Усекновение главы Иоанна Предтечи

Проповедь архиепископа Никона (Рклицкого), Вашингтонского и Флоридского (+1976г.), в день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя

«Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).

Этот призыв великого проповедника покаяния должен звучать в сердце каж­дого христианина, кто хочет спасти свою душу и наследовать вечную жизнь. Особенно же он должен звучать у людей старых, жизнь кото­рых по естественному порядку бытия, заканчивается здесь на земле, и им в скором времени предстоит расстаться со своим телом, а душе всту­пить в новую сферу жизни, гди разделена добро и зло. И особенно сильно сей священный призыв должен звучать у всех нас в сей день, специ­ально посвященный памяти великого основателя покаяния, святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, самого великого из людей, по сви­дительству Господню. Он был предтечей пришествия Христова, а для нас является как бы предтечей нашего перехода от земли на небо.
В благодатной Христовой Церкви не только вспоминаются празднуе­мыя события и священныя лица, но силой Христовой, присутствующей в на­шей Церкви, эти события воспроизводятся, как действенныя для нашей души. Если мы уразумели все то, или хотя бы некоторую часть того, что воспевалось и произносилось в нашей церкви в день сего великого празд­ника, если наша душа стала хотя бы немного приуготовленной к восприятию духовного жития, то мы можем мысленно перенестись в Иорданскую пу­стыню, видеть духовными очами грозного пророка, облеченного в одежду из верблюжьего волоса, препоясанного кожаным поясом, изможденного от поста и молитвы, окруженного множеством народа из Иерусалима, и всей Иудеи, и всей окрестности Иорданской, крестящегося от него по испове­дании грехов (Мф. 3, 5-6).
К Иоанну Крестителю пришли не только из простого народа, но и мно­гиe фарисеи и среди них, вероятно, и книжники, т.е. ученые, и священники, и саддукеи, не веровавшие в будущую жизнь. Однако, вопрошали великого пророка о путях покаяния не все, а лишь те, кто действительно хотели ка­яться, а не пришли сюда из простого любопытства, увлекаемые толпой. Как свидительствует евангелист Лука, спрашивал народ Иоанна: что же нам делать? Великий пророк не потребовал от людей чего-либо особенного, а только иметь милосердие: «у кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища, делай то же». Пришли к нему и мытари (не­навистные для народа — сборщики податей для римского государства, под властью которого находилась Иудея и которые при этом обычно грабили народ в свою пользу), и для них он не дал какой-либо трудной задачи: «ничего не требуйте более определенного вам», сказал пророк, а вои­нам он повелел: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 10-14).
За то он был необычно грозен к тем, кто не искал путей покаяния.
«Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехидновы! (ехидна — отврати­тельный зверь, который пожирает своих детенышей), кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое древо не приносящее добра плода, сруба­ют и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущей за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неу­гасимым» (Мф. 3, 5-11).
Если бы мы — архиереи, священники, монахи и вообще христиане, желаю­щие быть пшеницей Христовой, а не соломой, подлежащей сожжению, спро­сили Иоанна Крестителя, что же нам делать, то он так же ответил бы нам: — Не думайте о себе, что вы Христовы, потому что Бог и из камней сих может воздвигнуть Своих служителей и не потребовал бы от нас чего-либо особенного, чтобы мы, например, творили чудеса, которыя и он сам не творил, или чтобы мы вселились в пустыню, подобно ему, и питались бы саранчей или диким медом, но потребовал бы, чтобы мы ис­полнили долг своего звания, исполнили бы свои священные обеты и ради истины готовы были на усекновение и нашей главы. Тогда воистину мы бу­дем пшеницей Христовой.
Для каждого, желающего спасти свою душу для вечной жизни, св. Иоанн Креститель драгоценен двумя сторонами своей неумолкающей про­поведи. Он основоположник покаяния и он основатель безчисленного сонма свидетельств о том, что Иисус Христос есть Сын Божий — все­могущий Бог, и на этом, положенном им камне, покоится непоколеби­мая вера Христовой Церкви в то, что неприменно будет конец мира, Страшный суд и вечная жизнь в Царстве Христовой славы для пшеницы Христовой и вечная смерть для соломы, сжигаемой огнем неугасимым.
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!
Сказано в Св.-Троицком монастыре, Джорданвилль, Нью Йорк, США 29 авг. /11 сент. 1972 г.

Проповедь митрополита Григория (Постникова), Новгородского и Санкт-Петербургского (+1860г.), в день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Участь друга истины
Бывают люди необыкновенные. Их образ действования обращает на себя всеобщее внимание. Таковые люди не всегда бывают отличные герои, завоеватели, правители народов и сочинители. Людям сего рода дивимся и часто не можем или не чувствуем ни малого побуждения им подражать. Но бывают такие необыкновенные люди, на образ действо­вания коих все смотрят с особенным уважением и глубоко чувствуют в себе побуждение подражать им. Это — истинно великие люди.
Среди таких истинно великих людей отличается Крести­тель Христов Иоанн. Он сделал для достижения великой, назначенной ему от Бога цели совершенно все, что мог. Живя в пустыне до самых мужеских лет своей жизни, он неутомимо трудился над духовным образованием своего ума и сердца. И чтобы этот его труд увенчался желанным успехом, он непрестанно держал свою чувственность в весьма крепкой цепи, никогда не доставляя ей свободы и удовлетворяя ей только в самом необходимом. Когда он созрел, когда его ум, его сердце, его чувственная природа и вся его деятель­ность получили твердое направление, согласное с законом Божиим, тогда Господь Бог послал его к преступному Израилю с требованием от него покаяния и достойных покаяния плодов. Беспрекословно взялся он за исполнение данного ему поручения и исполнял его со всем усердием и благоразумием, какое только была нужно и возможно. Он обличал пороки в людях всех званий как самый верный друг истины и от всех требовал покаяния и исправления. Что было следствием его верности своему званию? Это пока­зывает сегодняшнее Евангелие. На это Евангелие хочу обра­тить внимание, дабы, в общее назидание, увидеть в участи Крестителя Иоанна участь друга истины.
Если смотреть на божбу (клятва Божьем именем) и на присягу, которыми люди так часто подтверждают истину своих слов, то должно было бы думать, что они всегда говорят сущую правду. Но, к несчастью, самая наибольшая часть людей своей божбой и присягой при­крывают свою ложь и свой обман. Если также взять во вни­мание то, что ложь и обман противны нашей природе и что не совсем испорченный человек не может скрыть на своем лице краски, когда говорит ложь, то должно было бы думать, что истина господствует между людьми везде и что они всегда говорят только истину. Но, к сожалению, опыт очень часто показывает, что у весьма многих людей краска еще сильнее выступает на лице тогда, когда они должны бывают говорить и говорят истину.
