Лазарева суббота

Слово священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского (+1937), в субботу Лазареву

Друг Христов Лазарь

В Вифании был некто по имени Лазарь, которого любил Иисус Христос, и две были у него сестры: одну звали Марфой, другую Марией. Простые были это люди, гостеприимные, радушные, добрые. За простоту их и детскую веру Спаситель нередко бывал у них в доме. Сей Странник, Который не имел, где главы подклонить, находил Себе здесь приют и отдых от трудов Своих. И вот, как вихрь какой, как буря, налетело вдруг на этот благочестивый дом несчастие: тяжким, лютым недугом заболел Лазарь.
Заболел… И немного спустя умер, и был погребен, горько оплакиваемый своими сестрами и всеми присными. Скорбь сестер Лазаревых была еще горше оттого, что в это время не было с ними их Утешителя сладостного, их Учителя милостивого, а был Он тогда по ту сторону Иордана, творя там велия чудеса: слепым давая прозрение, хромым хождение, мертвых воскрешая, как будто от сна возбуждая, и от всяких болезней словом единым исцеляя, здравие всем подавая…
Провидел Иисус Христос Своим Божеством, что Лазарь, друг Его, умер и сказал апостолам: «Се, друг наш, Лазарь, умре». Сказал и пошел с ними в Вифанию. Когда же приближались они к Вифании, на пути встретили их Марфа и Мария; подошли они, скорбные, ко Иисусу, пали со слезами на пречистые Его ноги и горестно воскликнули: «О Господи, если бы Ты был у нас, Лазарь, наш брат, не умер бы тогда?» Благий же Господь сказал им в ответ: «Если веруете, паки жив будет». Они же, от скорби глубокой сего утешения как бы не слыша, с плачем и воплем великим говорили Ему: «Господи, Господи, брат наш Лазарь, четыре дня уже как в гробу лежит и смердит!» Тогда Зиждитель Господь, как бы не ведая, где погребен был умерший, вопросил их: «Покажите Мне место, где положили его». И со множеством многим народа изошли с Ним на гроб, и место, где погребен был умерший, Ему указали. Когда же Иисус Христос подошел к могиле, то повелел отвалить от нее лежащий на ней тяжелый камень.
Взяли от гроба камень, и какой-то священный трепет пробежал внезапно по всем; все как-то смолкло кругом. Смолкло, затихло; благоговение какое-то всех охватило: Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, на небо смотрел в это время — туда, где Отец Его обитает. Смотрел и молился… О, эта молитва — как пламень горячий она пламенела и словно на крыльях быстролетных орлиных неслась она к небесам! Молился Христос, и слезы, капля за каплей, как будто бы капли росы благодатной, из очей Его пречистых струились.
Помолился Спаситель, и молитву закончил хвалою Отцу Своему: «Отче, хвалу Тебе воздаю, что услышал Ты Меня, Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши, но, народа ради стоящего, рех, да веру имут, яко Ты Мя посла и прославят имя Твое святое!» И сие изглаголав, велиим гласом воззвал: «Лазаре, гряди вон!» От грома гласа сего заклепы расторглись ада, весь ад застонал от болезни своей. Застонал, и, стеная, врата он свои растворил, — и Лазарь умерший оттуда изшел. Как лев из вертепа, изшел он из гроба; или, лучше сказать, подобно тому, как орел вылетает из бездны, из адовых уз излетел он. И стал он, повитый укроем, пред Господом Иисусом Христом, поклонился Ему как Сыну Божию, прославил Его, жизнь ему даровавшего.
Затем взял Лазарь погребальные пелены свои, как Господь повелел, и пошел вслед за Христом. По пути же за Иисусом и Лазарем шел весьма многий народ, провожавший Его до самого двора Лазарева. Всем сердцем и всею душою возрадовался и возвеселился Лазарь, когда увидел дом, в котором жил он со своими сестрами. Веселились и радовались с ним и все его присные. И, сотворив молитву Богу, вошел с сестрами Лазарь в дом свой. Туда же вошел и Господь Иисус Христос, пребывши у Лазаря два дня. О, Гость желанный, Иисус сладчайший! Какую радость от общения с таким Гостем переживали в своих сердцах Лазарь и сестры его! Воистину неизреченна, несказанна была эта радость.
Не радовались только архиереи да книжники иудейские: зависть дьявольская съедала их душу. От диавола движимые, взбесились они на Христа и на Лазаря: совет свой неправедный собрали и на нем порешили убить их обоих. Иисус же, Божеством Своим уведав совет сей иудейский, ушел из Вифании, ибо не пришел еще час Его. А Лазарь, по благословению Господню, отбежал на остров Кипр. На этом острове был он впоследствии поставлен апостолами во епископа. Говорят, что по воскрешении до самого своего преставления Лазарь, какую бы пищу ни вкушал, вкушал ее с медом, и без меда никакой пищи не мог уже есть. Так делал он от горести адской, в которой пребывала его душа, прежде нежели Господь Спаситель воззвал его из гроба. Вот чтобы не вспоминать об этой адской горести, чтобы заглушить ощущение, переживание этой горести в своей душе, Лазарь и вкушал одно лишь сладкое, медовое.
О, возлюбленные, как же, стало быть, горька сия адская горечь, как страшна она! Бояться будем, чтобы не испытать ее нам за грехи наши. Лазарь не мог избежать адской горести, ибо Иисус Христос тогда еще не пострадал, не воскрес и не вознесся на небеса. Посему и все, до Христа умершие, неизбежно были причастны сей горести адской. Но Своею честною Кровию Христос потребил сию горесть, и нам, верующим в Него, если будем жить по Его заповедям, можно вовсе и не узнать сей горести. Потщимся же, возлюбленные, достигнуть этого!
Говорят также про Лазаря, что омофор, который он носил, Сама Пресвятая Владычица наша Богородица, Матерь Господня, сделала и вышила своими руками и Лазарю его подарила. Он же дар этот бесценный приим честно от Владычицы нашея Богородицы, со умилением теплейшим до земли Ей поклонился, целовал Ея нозе и Бога вельми благодарил…
По воскрешении своем, добре и богоугодно пожив еще тридцать лет, Лазарь паки почил с миром, отошел в Царство Небесное. Святое же тело его премудрый царь Лев, по некоему Божественному явлению, с острова Кипра перенес в Царьград и во святом храме, во имя Лазаря созданном, положил честно в серебряной раке. Рака сия велие и неизреченное благоухание и аромат источала и исцеления подавала всяким недугам людей, с верою притекавших ко гробу святого друга Божия Лазаря.

