Успение

Слово протопресвитера Василия Бощановского (+1961г.) в день Успение Божией Матери

«В славном успении Твоем небеса радуются и ангельская возрадовашася воинства: вся земля веселится, песнь Тебе исходную провозглашающи»… (стихира на хвалитех)

Странное явление! Умирает Мать воплотившегося Господа, о Которой небесный вестник вещал: «радуйся Благодатная! Господь с Тобою! благословенна Ты между женами… Ты обре­ла благодать у Бога… и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Божиим…. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит; посему и рожденное Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1, 28-35). Эта дивная Отрасль благочестивого Израиля, Матерь Спасова умирает, и церковь не только не скорбит, а делает этот день днем своего духовного торжества и светлой радости. «Радуйтесь людие, торжествуйте небеса, земля да исполнится веселия, зряще Матерь Спасову восходящую от земли на небо».
Что это значит? Почему смерть обычных людей является днем невыразимой скорби, обильных слез и горьких рыда­ний, а смерть Богоматери, лучшей из дщерей человечества, обращается в источиик духовнаго торжества и светлой радости? Разве смерть Приснодевы Марии не прекратила жизни Богоматери?
В чем же дело? Почему в день смерти Богоматири Цер­ковь призывает всех своих верных чад к радости и свет­лому торжеству?
Смерть, рассматриваемая с точки зрения простой види­мости есть, действительно уничтожение и прекращение видимой телесной жизни, есть победа тления и разрушения. Потому то она и бывает так тягостна и нежелательна для сынов человеческих. Нигде обычный человек не испытывает так остро своего ничтожества и бессилия, не переживает так глубоко своего горя и скорби, как у гроба почивших и близких ему людей.
Иное дело, когда смерть рассматривается в свете христианской веры, надежды и упования. Вспомните слова Богочело­века Христа, сказанныя Марфе, сестре умершего Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25). Читайте вдохновенную 15-ю главу пер­вого послания ап. Павла к Коринфяном, заканчивающуюся гимном победы жизни над смертью: «смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55). В свете христианского восприятия смерти тьма сменяется светом, скорбь претворяется в радость, победа зла — в поражение. Почему так?
Смерть в христианском восприятия есть успение или своего рода сон-отдых от житейских треволнений; это есть переходное состояние от одной формы бытыя к другой; переход от худшего к лучшему; от юдоли скорби, труда и плача в царство светлой радости и блаженной вечности.
Вы в смущении и в удивлении раскрываете свои глаза. Напрасно: не смущайтесь! Лучше внимательно наблюдайте над окружающей вас природой, и ближе к сердцу своему придвиньте Слово Небесной Истины — Христово благовестие. На­блюдение над природой дает нам поразительныя подобия, уясняющия и оправдывающия сейчас рассматриваемую нами истину.
Вот пред нами зерно, которое рукою труженика-пахаря, при посеве, брошено в землю. Оно там — в земле — тле­ет, разрушается, но лишь для того, чтобы дать начало жизни зародышу, стебельку, колосу и, наконец, новому преумноженному зерну. Вот другой примир, более выразительный: яйцо. Под наседку оно кладется свежим. Но там в течении неко­торого времени, под влиянием различных условий, оно изменяет свой внутренний состав, разрывает для полного уни­чтожения свою внешнюю оболочку-скорлупу, но опять только для того, чтобы дать начало, новой жизни. Если так бывает в царстве неразумной природы, то можно-ли допустить, чтобы иначе было в царстве духа разума, нравственного сознания?.. Конечно, нет. И вот это «нет» радостно утверждает Слово Божие — христианское благовестие о победе света над тьмою, жизни над смертью, правды над ложью.
Смерть царствовала в мире, пока царствовал грех. Но с тех пор, как грех подвигом Богочеловека Христа был пригвожден ко Кресту и снят с человеческого рода, смерть утратила свое жало и ад свою победу. Умер Агнец Божий, взявший на Себя грех мира, но только с тем, чтобы смерть Свою увенчать славой воскресения: воскресение же Его положило начало нашему воскресению. «Ныне Христос воста от мер­твых, начаток умерших бысть» (1 Кор. 15, 20), говорит св. Апостол. До воскресения Христова в мире царствовала смерть; после воскресения царствует жизнь и не только в Воскресшем, но и во всех возлюбивших Его.