Не тот друг истины, кто только утверждает, что говорит истину, а тот, кто ненавидит ложь и обман, у кого внешность есть зеркало его сердечных чувствований и мыслей и кто, ненавидя ложь, обнаруживает истину особенно тогда, когда должен или может пресечь грех, обличить бесстыдную ложь, посрамить дерзкий порок, а наипаче когда должно бывает высказать истину в пользу веры, добродетели и человеческого права. Друг истины не молчит, когда молчание — грех и только прикрытие греха, но смело говорит, и говорит не из славы, не из денег или из какой-либо иной земной выгоды, а потому, чтобы не потерять благоволения Божия и мира своей совести. Друг истины жертвует истине всеми своими земными выгодами.
Таков и был святой Иоанн Креститель. Он открыто и свободно говорил истину фарисеям, саддукеям и их при­верженцам, срывая с них благовидную личину, которой они прикрывались, и показывая их в истинном, вполне отврати­тельном их виде. Он свободно говорил истину мытарям —корыстолюбивым сборщикам государственных податей, рим­ским воинам, делавшим так много обид иудейскому народу, и, наконец, самому Ироду, бывшему тогда галилейским царем. Этот Ирод, прямо против закона Божия, взял за себя в замужество Иродиаду, жену своего родного брата Филиппа, быв­шего еще в живых и имевшего дочь (Лев. 18, 16; 20, 21). Такой грех на царском престоле был весьма соблазнителен. Иоанн, как ревнитель закона Божия и Божий посланник, в одно из тех времен, когда он был допущен ко двору как чело­век необыкновенный, бестрепетно сказал Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк. 6, 18),
Истина в не любящем истины всегда производит злобу, и чем сильнее человек, не любящий истины, тем опаснее его злоба для любящих истину и тем своевольнее и жесточе он поступает с любящим истину. Ирод, выслушав сказанную истину, посадил Иоанна в темницу. Он лишил бы Иоанна и жизни, но боялся народного возмущения, ибо народ почитал Иоанна за пророка Божия и весьма уважал его (Мф. 14, 5).
Итак, Иоанн должен был сидеть в темнице, потому что долг и совесть не позволяли ему поступать не по истине. Он пил одну чашу со всеми прежде и после него прославившимися друзьями истины, которые были всяким образом гонимы за истину, потому что неправда была противна их совести. Недруги истины, когда они начальники, обыкно­венно требуют того, чтобы одобряли их поступки. Иоанну нельзя было одобрять порока Иродова: человек Божий должен был стараться пресечь видимый тяжкий порок и посему — обличить его.
Если бы Иоанн был человек гибкий, каковые в мире почти обыкновенно везде бывают в особенной милости, то в случае нужды он употребил бы свои дарования на оправ­дание порока или воспользовался бы подлой мудростью сынов мира, которые обыкновенно молчат о зле, если от своего молчания видят свои выгоды; но Иоанн был человек твер­дый и святой, ему можно было поступить только так, как он поступил.
Если бы Иоаннова жизнь окончилась не насильственно, то он не привлекал бы к себе нашего сердца так много, как теперь. Нам горько, но в то же время и приятно видеть лишенным свободы человека, твердо преданного истине; видеть сильного проповедника добродетели томящимся с преступниками в темнице; видеть друга человечества уми­рающим позорной смертью в самом цвете мужесхих лет — ­умирающим за то, что Бог посредством его обличил порок; видеть, что этот друг истины и добродетели, презирая всякий человеческий страх, спокойно смотрел на меч, с которым пришли за его головой. Он больше готов был сидеть в тем­нице и даже потерять свою голову, нежели изменить истине.
Мы горько плакали бы о незаслуженной участи Иоанна Крестителя, но знаем, что его участь доставила ему вечное блаженство, которым наслаждаются все верные друзья истины.
Иоаннова участь ясно показывает нам, каковы ненавист­ники истины и как они ведут себя с ее друзьями. Иоанна все почитали пророком. Народ часто был совершенно увлекаем силой истины, проповеданной Иоанном. Сам Ирод с удоволь­ствием слушал Иоанна (Мк. 6, 20), когда истина Иоанновых слов касалась не прямо его, — но как скоро Иоанн коснулся преступной стороны самого Ирода, Ирод тотчас сделался другим человеком. Ироду самому должно было видеть, что его поведение подавало народу пагубный пример, но необуз­данная страсть ослепила его: он не видел своего преступле­ния. За страсть, которую Иоанн хотел исторгнуть из Иродова сердца, стояла вся сила Иродовой чувственности. Голос Иоанновой истины вместо спасительного действия на Ирода привел Ирода сперва в сильный гнев, а потом в осторож­ность, внушаемую злой мудростью мира. Именно: чтобы Иоанн замолчал пред ним и не говорил народу а его преступ­ном сожитии, Ирод запер его в темницу.
Участь Иоаннова, далее, показывает, что для нас весьма опасно возбуждать истиной в ненавистниках истины негодо­вание. На большом пиршестве у Ирода плясала дочь незакон­ной его жены. Ирод тогда, вероятно, распален был вином и сладострастием так, что плясавшая довела его прелестью своих телодвижений до самого безумного обещания. Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе, — сказал он ей с клятвой (Мк. 6, 22). При таком своем обещании Ирод, конечно, не думал об Иоанне и его голове; но о чем не думал муж, то тотчас пришло в голову его развратной жене или, правиль­нее, наложнице. Женское сердце по природе мягко, открыто, чувствительно и готово на добро, но если оно заразится ядовитым дыханием порока, то весьма удобно может быть увлечено в самое гнусное преступление. Это и произошло во дворце Ирода. По остатку некоторого уважения к Иоанну, а особенно по уважению приверженности к Иоанну народа Ирод еще щадил жизнь Иоанна. Но раздраженная обличе­нием Иродиада не думала ни о чем, а искала только случая уничтожить обличителя. Обещание царя дочери ее было для нее наилучшим случаем к исполнению своего желания. Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крести­теля, — сказала царю наученная матерью дочь (Мк. 6, 25), которая, как видно, и сама уже была весьма развратна, а по своему легкомыслию еще не могла хорошо обсудить всей гнусности своей просьбы. У Ирода проснулась было совесть: прискорбен быв царь от такой просьбы (Мк. 6, 26). Но чего не сделает человек, раздружившийся с истиной! Безумно данное с клятвой обещание и гости, при которых дано то обещание, тотчас заглушили в Ироде голос совести так, как бы его совершенно не было, и произвели в нем самую черную измену истине. Ирод тотчас, послав оруженосца… повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице (Мк. 6, 27-28). Так опасны враги истины! Для чело­века, не слушающего и ненавидящего голос истины, нет ничего святого!
Участь Иоанна Крестителя, наконец, напоминает нам весьма важную молитву Иисуса Христа к Своему Отцу Богу о Своих последователях: Освяти их истиною Твоею (Ин. 17, 17), а вместе с этой молитвой и то, что истина должна быть самым главным качеством нашего сердца, хотя бы она иногда была весьма горька для нашего самолюбия и крайне противна нашей чувственности. Посему будем желать и молиться, чтобы Господь Бог больше послал нам друзей истины, дабы они, не тревожась никаким человечес­ким страхом, наказывали обличением наши глупости, грехи и неправды. Ибо где не бывает друзей истины, там скоро пло­дится неправды и усиливаются страсти; там добрые нравы приходят в упадок; там бегают от добродетели как от чего-то вредного; там честный человек не смеет обнаружить своего голоса против усиливающегося разврата; там обижаемые и угнетаемые должны только страдать и молчать; там путь к должностям и почестям пролагают только подлая лесть, мирские связи или деньги; там все колеблет общественное благосостояние, и общество несется в погибель стремглав. Напротив, где все говорят истину откровенно и ясно, там она не таится ни перед кем; там слушают ее голос с уважением; там цветут справедливость и добродетель; там пагубные зародыши страстей и грехов истребляются в самом начале; там все состояния благоденствуют, и благоденствие всех сохраняется без особенного усилия. Аминь.

