Собор новомучеников и исповедников Российских

Доклад епископа Нектария (Концевича), Сеаттлийского (+1983г.),
на съезде молодежи в 1981-м году

О прославлении новомучеников Российских

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Бог судил нам собраться здесь на этот съезд в пред­дверии дивного события — прославления Новомучеников Россий­ских. Это событие имеет огромное значение, потому что оно про­исходит в эпоху тяжелого обострения борьбы добра и зла, в эпоху почти всеобщего отступления от Бога, от веры в Него, от Церкви и, как следствие, от дела спасения. И еще, что очень важно, это предстоящее прославление может иметь величайшее духовное и историческое значение, т. к. оно может открыть путь к возрождению России и спасти ее от гибели в тисках богоборче­ской власти. Конечно, все это будет зависеть от того как вос­приимут это событие оставшееся еще верующими православные люди на Родине и как восприимем его мы, находясь в разсеянии на чужбине. Мы знаем, что наши мученики уже давно прославлены Господом с момента их мученической кончины, но святая Цер­ковь своим прославлением оповещает своих чад о святости Новомучеников Русских и призывает возносить им свои молит­вы. До прославления Церковь молится о упокоении их светлых душ, а после прославления они получают от Церкви как бы послушание молиться о нас грешных у престола Божия. И мы знаем как обильно пополняется число угодников Божиих наши­ми соотечественниками и будем обращаться с мольбой о том, чтобы они вознесли свои святыя молитвы у престола Божия о спа­сении России и о нас грешных.
В преддверии прославления Русских Новомучеников мы явля­емся свидетелями того, как усиливается и распространяется по всему миру зло с необычайной силой и быстротой. Если будем внимательны ко всему, что происходит вокруг нас, то мы не­сомненно увидим как многие примеры убеждают нас в том, что существует могучая и страшная, необыкновенно организован­ная тайная сила, обладающая неограниченными возможностями и огромными средствами, сознательно ставящая перед собой цель уничтожение религии, и православной в особенности, а также духовного и физического разложения подростающего поколения. Мы полагаем также, что для осуществления этой преступной цели детально разработаны планы, выполнение которых уже приведены в действие.
В предстоящем церковном акте прославления Новомучени­ков мы ощущаем надежды на избавление отчизны нашей от уз богоборцев, так как верим в святыя молитвы угодников Божиих.
С другой стороны, мы видим, как диавол и его слуги со страшной силой ополчились на Православную Церковь на нашей родине. Поэтому, в начале беседы скажем о учении церковном о происхождении зла.
В мире происходит жестокая борьба между силами добра и зла — невидимая брань. Против Бога — абсолютного Добра — вос­стал диавол — абсолютное зло. Но из современных людей мало кто понимает полный смысл и значение событий церковных, государственных, общественных, семейных и личных. Боль­шинство принимает свои субъективныя размышления, суждения, а также и выводы, почти всегда ошибочныя, за истину. Как же нам избежать ошибок и субъективностей и достигнуть правильного понимания происходящих событий и явлений в окружающей и ка­сающейся нас жизни. В этом нам поможет православное миро­созерцание.
О высшем духовном мире и его законах, о духовных исти­нах мы можем знать только из Божественного откровения, кото­рое нам дано в Библии и из того, что открыта боговдохновен­ным святым отцем. Высший иной мир отличен от нашего земного. О нем, о высшем, мы можем имить представление только по аналогии с нашим миром, поскольку наш мир явля­ется отражением или символом горнего и многое из того мира на нашем языке не передаваемо. Апостол Павел свидетельствует: «яко восхищен бысть в рай и слыша неизреченные глаголы, иже не лет есть человеку глаголати» (2 Кор. 12, 4), то-есть слышал слова, которыя человик не может пересказать. А поэтому многое, о чем гово­рит бытописатель Моисей и пророки, говорится примитивным языком своего времени и может показаться поверхностному взгляду наивным. Но истины, открытыя ими, легли в основу православного миросозерцания и христианской философии.
Бог создал мир из ничего. Первым был призван к жизни мир духовный, одаренный разумом и богоподобным свой­ством свободной воли. Духи-ангелы были сотворены на грани времени. С их творения начинается время. Св. Дионисий Арео­пагит в своем замечательном произведении «О небесной иерар­хии» раскрывает тайны жизни и строения ангельского мира. Мир этот иерархичен, т.к. делится на различныя степени; существует 9 степеней или чинов ангельских, разделенных на 3 группы по 3 чина в каждой: высший чин, средней и нижней. Чины высшей группы это — шестокрылатые серафимы, многоочитые херувимы и престолы. Серафим означает огненный; он горит пламенею­щей любовью к Богу. Херувим означает созерцающий; он созерцает мудрость Божию и проникает в ея тайны, на престо­лах почивает Бог. Средняя группа это — начала, власти и силы. И послидняя, нисшая группа, зависящая от средней, это — господ­ства, архангелы и ангелы. Число всех ангелов тьма тем; этими словами обозначается неисчислимое их множество, тогда как серафимов только семь.
Но самым высшим ангелом, венцом творения, быль ден­ница — звезда утренняя, сын зари. Он ближе всех предстоял к Богу и имел власть непосредственно обращаться к Нему. Все небесныя силы в небесной гармонии славословили Творца.
Но в мире нашем есть зло; его начало вне нашего мира; зло пришло к нам из вне и откуда же оно появилось?
Не вынес денница своей высоты и пал. Гордость погубила его: упоенный своей славой, он возамнил, что сам может быть как Бог и восстал на Бога. Пророк Иезекииль такими прикровенными словами свидетельствует о падшем деннице: «Так гово­рит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огненных камней. Ты совершен был в путях твоих со дня творения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. … Внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя херувим осеняющий,..» (Иез. 28, 12-16). И Господь Иисус Христос подтверждает это словами: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10, 18).
Когда денница восстал на Бога, за ним последовала треть ангелов. Среди оставшихся верных Богу наступило замешатель­ство, нарушилась небесная гармония. Тогда одни из высших серафимов воскликнул: «кто как Богь?», или по древне-еврей­ски: «михаил». И с этого момента архистратиг Михаил воз­главил небесное воинство и возставшие духи были низвергнуты с неба. Так появилось в мире зло.