Успение Божией Матери является лучшим подтверждением и раскрытием этой истины. Подобно Своему Божественному Сы­ну, — Мать подчинялась закону смерти, чтобы препобедить эту смерть не только в Своем духе, но и в Своем теле. От­сюда смерть Богоматери, это по истине успение, разрешившийся дух от бренного тела, чтобы потом, облекшись в нетление, насладиться лицезрением Своего Божественного Сына. Но и для тела Богоматери смерть явилась только прехождением оть худшего к лучшему, от временного к вечному, от смертного к бессмертному. Радость лицезрения Своего Божествеиного Сына Пренепорочная пережила в момент разлучения Своего духа с телом: ибо душа великой Матери была при­нята Никем Иным, как Явившимся к одру Богоматери Ея Божественным Сыном. Но и тело Приснодевы умерло только для того, чтобы пройдя, по закону смерти, врата смертныя, увенчаться славой воскресения и вознесения на небо. Что и удосто­верено было, как отсутствием тела Богоматери в гробнице, когда последняя была открыта для апостола Фомы, пожелав­шего увидеть лик умершей Богоматери, так и явлением Са­мой Богоматери, возвестившей апостолам, что и тело Ея на тре­тий день по смерти было вознесено Ея Божественным Сы­ном на небо.
Терпит смерть свое первое поражение от воплотившегося Богочеловека Христа; бессильна она и пред лицем Богоматери; рвутся ея цепи и пред всеми возлюбившими Христа. Эта победа жизни над смертью и дала повод сначала про­видящему далекое будущее пророку, а потом и христианскому благовестнику воскликнуть: «смерть, где твоя победа?» — а Церкви Христовой день успепия Богоматери сделать днем пре­светлого торжества и глубокой духовной радости.
Возлюбленный брат в сестра! Не будем глухи к голосу вечной истины, возвещенной миру воплотившимся Сыном Бо­жиим — Сыном Девы п проповедуемой ныне Церковью Хри­стовой. В ней — этой вечной Истины — Божественная Пре­мудрость все предусмотрела и наше горе, и наши слезы, и наши муки смертныя. Но, предусмотрев это и предупредив нас об этом, Она-Премудрость дала нам и утешение, заверяя в несомненности грядущей блаженной вечности, — где все бу­дет восстановлено; где раврешатся роковые вопросы нашего ума, где измученное сердце найдет свою отраду; где жаждущие правды Божией получат свое насыщение; гди люди вос­чувствуют свое родство и братство; где дети радостно встре­тят своих родителей; где родители будут наслаждаться со­зерцанием славы вечной радости своих детей; гди Бог бу­дет обитать с людьми; где Он отрет всякую слезу с очей их, — и смерти уже не будет, ибо прежнее прошло (Апок. 21, 3-4).
Такова радость нынешнего дня — Успения Богоматери.
Подымем же выше свои главы и, взирая в лицо грядущей нам смерти, радостно будем исповедывать: «смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?»…
Пресвятая Богородице; спаси нас!
1957г. Лейквуд, шт. Нью-Джерзи, США

Слово святителя Арсения (Стадницкого), исповедника, митрополита Новгородского и Старорусского (+1936г.), в день Успения Пресвятыя Богородицы

О прославлении Божией Матери.
В нынешний день св. Церковь воспоминает отшествие Божией Матери из этого мира в другой, горний, куда отходят все живущие, куда и мы все отойдем непременно, каждый в свое время. Она скончалась в преклонном возрасте или «довольной старости» и была погребена в Гефсимании, недалеко от Иерусалима, у подножия горы Елеонской, — была погребена апостолами, чудесно собранными из разных стран мира к Ея смертному одру. Событие, по-видимому, — печальное: Пресвятая Дева — на смертном одре; тело Ея бездыханно; очи сокрылись; святые апостолы с плачем готовятся к Ея погребению.
Церковь между тем повелевает нам не печалиться, а радоваться, и ради этой радости прекращает дни поста.
Источник этой радости заключается прежде всего в дивных обстоятельствах Успения Пресвятыя Богородицы.
