Рождество Христово

Слово протоиерея Сергия Четверикова (+1947г.) в день Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сказано в кадетском корпусе

Великая радость сегодня, дети, во всем христианском мире. Слышит он, как слышали некогда в великую Рож­дественскую ночь смиренные пастыри ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благо­воление!». Слышит он святые слава: «Благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидо­ве». Слышит он все это, и представляется ему в глубо­кой дали веков: глухая ночь, суровая пещера, убогие ясли, кроткая Мать, божественным светом озаренный Младенец, яркая Вифлеемская звезда, смиренные, благоговейно скло­ненные пастыри, шествующие торжественно вдали волхвы, мятущийся злобный Ирод, погруженный в глубокий мрак язычества род человеческий, вся совершающаяся в глубо­кой тайне великая тайна благочестия…
Как все эти святые и глубоко знаменательные воспоми­нания близки, дети, нашему сердцу с самых ранних лет нашей жизни!
Едва научившись понимать окружающее нас, мы уже участвуем вместе со старшими членами наших семейств в радостном праздновании воспоминаемого ныне события, слышим рассказы о нем, запечатлеваем их в своем детском сердце, освящаем этими священными повествованиями наши мысли, наши чувства. И радостно, и светло стано­вится на душе у нас, и эти детские впечатления великого праздника Рождества Христова на всю жизнь остаются на­шими лучшими воспоминаниями и согревают наши сердца в минуты жизненных невзгод и тяжелых испытаний.
Почему же так священны, так благотворны для нашей жизни, так дороги нам воспоминания о великих событиях нынешнего дня?
Потому, дети, что в этих событиях со всей силой, со всей неизъяснимой сладостью открылась нам великая лю­бовь Божья к нам, ко всему роду человеческому. Сын Божий явился среди нас, и мы через Него узнали нашего Отца Небесного. Сын Божий стал жить среди нас и со­грел, и осветил наши души, наши умы Своим светлым учением, Своей святой жизнью, Своими великими стра­даниями, Своим воскресением, Своей любовью. Он, как Солнце, воссиял среди нас и научил нас знать и любить Бога, знать, любить и ожидать будущую, вечную, блажен­ную жизнь с Богом .
И вот наша душа, чувствуя эту любовь Божью, чувствуя близость Божью к нам, радуется великой радостью, как радуется все живое, будучи обливаемо яркими, горячими лучами весеннего солнца.
Чувствуйте же, дети, всегда эту любовь Божью к вам и проникайтесь благодарностью к вашему Небесному Отцу!
К сожалению, в наше время великое значение Праздника Рождества Христова нередко затмевается в нашем сознании посторонними и второстепенными обстоятельствами. Мы иногда радуемся этому празднику не столько потому, что он свидетельствует нам о великой любви Божьей к людям, о пришествии в мир Сына Божьего, сколько потому, что он сопровождается у нас праздничными удовольствиями, подарками, елками, играми, вечерами. Мы ждем праздни­ка не столько ради соединенного с ним священного вос­поминания, сколько ради ожидаемых нами удовольствий и развлечений. Эти удовольствия и развлечения иногда становятся для нас главнейшим содержанием наступающе­го праздника, а его истинное, духовное, христианское со­держание забывается нами и мало нас интересует. В этом, дети, заключается одно из больших зол нашего времени, когда люди выше и главнее всего в жизни ценят удоволь­ствия, за ними только и гоняются и ради них готовы быва­ют иногда и на дурные поступки .
Происходит это оттого, что современные люди мало пом­нят о своем высоком, вечном назначении, о том, что жизнь не оканчивается земным существованием, о том, что есть Бог, перед Которым мы ответственны за свою жизнь и за свои дела… Забывая обо всем этом, люди ценят только земное, только в земном полагают свое счастье, а потому и самые праздники христианские ценят только со стороны сопровождающих их земных удовольствий. Помните, дети, что так не должно быть, цените в праздниках прежде все­го их основное, духовное содержание; тогда они принесут вашей душе истинную радость, радость более глубокую, чистую и светлую, чем самые шумные, разнообразные и веселые земные удовольствия. «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам». Аминь.
Сказано 25 декабря 1910 года в Петровском Полтавском кадетском корпусе.

Рождественское послание епископа Иоанна (Берзина), Каракасского и Южно-Американского, на 2014-й год

Возлюбленные братие и сестры, верные чада Христовой Церкви, дорогие христиане!
 Поздравляю всех вас с величайшим праздником Рождества Христова!
В эти дни даже нехристианский мир отмечает Рождество Христово, но Святая Церковь нас призывает не только отметить, не только праздновать, но и участвовать в спасительной тайне Божиего Воплощения, тайне — выше всякого понятия, непостижимой человеческим умом, ибо Безначальный берет начало, Творец стал тварью, Невидимый стал видимым, Божие Слово стало плотию, Ветхий Деньми стал младенцем. Господь Бог сошедший с небес на землю, всецело принимает человеческое естество, кроме греха, рождается от Девы и этим благословляет и освящает все человеческое бытие.
Он пришел не только нас учить и наставлять, не только исправить нашу жизнь, но ее освятить. 
Своим Рождеством рождение освятил, своим младенчеством, юношеством и совершеннолетием наше младенчество, наше юношество, наше совершеннолетие освятил. Трудясь с Иосифом, труд освятил. Постясь в пустыни пост освятил. Ядяй и пияй ястие и питие освятил. Польностью приняв человечество, Он освятил человеческую жизнь во всей полноте ее, от рождения до гроба, и дает возможность каждому из нас, не смотря на звание, не смотря на этап жизни, в Нем полностью освятить и свою жизнь, если только будем жить во Христе.
Если наша жизнь посвящена Христу, она должна свидетельствовать что Христос таинственно рождается в наших сердцах, наши сердца должны стать, как вифлеемские поля, почвой где ангелы славят Бога и проповедуют Его пришествие, а наши дела должны сиять как вифлеемская звезда привлекая всех, как волхвов, ко поклонению рожденному Сыну Божию.
Иначе отпраздновавши Рождество Христово, но не участвуя в нем духовно, мы останемся опять пустыми как и были, ибо будет отсутсвовать полнота жизни, то есть пребывание Самого живого Христа внутри нас.
Христос рождается! Славьте Его!
2014г.