Падшый денница знает многое, он знал и то, что Бог больше творить ангелов не будет. Гармония жизни духовного мира была нарушена, полнота числа небесных сил была ущерблена и денница злорадствовал, но был посрамлен. Бог со свойствен­ным Ему величием творит видимый мир.
По безконечному пространству вселенной засияли звездные миры поразительной красоты и гармонии и среди этого огромного космоса затерялась пылинка земля. Батюшка праведный святой отец Иоанн Кронштадтский так говорит: «Господь изволил создать из пер­сти человека, перстными существами восполнил недостаток ан­гельских миров вследствие отпадения гордых духов и это безко­нечное посрамление и безконечное наказание гордецам». Когда ден­ница увидел, что человек способен занимать вдовствующее пре­столы, оставленные падшими ангелами, он не мог вынести своего позора, возгорился лютой завистью и ненавистью к человеку, решил погубить его и начинает изливать яд зла, искушая его. «Вы будете как Боги» (Быт. 3, 5) — внушает искуситель — древнее зло пер­возданным людям. И человечество пало на заре своего бытия, в лице наших прародителей, не преодолев этого искушения. После грехопадения первозданных людей искуситель денница был про­клят Богом и стал абсолютным злом, диаволом, сатаною. С тех пор он ведет борьбу не только с Богом, а и за каждую душу человеческую. Человеческая природа была повреждена перво­родным грехом, зло и смерть вошли в земной мир и, таким образом, его стройность была искажена. После падения первоздан­нога Адама благодать Божия отступила и поток зла стал расте­каться по всей земле и человечество своими силами уже не могло остановить и победить зло; для этого должен был явиться, об­ещанный еще в раю нашим прародителям, Избавитель-Мессия, Семя Жены, Которое сотрет главу змия.
Прошли тысячелетия и почти за две тысячи лет до Рождества Христова, Бог призывает Авраама, делает его родоначальни­ком особого народа. Этот народ является единственным носи­телем веры во единого всемогущего Бога. Особым благодатным водительством Бог воспитывает особую струю рода царя Давида, в которой из поколения в поколиние накопляется и возрастает святость, до тех пор, пока эта благодатная струя не дала Пречистую Деву, Божию Матерь, Святейшую Святых, уже без лич­ного греха. Только благодаря этому стало возможным воплощение Сына Божия на земле. И родился от Пречистой Девы, наитием Святого Духа, Христос, Сын Божий, Спаситель мира — Бог Слово. Он, Творец мира, им же вся быша. Так было положено начало Нового Завета.
И диавол с особой злобой ответил на Рождество Христово. Множество невинных младенцев было убито по распоряжению Ирода, другой же Ирод, по наущению диавола, велит обезглавить св. Иоанна Крестителя. Диавол еще больше ожесточается в борьбе против Бога; он внушает книжникам, фарисеям и архиереям, вождям еврейского народа, ненависть ко Христу: «распни, распни Его, кровь Его на нас и на детях наших!» (Лк. 23, 21; Мф. 27, 25). И этот избранный народ Авра­ама, знающей единого Бога, превращается в слуг диавола и ведет ожесточенную борьбу против всего христианского мира. И Господь свидительствует: «Вы дети отца вашего диавола» (см. Ин. 8, 44).
И Христос приносит Себя в жертву Своей жизнью, учени­ем, страданием, кровью, смертью и воскресением, совершает искупление всего рода человеческого. Перед этой непостижимой тайной, необятной и божественной любви недоумевают и трепе­щут ангелы. Таким образом, сам человек только своими силами не может совершить дело спасения своей души. «Без Мене не можете творите ничесоже» (Ин. 15, 5) — говорит Господь. Он, человек, может быть спасенным только Христом Спасителем в ограде, созданной Им, Церкви, с помощью благодатных Таинств цер­ковных. И Господь создает Свою Церковь. Необыкновенной бо­жественной красотой сияет созданная Самим Господом и овеян­ная Святым Духом Церковь Божия. Церковь — мистическое Тело Христово — есть единый духовный организм. Истина одна — Хри­стос, поэтому и истинная Церковь может быть тоже только одна — это Церковь наша Православная Соборная и Апостольская, кото­рую Христос стяжал Своею Кровью и которая в девственной чистоте сохранила учение спасительное.
Но мы знаем, как сразу сатана ополчился на созданную Гос­подом Церковь. Слугами сатаны начались гонения, наступили мученические периоды. Церковь стала раздираться ересями н расколами. Диявол и его слуги с особой силой ополчились на Православную Церковь, на Церковь Православную Русскую, как сохранившую веру, основанную на догматах, Духом Святым изложенных на Вселенских Соборах.
Здесь приходят мне на память слова, сказанныя Глебом Александровичем Раром. «С какой скорбью», говорил он нам, «часто встречаются люди, которые считают себя даже пра­вославными и высказывают свое мниние, например, так: «я думаю, что можно ходить и в католическую церковь», «я думаю, что можно ходить и в церковь другой юрисдикции»; и так дальше и так дальше — «я думаю». А я с большей скорбью наблюдаю, что можно слышать также от людей, также считающих себя право­славными и надменна говорящими: «я верую по своему». Такими словами человек сам выводит себя из ограды Церкви, лишая себя св. Таинств и сверхестественной благодати Духа Святого. Этот человек гибнет от страшного духовного недуга гордыни ума, так как считает себя умнее сонма преподобных отцов, которые достигли святости в лони Церкви Православной. Он считает себя умнее святых отцов Вселенских Соборов, кото­рые Духом Святым изложили догматы и правила церковныя. Наконец, он, веруя по своему, считает св. Церковь не совер­шенной и этим ставит себя выше Христа, Который якобы не соз­дал совершенной Церкви. Страшная гордыня и кощунство!
Итак, чтобы не уклониться от правильного пути спасения, прежде всего необходимо принадлежать к истинной Церкви — Православной, и по детски принять ея догматы, каноны, правила и дух ея учение. «Аминь, глаголю вам, — говорит Господь, — аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Вне ограды Церкви не может быть спасения.
Поистине, в истории всех поместных церквей не было та­кого фатального гонения, которое претерпела и терпит Русская Православная Церковь. На нашей родини укрепилась богоборческая сатанинская власть и поэтому мы не можем надеяться, что эта власть может измениться к лучшему, ибо сатана может совер­шенствоваться только во зле. Но у Господа все возможно и Он в силе освободить Россию от уз диавола. И многое зависит от всех нас.
