Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Слово архиепископа Гавриила (Чепур), Челябинского и Троицкого (+1933г.), на утрени в день св. Архангела Михаила

Объяснение притчи о плевелах
(Мф. 13, 24-30 — 36-43)

«Царствие Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем: но пока люди спали, пришел враг и посеял плевелы между пшеницей и ушел» (Мф. 13, 24-25).
Не о вымышленном виде злобы говорит здесь Господь. В Индии можно и теперь наблюдать, как злодей стоит на стороже и ждет поры, пока сосед его засеет поле свое: в следующую же ночь (после окончания посева) идет и там же сеет плевелы (pardinella), которыя стеблями своими ни чем не отличаются от пшеницы, и разнятся от нея только своими колосьями, так что злостный обман обнаруживается только при образовании колоса. Но плевелы восходят прежде доброго семени и разрастаются до времени жатвы пшеницы, так что бедный хозяин поля в продолжении многих лет не в состоянии избавиться от этой вредной травы.
Толкование этой притчи предложено Самим Господом.
«Сеятель доброго семени есть Сын Человеческий», называющий так Сам Себя, потому что Он один осуществил Собою все, что заключается в идее о человеки. Он вторый Адам, глава и представитель рода, истинный и совершенный цвет, расцветший от корня и на древе человечества.
«Доброе семя суть сыны Царствия». В притче о сеятел семя — слово Божие, а в данной (которая является дальнейшим развитием первой) оно — слово Божие, уже сплотилось с новым человеком и соединилось в одно нераздельное целое с теми, которые чрез него стали сынами Царствия. Конечно «плевелы — сыны лукавого. Поле есть мир», т.е. вселенская Церковь. Господь пророчествует о всемирном распространении Церкви, и в пророческом Его видении слово Евангелия расходится по всем странам, и сыны Царствия появляются как семена, рассеивающиеся по всем сторонам великого поля народов. Кафолическая Церковь есть святое тело, ибо только те истинные ея члены, кто находится в истинном и живом общении со Христом, причастны Его всеосвящающему Духу. Все другие, со внешними признаками принадлежности своей к Церкви, пребывают в Ней, но они не от Нея: это толпа, которая теснилась ко Христу, но Его не касалась, как это сделала верующия жена кровоточивая, получившая исцеление. Есть внешния условия, без которых человек не может принадлежать к Церкви, но эти условия не дают неоспоримо этого права. Однако находящиеся в Церкви явные грешники или же лицемеры не оскверняют истинных ея членов, чуждых их духа и непричастных их злым делам. Их можно уподобить нечистым животным, помещенным в ковчеге с чистыми; соломе, смешанний с пшеницей, плевелам, растущим среди хлебных колосьев: они временно терпимы, но напоследок будут отделены и извержены навсегда. Донатисты желали, чтобы историческая Церковь, в ея и внешнем образе была тождественна с истинной Церковью, которую знает Господь, а не человек, т.е. чтобы Церковь состояла из одних праведников, а чтобы все гришники были из нея исключены. Они и поступали так, как хотели поступить слуги, предлагавшее очистить пшеницу от плевел, от чего приточные слуги были удержаны строгим запрещением хозяина. Но донатисты никогда и не достигали святости в своем раскольническом обществе, а наоборот, многие из них были хуже общего уровня.
«Враг посеявший плевелы есть диавол». Он, видимо подражая, противодействует Христу. В Новом Завете подробно изложено учение о сатане и его действиях, тогда как об этом мало говорится в Ветхом Завете: при сильнейшем свете мрак сгущается еще больше.
Сатана борется не с Богом, а с Сыном Человеческим. Для дела искупления было чрезвычайно важно, чтобы победа над злом была нравственным торжеством, а не просто победой превосходящей силы; для сего необходимо было, чтобы человек побежденный в борьбе, сам одержал победу, и как самому человеку надлежало разрушить царство тьмы, то вражда змия была направлена против «семени жены», т.е. против Сына Человеческого.
Совершив зло, «враг ушел» и т.о. дело его сперва не обнаружилось. Как часто начатки зла были едва приметны в Церкви, и часто, даже теперь, то, что в конце приносит самый дурной плод, в начале является в форме добра (Л. Н. Толстого, Г. С. Петров и другие). Но, «когда взошла пшеница и принесла плод, тогда явились и плевелы», явились тем, что они есть, показали свою настоящую натуру в плодах своих, в колосьях — по плодам их узнаете их. Противоположность добра усиливает проявление зла: плевелы обнаружились тогда, когда пшеница начала колоситься и зреть: расцвет добра вызывает отпор зла, и когда человек начинает становиться духовным, тогда и заблуждения становятся ясными: зло в Церкви очевидно только для добрых.
«Слуги домохозяина пришли и сказали ему: господин, не доброе ли семя ты посеял на поле? Откуда же плевелы?» — Слуги это ревнующие о Господе, но не знающее, какого они духа, еще больше, чем два ученика, хотевшие низвести огнь с неба на негостеприимное самарянское селение, ибо предлагают выдернуть плевелы. Вопрос этот выражает недоумение верных при горьком и непредвиденном зрелище, которое представляет видимая Церковь: не установил ли Ты Церковь, как чистое и святое общество? Твое учение не должно ли приносить лишь добрые плоды? Откуда же в самой святой ограде и погрешающие и других вводящие в грех? «Враг то сделал». Он источник зла. «Хочешь ли, чтобы мы пошли и собрали их?» В сем вопросе выражается покушение на насильственныя меры к подавлению зла. Ответом «нет» возбраняются такия меры истребления грешников, которыя не оставляют средств к раскаянию или исправлению. «Дабы выдергивая плевелы, не выдернуть вместе с ними и пшеницу, оставьте расти вместе и то и другое до жатвы». Такая оплошность возможна была или при вырывании таких плевелов, которые потом могли оказаться пшеницей, когда именно сыны лукавого, вследствие веры и раскаяния делаются сынами Царствия; или по ошибке слуг, которые могут смешать тех и других и даже могут вырвать пшеницу, оставляя созревать плевелы. Только Господь Сердцеведец может различить своих. Однако ответ «нет» не означает, что плевелы никогда не будут вырваны. Наступит время жатвы. Сыны Царствия и сыны лукавого будут расти вместе, до зрелости нивы — первые на спасение, вторые на погибель. В видимой Церкви до конца мира добро имеет быть смешанным со злом. Наконец наступит суд Христа над антихристом. Конечно, Христос, утверждая, что Его власти принадлежит полное различие между добром и злом, не запрещает пещись о домостроительстве Церкви или исключать в случае нужды из христианского братства (последнее иногда необходимо для приведения к раскаянию). Он возбраняет только предрешение Своего окончательного суда. «Во время жатвы Я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу. Эта жатва есть кончина мира, а жнецы суть ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончины века сего: пошлет Сын Человеческий ангелов Своих и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие. И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.»
Злочестивые люди суть терние; они добыча огня, в нем никогда не сгорающая (вечныя мучения) и настроение их — плач от безсильной злобы и скрежет зубов (не от действия сильного холода, как это изобразил Данте в своем «Аду» с переменным жаром и стужею, равно невыносимыми, а от проявления ярости и нетерпения при чувств невыносимой муки и погибели). «Тогда праведники просветятся как солнце в Царствии Отца их». Огонь в темном и жестоком царстве ада, а свет наполняет чистое Царство Небесное, и им сияют сыны Божии во век.

