Благовещение

Толкование архиепископа Никанора (Каменского), Казанского и Свияжского (+1908г.), на апостольское чтение в день Благовещения Пресвятой Богородицы

(Евреем 2, 11-18).
Глава 2, ст. 11. Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Едино­го; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12. возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. (ср. Пс. 21, 23)
13. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, ко­торых дал Мне Бог. (ср. Ис. 8, 17-18)

Единство природы Христа Спаси­теля со смертной природой людей и вытекающее отсюда братство, в осо­бенности же то отеческое попечение, которое возложил на Него Бог Отец, должны были сделать Его не только страдальцем в этой (земной) жизни, но и свести во гроб, чтобы там Он со­крушил виновника смерти (диавола) и всех ужасав ее, из-за которых раболепствует греху человек, долженст­вующий по подобию Божию жить в правде, святости и бессмертии, что и даруется ему через освящение его Христом и спасение, устрояемое Им. Все эти мысли апостол высказывает словами богодухновенного псалмопев­ца и пророка, чем делает их наиболее восприемлемыми для евреев, читав­ших Священное Писание (см. Ин. 5, 39). По объяснению святого Иоанна Зла­тоуста, «апостол опять соединяет их (читателей) со Христом, воздавая им честь, утешая и называя их братья­ми Христовыми, потому что все — от Единого (Евр. 2, 11; ср. 1 Кор. 8, 6), но вместе с тем определяет слова свои и показывает, что он говорит о Хрис­те по плоти, выражаясь так: святяй и освящаемии. Он освящает, а мы освя­щаемся. И выше Он назван Начальни­ком спасения. Видишь, как апостол опять показывает Его превосходство? Ибо выражением не стыдится он показывает, что все это зависит не от сущности предмета, но от милосердия и великого смиренномудрия Того, Кто не стыдится. Хотя все от Едино­го, но Он освящает, а мы освящаемся. Великое различие! Он — от Отца, как Сын истинный, т.е. из сущности Его, а мы — как твари, т.е. из ничего: следо­вательно, между Им и нами великое различие. Поэтому апостол говорит: не стыдится братию нарицати… Приняв плоть, Он принял и братство; вместе с плотыо произошло и братство. И следующие слова: се Аз и дети —сказаны не напрасно. В них Он на­зывает Себя Отцом. Здесь опять вы­ражается превосходства Его». «Останавливаясь на свидетельстве о детях, апостол слагает слово о спаси­тельности страданий». «Так Господь в Священном Евангелии сказал боже­ственным апостолам: Дети! недолго уже быть Мне с вами (Ин. 13, 33; ср. Лк. 24, 41). Ради спасения человеков не стыдится употреблять и унизительные для собственного Его достоинст­ва слова: Аз буду… Этим показывает, чтобы и мы надеялись на Бога».

14. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смер­тью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диа­вола,
15. н избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержны раб­ству.

Постепенно раскрывая необходи­мость страданий Иисуса Христа для нашего спасения, апостол прежде всего показывает необходимость тех страданий, которые обусловливались явлением Его во плоти, бывшим поло­жительно необходимым, в видах по­беды над диаволом в той же немощ­ной плоти и той же горячей крови, живя под воздействием которых, лю­ди согрешали постоянна и через это подвергались рабству грехам и смертной ответственности за них перед Богом, предавшим нераскаянных грешников в руки мучителя-диавола (см. Ин. 8, 44; 1 Кор. 5, 5).
Святой Иоанн Златоуст говорит: «Апостол не сказал только: и Той при­общися техже — и не остановился на этом, но выразил еще больше, присо­вокупил: приискренне. Не привидени­ем, говорит, и не призраком Он явил­ся, но истинно; иначе не должно быть выражения: приискренне. Показав братство Его с нами, апостол далее приводит и причину такого домо­строительства: до смертию, говорит, упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола. Здесь он выражает то удивительное, что чем диавол побеж­дал, тем и сам побежден, и каким ору­дием он был силен против вселенной, тем и его самого поразил Христос, также означает и великую силу Побе­дившего. Видишь, какое благо про­извела смерть Его? И избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Для чего же вы страшитесь упраздненной смерти? Притом он внушает, что не только смерть упразднена, но через нее поражен и тот, кто постоянно восста­ет и ведет против нас непримиримую войну, т.е. диавол; ибо кто не боится смерти, тот находится вне власти диа­вола. Все маловажна для того, кто не дорожит даже собственной душой, по­добно блаженному Павлу (см. Деян. 20, 24). Поэтому не скорбите и не говори­те: для чего мы терпим то-то и то-то? Ибо таким образом приобретается славнейшая победа, и она не была бы славной, если бы Христос не разрушил смертью смерть. Будем стоять муже­ственно, посмеиваясь над смертью».
Держава смерти есть грех как укрепляющий и поддерживающий силу смерти. А так как в диаволе грех и он есть причина греха, то и сказано, что он обладает державою смерти. А смерть Спасителя сокрушила вла­дычества диавола, т.е. тем же, чем диавол сокрушал людей.
По объяснению святого Исидора Пелусиота, «Христос, определив бес­смертие души и указав на суд, всех освободил от такой мысли (что душа есть искра, по угашении которой тело будет пепел — Прем. 2, 29), справедли­вее же сказать, от этой работы, потому что, содержа в уме Божий суд и как к цели устремляя к нему око, люди не осмелятся делать ничего худого. Ибо помышляющие о нелицеприятном суде после здешней кончины охотно идут путем, ведущим к добродете­ли, окрыляемые надеждой получить венцы, и избегают греха из страха будущих наказаний».

