Память великомученика и целителя Пантелеимона

Слово святителя Николая (Могилевского) исповедника, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского (+1955г.), в день святого целителя Пантелеимона после вечерни

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Еще раз поздравляю вас, боголюбивые, с престоль­ным праздником нашего храма! Вот, многие из вас го­рячо молились сегодня, и видел я даже — проливали слезы умиления. Но хорошо это только в том слу­чае, если при этом стараемся мы и исправлять свою жизнь, напрягаем силы к тому, чтобы творить волю Божию: никого не обижать, не осуждать, не сплетни­чать, не злословить. Так ли это у нас?! Два дня был у нас праздник в храме, и, глядя, как вы молились, можно было подумать, что отрешились вы от всего земного, чтобы всей душой предаться Богу. А на са­мом деле (не стоило бы, может быть, сегодня гово­рить вам об этом), едва вышли вы за порог храма, как уже начинаются у вас сплетни, пересуды, даже прямая клевета. И на кого же вы клевещете? На своих пасты­рей, на духовных руководителей, которые ведут души ваши ко спасению! Вот хворал отец архимандрит, и вы не раз спрашивали меня здесь, а я не раз сообщал вам а его здоровье. И находятся все же люди, которые пи­шут мне безымянные (как называют их, «анонимные») письма, что я будто бы виновен в его болезни, что я — его убийца! (Владыка плачет…) Пишут по­стоянно и в Москву разные небылицы. Был у нас про­тодиакан Попенко. Сам он захотел уехать в другой го­род; а теперь обвиняют нас, что мы его удалили отсюда. Други мои! Если вам что-нибудь не нравится в поведении моем или отца архимандрита (и мы ведь «чело­веки» и можем ошибаться!), имейте мужество прий­ти к нему или ко мне и лично объясниться: так и так, то и то мне не нравится. И мы разъясним вам недоуме­ния ваши и ответим на вопросы, которые вы нам зада­дите. А если пишете письмо, то указывайте свой адрес и фамилию, и мы опять-таки вызовем вас для беседы. Это будет и честно, и обоюдно полезно. Но писать без подписи, это значит — прятаться в кусты. Недостойно это верующего человека! Это ли — дух христианского милосердия и святой любви? Как же мы надеемся сами получить у Бога милость и прощение грехов, если пи­таем такую непримиримую злобу на другого человека? Да не будет же у нас этого больше? Умоляю вас, други мои, подумайте об этих словах моих, и молитвами свя­того Великомученика и Целителя Пантелеимона да ис­целит Господь наши душевные недуги! Аминь.
27.VII/9.VIII 1953г.

Слово архиепископа Феофилакта (Курьянова), Пятигорского и Черкесского, в день памяти святого великомученика Пантелеимона

Уважаемые отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас тепло и сердечно поздравляю с днем памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, когда мы собрались в этом храме, чтобы совершить нашу молитву и выразить пред Богом нашу надежду.
Каждый из нас очень часто размышляет о благах и милостях, которые хотел бы получить от Бога. И мы немало времени проводим в таких мечтаниях, мы даже что-то делаем для того, чтобы достичь, чего мы хотели бы. Например, сейчас мы очень часто, смотря на то, что происходит вокруг, когда пожарища уничтожают леса и деревни, говорим: «Вот бы пошел дождь!»
Но одно дело желать и произносить словами, а другое — что очень важно — молиться и верить, являя веру делами собственной жизни. Проще говоря, когда мы просто чего-то хотим, мы этого, как правило, не получаем. Можно, конечно, сидеть дома, испытывать жажду и говорить: «Вот бы сейчас попить воды». Но пока ты не встанешь и не пойдешь к колодцу, чтобы почерпнуть воды, ты не перестанешь испытывать чувство жажды.
Также любое обращенное к Богу прошение должно иметь внутреннее расположение к этому, — «вот, как было бы сейчас хорошо…», — а надобно идти и делать то, чего желаешь. И если то, чего ты желаешь, сейчас в руках Божиих, значит пришло время придти в храм и совершить молитву, чтобы Господь, в руках Которого то, чего ты желаешь, тебе это подал.
Святой великомученик и целитель Пантелеимон всей своей жизнью и мученическим венцом засвидетельствовал верность Богу. Он не только желал людям доброго. Нередко говорят, что человек неплохой, ничего плохого людям не желает, но и доброго не делает. Человек добрый — не тот, кто плохого не делает, а кто доброе творит. Перед молодым Пантелеимоном простиралось неплохое будущее, но, чтобы его достичь, ему нужно было отречься от своей веры. Но он выбрал исповедание Христа. Его жестоко мучили те, кто не раз от него же получал многие блага, кому он был верен, кому служил и помогал, кого он исцелял и лечил.
Но, несмотря на это, злой мир, восстав на святого угодника Божия, разгорячил сердца нечестивых людей, и те умертвили исповедника.
Приняв мученическую смерть, святой Пантелеимон не лишил себя самого главного — твердой веры в Бога и общения с ним. Это то самое важное, что воплощает наши добрые желания в жизнь.
Сегодня я хотел бы каждому из нас пожелать, чтобы, прежде всего, от святого угодника мы бы приняли дар исцеления собственной души, собственной совести. На пути к Богу, благодаря чистой совести и светлому сердцу, мы сможем замечать тех людей, которые нуждаются в нашей помощи и нашем участии. Помолимся великомученику и целителю Пантелеимону, чтобы по его молитвам Господь укротил всякую страсть и немощь не только в нас самих, но и в тех людях, кто находится рядом с нами и тяжело страдает от разного рода недугов и заболеваний. И наконец, помолимся, чтобы по молитвам святого великомученика и целителя Пантелеимона, Господь каждому из нас даровал бы крепость веры, в каждом из нас пробуждая совесть, возбуждал бы нас к доброделанию.
Дай, Господи, чтобы и сегодняшний день торжества и нашего Евхаристического общения, послужил укреплением наших духовных уз, которые бы пред Богом явились драгоценнейшим даром, через который Господь бы нас щедро благословил.
Храм святого мученика Меркурия, г. Смоленск, 9 августа 2010 г.