Рождественское послание митрополита Филарета (Вознесенского), Восточно-Американского и Нью-Йоркского (+1984г.), на 1981-й год

«Таинство странное вижу и преславное:
небо —­ вертеп, престол Херувимский — Деву,
ясли — вместилище,
в них же возлеже невместимый Христос Бог»…

Эти священныя слова, в которых благо­вествуется великая тайна воплощения Сына Божия, Святая Церковь торжественно возглашает в светлые дни праздника Рождества Христова. В первый раз они слышатся еще задолго до самого праздника, в канун другого праздника — Входа во храм Божией Матери. И этим Церковь уже за-ране начинает готовить своих верных чад к достойной встречи праздника Рождества.
И если святитель Григорий Богослов, говоря о наших великих праздниках, называет их Та­инствами — указывая этим на богатство их ду­ховного содержания и на те возвышенныя тайны веры, которыя в них открываются, то, быть может, наиболее всего эта глубокая мысль вселенского учителя приложима именно к празднику Рождества Христова, который так и называется — «таинство странное и преславное». А Первоверхов­ный Апостол Павел, говоря кратко о сущности нашего христианского благовестия, сказал так: «Велия благочестия тайна — Бог явился во плоти»… (1 Тим. 3, 16).
Благословенная ночь Рождества… На вифлеем­ских полях мирно пасутся стада. Около них — пастыри, «бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем» (Лук. 2, 8). Есть предание, по которому эти смиренные и верующие труженики в тихую ночь беседовали именно о том, когда придет Мессия Спаситель мира. И вдруг — им предстал Ангел Господень, и слава Господня осияла их. Человек не может без трепета и страха встречаться с обитателями горняго мира — пастыри «убоялись страхом великим». Но с чего начал Небесный Вестник свое благовествие? — «Не бойтесь! Я воз­вещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лук. 2, 10). И эту великую, эту священную радость Церковь приняла и хранит, и возвещает своим верным чадам ежегодно в светлые дни Рождества Христова.
Прошло уже почти две тысячи лет… Две тысячи лет возвещается миру Святое Евангелие — и в нем Церковь ежегодно, снова и снова благо­вествует о Рождестве Христовом и возглашает ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2, 14). — Но слышит ли его современное челове­чество?..
Когда в святую Рождественскую ночь небо сошло на землю и земля стала небом, ибо на ней явился Бог воплотившейся — по Святому Еван­гелию, только смиренные вифлеемские пастыри слышали ангельское славословие и поклонились Родившемуся. Весь остальной род человеческий спал глубоким сном, не зная и не подозревая, что совершилось в эту ночь и о чем пели ангелы. А теперь, в наши скорбные и трудные дни — как много людей, которые спят глубоким, непробуд­ным духовным сном и не слышат благовестия Церкви! Они не внемлют ангельскому песнопению — оно не доходит до них. А если оно и донесется до них в храм, то не оставит никакого следа в их душе — она утонула в земной суете и забыла о Небе…
Святые ангелы пели о мире — «и на земле мир»… Воистину так! Ибо пришел на землю Тот, Кого пророк именовал «Начальником мира»; пришел Тот, Кто при прощании со Своими возлюбленными учениками сказал им: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам…» (Ин. 14, 27). О, если бы, человечество, утерявшее мир, тоску­ющее о нем и ищущее его, прислушалось к этим словам Начальника мира и задумалось над ними!
Когда верующие христиане видят в наше время отчаянныя попытки и старания сынов и мудрецов века сего создать мир на земле — они вспоминают грозное предсказание пророка: «Не­честивым нет мира — говорит Господь» (Ис. 57, 21)… Нет — и не будет! И жалки все потуги миролюбцев достигнуть внешняго мира! Ведь не напрасно Господь, после слов о том мире, кото­рый Он дарует Своим ученикам, добавил: «Не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27).
А Евангелие прямо говорит нам о том, что о внешнем (политическом) мире, которого доби­ваются мудрецы века сего, Господь сказал: «Не думайте, что Я пришел мир принести на землю — ­не Я пришел мир принести, но меч». Поэтому — напрасны упреки тех, кто утверждает, что хри­стианство «не удалось» — обещало людям мир и не дала его. Ибо и ангелы пели в Рождественскую ночь, и Сам Спаситель говорил не о внешнем мире, а о мире духовном, о мире человека с Богом и мире его совести — внутреннем мире. А внешняго мира Господь никогда не обещал, а на­оборот, предсказав о войнах и военных слу­хах, добавил: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец. Ибо возстанет народ на народ и царство на цар­ство…» (Мф. 24, 7).
Разве мы не видим из этих слов с полной ясностью, что того внешняго политического мира, о котором кричат его пропагандисты, на земле не будет никогда!
Мир — ослепленный, обезумевший, запутав­шийся в своих страстях и заблуждениях! О, если бы хоть теперь прозрел, увидел свет разума и понял, что служит к миру и спасению твоему! Но увы — это сокрыто ныне от очей твоих, ибо на них лежит непроницаемая пелена суеты и стра­стей. Из вифлеемских яслей светит Свет богопознания — но ты его не видишь; Тот, Кто благоволил возлежать в этих яслях, зовет тебя: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обре­мененные и Я упокою вас» — но ты этого спаси­тельного призыва не слышишь и идешь во след своих мудрецов, о которых Слово Божие давно сказало, что они, называя себя мудрыми, обезумели… И все явственнее и явственнее чувствуется в тебе ядовитое дыхание приближения того, кто пред­станет пред тобою как полное и страшное воплощение зла, греха и богопротивления…
Когда-то, в первые дни распространения хри­стианства, св. Апостол Петр предостерегающе призывал первых христиан: «Спасайтесь от рода сего развращеннаго» (Деян. 2, 40). Под «родом развращенным» апостол подразуме­вал как упорных врагов христианства в еврейском народе, так и весь языческий мир, который тогда до крайней степени огрубел и развратился. Ко времени Рождества Христова язычество духовно изжило себя и омертвело, со­вершенно утратив истинный смысл и понимание жизни. Христианство принесло ему свет разума, и дала новыя силы — язычество духовно возродилось в христианстве.
Но то, что мы видим теперь, в наши дни — несравненно хуже и опаснее того, что было в древния времена. Теперь развратился христианский мир! Развратились христиане, т.е. те, кому Спа­ситель заповедал быть светом миру, с грозным предупреждением: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?..» (Мф. 5, 13).
Не сбывается ли это у нас на глазах — не превращаются ли нынешние «христиане» в соль «обуявшую»?
Берегись же, верный сын Церкви, этой страшной духовной гибели — спасайся от рода сего развращенного! Вот в эти светлые дни Церковь вспоминает Рождество Христово и славит родив­шегося Спасителя мира. Стремись же и ты своей верой к яслям вифлеемским, вслед за про­стыми и чистыми сердцем пастырями и мудрыми волхвами, которые склонили пред этими яслями всю свою мудрость и знания. Принеси Божественному Младенцу свои дары — веру в Него, надежду на Него и любовь к Нему, и тогда в твоей ве­рующей и преданной душе зазвучит чудесное ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»…
25 дек. 1981г. / 7 янв. 1982г.

