Неделя 26-я по Пятидесятнице

Слово протоиерея Иоанна Монаршека в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

В Боге Богатейте (Лк. 12, 16-21)

Притча о безумном богаче, которую рассказал Господь, научает нас готовиться к вечной жизни и богатеть добрыми делами, добродетелями: верой, надеждой, любовью; богатеть душой, а не телом и богатствами земными: хлебом, одеждою, машинами, домами. Господь создал человека по великой Своей любви, и Он не мог оставить Свое творение без Своего Промысла, без Своего попечения. Человеку нужно помнить, что Бог недалеко, Бог не оставит его без пищи, и, если Бог дает дары человеку, их не нужно прятать, собирать на долгие годы; не нужно в мыслях богатеть, не нужно копить. Надо иметь надежду на Бога — Он и вчера, и сегодня, и завтра видит нас, промышляет о нас и поможет нам.
Но посмотрите на богача. Он утешает себя, свою душу: «Душе моя, покойся, ешь, пей, веселись». Это слова большинства людей нашего времени. Сегодня нас захватывает потребность плоти больше, чем потребность духа и души. Мы сегодня думаем и работаем только для того, чтобы накормить плоть, обогреть ее, одеть и дать ей возможность повеселиться. Наверное, и войны между государствами, народами, племенами и даже родными ведутся из-за богатства.
Да, необходимо питать свою плоть, потому что она — храм Духа Святого, но при этом не нужно забывать и о душе. Пресыщенная плоть толкает человека в пороки и грехи. Он становится немощным, теряет здоровье, если думает только о том, чтобы поесть, попить и повеселиться. А Господь говорит: «Не хлебом одним будет жить человек» (Мф. 4, 4).
Вина евангельского богача, да и многих богатых людей, состоит в том, что они заботятся о временном богатстве, забывая о духовном, вечном. Дело не в богатстве, а в отношении к нему. Не нужно творить для себя маммону, идола. Бог говорит богатому: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут от тебя, кому же достанется то, что ты заготовил» (Лк. 12, 20). Богатые люди ожидают только веселия и радости, но покоя себе найти не могут. И вот наступает смерть, о которой Господь говорит: «…душу истяжут в сию ночь».
Богач видел великий урожай, радовался, но вместо того, чтобы поблагодарить Бога за сей дар, он безпокоится, где эти дары разместить, где их будет хранить, как вор, который нашел кошелек на улице и думает, куда его спрятать. Богач не делал ничего особого, чтобы появился такой урожай. Бог даром дал дождь, даром грело солнце, даром все росло. Но получившего сей дар охватила жадность и эгоизм: «…душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Богач говорит о душе, а думает о своем теле. Безумный! Он хочет сделаться хозяином времени и жизни. Но Бог говорит ему: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?»
Не в нашей власти день рождения и не в нашей власти день смерти. Наша жизнь рассчитана до минуты, и она — в Божиих руках. Жадный, думая о теле и его услаждении, внезапно лишается всего, и богатство остается другому; тело уходит в землю, в могилу, а душа — в ад. Внезапная, наглая смерть страшна. Важно перед смертью поболеть телом и выздороветь душой, покаяться, причаститься, дать наставление своим детям, внукам, спокойно проститься с этим миром и приготовиться к жизни вечной. В ином мире нет ничего временного и проходящего, но все вечно: и радость, и мука.
Эта притча касается каждого из нас. Мы все — богатые, хотя многие могут сказать, что у них ничего нет. Но наша жизнь, наше здоровье, различные дарованья: таланты, ум, прекрасный голос, материальный достаток — разве это не богатство? Все наши таланты — это Божий дар. Апостол Павел говорит: «Что ты имеешь, чего ты не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Вы уже пресытились, вы уже обогатились…» (1 Кор. 4, 7, 8).
Все богатства, таланты и дарования служат нам, но для одних они являются лествицей, восходящей на небо, а для других — дорогой в ад.
Часто люди любой ценой, обманом, притеснениями, неправдой приобретают свое земное богатство. И даже просят Бога дать им как можно больше этого навоза, потому что земное богатство и есть навоз. И это даже оскорбительно для Бога просить у Него навоза.
А душа голодает, плачет. Бог забыт. Молитвы и поста нет. Щедрости и милости нет. И сегодня все люди думают только об одном — как разбогатеть. И богатеют — пустословием, клеветой, лукавством, ложью, фальшью, себялюбием, блудом. Даже не слышат, что говорит Бог: «Безумне, в сию ночь душу твою истяжут от тебя» (Лк. 12, 21). Это приговор всем, кто нарушает заповеди Божии.
Время нашей жизни земной — это хранилище, куда мы думаем собрать все богатства на многие годы. Но время так скоротечно, что мы забываем про него и теряем его вместе с накопленными богатствами. А смерть неумолима, она никого не пожалеет: ни богатого, ни бедного. Настоящее богатство земной жизни — это познать Бога, познать истину, и богачом окажется только тот, кто богатеет в Бога. Апостол Павел заповедует нам: «Не участвовать в делах тьмы» (Еф. 5, 11), то есть не грешить. Вот это богатство, которое мы обязаны собирать и копить. А все земное богатство употребим на приобретение небесного сокровища. Земную жизнь нашу посвятим познанию Бога, познанию самих себя и не будем терять времени.
Во временном земном богатстве никто не нашел подлинного веселия и радости, но наоборот: страдания, переживания и разочарования. Причина радости у христиан в другом — Бог всегда с нами. Он нам помогает, о нас промышляет, Он дает нам обещание о нашем спасении, воскресении и вечной жизни. Радость наша заключается в том, что мы можем себя сознавать сынами не только земли, но и Неба. И если Бог дал тебе дар богатого урожая, не прячь его, а поделись с неимущим. Блаженнее давать, нежели брать и собирать. От этого придет к тебе радость и удовлетворение. Милость Божия и Его благословение. Аминь.
2015г.