Слово архиепископа Димитрия (Муретова), Херсонского и Одесского (+1883г.)
в Субботу Лазареву

(Сказано в больничной церкви при Стурдзовской богодельной и общине Сердобольных сестер, по случаю произнесения некоторыми сестрами обета и возложения на них крестов.)

Любляше Иисус Марфу и сест­ру ея и Лазаря (Ин. 11, 5).

И всех человеков безпредельно любил и любит Го­сподь наш Иисус Христос, за всех пролил Он кровь Свою и положил душу Свою, всех призывает в веч­ное царство Отца Своего, и со всеми обещает разделить высочайшую славу Свою, которую имел Он у Отца преж­де сложения мира (Ин. 17, 22. 25). Но святой евангелист замечает, как некоторую особенность, любовь Его к семейству Лазаря. В чем эта особенность? В том, что Господь Иисус Христос удостоил святое семейство Вифанское Своего дружества: Лазарь друг наш успе (Ин. 11, 11), говорил Он о смерти Лазаря.
Высока и вожделенна почесть быть только рабом и слугою Господа; сами святые апостолы почитали высочайшею для себя честью именоваться рабами Христовыми и самые святые ангелы именуются только слугами Божиими: как же без­примерно велико счастье тех, которых Сам Господь благоволил назвать Своими друзьями! Выше и более сей чести не может пожелать себе никакое из самых высших со­творенных существ. По истине, подумаете, блаженны и преблаженны видевшие Господа во плоти, что могли послу­жить Ему в земной Его жизни, подобно Марфе и Марии, и заслужить от Него высокое титло друзей Его!
Но это высочайшее счастье принадлежит, возлюбленныя, не одним современникам Господа по плоти, которые могли видеть Его телесными очами, слышать слово Его, подобно Марии, из самых Божественных уст Его принимать и угощать Его, подобно Марфе, в дому своем. Господь Иисус Христос вчера и днесь, той же во веки (Евр. 13, 8). Н ныне всегда Он особенно любит всех, которые сами являют Ему особенную любовь свою; именует и сродниками и друзьями Своими тех, которые искренно желают благоугождать Ему особенными подвигами любви, которые от чистого сердца приносят Ему какую-либо жертву любви: иже сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, говорил Он слушавшим Его, той брат Мой и сестра и мати Мне есть (Мф. 12, 50).
Посему-то во имя Самого Господа Иисуса Христа не усомнимся возвестить вам, возлюбленныя сестры что ваш священный обет служить Господу в лице страждущих братий своих возводит и вас в это вожделеннейшее звание друзей Христовых; потому что особенно приближа­ет вас к Нему, пришедшему благовестити нищим, исцелити сокрушенныя сердцем, отпустити сокрушенныя во отраду (Лк. 4, 18). Сострадая болящим и страждущим, можете-ли быть далеки от сердца сладчайшего Иисуса, спо­страдавшего немощам нашим? Посвящая себя утешению, облегчению и исцелению страданий человеческих, не приближаетесь-ли к Тому, Который Сам недуги наша прият и болезни понесе (Мф. 8, 17). Который целил и врачевал всяку болезнь и всяку язву в людех (Мф. 9, 35)? Нося немощи немощных, не разделяете-ль блаженной участи Симона Киринейского, удостоившегося понести крест Христов по­зади Его? Будучи так близки душею и сердцем к тем, которых Сам Господь назвал Своими братьями, разделил чувства их скорби и горести, их сердечной молитвы к единному Врачу душ и телес наших, можете-ли не быть близкими любвеобильному сердцу Иисуса, нарекшему Себя их братом? Служа с любовью и усердием Господу в лице братий Его меньших, не явно-ли становитесь в чине Марфы и Марии — друзей Христовых? Предайте же отныне все сердце свое Иисусу Христу не только как Господу и Владыке своему, но и как высочайшему своему Другу, — возлюбите Его всей душею, как небесного Жениха своего; — и Он возлюбит вас, как любил Марфу и Марию, и бу­дет другом вашим, как был другом Вифанских друзей Своих; соблюдите во всем верность Ему, как другу своему; а Он верен в словесех Своих и преподобен во всех делех Своих.
Первый признав истиного дружества есть искренность и откровенность. У друзей искренных одна душа и одно сердце; между ними нет и не должно быть ничего, что нужно было бы скрывать и утаивать, чего нельзя бы открыть и сказать. Господь Иисус Христос ничего не скрыл и на утаил от нас: вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин.15, 15). Он открыл нам всю глубину преисполненного, любви и милосердия сердца Своего; а избранным и другам Своим открывает и такия тайны, которыя сокрыты от век и родов, в которые и самые ангелы желают проникнути (1 Пет. 1, 12); им показывает Он все небесные сокровища Свои, о которых не лет есть человеком глаголати (2 Кор. 12, 3). Такой же искренность и откровенности Он требует и от друзей Своих: сыне, даждь Ми сердце твое; открый ко Господу путь твой (Притч. 23, 26). Правда, пред Ним, как Сердцеведцем, ничто и не может быть со­крыто и утаено: вся нага и объявлена пред очами Его (Евр. 4, 13). Вся душа наша, со всеми сокровеннейшими мыслями и чувствами своими, ясна пред Ним, как день. Но мы, к несчастию своему, можем терять живое сознание о сем всеведении, можем представлять Господа, как-бы далече сущим от нас, можем сокрывать и не высказывать пред Ним всего, что есть в нашем сердце, можем удалять таким образом душу свою от Господа. От сей-то скрытности пред Господом да сохранит вас благодать Божия и святой Ангел Хранитель ваш; ибо следствием ея будет то, что вы почувствуете всю тяжесть своего одино­чества, скуку и уныние духа; и ваше служение сделается для вас безотрадным, тяжелым бременем, без дружественного участия и помощи Иисуса Христа. Посему-то и нужно вам, возлюбленные, непрестанно помнить, что вы всегда н везде пред очами Божественного Друга своего, который назирает сердце ваше, право-ли оно пред Ним и не изменяет-ли Ему в чем нибудь; да будут душа и сердце ваше всегда открыты пред Ним во всех сокровеннейших движениях своих. О чем бы вы ни думали, думайте пред Господом; чего бы ни желали, желайте пред Господом; о чем бы не радовались; радуйтесь пред Господом; о чем ни печалились, печаль свою возвещайте пред Господом. Взойдет-ли даже на сердце ваше какая-либо нечистая мысль, взволнуется-ль оно каким-либо неприязненным чувством или гнева, или зависти, или неудовольствия, или огорчения: спешите немедленно исповедать все это пред Господом в сокрушенной и покаянной мо­литве, и просите Его, чтобы Он простил вам вольное или невольное согрешение ваше, чтобы не отринул вас, как недостойных Его любви дружества, не лишил вас благодати и милости Своей, а хранил-бы ваш ум и сердце от всего неугодного пред Ним и помог вам благоугождать Ему во всем. Всякая затаенная недобрая мысль легко может усилиться, возрасти и овладеть всей душею; всякое, скрываемое в душе, нечистое чувство может претвориться в постоянную склонность, вожделение и похоть, овладеть сердцем и увлечь его в грех, и, вместо дружества с Иисусом Христом, ввести вас в содружество с велиаром. Помните, возлюбленныя, что Божественный Друг ваш есть друг-ревнитель. Всякий нечистый помысл Он видит и осуждает; всякое нечистое похотение сердца есть уже оскор­бление Его высочайшей чистоты и святости; всякое враждебное, непримирительное, злобное или завистливое чувство омерзительно пред Его высочайшею любовью и благостью; всякое намеренно и с сознанием сделанное греховное дело лишает нас благодати Всесвятого Духа Божия, без кото­рой не может творите ничесоже (Ин. 15, 5) истинно доброго и угод­ного Богу. Блюдите же, чтоб настоящий обет ваш, ко­торый составляет предмет радости святых Ангелов, и испол­няем был с тою же искренностью пред Сердцеведцем, с какою произносится ныне пред Церковью, и не посра­мил вас в день суда пред Ангелами Божиями!