Рождественское послание митрополита Анастасия (Грибановского) (+1965г.), первоиерарха Русской Зарубежной Церкви на 1951-й год

Когда родился Спаситель мира, Небо торжественно возвестило об Нем людям чрез нарочитаго Небеснаго вестника, свидетельство котораго было подтверждено целым хором ангелов, воспевших над Вифлеемом чудную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Ее слышали, однако, только пастыри, бодрствовавшие ночью, на страже своего стада. Иерусалим и Вифлеем спали в это время безпечным сном.
Слышит ли мир эту божественную мелодию ныне, когда она снова звучит над грешной землей?
Увы, сколько людей ныне спят в эти священные дни непробудным сном, хотя они и носят имя христиан, их слуха не касаются звуки небес. Другие слышат их только смутно, как бы чрез сон, иные внемлют им лишь в течение недолгаго времени, пока они находятся в храме.
И только немногие, обыкновенно мало ведомые миру люди Божии, подобно Вифлеемским пастырям, приникают к этой песни всем сердцем, услаждаясь ея неземною красотою и не хотят оторвать от нея восхищеннаго слуха.
В их сердце действительно царит святая радость мира, любви и благоволения ко всем людям, принесенная на землю Христом Спасителем.
Если бы на земле существовало только такое малое стадо избранников Божиих, то и тогда ангельское благовестие мира было бы оправданным.
Но каждый христианин, кто приходит в этот великий Праздник в храм, чтобы поклониться Родившемуся Богомладенцу Христу и приносит Ему от своего усердия хотя такой смиренный дар, как свеча, зажженная пред Его иконою, возвращается домой с светлым умиротворенным сердцем, воздавая славу в вышних Богу за данное ему духовное утешение.
Златоуст ненапрасно сравнивает храм с мироварницей. Всякий, кто вступит в него во время торжественнаго праздничнаго богослужения, хотя на самое короткое время, выйдет обвеянным благоуханием его благодати. Только бы он искренно и несомненно веровал, что лежащее в яслях Отроча Младо есть Превечный Бог, что Христос есть истинный Бог и истинный человек, в котором Божеское и человеческое естество соединены неслиянно, неизменно, нераздельно и неразлучно во единое лице Богочеловека, как искони учит Святая Церковь. Соответственно этому и Его Пречистую Матерь Пресвятую Деву Марию, чрез Которую, как чрез Небесную дверь, пришел в мир Единосущный Отцу Единородный Сын Божий, заимствовав от Нея человеческую плоть, мы величаем, вместе с Церковью, Истинною Богородицею, преукрашенною Божественною Славою.
IV Вселенский Собор, бывший в 451 г. в Халкидоне, в полном согласии с учением отцов III Вселенскаго Собора, составил точное изложение веры о лице Господа Иисуса Христа. Это соборное вероисповедание Церковь свято хранит доселе наряду с Никео-Цареградским символом.
Недавно весь христианский мир торжественно праздновал 1500-летие этого Вселенскаго Собора. Глубокий смысл этого священнаго юбилея состоял в том, что он наглядно показал нам, что мы находимся в неразрывном единении и единомыслии с древней Вселенской Церковью и что вера, которую мы содержим и исповедуем ныне, подлинно есть вера Апостольская, утвердившая вселенную.
Сколько раз еретики и другие лжеучители, опираясь на мудрования своего разума, который не хотели подчинить водительству веры, пытались поколебать православный догмат о Лице Господа Иисуса Христа и об образе соединения в Нем двух естеств — Божескаго и человеческаго, имеющий столь важное значение в учении о Домостроительстве нашего спасения.
Но против них выступали духоносные поборники православной истины; силою своей проникновенной богословской мысли и огненнаго слова, а также подвигом своей ревности, любви и терпения они разоблачали их заблуждения и уясняли и защищали учение Церкви, воспринятое ею от Самаго Господа Иисуса Христа и Его Св. Апостолов. Их великий подвиг сохраняет свое значение для всех времен и народов.
Поклоняясь ныне Христу, как истинному Богочеловеку и ублажая Его Пречистую Матерь, как истинную Богородицу, мы знаем, что не вотще веруем.
Когда Церковь восклицает ныне: «с нами Бог» или «Христос на земли, возноситеся» — мы чувствуем своим верующим сердцем, что Он действительно с нами и пребывает в нас, если мы откроем для Него двери своей внутренней храмины.
Мы знаем, что Иисус Христос вчера и днесь Той же и во веки (Евр. XIII, 8), Он непобедим в борьбе с Своими врагами, которые много раз пытались ниспровергнуть Его Царство на земле, начиная со дня Его рождения, и мы празднуем Его вечную победу.
Ирод был первый, кто дерзнул поднять свою кровавую руку на Христа тотчас же после Его рождения, умертвив 14 тысяч невинных младенцев, в крови которых он надеялся утопить и Родившагося Царя Иудейскаго. Но Богомладенец оказался в безопасности от его злого умысла, а сам Ирод погиб потом лютою смертию, заживо пожираемый червями.
Рим в течение трех веков пытался уничтожить христианство, пользуясь для этого всею силою своего государственнаго могущества и окончил тем, что руками Императора Константина высоко поднял крест, как знамение победы над язычеством, т. е. над самим собою.
Юлиан Отступник снова хотел возстановить умиравшее язычество, подняв брань против Христа и пал пораженный в этой борьбе с словами горькаго признания своего поражения: Ты победил, Галилеянин.
В последнее время по его роковому пути дерзнул сознательно пойти Ленин, ненавидевший Христа такою же злобною ненавистью, как его учитель Маркс, решивший противопоставить Его Евангелию свой коммунистический манифест. Он излил свою богоборческую злобу в своих сочинениях, наполнив их кощунственными хулами на христианскую религию.
Однажды, услышав звон, разносившийся по городу, Ленин заскрежетал зубами и яростно в изступлении воскликнул: «я дам им другого бога».
Конец его известен. Бог связал его хульный язык, лишив его дара речи и разума вместе. Подобно гордому Навуходоносору он приложился к безсловесным, изрыгая только нечленораздельные звуки.
Но Вавилонский царь смирился пред Богом и прославил Его вечное владычество, за что ему возвращен был снова разум и самое царство, в то время как Ленин, разлагаясь заживо, испустил дух в состоянии безсильной злобы и мрачнаго отчаяния. Подняв знамя борьбы против Христа, он приготовил себе собственную гибель и готовил ее всему миру, если бы Господь не поразил его рукою крепкою, как некогда Фараона.
Мы знаем теперь, к чему мог бы привести мир безбожный коммунизм, если бы для него не оставалось ничего удерживающаго на земле. Пользуясь своим старым оружием, заключающимся в словах: «для тела — насилие, для души — ложь», он произвел величайшия нравственныя потрясения в жизни тех народов, которые подпали под его власть. Но если в европейских странах его яд действует сравнительно медленно, встречая для себя внутреннее сопротивление в вековой христианской культуре, глубоко укорененной в каждой из европейских наций, то на Востоке среди некультурных языческих народов его разлагающее влияние проявляется в особенно бурных формах. Пример такой страшной реакции на коммунистическую отраву дает нам современный Китай.
Тамошнее коммунистическое правительство, развращенное примером и прямыми внушениями Советской власти, не только безжалостно разстреливает иностранных военнопленных, захваченных на поле брани, но безпощадно истребляет собственных подданых, осуждая на смерть тысячи невинных людей, объявляя их врагами народа только по одному подозрению в мнимой измене государству или нарушении установленных ими новых коммунистических законов. Все население данной местности должно подтвердить справедливость такого приговора, прикрывая т. обр. преступление своего правительства и невольно соучаствуя в нем.
Самая смертная казнь совершается всенародно при ликующих кликах и вакханалиях толпы, готовой ради угождения правительству, превратить это кровавое зрелище в национальный праздник.
Дальше кажется некуда идти человеку в смысле его озверения и попрания своего человеческаго достоинства.
Каждый из смертных вследствие испорченности своей природы может быть жесток и мстителен, но обращая такое состояние в постоянное настроение своей души, наслаждаться видом чужих страданий, упиваться невинно пролитою кровью и рукоплескать при последних предсмертных хрипах своей жертвы, глумясь над самим таинством смерти, это значит впадать в сатанинское ожесточение сердца, доходить подлинно до бесовской одержимости, к которой несомненно и приходят рано или поздно убежденные последователи коммунистическаго учения. Можно себе представить, сколько бедствий принесли бы с собою развращенныя коммунистической пропагандой монгольския орды, если бы оне с Дальняго Востока подобно опустошительному урагану снова прорвались в Европу.