Слово протоиерея Виктора Ильенко (+1989г.) на день Усекновения главы Иоанна Крестителя

“Праведник умирает, и никто не принимает это­го к сердцу.” Эту горькую истину высказал пророк Исаия (Ис. 57, 1). Она невольно является в сердце и на устах в день памяти великого пророка и Крестителя Господня Иоанна. Ему усекнули главу в день рождения царя Ирода; по желанию прелюбодейной жены обезгла­вили — величайшего из рожденных женами и принесли на блюде в среду пировавших. И никто не принял этого к сердцу! Пир не разстроился от этого преступления, и гости не вознегодовали на хозяина за то, что он убил праведника, которого сам слушал с услаждением.
А чрез недолгое время после смерти Крестителя совершилось еще более тяжкое злодеяние: не в угоду плясавице, которая обольстила Царя, а в угоду толпе, которую римский проконсул и ненавидел и презирал, он предал неповинного Христа на распятие. И опять никто не принял этого к сердцу! Говорим “никто”, потому что маленькая кучка апостолов, потрясенная распятием своего Наставника, действительно была ка­плей в море врагов Христовых.
Эти два примера: Христа и Его Предтечи, как будто говорят за то, что в жизни сей зло, неправда и преступление совершаются безнаказанно, при общем попустительстве и даже сочувствии. Больше того, в наших примерах преступление совершается царем и проконсулом, т.е. людьми, которые по своему положению должны бы заботиться о добре и справедливости. Но если неправда возсела на царском престоле и на прокон­сульском кресле, если долженствующие судить право совершают тягчайшия злодеяния, то где же искать правды? Есть отчего придти праведнику в смущение и желающему угождать Богу — в замешательство!
“Если делающие беззаконие, — по слову пророка Малахии, — лучше устраивают себя и, хотя искушают Господа, но остаются целы, то не тщетно ли наше слу­жение Богу и что пользы, что мы соблюдаем постано­вления Его?” (Мал. 3, 15).
Как видите, не в наши только дни рождаются та­кия мысли и в смущение приходят верующие в Бога. Когда люди еще не знали о Христе-Спасителе, стра­дания праведных и торжество нечестивцев повергали в великую скорбь души праведных. Однако, как ныне, так и тогда, Господь жалел любящих Его и утешал их в дни скорбей. Устами пророков Он возвещал о грядущем Спасителе и о будущем суде воздаянии. Так в книге прор. Малахии читаем: “Вни­мает Господь и слышит, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его. И они будут моими, говорит Господь Саваоф, — собственностью Моею на тот день, который Я устрою, буду миловать их, как милует человек сына своего, служащаго ему. И тогда, обратившись, увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. Ибо вот при­дет день, пылающий, как печь: тогда все своеволь­ствующие и поступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день, — говорит Господь Саваоф, — так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет солнце Правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я сделаю, — говорит Господь Саваоф” (Мал. 3, 16­-18; 4, 1-3).
Или еще у пророка Исаии читаем: “Утешайте, утешайте народ Мой, — говорит Бог наш… Бедные и нищие ищут воды, и нет ея; язык их сохнет от жажды. Я, Господь, услышу их, Я не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин — источники; пустыню сделаю озером и сухую землю — источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали и разсмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это…” (Ис. 41, 17-20).
Нас, русских беженцев, пьющих из чаши страданий и унижения и готовых пасть духом, особенно должны утешать эти слова пророческия. Если Господь силен извести реки из гор, пустыню сделать озером и чрез жаждущую землю провести источники вод, то, несомненно, и нас, рассеянных по всему миру, Господь может, как сухия кости пророчества Иезекиилева, со­брать воедино и воскресить для новой жизни.
А чтобы мы не унывали, не падали духом, а, на­против, укреплялись в надежде на праведный суд Божий и Его милость к нам, Господь дал нам праздники, подобные сегодняшнему: печальные и ра­достные вместе; печальные, потому что в этот день совершилось великое злодеяние — был обезглавлен праведник; и радостные, потому что ясно показывают и убеждают нас, что как бы ни была многоскорбна жизнь и печальна кончина праведника, — покой его — честь, и память его с похвалами в роды родов. Аминь.
Тараскон на Арьеже, Франция 1938 г.

Слово преподобнаго Макария (Глухарева), просветителя Алтая (+1847г.,) на Усекновение честной главы св. Иоанна Крестителя

Глас Словесе умолкает. Сияние денницы, по восхождении Солнца правды постепенно умалявшееся, наконец сокрывается; друг небесного Жениха, вручив Ему невесту, скончавает дело служения; когда Царь славы явился восприять достояние и державу Свою, Предтеча, предвозвещавший шествие Его, поспешает к упокоению; разрешается от уз телесных Ангел земной, и человек небесный вземлется от земли в отечество горнее: светильник, горевший чистейшею любовью к Богу и освещавший для грешников путь покаяния, угасает во мраке темницы; свидетель истины верность истине печатлеет своею кровью; Иоанн умерщвляется. О Ирод! Рабская душа — в порфире! Царь, недостойный имени человека! Ты хотел праздновать день рождения своего: и в сей ли день лишаешь жизни мужа, который был украшением человечества? О сколь ужасна злоба женщины! Каменное сердце упоенного Ирода потрясено одним словом о главе Иоанна Крестителя; а сердце женщины, в другое время столь слабый сосуд, не содрогнулось при виде сей честной главы, плавающей в крови на блюде! Но может быть, в сердце Иродиады, от беспорядочных удовольствий истощившемся и обветшавшем, по тому самому иссяк источник чувствительности; ты же, девица, как возмогла ты снести такое зрелище? Как не обмерла вправду, когда способна обмирать и притворно? Как поднялась, как простерлась рука твоя приять из рук служителей смерти и представить матери столь печальный, хотя и царский дар, сию жертву, в угодность тебе и твоей матери закланную, еще дымящуюся мертвую главу Пророка? Но злоба женщины непостижимо ужасна, когда бывает сообщена ей и от другой души, связанной с нею узами дружества или крови.
Матери! Пощадите детей; вашею же любовью к ним заклинаем вас: ибо сколь ни слепа бывает сия любовь, но все еще она любовь и может получить от милосердного Бога зрение и увидеть, как она отравляет дражайшую душу — не говорю примерами открытых пороков, — но самым млеком из груди, в которой злоба гнездится, самым лобзанием, самым дыханием, внутренним, глубочайшим, духовным сообщением сердца с сердцем и духа с духом. Объяснимся.
