Неделя 13-я по Пятидесятнице

Слово иеромонаха Мефодия (Зинковского) в неделю 13-ю по Пятидесятнице

На притчу о винограднике

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, матери, братья и сестры, сегодня за Божественной литургией мы слышали отрывок из Евангелия, в котором Господь наш Иисус Христос рас­сказывает притчу о некотором господине, который имел виноградник, и дал определенным людям, они называются в притче «делатели», то есть рабочие, слу­ги, послушание работать в этом винограднике. А сам хозяин на какое-то время удалился и ждал, когда ви­ноградник принесет плоды, и тогда он примет от труж­дающихся в его винограднике слуг то, что надлежит принять господину. Но лукавые слуги, согласно прит­че, решили, что они могут завладеть виноградником. И сначала убили тех людей, кого послал господин, чтобы забрать плоды виноградника. А когда хозяин послал своего единственного сына, надеясь на их со­весть, они не убоялись и не усрамились, видя сына хозяина, который пришел требовать то, что должно было отдать. Рабочие решили убить и сына — верно для того, чтобы таким образом, лишив господина на­следника, стать потом преемниками этого виноград­ника, видимо, желая и самого господина убить.
Господь заканчивает притчу такими словами: «Что же сделает этот господин, когда придет, наконец, в свой виноградник?» И Ему отвечают слушающие Его фари­сеи и саддукеи: «Он их жестоко накажет, погубит и от­даст виноградник другим людям, которые будут возда­вать плоды виноградника их господину в должное вре­мя». Притча эта, с одной стороны, есть притча о Христе и об отношениях Бога с ветхозаветным Израилем, пото­му что господин виноградника — это Бог; единственный сын хозяина — это Сын Божий; рабы, которых посылал Бог ветхозаветному Израилю — это пророки ветхозавет­ные, многих из которых евреи либо прогоняли, либо уби­вали. Сам виноградник — это Святая Земля, а делатели — ветхозаветные иудеи, и особенно их начальники, кото­рые плохо исполняли волю Божию и в конце концов были лишены виноградника. Поскольку виноградник в Свя­щенном Писании означает благодать.
Божию, они остались без благодати, отринув Сына Божия, распяв Его, и очень мало из людей Ветхого Завета, избранного народа, приняли Христа. Лишь горстка апостолов, Пресвятая Богородица и ряд уче­ников Христа. Остальные же остались богоборцами, не принимающими Сына Божия и по сей день. И этот виноградник, эта благодать Божия, по слову Христа был передан язычникам.
Но на этом мы не можем остановиться. К сожале­нию, эта притча относится не в положительном смыс­ле и к нам, потому что Россия, будучи виноградником Божиим на протяжении почти тысячи лет, в определенный момент вдруг решила оставить этот виноград­ник себе, как когда-то фарисеи считали, что обетован­ная земля, вера, храм и народ — их достояние, собствен­ность и что они сами вправе решать, каким должен быть Мессия-Христос, и судить Его.
Вот точно так же русский народ в определенный момент не только по вине внешних врагов, которых было много, и внутренних врагов, которые подтачи­вали Россию изнутри, но и по собственной воле — мы, к сожалению, не можем закрыть глаза на это, — пошел на уничтожение своих древних святынь и распятие Христа в нашей древней православной стране. И до сих пор, к сожалению, несмотря на видимое возрож­дение Церкви и веры, русский народ остается расхристовленным и расцерковленным более, чем другие православные народы. Например, такие, как грузинс­кий, сербский, которые тоже были под коммунисти­ческим игом, но гораздо меньше потеряли благочес­тия и благоговейного отношения к вере, Христу и Цер­кви, чем русский народ.