Проповедь митрополита Симона (Новикова), Рязанского и Касимовского (+2006г.), в день Архистратига Михаила

Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подъимем, ангельскими невидимо дориносима чинми (Херувимская песнь).

Возлюбленные во Христе братие и сестры!
Какие загадочные слова поются за Литургией! Кто может слушать их без трепета? Вдумайтесь: «Мы таинст­венно изображаем Херувимов». Не подобное ли изобра­жается подобным? А мы изображаем Херувимов. Значит, в каждом из нас есть что-то подобное Херувиму, сходное с Херувимом — с многоочитым, как совесть, Ангелом Божиим. Но не наружное, не внешнее это сходство. Сходство человека с Херувимом внутреннее, таинствен­ное — в глубине души его. Это сходство духовное. Есть у человека великая по своему значению херувимская серд­цевина души, ангельское ядро ее. Но оно сохраняется в тайне и невидимо для плотских очей.
Бог вложил в человека лучший дар Свой — Образ Божий. Но в самых внутренних кладовых души таится этот дар, эта драгоценная жемчужина, в илистой, некра­сивой раковине погребена она среди тины на дне душев­ного моря.
Если бы не скрыл Бог дара Своего, то человек своим небрежением мог бы осквернить дар Божий, теперь же он дается в руки лишь тому, кто видит его, а видит его лишь потрудившийся над облагораживанием своей души.
Все мы в грехах. Но мы, в теле своем, как в скудель­ном сосуде, носим миро многоценное.
Сверху загрязненные, а внутри ослепительно луче­зарные. Таковы все мы, братие и сестры.
Снимите с человека одежду, и вы увидите его тело, подверженное искушениям, болезни и смерти. Если бы снять далее и тело, то вы увидели бы толстый слой гре­хов, как ржавчина изъевших нашу душу. Но если бы, еще далее, снять с души эту тленную, смрадную часть, то там, в середине, узрели бы Ангела Хранителя. Многими очами он видит каждое желание наше, замечает каждое помышление человека. Вот святое нутро души человеческом.
Свят человек в тайниках души своем. Освящен он, потому что Бог святит его, Который при сотворении человека «умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8, 6).
Не предупреждал ли Господь: «Смотрите, не прези­райте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).
Быть может приходилось вам слышать, как находят драгоценный камень алмаз? Сначала он покрыт бывает грубой корой, черным, непомерно твердым налетом. С виду такой камень не разнится от простой гальки. И толь­ко мастер дела угадает, что это алмаз. С большим трудам и осторожностью снимают с камня эту кору, шлифуют его, и тогда выступает внутреннее, как росинка, прозрач­ное ядро, загорается и играет на солнце всеми цветами радуги. Так и человек. Снаружи грязный, но внутри такой прекрасный, что Бог, создав человека, почил от дел Своих, а когда человек пал, то Бог Сына Своего не пощадил, от­дал Его даже на муки и смерть, чтобы спасти людей.
В жизни каждого человека случается так, что если хоть чуть-чуть осветится сердце, то внутри, озаряемый Божественным Светом, заблестит и заискрится, как ал­маз, образ Божий.
«Блажени чистии сердцем, — сказал Господь, — яко тии Бога узрят». Святые люди в сердце своем спо­добляются видеть Бога, а в людях они видят Ангелов Хранителей.
Кто приблизился к этой ступени совершенства, тот бережно относится к другому, ибо видит святыню в нем, видит то, чего человек и сам за собой не замечает. Любуется и не может нарадоваться святыне всякого.
Не видно нам в будничной жизни этой сокровенной и таинственной святыни души. Не замечаем мы и Ангела Хранителя нашего, который дан нам от Бога как охрани­тель чистоты нашей.
Но Ангел Хранитель не оставил нас. Правда, грехи и беззакония наши мешают ему с таким дерзновением предстать к Престолу Божию с ходатайством о нас, с ка­ким он предстоял тогда, когда душа наша была чище, а сердце наше — мягче и добрее. Однако он совоздыхает нам, а может, плачет о нас, ожидая нашего просветления, посланного от Бога.
Разными путями ведет Бог человека к такому про­светлению, к познанию своей святыни.
Иногда это бывает через великое счастье, как было с евангельским Закхеем, а иногда через великое несчастье, как это было с евангельской грешницей.
Мы думаем, что человек погиб окончательно, мах­нем рукой на него, — до того он весь в грязи и скверне. Падение его представляется нам последним падением, па­дением туда, откуда нет возврата.
Но суд Божий, оказывается, не то, что суд человечес­кий. В великом душевном переживании обветшает старый чехол. Вдруг в самой грязи сверкнет что-то неожиданное. Это Ангел Хранитель подтолкнул человека и мощной де­сницей выводит его на новый, святой путь. И на небесах тогда более радости будет об одном этом грешнике каю­щемся, чем о девяносто девяти праведниках, которые не имеют нужды в покаянии (Лк. 15, 7).
И сегодня, когда Церковь Святая прославляет Архистратига Божиего Михаила со всеми Небесными Силами, мне хотелось напомнить вам о том, о чем Церковь напоминает за каждой Литургией словами Херувимской песни: «Иже Херувимы тайно образуюше…»
«Всякое ныне житейское отложим попечение…» То есть забудем хотя бы на время житейскую суету, забу­дем навсегда взаимные обиды, распри и счеты, забудем все нечистое, ибо, истинно, братие и сестры, нет выше счастья, как увидеть силу Добра, как принести себя в жертву живой Любви. Нет границы между небесным и земным. Ангелы Божии восходят и нисходят в души чело­веческие. Радость на веки да будет со всеми нами.
Аминь.