Итак, мы готовимся к церковному акту прославления Новому­чеников Российских. Об этих мучениках, их мучениях, о зверствах мучителей, написана много книг, статей и воспомина­ний. Вспомним о разстрелах во время нашего лихолетия Митропоита Владимира, первомученика нашего лихолетия, Митрополита Вениамина, Митрополита Иосифа и других архипастырей и тысячи священнослужителей и миллионы мирян, умученных в тюрьмах и концлагерях.
Но редко кто обращает внимание на мистическую сторону во­проса, а это очень важно. Как мы уже сказали, все новомученики уже давно прославлены Богом, с момента их мученической кон­чины. И претерпев мучения, они являются победителями зла и имеют дерзновение у Господа молиться о нас и пополняют число угодников Божиих. Поэтому кажущаяся победа мучителей, умерщ­вляющих свои жертвы, является поражением самих же мучите­лей.
В особенности важно отметить мученическую кончину нашего Государя — Императора Николая Александровича — и его Семьи. Он был последним монархом, помазанным святым миром на царство. Государь — Помазанник Божий. Это Таинство совер­шается Церковью во время коронации и Помазанник Божий входит царскими вратами в алтарь к престолу и причащается Св. Таин, как священнослужитель, отдельно Тела и Крови Христовых. Этим святая Церковь подчеркивает великое духовное значение царского служения и приравневает его к священнослужению.
Итак, Государь — Помазанник Божий, священное лицо, носи­тель особой силы благодати Духа Святого. Эта божественная сила, действующая через Помазанника Божия, удерживала распростране­ние зла, тайны беззакония. Апостол Павел во 2-м послании к Фессалоникийцам пишет: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь» (2 Фес. 2, 7). Диавол уже как бы давно рвется и силится явить миру Антихриста, но не может, потому что еще в наше время Божественная благодать, сугубо действующая через Пома­занника Божия, удерживала и не давала этой возможности. Тайне беззакония необходимо было, чтобы получить свободу действия, взять от среды Удерживающего, что и произошло по попущению Божию, за грехи всего русского народа.
Итак, Удерживающий взят от среды, и с этого момента все мы являемся сведетелями безудержного разгула и распространения зла во всем мире. Совершилась страшное злодияние — цареубий­ства. Убит Государь, Помазанник Божий, покровитель Православ­ной Церкви, глава православного государства. Убит Удерживаю­щий.
Из сказанного абсолютно ясно, что злодияние было ритуаль­ным, а не политическим убийством, о чем свидительствует также и кабалистическая надпись на стене Ипатьевского дома, где было совершено это, поистине сатанинское, злодеяние.
Подобно тому, как Христос был распят за грехи всего мира на Голгофе, всеми оставленный, так и Государь принесен в жертву за грехи всей России, также всеми оставленный. Никто не оказал помощи своему Государю в дни Его тяжких испытаний, когда Он был узником богоборческой сатанинской власти. По­этому, смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а в особенности над теми, кто принимал участие в этом злодеянии, а в какой-то степени над каждым из нас. И если это так, то для того, чтобы иметь хотя бы маленькую надежду на снятие греха с совести России, необходимо, помимо нашего сугу­бого покаяния, прославить Государя во главе всех Русских Новомучеников. Ведь, принял он мученическую кончину за Право­славную Веру, святую Церковь, за Отчизну. Вот что пишет по этому вопросу некий священник из России:
«Всемирно-исторический смысл мученической кончины Импера­торской Семьи, уподобляющей ее значительнейшим библейским событиям, состоит в том, что здесь оканчивается Константи­новский период бытия Церкви Христовой и открывается новый му­ченический, апокалиптический. Начинает его добровольная жертва последняго Императора и его Семьи».
Трагедия Царской Семьи как бы заклятием легла на Русскую Землю, став символом, пророком длинного крестного пути Рос­сии, гибели десятков миллионов ея сынов и дочерей. Канонизация Царственных Мучеников явится для России снятием с нея греха цареубийства и окончательно освободит ее от злых чар.
Как же нам подготовить себя ко дню великого события про­славления Новомучеников? Прежде всего, конечно, нужно укрепить свою веру православную и исполнять все правила церковной жизни, оцерковить свой быт. Нужно приносить почаще покаяние у своего духовника о своих личных грехах и этим самым как бы проповедывать православную истину. Мы с вами должны сугубо следить за тем, чтобы не оступиться, потому что малейшее от­ступление от Православия может повлечь за собой исключение из Церкви. Потому что, как мы уже сказали, церковныя правила установлены Духом Святым н здесь нельзя иметь своего личного мнения, если оно разнится от правил церковных.
Мы также часто слышим как люди, тоже считающее себя православными, могут говорить: «Я не верю в существование бесов»; в то время как мы знаем из Священного Писания, что Господь пришел на землю для того, чтобы избавить человечество от власти бесовской. Мы знаем, как Он милостивый дает нам помощь в Таинствах церковных, и мы знаем, что без помощи Божией не может быть спасения, а эта помощь возможна только лишь в ограде Церкви.
И в нас теплится надежда, что когда весть о прославлении Государя, во главе всех Новомучеников Российских, достигнет верующего православного люда на Родине, который вместе с нами, осознав тяготеющий над Россией грех цареубийства, с покаян­ными слезами будет молить Господа о прощении и в молебном пении всем сердцем будет призывать помощь Царя-Мученика: «Святый Царю-Мучениче и Страстотерпче Николае со всеми Новомучениками Земли Русской, молите о нас грешных!», — тогда верим, что Государь, печальник страждущей России, поклонится престолу Божию и сотворит сугубую молитву о спасении России и нас грешных. Кровь мученическая вопиет к небу, и Господь, внемля нашему покаянному воплю и услышав святую молитву Сво­его смиреннейшего раба, нашего Царя-Мученика, в сили сотворить чудо и, сняв с совисти русского народа тяжкий грех цареубийства дыханием уст Своих, может сдунуть с лица Русской Земли коммунистическое иго и всю нечистоту богоборческой власти. У Господа все возможно, в силе Он печаль на радость преложить и воскресить Святую Православную Русь. Аминь.