Бог довел нас быть этим летом в Грузии, там в каж­дом селе стоят покаянные и поклонные кресты, воз­рождаются храмы и обители. Отношение к священ­ству, монашеству и Церкви везде очень благоговей­ное. На Руси до сих пор мы видим: поставь поклон­ный крест — его сломают завтра.
Так вот, мы, русские люди, должны осознавать, что эта притча является обличением и для наших предков и для всех нас, помнящих еще период богоборчества в нашей земле. И просить у Бога прощения. Притча — о Христе, и она не останавливается на Его убиении. Христос говорит: «Камень его же не брегут зиждущие, сей бысть но главу угла» (Мф. 21, 42). То есть камень, который был отвергнут строителями, отброшен в сто­рону, как ненужный, оказался краеугольным, важным в строении всего здания, «и это есть дивно в очах ва­ших» (Мф. 21, 42). Однако воистину дивно Воскресе­ние Христа, Которого отвергли и выбросили за стены Иерусалима и распяли на Голгофе, а Он воскрес! Это было чудом, уверяющим тех, кого еще можно было уве­рить в том, что Он есть истинный Сын Божий.
Точно так же мы должны верить, что и Россия еще может воскреснуть, и русский народ еще может при­нести плоды истинного покаяния. Очень выгодно сей­час врагам Православия как внутри России, так и вне ее, убедить нас в том, что пришло время прятаться, и православные не успеют больше сказать ни одного веского слова на политической арене мира, пора им бежать в леса, если они хотят еще жить. Запад про­возглашает конец христианской истории. Но так не должно быть, и мы не должны верить этой полити­ческой «утке». Мы должны верить тем предсказани­ям, которые есть у нас. Завтра день рухоположения во иеромонаха преподобного Серафима Вырицкого. Он предсказывал возрождение России, фундамент кото­рого сейчас лишь закладывается. О каком возрожде­нии Церкви в России можно говорить, если в лучшем случае 1% населения по-настоящему воцерковлен, причащается и исповедуется? Но возрождение пред­сказано и должно состояться. Так и преподобный Иус­тин Сербский писал, что «православное славянство придет на смену западной цивилизации. Будучи но­сительницей и хранительницей Православия. Россия откроет новую религиозную эпоху мировой истории, духовно объединит и поведет человечество к потерян­ному им Христу. Россия сумеет спасти современный мир от духовной катастрофы и тупика».
Поэтому будем молиться о том, чтобы воистину, как воскрес Христос, так воскресла бы и Родина наша, и вера наша охватила бы как можно больше наших со­отечественников. Чтобы еще и иностранцы, по пред­сказанию преподобного Серафима Саровского, крести­лись бы в нашей стране, принимая Православие, и что­бы слава Троице возносилась здесь да скончания века. Ибо преподобный Серафим Саровский предсказывал — это забывают — что Россия и другие славянские наро­ды образуют, как некогда, такое мощное государство, которое будет неприступно самому Антихристу. И не надо уверять нас в том, что он еще воцарится здесь. Это неправда. И упадничество должно быть уничтоже­но в наших умах, ибо оно на руку только врагам Церк­ви и Православия, а насадить страх и ужас они стара­ются именно потому, что боятся Божией силы.
В Грузии тоже верят, что Антихрист в этот удел Божией Матери занесет ногу, но сломает ее, и не ут­вердит там свое богохульное царство. Наши народы сейчас пытаются поссорить, и это, к сожалению, час­то удается врагам Православия. Но мы будем верить в Воскресение Христа, в воскресение веры нашей, вос­становление единства православных, и каждый да приложит свое малое усилие на своем месте во славу Христа Бога и Троицы Единосущной и Нераздельной. Аминь!
10.09.06