Слово митрополита Филарета (Вознесенского), Восточно-Американского и Нью-Йоркского (+1985г.), в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона


В древности, когда речь велась о мучениках, они именовались «свидетелями», согласно тому, как Господь Иисус Христос говорил апостолом об их будущем служении: «Вы будете Мне свидетелями всюду». И в самом деле, какое свидетельство может быть сильнее, чем то, которое человек готов запечатлеть своею кровью и жизнью, как это делали святые мученики. Ведь не могли же не задуматься над тем, что за сила такая у человека, пред которой все блага земные лежат, а он от них отворачивается и избирает страшные пытки и мучительную смерть. Помогает какая-то особая сила и сердца его касается особая истина.
Вот смотрите, великомученик Пантелеимон — богатый, знатный красавец юноша, пред которым всё было открытым, все пути к благополучной жизни, как ее рассматривает человечество. А что он выбрал? Мучительную смерть. Знаем мы, что до крещения носил он имя не Пантелеимон, которое он получил в крещении, а до этого он именовался Пантолеон. Это греческое имя, состоящее из двух слов, означало — во всем сильный. Это характеризовало его могучую сильную натуру. Но вот, когда он просветился светом крещения от священномученика пресвитера Ермолая и стал христианином, то в крещении получил другое имя — Пантелеимон, что значит всемилостивый или во всем милостивый. И знаем мы, как этот святой юноша разливал вокруг себя врачевание и всякую духовную помощь. А когда нужно было свидетельствовать о вере во Христа, тогда пошел на страшные пытки, радуясь, что он может засвидетельствовать этим свою верность Тому, Кого он так возлюбил всей своей чистой душой.
В наше время этого нет. Нам кровавыми пытками и мучительной смертью никто не грозит. Все-таки, с другой стороны, таково наше время, что для того, чтобы быть всегда и во всем христианином и вести себя, как христианин во всем, нужна тоже немалая сила духа, ибо мир, чем дальше, тем больше, все глубже и глубже и быстрее и быстрее катится по наклонной плоскости в бездну материализма, безумия… И христианин, который живет в этом кошмаре наших дней и хочет быть, действительно, христианином, конечно должен иметь силу духа, подобной силе той, которою жили древние мученики. Вот святой Пантелеимон и является одним из таких свидетелей, которые воочию, перед лицом язычников, свидетельствовали о свете Христовой истины, о ее немеркнувшем свете, о ее побеждающей силе, ибо на них действительно оправдывалось слово апостольское: «Сия есть победа, победившая мир — вера наша!» Аминь.

Слово митрополита Митрофана (Никитина), Горловского и Славянского, в воскресный день и в праздник св. великомученика Пантелеимона