Истинное дружество скрепляется взаимными услугами. Не достало бы времени повествовать о том, какую величай­шую, непостижимую умом и неисповедимую языком чело­веческим услугу оказал Господь Иисус Христос, при­шедший не да послужать Ему, но послужите и дати душу избавление за многих (Мк. 10, 45). Господь и Владыка всяче­ских, сый сияние славы и образ Ипостаси Бога Отца, Он смирил Себе, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек (Фил. 2, 7), чтобы в нас, растленных грехом, обновить и воссоздать Свой божественный образ. Господь славы, всеблаженный по существу, Он провел всю земную жизнь Свою в убожестве и нищете, в трудах и подвигах, в алчбе и жажде, за нас, предавшихся суете, похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин. 2, 16). Творец и Владыка всех, Он терпел озлобления и гонения, клеветы и осуж­дения, поругания и оплевания, истязания и биения от рабов Своих, чтоб избавить нас от поношения и уничижения греховного. Судья мира, Он предан был на осуждение смерти, на жесточайшия страдания и мучительнейшую смерть крестную, чтоб освободить нас от осуждения смерти и заслужить нам оправдание жизни, чтоб избавить нас от вечных мучений адовых и даровать нам жизнь веч­ную во царствии Божием. Не должно-ли и нам, искуплен­ным ценою божественной крови Его, посвятить всю жизнь нашу, все силы души и тела нашего на служение Ему? Не этим-ли служении Господу состоит все достоинство и цена настоящей жизни нашей? Не этим-ли служением и благоугождением Господу мы можем сделаться достой­ными наследовать завещанное Им царство? Аще кто Мне служит, говорит нам Господь наш, Мне да последует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 25). И так, первее всего, возлюбленныя сестры возблагодарите Господа от всей души вашей, что Он звал вас на служение Себе и избавил от служения миру и суете его, что удостоил вас чести разделять с Ним попечение о страждущих братьях Его, что открыл вам поприще оказать Ему Самому услугу истинного дружества и стать в число ближних и друзей Его. Одна мысль о сем будет для вас истинным утешением и отрадою во всех трудах ваших. Как бы ни был иногда тяжел и для плоти и для духа труд ваш, поминайте всегда, что это труд для Господа, Который Сам подъял для спасения нашего такие труды и болезни, пред которыми все труды наши малы и ничтожны что истинные ученики Христовы, по любви своей к Господу, терпели благодушно и с радостью но только многия беды и напасти, но и самыя жестокия стра­дания и мучения. Как бы ни казалось уничиженным ваше служение в глазах людей изнеженных, преданных роскоши и удовольствиям плотским, вы поминайте всегда, как высоко оно пред очами Господа, Который Сам вменил Себе в высочайшую славу быть распятым на кре­сте со злодеями за спасение человеков; как велико и свято пред Отцом небесным, Который Сына Своего единородного не пощаде (Рим. 8, 32), но предал Его на смерть для спасения презренных грешников. Аще кто Мне служит, гово­рит Господь, почтит его Отец Мой (Ин. 12,26). Как бы ни пред­ставлялась безотрадною ваша участь в глазах людей, при­выкших жить по своим прихотям, мнящих блаженство быти вседневное насыщение и покой плоти, вы поминайте слово апостольское, что сеяй в плоть, от плоти пожнет истление, а сеяй в дух, от духа и пожнет живот вечный (Гал. 6, 8); что за труды и скорби, подъятые во имя Господа, с живою верою и любовью к Нему, в уповании жизни вечной, ожидает вас вечная слава, радость и бла­женство во царствии Божием, а жизнь праздная, изнеженная и роскошная, слабодушное угождение прихотям и страстям своим приведут неминуемо во огнь вечный, уготованный диаволу. Как бы ни горько и болезненно отзывалось ино­гда ваше дело в собственном сердце вашем, вы помните всегда, что Божественный Друг ваш — небесный Жених душ ваших смотрит на подвиг ваш, подъятый во имя Его и по любви к Нему, ублажает вас со избранными Своими, нарицает вас благословенными Отца Своего, при­зывает вас в вечное царство Свое: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира, взалкахся бо и дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя: болен бых, и посетисте Мене: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. (Мф. 25, 34. 35. 36. 40.) О возлюбленныя! какое земное счастье не явится тогда презренным, достойным горького плача и слез, пред сим иеизреченным блаженством!
Если стала смущать вас собственная немощь, то веруй­те несомненно, что Божественный Друг наш Иисус Хри­стос есть и будет всегда вашим верным помощником, защитником и покровителем. Непощадивший Самого Себя для спасения нашего может-ли отказать нам в чем-либо? Если и слабые люди приносит Ему в жертву то, что в их власти — желание, усердие и готовность на всякое благое дело, та Он-ли — Всемогущий — умедлит подать им Свою силу? У Него-ли — Всесовершенного — не достанет прему­дрости, чтоб наставлять и руководить вас, или любви и благости, чтоб утешить и ободрить вас, или могущества, чтоб защитить вас, или милосердия, чтоб пощадить вас, иль благодатной силы, чтоб помочь вам и укрепить вас?­ Мой еси ты, говорить Он душе верующей и преданной Ему, и аще преходиши сквозь воду, с тобою есмь, и реки не потопять тебе. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя. Просите и приимите, ищите и обрящете, толцыте и отверзится вам. Аминь бо глаголю вам: вся, елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. После таких обетований, чего не можем испросить у Него, если будем просить по воле Его, с живою верою в Него, с горячею любовью к Нему, с намерением употребить данное во славу Его всесвятого Имени? Он —Многомилостивый — ­не возлагает на нас креста свыше силы нашей, не полагает бремени, которого не можем понести. И если Он призвал вас на дело служения страждущим братьям Своим, то, без сомнения, потому, что видел и вашу готов­ность служить Ему и вашу способность понести тяготу сего служения. — Веруйте несомненно, что совершившееся с вами и в вас совершилось Его божественною благо­датью, что Он сам предъизбрал и освятил вас на дело­ сие Своим вседействующим благословением. Предайте же себя всецело Его всесвятой воле и Его всеблагому промы­шлению; — и божественная благодать Его пребудет с вами, и всемогущая сила Его в немощи вашей соверается (2 Кор. 12, 9). Аминь.