Слово протоиерея Вячеслава Резникова (+2011г.) в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

О злых виноградарях
(Мф. 21, 33-42)

Некий хозяин сдал свой виноградник в аренду.
Хозяин этот — могущественный человек: у него есть власть и силы наказывать злодеев. Но он на удивление тер­пелив: посылает одних слуг, потом других. Он бесконечно верит в силу добра. Хотя из предыдущих посланников кого били, кого убивали, он все же напоследок посылает и сына. Он надеется, он даже уверен (а иначе бы он сына не послал), что тут-то у них проснется совесть, и они «постыдятся сына моего». Сын же — одного духа с отцом: послушно идет туда, где неоднократно проливалась кровь.
И лишь когда окончательно обнаруживается, что совесть у злодеев мертва, только тогда хозяин предает их злой смер­ти, а виноградник отдает другим.
А что за люди эти виноградари? Не будем говорить о их совести, но неужели они не знают силы хозяина и не боятся ни его самого, ни законов своей земли?
Может быть, очень уж выгодно арендовали виноградник и думали, что хозяин «блаженный», ничего не понимает в делах?
Может быть, считали, что хозяин у них в руках и не пос­меет отплатить за зло?
А может, были того же духа, как тот злой должник, ко­торый ни во что вменил прощение ему огромного долга? (Мф. 18, 23-32).
Или — как те завистливые работники, которые фактичес­ки не признавали за хозяином права распоряжаться своим добром? (Мф. 20, 1-15).
Ни те, ни другие, ни третьи просто-напросто не призна­вали права собственности. И тем, и другим, и третьим — так или иначе — говорится: «Друг!.. разве я не властен в своем делать, что хочу?» И платить, сколько хочу, и прощать, кому хочу, но и требовать свое, сколько мне положено. Это мое, и я никому не должен отчитываться.
Писание со всей определенностью утверждает, что «не любящий брата, которого видит», не «может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4, 20). Ну а если я не признаю права собственности за человеком, за братом моим, которо­го вижу, как я смогу признать право Верховного всемирно­го Собственника, Которого не вижу? Как я смогу оценить милость Его прощения, как признаю за Ним право каждо­му уделять, сколько Он считает нужным, и как смогу счи­тать себя должником, обязанным что-то давать Ему в свое время?
Не случайно всякому насильственному переделу собственности обязательно сопутствует и борьба против Бога.
А значит, на пути к Богу необходимо научиться и ува­жать право собственности, и даже считать его священным: не подсчитывать чужие доходы, не судить, как ими распоряжаются. И — не требовать, а смиренно просить, и не оби­жаться, когда не считают нужным дать.

