Великий Четверток

Проповедь архимандрита Мелхиседека (Артюхина) в Великий Четверг

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сест­ры, поздравляем в этот святой, знаменательный и всеторжественный, сугубо памятный день Тайной вечери святого Великого Четверга, когда Господь установил это Таинство, к которому мы сегодня приступили. Это — Таинство жизни Святого Причащения. И очень радостно, что мы и в этом году дожили до этого дня святого Великого Четверга.
В молитвах после Святого Причащения мы молимся: «…и сподоби мя до последнего моего издыхания принимати Пре­чистых Таин Честнаго Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» — до последнего издыхания!
А как говорил приснопамятный владыка Александр Саратовский и Вольский: как человек проведет Великий пост, так он проведет и весь год. В сегодняшний день мы вспоминаем, как Господь установил это Таинство, когда Он впер­вые преподал Свои Тело и Кровь ученикам, и мы именно в этот день стали причастниками милостью Божией Святых Христовых Таин. Дай Бог, чтобы в течение всего следую­щего года мы также регулярно часто причащались Святых Христовых Таин во оставление грехов, во очищение и освящение души и тела.
Сегодня в Евангелии мы слышали о событиях последних дней нашего Спасителя. Господь перед Своими страдани­ями, перед Тайной вечерей снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем и стал умывать ученикам Сво­им ноги так, что Петр пришел даже в недоумение: как это можно — Господь и учитель вдруг умывает наши ноги? По ревности, по уважению и по любви к Нему говорит: «Не умоешь ног моих вовек» (Ин. 13, 8).
На Востоке, если у хозяина дома было несколько рабов, то умывать ноги гостям поручалось самому последнему, самому «младшему» рабу, который в этом доме исполнял самую низкую работу. И вот Господь умывает ноги Сво­им ученикам? И многие из них этого поступка Его не по­няли.
Когда Он опять сел к трапезе на той вечери, то, обратив­шись к Своим ученикам, сказал: «Вы называете Меня учи­телем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13, 13-14).
У нас сейчас нет такого обычая. А тогда, когда не было ни ботинок, ни сапог, ни туфель и люди ходили босиком по пыльным и грязным дорогам, то, приходя в дом, чтобы почтить этот дом и соблюсти правила, они умывали ноги. Если сейчас нет этого обычая, то, как говорят нам святые отцы, мы мысленно должны умывать ноги друг другу, а может быть, и делам, служа друг другу тем даром, теми силами, теми возможностями, которые дает нам Господь. И внутри собственного дома стараться не перелагать на плечи своих родственников какой-та тяжелый или неприятный труд, а стараться самим поскорее сделать всю грязную и трудную работу.
Господь сказал: «Если Я, Господь и учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13, 14), то есть служить друг другу, не ожидая ничего взамен. Потому что свойство любви — делать для любимого и близ­кого человека все, не прося и не ожидая ничего взамен. Ес­ли мы будем просить и ожидать чего-то взамен, то это будет торговля, это будет торг. Ты мне — я тебе. Это не любовь. А любовь, ее свойства и красота заключаются именно в бескорыстии, именно в жертвенности, а «купля-продажа» вовсе несвойственна этому высочайшему чувству.
Господь показал нам, как это исполнять на деле. Господь не только говорил о том, что Бог есть любовь, но и исполнил это на самом деле.
И дай Бог, чтобы в этот святой день Великого Четверга, когда мы стали причастниками Святых Христовых Таин, чтобы через сугубое соединение со Христом Спасителем в этом Таинстве в нас зародилась та жертвенная любовь, о которой мы все думаем, мечтаем, переживаем, но в реальной нашей жизни не имеем. Есть только воспоминание о ней, есть только, может быть, маленькое стремление к ней. Поэтому дай Бог, чтобы это стремление, это переживание, это искреннее чувства и желание стяжать жертвенную лю­бовь не прекратились в нас по тем или иным причинам. Чтобы сегодняшнее причащение, в котором мы просили и об изменении, преображении, очищении души и тела, чтобы это Таинство поспособствовало очищению нашей души и оживотворению ее именно этим чувством и именно этим даром — даром Божественной любви.
И каждое богослужение, каждая утренняя или вечерняя молитва должны растворяться прошением об этой любви. Не о том, чтобы Господь устроил внешнюю нашу жизнь, послал одно, другое, третье, избавил от врагов видимых и невидимых, напастей, болезней, искушений — это все вторично. Самое главное — Господь говорит: «Ищите пре­жде Царства Божия и правды Его, и сия вся приложится вам» (ср.: Мф. 6, 33). Где любовь, где мир совести, где добро­та души, где жертвенностъ, вот там и есть Царствие Божие, вот там и есть Бог.
Будем же к этому стремиться, об этом молиться, об этом переживать, именно этого просить в Таинстве Святого Причащения, чтобы это сугубое соединение со Христом содела­ло бы нас таками, как говорит апостол, что «соединяющий­ся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17).
И дай Бог, чтобы это сугубое соединение со Христом послужило каждому из нас ко стяжанию тех же чувств, которые во Христе Иисусе. А у Него известно какие были чувства: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят!» (ср.: Лк. 23, 34). Высочайшая любовь! Он молился за врагов Своих, он имел любовь ко всем, наипаче к родным и близ­ким, ученикам Своим, и даже к тем людям, которые Его распинали.
А нам надо хотя бы начать с тех людей, которые любят нас. Хотя бы их полюбить, хотя бы им отвечать взаимнос­тью. И дай Бог, чтобы этот святой Великий пост и тот ма­ленький подвиг, который каждый из нас понес во время поста, привели нас к радостной встрече всеторжественного и мироспасительного праздника Пасхи Христовой. Чтобы мы, положив сейчас десять кирпичей в основание нашего духовного дома, потом по своему неразумию собственными руками не сняли бы двадцать кирпичей, что, увы, часто бывает в нашей жизни.
Дай Бог, чтобы тот заряд духовной энергии, та ревность, то усердие к молитве, к внимательной духовной жизни, к чтению Евангелия и святых отцов, чтобы это все закрепи­лась и укоренилось в нашем сердце. Чтобы с каждым пос­том мы поднимались все выше и выше по этой духовной лестнице и, в конце концов, всецело соединились с Госпо­дом, соединились с нашим Великим Богом, в Троице слави­мом — с Отцом и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ночная литургия. 8 апреля 2004 г.