Проповедь архимандрита Мелхиседека (Артюхина) в Лазареву Субботу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Недалеко от Старого Иерусалима, на северо-восточном склоне Елеонской горы, в местечке Вифания есть пещера, в которой был погребен праведный Лазарь, четверодневный мертвец. Паломники, приезжающие в Иерусалим, имеют возможность видеть эту пещеру, войти в нее и по­молиться в этом святом месте. Из Предания нашей Святой Церкви мы знаем, что после своего воскрешения Лазарь прожил еще тридцать лет, стал священником, и не только священником, но и епископом, и семнадцать лет нес пропо­ведь Евангелия на острове Кипр.
До сих пар в городе Ларнака есть храм Святого правед­ного Лазаря, где есть его гробница и где покоится честная глава праведного Лазаря, к которой могут прикладываться все паломники, богомольцы. Она окована в золотой ковчег. На этой гробнице есть надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».
Это истина — истина бессмертия человеческой души, которая для нас для всех является краеугольным камнем и тем якорем, который удерживает нас здесь, в этом бушу­ющем мире. Якорь надежды, якорь нашего с вами упования на то, что наша жизнь — это не бессмысленное путешест­вие, плавание с бессмысленньм концом. У нас есть путь к тихой пристани, путешествие, о котором нам святые отцы сказали, что Бог не обещал безбедного плавания, но каждо­му обещал тихую пристань.
Тихая пристань — это и есть та вечность, которая уже ре­ально может начаться и должна начаться здесь, потому что только вера в бессмертие человеческой души дает человеку возможность совсем иначе, по-другому смотреть на болез­ни, скорби, испытания и страдания. И наоборот, в какой-то момент времени, в какой-то момент жизни дает человеку силы и возможность не жалеть себя ради Бога, ради Церк­ви, ради ближнего, потому что такой человек знает, что жа­лей себя или не жалей — жизнь все равно закончится «дву­мя метрами», но лучше, чтобы она закончилась ради Бога и во имя Бога. А на такую жизнь подвигает человека только вера в то, что жизнь — она не кончается, а будет продолже­на там, в вечности. И мало того, о человеке, который живет здесь верой, духом и Евангелием, о таком человеке Христос сказал: «Кто соблюдает слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пре­бывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 8, 51; 6, 56).
Сегодня мы слышали очень важное по своему содер­жанию апостольское чтение: 13-ю главу Послания к Ев­реям: «Братолюбие между вами да пребывает» (Евр. 13, 1). Приближается конец поста. Сегодняшняя неделя счи­тается завершением поста, сегодня вкушается икра, завтра вкушается рыба. И этим завершается Четыредесят­ница, а к ней присоединяется Страстная седмица. И ока­зывается, что в богослужебном чтении конца постовых дней нет речи ни о слезах, ни о чем-то другом, а на первое место ставится братолюбие, потому что оно и является сущностью нашей с вами христианской жизни — брато­любие.
Очень странно, что нигде в Священном Писании и в на­шем христианском обиходе нет такого понятия, как «сест­ролюбие», а есть только «братолюбие». Вот об этом стоит задуматься, что нет этого слова. То ли нет этой любви, то ли таких слов не хватает в нашем обиходе? Почему-то все вре­мя есть только «братолюбие». Задумаемся об этом и при­внесем в нашу жизнь «сестролюбие». Это чрезвычайно важ­но и необходимо в нашей жизни.
«Страннолюбия не забывайте, ибо через него некото­рые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13, 2).
Кто это такие «некоторые», которые «оказали гос­теприимство Ангелам»? Это Авраам и Сарра, которые гостеприимно встретили трех путников, а оказалось, что это есть три Ангела. Поэтому всякого человека, который оказывается на нашем пути, мы должны воспринимать как человека, не случайно посланного нам Богом, потому что есть такие русские пословицы: «От сумы и от тюрь­мы не зарекайся», «Сегодня князь, а завтра грязь». И если человек попал в какое-то положение, где важно наше со­участие, то надо подумать о том, что не дай Бог нам самим в таком положении оказаться. Поэтому если у тебя есть си­лы, возможность и средства, то ты помоги этому человеку, который находится рядом с тобой. Потому что «странно­любия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». Все, что мы делаем по отношению к нашему ближнему, Бог принимает это на Свой счет.
«Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр. 13, 3).
В эти воскресные дни и в эту Страстную седмицу всех вас призываю и прошу вот о чем. К нам поступила обра­щение и просьба от тюремной миссии, от тех людей, кото­рые помогают заключенным, совершить маленькое дело милосердия. Обращаясь к нашему приходу и к другим приходам, они попросили, чтобы те, у кого дома есть горы золота, чтобы они половиной поделились. У нас дома зо­лота нет, и они, зная об этом, попросили нас с вами поде­литься с ними ненужными очками, уже бывшими в упот­реблении. Нужно только написать на очках диоптрии и межцентровое расстояние. 3а свечным ящиком будет находиться коробка, и туда это все отдавать. Масса людей в этом нуждается, не могут читать Священное Писание и другие святые книги. у них нет родных и близких, кто бы мог им прислать это.
«Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Брак у всех да будет непорочен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте нрав несребролюби­вый, довольствуясь тем, что есть» (Евр. 13, 3-5).
Апостол Павел в другом Послании говорит: «великое приобретение — быть благочестивым и [всем] доволь­ным» (ср.: 1 Тим. 6, 6). Бедный человек — это не тот, кто мало имеет, а тот, кто не умеет довольствоваться необходи­мым. И богатый человек — это не тот, у кого много, а тот, кто умеет довольствоваться необходимым. Для одного и миллиона мало, а для другого тысячи много. Как однаж­ды Чубайс сказал, когда повысили налгоги: «Ну как же нам жить, простым людям?», показывая на самого себя. А пен­сионерка пенсию получила, а к ней добавку сделали «луж­ковскую». Человек перекрестился и сказал: «Ничего себе, я целых полгода буду на них жить».
«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощ­ник, и не убоюсь: что сделает мне человек? Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 5-8).
Однажды у преподобного Серафима Саровского, ве­ликого угодника Божия, спросили: «Батюшка, скажи нам, почему сейчас нет в мире среди христиан таких подвиж­ников веры и благочестия, которые были в прошлом, ко­торые воскрешали мертвых, смирялись до зела, совершали труды и подвиги самоотвержения ради Бога, таких, кото­рых мы сейчас не видим в нашей современной жизни?» (Это про жизнь в XIX веке.) И тогда преподобный Сера­фим Саровский сказал: «Причина только в одном — нет решимости у человека жить всецело по евангельским за­поведям». Потому что «Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» — готовый помогать, готовый утешать, готовый вдохновлять, готовый за нас сделать девять шагов, лишь бы мы один шаг сделали навстречу Ему и нашему ближ­нему. Девять шагав сделает Он за нас, взяв нас на Свои руки.
Не хватает решимости, и поэтому в нашей жизни так ма­ло духовной радости, потому что Господь через апостола Павла нам сказал: «… кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (2 Кор. 9, 6; Гал. 6, 8).
Поэтому молитвы, Евангелие, чтение святых отцов, доб­рые дела, пост — это все «сеяние в дух». И тот, кто с усилием, кто с радостью, не жалея себя, это совершает, тот и пожнет духовную радость. Мы с вами за постовыми богослужения­ми слышали такие слава из Псалтири псалмопевца Давида: «Сеющии слезами, радостию пожнут» (Пс. 125, 5). Сею­щие слезами пожнут жатву «присноживотия», то есть пож­нут жатву вечной жизни.
Помоги нам, Милосердный Господи, все предлежащие нам страстные дни вместе со Христом немного постра­дать, немного поплакать о своих грехах, несовершенствах, постараться иметь возможность и молиться о том, чтобы Господь открыл нам Свою волю, как мы можем и должны послужить нашим ближним. Братолюбия не забывать, потому что пост и молитва — это лично полезное дело, а мы всегда, просыпаясь утром, должны подумать о том, что мы можем совершить общественно полезного. Лично для се­бя — это понятно, никто себя никогда не забудет… А вот что еще я могу сделать для Церкви, для тех людей, кото­рые находятся рядом со мной?
И именно вера в бессмертие, вера в Воскресение, вера в то, что каждому из нас уготована тихая пристань, только бы мы остались верны заповедям Господним, верны Христу Богу нашему, Который сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между со­бою» (Ин. 13, 35). Аминь.