Беседа протоиерея Димитрия Константинова (+2006г.) в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Притча о богатом человеке

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 16-21).
Эта притча отражает распространеннейшую психологию тех, кто не хочет или забывает подумать об итогах своего земного пути. Эта притча говорит о распространеннейшем человеческом заблуждении — видеть в повседневной действительности устойчивые формы своего бытия. Эта притча говорит о весьма часто встречающемся человеческом заблуждении, принимающем иллюзию постоянства окружающей нас действительности за подлинную реальность. Мы в жизни часто действуем, живем, планируем свою жизнь так, как будто все окружающее нас, и мы сами будем пребывать в этом состоянии, если не вечно, то, во всяком случае, какое-то неограниченное число лет. Нам кажется, что все всегда будет так, как было, например, сегодня. И если мы иногда и вспоминаем о неизбежном конце и нашей личной жизни и конце этого мира, то мы или гоним поскорее эту мысль от себя, или стараемся воспринять все это, как нечто еще весьма далеко от нас отстоящее. А пока… А пока — «покойся, ешь, пей, веселись».
И эта психология не единична и не случайна. Она всегда была свойственна людям, она всегда действовала на людей, как своего рода психологический наркотик, уводящий их от подлинной действительности в дебри фантазии. Ибо, если не как правило, то весьма часто, представление человека о будущем отрезке своей жизни весьма мало бывает похоже на то, что случается в действительности.
Мы весьма склонны сознательно и бессознательно забывать, что в любой день, вопреки нашим планам и предначертаниям, мы можем уйти из этой жизни. Мы весьма склонны забывать, что всегда имеется опасность, что вообще наша планета прекратит свое существование и на ней прекратится всякая жизнь. Мы весьма склонны забывать, что ежедневно нас подстерегают десятки опасностей, мимо которых мы пока проходим, хранимые свыше. Но ведь не всегда бывает так. Может неожиданно прийти день, когда совершенно иногда незначительное обстоятельство, на которое можно было бы и не обратить внимание, приведет к катастрофическому концу.
Мы весьма уверенно планируем нашу жизнь, наши личные дела, стремимся к достижению какого-то, как нам кажется, желательного для нас положения в обществе, на работе, на службе; мы иногда откладываем и усиленно копим, подобно евангельскому богачу, какие-то материальные средства и сбережения для какого-то неопределенного будущего; мы покупаем вещи, далеко не всегда нужные нам в данный момент, тоже с расчетом на это весьма уверенно представляемое нами будущее. И мы не хотим поверить, или просто подумать о том, что ведь этого будущего может и не быть, И в этом отношении, надо сказать, много людей живет в мнимой действительности. Мнимой, потому что их представления о будущем часто бывают мнимыми по многим совершенно непредвиденным ими причинам.
В евангельской притче человек, весьма уверенно думавший о своем будущем и усиленно собиравший богатство для этого будущего, назван безумным. Это слово безумный в духовном плане относится и ко всем тем, кто живет по принципу евангельского богача, не думая об относительности и эфемерности всего того, что так занимает его в жизни. Мы в этом отношении часто бываем похожими на детей, увлекшихся игрушками и забывшими, где они находятся, и что с ними в действительности происходит. На первый взгляд это утверждение кажется странным, но это именно так. Евангельский богач тоже думал так. Он весьма широко задумал воспользоваться имевшимися у него возможностями, но не смог этого сделать, потому что в ту же ночь умер.