Поэтому Господь и разоблачает, быть может, ныне коммунизм от всех обманчивых его лицемерных покровов, чтобы все увидели, наконец, его подлинную душу и оценили бы страшную опасность, какую он несет с собою для человечества. С другой стороны, Промыслитель мира ожидает от нас, чтобы мы все стали Его деятельными пособниками в борьбе с сатанинскими ухищрениями, воплощенными в разрушительной деятельности коммунизма. Всесильный не нуждается, конечно, в нашей помощи, но Он хочет, чтобы мы показали свою любовь к Нему и преданность Его воле, отвращаясь от Его противников и ревнуя об утверждении Царства Божия на земле. Наблюдая жизнь русских изгнанников заграницей, мы с утешением видим их ярко выраженное сопротивление коммунистическому злу, и так как они знают по опыту, что борьбу с ним нельзя вести с успехом без помощи Церкви, то они везде стараются объединиться вокруг своих храмов, которые создают на свои скудныя средства, образуют приходския общины — эти малыя ячейки церковнаго тела, организуют церковные хоры, не забывая на земли чуждей своих священных песен, в которых поет душа Русскаго народа.
Однако одного внешняго церковнаго благолепия, если оно не соединяется с глубоким внутренним благочестием и борьбою со страстями и искушениями, недостаточно для преодоления той религии зла, которой является в своей внутренней сущности большевизм, как недостаточно его оказалось в России пред революцией, чтобы предотвратить эту страшную катастрофу.
Для действительнаго противодействия бездушному материалистическому марксизму надо одновременно укреплять внутренние устои своей жизни, на основе св. Православия воспитывать в себе непоколебимую силу веры, любви и правды, нигде не примиряясь со злом и неправдой, уничтожать семена всякой вражды, зависти и злобы в своей собственной русской среде, блюсти единение духа, чистые нравы в семье, превращая ее в домашнюю церковь, хранить посты, освящать по возможности все праздники, не жертвовать ими, для угождения духу времени, для служения мамоне (болезнь столь заразительная, особенно в новом свете), или наконец ради шумных развлечений, приуроченных часто к кануну праздничных дней и отвлекающих их участников от вечерняго богослужения.
Будем помнить, что неугасимыя лампады пред гробницами наших угодников и других чтимых святынь погасли в нашем Отечестве не прежде, как стал угасать елей веры, добра и правды в сердцах русских людей.
С другой стороны, потускневшие купола церквей и лики святых на иконах стали обновляться тогда, когда началось снова религиозное и нравственное обновление нашего народа.
Этого духовнаго обновления ожидает Господь от всех людей в то время, когда мы стоим на пороге Новаго Года. Никто не станет отрицать, что мы переживаем критическое время, когда над нами, как грозная туча, висит угроза войны.
Многие считают это бедствие уже неизбежным и неотвратимым. Но таким оно может представляться только для нас. Для Творца мира нет ничего такого, чего бы Он не мог отвратить от нас Своею всемогущею Десницею, если бы мы только оказались достойными Его милости.
Есть немало таких людей, которые в своей духовной близорукости готовы даже приветствовать грядущую войну в надежде, что в ея пламени разрушатся все нынешния — часто только кажущияся достижения коммунизма и он сам в нынешней его форме исчезнет навсегда.
Но кто может предсказать, действительно ли ожидающаяся новая мировая брань обезсилит и сотрет навсегда коммунизм, как мрачное пятно на фоне истории, или она поколеблет последния препоны, стоящия на пути его распространения, и тогда он страшным опустошительным пожаром разольется по лицу всей земли, оставив на ней лишь немногие нетронутые им оазисы.
Даже если предстоящее столкновение двух миров на самом деле приведет к победе добра, правды и свободы, над злом, насилием, рабством и ложью, во что мы все, конечно, должны верить, то такая цена свободы и мира для всего мира, как мировая война, оказалась бы слишком дорогой для человечества.
При нынешних технических средствах разрушения война не только потребует безчисленнаго количества человеческих жертв, но принесет столько бедствий и страданий людям, что они будут почти непереносимы и заставят многих оставшихся в живых завидовать мертвым и говорить горам: «покройте нас» и холмам: «падите на нас».
Наиболее тяжкия испытания выпали бы конечно на долю нашей Родины и без того уже истощенной своими тридцатилетними непрерывными страданиями: на нее несомненно будут устремлены наиболее разрушительные удары войны, ибо весь мир считает главною опорой и источником коммунизма — Россию, не давая себе часто труда безпристрастно изследовать нынешнее политическое положение в нашем Отечестве и отделить русский народ от поработившей его Советской власти.
Всякий из нас, кому суждено было бы возвратиться после того на Родную землю, стал бы оплакивать ее горькими слезами Иеремии, ибо он увидел бы пред собою пустыню, покрытую сплошными развалинами. Наша история после такой войны несомненно снова была бы отброшена на несколько столетий назад.
Поэтому мы должны умолять Господа, чтобы Он в Своей Премудрости и благости указал такой путь спасения нашего Отечества, при котором из Русской почвы были бы искоренены только выросшие на ней вредные плевелы, то есть те, кто угнетают русский народ, не имея с ним внутренней органической связи, и их ближайшие пособники, и сохранена была бы невредимой пшеница Божия, т. е. все, кто искупил свою вину пред Богом и Родиной в горниле своих долголетних огненных испытаний, а таковым является ныне почти весь русский народ.
Правосудие Божие не должно допустить, чтобы праведники погибли вместе с нечестивыми, как дерзновенно говорил некогда Авраам Богу, осудившему жителей Содома и Гоморры на истребление, взывая одновременно к Его милосердию и правде.
Но что бы ни принес с собою грядущий год, мы должны встретить его с благодарностью к Богу, Начальнику времен, за этот новый дар Его милости, которую Он неоднократно являл нам в минувшем году, насыщенном постоянными тревогами и опасностями.
Да не отвратит Он от нас свое благоволение и в наступающее лето, благословив его венец для нас и для великодушной страны, в которой мы живем, своей благостию. Не забудем однако о том, что для христианина новое лето благости Божией открылось с пришествием в мир Христа Спасителя, возвестившаго нам лето Господне приятно.
Поэтому начало нашего летосчисления искони велось со времени Рождества Христова
Торжествуя ныне этот праздник, воздадим Родившемуся Спасителю славу за то, что Вифлеемская звезда попрежнему сияет над нами, указывая всем путь ко Христу Солнцу Правды: и богатым, и бедным, и праведникам, и грешникам, и немудрым, но чистым сердцем простецам и благородным ревнителям научнаго знания, которое на своих вершинах невольно сближает их с детьми природы в смиренном преклонении пред Христом, как воплощением Премудрости Божией.
Те и другие сходятся у Его подножия, как некогда пастыри и ученые волхвы Востока.
В сиянии Своей немеркнущей славы Христос доныне остается истинным Царем мира, Евангелие Котораго гремит на 400 языках во всех концах вселенной.
Если же многие, к прискорбию и отступают от Него, Источника света и жизни, и даже дерзают вступать с Ним в борьбу, то их печальная участь служит новым, хотя отрицательным доказательством только неумирающей силы христианства.
На их примере мы видим, что было бы с миром, если бы над ним погас свет Христов, просвещающий всех. Тогда он погрузился бы в безпросветный мрак, и князь тьмы стал бы опять владычествовать над родом человеческим, сделав его своим пленником.
Возблагодарим Господа за то, что, отняв у нас многое другое, менее ценное для нас, Он не лишил нас света Разума, возсиявшаго для всего мира чрез Рождество Богочеловека. Этот свет помогает нам видеть все окружающее нас и себя самих в истинном свете и разуме. Бог сохранил для нас, по Своей благости, также и благодатную радость нынешняго праздника, которая влечет в храм Божий еще миллионы людей. Особенно ярко отражается она на лицах невинных детей, всегда с таким нетерпением ожидающих Рождества Младенца Христа, Котораго они славословят своими чистыми устами.
Приветствуя всех верных чад Церкви, в разсеянии сущих, с этою святою радостью, мы желаем, чтобы она вознесла их на своих благодатных крыльях на такую духовную высоту, куда уже не достигают ни горечи земных скорбей, ни шум суетных земных утех, но где немолчно звучит как небесная арфа светлая ангельская песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».
Декабрь 1951 г. Новая Коренная Пустынь.