16. Ибо не Ангелов воспри­емлет Он, но восприемлет се­мя Авраамово.
17. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивле­ния за грехи народа.
18. Ибо, как Сам Он претер­пел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Все более и более раскрывая вели­кое служение Христа роду человече­скому, апостол указывает теперь на Него как на Первосвященника, принесшего Себя в жертву за грехи лю­дей. Совершенно уподобившись людям во всем существе их, приняв на Себя вместе с плотью от семени Авраамова все тяготы людские, Он все претерпел, все испытал, чтобы быть близким сердцу каждого страдальца, ищущего небесной помощи, и чтобы знать по опыту человеческой природы и силу многоразличных искушений, и не­мощь естества, и необходимость ми­лости и снисхождения не только по Божественной любви и всепрощению, но и по братскому участию, и как Пред­стоятель (Первосвященник) перед Богом Отцом, от лица людей ходатай­ствующий за них.
По объяснению святого Иоанна Златоуста, «Павел (раньше) много го­ворил о величии и высшей славе Хри­ста, поэтому он теперь ведет речь о домостроительстве Ею. И посмотри, с какой мудростью и силою доказыва­ет, с каким великим тщанием Он вос­хотел уподобиться нам! Это знак ве­ликого Его попечения о нас. Сказав выше: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, апостол и здесь говорит: по всему подобитися братии, то есть как бы так говорит: Тот, Кто так велик, Кто есть сияние славы Божией и образ су­щества Его, Кто сотворил веки и си­дит одесную Отца, Тот восхитил и потщился сделаться нашим братом во всем, а для того оставил Ангелов и горние Силы, низшел к нам и принял нашу плоть. И смотри, сколько Он доставил нам благ! И не только удос­тоил нас братства, но и других бес­численных благодеяний; ибо Он вос­хотел быть нашим Первосвященником перед Отцом Небесным. Он принял плоть нашу единственно по человеко­любию, чтобы помиловать нас. Что зна­чит: верен? Истинный Сильный, ибо один только Сын есть верный Перво­священник, Который может избавить от грехов тех, для которых Он есть Первосвященник. Поэтому дабы при­нести жертву, которая могла бы очи­стить нас, Он сделался человеком. Не было никого, кто бы принес за нас жертву. Он видел нас в таком поло­жении и умилосердился, сделавшись Сам Первосвященником. В нем же бо пострада… Христос, придя, самим де­лом испытал то, что мы терпим; теперь Он не непознает страданий наших; ибо знает не только как Бог, но и как человек. Он пострадал, потому и нам может сострадать. Бог бесстрастен, но здесь апостол говорит о воплощении, как бы так сказал: сама плоть Христова претерпела много страданий, поэтому Он с великой готовностью подает руку помощи».
Достойно замечания, что в упоми­нании Авраама, как бы особенного избранника Божественного, все тол­ковники видят угождение евреям. «Этим он и воздает честь патриарху, —говорит святой Иоанн Златоуст, — и по­казывает, что значит семя Авраамово, ибо напоминает им об обетовании, данном Аврааму: всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему (Быт. 13, 15), — намекая несколь­ко и на близость (их к Нему) в том, что все они произошли от одного». Так тонко и в то же время веско бого­духновенный апостол ведет дело хри­стианского увещания евреем, пользу­ясь всем тем дорогим для них, чем они жили духовно. Нежно, отечески он обходит пламенные мечты евреев, но премудро возводит эти священные чая­ния к их высшему, небесному осуще­ствлению, о котором возрадовался бы и сам Авраам, и действительно возра­довался, но только уже в небесных обителях, как открыл это Сам Иисус Христос (см. Ин. 8, 56).

Слово митрополита Симона (Новикова), Рязанского и Касимовского (+2006г.), на Благовещение Пресвятой Богородицы

Возлюбленные во Христе братие и сестры!
Сегодня Святая Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение — значит благая весть, возвещение о радости, которую принес Ей с неба Архангел Гавриил, говоря:
«Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою: Благосло­вена Ты в женах… обрела бо еси благодать у Бога: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя… и се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус» (Лк. 1, 28, 30-31, 35).
И Святая Церковь светло празднует, вспоминая это величайшее событие, призывая к веселию и небо и зем­лю, и ангелов и человека, словом, всю тварь видимую и невидимую:
«Благовествуй, земле, — говорит она, — радость велию, хвалите, небеса, Божию Славу».
И земле поистине есть о чем ныне благовествовать, ибо до этого благословенного дня, когда небесный бла­говеститель приветствовал Святую Деву словом «радуй­ся», человечество не знало радости, оно знало только, что «Мир во зле лежит», и как избавиться от этого зла, греха и порока человечество не знало, и тогда, когда уже пос­ледняя капля елея догорала на земле, люди услышали радостную, благую весть о рождении Спасителя мира. И на земле взошла утренняя заря, возвещающая о прибли­жении «Тихаго Света Святыя Славы». Поэтому Церковь Святая свидетельствует, что Благовещение — это начало нашего спасения. «Днесь спасения нашего главизна», — поет она сегодня, выражая свою духовную радость, свое торжество. «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу». Поистине сегодня и на небесах радость, ибо если в слове Божием сказана, что о едином грешнике кающемся радуются ангелы, то тем более лико­вание небес в тот день, когда возвещается возможность спасения всем людям.
Возлюбленные во Христе братие и сестры!
В жизни своей мы испытываем как многоразличные скорби, так и многоразличные радости. И хотя никто из нас не станет возражать, что он за свою жизнь испытал больше скорбей, больше огорчений, чем радостей, однако все мы ищем радости, все любим и желаем ее, все стре­мимся к ней. В самом деле, когда на душе нет радости, когда душа скорбит, то в такие дни если и славен кто, готов отказаться от своей славы, лишь бы вернуть спо­койствие душе, возвратить радость. В чести ли кто, но если сердце томится, то презирает все почести, которые воздают ему другие, и желает одного — вернуть прежнюю радость. И такое желание свойственно человеку, ибо для радости человек и создан. И опыты жизни святых людей показывают нам, что чем чище по жизни человек, чем менее он зависим от греховных привычек, тем полнее бы­вает его духовная жизнь, тем благороднее становится его душа.
Возлюбленные во Христе братие и сестры!
Время святого поста перед великим днем, о котором пророчествовал святой Исаия, говоря, что «Дева во чреве приимет» (Ис. 7, 14), самое удобное для нас, чтобы поч­тить Богоматерь своей добродетельной жизнью.
Пост есть воздержание. Если кто не воздерживался от пищи, от которой Святая Церковь завещала воздержа­ние, давай обет на каждый день, вставая от сна, что ради Царицы Небесной я должен воздержаться.
И угодна Ей будет жертва твоя. Если кто не воз­держан на слова, скажи в себе: «Господи, помоги мне ради Царицы Небесной провести достойно сей день». И приятна будет Ей твоя малая лепта. Если кто нанес тебе обиду, — прости ему ради Матери Бога, и ты почтишь Ее сыновней любовью.
Тогда узрят и наши грешные души теплоту божест­венной любви. Тогда ощутим и мы свет от исполнения заповедей Господних, тогда и мы почтим Матерь Бога Вышнего крупицей добрых дел.
Аминь.