И не повторяется ли часто на наших глазах история этого человека? Разве мало в нашей жизни встречалось случаев, когда люди сегодня, полные жизни и энергии, говорили нам о своих планах, планах, касавшихся исключительно этой земной и весьма непрочной действительности, а завтра оказывались мертвыми. И когда это случалось, все ужасались и говорили о какой-то преждевременной смерти, как будто смерть может быть только своевременной. Не повторялась ли в этих случаях, как и во многих других случаях, притча о богатом человеке?
Что же делать, скажут нам, как же надо жить? Нельзя же совершенно пренебрегать этой земной жизнью и жить только мыслями о смерти? Нет, этого делать не надо. Так жить могут только избранные, посвятившие всю эту жизнь одной цели — подготовке к будущей жизни. И этого от всех совершенно и не требуется. Надо жить этой земной жизнью, полностью раскрывая в ней все те таланты и дарования, которые дал нам Господь. Надо ценить и любить эту дарованную нам жизнь. Надо уметь правильно ее прожить, прожить так, чтобы не было стыдно и жаль за нелепо истраченное время. Но, живя, в этом мире, никогда не надо забывать, что эта жизнь скоротечна и временна, и не прилепляться к ней, как к чему-то прочному и единственно постоянному. Надо уметь жить двупланно. Живя в этом мире, никогда не уподобляться евангельскому богачу, т. е. не забывать о том, что, быть может, очень скоро наступит конец этой жизни. Надо, как говорят христианские подвижники, всегда иметь память смертную, т. е. помнить, что рано или поздно, но мы уйдем из этой жизни. И вот, живя здесь, трудясь, творя и созидая необходимые для нас формы, жизни, надо уметь вместе с этим рассматривать их как своего рода подготовительный класс для жизни иной, жизни вечной. Этот подход, повторяем, отнюдь не должен вести к умалению или ущемлению многообразия нашей земной жизни, к ее обеднению. Отнюдь нет. Но указанный подход неизбежно приводит нас к переоценке многих ценностей, приводит нас к признанию относительности того, что для евангельского богача казалось нечто абсолютным и неизменным.
Не только религия, но и современная наука утверждают, что, кроме видимого нами мира, существует мир и невидимый, недоступный нашим пяти органам чувств. Они слишком грубы и несовершенны, чтобы ощутить и познать его. И, именно, наша земная жизнь подготовляет человека для перехода в этот мир иного бытия, иных измерений, иных ощущений, иного мировосприятия. Мы в подготовительном классе. Этот класс надо пройти так, чтобы совершенно естественно и органически совершился переход в другой высший класс. Надо наладить свою здешнюю жизнь так, чтобы в любой момент мы могли бы безбоязненно перейти в другой план бытия и дать отчет о том, что мы здесь делали.
В мире существуют два плана бытия: вечный и временный. И ошибка многих и многих людей заключается в том, что они временное принимают или воспринимают как вечное и в этом ошибочном направлении действуют всю жизнь. Поэтому они часто совершенно не готовыми заканчивают данную им жизнь и совершенно не подготовленными находятся на пороге того нового, что стоит перед ними за порогом этой жизни. Эту ошибку совершил евангельский богач. Эту ошибку совершили и до него и после него миллионы других людей. Об этой коренной жизненной ошибке предупреждает нас христианство устами своего Основателя. Об этой ошибке совершенно особо говорит нам притча о богатой человеке, возложившем все свое упование на успех в земной жизни. Об этой ошибке говорим еще раз мы сегодня. Эту ошибку нельзя совершать. Надо всегда помнить о многообразии форм бытия во вселенной, о том, что нам рано или поздно придется войти в план другого бытия и о том, что мы, живя здесь, одновременно должны быть готовы к этому вхождению.