Слово архимандрита Спиридона (Ефимова) (+1984г.) на Собор св. Архистратига Михаила

Война ангелов с аггелами

На уроке Закона Божия первоклассница задала преподава­телю вопрос, который с одной стороны свидетельствовал о том, что она не механически слушает своего законоучи­теля и учит Закон Божий, но вдумчиво, а с другой был очень трудный.
Вопрос был таков. На небе была война между вер­ными и неверными. Верные во главе с Архангелом Михаи­лом победили неверных и они были сброшены с неба; но как могли воевать бесплотныя существа, какое у них могло быть оружие? Ответ был таков. Нам, находящимся в теле, трудно представить, как могли воевать безплотныя су­щества. Люди друг против друга употребляют оружие, ко­торое именно тело поражает, но никакое человеческое ору­жие, холодное, огнестрельное, атомная бомба или просто удары кулаком не действительны против бестелесных духов. Чтобы все же, хоть немного представить, как тогда на небе происходила война, нужно иметь в виду, что Ангелы назы­ваются умными силами; это силы светлыя. Бесы тоже умныя силы, но темныя, мрачныя; наш народ их называет не­чистой силой. На войне человек употребляет силу, которую ему дает оружие. У безплотных существ оружие силы ума. Для Архистратига Небесныx Воинств было достаточно на­звать себя, как бы представиться. Слово Михаил значит — кто как Бог. Денница хотел быть, как Бог. А кто, как Бог? Название Святым Михаилом своего имени было ис­черпывающим. Оно сразило Денницу и неверных ангелов, к нему присоединившихся.
После того, как дьявол и бесы были повержены с неба, они в своем злобствовании действуют силой своего мрачного ума на наш ум, чтобы он тоже был мрачным и мы, побуждаемые им, удалялись бы от Бога-Источника света в область тьмы. Какой ужас там оказаться! Святой Отец Иоани Кронштадтский говорит: «Если ты иногда замечаешь в уме и сердце крайний мрак, скорбь, тесноту и не­верие — знай, что в тебе сила, враждебная Христу». У наших братьев сербов есть хорошее выражение «Бог е ячэ», что зчачит — Бог сильнее. Когда наседает на нас дьявол и влечет в свою темную область, знать мы должны, что Бог сильнее. Обратиться тогда нам к Нему надо с верой, с мольбой о прощении и с готовностью бороться с дья­вольскими кознями. Милосердный Господь, видя нашу веру, раскаяние и чистосердечное желание побеждать дьявола, помо­жет нам и вырваться из его когтей и отогнать от себя.
1965г.

Похвальное слово святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (+638г.), святым архангелам, и ангелам, и прочим Небесным Силам