Слово митрополита Питирима (Окнова), Петроградского и Ладожского (+1919г.), в день Рождества Христова

Грехопадение человека и его искупление

Благовествую вам радость велию, яже будет всем людем (Лук. 2, 2).
Радость возвещает Ангел пастырям в нынешний день, радость великую и не для них только и не для их времени только, радость великую для всех людей всех времен. Это радость о великом истинно-всемирном событии Рождества Христова, которое произвело решительный переворот в истории всего рода человеческаго и которое светло празднует весь мир христианский. Великою благочестия христианскаго тайною именует и Св. Апостол Павел то светло празднуемое нами событие, когда Бог явился во плоти, и — трудно сказать, в котором из двух истинно-всемирных событий проявилось более благодеяний Божиих к роду человеческому: в великом ли событии создания мира, или в преславном событии искупления человека. Апостол Павел ясно свидетельствует, что благодать Божия и дар благодатию единаго человека Иисуса Христа во многих преизлишествова множае паче, чем потеряло человечество чрез Адама (Рим. 5, 15).
Остановимся хотя немного мыслию на указанных двух велицих событиях и вникнем во всемирно-историческое значение того и другого, чтобы яснее видеть нам, какую радость велию для всех людей возвещал Ангел пастырям.
Невозможно представить умом человеческим, что было прежде сотворения мира; но мы знаем, что ни неба, ни земли, ни всего того, что видим мы ныне, не было прежде, чем всемогущим мановением Божием не призвано все к бытию. Как создание, так и устройство мира есть дело верховнаго разума и всемогущества Божия и непостижимо не для нас только, но и для высших духов, также по мановению Божию призванных к бытию. «Отдалимся мысленно от нашей солнечной системы и посмотрим, как огромныя тела небесныя быстро вращаются вокруг солнца то по одиночке, то с своими спутниками; как само солнце имеет и свое движенее вокруг своего солнца и также со многими подобными себе солнцами; как, наконец, и эти все солнца движутся вокруг общаго всем солнца. Окинем затем мысленным взором все это зараз, пробежим мыслию с востока на запад, с севера на юг, с высшей точки до низшей по всем направлениям, и тогда на этом необъятном пространстве, пределов котораго и мыслию определить невозможно, мы увидим безчисленное множество тел, движущихся в разнообразных направлениях: одни вращаются вокруг других то отвесно, то под углом, пересекая свои пути; другия мчатся то рядом, то поперек; третьи — напротив одно другому, и, однако, не мешая друг другу и не заграждая взаимно путей, а двигаясь в стройных сочетаниях и соотношениях». Какая это огромная, сложная, премудро устроенная, неподвижно стоящая и живо-движущаяся в себе машина! Восторженное впечатление вынес из подобнаго созерцания св. пророк Давид: Господи, Господь наш! восклицает он: яко чудно Имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Яко узрю небеса — дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек яко помниши его (Псал. 8, 2)? И не удивительно, ибо, когда сотворены были звезды, тогда и сами Ангелы небесные не могли воздержаться от хвалебных восклицаний Творцу вселенной (Иов. 38, 7) и Богу всяческих. Созерцая такое устройство мира звезднаго, мы исповедуем безпредельное всемогущество Божие, по которому Он столь необъятный мир создал одним своим словом. Велико дело устройства этого мира! — Если разсматривать творения по частям, то и здесь видим тоже величие, премудрость Божию. Поражающее впечатление вынес Василий Великий из такого разсматривания тварей. «Одна травка, или одна былинка, говорит он, достаточна занять всю мысль разсмотрением искусства, с каким она произведена» Творцом: прикрепленная к земле, она находит себе все нужное здесь — и живет; маленькое насекомое, на листе рождающееся и на нем умирающее, на нем находит и все необходимое для своей жизни; вот животныя рождаются слабыми детенышами, но матерям их вложена неотразимая забота о них, не дающая им покоя, пока не воспитают детей. Великое дело окружить тварь такою попечительностию! И открывающияся в этом величие Божие и премудрость Его видны в мире всюду. — Наконец, если разсматривать самого человека, для котораго создан этот видимый мир, и если вспомнить, что человеку сам Бог усвоил преимущество, в некотором отношении напоминающее Его собственное свойство, и тем самым установил то подобие между Собою и человеком, какое должно существовать между верховным Владыкою тварей и Его лучшим созданием на земле, тогда еще очевиднее будет для нас все величие дела сотворения мира и человека. Чудное впечатление производит размышление о человеке. Душа его, наделенная божественными свойствами мысли, воли и чувства — вот преимущества человека пред прочим творением. Душа в человеке есть возможно точный отпечаток уподобления его Божеству, по душе человек только малым чим умален от Ангел (Псал. 8, 6); одаренный душою, он мог простирать владычество свое на все окружающее. Человек был окружен всеобщим миром, разрушительное влияние смерти не касалось живых существ. Образныя черты безусловнаго счастия первосозданнаго человека на земле прекрасно изобразил пророк Исаия, когда описывал нравственное состояние будущаго христианства: волк жил вместе с ягненком и барс лежал вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол — могли быть вместе, и малое дитя могло водить их; и корова могла пастись с медведицею, и детеныши их могли лежать вместе, и лев как вол мог есть солому; и младенец мог играть над норою аспида, и дитя могло протягивать руку на гнездо змеи (Ис. 11, 6-8). И виде Бог вся, елика сотвори: и вся добра зело (Быт. 1, 31).
И так создано небо и земля и все украшение их (Быт. 2, 1). Так совершилось великое событие творения мира. Для чего совершилось оно? Для чего создан человек? Не затем только, чтобы созерцать красоты райския и красоты мира, и не затем только, чтобы охранять и возделывать рай: уже вследствие того, что он был создан по образу и подобию Божию, деятельность и стремление к порядку и устройству должны были стать неотъемлемою принадлежностию его природы. Нет, — человек создан был для жизни в духе. Человек должен был знать Бога, все сотворившаго, все содержащаго и всем управляющаго, чувствовать свою зависимость от Него и необходимость угождения Ему; и он это знал, доколе пребывал в живом союзе и общении с Богом, с Ним он был покоен, как покойно дитя в объятиях матери. Предназначенная к безсмертию душа его способна была к усвоению и проявлению высоких мыслей, святых ощущений и твердой воли; человек знал, что на нем лежит долг думать об этой душе, о просвещении и спасении ея. Но, увы! «Человек, выражаясь словами Григория Богослова, поставленный среди вечно цветущаго рая в таком равновесии между добром и злом, что он мог по собственному выбору склониться к тому и другому», не был «неослабным делателем Божиих словес». «Когда по ухищрению завистливаго человекоубийцы, вняв убедительности женскаго слова, человек вкусил преждевременно сладкаго плода, и облекся в кожаныя ризы — тяжелую плоть, и стал трупоносцем, тогда изшел он из рая на землю, из которой был взят, и получил в удел многотрудную жизнь». Когда, после грехопадения людей, услышали они хорошо знакомый им голос Господа Бога, ходящаго в раи по полудни (Быт. 3, 8), когда день склонялся уже к вечеру, — голос, до этого времени так отрадно отзывавшийся в их сердце, они уже убоялись