Поучение протоиерея Иоанна Поспелова (+1910г.) в Великий четверток

Умыв ноги ученикам, Господь дал нам пример служения другим и смирения; причастив апостолов, велел причащаться и всем нам.
Пред самым страданием своим Господь наш Иисус Христос восхотел наедине с учениками своими вкусить последюю, прощальную вечерю. За сею вечерею Господь показал необыкновенное смирение и установил великое таинство причащения.
Двое из учеников Христовых заранее приготовили все нужное для вечери Господней; вечером накануне дня страданий своих Спаситель со всеми двенадцатью избранными учениками приходит в особую убранную комнату для совершения вечери; злочестивый Иуда, уже продавший Господа своего жидовским начальникам, тоже был на вечери. Конечно в то самое время, как садился за приготовленный стол Господь, между Его учениками зашел спор, кто из них дожен почитаться большим (Лк. 22, 24), или кому сидеть выше и конечно ближе ко Господу? Чтобы вразумить учеников, Господь встает, опоясывается полотенцем, вливает воду в умывальницу, начинает умывать ноги своим ученикам и отирать полотенцем; милосердый Спаситель не возгнушался умыть ноги и своему предателю Иуде Искариотскому.
Поучимся же, слушатели смирению у Господа нашего. Если Он, Владыка неба и земли, послужил, как раб, своим ученикам; нам ли христианам отказываться послужить братиям нашим о Христе? Смотрите еще, Господь не опустил без умовения и ног ученика, изменника и предателя своего. Не откажемся и мы, христиане, оказать свои услуги и любовь своим врагам, или тем, которые по нашему мнению, совершенно не заслужили наших благодеяний. Вспомним, что Спаситель такую же любовь и услугу оказал на тайной вечери и Иуде Искариотскому, как и возлюбленному ученику своему Иоанну и самому преданному из апостолов Петру. Не откзывайся же оказать услуги ближнему никто; кто не имеет средств помочь ближнему своим имушеством, послужи ему своими силами, своим словом, советом, состраданием, чем можешь, только не откажись помочь. Вспомни слово Христово; кто напоит другого только чашею холодной воды, и тот не потеряет награды своей (Мф. 10, 42). Все вообще, помня высокое смирение Господа, отгоним от себя богопротивную гордость; и возлюбит нас сам Господь.
За тайною же вечерею Спаситель установил великое таинство причащения; и именно, взяв хлеб, Он благословил его и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое. Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: пейте из нея все; ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов (Мф. 26, 26-28). В то же время Господь дал и заповедь: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 2, 19). Какое великое благодеяние Спасителя к нам, слушатели! Он дал нам есть самое пречистое тело свое и пить самую святейшую кровь свою, И для чего это? О, великое благо получает тот, кто приобщается тела и крови Христовой! Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и я в нем, сказал сам Христос (Ин. 6, 56). И вот, все мы, возлюбленные братия о Господе, приобщившиеся св. Таин Христовы, все соединились с самим Христом; теперь в нас сам Христос. Убоимся же оскорбить милосердого Господа нашего своими недобрыми делами и словами, даже худыми мыслями; постараемся, как можно долее, сохранить себя чистыми от всякой скврны греховной, которая удаляет от нас Христа. Аминь.

