Память сорока мучеников Севастийских

Поучение преподобного Феодора Студита (+826г.) на память святых сорока мучеников

О подражании страстям Христовым

Братия и Отцы! Мы получили великую пользу от того, что удалились из первого нашего монастыря. Зачем и ради какой причины, хотя бы мы и не по­лучали никакого вреда, соблазнять нам других? За­чем, вместо того, чтобы доставлять пользу себе или пользовать других, еще и себе причиняем вред? Но мы сделали, что от нас зависело, и чего тре­бовало время. А так как теперь, по требованию вре­мени, они не захотели подвергнуться гонению за Хри­ста, как и некоторые другие, то и нужно было нам послушатся слов пророка: изыдите от среды их и отлучитеся глаголет Господь (Ис. 52, 11). Если же иные поступают иначе, то они, отдадут в этом отчет Богу в день судный; ибо, по моему мнению, сообщаться кому с ними тоже значит, как есля бы кто вошел в общение с еретиками. Вы видите, что удаление это разлучает нас с миром, и подвер­гает нас скорби, тесноты, голоду и жажде, гоне­нию, темнице, смерти; но о сих всех препобеждаем за возлюбльшего ны (Рим. 8, 37) Бога, Который, когда видит душу жаждущую и любящую Его, укрепляет и утверждает ее, дабы она возмогла перенести стра­дания за Него.
Об этом свидетельствуют с прочими святыми и святые сорок мучеников, которых память мы ныне празднуем. Мы не можем сказать, что они были не одного с нами естества; но так как они возлюбили Бога от искреннего сердца, то Он и укрепил их, и они победили невидимого врага диа­вола в немощи своей плоти, и такой светлый и слав­ный совершили подвиг, что во всем мире просла­вились, и все уста христианския величают и восхва­ляют их.
Блажен тот, кто хотя отчасти сподобится быть причастником страстей Христовых: тот, кто будет гоним, ибо и Он гоним был; кто будет связан, ибо и Он связан был; кто будет биен, ибо и Он биен был; тот кто подвергнется поношению, ибо и Он подвергался поношению и оплеванию; тот, кто будет ввержен в темницу, ибо и Он в темницу был ввержен. А хочеш ли узнать, каков будет честь и воздаяние за эти скорби? Послушай Божественного Павла, великую трубу небесную, которая гласит: аще умрем Христа ради, то с Ним и оживем вечно: Аще претерпим Его ради скорби, с Ним и воцаримся: Аще же отвержемся Его, и Той отвержется нас, Аже не веруем, Он верен пребывает; отрещися бо Себе не может (2 Тим. 2, 11 и след.). Видите, какия и сколь великия обетования дарований и угрозы мучений и казней. Посему постараемся, братия, и понудимся, чтобы нам не погубить подвигов, со­вершенных нами прежде по благодати Христовой, т. е. изгнания, темницы, биения и прочих скорбей, которыя претерпели мы ради любви Христовой. Хотя не все мы ввержены были въ темницу и подвергались прочим горестным страданиям; но так как у нас общежитие, то перенесение скорбей одинаково относится ко всем вообще, как и Апостол гово­рит: аще страждет един уд, с ним страждут вси уди тела; аще ли почитается и славится един уд, с ним радуются вси уди (1 Кор. 12, 26). О дабы нам, братия, еще более иметь любовь и едино­мыслие, будучи как бы един дух, яко же и звани быхом во едином уповании звания нашего (Ефес. 4, 4) имея главою Господа нашего Иисуса Христа, дабы благоугодить Бога и получить небесное царство о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Слово митрополита Владимира (Икима), Омского и Таврического,
о сорока мучениках Севастийских

Те, которые за истину и исповедание Христа 
подвергаются каким-либо бедствиям и терпят поношение, 
удостаиваются за это и особенных почестей. (Свят. Иоанн Златоуст)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня Церковь Христова чтит память святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Они были воинами-христианами и жили в IV веке. Известно, что людей этих приговорили к лютой и жестокой смерти за отказ принести жертву языческим идолам. Зимой, в студеный мороз воинов раздели донага и вывели на лед озера. Безумные мучители желали сломить волю верных последователей Господа нашего Иисуса Христа. А на берегу в это время, как соблазн и искушение, топилась баня, где можно было бы тут же согреться. Но условием прекращения страданий являлось отречение от истинного Бога, отречение от Христа. Однако замерзающие до смерти люди, обожженные ледяным ветром, засыпаемые снегом, не поддались искушению. Лишь один из них не выдержал мучений, поколебался духом и выбежал на берег, дабы избежать смерти и спасти свою жизнь. Но тут же упал замертво.