Слово архиепископа Павла (Павлова), Сиднейского и Австралийского (+1995г.), в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

На Евангельскую притчу о неразумном богаче

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Возлюбленные, о Господе, братья и сестры. Господь говорит: “кто не со Мною, тот против Меня, кто не собирает со Мною, тот расточает”.
Бывает так, что человек трудится всю жизнь, заботится, беспокоится, собирает имение и думает, что вот, собрал он большое стяжание и хватит ему на многие годы. Но оказывается, этому стяжанию нет никакой цены, потому что собрано оно без Господа. Нет там Господа и никакой цены оно не представляет. Значит и все труды его были безполезны и никакой пользы ему не принесут. Единое истинное богатство и стяжание ценное, которого человек не лишается здесь на земле, но берет с собою за порог этой жизни в пакибытие, — это та богатство, которое он стяжает о Господе и с Господом.
Как же стяжать имение и богатство с Господом Богом? Для этого нужно всю свою деятельность, все свои стремления сообразовывать с верой Христовой, со святыми заповедями Евангельскими; стараться жить так, чтобы духом жизни был Христос и больше никто, и воодушевляться Его обетованиями. Вот тогда и соберем мы богатство, которое “о Христе” и которое от нас никто никогда не отнимет. Его мы никогда не лишимся, если сами не захотим его расточить.
Мы живем в мире, дорогие братья и сестры, в котором имеются как бы две области: область добра и область зла, область истины и область лжи. Настоящим имением, настоящим богатством, подлинным и целым, которого никто у человека не украдет, является то, что принадлежит добру и что принадлежит истине. Но истина и добра принадлежат Христу. Поэтому и понятно будет, что тот кто не трудился и не собирал вместе с Господом, не смог приобрести для себя никакого добра и никакой истины. И то, что он имеет, это есть призрачное, не настоящее, не ценное. Поэтому чего бы он не делал, как бы он не трудился, все труды его будут напрасны и все усилия его будут совершенно без всякого результата, только сплошная трата и сил, и времени.
А мы, православные христиане, призванные к Царству Небесному, должны здесь на земле уготовать себя и приобрести себе все нужное для пакибытия и это нужное богатство есть добро и истина. Для этого мы должны много трудиться, работая вместе со Христом в духе святаго Евангелия и нашей христианской веры. Аминь.

Толкование протоиерея Александра Свирелина (+1906г.) в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