Сан-Франциско, Калифорния, США

Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (+2006г.)
в день празднования памяти собора новомучеников и исповедников Российских

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
И когда Он — Агнец — снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? …и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. (Откр. 6, 9-10, 11)
Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917-1918 годах объявили: «Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (…) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».
Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его «годиной лютой».
И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее — непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней.
Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя — Великого равноапостольного князя Владимира — и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? «…возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая… в темницы, и поведут пред… правителей за имя Мое…» (Лк.21,12). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период — за семьдесят лет — земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.
И сегодня второй год мы прославляем всех тех, кто пронес подвиг веры до исповедничества и мученичества в этот новый период истории государства Российского и его Святой Церкви.
Только через семьдесят пять лет постановление, прозвучавшее на Соборе 1917 года, ожило и стало деянием. И в этот день мы совершаем молитвенное поминовение тех, кто пострадал за веру и правду: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и холода в лагерях — принял мученическую кончину за веру Христову. Сегодня мы называем только восемь имен — восемь первых мучеников, канонизированных Русской Православной Церковью в 1992 году: это священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий; священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик архимандрит Сергий; мученик Юрий; мученик Иоанн; преподобномученица Великая княгиня Елисавета; преподобномученица инокиня Варвара. И только Патриарх Тихон был прославлен ранее, в 1989 году.
Но за ними, поименованными, стоит бесчисленное множество клириков, мирян, имена коих знает один Бог, и кои свидетельством своим о вере Христовой «даже до смерти» стали молитвенниками и предстателями пред Престолом Божиим за нас, за землю Русскую.
Первый период кровопролитных массовых гонений на Церковь Христову начался после декрета об изъятии церковных ценностей и опубликования в печати списка «врагов народа», первым в котором был Патриарх Тихон, а вслед за ним епископы, священники — вся лучшая часть российского духовенства. На конец 1922 года было расстреляно по суду 2691 человек из белого духовенства, 1962 монаха, 1447 монахинь и послушниц. Это перечень лишь тех, чьи «судебные» дела сохранились, а сколько их, безвестных, убиенных без суда и следствия, предстало пред Богом в убеленных страданием победных ризах.
Первый, кто стал во главе новомучеников Российских, — это Патриарх и отец — Святейший Тихон. Это он своим первосвятительским благословением указал чадам Церкви Российской единственно верный путь в «новой» жизни: «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою… Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, — благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него», — звучит голос отца. Таков путь Христа, таков путь Его Святой Церкви. Таков путь каждого, кто стал христианином. И Церковь Божия, и подвижник Христов свободно идут на крест и взойдут на него. В свободе — и сила подвига, и его ценность.
Принимая патриарший посох в 1918 году, митрополит Тихон знал предлежащий ему путь и не отрекся от крестного подвига. «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе… « Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них, во вся дни», — сказал Владыка Тихон в день своего избрания. И его умирание началось с первых дней.
Против христианства, вооруженного лишь крестом и молитвой, ополчились власть и вся сила зла в безумном порыве уничтожить, растоптать в нем Христа. И Россия во главе со своим Патриархом вступила на свою Голгофу.
Патриарх Тихон в сонме мучеников Российских, казалось, был лишен радости мученического венца, но по силе страданий он стал первым. Его бескровное мученичество было непрестанным в течение долгих семи лет.
Ежедневно, ежечасно, до последнего дня жизни, до смерти. Для пользы Церкви он принял подвиг менее видный, более будничный, подвигом и не кажущийся. Он боролся с врагом, его насилием, издевательством и коварством за свободу Церкви. И Церковь, сохраненная его подвигом, взывает ныне: «Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас».
С Всероссийского Собора, не дождавшись его окончания, только получив благословение Богом дарованного Патриарха, уехал на страдание и смерть митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Священномученик митрополит Владимир шестьдесят лет шел по жизни за Богом.
Его жизнь была исполнена трудов и страданий. Ими учился он всегда и во всем исполнять волю Божию. В Церкви он прошел послушание от семинариста до митрополита. В трагической смерти своей жены и единственного ребенка тогда еще молодой священник, он усмотрел Промысел Божий.
И путь монашеского послушания стал единственным для него до конца дней. Владыка всегда был с народом Божиим как истинный пастырь во всех его бедах. Особенно это поразительно проявилось во время холерной эпидемии и неурожая в Самарской губернии. С крестом и молитвой он появлялся в холерных бараках, совершал молебствия на площадях — бесстрашный воин Христов и пастырь добрый. Он учил, вразумлял, лечил, кормил, согревал. И любовь народная была ему наградой.
Истинное смирение вознесло святителя Владимира на такую высоту, какая только была возможна на положении иерарха. Он с застенчивостью и удивлением говорил о себе, что стал как бы Всероссийским митрополитом, последовательно занимая все основные митрополичьи кафедры России — Москвы, Петербурга и Киева.
Нельзя умолчать об одной весьма важной детали. В 1915 году Владыку перевели на Киевскую кафедру, и он, словно предвидя предлежащее ему, был удручен. Но на вопрос близкого ему человека: «Не лучше ли теперь уйти ему на покой?» — митрополит Владимир ответил спокойно: «Да, судя по человеческим соображениям, я с вами согласен. А по-Божиему как? Угодно ли испытывать и предупреждать волю Божию? Вот она — общая черта в жизни всех святых людей — «А по-Божиему как?»
По-Божиему митрополиту Владимиру, митрополиту Вениамину, архимандриту Сергию, мирянам Юрию и Иоанну, Великой княгине Елисавете и инокине Варваре надлежало отвергнуться себя, отвергнуться человеческого и взять Божие — крест свой и следовать за Христом. И они, движимые духом любви ко Христу, пошли на подвиг. Они ощущали присутствие Святаго Духа, когда радость становится вечной.
Отстаивая единство Украинской Церкви со Всероссийской Православной Церковью, владыка Владимир незадолго до своей гибели сказал: «Я никого и ничего не боюсь. Я на всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову, за веру Православную, чтобы не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России там, где оно начиналось». Как перекликаются эти слова его со словами Патриарха Тихона: «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза».