В то же самое мгновение совершилось невиданное чудо — лед в озере растаял, а над головами святых страдальцев появились блистающие венцы. Необычное явление это было видимо для посторонних глаз и, конечно, не могло не поразить свидетелей его. Один из стражников, охранявших мучеников, вдохновленный чудом, уверовал в Господа и, присоединившись к страдающим воинам, вместе с ними разделил муки и принял жестокую кончину. Так Господь восполнил число угодников Своих, дав взамен отпавшего нового святого. На следующий день римские воины, видя, что мученики пребывают в молитве и радовании, перебили им голени и сожгли. После казни местные христиане благоговейно собрали святые останки и погребли их. Совершилось это близ армянского города Севастии в 320 году.
В день их памяти по Уставу церковному облегчается строгость Великого поста и даже, если день сей выпадет на понедельник, вторник или четверг, то непременно служится Литургия Преждеосвященных даров. Почему мы так торжественно вспоминаем этих благословенных мучеников? Потому что их пример являет для нас высшее выражение истинной веры и силы исповедания. Славой небесной возвеличены святые угодники Божии, в Севастийском озере мучившиеся. Господь наш Иисус Христос говорил: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32). Для святых мучеников Севастийских исповедание Господа составляло немалый труд, так как было сопряжено с многочисленными трудностями, гонениями и риском для самой жизни. Языческий мир негодовал, изливая на них всю свою ненависть лишь за то, что они, как и все христиане, утверждали, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради всех людей пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, принял смерть на кресте, погребен, но воскрес в третий день, возшел на небеса и пребывает ныне одесную Бога Отца. Вот за эту истину и приняли мученическую кончину сорок воинов. Высоту же чести мученичества явил Сам Сын Божий, распявшись на кресте, принеся искупительную жертву за род человеческий. Приняв на Себя человеческое естество, именно во время Своего мученического подвига воскликнул страдающий Господь: Ныне прославился Сын Человеческий (Ин. 13, 31).
Мы знаем, что Спаситель наш являлся величайшим Пророком, пророчествовавшим о пленении Иеру салима, предсказавшим Страшный Судный день. Проходя по городам и селениям, Господь благовествовал Евангелие и явил Себя миру также величайшим Проповедником. Иисус Христос показал всем пример истинного пустыннического подвига и постничества: Поведен был духом в пустыню… и ничего не ел в эти дни (Лк. 4, 1-2). Являлся Он и величайшим Преподобным, о Котором апостол Павел говорил: Святой, непричастный злу, непорочный (Евр. 7, 26). Наконец, все мы знаем, что Господь наш — несравненный Чудотворец, исцелявший больных, слепых, глухих, хромых и расслабленных, воскрешающий мертвых, изгоняющий бесов. Но даже как Чудотворец не просиял Христос Божественной славой и не возвеличился в глазах людей.
Святитель Димитрий Ростовский писал: «Смотри, как высоко было величие мученической чести, что даже Самому Христу через мученичество подобало войти в славу Свою». И Святитель Иоанн Златоуст, придавая особое значение понятию мученичества, говорит: «Большая честь и слава быть узником Христовым, нежели апостолом, нежели учителем, нежели благовестником». Вот почему мы сейчас говорим о том, что Божественная слава освящает всех святых, принявших ради Христа тяжкие муки и смерть, столь высоко значение их подвига пред очами Божиими.