Слово «успение» собственно означает тот момент, всем нам хорошо известный, когда человек из состояния бодрствования переходит в состояние сна. В переносном смысле успением называется в наших месяцесловах и «святцах» кончина или смерть людей святых и праведных. Но можно назвать успением и смерть каждого православного христианина, как и называет ее православная Церковь, когда умершим чадам своим испрашивает от Господа «во блаженном успении вечный покой», именуя при этом и самих умерших усопшими, т. е. уснувшими. В этом именовании смерти успением сказывается твердая уверенность относительно будущего воскресения мертвых. Бог христианский несть Бог мертвых, но Бог живых; ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому и пред богопросветленным взором верующего христианина тоже нет мертвых; те же, кого обыкновенно называют мертвыми, те только уснули и спят: но грядет час, когда все они пробудятся от сна своего и восстанут, — услышат глас Сына Божия и услышавше оживут, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 25. 29). Таков внутренний, прикровенный смысл слова успение, когда этим словом обозначается кончина людей. Но нигде так живо не открывается подобие обыкновенного сна смерти, как в кончине ублажаемой нами ныне Пренепорочныя Матери Господа, Пресвятыя Девы Марии. Если кто, то Она не умерла, а уснула. Кончина Ея была совершенно безболезненная и безмятежная, не только чуждая каких бы то ни было предсмертных мучений и томлений, а напротив даже была преисполнена духовной радости и веселия для умиравшей. Это был сон самый сладостный, за которым последовало еще более радостное пробуждение. Предание повествует, что за несколько дней до успения архангел Гавриил явился к Ней с радостною вестию о скором соединении с возлюбленным Сыном. В то же время всемогущая сила Божия со всей вселенной собрала в Иерусалим апостолов, чтобы они воздали Ей честь погребения. В самый час кончины необычайный свет осиял Ея храмину и к смертному одру Ея нисшел Божественный Сын Ея, окруженный небожителями. Она, «неизреченно веселящися, паки сном сладким уснувши, предаде в руце Его пресвятую Свою душу. И тако торжественно от небесных чинов душа Ея бе проводима в горняя, руками Господними несома. Провождаху же ю и апостольская очеса, на видение то преславное смотрети сподобившаяся» (Сказание об Успении в Чет.-Мин. 15 августа.). Но это — еще не все. Самый этот сон Ея, сон смертный, продолжается очень не долго. На третий день после Ея погребения апостолам предстояла надобность открыть Ея гроб для апостола Фомы, который желал поклониться Ей, так как он, по особенному устроению Божию, не был при погребении. К великому удивлению своему, они нашли в гробе только погребальныя пелены, которыми было повито Ея тело при погребении, самого же тела не было. В недоумении о случившемся, апостолы молились Господу, «да открыется им о пречистом телеси том», и вот к вечеру того дня слышат они над храминою, в которой были собраны, глас ангельского пения и, возведши очи горе, видят на воздухе Саму Пресвятую Деву Богородицу, окруженную ангелами и осияваемую неизреченною славою. «Радуйтеся», сказала она им, «яко с вами есмь во вся дни». Отселе уверились апостолы и всю Церковь уверили, что Пречистая Матерь Божия в третий день по смерти Своей была воскрешена от мертвых Сыном и Богом Своим и с плотию переселена в горния жилища, т. е. была взята на небо (Сказание об Успении в Чет.-Мин. 15 августа.). В такой дивной кончине Преблагословенныя Девы явилась, к утешению всех, с особенным торжеством сила Господа, Который смертию Своею и воскресением сокрушил жало смерти и из страшной и мучительной сделал ее для верных Своих последователей и радостною, и блаженною. Здесь первая причина нашей радости.