О, божественные и невещественные (бесплотные) Божии Воинства! О, Умы, одаренные духом и разумом! Однако, лучше будет вас постепенно и по чину возвестить и возвеличить и призвать в молитве. О, вы, Серафимы, снабженные шестью крыльями и в первом чине небесных Воинств поставленные, вашим жаром (рвением и любовью к Богу) вы воспламеняете всех прочих Ангелов. Вы, которые, по причине непоколебимой стойкости и свободы от плоти и материальности, свойству, которое вам было придано от вечности, и силы ведения и пламенеть, несете в себе некий образ Божественного подобия; вы справедливо именуетесь «вторыми светами», происходящие в силу озарения от Первого Света, поелику величайшее и бесконечное сияние Троичного и Единого Господства Оного, свободного от какого-либо исчисления, вы — насколько это возможно — непосредственно от Него приемлете и делаете его приемлемым для прочих Духов и Умов. Итак, по причине силы воспламенять и очищать, которой вы обладаете, и которой всякое зло и всякую нечистоту вы навыкли потреблять и очищать, — будучи обозначены именами «сожигателей» и «испепелителей», — молю вас, внутренние души моей предрасположения (uccessus) очистите от скверны пороков и от тернистой материи, которая связана с ними, и, спалив ее, внедрите в мою грудь божественное слово; и после того, как мрак сердца моего внутри меня будет изгнан и разсеян, просветите чувства моего ума.
О, вы, Херувимы, многоочитые и на четыре стороны обращенные, известные по внутренним силам, присущей вам формы, отвечающим противоположным друг другу соотношениям, именно — силой мыслительной и силой раздражительной; опять же, крепостию и небесной возвышенностию обильно и великим образом возвеличенные; вы — исполнены всей премудростию (по каковой причине вы также именуетесь и источниками и родниками знания); усовершенствуйте меня знанием божественного слова, и таким образом воспламените меня на борьбу против древнего змия и великомощно возвысьте меня от земли на высоту.
О, Престолы, пламенеющие ревностию, и неприступные, вы — которые являетесь престолами Величайшего Бога, колесницей и упокоением Его, вы — выше всякого низкого и неблагородного и рабского положения, потому что вы объемлете среди вас Оного Высшего Царя всех; освободите меня от всякого заблуждения и недостойного дела, и сотворите меня достойным быть Божией славы и величества.
О, достопочтенные Господства, ваше имя происходит на основании того, что в вашем даре вы изобразуете Божественное Господство и восприемлете общение в небесных благах самым непосредственным образом и без какого-либо препятствия; даруйте мне, дабы замешательства, которые портят ум, я бы возмог обуздать и был бы выше бесовских ловушек, которые тяжко вредят душе даже до последнего издыхания жизни.
О, Власти, которые следуя наименованию, отвечающему вашему служению, никаким волнением не быть поколебленными, и которые от Оного Единого Начала, от Которого проистекает всякое могущество, получили власть и твердость; — наделите меня силой на видимых и невидимых врагов, которые нападают на мою душу и имеют целью увести мой ум в свой плен, и силятся совратить мои стопы, так чтобы оне не шли по Божиему пути.
О, непоколебимые и могучие Силы, вы, которые, по причине твердости души и крепости и непобедимого превосходства силы, носите в себе начертание Божественного всемогущества и силы, — меня, слабого и немощного, опояшите божественной твердостию и крепостию и сделайте способным на то, чтобы оных духовных змей и скорпионов я бы возмог мужественно попирать.
О, неведущие уклона или поползновения Начальства, которые без всякого прекословия, прияли от Божественного и Безначального Главы всякого начальства и ваше имя и достоинство начальства, и которые являетесь возглавителями третьего чина Ангелов, — помогите мне, верному (Богу) и окажите мне содействие для того, чтобы я возмог восторжествовать над жесточайшими врагами и даже до конца неустрашимо и невредимо противостать им.
О, трижды святейший и любимейший и честнейший Князь священного Небесного Воинства и воевода, Михаиле, корифей Ангелов достойнейший всякого почитания и похвалы и прославления, ты, который некогда явил себя как вождь Иудейского народа и достовернейшим образом показал ему путь ведущий ко спасению; и который имеешь некогда вострубить в оную великую и страшную и оглашающую все концы вселенной трубу, при страшном звучании которой, бывшие от века мертвецы восстанут из скрытых хранилищ земли, и земля, как вращающаяся праща подвинется из своих оснований, и элементы растворятся, и солнце окрасится в иной цвет и помрачится на подобие цвета власяницы; и полная луна обратится в кровь; и звезды также, подобно тому как с фигового дерева, во время сильного ветра, спадают незрелые смоквы, спадут с неба на землю; и универсальный эфир (небесная сфера), как бы покрытый четырьмя рядами туч, обратит день в ночь; и небо, на подобие свитка, свиется и исчезнет; и всякая гора и долина, и остров и город подвигнется со своих мест; и великие мира сего и мощные и вожди и судии земли, как и весь остальной народ, смирятся; потому что — как показывает это пример и в нынешние времена — люди, по причине тягчайших скорбей и стенаний и скрежета зубов, будут умирать от страха и ужаса. Тогда те, которые до сего времени оставались в живых, в один момент, как бы в одно мгновение ока, умрут и тут же изменятся; и тогда море и реки и ад, потрясенные великим страхом перед нависшими бедствиями и ужасом, выдадут мертвых, которых они заключили в себе; тогда праведники, поистине, подъятые в высь светлыми облаками, будут восхищены навстречу Господу Христу, для того чтобы пребывать с Ним в жизни вечной; а грешники будут отосланы в муки, уготованные для них; и, вот, когда все эти ожидаемые поразительные вещи будут совершаться при звуке трубы, в которую ты будешь трубить, тогда, о, Святый Архистратиже, наставниче заблуждающихся, восстановителю павших, защитниче душ, сохранителю тел, бесов прогонителю, и всея твари просветителю, — тогда, молю тебя, тогда то не откажи мне быть верным моим покровителем в моем положении. О, святейший Михаиле, ты — который Израильский народ, по Божию велению перешедший Чермное море, установил в Обетованной земле, и вооружил Иисуса Навина на врагов, и Моисееву