Вы можете спросить: а как же нам теперь подражать мученикам Христовым, ведь, по милости Божией, ныне не времена гонений за веру? Как можно доказать свою любовь и преданность Богу сегодня? Святитель Иоанн Златоуст очень хорошо поведал об этом: «Знаю и я, что не время гонений, но время мученичества, не время таких подвигов, но время венцов; не преследуют люди — преследуют бесы; не гонит мучитель — гонит диавол. Ты не видишь пред собой углей, но видишь разжженный пламень похоти. Мученики попирали угли, а ты попирай огонь естества; они боролись со зверями, а ты обуздывай гнев, этого дикого зверя». Не правда ли, как верно сказано! Да, мы с вами, братья и сестры, не мученики физические, но должны сделаться ради Господа нашего Иисуса Христа мучениками в совести своей, непрестанно поднимаясь на борьбу против умыслов и искушений врага рода человеческого.
Наше мученичество — в суете и проблемах мира сего сохранять терпение, обретать смиренномудрие, служить Богу и ближним своим, любить Господа нашего и друг друга, несмотря на всеобщую ненависть, зло и насилие. Мученичество наше — в мужественном исполнении заповедей Божиих. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, потому что вокруг так много соблазнов, пороков, искушений, и очень трудно удержаться, чтобы не упасть в греховную трясину. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Не только те мученики, которые приняли смерть за Христа, но и те, которые умирают за соблюдение заповедей Христовых. Вы сами, если захотите, можете ежедневно проходить подвиг мученичества, можете, подобно мученикам, и теперь страдать за Христа — каждый день, каждую ночь и каждый час. Как же это может быть? Если и вы установите брань с мысленными врагами нашими — демонами и будете всегда противостоять греху и своей страстной воле».
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сорок мучеников, в Севастийском озере пострадавших, о которых мы сегодня вспоминали, ради Господа претерпели физические страдания, тем самым противоборствуя своим мучителям и гонителям. Наши мучители — человеческие страсти и грехи, которые так же стараются оторвать, отторгнуть нас от истинного Бога и заставить служить идолам — славе, почестям, деньгам, наслаждениям плоти, многому другому тленному и временному.
Спросим себя в связи с этим: разве всегда мы способны устоять против диавольского давления? Разве не падаем, не искушаемся, не грешим на каждом шагу? Ежедневно и ежечасно на нас устремляются пагубные помышления, желания, внушаемые падшей природой нашей и врагом рода людского. Вроде бы ничего особенного не происходит в нашей жизни, однако как часто мы, даже не задумываясь о том, совершаем действия, которые оскорбляют Вселюбящего Бога. И только по величайшей Своей любви Отец Небесный долготерпит нас, не наказывает, не извергает из неизреченной Своей милости.
Отцы Церкви учат, что в человеке естественные страсти бывают двоякие. От Бога человек одарен разумной душой и многочисленными способностями, но от природы имеет в естестве своем две греховные стороны — похоть и ярость. Похотное искушение начинается в юности, когда формируется организм, и продолжается до самой старости. Яростное же искушение возникает с рождения человека и держится в нем практически всю жизнь, до самой кончины. Если похоть господствует и властвует над телом, то ярость обитает в душе. Вот почему, когда мы говорим о мученической борьбе со страстями, понимаем, что не достаточно победить в себе плотские вожделения, ведь есть еще и страсти душевные, подчиняющие себе наше сердце, — гнев, ярость, ненависть, зло, жестокость, осуждение, злопамятство, зависть, гордыня и другие недобрые чувства. Вот они-то имеют способность проявляться в творимых нами беззакониях, столь противных Богу и святым Ангелам-хранителям нашим. Апостол Павел призывал духовных чад: Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть (Кол. 3, 5). Сказано это было не только о плотских, но и о душевных страстях, которые теснейшим образом связаны с телесными.
Если, братья и сестры, мы станем больше размышлять о нашем земном бытии, осознавая наконец-то временность и краткость отпущенного нам для покаяния срока и не слушаясь лукавых диавольских советов, прекратим слепо подчиняться нашей плоти и удовлетворять многочисленные ее похоти, то и мы сподобимся обрести венцы бескровного мученичества ради Христа. О величине же награды все мы хорошо осведомлены — мученики Христовы Божественной славой вечно сияют в очах Божиих, предстательство их пред Господом несравненно. Такое состояние невозможно сравнить ни с какой самой высокой человеческой славой, ни с какими земными почестями!