Слово архимандрита Кирилла (Павлова) в тринадцатую Неделю по Пятидесятнице

Притча о винограднике

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братия и сестры, в сегодняшний воскресный день для нашего научения нам предложена Спасителем весьма назидательная и для нас необходимая притча о винограднике и о злых виноградарях. Вот ее содержание: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец послал он к ним своего сына возлюбленного, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, — обращается Господь к слушателям Своим, — когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, — говорит Спаситель,— что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка» (Мф. 21, 33—46).
Прежде всего и непосредственно эта притча относится к судьбе еврейского народа и раскрывает все заботы и попечения Божии об этом народе и то, как народ этот, по своему жестокосердию, навлек на себя праведный гнев Божий, тяготеющий над ним и до сего времени. Еврейский народ был любимым виноградником доброго хозяина — Царя Небесного. Еще в лице праотца Авраама еврейский народ избран был Богом из всех народов в усыновление и особенное благоволение и попечение; ему одному были даны все обетования, на него в преизобилии были излиты щедроты и милости Божии. «Израиль есть Сын Мой, первенец Мой», — говорил Бог о народе еврейском (Исх. 4, 22). Для этого первенца Богом разделялось море, сходила с неба манна, камень источал воду, и множество других чудес совершалось по неизреченной милости Божией. «Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему?» (Ис. 5, 4) — говорит Господь через пророка. Вот в каких чертах изображается близость Божия к народу еврейскому и попечение Божие о нем! Сам Бог говорит, что Он все сделал для народа еврейского и затем уже не знает, чего бы не сделал еще для блага его.
Наконец, от этого народа произошел Спаситель мира — Свет во откровение языком и слава людий Своих Израиля (Лк. 2, 32). Какое преимущество может быть выше этого? Какое благоволение Божие может быть выше этого, когда Сам Сын Божий благоволил родиться из еврейского народа и все связанные с Его рождением и пришествием на землю небесные блага относит первоначально к еврейскому народу? Чем же заплатил народ еврейский за такую любовь Божию к нему, за такое попечение, за такие милости Божии? Самою черною неблагодарностью, жестокосердием и вероломством. Вместо плодов правды и благочестия, которых требовал Бог от своего виноградника, он принес терние. Народ еврейский попрал завет и закон Божий, осквернил себя нечестием и беззакониями и не раз предавался идолопоклонству и неверию. Сам Бог жалуется на неблагодарность и жестокосердие народа Своего: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1, 2—4). Господь Бог, видя заблуждение и развращение народа Своего, по неизреченному Своему долготерпению посылал к нему Своих рабов пророков, чтобы они обращали его от пути заблуждения на путь истины, научали его служить Богу своему верою и правдою. Но виноградари, то есть старейшины и законоучители народа еврейского, сами будучи развращены и жестокосерды, жестоко поступали и с посланниками Божиими, которые требовали как от них самих, так и от вверенного их смотрению народа добрых плодов. Редкий из пророков не был гоним ими, а многие, как, например, святые пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль, Захария были преданы насильственной мученической смерти. В заключение же всего они не устыдились известь вон из виноградника, то есть из Иерусалима, и распять на кресте надежду и утеху Израилеву, своего Спасителя — Единородного Сына Божия. Это было самое ужасное злодеяние со стороны народа еврейского и его вождей. Этим злодеянием они лишили себя чести именоваться народом избранным, народом Божиим, хотя и оставался у них храм с жертвами и приношениями. Справедливо они отвечали на вопрос Спасителя когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? говоря, что злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям. Они сами этим ответом изрекли справедливый суд себе. Бог так точно и поступил с народом еврейским. Вскоре их столица Иерусалим была разрушена до основания, большая часть иудеев была предана смерти, остальные же, оставшиеся в живых, были расточены по всему лицу земли. Таким образом было отнято от евреев Царство Божие и дано другому народу, приносящему плоды его.
Дорогие братия и сестры, новый народ, которому дано Царство Божие, составляют сейчас христиане всего мира, обращенные из язычников; к ним принадлежим и мы. Христиане, принявшие Христа и уверовавшие в Него, являются избранным народом Божиим, на которого простираются все обетования, данные Богом древнему Израилю. И на нас сейчас в преизобилии излиты щедроты и милости Божии, которые пребудут с нами вечно, если мы окажемся верными Господу и будем приносить Ему плоды своей благочестивой жизни. Нам даны все средства, чтобы мы могли приносить добрые плоды. Господь нам на земле устроил Свою Святую Церковь — столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), учредил святые таинства, чрез которые в изобилии изливает на нас дары Святаго Духа, послал нам пастырей и учителей Церкви для нашего нравственного совершенствования, избрал и прославил святых угодников — наших молитвенников и ходатаев, даровал нам в покров и утешение преблагословенную Свою Матерь — Пречистую Деву Марию, и от нас Он теперь ожидает плодов правды и веры. Хотя настоящая евангельская притча непосредственно относится к судьбе еврейского народа, она имеет применение к верующим во все времена. Если в целом Церковь и отдельно христианская душа будет по своему жестокосердию или вероломству подобна древним израильтянам, то отвержение ее Богом и все, что изречено в притче, неминуемо придет и исполнится.
Да не будет этого с нами! Будем стараться жить благочестиво, в мире, согласии и любви, не делая никакого зла и не предаваясь гневу, гордости, нечистой похоти и другим порокам, чтобы приносить Господу плоды своей христианской жизни. А прежде всего будем молиться и просить Господа, чтобы Он сам утвердил в нас любовь к Нему и не отлучал нас от Своего святого виноградника, но по Своему милосердию помог бы нам достигнуть будущей вечноблаженной жизни. Аминь.
3 (16) сентября 1962г.

Слово протоиерея Валентина Амфитеатрова (+1908г.)
в Неделю тринадцатую по Пятидесятнице (1 Кор. 16, 13-24)