Слово епископа Митрофана (Зноско-Боровского), Бостонского (+2002г.), в Лазареву субботу (Иоан. XI, 1-45)

Из радушного дома сестер Марфы и Марии, получил Господь, чрез посланца, известие о том, что «тот, которого Он любит, опасно болен». Не видя надежды на выздоров­ление, сестры настойчиво просили, чтобы Он возможно ско­рее прибыл к ним и помог им в постигшем их горе. Но Христос не сразу пошел в путь. Он пришел в Вифанию на четвертый день кончины Лазаря.
Эта медлительность послужила к еще большей Божией славе. Сестры не могли понять печальной для них медли­тельности и Марфа, встретив к их дому приближающегося Христа, воскликнула: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», но вера и надежда взяли перевес над болью душевной, и она прибавила: «но и теперь я знаю, что чего Ты не попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Христос подтвердил ея веру: «Воскреснет брат твой» — сказал Он. «Знаю, что воскреснет, в последний день», в день всеобщего воскресения, — с печалью ответила Марфа, на что Христос, открывая Свое Божественное существо, в кото­ром заключается источник нашего воскресения, сказал ей: «Я есмь Воскресение и Жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. Веришь-ли сему?», — на что убежденная Марфа ответила: «Так, Господи, я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».
Эта беседа ободрила Марфу и она пошла за сестрой: «Учи­тель зовет тебя». — «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», припадая к ногам Спасителя, вос­кликнула и Мария. Эта единодушная вера сестер во всемогу­щество Христа над смертью и жизнью, вместе с надрываю­щим душу их горем, тронули Христа и Он едва мог проговорить: «где вы положили его?»
Когда Он шел за сестрами к могиле, из глаз его текли безмолвные слезы. Некоторые из присутствовавших иудеев видели в слезах доказательство Его любви к умершему; другие, с насмешкой, говорили: «не мог ли Он, отверзший очи слепому от рождения, сделать, чтобы и друг Его не умер?» Слышал и знал Сердцеведец Господь тол­ки и мысли окружающей толпы. И все это: тяжелая скорбь сестер, наемныя плакальщицы, неутолимая к Нему нена­висть, — так потрясло Его, что, несмотря на предстоящую славу воскресения мертвеца, Он плакал.
Подойдя к могиле, Христос велел отвалить камень от пещеры, в которой был погребен Лазарь, но Марфа, возможно по деликатности, желая избежать неприятного зре­лища, возразила: «Господи, уже четыре дня как он в могиле, уже смрад тления исходит от него!» Спаситель торжественно напомнил ей а Своем обещании, и камень отвалили от пещеры, в которой лежал умершый.
Христос стоял у входа в пещеру, от исходящего из пещеры смрада народ отшатнулся назад, притаив дыхание, когда Иисус возвел очи Свои к небу, благодарив Бога: «Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня», и, возвы­сив Свой голос, воскликнул: «Лазарь, выйди вон!» К ужасу всех присутствовавших, мертвец встал из гроба и вышел в своем страшном погребальном одеянии. Сняли с него погребальныя пелены и Лазарь мог спокойно пойти домой, а вся присутствовавшая толпа народа, в страхе и в изумлении, следила за Лазарем и разсуждала о Том, кто совершил такое чудо великое.
Воскрешение Лазаря это — третье воскрешение Христом умершего. Дочь Иаира воскресил Христос тотчас после ея смерти; сына Наинской вдовы, когда его несли на кладбище; в случае же с Лазарем Христос убедительно доказал Свое Божественное всемогущество воскрешением четверо­дневного мертвеца, котораго уже коснулось тление.
«Я есмь Воскресение и Жизнь», говорит и нам Христос — Источник нашего воскресения. И как залог нашего вос­кресения, мы принимаем с вами святыя Тайны Тела и Крови, по слову Спасителя нашего: «Ядущий Мое Тело и пию­щий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем».
Сегодня, за шесть дней до Пасхи, мы возносим славу По­бедителю смерти-Христу. Многие в Вифании, видя воскрес­шего Лазаря, уверовали во Христа, как Мессию — Спасителя мира, но было немало и таких, упорство душевной тьмы которых не мог победить и Лазарь, возвратившийся из загробной жизни. Душевная тьма! Ведь это результат возгор­дившегося ума в его отпадении от Бога живаго. Да не будет сего с нами, вместе с Марфой и Марией восклицающими: «Господи, мы веруем, что Ты Христос, Сын Божий, при­шедый въ мир». Аминь.

Слово архиепископа Павла (Павлова), Сиднейского и Австралийского (+1995г.), на Лазареву субботу