скинию освободил от свирепого врага, а также просветил души многих иных Святых, — и мои также внутренние чувства просвети и озари душевное мое око; и сердце мое, волнуемое волнами этой жизни, сделай твердым; и ум мой, склоненный к земле, возвысь горе и к небесному благому образу мысли; и руки мои расслабленные укрепи в борьбе с опытными в борении врагами; и омертвевшие мои стопы, которые оставляют стезю ведущую к небу, утверди; и шею мою, нагруженную грехами, подними; и мои зловонные и гниющие раны исцели; и жар моих пылких страстей и душевных волнений угаси; и, наконец, позаботься относительно прочих тягостных моих несчастий и трудов. И опять, тебя сущего и по делам твоим и по имени, Михаила, я прошу и, насколько это в моих душевных силах, умоляю тебя: чтобы, когда я буду уходить из круга этой жизни, ты явился мне благорасположенным и успокаивающим, и под покровом честных твоих крыльев укрыл меня и, восхитив меня от тяжких и мрачных адских мест, поместил меня в чудесных небесных обителях, возводя меня «даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго» (Псал. 41, 5).
И ты также, божественнейший и преимущественнейший среди Ангелов, Гаврииле, ты — который являешься желаннейшим и добрейшим дарователем мировой радости и веселия; ты — который являешься наисведующим толкователем Божиих таин и всех благ первейший учредитель и распорядитель; ты — который, наконец, священных служителей являешься предводителем и князем августейшим; вот, наставь мой ум и сердце и направь их на путь следования во всем воле Божией и заповедям Его; Ты — который Пророку Иезекиилю при реке Ховаре открыл оное, поистине, божественное видение (Иез. 1); ты — который прежде бесплодное чрево Елисаветы разрешил, по велению Божиему, от уз держащего его бесплодия и сделал ее плодоносной (Лук. 1, 5-25), — и мою также несчастную и бедствующую душу исполни известной благодатной красотой и внутренней радостью и светом; ты — который блаженнейшую и непорочнейшую и священнейшую и чистейшую душу Владычицы нашей, Богородительницы Марии, радостным и спасительным Благовещением преисполнил бесконечной радостью (Лук. 1, 26-38); и печаль Евы и еe плачь твоим торжественным обещанием несомненного спасения претворил в радость; и кратко выразить: скорбь сего мира обратил в радование; и когда одежда скорби была содрана, облек всех в торжественное одеяние радости; — также и я, о, Гаврииле, истинной радости устроителю и дарователю, — прошу тебя и умоляю: чтобы и меня, угнетаемого тяжким недугом (или: тяжкой печалью), ты милостивно посетил и исполнил божественной силой и духовной радостию, а также от адских мук Велиала и опасностей со стороны видимых и невидимых врагов избавив, твоим ходатайством и предстательством пред Богом, сочетал меня сонму праведников и святых; и, к тому же, в оных местах, которые обилуют всеми наслаждениями, в безопасности поместил меня.
О, вы, остальные все Ангелы и Архангелы, сонм небесный, Воинство непреодолимое, полк доблестнейший, множество огромное, армия неисчислимая, лик (хор) несравненный, величие, которое выше всякого оскудения, радость неизреченная, торжество в высшей степени восхитительное, мощь превосходящая всякое разумение, точность неограниченная, подвижность каковой нет подобной никакой иной, порядок бесконечно-сложный (или: трудно-постижный), скорость невыразимая, существо неописуемое, слава не могущая быть постигнутой помыслом ума, сила высшая всякой силы и крепости; вы — служители Царя всех; вы — и ветры и духи, и воды, и князи, и конница, и пехота, и диаконы (или: слуги), и апостолы, и проповедники, и пророки, и евангелисты, и толкователи божественных вещей, и стражники, и защитники, и сохранители, и отгонители (хищников), и собиратели, и путеводители, и судебные следователи и взвешиватели (наших дел и намерений), и производители расчетов, и попечители, и просветители, и помощники, и светочи, и светильники, и лампады, и горы, и долины, и облака, и судии, и начинатели (судебного процесса), и докладчики, и адвокаты, и отразители обвинений (наших врагов), и поборники за нас, и божественный оплот и защита наша, и отражения Бога и образы Его, и мореплаватели, и корабли и кормчии (в нашем житейском плавании). Вы являетесь теми, которые направляете небо по наисовершеннейшему его течению; которые в скорейшем и стремительнейшем движении пересекаете воздух; которые наполняете небо и эфир; которые присутствуете при каждом человеке как его хранители и провожатые; которые волю Творца неуклонно исполняете; которые глас Его слов непосредственно слышите; которые непрестанно возрастаете и преуспеваете и в непрестанном возрастании восходите все выше и выше (потому что только Бог, в Котором не происходить никакого изменения, выше — какого-либо возрастание, которые именуются «небесными телами»; которые называются «Умами» и «Божией Скинией»; которые зоветесь «Углями» и «Колесами» и «Пламенями»; которые носите наименования «Таинников» и «Изъяснителей таин»; и про вас говорится также, что вы — «Друзья Царя всех» и «Исполнители небесной музыки», как и «Служители Таинств» и «Слуги».
Итак, поелику вы украшены такой великой славой и преисполнены таковыми преимуществами, то заслуженно я прошу и молю о вашем благоприятном отношении ко мне, о, благие и всенепорочные Ангелы и Архангелы; ваше — о, чистые духи, — умоляю великолепие, сохранить мою жизнь невредимой, надежду незыблемой, поведение безупречным, любовь к Богу и к ближнему неизменной и от всякого ущерба свободной. Молю, руководите меня во всем и наставьте на всякую спасительную и богоугодную стезю. Опять же, о, божественные дуси, я желаю, чтобы вы молились и больше всего молили обо мне Бога тогда, когда при последнем издыхании моей жизни, я буду принуждаем выйти из этого моего смиренного сосуда (моего тела), и чтобы вы были весами, взвешивающими все мои дела, и оценщиками всего того, что я или явно совершил или тайно намеривался совершить, и чтобы тогда или все вы, или только те, которых из вашего чина тогда пошлет ко мне Бог, дабы вы приняли мою несчастную и жалкую душу, — явили себя снисходительными и милостивыми ко мне, и чашечку весов, которую пагубным образом я нагрузил моими негодными делами, вы благосердно приподняли бы и потщились, как служители единого милостивого