И там, где крестилась Русь во Христа, где руками апостола Андрея Первозванного было воздвигнуто знамение победы — Крест Христов — в Киеве над Днепром был вознесен на крест преемник апостольского служения священномученик митрополит Владимир, и с этого же места началось крещение Русской Церкви огнем и кровью.
Без суда, без объявления вины, как на разбойника, вышли взять митрополита неведомые, не знаемые никем, новые хозяева жизни со штыками и огнем. Издевались над ним, вывели за ворота Киево-Печерской Лавры. А он, воздев руки свои к небу, молился. Потом, благословляя крестообразно обеими руками своих убийц, сказал: «Господь вас благословляет и прощает». Мученик сам благословил смерть свою и вымолил убийцам прощение. «Господь вас прощает!» А распоясавшийся мир зла, не вынося укоризн правды и света, смертельными пулевыми и штыковыми ранами завершил суд над правдой.
Это было первое кровавое злодеяние, и «судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим… что эта мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки России «, — сказал святой Патриарх Тихон о священномученике митрополите Владимире и о всех будущих священномучениках и мучениках земли Российской, которым должно было явиться вослед за этой первой жертвой.
Через четыре года вслед за митрополитом Владимиром мученичеством завершил свой жизненный путь святитель Петербургской епархии — митрополит Вениамин (Казанский). Он помышлял о мученичестве еще в детстве. И это было так глубоко и сердечно, что Господь исполнил желание того, кто возлюбил Его и всей жизнью своей Господу отдал свое сердце. «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых, — писал о себе владыка Вениамин, — восхищался их героизмом… жалея, что времена не те и не придется пережить то, что они переживали».
Небывалая разруха и голод охватили страну в 1921 году. С ними начались и гонения на Церковь, которые проводились якобы с целью изъятия церковных ценностей. Владыка Вениамин, являя пример высокой христианской любви, благословил передачу ценностей, не имеющих богослужебного употребления, на нужды бедствующих. «Мы все отдадим сами», — говорил он. Но изъятие было не основной целью власть предержащих. Им нужно было устроить показательный судебный процесс над духовенством, обвинив его в заговоре.
Взятый в заточение по этому сфабрикованному делу, владыка митрополит особенно страдал за тех, кто был судим вместе с ним. Страдал от клеветы беззаконных судей и от лукавства лжебратьев — новоявленных «иуд» — обновленцев, предающих истину — Церковь.
Напрасно любящая владыку паства ходатайствовала за него, напрасны были и его духовная мудрость, и разум, изобличавшие всякие клеветы на подсудимых. Приговор — «повинен смерти» — ничто не могло изменить. И, ожидая исполнения своей участи, митрополит Вениамин оставляет своим ученикам и сопастырям заповедь — бессмертные слова возвышенной силы. «Тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу, всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий». «Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение, — пишет он. — Я радостен и покоен… Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией».
На суде в своем последнем слове владыка Вениамин сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть, но, что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горé, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все».
Незадолго до исполнения приговора близкие получили митрополичий клобук владыки Вениамина, и на донышке его с внутренней стороны было написано: «Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным». По достоверным сведениям владыка митрополит шел на смерть спокойно, тихо шепча молитву и крестясь.
Участь владыки разделили и миряне, активные участники в церковной жизни: мученики Юрий и Иоанн, а также священномученик архимандрит Сергий. Архимандрит Сергий, обращаясь к суду, в последнем слове сказал, что монах очень тонкой нитью связан с жизнью. Его удел — богомыслие и молитва, и разрыв этой нити для монаха не страшен. «Делайте свое дело. Я жалею вас и молюсь о вас… « Последними словами его перед смертью были слова молитвы: «Прости им, Боже, не ведают бо, что творят».
«Господи, прости им, не знают, что делают!» — была и последняя молитва Великой княгини Елисаветы перед тем, как черная бездна заброшенной шахты поглотила ее.
Она шла к этой зияющей бездне сознательно, категорически отказавшись выехать из России, когда начались беззакония. Она шла за Христом, и ее душевным очам оттуда, из бездны, бил свет Воскресения. Что привело ее, аристократку, чужестранку в далекий уральский город Алапаевск, ставший для нее Голгофой? Что отдало в руки неведомых, демонической злобой одержимых людей? Жизненные пути их никогда не могли ранее соприкоснуться. Она видела этих людей первый и последний раз в жизни. Она встретилась с ними только для того, чтобы они исполнили над ней приговор неведомо где состоявшегося суда. Но это по человеческому суждению. А как по-Божьи? А по-Божьи это был суд человеческий — «за Бога» или «против Бога».
И Великая княгиня Елисавета, бывшая протестантка, принявшая Православие на своей новой Родине, в России, и возлюбившая Православную Церковь и Россию «даже до смерти», ответила злу. Какой бы приговор не вынесло ей разнузданное, обезумевшее зло, она примет его как приговор свыше, как ниспосланную ей возможность делом подтвердить то, что составляло смысл и содержание ее жизни.
Любовь к Богу и любовь к людям была истинно смыслом ее жизни, и она привела Великую княгиню на крест. И ее крест вырос и преложился в Крест Христов и стал ее наслаждением.
Великая княгиня потеряла супруга, погибшего от злонамеренной руки террориста. Своими руками она собирает то, что осталось от любимого ею человека, и, неся в сердце боль страшной утраты, идет в темницу к преступнику с Евангелием, чтобы простить его и привести ко Христу с раскаянием.
Вся дальнейшая ее жизнь в России стала делом милосердия в служении Богу и людям. Великая княгиня собрала сестричество, устроив Марфо-Мариинскую обитель и служа по примеру двух евангельских сестер всем обездоленным и скорбящим. Она вложила в это дело все свои средства, отдала все без остатка, и сама отдалась вся до конца. Ее любовь к людям возвращалась к ней ответной любовью людей.
Инокиня Варвара, бывшая при Великой княгине-матушке во дни ее трудов, не пожелала оставить ее и в последнем подвиге — умирания. И она восхитила мученический венец своим самоотречением и самоотдачей.
В тяжелые мятежные дни 17-го года, когда рушились устои былой России, когда готовились в лице Государя убить русскую государственность, когда все святое подвергалось поруганию, а святыни Кремля — обстрелу, Великая княгиня Елисавета писала, что именно в этот трагический момент она почувствовала, до какой степени «Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытала такую глубокую жалость к России и к ее детям, — пишет она, — которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок… Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему… Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет». «Полностью разрушена «Великая Россия, бесстрашная и безукоризненная».
