Содержание встреч. Не закапывайте свои таланты!

Цели:

  • привить молодежи любовь к чтению слова Божия, восприятия его как верного компаса в жизни и средства для общения с Богом и людьми;
  • помочь научиться осмысливать свою жизнь, руководствуясь Евангельскими категориями.

Задача состоит в том, чтобы члены клуба услышали в Евангельских строках живое обращение Господа к каждому из них.

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии

«Не зарывай свой талант в землю». А кто-нибудь знает, откуда эта фраза взялась? Мф.25, 14-30.

«И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей. — Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел также и получивший два таланта, и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них». Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант, и сказал: «господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое».

Господин же сказал ему в ответ: «лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов».

– Эти слова являются главным жизненным принципом для любого человека, открывшего в себе какой-либо талант. Я права?

— Из евангельского текста действительно можно сделать вполне закономерный вывод: талант – некий дар, настолько важный, что от результатов обращения с ним прямо зависит судьба человека в вечности. Но в притчи нет и намёка на современное значение этого слова. Речь идёт там о некой ценности, которую нужно не просто сохранить, но и получить с неё прибыль. Именно отсутствие этой прибыли будет причиной наказания нерадивых обладателей таланта.

– Чем в нашей реальной жизни являются таланты из притчи?

– В современном значении слово «талант» обычно обозначает какие-то ярко выраженные способности человека, как то музыкальные, художественные, математические и пр. По отношению к талантливому человеку мы нередко слышим «одарённый» — значит, наделенный каким-то даром.

– А что такое дар?

– Дар – это нечто, полученное нами извне, без какой-нибудь нашей заслуги (иначе это будет награда), без платы (иначе это будет покупка). Как подарок на день рождения. Но подарок сильно отличается от дара.

Подарок доставляет человеку удовольствие, подарку можно порадоваться какое-то время, а потом убрать его подальше. Не то слово «дар». Дар – дорогое слово, но оно становится дорогим вдвойне, если мы говорим, что «в дар» получен талант. Ведь «талантом» в древнем мире называли денежно — весовую единицу, которая измерялась десятками килограммов серебра и даже золота. Итак, талант – это что-то очень важное, дорогое, что мы получили в дар. Но если есть дар, значит, есть и Даритель, перед которым мы ответственны за надлежащее употребление дара.

– Как вы думаете, кто этот Даритель?

Конечно, Господь Бог, Податель всех благ.

– А какие дары мы получаем от Господа?

От Господа мы получаем всё – жизнь нашу, здоровье, силы, все способности, в том числе и таланты.

Но, из притчи следует, что всё, полученное от Господа Бога, мы должны не только сохранить, но и преумножить. В Евангельской притче Господь говорит своим ученикам о талантах, как о дарах духовных. Мы понимаем, что человек сотворён таким образом, что всякий талант можно обратить в духовный дар. Всё, что человек получает от Бога, какие угодно дарования, он обязан развить, преумножая и возвращая Господу. То есть, получить прибыль. Под прибылью же все церковные толкователи единодушно понимают добрые дела, которые человек совершает при помощи полученного ими таланта. И если таких дел не будет, то напрасными окажутся все усилия, потраченные на развитие этого дарования. Художник может десятилетиями оттачивать линию и штрих, музыкант годами работать над особо выразительным звуком, спортсмен будет ценой невероятных усилий прибавлять к своему результату сотые доли секунды. Но все эти труды в духовном отношении могут оказаться бесплодными, если только их целью не будет польза ближнему. С православной точки зрения, самый лучший способ похоронить свой талант – это усиленно развивать его ради себя, ради собственных амбиций, творческих исканий. Потому что такое развитие таланта адресовано чему угодно, но никак не Христу, способы служения которому описаны в Евангелие предельно и ясно: « Так как вы сделали это одному их сих братьев моих меньших, такс сделали мне» (Мф 25:40). Всё, что мы делаем ближнему – делаем Богу. Любой человек, с которым нас свела жизнь — нерукотворная икона Христа, живой его образ, который христиане почитают даже в самом опустившемся бродяге и пьянице. А для того, чтобы помогать нуждающимся людям, совсем не обязательно иметь какие-то выдающиеся способности – достаточно искреннего сострадания и неравнодушного отношения к чужой беде.

– Итак, чтобы нам не быть осуждёнными, чтобы достойно использовать Божьи дары, мы обязаны внимательно всмотреться в себя и определить, чем нас одарил Господь. Таланты – это не просто способности в каких-либо областях, все они могут быть направлены как добру, так и ко злу. Мы с вами можем наблюдать вокруг себя очень много примеров, когда данные Богом дары употребляются их обладателями для сиюминутной славы, власти над другими людьми, обогащения. Но из притчи очевидно, что эти люди уподобляются ленивому рабу, закопавшему свой талант в землю, тем самым отняв его у Бога и людей.

