Успенский пост

Беседа архимандрита Бориса (Холчева) (+1971г.) о семи мучениках Маккавейских пред началом Успенского поста

В настоящий день, братие, Святая Церковь совершает еще праздничную память святых мучеников Маккавейских, мате­ри их Соломонии и учителя их Елеазара.
Мученики Маккавейские — это мученики не новозаветной, а ветхозаветной Церкви. Они жили и подвизались приблизитель­но за 200 лет до Рождества Христова. Что же было особенного в их жизни, почему Святая Церковь совершает их память?
В то время Иудея находилась под властью Сирийского царя Антиоха Эпифания. Это был человек звероподобный, который поставил себе целью покорить все народы мира, в том числе и Иудею. Он разорил Иерусалим. Подверг оскорблению и разорению Иерусалимский храм, посвященный Единому Истинному Богу. Он погубил великое множество иудеев. Тысячи иудеев были убиты, тысячи уведены в плен, тысячи обращены в рабство. Больше того, он поставил себе целью искоренить на земле веру в Единого Истинного Бога. Он думал, что выше природы и выше природных сил ничего в мире нет. Поэтому он возмечтал искоренить веру в Бога и заставить людей всего мира почитать природные силы и поклоняться только им. Начал он с того, что издал повеление о прекращении богослужения Единому Истинному Богу, которое совершалось в Иерусалимском храме, о прекращении жертвы всесожжения, которые по закону Моисееву там приносились, — и с тех пор прекратились жертвоприношения.
По приказу Антиоха Эпифания прекратилось празднование ветхозаветных праздников. Иудеи, которые не соглаша­лись поклоняться языческим кумирам, олицетворявшим со­бою природные силы, подвергались пыткам и смерти. Такой поворот событии грозил исчезновением веры истинной, которую хранили иудеи, грозил гибелью национальности и само­стоятельности иудейского государства. Вожди стали собирать ополчение против Антиоха Эпифания. Лучшие из иудеев вхо­дили в это ополчение. Силы были неравные, и борьба затяну­лась на долгие годы. Во время этой борьбы пострадала вели­кое множество иудеев, которые решительно отказались поклоняться силам природы, а мужественно и до конца жиз­ни почитали Единого Истинного Бога, Творца Мира. Среди этих мучеников, твердо стоявших за истинную веру, были семь родных братьев Маккавеев.
Отец их — престарелый учитель, священник, по имени Елеазар, а мать по имени Соломония. Сначала воины Антиоха стали принуждать к отречению от Бога старца Елеазара. Они заставляли его вкусить жертвенное идольское мясо на виду у всех, чтобы этим показать, что вот престарелый священник отступает от Бога, значит молодые тем более должны отступить от Истинного Бога. Но Елеазар отказался это сделать и был умерщвлен. Тогда стали принуждать к отречению от Бога братьев — одного за другим, начиная со старшего. Ко­гда они отказывались, то подвергали их пыткам на глазах других братьев и на глазах родной матери. Но они все твер­до и непреклонна выдержали все страдания и не отреклись от Бога. Когда замучили всех братьев, то была подвержена казни и мать их Соломония — она была сожжена.
Вот, братие, кто такие семь мучеников Маккавейских. Это мученики в дни царствования Антиоха Эпифания. Антиох Эпифаний является как бы прообразом антихриста, о котором говорится в священных книгах христиан. Долго велась борь­ба иудеев с Антиохом, но все-таки он был поражен и умер страшной смертью. Это прообразует времена антихриста, который будет побежден теми, кто хранит истинную веру во Христа Спасителя. Победа будет за Христом и Его Церко­вью (Апокалипсис).
Вслед за мучениками Маккавейскими было великое множество мучеников христианских. Они претерпевали величайшие страдания. Достойно благоговейного внимания изучить духовное устроение, мысли и чувства мучеников в то время, когда они страдали. Многим может показаться, что в то время, когда мученики страдали за Истинного Бога, в их душах была нена­висть и злоба против отступников. Может быть, их сердца испол­нялись ужасными проклятиями по отношению к отступникам? Может быть, они возвеличивали самих себя? Были в такой экзальтации, что считали себя чуть ли не святыми? Имеются попытки так и представлять это. На самом деле, если мы обра­тимся к свидетельствам о последних часах мучеников, то увидим, что в их душах не было ничего подобного. В их душах не было и следа злобы или ненависти по отношению к отступникам. Из их уст вырывались покаянные молитвы.