Засим мы радуемся о Преблагословенной Деве, что Она, после скорбей и страданий, которыми, по предсказанию праведного Симеона, преисполнена была ея жизнь, наконец получила награду, соответствующую Ея добродетели. В нынешнем апостольском чтении мы слышали об уничижении Господа Спасителя до смерти, смерти же крестныя, и о возвеличении Его потом и превознесении даже по человечеству во славу Бога Отца. Преблагословенная Дева также до самой блаженной кончины Своей умаляла Себя, смирялась, терпела; с сих пор начинается и Ея возвеличение и прославление. Пророк Давид провидел это возвеличение Приснодевы и в радостном восторге воскликнул: Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преукрашена (Псал. 44, 10). Таким образом при гробе Богоматери обнаружилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба: будучи доселе наказанием за грех, она сделалась теперь свидетельницею добродетели, наградою подвигов, совершаемых в жизни. У гроба познается человек; вся жизнь его как бы выступает наружу: клевета смолкает, покров смирения разоблачается, добродетель и правда торжествуют. «И услышал я голос с неба, говорящий мне», — пишет в Откровении тайновидец Иоанн, — «напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Апок. 14, 13).
Особую еще причину радости изясняет церковная песнь: в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста… (Кондак праздника). При жизни Своей Она была Ходатаицею за бедных пред Сыном, и ради Ея творились чудеса, когда еще не пришел час их; святые апостолы, все знавшие Ее, уповали на Ея молитвы и не могли не скорбеть при мысли об Ея кончине. «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни», — сказала Матерь Божия апостолам, явившись им в третий день после Своей смерти и погребения. Сказанное Богоматерью может быть отнесено и ко всем верующим в Ея Сына и искупленным Его честною кровию; может быть отнесено в известной мере и ко всему вообще роду человеческому. Ибо и по переселении Своем от здешнего мира Она не оставила его совершенно, как воспевает о Ней св. Церковь: во успении мира не оставила еси. Нужно ли, братие, разяснять, нужно ли доказывать эту последнюю мысль, содержащуюся в приведенной церковной песни? Скажите: кто из христиан не призывает в своих молитвах преславного имени Богородицы Марии? Кто не прибегает к Ней за помощию в нуждах и напастях, за утешением в скорбях, за исцелением в болезнях? Кто не слышал о многочисленных и разнообразных знамениях чудесной помощи, покрова и заступления Пречистыя Девы Богородицы, явленных и являемых и над отдельными лицами, и над целыми городами и областями, и над целыми даже народами, как, например, над нашим русским, православно-христианским народом? Наше отечество есть неумолкаемый проповедник безчисленных знамений заступления, даруемых силою Ея. Посвященные имени Ея храмы и многия обители громко возвещают, во услышание всей земли, о неизреченной благостыни великия Заступницы человеческого рода. Прославленныя изображения святейшего лица Ея, созерцаемыя в спасительном избавлении от неизбежных зол, не свидетельствуют ли еще более о сильном Ея предстательстве за нас пред Господом? Не достало бы времени исчислять нам богатства изливаемых Ею милостей на прибегающих к Ея покрову. Вот, братие, причины нашей радости в настоящий день. Для всех нас, христиан, Успение Пресвятыя Богородицы есть самый утешительный праздник.
Чем же ублажим мы с своей стороны Преблагословенную в женах, прославляя ныне благолепно Ея Успение? — Неуклонным шествием тем путем, коим Сама Пренепорочная восходила к небесному блаженству. Посвященная от юных лет храму Господню, Пресвятая Дева соделалась вместилищем Невместимого; и наше сердце, если твердо будем стоять в вере и гореть любовию к Искупителю своему, Он по благодати сотворит Своею обителью, и самое тело наше покажет некогда сообразным телу славы Своея. Пренепорочная смиренномудрием и скорбным путем достигла высоты величия Своего; так и мы должны сеять слезами, чтобы пожать с радостию плоды блаженства. Она первая последовала примеру возлюбленного Сына Своего в терпеливом несении креста Своего; так и нам предлежит тесный и трудный путь к царствию Божию. Она во всю земную жизнь помышляла о небесной; и мы должны мудрствовать горняя, а не земная, чтобы наследовать житие избранных на небеси.
Не будем страшиться сего трудного подвига; мы имеем в ублажаемой нами Матери Сына Божия верную Споспешнину и теплую Молитвенницу о нас. Мы не постыдимся пред вечным Судиею — Ея Сыном, когда предадим Ей самих себя и весь живот наш — Ея Господу.

Слово митрополита Сергия (Ляпидевского), Московского и Коломенского (+1898 г.), на день Успения Пресвятой Богородицы

Яко сотвори Мне величие Сильный (Лук. 1, 49).