Обрести подвиг мученичества при относительном внешнем спокойствии жизни совсем нелегко. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Думаешь, не великое ли гонение — быть в безопасности? Это есть тягчайшее из всех гонений, (для души) это хуже самого гонения».
Спокойствие расслабляет нас, делает невнимательными к своей душе, ленивыми к молитве, равнодушными к вере. Когда все хорошо, человек меньше обращается к Богу. Ревностность наша усиливается, если происходит что-то непредвиденное. Ведь, согласитесь, большинство из людей в храм приводит не столько радость, сколько беда, какое-то событие, всколыхнувшее размеренную и спокойную жизнь. Когда человек начинает ощущать свое недостоинство и немощь, он прибегает за помощью к Богу, начинает больше молиться, духовно трудиться, искать поддержки в церкви, спрашивать совета духовных наставников. Но такой настрой души должен быть у верных последователей Господа всегда, вне зависимости от жизненных обстоятельств!
Вспоминая мученический подвиг сорока верных воинов-христиан, станем воздавать им славу и просить Бога, чтобы сподобил нас обрести в борьбе с грехами хоть маленькую толику того мужества, которое являли свету святые угодники Божии. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Поруганию, тягчайшим мукам и смерти предавал мир святых мучеников, ибо они были неугодны ему. Неугодны же потому, что были добры, кротки и богоугодны, удалялись от всякой мирской нечистоты и обличали заблуждения и падения нечестивых… Но чего достиг мир, ненавидя и убивая святых? Он погибает сам, а они живут вовеки, и награда им — от Господа».
Подвизаясь на поприще Великого поста, будем неустанно подражать святым мученикам в любви к Спасителю, в вере, в преданности, в исповедании учения Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Обращение архиепископа Тихона (Доровских), Южно-Сахалинского и Курильского, в день памяти 40 мучеников Севастийских

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы отмечаем День памяти 40 Cевастийских мучеников, которые приняли страдание и мученическую смерть за Христа. Что побудило их принять эти страдания и смерть?
Мы знаем, что Господь и Спаитель наш Иисус Христос был умучен, добровольно приняв страдания от человеческой злобы, от человеческого предательства, от человеческой ненависти.
Евангелие повествует нам о том, какие чувства фарисеи и книжники испытывали ко Христу, если они собирались убить даже и воскрешенного Им Лазаря: «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12, 10-11), — то есть вожди прекрасно понимали что они делали, что они творили, Кого они распинали на кресте.
Но распинала Спасителя не человеческая злоба. Как я уже сказал, Он добровольно принял страдания, потому что Господь был пронзен стрелою любви к человечеству, эта любовь к человеческому роду явилась стержнем страдания Спасителя.
Движущей же силой 40 мучеников Севастийских во озере умученных, побудившей их принять страдания и смерть, была любовь ко Христу — именно любовь ко Христу, желание страдать за Христа, желание следовать за Христом.
Вы помните, как их загнали в озеро, на берегу натопили баню и сказали: «Кто хочет отречься от Христа, пожалуйста выходи, грейся, парься — выбирай между жизнью и смертью», — точнее между жизнью вечною, между бессмертием, между вечным общением со Христом или с дьяволом.
Нам так кажется, что мученики были в те далекие времена да еще в новейшее время истории Российской, когда мученической кровью полита наша земля, что сейчас мученичества нет — тогда как исповедничество и мученические страдания могут застать нас в любую минуту, мы должны быть к этому готовы. В противном случае, нас застанет эта минута врасплох и, скорее всего, мы отречемся от Господа, как мы это делаем ежеминутно, ежесекундно, утопая зачастую в тех искушениях современного мира, которые нам предлагает дьявол.