От Луки, Гл. 12, Ст. 16-17. Сказал Господь притчу сию: у одного богатаго человека был хороший урожай в поле; И он разсуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собирать плодов моих.
К прежнему богатству богача прибавилось еще больше; у него оказался хороший урожай в поле. Казалось, жизнь его будет еще счастливее; но вот в сердце его раждаются новыя заботы: он не знает, что ему делать с своим богатством, куда девать его, где поместить уродившееся? Нет свободнаго места для новаго урожая!
Ст. 18. И сказал: вот, что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большия, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое.
По довольном размышлении с собою, он надумал сломать старыя житницы, наполненныя хлебом, высыпать из них хлеб и построить новыя, более пространныя, чтобы поместить в них и старое и новое богатство.
Ст. 19. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Задумавши построить новыя житницы, богач мечтал долго прожить на земле, и жить в удовольствие себе: покоиться, есть, пить и веселиться; о Боге и о приготовлении к вечности не думал и не заботился. Так мечтал он жить и жестоко обманулся в своих расчетах.
Ст. 20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Страшный суд Божий постиг его и — разбил в прах все сладкия мечты его. В то самое время, когда он хотел создать себе счастие на земле, ему сказано, что он умрет в эту ночь и перейдет в другую жизнь, о которой он нисколько не помышлял; а о богатстве его было замечено, что он его не возмет с собой, и оставит на земле, неизвестно кому.
Ст. 21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Здесь содержится нравственное назидание, выведенное из притчи. Смысл его следующий; «То, что случилось с богачем, изображенным в притче, может случиться и с каждым из нас, если будем собирать и умножать свое богатство, и не будем богатеть в Бога». Богатеть в Бога значит пользоваться богатством, как даром Божиим с чувством живейшей благодарности к Богу и оказывать дела милосердия, эти истинныя сокровища, которыя не подлежат никаким превратностям в мире и за которыя Господь в загробной жизни удостоит небеснаго вечнаго царства.