Болезнь — это повод задуматься о наших душевных недугах

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Каждый воскресный день православные христиане собираются в храмах Божиих. Церковь повелевает, чтобы мы в воскресные и праздничные дни собирались вместе. В храме совершается молитва, Божественная литургия.
Но ещё в храме читается Священное Писание, и обычно священник обращается к прихожанам с пастрыским словом. Для чего это делается? Для того чтобы тех людей, которые назвали себя христианами, научить смотреть на жизнь очами Евангелия. Привить способность видеть самого себя, свою жизнь, то, что происходит вокруг нас не с любой точки зрения, а глазами апостолов, святых.
Для христиан это очень важно — научиться глазами Евангелия смотреть на свою жизнь. И не всегда этот взгляд похож на то, что люди говорят и думают в повседневной жизни. В Евангелии есть слова о том, что высокое перед людьми бывает мерзко перед Богом. Люди могут возвышать грех и неправду, но Богу это неугодно. И наоборот, бывает, что люди за что-то от человека отворачиваются или унижают, а Богу это угодно, потому что это доброе дело, и так Сам Господь поступал несмотря на то, что Его осуждали и от Него отворачивались во время Его земной жизни.
И если мы сегодня видим, как то, о чём говорится в Церкви, во многом совпадает с тем, что находится за оградой церковной, в этом заслуга самой Церкви, которая проповедует Слово Божие на земле уже две тысячи лет. За это время взгляды людей так изменились, что уже очень многое, сказанное в Евангелии, стало для нас нормой повседневной жизни. К сожалению, мы не всё восприняли и не всё усвоили, не все уроки уяснили. Но то, что сегодня многие люди стараются жить по Евангелию, даже ни разу не прочтя его, — следы тысячелетней проповеди христианства на нашей земле.
Сегодня мы празднуем память святого великомученика и целителя Пантелеимона, к которому обращаются с сугубой молитвой в болезнях. Когда человек заболевает, он начинает лечиться сам или идёт к врачу. Когда врач не может помочь, человек идёт в храм и обращается к Матери Божией, Николаю Угоднику, великомученику и целителю Пантелеимону. Но бывает так, что молитва человеку не помогает, и у него возникает вопрос: «А что же я сделал неправильно? Я же пришёл, помолился и поставил свечку, заказал молебен, а здоровье ко мне не вернулось».
Здесь важно понять одну вещь. С точки зрения язычников или людей неверующих, здоровье — это самая главная ценность. Но с точки зрения христианина оно не стоит на первом месте, хотя мы и признаём здоровье важным, и благодарим за него Бога. Самое важное для нас — спасение души.
Давайте зададим себе вопрос: всегда ли здоровье человеку приносит пользу? Не бывает ли так, что человек этим даром Божиим пользуется не надлежащим образом: растлевает свою душу страстями, приносит вред другим людям; пользуясь тем, что он здоров и у него нет никаких проблем, живёт так, как будто бы у него вообще не существует души, делая тело главной ценностью своей жизни?
Священники, как никто другой, знают, сколько людей через болезнь, испытания и скорбь узнали о том, что у них есть душа, и обратились к Богу. И поэтому христиане часто воспринимают болезнь не как безусловное и очевидное зло, с которым нужно бороться, но как благо, как горькое лекарство. С его помощью Господь учит человека заботиться не только о теле, но и о своей бессмертной душе, которая в очах Божиих имеет гораздо большую ценность. И если человек об этом забывает, то Господь из Своей любви напоминает ему об этом: «Вот, ты заботишься о теле, которое рано или поздно нужно будет оставить здесь, на земле. Ты земля и в землю отойдёшь. А о душе, которая пойдёт в вечность, ты вообще не переживаешь». И Бог попускает скорби и болезнь.
Мы называем великомученика Пантелеимона целителем душ и телес, потому что тех людей, которых он исцелял, он в первую очередь обращал к вере во Христа от языческих заблуждений. Будучи врачом и зная о том, что человек — существо сложное, он понимал, что нет смысла вылечить тело человека и оставить его в том заблуждении, в котором он находился. Ведь, может быть, через болезнь Господь человека призывает к Себе. И он сначала исцелял человеческую душу, просвещал людей Христовой верой, приводил их к покаянию, к таинству Крещения. А потом они исцелялись и от тех неизлечимых болезней, в которых никто не мог им помочь.
Давайте подумаем, чего от нас хочет Господь, когда с нами случаются скорби и болезни? Только лишь чтобы мы пришли и попросили Бога о телесном исцелении? Может быть, это повод задуматься о наших душевных недугах, о том, что не только с телом у нас бывает не всё в порядке? В Великом посту мы обращаемся к своей душе: «Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается».
Мы не знаем того момента, когда Господь призовёт нас к Себе. И Церковь учит нас во время болезни искать не только телесного исцеления, но, в первую очередь, задумываться о своём духовном здравии, о том состоянии, в котором человек пребывает.
Вы, наверное, слышали о святых, которые за болезнь Бога благодарили, потому что через неё исправились и укрепились в вере. Христиане смотрят на мир не так, как все. Неверующий человек, не задумываясь, скажет, что болезнь — это плохо. Христианин задумается и скажет: смотря в каком случае. Бывает, что это хорошо, а бывает, что и плохо. Хорошо — потому что человек отвращается от греха, приходит к покаянию, начинает исправляться. И за это нужно благодарить Бога.
Мы должны относиться к Богу с полным доверием, всегда помнить о том, что Господь промышляет о нашей жизни, никогда не унывать и не отчаиваться в болезнях и скорбях, которые с нами случаются, но принимать их с благодарностью — как горькое, но необходимое лекарство для нашего вразумления и спасения. Дай Бог, чтобы мы всегда были верными чадами Святой Матери Церкви, чтобы мы заботились в первую очередь о спасении наших душ и вечной жизни, ставя это на первое место и помня евангельские слова: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам» (Мф. 6, 33).
Сказано 9-го августа 2015г. в Пантелеимоновском храме Димитрова.

Комментирование запрещено