Слово святителя Феофана (Говорова), затворника Вышенского (+1894г.), на Благовещение Пресвятой Богородицы

«Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу». (Припев праздника)
Ныне празднуем мы, братие, Благовещение, что значит благую весть, возвещение о радости, празднуем светло по гласу Церкви, которая всех созывает к веселию – и небо, и землю, и Ангелов, и человеков, всю тварь видимую и невидимую. Благовествуй, воспевает она, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу, – да веселятся небеса и радуется вся тварь… да радуется вся тварь, и гласы да воспоет (стихиры на литии и на стиховне). Среди такой всеобщей радости о чем приличнее нам и рассуждать, как не о радости же?
Все мы любим радость, все ищем радостей. Тягостны для нас узы скорби; печаль стесняет грудь, омрачает голову, поражает душу, расстраивает тело. Богат ли кто, готов бывает отдать все богатство, только бы ему возвратили веселие; славен ли кто, тяготится самою лестною славою, если у него недостает радости; в чести ли кто, презирает все почести, когда сердце его томится в безотрадном крушении. При всем, однако ж, том, братие, что так естественно и так всеобще желание радости, радоваться можно и на добро себе, и на зло, в похвалу и в осуждение, радоваться и угодить Богу, радоваться и оскорбить Его, судя по предметам и обстоятельствам нашей радости. Потому-то надобно уметь отличать радость от радости, чтоб радоваться не в осуждение, а во спасение. Будем же учиться сему у Святой матери нашей Церкви, ныне изливающейся в радостных восхищениях о нас и ради нас. Здесь прежде всего очень вразумительное дает нам наставление обстоятельство времени. Что значит, – что Благовещение, светло празднуемое, всегда почти совершается в пределах святого поста – времени плача и сетования? Не ясно ли сим уставом Святой Церкви внушает нам Бог, что мы не должны знать никаких радостей, кроме тех, которые открывает нам Благовещение? – Действительно так. Мы не можем радоваться без особенного Божия позволения, без непосредственного от лица Его разрешения на радость. Ибо где мы? – На земле – месте скорбей и бед. Рай сладости заключен грехопадением, и падшим сказано – мужу: в печалех снеси — жене: в болезнех родити (Быт. 3:16-17). Не дано отрады роду нашему: она под запрещением. Как праотец наш, седя прямо рая, рыдающи бил себя в перси от скорби, так и нам, сынам его, жизнь свою проводить должно в слезах и болезновании. Бог наказал нас, чтоб мы сокрушились и жили со скорбным сознанием вины своей: чувствуя же на себе гнев Божий, прилично ли предаваться радости и увеселениям? Если раб, находясь под наказанием, веселится, не показывает ли это, что он не боится своего господина, презирает его угрозы, ни во что ставит его наказание? Не то же ли обнаружим и мы, осужденные, в отношении к Богу, самовольно устрояя себе увеселения? И сами мы укоряем того, кто в дни скорби облекается в светлые одежды, не паче ли Бог?
В забвении о казни, предаваясь радостям, мы не только лишаем себя всякого милосердия и сострадания, но еще большую привлекаем казнь за самоволие и невнимание к Божественным распоряжениям. Но коль скоро Сам Бог откроет и дарует нам какую радость, то такая радость, несмотря на место изгнания, благословенна, и должно сказать – одна и благословенна, потому что как Бог наложил на нас печаль и скорбь, так Он же Один и отменить ее может, или, по крайней мере, растворить отрадою и утешением. Благословение Божие все разрешает. В сем случае не то уже предосудительно, если кто радуется, но то, если не радуется, тем более, если не умеет радоваться, или даже не знает о радости. Такая радость даже поставляется в заслугу, потому что означает соуслаждение Божественному порядку, готовность к деятельному в нем участию. Потому-то человек, Бога боящийся, никак не позволит себе самому прелагать печаль на радость, самовольно слагать с себя наложенную на всех одежду сетования. Он, действительно, более сетует, а если радуется, то только тою радостию, которою радоваться разрешил Сам Бог.
Такая разрешенная Богом радость и есть уже на самом деле. Ее принес к нам ныне Архангел Гавриил – к нам, изгнанникам, с неба от лица Божия. Он предстал Преблагословенной Деве Марии и сказал: Радуйся, Благодатная! (Лк. 1:28). И вот сидящим в стране и сени смертной воссиявает в первый раз луч радости (ср. Мф. 4:16), в мрачной юдоли плача впервые слышится: радуйся! Приклоним же внимание! – Радуйся, Благодатная! Господь с тобою. Вдовствовавшая земля снова обручается Небу. Мы отдалились от Бога, но Бог не оставил нас. Сам приходит, ища нас, заблудших, подъем лет на рамена Свои и приносит к Себе. Не скоро приходит, чтоб искусить терпение и возбудить жажду помощи, а между тем приготовить, очистить и указать избранное себе селение: Радуйся, Благодатная!… Благословенна ты в женах! Жена предстоит от лица рода нашего как начаток благословения, потерянного женою. Пречистая Дева обретает благодать, которой лишила нас праматерь. Обрела еси благодать у Бога. И се зачнеши… и родиши Сына и наречеши имя ему Иисус (Лк. 1:30-31). От ног до главы не было в нас целости, и несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания (Ис. 1:6): приходит Иисус, Целитель всех наших недугов, и душевных, и телесных, “приходит не Ходатай, не Ангел, но Сам Господь воплощьшся” (ирмос 4-й песни канона ко Св. Причащению). Сей будет велий и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки и царствию Его не будет конца (Лк. 1:32-33). Бог – Царь наш – уступил нам в свободе некоторую часть своей безграничной власти над нами самими, чтоб, свободно принося Ему себя в жертву, мы служили Ему совершеннейшим образом; но мы возмутились и преимущество свободы обратили в повод к своеволию; бежали из Царства Божия, и куда же? – В плен и рабство прежде всего князю века сего, чрез него – греху, а чрез грех смерти и аду. Приходит наконец Господь Всемогущий связать сильного (Мф. 12:29, свергнуть с престола (Лк. 10:18), изгнать вон (Ин. 12:31)и заключить в бездну (Откр. 20:3), а нам возвратить опять свободу в истинном служении Богу, восстановить владычество Божие, воздвигнуть в нас и чрез нас благодатное Свое Царство.