И из разрухи и пепелища России, из болей целого народа, из бесчисленных ее смертей звучит глас святой жертвы, утверждающий жизнь: «Святая Россия» и Православная Церковь, которую «врата ада не одолеют», — существует, и существует более , чем когда бы то ни было». Эти слова были написаны ею в преддверии могилы.
«Я… уверена, — продолжает Великая княгиня, — что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит». Вот мера ее духовного возраста, вот мера ее истощания. Она уже сама добровольно стала жертвой, и Господь принял ее жертву за Россию, которую она так любила. И ни единой бы власти не имели над ней эти, невесть откуда появившиеся на ее жизненном пути люди-палачи, если бы не было дано им свыше. Всех, кто был с Великой княгиней Елисаветой, побросали в шахту живыми, кроме одного, оказавшего сопротивление. Они умерли не сразу. Еще долго слышали местные жители Херувимскую песнь, пробивающуюся из-под земли. А Великая княгиня и там, в этой их братской могиле, продолжала делать дело Божие — голова одного из тех, кто был с ней, перевязана была ее апостольником.
Когда через три месяца после смерти мучеников нашли место их упокоения, то увидели, что Великая княгиня лежала на бревенчатом выступе на глубине пятнадцати метров, с образом Спасителя на груди, который был благословлен ей в день присоединения ее к Православию. Праведники во веки живут!
И русские новомученики — это те, ожидаемые Вселенской Церковью жертвы, кои дополнили число убиенных за Слово Божие. И кто знает, сколько еще продлится то «малое» апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отмстит живущим на земле за кровь праведников?
«Новые страстотерпцы Российстии, исповеднически поприще земное претекшии, страданьми дерзновение приимшии, молитеся Христу, вас укрепившему, да и мы, егда найдет на ны испытания час, мужества дар Божий восприимем. Образ бо есте лобызающим подвиг ваш, яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть от любве Божия разлучити вас не возмогша».
А мы, взирая на сияние славы сих Российских мучеников с надеждой на возрождение нашей Церкви, нашей Родины — многострадальной России, — из глубины своих верующих сердец взываем ныне: «Святии новомученики и исповедники Российстии, молите Бога о нас!» Аминь.
31 января (13 февраля) 1994 года

Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, является днем поминовения всех новомучеников и исповедников Российских, убиенных в XX веке в период страшных гонений на Русскую Православную Церковь.
Поразительно само установление этого дня, которое произошло на Поместном Соборе в 1918 году. Собор должен был начать свою вторую сессию 20 января 1918 года, и члены Собора ожидали, что его почетный председатель митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) приедет на эту сессию. Но он не приехал. И очень скоро собравшиеся члены Собора узнали, что он убит.
Убит почетный председатель Поместного Собора, который был созван после двухсотлетнего перерыва. Убит архиерей, считавшийся по праву одним из самых авторитетных и уважаемых архиереев Русской Церкви. И самое страшное, убит руками русских же людей.
Вот это событие, потрясшее весь Собор, конечно, стало предметом серьезного обсуждения. Но еще более потрясло Собор то, что убийство это произошло при поистине искусительных обстоятельствах.
Убийцы святого митрополита Владимира явились в Киево-Печерскую Лавру, они несколько часов истязали Святителя, а потом увели его из Лавры и убили. И никто из многочисленной братии Киево-Печерской Лавры не попытался защитить своего священноархимандрита, не попытался разделить с ним его мученическую смерть.
Вот это было особенно страшно. Потому что убийц было не более дюжины, а лаврской братии были многие десятки. Почему это случилось тогда? Уже на Соборе этот вопрос задавали себе его участники. И не зная до конца еще ответа на этот вопрос, лишь смутно предчувствуя, что, наверное, многим из них придется так же разделить с митрополитом Владимиром страшную участь быть не просто убитыми, но быть еще и преданными своими пасомыми, своими сослужителями, члены Собора, объединенные единым порывом, приняли решение о том, что в надвигающихся на Церковь гонениях, память мучеников, которых будет становиться, безусловно, все больше и больше, должна отмечаться либо в день убиения митрополита Владимира, либо в ближайшее воскресение после этого дня.
Сегодняшнее воскресенье таковым и является. По существу, молясь сегодня о тех, кто был за веру и церковь подвергнут мукам и смерти, молитвенно обращаясь к тем, кто уже прославлен из этого сонма мучеников, мы выполняем волю Поместного Собора 1917-18 годов. Того удивительного Собора, который явился первым в истории Русской Церкви Собором мучеников. Ибо многим членам Поместного Собора суждено было пойти тем же крестным путем, каким пошел святой митрополит Владимир.
Так продолжалось годы, десятилетия. И уже тогда, когда начинались эти гонения, многие задавались вопросом: почему же это случилось в Святой Руси? Почему стало возможным это гонение? Ответить до конца на этот вопрос нельзя даже нам с вами, ибо здесь есть некая тайна Божия. И все-таки многое мы можем для самих себя объяснить, сформулировать. Многое не просто можем, но и должны понять, применив это свое тяжелое знание причин гонения, обрушившихся на Русскую Церковь, к нашей современной жизни.
Увы, нам очень часто свойственно сейчас, говоря о той действительно прекрасной духовно-исторической жизни, которой жила Россия в канун 1917 года, не видеть многие из тех недостатков, которые имели место.
Да, Русская Православная Церковь была крупнейшей поместной православной церковью в мире. Ее духовенство было самым образованным, ее богатства были несравнимы с богатствами никакой другой православной поместной церкви. Количество храмов, монастырей превосходило многие поместные церкви православного мира. И находилась церковь под защитой православной монархической власти.
Все казалось незыблемым, все казалось построенным на века. Но уже тогда, уже в нашей с вами церкви были те, кто вольно или невольно разрушал ее. Были высокомерные, далекие от своей паствы и своего духовенства архиереи, не желавшие знать нужд своих епархий. Были священники суетные, корыстные, думавшие лишь о своем земном благоустроении, но не о нуждах своих пасомых. Были ленивые и невежественные монахи.