Когда дитя не может, нужно ли предлагать матери поучение, чтобы она была сострадательна к детищу? Напротив, скорбь младенца есть уже и скорбь матери, это естественно. Но когда вы, матери, также или больны, или печальны бываете, не сообщаются ли и сердцам ваших птенцов сии печали, сии страдания ваши сами собою? Сие так же естественно. Послушайте же. Когда яд любомстительной ненависти разливается в жилах матери, свирепствует в ее мозге, снедает сердце ее, течет с языка ее, тогда сей же яд из сердца ее переливается в сердце детища, и особенно дщери, хотя бы мать никогда в присутствии ее не называла черного белым и злобы добродетелью. По мере как вещество злобы умножается в сердце родительницы, сей запас греха возрастает в плоде ее; и наконец одна искра потребна, чтобы вещество сие возгорелось: тогда в той и другой душе ад открывается, та и другая душа, зачавши грех во глубине помышлений и чувствований, вкупе и плод смерти рождают, и мутные волны бездны, кипящей в сердцах, извергают во внешность дело тьмы, ужасающее Ангелов и человеков, Бога боящихся. Иродиада и дщерь ее доказали, как это истинно. Порождения ехиднины, — говорил Иоанн Предтеча саддукеям и фарисеям, шедшим к нему креститься (Мф. 3:7); Иродиада и дщерь ее на тебе самом, верный раб Господа твоего, показали справедливость подобных обличений, унижающих и повергающих человечество в прах, в котором пресмыкаются змии! Так злоба, дышащая мщением, делает человека низким, искажает, помрачает красоту образа Божия, и подобие древнему змию-диаволу впечатлевает в человека!
Внемли себе, христианин; и если приметишь, что злоба против ближнего зачинается в сердце твоем, то гневайся на сию злобу, чтобы не гневаться долго на ближнего, хотя бы он и зло некое сделал тебе; притом молись за творящих напасть (см.: Мф. 5:41): спаси, Господи, и помилуй их, говори Сердцеведцу, как только они придут на мысль тебе; между тем, ищи случая сотворить им услугу и утешение некое; и Бог мира, Иисус Христос, на кресте первое слово к Отцу Своему, слово любви и всепрощения и молитвы за Своих распинателей изрекший (см.: Лк. 23:34), поможет тебе победить грех и диавола. Обида еще не есть беда; а что обиды увлекают нас в ненависть против обидящих, знакомят сердце наше с ненавистью, злобою и любомщением, это беда. Если же мы питаем в душах ненависть к тем, которые нам творят добро и пользу, но так, что мы не разумеем их, и мним, что они даже вредят нам и желают вредить, это беда еще опаснейшая. А если и рассудок и совесть говорят нам, что ближний творит нам доброе и желает одно добро творить, но безумное самолюбие, оскорбляясь величием и чистотою души его, не дает наслаждаться добродетелью и между тем непрестанно устремляет против него ядоносное жало свое, это беда ужасная. Но кто привык побеждать зло добром, платить добром за зло и каждый день возобновляет священный обет пребывать верным истине и добродетели даже до крови, до гроба, тот идет по следам Господа Иисуса Христа, по следам Иоанна Крестителя и всех святых, ибо все святые спасали души свои и творили добро человекам в терпении.
Евангельское повествование о мученической кончине Иоанна Крестителя, как и все словеса святых Божиих человеков, Духом истины просвещенных, исполнено душеспасительных указаний и наставлений. Но кладязь воды живой глубок; а почерпало скудоумия нашего кратко и мало; примите, молю, хотя немногое вниманием вашим, что Господь послал. Слышали мы, что угодила Ироду и гостям его дочь Иродиады и похитила у пирующего царя последний остаток трезвой рассудительности: ибо он, очарованный ею, уже не помнит, что, будучи в столь крепкой зависимости от римлян, не может и после клятвы своей поделиться с девицею царством. Итак, мы слышали, что угодила дочь Иродиады Ироду и таким образом завлекла его, как зверя дикого, в путы, которые он разорвать хотя и чувствовал в себе порыв, но не мог; ибо при слабом в душе его движении уважения к мужу праведному рассудок и воля его токмо паче запутались и увязли в сетях лживой стыдливости, которая от одной гордости происходила; и потому сей несчастный пленник, потеряв надежду, потерял наконец и самое желание освободиться. Как же попал он в сей плен постыдный?
Где вы, подруги дочери Иродиадиной? Скажите, чем предшественница ваша в искусстве нравиться так угодила Ироду, что он, поспешая исполнить ее прошение, решился отрещись совести и отсек — ибо сам говорит потом: я отсек (см.: Мк. 6:16) — главу Иоанну Крестителю, которого почитал до боязни, которого с удовольствием слушал и которого во многом слушался (Мк. 6:20). Отсек темничный страж; почему же говорит Ирод: Аз усекнух? Потому что темничный страж был только орудием власти царя, как и секира была орудием для руки стража. Без сомнения, не вознегодовал на стража в чувстве великой души своей и Креститель. Нет, он принял его как посланника и Ангела Божия, который был ожидаем и который долженствовал извести его из сего мира, лежащего во зле, неблагодарного и лукавого, из сего Вавилона, из сей странной смеси страстей и заблуждений, из сего смешения всякой нечистоты, и всякой бедности, и всякой гордости, из сей суеты сует, из сей юдоли слезной, где паче всех рожденных женами плачут пророки Божии: ибо должны оплакивать не только свои, но и всех человеков немощи и прегрешения; ибо должны оплакивать не только пороки, но и самые добродетели сынов человеческих. Мог ли Креститель Христов не возрадоваться духом, когда вошел к нему оный темничный страж, дабы вести его к вратам вечности и бессмертия? Там было его сокровище; там было и сердце его от чрева матери; там ожидали его братия — пророки, которых кровь, так же как и его, во все времена, от крови Авеля, была проливаема за слово истины Божией; там ожидали его дружелюбные объятия и беседы их; там ожидали его Ангелы, хвалебные песни Присносущему воспевающие; там ожидало его видение Бога лицом к лицу и блаженство, которое не приходит на сердце человеку, плотью обложенному; там ожидали его вечно новые восхитительные откровения и созерцания судеб Всевышнего и чудес Его всемогущества, благости и премудрости; там надлежало ему благовествовать великую радость всем верным, переселившимся из земного мира в надежде и уповании на грядущего Искупителя; там надлежало ему пересказать им столь многое о Сыне Божием и Сыне Девы Марии, Иисусе Христе, Спасителе грешников. Чего ему оставалось желать на земле? О чем он мог жалеть, оставляя землю сию? Повелено отсечь главу ему, но сия смерть преподобного сколь честна пред Господом, сколь драгоценна и славна для Церкви Его! Повелено отсечь главу ему, но сия смерть есть венец, которым украшается жизнь, посвященная славе имени Божия; сия смерть совсем не смерть, а токмо мгновенный переход от одной степени жизни и стражи Божественной на иную, высшую, благороднейшую, блистательнейшую и славнейшую. Повелено отсечь главу ему; но кто может пресечь его служение? Бог сотворил его Предтечею Христа Своего еще во утробе Елизаветы, и сей же Бог сотворил его Предтечею Христа Своего в мире духов, по ту сторону гроба. Повелено отсечь главу ему; но что для тебя смерть сия, Креститель, как не одно крещение кровью, которым ты посвящаешь в таинства небесной жизни и Небесного Царствия, где последуют превыспренние восхождения от славы в славу, от удивления к удивлению, от блаженства к блаженству — в бесконечные века?