Из всех праздников в честь Богородицы с большею торжественностью воспоминается и празднуется Ея славное Успение. Довольно припомнить то, как много в православных странах храмов и обителей, именуемых «успенскими», и еще то, что праздник Успения предваряется двухнедельным постом, в честь Пресвятыя Богородицы установленным. Также и песнопения церковныя, если сличить их с прочими, для других праздников Богородичных сложенными, имеют преимущество всемирной радости и небесной торжественности: «Твое славят успение силы и херувимы, и страшнии серафимы; радуются земнороднии, припадают царие, со архангелы и ангелы» (стихира праздника Успения, на «Господи воззвах», 3-я).
Основание, почему Успение Божией Матери торжественнее других праздников Ея, можно усматривать в преимущественной важности сего события, которое окружено было чудесами. Иные праздники в честь Богородицы служат воспоминанием отдельных из Ея жизни обстоятельств. Но в Успении венец и слава всей Ея жизни: тогда верующим ясно было открыто, что Приснодева Мария есть Царица неба и земли; в Ея смерти явилась поразительная, но и вместе весьма стройная и соответственная противоположность с Ея жизнью: Ея глубокое смирение покрылось божественным величием, Ея скромная земная доля пременилась в небесную славу, и Ея слава боголепная богоподобными возсияла чудесами. При жизни Сына Своего, Она редко являлась при Нем, и когда являлась, в делах Его почти не допускала участия, и даже слышала предостережение: что мне и тебе, жено (Иоан. 2, 4)! А в минуту Ея кончины, Сам Он идет, окруженный силами безплотными, сретить и принять Ея душу из Ея тела, от которого Сам восприял человеческую плоть. В жизни Она любила уединение и простоту: на Ея торжественную кончину стеклись к Ней Апостолы, путями воздушными на облаках несомые, и дом Иоанна Богослова, у которого Она жила, был приготовлен и украшен, как для необычайного торжества и, быть может, как никогда прежде. Во время Ея жизни струя силы чудотворной едва проторгалась из глубины Ея смирения: но безсмертный гроб Ея был источником исцелений для веровавших, и грозных чудес для устрашения неверовавших. В успении Ея, и вместе воскресении, по прекрасному выражению песни церковной, «стечеся чудо в чудеси». Тогда знаменательно и торжественно начало исполняться пророческое слово Божией Матери: Сотвори Мне величие Сильный.
В примере Божией Матери уясняется и для нашей жизни, значение смерти. Ея достославная кончина была подготовлена смиренною жизнью. Так ли мы смотрим на свою жизнь, как на время и на средство для приготовления к непостыдной кончине? — Обыкновенно люди каждый день в своей жизни усиливаются обратить в новый случай для себя испытать удовольствия жизни. Обыкновенно думают, что наслаждение жизнью есть победа над смертью, что думать о смерти значит прежде смерти умирать. Но вернее сказать, что христианская кончина есть венец жизни, что «живот предобручает смерть» (канон праздника, ирмос 9-й.), то-есть, что смерть для праведника служит залогом блаженной вечности, дверью того полного успокоения, которого напрасно душа стала бы искать на земле. Если жизнь человека есть сцепление его действий многосложных, иногда сокровенных, не редко и запутанных: то смерть есть развязка сих узлов, оценка истинных заслуг. Не бывает ли на этом свете, что жизнь иного человека промчится, как шумная колесница, окруженная пылью, след которой быстро разносит ветер? Напротив, иной трудится скромно, служит обществу по долгу и совести, безмолвно, без провозглашений о себе: а между тем, его дела так прочны, что несокрушит их и разрушительное время, его имя так почтенно, что и далекие потомки будут благословлять его. Добросовестный труженик подвизается не для того, чтобы всем угодить, и от всех заслужить похвалу, а потому, что он всегда готовится, как за свою жизнь отдать ответ Богу. Многие по суду человеческому умели жить хорошо; но по суду христианскому тот истинно мудр, кто сподобится умереть хорошо, неосужденно и непостыдно. Если всякое дело украшается концом: то не более ли должно нам заботиться и принять меры, чтоб труд нашей жизни украсился христианской кончиной? — Для этой цели один святой подвижик дает такой совет: «Помни всегда о твоем исходе, и не будет греха в душе твоей» (Достопамятныя сказания, авва Евагрий, гл. 4). Аминь.