Если мы будем вчитываться в жития христианских муче­ников, то также увидим, что в их поведении не было никакой экзальтации, не была никакой попытки думать о себе высоко, как о каких-то героях. Они принимали мученический подвиг со смирением, чтобы засвидетельствовать перед Богом верность Ему, и в глубине души имели покаянные чувства.
Да, братие, покаяние — это есть основное дела христианина. Вы знаете, что и Иоанн Предтеча, и Сам Господь Иисус Христос начали свою проповедь словами: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Божие». И Господь Иисус Христос, посылая апостолов, тоже повелел им проповедовать покаяние. Апостолы по всем пределам земли проповедовали покаяние и веру в Господа Иисуса Христа. Так что покаянием начина­ется духовная жизнь, покаянием сопровождается духовная жизнь и покаянием духовная жизнь кончается. Если в чело­веческой душе нет покаяния, то человек и не начинал еще ду­ховной жизни.
В чем же сущность покаяния? Сущность покаяния пре­жде всего заключается в том, чтобы признать свою вину перед Богом. Ведь каждый грех, даже самый маленький, есть измена Богу. Когда человек совершает грех, он тем са­мым изменяет Богу, нарушает завет верности. Мы, когда творим грехи, думаем, что это пустяки, что наше состояние души мы можем быстро изменить. На самом деле каждый грех есть оскорбление Бога и измена Ему. Больше того, каждый грех есть по существу переход на сторону диавола. Когда человек совершает грех, он нарушает закон Божий и начинает творить похоти диавола. Этим самым он входит в число сторонников диавольских сил. Наконец, каждый грех растлевает и сердце, и душу, и тело человеческое. Покаяние возникает, когда человек поймет, что он своими грехами бесконечно виноват перед Богом, что он изменяет Богу, переходит на сторону диавола и растлевает свое тело и свою душу.
Когда человек сердцем поймет состояние своей души — у него возникнет желание измениться, возникнет желание переменить себя, перестать изменять Богу, перестать слу­жить диаволу, перестать растлевать свое существо. Вот этом желании изменить себя заключается самое ядро, самая сущность покаяния. Поэтому и христианская вера называется покаянной верой. Ведь христианин — это тот, в душе которого живет желание изменить самого себя. Проповедью о покаянии подготавливал путь Господу Иоанн Креститель. Проповедью о покаянии начал свое дело Христос Спаситель. Поэтому и апостолы проповедо­вали покаяние. Поэтому, когда и мученики страдали, в их сердцах тоже было покаяние, было непреклонное жела­ние хранить верность Богу и желание порвать с диаволом. И это, братие, необходимо для каждого христианина.
Если христианин в церковь ходит, если даже дерзает приступать к Таинствам, а у него в душе нет желания переменить себя, нет желания разорвать с грехом и диаволом, то он еще не христианин. Он, может быть, только собирается быть хри­стианином, но все время откладывает.
Вот, братие, сегодня начался Успенский пост. Он будет продолжаться две недели — это время покаяния. Каждый из нас должен в эти дни войти внутрь своей души и посмот­реть, есть ли у него истинное покаяние, есть ли у него жела­ние изменить, переменить самого себя. Если у него нет еще этого желания, то нужно, чтобы оно было. Пока человек на земле — еще не поздно, он может поправить дело, он мо­жет положить начало к изменению себя.
Вот поэтому в дни Успенского поста каждый из нас должен просмотреть свою прошлую жизнь, признать свою вину перед Богом и твердо решиться хранить Ему свою верность. Тогда в наших душах будет тот благодатный огонь, который был в душах святых мучеников — и ветхозаветных, и новоза­ветных, потому что, как мы видели, в их душах горел огонь покаяния.
Да поможет нам Господь провести наступившие дни Успенского поста в покаянии и потрудиться над изменением своего сердца, чтобы нами на земле, и вечной жизни прославлять нашего Господа с Его Безначальным Отцом и Святым Духом. Аминь.
14 августа 1960 года

