когда наступали дни тяжелых гонений! В среде народа одни оставались холодными и равнодушными, а другие застывали, окоченевали под ледяным покрывалом своей гордости и фарисейской самоправедности. Ему нужно было пройти еще чрез глубочайшую бездну страданий, Ему нужно было еще Своей кровью искупить и приобрести их души — иначе не стал бы гореть этот огонь, зажечь который Он пришел на землю. Вот почему Он тотчас же и присовокупил: Крещением, должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! (Лк. 12, 50). Крещение, о котором Он говорит здесь, было то именно крещение кровию, коим Он должен был креститься, прежде чем ученики Его крестились Духом Святым.
Как желал бы Я, чтобы он уже возгорелся! Таково было желание нашего Спасителя, когда Он говорил слова эти в кругу Своих учеников. Видим ли мы, братия, исполнение сего желания в настоящее время? Благодарение Богу! Огонь этот горит и теперь, и никакая сила мира и его князя — дьявола не погасит того святого огня Господня, который низвел Он на землю в день Пятидесятницы. Горит он, и этот праздник Пятидесятницы, который мы так торжественно сейчас празднуем, есть очевидное доказательство того, что священное пламя его еще не погасло на земле. Он горит в тысячах тысяч сердец, преисполненных веры, любви и благодарности, одушевленных горячими молитвами и святыми обетами, когда они восторженными песнопениями воспевают, прославляют Бога и возвещают великие дела Господни.
И однако, возлюбленные братия, если бы и ныне, как тогда, явился Господь и сказал: Огонь пришел Я низвести на землю, то к этим словам не присоединил ли бы Он и ныне, как и тогда, Свое желание: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
Он горит в нас — христианах. Но одни ли только мы должны носить этот огонь, это пламя? Не должен ли он — этот огонь святой — быть распространяемым нами между народами востока и запада, севера и юга, даже и до конца земли? Почему целые миллионы наших братий по плоти сидят еще во тьме и сени смертной, не зная имени Отца Своего Небесного? Почему они сидят не просвещенные светом Христа, не согретые огнем Его любви и не подготовленные к новой христианской жизни? И не возгорается в наших сердцах огня ревности к тому, чтобы с факелом этого огня выйти к людям, сидящим во тьме и во мраке языческого мира, воскликнуть: Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия! (Ис. 60, 1). Как холодны наши сердца для дела Божия, для христианской миссии, для спасения мира! И однако Господь пришел для того, чтобы зажечь огонь по всей земле, и говорит: как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
Он горит в нас, братия, собравшихся сейчас в этом храме Божием; горит, без сомнения, во многих из тех, которые по разным благословенным причинам не могли придти сюда. Но что все мы, взятые вместе, как не одна только горсть в сравнении с огромным количеством таких, которые не пришли сюда потому, что сердца их не горят огнем Христовым, холодны и мертвы для той любви, которая за нас Себя на кресте вознесла? Может быть, когда-нибудь горел он и в их сердцах, но это пламя потухло в холоде неверия или заглушено огнем нечистых страстей и похотей. И теперь уже не горят сердца их ни огнем благодарной любви, ни усердием к молитве. И вот, когда всюду сейчас весна и праздник, но нет никакой весны, никакого праздника оживления в сердцах таковых людей, нет того религиозного воодушевления, какое присуще ныне истинно верующей душе.
Горит он в нас сегодня, в этот высокоторжественный и радостный день Пятидесятницы. Но объял ли он всё существо наше, проник ли до глубины душ наших, очистил ли их от всякой скверны, сора и нравственной грязи, преобразил ли он их в образе Христа, возжег ли он истинную, беспредельную любовь ко Христу, просветил ли Его светом? Ах, почему мы так скоро поддаемся влиянию другого огня? Сегодня сердце наше предано святой любви, а завтра оно является орудием диких страстей. Сегодня ликуем мы в чувстве такого блаженства, более которого нам ничего не следовало бы и желать, а завтра мрачно и пусто в душах наших, и печаль мира всецело овладевает нами. День начинается торжеством Пятидесятницы, радостью о Духе Святом, но кто скажет, какой радостью он окончится вечером?
Мы празднуем Пятидесятницу, и однако как далеко она не похожа на ту Пятидесятницу, какая была у первых учеников Христа. Тогда апостол Петр отверз уста свои, и три тысячи слушателей, объятые Духом Святым, тотчас же крестились во оставление грехов. А теперь из года в год проповедуем мы и в пустых и наполненных народом храмах, и желательно спросить, пробуждается ли хоть одна душа к покаянию и после трех тысяч проповедей? Тогда верующие ежедневно пребывали в храме в единодушии, молитве и преломлении хлеба. А теперь неоднократно каждый день раздается звон колоколов, призывающих в храм Божий на молитву, на божественную трапезу, но немногие слышат его; немного оказывается между нами алчущих хлеба жизни и жаждущих воды живой, и рыдают, по выражению пророка, пути Господни. Тогда была у верующих истинная ревность о спасении душ своих — они знали, в Кого они веровали. А теперь и у самых лучших христиан часто одно только внешнее христианство: они поступают так, а не иначе потому только, что так поступали их отцы и праотцы. Тогда строгая во всем дисциплина, не допускавшая ничего, что могло позорить христиан и вредить их нравственности, дабы свет христианского общества светил всему миру, — а теперь полная распущенность, своеволие, самочиние, противление власти и закону. Тогда — самоотверженные сердца, готовые вместе со Христом нести Крест Его и пить Его чашу, а теперь бегство от Креста, малодушие, страх и отпадение от веры во Христа, когда постигает нас какое-нибудь тяжкое испытание или настанет необходимость исповедать Его пред лицом мира. Тогда множество верующих имели одно сердце и одну душу, а теперь брат восстает против брата, Церкви распадаются на отдельные общины и секты, и как, по человеческому соображению, далек еще тот день, когда будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10, 16)! Тогда ненавистные друг другу семьи, сословия и племена соединялись в одной братской любви, а теперь всюду рознь и партийность, сословие восстает на сословие, народ на народ и царство на царство. Вот уже девятнадцать веков прошло с тех пор, когда в ночь Рождества Христова хором небесного воинства провозглашен мир на земле, а у нас и доселе идут войны, брани и текут потоки крови. И сколько с того времени пролито этой крови, начиная с крови Самого Царя мира — Христа?! Если бы собрать вместе кровь одной только настоящей нашей войны с Японией, то от нее одной, кажется, побагровел бы целый океан. Как далек еще, значит, тот день, когда люди, по слову Божию, перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы (Ис. 2, 4)!
И всё это оттого, что не возгорелся еще тот огонь, зажечь который приходил Спаситель.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины! Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны и тех нечистых страстей, которые не дают нам зажечь в себе огонь любви христианской, и спаси, Блаже, души наша. Аминь.