Бога, каким угодно образом и способом разгрузить ее. И даже, вместо добрых и честных дел, на которые возможно было бы полагать надежду, приведите на середину безграничное милосердие Божие, моля благосердного и милостивого Бога, — о, вы, достойнейшие хвалы и высочайшие Умы, — дабы, по вашему ходатайству, все те скорби, болезни и огорчения и бедствия, которые я когда-либо в жизни перенес, были бы удостоены быть принятыми в возмещение моих дурных поступков; и вместо осуждения и тех страшных мук, которые по справедливости я заслужил, оные мои страдания допустили бы оказать мне облегчение и снисхождение; так чтобы, когда враг оказался полностью превзойден и вместе с этим побежден Божиим милосердием, на небе произошла бы великая радость по причине того, что моя несчастная душа спаслась (по слову Господню): «Радуйтеся со Мною, друзи, яко обретох овцу», которая некогда заблудилась в горах (Лук. 15, 6). И, наконец, когда наступит завершительный день и конец мира будет уже при дверях, и небеса восколеблятся, и небесный свод дрогнет, и задрожат основания земли, и бездна бездны оцепенеет от страха, и преисподнии окоченеют от ужаса, и огромные морские пределы обратятся в огонь, и все элементы расстают как воск пред лицем огня, и скрывавшиеся в земных убежищах погибнут, (а затем) воскреснут (exsuscitabuntur), и образ мира сего минует, и страшный Судья явится в самом свете, и вы, опережая Его Пришествие, пробежите пределы и края земли, дабы всех мертвых умерших от века, собрать во едино и представить их всех вместе пред неподкупным Судьею, чтобы каждый дал отчет о всяком своем деле и всякой мысли и замысле, — тогда — молю вас и не перестану молить до конца моей жизни, вас, которые все озаряете и несете, по уполномочию Бога, общественное его служение, и посему выставляете напоказ известное ваше царское достоинство, что и скиптром и тростью и копьем, в руках с которым вы изображаетесь на иконах, вы наглядно являете власть усмирять и наказывать, данную вам, — тогда-то, тогда, молю вас, будьте милостивы ко мне жалкому и несчастному, как добрейшие князи Оного Царя, и пощадите меня, и вашим ходатайством у Бога освободите меня от оного скорбного и гневного приговора, отсылающего в огонь вечный. И, наоборот, оного радостного и сладостного призыва к жизни совершенно беспечальной и отнюдь ни в чем не имеющей недостатка, — меня, вместе с моими сотрудниками и родными мне людьми, имена которых и звания ведает только Тот, для Кого нет ничего не известного, — сделайте участниками, и радости, не имущей конца, объявите наследником.
О, Господи, Спасителю, Боже и Слове, Ты, Который обитаешь в вышних, Который не имеешь начала и все содержишь в Своей власти, Который обладаешь великим могуществом и всем даешь жизнь и внушаешь трепет; Ты — Который небо и землю и все что содержится в их пределах создал единым движением воли; Ты — Который сначала замыслил создать Ангелов, и Твой замысл стал делом: потому что то, что Ты замыслил, это и совершил единым словом и сотворил в совершенстве. Затем, с подобным же искусством и с такою же легкостью Ты из земного праха создал человека по образу Твоему и подобию и сотворил его только чем-то малым меньшим в сравнении с Ангелами, и наделенным свободой воли, и поставил его, чтобы он был царем и владыкой над всей тварной природой, и это, конечно, для того, чтобы он наслаждался оными благами, которые Ты для него уготовал в раю, и каковыми благами он и наслаждался до тех пор, пока, оказавшись захваченным в плен со стороны змия и жены, он не нарушил Твои Божественные заповеди, действительно вкусив плод смертоносного древа; вот, по этой причине он тотчас же лишился царского достоинства и, быв изгнан из рая, подвергся наказанию, достойному его поступкам, а именно: плачу и рабскому положению, поту лица, труду и тяготам, скорби и печали, и что по-истине тягостнее всех наказаний, наконец, поверг себя надлежащей ему смерти и растворению в земле, из которой он был в начале взят и создан. Ты же, Господи, будучи по-истине милостивым и сострадательным, отнюдь не презрел Твое достояние, наиболее дорогое для Тебя из всего прочего, чтобы оно оставалось под насилием диавола; но постановил привести в исполнение оную приводящую в трепет Тайну, которую Ты определил от века: истощив Себя, Ты, Который являешься Премудростью Отчею, и Умом, и Словом, и Начертанием, и Пределом, и Образом, и Печатью, и Сыном и выраженным Изображением Его. Потому что Ты и возобитал — действием Духа Святого — во чреве Непорочной Девы и приял от Нея рождение, которое превосходит всякое разумение. Потому что Ты отнюдь не нарушил девство Твоей Пречистой Матери, но, будучи бесплотным — способом известным только Тебе — Ты вошел в Ее чрево, а затем родился от Нее, облачившись в плоть, оставив врата девства Ее затворенными, каковыми они и были прежде. Затем Ты подъял крест, принял напиток, сделанный из смешанных друг с другом желчи и уксуса, и был прободен копием, пронзившим Твое ребро. Наконец, добровольно претерпев смерть, Ты саму смерть умертвил, и весь мир одарил бессмертием, и Твой, потерпевший преткновение и потерявший вид образ, Ты восстановил в целости и древнюю клятву, приключившуюся нам по причине вкушения от древа, плоды которого Бог запретил человеку есть, совершенно снял c нас. Итак, Ты — Царь и Творец всего, Ты — столь многочисленных и таких поразительных вещей Создатель, все то, что существует доселе, создал на общую пользу смертным; и подлежащих наказанию навык наказывать не без отеческой любви, когда, сидя на судилищи, Ты всех призовешь на суд, удостой меня, вместе со всеми теми, память о которых я храню в сердце, стояния одесную (по правую сторону от) Тебя. О, Ты, Который наблюдаешь над всем и ведаешь тайное, мои прегрешения, которые я когда-либо совершил, — предав забвению, отверзи мне двери Чертога бессмертия, т. е. — небесной славы. О, Бессмертный Женише, сподобь нас услышать глас Твоего благословения! О, Благодетелю, причти меня к числу праведных и Твоей радости сотвори нас участниками, — молитвами Пренепорочной Матери Твоей, и Святых Ангелов, и Апостолов, и Пророков, и Мучеников, и всех от века бывших Праведных, — Ты, Который со Отцем Твоим и Духом Святым, благословен еси ныне и присно, и во веки веков, Аминь.