Например, искушение телевизором. Постом люди зачастую скоромную пищу не едят, но людей осуждают — от чего-то оберегаются, а телевизор дома все-таки не выключается. Можно подумать, что оттуда льются реки «благодати Божией» — конечно же, нет. Понятно, если человек включит своим детям какие-то культурные, исторические или религиозные программы, от этого будет только польза, но все остальное нам приносит вред.
Когда мы соглашаемся с тем беззаконием, которое творится вокруг, или молча проходим мимо или просто уходим в сторону от ответа — мы тоже предаем Христа, мы тоже участвуем в Его распятии, в пронзании Его копьем.
Дай Бог, чтобы мы понимали, что вся наша жизнь есть подготовка к переходу в вечность. И, далеко не факт, что нам Господь даст эту последнюю минуту — минуту, как у разбойника покаявшегося на кресте, или эти минуты, как у Севастийских мучеников.
В эти последние мучительные минуты Господь дал им силу вытерпеть страдания. Они вошли в озеро и Господь подкреплял их явно — только один человек решил сохранить свою жизнь — эти мгновения жизни — вышел из озера, подошел к бане и на ее пороге скончался.
В это время стражник, который их охранял, увидел как сходило сорок венцов на мучеников и один венец стал подниматься ввысь, возвращаясь обратно. И он подумал, что это его венец, и побежал в озеро. После этого Господь укрепил мучеников и они стояли в холодной воде до утра и им там было, говоря нашим языком, комфортно.
Господь нас всегда укрепляет. Господь каждому дает крест именно по силам, дает то страдание, которое мы, забывая, что сверх сил нам Господь ничего не дает, иногда не терпим, начиная роптать.
Севастийские мученики претерпели страдания, и их тут же Господь укрепил — из озера они вышли здоровыми. Их предали страшной казни — раздробили кости. Но несмотря на тяжелые муки, они остались верными Христу.
От нас же требуется совсем малое — быть верными Христу в исполнении Его Заповедей. Ведь тщательное исполнение Христовых Заповедей дает каждому из нас возможность следовать за Христом, возможность получить ту «подъемную плату», о которой мы сегодня слышали в Евангельском повествовании (Мф. 20, 1-16). Как вы помните: и кто пришел рано и кто пришел поздно трудиться в винограднике Христовом — все получили одинаковую плату.
Но это далеко не означает, что мы всю свою жизнь можем думать и рассуждать следующим образом: «Сейчас я здесь на этой земле просто поживу пока, а к старости я приду, покаюсь и получу тот же венец воздаяния, как и те люди которые смолоду пришли ко Господу». А даст ли нам возможность Господь дожить до старости? А хватит ли у нас решимости не отречься от Христа в следующую же минуту или секунду нашей жизни?
Дай Бог, чтобы вся наша жизнь была стремлением ко Христу, подготовкой к переходу в вечность. Мы не можем знать, каким образом и когда это произойдет, но мы можем быть уверены в том, что Господь устроит это именно так, как это будет удобнее для нашего спасения, для спасения нашей души. Об этом мы и должны Его постоянно просить и постоянно к этому стремиться. Аминь.
Да хранит всех нас Господь!
2014г.

Слово митрополита Илариона (Алфеева), Волоколамского, накануне дня памяти святых сорока мучеников Севастийских

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В прошлом году весь христианский мир праздновал 1700-летие Миланского эдикта святого равноапостольного императора Константина, и много говорилось о том, что после того, как этот эдикт был издан, для Церкви христианской во всей Римской империи настала новая эпоха: прекратились гонения, у христиан появилась возможность строить храмы, созывать Вселенские Соборы, вести активную миссионерскую, благотворительную деятельность. Все это действительно так, но только христианство не сразу заняло позиции, которые подобало ему занять, − еще долго сохранялось влияние язычества, еще долго в тех или иных местах империи продолжались гонения на христиан.
Торжество в честь святых мучеников Севастийских напоминает нам о событии, которое произошло в 320 году, − уже после того, как Миланский эдикт был опубликован и введен в действие, после того, как начали открываться христианские храмы. Подвиг этих мучеников напоминает нам о том, что гонения на Церковь, по сути дела, никогда не прекращались − иногда они ослабевали или же останавливались в некоторых местах, но никогда не прекращались повсеместно, и всегда Церковь в той или иной степени была гонимой.