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Воскрешение Лазаря. Это событие, которое предварило Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Об этом празднике вот что говорит один из величайших богословов и церковных писателей Русской Православной Церкви, живший в прошлом столетии, епископ Иннокентий Херсонский. Он говорит, что настоящий праздник можно назвать праздником дружества или дружбы. Господь Иисус Христос, когда узнал о том, что друг Его Лазарь умер, то сказал: «Лазарь, друг наш, умер» и сразу же поспешил в Вифанию, несмотря на опасность для Своей жизни, потому что, как вы знаете, иудеи сговорившись решили убить Его.
Когда ученики Христовы услышали что Лазарь умер и Господь собирается идти к нему, то они говорят: «Идем и мы, и да умрем вместе с ним», то есть вместе с Лазарем. Они говорят то, что могла внушить только самая пламенная дружба к Лазарю. И только лишь с тем, кого мы любим, к кому мы искренне расположены, только с тем мы готовы разделить все и, даже самую смерть; и как ученики Христовы, любившие Лазаря, узнав о том, что он умер, идти и умереть вместе с ним.
Что же можно сказать о Марфе и Марии — сестрах его? Никак нельзя сомневаться в том, что их душа и сердце были как бы погребены вместе с братом их и другом. Да и сами фарисеи, забыв свое лицемерие, рассчеты и виды, пришли в Вифанию, которая была недалеко расположена от Иерусалима, не для чего другого, как только для того, чтобы утешить сестер о смерти брата. И у гроба Лазаря Господь Иисус Христос даже прослезился. Прослезился Он, конечно, дорогие братья и сестры, не от уныния и печали, ибо Он сейчас же скажет: «Лазаре, изыди вон!» Он знал, что Лазарь встанет и выйдет, а заплакал Он, прослезился, от того, что для истинной любви и дружбы всегда бывает тяжело, несказуемо тяжело, видеть хотя бы на одну минуту возлюбленного своего в гробу среди праха и тления. Поэтому и сами иудеи, говорят, когда увидели что Христос прослезился, они сказали: «Смотрите, как Он любил его».
И так этот праздник — есть праздник, по всей справедливости, истинной дружбы. Если когда-либо и есть самый удобный момент для того, чтобы нам наблюдать как поступает Господь Иисус Христос со Своими друзьями и возлюбленными, то это настоящий день, настоящий праздник. Он их очень всех любит, так любит, что проливает слезы на их гробе, то есть не только Лазаря, а и вообще каждого, кого Он любит. А Лазарь только примером для нас является. Иисус не плакал на Своем кресте, а над Лазарем плачет и сделал Он для него то, что не сделал ни для кого, ибо воскресил его из мертвых уже четверодневного и смердящего.
Но любовь эта делает ли людей Господа вовсе не неприкосновенными ни для какой скорби и искушений? Конечно делает. Из примера Лазаря и сестер его особенно видно, как справедливо замечено апостолом Павлом, что тех, кого Господь любит, тех Он и наказует. Смотрите, семейство, то есть семейство Лазаря, Марфы и Марии, которое Господь постоянно отмечал Своим вниманием. Среди этого семейства, во время пребывания Своего в Иерусалиме, Господь всегда находил для Себя дружеский прием и успокоение. Этому семейству Он явил столько знаков внимания, любви, благорасположенности, что оно само уже нисколько не сомневалось в любви Господа к ним и возлагало на Господа полную надежду во всех случаях своей жизни. И вот теперь, как только Лазарь сделался болен, сестры сразу же дали Ему знать, то есть Господу, что Его друг заболел, в уверенности, что Господь немедля придет к ним и возвратит здоровье Своему болящему другу. Это семейство было благочестивое, святое, самое близкое к Господу. И, однако, какому великому искушению и какой скорби подвергается оно теперь со смертью Лазаря? Господь без сомнения мог бы отвратить от Своего друга болезнь, но не отвратил. Мог сделать ее, по крайней мере не смертельной, но не сделал. Мог поспешить чудом и прийти в Вифанию на другой и третий день после смерти, но явился уже на исходе четвертого и к началу пятого дня. Почему и для чего так Господь поступил? Потому и для того, чтобы сделать и Лазаря, и сестер его вполне орудием славы Божией; чтобы дать им и печалью своей, и болезнью брата, и самой смертью его послужить великому делу спасения человечества. Да прославится Сын Божий ея ради. Так поступает Господь и с другими близкими Своими. Он соблюдает их и хранит как зеницу ока. Без Его воли не падает с головы их не одного волоса. Но это не значит того, что Он непрестанно одаряет их Своими благодеяниями, чтобы увеселять их и питать их сладостями, подобно тому, как поступают с детьми сердобольные, но очень неумные матери, портя нрав их и приучая их к изнеженности и роскоши, в удовлетворение их самого малого желания. Нет, Господь премудр и не может поступить таким образом. Он взирает не на удовольствия, а на истинную пользу любящих Его. И для усовершенствования их в вере, любви, смирении и преданности нередко посылает на них такие искушения, каких не видят над собою грешники.
У кого, например, из грешников требовал когда Господь в жертву Себе сына? А у Авраама Он потребовал. Кто любезней Ему был в двенадцати учениках Его? И почти все они скончались за Имя Его в мучениях. Иной от меча, иной от креста, иной от камней. Все это не только по любви их к Господу, но и по любви их от Господа. Ибо для Него, как всемогущего, ничего не стоило отвратить от них все искушения, окружить их всеми сокровищами счастья земного, но Он не сделал этого. А, напротив, попустил обрушиться на них всем бедствиям. За перенесение этих бедствий пойдут они на большую высоту и достигнут светлейших венцов, потому что ничто так не делает человека чистым, ни что так не возвышает его в духе и не приближает его к Богу, как мужественное перенесение скорбей и напастей.
Перестанем же братия соблазняться и недоумевать, если видим, что кто-либо из верных рабов Божиих не благопоспешествуется в земных делах своих, терпит нападения или клевету, страдает от болезней и других зол. Ужаснемся, напротив, когда встретим счастливого во всем нечестивца-грешника, возвышающегося как кедр Ливанский. Ибо это значит, что он, как неисправимый, предоставлен уже самому себе и, по выражению Писания, принимает подобно богачу евангельскому «благие в жизни сей», чтобы по смерти идти прямо в огнь гееннский. Перестанем унывать и отчаиваться когда, несмотря на чистоту рук и правоту путей наших, посетит нас какая-нибудь горесть, утрата или потеря. Напротив, если мы хотим быть во истину рабами Господними, то должны в этом случае не падать, а возвышаться в духе, утешаясь той мыслию, что Господь взирает на нас уже не как на малых детей, неспособных ни к какому трудному опыту и подвигу, а как на возросших, от которых в благонадежности можно ожидать и требовать жертв любви. А для этого утвердим навсегда в душе нашей мысль, что все горести и напасти земные, в чем бы они не состояли, и как бы велики не были, коль скоро переносятся надлежащим образом, то есть со смирением, верою и преданностью воле Божией, то они никогда ни в чем не могут повредить нам, а всегда, напротив, доставляют великую пользу душевную. Хотите знать какую? Ту, что ослабляет в нас плотского человека, этого опаснейшего врага нашему спасению. Ту, что подавляет в нас приверженность к благам мира сего и его нечестивого утешения, и обращает мысли наши к небу и к вечности тем, что приближает нас к Богу, заставляя в Нем Едином, как неизменном и вечном, искать для себя опоры и утешения. Ту, наконец, что видимо уподобляет нас Господу и Спасителю нашему, который во время бытия Своего на земле не царствовал и не блаженствовал, хотя и имел на это все право, а ежедневно претерпевал лишения, терпел и страдал, спасения ради нашего. Аминь.

Беседа протоиерея Бориса Балашова в Лазарева субботу

«Лазарь! иди вон»