Слово святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца (+1966г.), в Неделю Пятидесятницы

Троица Единосущная и Нераздельная

Отец, Сын и Святый Дух имеют одно естество, одну природу, одну сущность. Посему Три Лица суть Троица Единосущная. Люди имеют тоже одно естество, одну природу.
Но тогда как Бог есть Троица Нераздельная, в людях постоянно происходят разделения… У Отца, Сына и Святого Духа одна мысль, одна воля, одни действия. Что желает Отец, того желает Сын, того желает и Дух Святый. Что любит Сын, любит и Отец и Дух Святый. Что приятно Духу Святому, приятно и Отцу и Сыну. Действия Их также едины, все совершают совместно и согласно. Не то у людей. У них постоянные разномыслия, различные желания. Уже у малого ребенка проявляются свои желания, своенравие, непослушание любящим его родителям. Чем больше он растет, тем больше отделяется от них и, нередко в наше время, становится совсем чужим для них. Вообще же между людьми почти нет одинаковых мнений, наоборот, постоянные разделения во всем, вражды, ссоры между отдельными лицами, войны между народами. Адам и Ева до грехопадения были во всем согласны между собой и единодушны. Согрешив же, сразу почувствовали отчуждение. Оправдываясь пред Богом, Адам сваливал вину на Еву. Грех разделил их и продолжал делить и делить род человеческий. Освобождаясь от греха, мы приближаемся к Богу и, наполняясь от Него благости, ощущаем свое единство с остальными людьми. То единство далеко несовершенное и неполное, т.к. в каждом остается какая-то доля греха. Чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу, подобно, как лучи тем ближе друг к другу, чем они ближе к солнцу. В грядущем Царствии Божием будет единство, взаимная любовь и согласие. Святая Троица же всегда неизменная, всесовершенная, единосущная и нераздельная.
Единая и Нераздельная Троица всегда остается Троицей. Отец всегда остается Отцом, Сын Сыном, Дух Святый Святым Духом. Кроме личных Свойств все у Них обще и едино. Посему Святая Троица есть Один Бог.
«Свят, Свят, Свят» взываем к Богу. Трикратное повторение «Свят» указывает на Троицу, что Бог Святая Троица. Но нельзя сказать «Святы», т.к. не три, а Один Бог.

Комментирование запрещено