И наконец, были православные миряне, большая часть которых причащалась только раз в год, подавляющее большинство которых воспринимало церковную жизнь, как всего лишь почетную бытовую традицию. И вот эти люди, сами того не ведая, постоянно искушая друг друга, теряли веру и убивали веру.
Именно из-за этих пастырей, не исполнявших своего долга, и из-за пасомых, живших так, как будто церковь к ним не имеет почти никакого отношения, из их же среды выходили те, кто готов был уничтожать церковь, убивать духовенство, убивать даже всех тех, кто готов был возвысить свой голос в защиту поругаемых святынь.
Не все они были просто злодеями. Многие из них становились злодеями после того, как в их жизни бывали случаи, когда кто-то из представителей духовенства или старших, почтенных по своему жизненному опыту мирян, искушал их своей неправедной жизнью.
Видя недостатки священства, недостатки мирян, эти люди решали для себя, что Бога нет, что Христос никогда в этот мир и не приходил, и что религия это действительно опиум для народа. И вот такие обиженные «праведники», превращавшиеся в злодеев, часто оказывались самыми страшными разрушителями церкви.
И может быть, самое печальное обстоятельство того времени заключалось в том, что, когда гонение на церковь обрушилось, в первую очередь погибали именно те архиереи, именно те священнослужители, именно те монахи и те миряне, которые, наоборот, являли собой в полной мере весь идеал Христовой жизни на земле. Церковь гнали из-за худших, а погибали в ней прежде всего лучшие.
Эту свою трагедию церковь впервые осознала на Поместном Соборе. И вот тогда в Москве, уже захваченной большевиками, уже превращавшейся в столицу первого в истории России безбожного государства на русской земле, лишенные какой бы то ни было внешней защиты, члены Поместного Собора не только принимали решения, нужные для нашей церковной жизни и по сей день, к сожалению, во многом еще нереализованные, но они молились о том, чтобы Господь сохранил Россию даже ценой их собственной жизни.
Здесь перед нами отрывается еще одно тяжелое для нашего восприятия этих событий обстоятельство. Когда гонят церковь, она должна защищаться. Но разные члены церкви защищаются по-разному. У архиерея, священнослужителя нет иного способа защиты церкви и часто самого себя, кроме молитвы, кроме пастырского слова.
Но не всегда этой молитвы оказывается достаточно, не всегда пастырское слово способно остановить богоборцев. И тогда должны были сказать свое слово православные миряне, которые если это необходимо должны были даже внешней силой, даже силой оружия защитить своих беззащитных пастырей. Ибо священнослужитель даже самого себя не может защищать силой оружия. Он совершенно беззащитен в периоды таких гражданских смут.
Но тщетно ждали члены Собора, что миряне соберутся на Русской земле и силой попытаются воспротивиться злу, которое охватило страну. Очень немного было тех православных мирян, которые попытались, жертвуя собой на поле брани, защитить православную Россию. Им суждено было потерпеть военное поражение.
Уже после этого поражения в Гражданской войне, когда немногочисленные православные миряне, исполнявшие свой воинский долг до конца, вынуждены были отступить, усеяв русскую землю братскими могилами, наступило страшное. Церковь вдруг обнаружила, что внутри себя она подвергается глубокому раздору и разделению.
В двадцатые годы духовенства было уничтожено почти столько же, сколько за всю Гражданскую войну. В двадцатые годы очень часто и духовные лица и миряне уничтожались по наветам и доносам, по предательству тех, кто еще недавно казался им братьями во Христе.
Еще более страшными оказались тридцатые годы, когда только за один 1937 год было уничтожено около 85 тысяч священнослужителей. И это при том, что к 1917 году их было менее 150 тысяч.
Казалось, церкви нет места на Русской земле. И тем не менее, случилось настоящее чудо. Церковь осталась на нашей земле, и, хотя гонения продолжались в тех или иных формах вплоть до 1990 года, подчас скрытые, лукавые, коварные, она смогла в условиях той свободы, которая дана нам теперь, уже более широко, более последовательно и самое главное, более независимо и свободно возвестить слово Божие.
Мне бы сейчас очень хотелось, чтобы те из нас, кто начал свою церковную жизнь еще в 60-ые, 70-ые, 80-ые годы, задумался вот над чем.
Ведь тогда, когда вы чувствовали себя действительно изгоями в советском обществе, когда нам самим и в голову не могло прийти, что богоборческий коммунизм рухнет, когда нам казалось, что мы так до конца своих дней и будем украдкой ходить в немногочисленные открытые храмы, и надеяться только на то, чтобы не закрылся и этот храм, в который мы ходим, чтобы не обрушились на нас или на наших детей какие-то неприятности в связи с тем, что мы православные христиане.
И вот уже почти 15 лет мы живем в условиях, когда мы действительно свободны. Вот уже почти 15 лет открываются все новые и новые храмы и монастыри. Значительно увеличилось число пастырей. Но все ли так хорошо, как нам когда-то и не мечталось?
Увы, нет. Мы видим, что очень многие люди так и не пришли в церковь. Хорошие, добрые люди не пришли в церковь. А некоторые из тех, кто пришел в церковь, оставил ее. Почему это происходит? Наверное, потому же, почему произошло некогда и гонение на церковь.
Потому что мы с вами — все, и архиереи, и священники, и монахи, и миряне, оказываемся недостойными той великой миссии, которую возлагает на нас Господь. Мы за 15 лет ухитрились искусить столь многих, что наша церковь и по сей день остается пристанищем для незначительной части русского народа.
Страшные цифры уже многие годы известны в нашей стране. В России хотя бы раз в год причащаются не более трех-четырех процентов населения. А только этих людей мы и можем назвать в полном смысле этого слова людьми воцерковленными. Почему это так? Почему, даже пройдя страшный опыт гонений, мы оказываемся неспособными исполнять свою христианскую миссию?
Очень часто задумываясь над тем, что возрождение церковной жизни наконец-то в нашей стране наступило, мы, наверное, вольно или невольно думали о том, что и по нашим молитвам это случилось. Ведь мы же в те годы, когда все было запрещено, когда церковь была вне общества, вне жизни, обращаясь ко Христу, молились о том, чтобы церковь победила, восторжествовала. Наверное, молились. Конечно, молились. Но надо признать, что, наверное, не по нашим молитвам прежде всего это случилось. А по молитвам тех самых новомучеников, которых десятки, сотни, тысячи, может быть, миллионы еще не прославлены, которые все это время предстояли перед Господом.