«Вся вам любовию да бывает», во всеуслышание произнесла св. Церковь в настоящем воскресном апостольском чтении. Этими словами внушается обязанность все действия своей жизни основывать на любви, начинать, продолжать и оканчивать любовью.
Христианин обязуется любовь иметь законом своей деятельности не только тогда, когда жизнь дарует ему дни внешнего покоя и довольства, но и претерпевая искушения, нужды, болезни, печали и огорчения.
Достижение наследства в вечном небесном царстве возможно только любящим. В этом царстве нет места ненавистникам, скупым, мздоимцам, завистливым, злоречивым, клеветникам, — словом, всем, кто не развил или сознательно не укрепил в душе своей чувство любви.
Чтобы понять требования любви, заповеданной Иисусом Христом, которую считали непременной обязанностью все ратоборцы и подвижники за Христову веру, необходимы, по учению апостола Павла, достойного ученика Христова, внутреннее настроение духа, возвышенность убеждений, святость чувства, сила благочестивой решимости и страх Божий.
1. Представим себе человека, живущего побуждением святой и возвышенной любви. Он ничего не ждет и не видит перед собою в земном будущем. В нем все — и ум, и воля, и чувство настроены таким образом, чтобы осуществить надежду войти в царствие небесное. Перед человеком с любящей душой является трудный и прекрасный подвид благочестия, исполнение которого устрашает лишением здоровья, утратой телесных сил. Он спокойно принимается за исполнение ради Иисуса Христа, потому что «иго Его благо и бремя Его легко есть». Точно так же человек совершает во имя любви подвиги, соединенные с явным уменьшением интересов для его честолюбия, богатства и других утех земной жизни. В этом мире для него уже ничто не существует вне любви ко Христу: ни жизнь, ни смерть, ни узы родства, ни радость, ни горе, ни почести, ни богатство и никакие иные страстные влечения, делающие привязанность к жизни земной неотразимой, дорогой для существования.
2. Внутреннее настроение нашей души тесно связано с качествами наших убеждений. Что человек любит, тому и служит. Людям, привыкшим услаждать свое тело утонченными яствами и питиями, люди воздержанные кажутся несмыслимыми, непонимающими прелесть приятного существования; навыкшим в праздности люди труда кажутся рабами. Людям, скопляющим золото, все, исполняющие заповедь о нестяжательности, представляются или честолюбивыми лицемерами или же пошлыми простецами.
Обратите теперь внимание на свойства людей, противоположно убежденных. Таковы все добрые христиане, готовые убежденно положить душу свою за правду, во имя Христа. Снисходить со ступеней величия в число осужденных, отказаться от блестящих преимуществ общественной службы делается у них так же легко и спокойно, как у других обыкновенные перемены в домашнем быту или общественном положении. Такова убежденность, внушаемая любовью. Горько одно, если их друзья, если любимые ими и достойные их любви люди не понимают их возвышенно-благородных стремлений и побуждений.
3. Глубокое чувство всегда производит подвиги любви. Любящая мать не считает бессонных часов, проведенных подле своего ребенка. Любящий духовный отец сам стремится за своими духовными детьми, подобно Евангельскому доброму пастырю, полагающему душу свою за овцы. Любящий ученик, любящий друг… что они делают, способны и готовы сделать, побуждаемые святостью своего чувства? Вообразите теперь, что делает святость христианского чувства. Нескончаемая жизнь за гробом с милыми душе, слава небесного царства, — все это представляется в светлых образах. «Там услышу милый, незабвенный голос моего незаменимого на земле друга». «Там, там — жизнь со Христом…» И вот избранная душа взывает ко Христу: «Тебя люблю, и Тебя ищущи страдаю, ради Тебя стражду, потому что царствую в Тебе, за Тебя умираю, чтобы жить с Тобой» (тропарь общий мучеников). Такова святость чувства, созидающего любовь.
4. Сила благочестивой решимости также созидает подвиги любви. Истинная, Богоугодная любовь приобретается, «созидает любовь» и сохраняется очень трудно; нужны бывают и терпение и страдание. Кто любит, тот понимает силу сказанного. Враждующий на Бога мир всегда чувствует, где живут не по его духу, а по Духу Христа. И этот мир возбуждает вражду свою… Вражда на подвижника благочестия направлена опаснее, нежели явные неприятельские выстрелы на войне международной.
Его наказывают намеками оскорбительных насмешек и злоречием заочного суда, который выдается под видом общественного мнения. Его оставляют в одиночестве, прерывая с ним связи. Часто восстает отец на чадо, чадо на родителей из-за того, что один из них любит Христа, а другой любит мирское мнение. Но любящий добро, красоту и истину мужественно и до конца терпит и подвизается не из упрямого самолюбия, но потому, что в душе его любовь — крепче смерти и дороже земной жизни. Сила благочестивой, благородной решимости дает нам утешение в советах св. апостола Павла: «Все вам любовью да бывает», — говорит он. Все, желающие благочестиво жить во Христе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле. «А ты пребывай в том, чему научен, зная, кем ты научен» (2 Тим. 3, 12-14).
5. Любовь живет и сохраняется страхом. Слово Божие страх соединяет с любовью и радостью. Мироносицы спешат от гроба Христа возвестить о Его воскресении со страхом и радостью. Соединение страха и любви производит надежду христианскую. Кого любим, за тех боимся… Но этот страх такой дивный, стыдливый, беспорочный и прекрасный, что его мы называем «началом премудрости» и утешения. Итак, все вам любовию да бывает: любовь в семье и любовь в обществе; любовь к свету, к добру, истине… Итак, в жизни земной до конца дней. Чем продолжительнее будет наша жизнь, тем будем сильнее и искреннее любящими во Христе. Аминь.