Почто печалишься, Ирод, на пиршестве? Иоанн радуется в темнице! Почто одно слово девицы: Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя (Мк. 6:25), — покрывает чело твое мраком смущения? Иоанн зрит пред собою стража темничного с убийственном в руке оружием; поминает Господа своего, преклонившего главу под руку раба в Крещении; молится помышляя и мыслит моляся: Господь мой и Бог мой! Я допустил Тебя, когда Ты рек: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15); поддержи мою немощь и укрепи меня. Агнец Божий, вземляй грехи мира! Я в Тебя верую и на Тебя уповаю и всего себя предаю Тебе; в Тебе ищу всей моей праведности: приими и помилуй меня, и прости им. Служитель смерти возносит над Иоанном секиру; Креститель смиренно и мирно преклоняет святую главу свою… Мрачно в темнице, но светло в сердце его… И — совершилось!.. Ужас, на крыльях Божия гнева, мгновенно разлился в Иродовых чертогах; объёмлет и проницает пирующих до костей и мозгов… Темничный страж, с блюдом в руках, входит в собрание… Какое блюдо! Мертвая, плавающая в крови глава Иоанна Крестителя! Какое блюдо в заключение столь многих блюд, составлявших царскую вечерю! Глава Иоанна Крестителя! Сомкнулись очи Пророка, уснувшего мирным сном, сии очи, которых взора и венчанный порок не мог сносить спокойно; чело украшено светлостью, сим отблеском небесной славы; но уста его, сей орган глаголов Божиих, уста его правильно отверсты, как у живого и говорящего: Не достоит тебе, Ирод, имети жену брата твоего (Мк. 6:18). Какое блюдо! Никто из пирующих не смеет его коснуться, даже взглянуть на него: одна дочь Иродиады, одна девица берет из рук стража блюдо сие, и рука невидимого Судии полагает на челе ее печать Каинову. Одна Иродиада приемлет блюдо сие из рук дочери, и рука невидимого Судии полагает на челе ее печать Каинову. Ибо в душе сей женщины, в ее постыдной связи с Иродом, в ее злобе на Иоанна скрывалась первая пружина, которая привела в движение все колеса махины, умертвившей Предтечу. Сия пружина давно искала и наконец дождалась удобного к действованию своему времени. Заметим, христиане! Пиршества, на которых председательствует объедение и пьянство, суть удобнейшие времена для греха, к уловлению душ человеческих… На сей первой пружине ходила другая, второстепенная — прелестница, дочь Иродиады; она коснулась третьей пружины — сердца Иродова — и овладела ею; а сей пружине были подчинены и все другие, т. е. языки сановников, у царя пировавших. Все они сделались участниками и виновниками в злодеянии, потому что или не смели, или не хотели сказать Ироду истину и поддержать его в краткую минуту его печали, его печальной борьбы, когда он колебался над бездною. Ирод стыдился уронить пред собранием мнимую честь царского слова и свое мнимое могущество; а из пирующих каждый боялся потерять благоволение царское. Но человекоугодничество, сладострастие, злоба, лицемерие, ласкательство и тщеславие, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская как в древние времена были, так и ныне остались, и до второго пришествия Христова пребудут врагами и предателями Истины и свидетелей Истины.
Но где вы, подруги дочери Иродиады? Мы слишком надолго оставили вас без внимания, которого вы столь достойны в сем случае. Паче всех пружин, на которые мы указали, блистает искусство дочери Иродиады, вашей предшественницы в искусстве нравиться. Какое же это искусство? Дочь Иродиады, ответствуют евангелисты, вошла и плясала пред собранием, и угодила Ироду и гостям его (см.: Мф. 14:6; Мк. 6:22). Вы отвращаетесь с негодованием, вы не хотите слушать. Мы не плясать учились, думаете, у нас нет ничего общего с дочерью Иродиады. Но из какого языка ни заимствуйте слово для означения вещи, вещь остается тою же. Не стараетесь ли, не ухищряетесь ли, не направляете ли всех движений в кружениях ваших к тому, чтобы нравиться — и мужескому полу нравиться? Здесь нет ничего сладострастного, говорите; но то ли чувствуете? Посмотритесь в зеркало совести! Если сюда не входит похоть плотская, то для чего девица не довольствуется подругою при упражнении в сем телодвижении? Дочь Иродиады плясала ли с лицом мужеского пола, сего не видно в евангельском повествовании; а в вашем мире каждая планета имеет спутника в своих кружениях. Но зеркало совести вашей не так чисто и светло, как те зеркала, пред которыми вы, иногда не помолившись Богу, значительную часть драгоценного утра теряете в трудах и напряжениях, облегчаемых только желанием и надеждою нравиться. Итак, вот вам другое зеркало — слово Господне; оно вернее совести вашей: Горе миру от соблазн, глаголет Господь, обаче горе человеку тому, им же соблазн приходит (Мф. 18:7). Аз глаголю вам, говорит Господь Бог Иисус Христос, яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5:28).
Но если дочь Иродиады плясала, стараясь угодить Ироду и гостям его, то и девице Ирод также хотел угодить клятвенным обещанием ей всего, чего попросит. Если гости боялись не угодить женщинам и самому царю защищением невинности, то и царь для гостей своих не хотел отказать девице. Одна Иродиада угождала себе одной непосредственно, прочие все угождали друг другу; но как никто не думал угождать Богу, то все вкупе угодили одной Иродиаде и древней злобе — диаволу. Но они не были учениками Иисуса Христа; мы же, слушатели, мы, христиане, веруем в распятого Иисуса Христа; а Он распялся, вы сами знаете, не для того, чтобы исполнить суетные правила мира сего и угодить страстям и предрассудкам человеческим, но чтобы исполнить волю Отца Своего и спасти бедных грешников. Потщимся быть подражателями Спасителя нашего и убоимся угождать хотениям плоти и крови как в самих себе, так и в других. Святой апостол внушает: Иже Христовы суть, плоть распяша со страстми и похотми (Гал. 5:24), и Бог разсыпа кости человекоугодников (Пс. 52:6). Потщимся паче всего угождать Богу верою и любовью к Сыну Его Иисусу Христу и жизнью по Его заповедям. Без веры во Христа не можно угодить Богу; без любви ко Христу вера мертва и не спасает; но аще любите Мя, глаголет Спаситель, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14:15). Когда так будем угождать Богу, то научимся угождать и ближнему; ибо, по заповеди апостольской, должны есмы не себе угождати, кийждо нас ближнему да угождает во благое (Рим. 15:1-2). Но каким образом? По образу, какой нам дал Иисус Христос, из любви к Богу, пред Богом и ради Бога будем любить друг друга, искренно и ревностно друг другу добра желать, друг другу добро творить и добро богоугодное. Когда так угождать друг другу будем, то истинно каждый из нас угодит и себе самому, угодит своей совести, своему сердцу, своему разуму и самой плоти своей. Совесть будет чиста, мир Божий осенит совесть, сердце облагородится, познает сладость благотворения и любви Божией, разум возвысится и будет здрав и смирен под руководством премудрости Божией; тогда человек узрит и скажет: вот божественное искусство быть благополучным, вот истинное благополучие! Веселящуся сердцу, сказано, лице цветет (Притч. 15:13), а сердце, любящее Христа и человеков ради Христа, радуется о Господе даже сквозь слезы и в любви Его обретает изобильное утешение в самых страданиях. Но вот также искусство приобретать и сохранять истинную красоту и любезность! Кто постоянно любит Иисуса Христа и добродетель, тот не стареет, а только делается как Ангел Божий; и наконец, когда узрит Иисуса Христа в Небесном Царствии, тогда будет подобен Ему не только в душе, но и в теле.