Слово протоиерея Николая Потелещенко (+1981г.) в день Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь призвала нас под своды храма к прославлению святого Архистратига Михаила и всех Сил Небесных. Но не только сегодня, а ежедневно, за каждой Божественной службой, утром и вечером, мы возносим свою молитву о даровании нам Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших…
Когда мы поем Символ веры: «Верую… в Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым», то под Небом, миром невидимым, Святая Церковь прославляет мир духовный, незримых для нас святых угодников Божиих и бесплотных духов — бесчисленный сонм святых Ангелов.
Ангел — слово греческое, в переводе означает «вестник». Такое именование дано бесплотным обитателям Горнего мира — разумным свободным духам — не случайно. Люди немногое знают о них: Господь населил Небо Ангелами, чтобы они не только прославляли Его, но и были вестниками нам, земнородным, Его всемогущества и всеблагой воли.
Священное Писание представляет нам бесчисленные примеры служения святых Ангелов людям, их помощи, ходатайства, заступничества, постоянного и неусыпного бодрствования.
Так, еще в Ветхом Завете Иисусу Навину явился Небесный вестник с обнаженным мечом, обещая ему помощь при взятии города Иерихона (Нав. 5, 14). Израильскому судье Гедеону Ангел Господень обещал победу над мадианитянами и в доказательство своей помощи и могущества прикосновением жезла попалил дары Гедеона (Суд. 6, 21). Пророку Божию Илии, преследуемому коварной Иезавелью и просившему у Бога смерти себе, явился Ангел Господень и подкрепил его изнемогавшие силы (3 Цар. 19, 5—8). Пророку Даниилу в чудном видении Архангел Гавриил предсказал, что по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Избавитель (Христос) (Дан. 9, 26).
Углубляясь в ветхозаветную историю, мы снова и снова становимся свидетелями неоднократных явлений Небесных вестников.
Когда пришло время родиться Спасителю мира, Небесный вестник, Архангел Гавриил, сообщил Пречистой Деве Марии, что именно Она удостоилась великой милости от Бога — быть Матерью обетованного Мессии, Иисуса Христа (Лк. 1, 26—36). А когда Превечный Богомладенец родился в Вифлееме, Ангел Господень сказал пастухам: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10, 11). После этого вдруг явилось множество Ангелов, которые, составив хор Небесный, радостно воспели начало примирения человека с Богом: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14).
Царь Ирод, узнав о родившемся Спасителе, решил погубить Младенца, но Ангел Господень явился во сне Иосифу и велел бежать с Младенцем и Матерью Его в Египет (Мф. 2, 3, 13, 14). Спустя много времени, после смерти Ирода, Ангел снова явился Иосифу во сне и сообщил волю Божию: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2, 20).
Ангелы Божии были свидетелями сорокадневного поста Господа в пустыне и Его борения с искусителем, и когда Он в этом борении вышел победителем, «приступили и служили Ему» (Мф. 4, 11).
Накануне Своей Крестной смерти Спаситель молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, и явившийся с Небес Ангел укреплял Его (Лк. 22, 43).
А кто из нас не знает, что первую радостную весть о Воскресении из мертвых Христа Спасителя сообщил Божией Матери, а затем и мироносицам Ангел Божий: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от Гроба и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся» (Триодь Цветная); «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого, Его нет здесь: Он воскрес, как сказал» (Мф. 28, 5, 6). Или кто не испытывал трепетной радости вместе с апостолами, когда с благоговением и изумлением они взирали на возносившегося Господа и два Ангела, указывая на Его славное Вознесение, возвестили грядущее славное Его Второе Пришествие: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на Небо» (Деян. 1, 11).
Святые Ангелы не только провозвестники воли Божией, но и наши помощники и покровители. Они — служебные духи (Евр. 1, 14) и находятся в самом близком отношении к нам. Уже первые шаги нашей земной жизни осенены Небесными крылами Ангелов Хранителей, которых Бог дарует каждому в рождении и Крещении.
Как любящая мать оберегает свое дитя и спешит предупредить всякий его неверный шаг и оградить его от грозящих опасностей, так Ангел Хранитель, незримо сопутствующий нам в жизни, является и нашим руководителем, и «верным наставником, и хранителем душ и телес наших».
С любовью к Всемогущему Творцу Ангелы соединяют любовь к людям. Как Бог возлюбил нас, так «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную» (Ин. 3, 16), — так Ангелы Хранители любят людей и принимают живейшее участие в спасении человека.
«Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого, — говорит один церковный проповедник, — всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, молитва, покаяние, добрые дела — все это в нас рождается и совершается по внушению незримого Ангела Хранителя. Он действует через наши совесть и сердце, удерживает нас от греха и соблазна. Это он помогает нам бороться с искушением, это он внушает нам страх перед тяжким грехопадением. И если мы не слушаем его голоса, впадаем во грехи, он на время нашей нераскаянности отходит от нас, плачет о нас, просит за нас Бога, чтобы Он потерпел и помедлил со Своим наказанием, заслуженным нами, и в то же время не перестает стучаться в нашу совесть с целью побудить к покаянию».
«Что стоишь ты здесь и плачешь?» — спросил однажды преподобный Нифонт (память 23 декабря) юношу, стоявшего в дверях одного дома. «Я, — отвечал юноша, — Ангел, посланный Господом на сохранение человека, который пребывает уже несколько дней в сем непотребном доме. Стою здесь потому, что не могу приблизиться к грешнику. Плачу оттого, что теряю надежду привести его на путь покаяния». Так скорбит и плачет о нас наш Ангел Хранитель, когда мы предаемся грехам и порокам. Но также радуется любящий нас Ангел Хранитель, если мы отвращаемся от греховной скверны, искренне и чистосердечно раскаиваемся, плачем и сокрушаемся о своих грехах.
Наставляя и вразумляя нас в течение всей нашей жизни, скорбя о наших грехах, радуясь нашему обращению, Ангел Хранитель будет сопутствовать нам и в загробной жизни, когда настанет час перейти в Жизнь Вечную. И там, за гробом, где уже нет места покаянию, а только наступит справедливое воздаяние за все наши земные дела, — и там Ангел Хранитель не оставит души нашей, но будет защищать ее и просить у Судии помилования. Всё, даже самое малое добро, даже чашу холодной воды, с любовью поданную нами во Имя Господне жаждущему, — всё это вспомнит Ангел Хранитель, чтобы только спасти нашу душу, которая вручена была ему Богом при Святом Крещении.
Был во Фракии при царе Маврикии свирепый и жестокий разбойник. Не находя возможности взять его силой, царь решился применить для его усмирения противоположное средство — милость. И послал к нему свой крест со словами: «Не бойся». Необыкновенный поступок царя настолько тронул сердце разбойника, что он раскаялся. Вскоре он заболел. Во время болезни увидел во сне Страшный суд. Пробудившись и почувствовав приближение смерти, он пришел в ужас от множества своих грехов. С горькими слезами разбойник молил Бога об их прощении. И Ангелы спасли душу умершего…
Прославляя святых Ангелов, наших постоянных защитников и хранителей, будем, дорогие братья и сестры, достойны их святой любви к нам. Будем чаще заглядывать в тайники нашего сердца и очищать его искренним покаянием. Будем молиться вместе со Святой Церковью, призвавшей нас сегодня на этот праздник святых Небожителей: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим. Подай, Господи!» Аминь.