– Так неужели их талант тоже можно считать добродетелью в христианском смысле этого слова? Неужели они достойны похвалы, подобно слугам, преумножившим серебро своего господина?

– Очевидно, что нет. Ведь на Страшном суде Господь не спросит у человека сколько он написал картин, какого совершенства он достиг в игре на скрипке, за сколько секунд он пробегал стометровку, какими открытиями он обогатил науку. Каждому из нас придётся дать отчёт в куда более простых вещах: накормил ли ты голодного, напоил ли ты жаждущего, помог ли бездомному, больному, несчастному. В христианстве любой талант сам по себе ещё не является основанием для какой-либо оценки жизни человека с точки зрения вечности. Он — всего лишь та самая мера серебра из притчи, которую каждый из нас получает от Бога при рождении. Определит же нашу судьбу не само серебро, а та прибыль, которую мы можем с него получить. То есть дела милосердия, которые мы способны совершить при помощи дарованного нам таланта.

– В свое время мне понравилось, как трактует эту притчу Митрополит Антоний Сурожский в своей книге «Человек перед Богом»: 

«Слово “талант” приобрело за столетие специфическое значение. Все мы знаем, что такое талант по отношению к музыке, искусству, литературе; но не об этом говорил Христос. В Его время талант была денежная мера. Вот, какому-то человеку сделали вклад, и ему предложили осуществить эту денежную меру, добиться всего, на что он способен. Этот человек может приложить все усилия, и если он чрезвычайно одарен, он может удвоить, утроить тот дар, который ему был сделан. Если он менее одарен, он хоть чего-то добьется. Но он никак не имеет права сделать то, что сделал самый неодаренный из трех лиц, о которых говорит притча. Он испугался: а вдруг то, что заложено в меня, то, что мне дано, я растрачу, потеряю и буду в ответе? — и зарыл его; то есть просто отложил в сторону, закопал, завернул в платок. А когда пришло время суда, когда пришло время расчета, когда все предстали перед хозяином, оказалось, что все чего-то добились — только он не добился ничего. И он не был осужден за то, что не принес барыша, выгоды своему хозяину; он был осужден за то, что испугался и не решился ничего сделать, не решился ни на что. 

Перенося эту картину на нашу обычную жизнь, мы можем, конечно, рассматривать талант, о котором говорит притча, как дар в области искусства, литературы, поэзии, но это ограниченное понимание. В основе, заложенный в нас талант — это все, на что мы способны, все богатство, все разнообразие, вся красочность нашей собственной личности. Можем ли мы ее осуществить или нет? Можем; все могут, каждый может осуществить все, на что у него хватит духа, мужества, вдохновения»

И мне лично очень бы хотелось, чтобы каждый из нас именно так относился к себе и к тем ресурсам, которые в нас сокрыты. Но, с грустным удивлением я обнаруживаю, что мы порой отказываем себе в проявлении. Мы не ищем себя, даже не пытаемся найти – что же можем делать, в чем проявляться можем наиболее полно. Что же у нас есть, какие созидательные силы в нашем арсенале имеются.

Мы даже можем называть себя бесталанными. Бытует такое мнение, что талантливый человек – это непременно мировая известность, знаменитость, достигшая высот в своем деле. И что талант – это обязательно один вид деятельности, который «нарисовался – не сотрешь», нечто из ряда вон выходящее.

Так ли это? В широком смысле слова можно рассматривать талант как способность, склонность, расположенность к чему-то, что удается человеку и приносит радость при ее реализации.  И это уже в свою очередь имеет отношение к нашей общей реализованности.

Так, самореализация в разных областях жизни оказывает определяющее воздействие на нашу самооценку, самоуважение, уверенность в себе, самопринятие, эмоциональное состояние.

Мучительно переживается мысль «Я заурядный (-ая). Ничем от других не отличаюсь. Ничего особенного я делать не умею. Каких-то уникальных особенностей у меня нет». Ну как тут не упасть и без того шаткой самооценке?

Лично мое убеждение – не уникальных людей не существует. Есть лишь скрытые таланты, не реализованные способности. Каждый из нас вправе и может найти себе применение. Если – его намеренно Поискать.

Одной из причин, по которым мы можем отказывать себе в этом самом поиске и дальнейшей самореализации, является так называемая выученная беспомощность. Она формируется в детстве, если были замечены:

Гиперопека – «туда не ходи, сюда не ходи», «можно я сам(а)? – нет, давая я за тебя все сделаю». Инициатива в действиях, в познании мира отбивается напрочь, и родительская забота в итоге становится медвежьей услугой.

Внушения в стиле «у тебя ничего не получится», «руки не оттуда», «да что ж ты за бездарность такая», «бестолочь никчемная, даже не пытайся». Все мы бываем грубы, резки, и сожалению, в момент произношения таких «комплементов» люди редко задумываются о последствиях.