И вот нам, братие, радость, Богом благословенная! Радуйтесь, ибо устроилось Царствие Божие. Сам Господь пришел в мир, совершил дело искупления нашего, основал Церковь Святую, и ею спасает приходящих чрез Него к Богу. Потому сею одною радостию и должно нам радоваться – так радоваться, чтоб других радостей как бы не было для нас, чтоб мы и не замечали их, не прилагали к ним даже имени радости. Изгнанник, когда по благоволению Царя возвещают ему о возвращении в отечество, одну только сию радость и имеет на сердце; заключенный в темницу, получивши свободу, только и радуется одной свободе; больной, оздоровевши, весь, так сказать, поглощается отрадными чувствами здоровья. Так и нам поступать должно: тому только радоваться, что Бог, Царь наш… содела спасение посреде земли (Пс. 73:12), восчувствовать сию радость и потом исповедать ее вслух всех высоким проповеданием. Пусть спросит кто: какая у нас первая радость? – Скажем ему: та, что Единородный Сын Божий пришел на землю. Какая вторая? – Та, что он избавил нас от всех язв, и душевных, и телесных. – Какая третья? – Та, что он поразил врагов наших – диавола, смерть, ад. – Какая четвертая? – Та, что он основал на земле Царство Свое – единую Святую Церковь, которою приводя к себе людей, преисполняет их всякого рода благословениями в небесных о Христе (Еф. 1:3).
Перечисляя так, братие, все блага, принесенные на землю Сыном Божиим, мы не дождем, пока наконец можно будет упомянуть о других радостях, именуемых на земле, даже тех, которые почитаются невинными: может быть, тысячное останется для них место, и то с великими ограничениями. Так, братие, – Святая Церковь, учрежденная Господом нашим Иисусом Христом, есть град на горе, который один укрыться не может (ср. Мф. 5,14): все другое пред ним ничтожно. Припомните, что вся история рода человеческого ограждается двумя чудными пределами: сначала раем земным, маловременным, а по кончине веков – раем небесным и адом, бесконечным; между ними заключается беспрерывная цепь изменений, которым одна надпись: и плач, и жалость, и горе (Иез. 2:10, 4). Отрадное, светлое, чудное в сих пределах мрака одно – дела спасения, совершенные Господом нашим Иисусом Христом: Царство Его Святое, Святая Церковь, как видел еще пророк Исайя из отдаленного прошедшего в сокровенном будущем: и будет, говорит, в последния дни, явлена гора Божия и дом Божий версе гор (Ис. 2:2), дом преисполненный света и блаженства. Прилипни же, христианин, всем твоим вниманием к сей горе и к сему чудному дому, и пребывай так неисходно, вместе с мыслию и сердцем.
Даниил, находясь в плену у вавилонян, положил законом чаще обращаться в ту страну, где Иерусалим, и воздавать поклонение храму его – единому истинному. Подражай и ты сему святому делу. Встаешь – вспомни, что есть Церковь Божия на земле, поклонись внутренно и возрадуйся о милости Божией, явленной нам в ней. Отходишь ко сну – вспомни, что есть Церковь Божия, ради которой ты безопасно ложишься, засыпаешь и встаешь. И среди обыкновенных дел чаще воспоминай о чудных делах Божественного домостроительства в Его Святой Церкви, от которой исходит благословение на всякое дело благое. Если в каком городе воздвигнут памятник, то сначала о нем одном только и разговаривают и помышляют – дома и вне, за делом и на свободе: общее внимание всех обращено к нему. Но что для памятника делают вначале, то нам должно делать непрерывно в отношении к Святой Церкви: иметь во всегдашнем внимании в уме и сердце, что есть на земле сей дом спасения, радоваться тому преимущественно, и благодарить Бога, воздвигшего сей чудный памятник в роде нашем.
Но, братие, сия радость наша не будет полною и даже искреннею, если мы не усвоим ее себе, если не сделаем из общей радости вместе и частною радостию о себе. Не того мы почитаем счастливым, кто воображает только царский пир, но того, кто удостоивается быть на нем и наслаждаться им; не ублажаем и того больного, который смотрит только, как один, другой, третий получают исцеление, а сам остается больным, ни того, кто видит, как многие около его милостиво принимаются в царскую благосклонность, а сам остается в презрении и невнимании. Что утешительного смотреть только и дивиться чудному делу Божию в роде нашем, не участвуя в плодах его. Святая Церковь не затем воздвигнута на земле, чтоб быть предметом праздного любопытства, а затем, чтобы мы входили в нее, делались причастниками благ ее и благословляли Бога. И святой Пророк, видевший возвышение горы и дома Божия верху ее, видел вместе и то, как все народы единодушно взывали: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь, и пойдем по нему (Ис. 2:3). Припомните притчу о званых на браки! То, что они знали о браке, и даже были званы, нисколько не помогло: требовалось участие, а они отказались, потому и презрены, как неключимые. Великое благо, что Церковь Божия, как скиния, осеняет нас, что она есть в роде нашем и ублажает вступающих в нее: не забудем же притом, что сие благо может пребывать в нем только чрез нас, только тогда, как каждый в частности будет иметь живое участие в сем благе. Отказываясь от участия в нем, мы тем самым как бы умаляем его во всем роде и, следовательно, из простого равнодушия доходим до подрыва всеобщего блага, что свойственно только одной злобе.