Проповедь архиепископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского), Зелонского (+1979г.), в день Успения Пресвятой Богородицы

Как Введение во храм, так и событие кончины, то есть Успения Божией Матери, не отмечено в книгах Священного Писания. Об этих событиях, то есть о смерти Божией Матери, о Ее воскрешении и вознесении Ее во плоти Господом на небо, мы знаем из апокрифической письменности. Тем не менее Церковь приняла это свидетельство, как достойное веры и учредило праздник в честь их.
Божия Матерь, Приснодева Мария не согрешила, и смерть, как порождение греха, могла бы не иметь над Нею власти, если бы Она не унаследовала от родителей эту смертность. Вследствие этого Она должна была умереть, и приятие Ею незаслуженно и лично смерти, есть неизбежное заключение Ее смиренного служения. «Се раба Господня». А Господь, Сын Ее по плоти и Предвечный Сын Божий есть всесовершенная любовь и всесовершенная справедливость. Если Он не мог видеть от дьявола мучимого рода человеческого, и если Он, дабы избавить грешное человечество от греха, дьявола и смерти, Сам пострадал и принял смерть, но как мог Он потерпеть, чтобы безгрешная Матерь Его осталась бы, пусть до времени, в узах смерти.
И Господь воскресил Свою Пречистую Мать. Он воскресил Ее не только для Нее, но чтобы и нам явить Свою высшую справедливость и милосердие. Общее Воскресение предваряя, Господь Иисус Христос воскресил Лазаря четверодневного. Но воскрешение Лазаря было не окончательным: Лазарь пожив, сколько ему Богом было дано, умер вновь.
Воскресение же Божией Матери было полной победой над смертью. В этом воскрешении Господь приобщил Ее Своему собственному Воскресению. Такое воскресение во славе дано будет тем, кто этого восхочет и удостоится. Взятие во плоти Божьей Матери на небо довершает этот образ.
Эти чудесные события связаны еще с тем, что Божия Матерь — это новая Ева, Мать живущих, но не смертных уже, а предназначенных к вечной жизни. Она — Мать Жизни, которая есть прежде всего по плоти рожденный Ею Господь, Сам сказавший о Себе: Я есмь путь, истина и жизнь. И во воле Ее Сына, как это поется в кондаке: смерть и умерщвление не удержали Мать Жизни.
Как могло быть иначе? Ведь Божия Матерь, как наша Мать предназначена растить нас к вечной жизни.

Слово митрополита Симона (Новикова), Рязанского и Касимовского (+2006г.), на Успение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня мы собрались для того, чтобы праздновать день Успения Царицы Небесной. Успением, не смертью называет Святая Церковь окончание земной жизни Матери Божией. Однако священный образ, вынесенный сегодня для поклонения на средину храма, представляет взорам нашим погребальный одр. На нем — святое и нетленное, но уже бездыханное тело, вокруг — собор святых апостолов, которые несут его в Гефсиманский сад, ибо там заповедала Пресвятая Богородица положить Ее Пречистое Тело: «Апостоли, о конец совокупльшеся зде, в гефсиманийстей веси погребите тело Мое…»
Нам трудно вместить, что умерла Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Церковь, хранительница Премудрости Божией, не скрывает своего удивления, когда воспевает: «О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается!»
Успение Богоматери — это чудо. И как всякое чудо, возбуждающее священное удивление, оно поучает нас. Перенесемся же мысленным взором ко Гробу Царицы Небесной и примем для себя назидание. Первой может придти мысль о неизбежности смерти для нас, увы, далеких от чистоты, если даже Сама Пречистая Матерь Жизни не миновала смерти, пусть тихой и кратковременной (на 3-й день Она была воскрешена Своим Возлюбленным Сыном и вознесена на Небо). Христианин, да благословит Господь дни твоей жизни, и пусть она будет долгой, однако не надо забывать, что наш смертный одр ближе, чем мы думаем. Поэтому Святая Церковь, ныне поставив нас у Гроба Царицы Небесной, призывает обратить свой взор за пределы Гроба, на земле помыслить о Небесном, вспомнить о Вечности. Ведь Пресвятая Богородица для нас не только Заступница, но и высочайший пример для подражания.