Христианские девы и жены! Входя в собрания, поминайте Иродиаду и дочь ее с блюдом в руках и с главою Иоанна Крестителя.
Помяни нас, Креститель Христов, да избавимся от беззаконий наших; ибо дана тебе великая благодать от Господа Бога молиться о нас и помогать нам. Аминь.

Проповедь преподобного Иустина (Поповича), Челийского (+1979г.), в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня — малая Великая Пятница, вторая Великая Пятница. Ибо сегодня погублен наибольший из всех рожденных женами — святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Великую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли. В день сегодняшнего святого великого праздника люди убили наибольшего из людей. Наибольшего — это говорю не я. Чего стоят мои похвалы великому и славному Предтече Господню, которого уста Господни восхвалили более, чем кого-либо из людей, более, чем кого-либо из Апостолов, из Ангелов, из пророков, из праведников, из мудрецов. Ибо уста Господни изрекли о нем: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Нет большей похвалы во всей вселенной.
И потому сегодняшний день — малая Великая Пятница. Смотри, безумные люди убивают величайшего между праведниками. Он мешает им? Да, мешает развратному царю Ироду и распутной Иродиаде. Правда Божия и Истина Божия мешают беззаконникам, мешают убогим грешникам, мешают всем, одурманенным разными страстями. Смотри, разве и сегодня христоборцы не кричат: Распни, распни его! Разве и сегодня христоборцы не требуют главы Иисуса из Назарета? Его главы требуют, а тем более главы Иоанна Крестителя.
Что это? Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога, не хотят наибольшего Праведника в этом мире. Кого вы хотите? Кого желаете? Кем вы Христа замените? Кем замените святого Иоанна Крестителя? Собою?! О, моль! О, букашки смертные! Да, люди, когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка, тогда им Бог не нужен, тогда не нужна им правда Божия. Они себя провозглашают богами. Они свое мелкое, лживое подобие истины выставляют великой, спасительной истиной. Они свои мелкие, земные, тленные подобия правды провозглашают самыми великими правдами; Христова, мол, Правда не нужна нам, Божией Правды мы не хотим. Да, люди, слепые умом, слепые душой, не видят и не хотят видеть того, что в этом мире человек, истинный человек, не может удержаться без Бога. Почему? Потому что мир сей полон иродов, полон фарисеев. Ироды требуют главы Иоанна Крестителя, ироды требуют главы всех праведников земли, а фарисеи, лживые книжники, лживые мудрецы мира сего, требуют смерти Богочеловека Христа.
Да, сегодняшний праздник — это вторая Великая Пятница. Почему? Потому что нет большего преступления, нежели совершенное в день Великой Пятницы и совершенное ныне, когда Ирод погубил наибольшего рожденного женами. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Почему? Потому, братья, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех Апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Смотри, сегодня мы прославляем погубление, усекновение первого Апостола среди святых Апостолов, ибо Предтеча Господень первым был послан от Бога, чтобы видеть и объявить миру Спасителя мира. Намного раньше Апостола Петра, раньше Апостола Нафанаила, раньше кого бы то ни было, он засвидетельствовал и объявил миру Бога, Который воплотился и явился как Господь Иисус Христос. Первый Апостол, узревший Духа Святого, сходившего с неба на Господа Иисуса, когда крестил Его во Иордане, объявляет Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Он — и первый евангелист среди евангелистов. Он первый объявил миру и указал на Носителя всех благих вестей для рода человеческого — на Господа Иисуса Христа. Сам Господь Иисус Христос — вот Евангелие неба и земли, Евангелие Божие для людей в этом мире. — «Вот Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира». Все Евангелие Святой Предтеча выразил в нескольких словах.
Взглянув на восток, он всему роду человеческому от Адама до наших дней, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Царство Небесное? — Вот Оно — Господь Иисус с неба. В Нем Царство Небесное. Оглянувшись на запад и увидев людей, потопленных грехами и смертью, он и к ним воззвал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Посмотрел и на север, и на юг — те же люди, все рабы греха, рабы смерти, рабы дьявола. Всем возвестил славное, святое и спасительное Евангелие: «Люди покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Такой Евангелист, имеющий силу великую, — такой!
Когда Господь начал проповедовать Свое Евангелие, проповедовать с силою, Он эти слова взял как начало и совершение Своего Евангелия. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). По тому святой Предтеча и есть первый евангелист между евангелистами Христовыми.
Сегодня люди почувствовали Ангела во плоти, земного Ангела и небесного человека, — святого Иоанна Крестителя. Не только ветхозаветный пророк назвал Предтечу Ангелом Господним, но и Сам Господь сказал, что это Ангел, посланный пред Ним чтобы Ему приготовить путь (Ис. 40:3; Мф. 11:10). Не только пророк, сказал Спаситель о Крестителе, но и больший пророка -Ангел Господень. И его, его люди не хотят, гонят его из этого мира! Итак, святой Предтеча — это поистине первый Ангел во плоти, среди будущих многочисленных Ангелов во плоти, светильников Божиих, которые на земле жили, как Ангелы небесные, и были на земле Ангелами, и на небе остались людьми Божиими, людьми святыми.
Сегодня мы прославляем великий праздник первого между новозаветными пророками. Он объявил людям, что Господь Иисус Христос является миру не только как Спаситель, но и как Освятитель и как Судия мира. В Его руке и секира, и лопата: очистит Господь гумно земное в день Страшного Суда и отделит пшеницу от плевел, праведников от грешников. Все это провидел великий и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень. Потому сегодня и славим его как святого новозаветного пророка, убитого злочестивым и преступным царем Иродом.
Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками. Смотри, как он пострадал за правду Божию в этом мире! Радостно пострадал! В сегодняшнем главном церковном песнопении и молитве к нему говорится, что он, радуясь, отошел в смерть и пострадал, радуясь. И этим стал первым примером и первым вдохновителем всех святых новозаветных мучеников, от первомученика Стефана до сего дня. Все святые мученики идут на смерть, радуясь о Господе Иисусе Христе, идут на смерть, зная, что их смерть не может удержать в своих узах, зная, что смерть — это лишь врата, раскрытые врата в Царство Небесное для их святых душ. Как иначе, братья и сестры, объяснить радость святого великомученика Георгия, когда разрывают его тело, в колесе перемалывают кости, а он восклицает от радости в Господе, ибо зрит Его, зрит Ангелов Божиих, стоящих вокруг Него, и Ангелы останавливают колесо. Смотри, какая радость в этих страшных муках! И святой великомученик встает целым и невредимым перед безбожным царем Диоклитианом. Тот первый открыватель святой радости в мученичестве и есть святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн.
Мы сегодня точно также прославляем и первого исповедника евангельского и христианского, первого исповедника Божия в этом новозаветном мире. Смотри, он бесстрашно, в глаза, говорил и исповедовал Истину Божию: Царь, не должно тебе иметь жены брата твоего, живого брата твоего. Увел ты жену у брата своего. Все законы неба и земли против тебя, и я, я тебе сказую эти законы неба и земли, ибо я на то послан. Царь, ты не можешь иметь жены брата своего. Неустрашим, как бессмертный лев, неустрашим, как Херувим во плоти. Вот, это первый исповедник Христовой веры, а после него — сонмы, лики славных исповедников Христовых в этом мире, — исповедников, свидетельствующих и исповедующих перед всем миром, перед востоком и западом, севером и югом что Господь Христос — Единый Истинный Бог на небе и на земле. И это вопреки всем гонениям, всей лжи тех, кто силится восставать против Христа в мире сем вопреки всем ересям, вопреки всем богоборцам, всем гонителям Христа, неустрашимые всепобедители, бесчисленный их сонм, начиная от святого Предтечи до наших дней. Они свидетельствуют и объявляют всей вселенной сию истину: Христос прежде всего выше всего! Он — Единый Истинный Бог. Вы, лжебоги, маски, личины, скверные и отвратительные личины ложных богов, скрывайтесь! Душе человеческой в этом земном мире необходим Истинный Бог. Кто вы, самозванцы? Кто? В могилы, в тысячи сетей вы сами себя влечете, и вы хотите Господа Христа заменить? Как вы нищи, как убоги! Увы, ни над кем весь ад так не смеется, как над вами. Громко смеются демоны над вами, а вы их не слышите, а мы слышим, — мы, христиане.
Да, святой Креститель — это первый христианский исповедник, а за ним, как за кормчим, устремились тысячи и тысячи славных исповедников Христовых в этом мире.
Братья мои, великая тайна проходит через этот праздник, подобно тому, как нити простираются по ткани и составляют ее. Вы слышали из сегодняшнего святого Евангелия: ученики возвещают Спасителю том, что Предтеча усечен. Умолкли уста, объявлявщие миру о Тебе, Господи! Что теперь? Кто мы, по сравнению с Твоим великим Крестителем? Спаситель молчит. И что необычно, Он зовет учеников Своих и удаляется с ними в пустынное место. Что это? Неужели Господь бежит, неужели Он бежит от Ирода? Смотри, Он, Всемилостивый Чудотворец, взирая на несчастную мать-вдовицу, воскрешает ее сына, никому неведомого, кроме матери и Его Самого. Но вот, Господи, Предтеча Твой лежит мертвый, погубленный, почему его Ты не воскресишь? Ты воскресил дочь начальника синагоги Иаира. Но вот тот, которого ты нарек наибольшим из рожденных женами, усечен злодеем-царем. Господи, охрани Правду Свою, защити Твоего первого Апостола, Твоего первого мученика, первого евангелиста, первого Ангела во плоти, первого пророка, первого исповедника. Воскреси его! Спаситель молчит, удаляется в пустынное место и молится Богу. Почему, Господи?
Потому, что святой Предтеча должен стать первым Апостолом и в аду, в царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир. В этом царстве смерти, называемом адом, то есть местом непроглядным, где никто никого не видит, в этом царстве смерти были все: праведники и грешники, — все ветхозаветные люди до пришествия Господа Иисуса Христа. Грех ввел смерть в земной мир, смерть в среду людей. И царство смерти было единственным обиталищем человеческих душ после их телесной смерти в этом мире. Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, чтобы и там проповедать душам всех людей: Вот, пришел на землю Тот, Кого вы ожидали, Кого вы жаждали увидеть. Вы, праведники все: Моисей, Авраам, Давид, все святые пророки и праведники. Вот Он пришел на землю, как человек, как Спаситель и творит такие знамения и чудеса, которых вы, все вы вместе, никогда и не видели. Его взгляд исцеляет от всех болезней, Его слово воскрешает от всех смертей, Его глас изгоняет бесов из одержимых ими людей. Поистине пришел Спаситель мира на землю, Господь Иисус Христос. И вот, я иду пред Ним, чтобы и вам проповедать эту преблагую весть, эту радостную весть: сойдет Он и сюда к нам. Через немного времени сойдет, и вы Его увидите. Вы увидите, какова Его человеческая душа, вся исполненная Богом и блистающая бесконечным светом.
Святой Предтеча явился в царстве смерти и как первый Евангелист, чтобы проповедать Евангелие Христово всем душам в царстве смерти. Явился всем им и как первый мученик, чтобы показать, как за Истинного Бога, Господа Иисуса Христа, Спасителя мира люди радостно пойдут на смерть, пока она не будет побеждена и попрана. Они не будут бояться смерти, ибо будут сильнее ее. Господь дарует победу над смертью тела воскресением Своим с телом. И вошел славный Предтеча в царство смерти, как Предтеча всех истинных исповедников Христовых в мире, всех истинных пророков в мире, чтобы объявить всем душам в царстве смерти: Вот, смерть побеждена, бесы попраны, царство смерти будет разрушено, когда Господь явится здесь через короткое время. И вы будете выведены из этого ужаса в небесные радости, в мир горний.
И потому Господь молчал, потому не воскресил наибольшего между рожденных женами, ибо тому надлежало совершить свой Апостольский, свой евангельский, свой мученический, свой исповеднический подвиг в аду, в царстве смерти.
Итак, сегодняшний день для нас, христиан, подобен Великой Пятнице. И как для Спасителя после Великой Пятницы наступает воскресенье, так и Предтеча радостно умирает, входит в смерть, ибо видит победу над смертью и знает, что Господь и ему уготовляет вечную жизнь и воскресение из мертвых в день Страшного Суда.
Когда через шесть месяцев Господь был распят, Он сошел в преисподнюю, в ад, в царство смерти, со своей человеческой душой. Тело Его лежало в гробе, Он душой Своей, полной Божества, сошел в царство смерти. И каково же было удивление всех душ человеческих в аду, когда они узрели Бога в душе человеческой, как блистает она неизреченным светом, который человеку невозможно вообразить. Кто бы не уверовал в Него, кто? Когда Он является в царстве смерти настолько преисполненным Вечной Истины, Вечной Жизни, Вечной Правды. Является как победитель смерти. И поскольку царство смерти не могло содержать Бога, Который был в душе Иисусовой, содержать Бога в своих руках, распалось царство смерти от Божества Христова, от души Его пресвятой, в которой был весь Бог. И Господь вывел из царства смерти всех, поверивших до того Предтече и уверовавших в Него, Господа Иисуса Христа, что Он воистину Истинный Бог на небе и на земле. Вывел их Господь и ввел в Царство Небесное. Вот почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Предтечу и Крестителя Иисуса.