Видите теперь, что еще требуется для полноты нашей радости? – Требуется живое общение каждого из нас с телом Церкви Христовой, чтоб все содержащиеся в ней блага перенесть в себя. И Архангел не ограничился одним возвещением о рождаемом Царе и Царстве, но не прекратил благовествовательного собеседования, пока не изрек: Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя, и не услышал: се раба Господня (Лк. 1:35, 38). Здесь изображено, как Слово плоть бысть (Ин. 1,14), и вместе сокрыто для нас наставление – чем восполнить недостающее к совершенству нашей радости. То есть, как Сын Божий входит в общение с нашим естеством, которое он после назвал храмом, так и нам должно вступить в Церковь, которая есть тело Его. Когда Преблагословенная Дева Мария предложила Архангелу: како будет сие? – как то есть Богом устроится в ней плоть – Архангел отвечал: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя (Лк. 1,34-35). Дух Святый только и нас может ввесть в живое общение с Царством Христовым, которое и состоит не в слове, но в силе, то есть в силе Духа. Привлеки Духа, чтобы как камение живо (1Пет. 2:5) положиться где-нибудь в духовном здании храма Церкви Христовой; соделайся жилищем Духа, чтоб быть включену в жилище Божие (Церковь) Духом. А для того приступи к сосудам благодати – Святым Таинствам – и пей из них живую воду, пока утолится жажда; только отверзи при сем уста совершенною Богопреданностию. И в Преблагословенной Деве Дух Святой начал действовать к общению Бога Слова с плотию не прежде, как она всецело предала себя Его вседействию, в словах: се раба Господня (Лк. 1:38). Положи и себя в руку Божию, тогда при глубоком молчании естественных движений твоего духа и тела напечатлеется в тебе глагол Духа, вводящий в таинственное общение с Святою Церковию, а чрез нее с Самим Господом и Спасителем. Тогда-то возрадуется сердце твое радостию неизглаголанною, ибо царство Божие… есть правда, мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14:17). И вот второй предмет истинной радости – если мы уже испытали благодатную милость Божию к себе, приняты в недра Святой Церкви, приобщены к народу Божию, значимся в числе сынов Царствия и ходим среди благ и обетовании его.
Сии-то две радости, – то есть, что есть на земле Святая Церковь и что мы сами принадлежим к живым членам сей единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, и должны занимать нас во все время нашей жизни, исключая все другие, для которых потому у нас не должно быть ни времени, ни сердца. Так, кажется, просто и так естественно заметить сии предметы радости и радоваться им. Но, обращаясь к себе, мы не находим того. Истинная радость наша потеряна, а следовательно, и всякая. Правда, потеряв истинную радость, мы много теперь изобрели себе радостей сторонних, но что это за радости? Ни упоминать о нашем в сем случае обмане, ни обнаруживать заблуждения нет почти нужды: всякий из нас знает это сам по опыту. Дайте голодному камень вместо хлеба – тотчас знает, что то не хлеб; так и мы испытали уже все придуманные нами блага и знаем, что они не радостны: не радостно богатство, не радостна слава, не радостны все удовольствия чувства – и вкуса, и обоняния, и осязания, и слуха, и зрения, даже и те, кои известны под именем высоких наслаждений. Пустота в душе, смятение и томность сердечная ясно показывают, что там кроется обман и обольщение. Но что за несчастное у нас расслабление! Ясно сознаем, что мы в обмане, а не возымеем крепости отказаться от обычая жить в обмане, потому и словом, и делом гонимся за ложными удовольствиями при уверенности, что они для нас – крушение духа, даже с самим крушением духа. Ложных наслаждений не вкушаем, от истинных отклоняемся и стоим, таким образом, в некоторой безотрадно неопределенной средине; кружимся и действуем по чьему-то внушению, как орудия; жалуемся друг другу на такой порядок и все остаемся по-прежнему в нем. О Господи! Когда же наконец избавимся мы от ослепления!
Соломон вдавался в удовольствия ложные, когда в себе самом носил источник истинных наслаждений – Богом дарованную мудрость; но, познавши опытно, что все на земле есть одно крушение духа, тотчас все оставил и опять обратился к истине. Позволим, братие, и о себе надеяться, что в нас ослепление только отчасти, только на время. Господь милосердый не попустит нам навсегда оставаться в сем дыме, в сем чаду и опьянении чувственном. Пробудимся, Бог даст, и опять познаем и исповедуем истинную радость, и тогда уже радости нашей никто не отнимет у нас (Ин. 16:22). Только, братие, скрепим сию надежду до времени, по крайней мере, одним видимым делом благочестия: будем благоговейно взирать на нашу Святую Церковь, честно хранить ее уставы, неуклонно ходить в ее постановлениях. Тогда не забывающий дела… и труда любве (Евр. 6:10)Бог и за это одно помилует нас и от внешнего действием Духа Своего преведет к внутреннему. Пусть себе преступное и богопротивное суемудрие изобретает свое служение без Церкви и ее благообразного чина в святых постах, в праздниках, в священное лужении. Останемся лучше в смиренной части людей, преданных Церкви, без отмен и нечестивых мудрований, все еще будем при сем, хоть одною частию, на стороне истины, будем заключены внутри мрежи Апостольской. И пусть мы непотребны; может быть, наконец Бог скажет кому-нибудь и о нас: заколи и яждь (Деян. 10:13). В сем чаянии будем чаще обращаться к Преблагословенной – Радости нашей – с молитвою, да посетит нас и положит благая в сердцах наших, как и Ей первой принесена благая весть с Престола Божия. Аминь.
1845 г.