идти на встречу отеческому призыву. Как непослушное дитя прячется от матери, так поспешили укрыться и они — виновные под тень райскаго дерева. В своей ограниченности они злосчастные готовы были думать, что под тению дерева райскаго не увидит их всевидящий Бог. Так началась потеря совершенства разума человеческаго, а вместе с тем и страх, присущий демону, показавший, что уже порвана связь с Богом; с тех пор преступниками стали прародители, а чрез них преступником стало и человечество. Трудно описать, ибо трудно и представить себе все следствия грехопадения людей, если для заглаждения его потребовалось сошествие на землю Слова Божия, — но тем более выразилась и безконечная любовь Божия к людям. Посмотрите, как изображает Апостол Павел ниспадение затем всего человечества из прежняго его блаженнаго состояния. Первая ступень ниспадения людей состояла в том, что они разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша. Не воспользовались люди знанием Бога как надлежало, «не восхотели иметь о Нем достойных Его мыслей», хранить должных Ему сердечных чувств и расположений, как видно это на наших прародителях, задумавших скрыться под деревом и не принесших Творцу покаяния. Ниспало затем и на вторую ступень человечество, осуетившись помышлениями своими, когда люди обратились к тварям и в них хотели найти то, что может дать Единый Бог, когда все заботы и все мысли, все планы и цели жизни стали полагать в том только, чтобы устроить свое земное счастие в чувственных удовольствиях, когда сами стали искать необходимаго для себя, — как и прародители наши, сшивая листвие смоковное и устрояя себе препоясания (Быт. 3, 7). Омрачилось далее и неразумное сердце их, стала заглушаться совесть, прогонялся страх Божий и мысль о Боге уже не занимала людей; истинное понятие о Боге забывалось, как и понятие о самом человеке, его значении и целях его жизни, пока не водворился внутри полный мрак; так и прародители забыли, для чего были созданы. Но хуже четвертая ступень, на которую ниспало человечество. Человечество объюродело, считая себя мудрым; оно стало самонадеянно и самоуверенно и в то же время безъотчетно трусливо, «мечтая о себе много и не восхотев идти путем, какой предписан Богом, оно погрязло в помыслах неразумия. Как тот, кто в безлунную ночь отправляется неизвестною дорогою или пускается в морское плавание, не только не достигает цели, но чаще губит себя, так и язычники, по выражению Златоустаго, подверглись ужаснейшему кораблекрушению, когда, предприняв идти путем, ведущим к небу, лишили самих себя света, безтелеснаго ища в телах и неописуемаго в образах», — пока не достигли и не установились на пятой и последней ступени — идолопоклонстве. Здесь, скажем словами Григория Богослова, люди «по наветам злобнаго врага уже совсем отвлеклись от небеснаго Бога, и злобный враг обратил взоры человека на звездное небо, сияющее светозарными красотами, и на изображения людей умерших», чтобы тем легче низвести его потом и к самому крайнему идолопоклонству.
И не так еще удивительно было бы, что человек стал поклоняться дереву, серебру и золоту или изображениям людей, славных своими мерзостями (по крайней мере людей), но он поклонялся четвероногим и гадам и приносил им богатыя жертвы; мало того — благоговейнаго служения от людей удостоивались даже лук и чеснок, по выражению одного языческаго писателя, который говорил: «счастливы народы, у которых полные огороды богов»; словом, почитали все, кроме Самого Бога.
Нужно ли говорить о нравах людей при таком ниспадении их от истиннаго боговедения! — Да не возглаголют уста моя дел человеческих, восклицал Давид; Сам Бог засвидетельствовал, что растлеся земля пред Ним и наполнися земля неправды (Быт. 6, 11). Апостол говорит о роде человеческом, что все согрешили и лишени суть славы Божия (Рим. 3, 23): злоба, зависть, гордость, клевета, пьянство, убийство, всякая неправда и проч., и проч.; и кто мог бы подумать, что такому страшному безобразию сам себя подверг человек, созданный по образу и подобию Божию? А проклятие, тяготевшее над родом человеческим, за которым следовали все несчастия? Ярость и гнев, скорбь и тесноту (Рим. 2, 9), — вот что, по Апостолу, навлек на себя человек. Что же осталось от сотворения мира? где то доброе дело в нем из всего того, что создано было таковым?
И вот, когда дошло человечество до такого страшно бедственнаго состояния и своими собственными силами не могло уже управиться с собою и стать на правый путь, тогда Сам Бог вступился за свое погибающее создание, за дело рук своих; эту-то чрезвычайную и для ума непостижимую помощь свою и послал Бог в последок дний, — в этом и велия благочестия христианскаго тайна — Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16). Как по полудни произнесено грозное проклятие, так тихому молчанию содержащу вся, и нощи в течении своем преполовляющейся, всемогущее Слово (Божие) с небес от престолов Царских в средину погибельныя земли сниде (Прем. 18, 15-16), как жесток ратник, ополчающийся против исконнаго врага Божия и врага рода человеческаго — диавола, для спасения людей. — Это второе всемирно-историческое событие — явление Бога во плоти для возсоздания падшаго человека. Если непостижимо для ума человеческаго сотворение человека, то еще непостижимее для ума великое дело возсоздания человека, его искупления и введения паки в заключенныя небеса. О глубина богатства и премудрости и разума (Рим. 11, 33) и любви Божией к нам! воскликнем с Апостолом; и радость великая для людей, возвещенная Ангелом, ибо отныне древнее проходит, и наступает все новое (2 Кор. 5, 17). Ужасная болезнь — грех теперь показана, но вместе с тем дано и средство к излечению от болезни; роду человеческому указан путь к небу и для достижения этого неба дана всесильная благодать, пособствующая человеку переносить все трудности жизни, презирать даже самую смерть, ради получения грядущих благ. Вот что соделано Христом. Там, где прежде совершались богомерзкия курения идолам, там Богу истинному стали приносить жертвы духовныя, там сердцем сокрушенным и в духе смирения возносятся усердныя молитвы верующих, а за спасение людей проливается Богу жертва безкровная. Там, где прежде была тьма лжи и лесть бесовская, — возсиял свет истинной Церкви Христовой. Таков и еще плод пришествия Христова. Христиане омылись от скверн греховных, освятились и освящаются в таинствах церковных именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего и имеют уже не возможность только дерзновенно приступать к Богу, а в самой действительности примирение с Богом и приведение имамы к Богу, как поет святая Церковь. И — это соделал Христос. Не тягоеет уже и проклятие над родом человеческим: Христос искупил нас от клятвы законныя, быв по нас клятва. «Пламенное оружие», некогда заграждавшее вход в рай, теперь, с пришествием Христовым, «шлещи нам дает», по выражению песни церковной, обратилось в бегство, и мы смело вступаем в отверстое для нас небо. Как посему вместе с Ангелами не воспевать нам славу в вышних Богу за примирение наше с Ним и Его столь чудное благоволение к людям. Христианин, воздай же славу Богу, воздай благодарение дражайшему Спасителю, Который призвал тебя из тьмы в чудный свой свет (1 Петр. 2, 9). С волхвами потщись принести Ему как чистое золото — добродетель, вместо ливана — усердныя молитвы благодарения и вместо смирны благовонной — нелицемерную веру. Аминь.