Мы сегодня, прославляя этого великого и славного первого Апостола, первого мученика, первого евангелиста и Предтечу всех от века истинных христиан, поклоняемся его радостному страданию за Истину Христову и его святому Евангелию, святому Апостольству, святому мученичеству. Смотри, уже две тысячи лет тот, который допустил, чтобы его усекнул беззаконный царь, творит бесчисленные чудеса в земном мире, живя в нем рядом с Господом Иисусом Христом. Две тысячи лет он непрестанно чудотворит всем душам, обращающимся к нему с молитвой.
Братья и сестры, когда вы в великой скорби, обратитесь к этому первому Апостолу Христову, и он поможет вам во всех ваших тяготах. И если случится какая-либо напасть, то обратитесь к этому первому евангелисту. Какой бы горечью ни была исполнена твоя душа, он ее усладит Христовой благодатью, которую таинственно ниспошлет из горнего мира в твою измученную душу. И когда вы в искушениях и ужасах этой земной жизни, то прибегните к нему, святому исповеднику, скажите ему, что на сердце вашем, излейте скорби и нужды душевные и будьте уверены, он таинственным, божественным образом сойдет в душу твою и спасет тебя, и избавит от всех искушений и бед. Но если вам нужно пострадать за Господа Иисуса Христа в этом мире: на тебя нападают люди со всех сторон, безбожники и христоборцы, хотят тебя поглотить, уничтожить за то, что ты Христов, хотят, чтобы умолкли уста твои, говорящие о Христе, ты тогда вспомни о нем, первом мученике, возопий к Нему: О, святый мучениче, первый евангельский мучениче Христов, поспеши мне на помощь! Дай мне, чтобы и я умер за Господа Иисуса Христа, оставил тело, как временную одежду, и двинулся царство Христово святым мученическим путем! И он умолит Господа, чтобы и ты вошел в лик Святителей. Так сегодняшняя малая Великая Пятница превращается для нас в великую воскресную радость. Пятница малая, а воскресение великое — воскресение для всех христиан всех веков. И для нас сегодня: и для меня, и для тебя, и для каждого нынешнего христианина сегодняшняя Великая Пятница в то же время и воскресение, ибо мы славим вечно живого на небесах святого Иоанна Крестителя Господня, как он победил смерть, причиненную ему Иродом, как возлетел он в небесный мир, чтобы быть первым, после Богоматери, рядом с Господом Иисусом Христом. Вы видели икону, называемую «Деисус», т. е. Моление: Господь сидит на престоле славы, как Царь Небесный, с правой стороны Его — Пресвятая Богоматерь, а с левой — святой Предтеча. Они молятся Ему за род человеческий.
О, пусть бы его святые молитвы вознеслись и сегодня, и завтра, и всегда, и возносились бы за нас христиан-сербов, и за всех людей мира сего, чтобы всех Господь привел к покаянию, всех помиловал, всех спас, чтобы все люди, предводимые славным Предтечей, вечно прославляли Единого Истинного Бога на небе и на земле, Господа Иисуса Христа, Которому подобает честь и слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Слово епископа Митрофана (Зноско-Боровского), Бостонского (+2002г.), на Усекновение честной главы св. Иоанна Предтечи

Сегодня, прославляя великаго праведника, за правду пострадавшаго, св. Церковь совершает поминовение христианских воинов, за правду убиенных, на поле брани живот свой положивших.
Правда, для христианина, дороже всего. Без правды невозможна жизнь. Правда — краще солнца, говорит народная пословица.
Св. Иоанн Креститель жил правдой, учил правде и всем говорил правду, даже сильным мира сего, обличая их в беззакониях. За правду он был посажен в тюрьму, за правду — усекнут мечем. Своими страданиями и мученической смертью св. Иоанн Креститель не только запечатлел свою верность правде и чистоте мысли и жизни, но и нас побуждает любить правду, почитать истину. Быть страдальцем за Правду, не мелкую — из честолюбия и самости вытекающую — свою правду, а Правду Божию — это высшая честь и слава, какая только может быть на земле. Не посему ли память праведника — св. Иоанна Крестителя, прославляется Церковью восемь раз в году и ему, кроме того, посвящен вторник каждой недели.
В наше время, к прискорбию, многие живут так, как жил нечестивый царь Ирод. Многие не считаются с Божией правдой, живут по своей низменной правде; ни во что ставят и заповеди Божии, и таинства церковныя, и честь и совесть. В свое, как бы, оправдание, эти люди — часто молодые и юные — указывают на других: так, мол, и другие многие живут… Но это не может служить оправданием отвержения Божиих заповедей. Говорят они еще, что теперь, — де, новые взгляды, иныя воззрения, иные обычаи и заповеди — законы христианские уже устарели. Несчастные, они забывают, что заповеди Христовы — неизменны, непреложны, как и Сам Христос сказал — истина Господня пребывает во веки, и «ни одна иота, или черта не прейдет от Закона Его».
Дорогие мои, наблюдения ярко свидетельствуют о том, что редко бывают счастливы те люди и те семьи, которыя живут вне Закона Божия, как жил Ирод. Обычно начинаются скоро у них всякия нестроения, раздоры, несчастья. Нельзя забывать и о том, что Господь наказует всякое беззаконие, если не в этой, то в той жизни. Вот и Ирод недолго наслаждался земным счастьем: он вскоре был отправлен в ссылку, где жил в бедности со своей семьей, несчастным закончил жизнь свою. А пляской ему угодившая дочь жены, проходя через льдом покрытую реку, провалилась, лед стиснул ея шею, и голову несчастной девушки отнесли матери.
Жизнь — не удовольствие, жизнь труд и подвиг, совершаемые во славу Божию, в любви к ближнему. Кто смотрит на жизнь, как на удовольствие, увлекается пустыми развлечениями, должен помнить и знать, что земныя удовольствия начинаются веселием, а кончаются большей частью великой скорбью, разочарованием и пустотой души.
Жизнь, — как бы говорит нам св. Иоанн Креститель — есть стояние в правде. А как часто мы молчим, наблюдая, как правда попирается — молчим из трусости, из страха, боясь гнев на себя навлечь или дружбу потерять. Великий праведник напоминает нам, что любовь к Богу не отделима от стояния в правде. Любовь пребывающаго в Божией правде — это искра божественнаго огня в нашем сердце, не терпящая зла, не терпящая нарушения правды, пожигающая в сердце честолюбие и страх.
Молитвами св. Предтечи да научит всех нас Господь возлюбить правду и жить по правде, преодолевая наши душевныя немощи!
Помолимся и за усопших Христовых воинов, на полях брани живот свой положивших, за веру и правду пострадавших, да упокоит их Господь, молитвами св. Иоанна Предтечи, а нас помилует и спасет, яко Благий и Человеколюбец. Аминь.

Комментирование запрещено