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
(Мф., 87 зач., 21, 33-42)

Вся эта притча — рассказ об отвержении Самого Господа Иисуса Христа. Виноградник в ней — вначале избранный Богом народ Израилев. Как говорит пророк Исаия: виноградник Господень — народ Израилев (Ис. 5, 7). Хозяин виноградника — Бог, виноградари — религиозные вожди народа, слуги, которые приходят, чтобы собрать плоды — посланные Богом пророки. И, наконец, Сын — Христос Мессия, Он послан как последний посланник в мир.
В притче нет другого объяснения Его смерти, кроме того, что виноградари убили Его, потому что знали, что Он наследник, что Он — Сын Божий. Не потому что не знали, а потому что знали. «Придем и убьем Его, — говорят они, — и наследство будет наше». Какое простое решение всех проблем, существующих в роде человеческом, когда он отворачивается от Бога! От Каина до Каиафы, от Каиафы до убийц нашей святой Царской Семьи и до последнего убийцы, который будет на земле. Вынуть камень, всего один, из строения жизни — и не заботиться ни о чем. Все теперь принадлежит нам, и мы поступаем так, как мы хотим. Как просто и ясно показана в этой притче история и судьба Израиля и всего человечества!
Обратим внимание на то, как милостив Господь по отношению к тем, кому Он вверяет Свой виноградник. Господь дает его делателям и оставляет их одних. Он не стоит над ними, как надсмотрщик. Он доверяет им то дело, которое они призваны осуществить на земле. И мы видим еще, с каким непостижимым терпением снова и снова, несмотря на все страшные грехи и преступления, Господь дает им возможность ответить на Его доверие, на Его любовь. Однако это не означает, что праведного суда Божия не существует. Все кончается тем, что Господь, как мы слышали, предает смерти злых делателей, забирает виноградник у них и передает его другим.
Со времени пришествия Христова новый виноградник Божий распространяется по всей земле. Весь человеческий род включается в этот виноградник. И этот новый виноградник — Церковь Христова с апостолами, мучениками, святителями, исповедниками, преподобными, благочестивыми царями и царицами — теми, кто достойно трудится в Господнем винограднике. Это «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел», как говорит нам слово Божие (1 Пет. 2, 9). «Якоже красный плод спасительного сеяния», приносят Господу добрые виноградари свой труд, и будут приносить Ему до скончания века.
Однако эта притча Господня — о злых виноградарях. И она касается не одного только Ветхого Завета. Вся Церковь наша — виноградник Господень. Каждая душа человеческая, говорят святые отцы, это своего рода виноградник. И подобно тому, как хозяин винограда в притче не получил ни одной кисти виноградной, точно также Бог очень часто не получает духовных плодов от многих людей, которых Он любит. Что за опустошение над нашей землей прошло в недавние годы? Сам диавол иссушил почти весь виноградник. И Господь предупреждает, что будет горшее. Сын Человеческий, говорит Он, придя, найдет ли хоть одну виноградину на земле?
Кто же будет виновен в этом более всего? Мы знаем, что князь мира сего, все более утверждающий свою власть в этом мире, зная, что ему мало осталось времени, все более неистовствует, все более утверждает свое господство, «тайну беззакония», о которой говорит апостол Павел в Послании к Солунянам (2 Фес. 2, 7). Но она действует не только во внешнем мире — говорят святые отцы — она касается и самой Церкви, потому что, в конце концов, «человек беззакония», как говорит апостол, придет и в храме Божием сядет, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2, 4).
Совершенно понятно, что более всего противостоять «тайне беззакония» должны те, кто поставлен Господом трудиться над возделыванием душ человеческих; те, кто ответственен перед Богом за духовное состояние народа. А в чем же будет их вина? Как смогут эти люди дойти до отвержения Самого Бога? Вот притча о злых виноградарях показывает, сколь ужасным может быть возрастание во зле. Чем больше Господь проявляет милосердие по отношению к делателям виноградника, тем более они утверждаются в своем зле.