Слово архиепископа Василия (Лужинского), Полоцкого и Витебского (+1879г.), в день Рождества Христова и в воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия Галлов и с ними 20 язык

И приклони небеса (Господь), и сниде (Ис. 17, 10).

Двух великих явлений благодати Господней для нас торжественно днесь память празднуем: память Божественнаго воплощения — Рождества Иисуса Христа Бога, сошедшаго с небес, яко дождь на руно — тихо и смиренно во утробу Святой Девы, и явившагося младенцем в Вифлееме, нам по всему, кроме греха, подобным человеком, чтобы победить врага человеков, исполина адскаго: и память явления во дни наши силы Господней, чтобы избавить отечество наше и нас, погибавших под мечем исполина земнаго. Так, тот же самый Господь Иисус снизшел тогда силою своею на Русскую землю, поражая страхом гнездившияся в ней полчища врагов. Его это дух воодушевил и подкрепил все воинство православное, возбудил весь народ Русский, и подвиг против врага всемирнаго самыя силы природы: и возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас свой; и ниспосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте я (Псал. 7, 14-15).
Почему же два различныя явления в один день мы воспоминаем и торжествуем? Потому что они имеют одну внутреннюю связь между собою. Это несомненно: нужно только смотреть на все великия события из одного главнаго сосредоточия их, — величайшаго из всех явлений в мире, — явления Бога во плоти, и мы приметим эту связь, увидим во всех великих событиях руку Божию, всем управляющую и все направляющую к великой цели царствия Христова. Посвятим же несколько минут на разсмотрение этой связи всемирных событий с единым главным — явлением на земли Иисуса Христа, направленным к цели возрастания Церкви святой.
Явление Бога во плоти, говорит Апостол, есть велия благочестия тайна (1 Тим. 3, 16). Подлинно, это великая тайна во всей истории рода человеческаго и всего мира, и есть средоточие всего великаго в роде человеческом. Все всемирныя произшествия на земле называет само св. Писание сошествиями Божиими на нее; то есть: явлениями торжественными силы, правды, премудрости, благости и других величайших совершенств Бога вечнаго и неограниченнаго. До явления Сына Божия во плоти на земли, все снизшествия Божии были приготовлением к сему совершеннейшему и величайшему из всех явлений. А после воплощения Господня и пребывания Богочеловека на земле с человеками, все явления Божия суть уже последствия и какбы продолжение того же единственнаго сошествия Божия. И в самом деле, если бы от вечности не было предположено снити с небес во времени предвечному Богу — Иисусу Христу на грешную, отверженную землю нашу, то и не было бы ни предшествующих, ни последующих; а было бы только одно пришествие Сына Божия — страшное и гневное — для истребления земли с преступными человеками.
Что все явления Божия, все великия события до времени воплощения Спасителя были приготовлением людей к Его пришествию, на то есть ясныя указания в самом слове Божием. Господь сходил еще в рай по падении человека, чтобы возвестить грешнику суд правды, а с сим вместе и суд милости — обетование о будущем победительном Семени Жены; сходил в водах потопных для потребления обветшалаго в беззакониях человечества, и для возрождения своей Церкви, основанной на вере в тоже всесвятое Семя Жены; сходил для смешения языков, чтобы отделить туже Церковь от лукаваго единомыслия (Прем. 10, 5) гордых столпотворителей: сходил в громах и молниях на Синай; сходил во многих других чудесах и пророчествах, и все это для приготовления человеков к царствию Христову, для открытия пути Христу к человекам, и пути человекам ко Христу. Весь закон, говорит Апостол, был пестуном во Христа (Гал. 3, 24), и имел сень грядущих благ, — новозаветных (Евр. 10, 1) — благ грядущих не для одного впрочем какого либо народа, но для всех народов по вселенной.
Все народы приготовлялись свыше к тому великому явлению вочеловечения Спасителя. Ибо, кроме древняго предания о грядущем Избавителе мира, — предания, разнесеннаго повсюду, в свое время, — и самыя сношения народа Иудейскаго с другими народами, не могли не питать чаяния языков (Быт. 39, 10). Сверх сего и другим народам возвещалось иногда слово Божие, как например Ниневитянам, посредством Ионы; и другим народам ниспосылалось иногда пророчество, как например пророческое сновидение, низпосланное Навуходоносору и объясненное пророком Даниилом, — пророчество, представленное в таких чертах, в которых внимательный созерцатель удобно может усматривать, что все древния царства в мире составляли один истукан, какбы сберегавший место для возрастания камени, который имел основать повсюду совершеннейшее и благодатное царство Христово (Дан. 2, 11).
Камень сей отторгается наконец от горы без содействия рук человеческих: — Сын Божий преестественно раждается от Пресвятой Девы: и все великия события, после того последующия, представляют уже исчезновение истукана древняго, и возрастание и обладание местом Божественнаго камени, на котором основанное царствие Христово — произрастает с постепенным разрушением царств ему неприязненных. Вера христианская торжествует уже над еврейством, падающим вместе с своею столицею; торжествует над язычеством в целой империи Римской, принимая идолопочитателей в царствие Христово; торжествует над полчищами еретиков, утверждаясь еще более от их колебаний; побеждает и смягчает грубость народов диких, победителей Рима, образуя из них новых членов царствия Христова; являет несокрушимую силу свою в самом разрушении царства Византийскаго, сохраняя древнюю чистоту свою и среди народа ей враждебнаго. И какой дивный Промысл Божий о царствии Христовом — вселенской Церкви! В тоже время, когда оружие поклонников лжепророка стесняет веру на Востоке, она вместе с царством Христовым возвышается в нашем отечестве, свергая иго поклонников