Когда мы вспоминаем умершего близкого нам человека, то стараемся думать о его добродетелях, чтобы и отошедшему воздать справедливость, и себя побудить к доброделанию. И если так мы поступаем, размышляя о кончине обыкновенного человека, то тем более прилично это сегодня, когда торжественно вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы.
Святой Пророк, говоря, что «вся слава Дщере Царевы внутрь» (Пс. 44, 14), возвещает нам Духом Святым о необыкновенных добродетелях Царицы Неба и земли. Что может быть выше и полнее внутренней славы Девы Марии? Ее беспримерной чистоты, Ее духовного совершенства, Ее святости?! Но при жизни Ее на земле скрыты были слава и духовная красота Пресвятой Богородицы Ее глубоким смирением. Поэтому радуйтесь ныне те, кто любит простоту, кто тайно подвизается, смиренно скрывая свои добродетели, ибо пример Царицы Небесной дает вам свидетельство, что вы на верном пути спасения.
Возрадуемся и все мы, предстоящие ныне у Гроба Царицы Небесной, и с этого дня положим в своем сердце заботиться о духовной славе и украшении души своей. Эта слава нетленна, ей радуются Небожители и ее благословляет Бог.
Насколько поучительны добродетели Божией Матери, настолько неистощима и сокровищница Ее молитв. Если на земле, когда Она скрывала Свою славу, мы видим Ее предстоящей Господу с ходатайством о наших нуждах (как, например, это было в Кане Галилейской), то тем более на Небе мы имеем в молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах Непреложное Упование. Потому Святая Церковь и празднует так торжественно день отшествия Пресвятой Богородицы из этого мира, что после Ее Успения на земле человечество обрело Ее на Небе как Царицу, во славе предстоящую Царю Славы и ходатайствующую о благодатной помощи для каждой души, истинно желающей спасения. И нет ни одного дня в жизни Церкви, ни одного Богослужения, которое бы не было «преукрашено Ее Божественною Славою».
В продолжение веков славящие уста не утомились, и это значит, что Пречистая Дева приемлет глас молитв и славословий, приемлет и посещает души обращающихся к Ней Своей могущественной помощью, принося им благодать Христову. «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, — исповедует Святая Церковь. — Слава Твоя Боголепная, Богоподобными сияющи чудесы!»
Итак, возлюбленные во Христе братья и сестры, пусть никто не уйдет ныне без духовной пользы от Гроба Божией Матери, но каждый да унесет в своем сердце три истины, как три цветка, украшающих Ее Живоносный Гроб.
Первый цветок напомнит о том, что нам нужно прежде всего готовиться к Вечной Жизни, второй — что, познавая богатство души Пресвятой Девы, мы будем подражать Ее добродетельной жизни, украсим свою душу чистотой. Третий цветок пусть свидетельствует, что по Успении Царицы Небесной мы имеем спасительную Молитвенницу на Небе, ибо «в рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице!»
Возлюбленные! Каждый день обращайтесь с молитвой к Царице Небесной! В Ней вы найдете свет для души, радость и утешение в скорби, Она будет самой надежной Руководительницей и Путеводительницей на пути спасения.
Аминь.

Слово протоиерея Павла Попова в день Успения Божией Матери

Сегодня — день Успения Божией Матери!
Она отходила на небо, окруженная Апостолами, удрученными великою скорбию разлуки с Нею, и вот — в утешение им, Она обещала быть «до скончания века» — покровительницей и ходатайницей пред Господом за весь род христианский.
И с тех пор Божия Матерь является для нас покровом и прибежищем во всех скорбях нашей жизни.
И кто не прибегал к ея покрову и мощной защите?
Кто из нас из глубины души не взывал: «призри, благосердием, всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление и исцели души моея болезни»!
И кто из нас не получал от Нея скорой помощи и утешения в бедах?
Рука помощи «Всепетой» проходит невидимо через все ткани нашей жизни и только духовно слепые не видят или вернее — не хотят видеть ея!
Вотъ и мы сейчас с вами, — да не только одни мы, но и вся наша несчастная родина, — переживаем тяжелыя испытания, каких не знал еще мир!