Поучение протоиерея Валентина Мордасова (+1998г.) на Успенский пост

Пост уменьшает силу греха, живущего в нас

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Наступил Успенский пост. Он нужен и полезен. Постом обуздывается грех, отгоня­ются бесы. Пост и молитва делают человека небесным, радуют Ангелов. Посвятим Бо­гу пост, усилим молитву, победим страсти, примиримся с обидчиками. Богомыслием, чтением, воздержанием, причащением по­служим Богу. Пост телесный без духовного не полезен. Вся забота должна быть в воз­держании от зла, обуздании гнева, языка. Постараемся научиться снисходительности, беззлобию. Очень полезно посетить больных, примириться со всеми.
Не завидуя счастливому, соедини с любо­вью к ближнему сокрушение о грехе, покай­ся. Весело и радостно встречай пост. Внимай себе, постись со смирением. После еды надо ощущать умеренный голод. Кто ест вволю, изысканно, тот не постится. Постись гла­зами, языком, слухом, ходи чаще в храм, внимай своим мыслям, словам. Пост и вни­мание — это оружие, разящее злобу; это — ­колесница на Небо, умилостивление Госпо­да. Безумен постящийся телесно, но не воз­держивающийся в злобе. Прости обиды, не помни зла, обращай внимание на свои грехи, а не на чужие. Уничтожай дурные привычки. Берегись измерять пост воздержанием от пищи! Диавол тоже не ест. Владея желуд­ком, владей языком. Хлеб и вода никому не вредны. Кто не в силах поститься, возмещай духовным деланием. Цель поста — частое причащение Христовых Таин. Сам Господь постился! Пост уменьшает силу греха, жи­вущего в теле. Постом мы доказываем, что больше любим Бога, чем плоть. Пост — это пища для души. Потом не забудь спросить себя, чему научил тебя этот пост? Аминь.

Слово иеромонаха Мефодия (Йогеля) (+1940г.) на Успенский пост

По Божией милости вступаем ныне мы, братие, в дни Успенского Поста.
Пост для христианина, принявшего его в подлинном его значении — время духовного очищения, связанного с добровольным ограничением требований телесной своей природы и обновлением совести в святых Таинствах Покаяния и Причащения.
Но, увы, такое отношение к посту — сравнительная редкость даже и для тех, кто почитают себя находящимися в ограде церковной.
Легкомысленное отношение к посту — тяжелое бремя для человеческой совести. И не только потому, что здесь очевидно нарушается послушание Церкви, но и потому, что тот, кто не соблюдает пост, грешит против самого себя, в смысле небрежного отношения к собственному духовному деланию.
Человек садовник души своей, а душа его дикий, невозделанный сад.
Задача жизни — обратить энергию души на эту несовершенную и часто даже порочную природу и по мере сил усовершить ее.
В осуществлении этой задачи одно из мощных средств — подлинный пост христианский. Он полагает пределы требованиям суетной и капризной человеческой плоти. Он воспитывает самодисциплину. Он делает человека не рабом, а владыкою своих страстей.
Он так же нужен христианину, как воину или атлету необходимы упражнения.
С материнской настойчивостью еще раз предлагает нам ныне эту возможность поработать над собой Святая Церковь. Откроем же сердца для Ее призыва.
Оглянувшись на жизнь нашу, представим себе, сколько постов мы в ней потеряли, и постараемся, пока есть еще время, исправить свой грех перед Церковью и перед собою.
2 августа 1937г.