И вот когда те лучшие, которые тогда погибали из-за грехов худших, молили Господа о прощении Русской земли, русского народа, надо думать, что Господь и простил в надежде на то, что вымоленный молитвами новомучеников народ придет в храм, что будет лучше, чем тогда, когда церковный народ в начале века, даже посещая храмы, делал это с холодным сердцем и пустой душой.
Однако трезвый взгляд на нас самих, безусловно, открывает нам страшную истину. Мы не только не лучше, мы хуже тех, кто жил в начале века. Количественно нас еще меньше, в плане своего нравственного развития мы куда менее совершенны, нежели они. Каинова печать советского человека с большим трудом стирается из наших душ.
Мы гораздо более суетны, гораздо более корыстны, завистливы, озлоблены, чем были русские люди в начале двадцатого века. Да, тогда была прекрасная богатая страна, а у нас за плечами поколения изломанных истерзанных русских людей.
И тем не менее, по одному этому мы должны были бы быть мудрее и лучше, но этого не происходит. И в плане своего духовного просвещения мы гораздо более не образованы, не просвещены, невежественны, нежели христиане начала века.
Так что же ожидает нас? может быть, новое гонение? Ответа на это нам не дано. Но может быть гонения и не будет, не будет именно потому, что гнать уже практически некого. Потому то, может быть, и было воздвигнуто гонение на церковь в начале века, ибо она была еще достаточно сильна. Ибо, несмотря на недостойных священнослужителей и мирян, там было еще очень и очень много достойных, которых легче было убить, нежели заставить отречься от веры, отступить от своей веры.
А сейчас, нужно ли гонение? Если так многие из нас, многие из тех немногих, которые в церкви, с легкостью забывают, забывают о Христе, забывают о церкви, и тем самым предают свою церковь. Не тем даже, что выступают с какими-то хульными речами, а тем, что в своей жизни они практически ничем не отличаются от людей не церковных.
И даже более того, в своей жизни, будучи просвещены церковным благовестием, ведут себя часто хуже, чем многие не церковные люди. Для чего же гнать нас в таком случае. Мы уже итак благополучно делаем сатанинское дело тем, что, нося на себе кресты, посещая храмы, очень часто не исполняем своего главного христианского долга. Мы сами оказываемся так или иначе подчас гонителями церкви, не отдавая себе в этом отчета.
И только молитвами этих самых святых новомучеников наша церковная жизнь еще жива.
Где же мы с вами, дорогие братья и сестры? Следуем ли мы их заветам? Идем ли мы по их пути? Пока от нас еще не требуется мученическая смерть. Будем следовать им, нашим новомученикам в своей жизни. Не мученическою смертью утверждая Христа, но достойной, одухотворенной, возвышенной христианской жизнью. И тогда, надо надеяться, не придется многим из нас претерпевать те страдания и муки, которые претерпели они. Аминь.

Слово епископа Митрофана (Зноско-Боровского), Бостонскаго (+2002г.), в день Собора свв. новомучеников и исповедников Российских

Сегодня память Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших и принявших венцы мученические от безбожной сатанинской власти, по нынешний день, при явной поддержке т. наз. «свободнаго мира», угнетающей народ наш российский.
Характерной чертой большинства наших Новомучеников является то, что гонители подвергали и подвергают их мукам не прямо и не открыто за Христа.
Не будь тот или иной преследуемый христианином, не прояви он стойкости и мужества в верности Христу — не было бы и обвинений; отрекись он от Бога и поклонись идолу Маркса-Ленина, то и обвинение тотчас отпало бы.
Одним могучим устремлением к Богу, в любви к Отечеству Православному, была жизнь нашего Государя-Мученика и Его Августейшей Семьи в заточении. Огненною ревностью о Боге и Православном Отечестве горели наши архипастыри, пастыри, многие-многие воины, ученые и труженики земли. Мужественно исповедали свою веру во Христа и верность Ему миллионы наших Новомучеников, претерпевших страшныя муки.
В наше лукавое время, диавольския силы, воюющия против Бога, не решаются прямо ставить современным мученикам требование: отречься от Христа. Христианам предъявляют обвинения, в которых они не виновны. Таким образом, гонители соблюдают выгодную для них внешность: мученик страдает, якобы, не за Христа. Но для страдальца и для его обвинителей ясно, что достаточно ему — мученику — словом или намеком показать, что он готов, пусть в самой благовидной форме, отречься от своей веры, отказаться от мужественной в ней стойкости, и он будет оправдан или освобожден от преследований.
Что требуется от нас, дорогие братья и сестры, — в наше лукавое время? От нас требуется одно: ВЕРНОСТЬ! Верность Христу чрез верность нашим Новомученикам, как нашим наставникам. Ап. Павел говорит: «поминайте наставников ваших, и подражайте образу жизни их».
Кто отрекается от своих Новомучеников и Исповедников, тот — независимо от того, где он находится: в порабощенной-ли России или на свободе за границей — тот отдает себя в руки богоборцев! Не забудьте этого!
За Христа страдали и страдают в порабощенной России все те, кто исповедал свою верность Патриарху Тихону-Исповеднику, кто не скрывал своей верности или, даже, симпатии к Мученику Государю Николаю ІІ-му, как Божиему Помазаннику — Царю христианскому, и Его Августейшей Семье. Отречение от верности им было равносильным отречению от Христа.
Все Новомученики и Исповедники Российские всем нам являют пример и путь, коим побеждаются козни врагов Христовых и врагов нашего Отечества Православнаго. Все они предстоят ныне престолу Божию, вознося молитвы об их и нашем земном Отечестве.
Каждая православно-русская семья должна ныне позаботиться о том, чтобы в ея доме была книга, повествующая о Российских Новомучениках. В каждой православной семье родители должны знакомить детей своих с описанием их жизни и страданий. В наше лукавое время необходимо возвращаться к древнему обычаю чтения в семье житий святых и, прежде всего, житий нам близких, родных Новомучеников Российских. Аминь.

Комментирование запрещено