Здесь формируется отношение ребенка и к себе лично, и к своим возможным будущим достижениям. Душится в корне активность, желание действовать, пробовать, искать, применять себя. Отрицается сама возможность самореализации, ведь мотивация сходит в ноль. Если нас кто-то научил, что нечто невозможно – мы, увы, будем в это верить.

Так, люди, имеющие опыт выученной беспомощности, стараются не браться за новые задачи или берутся с огромным сопротивлением, подстегиваемые еще и страхом ошибки. В свою очередь, если у человека теряется ощущение, что он своими руками, действиями, поступками может что-то изменить, то он теряет мотивацию, у него падает иммунитет, вера в себя. Вообще люди более счастливы, здоровы и эффективны, если имеют возможность что-либо делать, что-либо менять собственными силами, если от их действий что-либо зависит.

Будучи взрослым по паспорту, а по сути – оставаясь тем беспомощным или травмированным ребенком, человек порой продолжает думать о себе «я ничто и неумеха», не совершая попыток себя реализовать. Его ведь научили такому взгляду на себя и на мир, на то беспомощность и является «выученной». В реальности же препятствий к самореализации может и не существовать. Все эти «барьеры бесталанности» — в нашей голове.

Надо проснуться, осмелиться и увидеть это. Осознать, что нам уже не 5-7-10 лет, и ничье мнение, кроме нашего, уже не ограничивает наши возможности. Да, это большая работа над собой, кропотливая и долгая. Ведь ломать собственные барьеры и шаблоны — дело не из легких. Особенно если мы успели сродниться с ними за N-е количество лет. Да и учили нас так, что мы успели слиться с маской, ролью, идентичностью «заурядной-неумехи-нечего-и-пытаться».

Но эта работа над собой реальна, осуществима и дает результаты – плоды счастья!

Рефлексия.

Какой главный талант нам даёт Бог?

Самое главное, что должно осуществиться в человеке на его пути к Богу – это любовь, которая покрывает собою всё. У человека может быть масса дарований, но все они ничего не стоят, если его сердце лишено любви. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий, — говорит Апостол. –Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздал все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13, 1-3). Другими словами, всё это – ничто, если не любовь движет желанием приумножения талантов!

Как разглядеть свой талант и не закопать его в землю?

Не случайно в Евангелии сказано, что талант даётся… каждому по силе. Любой человек обладает множеством пускай небольших, но самых настоящий талантов. Все наши способности, как и сама наша жизнь, являются в этом смысле – Даром Божьим, которым мы вольны распоряжаться по своему усмотрению. Самое главное – надо научится не проходить мимо чужой беды и страдания. Для этого совсем не обязательно быть великим человекам, достаточно просто попытаться выйти за пределы своего эгоизма и сделать для другого человека хотя бы то, на что ты вполне способен. И совсем не важно, будет ли это старик, которому ты уступил место в метро, неизвестный больной, которому перельют сданную тобою кровь, или твоя собственная мама, которой ты помог вымыть посуду и убраться в доме. Важно, что евангельские умножаются одним только способом: так как вы сделали это одному из братьев сих Моим меньших, то сделали Мне. Без этой деятельности любви к ближнему даже самые выдающиеся наши таланты так и останутся перед Богом жалкой кучкой дареного серебра, зарытого нами в землю без всякой прибыли.

А напутствием и руководством к действию для нас, пусть станет поучение Святителя Феофана Затворника.

Притча о талантах даёт мысль, что жизнь – время торга. Надо, значит, спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может. Хоть только лапти кто привез или лыко, и тот не сидит сложа руки, но ухищряется зазвать покупателей, чтоб продать свое и купить потом себе нужное. Из получивших от Господа жизнь никто не может сказать, что у него нет ни одного таланта; всякий имеет что-нибудь, да не одно ещё: всякому, стало быть, есть чем торговать и делать прибыток. Не озирайся по сторонам и не считай, что получили другие, а к себе присмотрись хорошенько и поточнее определи, что в тебе есть и что можешь приобрести на то, что имеешь, и потом действуй по этому плану без лености. На суде не будут спрашивать, почему не приобрел ты десять талантов, когда имел только один, и даже не спросят, почему ты на свой один талант приобрел только один, а скажут, что ты приобрел талант, пол-таланта или десятую его часть. И награда будет не потому, что ты получил, а потому, что приобрел. Ничем нельзя будет оправдаться — ни знатностью, ни бедностью, ни необразованностью. Когда этого не дано и спроса о том не будет. Но у тебя были руки и ноги, скажи же, спросят, что ты приобрел ими? Был язык, что им приобрел? Так-то на суде Божием уравнивается неравенства земных состояний.

А теперь я предлагаю каждому подумать и коротко рассказать всем нам, что интересного и важного для себя, каждый нашел в притче Иисуса Христа о талантах.

P.S.:

Ищите и обрящете! Дерзайте, ведь дорогу осилит идущий!

Комментирование запрещено