Заброшенные в далекую чужбину, живя среди всевозможных лишений, мы удручны величайшей тоской по родине, наше сердце разрывается от тех вестей, какия идут оттуда?
Там — царство смерти, смерти насильственной от штыка, смерти от голода и эпидемии! Страна — вымирает!
И у многих из нас невольно является тревожный вопрос, переходящий нередко в ропот «не довольно ли испытаний»?
Почему небесная помощь доселе не приходит к нам… неужели мы совершенно отвержены Богом… где же безконечное милосердие Божие?
Да, испытание так велико, что такие вопросы естественно могут зарождаться в сердце нашем.
В самом деле: неужели же безконечное милосердие Божие не может покрыть наших беззаконий?
Неужели всеблагий Бог, — вся полнота любви к человечеству, прогневался на нас до конца, так что и ходатайства за нас св. угодников и самой защитницы нашей Божией Матери, остаются безсильными?
Но не должно забывать, что безконечно милосердный Бог есть вместе с тем и безконечно правосудный!
Не должно забывать, что катастрофы, подобныя переживаемой нами, как то: всемирный потоп, вавилонское пленение, гибель Римской империи и др. падают на эпохи глубочайшаго религиозно-нравственнаго развала человечества или отдельнаго народа, что такия потрясения ниспосылаются за беззакония людей целой эпохи, а не одного даннаго момента, что являясь актом гнева Божия, оставляя в истории человечества глубочайшие следы падения, и возстания человека, они — служат великим воспитательным средством для человечества!
Изучая историю этих мировых потрясений, мы узнаем, что они прекращаются лишь тогда, когда человечество, сознав свою греховность, свое глубокое падение, как причину ниспосланных испытаний, усилиями своей воли, постом, молитвой и доброй жизнию умилостивляет Бога, удовлетворяет правде Божией и возрождается!
Вот теперь мы с вами и спросим себя: сознали ли мы причинную связь нашей жизни с переживаемыми испытаниями или же будем продолжать искать такую причину, ну, хотя-бы в пломбированных немецких вагонах, привезших на нашу родину известных политических авантюристов, являющихся, в сущности, лишь орудием в руках Божиих?
Мы уже начали роптать на Бога, а что мы сделали для умилостивления Его, какую жертву принес каждый из нас на алтарь правде Божией!
Пожертвовал ли кто из нас ну, хотя-бы той или иной дурной привычкой или застарелой страстью, для собственнаго возрождения и спасения родины!
Все мы толкуем о том, что старая Россия разложилась; она должна возрождаться на новых началах; но возрождаемся ли мы с вами — члены русскаго государства?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно проследить хотя один рядовой день нашей эмигрантской жизни!
И ответ получится ясный и определенный.
И какой прекрасный пример в этом отношении дают наши присные, пребывающие в Совдепии.
С усилением террора, там растет религиозный подъем, храмы переполнены молящимися, совершаются грандиозные крестные ходы.
Очевидно — изстрадавшийся народ, путем тяжких испытаний, познал, что причина этих испытаний в нас самих — в нашем богоотступничестве, и что только мы сами можем преложить гнев Божий на милость!
Только став на такую точку зрения, мы подойдем к тем путям и средствам, которые поведут нас к собственному возрождению и спасению родины!
И не по вине ли нашей задерживается наступление радостных дней в нашей жизни?
Не по нашей ли вине все еще закрыто для нас небо?
Сумрачно на нас смотрят лики святых — благоугодивших и среди них любвеобильнейший взор вечной заступницы нашей Пресвятой Богородицы с такой скорбью зовет нас с вами к покаянию и жертвам!
Не обманем — же мы Ее, нашу Печальницу!
Пусть каждый из нас продумает прошлую жизнь свою и с нынешняго дня, ради спасения родины и себя, решится принести искупительную жертву, хотя-бы воздержанием от повторения дурных привычек.
И тогда, — мы верим, — всесветлый и всерадостный лик Богоматери — мощно предстанет пред престолом Вседержителя: Она умилостивит гнев Божий и даст нам дни радости, тишину и благоденствие в жизни!
Сан-Стефано, Бернадотт в Турции, 1921 г.

Комментирование запрещено