Слова архимандрита Илии (Рейзмира) на Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся… яко с нами Бог! (Ис. 8, 8-10)
Дорогие братия и сестры! Сегодня мы вместе со всей Православной Церковью празднуем один из самых великих и радостных праздников в году — Благовещение Пресвятой Богородицы. Это праздник весны — не потому что он совершается в весеннее время, а потому что он относится к весне нашего спасения.
По повелению Божию архангел Гавриил явился в Назарете Пресвятой Деве Марии и возвестил Ей и всему человечеству радостную весть о рождении от Нее Сына Божия, принимающего на Себя человеческое тело и душу, без греха, чтобы в образе человека спасти людей от рабства диавола, греха и от осуждения на вечную смерть. Говоря о событии рождества Христова, святой евангелист Матфей пишет: «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 22-23. Ис. 7,14). Этими словами евангелист говорит нам, что все, что произошло в те дни на земле: и необыкновенное обручение юной Девы Марии престарелому хранителю Ее девства, праведному Иосифу, и это чудесное явление архангела Гавриила Преблагословенной Деве, и непорочное зачатие от Духа Святого, и преславное рождение Господа Иисуса Христа, — все это было предопределено в совете Божием и предсказано еще за 700 лет до Рождества Христова святым пророком Исаией с такой же ясностью, какую мы видим теперь в приведенных словах Евангелия: «Совет превечный открывая Тебе, отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, Земле ненасеянная…» (Стихира 1 на «Господи, воззвах…» службы праздника Благовещения Пресвятой Богородицы) В этом преславиом событии рождения на земле Сына Божия, ожидаемого веками Спасителя мира, люди должны были увидеть величайшую Божию к ним любовь и, переживая все это, с радостью чувствовать, что действительно с нами Бог. В праздник Рождества Христова мы слышали, как многократно поются за вечерним богослужением эти дорогие сердцу слова, ведь они выражают всю сущность величайшего события — рождения на земле Сына Божия. При наступлении праздника Крещения, накануне, мы опять воспевали эти святые слова, потому что день крещения Господня означает явление Господа Иисуса Христа в мир. Пришли и дни Великого поста, и мы слышим, как часто повторяются восклицания: «С нами Бог!» И это потому, что в эти дни наши грешные кающиеся души с особой силой ощущают близость к нам нашего Небесного Отца, простирающего Свои руки навстречу нашим слезам, покаянию, с тем чтобы наши грехи, наши слезы взять на Свои пречистые руки, снять с нас тяжкое бремя греховное и дать нашим кающимся сердцам радость покаяния. И вчера мы опять слышали за всенощной, как воспеваются эти торжественные слова, прославляющие великую тайну воплощения Сына Божия, нашего Спасителя, Иисуса Христа, ибо отныне «Сын Божий Сын Девы бывает» (Тропарь праздника). И мы теперь уже с глубокой верой восклицаем: «С нами Бог!» — ибо знаем, что Он открыл Себя на земле в лице нашего Спасителя, Который до скончания века обещал пребывать с нами. Это радостное для нас обещание Он дал перед Своим вознесением, Господь говорил, что никогда не оставит Своей Церкви, которую Он приобрел Себе кровию Своею (Деян. 20, 28). И мы сами свидетели тому, как Спаситель через Свою Святую Церковь не перестает и не перестанет звать людей ко спасению, преподавать людям все средства, Свою божественную силу и помощь для достижения вечного спасения. «Поистине с нами Бог» — так мы говорим, так мы знаем, так мы и веруем. Он с нами, но мы, дорогие братия и сестры, в Нем ли пребываем? Открываем ли свое сердце навстречу Ему, живет ли Он в нашем сердце? Он обещает, что войдет в сердце того, кто исполняет Его заповеди, слышит Его божественный глас, которым Он призывает каждого из нас; и, безусловно, кто откликнется на этот зов, Спаситель придет к нему и будет обитать в нем. А большей духовной радости, как ощущать в своем сердце, что с нами Бог, быть не может.
И в этот праздник Благовещения особенно радуется наша душа, потому что именно в этот день положено начало нашего спасения, искупления Христом Спасителем — соединения земли и неба. Сегодня радостное чувство является в нас и оттого, что это благовестие архангела Гавриила Деве Марии может особым образом повториться для нас, что наша душа, очищенная постом и покаянием, так же, как весенняя земля, ждет Божия засева и что через Пречистую Матерь, на Которую — первую из людей — пало божественное семя — Само Предвечное Слово, — и в нас может войти это семя слова Божия, как сказано в притче о сеятеле (Мф. 13, 3-23). Весь вопрос только в том, взойдет оно или не взойдет на нашей почве. Дай, Господи, чтобы это Твое семя — слово Евангелия — взошло в наших сердцах и принесло плод в сто и больше крат.
В приветствии Деве Марии: «Господь с Тобою» (Лк. 1, 28) — звучит и нам ласковым и победным приветом: «С нами Бог! Разумейте, языцы… услышите даже до последних земли… покаряйтеся… яко с нами Бог!» (Иc. 8, 8-10) Как же надо ответить на этот привет, как воплотить этот зов в своей жизни? Этому мы должны научиться у Пресвятой Девы Марии, Которая первая из людей нашла такой ответ и от лица всего человечества ответила Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему…» (Лк. 1, 38) Этот ответ и соединил разобщенную до этого землю с небом. Небо долгие века ждало, когда на земле прозвучит такой ответ. С тех пор, когда праматерь Ева нарушила заповедь Божию, поставив человеческую плоть выше воли Божией, божественное провидение ждало, пока вторая Ева — Пречистая Дева Мария — от лица всего человечества выразила готовность подчинить свою волю воле Божией и, таким образом, оказалась способной к принятию Искупителя, избавляющего человечество от последствий греха первой Евы. В этом все значение Благовещения.
Как только были произнесены слова: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему», Бог нашел Себе место в мире, чтобы через эти закрытые до сих пор врата войти, «вообразиться в человечество», спасти его.
Знала ли Пречистая Дева Мария весь промысл Божий о Ней, когда произносила эти великие на все века слова? Видела ли Себя на Голгофе, стоящей у креста, на котором Ее возлюбленный Сын умирал за всех людей? Она, «благословенная в женах», «от всех родов избранная», должна была хоть на мгновение увидеть весь Свой крестный путь, неразрывно связанный с крестным путем Ее Сына, для того чтобы Ее ответ Богу был сознательным от лица человечества, настоящим «исполнением времен», ожидаемых землей и небом. И мы можем быть уверены, что после этого ответа и нам легче будет дать ответ на благовестие, обращенное непосредственно к нашей душе, когда мы осознаем, чего именно в данную минуту от нас требует промысл Божий. Не спрашивает ли и нас поминутно ангел Господень, благой наш хранитель, хотим ли мы в этих или иных обстоятельствах нашей жизни исполнить волю Господню? Мы чаще всего уклоняемся с нашим ответом, отвечаем неясно для самих себя, или совсем молчим, или даже отвечаем прямо, что мы не хотим творить волю Господню, что мы еще не насладились вполне своей волей и таким образом идем снова за советами диавола, которого давно уже победил Господь, и поэтому двери рая, открытые Спасителем для людей, остаются для нас пока закрытыми.
В праздник Благовещения снова звучит обращенное к нам благовестие: «Услышите даже до последних земли… яко с нами Бог», приимите Бога в сердца ваши, отдайтесь Ему целиком; и если мы по поводу любого обстоятельства нашей жизни сможем сказать: «Я раб Господень», «Я раба Господня», «Не моя, но Твоя пусть будет воля», то сейчас же раскроются для нас двери рая и мы, соединив свою волю с волей Божией, станем участниками плодов искупления, Царства Небесного. Аминь.