Недалеко от Иерусалима в небольшом селении Вифания жили верные друзья Иисуса Христа — Лазарь с сестрами Марфой и Марией.
Спаситель со Своими учениками был в Перее за Иорданом, когда получил известие от Своих друзей из Вифании. Сестры Марфа и Мария послали людей передать: Господи! вот, кого Ты любишь, болен (Ин. 11, 3).
Богочеловек по Своему всеведению знал о тяжелой болезни Лазаря. Он любил эту дружную семью и верил им. Они часто оказывали Ему гостеприимство, принимая к себе в дом на отдых вместе с учениками. Бывая в Иерусалиме, Иисус Христос с последователями часто ночевал в их доме, ведь от города до Вифании было около получаса ходьбы. Много раз Лазарь с Марфой и Марией служили Господу. И вот Божественный Учитель захотел, чтобы они еще раз для Него послужили, только не совсем обычным образом. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился (Ин. 11, 4-6).
Христос знал, что болезнь была смертельна, в результате ее земная жизнь Лазаря оборвалась. Из-за жаркого климата евреи хоронили умерших в день смерти. Гробами служили иногда естественные, а чаще всего искусственные пещеры в скалах. Вход в пещеру заваливался камнем, обычно круглым, в форме диска.
Лазарь был похоронен в день смерти. И вот, когда исцелять было поздно, Иисус Христос говорит Своим ученикам: Пойдем опять в Иудею (Ин. 11, 7). Те испугались. Они прекрасно понимали, что в Иудее Иисуса Христа, а может быть, и их вместе с Ним, ожидает смерть, скорее всего тайная, чтобы не было возмущения в народе. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним (Ин. 11, 8-10).
Ученики, боясь и за Христа, и за себя, пытались помешать Учителю возвратиться в Иудею. Ведь им неизвестно, что их там ждет. Но Христос всеведущ и знает, что нет воли Божией на то, чтобы Он тайно был убит. Ему предстоит умереть за грехи людей. И как истинный Пасхальный Агнец Он должен был торжественно, на глазах народа в Иерусалиме быть принесен в Жертву за грехи мира. Вопреки воле Божией ничего не произойдет.
По дорогам Палестины можно было безопасно ходить днем, но, когда солнце заходило, опасности подстерегали со всех сторон. Христос — Солнце Правды — со Своими учениками. Пока Он рядом, ничего не может случиться, им ничего не угрожает. Но когда это Солнце зайдет, то есть закончится земная жизнь Иисуса, тогда опасности будут подстерегать учеников со всех сторон.
Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет (Ин. 11, 11-12). Дескать, незачем в Иудею-то идти. Так им хотелось уберечь Иисуса Христа от грозящих Ему опасностей.
Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним (Ин. 11, 13-16).
Понимая, что апостолы не в состоянии защитить своего Учителя от предстоящей смерти, Фома выразил горячую и преданную любовь к Господу словами: раз мы ничем не можем Тебя защитить, то готовы разделить с Тобою смерть, пусть хотя бы это будет приношением нашей любви Тебе.
Спаситель, понимая, что предстоит пережить апостолам при Голгофе, стремится укрепить их веру предстоящим чудом и тем самым показать добровольность Своей смерти.
Когда Иисус Христос с учениками пришли в Вифанию, Лазарь уже четыре дня лежал в гробовой пещере. Было не принято открывать гроб, разве что сразу после похорон. Вид разлагающегося тела всегда производит ужасающее впечатление. На погребение пришло много народа, ведь Иерусалим был рядом. Многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог (Ин. 11, 19-22).
Не раз об этом между собой в великой скорби говорили Марфа и Мария. И сейчас, перед лицом своего любимого Учителя, Марфа произносит свою просьбу. Она верит, что Иисус может воскресить ее брата, но ее же слова говорят и о том, что веры в Божество Иисуса Христа у нее нет: Чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог (Ин. 11, 22).
Утешая Марфу, Спаситель говорит о цели Своего прихода в Вифанию: Воскреснет брат твой (Ин. 11, 23). До Марфы из-за скорбных мыслей не доходят Его слова: Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? (Ин. 11, 24-26). Марфа за три года привыкла полностью доверять Иисусу Христу. Поэтому она без колебаний принимает откровение о Божестве своего Учителя, откровение, обращенное лично к ней: Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя (Ин. 11, 27-28).
Получив это известие, Мария сразу же поспешно встала и быстро пошла навстречу Иисусу Христу. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там (Ин. 11, 30-31). Увидев Учителя, она со слезами пала к ногам Христа, и из ее уст вышли те же слова, которые недавно произнесла Марфа: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился (Ин. 11, 32-35).
Божество бесстрастно. Но человеческой природе, присущей Иисусу Христу, свойственно иметь чувства и эмоции и их проявлять. Что же сейчас представилось взору Богочеловека, что Он восскорбел духом и… прослезился? Скорбь и горе близких друзей, Марфы и Марии, отозвались в Его сердце. Богочеловек видел то, чего не могли видеть другие: каково сейчас в аду душе праведного Лазаря, что его там окружает. И по человеческой природе Христос не мог оставаться ко всему этому равнодушным.
Видя слезы Христа, одни Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? (Ин. 11, 36-37).
С внутренней скорбью Спаситель подходит ко гробу и говорит: Отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Марфа подумала, что Учитель хочет попрощаться с умершим другом, потому и предупредила, что тело уже начало разлагаться. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11, 40-42).
Чтобы не дать возможности врагам утверждать, что Иисус творит чудеса бесовской силой, перед совершением величайшего чуда Он обращается во всеуслышание с молитвой к Богу Отцу: Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет (Ин. 11, 43-44).
К кому же обратился Христос? Тело было в состоянии активного разложения и не могло реагировать ни на чьи слова. Душа Лазаря находилась в аду, откуда никому обратной дороги не было. И, тем не менее, живой Лазарь, окутанный погребальными пеленами, своими ногами вышел из гроба. Таким образом, Спаситель явил Себя Владыкой, перед Которым трепещет ад и Которому подчиняется материальный мир.
Лазарь вернулся к земной жизни. Он проживет еще долго. Будет вынужден, спасая свою жизнь, эмигрировать на Кипр, где станет первым епископом города Катиона. Многих людей приведет он к истинной вере, будет окружен народной любовью. В свое время он снова умрет. Но это будет иная смерть. Двери адовы будут разрушены, и Царство Небесное будет уже открыто. После кончины его душа попадет уже в объятия Спасителя.
Как же реагировала толпа иудеев, на глазах которой произошло такое великое чудо? Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус (Ин. 11, 45-46).
Какое знамение нужно людям, которых не интересует правда и истина?
Лазарь и его сестры сослужили Господу большую службу, о чем Он говорил Своим ученикам, получив известие о болезни Лазаря. Смерть и воскресение Лазаря были прообразом смерти и Воскресения Самого Иисуса Христа. В дальнейшем именно это чудо поможет апостолам перенести потрясение гибели Спасителя и уверовать в Христову победу над смертью.
Власть над адом и материальным миром показывает добровольное, а не вынужденное принятие креста, смерти и погребения Спасителя.
Чудо воскрешения Лазаря есть удивительное проявление Любви, но вместе с тем оно является и знамением, потому что по окончании нашего земного времени будет общее воскресение: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…» («Удостоверяя общее воскресение, Ты воздвигл из мертвых Лазаря, Христе Боже…» — тропарь праздника Входа Господня в Иерусалим).
Хоть Лазарь и прожил после этого много лет, но все же остался под законом смерти. Чтобы дать Лазарю и всем людям вечное воскресение, Христос идет принять смерть, чтобы, победив ее, нам открыть дорогу в Жизнь Вечную — счастливую, радостную, для которой мы Богом и сотворены. И Он воскресит Своих верных друзей для жизни радостной, светлой и нескончаемой.
2008 год

Комментирование запрещено