Поучение святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

О лихоимстве

Возлюбленные братия!
Во время странствования Господа нашего Иисуса Христа на земле однажды некоторый неизвестный человек принес Ему жалобу на брата своего по случаю происшедшего между ними несогласия при разделе имения (Лк. 12:13-21). Царство Господа — не от мира сего (Ин. 18:36). С кротостию и смирением отвечал Господь просившему суда Его в земном деле: человече! кто Мя постави судию или делителя над вами? Не земные дела составляют предмет послания на землю вочеловечившегося Бога-Слова! Потом, возводя тяжущихся братьев к правильному взгляду на себя, на земную жизнь и ее блага, Господь присовокупил: Блюдите и хранитеся от лихоимства: яко не от избытка кому живот его есть от имения его, т.е. продолжительность земной жизни зависит не от имения. Лукава страсть лихоимства: Господь заповедует против нее бдительность, чтоб она не вкралась в душу неприметным образом. Пагубна страсть лихоимства: Господь заповедует охраняться от нее. Эта страсть, стремясь открыть себе вход в душу, обыкновенно представляет человеку долговременную жизнь, болезненную старость, разные превратности и случайности, могущие постигнуть человека, при которых накопленное имущество как будто должно быть единственным и всемогущим источником пособия. Господь, чтоб поразить страсть лихоимства в самом ее начале, в основных мыслях, на которые она опирается и на которых зиждется, показывает, что эти мысли вполне ошибочны и ложны, показывает, что продолжительность земной жизни с ее превратностями нисколько не находится в связи с накопленным излишним имуществом. Продолжительность земной жизни и благополучие ее истекают не от многого имущества; они истекают от благословения Божия. Когда отступит милость Божия от человека, то бедствия неотразимые и страшные приступают к нему, поражают его среди всего обилия его, среди всего могущества его. С холодностью смотрит богатство на мнимого обладателя своего, когда карает его рука Божия, и несострадательным взором отвечает на его страдальческие, прощальные взоры, которые он кидает, расставаясь против воли с тленным достоянием.
Лживость мыслей и мечтаний, обольщающих человека, когда он прилепится всею душою к богатству и возложит на него упование, Господь живописно изобразил в притче, которую сказал двум братьям вслед за наставлением о хранении себя от лихоимства. Человеку некоему богату, угобзися нива — так начинается притча — и мысляше в себе. Первое действие обильного урожая на богача состояло в том, что он занялся особенными размышлениями. Это почти всегда бывает с обогатившимися внезапно или с получившими внезапно значительное приращение к прежнему богатству. Размышляя сам с собою, богач говорил: Что сотворю? Что мне делать?.. Справедливо замечает блаженный Феофилакт Болгарский, что излишнее богатство похоже на нищету. И то и другое вопиет от затруднительности своего положения: что мне делать? Причина затруднительности при нищете — недостаток в телесных потребностях, при богатстве — излишество в них. Что сотворю, спрашивает себя богач, яко не имам где собрати плодов моих, некуда мне положить приобретенного мною богатства. Наконец, он придумал, что ему сделать, и, как бы радуясь находчивости своей, в восторге и с решительностью говорит: Се сотворю: разорю житницы моя и большая созижду, и соберу ту вся жита моя и благая моя. И реку душе моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися.Слепотствующий богач не подумал о Боге, о вечности, о нищей братии своей; он подумал только о себе, подумал гибельно для себя, потому что забыл о назначении души и предначертал ей, в мечте своей, всеконечное порабощение телу. Не подумал он о Боге, Который, благодетельствуя ему, призывал и его к благотворительности. Не подумал он о вечности, куда необходимо предпослать милостынею часть имения, чтоб там не оказаться нищим, недостойным райского чертога. Какою неверною мечтою льстит себя богач! Он говорит, что имущества его достаточно на многое время, разумея под этим, что жизнь его будет продолжаться так же долго или еще дольше; на этой суетной, зыбкой мечте он основывает свои распоряжения. Состояние самообольщения есть общее для всех любостяжателей и миролюбцев. Земная жизнь представляется им вечною. Мысль о смерти совершенно чужда им, как бы мысль о событии, никогда не могущем иметь к ним никакого отношения. Какие предположения основывает ослепленный богач на своем обогащении? Он, как выражаются в мире, хочет хорошо пожить. Что значит в этом смысле хорошо пожить? Значит: сладко, много есть и пить, предаваться развлечениям и увеселениям, прелюбодействовать, роскошествовать, тщеславиться, удовлетворять всем своим похотениям и прихотям. Если повнимательнее посмотреть на мир, то найдем, что евангельская притча о богаче может служить зеркалом для всех нас: не все мы постоянно увлечены мечтаниями богача, но все по временам более или менее увлекаемся ими.
Когда с услаждением так мечтал богач о предстоящей ему греховной жизни, внезапно изречен против него приговор Божий. Рече ему Бог: Безумне! в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут? Случившееся с богачом случается с каждым человеком, забывающим Бога и предающим себя всецело в служение греху. В то время как такой человек достигнет конца своих желаний, как устроит свое положение наилучшим образом, посылается Богом смерть или попускается какая-нибудь превратность, — и самое прочное земное благосостояние рушится. Это выразил и Господь словами, которыми Он заключил притчу: Тако собираяй себе, а не в Бога богатея.Таков плод сребролюбия, лихоимства и вообще усиленного стремления к приобретению имущества, стремления, совершающегося под исключительным направлением самолюбия. Господь назвал самолюбивого богача безумным, потому что этот богач, ослепляемый самолюбием, действуя в самообольщении как бы единственно в свою пользу, действовал по самой вещи против себя, низводя себя с высокого достоинства человека, сотворенного для вечности, долженствующего действовать на земле для неба, долженствующего всегда предоставлять господство душе над телом. Богатеть в Бога значит проводить жизнь богоугодную. Земная деятельность, направленная по евангельским заповедям, доставляет душе нетленное богатство: познание Бога и себя, веру, смиренномудрие, любовь к Богу и ближним. Такая деятельность правильно распоряжается земным достоянием как даром Божиим и правильным распоряжением претворяет тленное имущество в нетленное, переносит сокровища свои с земли на небо. Перенося милостынею тленное имущество свое на небо, христианин неприметным образом перенесет на небо сердце свое, как сам Господь засвидетельствовал: Идеже сокровище ваше, ту и сердце ваше будет (Лк. 12:34). Такой христианин будет жительствовать на небе помышлениями, влечениями, чувствованиями своими, как жительствовал там апостол, который еще во время своего пребывания на земле возвестил о себе: Наше житие на небесех есть (Флп. 3:20). Аминь.

Поучение протоиерея Иоанна Поспелова (+1910г.) в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Как пагубно неумеренное веселье?