того же лжепророка, и приемля на лоно свое многих из них, обращающихся из тьмы к свету Христову. Но кто изчислит все победы истинной веры, все явления сил Господа к торжеству Церкви истинной, святой? Вот и в наши времена явилась было новая, опаснейшая враждебная сила, с изощренными мечами и пресыщенными ядом стрелами, на царство Христово в нашем отечестве. Вдруг одним манием высокомернаго мужа возбуждается и поднимается двадцать народов, и бежит, чтобы опустошить землю Русскую, избранную Богом для царствия Христова, — сокрушить грады, осквернить святые храмы. Поистине, опасность величайшая угрожала уже не для одного отечества нашего, но и для православной апостольской восточно-кафолической веры, в нем господствующей. Кто однакож не увидел, где и кто не услышал, как Богоспасаемая страна, хранилище святаго православия, возмужала, укрепилась, устояла, победила силою Иисуса Христа? Так, сынове царствия Христова! Еммануил Господь сил был с нею. К ней-то прилично было обратить тогда слово пророческое: И собрашася на тя языцы мнози, глаголюще: порадуемся, и воззрят на Сион очи наши. Сии же не разумеша помышления Господня, и не домыслишася совета Его, яко собра их, аки снопы гуменныя. Востани и измлати их, дщи Сионя, яко роги твоя положу железны, и пазнокти твоя положу медяны: и источиши люди многи, и возложиши их Господеви множество их, и крепость их Господеви всея земли (Мих. 4, 11-13). Подлинно, Россия наводнена была врагами: но ей дана была крепость железная, яко первой блюстительнице истинной веры, яко тому Сиону святому, от котораго должен изыти закон правды Божией и для других народов; и она восторжествовала, к торжеству веры и царствия Христова — православной Церкви. И торжество ея не было в духе суетнаго мира, но в духе святой веры. Одушевленная великим по благочестию Самодержцем своим, возложив Господеви множество врагов, она воздала Ему единому честь и славу, а другим, даже своим врагам, принесла купленный неизчетными жертвами своими мир, свободу законную и благоденствие, и — тот безпримерный в Истории явила наконец союз государей священный, который торжественно признал единым Самодержцем всех царств — Христа Иисуса, положив в основание своей политики Евангелие Христово.
Так на место всемирной гордости, явилось всемирное христианское смирение, на место неверия и суемудрия вера вселенская и повиновение Евангелию: на место браней и потрясений, — возсиял на земли мир и слава в вышних Богу! Разумейте же языцы, и покаряйтесь, яко с нами Бог.
Православные христиане, сынове царствия Христова! — Если видим славу, если проникаем тайну сих двух, вместе торжествуемых нами ныне, пришествий Божиих на землю: тайну воплощения Господня, и явления Господа сил на главу врагов отечества нашего, не попустим, чтобы они прошли мимо нас, как посторонния для нас зрелища: ибо в сем случае мы остались бы посторонними и чуждыми для царствия Христова. Для чего нисходил превечный Бог во утробу Девы? Для чего в необычайном смирении явился в мире? Чтобы доставить всю возможность человекам войти в ближайшия и удобнейшия сообщения с Богом, источником всякаго блага: Сам Он применил Себя к мере человека ограниченнаго, тлевшаго в мерзостях адскаго обладания. Снизшел, чтобы разогнать тьму, озарить человека светом истины, сокрушить владычество тьмы кромешной, и спасти род человеческий. Какой плод столь уничиженнаго пришествия Господня на землю преступную? Оно приготовляет разум человеческий по вселенной к скорому познанию непостижимаго, высочайше духовнаго Бога, чего человек путем естественнаго разсуждения достичь не мог. И невежественные и своевольные язычники, и плотяные евреи, вскоре образуются учением и заповедями Христовыми, которыя как молния пролетают во все страны и народы: основывают и утверждают царствие Христово; сокрушают и разоряют царства ада. Сей-то Царь царей, пекущийся о своем царстве на земле — Церкви, купленной Им ценою неоцененною по любви к человеку, и постоянно защищающий ее, видя угрожавшую ей опасность от порабощения вражияго, нисходит и в наши времена (не существенно, а действием) для спасения ея от порабощения адскаго; сокрушает исполина, касавшагося гордостию своею небес; заставляет наконец всех земных царей признавать себя Царем единым, Царем праведным и спасающим: а царствие свое — царствием благодатным, неодолимым. Примечайте же, сынове царствия Христова, внимательно, как по истине действует Божественный Царь наш, стрегущий вселенскую Церковь, чтобы врата адова не одолели ея (Матф. 16, 18), и как бережет чад ея на лоне ея!
Потщимся же мы, усыновленные, оказывать себя достойными столь великой о нас заботливости Царя небеснаго, и ознаменовывать свою благодарность Царю праведному охотным соблюдением Его заповедей! — Поставляет ли кого из нас Господь на какое служение в своем царстве, или на какое место в общественной службе: будем без испытания послушны. Требует ли от нас чего? исполним все безпрекословно. Смиряет ли нас иногда? покоримся безропотно Его воле. Дает ли нам победу? не возгордимся, но возблагодарим Дарующему ее нам, не по достоинству нашему, а по своей неизреченной благости: и не будем платить врагам своим за зло злом, но добром: подобно тому, как отечество наше спасенное — само послужило во спасение многим, не похваляясь своею силою, но относя торжество свое ко Господу сил: Господь сил с нами. Сильные или покровительствуемые мощною рукою сильных земли, не надейтеся на силу свою, ни на князи, сыны человеческия: но все мы возложим судьбу свою и упование на Того, столь совершеннаго Подвигоположника, столь вернаго Вождя, столь могущественнаго Помощника, — который проводит даже путем смерти до воскресения в жизнь, до вознесения в славу, — Господа Иисуса: уповай на Господа… и Той сотворит. И изведет яко свет, правду твою, и судьбу твою, яко полудне (Псал. 36, 1-6).
Аминь.

Комментирование запрещено