Наставления протоиерея Валерия Захарова на Успенский пост

Мы вступили на поприще Успенского поста, и я уже знаю настроения некоторых верующих православных христиан. И у меня, как у человека, порой возникают следующие мысли: снова пост, снова ограничения. А не навредит ли мне пост? А хватит ли у меня сил? Сегодняшнее Евангелие говорит нам, что Господь всегда рядом, лишь бы в нашем сердце была твердая вера и упование на Бога, и Он всегда обязательно поможет. Вот ученики боялись и страшились при наступлении бури, а Господь был рядом. Не должно было быть в их сердцах никакого страха. Так же не должно быть никакого страха и в наших сердцах. Поэтому вступим в этот пост с уверенностью, что он будет для нас полезным и спасительным. И во время поста будем не только ограничивать себя в употреблении той или иной пищи, но, прежде всего, будем ограничивать себя в содеянии того или иного греха. Вот в чем значение поста. Мы должны встать на настоящую, а не на мнимую, борьбу с грехом. Как бы трудно нам ни было, постараемся вырвать глубоко укоренившиеся корни греха из нашего сердца, постоянно прося помощи Божией. Если будем надеяться на самих себя, ничего не сможем сделать.
Пройдут две недели Успенского поста и, оглянувшись назад, кто-то скажет с горечью: “А что изменилось в моей жизни? Стал ли я лучше? Готов ли я восприять свет Божественной благодати?” Братья и сестры, давайте помнить, для чего Святая Церковь призывает нас к посту. В эти предстоящие 14 дней постараемся с помощью Божией оградить себя от всякого зла, от всякой неприязни, от осуждения, от раздражения. Бог мог бы изменить всех и каждого — поэтому Он и Бог — но Он не совершает этого по одной причине: Он хочет, чтобы мы не по принуждению, а по потребности нашего сердца и нашей души возлюбили друг друга. В этом наше христианское предназначение. В этом значение поста, в который мы сегодня вступили.
Обратите внимание, сегодня в первый день поста мы совершили освящение мёда. Некоторым может показаться, что это совпадение. Но в этом есть глубокий духовный смысл. Когда мы вкушаем мёд, мы ощущаем его сладость, его питательность. Для каждого из нас пост должен быть “сладким”. И даже небольшое количество пищи должно послужить достойному насыщению нашего тела. Пусть освященный сегодня мёд напомнит нам о сладости поста.
Я искренне желаю вам помощи Божией в эти постные дни. Пусть каждый из нас максимально очистит свою душу и сердце от скверны греховной. Пусть каждый из нас в эти постные дни изменится лучшим изменением. Не злоба, не раздражение должны быть спутниками нашей жизни, а доброта и любовь, которая изливается из смирения, того смирения, которое все мы также должны стяжать с помощью поста.
Паки и паки поздравляю вас с наступившим Успенским постом, с праздником Воскресенья и празднеством Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Также сегодня отмечается изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В Константинополе в эти дни Крест Господень специально полагался в храмах для того, чтобы все болящие имели возможность приложиться к Кресту. Константинополь — южный город, и во время жаркого лета возникали инфекционные заболевания, от которых страдали многие люди. И тогда, и сейчас медицина не всегда могла помочь. Единственная наша помощь и утешение, надежда и отрада — Крест Христов. Поэтому 1 августа по церковному календарю и 14 августа по григорианскому стилю в святых православных храмах износится на середину Крест для того, чтобы мы имели возможность, прикладываясь к нему, получить исцеление душевных и телесных недугов. А для нас, вступивших на поприще Успенского поста, сегодня особенно необходимо попросить особой благодатной Божественной Христовой силы для того, чтобы, оградив себя силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, успешно пройти путем Успенского поста. Аминь.
2011г.

Комментирование запрещено