Из святаго евангелия мы слышали, христиане, притчу Господню о богатом человеке, который не знал, куда девать дарованныя ему земные плоды; так много послал ему Господь. И что же делает богач? Вместо того, чтобы избытками своими поделиться с неимущими, бедными, братиями Господними, вместо того, чтобы принесть часть добра в храм Божий, в благодарность ко Господу, Который даровал ему такое обилие благ, он строит новыя кладовыя, собирает в них все свое добро и говорит своей душе: душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись…. Безумный! говорит ему Бог, в сию же ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает, слушатели, с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лук. 12, 19 — 21).
Кажется эта притча и не относятся к нам, слушатели; между нами нет таких богачей, как упоминаемый в ныне чтенном св. евангелии; мы люди не богатые, иные чуть не нищие. Но, други мои, не тот один не богатеет в Бога, кто пресыщается своими сокровищами, а и тот, кто, при малом своем имении, мало помнит Бога, не заботится о себе, о своих ближних, об улучшении своего состояния, и говорит своей душе: душа! хоть у тебя немного есть, но на сегодня достанет; почивай же, ешь, пей, веселись!… И тот не богатеет в Бога, а прогневляет Царя небеснаго, кто, имея только несколько грошей, говорит себе: и на то можно повеселиться, что есть у меня, идет и пропивает последнее. Еще богачу извинительнее повеселиться, чем небогатому, или бедному; у богатаго достанет и на веселье, и на семью, и на других ближних, бедных; а тому, кто имеет мало, но веселится, или хочет веселиться, и на свое веселье употребляет иногда последнее, тому так гулять, или веселиться совсем неприлично.
И до чего иногда доводит нас веселье? уже не говорю, что оно совсем растроивает состояние, что бедный становится от него еще беднее; очевидно, будешь ли богат, когда прогуливаешь последнее? любящие веселиться это сами хорошо знают; я хочу указать на главное, на душу, которая несравненно дороже всякаго состояния. Что приобретает себе душа того, который готов веселиться каждый Божий день?… Увы его душе! О тех, которые предаются веселию до безчувствия, говорить нечего; те уподобляются часто скотам несмысленным, ибо иногда сами не знают, что говорят и что делают, и Боже мой! чего-то не скажет, чего не готов сделать в такия минуты человек! Где мысль о Боге, о служении Ему, Создателю небесному, о любви к Нему всем сердцем, всею душею, всем разумением (Матф. 22, 37), всем существом нашим? Какое тут служение Богу в безчувствии? тут служение своему чреву, тут служение только бесу. Но и тот, кто думает в меру и благородно повеселиться, как часто, из за пристрастия к веселью, забывает благородство, забывает, что он должен делать для Бога и для ближняго! Празднословие, смех неподобный, невоздержание, иногда нарушение св. поста, обыкновенные грехи любящаго попить, поесть, повеселиться. У преданнаго веселью и ум бывает разсеян; пост и молитва, это жизнь нашей души, эта святая беседа наша с нашим Царем небесным, бывает разсеяна и оскорбительна для Господа. Разсеянный дома ли на молитве, в храме ли Божием, блуждает мыслями далеко от храма Божия и от Бога. Словом, преданный веселью, едвали что и может делать для спасения своей души, потому что нам велено со страхом и трепетом совершать свое спасение (Филип. 2, 12), а не веселясь плотски, и как сам Спаситель возвещает горе смеющимся ныне (Лук. 6, 25).
Други мои, умоляю вас, ради Бога не будем преданы этому мирскому, пагубному для нас веселью; не для того нам дана жизнь, чтобы только пить, есть, да веселиться, а для того, чтобы добрыми, святыми делами заслужить будущую, блаженную жизнь на небе; никогда этого не забудем. Побережемся, чтобы Господь не позвал нас к Себе на суд вовсе неготовыми… Убоимся, чтобы нам не услышать тот грозный голос Господа Бога, какой услышал богач: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; а что ты приготовил для будущей жизни? Господи! помилуй нас. Аминь.
1885г.

Комментирование запрещено