Слово протоиерея Тихона Пелых (+1983г.) на Благовещение Пресвятой Богородицы

«Радуйся, Невесто Неневестная!» Как и все праздники Божией Матери этот овеян таинственностью, которая непостижима для мира. Сегодня вся природа ликует и люди верующие всем сердцем приемлют радостную тайну Боговоплощения. Две тысячи лет тому назад в этот день архангел Гавриил был послан от Бога на землю, в город Назарет, к Пресвятой Деве Марии. Совет Предвечный открывая, архангел Гавриил в крове Иосифа предстал пред Святою Девою. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, — вещал он Ей тайны Боговоплощения. — Господь преклоняет небеса и вмещается неизменно весь в Тя. — Ты… зачнешь… и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». Пресвятая Дева отвечала со страхом и трепетом: «Како будет сие, ведь Я мужа не знаю». Архангел отвечал Ей: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя, посему и раждаемое Свято наречется Сын Божий».
Пречистая Дева, исполнившись величайшего благоговения, смиренно приняла эти слова архангела и отвечала ему: «Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1, 28-38). Эти смиренные слова, это послушное «буди» преклонили небеса и низвели на землю Сына Божия.
Так Слово плоть бысть (Ин. 1, 14). Так свершилось безмужнее зачатие Богочеловека Иисуса Христа во чреве Девы Марии от Духа Святаго.
Святая Церковь, прославляя это великое событие, так поет сегодня: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает» (Тропарь праздника, глас 4).
Так сегодня воссияла слава Богоматери в таинстве Боговоплощения. Матерь Божия эту славу Свою воспела при свидании с праведной Елисаветой, воспела в дивных восторженных словах: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1, 46-47). Как фимиам благовонного кадила излилась Ее песнь к Богу вдохновенными словами пророчества… Из этой песни Богородицы мы узнаем, за что возвеличил Ее Господь: яко призре на смирение Рабы Своея… (Лк. 1, 48)
Дорогие братья и сестры! Вся жизнь Матери Божией исполнена смиренного послушания воле Божией — от дня благовещения до дня успения… Она — безмолвная Раба Господня. И когда в день сретения Она принесла в храм Богомладенца, Она уже знала, что Она приносит совершенную Жертву Богу, Которая должна будет заклатися за спасение мира. И когда Она стояла у Голгофского Креста страждущая, Она также смиренно безмолвствует и только ручьи слез свидетельствуют о Ее материнских переживаниях. В Евангелиях мало говорится о Матери Божией. Таков Ее смиренный Богоматеринский подвиг — сраспинаться Сыну Своему за грехи людей. Господь Крестом искупил нас от клятвы законныя, а Матерь Божия Своими Богоматеринскими слезами омывает грехи человеческие… Матерь Божия Своею неусыпною Богоматеринскою молитвою за грешный мир принимает участие в искупительном служении Сына Своего. И этот Свой Богоматеринский подвиг, как Свой крест, пронесла Матерь Божия через всю историю христианства и донесет его даже до дня Страшного Суда Божия.
Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день Благовещения совершилась великая божественная судьба всех сотворенных миров, видимых и невидимых, совершилась с согласия Пресвятой Девы Марии, Предвечный Совет Святой Троицы о Боговоплощении Сына Божия свершился в истории мира при Ее участии. «Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему», — сказала Пресвятая Дева архангелу Гавриилу, и после этих слов засветилась во чреве Ее жизнь Богочеловека Иисуса Христа. Вот почему, по народному поверью, в день Благовещения солнце играет на небе и своими светозарными лучами как бы улыбается всей земле. Сегодня день радости всемирной — сегодня Пречистая Дева Мария — первая на земле христианка, восприняла на Себя крест Богоматеринства. Будем же мы вглядываться благоговейно-трепетным взором в образ и жизнь Богоматери, и каждый в меру своих сил станем учиться от Нее предельному смирению, совершенной вере и готовности терпеливо, в молчании нести крест свой вслед за Господом, дабы через нас, верующих, прославлялся Христос среди неверующего мира. А верующий мир имеет сегодня радость прославлять Матерь Божию словами приветствия архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» Радуйся, Невесто Неневестная! Аминь.