Слово протоиерея Михаила Труханова (+2006г.) в праздник бесплотных Сил Небесных

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Всегда читается отрывок из Евангелия о Втором Славном Пришествии Господа нашего Иисуса Христа и о Страшном суде.
Невидимые ныне Ангелы тогда увидены будут всеми. Кто такие Ангелы?
Ангел — слово греческое, по-русски означает — вестник. К каждому человеку Господь приставляет Своего вестника — Ангела для вразумления, для научения, для направления человека ко всякому благу по пути спасения.
Явится Господь в окружении Ангелов…
И все дела наши, слова и мысли станут явными, и злое наше и мерзкое и гнусное повергнет в стыд души наши и в страх грядущего возмездия по приговору последнего Страшного суда Божия.
Мы все на пути к встрече с Господом.
И потому каждого должен охватывать страх, каждый из нас должен испытывать смущение и стыд от сознания, сколь тяжко он прегрешил пред Богом.
Христос говорит, что великая радость бывает на небеси об одном грешнике кающемся.
Довольно слов. Какие слова уместны в праздник Святых Сил Небесных? — только слова покаянной молитвы! Аминь.
21.11.1976 г. Павлов Посад. Уполозы.

Слово священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского (+1937г.), в день святого Архистратига Михаила

Если мы так часто вспоминаем о Христе, молимся Божией Матери и святым Божиим, то не гораздо ли дальше от нашего воспоминания Ангелы Божии? Мы вспоминаем о них более тогда лишь, когда воспоминает о них святая Церковь, а в прочее время воспоминание о них оставляет многих из нас и к молитвам Ангелам Божиим мы обращаемся редко.
А между тем из Слова Божия мы видим, что Ангелы непрестанно служат нашему спасению вместе со святыми людьми Божиими, даже более о нем радуются и заботятся, чем сами люди. Рождается Христос, и вместо людей, не узнавших часа пришествия к ним Спасителя их, даже не принявших Того, Кто «к своим пришел» (Ин. 1, 11), Ангелы славословят рожденного Богомладенца чудною песнью, теперь и нами с духовным восторгом повторяемою: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Крещается ли Христос и после крещения побеждает диавола в пустыне, опять не видим людей, которые помогали бы Христу, искушаемому в Его подвиге; вместо людей, которые потом, желая подражать подвигу Христову, уходили целыми толпами в пустыни, теперь опять одни Ангелы служат Христу (Мк. 1, 13). Страждет ли Христос в саду Гефсиманском, когда душа Его скорбит смертельно и Он молится до кровавого пота, опять нет около Него людей соскорбящих, лишь Ангел укрепляет Его (Лк. 22, 43); даже ближайшие ученики Петр, Иаков и Иоанн спят тяжелым сном, по слову еще ветхозаветного псалмопевца о Христе: Поношение сокрушило сердце Мое, и Я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу (Пс. 68, 21). Правда, Петр хочет поднять меч в защиту Христа, когда настал час Ему предану быть в руки грешников, но не такой помощи искал Христос, страждущий от людей, имея возможность для избавления Своего иметь более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26, 51-53), И свидетелями славного воскресения Его являются одни Ангелы, они благовествуют о воскресении разбежавшимся от страха ученикам и забывшим все глаголы Его.
А в нашей жизни как непрестанны и превосходны действия Ангелов! Ведь они постоянно желают проникнуть (1 Пет. 1, 12) в тайну нашего спасения, они, как хранители, окружают каждого из «малых сих», они радуются о каждом грешнике кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии; для них Господь устрояет трапезу духовного веселия (Лк. 15, 6-7, 23, 32), как для друзей Своих ближних, когда кто-либо из людей, подобно блудному сыну в притче, мертв был и ожил, пропадал и нашелся. Из них Господь хочет составить единую с нами Церковь — земную и небесную, сделать нас друзьями и сожителями Ангелов. Для этого Он и сошел на землю, чтобы взять на рамо Свою заблудившуюся овцу — человеческий род и соединить ее с Ангелами, восполняя людьми лики Ангелов, отпадших вместе с сатаною.
И вот, несмотря на такое близкое и непрестанное участие Ангелов в деле нашего спасения, исполненное столь великой и заботливой любви, мы так мало их замечаем. Между тем святая Церковь напоминает нам о них непрестанно. Не только нынешний светлый праздник и иные учредила она для особенного прославления небесных сил, но и каждый день внушает нам разные моления Ангелам, каждый понедельник особенно назначает для их прославления и для испрошения молитвенного их ходатайства. Очевидно, будучи плотью, очень мы вперяем свои очи телесные, приковываем очи самого сердца лишь к земному и видимому; от того о небесных силах бесплотных забываем и молитвенного их ходатайства и помощи, которые они как слуги, забывающие свое небесное Величие и славу, готовы являть нам, почти не просим.
Но какой великий ущерб получается в нашей духовной жизни оттого, что мы так редко входим в духовное общение с небесными Ангелами! Ведь для человека, живущего постоянно в низинах, наполненных зловредными испарениями, так необходимо по временам переселяться на более высокое место с чистым горным воздухом; даже лечение болезни часто в том лишь и состоит, что человека посылают дышать более здоровым и чистым воздухом.
Ведь мы живем в дольней стране страстей земных, житейских, вдыхаем их зловредные, ядовитые испарения, обращаясь постоянно в низинах и безднах греха, — как же необходимо нам почаще вдыхать как бы горный, небесный воздух беспримесной святости, которым непрестанно дышат Ангелы! Мало того, ведь мы, обложенные тяжелою, ленивою, немощною и многострастною плотью, так слабы, так побеждаемся страстями плотскими, уступаем без борьбы едва не всякому натиску или приступу страстей к душам нашим. Ангелы же такою большою обладают духовною крепостию, так они удобоподвижны на добро, так легко прилетают туда, где ожидают их помощи! И как поэтому необходимо чаще возносить к ним моление, внушаемое святой Церковью: «Ангельскому поревнуем житию и мысли вперим к высоте и с ними невещественно воспоим Господа»! Поэтому-то святые угодники Божии всегда представляли в уме своем образ жизни Ангелов как совершенный образец для подражания и действительно уподоблялись им, делались «ангелами во плоти».
А как необходима нам помощь Ангелов в борьбе с духом злобы! Ведь эта борьба не «против плоти и крови» (Еф. 6, 12), то есть не с подобными нам немощными людьми, но с сильнейшими нас и коварнейшими духами злобы, невидимо всегда и всячески готовыми нам вредить. Как же не прибегнуть к помощи небесных сил во главе с Архистратигом их, чрез которого и сатана с небес, как молния, ниспал (Лк. 10, 18)?
Трудно нам прямо взойти на ту неизмеримую духовную высоту, где пребывает Бог, первый Свет, и вот Господь создал Ангелов, «свет второй», являя в них как бы посредствующую ступень, к которой гораздо легче приблизиться и нам, также носящим образ Божий: Ангелы хотя и духи, но все же создания и ближе к нам, легче для нас, плотяных, подражать им, чем непосредственно Самому Богу, всесовершенному чистейшему Духу. Легче взойти на сравнительно низшую ступень в лествице бытия, на вершине которой утверждается Сам Господь.
Но скажут, быть может, некоторые: зачем же помощь Ангелов, когда мы имеем Самого Христа Бога, Пречистую Матерь Его, Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим? Разве Они не всесильны, чтобы во всем помогать нам? Разве недостаточна помощь Христа, Который облекся в подобную нам плоть, чтобы, Самому быв искушенным во всем, и нам искушаемым помогать (Евр. 2, 18; 4, 15)? Да, но и Христос явился во плоти нашей для того, чтобы, снизойдя к нам, чрез то нас потом удобнее возвести на высоту небесного жития ангельского. Поэтому Он не остался на земле с плотью, но вознесся, чтобы и мы «о горнем помышляли, а не о земном» (Кол. 3, 2). И Божия Матерь по смерти вознесена с телом к Сыну Своему и Богу «в Небесная и наднебесная», а во время земной жизни, живя во храме и уготовляясь сделаться вместилищем Бога невидимого, не в общении ли с Ангелами Она более пребывала?
Будем помнить, что «плоть и кровь» Царствия Божия наследовать не могут и что наше тело должно по воскресении измениться, стать «духовным», чтобы соделаться соучастником Царствия Небесного (1 Кор. 15, 44, 50). Значит, и жизнь Христа на земле во плоти, равно и Божией Матери, внушают нам, как необходимо стремиться к общению с миром ангельским. Конечно, Христос всесилен для того, что-бы помогать нам; но, спасая существа, одаренные свободою, не вводит Он их насильно в Свое Царство, а хочет, чтобы употребляли они и свободные усилия войти в него, чтобы сами, взаимно помогая друг другу в этих усилиях, содействовали созиданию Небесного Царства. Как же обойтись в этой борьбе за созидающееся Царство Христово без участия высшего и более крепкого воинства небесных сил?
Будем же чаще и усиленнее призывать себе на помощь Ангелов, чтобы общением с ними облегчился дух наш от отягчающих и влекущих долу страстей плотских, чтобы легче влеклось подобное к подобному — на высоту, как все легкое на земле влечется на высоту воздушную, — чтобы нам достаточно укрепиться и удержаться на этой высоте и, оторвавшись, не быть увлеченными в бездну, куда тяжестью собственного яда страстей низринулись демоны и уподобившиеся им люди.
Аминь.

Комментирование запрещено