Слово митрополита Леонтия (Туркевича), Нью-Йоркского (+1965г.), в Великий Четверг

“Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими”.

Исполнил все Господь Иисус, что на земле должен был исполнить, как заповедал Ему Бог Отец. Учеников научил истине, народу еврейскому совершил великие блага чрез исце­ление его больных, слепых, хромых, кровоточивых, бесную­щихся. Показал Себя владыкаю неба и земли, всех стихий и всех тварей: укрощал море одним словом, умножал хлебы единым благословением, восставлял от смерти одним властным повелением, изгонял бесов в мгновение ока. Наконец, вошедши торжественно в город Иерусалим, по словам древних проро­честв, принял от еврейских детей и простецов клики: “осанна Сыну Давидову” в знак, что Он есть истинный Мессия, Свет во откровение языков и славу людей Его, Израиля. Ныне Он, со своими двенадцатью учениками, уединяется для тайной ве­чери с ними накануне предания Своего на страдания… Дорогие братья и сестры православные! Да отзовется глубоко в ваших сердцах ныне сия церковная молитва: “Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…”
Владыка неба и земли пришел в горницу для совершения тайной прощальной вечери со своими божественными учени­ками. Верные ученики следуют за своим Учителем и Господом чистою душою. Он их возлюбил больше всех, к Себе при­близил, их назвал Своими; слово, какое имел от Отца Своего, вверил им. Как они Его любили! Они готовы жизнь за Него свою положить; они уже вполне уверены, что Он от Отца; они послушны Его первому указанию и слову. И друг с другом они связаны чистейшею любовью, вечною, безкорыстною, бо­жественно вдохнутою в них дружбою. Святое братство, самый чистый н мире союз, завязь новой жизни в человечестве… “Ве­чери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими”.
Вечеря тайная. Что на ней совершится, будет ведомо только истинным ученикам Господа. Это последние уроки Учителя ученикам. Но какие уроки? Уроки смирения последнего, кро­тости и терпения безграничных. Учитель берет утиральник, об­вивает Себя им, вливает в умывальницу воду, умывает поочередно ноги всех учеников и саморучно отирает их. Кто этой услуги не принимает, тот не может быть Его учеником. Кто этому смирению не подражает, не будет делать так, как Он сделал, — тот не вполне Его служитель, тот еще не возрос любви Его. Все теперь чисты, все достойны, все с Богом… “Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими”.
Трапеза началась, последняя трапеза. Вино и хлеб. Благо­словение, преломление, раздавание… После этой трапезы с Го­сподом, разделение с Ним трапезы будет уже в полном мире, в царстве Его славы, в царствии Отца Его. Участие в трапезе здесь, преискреннее приобщение плоти и крови Сына Челове­ческого на земле, на трапезе Христовой, есть отныне залог допущения к жизни вечной, к преискреннему приобщению Го­споду в невечернем дни царствия небесного Божия… “Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими”.
Трапеза продолжается. Открывается неизбежный, по Бо­жиим неисследимым судам, исход из этой земной жизни, — ­исход чрез предание на суд, на страдания, на крестную смерть. Предание произойдет — “одним из вас”. Сидящий на трапезе может оказаться вскорости же предателем своего Учителя и Господа. Какой ужас, какой срам, какая неблагодарность! Что ведет ученика до такого неразумия и бесстыдства? Слабость человеческого сердца, увлеченного страстью сребролюбия. Сла­бость природы человеческой, не укрепленной благодатью не­бесною… “не я ли, Господи, окажусь таким слабым, бессо­вестным и недостойным Твоим творением?” Так говорят уче­ники Господа, движимые страхом потерять любовь Его и ока­заться преступниками против Него… “Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими”.
Вечеря тайныя закончилась. Воспевши, ученики с Учите­лем исходят из горницы Сионской н Гефсиманию, к горе Еле­онской. Он Лоза истинная, они гроздие. Кто пребудет в Нем и в ком Он пребудет, — тот сотворит плод мног, “так как без Него ничего сделать не может”. Тайны божественные с тех пор не прекращаются. Совершение вечери тайныя на ал­тарях Господних продолжится, пока Он Сам Жертва и Совершитель — не приидет на землю. Завязь новой жизни в че­ловечестве растет с той Тайной Вечери уже видимо во всем мире, во всех углах вселенной. Кто принимает в ней участие, кто на ней преискренне приобщается Тела к Плоти Христовых, с тем Он Сам, Господь, Учитель наш и Христос; тот Им действует и близ того Сын Божий, пришедший в мир греш­ные спасти. “Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими”.
Дорогие братья и сестры о Господе православные! Мы Церкви Христовой. Мы с Ним, нашим Учителем и Господом, по Его же слову: “идеже два или трие собрани во имя Мое, ту Аз посреде их”. Мы связаны друг с другом и с Ним, нашим Учителем и Господом, трапезою, Им для нас установленного, Его омовением, произведенным для нас, Его примером слу­жения ближним, данным чрез всю Его жизнь на земле и, в осо­бенности на Тайной Вечери, пребудем же во взаимной брат­ской, христианской любви, в чистоте действий и намерений, в доброделании, в тесном союзе, любви, принятием благодати, в ограде Церкви Христовой, да с дерзновением и неосужден­но будем смети призывати: “Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими”. Аминь.
1920 г.