Святые мученики Севастийские пострадали при императоре Ликинии. Согласно их житию, это были римские воины; их было сорок человек, и имена их известны. За отказ принести жертву языческим богам эти люди обнаженными были помещены в ледяное озеро. Один из них не выдержал и выскочил на берег для того, чтобы согреться, но тогда один из воинов, которые стерегли их, снял с себя одежду и примкнул к стоявшим в озере. Тем самым число сорока мучеников восполнилось так же, как восполнилось число двенадцати апостолов после того, как Иуда предал Спасителя и апостольская община на его место избрала другого человека.
Святые сорок мучеников всегда почитались в Церкви, и церковный устав предписывает в день их памяти, даже если он приходится на будние дни Великого поста, когда не совершается Литургия, служить Литургию Преждеосвященных Даров для того, чтобы почитать их память.
Подвиг мучеников напоминает нам о том, что для христианина ничего не страшно: никакие гонения не могут воспрепятствовать человеку поклоняться Истинному Богу и заставить поклониться богам ложным. А ложные боги существовали не только в древности − и сегодня есть множество «божеств», которые становятся кумирами людей и отвращают людей от Бога. И если у человека Бог − не на первом месте, если главным для него являются ложные кумиры, призраки и фантомы человеческого счастья, то он не может называться христианином и, может быть, сам того не замечая, этот человек выбывает из армии исповедников и мучеников, а на его место Господь призывает другого человека.
В дни Великого поста мы не раз задумывались и еще будем задумываться о том, как произошло, что один из ближайших двенадцати учеников Спасителя оказался предателем. И сегодня мы размышляем о том, как получилось, что из сорока мучеников тридцать девять оказались верными Спасителю и не побоялись холода и смерти, а один не выдержал и примкнул к числу отступников.
И в то же время мы вспоминаем, что на место отпавших Господь призывает в Свою Церковь новых людей. В этом нет простой арифметики: если отпал один, то Господь призывает одного, а если отпало двадцать, столько же людей и призывается. Только в политическом мире происходит так, что если какое-либо государство вводит санкции против двадцати граждан другого государства, то получает ответные санкции в отношении двадцати своих людей. В мире Церкви, в мире Божественного правосудия и любви Божией все происходит иначе: отпадают единицы, а Господь призывает тысячи.
Мы знаем это не только из житий древних мучеников, но и из недавней истории новомучеников и исповедников Российских. Мы знаем, что и там были люди, которые не выдерживали гонений, не выдерживали пыток, давления со стороны гонителей, но на место этих отпадших, которые исчислялись единицами, Господь приводил десятки и сотни новых мучеников. И сегодня мы прославляем их − тех, которых мы не знаем ни по количеству, ни по именам, в отличие от сорока мучеников Севастийских, потому что было их не сорок и не четыреста, не четыре тысячи и не сорок тысяч − исчислялись они сотнями тысяч и, может быть, миллионами. Один Бог знает, сколько их было, и ведает их имена − каждое из них написано у Него в Книге жизни.
Мы с вами живем во времена благополучные, когда нет гонений на Церковь. Но и в наши времена человечеству предлагаются ложные боги. Эти «боги» − материальное благосостояние, удовлетворение всех потребностей человека, жизнь не по заповедям Божиим, а по стихиям мира сего. Тот, кто выбирает такую жизнь, тем самым отпадает от Господа. Человек же, который на первое место в своей жизни ставит Божественную правду, причисляется к апостолам, мученикам, исповедникам − тем людям, которые на протяжении веков угождали Богу, хранили Его заповеди, составляли и будут составлять единое тело Христово − Церковь, Главой которой является Сам Господь наш Иисус Христос.
В эти великопостные дни будем размышлять о нашем христианском призвании и о том, что Господь каждого из нас призывает нести Его легкое бремя, исполнять Его заповеди, своей жизнью являть пример для окружающих нас людей. Аминь.
21 марта 2014 года

Комментирование запрещено