Мы видели ряд явлений неправедного суда злых виноградарей, пока они не доходят до убийства Сына Хозяина виноградника. Все начинается с утраты чувства реальности, утраты страха Божия. Каждый человек, живущий духовной жизнью, может знать, что можно потерять страх Божий, потерять благодать. Что можно с небрежением относиться к святыне. Слово Божие говорит: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). А если человек проклят, значит, лишен благодати. Значит, он подчиняется князю мира сего, силам зла. Он становится на тот самый путь, по которому шли злые виноградари.
Чтобы понять нашу ответственность, в особенности ответственность тех, кому вручен виноградник Божий, мы должны увидеть, что все подробности притчи имеют значение. С самого начала притчи говорится, что Господь дал делателям для служения ограду, башню и точило.
Точило в винограднике — место, где получают сок и вино. Согласно изъяснениям святых отцов, это тайна обетованного Мессии, истинного Спасителя рода человеческого, в ожидании Которого жили все в Ветхом Завете — и в чаянии Второго Пришествия Которого живем мы. «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет» (Ин. 7, 37), говорит Господь, обращаясь к таким людям. Башня, говорят святые отцы, означает древний Иерусалимский храм — предтечу Церкви Христовой, где совершались преобразовательные жертвоприношения. И также она — все храмы самой Христовой Церкви. Но она, кроме того — наблюдательная башня, с которой наблюдали и должны наблюдать всегда за приближением врагов, в особенности, когда наступает время созревания плодов. Это назначение башни лучше всего, наверное, помогает нам понять, как совершается постепенно «тайна беззакония» в Церкви. Ведь и ограда, которой был обнесен виноградник, существует для тех же самых целей. Ограда — то, что отделяет виноградник от невозделанной земли и то, что должно защищать виноградник от воров, от диких зверей. Неогороженный виноградник открыт для разорения. Если ограда где-то оказывается разрушенной — тот, кому не все равно, что делается с виноградником, постарается немедленно восстановить ее. И в духовной жизни существует ограда. Как говорят святые отцы, это заповеди Божий. Прежде всего, оградительный древний закон: не убивай, не воруй, не блуди. Эти запреты не утесняют свободу человека, как мы знаем, но защищают человека, ограждают его, хранят его свободу. Без этой ограды человеческая жизнь станет подобной винограднику, который могут вытоптать и пожрать стада диких свиней. Есть и другие ограды в винограднике Господнем. Это таинства Церкви, Тайны Христовы, перед которыми мы молимся: «Не бо врагом Твоим тайну повем». Это догматы и каноны, и все установления церковные, которые должны храниться от всякого злого поползновения на них.
Когда не будет у делателей виноградника заботы об ограде, тогда придет его запустение и гибель. Пусть не думает кто-нибудь, что он простой мирянин и какой с него спрос. Если ты принял дар Духа Святаго, ты тоже делатель, какое бы место ты ни занимал в Церкви. И пусть не скажет кто-нибудь, что он заботится только о своем личном благочестии и остальное его не касается. Что значит твое благочестие, если тебя не заботит, что весь виноградник гибнет у нас на глазах? Нам всем дал Господь виноградник и снабдил его всем необходимым, чтобы мы достойно исполняли свой главный труд. Мы все облечены доверием Божиим, и все свободны отнестись к этому дару так, как нам заблагорассудится.
Однако и для нас всех приближается день, когда мы должны будем предстать пред Господом с отчетом, что мы сделали с тем, что Он нам вручил. Все мы должны будем дать ответ на последнем и Страшном Суде Господу об этом. И выбор, перед которым мы стоим, как показывает Крест Христов, оказывается предельным. В этом мире, лежащем во зле, существуют зло и смерть. Когда зло раскрывается до предела, человек становится либо мучеником, либо убийцей. До такого предела дойдет жизнь, что иного выбора не будет дано никому.
В притче ясно показано, что Христос знает, что ждет Его впереди и каким путем должна идти Его Церковь. Он сознательно восходит к смерти, чтобы отдать Себя за спасение всех, чтобы стать краеугольным камнем, на котором строится жизнь и без которого, чему теперь, казалось бы, должно стать свидетелем все человечество, рушится все. Отвержение и смерть ожидают Господа и Церковь Его, но это все для того, чтобы изнести милость, и суд, и победу для любящих Его.

Комментирование запрещено