Слово Протоиерея Иоанна Монаршека в Великий четверток

Великий четверг или Святое Причащение

Главнейшая цель нашей земной жизни — это соединение со Христом. Апостол Павел говорит: «Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5, 30), — и это тайна великая, которую мы узнаем в особый день: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14, 20). Получается, что смысл христианской жизни — это соединение со Христом, вхождение в Него и пребывание в Нем. Для этого Христос и приходил на землю и дал возможность соединения, единения с Собой. Вот почему в Великий Четверг Господь дал нам Таинство Святого Причастия. Именно в Святом Причащении мы становимся едиными с Ним. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).
Наше тело состоит из той пищи, которую мы принимаем. Если мы принимаем Тело Христово, то и сами становимся телом Христовым. Однажды преподобный Симеон Новый Богослов после Причастия Святых Тела и Крови Христовых пришел в свою келию, посмотрел на свои руки и говорит: «Это руки не мои — это руки Христа, да я весь не Симеон, Христос после Причастия».
В Святом Причастии мы принимаем в себя само безсмертие. Причащение Святых Тела и Крови Христовых является залогом того Века. Это семя, которое должно в свое время прорасти и принести плоды жизни вечной. Это залог воскресения, ибо Христос Сам говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Посредством Таинства Святого Причащения исполняются слова апостола Павла: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (Кор. 15, 22). Через Святое Причащение человечество — христиане становятся новым народом Божиим, который унаследует жизнь вечную в Царстве Божием. Христос вместо крови ветхого Адама, зараженной смертью и тлением, вливает всем, приходящим к Нему, Свою собственную живоносную Кровь — свободную от тления и являющуюся источником вечной жизни. Но чтобы с такой пользой причащаться Святых Христовых Таин, мы должны жить по заповедям и благочестиво.
К великому событию Великого Четверга мы готовились постом Великим. Если мы недостойно причащаемся Святых Христовых Таин, то это будет для нас в суд и осуждение. Многие болеют, а некоторые и умирают именно потому, что недостойно причащаются. А святитель Иннокентий Херсонский говорит: «Не попустим, чтобы возлюбленный Жених душ наших терпел и страдал от соединения с нами! Дорого стоила Ему возможность питать нас Своим Телом и Кровью; для этого надлежало взойти на Крест. Не попустим же, чтобы Он, входя под кров души нашей, вновь обретал там для Себя голгофу».
Зная все это, нам нужно с верой и благоговением приступать к Святым Таинствам Христовым, помня, что это великий дар Божий всему человечеству. Святое Причащение Тела и Крови Христовых достойнных, благоговейных, хранящих себя от грехов приведет в Царство Небесное.
2014г.

Комментирование запрещено