Слово протоиерея Николая Потелещенко (+1981г.) на Благовещение Пресвятой Богородицы

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Радуйся, Лествица Небесная, Еюже сниде Бог».
«Радуйся, Бога Невместимаго Вместилище».
«Радуйся, Одушевленный Раю, возрастивший нам Цвет Нетления».
В безмолвном недоумении с высоты Небес все неисчислимое воинство Небесных Сил — Ангелов и Архангелов, Херувимов и Серафимов — взирает на дивное и необычное явление и радуется необыкновенному, неслыханному и непостижимому событию. Окончилось томительное ожидание человечеством своего избавления от прародительского греха. Великий Архистратиг славы Господней принес в мир неслыханную весть: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28).
Благодатная, Преблагословенная Отроковица, лучшая из жен, Чистая и Непорочная, Славная и Светлейшая Дева Мария услышала эту новую, чудную Небесную песнь Архангела Гавриила. Пречистая Богородица удостоилась быть «Лествицей Небесной, Еюже сниде Бог», «Вместилищем Невместимаго Бога» и «Одушевленным Раем, возрастившим нам Цвет Нетления» — Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
На избранную от всех родов Отроковицу излилась Благодать Пресвятого Духа, поэтому Небесный посланник называет Ее Благодатной, исполненной благодати (Лк. 1, 28).
Дева Богоотроковица — Небесный Чертог, Палата и Одушевленное Небо — совмещала в Себе все совершенные добродетели, ибо, как говорит Пророк: «Освятил есть Селение Свое Вышний» (Пс. 45, 5), Дому Его подобает святыня (Пс. 92, 6).
Архангел Гавриил, обитатель Небес, предстоящий у Престола Божия, был удивлен духовной красотой Девы Марии, о чем воспевает Церковь: красоте Девства Твоего, и Пресветлой чистоте Твоей Гавриил удивися, вопияше Ти, Богородице: кую Ти похвалу принесу достойную? Что же возыменую Тя? Недоумеваю и ужасаюся. Темже, яко повелен бых, вопию Ти: Радуйся, Благодатная. У Архангела недостает слов к прославлению Пречистой Богородицы и к исчислению Ее добродетелей. Где же нам, недостойным и грешным, найти слова похвалы, которыми мы могли бы прославлять достойно Ее Преблагословснное Имя?
Если все Небесное воинство Ангелов и Архангелов в безмолвном благоговении внимало этому спасительному благовестию Архангела Гавриила, то и нам ничего более не остается, как в духовном восторге вместе с ним восклицать: «Радуйся, Благодатная!»
Радуйся, Преблагословенная, радуйся, Царица Неба и земли, радуйся, Заступница всего рода христианского! Сподоби нас, Чистая Дева, хотя бы искры той светозарной и пламенной любви, которой Ты привлекла к Себе любовь Самого Бога Любви. Умоли, Царица и Владычица, Сына Твоего и Бога нашего Иисуса Христа не лишить нас пребывания в светлом Небесном Чертоге и лицезрения неизреченной Славы Твоего Сына.
Блаженны те, которые откровенным лицом (2 Кор. 3, 18), как сыны Дня и Света, взирают на неизреченную Славу Твою! Блаженны восполняющие духовную нищету свою от обилия пребогатых благ Твоих! Блаженны утешающиеся неизреченной красотой и добротой Твоей и повторяющие с Пророком: «Господи! возлюбих благолепие Дому Твоего и Место селения Славы Твоея» (Пс. 25, 8) — Преблагословенную Деву Марию.
С благоговейным трепетом, сознавая свое недостоинство, от всего сердца вознесем теплую молитву к Пресвятой Богородице: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим Омофором». Аминь.

Комментирование запрещено